Особый объект архитектурного
творчества – городская среда
• Создание городского интерьера –
особая область архитектурного
творчества, стоящая на грани между
градостроительным и объемным
проектированием и соединяющая
возможности и трудности и того, и
другого.
Открытые пространства города
• Незастроенные территории;
• Водно-зеленые системы;
• Главные проспекты;
• Набережные;
• Пешеходные зоны;
• Площади;
• Бульвары и т. Составляют систему открытых пространств,
несущих оздоровительные и коммуникационнорекреационные функции и активно влияющие на
художественно-эстетическую выразительность
городских ансамблей.
Архитектурное пространство
• Подчеркивает эстетический смысл
явления – оно возникает, когда из
общего реального пространства с
помощью архитектурных форм
выделена и преобразована в
особое «художественноосмысленное пространство» его
определенная часть, выступающая в
качестве архитектурной формы.
Архитектурная среда
• Включает все уровни, отличается
ощущением «погруженности в
пространство», совокупность облика
и пространства зданий и
сооружений, предназначенных для
определенных функций и
наделенных необходимой и
достаточной для потребителя
информативностью, в том числе с
помощью архитектурной пластики.
Городская среда
• Общая среда жизнедеятельности,
где локальные среды: жилая,
трудовой деятельности и
общественная взаимодействуют и
связываются друг с другом сетью
улиц, магистралей, площадей, иных
видов коммуникаций.
Городской интерьер
• Подчеркивает локальность объекта,
его местный характер. • Это целостно воспринимаемый
конкретный фрагмент архитектурно
освоенного городского
пространства, в котором часть
реальных ограждений заменены
условными (небосвод, панорама).
• Проектирование городских
пространств акцентирует работу с
пространственными, а не объемными
решениями. • Восприятие особенностей городского
интерьера зависит от внимания
зрителя. Рядом с объектом
воспринимается внешний вид, фасад,
независимо от окружения. Изменив
положение в пространстве, здание
становится частью бассейна
восприятия, окружающая среда
становится интерьером.
Функционально-пространственные
разновидности городской среды
Пространственная первооснова
городского интерьера возникает как
функциональное поле следующих видов
жизнедеятельности:
• Транспортно-коммуникативной
(грузопотоки, транспортные развязки,
улицы и т. );
• Функциональной жизнедеятельностью
архитектурных объектов, что задает
горизонтальные габариты пространств.
Многоцелевые объемнопространственные образования
• Укрупненные городские
градостроительные объекты, общегородские
коммуникации сформированные
общественными пространствами,
застройкой. • Площади, улицы, скверы,
бульвары, взаимосвязь
площадей и уличных
пространств.
• Утилитарная функция пространства,
в частности улиц, согласно нормам
задаёт самые общие его
характеристики – размеры,
укрупненные пропорции, оставляя
на усмотрение проектировщиков
параметры архитектурной и
художественной формы (ритм,
силуэт, характер заполнения
пространств).
• Главные площади – для пешеходных
подходов к зданиям органов власти,
общественных организаций и для
проведения народных празднеств. • Приобъектные площади (у театров,
памятников, кинотеатров, музеев,
торговых центров, стадионов, парков,
рынков и др. ) – для подъезда
пассажирского транспорта и подхода
посетителей к общественным зданиям
и сооружениям; для размещения
остановочных пунктов транспорта и
площадок для стоянки автомобилей.
• Транспортные и предмостные – для
распределения транспортных потоков
по примыкающим улицам и дорогам,
для размещения пересечений и
примыканий улиц и дорог как в одном,
так и в разных уровнях. • Вокзальные площади – для подъезда к
зданиям и сооружениям внешнего
транспорта, для развязки движения
транспорта и пешеходов в одном и
разных уровнях, для размещения
остановочных пунктов транспорта и
площадок для стоянки автомобилей.
• Площади многофункциональных транспортных
узлов – для размещения общественных зданий и
сооружений пригородного и городского
транспорта, подъездов и подходов к ним и для
устройства пересадки пассажиров с одних
видов транспорта на другие. • Предзаводские площади – для подходов к
проходным предприятий, для развязки движения и
размещения остановочных пунктов транспорта и
площадок для стоянки автомобилей. • Рыночные площади – для организации движения,
размещения остановочных пунктов транспорта и
площадок для стоянки автомобилей.
Основные группы площадей
• Главные – полностью или частично
лишенные транспорта, пешеходные
или рекреационные пространства,
перед крупными общественными
зданиями и местами массового
посещения;
• Площади, активно совмещающие
транспортные и пешеходные потоки
обслуживающие центры притяжения
населения;
• Транспортные площади.
• Самый распространенный тип
площади в городе – совмещающий
транспортные и пешеходные потоки,
обслуживающий центры притяжения
населения. • Назначение площади определяет не
многообразие архитектурных форм,
наличие в составе площади
планировочных единиц – подъездов, зон
концентрации и отдыха населения,
специфический эмоциональный
климат пространства.
• Площади помимо специфических
функций (театральных,
приобъектных) выполняют ряд
сопутствующих: коммуникационный
узел, рекреационная площадка,
торговый и административный центр. Чем крупнее объект, важнее для
города и многофункционально его
назначение, на первый план выходит
не утилитарная составляющая, а
укрупненный градостроительный
аспект.
Основные аспекты воздействия
архитектуры на человека (зрителя):
• Физическая форма(пространство,
линии, объемы и др. );
• Художественная форма
(организация пространства,
масштаб, пропорции, ритм);
• Художественный
(архитектурный)образ (выражение
чувства или идеи).
• В зависимости от роли различных
форм городской среды ( открытых
пространств)в жизни города, тем
крупнее его материально-физическая
база, составленная из набора
элементарных планировочных единиц. Увеличение масштаба объекта
повышает его функциональную
насыщенность, усложняет
композицию, насыщает элементами
синтеза искусств. • Монофункциональные пространства
составляют (объединяются) в более
крупные системы городской среды.
Главная особенность формирования
открытого городского пространства:
• создание среды различной
социальной активности,
• объединение отдельных
функциональных зон и площадок,
• специализированное по назначению
оборудование и характерные по
обработке поверхности. Разнообразие структурных элементов,
степень сложности комбинаций,
уровень организации планировочной
структуры является основным признаком
классификации городского интерьера.
Виды городского интерьера
Характеризуются уровнем сложности
объемно-планировочной
организации, отвечающим их
градостроительной значимости. Городские пространства:
• Местного значения;
• Районного значения;
• Общегородского значения.
Городские пространства местного
значения:
• Исходный элемент всех пространственных
построений;
• Монофункциональны;
• Включают 1-2 специализированные
площадки;
• Размеры – 0,5-1 га. • Перекрестки, входные группы, жилые дворы и
др. элементы городской среды,
акцентирующие частные фрагменты
городского пространства;
• Индивидуальный характер архитектурнохудожественной ценности.
Городские пространства районного
значения:
• Формируются из 3-5 ячеек местного
значения;
• Многоцелевые площади крупных
общественных зданий или комплексов;
• Транспортная и пешеходная нагрузка
• Размеры – 3-4 га. • Имеют в составе доминантные объекты
(здания, памятники, сооружения). • Монотемность пространства.
Городские пространства общегородского
значения:
Высший ряд в иерархии городских интерьеров;
Сложное зонирование, многообразие функций;
Состоит из 5-7 пространств местного значения;
Большие габариты пространства сложной
формы;
• Полицентричность, многотемность
пространства. Категории городского интерьера
объединяют в один признак основные
свойства:
• Роль в городской среде
(функциональные, образные);
• Степень сложности планировочной
структуры.
Геометрические разновидности
открытых пространств
Виды городских пространств помимо его
значимости, величины, отличаются формой
и геометрическим принципом
объединения. Характеристики пространств:
• Локальные образования;
• Линейные системы;
• Система расчлененных взаимосвязанных
пространств.
• Локальные образования – площади,
перекрестки, дворы. Объединение
локальных образований формируют
многообразие форм городской
среды. • Линейные системы – улицы,
пешеходные трассы, набережные,
водные артерии. Состоят из
внутриквартальных проездов и жилых
улиц, улиц районного значения,
пешеходных улиц, пешеходнотранспортных узлов, городских
магистралей.
• Формообразующим фактором
линейных пространств является не
столько мощность движения,
сколько социально-культурный
потенциал объектов системы. Напряженность пешеходного потока
генерируется архитектурной
привлекательностью зоны, чем
определяет ее.
• Система расчлененных
взаимосвязанных пространств:
– специализированные территории,
системы городских площадей
разделенных застройкой, парками и
т. ;
– создаются из локальных и линейных
элементов, что определяет специфику
восприятия.
Урок 4. Городское пространство
За предыдущие три урока мы с вами разобрались, какие бывают города, как могут быть организованы застройка, расположение домов, улиц и дорог, каковы варианты транспортного сообщения внутри города и как должна выглядеть транспортная инфраструктура.
Таким образом, мы уже имеем базовое представление об основных элементах городского пространства. И уже поняли, что понятие городского пространства намного шире, чем жилые дома, рабочие места и транспортные коммуникации. В этом уроке мы более полно разберем, что же такое городского пространство.
Цель урока: разобраться, что представляет собой городское пространство, как происходит формирование комфортной городской среды, что такое «умный город» и какие составляющие для этого необходимы. Изучив урок, вы поймете, из чего складывается городское пространство и что нужно, чтобы городская среда стала комфортной.
- Что такое городское пространство?
- Городская среда и социология города
- «Умный город»
- Проверочный тест
Итак, перейдем к уроку, и для начала разберемся, что входит в понятие «городское пространство».
Городская среда и социология города
Итак, мы разобрались, что такое городское пространство. Тогда что же такое городская среда? В какой-то степени понятия «городское пространство» и «городская среда» пересекаются, но в то же время не являются тождественными. В самом общем виде, городская среда – это комплекс условий, созданных человеком и природой и предопределяющих уровень и качество жизни в городе.
Город за полярным кругом всегда не слишком комфортен примерно 7-8 месяцев в году из-за погоды, даже если там прекрасные здания и налаженная система городского транспорта. И даже если там, как в городе Рьюкан (Норвегия), установят большие зеркала, которые будут направлять лучики солнечного света («солнечных зайчиков») на центральную площадь погруженного в полярную ночь города:
А где-нибудь на Средиземном море чувствуешь себя комфортно почти всегда. Тем более что для самых жарких часов есть сиеста и кондиционер. Ученые различают несколько основных факторов формирования городской среды:
- Антропогенные (созданные человеком).
- Биотические (созданные живой природой).
- Абиотические (созданные неживой природой).
В России такое понятие, как «городская среда обитания (проживания)» было разработано и введено в научный оборот «Российским союзом инженеров» и Министерством регионального развития и Федеральным агентством по строительству и ЖКХ. Это понятие ныне используется как базовое для оценки возможностей городской среды удовлетворить потребности горожан и оценки качества этой самой среды.
- Доступность хорошего жилья.
- Стоимость услуг ЖКХ относительно дохода.
- Аварийность жилого фонда.
- Качество водо- и энергоснабжения.
- Пригодность улиц для прогулок.
- Популярность пешеходной инфраструктуры.
- Число камер видеонаблюдения.
- Число уличных фонарей.
- Уровень преступности.
- Популярность ночной жизни.
- Использование умных фонарей.
- Использование технологии распознавания лиц.
- Количество крупных фестивалей.
- Разнообразие развлечений внутри города.
Конкретно в Москве реализуется собственная программа по созданию комфортной среды. Парки, дворы и скверы обновляются, а при возведении новых жилых комплексов принципы комфортной среды, в том числе для инвалидов, закладываются на уровне проекта. Как, например, в одном из ЖК, расположенных в бывшей промзоне:
В Европе традиции формирования комфортной городской среды намного более давние. Считается даже, что одним из величайших вкладов Европы в мир был ее особый способ понимания и восприятия городского общественного пространства и комфортной среды.
На протяжении тысячелетий Старый континент создавал города в человеческом масштабе, долгоживущие, но всегда динамичные, стремящиеся к культурному разнообразию и гражданскому сознанию своих жителей. Город – это физическая форма, наполненная нематериальными ценностями и мощным социальным, экономическим и историческим значением.
Учитывая проблемы, с которыми в настоящее время сталкивается все более урбанизированный мир, защита европейской модели города актуальна более чем когда-либо. Когда разрастание городов увеличивается с беспрецедентной скоростью, когда изменение климата в значительной степени является продуктом городской мобильности, а социальное расслоение в городах нарастает, общественное пространство обретает особую значимость.
- Тротуары и дорожки в парках не должны раскаляться под воздействием жары, поэтому их делают из натурального камня, бетона, а в специально обустроенных зонах даже из дерева.
- Деревья могут и должны защищать от солнца, ветра и дождя, поэтому высадка деревьев должна быть тщательно спланирована так, чтобы они «смыкались» кронами над пешеходными зонами.
- Корни зеленых насаждений нужно защищать гравием либо оградой от стекающих с дорог и тротуаров химикатов, которыми дороги и тротуары обрабатывают зимой.
- Массовые активности не должны нарушать покой жителей соседних домов. Для чего нужно предусматривать шумоизоляцию, в том числе с помощью зеленых насаждений.
- Пространство должно быть универсальным и удобным для офисных служащих, родителей с детьми, студентов, пенсионеров, туристов, инвалидов. На улицах и в парках должны быть пандусы, а на городских пляжах – деревянные настилы для движения инвалидных колясок.
- Для туристов и приезжих должны быть установлены указатели минимум на двух языках, государственном и английском, для удобства ориентирования.
- Уличные фонари должны быть исправны и работать в течение темного времени суток.
- Пространство должно быть приспособлено для различных активностей до самого позднего вечера, что автоматически уменьшает преступность и концентрацию асоциальных личностей в общественных местах (бомжей, алкоголиков).
- Пространство должно быть удобно для работников, которые производят ремонт, уборку и поддерживают инфраструктуру в надлежащем состоянии. Поэтому нужно использовать материалы, которые легко отмываются от загрязнений.
- В хорошем городе общественные пространства не похожи одно на другое.
- При реконструкции нужно искать способы, как сохранить лучшее, что было у того или иного пространства, и как интегрировать традиции и современные технологии.
Разумеется, в рамках одного пространства реализовать сразу все вышеприведенные характеристики невозможно, да и незачем. По-настоящему комфортный город может предложить самые разные по виду и оформлению места общественного назначения. Тем не менее есть универсальные моменты. Например, использование экологичных материалов, которые не нагреваются слишком сильно под солнцем и легко отмываются от загрязнений.
Принципы комфортной среды:
- Доступность.
- Многофункциональность.
- Безопасность.
- Понятность и разборчивость.
- Устойчивость (отсутствие ущерба экологии).
- Идентичность.
- Гибкость.
- Адаптивность.
- Интерактивность.
Под адаптивностью следует понимать способность быстро реагировать на меняющиеся потребности горожан, а гибкость – это способность возвращаться в исходное состояние после проведения какой-либо разовой активности (ярмарка, народное гуляние, концерт и прочее).
Интерактивность подразумевает вовлеченность горожан в общественную жизнь города. Другими словами, для них должны быть интересные события, у них должна быть возможность свободно туда попасть.
Разумеется, реализовать эту концепцию в уже состоявшихся городах с большой историей можно разве что в пределах отдельных районов. Однако существуют и города, построенные в полном соответствии с концепцией нового урбанизма «с нуля». Это, к примеру, Селебрейшн и Сисайд во Флориде (США):
В России примером нового урбанизма «с нуля» могут служить Город набережных, Опалиха-2 и Опалиха-3 в Подмосковье и Горки город в Сочи:
О чем еще стоит упомянуть, говоря о комфортной среде и социологии города? Это, конечно же, широко известная «теория разбитых окон». Суть в том, что, если социум терпимо относится к мелким правонарушениям и ничего не делает, чтобы быстро застеклить разбитое хулиганами окно, очень скоро в домах и общественных зданиях не останется целых стекол. А правонарушители, видя безнаказанность, как бы «получат добро» на более серьезные преступления, из-за чего городская среда станет совсем некомфортной.
Авторами теории разбитых окон являются американские социологи Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг, впервые представившие ее в 1982 году. А в 1994 году эту теорию взял за основу своей деятельности мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани, начав беспощадную борьбу с мелкими нарушениями и незамедлительно устраняя последствия этих нарушений в виде разбитых окон и прочего. Нью-Йорк действительно стал комфортным и безопасным городом, хотя многие и сомневаются, что решающую роль сыграло именно применение этой теории, а не весь комплекс мер по благоустройству и борьбе с преступностью.
Однако, конечно, только полиция или только власть не сможет поддерживать порядок, если горожане будут равнодушны к тому, что их окружает. А чтобы вовлечь граждан в жизнь города, нужны удобное городское пространство, комфортная городская среда, которую захочется беречь всем и каждому, и научный учет потребностей горожан в рамках социологии города. Как видим, все процессы взаимосвязаны и взаимозависимы.
Но будем оптимистами, потому что сегодня все больше городов, где власть заботится об удобстве горожан, а «умный город» уже стал реальностью. Что это такое? Давайте посмотрим!
«Умный город»
Сегодня практически каждому знакомо словосочетание «умный дом». Это возможность управлять всей техникой и коммуникациями в доме дистанционно, установив специальное приложение на смартфон. Так, вы можете со смартфона отключить от электропитания розетку в комнате, если вдруг засомневались, что точно выключили утюг. Вы можете за час до прихода домой включить зимой отопление на полную мощность, чтобы вас встретило тепло домашнего уюта, но не в ущерб семейному бюджету, потому что система регулировки позволяет в свое отсутствие установить обогрев помещений на минимальную температуру в 14℃.
Как это все применимо в масштабах города? «Умный город» или smart city –
это тоже продукт интеграции информационных технологий и Интернета вещей. Первыми «ласточками» прогресса стали системы видеонаблюдения и распознания лиц, которые позволяют оперативно выявлять правонарушения, совершенные в городе.
Далее появилась автоматизация возможности обращения граждан через единый колл-центр, информирование о ходе ремонтных работ на объектах в режиме онлайн, функция обратной связи на официальных порталах городов, множество специальных приложений, позволяющих коммунальным службам контролировать и регулировать степень освещенности улиц города и многое другое.
Сегодня во многих больших городах не проблема в режиме онлайн выбрать подходящий по расположению детский садик для ребенка, узнать, к какой школе «приписан» ваш адрес и куда вести ребенка в первый класс. Для полноты понимания можно пояснить концепцию «умного города» примером Интернета вещей.
Конечно, пока сложно говорить о том, как скоро можно будет управлять через единое мобильное приложение всей инфраструктурой города по образу и подобию того, как можно управлять «умным домом». Однако множество интерактивных проектов в рамках идеи «умного города» тоже имеют свои плюсы, поскольку позволяют гражданам, заинтересованным в решении какой-то одной проблемы, сориентироваться быстрее, чем если бы пришлось разбираться со сложной структурой приложения, охватывающего все сферы жизни города.
И, разумеется, все это имеет смысл, когда реализованы принципы формирования комфортной городской среды, создание комфортных общественных пространств, когда социология города учитывает потребности горожан.
В интерактивном режиме контролируется заполняемость мусорных баков. Жителей стимулируют к раздельному выбрасыванию пластикового мусора собственной «валютой», точнее, «монетками», которыми можно реально рассчитаться в некоторых кафе. Из этого мусора потом по 3D-технологиям изготавливают скамейки и другие предметы городского экстерьера.
Топ-7 «умных городов» будущого:
- Чэнду Великий город (Китай) – 80-тысячный город разместится всего на 1,3 квадратных километров, будет полностью пешеходным и снабжаться возобновляемыми источниками энергии.
- Масдар-Сити (ОАЭ) – тоже на основе возобновляемых источников энергии, от пыльных пустынных бурь будут защищать специальные стены, а от зноя специальные «зонты»-накопители солнечной энергии.
- Плавучий город-государство (Французская Полинезия) – проект свободной экономической зоны, не привязанной к территории и имеющей свою криптовалюту.
- Умка (Россия) – город-электростанция в Северном Ледовитом океане с полностью самообеспечивающей инфраструктурой.
- Хазарские острова (Азербайджан) – система из 41 острова в Каспийском море, где, помимо обычной инфраструктуры, будут трасса для «Формулы-1», аэропорт и бульвар на 150 километров.
- Аэквория (Бразилия) – город, полностью сделанный на 3D-принтере. Строения посреди океана планируется стилизовать под медуз.
- Океанская Спираль (Япония) – подводный город, безопасный во время цунами и землетрясений.
Разумеется, управлять всем этим великолепием будут при помощи цифровых технологий. Больше о концепции «умного города» можно узнать из интервью урбаниста Алексея Новикова:
Главные признаки «умного города»:
- Человекоцентричность.
- Управляемость по современным технологиям.
- Доступность и открытость для людей и идей.
- Прозрачность для желающих узнать нюансы городских решений.
- Гарантия защиты персональных данных.
- Основа на интегрированных службах и инфраструктуре.
- Проактивность в обучении и развитии горожан.
Тест на усвоение материала урока
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
В следующем уроке речь пойдет о городском дизайне.
Сопоставление понятий «открытое пространство» и «городская среда»
Фактическое пространство
б. Городское пространство
Архитектурное пространство
г. Городская среда
Открытые пространства города;
Архитектурное пространство;
Архитектурная среда
Городская среда;
Городской интерьер
Открытые пространства города
Незастроенные территории;
Водно-зеленые системы;
Главные проспекты;
Набережные;
П ешеходные зоны;
Площади;
Бульвары и т. С оставляют систему открытых пространств, несущих оздоровительные и коммуникационно -рекреационные функции и активно влияющие на художественно-эстетическую выразительность городских ансамблей.
Архитектурное пространство
Подчеркивает эстетический смысл явления – оно возникает, когда из общего реального пространства с помощью архитектурных форм выделена и преобразована в особое «художественно-осмысленное пространство» его определенная часть, выступающая в качестве архитектурной формы.
Архитектурная среда
Включает все уровни, отличается ощущением «погруженности в пространство», совокупность облика и пространства зданий и сооружений, предназначенных для определенных функций и наделенных необходимой и достаточной для потребителя информативностью, в том числе с помощью архитектурной пластики.
О бщая среда жизнедеятельности, где локальные среды : жилая, трудовой деятельности и общественная взаимодействуют и связываются друг с другом сетью улиц, магистралей, площадей, иных видов коммуникаций.
Городской интерьер
Подчеркивает локальность объекта, его местный характер. Это целостно воспринимаемый конкретный фрагмент архитектурно освоенного городского пространства, в котором часть реальных ограждений заменены условными (небосвод, панорама).
Проектирование городских пространств акцентирует работу с пространственными, а не объемными решениями. Восприятие особенностей городского интерьера зависит от внимания зрителя. Рядом с объектом воспринимается внешний вид, фасад, независимо от окружения. Изменив положение в пространстве, здание становится частью бассейна восприятия, окружающая среда становится интерьером.
Специфическая задача архитектурного творчества – обеспечить цельность эмоционального-художественного ряда впечатлений, соединенных открытым городским пространством.
Городской интерьер :
Отдельное пространство;
Совокупность впечатлений от всех открытых пространств города.
Функционально-пространственные разновидности городской среды
Пространственная первооснова городского и нтерьера возникает как функциональное поле следующих видов жизнедеятельности:
Транспортно-коммуникативной (грузопотоки, транспортные развязки, улицы и т. );
Функциональной жизнедеятельностью архитектурных объектов, что задает горизонтальные габариты пространств.
Многоцелевые объемно-пространственные образования
Укрупненные городские
градостроительные объекты, общегородские коммуникации сформированные общественными пространствами, застройкой. Площади, улицы, скверы,
бульвары, взаимосвязь
п лощадей и уличных
п ространств.
Утилитарная функция пространства, в частности улиц, согласно нормам задаёт самые общие его характеристики – размеры, укрупненные пропорции, оставляя на усмотрение проектировщиков параметры архитектурной и художественной формы (ритм, силуэт, характер заполнения пространств).
Функциональная классификация площадей
Главные
Приобъектные
Транспортные и предмостные
Вокзальные
Многофункциональных транспортных узлов
Предзаводские
Рыночные
Главные площади – д ля пешеходных подходов к зданиям органов власти, общественных организаций и для проведения народных празднеств. Приобъектные площади (у театров, памятников, кинотеатров, музеев, торговых центров, стадионов, парков, рынков и др. ) – д ля подъезда пассажирского транспорта и подхода посетителей к общественным зданиям и сооружениям; для размещения остановочных пунктов транспорта и площадок для стоянки автомобилей.
Транспортные и предмостные – д ля распределения транспортных потоков по примыкающим улицам и дорогам, для размещения пересечений и примыканий улиц и дорог как в одном, так и в разных уровнях. Вокзальные площади – д ля подъезда к зданиям и сооружениям внешнего транспорта, для развязки движения транспорта и пешеходов в одном и разных уровнях, для размещения остановочных пунктов транспорта и площадок для стоянки автомобилей.
Площади многофункциональных транспортных узлов – д ля размещения общественных зданий и сооружений пригородного и городского транспорта, подъездов и подходов к ним и для устройства пересадки пассажиров с одних видов транспорта на другие. Предзаводские площади – д ля подходов к проходным предприятий, для развязки движения и размещения остановочных пунктов транспорта и площадок для стоянки автомобилей. Рыночные площади – д ля организации движения, размещения остановочных пунктов транспорта и площадок для стоянки автомобилей.
Площадь Израиля. Копенгаген,Дания. Реконструкция по проекту арх. группы СОВЕ, 2014г. Финалист конкурса ARCHDAILY в номинации «Общественная архитектура» 2018г
Городская среда как система взаимосвязанных открытых пространств
Основные аспекты воздействия архитектуры на человека (зрителя):
Физическая форма(пространство, линии, объемы и др. );
Художественная форма (организация пространства, масштаб, пропорции, ритм);
Художественный (архитектурный)образ (выражение чувства или идеи).
В зависимости от роли различных форм городской среды ( открытых пространств)в жизни города, тем крупнее его материально-физическая база, составленная из набора элементарных планировочных единиц. Увеличение масштаба объекта повышает его функциональную насыщенность, усложняет композицию, насыщает элементами синтеза искусств. Монофункциональные пространства составляют (объединяются) в более крупные системы городской среды.
Главная особенность формирования открытого городского пространства:
создание среды различной социальной активности,
объединение отдельных функциональных зон и площадок,
специализированное по назначению оборудование и характерные по обработке поверхности. Разнообразие структурных элементов, степень сложности комбинаций, уровень организации планировочной структуры является основным признаком классификации городского интерьера.
Виды городского интерьера
Характеризуются уровнем сложности объемно-планировочной организации, отвечающим их градостроительной значимости. Городские пространства:
М естного значения;
Районного значения;
Общегородского значения.
Городские пространства местного значения:
Исходный элемент всех пространственных построений;
Монофункциональны ;
Включают 1-2 специализированные площадки;
Размеры – 0,5-1 га. Перекрестки, входные группы, жилые дворы и др. элементы городской среды, акцентирующие частные фрагменты городского пространства;
Индивидуальный характер архитектурно-художественной ценности.
Городские пространства районного значения:
Формируются из 3-5 ячеек местного значения;
Многоцелевые площади крупных общественных зданий или комплексов;
Транспортная и пешеходная нагрузка
Размеры – 3-4 га. Имеют в составе доминантные объекты (здания, памятники, сооружения). Монотемность пространства.
Городские пространства общегородского значения:
Высший ряд в иерархии городских интерьеров;
Сложное зонирование, многообразие функций;
Состоит из 5-7 пространств местного значения;
Большие габариты пространства сложной формы;
Полицентричность, многотемность пространства. Категории городского интерьера объединяют в один признак основные свойства:
Роль в городской среде (функциональные, образные);
Степень сложности планировочной структуры.
Геометрические разновидности открытых пространств
Виды городских пространств помимо его значимости, величины, отличаются формой и геометрическим принципом объединения. Характеристики пространств:
Локальные образования;
Линейные системы;
Система расчлененных взаимосвязанных пространств.
Локальные образования – площади, перекрестки, дворы. Объединение локальных образований формируют многообразие форм городской среды. Линейные системы – улицы, пешеходные трассы, набережные, водные артерии. Состоят из внутриквартальных проездов и жилых улиц, улиц районного значения, пешеходных улиц, пешеходно -транспортных узлов, городских магистралей.
Формообразующим фактором линейных пространств является не столько мощность движения, сколько социально-культурный потенциал объектов системы. Напряженность пешеходного потока генерируется архитектурной привлекательностью зоны, чем определяет ее.
Система расчлененных взаимосвязанных пространств:
специализированные территории, системы городских площадей разделенных застройкой, парками и т. ;
с оздаются из локальных и линейных элементов, что определяет специфику восприятия.
Типология форм архитектурной среды курс состоит из 17 лекций и практической работы
расстановкой
оборудования в торговом зале (лист АЗ)
эскизной прорисовки фрагмента интерьера
Аннотация:
Систематизация и классификация средовых объектов;
общая типология видов и форм среды; особенности
проектирования отдельных видов среды –
интерьеров, среды жилой, общественной, городской и
специального назначения.
Перечень групп общественных зданий, комплексов и сооружений
Здания для образования, воспитания и подготовки кадров (детсады, школы,
технические училища, вузы и т. Здания для научно-исследовательских учреждений, проектных и общественных
организаций и управления. Здания и сооружения для здравоохранения и отдыха (лечебные со стационаром,
санатории, учреждения отдыха и туризма. Здания и сооружения физкультурно-оздоровительные и спортивные (открытые
спортивные сооружения, здания и крытые сооружения(. Здания культурно-просветительных и зрелищных учреждений (библиотеки, музеи
и выставки, клубы, театры, кинотеатры, концертные залы). Здания для предприятий торговли, общественного питания и бытового
обслуживания). Здания для транспорта, предназначенные для непосредственного обслуживания
населения (вокзалы, транспортные агентства, кассовые павильоны). Здания для коммунального хозяйства (для гражданских обрядов, бани,
общественные уборные)
Многофункциональные здания и комплексы, включающие помещения различного
назначения
К распространённым типам объектов архитектурной среды относятся
общественные пространства города, жилую среду, общественную среду;
интерьерный дизайн, включающий предметно-пространственную среду
жилых и общественных зданий;
дизайн производственной среды, включающий разнообразные как
открытые, так и закрытые пространства. Образ среды изначально и нерасторжимо соединяет причины
проектирования – функции и его следствия – комплекс материальнофизических и эстетических условий выполнения функциональной
задачи. То есть среда немыслима без единовременного существования и
восприятия «оболочки» и её «заполнения», «субъектов» и «объектов»
осуществляемых здесь видов деятельности.
В сравнении с архитектурными интерьерами предметные, средовые интерьеры – это пространства, насыщенные оборудованием,
обеспечивающим функциональный процесс и каждую функциональную зону
пространства. Архитектурный интерьер являет собой самоценное, мало зависящее от
условий эксплуатации пространство, может существовать и оцениваться сам
по себе, вне учёта заполняющей его деятельности. Архитектурный интерьер создаётся вместе с архитектурой самого здания,
в то время как средовой интерьер может многократно претерпевать
изменения по мере смены конкретного владельца помещения и изменения
характера его функционального использования. Сегодня в архитектуре и дизайне среды неразумно считать узко очерченную
функцию основой образа. Скорее это его предпосылка, которую художник в праве толковать в очень
широких пределах.
Сегодня, когда единый поток архитектурного творчества разделился на два русла, зодчество и средовой дизайн, стало ясно, что
круг задач последнего
гораздо шире ,
но одновременно и ближе к жизни. Средовой дизайн имеет весьма специфическую структуру целей и
проектных действий. Во-первых, он рассматривает параметры разворачивающихся в
среде жизненных процессов не как существующую вне проектирования
данность, а как явление, подлежащее рациональной и художественной
трансформации. «Через превращение утилитарной необходимости в
произведение «искусства жить» проступает дизайнерское начало работы со
средовыми объектами.
Следующий компонент – средовое пространство – выступает как выяснение и изобретение пространственных условий для реализации
процесса. Третье слагаемое – предметное наполнение и оборудование
средового пространства, воспринимаемое как идейно-эстетическая
транскрипция облика среды, его украшение, обогащение, расшифровка
художественного смысла. Таким образом предметное наполнение отодвигает дизайн
среды от зодчества, так как вносит в архитектурные категории понятие
о высшем художественном смысле обстоятельств каждодневного
обычного человеческого существования.
Тема 2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК ПРЕДПОСЫЛКА ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ ЗДАНИЯ
Тема 2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК ПРЕДПОСЫЛКА ОБЪЕМНОПРОСТРАНСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ ЗДАНИЯ
Функция выступает как технология деятельности, пространственная конструкция,
которая в конечном счете диктуется технологическим устройством и оснасткой среды. Под любой функциональный процесс может быть составлена схема необходимых
для процесса отдельных помещений и их функциональной связи. Процесс проектирования можно представить в следующей последовательности:
Первый этап – «ПРОСТРАНСТВО», система объемно-пространственных построений
среды в целом. Проявляется как архитектурно-дизайнерский ответ на функциональные
запросы потребителя. На этом этапе уже возникают неожиданные объемнопространственные сопоставления. Второй этап – «КОМПОЗИЦИЯ ПРОСТРАНСТВ», сознательное внесение в объемнопространственную основу композиционной структуры, назначение одних компонентов
среды доминантами композиции, других – акцентами и соответствующие деформации,
«доделки» функционально получившихся объемов и пространств. Идет формально –
эстетическое совершенствование получившихся «начерно» объемно-пространственных
комбинаций (коррекция размеров, пропорций, смысловых акцентов). Третий этап – «НАСЫЩЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ ДЕТАЛЯМИ», осуществления
всесторонней декоративной – художественной целостности средового объекта. Формирование эмоционально-образной атмосферы на завершающих этапах. Прорисовка
конкретикой, когда каждая деталь, каждая тема обретает свое лицо. Внесение композиции (эстетической упорядоченности) в общую среду и есть суть,
содержания дизайнерской деятельности.
ГРУППА ПОДСОБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ Расчёт санитарных узлов осуществляется по нормам проектирования зданий различного назначения
предприятиях общественного питания количество унитазов в уборных для
посетителей следует принимать:
при общем количестве мест в залах до 300 – 1 унитаз на каждые 60мест, при большем
количестве мест в залах – дополнительно 1 унитаз на каждые 100 мест свыше 300. В предприятиях с количеством мест менее 50 допускается проектировать 1 уборную
(на 1 унитаз). В мужских уборных на каждый унитаз следует предусматривать 1 писсуар (в уборных
пивных баров – 2 писсуара). Входы в уборные для посетителей следует предусматривать из вестибюля. Максимальное удаление санитарных узлов от рабочих мест – 75 метров.
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ (коридор, фойе, холлы)
При организации горизонтальных коммуникаций требования освещённости
коридоров ограничивают их длину:
При одностороннем освещении максимальная длина может быть до 24
метров,
При двустороннем освещении – 48 метров. При необходимости устройства коридоров большей длины предусматривают
световые карманы. Их предельное удаление от светового проёма – 30 метров,
Расстояние между световыми карманами должно быть не более 24 метров. Глубина светового кармана не должна превышать его ширину более,
чем в 2 раза. Ширина горизонтальных коридоров зависит от требований эвакуации. Одна полоса движения составляет 60 см. , две полосы – 1м. 20 см. Минимальная ширина коридора должна включать две полосы движения. При использовании коридора под рекреации ширина его должна быть
не менее 2,8 метра.
ВЕРТИКАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ Вертикальные коммуникации включают лестницы, пандусы, эскалаторы, лифты. Их функции – осуществлять
связь между этажами и обеспечить требуемую
эвакуацию из здания. Ориентировочно суммарная ширина лестничных маршей может быть
рассчитана из условия: на каждые 100 человек, находящихся на самом
населённом этаже (выше 1-го) , не менее 1 погонного метра
Количество лестниц в здании (в 2 этажа и выше ) принимается по расчёту,
но не менее 2-х. Число подъёмов в одном марше между площадками должно быть не менее 3-х и
не более 16. В одномаршевых лестницах, а также в одном марше двух- и трёхмаршевых
лестницах в пределах одного этажа допускается не более 18 подъёмов. Ширина лестничного марша в общественных зданиях должна быть не менее
1,35м для зданий с числом пребывающих в наиболее населённом этаже более 200
человек
Ширина лестничного марша в зданиях клубов, кинотеатрах и лечебных учреждений независимо от числа людей должна приниматься
равной – 1,35м,
в остальных зданиях – 1,20 метра. В квартирах внутренняя лестница должна иметь ширину марша не менее
0,90 метра, что предполагает 1,5 полосы движения (0,60 м + 0,30 м). Ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины лестничного марша. Промежуточная площадка в прямом марше лестницы должна иметь ширину не менее
метра. Уклон лестницы принимается не более 1:2. Геометрия лестницы увязывается со средней величиной человеческого шага 60 -70см. Наиболее применяемые размеры ступеней из условия 2 подъёма+1 ступень = 60 см. Внутри помещения высота подъёма ступени ( подступёнка) принимается, как правило,
равной 15 сантиметрам, ширина ступени принимается равной 30 сантиметрам. 2*15 + 30 = 60 см. На улице высота подступёнка ограничивается 12 сантиметрами, тогда ширина
ступени должна составлять 36 сантиметров. При устройстве забежных ступеней ширина ступени в средней части должна быть не
менее 22 сантиметров
Пандус (мягкий подъём) на пути эвакуации людей в здании принимается с уклоном
1:6, в наружных условиях – 1:8, для инвалидов 1:12.
Тема 5. Здания для предприятиё торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Принципы их планировочной организации.
Основные группы помещений. Предприятия общественного питания могут быть рассчитаны на быстрое обслуживание
– столовые, кафе, закусочные и длительного приёма пищи – рестораны, бары,
специализированные кафе. В каждом предприятии общественного питания можно выделить следующие группы
помещений: торговые помещения (реализация блюд и обслуживание посетителей);
производственные (обработка и доработка сырья, оформление блюд);
складские (приём и хранение сырья)
административно-хозяйственные и технические помещения. По виду производственного процесса выделяют предприятия, работающие на сырье
( с развитым составом производственных помещений) и на полуфабрикатах ( с
сокращённым составом). По характеру обслуживания посетителей с обслуживанием официантами и
самообслуживанием.
При самообслуживании торговый зал отделяется от раздаточной линией прилавков самообслуживания. ЛПС. Длина одной стандартной
линии на 75-100 посадочных мест может составлять 5 200 –
7 500 мм. Ширина прилавка 1 165 мм, проход вдоль линии раздачи – 700-800 мм. Сама раздаточная располагается на площади торгового зала или площади горячего
цеха. Ширина рабочей зоны за технологической раздаточной линией не менее 1,00 метра. В случае обслуживания официантами под раздаточную выделяется отдельное
помещение, имеющее непосредственную связь с горячим и холодным цехами,
моечной столовой посуды, хлеборезкой, сервизной и буфетом, а также соединяться
посредством дверей с торговым залом. Площадь обеденного зала без раздаточной следует принимать на 1 посадочное место
в зале не менее:
в ресторанах – 1,8 кв. ,
в кафе
– 1,4 кв. ,
в столовых – 1,6 кв. В ресторанах может быть танцплощадка из расчёта 0,15 кв. на 1 посадочное
место.
Тема 6. Создание интерьеров ресторана как целостной эмоционально-образной атмосферы для посетителей
Интерьер предприятия общественного питания – это своего рода ансамбль, в
котором взаимное соответствие отдельных элементов связано единым замыслом
Главная цель – создать среду, являющую значительный контраст с
повседневностью. Помещение, в котором отдыхают и принимают пищу ничем не должно напоминать
о работе. «Мы жаждем праздника». В отделке интерьеров не рекомендуется применять обычные, привычные
материалы – исчезает праздничность, стекло, металлический профиль, пластик –
придаёт помещению официальную окраску. Следует учитывать, что с реальных уровней обзора (1,2 – 1,5 м от пола) общая
расстановка мебели чётко не просматривается, поэтому не может быть основой
композиции. Основа композиции интерьера – крупноразмерные элементы
конструкций и оборудования, размещаемые выше уровня глаз человека (1,5 метра
от пола), колонны, балки, проёмы окон и дверей.
Применение того или иного декоративного элемента должно быть средством для
выполнения определённой композиционной задачи. Эти элементы используются
для создания композиционных акцентов, разграничения функциональных зон в
помещении, ориентации потоков посетителей. Декоративные элементы. Контрастирующие по форме с окружающим их фоном,
следует заключать в нейтральное обрамление. Чем крупнее размеры рисунков и
рельефов, тем они должны быть однороднее. В покрытии пола следует применять более износостойкие материалы в
помещениях тамбуров, вестибюлях, главных проходов в залах, выходов из раздач и
проходов вдоль них. Эти места могут иметь износостойкость в 2 – 4 раза выше. ,
чем остальной пол. Стены колонн на высоту 0,10 – 0,15 м от пола отделываются материалами, по
прочности близкими к покрытию пола. Повышенная звукопоглащающая способность требуется от отделки потолка и
верха стен в залах с официантами, а также в залах с самообслуживанием на 100 и
более в случае, если остальные поверхности имеют «твёрдые « покрытия
(каменные, керамические, бетонные). Рисунок пола в торговом зале должен восприниматься целиком. Не допускается открыто размещать в торговых залах стояки канализации и
отопительные приборы с температурой выше 100 градусов.
Тема 7. Принципы планировочной организации зданий для образования, воспитания и подготовки кадров. Детские сады и ясли.
Детские сады-ясли размещают в жилой застройке, чтобы радиус
обслуживания не превышал 300 метров. • Вместимость детских учреждений определяется количеством
предусмотренных в них групп и их численностью. Численность групп
ясельного возраста (от 1 года до 3 лет) -–20 человек, детсадовского
возраста (от 3 до 6 лет) – 25 человек. Здания детских яслей-садов состоят
из следующих групп помещений: для детей ясельного возраста; для детей
в возрасте от 3 до 6-и лет; общие для всех детей; административнохозяйственные и обслуживающие. Для лучшей изоляции групп ясельного возраста каждая группа
должна иметь самостоятельный вход с улицы. Можно устраивать общий
вход в две группы при расположении их на 2 этаже.
Помещения детских групп включают раздевальные (в детских садах) и приёмные ( в яслях), групповые (в детских садах) и
игральные-столовые
( в яслях), спальни, туалетные, буфетные. Раздевальные и приёмные оборудуют индивидуальными шкафчиками для
верхней одежды, обеспечивающими их проветривание и сушку. Из приёмной и раздевальни дети проходят в игральную-столовую
или групповую. Эти комнаты являются главными помещениями детских
учреждений. Они должны хорошо освещаться и инсолироваться, поэтому в
них предусматривают большие окна с низко расположенными подоконниками
(50-60 см. ) и ориентируют на ЮГ, ЮГО-ВОСТОК
С помещениями игральной и групповой должны быть связаны спальня или
спальня-веранда, где располагаются кровати для дневного сна. Помещения игральной или групповой и спальни могут быть связаны между
собой остеклёнными или раздвижными перегородками.
Непосредственно к игральной-столовой или групповой примыкает буфетная, которая в большинстве случаев представляет собой нишу с
встроенными шкафами для посуды и двойной мойкой. Туалетные комнаты должны иметь вход из игральной или групповой. Туалетная в яслях представляет собой одну комнату, оборудованную двумя
умывальниками для детей, сливом (видуар), душевым поддоном, а для групп
детского сада туалет состоит из двух помещений: в умывальном помещении
устанавливаются 4 умывальника и душевой поддон, в уборной 3 или 4
унитаза (в зависимости от возрастной группы), размещаемых в открытых
кабинках размером 0,8х0,75 м, разделённых экранами высотой 1,2 м.
Площади помещений в групповой ячейки следует принимать Помещения площадь кв. м на 1 ребёнка в яслях в детсадах Раздевальная 0
72
Групповая
4. 3
4. 0
Туалетная
0. 8
0. 65
Буфетная
0. 15
0. 15
При разработке интерьеров следует соблюдать масштаб, соответствующий
возрасту детей, в окраске предметов оборудования и дизайна учитывать
детскую психологию, любовь к чистым, ярким, радостным цветам,
применять безопасную фактуру. Вместо постоянных картин, росписей в интерьере хорошо иметь сменные,
выполненные на тонких листах картона или другого материала. Можно
предоставить чистые матовые стены для самодеятельного творчества детей.
– Учебные секции. Включают несколько классов (2-6), рекреации и туалет. Наполняемость классов 25 человек. Норма площади на 1
ученика не менее 2,5кв. м
При каждом кабинете или группе из 2-3 кабинетов организуется лаборантская. Рекреации должны иметь ширину не менее 2,8м, при двусторонней
застройке – 3. 0 м. Туалеты проектируются по расчёту:
для девочек – 1 унитаз на 20 и 1 умывальник на 30 девочек;
для мальчиков – 1 унитаз и 0. 5 писсуара и 1 умывальник на 30 мальчиков.
Классы бывают продольные, поперечные и квадратные, при этом должны соблюдаться требования к расстановке оборудования. Между
рядами двухместных столов – не менее 60 см. Между рядом столов и наружной продольной стеной – не менее 50-70 см. От последних столов до стены, противоположной классной доске –не менее 70 см. От демонстрационного стола до доски – не менее 100см. От первой парты до учебной доски – 240-270 см. Наибольшая удалённость последнего места учащегося от доски 860 см. Высота нижнего края учебной доски над полом – 80-90 см. Входы в классы должны предусматриваться со стороны учителя и только 25%
классов могут иметь входы с противоположной стороны(оборотные классы). В
помещениях начальных классов, лабораториях, учебных кабинетах обязательно
устанавливаются умывальники. Двери в целях гарантии безопасности и предотвращения от травм учащихся должны
открываться в сторону рекреации. Парты расставляются в учебных помещениям по номерам: меньшие – ближе к доске,
большие – дальше.
Тема 9. Здания и сооружения для здравоохранения и отдыха. Принципы проектирования больниц.
Среди медицинских учреждений наиболее многочисленны больницы. Больницы бывают многопрофильные с неограниченным числом
специализированных отделений и однопрофильные (специализированные):
инфекционные,
туберкулёзные, психиотрические, физиотерапевтические,
восстановительного лечения, офтальмологические и др. Структура больницы включает:
– приёмный покой,
– специализированные отделения (терапевтические, урологические, хирургические,
нейрохирургические и т. );
– лечебно-диагностические отделения и кабинеты;
– Административно-хозяйственную часть (кухня, прачечная, склады).
Самостоятельное структурное подразделение – поликлиника. Её отличие от больницы – отсутствие стационарных мест (палатных
отделений) для больных. Поликлиника может быть как самостоятельным медицинским учреждением, так и
входить в состав больницы. Основные составляющие стационара:
– палатные отделения для различных категорий больных. Число и состав палатных отделений зависит от величины больницы. Обычно палатные отделения рассчитываются в среднем на 60 коек для однородных
больных (две типизированные секции по 30 коек каждая). В отдельных случаях вместимость палатного отделения может быть увеличена до 90 120 коек или уменьшена до 15 -45 коек. На две секции палатного отделения предусматриваются:
– кабинет заведующего отделением;
– комнаты старшей медсестры и сестры-хозяйки;
– буфетная и столовая;
– специализированные кабинеты (перевязочная, кабинеты врачей-специалистов);
– холлы для отдыха больных;
– санитарная комната;
– туалеты для больных
Планировочные нормативы больниц
Площадь в палатах лечебных учреждений от двух коек и более
следует принимать
в общем случае
7,0 кв. на 1 человека
в инфекционных
7,5 кв. в нейрохирургических
10,0 кв. в детских без мест для матерей
6,0 кв. ;
с дневным пребыванием матерей
– 7,5 кв. Глубину палат и лечебно-диагностических помещений при естественном освещении с
одной стороны следует принимать не более 6-и метров. Ширина коридоров палатных отделений должна быть не менее 2,4 метра для
маневрирования каталок. При определении размеров палат койки необходимо располагать рядами, параллельно
стенам со световыми проёмами, но не более, чем в 3 ряда. Палаты проектируют с санузлом или без него. Размеры кабин уборных для больных
должны быть 1,1 * 1,6 м. при открывании дверей наружу. При уборных должны
быть шлюзы с умывальниками. Ширина полотна дверей в палатах, изоляторах, кабинетах, ванных комнат,
процедурных, перевязочных, операционных должна быть не менее 1,1 метра, на
путях эвакуации больных не менее 1,2 метра. Рекомендуемая ориентация больничных палат – ЮГО-ВОСТОК и ЮГ.
Тема 10. Здания для коммунального хозяйства (гостиницы, кэмпинги, мотели).
Гостиница –предприятие, предназначенное для временного проживания и
представляющее определённый комплекс дополнительных услуг. Гостиницы бывают в зависимости от назначения:
– общего типа для людей, приезжающих на относительно короткий срок с
деловыми целями;
– туристические: кемпинги, мотели (гостиница для автотуристов с различными
видами обслуживания), ротели (для путешествующих на автомобилях с
трейлерами), флотели (для путешествующих по воде), флайтели (для
путешествующих на личных самолётах);
– Курортные для относительно длительного отдыха с возможностью
профилактического лечения. –
Состав основных объёмно- планировочных структур гостиниц:
Вестибюльная группа
Группа жилых помещений;
Группа помещений общественного питания;
Административно-хозяйственные помещения.