Исследование радиационной обстановки, экологического состояния объектов городской среды, экологического состояния водных объектов, судебно-экологическая экспертиза, судебно-экспертные учреждения, загрязнение объектов, несанкционированная свалка

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС, EIA, (англ. environmental impact assessment) — термин Международной ассоциации по оценке воздействия на окружающую среду (IAIA, International Association for Impact Assessment). Предназначена для выявления характера, интенсивности и степени опасности влияния любого вида планируемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения.

ОВОС относится к направлению, имеющему общий «зонтичный бренд» оценки программ.

ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду способствует принятию экологически грамотного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учёта общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Экспертиза экологии среды представляет собой комплексную оценку состояния, в котором находится природный массив в подлежащем исследованию регионе. Экспертиза экологии среды является сложной системой, включающей в себя наблюдение за исследуемой природной зоной, оценку ее экологического состояния, а также прогнозирование состояний, которые могут развиться в определенном будущем в зависимости от погодных, климатических, человеческих и других факторов.

Экспертизы экологии среды становится особенно актуальной в настоящее время, когда население и правительство страны, а также многие предприниматели задумались о вреде, причиняемом окружающей среде современными производственными и сельскохозяйственными комплексами. Исследованию подлежат отдельные здания, помещения и целые районы, экологическая безопасность которых по различным причинам ставится под сомнение.

Для проведения экспертизы экологии среды в экспертные бюро все чаще обращаются частные лица и организации – перед покупкой недвижимости, совершением различных сделок, открытием производства в определенном районе. Данное исследование с каждым годом все более и более вторгается в экономическую сферу. Благоприятная экологическая среда является одним из наиболее эффективных «продающих» факторов, будь то дачный домик, сельскохозяйственная земля или продукты питания, произведенные в регионе с незагрязненными природными условиями. Заинтересованные в будущем своих детей покупатели и фермеры, стремящиеся производить безопасные для здоровья продукты питания, все чаще становятся инициаторами проведения экспертизы экологической среды.

Основные задачи экспертизы экологии среды

Экспертиза экологии среды выполняет различные задачи в зависимости от условий ее проведения и целей инициатора исследования. Анализ может быть востребован в различных ситуациях, начиная от оценки недвижимости перед предстоящей покупкой и заканчивая комплексной оценкой целого региона при планировании размещения в нем производства или постройки жилых массивов. Экспертиза экологии среды решает следующие группы проблем в области анализа состояния природной зоны, среди которых:

  • Установление влияния глобальных экологических процессов и систем на экологическую безопасность региона (оценка состояния озонового слоя, исследование изменений климата, отслеживание миграций биологических видов, в особенности связанных с изменением экологических состояний регионов обитания).
  • Оценка и мониторинг экологического состояния отдельных регионов (например, контроль чистоты воздуха в городе и его отдельных районах, в том числе в производственных зонах; оценка состава питьевых вод; оценка численности популяций животных).
  • Фоновые исследования окружающей среды. Также носят название базового мониторинга. Исследование процессов и природных явлений, происходящих в естественных природных зонах, лишенных антропогенного влияния. Как правило, осуществляется на территориях биосферных заповедников.
  • Установление уровня антропогенного воздействия на природную зону в регионах повышенной опасности (зоны радиационных катастроф, вредных производств, могильников радиоактивных отходов и так далее).
  • Оценка экологической безопасности зданий и сооружений (жилых помещений, производственных зданий, офисов, больниц, ученых и дошкольных учреждений и так далее).

Экологическая экспертиза (судебная и досудебная)

Установление соответствия документов, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность

Экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду

Виды экологической экспертизы

Исследование экологического состояния объектов почвенно-геологического происхождения (эколого-почвоведческая экспертиза) — проводится в целях выявления негативного антропогенного воздействия на почвенно-геологические объекты.

Исследование экологического состояния естественных и искусственных биоценозов (эколого-биологическая экспертиза).

К задачам данной экспертизы относятся: установление природы и масштабов негативного антропогенного воздействия на объекты растительного и животного происхождения; установление источника негативного антропогенного воздействия на растительные сообщества, объекты животного мира и другие биологические объекты; определение степени и площади негативного воздействия на объекты растительного и животного происхождения и др.

Исследование экологического состояния объектов окружающей среды в целях определения стоимости восстановления (судебная экспертиза определения стоимости экореконструкции).

Исследование экологического состояния объектов городской среды (инженерно-экологическая экспертиза).

Основными задачами инженерно-экологической экспертизы являются: определение изменения характеристик воздуха, сточных вод, других объектов городской среды на уровне несоответствия заданным для нормы характеристикам; определение вида источника негативного антропогенного воздействия на искусственные экосистемы, входящие в городскую среду, их свойства, признаки и границы и др.

Исследование экологического состояния водных объектов (гидроэкологическая экспертиза).

Основными задачами данной экспертизы являются: определение вида объекта (локального водного участка — источника антропогенного воздействия), его свойств, признаков и границ; характеристика антропогенного воздействия на водные объекты во времени и пространстве; определение изменения водного объекта на уровне несоответствия заданным для нормы характеристикам.

Вопросы, подлежащие разрешению при производстве экспертизы

Стоимость экологической экспертизы – от 80 000 рублей.

Индивидуальный подход к каждому клиенту!

Серьезное отношение к решению любых, даже, на первый взгляд, простых задач, внимательное и дружественное отношение к клиентам делают сотрудничество с нами приятным и плодотворным.

Опыт большинства наших сотрудников в области определении рыночной и иной стоимости объектов оценки (экспертизы, исследования), экспертизы разных родов экспертной деятельности более 10 лет.

Исследование экологического состояния естественных и искусственных биоценозов.

В последние годы наблюдается устойчивый рост количества экологических правонарушений. К факторам, снижающим эффективность совместной деятельности правоохранительных и природоохранных органов, относится недостаточный уровень использования специальных знаний в области экологии и смежных естественных наук при выявлении и рассмотрении экологических правонарушений в целях установления фактических обстоятельств негативного антропогенного воздействия на окружающую среду.

В качестве эффективного решения этой проблемы развивается судебно-экологическая экспертиза – новое направление судебно-экспертных исследований.

В широком смысле экспертиза – это любое исследование, проводимое сведущим лицом для ответа на вопросы, требующие специальных знаний (прежде всего научных, профессиональных, опытных) в государственных и негосударственных учреждениях.

Особенности назначения и производства судебной экспертизы регламентированы УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ и Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее – ФЗ о ГСЭД).

В Российском федеральном центре судебных экспертиз (РФЦСЭ) при Минюсте России создан отдел судебно-экологической экспертизы. В соответствии с приказом Минюста России от 12 сентября 2005 г. № 169 судебно-экологическая экспертиза определена самостоятельным родом судебных экспертиз, который в настоящее время разделен на следующие виды: исследование экологического состояния объектов почвенно-геологического происхождения; исследование экологического состояния естественных и искусственных биоценозов и исследование радиационной обстановки.

Государственными судебными экспертами в области судебно-экологической экспертизы могут быть специалисты, имеющие высшее экологическое, биологическое, географическое, почвенно-агрохимическое или техническое образование, прошедшие специальную подготовку, получившие свидетельство о праве самостоятельного производства экспертизы по экспертным экологическим специальностям и специализирующиеся в области исследования различных ее компонентов в целях отправления правосудия.

Поскольку судебные экспертизы проводятся экспертами соответствующих экспертных учреждений либо иными специалистами, назначенными следователем или дознавателем, прокурором, судом, то действующее законодательство предусматривает производство судебной экспертизы как государственными, так и негосударственными судебно-экспертными учреждениями. В настоящее время основная доля экспертиз, связанных с необходимостью установления фактических обстоятельств негативного антропогенного воздействия на окружающую среду, выполняется сотрудниками учреждений или негосударственными судебными экспертами.

Часто для производства данных экспертиз привлекаются сотрудники специально уполномоченных органов в области природопользования и охраны окружающей среды.

Основные отличия судебно-экологической экспертизы от государственной экологической экспертизы заключаются в объектах, субъектах, предмете и задачах. Производство государственной экологической экспертизы в соответствии со ст. 33 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 1 ФЗ «Об экологической экспертизе» устанавливает соответствие планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям экологического законодательства. Порядок проведения государственной экологической экспертизы регламентируется соответствующим положением. Производство судебно-экологической экспертизы осуществляется в соответствии с процессуальным законодательством и ФЗ о ГСЭД, связано с судопроизводством и требует использования специальных знаний в области экологии и смежных естественных наук для установления фактических обстоятельств рассматриваемого события.

Читайте также:  Да среда партнер и Как я открывал ИП через "торговую среду" сбербанка

В настоящее время актуальным является исследование экологического состояния объектов городской среды. В соответствии с Федеральными законами «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе» осуществляется постоянный контроль качества окружающей среды в городах и иных населенных пунктах

Городская среда подвергается воздействию многочисленных негативных процессов природного и антропогенного характера. Среди них следует выделить загрязнение объектов городской среды экологически опасными веществами, повышение уровня вредного физического воздействия, в том числе шумового, вибрационного, электромагнитного, уменьшение озеленненности территории, увеличение площади антропогенно-нарушенных земель, нарушение водного баланса (подтопление или иссушение). Объекты городской среды подвергаются одновременному воздействию нескольких негативных процессов, что часто приводит к усилению последствий в результате их взаимодействия.

Большое внимание уделяется вопросам охраны и оздоровления городской среды, а также решению проблем обеспечения эколого-технологической и антитеррористической безопасности. Тем не менее, следует констатировать, что реализация комплекса мероприятий (в том числе использование высокоэффективных газа- и пылеулавливающих устройств, применение безотходных технологий, переход на экологически чистые виды топлива, озеленение территории) не всегда приводит к желаемому результату. Несмотря на законодательное обеспечение учета экологических требований при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции объектов городской среды, в большинстве населенных пунктов отмечается превышающее установленные нормы негативное антропогенное воздействие транспорта, промышленных и жилищно-коммунальных предприятий на объекты городской среды. Актуально решение проблем загрязнения окружающей среды отходами жизнедеятельности и бытовым мусором. Решение вышеуказанных задач свидетельствует о необходимости формирования самостоятельного направления судебно-экологических исследований, а именно судебно-экологической экспертизы объектов городской среды.

Судебно-экологическая экспертиза – это практическая деятельность, состоящая в исследовании негативного антропогенного воздействия на конкретные (локальные) объекты окружающей среды и осуществляемая в процессе уголовного, гражданского и административного судопроизводства.

Судебно-экологическая экспертиза позволяет установить важные фактические обстоятельства экологических правонарушений. Поэтому если Вас беспокоит, например, существенное ухудшение состояния деревьев в сквере, радиационная обстановка на объекте строительства, качество воздуха во дворе, несанкционированная свалка на близлежащем земельном участке и вы готовы подать исковое заявление в суд, то в этом случае понадобится помощь судебных экспертов-экологов, которые проведут все необходимые экологические исследования.

Судебными экспертами-экологами не рождаются, ими становятся. Причем обучение экспертов включает не только теоретический курс, но и практические занятия по осмотру участков в целях выявления признаков негативного антропогенного воздействия.

Будущие судебные эксперты-экологи учатся правильно отбирать образцы (пробы) и работать с материалами, полученными при обследовании объектов окружающей среды.

Предмет судебно-экологической экспертизы городской среды – фактические обстоятельства, свидетельствующие о негативном антропогенном воздействии на конкретные объекты городской среды, в том числе здания, сооружения и функционально связанные с ними территории, которые устанавливаются на основе использования специальных знаний в области экологии и смежных наук в процессе уголовного, гражданского и административного судопроизводства.

Решение экспертных задач подразумевает участие экспертов разных специальностей. В этой связи судебно-экологическая экспертиза, как правило, носит комплексный характер и проводится разными экспертными специалистами, формулирующими общий вывод.

Экспертная специальность – это фактическая область специальных знаний, которыми владеет данный судебный эксперт.

В соответствии с действующим законодательством комплексной является судебная экспертиза, в производстве которой участвуют эксперты разных специальностей, формулирующих общий вывод. При возникновении разногласий между экспертами каждый из них или эксперт, который не согласен с другими, оформляет отдельное заключение. Проведение комплексной экспертизы регламентируется ст. 201 УПК РФ, ст. 82 ГПК РФ, ст. 85 АПК РФ и ст. 23 ФЗ о ГСЭД.

Целью экологической экспертизы является предотвращение негативного влияния антропогенной деятельности на состояние окружающей природной среды и здоровья людей, а также оценка степени экологической безопасности хозяйственной деятельности и экологической ситуации на отдельных территориях и объектах.

Принципы, обязательные для соблюдения при производстве экологической экспертизы

Действующее законодательство Российской Федерации постулирует несколько принципов, которые должны неукоснительно соблюдаться при осуществлении мероприятий, предполагаемых экологической экспертизой. К данным принципам относятся:

  • Принцип презумпции возможного экологического вреда любой планируемой производственной, хозяйственной или иной деятельности. Подразумевает, что при оценке деятельности предприятия эксперт рассматривает возможность нанесения вреда природной среде при реализации любого предполагаемого объекта. Эксперт обязан оценить, насколько при планировании деятельности учтены объемы возможного вреда, а также предусмотрены ли меры по его минимизации или недопущению.
  • Принцип обязательности осуществления экологической экспертизы перед принятием решения о допуске исследуемого объекта к реализации его деятельности. Данный принцип означает, что предприниматель, планирующий реализацию объекта, обязан представить документы, обосновывающие будущую деятельность предприятия, для рассмотрения экологической экспертизой до начала процесса реализации.
  • Принцип комплексного подхода к оценке воздействия хозяйственной, производственной или иной деятельности на окружающую среду. Призывает специалистов, осуществляющих экологическую экспертизу, принимать во внимание все возможные разновидности предполагаемого воздействия на окружающую среду. Кроме того, необходимо оценить объем вреда, который может быть причинен природе региона.
  • Принцип обязательности рассмотрения положений экологической безопасности при осуществлении экологической экспертизы. Данный принцип подразумевает необходимость соблюдения полного перечня обязательных технических и нормативных предписаний, гарантирующих сохранение экологической безопасности для различных отраслей производственной, хозяйственной, рекреационной или иной деятельности.
  • Принцип полноты и достоверности информации, которая должна быть представлены специалисту для проведения исследования. Налагает на потребителя экологической экспертизы обязанность представить всю имеющуюся у него истинную информацию о планируемом объекте, а также в случае возникновения необходимости передать дополнительные данные, запрошенные экспертом.
  • Принцип независимости специалистов, осуществляющих экспертные мероприятия в ходе проведения исследования. Подразумевает невмешательство третьих лиц в ходе производства экологической экспертизы, а также предполагает достоверность и независимость сформулированных экспертами решений и заключений.
  • Принцип законности, объективности и научной обоснованности выводов, сформулированных в процессе производства экологической экспертизы. Данный принцип заключается в том, что в присутствующие в экспертном заключении выводы и суждения должны иметь четкую научную аргументацию. А само экспертное заключение должно быть объективным и научно обоснованным. Объективность эксперта заключается в беспристрастности и непредвзятости его оценок относительно исследуемого объекта, а также незаинтересованность эксперта в том или ином результате исследования. Законность заключения эксперта означает, что результат исследования дает основания для принятия решения о допустимости или невозможности реализации данного объекта.
  • Принцип гласности, учета общественного мнения, участия общественных объединений и организаций. Налагает на экспертную организацию обязанности по предоставлению населению, средствам массовой информации и прочим заинтересованным лицам актуальных данных о результатах проведенных экспертиз, а также по публикации отчетов о своей деятельности в целом. Кроме того, данный принцип регламентирует процедуру осуществления общественной экологической экспертизы и устанавливает правовой статус полученного в ходе нее заключения.
  • Принцип ответственности за легитимность проведения и достоверность полученных результатов экологической экспертизы, налагаемой на субъекты ее осуществления, а также на заинтересованных лиц. Гласит, что субъекты экологической экспертизы несут ответственность в результате несоблюдения правил организации и проведения исследования.

Правовое обеспечение производства экологической экспертизы

Специалисты, осуществляющие проведение экологической экспертизы, ориентируются на положение Федерального закона № 174-ФЗ, опубликованного 23 ноября 1995 года, регламентирующего процесс производства подобных исследований в Российской Федерации.

Данный закон диктует то, каким именно образом следует понимать экологическую экспертизу, регламентирует особенности и разновидности ее проведения.

Вопросы, предлагаемые к разрешению в процессе производства экологической экспертизы

  • Каковы возможные последствия деятельности, которую осуществляет исследуемый хозяйствующий субъект, для экологической системы региона, в котором производится данная деятельность?
  • Соответствует ли предполагаемая деятельность хозяйствующего субъекта требованиям экологической безопасности?
  • Каковы могут быть вредные последствия данной производственной деятельности для здоровья работников предприятия?
  • Каковы могут быть вредные последствия данной производственной деятельности для здоровья жителей прилегающих к производству территорий?
  • Каков объем потенциального вреда от предполагаемой хозяйственной, рекреационной, производственной или иной деятельности, который может быть нанесен экологической системе данного региона?
  • Соответствует ли деятельность хозяйствующего субъекта принципам рационального расходования ресурсов окружающей среды?
  • Наносят ли вред здоровью человека результаты исследуемой производственной деятельности?
  • Соответствует ли хозяйственная, рекреационная, производственная или иная деятельность субъекта принципу сохранности экологической безопасности среды?
Читайте также:  Защита городской среды

Проведение экспертизы по уголовному делу

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской
Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 “О судебной
экспертизе по уголовным делам” экспертиза по уголовному делу может быть проведена либо государственным
экспертным учреждением, либо некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом
Российской Федерации и Федеральным законом “О некоммерческих организациях”, осуществляющих
судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.

Коммерческие организации и лаборатории, индивидуальные предприниматели, образовательные учреждения, а также
некоммерческие организации, для которых экспертная деятельность не является уставной, не имеют право
проводить экспертизу по уголовному делу. Экспертиза, подготовленная указанными организациями в рамках
уголовного процесса, может быть признана недопустимым доказательством, т. доказательством, полученным с
нарушением требований процессуального закона.

Недопустимые доказательства не могут использоваться в процессе доказывания, в том числе, исследоваться или
оглашаться в судебном заседании, и подлежат исключению из материалов уголовного дела.

Так как АНО “Судебный эксперт” является автономной некоммерческой организацией, а проведение судебных
экспертиз является её основной уставной деятельностью (см. раздел “Документы
организации”), то она имеет право проводить экспертизы в том числе и по уголовным делам.

Участники ОВОСПравить

В процедуре ОВОС участвуют заказчик, исполнитель работ по оценке воздействия и общественность.

Заказчик — юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности на экологическую экспертизу.

Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду — физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду. Исполнитель отвечает за полноту и достоверность оценок, соответствие их экологическим нормативам и стандартам.

В процессе выполнения ТЗ на ОВОС исполнитель проводит исследования по оценке воздействия с учётом альтернатив проекта, целей деятельности, способов их достижения и т. , результатом которых является предварительный вариант материалов по оценке воздействия, с которым заказчик знакомит общественность. После анализа замечаний общественности и результатов общественных слушаний исполнитель готовит окончательный вариант материалов по оценке воздействия. Окончательный вариант ОВОС представляется на государственную экологическую экспертизу в составе другой предпроектной и проектной документации. Возможно также проведение общественной экологической экспертизы.

Третий участник ОВОС — общественность региона. Он может включаться в процедурный процесс на этапе представления первоначальной информации и на этапах проведения ОВОС. Принимать участие в общественных слушаниях, общественных обсуждениях.

ПроцедураПравить

  • определение характеристик состояния окружающей среды в районе расположения объекта;
  • анализ видов, основных источников и интенсивности существующего техногенного воздействия в рассматриваемом районе;
  • выявление характера, объёма и интенсивности предполагаемого воздействия проектируемого объекта на компоненты окружающей среды в процессе строительства и эксплуатации;
  • описание целей реализации намечаемой деятельности, возможных альтернатив;

Принципы ОВОСПравить

  • применение ОВОС в качестве инструмента формирования решений на самых ранних этапах проектирования и доступность на этих же этапах информации по проектным решениям для общественности;
  • рассмотрение во взаимосвязи технологических, технических, социальных, природоохранных и экономических показателей проектных предложений;
  • альтернативность проектных решений, формирование новых вариантов;
  • ответственность заказчика (инициатора) деятельности за последствия реализации проектных решений.

Заказчик обеспечивает финансирование всех процедур ОВОС.

  • определение ресурсного потенциала территорий и фонового состояния окружающей среды;
  • разработку программы ОВОС;
  • оценку альтернативных вариантов строительства или хозяйственной деятельности;
  • оценку величины и продолжительности потенциального воздействия проекта на окружающую среду;
  • мониторинг воздействия реализации проекта на окружающую среду;
  • разработку мер и мероприятий по снижению уровня воздействия на окружающую среду;
  • подготовку отчетов по анализу воздействия проекта на окружающую среду.

Этапы проведенияПравить

В соответствии с методологией Международной организации по оценке влияния, процесс ОВОС представляет собой последовательный переход по следующим стадиям:

  • Скрининг (screening), в рамках которого определяется, необходимо ли оценивать проект с точки зрения воздействия на окружающую среду и насколько детально.
  • Скоппинг (scopping) — выявление проблем и сфер влияния, которые представляются важными, а также установление источников информации для ОВОС
  • Оценка альтернативных проектов, в результате которой выявляется наиболее предпочтительный, благоприятный для окружающей среды способ достижения заявленных в проекте целей
  • Оценка воздействия — определение и прогнозирование степени экологического, биологического и социального влияния проекта

На этапе оценки воздействия анализируются количественные показатели воздействия, а именно:

  • интенсивность воздействия (поступление загрязняющих веществ в единицу времени)
  • удельная мощность воздействия (поступление загрязняющих веществ на единицу площади)
  • периодичность воздействия во времени (дискретное, непрерывное, разовое воздействие)
  • длительность воздействия (год, месяц и т. д.)
  • пространственные границы воздействия (глубина, размеры и форма зоны воздействия)
  • Управление экологическим воздействием — установление мероприятий, необходимых для устранения, минимизации, или компенсации неблагоприятных последствий от введения программ, реализации проекта и т. д.
  • Оценка значимости — определение относительной важности и приемлемости прочих компонентов воздействия на окружающую среду (например, тех, которые нельзя элиминировать). Целью данного этапа является сокращение первоначального списка влияний путём выбора только тех, которые характеризуются наибольшей интенсивностью и продолжительностью. При этом используются следующие критерии значимости:
  • значительная по площади зона воздействия
  • влияние на особо охраняемые территории
  • особо опасное производство
  • Составление отчета о проведении ОВОС
  • Принятие решения — принятие проекта или отказ от его реализации, а также установление условий его осуществления
  • Надзор за соблюдением предписанных условий осуществления проекта, контроль степени влияния проекта на окружающую среду, а также эффективности мер по снижению негативных последствий.

ОВОС в других странахПравить

В результате изменений в законодательной системе, отныне субъекту хозяйствования необходимо провести оценку воздействия на окружение (ОВД). ОВД выдвигает требования касательно экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов, минимизации вредного воздействия на окружение в процессе принятии решений об осуществлении плановой деятельности. Результатом проведения оценки воздействия является разработка соответствующего заключения об оценке воздействия на окружение.

  • Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ. Дата обращения: 2 декабря 2019. Архивировано 3 мая 2020 года.
  • ИС «Кодекс: 6 поколение» Интранет
  • Оценка воздействия на окружение (рус.), MCL – профессиональные услуги менеджмента, консалтинга и права в области экологии. Архивировано 30 декабря 2017 года. Дата обращения 23 ноября 2017.

Методология производства экспертизы экологии среды

В настоящее время разработано множество технологий и методик для оценки безопасности экологической обстановки в определенном регионе, водоеме или здании. Экспертизе экологии среды уделяется повышенное внимание со стороны ученых, находящихся в поиске новых методов производства подобных исследований.

При оценке природных экосистем выполняются следующие анализы:

  • Анализ проб воды, определение содержащегося в ней количества вредных примесей и токсических веществ. Установление соответствия обнаруженных концентраций примесей существующим, законодательно закрепленным нормам.
  • Анализ почв на содержание в них токсических веществ (пестицидов, гербицидов, удобрений, продуктов деятельности промышленных предприятий).
  • Измерение уровня радиации в данном районе.
  • Анализ растений, изъятых из исследуемого региона. Определяется состояние растения, его возраст, соответствие стадии развития. При необходимости производится анализ плодов (содержание токсических веществ, пищевая ценность, радиационный фон).
  • Анализ экскрементов и покровных материалов животных (меха, перьев, чешуи и прочее) с целью определения содержания в них отравляющих веществ или радиационных материалов.

В процессе производства экспертизы экологии среды относительно зданий и сооружений выполняются следующие экспертные мероприятия:

  • Анализ проб воздуха в помещениях и за их пределами.
  • Исследование образцов водопроводной воды, а также воды, взятой в расположенных в непосредственной близости водоемах.
  • Исследование строительных и отделочных материалов. Чаще всего исследованию подвергают бетон и прочие материалы, из которых возведены капитальные стены и перекрытия. Второй наиболее популярной группой для исследования являются отделочные материалы – обои, лакокрасочные материалы, штукатурки, шпатлевки, напольные покрытия и другие продукты данного класса.
  • Измерение уровня радиации в помещениях.
  • Анализ климатических условий в данном регионе, способных оказать влияние на качество жизни в исследуемых зданиях и сооружениях (определение розы ветров, установление уровня паводковых вод, исчисление средних объемов осадков за период времени и так далее).
  • Анализ прочности конструкции возведенных зданий и сооружений.
Читайте также:  Мурманск в топ-20 самых популярных направлений июля

Кроме вышеизложенных исследований, экспертиза экологии среды выполняется в отношении следующих объектов:

  • Санаторно-курортные и оздоровительные зоны.
  • Заповедники и национальные природные парки.
  • Зоны размещения экологически чистых производств.
  • Производственные предприятия и комплексы.
  • Детские образовательные и оздоровительные учреждения.
  • Сельскохозяйственные производства и агрохолдинги.

Правовая база для производства экспертизы экологии среды

Экспертиза экологии среды может проводиться в негосударственных экспертных организациях, а также индивидуально специалистами в данной области. Эта возможность изложена в законе, предписывающем правила и порядок осуществления экспертной деятельности в Российской Федерации. Закон издан 31 мая 2001 года, за ним закреплен номер 73-ФЗ.

Кроме того, Закон обязывает специалиста, осуществляющего экспертную деятельность, в том числе специалистов по производству экспертизы экологии среды, обладать надлежащими знаниями и необходимым уровнем компетентности в соответствующей предметной области.

Вопросы, на которые отвечает специалист по производству экспертизы экологии среды

Ответы на поставленные вопросы являются важной частью работы специалиста по производству экспертизы экологии среды. Сформулированные им ответы включаются в договор на проведение исследования и – обязательно – в экспертное заключение, которое обладает доказательной силой и может служить весомым аргументом в разбирательствах по самым разнообразным делам. Вопросы формулируются в соответствии с целями инициатора исследования. Эксперт отвечает на вопросы следующего вида:

  • Какова комплексная оценка экологического состояния исследуемого объекта?
  • Был ли обнаружен повышенный радиационный фон при проведении исследования?
  • Соответствует ли исследуемое здание или сооружение нормам экологической безопасности, а также существующим техническим стандартам?
  • Какие климатические условия данного региона существенно влияют на качество жизни?
  • Были ли обнаружены отравляющие вещества в водной среде региона?
  • Каково содержание в почве отравляющих веществ?
  • Какое воздействие на экологическое состояние района оказывается работающими в нем предприятиями?
  • Каковы объемы выброса в атмосферу вредных и токсических веществ?
  • Какие мероприятия осуществляются администрацией региона и владельцами предприятия для минимизации вредного воздействия на природную среду?
  • Соответствуют ли условия выращивания данных сельскохозяйственных растений требованиям экологической безопасности?

Экологическая экспертиза – это отдельное направление экспертной деятельности, требующей наличия специальных знаний, направленных на изучения внешнего влияния на окружающую среду объектов, ведущих деятельность, связанную со взаимодействием с ней.

При ведении бизнеса многие предприниматели работают с природными ресурсами, а также пользуются благами окружающей среды. Для спокойной и беспрепятственной работы возникает необходимость доказать безопасность данной деятельности. Для этих целей проводится экологическая экспертиза. Она может проводится как с целью обоснования безопасности деятельности, для получения разрешительной документации, подтверждения соответствия требованиями законодательства в сфере экологии, а также для уточнения и вероятного уменьшения экологических платежей.

Основными направлениями экологической экспертизы являются:

Исследование экологического состояния водных объектов (гидроэкологическая экспертиза) – разновидность экологической экспертизы, требующая от эксперта специальных познаний, направленная на исследования взаимодействия внешних факторов на водные объекты.

Вопросы, которые могут быть поставлены перед экспертом при производстве экологической экспертизы:

  • Какое негативное воздействие было оказано на водный объект (загрязнение, засорение, истощение)?
  • Каковы характеристики оказанного негативного воздействия?
  • Каков механизм оказанного негативного воздействия?
  • Каков масштаб оказанного негативного воздействия?
  • Где находится источник негативного антропогенного воздействия на конкретные водные объекты (например, потенциально опасный объект, в результате деятельности которого произошел несанкционированный сброс загрязненных сточных вод)?
  • Является ли конкретный участок водного объекта и (или) водоохранной зоны (потенциально опасный объект, расположенный вблизи водного объекта) местом возникновения негативного антропогенного воздействия на водные объекты?
  • Сколько имелось источников негативного антропогенного воздействия на водные объекты (например, в случае наличия на месте происшествия нескольких потенциально опасных объектов), каковы их взаимосвязи и последовательность негативного воздействия на конкретные водные объекты?
  • Каковы пути распространения веществ, опасных для здоровья людей и (или) ухудшающих состояние конкретных водных объектов?
  • Какие условия способствовали увеличению масштабов негативного антропогенного воздействия на конкретные водные объекты?
  • Какой период времени потребуется для восстановления экологического равновесия, нарушенного в результате конкретного негативного антропогенного воздействия?

При работе с опасными веществами, открытии бизнеса, который может оказать влияние на городскую среду или защиты собственного дела от контролирующих органов в области защиты окружающей среды. Порой просто необходимо обосновать правомерность своих действий. Для этих целей проводится исследование экологического состояния объектов городской среды (инженерно-экологическая экспертиза)

Вопросы, которые могут быть поставлены перед экспертом при производстве оценочной экспертизы недвижимости:

  • Какое негативное антропогенное воздействие было оказано на конкретный объект городской среды?
  • Каковы характеристики оказанного негативного воздействия?
  • Каков механизм оказанного негативного воздействия?
  • Каков масштаб оказанного негативного воздействия?
  • Имеются ли в воздухе, отобранном внутри жилых помещений и на прилегающей к дому территории, вредные вещества; если да, то какова их концентрация и каков источник их происхождения?
  • Имеется ли превышение концентрации вредных веществ в жилых помещениях дома и на прилегающей к дому территории по сравнению с их предельно допустимыми концентрациями?
  • Превышают ли параметры состава сточных вод ПДК загрязняющих веществ?
  • Имеется ли превышение концентрации вредных веществ в месте прорыва промышленных стоков по сравнению с их ПДК?
  • Имеются ли нарушения в функционировании очистных сооружений потенциально опасного объекта (указывается конкретно) и в чем они выражаются?
  • Могла ли производственная деятельность потенциально опасного объекта (указывается конкретно) привести к ухудшению экологического состояния объекта городской среды?
  • Имеются ли на исследуемом участке электромагнитное излучение, вибрация и иные воздействия?
  • Являются ли элементы вещной обстановки (указываются конкретно) источником распространения вредных веществ?

Порядок проведения экологической экспертизы

Если вам необходимо проведение судебной экологической экспертизы, вот описание порядка назначения и проведения экспертизы:

Свяжитесь с нами

Вы можете связаться с нами любым удобным способом. Опишите обстоятельства дела нашему специалисту

Специалист подготовит информационное письмо для суда с указанием сроков и стоимости экспертизы

Суд рассматривает кандидатуры экспертов и выносит определение о проведении экспертизы в нашей организации

После вынесения определения о проведении экспертизы, суд направляет в организацию материалы дела

При необходимости эксперт проводит натурный осмотр объекта экспертизы для установления и фиксации обстоятельств

После установления и исследования всех обстоятельств эксперт составляет заключение по делу и направляет его в суд

выезд в суд

При необходимости эксперт принимает участие в судебном заседании с целью дачи пояеснений по проведенной экспертизе

Свяжитесь с нами

Наши специалисты готовы проконсультировать вас по любым вопросам. Если необходимо, мы можем помочь с определением перечня вопросов, которые могут быть поставлены на разрешение эксперта. Наш опыт позволяет определить перспективы проведения экспертизы или исследования.

Исследование экологического состояния естественных и искусственных биоценозов.

  • Вторжение в природную среду. Оценка воздействия (основные положения и методы)/ Под ред. Ретеюма А. Ю. // М.: Прогресс, 1983. 191 с.
  • Оценка воздействия на окружающую среду проекта Nord Stream (недоступная ссылка).

В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза. 1 мая 2022 г

В процедуре ОВОС участвуют заказчик, исполнитель работ по оценке воздействия и общественность. Заказчик — юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности на экологическую экспертизу

Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через пятнадцать дней, а в отношении объектов, указанных в подпунктах 7. 1 и 7. 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, не позднее чем через три дня после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в. 1 мая 2022 г

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *