КОНЦЕПЦИЯ 15-МИНУТНОГО ГОРОДА КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МЕГАПОЛИСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РИСКОВ

По статистике более 70% населения России – городские жители. Желание переехать в город из сельской местности или сменить областной центр на столицу посещает многих. Резоны могут отличаться, но чаще всего можно услышать: «там больше возможностей», «лучше образование», «можно найти хорошую работу и достойный заработок», «комфортнее жить». Последний аргумент непосредственно связан с особенностями городской среды.

Что такое образовательная урбанистика и кто такой педагог-исследователь городской среды

Новое направление в педагогике позволяет даже рутинный путь от дома до школы сделать полезным. В чём другие его преимущества — узнали у эксперта.

КОНЦЕПЦИЯ 15-МИНУТНОГО ГОРОДА КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МЕГАПОЛИСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РИСКОВ

Учись бесплатно: вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать про курс

КОНЦЕПЦИЯ 15-МИНУТНОГО ГОРОДА КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МЕГАПОЛИСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РИСКОВ

Обучение: Профессия Методист с нуля до PRO

Основные элементы

КОНЦЕПЦИЯ 15-МИНУТНОГО ГОРОДА КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МЕГАПОЛИСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РИСКОВ

Структура окружающего пространства, как правило, обусловлена потребностями жителей. Среди первоочередных: безопасность, физиологические параметры (воздух, шум, свет), социальные (коммуникативные). Таким образом, городская среда – это ряд ключевых компонентов:

  • ресурсы (земля, вода, воздух, климат);
  • объекты недвижимости;
  • инфраструктура;
  • разнообразие ландшафта;
  • криминогенная обстановка;
  • потребительский рынок;
  • социальные услуги.

Баланс этих элементов определяет, насколько населенный пункт будет востребован и конкурентоспособен.

Особенности формирования городской среды

Крупный город изменяет почти все компоненты природной среды — атмо­сферу, растительность, почву, рельеф и даже микроклимат. Разница в темпе­ратуре и влажности воздуха, инсоляции между городом и его окрестностями иногда соизмерима с передвижением на 20° по широте. В городах изменяется электрическое магнитное поле Земли. Влияние города на недра распространяется на глубину от 0,5 до 4 и даже до 8 м. Иными становятся механизмы формиро­вания подземных вод и их химический состав. В крупных городах создаются условия для интенсивного загрязнения воздушной среды и почвы. По опубли­кованным расчетам, все города мира ежегодно выбрасывают в окружающую среду более 3 млрд т твердых промышленных и бытовых отходов, около 1 млрд т различных аэрозолей, более 500 км3 промышленных стоков.

Городская воздушная среда загрязняется:

1) автотранспортом – на 71% (Петербург) – 88% (Москва): выбрасываются окись углерода (угарный газ), оксиды азота, сажа (в ней бензпирен, вызывающий рак), свинец и еще 200 вредных веществ;

2) ТЭЦ – выделяются диоксиды серы (в Москве – 33 т/сут);

3) металлургическими заводами – выделяют дым и пыль, в составе которой железо и алюминий;

4) нефтеперерабатывающими заводами ( в Москве – в районе Капотни) – выделяют много углеводов, бензпирена и сероводорода.

Экологической влияние выбросов:

1) ухудшают условия проживания населения;

2) снижают прозрачность воздуха;

3) уменьшают естественную освещенность;

4) повышают туманообразование.

Все эти факторы определяют экологические особенности города и его микроклимат (совокупность температуры, влажности и скорости воздуха над данной территорией):

из-за пыли инсоляция на 15-20% меньше, чем на селе, что снижает попадание солнечной энергии на землю (при тумане – в 40-120 раз);

каменные здания поглощают энергию днем, чем повышают температуру воздуха – от этого среднегодовая температура на 1,50 выше, чем в пригороде;

из-за более теплого воздуха днем в городе более холодный воздух из окрестностей ночью подтекает снизу в город, вызывая образование шаровидной облачности над городом – поэтому в городе больше туманов и осадков (на 10%: в Москве – 688 мм, в Московской обл. – 572 мм);

из-за асфальта дождевая вода не уходит в почву, а стекает по трубам, нарушая самоочищение почвы;

пылью забиваются поры растений, затрудняется фотосинтез: листья желтеют, осыпаются, деревья гибнут, особенно хвойные и плодовые – это лишает город кислорода и фитонцидов, дезинфицирующих воздух;

вокруг города снижается урожайность сельхозкультур и продуктивность животноводства (кур, мяса, молока);

в городе быстро разрушаются бетонные конструкции, металлические покрытия и ограждения;

из-за загрязненного воздуха и шума жители не могут эффективно проветривать жилища, быстро загрязняются окна и мебель.

В современных городах сточные, бытовые и промышленные воды сбрасываются после очистки в открытые водоемы. В районе городов реки не текут, а стоят (из-за систем плотин для электростанций), заражаясь сточными и ливневыми водами – отсюда же большая часть городов РФ забирают питьевую воду для водоснабжения, определяющую уровень инфекционной кишечной заболеваемости в городах, особенно среди детей. Вместе со стоками в водоемы попадают вредные для живой природы и человека тяжелые металлы: ртуть, кадмий, свинец, фтор, нефтепродукты, стиральные порошки (ПАВ). Поэтому нарушается экологическое равновесие водной флоры и фауны. Много подземных вод для нужд промышленности в городах откачивается из артскважин, что, например для Москвы, сказывается даже на расстоянии 60 км от нее в понижении уровня грунтовых вод в Московской области, а река Москва течет не в р. Волгу, а под территорию города, сама подпитываясь через систему шлюзов из р. Волги.

Главными источниками химического загрязнения городских земель являются выбросы в атмосферу от функционирования стационарных источников (промышленных предприятий и объектов энергетики) и мобильных источников (автомобилей), поэтому существует тесная связь между загрязнением земель, почв и воздуха (Беккер А. , 1993). Химическое загрязнение земель часто бывает и следствием их захламления.

Городская среда — это совокупность множества природных, ар­хитектурно-планировочных, экологических, социально-культурных и других факторов, в которых обитает городской житель и которые оп­ределяют комфортность его проживания на этой территории.

Улучшение состояния городской среды затрагивает все подсис­темы города, поэтому пространственная организация территории го­рода должна рассматриваться как важнейший компонент муниципаль­ного управления. Здесь особо недопустимо принятие управленческих решений, ориентированных на краткосрочный результат. Должны учитываться все факторы: природные, исторические, социальные, экономические, экологические, культурные.

Основные факторы формирования городской среды: природный комплекс и созданная человеком планировка и застройка.

Территорию города характеризуют две основные составляющие: природный комплекс и созданная человеком планировка и застройка. Сочетание этих факторов формирует городскую среду.

Важнейшим элементом территории города является природный комплекс. Основу природного комплекса образует его физико-геогра­фическое положение. Оно определяется границами природных зон, климатическими условиями, количеством осадков, особенностями ландшафта, рельефом местности, ветровым и солнечным режимом территории, типом и строительными характеристиками грунтов, наличием водоемов (реки, озера), наличием памятников природы и т.

Подходы к организа­ции планировки и застройки территории города.

В научной литературе имеется несколько подходов к организации планировки и застройки территории городи и ее зонированию.

Концепция опорного экологического каркаса

В основе концепции лежит разделение территории на отдельные пространственные зоны: наивысшей хозяйственной активности, экологического равновесия и буферной зоны. Каждая из зон выполняет свою функцию. И если зона наивысшей хозяйственной активности включает в себя жилые массивы, участки производственных и торговых предприятий, кое-где разделенные зелеными насаждениями, то зона экологического равновесия предназначена для воспроизводства природных ресурсов, формирования зеленого пояса вокруг крупных урбанизированных территорий. Зона экологического равновесия может охватывать и пригородные районы. Буферные зоны образуются на стыке систем расселения и призваны снизить экологический дефицит территорий с насыщенной промышленной инфраструктурой.

Другой подход предполагает разделение территории города на ядро, центральный район, специализированный район и периферию.

Ядром города является исторический центр, включающий в cебя как правило, главные административные здания, культурные учреждения и торговые центры. Наличие ядра характерно для исторических городов, в некоторых в качестве такого ядра выступает кремль (Москва, Нижний Новгород, Великий Новгород, Псков, Казань и др.

Центральный район по сравнению с ядром является более открытым и ориентирован на обслуживание основных функций города обеспечивая реализацию преимущественно деловых и торговый функций города.

Специализированный район предполагает образование на территории города отдельных, достаточно обособленных жилых комплексов микрорайонов или даже целых городских районов. Строитель­ство таких «соцгородов» со своей развитой инфраструктурой было характерно для СССР периода индустриализации. Как правило, соцгорода возникали при крупных промышленных предприятиях, ихстроительство финансировалось по титулам соответствующий министерств и ведомств. В таких городах, как Тольятти, при строительстве АвтоВАЗа был создан, по сути, новый город, значительно переросший по своим масштабам старый центр.

Периферия — район внешней границы городской территории характеризующийся низкой степенью временной доступности (высо­кими средними временными затратами), недостаточным развитием социально-бытовой сферы. В этих частях города преобладает одно­этажная жилая застройка частного сектора. Но близость к рекреаци­онным участкам пригородной зоны делает этот сегмент городской территории коммерчески привлекательным. Перечисленные выше подходы формируют научную основу организации городского пространства.

Критерии зонирования территории города по трем основным факторам (критериям): функциональному, правовому и эко­номическому, или ценовому.

Критерии зонирования территории города. Правовую основу Зонирования территории города составляют нормы Земельного и Градостроительного кодексов. В указанных документах и в реальной практике муниципального управления используется зонирование территории города по трем основным факторам (критериям): функциональному, правовому и экономическому, или ценовому.

Функциональное зонирование территории предполагает исполь­зование разных участков (зон) городской территории для различных целей (функций). Перечень этих функциональных зон определен Зе­мельным кодексом.

Правовое зонирование устанавливает систему разрешений и ограничений по использованию отдельных участков территории юрода. Градостроительный кодекс характеризует правовое и жирование как деятельность органов местного самоуправления в Области разработки и реализации правил застройки территорий юродских и сельских поселений, других муниципальных образований.

Муниципальная власть имеет возможность правового регулирования и принятия управленческих решений по вопросам Определения:

– в интенсивности использования отдельных участков территории города (плотности застройки);

– территориальных границ зон с ограничениями по этажности застройки;

– территориальных границ зон различных видов собственности (государственной, муниципальной, частной);

– территориальных границ зон, в пределах которых предполагается отчуждение (принудительный выкуп) недвижимости;

– территориальных границ зон с различными условиями подключения к транспортным и инженерным коммуникациям

– территориальных границ зон с различными геологическими условиями, режимами инженерной защиты и благоустройства;

– границ земельных участков, обремененных публичным сервитутом, т. правом пользования чужим земельным участком в общественных целях.

Правовое регулирование использования территории города определяется специальным документом — правилами землепользовании и застройки, устанавливающим так называемые градостроительные регламенты.

Ценовое зонирование территории города осуществляется органами местного самоуправления на основании установленных земельным кадастром базовых цен на отдельные земельные участки. Органы местного самоуправления при установлении ставок земельном, налога, размеров арендной платы за земельные участки, нежилые помещения и другие объекты недвижимости на различных участка городской территории могут дифференцировать их с учетом транспортной доступности, инженерной обеспеченности и престижности. Такое зонирование позволяет через систему повышающих и понижающих коэффициентов экономически стимулировать освоение территорий, в которых заинтересован горя и взимать повышенную плату в бюджет города с престижных участков.

Критерии благоприятной городской среды. В городе существует два типа мест: приятные места, в которых хочется проводить время, сидеть в задумчивости, читать книгу и возвращаться к ним снова и снова и такие, которые хочется побыстрее пройти мимо. Люди посещают их только по какой-то надобности или если больше идти некуда.

На восприятие человеком окружающей среды влияют различные факторы.

Безопасность и защита:

жителей от неблагоприятных погодных условий (от дождя, ветра, солнца);

населения от преступлений (хорошее освещение территории, количество жителей, активность общественной жизни);

территории от автомобильного движения.

пешеходного движения (отсутствие препятствий на пути, качественное

покрытие, активные или глухие фасады застройки);

мест отдыха и общения (наличие городской мебели, уличных кафе,

тихого или шумного места, устройств от солнца, ветра, дождя, вечернего освещения);

мест активной деятельности (занятия спортивной пробежкой, на тренажерах, в развлекательных играх).

Эмоциональное удовольствие от созерцания места:

хорошего природного пейзажа;

художественно-эстетической градостроительно-архитектурной среды (сомаштабность человеку пространства и архитектуры, стилистические особенности застройки);

элементов ландшафтного дизайна;

уникальных объектов городского дизайна.

На основе этих критериев можно разработать шкалу, по которой люди будут оценивать качества городской среды того или иного района. После этого можно будет с уверенностью сказать, будет ли данное место пользоваться популярностью.

Социальный портрет жителей городов. Современная российская городская среда мало приспособлена для того, чтобы взрослый человек проводил много времени на улице. Исключение составляют детские площадки, которые повсеместно расставляют во дворах городских кварталов. Но эти пространства предназначены только для отдыха и игр детей, но не всего остального населения города.

Если рассматривать статистику, то городское население в среднем состоит на 12% из детей младше 15 лет, на 11 % из подростков от 15 до 25 лет, на 50% из людей от 25 до 55 лет и на 27 % из пенсионеров от 55 и старше. Таким образом, можно сделать выводы, что только 12 % населения в наших городах обеспечено благоустроенной территорией для проведения времени вне дома. Еще небольшой процент взрослых, присматривающих за детьми, может также пользоваться детскими площадками. Все остальные слои население не имеют во дворах практически никаких прав, а следовательно и мест проведения свободного времени.

Другой аспект восприятия городской среды жителем – это ее эстетическое качество и функциональное наполнение. Если качественно городская среда будет оставаться в таком же состоянии как сейчас, то человек предпочтет проводить время в любом другом месте (кафе, городском центре, дома, в офисе), нежели у себя во дворе на лавочке или в сквере в своем районе. Наши малоблагоустроенные дворы будут заполняться асоциальными элементами, такими как бомжи и пьяницы, которые не имеют высоких требований к уровню благоустройства городской среды. А если на улицах и в наших дворах мы видим асоциальных элементов общества, то и дворы сразу кажутся нам опасными и малопривлекательными для проведения там свободного времени.

Устройство общественных городских пространств. Как определить хорошее и плохое городское пространство нас окружает, и как сделать существующее пространство лучше? Поскольку город является средой обитания людей, возьмем человека, как инструмент измерения. Датский архитектор Ян Гейл, более 40 лет занимающийся изучением и проектированием общественных пространств, утверждает, что предметом наивысшего интереса для человека являются, в конечном счете, другие люди. Если показать группе людей фотографии пустынных улиц и улиц, где есть пешеходы, попросив выбрать более привлекательные, – большинство выберет фотографии улиц с пешеходами.

Этот принцип лежит в основе успеха уличных кафе. В Париже люди сидят за маленькими столиками на узком тротуаре не потому, что им нравится шум машин и выхлопные газы, а потому что оттуда они могут наблюдать жизнь города, бурлящую вокруг, имея при этом индульгенцию своей праздности в виде чашечки кофе.

Но является ли наличие большого количества людей на улице признаком того, что это хорошее пространство? Не обязательно. Каждый день множество людей выходит на улицу по необходимости: дойти до трамвайной остановки, чтобы поехать на работу; отвести ребенка в школу или детский сад; сходить за продуктами или оплатить коммунальные затраты. Этих передвижений горожане не могут избежать, а потому они будут происходить в пространстве даже самого плохого качества. Хорошее общественное пространство – это пространство, которое располагает к тому, чтобы остаться в нем, провести какое-то время, чем-то заняться: передохнуть на скамейке, встретиться с друзьями, прогуляться с девушкой, послушать уличного музыканта, посидеть за чашечкой кофе и т.

Чтобы правильно сформировать привлекательную городскую среду нужно учитывать множество факторов, начиная с планировки городов и удобства перемещения по городу с помощью общественного, личного транспорта и даже пешком, и заканчивая урнами и покрытием тротуаров и улиц.

Отдельно хотелось бы поговорить о роли архитектуры в формировании городской среды. Архитектура отличается своим качеством в различных районах города. В центре мы видим ухоженные исторические здания небольшой высоты, на периферии – огромные многоэтажные панельные дома, мало отличимые один от другого. Это проблема не только русских городов, и решить ее под силу только городским властям. Но если рассматривать человека на улице города, то какими бы уродливыми не были здания вокруг, мы видим со своего небольшого человеческого роста только 2-3 этажа, а чаще всего только первый этаж ближайшего здания. Поэтому на облик улиц в большей степени оказывает влияние состояние и эстетические достоинства именно первого этажа, а не все здание целиком. Особенно это заметно на узких улицах центра города, где, чтобы охватить весь фасад целиком, зачастую нужно перейти на другую сторону улицы.

Выводы из этого можно сделать следующие: из всех элементов здания, влияющих на общественное пространство, первый этаж наиболее важен. Можно с уверенностью утверждать, что если первый этаж решен неудачно, оживить пространство будет почти невозможно. Хороший первый этаж должен быть активным, разнообразным и проницаемым. Помещения первого этажа должны иметь входы с улицы. Они должны быть достаточно частыми, чтобы на улицу выходило множество разных заведений. Перемещение между общественным пространством и помещениями первого этажа должно быть максимально облегчено.

Что может находиться на первом этаже? Это могут (и должны) быть рестораны и кафе, выставляющие столики на улицу в хорошую погоду. Это может быть книжный магазин, выставляющий на улицу книги, когда есть возможность. Это может быть фермерский рынок, который будет по определенным дням расширяться на улицу. Наполнение первого этажа должно быть такое, чтобы оно могло расширяться в сторону общественного пространства и становиться неотъемлемой его частью.

Очень важен уровень пола первого этажа. В развитых странах считается нормой делать пол в коммерческих помещениях на одном уровне с тротуаром, с которого в это помещение входят посетители. Это делает перемещение между общественным и частным пространством бесшовным, увеличивает спонтанность в поведении пешеходов, а также позволяет избавиться от громоздких перил и пандусов. В хороший день двери могут быть полностью открыты, стирая границу между улицей и помещением. Кроме того, близкие отметки уровней пола и тротуара делают возможным появление такого элемента торговли, как витрина. Никакая витрина не будет выполнять свою функцию, если она поднята на 1-1,5 метра выше естественного уровня восприятия или отделена от пешехода пандусом для инвалидов.

Материал опубликован в № 6 печатной версии газеты «Культура» от 24 июня 2021 года.

— Известно ли, как именно архитектура влияет на культурное сознание и самочувствие человека? Есть ли какие-то неспекулятивные исследования на этот счет?

— Архитектура действительно способна оказывать существенное воздействие на человеческое сознание и формировать соответствующий тип социального поведения, но убедительных и исчерпывающих исследований на эту тему я не встречал. То, что комфортная городская среда и в целом грамотная застройка — ее плотность и высотность, используемые отделочные материалы, качество озеленения и благоустройства общественных пространств — напрямую влияют на внутреннее состояние человека, вещи достаточно очевидные.

Но я сразу хотел бы обратить внимание на другую сторону вопроса — институциональную, которая кажется мне куда более важной. Потому что именно от того, как именно мы сумеем настроить огромную сферу строительного бизнеса, зависит, какую городскую среду мы в итоге получим. Архитектор в настоящее время — это в большей степени исполнитель. Он получает техническое задание на проектирование и на его основе решает, как оптимально реализовать проект. Иными словами, исходные данные, полученные от заказчика, — это та рамка, которая налагает на архитектора целый ряд ограничений, выйти за которые он практически не может.

— Почему так произошло?

— Существует несколько причин. Во-первых, массовое строительство и урбанизация, повлекшие за собой радикальные изменения в подходах к проектированию и строительству. Во-вторых, усиление коммерческой составляющей и связанных с этим требований к эффективности застройки.

Если искать, например, предпосылки в истории российской архитектуры и строительства, то здесь рубежом можно назвать 1950-е годы и постановление о борьбе с излишествами в строительстве от 4 ноября 1955 года, которое одномоментно завершило эпоху советского монументального классицизма — «сталинского ампира» — в проектировании и строительстве зданий и сооружений в СССР.

А в 90-е годы ситуация усугубилась приходом капитализма, который еще больше ограничил волю архитектора и вместо диктата плановой экономики ввел диктат свободного рынка, где ключевым критерием эффективности стала выгода, получаемая застройщиком с продажи квадратных метров.

Но вместе с тем существует и естественная смена тенденций в градостроительстве, которая тоже оказала свое влияние на облик наших городов. То, что несколько десятилетий назад считалось передовым подходом, сейчас вытесняется альтернативными решениями. И в итоге вместо продуманной застройки мы часто получаем хаос, скрещивание совершенно различных стилистических и градостроительных решений.

— Можете привести пример такого скрещивания?

— Если в 1960-х годах квартальная застройка считалось устаревшей, а свободно стоящая застройка микрорайонов воспринималась как новый мировой тренд, то сейчас мы видим обратную тенденцию. Отсутствие сформированных застройкой улиц и приватных дворов, хаотичное расположение зданий, появление заборов для формирования границ приватных зон — все это существенно снижает качество среды микрорайонной застройки. Так что сегодня мы можем наблюдать возвращение квартальной застройки как ответа на этот вызов.

— Наверное, лучшая иллюстрация такой хаотической застройки — это Москва.

— Москва — это изначально история про застройку в некоторой степени хаотичную и стихийную. Специфика города состоит в наслоении целого ряда недоосуществленных больших градостроительных проектов. Во-первых, нужно понимать, что вся история развития города шла от пожара к пожару. А во-вторых, за последние сто лет, после возвращения столичного статуса, после социоэкономических кризисов революции, войны и перестройки, в Москве произошел гиперскачок по расширению границ города в десятки раз.

Так, в советские годы была продумана и частично реализована целая серия проектов модернизации города — начиная от генплана Щусева 1935 года и заканчивая проектами Новой Москвы и реновацией. Весь ХХ век столица переживала ряд волн расширения и нового строительства в границах исторического города, таких как Новый Арбат 1960-х или Долина МГУ сегодня.

Пример Москвы — это действительно отличная иллюстрация к тому, о чем мы начали говорить. Градостроительство — комплексный и очень сложный процесс, на который влияет множество социальных и экономических факторов. В этой сфере постоянно идет очень трудный поиск баланса между экономической рентабельностью, оптимальной плотностью застройки и созданием комфортной среды для жизни человека.

В итоге мы видим, как за последние несколько столетий принципы проектирования городской среды радикально менялись. И следы всех этих трансформаций — со всей их подчас уродливой недоделанностью — легко различимы на московском городском ландшафте.

— Тем не менее если брать во внимание европейские примеры, то здесь, несмотря на то, что коммерческая застройка начала вторгаться в город намного раньше, чем в России, все же удалось сохранить баланс между, например, историческими районами и новыми.

— Да, в Европе действительно есть очень разветвленная система регламентов. Похожая, например, была в Санкт-Петербурге при Российской империи. Вместе с тем в Западной Европе существует достаточно сильная позиция власти на уровне муниципалитета. Часто здесь именно городские общины вырабатывают определенные правила регулирования застройки, которым вынуждены подчиняться даже самые амбициозные девелоперы.

При этом я бы не сказал, что в Европе все так уж хорошо с сохранением архитектурного наследия. Это отчасти наш миф, что на Западе отношение к историческому городскому пространству особенно внимательное. Скажем, пару лет назад в Бельгии был снесен мост XIII века, мешавший коммерческому судоходству. Тот же самый Лондон за последние десятилетия изменился до неузнаваемости. В этом смысле капитализм — что в Европе, что у нас — один и тот же. Просто на Западе он постепенно и естественным образом оброс локальными нормами регулирования, которые его несколько упорядочивают.

— Если говорить о масштабной плановой застройке, которая началась вместе с бумом городов, были ли попытки уже тогда преобразовать их таким образом, чтобы это отвечало чувству человеческого комфорта?

— Здесь важно понимать, что урбанистика, которая так расцвела в нашей стране за последние десять лет, в Европе появилась уже в 1970-е годы. Тогда как раз поняли, что можно, изменяя городскую среду, влиять и на характер социальных отношений. Именно тогда начались попытки преобразования гетто в более благополучные районы, чтобы снизить в них преступность, а вместе с тем увеличить экономическую вовлеченность проживающих в них людей.

Самый яркий пример — то, что сделал мэр Нью-Йорка, который именно за счет грамотной урбанистической политики сумел значительно снизить преступность в некоторых районах мегаполиса. С таким же успехом подобные методы работы с городской средой применялись в Гонконге и Сингапуре.

— Это, как я понимаю, про теорию «разбитых окон»?

— Да. Качественно изменяя среду, ты качественно изменяешь и людей, которые здесь проживают. Было доказано, что поведение людей сильно зависит от качества среды. В Европе, кстати, в этом смысле пошли дальше. Они не только работают с пространством, но и усиливают привлекательность районов или целых регионов за счет различных мероприятий, культурных и музыкальных фестивалей.

Тут, кстати, я бы добавил, что урбанистика — это не столько про работу с физической архитектурной оболочкой, сколько про работу с людьми, где преобразование городских пространств становится инструментом организации досуга, взаимодействия и занятости городских сообществ.

Например, московская программа «Моя улица» как раз направлена на изменение системы приоритетов — от машин в сторону пешеходов. Ведь идеология модернистского города ставила именно автомобиль на первое место. Сегодня же принципы нового урбанизма направлены на формирование города, комфортного для пешехода.

Из-за улучшения качества пешеходной инфраструктуры на первых этажах зданий появляется торговля, развивается сфера услуг и досуга. То есть происходит фундаментальное изменение всей экономики города, в том числе средствами архитектуры, благоустройства и работы с визуальным обликом города.

Лично у меня впервые ощущение того, как сильно изменился город, возникло, когда я несколько лет назад шел от Садового кольца к Кремлю по обновленным улицам. Был теплый летний вечер, и сразу несколько кафе на первых этажах были с настежь распахнутыми витринными окнами.

Этот, казалось бы, простой эффект раскрытых окон полностью поменял ощущение города — привычная граница фасада полностью растворилась, интерьер зданий стал продолжением общественного пространства пешеходного тротуара. Тот случай, когда, казалось бы, несущественные архитектурные детали выстраивают совершенно новые взаимоотношения между улицей и зданиями, между мной и городом.

Фотографии: www. new. archi. ru, www. archmoscow.

Какое определение верно?

На сегодняшний день их несколько, от бытовых до научных. Что не удивительно, ведь городская среда – это целый комплекс элементов. И в отличие от природных систем, она имеет ряд специфических особенностей. Городская среда – это все то, что создает образ населенного пункта и принципиально влияет на стиль жизни его обитателей. Именно от нее во многом зависит, насколько человеку понравится жить конкретно здесь.

Если взять научное определение, то под городской средой понимается сочетание в границах конкретного населенного пункта соответствующих условий, созданных природой и человеком и оказывающих влияние на качество жизнедеятельности его жителей. Можно также сказать, что это совокупность экономических, природных, техногенных, информационных, социальных условий, сложившихся на территории города.

Комфортная среда обитания

Далеко не каждый город удобен для проживания. Многие моменты индивидуальны, кому-то в первую очередь важно наличие зелени и деревьев, другим – хорошие дороги. Но в целом, правила, по которым происходит формирование комфортной городской среды, схожи:

  • достойный уровень бытового обслуживания (водоснабжение, отопление, электрификация, вывоз мусора);
  • сбалансированная инфраструктура (сочетание различных видов наземного и подземного транспорта, адекватный уровень трафика, наличие крупных пересадочных узлов, удовлетворение нужд как автомобилистов, так и пешеходов, хорошее состояние автомобильных дорог, наличие тротуаров и велодорожек);
  • возможности для беспрепятственного перемещения различных категорий граждан, в том числе маломобильных групп;
  • грамотное районирование (такое, которое избегать ежедневной «маятниковой миграции» пассажиров, предусматривающее продуманную организацию жизненного пространства, не слишком высокий уровень плотности заселения);
  • адекватный уровень шумового и информационного «загрязнения»;
  • возможность удовлетворения социальных, культурных, образовательных, рекреационных потребностей горожан (достаточное количество парков, зон отдыха, объектов архитектуры и искусства, учебных заведений, торговых заведений и т. д.).

КОНЦЕПЦИЯ 15-МИНУТНОГО ГОРОДА КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МЕГАПОЛИСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РИСКОВ

Специфика окружающего пространства

«Лицо» населенного пункта может быть как типовым, так и носить признаки индивидуальности. Поэтому значимым направлением развития современной городской среды является грамотная модификация ландшафта. Точкой отсчета при этом выступает сформированный территориальный облик. Можно, к примеру, выделить следующие типы городов:

  • со сложившимся историческим центром;
  • базирующиеся на градостроительных комплексах советского времени;
  • состоящие преимущественно из типовых застроек;
  • целенаправленно формирующие и развивающие центр города и жилые районы.

КОНЦЕПЦИЯ 15-МИНУТНОГО ГОРОДА КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МЕГАПОЛИСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РИСКОВ

Несмотря на имеющийся богатый опыт западных урбанистов, процесс модернизации российских городов далеко не всегда проходит гладко. В большинстве населенных пунктов сохраняются: жесткое зонирование (жилые, деловые районы), типовое квартальное проектирование, несоблюдение современных стандартов строительства жилья и прилежащих территорий, разрастание «вширь» за счет спальных районов на окраинах.

Город и экология

В ходе формирования городской среды насущной проблемой остается поддержание необходимого экологического баланса. Непродуманные модели развития приводят к угрозам для здоровья жителей. К сожалению, более 15% российских городов относятся к территориям с неблагоприятной экологической обстановкой. Поэтому сегодня процесс развития городской среды должен базироваться на:

  • контроле над использованием природных ресурсов;
  • применении современных промышленных технологий и систем очистки;
  • запрете размещения токсичных отходов рядом с населенными пунктами, лесопарковыми зонами;
  • рациональном и функциональном зонировании;
  • налаженной системе вывоза, складирования, утилизации или переработки бытовых и коммунальных отходов;
  • создании дополнительных зеленых насаждений, в том числе, с ограниченным режимом использования;
  • экологическом воспитании и просвещении населения.

КОНЦЕПЦИЯ 15-МИНУТНОГО ГОРОДА КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МЕГАПОЛИСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РИСКОВ

Негативное воздействие на окружающую среду давно перестало восприниматься как неизбежный спутник развития цивилизации. Современный уровень развития технологий позволяет эффективно сочетать фундаментальное городское строительство и производство с минимальным влиянием на экологическую обстановку.

Нематериальная среда

Образ места проживания формируется не только из архитектурных ансамблей или транспортных веток. Городская среда – это еще и эмоциональное восприятие жителей. По мнению специалистов, окружающая обстановка оказывает заметное влияние на психологическое состояние человека. Неграмотное проектирование городской среды приводит к стрессам, апатии, снижению эмоционального тонуса. В последние десятилетия даже появилась специальная дисциплина, изучающая данные явления, – психогеография. Чтобы быть психологически комфортной, городская среда должна отвечать нескольким требованиям:

  • эстетичность;
  • внешнее разнообразие;
  • сочетание новизны и традиций;
  • наличие знаковых ориентиров;
  • сбалансированность свето-шумового фона;
  • безопасность;
  • предсказуемость;
  • гармоничность архитектурных масштабов.

КОНЦЕПЦИЯ 15-МИНУТНОГО ГОРОДА КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МЕГАПОЛИСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РИСКОВ

Услуги и досуг

Сохранение и увеличение численности населения конкретного города во многом зависит от тех продуктов и возможностей, которые он может предложить своим жителям. Предоставление качественного и широкого спектра услуг и вариантов досуга способствует формированию высокого рейтинга населенного пункта. Сюда относятся:

  • информационная инфраструктура;
  • торговые площади;
  • культурные объекты;
  • гостиничные комплексы;
  • заведения общественного питания;
  • учреждения, предоставляющие социальные услуги;
  • рекреационные зоны;
  • развлекательные объекты.

КОНЦЕПЦИЯ 15-МИНУТНОГО ГОРОДА КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МЕГАПОЛИСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РИСКОВ

Программы формирования городской среды

Для успешности процессов урбанизации необходим системно-целевой подход. Поэтому программам формирования современной городской среды сейчас уделяется особое внимание. На сегодняшний день запущен ряд проектов.

В самом конце 2016 года началась реализация федеральной программы «Формирование комфортной городской среды». Ее основная задача – благоустройство населенных пунктов с учетом мнения жителей. К 2020 году планируется осуществить 400 масштабных проектов по повышению комфорта городской среды, обучить не менее 2 тысяч специалистов. Программа предусматривает:

  • привлечение общественности к обсуждению основных мероприятий;
  • принятие новых правил благоустройства;
  • оптимизацию системы озеленения, освещения, уборки;
  • оборудование спортивных и детских площадок;
  • благоустройство общественных пространств и объектов (по результатам опросов жителей);
  • формирование реестра лучших практик.

КОНЦЕПЦИЯ 15-МИНУТНОГО ГОРОДА КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МЕГАПОЛИСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РИСКОВ

Недавно был запущен проект «Умный город», направленный на оптимизацию управления инфраструктурой путем внедрения современных цифровых технологий. Среди приоритетных целей – поддержка устойчивого развития городской среды и повышение качества жизни с помощью цифровой трансформации хозяйственной отрасли (smart-технологии в учете коммунальных ресурсов).

Город как урбоэкосистема. Специфика городской среды. Характерные черты городского (селитебного) ландшафта

Город — крупный населенный пункт, выполняющий промышленные, организационно-хозяйственные, управленческие, культурные и транспортные функции. С экологической точки зрения различия сел, поселков городского типа и городов определяются степенью насыщения промышленными предприятиями, транспортными средствами, системами коммуникаций и связанными с ними типом и уровнем трансформации природной среды. По Н. Реймерсу (1994), малыми городами считают населенные пункты численностью 10—50 тыс. жителей, средние — 50—100 тыс. , крупные — 100—500 тыс. и крупнейшие — более 500 тыс.

Города вряд ли можно назвать экосистемами в общепринятом понимании. В них отсутствуют основные свойства экосистем: способность к саморегулированию (гомеостазу) и круговороту веществ.

В городах практически отсутствует звено продуцентов (растений) и заметно подавлена деятельность редуцентов (микроорганизмов). Существование города немыслимо без постоянного вложения антропогенной энергии. В ряде случаев человек привносит её больше, чем даже самые продуктивные экосистемы связывают в процессе фотосинтеза на равновеликой площади.

В городах наиболее полно проявляются свойственные техногенным образованиям замены замкнутых круговоротов веществ прямоточными линиями с результатом накопления отходов и загрязнений.

Городские, или урбанизированные территории настолько специфичны, что их можно рассматривать как своего рода аномальные явления. Назовем важнейшие из присущих им специфических свойств:

-город можно рассматривать как своеобразную биогеохимическую провинцию. Для нее характерен аккумуляционный тип потока веществ. Хотя химический состав таких образований может существенно различаться в зависимости от наличия предприятий различного профиля и других факторов, но практически во всех случаях такие потоки являются закономерным явлением;

-атмосфера городов характеризуется пониженной прозрачностью. Например, в Москве поверхности земли достигает на 10% меньше прямой солнечной радиации, чем в окружающей местности. В городах выше запыленность атмосферы. Здесь нередко выпадает от 500 до 1500 кг/км2 пыли в сутки, в то время как в сельской местности количество ее не превышает 5-15 кг/км2 в сутки;

-для городов характерно повышенное прогревание воздуха. Их рассматривают как специфические «острова тепла». В средних широтах годовая температура здесь может быть на 1-2°С выше, чем в окружающей местности, а в отдельные периоды, например при большом контрасте суточных температур и безветренной погоде, в ночные часы здесь может быть теплее, чем за городом, на 6-8°С;

-повышенная запыленность ведет к увеличению ядер конденсации для влаги. Этот факт, а также замедление воздушных потоков над городом (следствие дополнительной «шероховатости» поверхности) являются причинами большей облачности, а также дней с туманами и атмосферными осадками (в Москве, например, осад­ков выпадает больше, чем на окружающих территориях, на 10%);

– в воздухе содержится значительно больше микроорганизмов, ниже самоочищающая способность атмосферы;

– крайне специфичны влагообороты городов. Природные циклы влагооборотов практически полностью разрушены. На большей части территории осадки не проникают в почву, поэтому питание грунтовых вод и грунтовая составляющая стока сведена до мини­мума. Транспирационный расход влаги также незначителен. Выпа­дающие осадки в основном расходуются через поверхностный сток. Последний в периоды ливней характеризуется высокой интенсив­ностью и сильной загрязненностью;

– городские реки и другие водоемы несут большую нагрузку заг­рязняющих веществ и в то же время характеризуются низкой способ­ностью к самоочищению;

– города – колоссальный потребитель чистой и возврата загряз­ненной воды (в крупных городах потребление воды на душу насе­ления в десятки раз больше, чем в сельской местности). Исполь­зование поверхностных вод требует крупных сооружений по ее со­хранению (большие площади водохранилищ), очистке и транспор­тировке. Масштабы потребления подземных вод обычно не согла­суются со скоростью их восстановления. Поэтому под городами и вблизи них (часто в радиусе на несколько десятков километров) образуются аномальные понижения уровней подземных вод на де­сятки и сотни метров («депрессионные воронки»), возможны про­садки грунтов, провалы.

Селитебные ландшафты отличаются от окружающих не толь­ко количеством подземных вод, но и их составом, причем харак­терной особенностью состава подземных вод является мозаичность. Так, в подземных водах, отобранных в различных частях крупно­го промышленного центра, общая минерализация изменяется в 3—5 раз, содержание сульфатов — в 100—160 раз, количество суммарного Na и К — в 300 раз, а хлоридов — в 10 000 раз. Содер­жание большинства компонентов в водах в центральной части го­родов увеличивается.

Коренному преобразованию подвергается почвенный покров городских территорий. Почвы городских ландшафтов существенно отличаются от почв соседних с ними и ранее существовавших на их месте ланд­шафтов. Следует отметить, что в старых городах первичных почв практически нет вообще (они относятся к захороненным), а со­временные почвы в таких городах представляют собой смесь при­везенных почв с промышленным, бытовым и строительным му­сором. Содержание в них некоторых элементов (в том числе и ток­сичных тяжелых металлов) часто повышено; распределение эле­ментов — мозаично. Концентрация определенных элементов в поч­вах различных участков города зависит от количества и состава на­ходящегося в них городского мусора, от коли­чества и состава загрязняющих веществ, поступивших из атмосферы.

Впервые термин «городские почвы» ввел американский ученый Дж. Бокхейм в 1974 г. Городские почвы — это почвы, имеющие созданный человеком поверхностный слой (горизонт урбик), который получен перемешиванием, посыпанием, погребением или загрязнением материалами антропогенного происхождения (строительно-бытовой мусор, промышленные отходы). Специфическую городскую почву называют урбаноземом (или урбоземом). Его верхняя часть более или менее гумусовая в зависимости от функциональной принадлежности территории (промышленная зона, парки, скверы) и возраста.

Городские почвы во многих крупных городах-миллионерах сохраняют очень мало признаков исходных почв. До 30—40 % площади жилых застроенных зон занимают запечатанные под асфальтом или другими постройками почвы; в промышленных зонах преобладают химически загрязненные почвы; на насыпных и привозных грунтах, вокруг некоторых автозаправочных станций встречаются перемешанные почвы, а в районах новостроек — почвоподобные тела.

В городах нарушается тепловой режим почвы. В жаркие летние дни асфальтовые покрытия, нагреваясь, отдают теплоту не только приземному слою воздуха, но и вглубь почвы. При температуре воздуха 26—27 °С температура почвы под асфальтом на глубине 20 см достигает 34—37 °С, а на глубине 40 см — 29—32 °С. Зимой из-за уборки опавших листьев и снега городские почвы сильнее выхолаживаются и глубже промерзают. Так как асфальт имеет большую теплопроводность (т. способствует потере теплоты), на улицах городов, где регулярно проводят уборку снега, почвы охлаждаются до —10. —15 °С, что может привести к повреждению подземных коммуникаций.

Во многих крупных городах в верхних почвенных горизонтах наблюдается тенденция к формированию обширных термических аномалий с превышением температуры над фоновой на 2—6 °С. Это обусловлено работой скважин технического водоснабжения, кондиционеров, наличием подземных обогреваемых помещений и т.

Город поглощает огромное количество органической массы, снятой с почвы, которая не возвращается в нее, а сжигается на свалках, нагромождается в виде мусорных куч. Значительный вред парковым биоценозам наносит сжигание листвы, в результате чего нарушается биогеохимический цикл питательных элементов почвы; почвы постепенно беднеют, состояние произрастающей на них растительности ухудшается. Кроме того, сжигание листвы приводит к дополнительному загрязнению атмосферы.

Почва города в значительной степени загрязнена бытовыми и промышленными отходами, уличным мусором. Среди городских почв различают природные и насыпные. Насыпные почвы содержат много строительного мусора, из-за чего они отличаются высокой дренажностью и слабой водоудерживающей способностью. Эта особенность насыпных почв может привести к нарушению нормального водного режима. Кроме того, насыпные почвы обычно содержат больше гумуса, но при их уплотнении ухудшается воздухообмен, в результате чего угнетается жизнедеятельность почвенных микроорганизмов, древесных и травянистых растений.

От соседних ландшафтов отличается и городская растительность, которую обычно подбирают по принципу максимальной выжива­емости в новых ландшафтно-геохимических условиях. Так, во многих южных городах основными деревьями являются тополя, хотя среди соседних природных ландшафтов тополе­вые леса практически не встречаются. Городская растительность выделяется и по комплексу концентрирующихся в ней элементов.

Зелёные насаждения городов делятся на триосновные категории:

– общего пользования (сады, парки, скверы, бульвары);

– ограниченного пользования (внутри жилых кварталов, на территории школ, больниц, других учреждений);

– специального назначения (питомники, санитарно-защитные насаждения, кладбища).

Норма зелёных насаждений общего пользования для крупных городов — 21 м² на одного человека, или 2,1 гектара на 1000 человек.

Функции зеленых насаждений:

санитарно – гигиеническая;

В городах зеленые насаждения выполняют ряд функций, способствующих созданию оптимальных условий для труда и отдыха жителей города, основные из которых — оздоровление воздушного бассейна города и улучшение его микроклимата. Этому способствуют следующие свойства зелёных насаждений:

– поглощение углекислого газа и выделение кислорода в ходе фотосинтеза;

– понижение температуры воздуха за счёт испарения влаги;

– снижение уровня шума;

– снижение уровня загрязнения воздуха пылью и газами;

– защита от ветров;

– выделение растениями фитонцидов — летучих веществ, убивающих болезнетворные микробы;

– положительное влияние на нервную систему человека.

Структура планировки современных городов сложна и многообразна. В ней выделяют следующие функциональные зоны:

– внешнего транспорта,

– жилую (селитебную),

– зону отдыха.

Промышленная зона предназначается для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов. Наиболее вредные и опасные предприятия располагаются в отдалении от жилой зоны, причем с подветренной стороны. Для улучшения процессов рассеивания выбросов в атмосферу предприятия располагают на более высоких отметках местности, увеличивая тем самым фактическую высоту выброса. Наоборот, предприятия с загрязненными промышленными площадками во избежание смыва загрязнений ливневыми водами на жилую территорию должны размещаться на более низких отметках.

Зона внешнего транспорта служит для размещения транспортных коммуникаций пассажирских и грузовых железнодорожных станций, портов, пристаней и т. Жилую застройку городов рекомендуется отделять от железнодорожных линий санитарно-защитной зоной шириной 100 м, при этом 50 % полосы должно быть озеленено.

Новые порты рекомендуется размещать за пределами селитебной зоны на расстоянии не менее 100 м от границы жилой застройки.

Расстояние от края проезжей части скоростных дорог и дорог грузового движения до линии жилой застройки рекомендуется не менее 50 м. В крупных городах отдается предпочтение развитию электрического транспорта.

Жилая (селитебная) зона предназначена для размещения жилых районов, общественных центров, зеленых насаждений. В ней запрещено строительство промышленных, транспортных и иных предприятий, загрязняющих окружающую человека среду.

Основным структурным элементом жилой территории является микрорайон. В его пределах кроме жилых зданий размещаются учреждения и предприятия первичного обслуживания. Концентрация населения в крупных городах сопровождается повышением плотности застройки и этажности зданий, сокращением территорий для учреждений обслуживания и площади под зелеными насаждениями, нарушением правильного функционирования селитебной территории, повышением уровня шума на придомовых участках, в жилых помещениях, внутри микрорайонов и кварталов.

Коммунально-складская зона предназначена для размещения торговых складов, складов для хранения овощей и фруктов, предприятий по обслуживанию транспорта (депо, автопарки), предприятий бытового обслуживания и т. Ее размещают вне жилой территории, зачастую на территории санитарно-защитных зон промышленных предприятий.

Зона отдыха включает городские и районные парки, лесопарки, спортивные комплексы, пляжи, дачные поселки, курорты, места туризма.

Поможем в написании учебной работы
Поиск по сайту:Главная
О нас
Популярное
ТОП
Новые страницы
Случайная страница
Изречения для студентов
Пожаловаться на материал
Обратная связь
FAQ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.