Как найти лицо города и сделать из него бренд — Дизайн на vc.ru

Фирменный стиль территорий

Чем бренд Амстердама отличается от бренда пива Heineken? Разбираемся, как создаётся фирменный стиль городов и локаций.

vlada_maestro / shutterstock

Как найти лицо города и сделать из него бренд — Дизайн на vc.ru

Как найти лицо города и сделать из него бренд — Дизайн на vc.ru

Благодаря этому символу любви город впервые стал брендом

Как найти лицо города и сделать из него бренд — Дизайн на vc.ru

Проект был реализован в 2009 году

Как найти лицо города и сделать из него бренд — Дизайн на vc.ru

Айдентика очень гибкая, она узнаваема благодаря логотипу, фирменному шрифту, треугольникам и ярким цветам

Как найти лицо города и сделать из него бренд — Дизайн на vc.ru

Несложная айдентика Амстердама прекрасно размещается на разных носителях: от проездных билетов и брендированных поездов до сувениров и путеводителей

Как найти лицо города и сделать из него бренд — Дизайн на vc.ru

Простота фирменного стиля дополнена удачным месседжем, а сам слоган «Я есть Амстердам» легко трансформируется в «я турист», «я местный», «я по работе»

Как найти лицо города и сделать из него бренд — Дизайн на vc.ru

Так выглядит фирменный стиль финской столицы

Как найти лицо города и сделать из него бренд — Дизайн на vc.ru

Розовая крепость, красный кирпич, голубой туман и зелёный трамвай — эти вещи формируют облик города и отражены в дизайне

Как найти лицо города и сделать из него бренд — Дизайн на vc.ru

Так это выглядит

Как найти лицо города и сделать из него бренд — Дизайн на vc.ru

Так, например, выглядит велосипедная парковка

Как найти лицо города и сделать из него бренд — Дизайн на vc.ru

Конечно, шрифт в логотипе не повторяет указатели в точности, но форма букв во многом совпадает. Самая характерная деталь — изгиб буквы L

Как найти лицо города и сделать из него бренд — Дизайн на vc.ru

Вывеска, показывающая дорогу к временному рынку на время ремонта основного здания. Мы видим здесь фирменные цвет и шрифт

Как найти лицо города и сделать из него бренд — Дизайн на vc.ru

Этот знак породил много шуток: в ремейках были неблагозвучные названия других российских городов с переносом слогов

Как найти лицо города и сделать из него бренд — Дизайн на vc.ru

Дизайн городского арт-пространства на территории старого завода. Айдентика очень простая и многофункциональная, грубый шрифт и картинки сочетаются с эстетикой завода, и продуманы указатели, важные для любой территории

Как найти лицо города и сделать из него бренд — Дизайн на vc.ru

Совсем недавно, например, студия Лебедева представила забавный логотип Беларуси

Как найти лицо города и сделать из него бренд — Дизайн на vc.ru

Учись бесплатно: вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Профессия Графический дизайнер

Вы узнаете, как создавать айдентику бренда в вебе и для печати. Научитесь работать в Illustrator, Photoshop, InDesign и Figma. Добавите в портфолио плакаты, логотипы, дизайн мерча и другие сильные проекты. Начнёте карьеру в студии или на фрилансе.

Узнать про курс

Как найти лицо города и сделать из него бренд — Дизайн на vc.ru

Обучение: Профессия Графический дизайнер

Больницы нового уровня

– Что ждет сферу московского здравоохранения в этом году?

– Вы ранее говорили, что изменится инфраструктура инфекционной больницы № 1 на Волоколамском шоссе. Что там планируется?

– Медицинское учреждение станет одним из крупнейших инфекционных стационаров в стране. В клинике оборудуют 546 одноместных мельцеровских боксов (комплекс помещений для проведения лечебно-диагностических мероприятий инфекционным больным. – «Ведомости. Город») с индивидуальным душем и туалетом, многофункциональными кроватями с электроприводом, кнопками вызова медперсонала, вентиляцией и телевизорами. Три корпуса общей площадью более 100 000 кв. м объединят подземными и надземными переходами, чтобы пациенты и врачи могли перемещаться по больнице, не выходя на улицу и не пересекаясь друг с другом. Это важно, потому что здесь будут находиться люди с разными инфекциями.

Кроме того, в этом и следующем году будет достроено пять скоропомощных стационарных комплексов на базе городских больниц.

Как найти лицо города и сделать из него бренд — Дизайн на vc.ru

Пресс-служба мэра и правительства города

Бессветофорные дороги

– Еще одна важная для москвичей тема, на которую хотелось бы поговорить, – это дороги. Сколько километров дорог сейчас строится в столице?

– По программе 2022–2024 гг. планируется построить 190 км улично-дорожной сети, в этом году ввести 74,9 км дорог, 20 искусственных сооружений (тоннели, эстакады, мосты и путепроводы) и 12 подземных и надземных пешеходных переходов.

Сейчас главный акцент сделан на развитие хордовых магистралей – Северо-Восточной и Юго-Восточной хорд и Южной рокады. Протяженность участков Северо-Восточной хорды в строительстве составляет 40 км, Юго-Восточной – 28 км, Южной рокады – около 30 км.

– Как принималось решение об объединении Северо-Восточной и Юго-Восточной хорд в Московский скоростной диаметр (МСД)?

– Мэр поставил нам задачу обеспечить в городе максимальную протяженность бессветофорного движения и интегрировать с Московской агломерацией (Москва и прилегающие к ней города) и федеральными трассами. Это важно для сокращения времени в пути. Так появилась идея об их объединении. Диаметр улучшит транспортное обслуживание для 48 районов, в которых проживает более 5 млн человек.

Как найти лицо города и сделать из него бренд — Дизайн на vc.ru

Вид на строительство участка Северо-Восточной хорды

Участок МСД на юго-востоке столицы соединит между собой такие крупные магистрали, как ш. Энтузиастов, ТТК, Рязанский и Волгоградский проспект, ул. Подольских Курсантов, Липецкую, Дорожную, Симферопольское и Варшавское шоссе и магистраль Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе. Также улучшит транспортную связь четырех округов Москвы – ВАО, ЮВАО, ЮАО и ЮЗАО.

– На каком этапе находится строительство МСД?

– Строительство завершим к концу 2023 г. На данный момент объект готов на 62%. Строительство разделили на два участка. На северном – от Бусиновской развязки до трассы М12 Москва – Нижний Новгород – Казань (Северо-Восточная хорда) – уже построили 98,6 км дорог. На южном – от ш. Энтузиастов до автомобильной дороги Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе (Юго-Восточная хорда) – работы выполнены на 45%.

Сервисы и услуги

Как найти лицо города и сделать из него бренд — Дизайн на vc.ru

Подбор концепций и продукции

Как найти лицо города и сделать из него бренд — Дизайн на vc.ru

Как найти лицо города и сделать из него бренд — Дизайн на vc.ru

Разработка и изготовление индивидуальных изделий

Как найти лицо города и сделать из него бренд — Дизайн на vc.ru

Как найти лицо города и сделать из него бренд — Дизайн на vc.ru

Как найти лицо города и сделать из него бренд — Дизайн на vc.ru

Внедряем эстетические и функциональные решения

Как найти лицо города и сделать из него бренд — Дизайн на vc.ru

Технологичное производство

Изготавливаем продукцию полного цикла на собственных производственных площадках. Решаем нестандартные поставленные задачи

Как найти лицо города и сделать из него бренд — Дизайн на vc.ru

Качественные материалы

Контроль качества выпускаемой продукции. Качественные материалы и проверенные поставщики комплектующих. Короткие сроки исполнения заказов

Территориальный брендинг

При работе с территориальным брендингом нужно четко видеть разницу между такими понятиями как «территориальный бренд», «бренд территории» и «брендинг территории», которые хоть и схожи, но имеют различия по своей сути. Давайте разбираться в особенностях каждого из них.

Территориальный бренд — это бренд страны, региона, города либо иного территориального образования, выступающий важным фактором продвижения территории, опирающийся на политический, экономический, социокультурный потенциал территории и природно-рекреационные ресурсы, а также бренды товаров и услуг, локализованные в определенной географической местности

Бренд территории представляет собой ментальную конструкцию и набор восприятий в воображении потребителя, являясь одним из самых мощных инструментов коммуникации с ее целевыми аудиториями.

Брендинг территории — это целенаправленное формирование образа страны, региона или города в сознании граждан или мировой общественности.

Разобравшись в определениях, стоит отметить, что территориальный брендинг направлен, прежде всего, на:

– Улучшение репутации и повышение имиджа региона;

– Создание положительных ассоциаций и образов у различных аудиторий (туристы, инвесторы и местные жители);

– Приостановку оттока местных жителей;

– Повышение конкурентоспособности среди других городов, для того чтобы удерживать свои позиции на региональном уровне и выходить на новые рынки;

– Расширение зоны своего экономического развития, привлекая к себе внимание новых инвесторов и туристов.

Это наглядно продемонстрировал независимый политический советник по вопросам построения национального бренд-имиджа государства, национальной идентичности и репутации Саймон Анхольт, сформировав концепцию конкурентной идентичности в виде шестиугольника, включающего шесть элементов современного бренда территории:

– система управления (политика);

– инвестиции и иммиграция;

– наследие и культура.

Предложенную С. Анхольтом методику оценки национальных брендов можно применить и к региону по всем 6 параметрам:

– экспорт – через имидж продуктов и услуг, производимых в регионе;

– управление – через общественное мнение относительно уровня доверия к региональной власти;

– культура и культурное наследие – через уровень мирового восприятия регионального наследия и оценку уровня современной культуры, включая фильмы, музыку, живопись, спорт, литературу;

– люди – через репутацию населения региона;

– туризм – через уровень интереса к посещению региона и привлекательности его туристских зон;

– инвестиции и миграция — через степень привлекательности отдельного региона для проживания, работы и обучения, а также инвестиционный климат.

В отличие от «продуктового брендинга» и «брендинга услуг», территориальный брендинг носит многогранный характер ввиду того, что он привязан к истории, культуре и экосистеме региона, которая затем должна включаться в сеть ассоциаций с территорией, связывая ее продукцию, достопримечательности, организации и людей. Например, если мы говорим об исторической личности, то несомненно Петр I будет ассоциироваться с Санкт-Петербургом, а Ярослав Мудрый с Ярославлем.

При создании территориального брендинга всегда необходимо учитывать исторический контекст региона и всего его богатства: историю, выдающихся личностей, достопримечательности, традиции и природные ресурсы. Основываясь на этих факторах, можно создать верную айдентику и визуальные коммуникации.

Разработка бренда территории

Разработка любого бренда – территории или организации – трудоемкий процесс, требующий огромного количества сил, времени и денег как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя. Однако зачастую успех такого дизайна зависит от визуального воплощения идеи – какой смысл заложен в айдентику, как она воспринимается потребителем и какие ассоциации у него вызывает.

Человеческое восприятие устроено таким образом, что в первую очередь будет восприниматься именно визуал. И далеко не каждый, кому не понравилось оформление, пойдет изучать продукт или услугу дальше. Именно поэтому один из самых важных этапов разработки любого бренда – это подготовка его идентичности, или айдентики.

Для формирования сильно бренда региона нужно учитывать такие критерии как:

– Обыгрывание названия (например, wowMoscow)

– Географическое положение и окружающую среду (например, Карелия — край тысячи озер)

– История и традиции (например, Великий Новгород – Родина России)

– Организация крупных культурных или спортивных событий (универсиады, юбилеи города)

– Известная личность, родившаяся или проживавшая на территории (Толстой – Ясная Поляна).

Помните, что для успешной разработки концепции бренда региона нужно проанализировать большое количество информации, связанной с регионом, изучить его историю, целевую аудиторию, выслушать пожелания администрации и определить, какой посыл и ключевое сообщение необходимо вложить в работу для достижения эффективного результата.

В идеале вы должны получить квинтэссенцию, отражающую сегодняшние перспективы развития региона с упором на приоритетные целевые группы, содержащие исторические ценности и уникальный облик региона.

Примеры территориального брендинга

В сегодняшних реалиях создание одного лишь логотипа региона недостаточно для реализации полноценного брендинга территорий. Как и в любом другом дизайне вы должны разработать его видение, миссию и задачи. Давайте рассмотрим на примерах.

Нью-Йорк

Одним из самых серьезных и успешных примеров развития территориального брендинга является бренд Нью-Йорка под названием «ILoveNewYork», запущенный в 80-х годах. Знаменитый логотип стал не только символом этого мегаполиса, но и моделью для повторения и подражания со стороны других городов.

Сейчас фирменный стиль Нью-Йорка меняется, но ключевая идея позиционирования города осталась неизменной – город контрастов и возможностей для самовыражения, где логотип можно наполнить своим собственным содержанием, представитель любой культуры, профессии и религии сможет ассоциировать себя с ним.

Амстердам

Следующим узнаваемым примером является конструкция на Музейной площади города Амстердам «I Amsterdam». Она стала популярной для туристов со всего мира и каждый, кто был в этом чудесном городе точно не уезжал без фотографии. Именно она принесла мировую известность официальному слогану и теперь при проведении знаковых мероприятий в столице Нидерландов по всему городу стараются использовать аналогичные, но уменьшенные постаменты.

Такой же прием брендинга используется и в Торонто (Канада), где в центре города расположен арт-объект «Toronto».

Мурманск

В России также существует масса успешно реализованных примеров территориального бренда, которые могли бы отлично конкурировать с мировыми. Одним из таких является бренд города Мурманск. В 2016 году город отмечал свое 100-летие. Это стало прекрасным поводом для обновления городского стиля. Правительство ставило задачу продемонстрировать экономический потенциал и развить арктический туризм. Вся концепция продвижения была построена на тезисе: «Мурманск — форпост России в Арктике». За основу логотипа взято название «Мурманск». Слово выполнено в фирменных цветах: желтый ассоциируется с солнцем, розовый — с рыбой, синий — с морем. Слово имитирует квадрат. Недостающую до квадрата ячейку занимает кирпичик, который символизирует важную составляющую города. Логотип города разместили в общественных местах и создали линейку сувенирной продукции.

Калуга

В Калуге презентовали концепцию дизайн-оформления города к 60-летию полета человека в космос. По словам разработчиков, лаконичное стилевое решение напрямую отсылает к эпохе первооткрывателей Вселенной и подвигу Юрия Алексеевича Гагарина.

Брендбук разработала команда главного архитектора города Алексея Комова. Логотип выполнен в стиле советского модернизма. Авторы считают, что этот стиль не просто популярен, а лучше всего отражает наследие.

Томская область

Не стоит забывать и про дизайн презентационных материалов для выставочной деятельности региона. Это позволит лучше донести информацию для потенциальных инвесторов, туристов и местных жителей. Например, Коммуникационное агентство 4D разработало единый дизайн четырех буклетов, учитывающий разное информационное наполнение, для Администрации Томской области. В яркую полиграфическую продукцию, в которой были учтены особенности подачи информации вошли: ключевые цифры, графики и таблицы, названия и логотипы местных производителей. Далее выбранная концепция была доработана с помощью блока универсальных иконок, придуманных по принципу визуализации нестандартной (отчетной) информации.

Полярный паспорт

Территориальный брендинг не всегда должен охватывать отдельно взятый регион, это может быть несколько точек. Например, совместная инициатива Ростуризма и Студии Артемия Лебедева была направлена на продвижение российской Арктики с помощью специально подготовленного “Полярного паспорта”.

Документ имеет все формальные атрибуты — разворот с личными данными и защищенные от подделок элементы, чтобы стать «проводником в царство вечной зимы». Обложка паспорта сделана из специальной пленки, которая при движении создает эффект северного сияния.

Норвежский паспорт

В Норвегии креативная студия Neue из Осло также представила версию своего визуального переосмысления норвежского паспорта. Страницы паспорта теперь радуют их владельцев иллюстрациями рельефа скандинавской местности — комбинации из точек и линий соединяются в горы, леса, реки и даже знаменитое северное сияние, ставшие символом Норвегии. Сложный рисунок показывает контраст ее ландшафтов и климатических зон, а пейзаж можно «оживить», направив на него ультрафиолетовый свет.

Бренд Ростсельмаша – в архитектуре города

Промышленным символом Ростова-на-Дону многие годы является завод Ростсельмаш. Украшение Театральной площади города – здание Ростовского драмтеатра имени Горького, стилизованное в виде гусеничного трактора. Таким образом, в городскую ткань гармонично вплетен бренд Ростсельмаша.

(Начал издалека, а в финале будет просьба к Дмитрию Олеговичу Рогозину. Вы узнаете про все – от трактора до космических кораблей, которые бороздят просторы вселенной)

Конечно, в топонимике Ростова-на-Дону Сельмаш тоже занял свое место.

«Урбан-брендинг»

На стыке дисциплин возникают «гибридные» профессии: геофизик, биотехнолог, геоботаник и пр. По такой же схеме предлагается рассмотреть специалиста на стыке PR, брендинга, урбанистики и архитектуры. По аналогии с product placement можно рассмотреть тему гармоничного размещения национальных брендов в городской среде. Относительно свежим примером такого «урбан-брендинга» или «бренд-плейсмента» можно назвать ВТБ-арену (Москва, 2019 г).

Очевидно, единицы российских компаний могут себе позволить строить театры или стадионы, поэтому рассмотрим более демократичные и эффективные с точки зрения бизнеса варианты встраивания бренда в городскую среду.

Малые формы «урбан-брендинга» – игровые площадки. Это – тренд

Ростсельмаш оказался не только историческим примером присутствия бренда в городском ландшафте. Посмотрите на детскую площадку в парке имени Островского Ростова-на-Дону.

Очевидно, что такое продвижение бренда по силам уже более широкому кругу предприятий страны и судя по примерам, направление может стать трендом. В таком случае к сплаву из PR, брендинга, урбанистики и архитектуры добавится еще и педагогика:)

В 2019 году на ВДНХ около павильона «Нефть» начала работу детская интерактивная площадка «Нефтеград». Игровая зона включает более 20 элементов, четыре из которых – стилизованные игровые комплексы «Морская нефтедобывающая платформа», «Нефтеперерабатывающий завод», «Бензовоз», «Гоночный болид». Площадка дает детям возможность понять полный цикл работы вертикально интегрированной нефтегазовой компании: геологоразведка, добыча, переработка, транспортировка и сбыт.

Игровой комплекс оказался настолько популярным, что руководством Лукойла принято решение в 2020 году создать 10 таких же городков в регионах присутствия компании. Среди тематических детских площадок Лукойл ­ – чемпион.

Представляется логичным размещение брендированных детских площадок в парках, где большой поток посетителей обеспечивает высокий охват аудитории (в отличие от дворовых детских площадок). В городах количество таких площадок ограничено, поэтому компаниям, заинтересованным в бренд-присутствии на самых удачных местах, надо поторопиться.

Возможно, для Лукойла было бы также эффективным брендирование детских площадок на АЗС федеральных дорог (например, М4Дон). Яркие площадки привлекают внимание всех проезжающих водителей и это еще один стимул остановиться на АЗС Лукойл семьям с детьми.

«Травмирующие душу» образцы

Архитекторы и урбанисты города, безусловно, должны подтверждать соответствие дизайна таких объектов дизайн-коду города. Экспертиза не должна пропускать варианты, уродующие внешний вид города и психику жителей (как на примере ниже).

Взаимодействие разных сил

Для более активного размещения детских площадок с российскими брендами представляется необходимым взаимодействие PR-служб крупных национальных компаний с производителями детских площадок и администрациями (городов, парков, массовых мероприятий). Помощниками в реализации идей могут быть PR-агентства, дизайнерские и архитектурные бюро.

Машинки – одни из самых массовых и популярных объектов

Рекордсменами по представленности на детских площадках являются машинки. Уверены, что, если машинки раскрасить «как настоящие», это будет прекрасный PR + восторг детей и родителей. Всем интереснее «взрослые» машинки Газель, Лада Нива, Камаз вместо абстрактных. Популярные автобренды могут заслуженно присутствовать на детских площадках.

Имена кораблей, сторителлинг

Недалеко от машинок на детских причалах часто пришвартованы корабли и суда флота категории 2+

На российских парках всплывают почти настоящие подводные лодки!

Огорчает, что многочисленные кораблики на детских площадках России – безымянные. Удивительно, как имя корабля наполняет любую посудину смыслами и эмоциями!

Петр Первый (если бы был еще жив, конечно), узнав про безымянный детский российский флот, издал бы указ о наименовании всех детских корабликов достойными именами. (И, только после этого, как обычно, стал бы брить опять размножившиеся бороды).

Урбанисты не дадут соврать, что некоторые современные города с короткой историей не имеют своих достопримечательностей и им сложно сформировать свою идентичность. Объекты на детских площадках с именами жителей города – моряков, водителей, конструкторов и летчиков – это готовые городские легенды.

Конечно, в Санкт-Петербурге, Севастополе, Мурманске и Владивостоке не надо подсказывать, какие имена лучше написать на сухопутных корабликах. Но мы знаем из истории, что и в далеких от морей-океанов губерниях подрастают настоящие морские волки, как Ушаков из Ярославской или Нахимов – из Смоленской.

На набережных Волги и Дона (особенно – в Нижнем Новгороде) хотелось бы увидеть на детских игровых комплексах маленькие легендарные Метеоры, Ракеты и Кометы с символикой ЦКБ им. Алексеева.

Бренд – это в первую очередь идеи и ценности. Заслуживает одобрения небезымянный кораблик около церкви Живоначальной Троицы в селе Заворово Московской области. Детский кораблик гордо несет ветхозаветное имя Ковчег и маркетологи снимают шляпу перед мудростью священника и общины.

В кукольном советском мультике 1973г «Аврора» два мальчика спорят о названии кораблика во дворе. Вариант нейминга «Герой» бракуется главным персонажем из-за отсутствия реального корабля с таким именем. В ходе обсуждения и с помощью внешнего взрослого инфлюенсера (композитора Матусовского), коллектив детей находит консенсус и пишет на кораблике имя «Аврора». Этот случай подчеркивает приверженность детей к реальным историям и настоящим ценностям, как и в случае с детской площадкой Нефтеград. Дети чувствуют фальшь и ценят не сюсюканья, а уважительное общение на равных.

Рекомендации для наименования корабликов детских площадок могли бы дать профессионалы – урбанисты, топонимисты, специалисты Русского Географического, Российского Исторического, Российского военно-исторического общества и пр.

Как Вы думаете, как лучше назвать кораблик в Парке Горького – Варяг, Челюскин или Титаник? Какое название лучше остальных подошло бы маяку – Пиллау, Анива, Балюзек или, в связи с близостью московского Крымского моста, – Тарханкут, Ай-Тодор, Кыз-Аульский?

Примеры «урбан-брендинга» для российских компаний

Некоторые уже имеющиеся в ассортименте игровые комплексы могли бы иметь особый смысл и ценность при размещении в коллаборации с соответствующим брендом. Например, во дворах новостроек «Самолет» логично было бы видеть именно самолеты. Возможно, производителю в таком случае достаточно раскрасить серийное изделие в соответствии с фирменным стилем Заказчика, сделать надписи или нанести товарный знак.

Детские площадки с самолетами могли бы размещаться в парках городов с авиационными традициями (Жуковский, Воронеж, Казань, Комсомольск-на-Амуре, Самара и пр. ), в аэропортах/прилегающей территории, на Авиасалоне МАКС в Жуковском, тематических парках (Патриот), в торговом центре Авиапарк.

Идеальное место для вертолетных площадок

Хотелось бы обратить внимание на выбор оптимальных с точки зрения городской истории и среды мест для размещения объектов. Например, в стране не так много по-настоящему «вертолетных» городов, чтобы в парках, детских садах и дворах стояли именно вертолеты. Люберцы/Томилино, Жулебино, Ростов-на-Дону (Роствертол), Казань, Улан-Удэ, Кумертау – этой детской городской среде срочно нужна поддержка вертолетов!

Производители уже выпускают серийную детскую вертолетную технику и вертолетчики 2+ ожидают поставок винтокрылых машин.

Примеру Лукойла с тематическими игровыми городками могли бы последовать и другие национальные бренды: РЖД, Газпром, Аэрофлот, ОАК, Камаз, Автоваз, ОАК, ОСК, Росатом и пр.

Например, Российские Железные Дороги относительно недавно организовали игровые комплексы для малышей на территории вокзалов страны. К сожалению, детские железнодорожные объекты лишены фирменной раскраски и символики РЖД.

Российские производители детских площадок представили образцы самых современных электропоездов, достойные подчеркнуть современность бренда РЖД и популярность скоростных поездов. Поэтому после выхода из строя паровозов, было бы логично заменить их на современные локомотивы и электропоезда.

Примеры «урбан-брендинга» для министерств и ведомств

Размещение бренда в городской среде интересно не только в качестве PR-задач коммерческих структур, но и для реализации государственной политики.

Силовые ведомства страны –­ МВД, МЧС, Министерство Обороны, так же, как и бизнес структуры, обладают сильными брендами. PR-службы этих ведомств могли бы так же профессионально интегрировать свои бренды в городскую среду. Ниже приведен неудачный по исполнению пример, т. используемый образ (не поверите, ­– заяц!? ) логически никак не связан с брендом и деятельностью МЧС.

Странно видеть насилие над ушастым при наличии современных готовых объектов детских площадок «в стиле МЧС».

Детские площадки для поддержки госпрограмм и нацпроектов

Многие знают сказку Валентина Катаева «Цветик-Семицветик». Возможно, не все помнят, во что играли дети на детской площадке. Напомним цитатой:

— Мальчики, мальчики, примите меня поиграть!— Чего захотела! Не видишь — это Северный полюс? Мы девчонок на Северный полюс не берем. — Какой же это Северный полюс, когда это одни доски?

«Арктический трилистник» Министерства Обороны продолжает традиции освоения Арктики и мог бы украсить собой любую детскую площадку лучших парков страны.

Мы летим в космос!

Современные военные технологии уже сравнялись с космическими. В 70-е годы космические амбиции страны находили отражение и на детских площадках. Практически из любого двора каждый ребенок мог улететь в космос (а в 2021 году туда удалось отправить только Юлию Пересильд!)

Примечательно, что российские разработчики детских площадок подняли уровень площадок космической тематики на высочайшие орбиты. Представляется обоснованным и важным с точки зрения бренда Роскосмоса (и космических программ страны в целом) проектирование и монтаж детских лунных космических станций, марсоходов и межгалактических кораблей.

Хотелось бы видеть больше объектов современной российской космонавтики и корабли будущего, а не только исторические достижения СССР.

Места возможного размещения – Монино, Калуга, Артек, самые популярные туристические центры страны.

Дмитрий Олегович Рогозин! Покажите космические масштабы, верните космос детям! Наши дети не должны мечтать о карьере бухгалтера, юриста (и маркетолога).

Каждый наш ребенок должен знать, что Роскосмос круче NASA, а космонавтов не надо называть астронавтами. Мелкие и крупные фанаты скупят весь мерч Роскосмоса! Elon Musk, you’re gonna lose! Поехали!

Супер модные проекты детских площадок, которые могли бы усилить собой бренды Росатома, Москва-Сити, музея, зоопарка и даже целого города ­– см. здесь.

агентство маркетинговых исследований

Сперва — какой бренд можно назвать «экологичным»

В России нет чёткого определения «экологичности». По сути, компании что угодно могут отнести к этой категории, наравне с понятием «натуральный продукт». Поэтому законодательно от маркетинговой уловки не защищён никто. Единственной экомаркировкой, которая используется в России и признана GEN (Всемирной ассоциацией экомаркировки) является «Листок жизни». Для её получения компании должны пройти добровольную сертификацию в «Экологическом союзе».

Сама Всемирная ассоциация экомаркировки была основана как НКО в 1994 году и объединяет ведущие программы экомаркировок в 50 странах, включая с 2021 года Россию. В целом, бренды, которые позиционируют себя экологичными, используют органические и эко-френдли-ткани, чтобы снизить негативное влияние на природу.

Происхождение органических материалов должно быть также подтверждено сертификатами, например GOTS, OCS, USDA. К таким тканям можно отнести: органический хлопок, лён, крапиву, коноплю, шерсть, шёлк. Однако обычный хлопок, в отличие от органического, не считается экологичной тканью: на производство одной рубашки из хлопка требуется почти 3000 литров воды — этого объёма хватит одному человеку на целых три года, если пить каждый день не менее 8 стаканов воды.

Переработанные материалы, а также те ткани, в создании которых задействовали минимальное число химических средств, называют «эко-френдли». Они маркируются сертификатами GRS, RCS, FSC, Oeko-Tex. В этот список входят: лён, конопля, крапива, хлопок BCI (Better Cotton Initiative), хлопок «Cotton made in Africa», тенсел, лиоцелл, модал.

Экологичный подход — это комплекс принципов и технологий, который старается минимизировать урон для окружающей среды. Например, нетоксичные красители, которые при утилизации не отравляют воду, производство, снижающее токсичные выбросы в воздух, экономное использование воды, электричества и т.

Одежда и обувь экологичных брендов должна носиться долгое время, как того требует концепция осознанного потребления.

Нам всем важно переходить к пониманию, что уже не нужные нам вещи — это не просто отходы. Как минимум — это вторичные ресурсы, а как максимум — они могут послужить кому-то ещё. Только такой подход, если он станет нормой для большинства, позволит сократить лавинообразно растущий поток мусора на полигоны. Антон Кульбачевский, руководитель ДПиООС

Мы составили подборку из 7 российских брендов, к которым можно заглянуть за экологичными вещами.

Murkott

Московский бренд Murkott появился в 2020 году. Сперва его основательница Ксения Калиновская решила вести более экологичный образ жизни и не покупать больше одной новой вещи в месяц. Столкнувшись с трудностями в поисках красивой и при этом экологичной одежды, Ксения и основала собственный бренд.

Компания шьёт вещи из органического хлопка — он, согласно отчёту сообщества Water Footprint за 2011 год, загрязняет воду на 98% меньше обычного. Также для изготовления одежды они применяют ткани из крапивы, льна и конопли. Бренд не использует материалы животного происхождения (пух, шерсть, кожу). А всю продукцию шьют в маленьком подмосковном цехе.

В компании придерживаются принципа zero waste: неизрасходованные материалы идут на переработку или создание других товаров. Например, приютам для животных передают обрывки тканей, из которых позже шьют лежанки. Лоскутки также направляют в проект «Мамин ковёр»: ковры вяжут вручную из вторсырья — старых футболок и другого трикотажа. Чтобы покупатели приобретали только те вещи, которые действительно будут носиться, Murkott могут отшить модель по индивидуальным меркам.

Petrichor

Petrichor позиционирует себя как первый российский экобренд. Его создала дизайнер Анна Погодина, которая до этого длительное время работала в индустрии моды и наблюдала, сколько отходов образуется в этой отрасли. Анна сознательно остановила выбор на экологичных материалах и безотходном формате. Остатки ткани отправляют партнёрам в Санкт-Петербург, где их растворяют по специальной технологии и делают бумагу.

Одежду шьют из бамбука, органического хлопка, крапивы, шерсти, конопли. Пуговицы производят из кокосового ореха, шнурки — из хлопка и льна, деревянные пряжки — из яблони. Бирки — из переработанной бумаги на бечёвке. Из остатков тканей создают упаковку и аксессуары.

Компания старается организовать логистику так, чтобы исходники и готовые вещи как можно меньше летали самолётами — так производство минимизирует свой углеродный след.

Varvara Gagarina

Бренд Varvara Gagarina популяризирует осознанную моду. Часть вещей сделана из обычного хлопка креш (материал с эффектом мятости), но основной ассортимент — одежда изо льна и крапивы, производство которых требует меньше воды для полива. Кроме того, это неприхотливые культуры, которые можно выращивать на почве, не требующей специальной обработки в виде вредных химических веществ.

Клиенты компании отзываются о материалах как о прочных, долговечных и удобных в носке. Такая одежда функциональна с точки зрения терморегуляции: она согревает в холодное время и комфортна в жару.

Masukowska

Бренд Masukowska, созданный в 2020 году, специализируется на одежде из крапивы, льна, фланели. Это натуральная хлопчатобумажная или шерстяная ткань, которая отличается мягкостью и высокой утеплённостью. Сама дизайнер Галина Шалимова называет свои платья оберегами. Она изучает фольклор, значение символов, которые вышивали на одежде наши предки, и использует их в дизайне собственных вещей, считая, что это даёт силу их обладателям, обеспечивает хорошую энергетику. «Мне нравится наделять платье историей и смыслом, смешивать разные культуры», — рассказывает она.

Галина подчёркивает, что ей важно соединять традиции и современность: вдохновляться моделями и принтами платьев её прабабушек и переосмысливать их. Дизайнера всегда интересовала история, поэтому она решила создавать одежду с отсылкой к национальным костюмам разных стран и эпох.

По мнению Галины, экологичность включает в себя, в частности, выбор тканей, при производстве которых не ущемлялись права работников. С этой целью она тщательно изучала фабрики при выборе партнёров — узнавала, в каких условиях организован труд.

В Masukowska стремятся использовать материалы такого качества, чтобы платье можно было носить долго. Благодаря этому требуется покупать меньше вещей, значит, образуется меньше отходов — ещё один принцип осознанного потребления.

Ранее бренд был отмечен журналом National Geographic в рамках ежегодной премии #ЯБерегуПланету. Цель проекта — рассказать о частных экологических инициативах и инструментах, облегчающих путь к осознанной жизни (победителей определяет онлайн-голосование).

RamiKa_ecoshop

Экоодежду изо льна, эвкалипта, крапивы и конопли шьют в Подмосковье по индивидуальным меркам с 2020 года. Создатели бренда Жанна Антонова и Кристина Ильина рассказывают, что выбрали эти ткани из-за их практичных свойств: прочности, износостойкости, комфорта. Лён и крапива хорошо задерживают ультрафиолетовые лучи.

«Шито-крыто»

«Шито-крыто» — это авторские украшения из осколков старой посуды. Создатель бренда — дизайнер Анна Филиппова. Она даёт разбитым вещам новую жизнь, придумывая из них аксессуары.

Так, для пары серёжек Анна взяла осколки чашки Villeroy and Boch серии Rusticana середины прошлого века. В других изделиях использованы фрагменты расписной посуды, найденной в разных странах. Некоторым вещам, из которых Анна мастерит дизайнерские украшения, более 150 лет.

Быть экологичным — значит не только выбирать ответственных производителей. Также важно не покупать лишнего и стараться давать ненужным вам вещам вторую жизнь: отдавать на переработку или делиться с другими, если они в хорошем состоянии. Существуют различные мероприятия на эту тему. Например, при поддержке Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы проходят «Зелёные субботы», где участники обмениваются различными вещами: одеждой, обувью, посудой и даже мебелью. Или, например, можно сдать ненужную одежду в рамках проекта «ЭкоХОД».

Ближайшая акция «Зелёная суббота» пройдёт 23 июля с 11:00 до 15:00. Обменяться вещами можно будет в сквере со стороны ул. Самеда Вургуна в районе Аэропорт, около Амбулаторного пруда.

Зачем городам нужен брендинг

Одним из наиболее удачных примеров городского ребрендинга является ребрендинг столицы Нидерландов — Амстердама. Двухметровые буквы «I amsterdam», расположенные в разных уголках столицы, стали новой визитной карточкой города. Визуальная айдентика постепенно стала популярной и крепко утвердилась в головах местного населения и туристов, что положительно повлияло на репутацию одного из самых свободных городов Европы.

В прошлой версии городской айдентики использовалась геральдическая символика — три креста Святого Андрея Первозванного, которые были изображены как на официальном гербе столицы, так и на инфраструктурных городских объектах и использовались в городских коммуникациях.

Главная проблема предыдущей символики заключалась в том, что Амстердам с и без того сложной репутацией, связанной с легализацией легких наркотиков и проституции, из-за трех крестов стал ассоциироваться еще и с порноиндустрией. Подобная ситуация не устраивала местные власти, которые хотели минимизировать негативную репутацию.

В 2004 году начались исследования нового позиционирования Амстердама и целевых аудиторий в рамках государственно-частного партнерства AmsterdamPartners, задачей которого стало формирование нового положительного образа столицы. Работа была направлена на искоренение прошлых ассоциаций и на утверждение новых, связанных с инновационным развитием, творчеством, искусством и образованием. В 2005 году появился новый символ I amsterdam, разработанный голландским рекламным агентством KesselsKramer. Фраза I amsterdam базируется на игре слов: I am — «Я есть» и самого названия города Amsterdam. Решено было изобразить фразу в виде огромных букв в дополнение к графическому изображению. Результатом ребрендинга стала смена имиджа столицы и стремительный рост количества туристов, посещающих Амстердам.

В 2009 году появилась новая визуальная концепция Copenhagen, провозгласившая его городом, открытым для всего нового. Слово open изобразили в виде кнопки, а фон мог менять свой цвет в соответствии с разными ценностями.

В другой европейской столице — Хельсинки — ребрендинг проводило местное креативное агентство Werklig. Результатом их работы стало создание цельного визуального продукта, которое применяют сейчас повсеместно в интерьерах зданий и в городской среде.

За основу айдентики был взят городской герб, который долгое время был единственным символом города. На гербе изображалась золотая лодка, плывущая по волнам, — символ портового города и корона, украшенная драгоценными камнями — элемент финской истории.

Новая айдентика использовала волновую линию, позаимствованную с герба. Новый символ задействовал ряд цветов, уже знакомых местному населению и тем, кто был в Хельсинки, — цветовая гамма герба, цвет куполов местного собора, кирпича на центральном рынке, а также общественного транспорта — трамваев и метрополитена. Дизайнеры ориентировались на тех, кто посещает столицу в первый раз, а также на местных жителей, поэтому постарались соединить в новой айдентике традиции и современность.

Брендинг городов и регионов в России

В России также распространено брендирование городов, в том числе и маленьких, что несомненно работает на их туристическую и экономическую привлекательность. Один из таких — Краснокамск в Пермском крае, обеспечивающий бумагой всю страну. Опираясь на идею о местном бумажном производстве, дизайнерская студия Besapiens выдвинула предложение взять за основу айдентики Краснокамска оригами.

Иногда задачу по разработке городской айдентики дают агентству, а иногда устраивают открытый конкурс, в котором может участвовать любой, даже не дизайнер. Логотип Вологодской области выбрали с помощью проведения открытого интернет-конкурса. При запуске конкурса губернатор заявил, что символ должен сплотить «патриархальную Вологду, динамичный Череповец, города-музеи Тотьму, Белозерск, Кириллов, Великий Устюг». В итоге, большинство голосов было отдано за изображение красной «кружевной» птицы на белой фоне, авторства Ангелины Ракчеевой — заслуженной художницы России и вологжанки.

Логотип «Вологодская область — Душа Русского Севера» отражает единство культурно-исторического наследия области и призван объединить жителей северного региона. Символика поддерживает такие ценности, как приверженность семейным нравственным принципам и православным традициям, а образ птицы служит символом духа и души, как нечто божественное, характерное для высших состояний разума. Еще в древности птицы являлись популярными персонажами в славянском фольклоре и служили оберегами. Цветовая гамма построена на сочетании красного и белого — цветов, присутствующих на древних архитектурных памятниках, в ремесленном производстве Русского Севера, а также на тканях и вышивках.

В другом населенном пункте Пермского края, в Добрянке, по заказу местной администрации во главе с мэром Сергеем Окуловым прошел проект по разработке территориального знака при участии московского агентства CityBranding. В результате город получил фирменную визуальную айдентику, слоган и первого собственного бренд-менеджера. Презентация проекта «Добрянка — столица доброты» получила широкую поддержку со стороны власти и местных жителей. При работе по созданию визуального символа было проведено исследование идентичности места, продлившееся несколько месяцев, в котором учитывалось мнение добрянцев. Разработка фирменного символа проходила в четыре этапа, в каждом из которых могло участвовать местное население и был обеспечен открытый доступ к информации о ходе работы. В цветовой гамме символики присутствуют цвета официального герба — голубой и желтый, а также производный от них зеленый, который по задумке создателей знака отражает идею доброты.

Другой российский город, Самара, славится своим развитым авиастроением, ракетно-техническим центром, сильной промышленностью и известной футбольной командой «Крылья Советов». Также Самара богата студенческими и театральными традициями, а главным памятником является Монумент Славы, «человек с крыльями» — созданный в честь рабочих-самарцев, совершивших вклад в создание авиационной промышленности страны. Поэтому фирменный знак Самары символизирует ее многогранность. Цвета знака ассоциируются с небом, рекой Волгой и набережной.

Кроме точечного брендинга городов и областей в России, существуют и реализуются и более масштабные проекты. Основной из них — проект разработки Туристического бренда России. На первом этапе Ассоциация Брендинговых Компаний России (АБКР) совместно с Ростуризмом запустили уникальный проект по генерации гипотез для Туристического бренда России. Его участниками стали свыше 40 ведущих специалистов в брендинговой отрасли: креативные директора, стратеги, юристы, защищающие интеллектуальный вклад и другие. Задача заключалась в том, чтобы проанализировать, может ли у такой обширной, разнообразной и многонациональной страны быть один общий символ, понятный как для граждан России, так и для иностранцев.

В итоге, была выбрана концепция «Россия — здесь целый мир», которая отразилась в супрематической карте страны, созданной командой профессионалов: Владимиром Лифановым (Suprematika), Егором Мызником (Plenum), Ильей Лазученковым (Plenum), Денисом Шлесбергем (Артоника), Эркеном Кагаровым (Студия Артемия Лебедева) и шрифтовым дизайнером Сергеем Рассказовым.

Россия — страна контрастов, поэтому при разработке концепции было выбрано авангардистское направление в искусстве супрематизм. Необходимо было передать идею о том, что Россия — современная и стремительно развивающаяся страна, путешествовать по которой становится всё комфортнее и интереснее. Россия — обладающий огромным потенциалом туристический продукт, нуждающейся в мощном бренде. Поэтому так важно способствовать появлению новых визуальных символов, которые смогут вписаться в актуальную картину мира.

Проект был попыткой охватить всю Россию географически и изобразить знак, отражающий страну как большую и разветвленную динамическую систему. Супрематический символ представляет из себя геометрические фигуры, складывающиеся в карту страны, при этом их наполнение может быть абсолютно любым. Тем не менее, символ сохраняет узнаваемость.

На этапе реализации агентствами Plenum, Suprematika и шрифтовым дизайнером Сергеем Рассказовым была разработана стратегия и айдентика для Туристического Бренда России. При выборе шрифта было решено сохранить историческую традиционную допетровскую кириллицу и одновременно с тем внедрить ее в современный визуальный образ.

Также в рамках проекта при было разработано позиционирование и архитектура бренда, был скорректирован копирайт, доработан логотип и цветовая гамма. Туристический Бренд России обзавелся современными носителями для оффлайна и диджитала, также были оформлены туристические центры, разработаны выставочные стенды и малые архитектурные формы.

Как бренды участвуют в решении социально значимых проблем

Озабоченность глобальными общественными проблемами, затрагивающими интересы всех стран, сейчас актуальна как никогда. Это касается как самых влиятельных мировых компаний, так и более мелких, которые ставят в приоритет не только получение прибыли, но и положительные изменения в жизни всего человечества. Представители бизнеса занимаются решением общественно значимых вопросов и совместно с государственными или независимыми фондами курируют общественно направленные проекты.

Сейчас целевой аудитории интересны не только продукт или услуга бренда, но и его общественная или социальная миссия. Коммуникации брендов приняли новый вектор — социальный брендинг. Социальный брендинг — это общественная и культурно-просветительская миссия, которую берет на себя бренд, иными словами, социальная ответственность. В рамках социальной повестки крупные компании занимаются проблемами, связанными с экологией, трудовой эксплуатацией и другими острыми социальными вопросами.

Четкая социальная позиция бренда не должна быть одноразовой акцией, а должна быть интегрирована в долгосрочную стратегию. Это значит, что бренд берет «‎на флаг» общественно значимую идею, которая помогает укрепить эмоциональную связь с аудиторией и выражается в конкретных действиях со стороны бренда или компании, которые популяризируются и освещаются в его каналах. Это помогает в решении задачи по созданию информационно-эмоционального поля, в которое включено наибольшее количество людей, разделяющих общие с брендом ценности.

Проект ThisAbles от IKEA

Практическая реализация социального брендинга — мероприятия, рекламные кампании, акции от брендов, вовлеченных в общественную и экологическую повестку. Например, IKEA акцентирует свое внимание на идее о том, что уют должен быть доступен каждому.

Израильское подразделение IKEA совместно с некоммерческими организациями Milbat и Access Israel, которые поддерживают создание удобной городской среды для всех категорий граждан, разработали проект ThisAbles. Они придумали умные приспособления, адаптирующие мебель IKEA под нужды детей и взрослых с ограниченными возможностями, — ручки для мебели, выключатели и прочие устройства, которые можно быстро напечатать на 3D-принтере. Одно из таких умных приспособлений — ограничитель для спинки детского стула, который помогает сидеть детям с заболеваниями центральной нервной системы. Приспособление помогает ребенку занять удобную позицию при посадке на стул и не дает упасть.

Акция #ЗаПравоНаСчастье от «ВКонтакте» и «Агуша»

В 2021 году соцсеть «ВКонтакте» и «Агуша» запустили благотворительную акцию #ЗаПравоНаСчастье в честь месяца распространения информации об аутизме. «ВКонтакте» предоставил своим пользователем бесплатный подарок с изображением символики благотворительной акции, который можно было отправить своему виртуальному другу. За каждый подарок «Агуша» перечисляла десять рублей в благотворительный фонд «Обнаженные сердца». Таким образом, акция поддержала проекты фонда, направленные на помощь детям с аутизмом и другими особенностями развития. Также «Агуша» рассказывала об аутизме своей аудитории, тем самым, образовывая ее. Они призывали каждого, кто разделяет ценности компании, присоединиться к участию в акции.

Также в месяц распространения информации о людях с аутизмом «ВКонтакте» совместно с фондом «Обнаженные сердца» выложили ролик с речью Антона — молодого парня с аутизмом, который также является актером и моделью. Ежемесячно в сообществе фонда «Антон тут рядом» выкладывали истории подопечных, а в конце месяца прошел открытый для всех пользователей «ВКонтакте» конкурс цитат людей с аутизмом, где победивший получил фирменные призы от соцсети.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.