РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

Концепция устойчивого развития городов.

Впервые термин «устойчивого развития горда» определен в докладе Комиссии ООН по окружающей среде и развитию в 1992г. Он подразумевает программы стабилизации численности населения и объемов промышленного производства, развития экономики, не разрушающей природу Земли. В концепции устойчивого развития понятие городской среды обитания не ограничивается экологическими аспектами взаимодействия человека и природы. Город рассматривают как целостный антропоприродный комплекс, где обществом должны быть обеспечены и сохранены для потомков оптимальные условия существования. Не в ущерб экологической составляющей усилена привлекательность городской среды за счет упорядочения хозяйственно-экономической деятельности и расширения различного вида услуг.

Устойчивое развитие городов определено как гораздо более широкая концепция, чем защита окружающей среды. Это понятие имеет как социально-экономические, так и культурные и экологические характеристики. Проблема устойчивого развития городов включает проблемы, испытываемые внутри городов, проблемы, вызываемые или создаваемые городами, а также потенциальные решения, могущие быть найденными и представленными городами.

Приток населения в города связан с их притягательностью, которая заключается в том, что крупные населенные пункты являются центрами трудовой деятельности. Полифункциональные города обеспечивают многообразие средств существования и предоставляют возможность выбора рабочих мест. Одновременно открывается широкий спектр культурных и социальных услуг. Объединение разнообразных мест приложения труда и удовлетворение социально-бытовых потребностей очень важны для человека XXI века. Среду обитания, в полной мере обладающую такими свойствами, признают оптимальной, но только при условии обеспечения защиты от отрицательного воздействия, вызываемого концентрацией людей на небольших площадях.

Однако по заключению ООН большинство современных городов обладают отрицательными свойствами, основными из которых являются:

—  интенсивное загрязнение окружающей среды продуктами хозяйственной деятельности, сконцентрированной в одном месте;

—  нарушение баланса в использовании трудовых ресурсов коренного населения, изменения свойств занимаемой аборигенами «экологической ниши»;

—  недостаточный уровень жилищных, лечебных и санитарно-гигиенических услуг, вызванный перенаселенностью и скученностью;

—  расширение городских территорий, что влечет за собой удаление друг от друга пунктов притяжения населения и связанное с этим ухудшение транспортного обслуживания, если не решены проблемы интенсификации и организации движения;

—  недостаточное водо- и энергоснабжение, водоотведение и утилизация твердых отходов.

В связи с изложенным, можно определить узловые проблемы устойчивого развития городов. Одна из них — это долгосрочное планирование экономической и производственно-хозяйственной деятельности. Существует потребность в развитии градообразующей базы с созданием разнообразных мест приложения труда. Это важно для жителей, поскольку открываются широкие возможности выбора рабочих мест. При определении состава производств следует учитывать сложившиеся у населения стереотипы. Задействовать в производстве и хозяйстве людские ресурсы в соответствии с их демографо-трудовыми особенностями и квалификацией.

Другая проблема формирования градостроительной базы связана с экологической безопасностью среды обитания. Необходимо внедрение во все производства ресурсосберегающих, мало- и безотходных технологий. Нужно совершенствовать и строить сооружения очистки и утилизации твердых и жидких отходов.

Еще она проблема — это рациональное развитие инженерных инфраструктур жизнеобеспечения города. Цель их развития заключается в удовлетворении потребностей населения в таких ресурсах, как чистая вода, электричество и другая энергия.

К системам инженерной инфраструктуры относится и транспортная. Необходимо постоянное улучшение транспортного обслуживания горожан путем реконструкции существующей улично-дорожной сети, совершенствования организации городского движения и связей с внешним транспортом.

Социальную политику рекомендуют ориентировать на увеличение палитры культурно-бытовых услуг. Рационально всеми средствами расширять систему объектов культуры, отдыха и торговли. В связи с возникшей потребностью в религиозно-культовых сооружениях восстанавливать их и строить новые.

В городах весьма остра проблема сохранения ландшафтов. В целях предотвращения их деградации следует щадяще использовать земельные ресурсы. Оптимально сочетать освоение новых территорий с уплотнением существующей застройки. Учитывать, что расширение городов, помимо прочих следствий, влечет за собой проблему транспортных перевозок на большие расстояния.

Устойчивая и экологически оптимальная городская среда обитания может быть создана только при рациональном сочетании хозяйственной деятельности с природоохранными мероприятиями. Поэтому по рекомендациям ООН стратегию и тактику содержания и развития городов необходимо строить на принципах комплексного подхода к объемно-планировочной организации территорий. Такая организация является предметом градостроительного планирования. Следовательно, в соответствии с концепцией ООН градостроительство неразрывно связано с организацией оптимальной среды обитания, экологически достаточно чистой и обязательно устойчивой во времени.

Индекс качества жизни

75% россиян живут в городах. Что влияет на качество их жизни и как
его повысить? Для ответа на эти вопросы госкорпорация ВЭБ. РФ
вместе с партнерами разработала информационно-аналитическую
систему городского развития — Индекс качества жизни в городах
России. В ее основе лежат лучшие международные практики.

Цель проекта: оценка качества жизни в городах России.

Задача проекта: развитие и повышение качества жизни россиян.

В 2021 году в Индекс включены
115 городов России. Чтобы посмотреть детальный профиль города, выберите его на карте

В рамках проекта сформирована база данных из более чем 200 показателей, по которым можно анализировать и сравнивать города. Для обеспечения сопоставимости городов России с международными городами в базу данных включены показатели ОЭСР.

Подписка

  • Ежедневная
  • Еженедельная

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

Экополис как модель устойчивости

Как это ни удивительно, первые шаги к «устойчивому развитию» были предприняты еще в Советском Союзе. Подход к решению экологический проблем сильно варьировался на протяжении существования СССР, однако к началу 1960-х годов в стране возникло мощное низовое экологическое движение, представленное студенческими дружинами охраны природы, с одной стороны, а с другой — самоорганизацией ученых в борьбе с «поворотом течения рек».

Важной частью этого общественного движения стала попытка создания города-«экополиса». Такой город должен был стать дружественным природе и экологически благополучным благодаря использованию передовых научных исследований и широкому участию жителей.

Похожие концепции, пытавшиеся воплотить идеи утопического урбанизма, возникали еще в начале XX-го века. Например, так называемый «город-сад», сочетающий в себе все лучшие элементы среды города и деревни. Впрочем, эти попытки, не имея под собой четкой научной базы, чаще всего оканчивались неудачей. Совершенно по-другому ученые и градостроители подошли к созданию экополиса в Пущино.

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

Биологический наукоград

В середине 20 века в качестве ответа на создание технополисов в США в СССР началось строительство собственных наукоградов. Как правило, они создавались вокруг перспективного научно-исследовательского центра. Так, Обнинск, Дубна, Троицк, Протвино выросли вокруг институтов, занимающихся фундаментальными исследованиями в области физики и ядерных программ.

Город Пущино должен был быть связан с исследованиями в сфере биологии. Ученым фактически дали карт-бланш при выборе места для города — его определил академик Несмеянов после поездки по Оке. В результате, у села Пущино было выделено 761 га под создание научного города и радиоастрономической станции. Строительство начали еще в 1956 году, а к 1979 году было решено реализовать в городе экспериментальную программу «Экополис».

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

Глобальную цель этой программы Пол Даунтон, — теоретик устойчивого города и экологический архитектор, — сформулировал так: создать «урбанизированную систему, население которой намеренно интегрировано в процессы биосферы для оптимизации функционирования биосферы на благо человека». Основная же задача эксперимента заключались в следующем: «Строить так, чтобы вписываться в окружение в сотрудничестве, а не в конфронтации с природой».

Создатели Пущино предполагали, что добиться этого можно через следующие принципы:

— соразмерность архитектурных форм росту человека;

— пространственное единство водных и озелененных площадей;

— включение элементов природного окружения при строительстве и квартирное озеленение (на балконах, вертикальное озеленение улиц, создание газонов на крышах и т.

Философия и биология

В Советском Союзе идею «экополиса» развивали специалисты биологического факультета МГУ — в лаборатории экологии и охраны природы кафедры высших растений. Один из сотрудников лаборатории — биолог Дмитрий Николаевич Кавтарадзе — предположил, что советскому экологическому движению не хватает философского «обоснования». По рекомендации коллеги, он знакомится с философом и социальным психологом Ароном Абрамовичем Брудным для обсуждения проблем природоохранной деятельности и выработки совместной стратегии.

Благодаря этому сочетанию биологии и философии удалось запустить экспериментальное исследование городской среды с психологической и с экологической точек зрения. Специально для Пущино была разработана программа методов создания в малых городах оптимальной экологической и социально-психологической среды обитания человека.

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

На территории, отведенной для строительства наукограда, планировалось разместить восемь институтов со всей необходимой инфстраструктурой, включая полигоны, опытные поля и радиофизическую станцию ФИАН. Особенностью Пущино с самого начала его существования было отсутствие промышленности. Генплан строящегося наукограда стал идеальным примером комплексной застройки территории.

Самым необычным элементом застройки «эконополиса» в генплане стала идея запланировать «буферную зону», отделяющую жилые дома от зданий университетов. В центре жилой зоны был также расположен бульвар, спускающийся к реке лестницей. Такая компоновка была столь удачной, что сохранялась во всех последующих генеральных планах. Это сделало Пущино одним из самых красивых городков Подмосковья. В бульваре наглядно воплотилось изменение подхода — от покорения природы к взаимодействию с ней.

Баланс города и экосистем

Территория Пущино может быть условно поделена на четыре части: заказники, входящие в городскую черту; территория институтов; протяженный парк, выполняющий функцию буферной зоны; и, собственно, жилые микрорайоны.

Основываясь на принципах программы «Экополис», руководство города и его жители решили, что существующие биоценозы — луга, родники, склоны реки Оки — необходимо сохранить во что бы то ни стало. В результате вокруг города было создано 13 заказников: 330 га охраняемых природных территорий кольцом окружают город.

Внутри Пущино зеленый облик города поддерживает парк «Зеленая зона». Зеленый каркас подмосковного экополиса был заложен еще при планировании. Было высажено порядка 4 600 деревьев и более 3 000 кустарников. Сегодня «Зеленая зона» представляет собой ось шириной 170 метров и длиной 2 километра и отделяет институты биологического профиля от жилой застройки. Сама структура «Зеленой зоны» организована таким образом, чтобы она образовывала череду открытых, полуоткрытых и закрытых пространств.

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

Конечно, зеленые территории есть не только в городском парке, но и по всему городу. Внутри одного из микрорайонов располагается Яблоневая аллея — 56 яблонь породы «Антоновка», выращенных специалистами Главного ботанического сада Академии наук. Яблони расположены в пешеходной зоне и регулярно плодоносят, а значит, любой желающий может их попробовать.

Городские микрорайоны террасами спускаются от «Зеленой зоны» к реке. Кроме традиционных ив, берез и дубов, здесь высажены и редкие для этой местности деревья — например, маньчжурский орех, сибирская пихта, конский каштан, пенсильванская вишня. Для озеленения микрорайонов был также создан собственный питомник, где выращиваются саженцы деревьев и кустов и цветочная рассада.

В 2016 году Пущино депутаты муниципалитета решили включить город в Приокско-террасный заповедник. Пущино теперь располагается в переходной зоне заповедника и именуется «территорией сотрудничества». Таким образом Приокско-Террасный заповедник стал единственным в России, на территории которого есть городское поселение.

Все это делает экополис Пущино образцом для проектирования и строительства малых городов или микрорайонов для городов-миллионников.

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

Пущино, XXI век

Опыт создания «экополиса» в Пущино представляет интерес даже сейчас, не смотря на допущенные ошибки.

Принцип «воспитание — понимание — действие», лежавший в основе проекта, применим и сейчас. На практике он работает следующим образом. Сначала составляется социальный и экологический портрет города, определяются характеристики населения, состояния окружающей среды, загрязнения вод, почв, воздуха, биоразнообразия, исследуется ситуация на особо охраняемых природных территориях. На втором этапе проводится открытая конференция для жителей города, посвященная проблемам окружающей среды. На третьем этапе ведется обсуждение текста программы, конкретных действий, формируются направления-подпрограммы, проходит обсуждение структуры и функций экологических служб и общегородских лабораторий.

Эта модель, учитывающая все стороны жизни и включающая в обсуждение развития города его жителей, стала самым важным наследием проекта «экополис». Даже если сам город Пущино и не превратился в город-сад, как это было задумано его создателями, заложенные в этом проекте идеи позволят создавать такие города в будущем.

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

Почему город должен быть зеленым? Три способа спасти биоразнообразие

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

Развитие городской среды москва

Подборка наиболее важных документов по запросу Развитие городской среды москва (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Благоустройство территории:
  • Биотуалеты КОСГУ
  • Благоустройство дворовых территорий
  • Благоустройство придомовой территории
  • Благоустройство территории вид расходов
  • Благоустройство территории налог на прибыль

Бесконтактность — один из главных трендов в Москве 2021 года. Cтоличные власти и бизнес активно развивают цифровую среду, внедряют инновации в различные сферы, создают электронные сервисы и приложения. «Цифровизация, безусловно, помогла и помогает нам пережить пандемию — это и видеоконференции, и цифровые сервисы по заказу продуктов питания и всевозможных услуг. Все они повысили наше качество жизни, сделали ее комфортнее. Пока этот тренд будет укрепляться. Онлайн-обучение и онлайн-встречи — это хорошо, и это выход при сложившихся условиях, но когда пандемия завершится, возможно, будет противоположный тренд — на очное общение», — рассказала урбанист, директор АНО «Научно-исследовательский институт устойчивого развития в строительстве» (НИИУРС) Вера Бурцева.

Особое внимание в период карантинных мер привлекала тема этичного и безопасного сбора, передачи и использования данных горожан. «Для того чтобы даже в экстренных ситуациях аналитика информации не вызывала нареканий с точки зрения защиты персональных данных, этики и безопасности, стало необходимо использование IT-систем, разработанных по принципу privacy by design. В таких системах нарушение требований по безопасности невозможно и со стороны пользователей, так как защищено самой организацией системы. Создание таких систем для горожан теперь на повестке IT-разработчиков Москвы», — объяснила вице-президент аналитической компании Habidatum Екатерина Летуновская.

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

Тренд № 2. Деурбанизация

Во время карантина люди начали массово покидать города, чтобы иметь возможность гулять по собственному саду, а не только на балконе или вокруг дома. Несмотря на то что жесткий локдаун закончился, многие москвичи так и остались жить за городом.

«Небольшим квартирам в центре горожане начали отдавать предпочтение большим площадям за городом. Произошел бум на быстровозводимые модульные дома. Люди стали выбирать гибкие планировки, отвечающие нуждам каждого члена семьи. Благодаря карантину многие поняли ценность близости к природе и собственной территории», — подчеркнула эксперт дизайн-студии MashMellow Мария Сильвестрова. Она отметила, что это и сформировало новый для Москвы тренд — деурбанизацию.

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

Тренд № 3. Комьюнити-пространства

В период пандемии стало очевидно, что городская среда играет важную роль в жизни каждого человека. Придомовая территория стала и местом прогулок, и парком, и спортивной площадкой, но далеко не везде дворы отвечают новым запросам жителей, поэтому возник запрос на качественное благоустройство не только парков, скверов и набережных, но и комьюнити-пространств (с культурной, образовательной, деловой и социальной функцией) в районах города.

Именно эти потребности на основе данных о мобильности и потребительской активности населения выделяла компания Habidatum в совместном с МЦУ исследовании московских районов в 2020 году. «Для формирования стратегий развития локальных общественных пространств в будущем, если опираться на данные этого и предыдущих исследований районов столицы, например индекса спальности и дефицита комьюнити-пространств, основных коммерческих, социальных и культурных функций, можно будет сформировать картину потребностей в каждой локальности», — считает Летуновская. Она уточнила, что эта тенденция в ближайшем будущем вынудит пересмотреть подход к городскому планированию.

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

Тренд № 4. Переосмысление ретейла

Пандемия COVID-19 привела к изменению потребительского поведения москвичей. Многое ушло в онлайн, люди стали активно пользоваться сервисами доставки, избегая толп в магазинах и торговых центрах. Сами ТЦ, как и бизнес-центры, в ближайшее время ждет существенная трансформация, считает глава архитектурного бюро A61 Дмитрий Морозов.

«Во время карантина функцию точки притяжения сохранили только районные моллы, а завязанные на автомобильный трафик торговые центры опустели или закрылись. В дальнейшем сохранится тренд на покупки ближе к дому, на востребованность функций торгового центра за пределами покупок — это также общественные пространства, места получения доставок (с учетом роста спроса на e-commerce)», — объяснила вице-президент Habidatum.

Части торговых пространств может потребоваться перепрофилирование, которое должно происходить с учетом доступного локального рынка: выбирая новые функции, теперь необходимо отвечать на вопрос, насколько велик и как организован по интересам спрос в транспортной и пешеходной доступности от ТЦ и какие из запросов потребителей недообслужены средствами e-commerce и существующим предложением услуг и коммерческих пространств, отметила Летуновская. Она подчеркнула, что во время карантина обострилась потребность в качественном ретейле на улицах в пешеходной доступности от мест проживания или работы москвичей, а также наблюдалась неравномерность влияния спада мобильности на развитие торговых сетей.

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

Тренд № 5. Экологичность и ЗОЖ

Экологическая повестка, бережное отношение к природе и окружающей среде — еще один новый необходимый аспект современного мегаполиса. Период карантина показал, как может «дышать» Москва, и людям это понравилось, а глобальной целью теперь стало сокращение выбросов отходов и акцент на здоровом образе жизни при формировании новых городских пространств, уточнил глава архитектурного бюро А61. «В период карантина особую важность приобрели качества застройки и локальной среды для поддержания «зеленого образа жизни». Важными аспектами теперь являются инсоляция, наличие балконов, наличие зелени в непосредственном доступе у дома или видимой из окна», — пояснила Летуновская.

Из-за пандемии у жителей столицы возникла потребность в большем числе зеленых насаждений вокруг дома, считает урбанист, директор (НИИУРС) Вера Бурцева. «Когда ты ограничен и в пейзаже за окном, и в маршрутах по району, хочется получить максимум от каждого пребывания на свежем воздухе. До пандемии большинство горожан не обращали внимания на количество деревьев и клумб, так как находились в вечной спешке и лишь ночевали дома», — объяснила эксперт.

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

Тренд № 6. Новые маршруты

Для безопасности здоровья москвичей стало необходимым переосмысление всей городской среды. Возросла потребность в прокладке новых маршрутов, перераспределении потоков граждан, формировании условий, при которых разные возрастные группы могут перемещаться и взаимодействовать с минимальными рисками заражения, отметил Морозов. По его словам, это уже новая реальность и тренд только укрепится в будущем.

«В работе с Москвой, городами Украины и Казахстана в период карантина мы участвовали в разработке вело- и пешеходных стратегий (на основе данных метрик Bicycle Comfort Index, Walking Comfort Index) и увидели воочию, как меняются транспортные стереотипы горожан. Есть основания полагать, что бесповоротно. При выборе новых маршрутов учитывались не только функциональное наполнение и озелененность направления, но и транспортная безопасность — это важно при увеличении спроса на средства альтернативной мобильности, которая должна бесконфликтно и безопасно сочетаться с существующим в городе транспортом», — уточнила Летуновская.

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

Тренд № 7. Город шаговой доступности

Пандемия показала, насколько важно создавать локальное разнообразие городских сервисов и услуг, что сформировало седьмой важный тренд — «город в шаговой доступности». «Концепция 15-минутного города предлагает людям воспользоваться городскими возможностями, перемещаясь пешком, на велосипедах или другим непубличным и автотранспортом. Эта концепция усиливает роль локальных центров и снижает традиционное различие между периферией и центром, что неизбежно скажется на архитектуре так называемых спальных районов. Если такая концепция найдет активное применение, в ближайшие несколько лет мы увидим очень интересные и любопытные изменения», — рассказал директор по дизайну компании Habidatum Эдуард Хайман.

Эпидемия выявила явную необходимость в развитой инфраструктуре вокруг дома. «Если в центре города хорошие кафе есть на каждом углу, то стоит выехать хотя бы за Третье кольцо — и найти качественное заведение с приличным интерьером и вкусным меню становится сложно. Конечно, кафе вроде бы место не первой необходимости, но это то место, которое позволяет легко сменить обстановку и «перезагрузиться», что необходимо для психологического комфорта и равновесия горожан», — подчеркнула директор НИИУРС. Она уточнила, что необходимость в развитой инфраструктуре вокруг дома — новая тенденция, которую должны будут учитывать при городском планировании.

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

Методология

Информационно-аналитическая система состоит из:

  • базы данных, содержащей значения более чем 200 показателей для 115
    городов России. С ее помощью можно анализировать и сравнивать
    города между собой, в том числе с зарубежными городами (по
    отдельным показателям);
  • профилей городов, в которых можно изучить детальный портрет
    каждого города и сравнить значения по тем или иным показателям со
    средними по России или по кластеру сопоставимых городов.

Оценка качества жизни осуществляется с применением соответствующего
международного опыта, прежде всего – опыта ОЭСР, включающего оценку
достижения городами Целей устойчивого развития и показателей индексов
лучшей жизни и регионального благополучия ОЭСР. Методология расчета показателей ОЭСР доступна по ссылке

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

Основные принципы Индекса:

  • В центре системы оценки – человек и его потребности
  • Возможность сопоставления российских и международных городов
  • Применение лучшего международного опыта, прежде всего – опыта
    ОЭСР
  • Отражение национальных целей, сформированных Правительством РФ

Индекс сформирован с учетом 5 ключевых принципов

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

  • Сравнение городов РФ по отдельным направлениям и показателям
    для понимания сильных и слабых сторон
  • Возможность сопоставления с зарубежными городами по отдельным
    показателям

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

Интеграция с другими индексами

  • Использование первичных и интегральных показателей других
    российских и международных индексов
  • Заимствование структуры индекса ОЭСР

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

  • Использование Индекса в качестве основы для построения
    национальной системы оценки качества жизни в городах
  • Развитие национального статистического учета в целях
    обеспечения сопоставимости с международными стандартами оценки
    качества жизни

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

  • Ежегодное обновление Индекса
  • Проведение ежегодных тематических исследований в рамках
    Индекса с фокусом на аспекты качества жизни и факторы, их
    определяющие

Для каждой целевой аудитории Индекс будет иметь конкретное
практическое применение

  • Приоритизация и локализация инвестиционных проектов, оценка
    эффектов
  • Построение центра компетенций городского развития: выявление,
    продвижение и внедрение лучших практик
  • Разработка востребованных продуктовых решений
  • Информационно-аналитическая поддержка региональных и
    муниципальных властей

Высшее руководство, ФОИВ

  • В контексте национальных проектов
  • В контексте глобальной повестки, включая достижение ЦУР
  • Международные сравнения

Местные и региональные администрации

  • Выявление конкурентных преимуществ и слабых мест, в том числе
    относительно зарубежных городов
  • Внедрение лучших практик городского развития

Население, бизнес, эксперты

Индекс качества жизни в городах России

Комплексная система оценки качества жизни в городах России позволит:

  • определить конкурентные преимущества и зоны развития для российских
    городов
  • вести мониторинг достижения целей устойчивого развития городами
  • оказывать поддержку там, где она больше всего нужна
  • выявлять и тиражировать лучшие практики городского развития
  • мотивировать городские и региональные власти принимать наилучшие
    решения в области городского развития

В рамках проекта сформирована база данных из более чем 200 показателей
(включая показатели ОЭСР), по которым можно анализировать и сравнивать
города между собой. Сопоставление городов России с международными
городами осуществляется на основе показателей ОЭСР.

В 2021 году База данных содержит систему оценки для 115 городов
России.

Общие принципы формирования Базы данных

Методология формирования Базы данных построена на оценке значений по
различным показателям. Формирование Базы данных будет происходить на
ежегодной основе, что позволит в динамике отслеживать изменения
показателей, эффективность внедрения мер, выбранных городскими и
региональными властями, и их влияние на те или иные показатели.

База данных включает объективные количественные и субъективные
показатели, характеризующие восприятие граждан тех или иных сфер
жизни. Это позволяет формировать многостороннюю оценку качества жизни
с учетом как объективных факторов, так и субъективного восприятия
жителей городов.

  • характеризуют объективные факторы качества жизни в городе
  • не зависят от восприятия жителей и основаны на фактических
    данных
  • для расчета используются статистические данные, результаты
    геоаналитики, данные веб-сайтов
  • в отдельных случаях оценка может быть проведена на основании
    опросов для получения отсутствующих данных (например, среднее
    время на дорогу от дома до работы)

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

Многосторонняя оценка качества жизни

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

  • характеризуют восприятие жителей факторов качества жизни
  • для оценки показателя используются ответы жителей на вопросы,
    учитывающие оценочные суждения (например, «Оцените, насколько Вы
    удовлетворены выбором возможностей для занятий спортом в
    населённом пункте?»)

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

Структура Базы данных

При формировании структуры Индекса были проанализированы цели, фокусы
и возможности как российских, так и международных индексов.

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

В результате проведенного анализа было сформировано 12 направлений с
учетом лучших практик, прежде всего – ОЭСР

Пример формирования Индекса по направлению

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

Интегральное значение Индекса формируется из нормированных значений
показателей. Итоговое значение Индекса для города — это средняя
величина баллов по каждому из 12 направлений

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

итоговое значение по каждому из 12 направлении является средним
значением по всем показателям в рамках направления

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

Первичные значения каждого показателя будут нормированы от 0 до 100:

Кластеризация городов

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

Все города были разделены на кластеры для обеспечения возможности
сравнения между собой городов, схожих по вектору развития.

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

Столичные власти сократили финансирование программы «Моя улица»

Одновременно деньги выделят на другую статью благоустройства

Московские власти сократили финансирование программы «Моя улица» по сравнению с прошлым трехлетним проектом бюджета — с 93,5 млрд до 91,8 млрд руб. Однако расходы на развитие городской среды вырастут почти на 10%, до 334 млрд руб.

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

Траты на благоустройство

В 2023 году на реализацию программы «Моя улица», согласно проекту столичного бюджета на 2022 год и прогнозный двухлетний период, будет выделено 34,6 млрд руб. — рекордная сумма с 2018 года. Однако в целом финансирование этой программы сокращено: в ближайшие три года на нее предлагается выделить 91,8 млрд руб. (26 млрд — в 2022 году и еще 31 млрд — в 2024-м), тогда как прошлогодний бюджет предполагал расходы в размере 93,5 млрд руб. В 2021 году на «Мою улицу» в бюджете заложены 28,5 млрд руб.

В сентябре мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что работы по благоустройству улиц в столице продолжатся и пройдут в районах Пресненский, Арбат, Хамовники и Замоскворечье.

Траты на программу «Развитие городской среды» в Москве в целом вырастут по сравнению с прошлогодним бюджетом. Если в 2021–2023 годах на нее было выделено 305 млрд руб. , то сейчас — 334 млрд руб. (106,9 млрд — в 2022 году, 113,1 млрд — в 2023 году и 113,9 млрд — в 2024 году). Помимо трат на «Мою улицу» эта программа предусматривает расходы на озеленение города (49,4 млрд руб. в целом), комплексное развитие столичных районов по программе «Мой район» (80,8 млрд руб. ), благоустройство парков (27,9 млрд руб. ), содержание памятников (8,3 млрд руб.

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

РБК направил запрос в московскую мэрию.

Проект московского бюджета был внесен в Мосгордуму в пятницу, 15 октября. Он предполагает более высокие доходы, чем ожидалось прежде, и более высокие расходы. При этом все три года предполагается дефицит бюджета, покрываемый за счет внутренних заимствований.

Туалеты, велосипеды, пандусы

Траты на программу «Развитие сети общественных туалетов» на 2022–2024 годы также будут больше, чем планировалось годом ранее (5,9 млрд против 5,7 млрд руб. В 2022 году на эту статью планируется потратить максимальную сумму за пять лет — 2,1 млрд руб. На ремонт туалетов и закупку новых в течение трех лет предполагается потратить 675,4 млн руб.

Выросли и траты на обеспечение москвичей велосипедами. В проекте нового бюджета на подпрограмму «Развитие новых видов транспорта» планируется потратить 913,9 млн руб. , на 55,3 млн больше, чем предполагалось в прошлом году. В 2022 году на велосипеды для горожан планируется потратить 303,9 млн руб. , в 2023–2024 годах — 305 млн руб. ежегодно. Увеличились и траты на создание в городе безбарьерной среды для инвалидов — с 22,3 млрд до 23,6 млрд руб.

В 2022–2024 годах на освещение Москвы заложено 76,2 млрд руб. — на 3 млрд руб. больше, чем в прошлогоднем бюджете.

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

Транспорт, здравоохранение, образование

Одна из крупнейших статей расходов в Москве — развитие транспортной системы. Если в бюджете на 2021–2023 годы на нее было заложено 2,1 трлн руб. , то сейчас на 400 млрд руб. больше. Кроме того, в рамках программы планируется достроить Коммунарскую линию и продлить Сокольническую, Люблинско-Дмитровскую и Калининско-Солнцевскую, спроектировать Рублево-Архангельскую и Бирюлевскую линии.

Также в рамках программы будут реконструированы сквозные железнодорожные линии в Москве и Подмосковье, планируется провести реконструкцию автомобильных дорог (в ближайшей перспективе планируется продолжить строительство Северо-Западной, Северо-Восточной и Юго-Восточной хордовых магистралей, Южной рокады, развитие улично-дорожной сети на территории Новой Москвы).

На здравоохранение заложено 2,4 трлн руб. на три года, на 300 млрд больше, чем годом ранее. В том числе 4 млрд руб. выделено на обеспечение лекарствами от COVID-19 и 3 млрд — на выплаты работающим с коронавирусными больными медикам.

Выросли и расходы на программу «Столичное образование» — 1,38 трлн руб. на три года по сравнению с 1,26 трлн на период 2021–2023 годов. В том числе 1,7 млрд руб. выделено на охрану образовательных учреждений. Несмотря на инциденты в Перми и Казани, эта цифра почти не изменилась с прошлого года.

Заметно больше, чем в прошлом году, стали планируемые расходы по программе «Жилье» — 869 млрд руб. (на три года) по сравнению с 678 млрд руб. в прошлом году. Большая часть затрат приходится на программу строительства нового жилья и реновацию — 616 млрд руб.

Урок 1. Краткая история урбанистики, возникновение, развитие и классификация городов

Чтобы понимать все нюансы урбанизации и поставить урбанистику на службу людям, следует обратиться к первоистокам. Другими словами, сделать небольшой экскурс в историю развития городов, который покажет, как зарождалась и развивалась урбанистика, как появились города, как формировались крупнейшие городские агломерации и как на этот процесс влияло экономико-географическое положение населенных пунктов.

Кроме того, нужно иметь представление, что такое классификация и типология городов, каковы основные принципы возникновения и формирования городских агломераций, какие тренды возможны в рамках развития агломераций.

Цель урока: изучить закономерности возникновения и развития городов в историческом контексте, разобраться с основными трендами внутри данного процесса и понять, какие существуют классификации городов на сегодняшний день.

  • Краткая история урбанистики
  • Процессы возникновения и развития городов
  • Классификация городов
  • Проверочный тест

Итак, приступим, и начнем с краткого исторического экскурса.

По мнению Платона, численность населения полиса должна была составлять не более 5040 человек без учета рабов, женщин и детей. «Излишек» людей он предлагал выселять в колонии, а детей, родившихся с физическими недостатками, вне брака или даже в браке, но от пожилых родителей, попросту утилизировать. Детородный возраст для мужчин Платон предлагал установить в пределах от 30 до 55 лет. В этом случае, полагал Платон, можно будет оптимальным образом организовать управление и защиту города.

Впрочем, идеи Платона в большей степени касались менеджмента территорий. Если же говорить об урбанистике как науке, которую интересует город в контексте развития городской среды и взаимодействия различных городских систем с целью решения насущных проблем горожан, «пионерами» в этом плане стали представители хараппской цивилизации, процветавшей на севере Индии и в Пакистане в третьем тысячелетии до нашей эры.

Однако то, что система застройки и коммуникаций была тщательно спланирована, не вызывает никаких сомнений. Строения достаточно хорошо сохранились, и то, что застройка носила системный характер, видно невооруженным глазом:

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

Родоначальником градостроительных традиций в Европе считается древнегреческий архитектор Гипподам Милетский (498-408 до н. ) Созданная им система застройки по кварталам используется по сей день как наиболее удобная и выдержавшая проверку временем.

Изначально «параллельно-перпендикулярное» расположение улиц задумывалось для обеспечения естественной вентиляции: прямая без изгибов улица лучше продувалась ветрами, что весьма актуально для жаркого климата Греции. В частности, Гипподам предложил такую планировку для Фурий и Пирея:

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

В эпоху Средневековья наметилась иная закономерность развития городов и системы расселения внутри города. Так, в центре находились главная площадь, рынок и церковь, а горожане застраивали своими домами пространство вокруг церкви и площади концентрическими кругами.

Планирование городской застройки вернулось в повестку дня с началом промышленной революции. Нарождающееся производство требовало огромного притока рабочих, которым нужно было где-то жить и как-то организовывать свой быт. Кроме того, особое внимание стали уделять застройке столичных городов.

Так, наиболее яркими примерами планирования столичной городской застройки в 18 столетии являются Вашингтон (столица США) и Санкт-Петербург (российская столица в 1712-1728 годах). Тендер на разработку генерального плана Вашингтона выиграл архитектор французского происхождения Пьер Ланфан (1754-1825). Его идеи легли в основу всей будущей застройки Вашингтона:

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

Генеральный план Санкт-Петербурга представил приглашенный из Италии архитектор Доменико Андреа Терзини (1670-1734). Согласно плану, все застройщики получали четкие предписания относительно размеров своих будущих строений:

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

С целью скорейшего строительства столицы в остальной России было временно запрещено возведение каменных зданий, а все каменщики были откомандированы в Санкт-Петербург. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что архитекторы в разных странах и на разных континентах придерживались квартальной застройки, которую предложил много столетий тому назад древнегреческий архитектор Гипподам Милетский.

Интересно, что первоначальные версии планов застройки не были в полной мере воплощены в жизнь ни в Вашингтоне, ни в Санкт-Петербурге. Однако, безусловно, дали толчок традициям планирования городской застройки как таковой.

В 19 веке масштабной перестройке подвергся Париж. Архитектор по специальности, член Академии изящных искусств и государственный деятель Жорж Осман (1809-1891), можно сказать, воспользовался своим положением государственного служащего и инициировал масштабные изменения в градостроительном облике французской столицы.

Так, в Париже было реорганизовано, реконструировано, снесено и отстроено заново порядка 60% всех объектов недвижимости, перепланирована сеть улиц, появились широкие бульвары, а городские парки и Булонский лес были обустроены для прогулок.

РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ

Эти проекты поистине предвосхитили время. Города, перестроенные по новым планам, оказались единственными готовыми к буму автомобилестроения, настигнувшего Европу и Америку в 20 веке. Прочим городам, сохранившим средневековые традиции градостроительства, пришлось быстрыми темпами перестраиваться, дабы соответствовать веяниям времени и обеспечить возможность передвижения автотранспортом.

Показательно то, насколько разными путями стали решать назревшую проблему в Европе и США. Если в США начали массово строить широкополосные дороги и транспортные развязки, в Европе предпочли развивать общественный транспорт. Правда, в Европе тоже звучали призывы расширить дорожное строительство. В частности, от французского архитектора Ле Корбюзье (1887-1965).

В Европе его идеи не нашли поддержки, однако оказались востребованы в Индии. Так, в 50-е годы 20 века Ле Корбюзье, по заказу правительства Индии, разработал генеральный план города Чандигарх – новой столицы штата Пенджаб. А также спроектировал несколько зданий в Чандигархе и Ахмадабаде.

  • Пешеходная доступность инфраструктуры.
  • Комфортное общественное пространство.
  • Оптимизация дорог и коммуникаций.
  • Уменьшение зависимости от личного автотранспорта.
  • Доступное жилье во всех регионах и недопущение «концентрации бедности».
  • Профилактика деструктивной конкуренции муниципалитетов за налоговую базу.
  • Уважение к культурным традициям малых и средних городов.
  • Гармония архитектуры и окружающего ландшафта.
  • Интеграция примыкающей пригородной застройки в городскую инфраструктуру.
  • Организация отдаленной пригородной застройки в самодостаточные города и поселки с целью недопущения превращения в спальные пригороды.

Заметим, что сегодня можно встретить множество вариаций изложения основных положений хартии. Это вполне объяснимо, потому что Хартия нового урбанизма включает 27 пунктов высокой степени детализации. Мы сосредоточились на самом главном, что касается непосредственно урбанистики.

Уточним, что урбанизация в широком понимании – это процесс роста значения городов в жизни общества. В более узком значении словом «урбанизация» обозначают процесс увеличения численности городского населения.

Итак, мы совершили краткий экскурс в историю урбанистики и, в целом, получили представление, как развивались города в разные исторические эпохи. Однако не менее интересным является вопрос: как и почему возникали города? На каком историческом этапе появлялась необходимость в поселениях такого типа? Насколько однородными или неоднородными были тренды развития городов внутри той или иной исторической эпохи? Давайте рассмотрим подробнее процессы возникновения и развития городов.

Процессы возникновения и развития городов

Понять, как и почему возникали города, будет намного проще, если разобраться, что же такое город. Существуют самые разные определения, что значит «город». И это вполне естественно, потому что города тоже весьма различны по своему размеру, площади, численности населения, градообразующим сферам деятельности, административной специализации.

Так, есть многомиллионные мегаполисы, и есть город Чекалин в Тульской области, где, по ситуации на 2021 год, проживает всего 866 человек. Есть столицы государств, областные центры, районные центры, а есть города, которые не относятся ни к одной из этих административных категорий. Тем не менее для такого типа населенного пункта, как город, существуют единые критерии.

Город – это, прежде всего, поселение с преобладанием несельскохозяйственных функций. Город может быть преимущественно курортным или промышленным, иметь одно или несколько градообразующих предприятий, однако ключевым моментом, позволяющим назвать город городом, является несельскохозяйственный характер занятости абсолютного большинства населения.

Помимо этого, во многих странах критерием отнесения населенного пункта к городу является численность проживающих внутри границ населенного пункта людей. Нижнюю границу численности населения каждое государство определяет на свое усмотрение. В скандинавских странах это 200-250 человек, в Австралии и Канаде – 1 тысяча человек, в США и Мексике – от 2500 человек, в Италии, Греции, Испании, Украине – от 10 тысяч человек, в Японии – от 50 тысяч человек.

Формально такой критерий действует и в России. В Российской Федерации городом может считаться поселение с населением от 12 тысяч человек. Но, как мы уже говорили выше, статус города в порядке исключения могут присвоить и поселению с количеством жителей меньше тысячи человек. Есть множество стран, где формальных количественных ограничений на численность городского населения не предусмотрено вовсе. Например, в Бразилии, Боливии, Эквадоре, Коста-Рике и других странах.

Теперь собственно к вопросу, почему и как появились города. Городские поселения начали образовываться, когда занятые в сельском хозяйстве люди научились производить значительно больше продуктов, чем требовалось для личного потребления. В то же время, прогресс сельскохозяйственного производства требовал новых орудий труда и технических приспособлений, а растущие требования к комфорту стимулировали производство все более качественных и изысканных предметов домашней утвари: посуды, ковров, занавесей и прочего.

Постепенно массовое ремесленное производство начало территориально дистанцироваться от сельскохозяйственных районов, а ремесленники стали главными покупателями продукции сельского хозяйства. Сельхозпроизводители свозили продукцию на продажу к местам массового поселения ремесленников, поэтому со временем стало традицией в местах такого массового поселения предусматривать площадь под ярмарку-продажу. А сами поселения ремесленников по мере разрастания начали превращаться в города в понимании, близком к современному.

Выбор места под городское поселение предопределяли такие экономико-географические факторы, как наличие источника пресной воды, стратегически выгодное расположение и возможность организовать оборону города, пересечение транспортных путей. Большинство городов располагается на берегах крупных рек. Например, Москва – на Москве-реке, Санкт-Петербург – на Неве, Париж – на Сене и т.

Были и исключения. Так, Одесса находится в нескольких десятках километрах от реки Днестр, откуда поступает питьевая вода в город. А самые первые поселенцы на этой территории вынуждены были копать колодцы и отстраивать системы сбора дождевой воды в специальные резервуары.

Уточним, что Одесса – относительно молодой по историческим меркам город, основанный в 1794 году. В 18 веке было уже достаточно технических возможностей и для добычи воды из-под земли, и для проектирования и строительства каналов и резервуаров для сбора дождевой воды. Города, возникшие в намного более ранние периоды, всегда располагались ближе к легкодоступному источнику воды.

Заметим, что сегодня можно встретить множество рейтингов и топ-10 старейших городов мира, и они могут отличаться между собой. И даже для вышеназванных нами городов могут встречаться разные даты с момента образования. Это связано с различиями в системе подсчета возраста города. Некоторые эксперты отсчитывают дату возникновения города с момента первых следов поселения, некоторые считают только время непрерывного существования и функционирования поселения.

Так или иначе, трансформация города происходит на протяжении всего времени его существования. Города подвержены влиянию самых разных внешних факторов: войны, землетрясения, изменения политической карты региона, смещения основных торговых путей, появления более молодых и быстро растущих городов-конкурентов, куда устремляется часть населения уже сложившегося города.

При благоприятных факторах, таких как рост промышленного производства, торговли, получение статуса столицы или административного центра региона, город разрастается и процветает. Городское население увеличивается как за счет естественного прироста, так и за счет миграции из сельских районов, других городов и стран.

Кроме того, распространенной практикой является включение ближних пригородов в состав города, что автоматически приводит к увеличению населения. Поговаривают, что к 2050 году население Москвы увеличится до 70 миллионов человек за счет микрорайонов, примыкающих к Средней Азии (это шутка, если что).

Стадии урбанизации по Дж. Джиббсу:

1Рост городов отстает от роста сел. 2Рост городов опережает рост сел. 3Города растут за счет миграции сельского населения. 4Растут только большие города. 5Рост больших городов замедляется, а население перетекает в малые города и села.

«Переток» населения из больших городов в ближний пригород обозначается термином «субурбанизация». Обычно под этим явлением подразумевается стремление состоятельного населения быть «ближе к природе», дышать более чистым воздухом, пить более чистую воду и т.

Однако для обозначения оттока городского населения в сельскую местность и малые города используется еще один термин «рурализация». Это более широкое понятие, которое не имеет в виду ситуацию, когда люди живут за городом по собственной прихоти.

В идеале город и село должны взаимодействовать между собой, быть взаимно полезными друг для друга, а не просто по очереди «вытягивать» друг из друга ресурсы. Такой формат сосуществования и взаимодействия получил название «городская агломерация». В отличие от официального административного деления территорий, агломерация складывается естественным образом, не подчиняется административному регулированию, а факторы возникновения агломерации не всегда самоочевидны и легко объяснимы.

Такая агломерация может иметь один центр притяжения. Например, как Москва и Московская область. А может иметь несколько примерно равновеликих центров притяжения. Второй вариант получил название «конурбация» или городская агломерация полицентрического типа. В Российской Федерации насчитывается четыре крупных конурбации:

  • Самаро-Тольяттинская (Тольятти, Самара, Сызрань).
  • Ростовская (Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, Новочеркасск, Аксай, Батайск, Шахты).
  • Кузбасская (Кемерово, Новокузнецк, Ленинск-Кузнецкий).
  • Города «Минеральных Вод» на Кавказе (Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск, Лермонтов).

Стадии развития агломераций по Л. Классену:

  • Урбанизация и рост городских агломераций.
  • Субурбанизация, когда рост пригородов и населения агломерационной зоны опережает рост центра агломерации.
  • Рурализация или дезурбанизация, когда население центра агломерации убывает быстрее, чем население агломерационной зоны
  • Реурбанизация, когда население центра агломерации перестает убывать и может возобновить рост.

Применительно к процессу реурбанизации иногда можно встретить термин «джентрификация», под которым подразумевается реконструкция или ревитализация пришедших в упадок частей города посредством благоустройства и привлечения состоятельных жителей. Впрочем, реурбанизация может начаться и без каких-либо дополнительных организационных мер, а исключительно по причине возобновления производства или оживления торговли.

Оценивать шансы на реурбанизацию, прогнозировать прочие процессы в развитии городов и агломераций помогают различные системы классификации городов, наработанные на данный момент.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.