Взаимосвязь и взаимовлияние культур при формировании архитектурно-художественной среды городов Казахстана

Взаимосвязь и взаимовлияние культур при формировании архитектурно-художественной среды городов Казахстана

По прогнозам ООН, к 2050 году доля городского населения в мире составит 68%. С ростом городов, как и городских жителей, всё активнее внедряется концепция умных городов. При таких темпах урбанизации нагрузка, создаваемая на городские службы, зачастую оказывается слишком высокой. Для решения этой проблемы стала внедряться концепция Smart city. В чем же ее особенность? Какие технологии она предусматривает? Как концепция Smart city применяется в Казахстане и сколько у нас сейчас “умных городов”?

Экологическая обстановка в Казахстане вызывает у многих жителей серьезные опасения. Повышение роста добычи полезных ископаемых привело к выбросу огромных объемов отходов, которые являются токсичными. Отсутствие эффективных систем очистки на промышленных предприятиях способствует загрязнению атмосферы. Попутный газ на предприятиях по добыче нефти и газа сжигается на факелах, что приводит к выбросам сажи. Автотранспорт эксплуатируется на некачественном топливе, а водные ресурсы страны подвержены деградации. На данный момент правительство Казахстана стремится участвовать в различного рода экологических организациях, что должно помочь стране в дальнейшем исправить ситуацию.

Сегодня урбанисты рассказали о важности “сужения” дорог и влиянии холодного белого света на настроения казахстанцев.

Нынешняя система градостроительства не отвечает запросам горожан и не учитывает изменений в социальной, политической, экономической, культурной и информационной сферах, отметили в ходе обсуждения эксперты Казахстанской жилищной компании, Ассоциации урбанистов Казахстана Q88 и профессиональных сообществ во вторник, 14 июня, передает корреспондент inbusiness.

В Казахстане введением единых стандартов комплексного развития территорий занимается Казахстанская жилищная компания совместно с Ассоциацией урбанистов Казахстана Q88. Председатель данной ассоциации Ерлан Аукенов обратил внимание на предстоящую большую работу по совершенствованию казахстанского законодательства по вопросам градостроительства, развития городов и создания инклюзивной городской среды, модернизации строительных норм и правил.

Глава управления комфортной городской среды Алматы прокомментировал свое “задержание”

Он собирается подавать в суд за распространение недостоверной информации. Сейчас Сапар Нурашев консультируется по этому поводу с юристами 16. 2021, Sputnik Казахстан

MIA „Rosiya Segodnya“

общество , антикоррупционная служба, алматы

Эксперты ОЭСР назвали проблемы городов Казахстана

Взаимосвязь и взаимовлияние культур при формировании архитектурно-художественной среды городов Казахстана

Основные проблемы городов Казахстана связаны с развитием общественного транспорта и рынка жилья. К такому выводу пришли эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), сообщает Sputnik.

В проведённом ОЭСР исследовании отмечается, что продуктивное развитие государства тесно связано с большими городами. И если в странах ОЭСР около 80% населения живут в городах, то в Казахстане городские жители составляют 60% от общего населения.

«С точки зрения экспертов ОЭСР, один из основных вызовов во время перехода на функциональные городские зоны может быть связан с развитием общественного транспорта и рынка жилья», – говорится в исследовании экспертов ОЭСР.

В частности, из-за проблем с общественным транспортом жители пригородных зон зависят от индивидуального транспорта (частные автомобили). Это, в свою очередь, приводит к дефициту транспорта и заторам, что снижает эффективность городского центра в целом, полагают эксперты.

При этом отмечается, что низкая популярность общественного транспорта в городах республики связана с низким сервисом в этой сфере услуг, что также негативно влияет на жителей и снижает их продуктивность.

Следующим направлением оценки ОЭСР является развитие рынка жилья. Согласно исследованиям ООН, с 2000 года показатели роста жилищного фонда в Казахстане являются одними из самых высоких в регионе. При этом на долю государственного жилья приходится менее 4% от его общей площади.

Также, согласно исследованиям ОЭСР, в Казахстане 97% жилья является не сдаваемым внаём, в то время как данный показатель в России составляет 86%, а в ЕС – 71%. Это свидетельствует о потенциале развития рынка арендного жилья в Казахстане.

«Развитие рынка арендного жилья позитивно влияет на мобильность рабочей силы, что в свою очередь отразится на росте продуктивности экономики», – добавляют эксперты.

И есть ли между этими показателями взаимосвязь.

Рейтинг качества и комфортности жизни в городах РК составил Казахстанский институт экономических исследований (ERI). В новом хит-параде 25 городов: к 18 прошлогодним участникам добавились 7 моногородов.

Он рассчитан на основе 54 статистических и ведомственных показателей. Все данные сгруппированы по 6 субфакторам: экономика, бизнес-среда, социальная сфера, культура, спорт и досуг, городская инфраструктура, качество городской среды, и по 13 категориям показателей:

  • Экономический рост.
  • Материальное благополучие
  • Рынок труда.
  • Оценка бизнес-среды.
  • Существующая рабочая сила.
  • Будущая рабочая сила / образование.
  • Здравоохранение.
  • Культура, спорт и досуг.
  • Транспортная инфраструктура.
  • Условия проживания.
  • Комфортность городской среды.
  • Безопасность.
  • Состояние окружающей среды.

По прогнозу ООН, к 2050 году численность населения мира составит 9,3 млрд человек, из них 6,3 млрд, или 67,7%, будут проживать в городах. В 2019 году горожан было “всего” 4,3 млрд человек, или 55,7% населения Земли.

Мегатрендовая урбанизация будет стимулировать экономический рост, а крупнейшие города-агломерации сформируют новую экономическую карту мира.

Считается, что к 2025 году 2600 крупных городов будут генерировать 81% мирового ВВП, из которых 1000 городов – 71%, а 600 городов – 64%.

Концентрация населения в городах, развитие секторов “экономики знаний” обеспечивают более высокую (на 20-50% выше, чем в остальных территориях) производительность труда. Соответственно, конкуренция между городами за инвестиции и таланты усиливается.

Мировой тренд урбанизации отчетливо проявляется и в Казахстане. За последние 10 лет городское население страны выросло на 2 млн человек, а урбанизация достигла 59,3%. Ожидается, что к 2025 году этот показатель достигнет 62,6%.

Вместе с тем рост роли городов должен сопровождаться соответствующим развитием социальных объектов, инфраструктуры ЖКХ, транспортной системы городов для удовлетворения потребностей растущего населения.

1-е место в рейтинге качества жизни в городах занял почти блистательный Нур-Султан с результатом 6,67 балла. Город оказался в лидирующей позиции сразу по 3 факторам: “Экономика и бизнес” (1-е место, 7,43 балла), “Человеческие ресурсы (2-е место, 6,6 балла) и “Инфраструктура” (4-е место, 6,04 балла).

На 2-й строчке – Алматы с показателем 5,67 балла. Южная, а еще культурная и научная столица победила в номинации “Человеческие ресурсы” (1-е место, 6,81 балла) и “Экономика и бизнес” (4-е место, 6,07 балла).

Нефтяной Атырау, гордо восседающий на 3-м месте с 5,49 балла, также имеет “бронзу” по “Экономике и бизнесу” (6,13 балла), но 15-е место по “Человеческим ресурсам”.

4-ю позицию занимает город-порт Актау, у которого наилучшие показатели по фактору “Экономика и бизнес” (2-е место, 7,23 балла). Однако центр Мангистауской области имеет весьма среднюю “Инфраструктуру” (12-е место, 5,4 балла).

Взаимосвязь и взаимовлияние культур при формировании архитектурно-художественной среды городов Казахстана

На  5-м месте город, где девушек в возрасте от 20 до 30 лет больше, чем мужчин. Относительно высокие позиции Костаная можно отметить по фактору “Экономика и бизнес” (5-е место, 5,76 балла) и “Человеческие ресурсы” (4-е место, 5,93 балла).

На 6-й строчке – областной центр Северо-Казахстанской области – Петропавловск. Город показал значения выше средних по “Экономике и бизнесу” (9-е место, 4,93 балла), “Инфраструктуре” (10-е место, 5,57 балла) и “Человеческим ресурсам” (10-е место, 4,96 балла).

Пограничный между Европой и Азией Уральск занимает 7-ю позицию, хотя еще в 2020 году находился “на дне” – на 16-й строчке рейтинга. Наилучшие для себя позиции город занял по фактору “Человеческие ресурсы” (3-е место, 6,26 балла).

8-е место у города, основанного в 1869 году как крепость Ак-Тюбе. Можно отметить высокие позиции Актобе по фактору “Экономика и бизнес” (6-е место, 5,34 балла).

На 9-м месте – Караганда. Высокие позиции (6-е место, 5,81 балла) город занял по фактору “Инфраструктура”, а вот по “Экономике и бизнесу” – 11-е место. И, что довольно странно, по “Человеческим ресурсам” шахтерская столица на 14-м месте.

Замыкает первую десятку скриптонитский Павлодар. Самый высокий показатель у города по фактору “Инфраструктура” (8-е место, 5,64 балла). По “Экономике и бизнесу” и “Человеческим ресурсам” город занял 12-е место.

На 11-й строчке расположился новичок рейтинга Степногорск. Наилучшие показатели у моногорода сложились по фактору “Инфраструктура” (3-я позиция, 6,16 балла).

Удивительно, но заливаемый миллиардами город республиканского значения Шымкент находится ниже небольшого моногорода – только на 12-й позиции. По “Инфраструктуре” он на 6-м месте с 5,69 балла, по “Экономике и бизнесу” – на 10-м, а по “Человеческим ресурсам” и вовсе на последнем 25-м месте.

Счастливое 13-е место у города с лучшей в СССР (1989) школой хоккея. Авторы рейтинга отметили высокие позиции (7-е место, 5,15 балла) Усть-Каменогорска по фактору “Экономика и бизнес”.

14-я строчка рейтинга за городом “на холме, окруженном ивами”. Самое высокое место Талдыкорган занимает по группам показателей “Человеческие ресурсы” – 5,86 балла и 5-я позиция.

“Красная столица” Кызылорда на 15-м месте. Причем высокие значения отмечаются по “Человеческим ресурсам” (5,49 балла, 7-я позиция).

Номер 16 за столицей Синегорья – Кокшетау. Наивысшие баллы город набрал по фактору “Экономика и бизнес” – 5,10 (8-я позиция). Но остальные показатели, увы, невысоки.

17-е, 18-е и 19-е места занимают моногорода Балхаш, Жезказган и Риддер.

Трехсотлетний Тараз занял 20-ю строчку нашего хит-парада. Лучшие позиции город имеет по группам показателей “Человеческие ресурсы” – это 5,16 балла и 9-я позиция.

21-е и 22-е места у моногородов Экибастуза и Сатпаева.

23-я позиция с 4,16 балла у еще одного города возрастом 300 лет – Семея. Причинами столь низкого рейтинга областного центра является недостаточное развитие социальной сферы.

На 24-м месте с 4,13 балла расположился древний Туркестан. Такие низкие позиции обусловлены неразвитостью городской экономики и текущим состоянием инфраструктуры. Самый высокий результат (17-е место с 4,44 балла) город показал по фактору “Человеческие ресурсы”.

Последнюю, 25-ю строчку в рейтинге занимает Жанаозен. “Лучший” результат у города по показателям “Человеческие ресурсы” – 13-е место и 4,75 балла. Моногород обладает хорошей системой здравоохранения и неплохо обеспечен другими соцобъектами. Низкие показатели город демонстрирует по миграции и обеспеченности библиотечными учреждениями.

Подведем итог.

Хорошая экономика и успешный бизнес “прописались” в обеих столицах и нефтяных городах Актау и Атырау.

Взаимосвязь и взаимовлияние культур при формировании архитектурно-художественной среды городов Казахстана

По развитости инфраструктуры на первых местах, уделав как обе столицы, так и два главных нефтяных города, идут моногорода!

“Балхаш – город наш” – “золото”.

Экибастуз – “серебро”.

Степногорск – “бронза”.

И где-то там, далеко за ними, стыдливо “смотрит искоса, низко голову наклоня” почти блистательный Нур-Султан.

А самые лучшие люди (фактор “Человеческие ресурсы”) проживают в Алматы, Нур-Султане, Уральске и Костанае.

Олег И. Гусев

Алма-Ата — критический уровень загрязнения

Из-за огромного объема выбросов в атмосферу смог над крупнейшим городом Казахстана является привычным для каждого его жителя. В 2015 году NASA с помощью беспилотных аппаратов сделало несколько снимков, которые даже из космоса показывают, что город окутан смогом. Причинами ужасной экологической ситуации стали техногенные факторы. Самой опасной для города остается неправильная застройка. Ее план подразумевал сохранение воздушных коридоров, но на деле реализовать его не удалось. В результате в течение 7 лет строительного бума застройка имела хаотичный характер. В погоне за прибылью застройщики стремились занять места, дома на которых открывали бы жителям вид на горы. Так был создан искусственный парус, ухудшающий проточность воздуха. Само правительство способствовало нарушениям, отменив санитарные нормы, касающиеся ветрозащиты и аэрации.

Центр крупнейшего города страны остается самым неблагоприятным. Выход из ситуации специалисты видят в перемоделировании потоков и направлении их в иную сторону.

Читайте также:  В чем политический смысл благоустройства Москвы

Предполагается использование зеленых зон, которые будут выполнять роль лопастей, перенаправляющих воздушные потоки. Вместе с ними планируются к установке рекламные билборды. Проблем добавляет алматинская ТЭЦ. На нее приходится около 30 процентов всего объема загрязнений. Пока что она все еще работает на угле, но в ближайшее время планируется перевод на газовое топливо. В отношении автомобилистов пока эффективных мер не придумано. Планируется повышение экологических сборов и штрафов за использование некачественного топлива.

Астана — много экологических проблем

Проблема столицы Казахстана заключается в расположении, которое характеризуется засушливой зоной. Основным источником водоснабжения остается Есиль (Ишим). Эта река используется уже много лет, причем и расход ее ресурсов расточительный. Другими факторами, негативно воздействующими на экологию города, являются:

  • интенсивная застройка;
  • рост числа людей;
  • неправильная утилизация твердых бытовых расходов;
  • возросший объем транспортных перевозок;
  • повышение объемов вредных выбросов.

Есть и еще один печальный факт, омрачающий экологическую ситуацию столицы Казахстана. Многие люди ежедневно утилизируют мусор, который тоннами накапливается по городу. В результате формируются тысячи тонн мусора, справиться с которыми просто не хватает мощностей. Власти планируют поставить контейнеры для разделения мусора на различные виды. Например, к сухому будут относиться металл, макулатура, стекло и пластик. К мокрому мусору относят весь остальной, включая древесные и пищевые отходы.

Чтобы сократить число вредных выбросов, решено переводить транспорт на газ. Пока что в Астане реализован только один комплекс регазификации СПГ. Его используются для снабжения университета Назарбаева, национального космического центра и академии Министерства обороны. Коммунальная автомобильная техника переведена на газ в количестве 1000 единиц. К слову, сейчас экологическая обстановка в Астане оценивается самим правительством как благоприятная и соответствует низкому рейтингу опасности.

Усть-Каменогорск — токсичность зашкаливает

Объемы токсичных выбросов значительно превышают допустимые пороги. Сейчас экологи бьют тревогу, ведь ситуация только ухудшается. Отсутствие достаточного количества зеленых зон и высокий уровень загрязнения не сулят положительных прогнозов.

Наиболее велики концентрации среди бензпирена, фенола и диоксида серы. Погода только способствует повышению предельно допустимых концентраций, поэтому Усть-Каменогорск в буквальном смысле задыхается от токсичных веществ. По мнению некоторых специалистов, сами власти города совершают роковые ошибки, которые в будущем будут стоить жителям Усть-Каменогорска здоровья. Например, в городе были построены автозаправки на тех местах, где должны были появиться зеленые зоны. Более того, отработанные масла, которые должны утилизироваться, сливаются прямо на землю. Слив моторных масел приводит к загрязнению подземных вод и почв. Органы, отвечающие за контроль, качество и утилизацию ГСМ, своих функций должным образом не исполняют. Советом общественности предложено создать центр, занимающийся экологической безопасностью. Пока не существуют экологический анализ и прогнозирование, что в существенной мере осложняет борьбу за экологию. Владельцы АЗС тоже не согласны работать на благо экологии, ведь если их бизнес перенести за черту города, то спрос резко упадет. Радикальным методом борьбы, предложенным активистами, является запрет на работу тех предприятий, которые нарушают нормативы по опасным выбросам. В итоге получается замкнутый круг, из которого пока не нашли выхода.

Уральск — лучшая экология в Казахстане

Уральск считается одним из лучших по показателям экологии в стране. Сам президент страны это подчеркивает. На территории города располагаются заводы, ведущие промышленную деятельность. В значительной мере уделяется внимание развитию зеленых зон. На 2018 год в городе зарегистрировано более 308 тысяч человек. Автомобильный транспорт распространен не очень широко, что способствует сохранению экологии в нормальном состоянии.

Костанай — низкий уровень загрязнения экологии

По индексу загрязнения атмосферы Костанай относится к городам с низким уровнем загрязненности. Однако в городе есть ряд проблем, негативно сказывающихся на экологической обстановке. Например, отсутствует комплекс очистных сооружений для канализационных стоков, нет систем очистки также для ливневой канализации, отсутствует комплекс по переработке твердых бытовых отходов, посты наблюдений за загрязнением в приграничных городах. Имеющиеся канализационные очистные сооружения областных городов находятся в изношенном состоянии.

В качестве очистных сооружений для канализации в Костанае используются земляные отстойники. Их никак нельзя назвать полноценным комплексом, ведь их год введения в эксплуатацию приходится на середину 60-х. Таким образом, они не могут соответствовать современным требованиям, возраст отстойников является причиной невозможности проведения ремонтных работ на должном уровне.

Угрозе подвержена река Тобол, в которую сбрасываются отходы из накопителя промышленных стоков. Раньше он был приурочен к медно-аммиачному производству. Проблема данной ситуации заключается в близости расположения накопителя к водоохранной зоне. Вопрос о мониторинге с помощью стационарных постов для пригородов Костаная тоже остается открытым: сейчас на один пост приходится 50 тысяч жителей, а в Костанае их всего два.

Для всех этих мер, включая реконструкцию изношенных канализационных очистных сооружений, необходимы большие деньги. Власти Костаная подчеркивают, что каждый житель должен заботиться об экологической репутации города и сохранять его чистоту.

Павлодар — положительная экологическая тенденция

Для улучшения экологической обстановки в Павлодаре создаются зеленые зоны. Для города и всей области характерна проблема утилизации ртутьсодержащих ламп. Сейчас производится установка специальных контейнеров во всей области, которые помогут решить проблему. Регулярно проводятся проверки на соответствие экологическому законодательству. Потенциальную опасность представляет свободная экономическая зона, которая строится рядом с Павлодаром. В угоду прибыли власти запрещают экологам изымать лицензию у предприятий, которые нарушают экологические требования. Тем не менее департамент экологии в Павлодаре отличается повышенной активностью. Именно благодаря его деятельности казахстанский электролизный завод не смог вести активную работу, так как она могла привести к выбросу загрязняющих веществ в повышенных объемах. При этом перед предприятием поставлены четкие задачи, которые помогут ему сохранить оборот и позволят вести работу, если концентрация вредных выбросов будет оставаться в пределах нормы.

Значительную роль в деятельности департамента экологии играют исследования. Чтобы провести грамотную очистку атмосферы, необходимо знать текущий состав воздуха. Для этого из местного бюджета выделяется 80 миллионов тенге. Исследования будут проводиться с помощью хромато-масс-спектрометра. Это поможет выявить состав городской пыли.

Еще одним наглядным примером борьбы за экологию стало обложение штрафом банно-прачечного комбината. Разбирательство по делу о негативном влиянии на экологию Павлодарской области длилось больше года, но в итоге победил департамент.

Несмотря на трудную экологическую ситуацию и практически полное отсутствие чистых городов в стране, Казахстан показывает, что бороться за экологию должен каждый житель. Подача жалоб в соответствующие инстанции приводит к соответствующей реакции со стороны чиновников. Однако пока погоня за прибылью остается у властей в приоритете, притом экологическая обстановка, к сожалению, уходит на второй план.

Smart city в мире

Однако прежде чем рассказывать о тенденциях, давайте разберем, что такое Smart city, когда и как появилась данная концепция. Впервые понятие smart city было употреблено не в сфере градостроительства. В 1950 году известный американский экономист и теоретик менеджмента Питер Друкер в своей работе «Практика менеджмента» использовал термин smart city для описания условий эффективного управления, где: specific – конкретный; measurable – измеримый; achievable – достижимый; realistiс – реалистичный; timed –определенный по времени. В сфере городского устройства и развития данный термин был использован намного позднее.

В настоящее время нет единой позиции в этом вопросе. Часть исследователей связывают возникновение концепции умного города с понятием «умное сообщество» (smart community), появившимся в Кремниевой долине в 1993 году, другие считают, что на появление smart city повлияла концепция «умного роста», разработанная в рамках течения «новый урбанизм». Другая группа ученых отмечает, что «умный город» имеет тесную взаимосвязь с концепцией intelligent city (“интеллектуальный город”), которая включает в себя вопросы генерирования инноваций, перехода к формам электронного правительства, социального обучения и внедрения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)  в городскую жизнь. Скорее всего, современное понимание умного города включает все эти концепции.

Обобщая, можно сказать, что smart city – это система, при которой ресурсы городских служб при помощи интеграции нескольких ИКТ и Интернета вещей (IoT-решения) используются для эффективного управления городом и обеспечения максимальной безопасности, комфортной жизни в городской среде.

Сейчас концепция умного города получила очень широкое распространение и реализуется в 2500 городах мира. Отметим, что в мировой практике есть два основных подхода для создания умных городов:

Создание умного города с нуля. В качестве примера можно привести Масдар-Сити (ОАЭ), Нью-Сонгдо (Южная Корея), Тяньцзинь (КНР);

Постепенное внедрение умных технологий в устоявшиеся городские системы. Примеры: Амстердам, Лондон, Стокгольм, Фуджисава и др.

Взаимосвязь и взаимовлияние культур при формировании архитектурно-художественной среды городов Казахстана

Masdar Smart City

Формирование «умного города» предусматривает внедрение эффективных технологий в такие отрасли, как государственные услуги, управление транспортной сетью, рациональное использование природных ресурсов, здравоохранение, образование, инновационные сельское хозяйство и утилизация отходов.

Согласно исследованию, проведенному Центром региональной науки Венского технологического университета в 2007 году, «умный город» должен охватывать следующие направления развития:

  • умная среда (природные ресурсы);
  • умные люди (социальный и человеческий капитал);
  • умный образ жизни (качество жизни);
  • умная экономика (конкурентоспособность);
  • умная мобильность (транспорт и ИКТ);
  • умное управление (участие граждан).

К компонентам умного города в мегаполисах мира можно отнести:

  • сеть сингапурских смарт-парковок, регистрирующих число оставленных на них автомобилей и отправляющих в приложение данные о том, где есть свободные места;
  • нью-йоркское интеллектуальное уличное освещение и смарт-технологии в управлении уличным движением, интеллектуальные мусорные урны BigBelly, снабженные специальными датчиками и информирующие, когда пора отправлять за ними мусоровоз;
  • умная система полива воды, сеть датчиков для мониторинга качества воздуха и уровня городского шума в Барселоне;
  • мобильное приложение Dubai Polis, с помощью которого горожане могут оплачивать штрафы и сообщать о правонарушениях;
  • городская база обмена данными в Копенгагене и многие другие.

Стремительное развитие умных городов в мире в свою очередь требует оценки эффективности внедренных нововведений в городскую жизнь. В настоящее время ключевые рейтинги оценки умных городов проводятся такими компаниями, как PwC, Forbes, Juniper Research (международное агентство по исследованиям рынка) и EasyPark (шведская IT-компания). Чаще всего в этих рейтингах лидируют Копенгаген, Сингапур, Барселона, Мельбурн, Токио, Сеул, Лондон, Нью-Йорк.

Smart city в Казахстане

В центре миссии Smart сity – человек и его потребности. Повышать эффективность работы городских служб и внедрять умные технологии в Казахстане в первую очередь начали в пяти крупных городах – Smart Astana (Nur-Sultan), Smart Karaganda, Smart Ontystuk (Шымкент), Smart Almaty, Smart Aktobe. Постепенно перешли к реализации проектов и во всех остальных областях Казахстана.

Главными исполнителями проектов в рамках данной концепции являются акиматы регионов. Основными приоритетами их работы в части развития умного города являются: улучшение качества жизни жителей региона; увеличение доли государственных услуг в электронной форме; вхождение регионов Казахстана в международные рейтинги smart city; стимулирование безбумажного взаимодействия в G2G, B2B и G2B-сегментах. Для оценки эффективности осуществляемых проектов были определены критерии оценки, пилотные зоны по регионам и разработаны дорожные карты.

Smart Astana (Nur-Sultan)

В 2017 году в Астане (ныне Нур-Султан) были реализованы проекты видеонаблюдения и фиксации «Сергек», в котором были интегрированы более 13 тысяч камер; цифровые городские сервисы – мобильное приложение Smart Astana, которое объединяет 30 сервисов государственных и социальных служб города; чат-боты в социальных сетях для взаимодействия жителей города и представителей бизнеса с городскими службами; Open data – портал открытых данных, предназначенный для разработчиков IT-решений. В 2018 году началось осуществление таких проектов, как внедрение блокчейн-технологий в земельных отношениях, интеллектуальная платформа, умное освещение города.

Читайте также:  Видеоэкология — наука о красоте и визуальной среде znamus.ru

https://youtube.com/watch?v=MnAwfAKwyuY%3Ffeature%3Doembed

К примеру, только Единый контакт-центр iKomek 109 акимата Нур-Султан объединяет все колл-центры коммунальных предприятий и является единой точкой контакта с жителями города, работающий в режиме 24/7. Все обращения обрабатываются и вносятся в реестр обращений жителей с присвоением регистрационного номера и далее передаются в государственные органы, коммунальные службы для решения вопроса в установленные сроки. Ежедневно на iKomek поступает более 5000 обращений, при этом операторы принимают заявки жителей со всех каналов коммуникаций:

  • сайта городского акимата www.astana.gov.kz;
  • чат-бота Telegram;
  • мобильного приложения Smart Astana;
  • бесплатного номера 109 с городских и мобильных телефонов.

Сейчас в каталоге центра iKomek более 1570 услуг, на которые оператор может предоставить ответ с первого звонка.

Также в столице уже не первый год успешно реализуются проекты Smart-школа, Smart-поликлиника, Smart tickets, Smart payments и Smart – уличное освещение.

Основные компоненты проекта Smart-школа – система контроля и управления доступом (далее – СКУД), видеонаблюдение, е-библиотека, е-столовая и личный кабинет. Впервые введен в эксплуатацию в июне 2015 года в школе-гимназии № 3 и школе-лицее № 15. Внедрение модуля СКУД привело к полному учету учащихся при входе в здание школы, а также ограничило вход посторонних лиц.

Эффект от проекта:

Проект масштабируется и в других школах за счет привлечения инвестиций и оказания услуги по сервисной модели.

Повышение качества медицинских услуг за счет автоматизации внутренних и внешних процессов поликлиник стала возможным благодаря проекту Smart-поликлиника. Основные компоненты проекта – информационная система, терминал самообслуживания, онлайн-запись через портал smart. astana. Впервые реализован в июне 2015 года в городской поликлинике № 4.

  • уменьшение времени обслуживания пациента врачом поликлиники до 10 минут;
  • сокращение очередей в регистратуре поликлиники на 30%;
  • повышение оперативности и информативности диагностических исследований не менее 85%, экономия времени медицинских работников.

Реализация проекта Smart tickets в столице позволила повысить качество обслуживания населения и значительно сэкономило время на походы в кассы, обеспечив прозрачную финансовую деятельность учреждений. В качестве площадки для реализации проекта выбраны подведомственные акимату Астаны культурные и спортивные учреждения города. В 2015 году к системе Smart tickets подключены 11 культурных объектов. Сейчас проект позволяет приобрести билеты в режиме онлайн в кинотеатры, музеи, на спортивные мероприятия.

Сэкономить на энергии и грамотно управлять уличным освещением позволил проект Smart – уличное освещение. К примеру, осветительные установки оснащаются регуляторами мощности, что в итоге приводит к снижению эксплуатационных затрат на уличное освещение. Учитывая, что всего в городе 30 177 ламп уличного освещения и 17 542 лампы паркового освещения, – экономия весьма ощутимая.

  • программное обеспечение, позволяющее управлять лампами в удаленном режиме, а также получать данные о состоянии каждой лампы отдельно;
  • управлять нагрузкой каждой лампы с помощью диммирования;
  • достигнута экономия электроэнергии более 51% в сравнении с аналогичным периодом прошлых лет;
  • снижение эксплуатационных затрат за счет удаленного мониторинга и контроля, а также сокращения количества выездных бригад;
  • отсутствие специальной утилизации ламп и лампочек, так как в лампах отсутствуют вредные вещества (ртуть);
  • удаленное управление освещением с помощью смартфона, планшета в онлайн-режиме.

Проект Open Wi-Fi – еще один проект в рамках Smart Astana. Работа по его реализации была начата в 2011 году. Городская сеть с открытым доступом к интернету имеется в 26 общественных местах столицы: в сквере монумента «Байтерек», Водно-зеленом бульваре «Нуржол», сквере «Круглая площадь», вдоль набережной реки Есиль, на Старой площади, в Международном аэропорте Астаны, железнодорожном вокзале, автовокзале «Сапаржай Астана», Ледовом дворце «Алау», а также в ресторанах и торгово-развлекательных центрах. С полным списком можно ознакомиться здесь. По подсчетам местных властей, бесплатным интернетом в общественных местах Астаны ежедневно пользуются до 15 тысяч человек, а ежемесячно — более 300 тысяч человек.

Однако новаторы пошли еще дальше: от концепции умного города – до умного района. Мы уже расказывали вам о том, как можно внести свой вклад в развитие столицы. Проект запускает Астана Innovations при поддержке акиматов районов «Есиль», «Алматы» и «Сарыарка».

Проект «Умный район» – это «живая лаборатория», которая сконцентрирует в себе известные на сегодняшний день умные технологии и решения. Принять участие в проекте может любой желающий. Достаточно предоставить креативное технологическое решение по одному из следующих направлений: умное управление, умная экономика, умный транспорт, умная окружающая среда, умное общество и умный образ жизни.

«Мы планируем завершить проект до конца следующего года. За ходом выполнения работ в первую очередь будет следить наш главный зритель – жители столицы, а также руководство города Нур-Султана», – отметила менеджер проекта Айнур Аскарова.

Ознакомиться с проектом и принять участие можно на странице проекта «Умный район».

Smart Almaty

Не уступает столице по внедрению инноваций и Алматы. В городе для разработки умных технологий был открыт проектный офис по цифровизации. Внедрены проекты видеофиксации, система «Oңай», платные парковки, общественной приемной – Open Almaty, центр правовых услуг.

К примеру, в рамках проекта «Комфортный город» за четыре года удалось создать более комфортные условия для проживания, работы и проведения досуга. Так, в Алматы появился «зеленый коридор» – непрерывная сеть пешеходного движения по зеленым зонам города, больше открытых общественных пространств, безбарьерная городская среда (убрали заборы и ограждения), стандартизировали дизайн городской рекламы, передних фасадов первых этажей зданий, перенесли воздушные инженерные коммуникации под землю, ведутся работы по дальнейшему сохранению исторического наследия, обеспечению безопасности людей. Подробнее о реализуемых проектах можно узнать на сайте Smart Almaty.

О системах видеонаблюдения в городе и электронной системе оплаты за транспорт «Oңай» подробно останавливаться не будем, так как с этим сталкивался каждый алматинец и гость города. Хотелось бы рассказать подробнее о последних трендах – smart parking и кикшеринге.

К примеру, smart parking – интеллектуальная платформа, которая позволяет быстро и легко найти свободное парковочное место, забронировать и оплатить в один клик. Система подходит как для “умного города” в целом, так и умных ЖК и бизнеса.

Преимущества для “умного города”:

  • автоматический расчет и бесконтактная оплата;
  • на 43% сокращение времени на поиск парковочного места;
  • на 30% снижение выбросов CO2;
  • безопасность;
  • уменьшение автопотока и заторов;
  • выявление неправильной парковки.

Для жилых комплексов автоматизированная парковка исключает возможность незваных гостей, краж и вандализма, а также укоряет процесс парковки внутри ЖК.

«Система smart parking удобна и для представителей бизнеса. Благодаря автоматизации и бесконтактному методу оплаты мы увеличиваем прибыль парковки на 200%. Система автоматически рассчитывает время и стоимость парковки, при выезде проверяет факт оплаты. Оплатить можно как онлайн, так и наличными. Быстрый въезд/выезд на территорию парковки осуществляется на базе автоматического распознавания номеров. И главное – наше решение в 10 раз дешевле зарубежных аналогов», – отмечает основатель проекта Амирхан Омаров.

Есть два варианта кикшеринга:

  • с привязкой к прокатной станции. Электросамокат можно разблокировать и заблокировать только с арендной станции;
  • бесстанционно, по системе dockless. Арендный транспорт можно оставлять в любом месте. В результате происходит загромождение тротуаров и мест для движения пешеходов.

Долгое время акимат Алматы не разрешал внедрять бесстанционный кикшеринг, но ситуация быстро изменилась. Сейчас в городе пока работает немного компаний кикшеринга. Известные нам JET, Ozim и Eleven. Первый, к примеру, появился в начале марта 2021 года. Сейчас парк JET насчитывает 1000 единиц самокатов. Мобильное приложение готово для скачивания как в App Store, так и в Google Play. Но есть одно НО: самокаты не новые, а уже бывшие в употреблении.

“Наши электросамокаты будут разгоняться до 22 км/ч, удобная нескользящая платформа позволяет уверенно себя чувствовать во время движения. При наличии полного заряда вы сможете проехать 30 км”, – сообщили в компании JET.

Сервис проката электросамокатов Ozim появился раньше, в 2020 году. На одном заряде можно проехать до 20 км с максимальной скоростью до 25 км/ч. Время работы кикшеринга Ozim с 6. 00 до 21. Для клиентов зарезервировано еще полчаса для того, чтобы доехать до ближайшей станции и завершить поездку. Все платежи проводятся онлайн через банковские карты. Планируется возможность оплаты, а также регистрации через систему платежей Оңай.

Стоимость аренды разная – от 25 до 45 тенге за минуту. Для тех, кому ехать до работы или учебы не долго, вариант отличный – никаких пробок, тесного и закрытого помещения и минимум контакта с другими людьми. Однако чем больше расстояние, тем больше оплата, и тогда встает вопрос о целесообразности такого, пусть даже и экотранспорта. В таком случае дешевле проехать на такси.

Smart city в регионах

Как показала практика, реализация таких социально значимых проектов в городах страны оказывает положительное влияние на улучшение условий проживания в городской местности.

«Такие виды, как электронный ежедневник, постановка детей в детские сады уже оцифровизованы. По проекту Smart city в Павлодарской области на 3% выросла успеваемость школьников. Они подключились к электронным журналам. В районах Восточно-Казахстанской области 67 врачебных амбулаторий, которые расположены удалённо, подключены к системе. Сокращено время оказания первичной медицинской помощи, приезда врача», – отмечал в свое время экс-министр информации и коммуникации Даурен Абаев.

Кроме того, по словам Абаева, смарт-технологии уличного освещения позволили на 30% сократить количество энергопотребления в Астане. В Шымкенте за счет фото- и видеосъемок дорожно-транспортных происшествий сократились нарушения правил дорожного движения на 16,6 %.

В одной только Западно-Казахстанской области по концепции Smart City реализуется более 100 проектов. Местные IT-специалисты начали с малого – запустили информационную службу i-Komek: короткий номер 109 заменил сразу семь диспетчерских служб. За безопасностью городских улиц и дворов в Уральске следят около 500 камер. Проект «Безопасный двор» предполагает круглосуточную связь с правоохранительными органами – все камеры подключены к участковым пунктам полиции. На любое нарушение порядка реагируют и в Центре оперативного управления. В режиме реального времени инспекторы следят за порядком на дорогах.

«Наша задача – не допустить преступлений, наезда на пешехода, нарушений ПДД. Если мы выявляем нарушение ПДД, то сразу передаем ближайшему наряду, экипажу», – отмечает дежурный инспектор Центра оперативного управления УП г. Уральска Саттар Еспеков.

https://youtube.com/watch?v=LT7u_HIo6WQ%3Ffeature%3Doembed

Операторы сервиса i-Komek в сутки обрабатывают до 300 звонков. Сюда горожане обращаются по всем коммунальным проблемам.

«Часто бывает какая-то авария и очень много людей звонят на один номер, допустим, «Водоканал», около 100 человек начинают звонить одновременно, и номера всегда заняты. Здесь номер 109, он никогда не занят, всегда на линии человек остается, и зачастую операторы заранее знают, где идут какие-то плановые отключения, либо произошла авария», – делится мнением руководитель Управления информатизации государственных услуг Сакен Нуртазаев.

Жители Уральска также активно пользуются мобильным приложением Smart Uralsk. Всего в приложении свыше 30 услуг. Прямо со смартфона можно узнать расписание железнодорожных вокзалов, автовокзала, приобрести билеты, получить информацию об общественном транспорте, автобусах, маршрутах. В электронный сервис включены порталы поликлиник и даже график досуговых мероприятий. Здесь же горожане могут отслеживать очередь за жильем и в детсад, а также искать свободные вакансии на казахстанском рынке труда.

Костанай также все больше обретает облик Smart city. Реализация государственной программы «Цифровой Казахстан» начата здесь с 2018 года. С тех пор в Костанае запущено 12 проектов на сумму 230 млн тенге. Во главе угла каждого из них — комфорт, безопасность, эффективность городской среды.

Читайте также:  Якутска область

https://youtube.com/watch?v=0hOmmobOUfo%3Ffeature%3Doembed

Цифровым городом планирует стать и Жанаозен. Недавно новые возможности Smart city продемонстрировали представители АО «Казахтелеком».

«Мы предлагаем к внедрению проверенные, работающие технологии, которые охватывают все ключевые сферы жизнедеятельности города. Мы развернули реальные демоэлементы в Жанаозене. Показали, как можно отслеживать риски распространения COVID-19, показали, как можно повысить безопасность граждан, локализовать онлайн-конференции для школьников. Показали возможности механизма управления городской средой через аналитику данных. Продемонстрировали легкость управления и сбора данных со всех объектов в сфере ЖКХ – это и счетчики, и датчики открытия люков, элементы уличного освещения, элементы “умного дома”. Есть также решения для управления общественным транспортом, электронное билетирование и множество других элементов. Все эти системы мы готовы интегрировать в единую платформу, через которую можно управлять всеми элементами централизованно и очень легко – например, из ситуационного центра города”, – отметил Нурлан Мейрманов, главный директор по инновациям АО «Казахтелеком».

Ранее компания уже реализовала проект «умного города» в г. Акколь Акмолинской области. Внедрение технологии Smart City позволило оптимизировать работу городских служб. Теперь работникам коммунальных служб не надо обходить квартиры для сбора показаний, данные будут отправляться автоматически.

«Очень интересные решения и самое важное, что они уже апробированы и работают в рамках проекта Smart Aqkol, этот «умный город» на прошлой неделе уже посетили аким Жанаозена и руководство «Озенмунайгаза» и ознакомились с технологиями. Коллеги были очень впечатлены, мы заинтересованы в реализации подобного проекта в Жанаозене!», – поделился аким Мангистауской области Серикбай Трумов.

https://youtube.com/watch?v=EAr0WrL_b6g%3Ffeature%3Doembed

Будущее – за интеллектуальными городами

В глобальном соотношении smart cities не так много. Да и создание “умного города” – не просто трудоемкий, но и технологически и финансово затратный процесс, который охватывает все слои инфраструктуры. В одном стоит не сомневаться – рост интеллектуальных городов не остановить.

Процесс неизбежен из-за тенденции роста городов и городского населения. В городах сосредоточено до 70 % мировой экономики. Чем больше растут эти цифры, тем сложнее становится контролировать такие крупные отрасли. Поэтому концепция “умного города” еще долго будет актуальной. Цифровые мегаполисы приносят весомый доход в сфере развития IT-отрасли, стоимость которого через пару лет составит приблизительно 1,5 трлн долларов.

Однако почему города не «умнеют» так долго? В мире не существует единой системы для сбора и анализа данных. Информация собирается слишком разнородными приборами – навигаторами, смартфонами, поисковыми системами. И чаще всего огромный пласт данных просто лежит мертвым грузом – потому что неясно, как его применить и синхронизировать в рамках работы с одной платформой.

Следующая причина – отсутствие необходимых мощностей. Развитие “умных городов” требует немалых затрат и применения современного оборудования, а для хранения больших данных нужны новейшие серверы. Впрочем, все эти вопросы решаемы. В недалеком будущем smart-города станут обычным явлением.

Глава управления комфортной городской среды Алматы прокомментировал свое “задержание”

15:16 16. 2021 (обновлено: 14:05 01. 2022)

АЛМАТЫ, 16 апр — Sputnik. Руководитель управления комфортной городской среды Алматы Сапар Нурашев на брифинге прокомментировал информацию об уголовном деле в своем отношении.

“Действительно, досудебное уголовное дело было возбуждено Антикоррупционной службой. Но оно было возбуждено не в отношении меня, а по результатам проверки департамента внутреннего государственного аудита. Сейчас это расследование ведется, я думаю, что оно близится к завершению”, – заявил он.

Нурашев подчеркнул, что не является подозреваемым в этом деле и не был задержан.

“В рамках уголовного дела фигурантом дела не являлся. То есть информация, которая была распространена в СМИ, была недостоверная”, – добавил Сапар Нурашев.

“Меня никуда не вызывали”: Нурашев прокомментировал информацию об уголовном деле

Также у Сапара Нурашева уточнили, если была задета его честь и достоинство из-за распространения недостоверной информации, то почему он не подал в суд на Антикоррупционную службу или же на СМИ, которое написало об этом.

Он ответил, что, безусловно, примет такое решение, и с его стороны будет реакция. В данный момент глава управления комфортной городской среды консультируется с юристами.

Токаев назначил нового главу Антикоррупционной службы

Напомним, ранее Антикор сообщил, что в Алматы по подозрению в хищении бюджетных денег проводится расследование в отношении руководителя управления комфортной городской среды Сапара Нурашева.

Кроме того, по этому же делу проходит директор ТОО “BI-Industrial”. СМИ сообщают, что их подозревают в хищении бюджетных 3,9 миллиарда тенге (9,3 миллиона долларов), которые были выделены на строительство модульного инфекционного госпиталя в южной столице (всего было выделено 5,9 миллиарда тенге).

Сапар Нурашев также рассказал некоторые подробности по делу о хищениях при строительстве модульной больницы в Алматы.

“Всего стоимость по заключенному договору была 5,5 миллиарда тенге. Однако подписано было со стороны управления комфортной городской среды накладных на 4 миллиарда тенге. Оставшиеся мы не подписали ввиду того, что компания-застройщик не ввела до конца года объект в эксплуатацию, как обещала, и не передала его нам как товар. Поэтому мы воздержались от подписания оставшейся суммы”, – пояснил он.

Все едут в города. Что с этим делать?

Ассоциация урбанистов в 2021 году проанализировала е-развитие 88 городов Казахстана. По итогам этой работы специалисты выделили ряд проблем.

Так, из-за миграции населения идет давление на города, количество жителей в городах растет. Если сегодня эта цифра составляет более 60%, то в ближайшие 10 лет она достигнет 75% городского населения. Например, в Минске и Москве число горожан уже составило 75%

Ежегодный прирост населения в городах Казахстана составляет 2-3%, или 240 тыс. человек.

1,1 трлн бюджетных средств уходит на инфраструктуру: дороги, освещение, канализация, школы, больницы. Если же добавить к этому потребность в жилье 240 тыс. человек, то средства составят 1,6 трлн

Суммарно за счет инфраструктуры и жилья давление на экономику страны с ежегодным приростом населения в 250 тыс. человек составляет 3 трлн тенге, или порядка 20% бюджета страны.

За последние 10 лет давление на экономику увеличивается, и рано или поздно оно должно лопнуть т. , если ее не гасить, мы неизбежно придем к тому, что привело к январским событиям, считает Ерлан Ауекенов.

“Все проблемы решались в десятках городах мира, нужны лишь оптимальные подходы, которые позволят в короткий промежуток времени за минимальные затраты найти эти самые решения”, – говорит эксперт.

Экономический фактор усугубляется проблемами формирования единой комплексной политики градостроительства, дефицита кадров в госуправлении, отсутствия знаний и компетенций тех, кто принимает решения по финансированию, что еще больше усугубляет экономическое давление.

Урбанистика, в первую очередь, способ рассматривать город как единое целое с целью сделать его более комфортным. Это транспортные системы, ЖКХ, социальные услуги, развитие экономических систем, экология и многое другое – все то, что не всегда учитывается в архитектуре.

Транспорт, правильное освещение, озеленение – залог комфорта?

По мнению специалистов, 40% городского бюджета должно тратиться на развитие транспортной системы. Это единственная сфера, которая максимально генерирует развитие города.

Первая проблема – непродуманность уличного пространства, которое рассчитано прежде всего на пропускную способность транспорта, а не на комфорт горожан.

Казахстанские дороги спроектированы для двух видов транспорта. В Лондоне, например, более 7 видов транспорта. Общая задача всех специалистов соответствующих отраслей – комплексно подходить к этому вопросу. Передвижение на велосипеде в Казахстане, например, минимально, хотя в том же Амстердаме свыше 60% населения передвигается на велотранспорте. Экономично, экологично и эффективно с учетом расширения общественного пространства.

Во всем мире дороги не расширяют, а сужают, говорят эксперты. Примером тому является метро в Лондоне, построенное еще в прошлом веке в целях экономии пространства.

Второй проблемой специалисты назвали освещение. Если в Казахстане основной триггер просто само наличие света, то за рубежом это управление светом в разный промежуток дня. Научно доказано, что уровень освещения имеет большое значение для здоровья и самочувствия людей.

По мировым стандартам освещение должно использоваться двух-трех тонов. Когда город превращают в ночное время в разноцветную радугу, как, например в Лас-Вегасе, не стоит удивляться, что город начинает жить ночью иной жизнью. Прежде всего необходимо понимать, для чего рассчитан город. Если это административный центр, как Вашингтон, тогда, конечно, вечером люди должны отдыхать и, соответственно, он не должен быть городом развлечений.

Будучи разноцветным, город принимает иной формат жизни. Конечно, это дает рост экономики, но разрушает саму концепцию освещения.

“Практически все города Казахстана используют холодный белый цвет при замене на светодиодное освещение, что сопоставимо с софитами в операционном зале. На подсознательном уровне люди напрягаются ночью, и создается эффект возбужденности. Приходя домой с улицы, человек вместо того, чтобы отдохнуть, возбужден и не может заснуть. Это сказывается на здоровье и его психоэмоциональном состоянии”, – отметил глава Ассоциации урбанистов.

Холодный белый свет также притягивает к себе различных насекомых, которые умирают, и исчезает кормовая база для птиц. Поэтому увидеть ласточек и других птиц сегодня редкость.

Другой проблемой названо отсутствие озеленения в городах. По мнению экспертов, многолетние растения садить гораздо дешевле и выглядят они эстетически круглый год, не только в летнее время. Хорошим примером является благоустройство вокруг оперного театра в столице. Выбор многолетних растений эффективнее, нежели ежегодная посадка цветов, которые часто бывают аллергенными.

Что касается посадки деревьев, то карагач, который садят в наших городах, через тридцать лет погибает, его срок короток. Поэтому важно садить деревья иного формата. К примеру, в Шымкенте более 50 лет назад был посажен платан, которым так знамениты улицы Парижа и Тбилиси. В Алматы это дубы, посаженные более ста лет назад. Эти деревья создают эстетику общественного пространства.

Важно работать над тем, чтобы семенной посадочный материал был более качественный, и выбирать посадку многолетних растений, полагают эксперты.

Говоря о парках в городах, отмечено, что необходимо отсутствие брусчаток и железных конструкций. Важно, чтобы человек в парке ощущал себя наедине с природой.

“Проблема в том, что парки проектируются застройщиками, у которых задача – вложить максимально бетона и железных конструкций, хотя во всем мире парки проектируются ландшафтными дизайнерами. В сумме расходов также велика разница. Если застройщик берет миллиарды за благоустройство парка, то услуги ландшафтного дизайнера обойдутся в триста млн тенге. Почему бы не воспользоваться более дешевым и эффективным методом проектирования парков?” – задаются вопросом специалисты.

Чем может помочь жилищному строительству стандарт на принципах ООН?

Поскольку форматы ранее проектированного жилья показали себя неэффективными, сейчас более активно обсуждается вопрос проектирования по новым стандартам.

Основная цель – разработка и внедрение новых подходов к созданию городской среды, отвечающей современным социальным и экономическим условиям, интересам жителей, бизнеса и городских властей.

Стандарт основан на принципах ООН Хабитат и подходах к комфортному жилищному строительству и развитию городской среды.

“Мы убеждены, что настоящий проект поможет градостроителям повысить качество и эффективность процессов благоустройства, восстановления и застройки территорий и ляжет в основу усовершенствования нормативно-правовой базы в области градорегулирования и архитектурного проектирования”, – отметил заместитель председателя АО “Казахстанская жилищная компания” Рустам Исаев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *