Значительную часть своего свободного времени граждане проводят во дворах и общественных пространствах. От того, насколько комфортно гражданам в этих пространствах, зависит их настроение, самочувствие, работоспособность. Современная городская среда должна быть, прежде всего, безопасной, комфортной и разнообразной, поэтому создание в этой области благоприятных условий для граждан, повышение удовлетворенности граждан качеством городской среды стало одним из приоритетов Партии.
Данная тема нашла свое выражение в Народной программе Партии. В нее включено обязательство Партии активнее вовлекать жителей в решение вопросов местного значения, используя процедуру электронных публичных слушаний, а также уделять особое внимание благоустройству дворов.
Проект «Городская среда» направлен на обеспечение широкого общественного участия в ходе благоустройства дворовых и общественных территорий в городах и населенных пунктах с численностью проживания населения более тысячи человек, на обеспечение общественного контроля на каждом этапе реализации программ благоустройства.
В федеральный реестр лучших практик и проектов благоустройства, реализованных в 2021 году, вошли 120 проектов формирования комфортной городской среды из 110 муниципальных образований 60 субъектов. Пресс-служба Минстроя России сообщила, что данные проекты были отобраны из 400 представленных в Минстрой заявок из 84 регионов страны.
В качестве основных критериев оценки проектов были: их влияние на повышение качества городской среды, качество реализации проекта, социальный и экономический эффект, а также инновационность и востребованность предлагаемых решений у жителей. «Только благодаря совместной деятельности органов власти и жителей создаются действительно востребованные общественные пространства не только в крупных городах, но и в небольших поселениях», — подчеркнул замминистра строительства и ЖКХ РФ Алексей Ересько.
Ряд территорий отметился в данном документе несколькими проектами. Лидером по количеству проектов, включенных в реестр, стала Ленинградская область, где сразу десять общественных пространств признаны достойными примерами для подражания.
«Десять проектов благоустройства площадей, парков, набережных, скверов, спортплощадок, реализованных у нас в 2021 году, вошли в число лучших в России. Ленинградская область становится красивее и удобнее с каждым годом. Мы благодарны за такую важную для жителей программу Минстрою, проектировщикам, муниципалитетам, контролирующим реализацию проектов на местах, ответственным подрядчикам и, конечно, неравнодушным жителям», — заметил губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.
Напомним, что федеральный реестр лучших практик и проектов благоустройства — документ, который на протяжении пяти лет ежегодно пополняется передовыми практиками формирования комфортной среды. Первый реестр был сформирован в 2017 году. Тогда в него вошли 125 проектов.
Ознакомиться со всеми проектами, включенными в реестр, можно здесь.
Около сотни тысяч обновленных пространств по всей стране — общественных и придомовых территорий, погружение в новый уровень компетенций как со стороны муниципалитетов, так и самых обычных жителей — результат реализации программы «Формирование комфортной городской среды» (ФКГС). Востребованная программа, как живой организм, постоянно развивается и совершенствуется. А Правительство РФ со своей стороны качественно реагирует на запросы, расширяя возможности для участников процесса. Так, 31 октября 2022 года председатель Правительства РФ Михаил Мишустин поручил вице-премьеру Марату Хуснуллину подготовить проект постановления, предусматривающего увеличение финансирования регионов в рамках данной федеральной программы для формирования равных для всех условий субсидирования.
«Нужно выровнять условия предоставления такой поддержки. Повысить минимальный порог этой субсидии, чтобы субъекты Российской Федерации получали на реализацию программ не менее ста миллионов рублей», — сообщил глава правительства. Новые условия должны начать действовать со следующего года. И это станет еще одним важным шагом в формировании комфортной городской среды, отвечающим запросам жителей на благоустройство. В новом проекте Отраслевого журнала «Вестник» «Новая эра в ЖКХ» разбираемся вместе с экспертами, чем становится ФКГС для городов и горожан и какой запрос на дальнейшее ее развитие есть.
Благоустройство все активнее шагает по стране. Закономерно, что из-за позитивных изменений все больший запрос на участие идет со стороны горожан. Это, в свою очередь, подталкивает к ряду инициативных предложений. Так, в текущем году парламентарии из Астраханской области вынесли на повестку XXXVI конференции Южно-Российской парламентской ассоциации обсуждение подготовки предложения Правительству РФ о возможности включения в федеральную программу «Формирование комфортной городской среды» населенных пунктов, где проживает менее 1000 человек, снизив этот порог в два раза.
На то, что поле возможностей по ФКГС расширится, надеется и глава Вытегорского района Вологодской области Александр Зимин.
— В нашем районе есть населенные пункты с численностью более 1000 человек, которые по действующим критериям попадают под ФКГС, но есть и поселения по 600–900 человек. За годы действия программы «Формирование комфортной городской среды» ко мне не единожды обращались жители, представители ТСЖ и УК как раз с последних территорий с вопросом: «Почему мы не можем участвовать в программе? Мы тоже хотим обновленную придомовую или общественную территорию, мы ведь тоже имеем право на благоустроенные территории, на хорошие дворы».
Для того чтобы работать по данной программе с муниципальными образованиями, где проживает меньше 1000 человек, у нас вся административная работа отлажена. Мы сформировали перспективную программу Вытегорского района и по общественным, и по придомовым территориям для приведения их в порядок именно с помощью механизма ФКГС. Так что надеемся, что поле работы федеральной программы расширится. Кроме того, хотелось бы увеличения лимита выделяемых средств. Со своей стороны мы готовы увеличить обеспечение софинансирования на реализацию программы для скорейшего достижения результатов. Таким образом, мы могли бы за год реализовывать больше объектов, что отвечает запросам жителей. Для примера: сегодня мы в год обустраиваем 1–2 придомовые территории, можем построить где-то тротуар, а могли бы больше. Но объем выделяемых средств пока не позволяет ускорить этот процесс.
«Наша задача — улучшать города и поселения не просто для жителей, а вместе с жителями», — говорит министр строительства Красноярского края Михаил Рабушко. И в этом процессе активного вовлечения жителей в вопросы благоустройства еще одна особенность федеральной программы «Формирование комфортной городской среды».
Михаил Рабушко отмечает, что на первых порах на соучаствующем проектировании жители, высказывая свое видение будущих пространств, зачастую хотели сразу все: и площадку для выгула собак, и игровое пространство для детей, и тихую зону для прогулок, и шахматные доски, и фонтаны, и скейт-парк, и клумбы:
— Сейчас, через пять лет, когда качественное благоустройство пришло практически в каждое, даже отдаленное поселение, у людей появляется больше фантазии, вкуса, понимания задач, которые ставят и могут реализовать специалисты архитектурных бюро, проектировщики.
Мы и сами все эти годы учились, — говорит министр строительства Красноярского края. — В сравнении с предыдущими годами, работы выполняются гораздо быстрее. Подготовка к строительному сезону начинается заблаговременно, в конце года отбираются подрядчики, готовятся проекты для выполнения работ. Поэтому, несмотря на непостоянную сибирскую погоду, заморозки и обилие дождей летом, работы идут в соответствии с графиком.
Вместе — сила
Действительно, до ФКГС никогда столь масштабно этот востребованный посыл — слушать и слышать каждого горожанина при формирования городской среды, — как показала впоследствии программа, не реализовывался.
А сегодня только через онлайн-голосование единого ресурса za.gorodsreda.ru голосует за общественные территории и проекты благоустройства ежегодно около 10 млн человек. Учитывая офлайн-взаимодействие, выстраиваемое с горожанами в муниципалитетах, воркшопы, обсуждение дизайн-концепций (обязательный элемент в отдельной статье формирования горсреды — участие муниципалитета во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях), цифра вовлеченности горожан по стране увеличивается в разы. И уровень этой работы, владение такими новыми для власти и общества компетенциями год от года, стоит полагать, будут только расти. В том числе благодаря разработанному Минстроем РФ совместно с АСИ Стандарту вовлечения граждан в решение вопросов развития городской среды и распространению сети региональных центров компетенций (РЦК), занимающихся вопросами благоустройства и территориального развития. Во многих крупных регионах, таких как Татарстан, Нижегородская, Московская, Иркутская области, Удмуртия и т. д., данные центры работают не первый год. С 2022 года деятельность РЦК становится обязательной для всех субъектов страны.
Стоит отметить, что со стартом ФКГС в практику, доступную для всех, внедрился и такой ресурс, как Реестр лучших практик (проектов) по благоустройству, ежегодно формируемый Минстроем России. На данный момент опубликовано уже четыре документа с включенными в него объектами-ориентирами со всей России.
От мала до велика — конкурсный шаг
Набережная в Вытегре, словно сошедшая с работ основоположника цветной фотографии Сергея Прокудина-Горского, страницы древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», ожившие в экопарке в Россоши, письменность волжских булгар в Билярске, мотивы легенд и традиции коренных народов Севера в объектах благоустройства в ХМАО — все это лишь малая часть примеров работы с историей регионов нашей страны и культурной идентичностью населяющих ее многочисленных народов, которые воплощаются в пространственных решениях благодаря победам субъектов РФ на Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды. С самого старта Всероссийского конкурса эксперты при оценке заявок уделяли большое внимание как предусмотренным проектами планировочным решениям, использованию экологичных материалов, так и сохранению историко-культурной и природной среды данных территорий. Экологичность, айдентика, апеллирование к историческим традициям и культурному коду становятся сегодня трендами в формировании комфортной городской среды. И важно, что эта работа с прошлым и настоящим идет через современные планировочные решения и материалы, давая новое звучание общественным пространствам. Одной из важных составляющих конкурса руководитель Центра территориального развития Удмуртской Республики Вячеслав Правдзинский как раз видит в возможности по-новому, современно и качественно переформатировать пространства и локальными решениями способов благоустройства показать городам те кардинальные возможности, которые они могут в дальнейшем тиражировать, формируя комфортную городскую среду уже и вне конкурсных проектов.
Напомним, конкурс как отдельная статья ФКГС нацпроекта «Жилье и городская среда» с солидным призовым фондом был инициирован президентом России в 2018 году. На данный момент проведено 6 конкурсов. Суммарно победило 720 проектов, половина из которых уже воплощена в жизнь, вторая — должна быть реализована в период 2022–2024 гг. Показательно: уровень подготовки работ и качество их реализации год от года растет, стимулируя тем самым потребность в расширении конкурсного поля. Собственно, так и происходит. Если в первые годы из поданных заявок экспертная группа отбирала среди малых городов и исторических поселений по 80 победителей, то позднее руководством страны было принято решение увеличить призовой фонд и количество победителей. Так, уже в IV Всероссийском конкурсе (2020 г.) 160 проектов получило возможность финансовой поддержки из федерального бюджета. В 2022 году эта цифра увеличится: после подведения итогов VI Всероссийского конкурса, на котором уже было определено 160 победителей, Владимир Путин дал поручение провести в текущем году дополнительный конкурс. Таким образом, суммарно в этом году 240 малых городов и исторических поселений получают шанс на качественное и колоритное благоустройство.
Формирование комфортной городской среды продолжается по всем направлениям, вовлекая в этот процесс все новые общественные пространства и побуждая горожан принимать участие в качественных преобразованиях, дающих возможности развития инфраструктуры для жизни и отдыха. И таких примеров преобразования территорий, стимулом для которых в прямом и опосредованном смыслах становится ФКГС, с каждым годом становится все больше.
Текст: Алла Ленько
Это проект Отраслевого журнала «Вестник» «Новая эра в ЖКХ»: о реформировании сферы жизнеобеспечения. Проект создан при поддержке Минстроя России.
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 6 марта 2019 г. N 7778-МЕ/06
В связи с поступлением обращений субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении разъяснений по вопросам реализации мероприятий по благоустройству в рамках федерального проекта “Формирование комфортной городской среды” (далее – федеральный проект) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сообщает следующее.
В части финансирования дополнительных видов работ по благоустройству дворовых территорий.
В соответствии с пунктом г) пункта 8 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды – приложение N 15 к государственной программе Российской Федерации “Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации”, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 “Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации” (далее – Правила N 1710), правила предоставления и распределения субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, включаемые в государственную программу, должны предусматривать в том числе перечень дополнительных видов работ по благоустройству дворовых территорий, в целях софинансирования которых бюджету субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии из федерального бюджета, в случае принятия субъектом Российской Федерации решения об установлении такого перечня.
При этом расходные обязательства субъекта Российской Федерации по предоставлению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования работ по благоустройству дворовых территорий в соответствии с дополнительным перечнем работ по благоустройству софинансируются из федерального бюджета:
при наличии решения собственников помещений в многоквартирном доме, дворовая территория которого благоустраивается, о принятии созданного в результате благоустройства имущества в состав общего имущества многоквартирного дома;
при софинансировании собственниками помещений многоквартирного дома работ по благоустройству дворовых территорий в размере не менее 20 процентов стоимости выполнения таких работ. Такое условие распространяется на дворовые территории, включенные в соответствующую программу после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2019 г. N 106 “О внесении изменений в приложение N 15 к государственной программе Российской Федерации “Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации” (далее – ППРФ N 106).
Таким образом, софинансирование дополнительных видов работ по благоустройству дворовых территорий, включенных в государственные и муниципальные программы формирования современной городской среды, из средств федерального бюджета возможно в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме будет принято решение о включении созданного в результате благоустройства имущества в состав общего имущества многоквартирного дома.
Для дворовых территорий, включаемых в государственные и муниципальные программы после 20 февраля 2019 г. (начало действия ППРФ N 106), установлено дополнительное условие софинансирования дополнительных видов работ по благоустройству из средств федерального бюджета – софинансирование собственниками помещений многоквартирного дома работ по благоустройству дворовых территорий в размере не менее 20 процентов стоимости выполнения таких работ. Условие о софинансировании собственников помещений многоквартирного дома работ по благоустройству распространяется только на дополнительные виды работ. Размер софинансирования собственников помещений многоквартирного дома рассчитывается от стоимости выполнения дополнительных видов работ по благоустройству дворовых территорий.
При этом важно отметить, что указанные выше условия софинансирования не распространяются при отсутствии софинансирования дополнительных видов работ по благоустройству дворовых территорий из средств федерального бюджета.
В части проведения органами местного самоуправления работ по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома.
В соответствии с абзацем 7 подпункта а) пункта 7 Правил N 1710 субъектам Российской Федерации необходимо обеспечить проведение органами местного самоуправления работ по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в целях софинансирования работ по благоустройству дворовых территорий которых бюджету субъекта Российской Федерации предоставляется субсидия из федерального бюджета.
Согласно пункту 3 Правил N 1710 под дворовой территорией понимается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам.
Таким образом, софинансирование работ по благоустройству дворовых территорий из средств федерального бюджета возможно только при условии, если осуществлен государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, к которым прилегает дворовая территория.
Также необходимо отметить, что согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
В соответствии с частью 9 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил.
При этом согласно части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте Правил землепользования и застройки в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.
В части предельной даты заключения соглашений по результатам закупки товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд в целях реализации муниципальных программ.
В соответствии с подпунктом к) пункта 8 Правил N 1710 в соглашение между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления включаются условия о предельной дате заключения соглашений по результатам закупки товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд в целях реализации муниципальных программ не позднее 1 июля года предоставления субсидии – для заключения соглашений на выполнение работ по благоустройству общественных территорий, не позднее 1 мая года предоставления субсидии – для заключения соглашений на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) заказчика и (или) комиссии по осуществлению закупок и (или) оператора электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при которых срок заключения таких соглашений продлевается на срок указанного обжалования.
Таким образом, введена предельная дата контрактования для мероприятий текущего года, продление предельной даты возможно только в случае, если были решения Федеральной антимонопольной службы об отмене торгов: до 1 июля – для общественных территорий, до 1 мая – для дворовых территорий.
Важно отметить, что согласно подпункту л) пункта 8 Правил N 1710 порядок осуществления расходов местных бюджетов, связанных с выполнением работ по благоустройству дворовых территорий, софинансирование которых осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации, должен предусматривать возможность осуществления расходов местного бюджета, софинансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации:
путем предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, в том числе субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания;
путем закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения и бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности казенных учреждений);
путем предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам на возмещение затрат на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий (в случае если дворовая территория образована земельными участками, находящимися полностью или частично в частной собственности).
Условие о предельной дате заключения соглашений по результатам закупки товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд в целях реализации муниципальных программ распространяется только на муниципальные контракты.
В части проведения голосования по отбору общественных территорий.
В соответствии с подпунктом д) пунктом 8 Правил N 1710 голосование по отбору общественных территорий, подлежащих благоустройству в рамках реализации муниципальных программ проводится ежегодно в муниципальных образованиях с численностью населения свыше 20 тыс. человек. Порядок проведения такого голосования устанавливается правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым не позднее 12 февраля 2019 г.
Сроки проведения голосования по отбору общественных территорий определены паспортами национального проекта “Жилье и городская среда” (утвержден 24 декабря 2018 г. протокол заседания Президиума совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам N 16) и федерального проекта “Формирование комфортной городской среды” (утвержден 21 декабря 2018 г. протокол заседания проектного комитета по национальному проекту “Жилье и городская среда” N 3).
В 2019 году голосование по отбору общественных территорий, благоустройство которых должно быть осуществлено в 2020 году, должно быть проведено в период с 1 января 2019 по 1 марта 2019 г. В 2020 году голосование по отбору общественных территорий может быть проведено в любую дату в период с 1 марта 2019 г. по 1 марта 2020 г. В 2021 – 2024 сроки проведения голосования по отбору общественных территорий по принципу 2020 года.
По мнению Минстроя России, голосование по отбору общественных территорий может быть проведено в режиме он-лайн с использованием цифровых платформ вовлечения граждан в решении вопросов развития городской среды.
В части создания на территории субъекта Российской Федерации условий для привлечения добровольцев (волонтеров).
В соответствии с абзацем 9 подпункта а) пункта 7 Правил N 1710 субъектам Российской Федерации необходимо обеспечить реализацию мероприятий по созданию на территории субъекта Российской Федерации, муниципальных образований – получателей субсидии из бюджетов субъектов Российской Федерации условий для привлечения добровольцев (волонтеров) к участию в реализации мероприятий, предусмотренных государственными и муниципальными программами формирования современной городской среды.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 17.3 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)” органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):
1) участие в реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства);
2) разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства), с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
3) утверждение порядка взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;
4) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям;
5) популяризация добровольческой (волонтерской) деятельности;
6) поддержка муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства);
7) методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) на территориях муниципальных образований;
8) формирование координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемых при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):
1) формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства), с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
2) утверждение порядка взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;
3) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям.
Таким образом, мероприятий по созданию на территории субъекта Российской Федерации, муниципальных образований – получателей субсидии из бюджетов субъектов Российской Федерации условий для привлечения добровольцев (волонтеров) к участию в реализации мероприятий, предусмотренных государственными и муниципальными программами формирования современной городской среды, осуществляется в соответствии с полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере добровольчества (волонтерства).