Собрали ссылки на самые интересные посты про удобные города, транспорт, благоустройство и т.д. Если вы что-то пропустили или вообще не читали, обязательно ознакомьтесь. Самое главное, здесь есть ответы на все вопросы, которые мне постоянно задают в комментариях.
Почему парковка должна быть платной? Как надо делать тротуары? Как улучшить Москву? Почему трамвай – лучший вид общественного транспорта и каким вообще должен быть трамвай? Велопарковки, плиточка, столбики, бордюры, переходы, фонари, парковки и многое другое. И обязательно дайте ссылку на эту подборку мэру своего города! Этот пост будет обновляться со временем, так что добавляйте его в “Избранное” и следите за новостями.
Простые шаги по улучшению или спасению вашего города
10 шагов – Москва для людей
Как определить, что мэр вашего города вредитель?
Автомобили, парковки и дороги
Как навести порядок с парковкой за несколько месяцев
Нужно убрать парковки с тротуаров
Простой способ улучшить улицу
Почему автомобили губят Москву
Как бороться с пробками
Какими должны быть парковки
Парковок на тротуарах быть не должно
О логике платы за пользование автомобилем
Разговор с Яном Гейлом
Разговор с Яном Гейлом, часть 2
Реконструкция дорог в Осло
Какими должны быть дворы
Какими должны быть дворы 2
Правильные общественные пространства
12 факторов удобства городского места
Пешеходные зоны в Москве
Досуговые центры шаговой доступности
Как в Москве издеваются над инвалидами
Что делать с мусором?
О рекламном мусоре
Что делать с рекламным мусором?
Нужно избавить Москву от заборчиков
Каким должен быть спальный район
Живые улицы Нью-Йорка
Крыши и дворы Бронкса
Лучший в мире район
Теория разбитых окон
Как защитить столбы от рекламы?
Как защитить наземный переход?
Газон на трамвайных рельсах
Городские детали Кёльна
Системы подземного хранения мусора
Почему мы не любим ездить на электричках и предпочитаем стоять в пробках?
Каким должен быть город велосипедов
Сложная и опасная жизнь московского велосипедиста
Велоинфраструктура в спальных районах в Москве
Маршрутки и выделенные полосы
Зима и велосипед
Настоящий трамвай 2
Какими должны быть московские остановки
Трамваи в Кёльне
Трамвай в Гётеборге
———————————————Чтобы сделать перепост, нажмите на одну из кнопочек ниже:
September 14, 2013, 10:26
В середине ноября в четырех городах Европы в рамках программы «» прошли образовательные мероприятия для российских специалистов в области архитектуры и градостроительства. Во время барселонского этапа программы Висенте Гуаярт, сооснователь Института передовой архитектуры Каталонии, рассказал о создании комфортной городской среды и ее влиянии на общество. Ниже основные тезисы его выступления
Фото предоставлено пресс-службой
Распределенная модель города лучше централизованной
Централизованная модель города — самая распространенная. Так устроены, например, Москва, Пекин, Париж. Однако хороша она только для маленьких городов. В мегаполисах она становится причиной транспортных коллапсов и ухудшения качества жизни от центра к окраинам. Чтобы избежать этих проблем, в крупном городе не должно быть единого центра. Качество общественного пространства и жизни не должно меняться от центра к окраине.
Слайд из презентации Висенте Гуаярта
Слайд из презентации Висенте Гуаярта
Инновационные проекты должны располагаться внутри города, а не за его пределами
В России я видел много индустриальных парков в пригородах, но организация новых технопарков за пределами города — это ошибка и не самый лучший вариант трансформации. Все IT-компании и образовательные институции должны оставаться в городе: это делает его живым и привлекает инвесторов. Ошибкой также является снос старых промышленных предприятий и строительство на их месте жилых домов — это подход девелоперов, а не архитекторов. Бывшие промзоны нужно превращать в объекты для развития цифровых инноваций.
Для реализации проекта важна единая организационная структура
Если вы видите странные общественные пространства в городе, проблема не в проектировщиках и архитекторах, а в организационной составляющей. Обычно за реализацию проекта отвечают несколько департаментов, которые не могут работать согласованно. Например, один департамент подбирает плитку, другой — уличные скамейки, третий — фонарные столбы, четвертый делает закупки как попало, и получается то, что получается. Поэтому нужно, чтобы кто-то один брал на себя ответственность за обустройство общественных пространств. У нас для этого создан департамент городских проектов, во главе которого стоят архитекторы. Они указывают другим департаментам, какие именно скамейки и деревья закупать для города.
Частные автомобили — архаизм
Строительство новых дорог не решает проблему пробок: появятся новые дороги — в городе станет больше машин. В городах не должно быть частных автомобилей. В будущем частный автомобиль — как частная лошадь — останется лишь воспоминанием для наших внуков. В городе должно быть больше пространства для людей, электротранспорта и велосипедов.
Мы должны думать об экономике будущего
Города будущего не только красивые — они «умные» и экологичные, и IT-слой для умного города является фундаментальным. Экономике будущего не нужен бензин, поэтому мы уже сейчас должны думать, где будем заряжать электромобили или как будем использовать энергию солнечных батарей на крышах наших домов. В городе будущего развиты сити-фермерство и 3D-печать. Поэтому в нем архитектор отвечает не только за внешний вид, но и за IT, энергопотребление, обеспечение водой, транспортную систему. Модернизируя город, мы не должны забывать о сохранении культурного наследия.
Тактический урбанизм шагает по планете! Этот инструмент активно применяют в крупных городах, когда есть сомнения по поводу того, что именно должно появиться на каком-то участке улицы или когда по тем или иным причинам там можно создать только временное общественное пространство.
Очередной пример приводит издание Houston Chronicle. Жители Хьюстона решили успокоить трафик на перекрёстке, а также повысить безопасность улицы для пешеходов. Люди взяли цветную клейкую ленту, спрей и трафареты и буквально за 10 минут улучшили пространство вокруг себя! Результат был моментальным: водители машин научились останавливаться, не доезжая до обновлённого перекрестка, а пешеходам стало спокойнее переходить дорогу.
Многие участники проекта поначалу задавались вопросом: “А нам вообще позволено это делать?”
Могут ли жители города клеить что-то на дорогу, самостоятельно рисовать разметку?
Идея подобных проектов – малобюджетных, быстрых и работающих по принципу “сделай сам” –далеко не нова. Сам термин “тактический урбанизм” стал широко использоваться примерно с 2010 года, когда специалист по городскому планированию Марк Лайдон начал замечать, что всё больше и больше обычных жителей преобразовывают городское пространство под свои нужды: организовывают самодельные велосипедные дорожки, пешеходные переходы с улучшенной видимостью, общественные пространства. Всё это – способы отобрать город у транспорта и вернуть его жителям.
В Хьюстоне никогда не было нормальной инфраструктуры для пешеходов, поэтому очень удачно, что жители решились на некоторые изменения.
Я уже неоднократно рассказывал про Таймс-сквер, которую сделали пешеходной зоной в 2009 году. Произошло это после того, как в департаменте транспорта Нью-Йорка проанализировали дорожную ситуацию и поняли, что на Таймс-сквер случается слишком много аварий. Людям дали возможность как-то решить эту проблему. Они забаррикадировали Бродвей, расставили складные стулья, и аварий стало меньше! В результате улицу сделали пешеходной – теперь нью-йоркцы даже не могут представить, что по Таймс-сквер когда-то ездили машины.
А вот другой пример из Далласа: два жителя получили согласие властей, привлекли добровольцев и на собранную тысячу долларов за выходные преобразовали часть дороги в общественную зону.
Из четырёхполосной дороги убрали две полосы, и сразу появилась куча свободного места: тут вам и велодорожка, и кафе, и озеленение, и даже пианино.
Но вернёмся в Хьюстон. Здесь это уже не первый случай внедрения тактического урбанизма. Над улучшением городской среды в городе работает ряд некоммерческих организаций и даже особый Департамент трансформации Хьюстона!
Большой вклад в развитие городской среды внёс коренной житель Хьюстона, архитектор и ландшафтный дизайнер Чарльз Тейпли. Одним из его проектов стало преобразование невзрачного устья городской речки в пышную и благоустроенную мини-набережную, которую даже назвали в его честь.
На заболоченной и заброшенной местности сделали красивое благоустройство, что отразилось даже на природе! Там теперь обитают разные виды птиц и даже аллигаторы.
А в 2013-м на одной из центральных улиц Хьюстона сделали парклет. Владельцы машин негодовали: как так, их лишили законного парковочного места!
Несмотря на свой размер, парклет стал очень популярным! Отличный пример копеечного благоустройства, которое понравится всем.
Идём дальше! Самый длительный пример тактического городского урбанизма в Хьюстоне – проект Cigna Sunday Streets.
Проводится уже четвёртый год подряд. Идея простая: каждое воскресенье на одной из улиц перекрывают движение на несколько часов, чтобы люди могли гулять и кататься на велосипедах.
Тут важно отметить, что подобная инициатива – не просто возможность покататься на велике. Проект Cigna Sunday Streets позволил людям посмотреть на городскую среду по-новому, обратить внимание на то, что их окружает, задуматься, почему большую часть года они лишены права на улицы. Неудивительно, что спрос на улучшенную инфраструктуру для пешеходов и велосипедов вырос!
Сначала проект был не очень популярен, но постепенно привлек внимание и мэрии, и крупных частных спонсоров! Здесь кроется суть тактического урбанизма: каждое краткосрочное действие задумано как нечто, что может привести к долгосрочным изменениям.
Ещё важный момент: тактический урбанизм – отличная площадка для тестирования и последующего внедрения идей, как было, например, с Таймс-сквер. Это способ достучаться до власти и дать им возможность оценить успех долгосрочных изменений в сжатые сроки. Что немаловажно, сами жители влияют на то, что в итоге получится! А это укрепляет доверие между ними и руководством города, что в дальнейшем помогает их идеям быть услышанными.
Чиновникам нужно просто выйти на улицу и ощутить на себе положительный эффект такого благоустройства, а он не заставит себя ждать! Для этого не надо организовывать скучные конференции, прямые линии и прочую ерунду. Выйти на улицу и увидеть своими глазами! Только так.
Сразу скажу: в Хьюстоне пришли к такому пониманию не за один день! Все помнят ураган Харви в конце августа? Это ужасная трагедия. Но жителей Хьюстона ураган заставил задуматься о том, как спроектирован их город, как можно его улучшить, чтобы лучше справляться с подобными событиями в будущем.
Тактический урбанизм мобилизует людей на изменения. Он позволяет тестировать идеи с расчётом на долгосрочную перспективу и вовлекает в этот процесс власти. Хьюстон уже созрел для подобного рода инициатив.
Как думаете, а в наших городах такое возможно?
В масштабах столичных проектов частные инициативы небольших городов не так заметны. Хотя вторые для обычных жителей оказываются более полезными, а создатели, в свою очередь, отчетливо понимают, для кого они открывают магазины, реставрируют дома, варят сыр, закупают книги или организуют просветительские лекции. «Сноб» поговорил с основателями частных проектов из Ярославской области, Нижнего Новгорода, Владивостока, Никеля, Краснодара о смыслах и ценности их дела
Больше проектов — в первой части материала.
«Том Сойер Фест»
75 российских городов
Фестиваль восстановления исторической среды, который правильнее было бы назвать движением. В теплое время года волонтеры объединяют свои усилия и приводят в порядок одно из значимых старинных зданий города. Каждый год «Том Сойер» расширяет свою географию, за год к нему присоединились 22 города.
Татьяна Суркова, федеральный координатор проекта
О проекте
Мы занимаемся восстановлением исторической среды силами волонтеров на средства партнеров. Не обязательно ждать, пока власть выделит деньги или проявит инициативу, многое можно сделать самостоятельно. «Том Сойер» существует с 2015 года, первый фестиваль мы провели в Самаре, а потом стали подключаться другие города. За это время к нам присоединились более 70 городов, было восстановлено 120 исторических домов и других ценных объектов. С командами из других городов мы не связаны юридически, но при этом консультируем других участников, организуем обучение, предоставляем шаблоны документов и свой фирменный стиль.
Дома для реставрации выбираем по нескольким критериям. Во-первых, здание должно быть в исторической части города. Во-вторых, в нем должны быть жильцы, люди, которые помогут нам во время работ: предоставят электричество, воду, а потом будут ухаживать за домом. В-третьих, мы выясняем, не планируется ли снос этого дома. Также дом должен быть на первой линии у дороги, чтобы его было видно. Сезон реставрации — с мая по сентябрь, зимой мы проводим обучающие мероприятия. В небольших городах за сезон восстанавливаем по одному дому, в более крупных — Нижнем Новгороде или Самаре — по три-четыре.
Почему это важно?
Сохранять уникальность, лицо наших городов, историческое наследие — это необходимость. Думаю, с этим сложно поспорить. Важно беречь историческую застройку, ее уникальные детали, резьбу, созданную мастерами прошлого, атмосферу уютных двориков. Домов, которые нуждаются в реставрации, в России десятки тысяч, поэтому нам, конечно, хотелось бы, чтобы как можно больше людей участвовали в сохранении своего города лично. Ведь всем хочется ходить по красивым улицам.
Нашей задачей изначально было не запустить рутинный, формальный процесс, а создать тусовку — комьюнити вокруг дела, в которое верим. Есть пары, которые познакомились на «Том Сойере» и создали семьи. В разных городах их уже, кажется, пять. Ну и, конечно, это очень красиво — работать посреди современного города над маленьким деревянным домиком и пить в его дворе чай.
Цели на ближайший год
У нас нет никаких KPI и вообще задач расти, это происходит естественно. В этом году к проекту планируют присоединиться новые города. Нам важно наладить процесс передачи аварийных домов в руки бизнеса — этого хотелось бы добиться в ближайшее время. Чтобы инвесторы брали такие старые здания в безвозмездную аренду и открывали там свои проекты. В этом году мы проведем форум, который будет посвящен этой проблеме и где будем вырабатывать дорожную карту для бизнеса в таких инициативах и предложения по изменению законодательства.
«Игра слов»
Независимый книжный, который стремится стать чем-то большим, чем просто магазин. Горожане могут купить здесь редкие книги, послушать лекцию и пообщаться.
Диана Лютер, основательница проекта
В независимых книжных можно купить книги маленьких, тематических, частных издательств, например «Желтый двор», Ad Marginem, с которыми не всегда выгодно сотрудничать большим сетям. В нашем городе такого места не было, и в какой-то момент я поняла: чтобы оно появилось, нужно запустить его самостоятельно. Браться за проект было страшно, потому что я не понимала, какой будет спрос, кому какой литературы не хватает в нашем городе.
Можно сказать, что мы создаем клуб по интересам. Делаем в среднем три мероприятия в неделю, вход всегда свободный. По четвергам проводим лекторий, к нам приходят философы, филологи, политологи. Темы очень разные — от NFT-технологий до японистики, которая на Дальнем Востоке очень популярна. Это возможно, потому что у нас очень большая площадь для книжного — 160 квадратных метров, где рассаживаются порядка 100 человек: мы изначально хотели проводить у себя околокнижные мероприятия.
В городе есть большой запрос на культурное времяпрепровождение, а соответствующих мест, по сути, не было — предприниматели, как правило, открывают места для развлечений. И, на мой взгляд, наше главное достижение за этот год — постоянное вовлечение новых людей. Сначала к нам ходили только те, кому это было очень близко, потом их знакомые, а сейчас уже и случайные люди. Очень многие студенты, научные сотрудники выбрали книжный как место для постоянного проведения свободного времени. Не думали, что востребованность будет такой высокой.
Кроме того, мы помогаем маленьким издательствам с реализацией: их книги не всегда берут большие сети, потому что они не могут оценить гарантированный спрос. Иногда это очень ценные книги с точки зрения литературы или узости темы. Поэтому подборка книг у нас сильно отличается от других магазинов.
Мы хотим, чтобы про «Игру слов» и наши активности знали даже те, кто чтением особенно не интересуется. Уже сейчас гостей города часто ведут к нам в книжный, потому что это нечто необычное: одновременно и читальный зал, и маленькое кафе, и книжный, и площадка для мероприятий. Получается такой центр притяжения людей. Хотелось бы стать местной достопримечательностью. Думаю, у нас это может получиться, потому что мы создали место с яркой индивидуальностью, нужно только время.
«Чистая среда»
Организация, которая популяризирует экологию и строит сообщество волонтеров и неравнодушных к защите окружающей среды людей. В 2021 году открыли первый в городе экоцентр — большую площадку для проведения тематических мероприятий и координации экологических инициатив.
Елена Полусаева, основательница проекта
«Чистая среда» занимается проблемами загрязнения окружающей среды, в первую очередь — пластиком, а также популяризацией раздельного сбора мусора. Мы проводим уборки стихийных свалок у рек и на Черноморском побережье, в лесах вокруг города, организуем экологические уроки в школах и вузах, обучающие спектакли в детских садах, лекции для взрослых. Наша задача — привить культуру повторного использования вещей, донести понимание проблемы накопления огромного количества мусора на планете и использования одноразового пластика.
В 2021 году мы открыли первый в Краснодаре экоцентр. В нем мы проводим уроки, мастер-классы, экологические квесты. Здесь же собираются наши волонтеры, чтобы общаться и делиться своим опытом. Кроме того, в центре мы принимаем на переработку нестандартные виды вторсырья — ручки, фломастеры, зубные щетки, провода, электронные приборы, рентгеновские снимки. Наш экоцентр — единственное место в Краснодаре, куда можно принести такие вещи. А еще у нас можно оставить ненужные книги и взять другие.
В глобальном смысле экологическая сознательность — это вопрос выживания человечества и сохранения нашей планеты. Пластмассы не разлагаются в окружающей среде, а распадаются на микрочастицы, так называемый микропластик. Он попадает в почву и воды, загрязняя Мировой океан. Мы стараемся уменьшать количество мусора здесь, в Краснодаре. Если только в нашем городе-миллионнике каждый житель откажется от использования одного пакета в неделю, потенциальный вред природе снизится — на 120 тонн пластика в год. Ради этого стоит работать.
Одного экоцентра на миллионный город недостаточно, и в ближайшее перспективе мы хотели бы открыть в Краснодаре еще один-два таких же центра. Тогда жителям разных районов не придется ехать через полгорода, чтобы удобнее утилизировать отходы. А затем — и в других крупных городах края.
Мы будем и дальше продвигать концепцию zero waste, «нулевых отходов», создавая инфраструктуру, которая минимизирует загрязнение окружающей среды. Как общественная организация мы стремимся создать такой запрос со стороны краснодарцев.
В Тюмени в пятницу объявили победителей ежегодного всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях.
В конкурсе могли участвовать города, в которых население меньше 100 тысяч человек, а также исторические поселения федерального и регионального значения. Призовой фонд 5 миллиардов рублей. Победители получат субсидии в размере от 30 до 100 миллионов рублей на реализацию проектов благоустройства.
В этом году было подано 300 заявок, допущены к участию 286 из них. Реализация самих проектов ожидается в 2020-2021 гг.
“Должен сказать, что качественно меняется подход команд, делающих заявки, качество проектов заметно выросло”.
Министр строительства и ЖКХ России Владимир Якушев / МИА “Россия сегодня”
Все заявки были распределены по категориям:
В итоге 80 проектов были выбраны конкурсной комиссией. Давайте посмотрим, что получилось.
Среди победителей в категории “Исторические поселения”: Зарайск и Ногинск (Московская область), Ферапонтово (Вологодская область), Елец (Липецкая область), Бузулук (Оренбургская область) и другие.
Среди малых городов с численностью населения до 20 тысяч человек победителями признаны: Волоколамск (Московская область), Данков (Липецкая область), Заполярный (Мурманская область), Дмитровск (Орловская область), Лаишево (Татарстан), Сухиничи (Калужская область), Шахунья (Нижегородская область), Неман (Калининградская область), Шилка (Забайкальский край), Певек (Чукотка), Закаменск (Бурятия) и другие.
В категории “Малые города с численностью населения от 20 до 50 тысяч человек” победили: Пугачев (Саратовская область), Углич (Ярославская область), Фурманов (Ивановская область), Дюртюли и Янаул (Башкортостан), Заречный (Свердловская область), Шарья (Костромская область), Заинск (Татарстан) и другие.
В категории “Малые города с численностью населения от 50 до 100 тысяч человек” лучшими стали: Сергиев Посад и Егорьевск (Московская область), Глазов (Удмуртия), Троицк (Челябинская область), Россошь (Воронежская область), Михайловка (Волгоградская область), Переславль-Залесский (Ярославская область) и другие.
Список интересный, но я бы запретил принимать участие в конкурсе городам Московской области и Татарстана. У них денег много, могут и за свои порядок наводить. А вот другим областям помогать надо.
Сразу замечу, что в целом все выглядит неплохо, но надо понимать, что рендеры и реализация – это не всегда одно и тоже. Посмотрим некоторые проекты подробнее.
1. Зарайск (Московская область). Набережная р. Осетр Категория Исторические поселения
Хорошо продумали доступ к воде.
Есть детская площадка, причем не КСИЛовская.
Предусмотрены пешеходные дорожки вдоль реки, на пляже есть места для сидения, есть лавочки, на которых можно почти лежать.
2. Елец (Липецкая область). Благоустройство сквера имени И.А. Бунина и имени М.С. СоломенцеваКатегория Исторические поселения
Зеленые насаждения, фонтан.
Почти нет скамеек, но виднеются отдельно стоящие уличные стулья, их по проекту планируется поставить 30 штук.
3. Ферапонтово (Вологодская область). “Русская Фиваида на Севере”.Категория Исторические поселения
4. Бузулук (Оренбургская область). Проект благоустройства ул. ЛенинаКатегория Исторические поселения
Мой любимый Бузулук победил! ПОЗДРАВЛЯЮ!
Малые города России тоже могут быть очень приветливыми и красивыми. Только для этого нужно привести их в порядок. Дорожки, лавочки, малые архитектурные формы, много зелени.
5. Певек (Чукотский автономный округ). Благоустройство городской набережной.Категория Малые города до 20 тыс. чел. включительно
6. Шахунья (Нижегородская область). Проект развития парка Покровский Категория Малые города до 20 тыс. чел. включительно
Арки с орнаментом, где должно разместиться название парка.
Организован неплохой спуск к воде. Есть подозрение, что в жизни все будет смотреться несколько иначе, да и лодка небось “пропадет”.
7. Заполярный (Мурманская область). Тропа здоровья (благоустройство территории, прилегающей к городскому озеру)Категория Малые города до 20 тыс. чел. включительно
Очень даже неплохо, особенно если учесть, что сейчас кроме асфальтовых дорожек ничего нет.
8. Шилка (Забайкальский край). «Город Мастеров» – концепция развития и благоустройства центральной части городаКатегория Малые города до 20 тыс. чел. включительно
Опять же, рендеры выглядят хорошо, но в жизни мне сложно представить, что это будет круто смотреться.
Достаточно много деревянных конструкций. В России почему-то при благоустройстве обычно используют либо дешевый пластик, либо металл, либо бетон.
9. Неман (Калининградская область). Благоустройство центрального парка и территории у замка Рагнита.Категория Малые города до 20 тыс. чел. включительно
Если в России начнут наконец-то приводить замки в небольших городах в надлежащее состояние, то это действительно будет круто.
10. Сольцы (Новгородская область). Набережная 7 НоябряКатегория Малые города до 20 тыс. чел. включительно
Разные типы дорожного покрытия, небольшие детские площадки в спокойных цветах.
Лавочки с видом на реку Шелонь.
11. Переславль-Залесский (Ярославская область). Проект благоустройства набережной зоны Плещеева озераКатегория Малые города от 50 тыс. чел. до 100 тыс. чел. включительно
Велодорожка сделана неграмотно. Во-первых, нет четкого разделения потоков, во-вторых, она расположена таким образом, что люди будут вынуждены постоянно ее переходить.
Но в целом все выглядит неплохо. Хотя большое количество лавочек без спинок – это зло.
12. Заречный (Свердловская область). Благоустройство общественной территории «Таховский бульвар с прилегающей площадью в центральной части города Заречного».Категория Малые города от 20 тыс. чел. до 50 тыс. чел. включительно
Здесь главное, чтобы не получилось потом как в Камышине с «Аллеей Любви».
13. Конаково (Тверская область). Концепция благоустройства территории городской набережной с максимальным сохранением природного ландшафтаКатегория Малые города от 20 тыс. чел. до 50 тыс. чел. включительно
Раздельные пешеходные и велосипедные дорожки. Лавочки для отдыха (почему-то тоже без спинок).
14. Выкса (Нижегородская область ). Индустриально-туристский парк “Баташев”, Шухов центр.Категория Малые города от 50 тыс. чел. до 100 тыс. чел. включительно
Благоустройство территории бывшего чугунолитейного цеха.
15. Россошь (Воронежская область). Создание экопарка «Каялов бор»Категория Малые города от 50 тыс. чел. до 100 тыс. чел. включительно
Амфитеатр на природе.
Крутая смотровая площадка.
В целом на картинках все проекты выглядят без особых косяков, хотя гениальных решений тоже нет. Но посмотрим, как все реализуют!
«Люди плохо представляют, кто такие архитекторы, что они делают и зачем»
Участники программы «Архитекторы.РФ» — о том, чем отличаются подходы к градостроительству у нас и в Европе, как связаны архитектура и политика и каким образом это отражается на городской среде.
Наталья Бавыкина, 33 года, Москва, главный архитектор проектов бюро «Алексей Бавыкин и партнеры», преподаватель МАРХИ
Москва постоянно развивается, но при этом отсутствует единая позиция по вопросам не только городской застройки, но и городской среды, транспортной инфраструктуры. В лужковские времена мы мыслили точечной застройкой, сегодня — программами. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов подходит к развитию города более системно, чем его предшественники. Мы понимаем, какие направления выбирает транспортный департамент, видим, что строится метро, что начали системно заниматься городскими парками и думают о преобразовании набережной Москвы-реки, но опять же отсутствует долгосрочное планирование. Хотелось бы, чтобы горизонт планирования в городе был равен не электоральному сроку, а 25–50 годам, как в Дании и Нидерландах.
Попав в программу, я узнала, как устроены новые объекты в Берлине, Роттердаме, Копенгагене и Барселоне. Мне также удалось поговорить с проектировщиками и представителями муниципалитетов, узнать об особенностях взаимодействия инвестора, архитектора и города. Например, в Берлине мы познакомились с человеком, который является одновременно архитектором, девелопером и пользователем собственного объекта. Там развит микродевелопмент, когда архитектор сам находит участок в городе, предлагает проект (обычно это жилье) и потом под этот проект собирает инвесторов (как правило, будущих жильцов дома). То есть архитектор работает с конечным пользователем без посредников, может донести до пользователей свои инновационные идеи, что позволяет построить дом высокого качества с учетом потребностей жильцов. А в Москве инвестор делает срез по рынку и диктует свои правила архитектору, не позволяя ему внести что-то новое.
В Нидерландах главный архитектор, главный урбанист и главный ландшафтный архитектор являются практикующими специалистами и разрабатывают идеи для всей страны. Они приходят на должность уже с готовой программой.
При продвинутом датском социализме формируется городская среда, которую мы очень ценим: открытые пространства без заборов, высокое качество построек. Новые районы сначала полностью прорабатываются муниципальным заказчиком (НКО), а потом уже по кусочкам отдаются под застройку девелоперам. Причем те должны четко действовать по предоставленному плану. То есть в Дании полностью режиссируют городскую среду, делают ее инклюзивной и общедоступной.
В Барселоне подход к формированию архитектуры города заявляется мэром во время предвыборной кампании с обязательством в случае победы воплотить его в жизнь.
Организаторы программы — «Дом.РФ» и институт «Стрелка» — в этих поездках объединили большое число специалистов из разных городов России, не только архитекторов, но и юристов, и инженеров. Мы не только слушали лекции, но и учились аккумулировать большие объемы информации, быстро делать выводы и переходить к действиям. Европейский подход — проактивный, то есть архитектор не ждет заказов, а сам предлагает проекты городу. Он коммуницирует с жителями, представляет свои идеи широкой публике. Этого очень не хватает в Москве: люди слабо представляют, кто такие архитекторы, что они делают и зачем.
Азат Ахмадуллин, 32 года, Уфа, сооснователь и главный архитектор Ahmadullin Architects
Основная проблема, с которой я сталкиваюсь в Уфе, — желание заказчика получить сиюминутную выгоду. Он не планирует долгосрочные инвестиции. Думаю, это связано с тем, что никто из нас не уверен в завтрашнем дне. Из-за этого хромает качество: экономия на материалах приводит к обветшанию объектов, да и выглядят они впоследствии дешево и уныло. В Европе я видел примеры качественной жилой среды, которые можно применить в Уфе; я обратил внимание на то, как детально продуманная и проработанная архитектура привлекает инвестиции. Люди хотят жить в красивом и удобном френдли-обществе и готовы платить за это. Девелопер, в свою очередь, видит, что вложения рано или поздно окупятся, — в долгосрочной перспективе эта система работает.
В программе «Архитекторы.РФ» одним из самых практичных курсов для меня стали уроки развития коммуникативных навыков Татьяны Никульшиной. Умение подобрать ключ к конкретному человеку или целой аудитории, способность вести диалог с оппонентом, даже если он настроен негативно, — важный навык для человека любой профессии.
Анастасия Яременко, 29 лет, Казань, ведущий архитектор в бюро «Архитектурный десант»
В этом году к чемпионату мира по футболу в Казани был реализован проект по благоустройству пешеходной зоны по улице Декабристов. Такие улицы делают город живым и становятся важным общественным пространством — и это отличный пример правильного направления развития.
Программа «Архитекторы.РФ» дает мощную прокачку знаний и навыков по всем направлениям. Ты начинаешь понимать свои сильные и слабые стороны. Для меня особенно ценно взаимодействие с участниками программы и обмен накопленным опытом — это позволяет постоянно держать руку на пульсе. В поездках по европейским городам мы увидели и разобрали самые успешные кейсы, которые можно применить и в России. Это примеры реновации промышленных территорий, переосмысления исторической части города, реконструкции дорожных развязок, а также устойчивое развитие, внимание к деталям и долговечности материалов, приоритет экологичного транспорта. Все это в комплексе поможет нашим городам стать еще комфортнее для своих жителей.
«Архитекторы.РФ» — бесплатная лидерская программа профессионального развития для специалистов в области архитектуры и градостроительства. Ее задача — сформировать профессиональное сообщество для создания комфортной городской среды в столице и регионах России. С 16 по 23 декабря пройдет заключительный модуль программы о будущем города. «Архитекторы.РФ» реализуется по поручению президента России госкомпанией «Дом.РФ» и Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» при поддержке Правительства РФ.
Подготовила Анна Алексеева