Город Тайшет, порождённый Транссибирской магистралью, встречает всех, кто въезжает с запада в Иркутскую область. Крупный и важный железнодорожный узел, и городок с населением 33 тысячи жителей. Моё знакомство с Иркутской областью началось солнечным летним утром именно с этого места.
2. А знакомство с самим Тайшетом началось, разумеется, с железнодорожного вокзала. Ранним утром на станцию Тайшет меня привёз поезд Красноярск – Северобайкальск. Что интересно, приезжал я сюда не по Транссибирской магистрали, а по Южсибу, а точнее линии Абакан – Тайшет, примыкающей к Транссибу с юго-запада.
В общем-то, Тайшет для меня был пунктом пересадки с одного поезда на другой, и стыковка между ними составляла два часа. Поэтому осмотреть город удалось лишь беглым взглядом. Уже в девять часов мне предстояло уезжать в Иркутск поездом Москва – Владивосток.
3. Вокзал (кадр, к сожалению, солнце засветило). Построен он после войны, а купол сверху пристроили уже в наше время, — получилась стилизация под дореволюционную архитектуру. А вообще это типовой проект, — почти такой же вокзал, например, на станции Коноша в Архангельской области. Раньше рядом ещё был старый деревянный вокзал, но его, к сожалению, снесли.
4. Так вокзал выглядит со стороны города:
Название Тайшет дано станции и городу по одноимённой речке (сейчас она называется Тайшетка), которая поблизости от города впадает в Бирюсу (бассейн Ангары). Топоним происходит из языка коттов — давно вымершего коренного малочисленного народа, и буквально обозначает “Холодная вода”. Из того же языка в этих местах происходят и другие похожие названия с окончанием “-шет” или “-чет”: Саранчет, Акульшет, Туманшет, и так далее.
5. Интерьер вокзала. Он в хорошем состоянии. Планировка такая же, как в Коноше (жаль, оттуда нет фото с такого ракурса).
6. У вокзала сохранилась дореволюционная водонапорная башня времён постройки Транссиба. Проект интересный, — башня “двойная”. Вроде, такая же на станции Иланская в Красноярском крае.
Станция Тайшет возникла при строительстве Транссиба в 1897 году. На тот момент эти места входили не в Иркутскую губернию, а в Енисейскую, — в состав Канского уезда. В 1904 году здесь было открыто паровозное депо. При станции рос посёлок, ставший в 1906 году волостным центром. В 1938 году Тайшет получил статус города. И тогда же здесь образовался железнодорожный узел, когда Тайшет стал отправной точкой Байкало-Амурской магистрали: первый её участок, от Тайшета до Братска и до Усть-Кута, появился ещё задолго до ударной комсомольской стройки, и возводился силами заключённых. Завершён он был уже после войны — в 1951 году, когда прошёл первый поезд от Тайшета до станции Лена (город Усть-Кут). А в 1959-65 годах была построена Трасса Мужества — магистраль Абакан – Тайшет, по которой я сюда и приехал. И тогда Тайшетский узел обрёл существующую форму.
7. Паровоз-памятник на фоне здания путевой машинной станции (ПМС-67 Восточно-Сибирской ЖД). Также в Тайшете действует локомотивное депо (ТЧЭ-1), а станция является сортировочной.
Кроме того, неочевидный факт: Тайшет — это пуп земли Российских железных дорог. Речь идёт о том, что при путешествии через всю Россию в широтном направлении можно использовать разные пути, но Тайшет миновать невозможно (к примеру, если между Алтайским краем и Иркутской областью вы вместо Транссиба поедете по Южсибу, а дальше на восток вместо Транссиба по БАМу, то вы всё равно проедете через Тайшет). В общем-то, Тайшет является единственной такого рода станцией, хотя, строго говоря, обход участков Транссиба в Западной Сибири предполагает вариации маршрута с короткими заездами в Казахстан (впрочем, всё равно по участкам, принадлежащим РЖД, да и выезд с территории России будет незначительным). Однако восточнее Новосибирска Тайшет в любом случае неминуем.
8. Бюст Ленина рядом с вокзалом. Справа видно здание управления Тайшетского региона ВСЖД.
9. Рядом стоит скромный памятник в честь 40-летия начала и 30-летия окончания строительства БАМа (2014 год), который, как уже сказано, начинается в Тайшете, отходя на восток от Транссиба. Впрочем, как это тоже уже говорилось, в Тайшетский регион попадает лишь участок до станции Лена (Усть-Кут), построенный в 1938-51 годах. А магистраль, построенная комсомольцами в 1974-84, которой, собственно, и посвящён памятник, начинается уже там, в Усть-Куте. Однако и отмеченное на этой карте ответвление на Усть-Илимск было построено тогда же.
10. На привокзальной площади стоит небольшой мемориал Великой Отечественной войне:
11. Иду гулять по городу. Было солнечное утро, и город уже проснулся. Улицы оживлённые, люди спешат на работу.
12. Погода хорошая. С утра прохладно, но для восточно-сибирского климата суточные перепады вообще характерны. Судя по лужам, ночью или вчера хороший такой дождь прошёл.
Тайшет, как уже сказано, является порождением железной дороги, которую здесь можно считать градообразующим предприятием. Хотя раньше здесь действовали и другие заводы (например, завод по ремонту дорожных машин), которые не выжили после распада СССР, из-за чего население города сократилось с 43 тысяч в 1991 году до 33 в наше время. В 2007 году здесь началось строительство Тайшетского алюминиевого завода, которое затем было заморожено, хотя планы по возобновлению стройки существуют. Постсоветский упадок в Тайшете заметен: город выглядит бедно. Вместе с тем, однако, наблюдается оживление на железной дороге: из-за строительства вторых путей на Южсибе и БАМе в Тайшете активно расширяют станцию.
14. В окрестностях вокзала — микрорайон позднесоветских пятиэтажек улучшенной планировки, иногда с рисунками на торцах. Причём порой очень оригинальными. Вот, например: л5е0т Тайшету. Неплохо.
Дом, стало быть, построен в 1988 году, поскольку тогда отмечалось л5е0тие присвоения Тайшету статуса города.
15. А тут — “Россия”. Наверное, уже в начале 90-х дом построен.
16. А ещё в городе сохранились интересные деревянные двухэтажки. Построены они в 1940-е годы (хотя сначала я подумал на 1920-е), и явно для железнодорожников.
17. Домики очень интересные, но обветшалые. И скоро их не будет: на фасадах висят типовые таблички “Ваш дом будет расселён”.
18. Зелени в городе достаточно много.
19. Ещё один старый дом. Балконы особенно интересные.
20. Улица Гагарина. Её в Тайшете можно считать главной.
21. Подальше от вокзала — более старый район. Застроен хрущёвками.
23. Небольшая благоустроенная площадь с фонтаном:
25. Юбилейная площадь и сквер. Наверное, любимое место прогулок горожан. Левее кадра находится администрация Тайшетского района Иркутской области.
26. Здесь же стоит танк Т-34 (установлен в 1980 году, к 35-летию Победы). А дальше, в центре площади — стела
50-летия революции, в честь которого она и названа Юбилейной.
27. К вокзалу я возвращался другими улицами, которые застроены частным сектором. Его в Тайшете тоже много. Особенно в залинейной части (где я не был).
28. Много явно старых и хороших домов. Четырёхскатная крыша — явление, характерное для Сибири.
29. А здесь — патриотично оформленные ворота:
Потом я вернулся на вокзал, где перекусил в буфете и пошёл на свой поезд №100 Москва – Владивосток. Хоть и идёт он от начала до конца семь дней, но мне предстояло ехать лишь 12 часов в плацкартном вагоне до Иркутска. В Сибири расстояния большие: 12 часов на поезде, и всё по одной области. А ведь ехать по Иркутской области можно и гораздо дольше. Тайшет я, как видно, осмотрел бегло. Но, возможно, я ещё окажусь там и посещу также соседний Бирюсинск (это почти город-спутник).
32. В окно поезда я заснял пути локомотивного депо Тайшет. Видел также и начало БАМа, но его не запечатлел.
И напоследок — ещё несколько кадров из дороги в Иркутск.
33. Поезд идёт по Транссибу, который после Тайшета поворачивает строго на юго-восток, плавно огибая с северной стороны Восточный Саян: на самом деле, по пейзажам из окна поезда об этом вряд ли догадаешься, но от Транссиба до гор всего 80-100 километров на запад. На фото — одна из многочисленных станций, где-то в районе Нижнеудинска.
34. Станция Зима с долгой стоянкой и сменой локомотивной бригады. Слева виден мой вагон. Вот такая она — летняя Зима.
35. Сосновый бор где-то в районе Черемхово:
А потом был Иркутск, где я провёл пять дней. Дальше я в нескольких частях расскажу об этом замечательном городе.
Вам обязательно понравятся Тайшет — маленький городок в Иркутской области, который подкупает уютной атмосферой сибирской провинции. Здесь можно посетить интересные музеи, красивые парки, известные культурно-досуговые центры и знаменитые мемориальные комплексы. Как говорят отзывы туристов, это будет спокойная и познавательная экскурсия.
ТОП-3 — самые интересные места Тайшета
Для знакомства с городом стоит посетить достопримечательности, связанные с его историей и культурой. Такое путешествие не займёт много времени.
Краеведческий музей
Тайшетский краеведческий музей занимает скромное одноэтажное здание. Небольшая экспозиция посвящена истории города, начиная с эпохи неолита и заканчивая строительством Байкальско-Амурской магистрали (БАМ).
В первом зале туристы увидят археологические артефакты, обнаруженные в долинах рек Бирюса и Тайшетка. Среди них женские украшения, погребальные урны, орудия труда и культовые принадлежности. Все эти предметы были найдены на местах стоянок древних людей.
Значительное внимание в музее уделяется дореволюционной эпохе. В то время Тайшет развивался за счёт ремёсел и купечества. В выставке представлены старинные иконы, керамические изделия, рыбацкие ладьи и ткацкие станки. Здесь же можно увидеть образцы декоративно-прикладного искусства:
- украшения из бисера и лозы,
- народные костюмы с узорами ручной работы,
- расписные детские игрушки,
- резные наличники, снятые с ныне не существующих изб.
Третий зал посвящён Великой Отечественной войне. В этой экспозиции представлены медали, письма, оружие, документальные снимки и вырезки из газет. На стенде можно увидеть фотографии и прочесть биографии Героев Советского Союза, чьей малой родиной был Тайшет.
Заключительный зал посвящён БАМу. Тайшет являлся начальной точкой магистрали. В экспозиции рассказывается о строительстве железной дороги и трудовом подвиге горожан.
В музее также регулярно организуются временные выставки, посвящённые живописи, фотографии и краеведению. Кроме того, несложно сходить на мастер-классы, целью которых является сохранение старинных ремёсел и искусства.
Водонапорная башня
Водонапорная башня — главная архитектурная достопримечательность Тайшета. Она была построена в 1904 году, являет собой трёхъярусное кирпичное сооружение, состоящее из двух объединённых цилиндров. Редкие узкие окна украшены молдингом и рустовкой.
Под карнизом тянется орнаментальный фриз, а на крыше сохранились круглые слуховые оконца на манер русских кокошников. В центре выделяется ризалит под гранёным куполом. Водонапорная башня на протяжении полувека обеспечивала водой ближайшие дома, а также поезда, подходящие к станции.
После вывода из эксплуатации она некоторое время служила смотровой площадкой. В данный момент башня находится на реставрации. В начале 2000-х она получила статус объекта историко-культурного наследия и была взята под охрану государством.
Парк Культуры и Отдыха
Тайшетский Парк культуры и отдыха был основан в послевоенное время и с тех пор является самым популярным местом для прогулок в небольшом городке Иркутской области. В нем растут сосны, ели и берёзы, посаженные комсомольцами в 1950-х.
Летом в парке хорошо прогуляться пешком или покататься на велосипедах. Здесь есть как асфальтированные дорожки, так и экологические тропы, проложенные сквозь лес. На равном расстоянии друг от друга расположены скамейки для отдыха. Наиболее притягательным ПКиО становится зимой. На центральной площади устанавливается большая нарядная ёлка.
У подножия ели строится ледовый городок с ледяными горками, скульптурами, лабиринтами и каретами. Украшением парка являются гирлянды и арки с красочной подсветкой. Это чудесное место для семейного отдыха, а также для романтического свидания.
Прогулки на свежем воздухе
Парки и площади — самые живописные места Тайшета. Посетив их, вы не только отдохнете на свежем воздухе, но и увидите интересные памятники и арт-объекты. В еще в городе протекает живописная река, на берег которой горожане и туристы приезжают, чтобы отдохнуть и порыбачить.
Парк им. Пахотищева
Николай Дмитриевич Пахотищев — наверное, самый знаменитый уроженец Тайшета. В годы ВОВ он одним из первых совершил ночные вылеты. Доставлял грузы, фотографировал вражеские объекты и бомбил их. В конце войны он был удостоен звания Героя Советского Союза.
Помимо парка, в Тайшете имя Пахотищева носят школа и микрорайон. Сквер представляет собой экологическую зону. Здесь нет инфраструктуры, только густая берёзовая роща со множеством тропинок. Лучше всего посещать это место осенью, в период золотых листопадов.
Площадь «Юбилейная»
Главная городская площадь была основана 1977 году — в честь 60-й годовщины Тайшета. В центре была установлена каменная стела с барельефным гербом Советского Союза на вершине. Позже напротив стелы расположили танк Т-34, который украшает периметр и сегодня, привлекая внимание желающих сделать селфи.
Сегодня площадь «Юбилейная» является лучшим местом для отдыха с ребёнком. Летом здесь работают аттракционы: батуты, карусели, качели, «кенгуру». Зимой тут устанавливают нарядную ёлку, а также высокие деревянные горки. В новогоднюю пору площадь украшают снежными разукрашенными скульптурами.
Река Тайшетка
Река Тайшетка дала название городу. В переводе с кетского языка словосочетание «та шет (чет)» означает «тёплая вода». Предположительно, она получила такое наименование из-за горячих подводных ключей. Благодаря им вода в Тайшетке не замерзает даже в суровые сибирские холода, что многих удивляет.
В старину река была полноводной. Здесь ходили катера и рыболовные суда. В 1950-х Тайшетка значительно обмелела, но не утратила своей значимости. В ней обитают хариус, елец, щука, омуль и окунь. Тайшетка имеет рекреационное значение. На берегах обустроено несколько пляжей. Нетрудно трудно найти специальные места для разведения костров.
В тему: 55 лучших достопримечательностей Иркутска
Памятники истории и архитектуры
Строительство БАМа послужило толчком к советскому развитию Тайшета, сделав его городом железнодорожников. В окрестностях вокзала можно посмотреть достопримечательности, связанные с тематикой поездов и БАМа. Кроме того, есть в городе и мемориалы, посвящённые героям войн и легендарным правителям.
Здание железнодорожного вокзала
Изначально здание ЖД-вокзала было деревянным. Однако в 1904 году ему на смену пришло монументальное каменное строение, которое украшает Тайшет по сей день.
Речь про двухэтажную постройку в стиле эклектики, которая привлекает высокими окнами со сложным остеклением. На фасаде выделяются побелённые сандрики, архивольты и рустованные пилястры. Завершает композицию кубическая надстройка под куполом со шпилем. Здание многократно реставрировалось, но в целом сохранило исторический облик.
В советские годы Тайшетский железнодорожный вокзал был признан выявленным памятником архитектурного наследия. В настоящее время он охраняется государством.
Памятник паровозу Л-3449
Паровозы серии «Л» названы в честь советского инженера-локомотивостроителя Л.С. Лебедянского. В народе их прозвали «Лебедянки». В советские годы эти паровозы были самыми мощными и функциональными, из-за чего использовались буквально на всех железнодорожных магистралях страны. БАМ — не исключение.
Памятник паровозу Лебедянского был установлен в Тайшете в 2010-х годах. Постамент достопримечательности выполнен в виде железнодорожного полотна. Сами локомотив и вагон отреставрированы и подкрашены. На вагоне укреплена мемориальная доска с краткой информационной справкой.
Памятник в честь 100-летия Восточно-Сибирской ЖД
Памятник был установлен в августе 1998 года. Он представляет собой две стелы из чёрного мрамора. На одной из них выгравирована история железной дороги с указанием годов и событий, связанных с её развитием. На второй стеле выгравирована надпись посвящения, а также изображение паровоза Лебедянского.
Памятник в честь 40-летия БАМ
Памятник был торжественно открыт в 2018 году — это каменная стела с чёрным глянцевым покрытием. На ней изображена карта БАМа, фотография тайшетского вокзала и современного поезда. Надпись на постаменте гласит: «Байкало-Амурская магистраль начинается в Тайшете».
Памятник участникам локальных войн и вооружённых конфликтов
Напротив краеведческого музея находится выставка военной техники под открытым небом. Она включает гаубицу, танк и броневую машину пехоты. Комплекс посвящён памяти тайшетцев, которые пали на полях сражений в Афганистане и Чечне.
Фоном технике служит стена «Незабываемые страницы истории». На ней представлены карты боевых действий, исторические справки и имена погибших солдат-тайшетцев.
Памятник Героям Великой Отечественной войны
На привокзальной площади установлен памятник, посвящённый тайшетцам — героям ВОВ. Место для установки было выбрано неслучайно. Отсюда новобранцы отбывали на фронт, здесь же происходили долгожданные встречи в 1945 году.
Мемориальный комплекс представляет собой каменную плиту с изображением солдата. В руках у него штык. Рядом установлена тумба с бронзовой плитой, на которой увековечены имена восьми Героев Советского Союза.
Памятник В. Ленину
Недалеко от вокзала находится памятник Вождю Революции — В.И. Ленину. Каменный бюст политика покрыт золотой краской и помещён на высокий постамент, облицованный чёрными плитами. Вокруг мемориала разбит ухоженный сквер. Здесь цветут клумбы, расставлены лавочки, а по вечерам зажигаются скульптурные фонари.
Красивые фонтаны Тайшета
Площади и скверы города украшают живописные фонтаны. Некоторые из них выполнены в классическом стиле, другие более оригинальны. Места эти смело можно назвать «фишками» Тайшета.
«Античный» фонтан
В сквере у здания городской администрации находится самый красивый фонтан Тайшета. Он был установлен в 2013 году. Изначально композиция включала в себя две чаши, выполненные из чёрного гранита. В 2017 году верхнюю чашу украсили скульптурой девушки в античном греческом костюме. Она держит на плече кувшин, из которого ниспадают хрустальные струи.
Привокзальный фонтан
Летом рядом с вокзалом работает фонтан. Он представляет собой глубокую кирпичную чашу с орнаментальным поясом. Фонтан состоит из тридцати тонких струй. В жаркий день они наполняют воздух мелкими брызгами, в которых переливается радуга. Вокруг фонтана разбит небольшой сквер с обилием зелени и комфортными лавочками в тени деревьев.
Куда сходить с ребенком в Тайшете
В Тайшете действуют два культурно-досуговых центра, которые очень понравятся детям, которых тут ждут увлекательные представления, концерты и спортивные игры.
Дом культуры «Радуга»
«Радуга» — одна из лучших концертных площадок Тайшета. Дом культуры был открыт в советские годы и остаётся популярным до сих пор. Комплекс располагает концертным залом на 300 мест. На его сцене проходят праздничные мероприятия, музыкальные концерты, различные шоу и анимационные представления.
В комплексе есть спортивный зал, в котором устраиваются соревнования, мастер-классы, конкурсы и спортивные игры. На базе ДК действуют детские и юношеские кружки. Детей учат пению, игре на музыкальных инструментах, театральному искусству, вышивке, рисованию и т.д.
В фойе работает небольшой музей, где можно посмотреть работы участников творческих объединений. Здесь же есть стенд с фотографиями, на которых запечатлены городские фестивали и яркие моменты из жизни «Радуги». Во дворе «Радуги» оборудована детская игровая площадка с горками, качелями и песочницами.
Районный ДК «Юбилейный»
Дом культуры «Юбилейный» специализируется на музыкальных концертах и театральных представлениях. В репертуар заведения входят постановки по произведениям русских и зарубежных классиков и сказителей.
Гости отмечают красивые декорации, комфортную обстановку в зрительном зале и уютную атмосферу. При «Юбилейном» действует детская музыкальная школа. Регулярно здесь проходят отчётные концерты и мероприятия, где школьники принимают участие.
Стадион «Локомотив»
Как говорят отзывы, стадион «Локомотив» — сердце спортивной жизни Тайшета. В инфраструктуру комплекса входит футбольное поле с естественным покрытием, детская игровая площадка и тренажёрный корт под открытым небом.
Летом здесь проходят соревнования по футболу, а также марафоны и кроссы. Зимой на поле заливается самый большой в городе открытый каток. Это отличный стадион, который понравится любителям активного отдыха.
Культовые святыни
В начале XX века в Тайшете существовало несколько старинных храмов, но они были утрачены в советские годы. Сегодня город украшают современные, молодые церкви, которые стали оплотом духовной и культурной жизни местного населения.
Храм иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
В 2019 году в Тайшете был построен храм, ставший одной из его самых настоящих архитектурных жемчужин. Кирпичное здание выполнено в шатровом стиле, что приближает его к каноничным церквям России.
Храм имеет сложную композицию с каскадными крышами и богатым завершением. Крыши третьего и четвёртого ярусов увенчаны кокошниками с фресками и золотыми главами. В центре возвышается световой восьмерик под выразительным шатром.
В старинном стиле выполнены и главные ворота, которые украшают круглые двухъярусные башни с крышами-конусами. Открытие храма стало сенсацией для города, ведь до этого здесь не было настолько роскошной церкви.
Храм Петра и Павла
Петропавловский храмовый комплекс стал первым постсоветским культовым заведением Тайшета. Православной общине было выделено одноэтажное здание, которое позже обустроили под временную церковь.
Коньки крыш увенчаны лазурными главками. На фронтоне деревянного тамбура можно видеть икону с изображением апостолов Петра и Павла. Несмотря на открытие нового храма в 2019 году, Петропавловская церковь продолжает действовать.
Тайшет покорит туристов уютной атмосферой тихой сибирской глубинки. Здесь есть всё что нужно для спокойного отдыха: красивые парки, интересные музеи и культурные центры. Гости однозначно останутся довольны подобным путешествием.