Что входит в благоустройство города
Уличное благоустройство городских территорий – комплекс мероприятий, которые направлены на то, чтобы создать и поддерживать городскую среду в функциональном, экологичном, эстетичном и информативном состоянии. Оно затрагивает общественные пространства города, территории жилого и рекреационного назначения. Все они имеют свои особенности благоустройства, но в большинстве случаев работы происходят по одному сценарию:
- Исследуется рельеф, тип грунта и другие особенности участка.
- Разрабатывается проект, определяющий виды, объемы и стоимость работ.
- Ведутся работы с рельефом: разрабатывается грунт, прокладываются коммуникации, зонируются территории и пр.
- Укладываются покрытия, организуется освещение, прокладываются дороги и тропинки.
- Ведутся работы по озеленению и ландшафтному дизайну.
- Устанавливаются элементы оформления городской среды.
Создание современного общественного пространства в городах возможно только при участии жителей, в том числе в распределении бюджетных средств на местном уровне
РБК начинает публикацию совместных материалов с центром Res Publica Европейского университета в Санкт-Петербурге. Его сотрудники — социологи и антропологи — с 2013 года участвуют в эксперименте по привлечению жителей нескольких городов к управлению муниципальными бюджетами. Этот новый для России опыт — источник уникальных данных о проблемах взаимодействия власти и граждан.
В 2017 году знаменитое московское благоустройство добралось до регионов: по всей России запустилась приоритетная программа «Комфортная городская среда». Федеральный бюджет выделил на нее 25 млрд руб. (и еще по 20 млрд планируется тратить в ближайшие три года), столько же должны добавить регионы и муниципалитеты.
В программе можно встретить хорошо знакомые москвичам выражения вроде «благоустройства территорий общественных пространств» и создания «городов для пешеходов». Есть в программе и важное новшество: ее создатели впервые заговорили об активной роли граждан, о необходимости «вовлечения людей и общественного участия в принятии решений и реализации проектов комплексного благоустройства и развития городской среды». Это похоже на шаг в сторону практик и идей, давно прижившихся в развитых странах, на признание ошибок московского опыта и попытку исправить их, спросив наконец у самих жителей, какое благоустройство им нужно.
К сожалению, ниже подзаголовков модные тезисы рассыпаются. По сути, новая приоритетная пятилетняя программа, призванная кроме прочего облагородить пространства российских городов к чемпионату мира по футболу 2018 года, — это дорогостоящая попытка внедрить на всей территории страны общефедеральные стандарты благоустройства, прежде отданного на откуп муниципальным властям. В итоге в Норильске, Краснодаре, Астрахани и Чите предлагается по единому плану создавать «общественные пространства», благоустроенные «в лучших традициях» постсоветской Москвы. В развитых странах такой подход уже десятилетия считают устаревшим.
Концептуальная путаница
Первое основание для критики: программа произвольным образом смешивает все три вышеописанные парадигмы работы с городской средой (эстетическое благоустройство, потребительское благоустройство и проектирование общественных пространств) на уровне терминов, тезисов, лозунгов, показателей отчетности. В какой-то мере это смешение отражает реальность наших городов, и это нормально: появление каждой новой парадигмы не означает полный отказ от предыдущих. Сложные и разнообразные современные города должны включать пространства всех трех типов. Однако стратеги федерального уровня как минимум должны сознавать и отражать в формулировках, чем различаются эти подходы и почему показатели эффективности, разработанные для одного из них, неуместны для другого.
Правила благоустройства городских территорий
Благоустройство территорий города ведется в соответствии со строительными и санитарно-гигиеническими нормативами. Основным документом в этой сфере можно считать Градостроительный кодекс РФ. Кроме него при организации благоустройства городских территорий применяются:
- Федеральный закон №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
- Федеральный закон №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления».
- Федеральный закон №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды».
- Федеральный регламент №384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
- Приказ №153 от 15 декабря 1999 г. «Об утверждении правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ».
- СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий».
- СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги».
- СНиП II-60-75 «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов».
- ГОСТ Р 28329-89 «Озеленение городов. Термины и определения».
- СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение».
В зависимости от сферы благоустройства в список могут включаться более узкоспециализированные документы. Они отражают требования конкретной отрасли. Союз производителей «Атрида» предлагает свои услуги по комплексному благоустройству территорий. В их список входит все, начиная от выезда на объект для его изучения до проектирования, утверждения и выполнения всех работ под ключ.
Вы можете самостоятельно ознакомиться с примерами благоустройства городских территорий и заказать понравившийся вариант или сделать заявку на создание нового проекта. Всем нашим клиентам доступны техническое и гарантийное обслуживание, поэтому с нами участок, за который вы ответственны, всегда будет в надлежащем состоянии.
Масштабное единообразие
Второе основание коренится даже не в содержании происходящего, а в способе его воплощения в жизнь, — с размахом, сразу, везде и одинаково, несмотря на чрезвычайное разнообразие условий жизни в разных частях России. Масштабность процесса, в рамках которого в считаные годы предполагается охватить 12 тыс. муниципалитетов и 72 региона, поражает воображение и заставляет усомниться в его успехе. Невнимание к региональным отличиям может сыграть злую шутку с проектом, который, если вести речь не о скамейках, клумбах и фонарях, а о людях, требует крайне осторожного подхода и отказа от тактики быстрых побед, с помощью которых чиновникам предлагается о нем отчитываться. Вместо требования применить единый алгоритм во всех регионах страны стоило бы предложить небольшое число разнотипных пилотных регионов и муниципалитетов с последующей доработкой инструментария.
Кроме того, такой масштаб проекта при единообразии подхода неизбежно приведет к преимуществу количества над качеством и формы над содержанием: за положенными в основу отчетности словами и цифрами исчезнет самое главное — то, для чего проект придумывался.
Но все это помимо прочего означает, что общественные городские пространства это все еще наше потенциальное будущее. Случится ли оно и в каком виде, зависит от нашей способности начать эти пространства создавать. Поэтому самый главный вопрос, на который следует отвечать, формулируя стратегию развития городов, заключается не в том, какую среду мы хотим создать, а в том, каких людей мы рассчитываем получить.
Какие задачи выполняет благоустройство и что к нему относится
Значение благоустройства городских территорий заключается в том, чтобы обеспечить территориям города надлежащее техническое состояние и в дальнейшем его поддерживать. Это касается городских улиц, площадей и придомовых территорий. Благоустройство призвано повысить качество жизни жителей, сделать городскую среду комфортной и привлекательной, добиться высокой эстетичности и соответствия санитарно-гигиеническим требованиям.
Что относится к благоустройству города:
- Покрытия дорог, площадей и зеленых зон, созданные, как и освещение, для безопасного и комфортного передвижения.
- Элементы сопряжения поверхностей, включая ступени, пандусы, бортовые камни и лестницы.
- Пешеходные коммуникации: тротуары, дорожки, аллеи и тропинки, обеспечивающие связь между отдельными участками городских территорий и объектов.
- Элементы озеленения: растения, кустарники, живые изгороди.
- Малые архитектурные формы: скамейки, автобусные остановки, фонтаны, детские, игровые и спортивные площадки и другие функционально-декоративные объекты.
Малые архитектурные формы (МАФ) как элементы благоустройства городской территории помогают формировать архитектурный облик города и повышают комфортность проживания. Те же функции выполняет озеленение, которое дополнительно имеет оздоравливающее значение, поскольку растения очищают и увлажняют воздух, уменьшают уровень городского шума и ослабляют потоки ветра.
Садово-парковые хозяйства создают в городской черте условия для отдыха жителей. В районах с промышленными предприятиями озеленение дополнительно решает вопрос минимизации вредного воздействия на жилые массивы.
От созерцателя к потребителю
Благоустройство по-советски знакомо всем нам по клумбам в центре городских площадей, вазонам на ограждениях проезжей части, выложенным цветами-однолетками приветственным лозунгам на склонах. Это эстетическая парадигма благоустройства, где «благо» сводится к «красоте» — такой, как ее представляют ответственные за благоустройство чиновники и ландшафтные архитекторы. Суть ее — украшение ландшафта. Хотя и определенная прагматика такому подходу не чужда. Возможно, он имел и имеет целью создать состояние умиротворения и гармонии в мятущихся душах городских жителей.
В постсоветское время эстетическая парадигма благоустройства постепенно была вытеснена потребительской. Здесь в центр поставлен не созерцатель, а потребитель, приходящий поглазеть, потрогать, купить, поваляться. Таблички «по газонам не ходить» сменились приглашающими к лежанию на траве шезлонгами, а стоимость ухода за вытаптываемой травой была заложена в арендную плату соседних кафе. Форма газонов стала современнее: сложные геометрические фигуры пришли на смену концентрическим кругам, «якорям» и «солнышкам».
Однако важно понимать, что оба описанных выше подхода не имеют никакого отношения к созданию настоящих «общественных пространств» в современном понимании.
Формирование и благоустройство городской среды
В этой статье:
5 принципов масштабной реорганизации
6 видов пространств для благоустройства
Задачи формирования комфортной городской среды
К 2050 году доля городского населения планеты увеличится до 68%, составив 6,5 млрд человек. Тенденция затрагивает и Россию, в нашей стране процесс урбанизации происходит более стремительно, чем в Европе, США. Без формирования современной комфортной городской среды возможет риск наступления инфраструктурного коллапса. Поэтому с 2018 года началась реализация государственного проекта по благоустройству территорий.
Программа формирования комфортной современной городской среды основана на комплексе новых подходов к благоустройству.
1. Привлечение общественных структур, бизнеса, активного населения. Например, люди получили возможность голосовать за приоритетные объекты. А различные сообщества помогают отстаивать интересы граждан, способствуя решению задач формирования доступной городской среды.
2. Разработка и актуализация правил проведения работ. Вступил в силу Закон Московской области № 101/2021-ОЗ, обновлены методические рекомендации в соответствии с приказом Минстроя России от 29.12.2021 N 1042/пр, составлен свод правил 82.13330.2016 и т.д.
3. Запуск пятилетних региональных, муниципальных программ. Благодаря им темпы реорганизации пространства повысятся, а результат станет более наглядным.
4. Введение индекса качества формирования современной городской среды на территории населённых пунктов. Он рассчитывается по 6 критериям: безопасность, комфортность, экологичность, идентичность, актуальность, эффективность управления.
5. Создание реестра лучших реализованных проектов с целью распространения позитивного опыта.
Государственная программа формирования комфортной городской среды в Москве, Московской области, регионах распространяется на несколько видов пространств.
• Жильё, дворы многоквартирных домов. Важно создать современные функциональные зоны для всех групп пользователей. В том числе для семей с детьми разных возрастов, подростков, молодёжи, взрослых, пенсионеров, автовладельцев, владельцев домашних животных.
• Улично-дорожная сеть. Формирование благоустройства городской среды базируется на доступности локаций, спокойной транспортной обстановки. Необходимо качественное дорожное покрытие, тротуары с пандусами, полноценное освещение. В тренде электросамокаты, велосипеды, для них тоже нужны продуманные маршруты.
• Озеленение. Деревья, кустарники улучшают экологическую обстановку, защищают от шума, сокращают острова тепла, нормализуют эмоциональное состояние местных жителей.
• Общественно-деловая инфраструктура. Формирование общественной городской среды подразумевает развитие объектов торговли, сервиса. Становление бизнеса способствует улучшению экономической ситуации в регионе. С появлением новых общественных пространств возникают дополнительные рабочие места, сокращается уровень безработицы, растёт финансовое благополучие населения.
• Социально-досуговая инфраструктура. Сюда относятся спортивные кластеры, зоны для проведения мероприятий, туристические локации, детские площадки и т.д. У людей появляется возможность для разнообразного времяпрепровождения. А у активного населения высокая лояльность к местной администрации и правительству в целом.
• Общегородское пространство. Территориями общего пользования, такие как парки, набережные, площади, имеют открытый доступ для людей, располагают к встречам, общению, прогулкам. Их оформление демонстрирует разнообразие, высокое качество социальной, культурной жизни горожан.
С ростом населённых пунктов необходимо находить дополнительные возможности для развития предпринимательства, туризма. Для этого восстанавливают исторические, природные памятники, открывают новые достопримечательности. В работе задействованы архитектурные компании, которые предлагают интересные, оригинальные концепции.
Например, компания Mirror Group определяет приоритетное направление формирования комфортной городской среды для каждого населённого пункта, разрабатывает комплексные решения. Обновлённые территории, объекты привлекают туристов, инвесторов, предпринимателей. Ведь благоустройство предполагает формирование комфортной городской среды не только для жизни, но и для бизнеса, работы.
От потребителя к гражданину
Создание в городе общественных пространств — это не вопрос удовлетворения потребителей. Это подход к проектированию городской среды, который ориентирован на превращение горожан в граждан.
Гражданин здесь тот, кто готов тратить время и силы на создание блага не только для себя, своей семьи или своей социальной группы. Он способен подняться над частными интересами и помыслить город как общее достояние, где нужно не огораживать блага заборами и шлагбаумами, а открывать для людей; не ломать и уносить домой, а чинить и приносить из дома.
Что может способствовать такой перестройке сознания? В первую очередь — механизмы вовлечения жителей в создание городской среды. В России уже есть примеры таких механизмов. Это проекты «Твой бюджет» (Санкт-Петербург), «Я планирую бюджет» (Сосновый Бор Ленинградской области) и аналогичные в нескольких других городах. Суть в том, что жителям предлагается участвовать в распределении небольшой доли муниципального бюджета: проводится конкурс заявок, идет детальная проработка реализации совместно с чиновниками и голосованием определяются заявки-победители. Российский опыт в целом подтверждает то же, что известно на примере западных городов: когда жителей приглашают к обсуждению, дают им реальную власть и вовлекают в разработку проектов, в процессе этой работы у людей меняется взгляд. Приходя с мыслью пролоббировать нечто полезное лично для себя, участник обсуждения в итоге отстаивает общий проект с учетом интересов тех категорий людей, о ком он никогда и не думал, — собачников, родителей с маленькими детьми, автомобилистов, инвалидов и прочих.
Так в Сосновом Бору появилась уникальная детская площадка, известная на весь город своими удобством и продуманностью. Примечательно, что первоначально у этой идеи были противники — жители домов, возле которых планировалось разместить площадку. Ее пришлось перенести, но она осталась общедоступной. Когда же площадка стала мегапопулярной в городе, жители «консервативных» домов пожалели, что не стали участниками проекта.
Проект Минстроя
Методические материалы к федеральному проекту, подготовленные Минстроем и единым, как принято, оператором проекта КБ «Стрелка», включают описание всех современных мировых трендов, от программирования общественных пространств до инструментов вовлечения граждан в проектирование. Причем вовлечение граждан стоит тезисом номер один. Но в самих документах, на основе которых регионы и будут отчитываться о выполнении программы, речь идет главным образом об уборке, освещении и досуге. Успех оценивается по количеству благоустроенных площадей, процентам и долям благоустроенных пространств к другим территориям в городе, охвату групп населения и числу малых архитектурных форм. Единственным фактическим отражением тезиса о вовлеченности можно считать такой показатель, как «информация о наличии трудового участия граждан, организаций в выполнении мероприятий по благоустройству дворовых территорий, муниципальных территорий общего пользования (при наличии такой практики)». При всем желании за ним трудно усмотреть механизмы «соучаствующего проектирования» и общего принятия решений.
Два типа городских пространств, которым посвящена значительная часть минстроевских рекомендаций, — это парки и дворы. Ни те ни другие не обладают достаточным потенциалом для создания общественных пространств, зато это прекрасные, понятные чиновникам старой закалки полигоны для применения навыков классического благоустройства — уборки, освещения, озеленения.
Предлагаемая Минстроем программа — колоссальный шаг вперед по сравнению с тем подходом к благоустройству, что мы имели еще совсем недавно. Но ее изъяны грозят дискредитировать это благое начинание.