Проект «Умный город» направлен на формирование эффективной системы управления городским хозяйством, создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан и повышение конкурентоспособности российских городов.
Проект реализуется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в рамках национального проекта «Жильё и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Цифровая трансформация и автоматизация процессов, не есть самоцель проекта Умный город. Цель — в комплексном повышении эффективности городской инфраструктуры, особенно в критические моменты.
Для оценки эффективности мероприятий, реализуемых в рамках проекта и всего проекта целиком, совместно с МГУ был разработан интегральный индекс оценки хода и эффективности цифровой трансформации городского хозяйства («IQ городов»).
Индекс IQ городов может указать и на эффективность работы местных властей — обратить внимание глав субъектов на ещё не проработанные направления и найти точки роста.
содержит 47 показателей по следующим направлениям:
Конкурс «Лучшая муниципальная практика»
В 2020 году 4 номинации Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» были дополнены пятой номинацией «Умный город», которую курирует Минстрой России.
200 миллионов рублей — призовой фонд номинации. Города, занявшие 6 призовых мест по двум категориям (города и сельские поселения), получают дотации в размере от 10 до 75 млн. рублей.
Примеры лучших муниципальных практик, признанных победителями Конкурса в 2020 году, а также интересные и выделяющиеся практики, поданные на Конкурс, но не набравшие достаточное количество баллов опубликованы в сборнике.
Мероприятия, напрямую влияющие на увеличение инвестиционной привлекательности городов
- Устойчивая экономическая система
- Инновации в помощь в развитии отрасли умных городов
Мероприятия, призванные увеличить физическую и виртуальную безопасность жителей. Комплексные системы видеонаблюдения, элементы экстренного вызова служб.
- Общественная безопасность
- Безопасность коммунальной инфраструктуры
- Координация служб и ведомств в чрезвычайных ситуациях
- Транспортная безопасность
- Экологическая безопасность
Мероприятия, направленные на совершенствование физического окружения и взаимодействия жителей и городских властей.
- Умное ЖКХ
- Комфортная городская среда
- Городской транспорт и мобильность
Цифровое городское управление
Мероприятия, обеспечивающие скоординированную и прозрачную работy государственных органов.
- Городское планирование
- Эффективно функционирующие государственные услуги
- Открытое правительство
- Координация служб и ведомств, синхронизация работы различных ведомств и служб
Мероприятия, направленные на улучшение качества жизни горожан (мониторинг здорового образа жизни); системы, связанные с образованием (пропуска, электронные дневники , ID); оцифровка культурно-досугового времяпрепровождения; обеспечение туристической навигации и сервисов для туристов.
- Здоровый образ жизни
- Социальная политика
- Образование
- Культура и досуг
- Туризм
Если у меня остались вопросы?
Мы с радостью на них ответим. Если вы хотите больше узнать о мероприятиях проекта, уровне участия своего города или вы представитель города и хотели бы принять участие в проекте, обращайтесь:
10:24 28.10.2021
(обновлено: 16:35 28.10.2021)
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
МОСКВА, 28 окт – Пресс-служба Фонда развития цифровой экономики. 27 октября 2021 года состоялась III ежегодная всероссийская онлайн-конференция Forum.Digital Smart City (18+), посвященная цифровизации городской среды и ЖКХ. Организатором выступил Фонд развития цифровой экономики (ФРЦЭ).
Заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Константин Михайлик, который теперь курирует ведомственный проект по цифровизации городского хозяйства, сделал ряд важных заявлений относительно будущего проекта:
– в ближайшее время основные нормативы проекта будут уточнены для синхронизации с мероприятиями по достижению национальных целей и отраслевыми, и региональными стратегиями цифровой трансформации;- будет утвержден новый персональный состав рабочей группы по реализации проекта;
– Минстрой России рассматривает вопрос о возможности и форматах выделения регионам России дополнительных средств для реализации проекта из федерального бюджета.
В пленарном заседании “SMART CITY— цифровая инфраструктура городского пространства” приняли участие министр цифрового развития Удмуртской Республики Тимур Меджитов, заместитель министра цифрового и технологического развития Сахалинской области Юрий Джафаров, директор департамента цифровой трансформации Нижнего Новгорода Марат Фатхуллин, директор фонда “Московский инновационный кластер” Анатолий Валетов, член Общественного совета Минэкономразвития России, руководитель направления “Стратегия цифровой трансформации Фонда развития цифровой экономики” Анна Никитченко, руководитель отдела развития Rubetek Тимофей Колотовкин. Модерировал дискуссию член общественного Совета при Министерстве экономического развития РФ, член Совета Фонда развития цифровой экономики Максим Черешнев.
В сессии “Эпоха высоких технологий и их роль в “Умном городе” участвовали первый заместитель губернатора Белгородской области Евгений Мирошников, министр информационных технологий, связи и цифрового развития Челябинской области Игорь Фетисов, заместитель руководителя Исполкома Общероссийского Народного Фронта Сергей Горбунов, руководитель ЦК “Умный город” Фонда развития цифровой экономики Иван Буртник, советник генерального директора АНО “Диалог-Регионы” по вопросам цифровизации Александр Похлебаев, президент “Цифровая Эра Транспорта” Антон Журавлев, генеральный директор “Большая тройка” Артём Седов, заместитель начальника Госинспекции по недвижимости города Москвы Дарья Степанова, руководитель по работе с государственными клиентами IT-компании Lad Анатолий Гейгер. Модератором сессии выступил член рабочей группы Минстроя России по реализации проекта “Умный город” Анатолий Курманов.
Участники конференции обсудили российские и зарубежные кейсы формирования “умного города”, работу цифровых Центров управления регионами, опыт взаимодействия компаний с Big Data, применение в городском управлении искусственного интеллекта и сервисов обратной связи с населением, а также обменялись идеями оценки эффективности внедрения инновационных технологий во всех сферах городского хозяйства.
Особое внимание в обсуждении было уделено реализации и перспективам проекта Минстроя России “Умный город”. “Задача не изменить цели и принципы проекта, а учесть и улучшить то, что уже было сделано за три года”, – подчеркнул Константин Михайлик.
Заместитель руководителя Исполкома Общероссийского Народного Фронта Сергей Горбунов в своём выступлении отметил, что именно удобство и комфорт жителей городов является “главным мерилом”, по которому необходимо делать выводы о необходимости и качестве работы, направленной на цифровую трансформацию городского хозяйства. Комплексное использование цифровых технологий при модернизации ЖКХ, создании комфортной городской среды, обеспечении транспортного обслуживания, вовлечении жителей в решение вопросов местного значения действительно может помочь добиться не просто быстрых, но прорывных результатов при формировании эффективных систем. “Важно помнить, что наша основная задача не решать проблемы после того, как они уже возникли, а не допускать их”, – отметил Сергей Горбунов.
Запись трансляции конференции доступна к просмотру в официальном канале Forum.Digital на YouTube.
Forum.Digital – проект Фонда развития цифровой экономики, серия ежегодных форумов по цифровой трансформации отраслей экономики. Следующее мероприятие “B2CDTO: бизнес-практики для цифрового государства” – онлайн-конференция, посвященная цифровизации госуправления, – состоится 12 ноября в МИА “Россия Сегодня”.
Партнерский материал. МИА “Россия сегодня” не несет ответственности за содержание материала. Товары и услуги подлежат обязательной сертификации.
1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года.
2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением, при разработке и реализации региональных программ и иных документов стратегического планирования.
УТВЕРЖДЕНОраспоряжением ПравительстваРоссийской Федерацииот 27 декабря 2021 г. N 3883-р
Стратегическое направлениев области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года
Основаниями разработки стратегического направления в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года (далее соответственно – цифровая трансформация, стратегическое направление) являются:
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 “О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации”;
Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 “О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы”;
Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 “О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года”;
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”;
Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 “О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации”;
Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 “О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации”;
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года”;
Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р;
национальный проект “Жилье и городская среда” (паспорт утвержден протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. N 16);
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;
постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 2019 г. N 549 “О государственной поддержке компаний-лидеров по разработке продуктов, сервисов и платформенных решений на базе “сквозных” цифровых технологий”;
национальный проект “Национальная программа “Цифровая экономика Российской Федерации” (паспорт утвержден протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. N 7);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 января 2020 г. N 20-р;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2020 г. N 3143-р;
перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N Пр-2242 по итогам конференции по искусственному интеллекту;
план мероприятий цифровой трансформации системы управления отрасли строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на базе интегрированной информационной системы управления в целях реализации стратегии “Агрессивное развитие инфраструктуры”, утвержденный протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллина от 21 мая 2021 г. N МХ-П49-79пр.
В ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:
технологии информационного моделирования;
технологии обработки больших данных;
технологии систем распределенного реестра;
технологии виртуальной и дополненной реальностей;
технологии быстродействующих систем обработки информации;
технологии пространственного анализа и моделирования;
технологии в области искусственного интеллекта;
технологии интернета вещей;
технологии проводной и беспроводной передачи данных;
технологии микроэлектроники и радиоэлектроники.
Указанные технологии будут применены:
при формировании графика строительства;
при оказании государственных и муниципальных услуг;
при формировании реестра нормативно-технических документов в машинопонимаемом и человекочитаемом виде;
при реализации строительного надзора и строительного контроля;
при реализации концепции “умный дом”.
Использование программно-аппаратных средств и программного обеспечения отечественного происхождения является главным приоритетом при обеспечении цифровой трансформации на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства.
Стратегическое направление определяет основные направления развития цифровой системы управления жизненным циклом строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства для достижения следующих ключевых показателей эффективности по национальным целям, национальным проектам и государственным программам:
увеличение объема жилищного строительства в целях достижения целевого показателя улучшения жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно и не менее чем 120 млн. кв. метров в год;
кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30 процентов, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в 2 раза;
доведение в крупнейших городских агломерациях доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности до 85 процентов;
применение новых механизмов развития и эксплуатации дорожной сети, включая использование инфраструктурной ипотеки, контрактов жизненного цикла, наилучших технологий и материалов;
обеспечение учета в целях устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;
достижение “цифровой зрелости” строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства;
внедрение сквозных цифровых технологий на всем жизненном цикле объектов вне функционального назначения и источника финансирования;
увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов.
Результаты и эффекты от реализации решений стратегического направления целевым образом направлены на 4 группы получателей – физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления.
Стратегическое направление утверждается до 2030 года с ежегодной актуализацией по мере необходимости.
В рамках реализации стратегического направления предусмотрено внедрение программного и аппаратного обеспечения российского происхождения.
Приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации
Целью цифровой трансформации является достижение “цифровой зрелости” строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства.
Задачами цифровой трансформации являются:
сокращение количества процедур, в том числе путем закрепления закрытого перечня строительных процедур;
переход на исключительно электронный обмен информацией между участниками строительной отрасли;
исключение административных барьеров для обеспечения срока не более 7 дней от идеи до выхода на строительную площадку;
унификация процедур на уровне субъектов Российской Федерации;
повышение “цифровой зрелости” отрасли строительства, включая работы по изменению нормативно-правовой базы и переводу нормативно-технической документации в машиночитаемый формат, формированию базовых классификаторов, информационных реестров, форматов машиночитаемого обмена информацией, а также по формированию цифровых данных в форме, обеспечивающей их автоматическую и интеллектуальную обработку в информационных системах. Достижение “цифровой зрелости” в отрасли жилищно-коммунального хозяйства за счет стандартизации применения интеллектуальных систем, технологии интернета вещей, применения принципа сквозных технологий на основе отечественных решений;
поддержка граждан в части повышения доступности и качества оказываемых государственных и муниципальных услуг в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения вовлеченности в вопросы управления жилищно-коммунального хозяйства.
III. Проблемы и вызовы цифровой трансформации
Проблемами текущего состояния строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, решаемыми при цифровизации, являются:
наличие избыточных требований и процедур в инвестиционно-строительном цикле;
наличие инвестиционно-строительного проекта со 103 контрагентами и 136 процедурами;
осуществление 95 процентов взаимодействий между участниками на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства на бумаге либо в электронном нередактируемом формате;
длительность процедуры получения исходно-разрешительной документации от 20 до 50 процентов времени инвестиционно-строительного цикла;
отсутствие возможности идентификации и мониторинга объектов капитального строительства на всем протяжении жизненного цикла данных объектов;
низкая степень вовлеченности физических лиц в систему управления объектами собственности (многоквартирные дома, индивидуальное жилищное строительство, арендное строительство);
неунифицированные процедуры в муниципальных образованиях как препятствие масштабированию строительного бизнеса;
длительность процедур получения финансовых средств по результатам выполнения работ ввиду сложности оформления бумажной документации;
недостаточный уровень импортозамещения систем информационной безопасности, используемых в жилищно-коммунальном хозяйстве и городском хозяйстве;
отсутствие стандарта оснащения жилищного фонда интеллектуальными системами и невозможность их интеграции со связанными системами, в том числе в проектах “Безопасный город” и “Умный город”.
Решение указанных проблем за счет развития цифровых решений окажет позитивное воздействие на строительную отрасль, городское и жилищно-коммунальное хозяйство Российской Федерации, при этом выделяются следующие задачи цифровой трансформации:
разработка отраслевых цифровых систем поддержки принятия управленческих решений, отвечающих современным запросам по эффективному планированию, проектированию, эксплуатации и текущему управлению объектами, направленным на достижение национальных целей и решение стратегических задач;
минимизация “цифрового неравенства” субъектов Российской Федерации в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства;
формирование ресурсной базы для перехода к интенсивным методам реализации государственной политики и обеспечения безбарьерной цифровой среды;
создание системы непрерывного отраслевого образования и повышения квалификации по новым специальностям и инновационным технологиям, отвечающим вызовам времени;
формирование единой системы сбалансированного пространственного развития территории в единстве жилищного, промышленного строительства и строительства линейных объектов;
повышение уровня цифровизации цепочки поставщиков коммунальных услуг (производство, сбыт, транспортировка, потребление);
обеспечение перехода на современные (риск-ориентированные) подходы эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства и городского хозяйства, основанные на предиктивной аналитике, технологиях искусственного интеллекта.
Реализация указанных задач цифровой трансформации подвержена ряду стратегических рисков, среди которых наиболее значимыми являются:
риск повышения стоимости информационного обмена вследствие отсутствия единых стандартов данных;
риск получения недостоверных данных для принятия управленческого решения вследствие высокой доли ручного ввода данных и человеческого фактора, отсутствия достоверных данных (источников) в реальном масштабе времени;
риск существенного увеличения трудозатрат в связи с потенциальным ростом объемов обрабатываемой информации;
риск снижения качества реализации цифровых инициатив ввиду отсутствия центров ответственности в части методологии;
риск увеличения сроков реализации цифровых инициатив в связи с низким уровнем “цифровой зрелости” участников;
риск увеличения сроков реализации цифровых инициатив ввиду жесткой иерархической структуры управления и слабых горизонтальных связей.
Проекты цифровой трансформации приведены в приложении N 1. Показатели цифровой трансформации приведены в приложении N 2.
Участники реализации стратегического направления
Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за координацию реализации стратегического направления, является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно со следующими соисполнителями:
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
Министерство финансов Российской Федерации;
Министерство транспорта Российской Федерации;
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;
Министерство экономического развития Российской Федерации;
Министерство энергетики Российской Федерации;
Министерство образования и науки Российской Федерации;
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
Федеральная антимонопольная служба;
Федеральная служба по труду и занятости;
Федеральная служба государственной статистики;
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
Федеральное дорожное агентство;
Другими участниками реализации Стратегического направления являются:
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
органы местного самоуправления;
Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”;
Государственная компания “Российские автомобильные дороги”;
Государственная корпорация “Росатом”;
открытое акционерное общество “Российские железные дороги”;
акционерное общество “ДОМ.РФ”;
публично-правовая компания “Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства”;
Государственная корпорация “Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства”;
федеральное автономное учреждение “Главное управление государственной экспертизы”;
федеральное автономное учреждение “Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве”;
акционерное общество “Почта России”;
автономная некоммерческая организация “Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)”;
образовательные учреждения высшего и среднего специального образования отрасли;
юридические лица строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства.
Приложение N 1к стратегическому направлениюв области цифровой трансформациистроительной отрасли, городского ижилищно-коммунального хозяйстваРоссийской Федерации до 2030 года
Проектыцифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года
Приложение N 2к стратегическому направлениюв области цифровой трансформациистроительной отрасли, городскогои жилищно-коммунального хозяйстваРоссийской Федерации до 2030 года
Показателицифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года
Инициатива “Управляем вместе” охватывает полный цикл взаимодействий в строительной отрасли, городском и жилищно-коммунальном хозяйстве и описывается интегрально с учетом всех показателей иных инициатив.
Правительство утвердило стратегическое направление в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 г.
Перечислены технологии, которые будут внедрены в ходе реализации стратегического направления. Они будут применены:
– при реализации концепции “умный дом”.