Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Россия, Бирск

В минувшее воскресенье Ломоносовский городской дом культуры на Дворцовом распахнул свои двери для взрослых и ребят. Здесь состоялся день семейного отдыха в рамках городской акции “Дом культуры – территория семьи” и федерального проекта “Формирование комфортной городской среды”.

Музыкальный спектакль «Сказке быть!» представили артисты детского музыкального театра “Чудеса в зеркале” и образцового детского коллектива-ансамбля современной хореографии “Чудесники”.

«Чудесники» — это единственный ансамбль в Санкт‑Петербурге, где может танцевать любой ребенок. Педагоги ансамбля прикладывают педагогическое мастерство и любовь, позволяя раскрыться талантам и способностям каждого ребенка. Их девиз “Каждый ребенок – талантлив!”.

Спектакль захватил внимание взрослых и детей – великолепные костюмы, искренняя игра маленьких актёров и, конечно же, отличное настроение – вот рецепт настоящей сказки!

За всё это время здесь была построена удобная пешеходная зона, появились малые архитектурные формы, установлена скульптура Михаила Ломоносова, проведено освещение, а на спуске к реке, на месте заросшего пустыря создана зона отдыха со скамейками и трибунами. Кроме того, на набережной оборудованы литературная беседка и арт-объект «Книга».

Сейчас набережная в Вельске – это не просто отдельный благоустроенный объект, а целый архитектурно-ландшафтный ансамбль, центр притяжения горожан и туристов. Набережная находится в непосредственной близости к культурным точкам города: рядом расположены историческое здание Дом Р. Астафьева, центральная библиотека, краеведческий музей и детский парк аттракционов.

Напомним, что жители Архангельской области могут сами выбрать те пространства, которые хотели бы видеть обновленными. Очередное рейтинговое голосование по отбору территорий для благоустройства в приоритетном порядке в 2023 году пройдет с 15 апреля по 30 мая. В голосовании примут участие 13 городов Поморья.

Проект «Формирование комфортной городской среды» структурно входит в национальный проект «Жилье и городская среда». Всего к 2024 году в регионе предстоит благоустроить 665 общественных территорий. Запланированное финансирование проекта составляет 2,1 млрд рублей.

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Россия, Бирск

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Россия, Бирск

Важным элементом ансамбля может служить ландшафт. При этом ключевую роль может играть рельеф местности (например, церкви, которые строились на высоком берегу Волги). Очень часто архитектурные ансамбли включают водоёмы.

Архитектурные ансамбли возникают при условии единого пространственного решения комплекса.

Существуют архитектурные ансамбли, созданные единовременно, по единому плану и ансамбли, складывающиеся годами, усилиями многих зодчих, бережно дополняющих складывающуюся композицию так, что новые элементы органически сочетаются со старыми. Классическими примерами таких ансамблей могут служить Площадь святого Марка в Венеции и Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге.

Часто в композицию архитектурного ансамбля включаются не только здания и элементы ландшафта, но и скульптуры, памятники. Примером таких ансамблей могут служить Сенатская площадь с фигурой Медного всадника и Исаакиевская площадь с памятником Николаю I (Санкт-Петербург).

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Россия, Бирск

2022 15:15  Образцовый ансамбль танца «Загадка» покорил Санкт-Петербург26 – 28 марта в г. Санкт-Петербург проходил Всероссийский фестиваль хореографического искусства «На просторах Невы», организованный творческим движением «Вдохновение». В нем принял участие Образцовый ансамбль танца «Загадка» из Мурыгино. Им были представлены три номера: «Калинка», «Разгуляй», «Весенний сад». Каждый номер оценивался отдельно. По итогам наши звезды стали Дипломантами I степени за танец «Калинка» и дважды Лауреатами 2 степени за танцы «Разгуляй» и «Весенний сад». Ансамбль был награжден Дипломом I степени и двумя Дипломами Лауреатов II степени и кубками, также каждый участник был лично награжден кубком, именными дипломами и кружками с логотипом творческого движения «Вдохновение». Также дети привезли благодарственное письмо для своих родителей от творческого движения «Вдохновение» за помощь и проявленный интерес к творчеству детей, благодарственные письма всем, кто помогал в организации поездки ансамбля. Участники познакомились с творчеством других коллективов из разных городов нашей страны (всего было около 40 коллективов), приобрели опыт и получили большое удовольствие. Спасибо всем, кто участвовал в организации поездки. Дети довольны, счастливы, эта поездка запомнилась им, а некоторые, не успев уехать, уже хотели обратно, а это лучшая оценка организации!
Образцовый ансамбль танца «Загадка» – молодцы! Гордимся!

(от франц. ensemble – совокупность), ряд сооружений, образующих стройное целое, т. подчинённых единому ритму, размещённых с учётом определённых точек зрительского восприятия, масштабно и пропорционально соотнесённых друг с другом и образующих уравновешенную композицию. Ансамбль может строиться как на принципе симметрии (Версаль, 17–18 вв. ), так и асимметрии (афинский Акрополь, 5 в. до н. ), объединять здания одной эпохи и стиля (Смольный монастырь в Санкт-Петербурге в стиле барокко, Б. Растрелли, 1748—54) или разностильные (Новодевичий монастырь в Москве, 16–17 вв.

Бернини. Ансамбль площади Св. Петра в Риме. 1656—65 гг.

Основные типы ансамблей: ансамбль городской площади; ансамбль главного здания (дворцового, общественного) и примыкающих к нему флигелей; дворцово-парковый ансамбль. В ансамбле площади собора Св. Петра в Риме (1656—65) Д. Бернини замкнул пространство с боков полукружиями колоннад, которые перекликаются с колоннами на фасаде собора, их частый ритм словно торопит посетителя ко входу в храм. Пространство площади получило очертания трапеции, что создало эффект обратной перспективы, храм словно приближается к зрителю. Его главенство в пространстве площади всячески подчёркнуто. Движение ко входу развивается вдоль центральной планировочной оси: от улицы, ведущей на площадь, через её центр, отмеченный обелиском, – к лестнице и портику главного входа, над которым возносится гигантский купол собора. Ансамбли Красной площади в Москве, Дворцовой площади в Санкт-Петербурге объединяют в гармоничное целое разновременные и разностильные здания. Здания на площади итальянского г. Пизы (собор, колокольня и баптистерий, 12–14 вв. ), украшенные арочными галереями с тонкими колонками, выдержаны в едином романском стиле.

Ансамбль площади Сан-Марко в Венеции. 9—16 вв.

Ансамбль здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге (А. Захаров, 1806—23) расположен на набережной Невы. Протяжённый фасад образован центральным и боковыми корпусами, объединёнными связующими их звеньями. Подчинённость боковых частей центру подчёркивает взлёт башни с высоким шпилем, помещённой над массивным центром здания с высокой полукруглой аркой. В дворцово-парковых ансамблях (Павловск, Царское Село, Петергоф под Санкт-Петербургом, Сан-Суси во Франции, Кацура в Японии) формы зданий и «зелёная архитектура» – оформление природного окружения (деревьев, лужаек, аллей и т. ) соответствуют друг другу по образному строю, представляют с определённых видовых точек гармоничные картины. Важную роль в эстетическом восприятии дворцово-паркового ансамбля, в понимании его образного содержания играет передвижение зрителя в пространстве, смена зрительных впечатлений.

Большое значение в архитектурном ансамбле имеет художественная организация прилегающего пространства, взаимодействие с ним зданий. Средневековые площади Европы представляют собой замкнутые комплексы, в то время как памятники древнерусской архитектуры (Коломенское, 16–17 вв. ), ансамбли эпохи барокко раскрываются вовне, активно взаимодействуя с окружающим пейзажем. Так, три луча широких проспектов уходят от главного фасада Версальского дворца в обширный парк, три улицы убегают от площади дель Пополо в Риме, перспектива главного канала Петергофа завершается видом на море. Важную роль в архитектурном ансамбле могут играть скульптура и архитектура малых форм (беседки, павильоны), а также фонтаны (фонтан на площади Навона в Риме, Д. Бернини, 1647—52; фонтаны Петергофа, 18–19 вв. ), зелёные насаждения, газоны и цветники.

Архитектурный ансамбль

Ансамбль в архитектуре – это функционально связанная совокупность зданий и прилегающей среды, приведенная к единству и получившая определенный художественный облик.

Архитектурный ансамбль, в такой же мере как отдельное здание и его интерьер, является архитектурным произведением и объектом творческого труда архитектора.

Различают ансамбли городские, загородные и парковые. Они бывают малого и большого масштаба. Архитектура в них в большей или меньшей степени всегда сочетается с природой, которая также становится объектом архитектурной композиции.

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Россия, Бирск

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Россия, Бирск

Ансамбль Троице-Сергиевой лавры

Неотъемлемой частью создания ансамбля является организация прилегающей к нему территории. Под организацией территории понимается пространственное распределение и устройство улиц, дорог, зданий, инженерного оборудования и всего того, что мы понимаем под благоустройством территории. Ансамбль, как и всякое архитектурное произведение, обладает определенным художественным обликом. Человечество имеет богатый опыт и ценнейшее наследие в области архитектурных ансамблей, в которых, как и в отдельных произведениях искусства, выражаются общественные идеалы, художественные стремления, художественные вкусы породивших их эпох. Существует два вида городских ансамблей.

К первому виду относятся ансамбли, созданные в течение длительного времени (в течение нескольких десятилетий, а иногда столетий). Зодчие более позднего времени строили новые здания и сооружения в других стилях и включали их в ранее определившуюся общую форму ансамбля, дополняя и развивая его замысел. Примером может служить Красная площадь в Москве.

Ко второму виду относятся ансамбли, созданные единовременно, по единому замыслу, в едином архитектурном стиле. Примерами могут служить ансамбли Санкт-Петербурга, созданные Росси (улица Росси; Александрийский театр и ансамбль прилегающих площадей; Дворцовая площадь, ансамбль Русского музея), и многие новые ансамбли, созданные нашими и зарубежными архитекторами.

И тот и другой вид городского ансамбля обычно входит в состав современного города, приспосабливаясь к его практическим потребностям. Исключение составляют ансамбли, превращаемые в историко-архитектурные музеи, которые образуют как бы островки-заповедники в современном городе, нередко окружаемые и отделяемые от современного города парком. Примерами могут служить ансамбли кремлей в старых русских городах. Композиция как города в целом, так и отдельного ансамбля в первую очередь определяется историческими условиями.

Существенное влияние на композицию архитектурного ансамбля оказывают также природные условия. Низкий, равнинный рельеф местности дает возможность проводить прямые дороги, проспекты и улицы. Высокий, холмистый рельеф заставляет проводить криволинейные дороги и улицы, пересекать низины виадуками и мостами, что придает ансамблю живописный характер.

Важное значение для планировки населенного пункта в целом и для его ансамблей имеет наличие прилегающего водоема и его характер, так как в большинстве случаев это сказывается на планировке ансамбля и города. Чем крупнее водоем, тем больше ориентируется на него ансамбль или город: устраиваются набережные, прибрежные парки и скверы; дома, расположенные на рельефе, обращаются к водоему; в сторону водоема раскрываются ансамбли и площади. Так возникают парадные «фасады городов», выходящие на берега больших рек и морей.

Связь с природой во внутренних городских ансамблях осуществляется путем раскрытия перспектив на окружающий пейзаж и путем устройства парков, скверов, прудов, фонтанов, бассейнов и т. В градостроительной практике сложились определенные планировочные приемы и формы (улицы различных типов, площади, набережные, городские центры), на основе которых складываются ансамбли.

В пространственной композиции архитектурных ансамблей различают следующие наиболее типичные построения:

  • глубинно-пространственная перспектива, которая может раскрываться вдоль вытянутой площади, вдоль улицы, бульвара, канала, реки и т. п. Эта перспектива может начинаться с композиционно главного элемента либо приводить к нему; или все пространство, охватываемое перспективой, может быть главным элементом по отношению к окружающему;
  • замкнутое (или полузамкнутое) пространство, ограничиваемое застройкой или массивами зелени. К этому виду композиции ансамбля относятся городские и парковые площади, внутриквартальные и внутризаводские пространства и площади;
  • свободное пространство, в котором здания располагаются таким образом, что они не образуют строго определенных линейных границ площади или улицы. В этом случае элементом, определяющим пространственную среду, служат природные границы или периметральные сооружения;
  • панорама, к которой относятся панорамы набережных, а также панорамы, раскрывающиеся с высоких точек зрения внутри самого города или поселка. В этого рода ансамблях большое значение приобретают силуэт застройки и высотные сооружения. Обычно мы наблюдаем в ансамблях совмещение указанных типовых случаев, тем более, что ансамбли воспринимаются в движении и с различных точек зрения.

В дополнение укажем еще некоторые основные приемы, используемые при построении архитектурного ансамбля:

  • постановка в определенных местах зданий, выделяющихся по своему значению, масштабу, композиции и художественным качествам. В ансамбле может быть одно или несколько таких зданий, служащих как бы композиционными узлами ансамбля;
  • использование в качестве композиционных узлов ансамбля исторических памятников архитектуры;
  • постановка монументов, посвященных выдающимся событиям и деятелям, в ответственных, хорошо видимых и посещаемых пунктах ансамбля.
Дополнительно

6 августа Рыбинск отметит День города. В этом году общегородской праздник будет посвящен теме культурного наследия России. В этот день в Рыбинске будут работать около 15 праздничных площадок, чтобы каждый из жителей и гостей города нашел себе мероприятие по возрасту и интересам. Полная программа праздника:

Площадь ДС «Полёт»7. 00-14. 00 – Рыбинский полумарафон «Великий хлебный путь». 00 – 12. 30 – Командный Фестиваль ВФСК ГТО. Соревнования по стритболу. Городской турнир по гиревому спорту и тяжелой атлетике. Турнир по шахматам и шашкам. Мастер-классы по видам спорта. 09:00-14:00 – Торговая ярмарка. 45-09. 55 – Церемония открытия Рыбинского полумарафона «Великий хлебный путь». 00 – 17. 00 Торжественное мероприятие, посвященное празднованию Дня города Рыбинска. Поздравление официальных лиц. Чествование лучших жителей города Рыбинска. 00-22. 00 Вечерний праздничный концерт «С днем рождения, Рыбинск!»22. 00 – 22. 05 Праздничный фейерверк.

Акватория реки Волга у ДС «Полёт», берег реки Волга12. 00 – 16. 00 – Фестиваль-реконструкция «Бурлаки вдоль Волги»

Красная площадь13. 00-20. 00 – Праздник «Классика на Красной». 00 – 14. 00 – Концерт преподавателей и учеников детских музыкальных школ и школ искусств г. Рыбинска. 00 – 15. 30 – Открытие первого фортепианного фестиваля «Музыкальныя собранiя Анемподиста Фролова въ Рыбной слободѣ»18. 00- 18. 45 – Концерт виртуоза, скрипача и композитора Алексея Алексеева, г. Москва. 45-20. 00 – Концерт муниципального оркестра имени Аркадия Шацкого. 00-20. 00 – Фотозоны «Классика театра» с актёрами Рыбинского драматического театра.

У парадной лестницы (главный причал)20. 30 – 22. 00 – «Этно-кузня» Мити Кузнецова». Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» (г. Москва). Фолк-группа «ЭтноПроект КоленкорЪ». Ансамбль «Туда-Сюда». Екатерининские потешные огни.

Стоялая улица12. 00 – 20. 00 – Праздник «Рыбинск через призму традиций». Ярмарка народных промыслов. Мастер-классы. Народные игры и забавы.

Аллея Славы12. 00 – 18. 00 – «Муза в солдатской шинели» – спорт, культура и образование Рыбинска в годы Великой Отечественной войны.

Площадь Дерунова15. 00 – 15. 30 – Чествование лучших рыбинцев. Доска почета. «Гордость родной земли»10. 00 – 17. 00 – Народная сцена «Город талантов». 00-16. 00 – «Город мастеров» – мастер-классы для детей и их родителей от педагогов города. 00 – 16. 00 – Гастрономический фестиваль «Попробуй Рыбинск на вкус»:- Чудо-пирог – 10 метров- Уха по-рыбински – в котле 200 литров- Презентация проекта «Попробуй Рыбинск на вкус»- «Ловись рыбка» – конкурс на самую длинную бечеву с вяленой рыбой- Праздник мороженого- «Рыбинский торжок» – торговая ярмарка. Ремесленный ряд. Продажа изделий народных промыслов, мастер-классы- Цветочный вернисаж- «Жаркая поляна» – приготовление блюд на гриле, барбекю, мангалах16:00-17. 00 «FASHION FEST» – показ моделей одежды и причесок. 00 – 20. 00 – Молодежная площадка #РыбинскМОЛОДЕЖНЫЙ. Концертная программа с участием молодёжных творческих коллективов. Анимационная игровая площадка (командные аттракционы, дворовые игры). Мастер-класс по граффити. Мастер- класс по фитнесу и зумбе. Диджей – сет.

Ломоносова ( ул. Крестовая – ул. Волжская Набережная)12. 00 – 18. 00 – Фестиваль «Вместе с папой» – интерактивная программа и мастер-классы от ЦБС. Ярмарка народных промыслов.

Карякинский сад10. 00 – 15. 00 – Рыбинский цветочный бал. Конкурс «Мини Мисс Цветущая фея». Экскурсии по саду. Мастер-классы от флористов. Фотозоны.

Театральный дворик11. 00 -18. 00 – Выставка работ Рыбинского художника Лимарева Евгения Петровича «Городские мотивы»11. 00 – 13. 00 – Игровая программа для всей семьи от Марины Прямиковой и студии «Оранжевое настроение»13. 00 – 13. 30 – Церемония награждения победителей Всероссийского заочного конкурса 2022 года «Адмирал Ф. Ушаков – моряк, флотоводец, святой»13. 30 – 14. 15 – Концертная программа « Надежда на любовь» – автор-исполнитель песен Вячеслав Михайлов14. 30 – 16. 00 – Презентация итогового сборника по результатам Всероссийского Литературного конкурса им. Ошанина «Солнечный круг» (Совет молодых литераторов при Союзе писателей России)- Поэтический концерт известных поэтов из г. Санкт-Петербург, Москва, Ярославль- Ольга Кузьмина с авторским моноспектаклем (г. Пенза)17. 00 – 18. 00 – Концертная программа группы « OddBoy»

Балюстрада Волжского парка (4-5-6 августа)18. 00 – 22. 00 – Второй российский фестиваль «Джаз на родном языке» Людмила Сваровская и квартет Алексея Подымкина, оркестр имени А. Шацкого, Виктор Колесов с коллективом «Dimetric band», «Alex King блюз-бэнд», «Круглый бэнд», Александр Штерн и квартет Вадима Майнугина, группа Екатерины Черноусовой, Ансамбль Стаса Майнугина и Петр Востоков, группа «Приморский парк». 00-22. 00 – Торговая ярмарка

Рыбинский театр куколВ 12. 00, и в 16. 00 – Премьера спектакля «Пётр I. Жизнь замечательных людей, для детей»

Драматический театр16. 00-18. 00 – Творческая встреча, посвященная 100-летию со дня рождения нашего земляка, режиссера Станислава Иосифовича Ростоцкого.

Поэтический сквер (пр. Ленина, 184)12. 00-16. 00 – «Наследие России. Торжество книги» – литературно-музыкальные программы.

Рыбинский музей-заповедник09. 00 – 20. 00 – Экспозиции по природе и истории родного края. «Художественная галерея» – живопись, фарфор, стекло, мебель XVIII – начала XX веков

Стадион «Авангард»10:00 – 16:00 – Открытый чемпионат Ярославской области по футболу среди мужских команд (Рыбинск-Ростов)

Конноспортивная база МУ СШОР № 10 (ул. Чегская,7)С 10:00 – Открытый Чемпионат и Первенство города Рыбинска по конному спорту посвящённые дню физкультурника 06-07 августа, начало в 10. 00 оба дня.

Музей «Советская эпоха»10. 00 – 18. 00 – Проект «Музейные прогулки в День города» с интерактивными экскурсиями каждый час и новой экспозицией «Русское авось или Авоськин день» с розыгрышем призов и фото-зонами. 00 – 16. 00 – Парад ретро-автомобилей СССР.

Во дворе (проспект Революции, 4)14. 00-16. 00 – Праздник «ДВОРянское собрание»

Этно-кузня – Иверский храм (ул. Александровская, 12/15)12. 00-20. 00 – Праздник «ТрадицIи села Александровское»

Сад дома Сигсона (ул. Большая Казанская, 46)14:00 – Концертная программа: Надежда Клочкова и музыкальная студия RESOURSE MUSIC (вокал), Христина Ананских (балалайка), Эльвира Валеева (гитара), Владимир Зиновагин (стихотворение), Даниил Башкин (фортепиано), Алексей Розов (скрипка), Марина Переходович (вокал), Евгений Ключников (фортепиано), Лев Шишков (аккордеон). Театр моды «40 чемоданов» и Ольга Моль.

Улица Волжская набережная (от дома № 181 до пересечения с улицей Кирова)15. 30-21. 00 – Катание на лошадях и пони

Димитровский парк10. 00-21. 00 – Катание на лошадях и пони

29 марта вышел новый выпуск журнала «Городские исследования и практики», посвященный теме умных городов, в котором опубликованы статьи и перевод сотрудников факультета городского и регионального развития.

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Россия, Бирск

Кто принимает решения в умном городе

Александр Сувалко, заместитель Центра креативной экономики.

Статья посвящена распространенному, но чрезвычайно расплывчатому концепту умного города (smart city). Он представляет собой визионерскую проекцию, вокруг которой создается эклектичный ансамбль зачастую противоречивых теоретических установок и доктрин, так или иначе связывающих городское развитие с развитием технологий, в особенности цифровых. Утверждается, что работа британского кибернетика Гордона Паска над теорией «эстетически заряженных сред» проливает свет на ключевой аспект в проблематике умного города. Паск подчеркивает фундаментальную взаимозависимость проблемы контроля и эмоционального взаимодействия человека с окружающей урбанистической, насыщенной техникой средой, которая до сих пор остается слепым пятном для большинства исследователей проблематики умного города. Критический анализ современных подходов к умному городу позволяет показать, что существует два важнейших условия успеха политики умного города: 1) растущее разнообразие алгоритмов, конкуренция между техническими устройствами; 2) не столько полная или тотальная цифровизация или создание технологического «каркаса», сколько проектирование города как технологической среды с мощным эмоциональным потенциалом. Авторы статьи считают, что эмоциональное и культурно-эстетическое измерение — это лишь едва намеченное направление будущих исследований умного города, цифровых технологий и техники.

Цифровые технологии репутации в городской повседневности: между капитализмом платформ и государственным социальным рейтингом

Статья посвящена сравнительному анализу двух наиболее значимых на данный момент (на переходе от 2010­х к 2020­м годам) подходов к выстраиванию того, что можно назвать цифровыми технологиями репутации. Первый подход, реализуемый в странах Европы и Северной Америки, опирается на рейтинги и иные системы учета репутаций, операторами которых выступают проприетарные платформы. IT­-технологии и платформы сделали из репутации — как чего­то неуловимого, но доступного и разделяемого всеми членами формальной или неформальной группы — исчисляемую и прозрачную метрику, доступную любому пользователю. Второй подход, реализуемый прежде всего в Китайской Народной Республике, предполагает относительно централизованный, государственный контроль над формированием и оцениванием репутаций — но так же с помощью больших данных (так называемая система социального рейтинга). Однако в китайской модели управления государство не столько приказывает и распоряжается, производя тысячи законов и указов, сколько регулирует сети и взаимодействия людей и технических артефактов. Особое внимание в статье будет уделено тому, как рейтинги и репутация, функционирующие онлайн, проявляются вовне и влияют на физическое взаимодействие агентов в городе. Наконец, в заключение мы пытаемся понять, какие институциональные формы примет противодействие новым формам контроля.

Неравномерное развитие Москвы в контексте сложившейся пространственной структуры постсоциалистического мегаполиса

Москва, будучи одним из крупнейших мегаполисов Европы и мира, в последние 30 лет прошла длинный путь трансформации от столицы коммунистического государства до глобального капиталистического города, одной из крупнейших городских экономик европейского континента. Постсоциалистический транзит городского пространства, очевидно, еще не закончился, а наследие градостроительной политики советского прошлого еще долгое время будет определять облик города. В фокусе внимания авторов — проблема того, что неравенство в городе влияет на качество городской среды и жизненные шансы горожан, особенно тех, кто проживает на сегрегированных или периферийных территориях. Они исходят из гипотезы, что современная Москва наследует и закрепляет сложившиеся в социалистическом прошлом паттерны пространственного неравенства. Для проверки выдвинутой гипотезы был поставлен исследовательский вопрос: «Как структурированы пространства неравенства в Москве?». Методология исследования основана на пространственном анализе данных (демографической статистики жилых домов Москвы и сведений об объектах коммерческой застройки, размещении объектов обслуживания, стоимости жилой недвижимости, а также исторической статистики). В результате исследования выделены кластеры пространственного неравенства Москвы, проведена оценка качества городской среды в этих кластерах, дана их сравнительная оценка. Анализ демографической статистики позволил выявить паттерны расселения профессиональных групп: учителей, врачей, деятелей культуры, работников ЖКХ и транспорта. Сопоставление современных данных с исторической статистикой показало наличие еще с советского периода устойчивых паттернов разделения города на центр-периферию, обусловленных пространственной организацией города. Авторы также выявили существование значимой срединной зоны города, которая по качеству среды хоть и уступает центру, но превосходит периферию, представленную позднесоветской микрорайонной застройкой. При этом пятиэтажный жилой фонд, который расположен как в периферийной части Москвы, так и в срединной части города, отличается от более поздних микрорайонов более качественной городской средой.

Классическая работа Иоахима Риттера «Большой город» посвящена критическому анализу философско-теоретической позиции, основанной на отрицании городской цивилизации. Работа была написана, в частности, в контексте возрастающей популярности идей Мартина Хайдеггера, пронизанных — на всех этапах его творчества — культур-критикой городской цивилизации. Неприятие или «донос» на город и его цивилизационные достижения — отличительная особенность философии Фридриха Ницше, Освальда Шпенглера и многих других популярных также и в настоящее время авторов. Этой теоретической тенденции, развившейся и окрепшей в ходе становления общества модерна, Риттер противопоставляет другую философскую линию, связанную с Сократом и его «обращением к городу». Систематическую разработку она получает в философии Аристотеля, определившего человека в качестве «полисного животного». Лишь в контексте полисной цивилизации человек способен стать тем, кем он может быть — разумным и свободным существом. Эта греческая модель полиса, «ограниченная бесчеловечностью рабства», универсализируется и приобретает характер всеобщей в рамках общества модерна, возникшего в Европе, но давно перешагнувшего ее пределы. Возникновение цивилизации и общества модерна, являющегося урбанизированным обществом, является, согласно Риттеру, результатом фундаментальной дисконтинуальности по отношению к прошлому и истории своего происхождения (Herkunft).

Полная версия выпуска

Тема: Cтарый железнодорожный вокзал

До недавнего времени основой художественного образа городов были градостроительные ансамбли. Архитектурная трактовка таких ансамблей, их историчность, масштаб объёмно-пространственной композиции демонстрировали индивидуальность того или иного города. Градостроительный ансамбль – это единое пространственное решение комплекса зданий, инженерных сооружений, скульптур, ландшафтных объектов, облик которых отвечает высоким художественным требованиям.

В г. Ульяновске немного градостроительных ансамблей. Один из них – комплекс зданий площади Старого ж/д вокзала с памятником В. Ульянову-гимназисту и озеленением. На картах города площади Старого вокзала не существует, но фактически она есть — открытое, ровное, архитектурно организованное, обрамлённое зданиями и зелёными насаждениями пространство, входящее в систему городской инфраструктуры. Градостроительным акцентом площади является великолепное здание Старого железнодорожного вокзала, выполненное в стиле сталинского ампира.

В 2003 г. в газете “Ульяновская правда” была размещена интереснейшая познавательная публикация архивиста А. Шабалкина о здании Старого вокзала “Первый ульяновский небоскреб”. Размещаем публикацию с согласия автора.

Фото Антона Шабалкина, 2021 г.

Первый ульяновский «небоскреб» (или Судьба вокзала)

Фото из архива

Среди лепнины над входом и сейчас видны цифры «1952». Вокзал стал одной из крупнейших строек первого десятилетия существования области. Ход работ регулярно освещался на страницах «Ульяновской правды». Строители преподнесли городу подарок к новому 1953 г. Несмотря на достаточно сжатые сроки, работы были сделаны на совесть. Госкомиссия 29 декабря 1952 г. выставила общую отличную оценку. Акт приемки, как дневник прилежного ученика, пестрит оценками «хорошо» и «отлично». Решением горисполкома два первых корпуса здания вводились в эксплуатацию 31 декабря 1952 г.

Большая фотография новорожденного вокзала украсила первый в наступившем году номер «Ульяновской правды». А 4 января 1953 г. газета поместила роскошный фотоочерк А. Маркелычева и восторженную статью Н. Малинина. Ныне признанные патриархи ульяновской журналистики, а тогда – просто молодые талантливые ребята воспели творение М. Готлиба. «Новый вокзал – одно из красивых и самое высокое здание в Ульяновске. Центральная часть вокзала – башня со шпилем, увенчанным красной звездой в обрамлении серебряных снопов, перевитых лентами, достигает в высоту 38 метров. По объему новое здание в четыре раза больше старого вокзала в Ульяновске». Действительно, в малоэтажном городе вокзал стал воистину первым «небоскребом». Напомним, что телевышка появилась лишь несколько лет спустя, а дома в 6-7 этажей считались «зданиями повышенной этажности». (Ради справедливости следует заметить, что украшавшая старый Симбирск колокольня Спасо-Вознесенского собора была гораздо выше).

Летом 1953 г. в нишах у главного входа «прописались» скульптуры рабочего и колхозницы. А в декабре 1954 г. благоустроенная площадь украсилась памятником Володе Ульянову-гимназисту. Вокзальный ансамбль стал достойным архитектурным памятником так называемого «сталинского ампира», не вполне заслуженно обруганного в последующие годы. Устремленное в небо здание вокзала зримо воплощало идеи Победы и торжества Советского народа, царившие в послевоенной архитектуре (вспомните знаменитые московские высотки).

Евгений Иванович Голенко, главный архитектор Ульяновска в 1946-1965 гг. , как профессионал, высоко оценил проект вокзала и его воплощение. Дважды – в 1951 и 1954 гг. он возбуждал перед Управлением по делам архитектуры Совета Министров РСФСР вопрос о «предоставлении этого объекта на соискание Сталинской премии». Предварительное согласие было осенью 1951 г. получено, но решили подождать окончания строительства. Однако, последовавшая в 1953 г. смерть «отца народов» рикошетом ударила по этой идее. Ничуть не умаляя архитектурных достоинств вокзала, нельзя не признать, что его идейное оформление было выдержано в самых смачных традициях времен культа личности. Новые вожди, «вдруг» коллективно прозрев, кардинально поменяли архитектурные вкусы. С середины 1950-х со всех трибун принялись клеймить «излишества», «украшательства», «декоративные башни со шпилями, скульптуры и дорогостоящую отделку». К тому же хрущевское правление упразднило сами Сталинские премии. Письмо, отправленное Голенко в столицу 19 января 1954 г. , осталось без ответа. А рецензенты книги Евгения Ивановича «Ульяновск» ругали автора за «претенциозную и не аргументированную характеристику здания железнодорожного вокзала». Что, впрочем, не изменило принципиальной позиции городского архитектора, до смерти считавшего здание украшением Ульяновска.

Тем временем вокзал-труженник жил своей жизнью. В конце 1950-х площадь оформилась с севера и юга двумя жилыми домами, нижние этажи которых занимали магазины, ателье, почта, сберкасса, – словом, создавались все удобства для пассажиров. Местные художники обновили интерьеры вокзала. Однако его судьба уже была предрешена. Изначально Ульяновск-1 находился на тупиковой железнодорожной ветке – составы приходилось выводить «обратно на станцию Киндяковка, чтобы проследовать дальше в сторону Уфы, Москвы, Казани и Сызрани». В 1964 г. ситуация подошла к логическому концу – «Киндяковку» переименовали в «Ульяновск-центральный», а в 1970 г. новые главные железнодорожные ворота города украсило здание центрального вокзала. Что любопытно, среди его проектировщиков был все тот же архитектор М. Готлиб.

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Россия, Бирск

Ульяновск-1 все стали называть «Старым вокзалом». С годами облупившийся вокзал-старичок потерял часть лепнины, расстался с «рабочим» и «колхозницей», последние серьезные ремонты остались в советском прошлом. Привокзальная площадь окунулась в непривычную тишину, лишь изредка нарушаемую митинговыми страстями да свадебно-банкетным весельем. И нынче само наименование «Старый вокзал» (подобно «Даманскому», «Киндяковке» или «Крестам») является скорее географическим топонимом, обозначающим одну из городских территорий.

Нынешний год юбилейный (примеч. – 2003 год) – исполнится 105 лет начала железнодорожного сообщения в Симбирске-Ульяновске. И, думается, это подходящий повод, хоть с опозданием, вспомнить добрым словом наш Старый вокзал.

Антон Шабалкин, архивист. Публикация: «Ульяновская правда» №12 (21. 732), 22. 2003

Некоторые типы архитектурных ансамблей

  • Ансамбль площади (Площадь Сан-Марко в Венеции, Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге, Красная площадь в Москве, Староместская площадь в Праге)
  • Ансамбль крепости (Московский кремль, Пражский Град, Альгамбра в Гранаде)
  • Дворцово-парковый ансамбль (Версаль, Петергоф)
  • Усадебный ансамбль (Архангельское, Останкино)
  • Монастырский ансамбль (Монастырь Святой Екатерины на Синае, Киево-Печерская лавра, Гегард)

Арт-объекты как инструмент повышения привлекательности территории

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Россия, Бирск

В этой статье:

Виды городских арт-объектов

Функции арт-объектов в городской среде

Архитектурные композиции гармонично вписывают искусство в урбанистическую среду. Они украшают общественное пространство, вызывая положительные эмоции у прохожих.

Даже один арт-объект в городе способен преобразить территорию, сформировать её эстетичный облик. А архитектурный ансамбль из нескольких конструкций, оформленных в единой стилистике, формирует комфортную среду для различных групп населения.

Оригинальные конструкции разрабатываются для конкретных территорий, у них разные цели и задачи. Поэтому они сильно различаются размерами, функциональностью тематикой, смысловой нагрузкой.

Условно можно выделить несколько видов.

➮Уличные подиумы. Они предназначены для проведения концертов, выступлений. В остальное время выполняют функцию уличной мебели, где люди могут отдохнуть, посидеть в компании друзей или во время прогулок с детьми. ➮Детские площадки в креативном исполнении. ➮Беседки и навесы. Они укрывают людей от непогоды, яркого солнца, ветра. ➮Парклеты. Так называют небольшие парковые зоны, расположенные на оживлённых улицах, в деловых районах. ➮Уличная мебель. Для комфорта посетителей или прохожих устанавливают скамьи, качели, шезлонги и т. ➮Малые архитектурные формы, которые используют для зонирования или декора.

Каждый из этих элементов архитектуры должен отличаться неповторимым дизайном. Задача архитекторов – создать произведением искусства с дополнительным набором функций.

Оригинальные конструкции выполняют несколько задач в рамках создания комфортной городской среды.

➮Считаются местом притяжения. Они нравятся детям, подросткам, взрослым, поэтому их устанавливают на центральных улицах, набережных в парках, скверах, пешеходных зонах. ➮Становятся символами района, формируют имидж города. Возле них назначают встречи, устраивают фотосессии. ➮Положительно воздействуют на общественную культуру, способствуют поддержанию порядка. ➮Повышают пешеходный трафик. В местах массового сосредоточения людей появляются прибыльные коммерческие объекты, которые являются источником формирования городского бюджета.

Они могут одновременно служить украшением территории, использоваться для развлечений, разделять функциональные зоны. Например, архитекторы Mirror Group интересно оформляют велопарковки, объединяя их с цветниками. Игровые комплексы выполняют роль садово-паркового декора. Перголы, скамейки становятся элементом ландшафтного дизайна.

Создание архитектурного или ландшафтного объекта начинается с разработки концепции. В процессе переговоров обсуждаются цели его установки, подбираются дополнительные возможности.

После обозначения задач проводятся социокультурные исследования. Они позволяют понять ожидания, потребности аудитории. Дизайн базируется на исторической ценности в современной интерпретации.

Идею объединяют с геопластикой, вписывая конструкцию в ландшафтный дизайн. Декоративная подсветка формирует долгоиграющую реакцию при привлечении новых посетителей данного места.

Для производства выбирают прочные экологичные материалы. Архитекторы создают устойчивую конструкцию, которая обеспечит безопасность людей при интенсивных нагрузках.

В составе команды архитектурной компании Mirror Group работают архитекторы, дизайнеры, инженеры и другие специалисты. Вместе мы разрабатываем комплексные проекты благоустройства с территорий с установкой архитектурных композиций.

В портфолио компании инсталляции для парков, скверов, городских площадей, общественных зон с высоким пешеходным трафиком. Наши проекты выгодно подчёркивают дизайн и выбранную стилистику района, привлекают новых посетителей, СМИ.

Оставьте контакты в форме обратной связи. Вам перезвонит архитектор для обсуждения идеи.

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр»

  • статус
    постройка
  • даты
  • место
    Россия, Бирск

    Октябрьская площадь и сквер имени Ленина

  • функция
    Ландшафт /

Дмитрий Винкельман /

Кураторы: АНО «Институт развития городов и сёл Башкортостана»
Городской планировщик: Ольга Сарапулова
Руководитель реализации проекта: Айнур Фаткуллин

Конкурсная идея: коллектив Архитектурно-строительного института Уфимского государственного нефтяного технического университета

Итоговые архитектурные и технические решения: Архитектурная мастерская Дмитрия Винкельмана
Руководитель архитектурной мастерской: Дмитрий Винкельман
ГАП: Лариса Селиверстова, Татьяна Русских
Архитекторы: Гузель Вахитова, Александр Шепард, Рустам Шавалеев, Регина Давлетова, 
ГИП: Олег Горячев
Помощник ГИПа: Полина Мальцева
Техника архитектор: Ксения Васильева

Партнеры, заказчики, смежники

Зааказчик: Администрация городского поселения города Бирск муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Награды

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Россия, Бирск

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Детская площадка

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Россия, Бирск

Единая концепция объединяет несколько пространств, где проводят время горожане разных возрастов: центральную площадь города, парковую зону, торговую улицу, храм, исторические здания и уличный рынок.

По периметру городской площади: разместили скамьи, качели, амфитеатр с сухим фонтаном. Она открыта со всех прилегающих улиц, центр свободный – для общегородских мероприятий, парада, новогодней ёлки. Локации проекта соединены зонами променада – пешеходными маршрутами с обновлённым покрытием, озеленением и освещением. На площади никогда не было ливневой канализации – благодаря проекту она появилась.

У исторических зданий, примыкающих к границам проекта, обновили фасады. Сохранили часть исторического булыжного мощения на Октябрьской площади, сделав его частью нового пространства.

На месте уличного рынка поставили навесы, сохранив существующие деревья на этой территории, вплели их в новые архитектурные формы. Фасады разнотипных киосков на торговой улице, примыкающей к Октябрьской площади, обновили: сами предприниматели создали инициативную группу, которая участвовала в обсуждении.

Задача, которую решали в сквере Ленина – сохранить памятник Владимиру Ильичу как дань истории, но сместить с него акцент. В сквере разместили малую событийную площадку с амфитеатром. Скамьи амфитеатра установили таким образом, что памятник стал не центральным элементом, а зрителем новых историй.

На детской площадке преимущественно применяются натуральные материалы – дерево, мульча, мраморная крошка. На всей территории площадки применено покрытие из резиновой крошки со сложным рисунком, для развития фантазии детей. Большое внимание уделили озеленению территории. Здесь высажены липы, березы, клены, яблони и рябины.

В 2021 году Бирск вновь выиграл Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях с проектом «Улица мастеров» – он соединит уже благоустроенные территории «Нового центра» с исторической улицей Ленина.

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Россия, Бирск

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Россия, Бирск

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Октябрьская площадь, качели

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Россия, Бирск

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Вид на новый центр

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Россия, Бирск

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Октябрьская площадь. Сухой фонтан, многоуровневая скамья

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Россия, Бирск

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Кафе, которое открылось после обновления Октябрьской площади

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Россия, Бирск

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Октябрьская площадь. Часть сохранившегося булыжного мощения

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Россия, Бирск

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Октябрьская площадь в день Бирского полумарафона

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Россия, Бирск

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Россия, Бирск

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Россия, Бирск

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Зеленый рынок

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Россия, Бирск

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Зеленый рынок в день ярмарки

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Россия, Бирск

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Россия, Бирск

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Россия, Бирск

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Сквер Ленина, многоярусная скамья и event-пространство

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Россия, Бирск

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Россия, Бирск

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Дорожка к скверу Ленина

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Россия, Бирск

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Зелёные островки между Октябрьской площадью и сквером Ленина

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Россия, Бирск

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Россия, Бирск

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Россия, Бирск

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Россия, Бирск

Архитектурно-парковый ансамбль «Новый центр». Россия, Бирск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *