Системно-семиотический анализ

Управление благоустройством муниципальных территорий

В статье изложены способы решения проблем благоустройства муниципальных территорий.

Ключевые слова

УБОРКА ТЕРРИТОРИЙ, ОЗЕЛЕНЕНИЕ ГОРОДА, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО, БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИЙ

Текст научной работы

Благоустройство и озеленение является одной из самых важных сфер деятельности муниципального хозяйства. Поэтому в этой сфере создаются такие условия для населения, которые обеспечивают высокий уровень жизни. Именно так создаются условия для комфортной, удобной жизни для всех жителей города, района, квартала, микрорайона. При выполнении определенного комплекса мероприятий экологическое состояние и внешний облик городов и поселков значительно улучшается, создаются более комфортные микроклиматические, санитарно-гигиенические и эстетические условия на улицах, в жилых квартирах, общественных местах (парках, бульварах, скверах, на площадях и т. Вследствие этого появляется необходимость системного решения проблемы благоустройства и озеленения городов и поселков. Одной из функций зеленых насаждений поселений является создание и обеспечение благоприятной окружающей среды населения. Для городских поселений вопрос охраны зеленых насаждений рассматривается с двух аспектов:

  • охрана насаждений от общего антропогенного воздействия;
  • охрана насаждений при градостроительной деятельности.

Целью государственной политики Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и природопользования является сбалансированное решение социально-экономических и экологических задач в интересах нынешнего и будущих поколений. Более 20 законодательных актов России включают статьи, касающиеся обеспечения экологических прав граждан. Это законы «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об экологической экспертизе», и многие другие. Благоустройство населённых мест охватывает часть вопросов, объединяемых понятием «градостроительство», и характеризует, прежде всего, уровень инженерного оборудования территории населённых мест, санитарно-гигиеническое состояние их воздушных бассейнов, водоёмов и почвы. Благоустройство территории муниципального образования представляет собой комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятных, здоровых и культурных условий жизни, трудовой деятельности и досуга населения в границах муниципального образования и осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицамиОрганы местного самоуправления в сфере благоустройства:

  • разрабатывают и утверждают решением представительного органа муниципального образования правила благоустройства территории муниципального образования;
  • организуют работу административных комиссий и уполномоченных лиц по составлению протоколов об административных правонарушениях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации об административной ответственности за нарушение правил благоустройства территории муниципального образования;
  • организуют контроль за соблюдением правил производства земляных работ и своевременного восстановления дорожного полотна, зеленных насаждений и других элементов благоустройства;
  • закрепляют объекты внешнего благоустройства общего пользования за муниципальными унитарными предприятиями или специализированными организациями по договору;
  • заключают договоры со специализированными организациями на сбор и вывоз бытового мусора;

К видам работ по благоустройству территории относятся:

  • уборка территории, включающая в себя регулярную очистку тротуаров и иных территорий с твердым покрытием от грязи, мусора, снега и льда, газонов – от мусора, вывоз мусора, твердых бытовых отходов, снега, уход за зелеными насаждениями;
  • содержание элементов внешнего благоустройства;
  • озеленение территории муниципального образования;
  • содержание и эксплуатация дорог;
  • освещение населенных пунктов муниципального образования

Процесс благоустройства включает в себя, прежде всего, проектирование системы благоустройства, реализацию благоустроительного проекта, содержание и техническую эксплуатацию, ремонт и реконструкцию системы благоустройства объекта и его элементов. Проектирование благоустройства территории осуществляется любой проектной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности и получившей заказ на выполнение этой работы. Проект благоустройства является составной частью как градостроительной, так и архитектурно-строительной документации. Проведение работ по благоустройству осуществляется широким кругом лиц. Физические и юридические лица обязаны соблюдать чистоту и порядок на территории муниципального образовании в соответствии с принятыми правилами благоустройства территории муниципального образования. За их нарушение согласно закону субъекта Российской Федерации виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности. Критерием комфортности принятых решений по благоустройству следует считать их соответствие нормативным показателям, обеспечивающим:

  • полноту предоставления услуг в сфере социально-бытового благоустройства;
  • номенклатуру малых архитектурных форм и планировочных элементов, размеры и доступность планировочных элементов благоустройства;
  • требуемые санитарно-гигиенические и экологические условия

Таким образом, можно сделать вывод, что влияние производственной и рекреационной деятельности горожан природа в городе и его ближайшем окружении подвергается тяжкому испытанию. Благоустройство и озеленение – сложное многоотраслевое направление городского хозяйства, имеющее большое значение в жизни и функционировании города и является важнейшей сферой деятельности муниципального хозяйства. Ведущая целевая функция города – обеспечение населения оптимальными условиями жизнедеятельности, труда, общения, отдыха и тому подобное в рамках возможностей общества. Анализ практики озеленения городов отображает создание новых, хорошо озелененных жилых массивов, сохранение и благоустройство зеленых зон отдыха в границах городов и за его пределами, дает возможность увидеть возможные пути развития ситуации и выявить «минусы» в комплексе локальных городских проблем. Накопленный к настоящему времени опыт свидетельствует, что мы научились благоустраивать наши города и села, и, безусловно, начатые работы будут продолжаться, а их качество улучшаться.

Список литературы

  • Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н., Кутлияров Д.Н. К вопросу о субсидиарной ответственности членов сельскохозяйственного кооператива // В сборнике: Традиции и перспективы социогуманитарного дискурса в Центральном Казахстане: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию факультета философии и психологии КарГУ им. академика Е.А. Букетова. 2015. С.257-262.
  • Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н. Паевые взносы – основной источник формирования имущества сельскохозяйственного кооператива // В сборнике: Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство сельского хозяйства РБ, Министерство образования РБ, Башкирский государственный аграрный университет, Совет молодых ученых университета. 2011. С. 218-221.
  • Копылова Т.В., Кутлиярова Р.Ф. Современные проблемы развития местного самоуправления в РБ. В сборнике: Направления модернизации современного инновационного общества: экономика, социология, философия, политика, право: материалы международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Ответственный редактор Н.Н. Понарина. 2015. С.49-51.
  • Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н. Источники формирования имущества сельскохозяйственного кооператива // В сборнике: Аграрная наука в инновационном развитии АПК: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Башкирского государственного аграрного университета в рамках XXV Международной специализированной выставки «Агрокомплекс–2015». Башкирский государственный аграрный университет. 2015. С.151-154.
  • Хотунцев, Ю.Л. Экология экологическая безопасность : учебн. пособие для высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. – М. 2010.

Цитировать

Московская область, состоящая по большей части из малых городов, по итогам последних лет занимает третье место по индексу качества городской среды после Москвы и Санкт-Петербурга. В 2022 году, по словам министра благоустройства Московской области Михаила Хайкина, в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» благоустроят более 60 общественных территорий. Речь идет об общественных пространствах — существующих набережных и парках, скверах, аллеях и площадях, пешеходных зонах. Кроме того, будут созданы новые центры притяжения горожан. (Подробнее о планах по благоустройству на 2022 год — на с

Отдельная задача — обеспечить жителей региона рекреационной зоной в пешей доступности от дома. Новое направление запускается с нынешнего года, в котором планируется благоустроить 19 таких объектов, рассказал Михаил Хайкин.

«С этого года мы запускаем новое направление в нашей работе — благоустройство небольших зеленых территорий, скверов в шаговой доступности. Скверы ежедневно используются жителями близлежащих домов и служат удобной рекреационной зоной», — говорит Михаил Хайкин. Среди попавших в первую очередь городов — Белоозерский, Клин, Кубинка, Котельники, Сергиев Посад. В целях безопасности в скверах оборудуют современное уличное освещение, установят камеры видеонаблюдения.

Так, новый сквер будет создан в городе Белоозерский Воскресенского округа. «Уже в этом году у жителей Белоозерского появится новая зона отдыха на месте пустыря на улице Молодежная. Работы здесь будут проведены с минимальным вмешательством в пространство березовой рощи и сохранением природности места. Новый сквер, уверен, станет любимым местом отдыха жителей разных поколений», — говорит министр благоустройства Московской области. Территория сквера визуально делится на две части — березовая роща и поле. В лесной части появятся беседки, элементы детской игровой площадки, выполненные в экостиле, удобные скамьи. В активной секции обустроят workout-зону, появятся модульный амфитеатр, игровое поле, площадка с настольным теннисом и навесом, для проведения мероприятий оборудуют сцену с местами для зрителей. Внизу с юго-восточной стороны расположится зона для выгула собак. Также в сквере выполнят обустройство новой тропиночной сети на основе существующих грунтовых троп, а еще появится новая дорожка по периметру рощи с зоной для бега. Со стороны Российской улицы будут организованы два основных входа в сквер. На всей территории нового общественного пространства установят парковые светильники, камеры видеонаблюдения, а также проведут озеленение.

Еще один приоритет — уличное освещение, на территории региона с 2017 года реализуется проект «Светлый город». За это время энергоэффективное наружное освещение установили более чем на 3,4 тыс. объектах — 2379 улицах, 86 скверах, 807 дворовых территориях, кроме того, было создано 169 объектов архитектурно-художественной подсветки.

Парковые зоны

Особый акцент в благоустройстве подмосковных городов сделан на создании парковых зон. Это обязательный элемент современной городской среды. Еще восемь лет назад в Подмосковье было 25 парков культуры и отдыха, сегодня их 183. По данным министерства благоустройства региона, с 2017 года их общая площадь увеличилась вдвое — с 1800 до 3700 га, а посещаемость повысилась более чем в три раза — с 7 млн до 24 млн человек. Так, в этом году в 14 парках культуры и отдыха появятся функциональные зоны. В восьми из них создадут центры отдыха с детьми с большими игровыми комплексами на 3 тыс. м, теневыми навесами и площадками для мастер-классов. В других шести парках появятся экстрим-центры. В них будут скейт-парки, памп-треки, теневые навесы, площадки для мастер-классов и стритбол.

«Губернатор ставит перед нами задачу, чтобы в каждом городе появился красивый благоустроенный парк. Но важно не только благоустроить парк, но и насытить сервисами, чтобы жителям было интересно и хотелось возвращаться в него вновь и вновь», — говорит Михаил Хайкин. Подмосковные парки насыщены не только сервисами, но и предлагают различные событийные программы для посетителей разных возрастов и интересов.

С 2021 года в области запущена новая программа «Парки в лесу». За пять лет в регионе планируют сделать более комфортными и безопасными 50 лесных территорий. Среди первых девяти: «Липовая роща», Парк им. Лазутиной, парк «Виражи», Парк Малевича в Одинцово, Кузьминский лесопарк в Котельниках, Городской лес в Домодедово, парк «Можайская ривьера», Видновский лесопарк в Ленинском округе, Пестовский парк в Балашихе.

Был учтен и рост интереса жителей к занятиям спортом. Во многих парках можно покататься на велосипедах, лыжах, доступен прокат спортивного инвентаря, появляются специальные оборудованные спортивные площадки. Так, в лесной части Пестовского парка построили лыжероллерную трассу. Новая многофункциональная хоккейная площадка появилась в Кузьминском лесопарке в Котельниках.

За два ближайших года (2022–2023) благоустроят 19 лесных участков в парках.

Детские площадки и дворовые территории

Большая часть жилого фонда страны строилась в те времена, когда у людей практически не было личного транспорта и проблем с его парковкой, детские игровые площадки не входили в число приоритетов городских властей и граждан. Обычно жители обходились деревянной песочницей и металлической каруселью. «Сейчас люди при выборе жилья имеют требования и к качеству городской среды, и к месту проживания, — говорит директор Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО Сергей Митягин. — Сегодня повышаются запросы к обустройству дворовой территории, организации дворов без машин, созданию больших качественных игровых детских площадок. Важно, чтобы это было такое смешанное пространство».

Читайте также:  Культурный портал Оренбурга и Culture.LIVE добавляют новые услуги для жителей Оренбуржья

Благоустройство дворов — это приоритетный вопрос, решением которого правительство региона по поручению губернатора занимается с 2015 года. За это время в Подмосковье было благоустроено 8870 дворов — более 60%. В рамках программы обновляются детские игровые площадки, наружное освещение, контейнерные площадки, информационные стенды, асфальтовое покрытие, скамейки и урны, проводится озеленение.

Уже сегодня детские площадки в Подмосковье — это большие комплексы площадью 300–450 кв. м с безопасными резиновыми покрытиями. Помимо игровых элементов здесь устанавливаются скамьи, урны, информационные стенды. По словам Михаила Хайкина, в 2022 году в регионе планируется установить 229 таких площадок в 56 городских округах. Места для новых площадок были определены органами местного самоуправления на основании решений муниципальных общественных комиссий по результатам интернет-голосования самих горожан. Голосование проходило на портале «Добродел» с 30 августа по 9 сентября 2021 года. Всего по программе губернатора с 2013 по 2021 год установлено более 1,2 тыс. современных игровых площадок.

Также необходимо обеспечить дворовые территории светом. «Важна организация дорожного освещения, которое равномерно заливает светом весь двор, где нет темных углов. Это воспринимается людьми как более безопасное пространство», — говорит Сергей Митягин.

Федеральные программы

Помимо региональных затрат на благоустройство существуют и другие источники финансирования. В частности, гранты Всероссийского конкурса Минстроя РФ для лучших проектов по созданию комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Одно из основных условий отбора победителей — сохранение объектов природного и культурно-исторического наследия, включая средовую застройку и уникальность ландшафтов.

В Подмосковье всего 53 малых города и 22 исторических поселения: два федерального (Зарайск и Коломна) и 20 областного значения. С момента проведения первого конкурса его победителями уже стали 27 проектов Подмосковья, полностью завершены 18.

В рамках этого проекта в этом году планируется благоустроить набережную реки Нара в Серпухове, создав первый в городе благоустроенный рекреационный маршрут. В Верее переходят ко второй очереди благоустройства города: сделают спуск по улице Кузнецкая Гора и набережной реки Протва. А также будет благоустроена набережная Оки в Кашире. «Наша основная задача — вернуть реку людям. Новая набережная, я уверен, станет точкой притяжения для всех жителей города», — отметил Михаил Хайкин. Преобразится и берег Стахановского озера в Электрогорске. По словам министра, этот проект глубоко проникся историей города и «транслирует артефакты, паттерны и смыслы на всех уровнях архитектурных решений». А доминантой территории станет смотровая вышка в виде труб ГРЭС.

Голосование пройдет с 15 апреля по 30 мая. На него будет вынесено 269 территорий в 56 городских округах. Набравшая наибольшее количество голосов территория в каждом муниципалитете будет включена в план по благоустройству на следующий год.

Семиотические концепции исследования городского пространства

Изучение пространства и в частности пространства городской культуры сложились в науке к XIX веку, однако активно они развивались в XX веке. На Западе велись исследования в области символики архитектуры и семиотики города К. Леви-Строссом, Р. Бартом, М. Валлисом, У. Эко, Л. Прието, Ф. Шоэ, Ч. Дженксом, Я. Мукаржовским, К. Линчем и многими другими зарубежными исследователями. Были проанализированы различные феномены культуры, гак или иначе связанные с выражением смыслов в пространственной форме.

В отечественной науке развитие семиотики пространства связано, с одной стороны, с деятельностью тартуско-московской семиотической школы, исследования которой вышли далеко за рамки филологии и распространились на всю систему гуманитарного знания (в работах Ю. Лотмана, Б. Успенского, В. Иванова, В. Топорова, З. Минц, Б. Лекомцева, А. Байбурина, Т. Цивьян, и др. ), с другой – с исследованиями теоретиков архитектуры и дизайна (В. Маркузопа, Е. Черневич), а в последние годы – с деятельностью группы екатеринбургских исследователей (УралГАХИ), сотрудничающих с Международной ассоциацией семиотики пространства (МАСП).

Как показывает деятельность МАСИ, в настоящее время семиотика пространства во многом до сих пор является полем междисциплинарных исследований, к которому вполне приложима характеристика, данная Е. Пёльпем семиотике вообще: это скорее «круглый стол», где встречаются представители различных дисциплин, нежели единая наука со своим собственным концептуальным аппаратом. Без такого аппарата остается еще не вполне осознанной ее специфика, как по отношению к тем гуманитарным дисциплинам, которые служили почвой для ее развития, так и в отношении других областей науки о знаках – общей семиотики и иных семиотических дисциплин, понятия которых сложились в исследованиях коммуникативных средств иного типа.

Символические пространства города рассматривались в эпоху Средневековья и Возрождения вплоть до сегодняшнего дня. Одним из первых описаний символического представления о городском пространстве было дано в средние века Бл. Августином определившим два представление о городе как о «земном» и «небесном». В дальнейшем идею идеального образа, как отражения «небесного» города была подхвачена утопистами Возрождение.

«Философия символических форм» Э. Кассирера стала обобщающим трудом, где восприятие и осмысление пространственных отношений были рассмотрены как символические системы, над которыми надстраиваются не только миф, религия, искусство или наука, но и вербальный язык, определенный на дальнейшем этапе развития семиотики как «первичная моделирующая система». В работах П. Анциферова были разработаны некоторые положения метафизики городского пространства, а так же раскрывается структура общества через структуру города: деление на кварталы, архитектурное соотношение части и целого, построение образа города, создание символического поля, взаимоотношение города и горожанина.

Важный шаг в исследовании символизации города был сделан О. Шпенглером, который придавал важнейшее значение городу в процессе формирования культуры и цивилизации: «современная культура – это культура городов. все великие культуры — культуры городские. Выделял современного человека как неотделимую часть города, как его создателя. «Что для крестьянина его дом, то для культурного человека город,. человек второго периода — градопострояющее животное.

Миссия и статус

В ходе дискуссии застройщики рассказали о том, что на сегодняшний день они активно работают с паблик-артом, воспринимая его не только как маркетинговый инструмент, но и как способ познакомить жителей с лучшими представителями современного искусства и возможность поддержать мастеров и культурные институции.

— Наша компания входит в состав турецкого холдинга ANT YAPI и более 30 лет занимается строительством по всему миру. Сегодня задача девелопера шире и масштабнее, чем, скажем, десять лет назад. Он должен не только построить качественное жилье, но и справиться с определенной эстетической и образовательной задачей. Вписать проект в архитектурную канву города, дать горожанам прикоснуться к прекрасному и сформировать вкус не только у потенциальных покупателей, но и всех жителей мегаполиса, – сказала коммерческий директор девелоперской компании ANT Development Яна Тачалова.

В качестве примера успешного кейса она привела Victory Park Residences Art Space — пространство, которое на протяжении двух лет действует не только как клиентский офис клубного дома Victory Park Residences в Дорогомиловском районе Москвы, но и как полноценная художественная галеря, попасть в которую может каждый желающий соврешенно бесплатно.

Представляя самые яркие проекты, Тачалова отметила выставку художника Семена Файбисовича, оранизованную вместе с галереей ГУМ-Red-Line. (Позже работы из серии «Новый мир» были переданы в дар Государственной Третьяковской галерее и заняли достойное место в экспозии художников XX века на Крымском валу. ) Совместно с лондонской галереей Shapero ANT Development удалось устроить показ литографий Льва Бакста, посвященный столетию балета «Спящая красавица». Volkhonka Art Projects стала партнером проекта «Хищники» Хельмута Коллера. До августа на территории офиса открыта выставка Андрея Есионова «Моя Москва», осуществленная при участии Музея русского импрессионизма.

Кроме того, здесь прошла экспозиция Лазаря Гадаева «Камень. Дерево. Бронза» (Art&Design Gallery Mobillissimi, куратор Нина Геташвили). С куратором Мариной Федоровской была создана фотовыставка «Дорогомилово. Четыре стороны света», на которой четыре фотографа — Александр Гронский, Алексей Мякишев, Анастасия Цайдлер и Игнат Козлов — показали жителей района и его историю с совершенно разных ракурсов.

Интересная win-win история сложилась с современным искусством и у девелоперской компании Hutton. За пять лет на рынке они превратились в настоящих знатоков арта.

— Первой коллаборацией с современным искусством для нас стал клубный дом Lumin. Разрабатывая лобби, мы привлекли архитектора и художника Гарри Нуриева. Тогда же, четыре года назад, мы начали поддерживать ярмарку современного искусства Cosmoscow, — рассказала Валентина Давыдик.

Год назад на стенде Cosmoscow Hutton представила совместный проект с компанией Endel, которая на базе искусственного интеллекта создала для жилого дома Lunar автоматически генерируемое звуковое пространство, способное подстраиваться под различные нужды резидентов и гостей комплекса. Кроме того, компания регулярно поддерживает молодых художников. На ее счету сотрудничество с Наташей Гончаровой и галереей Bizar, Виктором Поляковым, Тарасом Желтышевым, Данини, Катей Ост и многими другими.

— Сложно оценить в цифрах, насколько важно подобное сотрудничество, но, безусловно, с точки зрения маркетинга и позиционирования это очень классные кейсы. Мы привлекаем внимание заинтересованной аудитории, а параллельно помогаем молодым художникам. Для нас это миссия. Кто, как не мы, тподдержать начинающих креаторов, — убеждена Валентина Давыдик.

Считает важным выстроить диалог между застройщиком и современным артом и директор по продукту девелоперской компании MR GROUP Вадим Иванов.

— Чтобы показать нашу приверженность современному искусству, не так давно мы даже сделали собственный арт-объект MR, который некоторое время стоял возле построенного нами комплекса «Савеловский Сити», — подчеркнул Иванов.

Компания также располагает особым пространством на Большой Никитской под названием MR Privet. Здесь не только проходят презентации премиальных объектов MR GROUP, но и устраиваются различные выставки. Например, тут была показана коллекция работ художника Константина Федорова Salty Wind, а также серия фотографий Владимира Глынина. Девелопер также выступил в поддержку экспозиции скульптора Даши Намдакова в парке «Музеон» и выставки-исследования «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924» в Музее русского импрессионизма.

На новых объектах как в центре города, так и в удаленных районах столицы, также запланировано создание небольших галерей. Компания активно сотрудничает с Музеем современного искусства «Гараж» и Московским музеем современного искусства (MoMA).

От частных проектов к маркетплейсу

Сабина Чагина и Даниил Хлебников напомнили собравшимся, что на Западе существует такая практика, когда девелоперы отчисляют 1% процент выручки на поддержку современного искусства.

Сабина Чагина отметила, что, несмотря на то что наметилась положительная тенденция и бизнес начал смотреть в сторону развития среды и паблик-арта, этих инициатив недостаточно для того, чтобы поддержать современное искусство и сделать его частью повседневной жизни горожан. По ее мнению, в нынешней реальности у нас преобладает типовая застройка, что делает город безликим и порой мало отличимым от других мегаполисов.

— Нужна четко прописанная художественная программа, в разработке которой принимали бы участие архитекторы, урбанисты, кураторы, художники, проектировщики и так далее. Искусство — это не инструмент, а единственный способ отличить одно место от другого. Поэтому прежде чем закладывать какой-то арт нужно искать тех, кто работает c site-specific art (искусством, реализующим художественные задачи для существования их в определённом месте. — Прим. ред. Только так можно получить четко выстроенный город, — подчеркнула Чагина.

Читайте также:  Удмуртия – регион-лидер по количеству выявленных земель для строительства

Хлебников также высказался за то, чтобы каждый арт-объект был четко адаптирован к месту, где устанавливается. По его мнению, только это позволит ему органично вписаться в городской ландшафт.

Идея возложить дополнительное финансовое бремя на девелоперов была воспринята застройщиками довольно негативно.

— Мы живем в настолько бюрократически зарегулированном обществе, что предложение обложить частного застройщика очередным налогом на создание искусства не конструктивно. Такая схема просто не будет работать. Куда более результативно было бы не мешать застройщику делать свое дело — реализовывать проекты и заниматься искусством. К примеру, упростить законодательство, чтобы застройщик мог располагать художественные объекты как на фасадах зданий, так и на временных конструкциях на заборах продаж, — сказал Вадим Иванов.

К нему присоединилась Яна Тачалова, которая, в свою очередь, предложила создать маркетплейсы, где были бы представлены галереи, культурные институции, кураторы, а также различный бизнес, которому точно так же, как и девелоперам, было бы интересно наполнить свое дело арт-объектами. Например, можно было бы привлечь к поддержке креаторов банковский сектор.

Руководитель «Агентства креативных индустрий Москвы» Гюльнара Агамова поддержала инициативы застройщиков.

— Введение «процента на искусство» не раз обсуждалось в сообществе. По итогам обсуждения с девелоперами стало понятно, что в абсолютном выражении эта сумма может быть значительной и приведет к еще большей зарегламентированности. В результате застройщикам будет проще в принципе не связываться с поддержкой современного искусства. Нам нужен такой вариант, при котором и представители застройщиков чувствовали бы себя комфортно, и арт-сообщество было бы активно вовлечено в создание городских пространств, и жители видели, как хорошеет пространство вокруг них. Мне очень понравилось предложение организовать площадку, которая позволила бы наладить прочную и работающую модель взаимодействия между бизнесом и художниками. Застройщик мог бы размещать свои запросы, а арт-сообщество — предлагать варианты их реализации на практике, — отметила Агамова.

Стоит отметить, что обязательным условием успешной реализации данного проекта является привлечение экспертного сообщества, которое будет курировать предложения со стороны арт-сообщества.

Глава АКИ напомнила, что с конца прошлого года Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы начал присваивать юридическим лицам статус креативных кластеров и пространств.

— Если говорить о грантовой поддержке, то сейчас идет проработка данного вопроса. Чтобы тот, кто создал креативное пространство и занимается его развитием, мог рассчитывать на финансовую поддержку столичного правительства, — сказала Агамова.

Что касается организации маркетплейса, то, по словам руководителя АКИ, необходимо конструктивно обсудить данный формат среди всех заинтересованных сторон (бизнеса, культурных институций, независимых художников и кураторов), сформировать конкретные предложения и в ближайшее время организовать встречу всех заинтересованных сторон.

Таким образом, участники дискуссии перешли от слов к делу, простроили необходимые действия, которые нужно предпринять, чтобы город продолжил развитие и преобразование к лучшему.

***

Транспорт, жилище, места работы и развлечения в современных больших городах организованы (приспособлены) для автономного индивида, расплачивающегося за это отрывом от среды окружения (одиночеством и пустотой общественного пространства).

Большие города отличаются прежде всего отсутствием устойчивой структуры повседневности. Выравниваются профили плотности населения по территории города. Как правило, отсутствует действительно функционирующий общий центр, пространственно разнесены привилегированные места расположения власти. Несмотря на внешне очевидную структурированность пространства, современные большие города все больше напоминают человеческий муравейник.

В силу масштабов городской среды изменился характер её восприятия, понимания и оценки. Субъект вынужден «собирать» образ восприятия из элементов пестрой мозаики, разбросанных не только в пространстве, но и во времени (поездки на транспорте, трудового дня, времени года).

Исчезновение границ очевидного, осмысленного повышает значимость контекста. Устойчивые моральные и эстетические оценки, внедренные в дискурс обыденности предыдущих поколений, сегодня преодолеваются постмодернистским эстетизмом гетерогенности. Большой город разгружает мышление и перегружает зрение. (Огромные фасадные плоскости превращаются в экран монитора. Взгляд останавливается только на чем-то необычном, ломающем привычные представления о цвете, свете, фактуре, форме и их взаимной динамике. ) Видимое и (псевдо)понимаемое скрывает за собой все что угодно. Релятивизм, гетерогенность, случайность образа современного большого города возникают чаще всего спонтанно, выстраивая на уровне повседневности структуру компонентов сознания субъекта восприятия, затрагивая и телесно-чувственные структуры. Перенасыщенная визуальная среда часто воспринимается как пустота, лишая человека чувства онтологической укорененности. Поэтому существует настоятельная необходимость обращения к самому разнообразному инструментарию повседневных актов восприятия/понимания городской среды и шире – действительности.

По мнению многих исследователей, современный человек в значительной мере утратил искусство читать и понимать символы, видеть в объектах среды предметно-пространственного окружения и какой-то иной, более глубокий смысл. «Символ присутствует там, где присутствуют сложно организованные знаки и где смысл, не довольствуясь указанием на предмет, указывает на другой смысл, способный раскрыться только внутри и через посредничество первого смысла». 1 Вступая в контакт с пространственной средой, мы неизбежно вступаем в контакт с невещественным миром духовных ценностей и душевных страстей.

Но каким образом непостижимое, невербализируемое передается языком композиции, света, цвета, фактуры, ориентации относительно объектов звездного неба, рельефа и пр. ? Почему при созерцании архитектурных творений мы можем испытывать некие возвышенные чувства, которые могут изменить нашу душу и жизнь, которые способствуют примирению с обстоятельствами или подвигают на их преодоление?

Символическое значение среды это не только семантическое отклонение, нарушение (скорее – расширение) нормы восприятия, но и порождение нового предикативного значения. В организации пространственных объектов нам удается почувствовать прежде неочевидную связь того, что всегда казалось логически разделенным. По П. Рикеру, здесь срабатывает механизм предикативной ассимиляции (творческого прозрения), благодаря которому семантическое сближение оказывается не ошибкой, а семантической инновацией. И в этом процессе слияния значений участвуют не столько мышление, которое скорее разделяет, сколько чувство, воображение, интуиция, память. «Ощущения, – пишет П. Рикер, – обладают очень сложным типом интенциональности. Они суть не просто внутренние состояния, но интериоризованные мысли» (Рикер П. , 1995). Иными словами, ощущение не противоречит мысли, оно – мысль, ставшая нашей. Это и есть то вчувствование, о котором говорит эмпатическая герменевтика.

На заре развития цивилизации пространственные переживания играли роль генератора мышления, переводя отношения между пространственными образами и формами реальности в категории языка. Синкретичное мифопоэтиче-ское сознание человека диктовало картину мира, в которой персонификация природных явлений и форм подчинялась генеральным символическим схемам. Одной из таких схем структуризации картины мира в культуре служила схема «мирового древа» (Топоров В. , 1977), являющаяся точкой отсчета не только в организации пространства, но и всего культурного пространства, всего многообразия деятельности человека.

Сегодня уплотнение информации о среде предметно-пространственного окружения человека и увеличение скорости его пространственных переживаний определяются: господствующим ощущением неустойчивости и быстротечности бытия; стиранием грани между иконическими знаком и текстовой вербальной информацией (от рекламы до виртуальной пространственной среды); высокими скоростями перемещения, неадекватно малыми дистанциями восприятия, неожиданными и непривычными ракурсами наблюдения (зачастую с «низким» или «высоким» горизонтом).

Отсюда две противоречивые тенденции в восприятии современного большого города: с одной стороны, господство новизны и исключительности образа, с другой – стремление сохранить знаки и символы как бесспорную культурную ценность. В результате развитие социокультурного пространства города характеризуется уплотнением смысловой структуры. Символический характер коммуникации архитектурной среды с субъектом восприятия в определенной мере уступает место образному и знаковому, скорее – смещается на уровень бессознательного

Конкретные способы семиотизации пространства города зависят от характера (принадлежности определенному уровню информационной связи) используемых сигнально-индексальных, знаковых и символических средств (Чертов Л. , 1999). Архитектонические, предметно-функциональные и социально-символические коды адресуются разным уровням сознания и используют разные типа семиотических средств. Работая совместно как механизм осмысления се-миотизированного пространства они (не конкурируя и не дублируя друг друга) определяют восприятие города как культурного мифа.

Первоначальные семиотические концепции города (в соответствии с которыми каждый объект среды представляет собой «букву» или фрагмент текста) уже не отражают сложное переплетение коммуникационных процессов в структуре городских пространств, продуцирующее множество смыслов.

Личный отпор зимней хандре

Переход в “зимний режим” сулит нам сезонное снижение настроения, что, впрочем, неудивительно. По разным исследованиям, такому расстройству подвержены до трети жителей северных стран с ярко выраженной сезонностью и заметным сокращением светового дня. В последнее время у этого явления даже появилось устойчивое определение – сезонное аффективное расстройство, или Seasonal Affective disorder (SAD).

“Это расстройство организма напрямую связано с уменьшением количества солнечного света в зимнее время, с ухудшением погоды, с ухудшением климата. И это то, что мы называем зимней хандрой”, – рассказываетдоцент факультета психологии РАНХиГС Кристина Иваненко.

Среди симптомов этого состояния – повышенная сонливость, быстрая утомляемость, снижение концентрации внимания. В этом же списке – потеря удовольствия от занятий, которые в обычном состоянии нам нравились и радовали. Частая беспричинная грусть, изменение аппетита и вкусовых предпочтений также могут быть симптомами SAD.

“Зимой некоторый спад активности неизбежен, и в этом надо отдавать себе отчет – не винить себя и не подстегивать”, – присоединяется к обсуждению социальный психолог и преподаватель МГУ Алексей Рощин.

Как же не дать зимней хандре захватить вас окончательно и бесповоротно?

Первый совет, который дают психологи – добавить света. Неважно, работаете вы в квартире или в офисе, пространство в любом случае должно быть хорошо освещено. Кстати, если выбирать между теплым и холодным светом, то последний больше способствует нашей бодрости.

Очень важно стараться застать на улице светлое время суток. Сегодняшние возможности фриланса, “удаленки” и работы на себя позволяют многим самостоятельно выстраивать режим дня или варьировать его по своему усмотрению. В результате люди “вечернего” типа имеют обыкновение ложиться поздно ночью и просыпаться, например, в час дня.

“В итоге такой “совиный режим” приводит к тому, что человек засыпает, когда темно, и просыпается, когда от светового дня остается буквально два часа. А это неблагоприятно сказывается и на настроении, и на активности, и на состоянии здоровья. Человек может думать, что у него депрессия, потому что на работе дела не ладятся, с женой ссора, с друзьями договориться не удается. А если разобраться – окажется, что у него все время “полярная ночь”, а уже это влияет на все остальное. Эту цепочку нужно разрывать”, – дает рекомендации Рощин.

Читайте также:  Кандалакша архангельская область

Третий совет – это движение и прогулки на свежем воздухе.

“Чем активнее мы двигаемся, тем больше мы в ресурсе. Тело – это важно, и кардионагрузка максимально уменьшает вероятность выгорания, депрессий, того самого SAD”, – подчеркивает Иваненко.

Если вы целый день просиживаете в офисе и застать светлое время суток никак не получается – старайтесь хотя бы немного пройтись после работы. Это лучше, чем сразу нырять в метро.

Город, который дружит с зимой

Советы по личному планированию зимнего режима понятны, но многим людям все-таки требуется внешний стимул для самоорганизации. И вот здесь как раз большую роль играет комфорт городской среды, ведь для того, чтобы выбраться на прогулку в самый “серый” сезон года, нужны какие-то весомые поводы.

Городская среда вокруг каждого из нас должна быть априори всесезонна. Добиться этого – комплексная задача, за которую должны отвечать не только проектировщики, но и в не меньшей степени те, кто занимается эксплуатацией и обслуживанием пространства, говорит руководитель проектов Citymakers Александр Зальцман.

Чисто и “пешеходно”

В первой тройке стимулов, заставляющих человека в свой выходной предпочесть улицу дому, эксперт называет удобство передвижения и чистоту под ногами.

Конечно, грязная “чача” под ногами – это неприятный и неизбежный “побочный эффект” зимы в большом городе с мощным потоком машин и пешеходов. Но все равно основные магистрали и пешеходные маршруты столицы приводятся в порядок очень оперативно. Достаточно вспомнить, как Москва встретила сильнейший декабрьский снегопад в начале месяца. Дороги чистили по нескольку раз в день, особое внимание уделяя зонам с большой проходимостью. Бригады работали посменно, не прекращая уборку даже по ночам.

Погреться и поесть

Другой важный аспект, обозначенный урбанистами и психологами – доступность качественных функций в пешей доступности. У жителей должна быть возможность сходить в аптеку или за кофе, не успев замерзнуть, а в парке – быстро добраться от детской площадки до навеса или теплого павильона.

Благо, ни в том, ни в другом столица дефицита не испытывает. Кстати, такой важнейший элемент городского уюта, как туалет, зимой в городе доступен так же, как и летом: к услугам москвичей и гостей столицы целая сеть стационарных общественных уборных, а также уличные павильоны биотуалетов, которые обустраиваются в парках и скверах.

Природа всегда с нами

Еще одним действенным приемом формирования универсальной городской среды эксперты называют всесезонное озеленение, когда для оформления общественных пространств подбираются разнообразные растения, отличающиеся по форме, цвету листьев, времени цветения, добавляются вечнозеленые хвойные растения и многолетники, которые зимой превращаются в сухостой и тем самым дают необходимый вертикальный объем. Растения становятся своего рода декорациями, оживляя городское пространство, привнося в него динамику, рассуждает партнер архитектурного бюро “Дружба” Александра Черткова.

Зеленый фонд Москвы постоянно пополняется: высадка новых деревьев и кустарников – обязательный этап каждого проекта по благоустройству. Так, например, в обновленном парке Декабрьского восстания в этом году появились 44 вяза двух сортов – “Нью горизонт” и “Ребона”, почти 30 рябин, 18 кленов Фримана, 7 красных дубов, 15 декоративных яблонь “Эверест”, а весной высадят черемуху Маака. А улицу Красная Пресня и участок Звенигородского шоссе украсили более 40 кленов трех видов – серебристый, красный и остролистный, 10 декоративных яблонь “Эверест”, 10 вязов “Нью-горизонт” и 10 саженцев ирги Ламарка.

Огни большого города

Наш мозг по сути – гедонист, и если перед ним стоит альтернатива – остаться дома, где тепло, безопасно, вкусно и интересно благодаря сериалам, или пойти на улицу, где холодно, есть вероятность простыть, поскользнуться, то он, вероятно, выберет первую опцию, объясняет Иваненко. Поэтому чтобы выманить его гулять, нужно сформировать некую доминанту и чем-то перевесить первый уютный и энергосберегающий сценарий, добавляет она.

Не последнюю роль в настройке нашего сознания играет визуальное наслаждение. Зимой днем иной раз выглядывать из окна не хочется, однако вечером даже в самый угрюмый день Москва преображается, так как зажигается иллюминация, а к середине декабря город украшается праздничными инсталляциями. Уличные елки, гигантские световые шары и медведи – праздничное настроение появляется прямо в процессе прогулок. Всего в этом году установят более четырех тысяч крупных инсталляций.

Подстраивается под сезон и архитектурно-художественная подсветка зданий. С 1 ноября до 1 апреля она работает в осенне-зимнем режиме. В праздничные дни на некоторых зданиях, например, на Тверской улице, включается динамический режим, благодаря которому подсветка может менять цвет. Это делается при помощи специальных фильтров, которые устанавливают на светильники.

“Нужная горожанам в холодное время цветотерапия может реализовываться за счет подсветки зданий и мостов. Таким образом здание можно окрасить практически в любой цвет, никак при этом не изменив его архитектурный облик и не сделав городское пространство вопиюще ярким и каким-то кричащим”, – обращает внимание доцент факультета психологии РАНХиГС.

Городские ярмарки

Среди причин, которые зимой могут “выманить” нас из дома, эксперты называют мероприятия под открытым небом. Это может быть выставка скульптур в “Музеоне” или выставка фотографий на бульварах, блошиные рынки, концерты, ярмарки.

Главная рождественская ярмарка в Москве каждую зиму традиционно открывается на Красной площади. У стен Кремля устанавливают сказочно-игрушечные домики с согревающими напитками – чаем, медовухой, горячим глинтвейном. На ярмарке работают лавки с традиционным зимним угощением – сбитнем на меду, блинами с икрой, печеной картошкой с огурчиками и грибочками, пряниками. Так что желающим зарядиться праздничной атмосферой и проникнуться новогодней Москвой – определенно сюда.

Многофункциональные парки

Выбраться на прогулку в парк зимой поможет спорт. Горожане традиционно любят кататься на коньках, санках, “ватрушках”, лыжах.

Среда должна быть максимально разнообразной – причем не только в центре города, но и в микрорайонах. Если летом нас в парки манит зелень, то зимой притяжением становится спортивно-игровой контент. Пространство должно быть хорошо освещено, расчищено от сугробов, причем не обязательно до асфальта, а так, чтобы можно было катать детей на санках или снегокатах. Кроме того, там должно быть предусмотрено место для игровых площадок и горок, конкурсов снеговиков или строительства снежной крепости, предлагает варианты Черткова.

В этом сезоне в Москве есть где разгуляться: специалисты комплекса городского хозяйства подготовили к работе более 4 тысяч объектов зимнего отдыха: катки с искусственным и естественным льдом, лыжные трассы, ледяные горки. Первыми, еще в ноябре, заработали катки с искусственным покрытием, всего же подготовлено почти 1,5 тысячи катков.

Важный аспект – многофункциональность площадок. Например, детские площадки в парках зимой могут использоваться как тюбинговые горки. Желательно, чтобы ради таких развлечений москвичам не приходилось специально ехать в центр – в идеале они должны быть в каждом районе. В этом году такие горки организуют в Крылатском (в парке “Сказка”), на территории музея Коломенское, в Измайловском парке, в парке Красная Пресня, в подмосковном парке Патриот. Ледяные горки появятся в Воронцовском парке, на площади Революции, в парках Фили, Яуза, Дубки и в Таганском парке.

“В принципе, парки в сегодняшних реалиях – это центры притяжения для всех групп горожан вне зависимости от времени года. Это обусловлено их локацией, качеством, вместимостью и всевозможным наполнением”, – отмечает архитектор и сооснователь архитектурной мастерской Кашириных Алена Каширина.

А чего хотят москвичи?

Соображения экспертов о всесезонности города вполне понятны и логичны. Но редакция РИА Недвижимость решила спросить самих москвичей, а хорошо ли город подстраивается под их “зимние” запросы. Опрос мы решили провести в районе благоустроенной в этом году Красной Пресни.

1 из 7Иван, 25 лет, музыкант. “Если где и бываю, то это парки. Что добавить еще в городе, даже не знаю – возможно, были бы полезны ярмарки, и в целом какой-то движ. Дополнительных концертных историй в городе, на мой взгляд, не нужно – их хватает”.

2 из 7Ирина, 20 лет, студентка. Любит гулять на больших широких проспектах с большим количеством сверкающих огоньков. На вопрос, нужны ли Москве “живые костры” и камины, как в северных странах, резонно интересуется: “Не опасно будет?”

3 из 7Иван, 62 года, рабочий. “Гулять особо некогда, работаем. Живу в Перово, зимой хожу гулять в Измайловский парк, поближе к дому. Что там в центре, даже не знаю – практически не гуляю там. В целом комфортный город – дороги чистят, претензий нет”.

4 из 7Ирина, 49 лет, работает в HoReCa. “От того, как чистят и украшают город, я в восторге. У меня сейчас удаленка, поэтому я часто гуляю по городу. Могу выйти и целый день ходить”. Причин заимствовать опыт других стран наша собеседница не видит. “Мне в Москве и так всего достаточно. Успеть бы посмотреть то, что есть здесь”, – добавляет она.

5 из 7Екатерина, 26 лет, с дочкой Алисой, 3 года. “Мы живем в районе ВДНХ и в основном гуляем там. Очень редко бываем в центре, в основном по делам”. По ее словам, на ВДНХ недостатка в рождественской атмосфере нет – парк всегда очень красиво украшают, а вот добавить зимнего уюта той же Красной Пресне, возможно, было бы, по ее мнению, нелишним.

6 из 7Вероника, 21 год, студентка. Любит гулять по украшенному центру – Лубянке, Никольской, Тверской. “У нас всегда используют много световых украшений. Может быть, стоит добавить что-то еще, например, красные ленты, чтобы днем город тоже выглядел нарядно. Можно было бы дополнительно украсить деревья. В городе, конечно, ставят елки, но обычные деревья стоят голыми. А, например, в той же Германии такие деревья очень красиво украшают. И в ночном антураже это смотрится очень здорово”, – отмечает она.

7 из 7Сергей, 61 год. Готов оставить украшение города на откуп городским службам и дизайнерам, поскольку полностью им доверяет. А вот теплые остановки для пенсионеров, по его словам, могли бы стать отличной идеей – впрочем, из-за коронавируса пожилых людей на улицах сейчас встретишь нечасто.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *