Saint-Petersburg Cleantech Cluster for urban environment

Стать участником кластера

Оставьте свои контактные данные. Наши менеджеры свяжутся с вами в ближайшее время.

Нажатием кнопки «Отправить сообщение» я даю свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с указанными здесь условиями.

Географическая близость даёт такой группе компаний много преимуществ: они могут пользоваться одними ресурсами, быстро поставлять друг другу сырьё/продукцию, обмениваться знаниями, в том числе в неформальной обстановке. В кластере компании кооперируются, даже если конкурируют между собой.

До конца 2021 г. в 10 российских регионах на месте неиспользуемых промышленных территорий или в заброшенных зданиях должно появиться 30 креативных пространств. Программа Rurban Creative Lab Агентства стратегических инициатив (АСИ) в партнерстве с Дом. РФ по созданию креативных кластеров, открытая по поручению президента, стартовала в начале февраля, на конкурсе (см. врез) было отобрано 10 управленческих команд, получивших в программе статус региональных продюсерских центров. Вместе с экспертами они разрабатывают бизнес- и управленческие модели кластеров. Каждая команда будет пилотировать три кластера.

По итогам проекта «будет сформировано несколько финансово-экономических и управленческих моделей, которые в дальнейшем могут тиражироваться в части вовлечения в экономику регионов неиспользуемых промышленных территорий», говорит гендиректор АСИ Светлана Чупшева. «Молодые люди нередко стремятся покинуть родные места, поэтому очень важно привлекать их к работе над городами, в которых захочется остаться», – считает гендиректор Дом. РФ Виталий Мутко.

«Актуальность подобной программы назрела давно, ведь практически в каждом городе есть немало промзон, которые не используются по прямому назначению, – говорит урбанист Сергей Георгиевский, гендиректор агентства стратегического развития «Центр». – И одно из наиболее эффективных решений – передача таких пространств креативным индустриям». Программа, по его мнению, поможет протестировать модели в разных регионах и в течение 3–5 лет сформировать стратегию работы с промышленным наследием, «оценив релевантность практик», которые сейчас имеются в Москве, Санкт-Петербурге, региональных центрах. По данным Дом. РФ, креативные кластеры созданы уже в 28 городах, они занимают 1,65 млн кв. м недвижимости.

12 июня в Судаке в день открытия нового образовательного сезона арт-кластера «Таврида» Федеральное агентство по делам молодежи, Крым, городской округ Судак и АНО «Центр развития культурных инициатив» подписали соглашение о создании в Крыму туристско-образовательного кластера «Таврида. АРТ». Об этом сообщает пресс-служба кластера.

Проект нацелен на развитие в Судаке молодежного, культурно-событийного, исторического и образовательного туризма. Для этого будет разработана программа комплексного развития территории кластера, прежде всего, объектов рекреационной, туристской, образовательной и инженерной инфраструктуры. В многофункциональный комплекс планируют включить современный центр молодежного творчества и образования, образовательный центр – Университет креативных индустрий, спортивно-физкультурный комплекс и санаторно-курортную зону. На территории кластера запланировано строительство гостиниц и кампусов, сформированы парки и городские пространства, променадная набережная с современными пляжами.

Кластер позволит внедрить организационные и технологические инновации в сфере туризма и образования, а также повысить инвестиционную привлекательность и социально-экономическое развитие Крыма и Судака. Министр курортов и туризма Крыма Вадим Волченко отметил, что для дальнейшего развития кластера уже определены инвестиционные площадки, которые позволят увеличить капитализацию и соответственно возможности всего региона в целом.

«Кластер станет хорошим кейсом по вовлечению креативного и интеллектуального потенциала молодежи в реализацию проектов и программ развития страны. Наш туркластер может стать первым молодежным курортом страны, нацеленным на самообразование, самореализацию и качественный отдых молодого поколения»,— отметила руководитель Федерального агентства по делам молодежи Ксения Разуваева.

Читайте нас в Telegram

Первый вариант перевода термина «cluster» с английского – «группа». А среди дополнительных — «гроздь» или «куст». То есть речь идет не просто о скоплении чего-то абстрактного, а об объединении разрозненных частей в единый организм. И каждый элемент в кластере, как и в живом организме, формируется согласно своей особой миссии и выполняет уникальную роль. Все вместе они взаимно дополняют друг друга, развиваются в едином пространстве, пользуясь синергией единства, формируют нечто гораздо большее, чем по отдельности.

Проецируя это на макроуровень экономического развития человечества, опыт  динамично развивающихся экономик убедительно демонстрирует, что кластерная организация бизнеса позволяет занять лидирующие позиции на глобальном рынке. Это синергетическое свойство кластеров проявилось задолго до Кремниевой долины, которую, как правило, упоминают в качестве эталона успешной синергии стартапов и венчурного бизнеса. Кинокластер Голливуд сформировался к 1921г. Помимо киностудий, производящих фильмы, в нем объединились сотни различных субъектов, без которых невозможно создать и продать зрителю современное кино. К их числу относятся продюсерское сообщество, прокатные и дистрибьюторские компании, студии компьютерной графики. Здесь же «живут» фирмы, представляющие интересы сценаристов, актеров, каскадеров. Свою нишу в Голливуде нашли производители DVD продукции, создатели техники для съемок, десятки страховых, юридических и сервисных компаний.

Все вместе они представляют единый организм, кластер «Фабрики грез», которая ежегодно зарабатывает сотни миллиардов долларов. Другой исторически сложившийся кластер находится во Франции, где производители известной косметической продукции, продающейся под брендами L’Oréal, Shiseido, Christian Dior или Guerlain, объединились в Cosmetic Valley – Косметическую долину Европы. Она расположилась на территории провинций Верхняя Нормандия и Иль-де-Франс. Каждый десятый косметический продукт, продаваемый в мире, производится сегодня в кластере Cosmetic Valley.

Город как арт-пространство привлечет туристов и инвесторов, закрепит молодежь, уверен Иван Карпушкин

Общество, 12:04 23 марта 2022

Далее в сюжете
Программа “Городские практики” для архитекторов, строителей, предпринимателей впервые пройдет в Тюмени

Город нужно позиционировать как кластер и превращать его в арт-пространство. Так регион станет более привлекательным для молодежи.

“Город – это тоже кластер с совокупностью людей, которые переплетаются в своей деятельности. В зависимости от того, что они умеют делать, как они могут взаимодействовать друг с другом, какая среда для этого создана – это влияет на их успех”, – рассказал руководитель направления “Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов” Иван Карпушкин во время практической сессии “Городская среда как пространство развития креативной экономики” в рамках III Градостроительного форума-выставки в Тюмени 22 марта.

Во время прямого включения эксперт добавил, что город в целом нужно представлять как креативное пространство и этому подчинять транспортные, экономические модели, модели пространственного развития и все остальное. Формирование среды – самый важный пункт, шаг, чтобы арт-индустрии начали проявляться в городе, в регионе. Это позволит молодежи экспериментировать, искать себя и свое дело, не покидая места проживания, уверен Иван Карпушкин.

По его мнению, необходимо развивать цифровое пространство города. “Цифровое пространство – это важнейшая часть городской среды. Оцифровка культурного наследия, культурного кода, перевод в метавселенную – хороший путь доставки города до туриста, до инвестора”, – считает Иван. Культурный код города или региона – это то уникальное, что нужно научиться упаковывать в продукт и продавать. Необходимо красиво снять, представить, оформить, доставить в социальные сети или другие цифровые инструменты. Это поможет людям найти свое место в городе.

Напомним, Градостроительный форум в Выставочном зале проходит с 22 по 24 марта. Застройщики, представители органов власти и бизнеса обсуждают актуальные темы и задачи успешного развития отрасли в новых экономических условиях.

Как креативные индустрии влияют на развитие городов

Превратив промзоны в кластеры, можно перезапустить город

В США, Великобритании, Германии, Китае и многих других странах доля креативных индустрий в национальном ВВП достигает 8–12%. В России этот показатель всего 2,23%. Такая разница обусловлена в том числе низким уровнем предпринимательской активности за пределами крупных городов.

Креативный потенциал городов

К креативным индустриям относят искусство, дизайн, архитектуру, музыку, кино, ТВ и анимацию, разработку игр – по разным оценкам, всего от 10 до 14 отраслей. Согласно Концепции развития креативных индустрий, утвержденной правительством РФ в сентябре 2021 г. , долю творческих отраслей в экономике России к 2030 г. планируется увеличить до 6%. В том числе за счет использования сильных сторон специализации регионов и создания территориальной инфраструктуры креативного предпринимательства.

По данным исследования Calvert 22 & PwC, проведенного в 2019 г. , в топ-10 городов России с наибольшим креативным капиталом входят Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Владивосток, Новосибирск, Тюмень, Краснодар, Калининград и Великий Новгород. Креативный капитал исследователи оценивали по пяти индикаторам: город, люди, бизнес, власть и бренды. Если посмотреть на список самых привлекательных для переезда городов России, то можно увидеть пересечения, включая Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань, Екатеринбург, Калининград и Краснодар. Это наблюдение подтверждает Ричард Флорида, американский экономист и автор теории креативного класса: города с высокой концентрацией людей креативных профессий демонстрируют более высокий уровень экономического развития.

В России лидером по доле креативных индустрий в экономике города остается Москва. По данным департамента предпринимательства и инновационного развития г. Москвы, на креативные индустрии приходится 6,3% ВРП, что более чем в 2 раза превышает средний показатель по России. В мировых мегаполисах этот показатель выше: в Берлине – 8,5%, в Лондоне – 11,1%.

Первым креативным кластером в России был Центр дизайна Artplay, основанный в 2003 г. Сегодня в районе Курского вокзала сформировался целый арт-квартал, где помимо Artplay расположились «Винзавод», «Арма» и ЦТИ «Фабрика», которые в 2019 г. объединились в Союз креативных кластеров.

Сценарий превращения промзоны в креативное пространство характерен для Москвы и Санкт-Петербурга. По данным FlaconX, креативные кластеры созданы в 28 городах России. Больше половины из них сосредоточено в Москве, 17% – в Петербурге. В регионах кластеры, как правило, появляются рядом с основными достопримечательностями.

Saint-Petersburg Cleantech Cluster for urban environment

Андрей Гордеев / Ведомости

Часто роль креативного хаба или кластерообразующего проекта выполняет университет. Например, Стэнфордский университет в Кремниевой долине или Массачусетский технологический институт в инновационном районе Kendall Square. В Москве – Сколковский институт науки и технологий («Сколтех»), МШУ «Сколково» и Российская экономическая школа на территории инновационного центра «Сколково», а также университет креативных индустрий Universal University в Artplay.

Драйверы развития территорий

Сложно рассчитать, как креативные индустрии влияют на развитие территории. Качественными показателями могут быть повышение туристического потенциала, создание новых рабочих мест, благоустройство территории, развитие других секторов экономики, таких как общепит, ритейл, спортивная сфера, логистика. За счет креативных индустрий город может интегрироваться в глобальный контекст.

Перезапуская территории через креативные индустрии, важно понять, какие предпосылки существуют для развития той или иной творческой отрасли. У каждого региона может быть своя специализация – IT, ювелирный дизайн, кино или мода, и для этого на первом месте должны стоять работа с локальным сообществом и создание экосистемы развития талантов и их бизнесов. Для привлечения и удержания талантов из других городов нужно создать благоприятную среду – условия для бизнеса, инфраструктуру, образование на территории местных университетов в приоритетной сфере. Как показывает опыт, создание такой среды и эффективной платформы для развития способствует миграции профессионалов и кластеризации профессионального сообщества.

Читайте также:  На Сахалине проводится голосование по благоустройству 2024 года

Например, Калининград сосредоточил свои усилия на развитии геймдева (от англ. game development). В Калининградской области планируется отменить валютный контроль для игровых компаний, адаптировать программу релокации для профессионалов гейминдустрии (на каждого сотрудника можно получить 0,5 млн руб. ) и создать игровой кластер. Якутия приняла свою Концепцию развития креативной экономики до 2025 г. Республика занимает 3-е место после Москвы и Санкт-Петербурга по объемам кинопроизводства и активно формулирует себя в поле креативных индустрий через кино и ювелирный дизайн.

Saint-Petersburg Cleantech Cluster for urban environment

Евгений Разумный / Ведомости

Креативный кластер – это сообщество творческих предпринимателей, которое может жить на конкретной территории, а может и существовать в экосистеме, не обязательно заземленной в конкретном месте. Объекты, построенные в центре города на территории бывших промзон, часто помогают вывести городские районы из депрессивного состояния. Прямая выгода от кластеризации для резидентов – сокращение издержек, возможность построить коллективный бренд и создать общую событийную программу. Креативные пространства способны перезапустить город – превратить промзону в центр культурной жизни и стать новой точкой сборки для бизнеса, жителей и туристов.

Территории вокруг творческих кластеров открывают возможности для девелоперов, становятся привлекательными для строительства и влияют на стоимость недвижимости. Кластеры становятся «третьим местом» – частью общественного пространства, не связанного с домой или работой, – и новой точкой притяжения.

Быть или не быть

Почти 60% существующих креативных пространств сосредоточено в Москве (974 000 кв. м), и еще 17% приходится на Санкт-Петербург (273 000 кв. Креативная индустрия постепенно становится одним из драйверов экономики крупных городов. «В Москве в промышленности в классическом ее понимании работает около 600 000 человек, а в креативной индустрии – полмиллиона, т. она уже практически догнала по своим объемам, по количеству работающих, классическую промышленность Москвы», – отметил мэр столицы Сергей Собянин на встрече с руководителями и собственниками столичных творческих пространств 10 апреля.

В столице территории бывших промзон превратились в крупные индустрии, объединившие анимацию, дизайн, IT-технологии, моду, театр, выставки. «Вокруг этих территорий появились атмосферные общественные пространства, комфортное жилье, – рассказывает руководитель Центра городских компетенций АСИ Татьяна Журавлева. – Мы поможем регионам не только перенять этот опыт, но и сформировать новые модели креативных пространств, избежать ошибок в процессе их создания». При помощи партнеров программы планируется привлекать на региональные площадки самых креативных резидентов.

От Москвы до самых до окраин

По программе Rurban Creative Lab креативные кластеры должны появиться в Ульяновской, Иркутской, Новгородской, Тюменской, Свердловской, Самарской, Новосибирской и Рязанской областях, а также в Республике Удмуртии и Ханты-Мансийском автономном округе. Для организации пространств выделены в том числе и дореволюционные объекты и памятники архитектуры. Например, электростанция в Рязани, построенная в стиле неоготики в конце XIX – начале XX в. Еще один рязанский кластер создадут на территории ВДНХ, построенной в 1955 г. Павильоны там не такие помпезные, как в Москве, но уютные и функциональные. Поскольку они включены в перечень объектов культурного наследия, при создании кластера планируется сохранить архитектурные элементы. По мнению экспертов, такой кластер прекрасно впишется в туристические маршруты: всего в 15 минутах ходьбы находится Рязанский кремль. В Ижевске планируют преобразовать в кластер комплекс бывшей республиканской типографии. Еще один ижевский объект, который рассматривается для работы, – градообразующий железоделательный (металлургический) завод, построенный на реке Иж в середине XVIII в. Внешне здание напоминает санкт-петербургское Адмиралтейство. Другой кластер в Удмуртии («Дом Бодьи») появится в старинном поселке Якшур-Бодья на базе старого хлебозавода, там планируется организовать центр развития ремесел. Поселок расположен в 40 км от Ижевска и считается одним из туристических центров. В Самарской области под кластер выделено старейшее купеческое село Екатериновка, там планируется развивать индустрии, ориентированные на творческую молодежь и туристов. Другая креативная точка в регионе должна появиться в здании объекта культурного наследия – «Мельницы Соколова», которая должна стать символом исторического центра города, катализатором перезапуска места зарождения Самары, новым «хлебным местом». Концепции кластеров самые разные. Например, в Иркутске кластер под названием «Байкальская Сибирь» станет площадкой для творчества, обучения, продюсирования, запуска новых медиа, а в «Квартале декабристов» планируется создать единый культурно-исторический центр и «Байкальск экоцентр» для проведения молодежных фестивалей и форумов. В Новгородской области один кластер посвятят киноиндустрии (там будут проводиться киновечера, организован прокат оборудования), второй – инжинирингу, программированию, дизайну. В Тобольске запланирован ремесленный кластер «Базарная площадь», а в Тюмени – «Фабрика», где разместятся резиденты из сферы дизайна, архитектуры и медиа, и «Мануфактура» на базе бывшего завода деревянного домостроения, где совместят производства, студии, мастерские и офисы. В Ханты-Мансийске запланирован кластер «Мегион. Кузница кадров / Творческая лаборатория», в Сургуте – «Спортзавод», круглогодичный парк, проводящий соревнования всероссийского и международного уровня, и кластер «Ядро города». В городе Белоярский появится этнокультурный центр с фокусом на национальную арктическую этнокультуру, традиционные национальные ремесла, национальную кухню, этнотуризм, арктическую архитектуру и событийный туризм.

«Создавать творческие кластеры необходимо по всей стране. Во многих регионах значительная отрицательная динамика миграции представителей креативных профессий. Творческие люди не находят возможностей реализовать свои амбиции, нет мест, где можно жить, работать и развиваться в комфортной среде внутри близкого по духу комьюнити, – продолжает глава архитектурного бюро A61 Дмитрий Морозов. – Комфортная среда – это не только чистые улицы, хорошее озеленение и благоустройство, а именно атмосфера полифункциональности и продуктивности. Не обнаружив в городах таких мест, многие рано или поздно уезжают в столицу или за пределы страны».

Однако опрошенные «Ведомостями» эксперты очень осторожно оценивают программу Rurban Creative Lab.

«Создание креативных кластеров не искусственный процесс, и он не насаждается сверху. Кластеры появляются в ответ на спрос. Спрос на продукты креативных индустрий есть в городах-миллионниках и паре-тройке приближенных к ним регионов, где исторически сложились сильные творческие сообщества», – рассуждает Евгений Москвичев, руководитель проектов в ИФГ Agastone (управление недвижимостью, инвестиционные решения). Но, во-первых, в этих местах уже созданы креативные пространства, во-вторых, сейчас ни один кластер не растет, а думает, как выживать, – креативная индустрия страдает во время кризисов первой, отмечает он.

«Город-миллионник наберет критическую массу для освоения промышленной территории и создания точки роста. Если же в городе проживает 200 000–500 000 человек, то творческих людей будут десятки, а этого недостаточно. Например, в Москве на одного горожанина приходится ориентировочно 0,04 кв. м креативной индустрии. Соответственно, в городе с населением в 500 000 общая площадь арт-пространства не должна превышать 20 000 кв. м», – говорит Юлий Борисов, руководитель группы компаний UNK (градостроительство и архитектурное проектирование, комплексное проектирование корпоративных и общественных интерьеров).

Регион региону рознь

«В регионах пока мало креативных бизнесов, которые могли бы быть не просто хобби, а зарабатывать деньги. Потому в малых городах можно рассчитывать на очаги и междусобойчики знакомых друг с другом людей, но редко где это перерастает в настоящие устойчивые кластеры», – отмечает Ян Ярмощук, руководитель команды Flacon-X (подразделение дизайн-завода «Флакон») и основатель проекта CreativeSpace Hunter. По его словам, из всего этого зачастую получается «еще один формат дома культуры», особенно на селе.

Особняком стоит Московская область, где уровень социально-экономического развития, во многом обусловленный близостью к Москве, позволяет создавать полноценные креативные кластеры. «Это единственный регион, для которого Москва с натяжкой может выступать в качестве образца, когда спрос на креативные пространства формируется предложением. В остальных регионах опыт Москвы не референтен из-за объемов рынка и уровня доходов потенциальных пользователей креативных пространств», – уверен Григорий Соломин, управляющий партнер проектно-консалтинговой компании «Новая земля», эксперт НИУ ВШЭ (факультет городского регионального развития). Он приводит пример подмосковной программы «Территории роста», в рамках которой в 2018 г. были разработаны концепции развития площадок в Балашихе, Коломне и Орехово-Зуеве. В каждый проект планируется вложить от 40 млн до 300 млн руб. в зависимости от вовлекаемых площадей (в среднем порядка 20 000 руб. на 1 кв. м), на каждые 10–15 кв. м будет создано одно рабочее место. Инвесторами выступают преимущественно частные лица. Есть примеры полностью девелоперских проектов (Наро-Фоминск), компаний, управляющих недвижимостью (Раменское). Расчетные сроки окупаемости составляют семь лет, но из-за пандемии увеличиваются до 10 лет.

Самый эффективный креативный кластер создан, по словам Соломина, в Орехово-Зуеве: «Там разработана грамотная концепция: есть коворкинг и event-площадка, проводят концерты, стендапы и лекции. Предусмотрен якорный резидент, маркетинговое агентство с уклоном в IT, вокруг него все и построено, генеральный директор одновременно является и управляющим кластером».

Как показала практика, даже не каждый город-миллионник готов обеспечить такой спрос на креативные пространства, который, во-первых, окупит инвестиции в них, во-вторых, даст возможность работать без убытка оператору кластера. Например, Самара по версии Дом. РФ считается одним из самых перспективных городов для кластеров. Однако недавно там выставили на торги по банкротству территорию бывшего завода кинотеатральной аппаратуры «Кинап». Предлагается классическая площадка для арт-кластера: центр города, берег Волги, дореволюционные артефакты – краснокирпичные цеха с живописными трубами. В бывших заводских корпусах до недавнего времени располагались студии, офисы, рестораны, предприятия сферы услуг, фитнес, был даже парк аттракционов. То есть владельцы уже пытались создать креативное многофункциональное пространство, куда для поддержания экономики интегрировали традиционные бизнесы. «Мы обратили внимание на этот проект, и, так как наша специализация – работа с недооцененными активами, прорабатывали разные варианты развития территории. Маркетинговый анализ и стартовое социокультурное проектирование показали, что невозможно в Самаре привлечь к объекту трафик, который смог бы окупить вложения и приносить прибыль. Скорее всего, скоро на этом месте мы увидим жилые дома – здесь экономика понятна», – рассказал Москвичев из Agastone.

Весьма сомнителен, по его мнению, успех креативных кластеров и в сельской местности: «Есть много примеров создания творческих пространств в деревнях, но инвесторы и собственники придумывали эти проекты как хобби или как дополнительный способ популяризовать и привлечь внимание к своему основному бизнесу. Например, в деревне Богимово Калужской области есть «Галерея в коровнике». Отреставрированный коровник оборудовали под небольшое выставочное пространство, там поставили столы для проведения мастер-классов и обучающих лекций по теме животноводства. Все это находится на территории фермерского хозяйства, которое производит органическое молоко и продукты на его основе. На предприятие время от времени приезжают экскурсии, но ни о каком развитии речь не идет».

Читайте также:  ФЦП «Малые города и исторические поселения» и «В Тамбове» подвели итоги VI Всероссийского конкурса малых городов и исторических поселений

Деньги решают все

Практически любой объект, не связанный с классическим жильем, можно сделать мультифункциональным, пересмотреть и модернизировать его использование, считает Морозов из архитектурного бюро A61. «Поэтому промышленный потенциал регионов нужно использовать в актуальном ключе, не зацикливаясь на статичных моделях. Даже в процессе реконструкции можно видоизменять и перемещать функции здания и их соотношение для поддержания актуальной модели развития. Ключ к успеху – это адаптивность и многофункциональность», – советует архитектор.

Но Ярмощук из Flacon-X считает, что адаптировать кластер под местные запросы как раз одна из самых сложных задач: «В столицах рынок очень живой, там сосредоточены самые сильные компании сферы креативных индустрий: больше половины занимают индустрия рекламы, IT, архитектура, образование. В регионах многие воспринимают креативные индустрии на уровне «художники и ремесла», хотя эти сферы в действительности занимают не более 5%».

Rurban Creative Lab не предполагает напрямую переносить в регионы опыт Москвы. «При создании креативного кластера необходимо решать локальные задачи, – подчеркивает директор проектов центра городских компетенций АСИ Илья Токарев. – Поэтому все площадки, что прорабатываются в рамках лаборатории, начинают двигаться в самостоятельном направлении с применением индивидуальных моделей управления, которые будут тестироваться на протяжении нескольких месяцев». По его словам, многие участники Rurban Creative Lab самостоятельно себя позиционируют. Например, в Иркутске создают медиадом для тех, кто специализируется на подготовке контента для новых медиа и социальных сетей. Также там появится арт-резиденция, где художники смогут не только работать, но и рассчитывать на медиаподдержку.

Десятка Rurban Creative Lab

На конкурс Rurban Creative Lab поступило 3339 заявок из 80 российских регионов. В нем приняли участие представители 575 населенных пунктов: 151 собственник креативного пространства, 690 представителей муниципалитетов, 405 региональных органов исполнительной власти, 484 предпринимателя, 781 представитель творческой профессии и 828 интересующихся данной тематикой горожан. Было отобрано 10 команд (региональных продюсерских центров). Каждый региональный продюсерский центр запустит по три кластера разных типов на трех разных территориях. Площадки под креативные пространства выделяли регионы.

По мнению экспертов, в регионах креативных арендаторов придется разбавлять традиционными якорями – ритейлом, офисами, развлекательными и образовательными мероприятиями. И возможно, даже строить там жилье. Создавать микс из классического бизнеса и не слишком рентабельных проектов, привлекающих аудиторию и приносящих трафик. «Часть резидентов не будут целевыми именно для арт-кластера, но зато стабильно будут платить аренду и вытягивать остальных», – надеется Москвичев.

Форсаж-архитектор, урбанист, руководитель Европейского проекта «Цифровые города», консультант программ развития ООН Ирина Ирбитская напоминает, что креативные индустрии часто вырастают из места, из его экосистемы. Эксперт, в частности, рассказала о проекте квартала с парком в Калининграде, который создавался в 2008 г. еще до моды на парки, арт-кластеры, коливинги и коворкинги. «Формат «Art-lab-Co-living международный центр» и формат парка Art-lab-park мы предложили не потому, что очень хотелось заложить в проект что-то творческое, а потому, что этот центр был решением проблемы благоустройства и капитализации парка при полном нежелании застройщика этим парком заниматься. Нужны были внутренние силы города и его внешние связи. В программе центра появились офис, лекционные и гостиные международного оператора парка, а также общие коворкинги и студии уединенной круглосуточной работы, где можно и поработать, и поспать, и завтрак приготовить, с роскошными видами на парк и новую городскую площадь с водой», – рассказывает Ирбитская.

Борисов из UNK уверен, что в коммерческом проекте успех зависит от инвестиций в редевелопмент и достаточного количества потенциальных арендаторов. Москвичев обращает внимание на то, что в России институциональные инвесторы (банки или фонды) не вкладывают в креативные пространства. Арт-кластеры – на 100% частные истории и персональные инициативы увлеченных энтузиастов. «Самый распространенный пример финансирования – собственник бывшего завода берет кредит в банке под залог недвижимости», – добавляет Ярмощук.

Инвесторы большей части площадок программы Rurban Creative Lab еще не определены. «Это задача команд – определить ключевого инвестора (или группу инвесторов), который будет инвестировать в реконструкцию и ремонт объектов. Некоторые площадки, например медиадом в Иркутске, уже имеют частных инвесторов, которые вкладывают средства в ремонт зданий, и у них есть готовые бизнес-проекты, – объясняет Токарев. – В случае, например, с рязанской ВДНХ привлечены инвестиции из областного бюджета. Администрация региона приводит в порядок объекты, находящиеся в муниципальной собственности. С частными собственниками, которые владеют некоторыми зданиями ВДНХ, команда проекта ведет работу, они должны самостоятельно привести принадлежащие им территории в соответствие с общим видом объекта».

Однако могут возникнуть проблемы с наполнением креативных кластеров. «В регионах соотношение цены аренды и цены покупки склоняет сильные региональные компании к покупке, и они не хотят переезжать даже в новый кластер, – отмечает Ярмощук. – Это в Москве динамично развивающиеся компании не замораживают капитал «в кирпичах», предпочитая аренду и рассматривая размещение на территории кластеров как дополнительный маркетинговый инструмент».

Есть и другая проблема. В креативных пространствах люди должны оставлять деньги, потому что «расчет идет на процент от оборота арендатора», говорит Москвичев. «Даже московским кластерам приходится сложно. В пандемию они безуспешно пытались получить налоговые льготы и другую господдержку, – напоминает он. – Поэтому история создания кластеров в регионах – исключительно государственная и дотационная тема, лишь в теории ставящая цель социального развития региона». Уже есть примеры создания креативных пространств за бюджетные средства, когда управление осуществляют муниципальные учреждения (например, в Черноголовке).

В мае Министерство культуры внесло законопроект об изменениях в «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» в части закрепления института творческих (креативных) индустрий. Законопроект предполагает, что в специальный реестр креативных индустрий будут внесены бизнесы с высокой долей интеллектуальной собственности на балансе, а меры поддержки такого бизнеса будут включаться в стратегии и планы социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований. Это даст возможность развивать инфраструктуру креативного предпринимательства в форматах ГЧП, предоставлять льготы и субсидии креативным предпринимателям.

СПбГУ подписал четырехстороннее соглашение с «зелеными» кластерами Петербурга

Санкт-Петербургский университет, а также композитный кластер, полимерный кластер и кластер чистых технологий для городской среды Санкт-Петербурга заключили четырехстороннее соглашение о намерениях. Документ подписали в рамках Петербургского партнериата.

ИНТЦ «Невская дельта» — инновационный научно-технологический центр Санкт-Петербургского государственного университета, который появится рядом с Территорией развития СПбГУ — новым университетским городком в Пушкинском районе Петербурга. На территории центра будут размещены научно-производственные объекты, связанные с экологией, энергетикой, агротехнологиями, цифровым моделированием, биотехнологиями, фармацевтикой, генетикой, передовыми нефтегазовыми технологиями, приборостроением, новыми материалами (в том числе для применения в условиях Арктики). ИНТЦ СПбГУ «Невская дельта» займет 100 гектаров, но в перспективе территорию можно будет увеличить в три раза.

Отметим, что концепция создания инновационного научно-технологического центра СПбГУ «Невская дельта» была одобрена правительством города, также СПбГУ заключил серию соглашений о создании и развитии ИНТЦ «Невская дельта».

В рамках подписанного соглашения также планируется реализация инновационных стартап-проектов в рамках научно-технологической деятельности ИНТЦ, а также разработка основных и дополнительных образовательных программ СПбГУ и проведение совместных мероприятий: конференций, круглых столов, семинаров и многого другого.

  • СПбГУ совместно с ГГО подали заявку на создание карбонового полигона в Ленобласти
  • Энергосбережение, квантовые компьютеры и озоновый слой: СПбГУ объявил о новых исследованиях
  • Объединенная судостроительная корпорация поддержит создание инновационного научно-технологического центра СПбГУ «Невская дельта»
  • Концепция создания инновационного научно-технологического центра СПбГУ «Невская дельта» одобрена правительством города
  • АФК «Система» поддержит создание инновационного центра СПбГУ
  • «Газпром нефть» и СПбГУ намерены развивать технологическую долину Санкт-Петербурга
  • СПбГУ и Администрация Санкт-Петербурга заключили на ПМЭФ соглашение о создании ИНТЦ «Невская дельта»

Пример употребления на «Секрете»

«В России институциональные инвесторы (банки, инвестиционные фонды) не вкладываются в креативные кластеры, для них это непонятный бизнес. Создание таких проектов у нас всегда чья-то персональная инициатива».

(Генеральный директор и совладелец компании FLACON-X Ян Ярмощук — о джентрификации

Факт

Кластеры бывают различными в зависимости от отрасли:

  • промышленный (например, автомобильный кластер в Поволжье);
  • инновационный (малые города, где сосредоточены инновации);
  • туристический (кластер винного туризма в США);
  • инфраструктурный (новые городские районы с комфортной средой, умные города);
  • образовательный (университетские комплексы).

Практика

В России государство стимулирует развитие кластеров. За формирование и реализацию кластерной политики и формирование мер государственной поддержки для её участников отвечает Минэкономразвития РФ. Также кластерную политику проводят и на уровне регионов.

В столице РФ действует Московский инновационный кластер, где входящие в него предприниматели могут получить сопровождение инновационных проектов, различные виды инвестиций, субсидии и гранты, а также онлайн-сервисы на платформе i. moscow. Помимо того, предприниматели могут участвовать в конкурсах и акселерационных программах.

Статью проверила

Окупаются ли затраты на благоустроство городской среды и создание необходимого для горожан комфорта

Saint-Petersburg Cleantech Cluster for urban environment

После редевелопмента промзона недалеко от Тульского кремля превратилась в модный креативный кластер «Истра» / Елена Никитина / Ведомости

В конце лета Дом. РФ совместно с КБ «Стрелка» и мэрией Суздаля обнародовали новую стратегию развития этой жемчужины Золотого кольца. Одна из ключевых задач – сделать так, чтобы приезжающие в город туристы, а таковых ежегодно 1–1,3 млн человек, оставались в нем как минимум на пару дней. И активно тратили деньги не только в музеях, но и в гостиницах, кафе, принося в местную казну средства, необходимые для качественного развития города.

Урбанисты из «Стрелки» полагают, что обновление городской инфраструктуры и благоустройство общественных пространств создадут необходимые условия для социокультурного и экономического подъема. Сейчас, по выражению партнера КБ «Стрелка» Григория Ревзина, главным недостатком города является несоответствие высочайшего уровня музейного кластера городской среде небогатого провинциального райцентра.

Но действительно ли урбанистика в силах помочь экономике? И как скоро окупятся затраты на облагораживание городской среды и создание необходимого для горожан комфорта?

Денис Филиппов, заместитель гендиректора Дом. РФ, генеральный директор Фонда Дом. РФ, убежден, что «стратегии развития городов и агломераций дают стимул к развитию всех сфер жизни. Города сейчас должны становиться комфортными и многофункциональными». Для подобного развития, по его мнению, нужна «синергия государственных и частных инвестиций»: «Недостаточно просто поддержки властей, нужно активное участие бизнеса и самих жителей». Синергия здесь – ключевое слово. Несмотря на то что развитие комфортной среды объявлено одним из приоритетов жилищной политики России, без вклада бизнеса государству не обойтись.

Читайте также:  Восточная онлайн-среда и онлайн-среда проекта

По подсчетам «Стрелки», на реализацию стратегии пространственного развития Суздаля и повышение индекса качества городской среды потребуется 23,3 млрд руб. , из которых 16,6 млрд руб. ожидается из бюджета, а 6,7 млрд руб. планируется привлечь со стороны частных компаний. В результате доходы Суздаля от туризма должны достичь примерно 100 млн руб. в год. Именно столько, по словам мэра города Сергея Сахарова, составляют на текущий момент общие ежегодные доходы местного бюджета.

Инвестиции в городскую среду позволяют не только получить качественные пространства, но и вовлечь горожан и бизнес в их активное использование. Мы видим это на примере проектов в Калининграде, Белгороде, Грозном и других городах. Ранее неэффективно используемые территории получают новую жизнь, становятся точками притяжения жителей и туристов.

заместитель генерального директора Дом. РФ, генеральный директор Фонда Дом

Качественная жилая среда – согласно описанию Дом. РФ – подразумевает, что каждый российский город должен обладать большим выбором жилья, быть безопасным, экологичным и функционально компактным. Сейчас, по данным Минстроя РФ, доля городов с благоприятной средой в России – не более 30%, к 2024 г. по плану таковых станет вдвое больше. Среднее значение индекса качества городской среды обязано ежегодно повышаться: к концу 2020 г. – на 5% от базового значения, а к концу 2024 г. – уже на 30% (показатели нацпроекта «Жилье и городская среда»).

«Сейчас есть спрос на комфортную городскую среду как на федеральном уровне в виде национальных проектов, так и среди населения, на гражданском уровне. И нам кажется, что мы видим необходимость в выработке национальной политики городского развития», – говорила в эфире «Ведомостей» «Девелопмент без масок» Кристина Ишханова, заместитель генерального директора Фонда Дом. К сожалению, благие намерения по формированию комфортной среды нередко или остаются на бумаге, или, к примеру, выливаются в проекты по «облагораживанию» придомовых территорий. Но «пара клумбочек во дворе, где природой не пахнет» не заменит зеленый каркас с настоящими природоохранными зонами, где люди могут гулять, заниматься спортом, и т. , отмечает Тимур Башкаев, руководитель Архитектурного бюро Тимура Башкаева: «Важны не дворы, а природный каркас в пешей доступности от дома. При проектировании города будущего, я уверен, ставка будет делаться именно на это». Николай Переслегин, сооснователь архитектурного бюро Kleinewelt Architekten, добавляет к этому еще «качественную организацию пространства» и в доме, и на улице.

«Российское нормативное регулирование до сих пор не выделяет градостроительное право как отдельный вид права, а пространственное развитие определяется техническими документами без стратегического целеполагания», – говорит Ишханова. В результате ведомствам приходится регулярно пересматривать правила и стандарты развития городских территорий. Недавно, к примеру, Минэкономразвития России (как ранее писали «Ведомости») предложило ввести новый механизм комплексного развития территорий. Он подразумевает, что жилищное строительство в обязательном порядке должно быть полностью обеспечено общественным транспортом, инфраструктурой и социальными объектами. Доля жилья в общей застройке по новым правилам не должна превышать 80%, девелопер обязан позаботиться о том, чтобы это жилье было обеспечено общественными и деловыми пространствами. Разработкой планов застройки будут заниматься регионы, затем эти планы будут проанализированы Минэком и Дом. После чего концепции пройдут общественные слушания и начнут воплощаться в жизнь. Пилотным полигоном обкатки новых стандартов городского развития станет Краснодар.

Столица Кубани уже была площадкой для прогрессивных программ комплексного развития. В 2008 г. , например, активно обсуждалось, как придать «Краснодару – столичный облик» и как превратить «Азов-сити» в «русский Лас-Вегас», одну из крупнейших игорных зон. Согласно программе «Краснодару – столичный облик», к 2018 г. казачья станица должна была стать, по выражению тогдашнего директора местного департамента архитектуры и градостроительства, абсолютно новым современным городом, в основном застроенным высотными домами, а его центр – лишиться стихийного частного сектора. В реальности в 2018 г. – для борьбы с расплодившейся стихийной застройкой, износом коммунальной и недостатком социальной инфраструктуры – началась разработка нового цифрового генерального плана, который призван обеспечить гармоничное развитие городских структур. А в 2020 г. Краснодар выбран площадкой для отработки новых стандартов для российских городов, что, по мнению министра экономического развития Максима Решетникова, позволит наконец городским властям получить действенный механизм редевелопмента центра и возможности привлекать инвесторов.

Практика привлечения бизнеса к созданию общественных пространств пока не является массовой, признают в неофициальных беседах сами чиновники. Примеров успешной синергии – желания властей облагородить город и возможностей бизнеса в это вложиться – немного. Например, в Ростове-на-Дону концессионеры помогли обустроить местный парк культуры и отдыха «Плевен», где были открыты дельфинарий, ледовая арена, разбит фонтан, размещены аттракционы и детские игровые площадки, установлены фонари. Сумма инвестиций по договору концессии, который заключен на 49 лет, составила 498,8 млн руб. Туристско-рекреационная зона на набережной реки Дон была обустроена по аналогичному принципу. Договор заключен на 32 года, а сумма инвестиций на благоустройство составила 330 млн руб. На набережной – от гостиницы «Якорь» до Газетного переулка – появились павильоны для кафе, светомузыкальный фонтан, места отдыха, подсветка, газоны и небольшие скульптуры.

Безусловной удачей профильная пресса называла проект реновации и редевелопмента исторического центра Тулы. В 2015 г. местные бизнесмены на торгах купили за 40 млн руб. заброшенную промзону недалеко от Тульского кремля. Чтобы превратить ее в модный креативный кластер «Искра», потребовалось три года и 150 млн руб. , вспоминает Вячеслав Шингалеев, управляющий партнер кластера. Он говорит, что без поддержки местных властей, как «информационной», так и «инфраструктурной», проект вряд ли бы состоялся в нынешнем виде: «Нам помогли с коммуникациями, освободили тупиковый проезд от самостроя расположенной рядом воинской части, связали наш земельный участок с проезжей частью и тротуаром». В 2017 г. по инициативе и за деньги тульской администрации начались и заняли два года работы по редевелопменту Кремлевской (Казанской) набережной и близлежащих территорий – до них от «Искры» пешком можно дойти за несколько минут. В архитектурном бюро Wowhaus, разработавшем концепцию обновления исторического центра, этот проект называют ревитализацией: так заброшенные территории действительно были возвращены к жизни. На торжественном открытии объекта даже старожилы удивлялись, что у них в городе рядом с Кремлем есть река.

«Развивающийся город сам должен выбирать, что для него важнее, что более эффективно», – считает Башкаев. Жители Суздаля, к примеру, категорически не приняли предложение «Стрелки» по установке деревянного амфитеатра на 500 мест на излучине реки Каменки недалеко от торговых рядов. Но у урбанистов есть еще много идей. Запланированное на 2021 г. финансирование федерального проекта «Комфортная городская среда» сохранят практически в полном объеме, несмотря на сокращение бюджета, сообщил в конце сентября на совещании с президентом России Владимиром Путиным глава Минстроя Владимир Якушев.

Кластер ИТ

Задачи Кластера информационных технологий

Главная задача Кластера информационных технологий – создание в России полноценной экосистемы для развития и коммерциализации проектов участников «Сколково» в области новых технологий в отрасли ИТ.

Saint-Petersburg Cleantech Cluster for urban environment

Кластер Биомед

Задачи Кластера биологических и медицинских технологий

Фундаментальные прорывные научные исследования последних 15 лет в области биологии, химии, физики начинают стремительно двигаться в область прикладного применения в практической медицине. Мы находимся в самом начале пути, хотя уже сейчас ясно, что изменения парадигмы разработки лекарственных средств, достижения в области регенеративных и клеточных технологий, развитие телемедицины, биоинформатики и Big Data, биофотоники – в корне изменят нашу повседневную жизнь менее чем через 20 лет. Это уже происходило в области телекоммуникаций и информационных технологий – то, что раньше казалось чудом, теперь воспринимается как обыденность. В области биомедицины чудес будет еще больше. Наша задача – сделать это явью.

Очень важно, чтобы ростки прикладной науки в России находили свое применение. Чтобы талантливые научные проекты инициированные врачами, химиками, биологами, генетиками конвертировались в успешные бизнесы, приносящие как прибыль своим основателям, так и пользу своей стране.

Сколково становится той самой «точкой кристаллизации», вокруг которой формируется инновационный потенциал страны. В области биомедицины это означает, что от наших действий зависит и будущее здоровье нации в целом, и помощь конкретным людям, которым сейчас медицина помочь не в силах.

Saint-Petersburg Cleantech Cluster for urban environment

Кластер Энерготех

Задачи Кластера энергоэффективных технологий

Основная задача кластера – создать среду для поддержки инновационных разработок, связанных с внедрением прорывных технологических решений, направленных на реализацию концепции устойчивого развития, в первую очередь, в области эффективного производства и использования ресурсов, в том числе за счет обеспечения высокой степени автоматизации и цифровизации производственных процессов и при ограничении негативного воздействия на окружающую среду. Ключевыми отраслевыми направлениями, в которых работает Кластер, являются нефтегазовая отрасль, электроэнергетика, энергоемкие отрасли промышленности (в частности, металлургия, добыча твердых полезных ископаемых, нефтехимия, промышленность строительных материалов и др. ), транспорт, городские технологии (в т. технологии строительства и жилищно-коммунального хозяйства, технологии «умного дома» и «умного города»,). Кластер объединяет потенциал фундаментальных и прикладных исследований в области ТЭК и энергоемких отраслей экономики, предпринимателей, малые инновационные компании, российские и международные крупные промышленные компании, венчурных инвесторов, работающих в этих секторах.

Продолжается активное развитие кластера – количество участников в январе 2021г. превысило 650 компаний, расширяется география коммерческих внедрений наших участников как в России, так и за рубежом, появляются новые индустриальные партнеры.

Кластер планирует проводить большой объем отраслевых мероприятий: акселерационных программ, стратегических сессий, выставок, конкурсов, научно-технических советов, дней открытых дверей компаний-партнеров, мастер-классов и тренингов, а также принимать более активное и результативное участие в государственных инициативах.

Saint-Petersburg Cleantech Cluster for urban environment

Кластер Промтех

Задачи Кластера передовых производственных технологий, ядерных и космических технологий

Главной задачей Кластера остается создание и поддержание привлекатель¬ной и самовоспроизводящейся инновационной экосистемы, нацеленной на повышение эффек¬тивности взаимодействия основных ее элементов: участников, индустриальных партнеров, инвестиционных институтов и центров научных разработок.

Наши отраслевые фокусы: Машиностроение, Горнодобывающая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Атомная энергетика, Авиакосмическая промышленность, Электронная промышленность

Наши индустриальные партнеры: Росатом, Энергопром, Ростех, ММК, Норникель, Максима Телеком, Корпорация Галактика, Boeing, Airbus, Sulzer, Hyundai, AGC Glass, ЧТПЗ, ТВЭЛ, Энергомаш, Роскосмос, ОАК, ОСК, Вертолеты России, Металлоинвест, РКС, Русэл, ОДК, Полюс Золото, Трансконтейнер, Химпром, СДС Уголь, С7, Fanuc, Элемент, УВЗ, Phoenix Contact, Росэлектроника, GS Group, АФК, НП ГЛОНАСС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *