Станислав Парфёнов, директор по сервисной поддержке и аутсорсинговым решениям Konica Minolta Business Solutions Russia, рассказал, какие шаги нужно предпринять, чтобы стать ближе к «умным городам» будущего.
Земля все больше урбанизируется: по оценкам ООН, к 2050 году в городах будет жить 67% населения планеты. Некоторые мегаполисы – их даже можно назвать мега-агломерациями – испытывают проблемы перенаселения. Государству становится нелегко предоставлять качественные услуги: возникают проблемы с жильём, логистикой, работой служб. Уже сейчас более 90% коммунальной инфраструктуры загружено более, чем на 93%.
Повышение качества жизни в поселениях с высокой плотностью — сложная задача. Поэтому администрации всё чаще обращают внимание на концепции, объединенные в рамках термина «умный город».
В мире появляется всё больше «умных городов»: Сеул, Сингапур, Токио, Нью-Йорк. Но единого подхода к понятию пока нет. Под термином понимают целый пул технологий, влияющих на транспорт и мобильность, уровень жизни населения, образование, экологию и даже распространение технологии LTE. Основу экосистемы «умного города» составляют инфраструктурные решения: видеонаблюдение, интернет вещей, интеллектуальные транспортные системы. Именно они делают город удобнее и безопаснее: способствуют развитию общественного транспорта, позволяют горожанам перемещаться по городу быстро и с комфортом, а силовикам эффективнее бороться с нарушителями общественного порядка.
Шаг 1. Видеонаблюдение и видеоаналитика
Безопасности отведена одна из ключевых ролей в «умном городе»: он неполноценен, если граждане не чувствуют себя комфортно, не свободны в действиях и передвижениях.
Раньше системы видеонаблюдения применялись только для записи и последующего просмотра записанных материалов; помогали, когда преступление уже было совершено.
Сейчас «большой брат» умеет намного больше. Камеры подключаются к единой системе сбора и обработки информации, а также оснащаются различными датчиками: например, детекторами радиации, выстрелов, биологических агентов и взрывчатых веществ. Видеоаналитика позволяет выявлять злоумышленников сразу на месте преступления благодаря распознаванию лиц и голоса – поиск производится по уже собранной базе. А в транспорте или общественных местах «умные камеры» способны отслеживать предметы, которые долго лежат без движения.
Шаг 2. Интеллектуальные транспортные системы
На дорогах видеонаблюдение используется не только для безопасности: специальные детекторы упрощают мониторинг дорожного движения, так как позволяют оценивать интенсивность и отслеживать аварии или «узкие места» в организации транспортных потоков. В результате управление уличным трафиком становится полностью автоматическим, а решения принимаются на основе данных в режиме реального времени.
В систему «умных дорог» специалисты включают также устройства по сбору и обработке данных о транспортных средствах и дорожной инфраструктуре. К ним относят детекторы транспортного потока, «умные светофоры», средства автоматической фиксации нарушений ПДД, паркоматы. Согласно данным McKinsey Global Institute, такие технологии могут снизить количество чрезвычайных ситуаций на 20-35%, количество преступлений на 30-40% и число аварий на 15-20%. Данные актуальны и для России: когда в Москве создали интеллектуальную транспортную систему, количество ДТП сократилось практически на 30% .
Шаг 3. Интернет вещей
Технологии IoT позволяют более экономично и эффективно управлять системами ЖКХ: водоснабжением, отоплением, электроснабжением, лифтами, телекоммуникациями. Для этого можно использовать интеллектуальное измерение расхода энергоресурсов, которое подразумевает не только установку систем учёта, но и создание информационных сетей для передачи данных со счетчиков в единый центр.
Сфера применения IoT крайне обширна. Например, интернет вещей можно использовать для «умного освещения» – системы объединённых фонарей, способных менять степень освещённости в зависимости от числа людей или автомобилей. Также IoT может применяться в цифровых киосках, позволяющих найти необходимую информацию о городе.
В последнее время внедрение технологии ускорилось, так как стоимость датчиков IoT, вычислительной техники и облачного хранения постоянно снижается. Согласно одной из оценок, число подключенных IoT-устройств превысило население мира в 2017 году, а общее количество, согласно прогнозам, увеличится с 8,4 млрд в 2017 году до 20,4 млрд к 2020 году.
Шаг 4. Вовлечённые горожане
Четвертая составляющая цифровизации городов – вовлечение жителей в управление городом через социальные онлайн-платформы. В социальном «умном» городе каждый житель сможет вносить свои предложения по развитию – и быть если не автором решений, то, как минимум, генератором идей. Это может быть реализовано при помощи специальных рейтинговых голосований. В Москве уже действует система «Активный гражданин», а в Санкт-Петербурге успешно работает прообраз такой платформы – портал «Наш Петербург», где горожане могут оставлять заявки и жалобы на нарушения в работе ЖКХ.
Драйвером развития технологий «умного города» становятся сами жители, которые хотят быть на связи, быстро и удобно перемещаться, первыми узнавать о происшествиях. Gartner прогнозирует, что уже в этом году 50% жителей мировых городов-миллионников начнут добровольно предоставлять персональные данные для своих городских информационных систем.
В целом перспективы развития «умных городов» радуют: по результатам исследования Trend Micro, глобальные инвестиции в цифровизацию городов возрастут с $36,8 млрд в 2016 г. до $88,7 млрд к 2025 г, а суммарная рыночная стоимость технологий, по данным компании Frost & Sullivan , к 2025 г. превысит отметку в $2 трлн. В России уже сегодня в рамках «Цифровой экономики» существует план: к 2024 году государство собирается «оцифровать» 50 городов с общей численностью населения 50 млн человек.
Время умнеть
Цифровые технологии активно меняют не только коммерческий, но и государственный сектор. Один из примеров этих изменений – ведомственный проект цифровизации городского хозяйства «Умный город», инициированный в 2018 году Министерством строительства и ЖКХ РФ. Разработанный стандарт «Умного города» обозначает контуры систем, которые муниципалитеты внедряют своими силами с разным успехом.
В помощь муниципалитетам дан ресурс «Банк решений умного города», где можно найти уже существующие системы, чтобы провести их анализ и выбрать что внедрять у себя.
Сам проект «Умный город» предполагает государственно-частные партнерства и концессии с коммерческими разработчиками и интеграторами решений для «Умных городов».
В таких условиях при сотрудничестве Администрации Кемеровской области, АНО «Цифровая экономика Кузбасса» и нашей компании «Софт-Инжиниринг», появилась цифровая платформа «Кузбасс Онлайн».
Сейчас ЦП покрывает всю Кемеровскую область (34 муниципалитета, более 1200 населенных пунктов). На момент публикации статьи в системе зарегистрировано 152 тыс.пользователей с регулярным приростом аудитории.
Как разработчики и интеграторы, расскажем как все началось, что и для чего мы создали и поделимся своим чек-листом первых шагов при внедрении «Умного города».
С 2016 года мы – региональная ИТ-компания «Софт-Инжиниринг» из города Кемерово, разрабатываем и внедряем сервисы «Цифрового города» – от умных парковок, оплаты и контроля ЖКХ-услуг, видеонаблюдения за своим двором до систем диалога власти и общества.
Мы также учитываем то, что наш регион – Кемеровская область, ближе к многим другим регионам, чем образцовые Москва, Казань или Московская область — как по уровню проникновения ИТ-технологий в обществе, так и по доступным ресурсам и компетенциям.
Что такое «Умный город»?
Первая и главная опасность при цифровой трансформации городов — то, что вся концепция «Умный город» может восприниматься как узкая задача внедрения «очередной» информационной системы, как «очередной» электронный документооборот.
Но «Умный город» – это не софт. Это новая концепция муниципального управления, которая серьезно перекраивает сложившиеся отношения и процессы взаимодействия между властью и обществом.
Одно из самых популярных международных определений говорит:
Умный город – это система цифровых технологий, интегрированная в городскую среду для повышения качества жизни населения с помощью удовлетворения их запросов к городской среде и оптимального использования городских ресурсов.
Британский институт стандартов
В этом определении «вшита» и устойчивость, и оптимизация ресурсов, и главное- экономика.
Конечная цель «Умного города» — развитие в городах новой креативной экономики, условий для появления и роста новых бизнесов, в которых главный ресурс — не сырье, а знания и эффективные процессы, поставляющие ценность жителям.
При этом меняется роль администрации муниципалитета. Вместо вечного «разруливателя проблем» администрация должна вырасти в экспертного модератора, который создает правила взаимодействия граждан и обслуживающих организаций. Горожане и городские службы должны начать общаться напрямую, а администрация перестает быть посредником и начинает следить за выполнением правил, вовлекать в цифровой контур все большее количество организаций и расширять ответственность за решение проблем до уровня конечных исполнителей – физических лиц.
Это значит, что цепочка каждого запроса горожанина должна быть реализована в рамках системы, вплоть, например, до подключения дорожных работников, ремонтников и т.д., которые будут видеть запросы, относящиеся именно к ним. Основную работу по назначению исполнителей возьмет на себя автоматика. Диспетчера проверяют и подтверждают. Это делает систему прозрачной, с возможностью оценить качество решения (и найти виноватого) на каждом этапе.
Трансформация роли органов местного самоуправления
Чем должны заниматься органы местного самоуправления в новой парадигме
Что важно помнить об «Умном городе»?
1 – Система интегрируется в городскую среду. Она не существует отдельно, она учитывает специфику города – его географии, населения, ресурсов, управления, экономики, но главное – потребности его граждан.
2 – Чтобы что? Не ради отчета Минстрою. Не ради одного лишь рейтинга мэра. Цель – улучшения качества жизни населения. В этой цели – залог и правильной отчетности и хорошего рейтинга, и, собственно, вся суть муниципального управления.
3 – Как именно?
Во-первых, удовлетворением запросов граждан. Т.е. не «мы знаем, как вам будет лучше», а нужно собирать реальные запросы горожан. Когда они удовлетворяются, проблемы граждан решаются, их качество жизни перестает страдать. Цель достигнута. Во-вторых, оптимальным управлением ресурсами. Это и про энергоэффективность, и про загруженность дорог и про уборку снега. Это та сторона медали, которая в конечном счете обеспечивает эффект экономии, а значит, вклад в бюджет.
Итак, цели внедрения «Умного города»:
- повышение качества жизни населения через решение их запросов к городской среде.
- оптимизация городских ресурсов («делаем нужное, не делаем лишнего»)
- развитие новой городской экономики.
Качество жизни горожан во многом определяется спецификой города. В одном городе главная проблема – старение населения, в другом – транспортные коллапсы из-за неэффективной планировки мест работы, жилья, инфраструктурных объектов, в третьих – экология.
Понимая свои главные проблемы и воздействуя на них, город максимально эффективно начинает повышать качество жизни своего населения.
Критерии успеха внедрения – вытекают из цели и путей решения. Пример:70% граждан, заявивших о своих проблемах, связанных с городской средой, подтвердили их решение в течение 3 месяцев с момента заявления о проблеме. Процент и сроки могут быть другими.
Три подхода к созданию «Умных городов»
1. Сначала создать точечные «умные» сервисы, потом думать как их объединить в системы с едиными данными и статистикой. Например, в городе N уже есть сервис онлайн-бронирования и оплаты парковок, аренда самокатов и камеры контроля ПДД на ключевых перекрестках.
Достаточно ли этого, чтобы городу называться «Умным»? В целом нет, хотя по отдельным показателям «плюсы» есть. Если изучить запросы жителей, может оказаться, что ключевая проблема — труднодоступность общественного транспорта, и тогда существующие сервисы можно вписать в общую систему решения проблемы. Пункты аренды велосипедов расположить в том числе в черте проблемных, «последних миль», создав там удобные велодорожки, организовать каршеринг или внутригородской «блаблакар», привязав его к сервису парковок, возможно сделав единую систему авторизации пользователей, что позволит на уровне данных понимать маршруты жителей и статистику по ним. Ну и сосредоточиться все же на решении проблем общественного транспорта. Иногда даже точечные разрозненные сервисы могут стать хорошей базой для эффективного «Умного города». Но чаще они так и остаются разрозненными звеньями без общей системы.
2. Скопировать внешнее работающее решение.
Например, в стандарте и в требованиях к системе «Умный город» есть пункт о создании базы данных государственных органов. По сути, формально реализованная «в лоб» такая база будет ненужным никому справочником — у жителей есть 2ГИС, у госслужащих — свои источники информации.
Можно создать видимость работ и цифровизации на нефункциональный сервис. Но стоит подумать и спросить у жителей — какой информации им не хватает о таких организациях, как они сейчас ее добывают, каким образом используют, в каких жизненных ситуациях, и можно обнаружить пласт тех самых реальных запросов.
Если от МФЦ горожане ждут электронных уведомлений о статусе рассмотрения своего вопроса, то от образовательных организаций — приема документов онлайн, единого чек-листа требований для поступления, уведомлений о зачислении и т.п., а от организаций здравоохранения — как минимум удобной записи. Реализация этих требований конечно сложнее чем формальное соответствие непонятным требованиям, но именно оно повышает качество жителей и создает новые сервисы для жителей (новую экономику) и может давать качественные данные.
3. Создать единую платформу для подключения разных сервисов, с учетом реальных проблем города и граждан. Начинаем с определения реальных запросов граждан с помощью технологий социальной модерации — выявляем злободневные проблемы, проектируем самые необходимые сейчас решения, предусматриваем механизмы подключения других сервисов, сводим в систему, реализуем.
Мы выбрали третий путь. Именно этот вариант приводит к цифровой трансформации территории — то есть меняет и оптимизирует внутренние процессы муниципального управления, создает новые отношения с бизнесом и жителями, условия для новой экономики. А какой подход в вашем регионе или городе?
Оставим здесь наши рабочие инструменты:
1. Список шагов подготовки к проектам цифровой трансформации: формирование команды и ключевых ролей.
Реализация проектов «Умных городов» открывает историю трансформации. Но начальная отстройка всех необходимых процессов делает дальнейшее взаимодействие с жителями и муниципальными командами внедрения более предсказуемым.
Будем рады узнать о вашем опыте, дополнениях, об альтернативном взгляде, основанном на историях успеха, или наоборот, провала подобных начинаний.
«Умный город» — безопасное технологичное пространство, которое помогает горожанам проживать свою жизнь с комфортом, а властям — получать и анализировать данные о поведении и стиле жизни граждан, оптимизировать бюджетные средства и экономить ресурсы.
В этом материале мы разберём концепцию «умных городов», расскажем о том, какую пользу приносит IoT обычным жителям мегаполисов, а также объясним в цифрах, как интернет вещей делает нашу жизнь лучше.
«Умный город» — это концепция внедрения информационных технологий, которая помогает управлять процессами города, автоматизировать бытовые задачи горожан, собирать статистику об использовании пространств и функционала отдельных зон. «Умным» город становится в тот момент, когда технологии становятся частью ключевых аспектов городского пространства — упрощают работу транспорта, коммунальных служб, больниц, школ, детских садов и остальных объектов инфраструктуры. Одним словом, умные города повышают качество жизни граждан за счет использования технологий.
Ключевой технологией, которая помогает городу «умнеть», ставится интернет вещей. Видеокамеры, датчики и счетчики собирают данные об отдельных элементах городского пространства и передают их в режиме реального времени. Таким образом, пожарные датчики мгновенно передают данные в службы спасения в случае, если внутри здания случилось возгорание, навигаторы сообщают нам о пробках на главных улицах города, видеокамеры фиксируют правонарушения, а некоторые фонари на проспекте включаются только тогда, когда к ним приближается человек.
В качестве примера умного города, который продвинулся далеко за рамки умных фонарей, хотим рассказать кейс Барселоны. Барселона — европейский центр инноваций. Город ежегодно принимает выставку технологий Mobile World Congress, не пренебрегает модернизацией городской инфраструктуры и постоянно внедряет новые технологичные решения:
- Умные автобусные остановки предоставляют пассажирам информацию о работе транспорта в режиме реального времени, отображая её на сенсорных панелях.
- Городская система IoT-устройств информирует жителей города о температуре и качестве воздуха, уровне шума и пешеходном движении.
Технологичные решения для «умных городов»
Давайте разберёмся, как технологии влияют на сферы жизни обычного жителя умного города.
Умный транспорт
Мы уже привыкли к тому, что можем оценить пробки на дорогах не выходя из дома, отследить нужный нам автобус или рассчитать точное время пути от точки А до точки Б. Все эти данные становятся доступны благодаря датчикам местоположения и скорости, а также системам видеонаблюдения. Системы собирают данные и передают их на анализ в режиме реального времени. Мы, в свою очередь, оперативно получаем данные о ситуации на дорогах с помощью мобильных приложений.
Но и это не всё. В перспективе, умный транспорт может зайти дальше мониторинга дорожной обстановки, и сделать жизнь горожан ещё удобнее. Идеи, которые раньше казались научной фантастикой, начинают набирать обороты. Например, сервис «Uber» начал тестировать первые беспилотные такси. Теперь пользователи сервиса в Лас-Вегасе могут добраться в нужное место без водителя. Идея находится на этапе тестирования, но уже выглядит как настоящий прорыв в системе общественного транспорта.
Умное жильё
Современные жилые комплексы строятся с учётом внедрения умных систем. В идеальном варианте, новые здания оснащены датчиками, которые позволяют собирать данные о происходящем внутри и снаружи, анализировать их в режиме реального времени и, с учётом этого анализа, оптимизировать расход ресурсов. Одним их подобных датчиков может стать датчик температуры воздуха, соединенный с системой отопления. Так жители могут настраивать комфортную для себя температуру, не переплачивая за лишнее тепло.
Использование умных систем в жилом доме обусловлено не только комфортом, но и безопасностью. Современные дома оснащены системой видеонаблюдения и датчиков, которые обеспечивают безопасность жильцов, незамедлительно передавая данные об аварийных ситуациях диспетчерам.
Умное здравоохранение
Ключевое направление развития медицины «умных городов» — это внедрение электронных медицинских карт, а также развитие концепции «подключенный пациент» — мониторинг состояния и предоставление медицинских услуг с помощью встроенных IoT-устройств.
Это не всё. По-настоящему «умным» город становится в тот момент, когда начинает внедрять технологии в те бытовые аспекты, которые мы не всегда замечаем. Это могут быть умные парковки, остановки общественного транспорта, умные розетки в детских садах и ещё много рутинных вещей и процессов, с которыми мы сталкиваемся каждый день.
«Умные города» и природные ресурсы
Исследование Transforma Insights и 6GWorld, выпущенное при поддержке InterDigital, сообщает, что к 2023 году IoT-системы сэкономят 230 млрд кубических метров воды, а сокращение выбросов CO2 – одну гигатонну. Решения IoT сократят потребление электроэнергии более чем на 1,6 петаватт-часа. Этого объема достаточно, чтобы поддерживать энергоснабжение 136,5 млн домов в течение одного года.
Эти данные — яркий пример того, как технологичные системы помогают не только людям, но и экологии.
Реализация концепции «умный город» делает нашу жизнь безопаснее и удобнее, позволяет экономить не только личные расходы, но и природные ресурсы.
Если у вас есть идея IoT-решения, которую вы хотите реализовать в рамках вашей квартиры, предприятия, или целого населённого пункта, регистрируйтесь на нашей платформе Rightech IoT Cloud. RIC поможет воплотить в жизнь решение любой сложности без лишнего кода.
Какими видят «умные» города, дома и офисы в России — РБК Тренды рассказывают о самых ярких идеях и кейсах с сентябрьского мероприятия Intersec Forum Russia, а также о мировом опыте в этой области
«Умные» города
По словам Андрея Мишурного, главы проектного офиса АПК «Безопасный город» ГК «Ростех», главное внимание сегодня сосредоточено на предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций. За последние 20 лет из-за ЧС в мире погибли 1,3 млн человек, что сопоставимо с военными конфликтами.
Ученые исследовали применение смарт-технологий для городской безопасности в 68 странах мира и выяснили, что такие подходы можно условно разделить на четыре группы:
- Фокус на борьбу с природными катаклизмами и развитие систем мониторинга (яркие примеры — Япония и Южная Корея).
- Единая интегрированная сеть видеонаблюдения, профилактика и контроль за общественным порядком (яркий пример — Китай).
- Сингапур: создание «умной» нации и цифрового правительства для сокращения ДТП и последствий пожаров.
- США: платформа One Concern в Калифорнии для прогнозирования природных катаклизмов — пожаров, ураганов и наводнений.
Самым передовым в плане реагирования на ЧС оказался Сингапур, а прогнозирования — Южная Корея: во время последнего наводнения в августе 2021 года в стране не пострадал ни один человек. В России лучше развиты процессы, связанные с реагированием на ЧС, тогда как в Европе — мониторинг и прогнозирование.
Чтобы ситуация стала еще лучше, необходимо создать всемирный информационный центр, который обрабатывал бы большие данные для прогнозирования и реагирования на ЧС.
Перспективы «умных» городов в России
Виталий Солонин из консалтингового агентства J’son & Partners Сonsulting рассказал, как развивается концепция Smart City в России. Это проект в рамках «Цифровой экономики», который охватывает:
- городское управление;
- инновации для городской среды;
- интеллектуальные системы общественной безопасности;
- инфраструктура сетей связи;
- «умное» ЖКХ;
- «умный» городской транспорт;
- интеллектуальные системы экологической безопасности;
- туризм и сервис.
В рейтинге безопасных городов Safe Cities Index 2021 Москва занимает 38 место из 60. По сегментам же рейтинга:
- «Цифровая безопасность» — 34-е место.
- «Безопасность в области здравоохранения» — 28-е.
- «Безопасность инфраструктуры» — 34-е.
- «Личная безопасность» — 47-е.
- «Экологическая безопасность» — 45-е.
По словам Солонина, концепция «умного» города включает в себя и безопасный — в частности, АПК «Безопасный город» в рамках МЧС. Эта программа объединяет средства для автоматизации в области общественной безопасности, правопорядка и защиты окружающей среды. Она включает в себя 160 систем и подсистем, работает на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также на уровне отдельных объектов. Сюда входят городские улицы и региональные трассы, метеостанции, системы видеонаблюдения в общественных местах и видеофиксации нарушений.
Среди других сдерживающих факторов — риск монополизации рынка, злоупотребления при участии в госконтрактах, недоступность программы для регионов из-за высоких цен, аффилированность исполнителей и власти на местах, сложности в реализации комплексных программ и экономическая неэффективность отдельных инвестпроектов.
С другой стороны, госфинансирование и технологические инновации — такие как интернет вещей и 5G — стимулируют развитие концепции «умного» города хотя бы в рамках отдельных регионов.
Для дальнейшего развития «умных» городов необходимо:
- Разработать единые стандарты, законодательные и технические требования для всех систем в рамках «умного» города.
- Наладить взаимодействие и обмен данными между министерствами и ведомствами.
- Объединить системы отдельных городов и субъектов, чтобы оперативно реагировать на масштабные ЧС.
- Создать площадку для испытаний новых технических решений и аналитических моделей.
Как «умные» технологии работают в регионах
Проект «Умный город», запущенный Минстроем России, направлен на создание комфортной и безопасной городской среды. О нем рассказал Евгений Дук, начальник отдела по внедрению технологий «умного» города.
Среди главных трудностей при внедрении проекта Дук назвал:
- изношенные и устаревшие системы жизнеобеспечения;
- дефицит городских бюджетов;
- нехватка квалифицированных кадров;
- неблагоприятные климатические и ресурсные условия;
- социокультурные особенности;
- устаревшее законодательство и технические стандарты;
- недостаток прозрачности на всех уровнях.
Всего в проекте участвуют 213 городов. Их оценивают при помощи Индекса «IQ городов», разработанного совместно с учеными из МГУ для анализа эффективности проводимых мероприятий: в сфере городского управления, «умного» ЖКХ и транспорта, систем безопасности, экологии, туризма и сервиса.
Среди успешных кейсов — город Саров в Нижегородской области, который вошел в тройку лучших «умных» городов России. Здесь внедрили около 40 разных модулей онлайн-системы для доступа к городским сервисам. С ее помощью можно сообщить о брошенном автомобиле или неубранном мусоре, обратиться в полицию или записаться к врачу.
Презентация проекта «Умный Саров»
В Тюменской области АПК «Безопасный город» используется для мониторинга аварий и отключений, экстренной помощи по вопросам ЖКХ и других ситуаций. В области действует единый центр, который обрабатывает звонки в режиме онлайн, в том числе с помощью голосовых ботов и виртуального консультанта. Также в системе анализируются данные видеонаблюдения и видеоаналитики от Visionlabs и NTechLab, статистика аварий и ДТП.
Видеоаналитика для «умного» города
Глеб Дьяконов, директор по консалтингу компании NtechLab, рассказал о FindFace Multi: платформе, которая объединяет возможность распознавания образов и обработку их данных — то есть видеоаналитику. Под распознаванием образов подразумеваются не только лица, но и биометрия (отпечатки пальцев, сетчатка глаза), силуэты, униформа, средства защиты, автомобили и спецтехника. Это позволяет следить за перемещением транспорта, действиями персонала, соблюдением техники безопасности и антикоронавирусных мер.
Как устроена видеоаналитика в FindFace Multi
В рамках «умного» города FindFace Multi открывает массу возможностей в сферах:
- общественной безопасности,
- культурно-массовых мероприятий,
- городского транспорта,
- безопасных дорог.
Однако применение видеоаналитики сегодня связано с рядом ограничений:
- Этичность и правомерность обработки персональных данных горожан.
- Сложности с оперативным реагированием на нарушения и преступления.
- Сложности с прогнозированием нарушений и ЧС: если предупреждать о каждом мало-мальском урагане, жители будут просто игнорировать сообщения.
- Невозможность протестировать новые технологии на локальном участке.
Чтобы решить эти проблемы, участники рынка и государственные службы должны действовать сообща, вырабатывая единые стандарты и правовые нормы для применения технологий во всех сферах. Самый перспективный в этом плане вариант — государственно-частное партнерство в сфере видеоаналитики для «умного» и безопасного города.
Как ИИ и квадрокоптеры помогают контролировать недвижимость и общественные пространства
Дарья Степанова, замначальника Госинспекции по недвижимости Москвы, поделилась опытом применения «умных» дронов, которые снимают объекты в черте города и оповещают о нарушениях.
Квадрокоптеры оборудованы системами распознавания, которые позволяют находить незаконную недвижимость еще на стадии строительства: по наличию строительного мусора, вагончиков и спецтехники. В отличие от людей, беспилотники могут обследовать самые труднодоступные места, окруженные лесом или заборами. Они сверяют объекты на карте с базами лицензий и разрешений и оповещают и нарушениях. Также дроны распознают летние веранды и другие временные конструкции, которые не были согласованы с властями. После этого инспектор проводит проверку и выносит решение.
Как устроен «умный» дом на примере московских ЖК
Юрий Беликов из ГК «Пионер» и Никита Шувалов из ГК «Самолет» рассказали о том, как системы «умного» дома работают в современных ЖК комфорт- и бизнес-класса.
«Умная» диспетчерская объединяет данные с систем водоснабжения, отопления, электричества, видеонаблюдения и других. Это позволяет отслеживать состояние оборудования и коммуникаций, вовремя реагировать на аварии и неисправности, контролировать расходы на коммунальные услуги и ремонт. Сюда же поступают заявки от жителей — по телефону, через личный кабинет на сайте или мобильное приложение. Они автоматически передаются собственным службам УК или сторонним подрядчикам, а в особо сложных ситуациях — главному инженеру оборудования.
У жителей жилых комплексов ГК «Пионер» есть доступ к виртуальному двойнику дома, где можно увидеть все данные по квартире: показания счетчиков, расход энергии и другие. В интерактивных зонах на первых этажах отображается информация обо всех авариях и отключениях в режиме онлайн.
ГК «Самолет» разрабатывает сервисы на базе интернета вещей для квартир ЖК комфорт-класса. Они позволяют управлять освещением, климат-контролем, безопасностью, бытовой техникой и мультимедиа через приложение. С помощью приложения можно автоматически снимать показания счетчиков и отправлять их в УК, получать доступ к системам видеонаблюдения, управлять уличным коворкингом и освещением двора. А также принимать звонки и открывать двери через домофон или отправлять гостевой код, открывать шлагбаум и отслеживать свободные места на парковке и даже вызывать лифт при приближении к дому.
Умные города — это не только инфраструктура с IoT-устройствами, позволяющими эффективно управлять системами мегаполиса от освещения улиц и мониторинга трафика до получения госуслуг и доставки еды. Это еще и культура обращения с данными. За счет грамотной работы с открытыми массивами данных о жителях города, можно сделать жизнь горожан и работу всех городских систем лучше. Однако при этом необходимо помнить об обезличенности и правильном хранении этих данных. Директор MySmartFlat Светлана Перминова рассказала о том, как умные города используют интернет вещей, почему данные горожан — это ценный ресурс и какие кейсы применения концепции умного города существуют в мире.
Читайте «Хайтек» в
По мере роста численности населения города сталкиваются не только с возможностями, но и с проблемами. Мелкие города исчезают, например, в России 74% населения живет в городах. Ожидается, что население городов мира вырастет с 3,6 млрд до 6,3 млрд к 2050 году — более чем на 60%.
По данным Росстата, на 31 декабря 2018 года общая численность населения РФ составляла 146 780,7 тыс. человек, численность сельских жителей составляла 37 327,2 тыс. человек.
Приток новых жителей и посетителей способствует укреплению экономики города, но в то же время все больше людей в городских районах испытывают нехватку ресурсов.
Города растут ввысь, плотность населения — тоже. Проблема управления городской инфраструктурой в местах повышенной плотности населения становится как никогда актуальной. И поскольку тенденция только растет, то решения комплекса проблем урбанизации будут все более востребованы.
Города обращаются к технологиям интернета вещей, чтобы упростить управление и обеспечить экономический рост. Эксперты сходятся в том, что темпы роста рынка умного города будут зашкаливать, а эти рынки самые многообещающие.
Умная городская инфраструктура для продвижения потребительского опыта
Интенсивный рост города породил новые проблемы и усугубил существующие: пробки на дорогах, проблемы безопасности и экологии. Растущие города нуждаются в новых способах решения старых инфраструктурных проблем.
Лос-Анджелес всегда попадал в топ городов с самым плотным трафиком в мире. Чтобы решить эту проблему, в дорожную систему города были внедрены датчики для дорожного покрытия и камеры видеонаблюдения. С точностью до секунды составляется и обновляется характеристика дорожной обстановки. Пользователям специального приложения приходят оповещения о пробках, а в следующей итерации приложения были добавлены специальные контроллеры, которые реагируют на заторы и управляют светофорами.
https://youtube.com/watch?v=oXG1Z8TimjU%3Ffeature%3Doembed
Амстердам также использует интеллектуальную городскую инфраструктуру — теперь освещение в городе стало менее затратным, но более эффективным в обеспечении безопасной среды. Пилотный проект совместно с Philips позволил городу установить энергосберегающие светодиоды, подключенные к IoT. Согласно оценке Philips, город экономит до $13 млрд в год.
Удачных примеров внедрения IoT в городскую среду достаточно по всему миру. Например, в рейтинге от Eden Strategy Institute можно ознакомиться с топом-50 городов мира с технологией Smart City Government, куда вошли не только города из ЕС и Северной Америки, но из Азии и африканского континента.
Что входит в систему умных городов
В своем недавнем исследовании агентство McKinsey проанализировало технологии умных городов — что влияет на их выбор и развитие. Примечательно то, что в исследовании учитывались не только пресловутые IoT-решения, но и сервисные приложения вроде заказа такси или доставки еды, порталы госуслуг, инструменты гражданской активности и онлайн-образование. Всего в исследовании приводится более 50 категорий разработок, которые призваны делать жизнь города и в городе проще и комфортнее.
Среди самых востребованных технологий — отслеживание общественного транспорта онлайн, приложения для доставки еды и автономной навигации. Наименее востребованы приложения для отслеживания расхода электроэнергии и воды, а также умные термостаты.
Доставка еды остается одним из самых востребованных сервисов, работающих в рамках концепции умного города
Непопулярность тех или иных решений объяняется тем, что менее популярные находились на ранних этапах разработки. Это значит, что они или еще недостаточно известны, или нуждаются в доработке.
Легче завоевывают расположение те решения, которые не требуют выработки новых поведенческих стереотипов — то, что не меняет нашего поведения. Например, мы ездим на метро или водим автомобиль одинаково, вне зависимости от того, пользуемся мы картами на бумаге или на смартфоне.
В то же время онлайн-образование расходится с представлением традиционного — нет жесткого расписания и необходимости посещать занятия, а также очно видеться с преподавателями. Существуют опасения о качестве и котируемости знаний, полученных онлайн. Это совершенно иной подход к получению знаний, а потому требует времени, чтобы принять его и оценить все достоинства.
Решения для умного города:
- Сфера взаимодействия с государством — электронные государственные услуги, регистратуры в медицинских учреждениях, информация о транспорте в режиме реального времени.
- Оптимизация городского хозяйства — умное освещение, автоматизированная система вывоза отходов.
- Медицина — телемедицина, инструменты контроля за исполнением медицинских предписаний, система определения мер для оздоровления населения на основе анализа данных.
- Образование — персонализированное школьное обучение, онлайн-университеты.
- Управление дорожными потоками — умные светофоры, динамическая корректировка трафика.
- Безопасность — карта криминогенной обстановки, обновляемая в реальном времени, интеллектуальное видеонаблюдение, мониторинг экологической обстановки.
- Управление бытовыми расходами — отслеживание расходов воды и электричества в реальном времени, умные термостаты, удаленное управление качеством воды и другое.
Как политика открытых данных питает инфраструктуру умного города
Чем более насыщена городская среда умными решениями, тем насыщеннее и точнее можно составить портрет городской жизни. Например, через приложения можно понять, где и в какое время наиболее плотный трафик.
С использованием сотовых данных Лос-Анджелес делает эффективнее систему общественного транспорта. Через сотовые данные, устройства IoT и прочие метрики можно управлять потоками туристов, делая их пребывание в стране не только интересным им, но и выгодным для города и комфортным для его жителей.
Сбор данных с устройств городских служб и отдельных жителей способствует более качественной работе всех систем городской инфраструктуры. Эксперты высказываются в пользу открытых данных, особенно в разрезе управления городом. «Открытие данных делает города более прозрачными, а также обеспечивает более эффективное и экономичное предоставление государственных услуг», — говорится в руководстве по открытым данным Smart Cities от Cisco.
Анонимизированные и агрегированные сотовые данные — один из самых качественных и содержательных источников, хранящих множество артефактов о перемещении, расположении и в целом устройстве жизни людей. Такая информация позволяет улучшать города.
Потоки туристов в Лос-Анджелесе регулируются с помощью сотовых данных
В то же время WIRED выпустил подробную инструкцию о том, как защитить свои данные от Google. В статье рассказывается о том, какие данные система может о вас собирать и как этот сбор ограничить.
А американский мобильный провайдер AT&T выпустил публичное письмо, защищающее практику продажи данных о локациях пользователей. На фоне общих волнений по поводу персональных данных AT&T, как и три других крупнейших оператора — T-Mobile, Sprint и Verizon, жестко критикуется за шеринг сотовых данных.
Подобные темы имеют большой спрос, поскольку у конечных потребителей (нас с вами) есть большие опасения относительно безопасности своих данных. Используя этот страх, многие компании создают резонансные инфоповоды и пытаются на пустом месте создать конкурентное преимущество в виде безопасности данных клиента.
Для проектирования эффективного города необходимы обезличенные данные, в частности, анонимизированные и агрегированные сотовые данные. Их использование безопасно для «донора», поскольку они никак не идентифицируются — не содержат имен, номеров телефонов и прочих личных данных. Но при этом они невероятно ценны, их обработка позволяет улучшать транспорт, жилищную ситуацию, инфраструктуру с разумным data-driven-подходом.
Это очень ценный массив, который так или иначе станет использоваться в будущем все больше. Преодолеть проблему восприятия поможет воспитание культуры обращения с данными — необходимо рассказывать, какие есть типы данных, какая между ними разница и как те или иные типы данных могут использоваться, как защитить их, как монетизировать и так далее.
Потенциал рынка
Прогнозируется, что объем IoT на рынке умных городов вырастет с $79,5 млрд в 2018 году до $219,6 млрд к 2023 году при совокупном годовом темпе роста (CAGR) на 22,5% с 2018 по 2023 год.
Исследователи связывают рост с увеличением количества правительственных инициатив для умных городов, улучшением инфраструктуры связи, которое вносит IoT, и растущим внедрением связанных и интеллектуальных технологий в инициативы умных городов.
В России же на 2018 год объем рынка технологических решений для умного города года увеличился на 8% и превысил 81 млрд рублей. Однако все решения приходятся на Москву и лишь в некоторых регионах технологии Smart City находят применение. Частные инвесторы и компании пока не проявляют большого интереса к данной отрасли. Относительно глобального рынка росту будет способствовать интерес государственных структур.
В начале 2019 года Минстрой РФ представил проект «Умный город» — его реализация должна сделать управление городским хозяйством эффективным и удобным. В течение года каждый регион должен представить свою программу по интеллектуализации городов, в формировании которой поможет Банк решений умного дома. Там приведены более 300 проектов в самых разных отраслях.
По мнению создателей, Банк должен помочь регионам сориентироваться в трендах, направлениях, доступных решениях на рынке и сформировать траекторию своего региона. Уже в 19 городах разработаны пилотные проекты для реализации. В число первых пилотов проекта вошли Калуга, Великий Новгород, Пермь, Рязань, Ставрополь, Ульяновск, Челябинск, Чебоксары.
Эффективность различных систем будут оценивать по IQ города — это своеобразный коэффициент, который складывается из различных показателей, причем для разных регионов будут определены приоритетные характеристики с учетом их особенностей. В работу индексы планировалось ввести с 1 июля 2019 года.
Правительство Москвы разработало целую стратегию по интеллектуализации городской среды к 2030 году. Через десять лет в столице должны появиться система дистанционного контроля здоровья, электронные трудовые книжки и единый цифровой ID москвича, онлайн-доступ к фондам библиотек, музеев и архивов, на основе больших данных будут управляться системы ЖКХ и транспортные потоки. В целом цифровизация пройдет по 12 направлениям, среди которых — культура, образование, транспорт, экология, здравоохранение и градостроительство.
Москва через 10 лет должна перейти на цифровые рельсы в большинстве сфер человеческой жизни — от медицины до образования и ЖХК
Регионы также внедряют инновации в городскую среду. В 2018 году по согласованию с мэрией Новосибирска Softline запустил на одной из самых оживленных улиц города пилотный проект по внедрению АСУДД Traffic SL — Автоматизированной системы управления дорожным движением. Суть в том, чтобы анализировать дорожную обстановку и актуализировать работу дорожных систем в реальном времени.
Применение системы оправдало ожидания — показатели работы системы превысили плановые значения. Время поездки по маршруту сократилось на 18%, средняя скорость движения транспортного потока увеличилась на 19%, а количество остановок снизилось на 47%. Таких результатов удалось добиться за счет организации «зеленой волны». Точная и гармоничная настройка АСУДД позволила оптимизировать движение на основной улице, при этом сократив заторы на прилегающих.
В Перми будут оптимизировать работу ЖКХ и внедрять систему пермских разработчиков MySmartFlat. Смысл в том, что она объединяет всех участников обслуживания многоквартирного дома — жильцов, управляющую компанию и застройщика, позволяет управлять устройствами умного дома, осуществлять мониторинг всех систем в квартире, автоматически отправлять данные с счетчиков в управляющую компанию и многое другое. Проект реализуется в Перми и Пермском крае при поддержке краевого правительства.
Таким образом, с ростом городов потребность в эффективном управлении и автономности системы будет только расти. На помощь уже приходят высокие технологии — IoT, мобильные приложения, веб-сервисы, большие данные.
Умный город — это как отдельные системы, технологии и устройства, которые делают пребывание в городе более комфортным, так и целая экосистема для функционирования отдельных городских институтов. Самые востребованные решения — те, что не требуют выработки нового поведенческого стереотипа.
Эффективное решение в области умного города строится, прежде всего, на больших данных, которые можно получать как с устройств, так и от жителей/пользователей. Однако проблема безопасности этих данных пока не проработана достаточно ни в правовом, ни в практическом поле и остается в зоне ответственности разработчика.