Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

Индекс качества городской среды

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 декабря 2021 года; проверки требуют 4 правки.

Система оценкиПравить

За предыдущие три урока мы с вами разобрались, какие бывают города, как могут быть организованы застройка, расположение домов, улиц и дорог, каковы варианты транспортного сообщения внутри города и как должна выглядеть транспортная инфраструктура.

Таким образом, мы уже имеем базовое представление об основных элементах городского пространства. И уже поняли, что понятие городского пространства намного шире, чем жилые дома, рабочие места и транспортные коммуникации. В этом уроке мы более полно разберем, что же такое городского пространство.

Цель урока: разобраться, что представляет собой городское пространство, как происходит формирование комфортной городской среды, что такое «умный город» и какие составляющие для этого необходимы. Изучив урок, вы поймете, из чего складывается городское пространство и что нужно, чтобы городская среда стала комфортной.

  • Что такое городское пространство?
  • Городская среда и социология города
  • «Умный город»
  • Проверочный тест

Итак, перейдем к уроку, и для начала разберемся, что входит в понятие «городское пространство».

Городская среда и социология города

Итак, мы разобрались, что такое городское пространство. Тогда что же такое городская среда? В какой-то степени понятия «городское пространство» и «городская среда» пересекаются, но в то же время не являются тождественными. В самом общем виде, городская среда – это комплекс условий, созданных человеком и природой и предопределяющих уровень и качество жизни в городе.

Город за полярным кругом всегда не слишком комфортен примерно 7-8 месяцев в году из-за погоды, даже если там прекрасные здания и налаженная система городского транспорта. И даже если там, как в городе Рьюкан (Норвегия), установят большие зеркала, которые будут направлять лучики солнечного света («солнечных зайчиков») на центральную площадь погруженного в полярную ночь города:

А где-нибудь на Средиземном море чувствуешь себя комфортно почти всегда. Тем более что для самых жарких часов есть сиеста и кондиционер. Ученые различают несколько основных факторов формирования городской среды:

  • Антропогенные (созданные человеком).
  • Биотические (созданные живой природой).
  • Абиотические (созданные неживой природой).

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

В России такое понятие, как «городская среда обитания (проживания)» было разработано и введено в научный оборот «Российским союзом инженеров» и Министерством регионального развития и Федеральным агентством по строительству и ЖКХ. Это понятие ныне используется как базовое для оценки возможностей городской среды удовлетворить потребности горожан и оценки качества этой самой среды.

  • Доступность хорошего жилья.
  • Стоимость услуг ЖКХ относительно дохода.
  • Аварийность жилого фонда.
  • Качество водо- и энергоснабжения.
  • Пригодность улиц для прогулок.
  • Популярность пешеходной инфраструктуры.
  • Число камер видеонаблюдения.
  • Число уличных фонарей.
  • Уровень преступности.
  • Популярность ночной жизни.
  • Использование умных фонарей.
  • Использование технологии распознавания лиц.
  • Количество крупных фестивалей.
  • Разнообразие развлечений внутри города.

Конкретно в Москве реализуется собственная программа по созданию комфортной среды. Парки, дворы и скверы обновляются, а при возведении новых жилых комплексов принципы комфортной среды, в том числе для инвалидов, закладываются на уровне проекта. Как, например, в одном из ЖК, расположенных в бывшей промзоне:

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

В Европе традиции формирования комфортной городской среды намного более давние. Считается даже, что одним из величайших вкладов Европы в мир был ее особый способ понимания и восприятия городского общественного пространства и комфортной среды.

На протяжении тысячелетий Старый континент создавал города в человеческом масштабе, долгоживущие, но всегда динамичные, стремящиеся к культурному разнообразию и гражданскому сознанию своих жителей. Город – это физическая форма, наполненная нематериальными ценностями и мощным социальным, экономическим и историческим значением.

Учитывая проблемы, с которыми в настоящее время сталкивается все более урбанизированный мир, защита европейской модели города актуальна более чем когда-либо. Когда разрастание городов увеличивается с беспрецедентной скоростью, когда изменение климата в значительной степени является продуктом городской мобильности, а социальное расслоение в городах нарастает, общественное пространство обретает особую значимость.

  • Тротуары и дорожки в парках не должны раскаляться под воздействием жары, поэтому их делают из натурального камня, бетона, а в специально обустроенных зонах даже из дерева.
  • Деревья могут и должны защищать от солнца, ветра и дождя, поэтому высадка деревьев должна быть тщательно спланирована так, чтобы они «смыкались» кронами над пешеходными зонами.
  • Корни зеленых насаждений нужно защищать гравием либо оградой от стекающих с дорог и тротуаров химикатов, которыми дороги и тротуары обрабатывают зимой.
  • Массовые активности не должны нарушать покой жителей соседних домов. Для чего нужно предусматривать шумоизоляцию, в том числе с помощью зеленых насаждений.
  • Пространство должно быть универсальным и удобным для офисных служащих, родителей с детьми, студентов, пенсионеров, туристов, инвалидов. На улицах и в парках должны быть пандусы, а на городских пляжах – деревянные настилы для движения инвалидных колясок.
  • Для туристов и приезжих должны быть установлены указатели минимум на двух языках, государственном и английском, для удобства ориентирования.
  • Уличные фонари должны быть исправны и работать в течение темного времени суток.
  • Пространство должно быть приспособлено для различных активностей до самого позднего вечера, что автоматически уменьшает преступность и концентрацию асоциальных личностей в общественных местах (бомжей, алкоголиков).
  • Пространство должно быть удобно для работников, которые производят ремонт, уборку и поддерживают инфраструктуру в надлежащем состоянии. Поэтому нужно использовать материалы, которые легко отмываются от загрязнений.
  • В хорошем городе общественные пространства не похожи одно на другое.
  • При реконструкции нужно искать способы, как сохранить лучшее, что было у того или иного пространства, и как интегрировать традиции и современные технологии.

Разумеется, в рамках одного пространства реализовать сразу все вышеприведенные характеристики невозможно, да и незачем. По-настоящему комфортный город может предложить самые разные по виду и оформлению места общественного назначения. Тем не менее есть универсальные моменты. Например, использование экологичных материалов, которые не нагреваются слишком сильно под солнцем и легко отмываются от загрязнений.

Принципы комфортной среды:

  • Доступность.
  • Многофункциональность.
  • Безопасность.
  • Понятность и разборчивость.
  • Устойчивость (отсутствие ущерба экологии).
  • Идентичность.
  • Гибкость.
  • Адаптивность.
  • Интерактивность.

Под адаптивностью следует понимать способность быстро реагировать на меняющиеся потребности горожан, а гибкость – это способность возвращаться в исходное состояние после проведения какой-либо разовой активности (ярмарка, народное гуляние, концерт и прочее).

Интерактивность подразумевает вовлеченность горожан в общественную жизнь города. Другими словами, для них должны быть интересные события, у них должна быть возможность свободно туда попасть.

Разумеется, реализовать эту концепцию в уже состоявшихся городах с большой историей можно разве что в пределах отдельных районов. Однако существуют и города, построенные в полном соответствии с концепцией нового урбанизма «с нуля». Это, к примеру, Селебрейшн и Сисайд во Флориде (США):

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

В России примером нового урбанизма «с нуля» могут служить Город набережных, Опалиха-2 и Опалиха-3 в Подмосковье и Горки город в Сочи:

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

О чем еще стоит упомянуть, говоря о комфортной среде и социологии города? Это, конечно же, широко известная «теория разбитых окон». Суть в том, что, если социум терпимо относится к мелким правонарушениям и ничего не делает, чтобы быстро застеклить разбитое хулиганами окно, очень скоро в домах и общественных зданиях не останется целых стекол. А правонарушители, видя безнаказанность, как бы «получат добро» на более серьезные преступления, из-за чего городская среда станет совсем некомфортной.

Читайте также:  Можно ли сделать Москву 15-минутным городом

Авторами теории разбитых окон являются американские социологи Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг, впервые представившие ее в 1982 году. А в 1994 году эту теорию взял за основу своей деятельности мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани, начав беспощадную борьбу с мелкими нарушениями и незамедлительно устраняя последствия этих нарушений в виде разбитых окон и прочего. Нью-Йорк действительно стал комфортным и безопасным городом, хотя многие и сомневаются, что решающую роль сыграло именно применение этой теории, а не весь комплекс мер по благоустройству и борьбе с преступностью.

Однако, конечно, только полиция или только власть не сможет поддерживать порядок, если горожане будут равнодушны к тому, что их окружает. А чтобы вовлечь граждан в жизнь города, нужны удобное городское пространство, комфортная городская среда, которую захочется беречь всем и каждому, и научный учет потребностей горожан в рамках социологии города. Как видим, все процессы взаимосвязаны и взаимозависимы.

Но будем оптимистами, потому что сегодня все больше городов, где власть заботится об удобстве горожан, а «умный город» уже стал реальностью. Что это такое? Давайте посмотрим!

«Умный город»

Сегодня практически каждому знакомо словосочетание «умный дом». Это возможность управлять всей техникой и коммуникациями в доме дистанционно, установив специальное приложение на смартфон. Так, вы можете со смартфона отключить от электропитания розетку в комнате, если вдруг засомневались, что точно выключили утюг. Вы можете за час до прихода домой включить зимой отопление на полную мощность, чтобы вас встретило тепло домашнего уюта, но не в ущерб семейному бюджету, потому что система регулировки позволяет в свое отсутствие установить обогрев помещений на минимальную температуру в 14℃.

Как это все применимо в масштабах города? «Умный город» или smart city –
это тоже продукт интеграции информационных технологий и Интернета вещей. Первыми «ласточками» прогресса стали системы видеонаблюдения и распознания лиц, которые позволяют оперативно выявлять правонарушения, совершенные в городе.

Далее появилась автоматизация возможности обращения граждан через единый колл-центр, информирование о ходе ремонтных работ на объектах в режиме онлайн, функция обратной связи на официальных порталах городов, множество специальных приложений, позволяющих коммунальным службам контролировать и регулировать степень освещенности улиц города и многое другое.

Сегодня во многих больших городах не проблема в режиме онлайн выбрать подходящий по расположению детский садик для ребенка, узнать, к какой школе «приписан» ваш адрес и куда вести ребенка в первый класс. Для полноты понимания можно пояснить концепцию «умного города» примером Интернета вещей.

Конечно, пока сложно говорить о том, как скоро можно будет управлять через единое мобильное приложение всей инфраструктурой города по образу и подобию того, как можно управлять «умным домом». Однако множество интерактивных проектов в рамках идеи «умного города» тоже имеют свои плюсы, поскольку позволяют гражданам, заинтересованным в решении какой-то одной проблемы, сориентироваться быстрее, чем если бы пришлось разбираться со сложной структурой приложения, охватывающего все сферы жизни города.

И, разумеется, все это имеет смысл, когда реализованы принципы формирования комфортной городской среды, создание комфортных общественных пространств, когда социология города учитывает потребности горожан.

В интерактивном режиме контролируется заполняемость мусорных баков. Жителей стимулируют к раздельному выбрасыванию пластикового мусора собственной «валютой», точнее, «монетками», которыми можно реально рассчитаться в некоторых кафе. Из этого мусора потом по 3D-технологиям изготавливают скамейки и другие предметы городского экстерьера.

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

Топ-7 «умных городов» будущого:

  • Чэнду Великий город (Китай) – 80-тысячный город разместится всего на 1,3 квадратных километров, будет полностью пешеходным и снабжаться возобновляемыми источниками энергии.
  • Масдар-Сити (ОАЭ) – тоже на основе возобновляемых источников энергии, от пыльных пустынных бурь будут защищать специальные стены, а от зноя специальные «зонты»-накопители солнечной энергии.
  • Плавучий город-государство (Французская Полинезия) – проект свободной экономической зоны, не привязанной к территории и имеющей свою криптовалюту.
  • Умка (Россия) – город-электростанция в Северном Ледовитом океане с полностью самообеспечивающей инфраструктурой.
  • Хазарские острова (Азербайджан) – система из 41 острова в Каспийском море, где, помимо обычной инфраструктуры, будут трасса для «Формулы-1», аэропорт и бульвар на 150 километров.
  • Аэквория (Бразилия) – город, полностью сделанный на 3D-принтере. Строения посреди океана планируется стилизовать под медуз.
  • Океанская Спираль (Япония) – подводный город, безопасный во время цунами и землетрясений.

Разумеется, управлять всем этим великолепием будут при помощи цифровых технологий. Больше о концепции «умного города» можно узнать из интервью урбаниста Алексея Новикова:

Главные признаки «умного города»:

  • Человекоцентричность.
  • Управляемость по современным технологиям.
  • Доступность и открытость для людей и идей.
  • Прозрачность для желающих узнать нюансы городских решений.
  • Гарантия защиты персональных данных.
  • Основа на интегрированных службах и инфраструктуре.
  • Проактивность в обучении и развитии горожан.

Тест на усвоение материала урока

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

В следующем уроке речь пойдет о городском дизайне.

Город как экосистема

Город, как и любую экосистему, в определенном приближении можно сравнить с живым организмом, обладающим собственными закономерностями обмена веществ и энергии.

Города обладают всеми основными компонентами экосистем – в их пределах обитают организмы, являющиеся продуцентами, консументами разных порядков и редуцентами, все они находятся в различных взаимоотношениях. Города, как открытые системы, обмениваются веществом и энергией с внешними по отношению к ним природными и сельскохозяйственными экосистемами, а также другими городами.

Гетеротрофность городских экосистем

Все городские экосистемы гетеротрофны, поскольку органическое вещество, потребляемое в их пределах, первоначально производится на более обширных территориях. Гетеротрофность городских экосистем определяется самими особенностями их структуры. Хотя любой город неповторим и оригинален как по своей архитектуре и месторасположению, так и по особенностям производства и транспортно-экономических связей, все они отличаются пониженной плотностью распределения продуцентов (растений).

В различных городах на постройки приходится от четверти до более чем половины территории, а из оставшейся незастроенной часто до 90% представлено асфальтовыми покрытиями, тротуарной плиткой и другими лишенными растительности субстратами. Поэтому с экологической точки зрения город подобен горной пустыне.

С другой стороны, зоомасса в городе (за счет человека) повышена по сравнению с естественными экосистемами на порядки. Все это и определяет необходимость поступления пищи извне, и она в городе обычно имеется в избытке.

Экологическая структура городских сообществ

Главной особенностью структуры городских сообществ является их эволюционная молодость. Все виды, составляющие городскую экосистему, эволюционно формировались в разных регионах, относятся к разным зоогеографическим и экологическим группам. В естественных для себя ареалах они обладают высокоэффективными механизмами приспособления к биотической структуре сообщества.

В городе те же самые виды оказываются в несвойственном биотическом окружении, и в условиях иного состава и распределения ресурсов среды. Поэтому их преадаптации оказываются в этих условиях неэффективными. Время, которое было в распоряжении этих видов для приспособления к городским условиям обычно недостаточно для выработки сколько-нибудь эффективных адаптаций.

Читайте также:  Эксперты обсуждают вопросы комфортной городской среды в Арктике — Новости Якутии и Якутска — свежие новости онлайн на сайте ysia.ru — ЯСИА

Поэтому биота города всегда находится в процессе становления, она представляет собой набор видов из местного окружения (за исключением некоторой группы организмов-урбофобов) с включением некоторых специфических именно для городской среды компонентов.

Эдификаторная роль человека

Города – это экосистемы с одним эдификаторным организмом – человеком. Поэтому город можно подразделить на две основные подсистемы:

  • территориальная совокупность людей (все горожане), которая отличается высокой плотностью населения, составляет системообразующую часть города и служит организующим фактором его существования;
  • все материальные, созданные человеком объекты, которые составляют среду обитания для всех жителей и других обитающих в городе организмов.

Города являются центрами тяготения для людских и материальных ресурсов. Сюда поступают промышленное сырье и полуфабрикаты, здесь производится готовая продукция и отходы, в которые она вскоре превращается. Поэтому города являются центрами техногенных биогеохимических провинций.

Выбросы и разнообразные отходы производства включаются в глобальный круговорот и мигрируют на огромные территории вплоть до ледников Антарктиды и Гренландии. Однако наиболее сильное влияние города оказывают на свое ближайшее окружение.

Поэтому важной концепцией городской экологии является представление об экологическом следе города, т. территории, на которую город оказывает наибольшее влияние как за счет эксплуатации ее ресурсов, так и загрязнения продуктами собственного обмена. Экологический след не зависит от компактности самой территории города, а определяется интенсивностью его взаимодействия с окружающей город средой.

Издательство Казанского университета, 1990. — 189 с. , ил. — ISBN 5-7464-0379-2

Монография посвящена актуальной теме — композиции города, Введены понятия «композиционный каркас» и «поверхность», изложены основы композиционного анализа. Рассмотрен процесс развития крупных исторически сформированных городов, выявлены закономерности изменения их планировочной композиции. Определены признаки и сформулированы принципы обеспечения целостности композиции города.

Для архитекторов и градостроителей.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемая читателю книга представляет собой один из новых подходов к композиционному анализу города. При разработке понятийного аппарата исследования автором проведены обобщение и систематизация теоретических работ по данной проблеме. При этом выделены первичные элементы описания, которые стали основой предлагаемой модели описания композиции города.

Выявление закономерностей влияния территориального роста города на развитие его планировочной композиции проводилось на большом фактическом материале графоаналитическим методом. Методика исследования композиционного каркаса включала две процедуры. Первая — основана на предполагаемом допущении адекватности функциональной и композиционной структур и связана с выделением функционального каркаса, определением на этой основе композиционного каркаса города. Для этого использован метод, примененный для выделения ареалов концентрации объектов высшей ступени обслуживания. Вторая — предполагает непосредственное выделение элементов каркаса методом экспертной (авторской) оценки плана, основывающимся на обследовании, изучении литературных источников и проектных предложений. Сопоставляя результаты первой и второй процедур, с достаточной достоверностью можно определить композиционный каркас города.

Композиционный каркас выделяется в основном для трех этапов роста, что позволило исследовать планировочную композицию городов в статическом и динамическом аспектах. Сопоставление общих параметров территории города и характеристик планировочной композиции способствует установлению свойств композиции в зависимости от общих параметров его территории, анализ изменения их во времени, закономерности развития планировочной композиции в зависимости от характера и темпов территориального роста.

В ходе исследования процесса развития крупных исторических городов с точки зрения целостности их планировочной композиции выделены признаки целостности и конкретные показатели, характеризующие каждый признак. В процессе изучения литературных данных по географии городов, организации движения транспорта установлена возможность применения формализованных описаний формы городского плана в зависимости от его геометрических характеристик для оценки целостности планировочной композиции города.

Для проверки работоспособности предлагаемых показателей был проведен анализ результатов оценки планировочной композиции городов, различающихся по своей величине, структуре, а также рассмотрены варианты развития одного из них. Полученные показатели и их сопоставление с результатами, основанными на иных методах, подтвердили практическую пригодность и результативность методики оценки.

Исследование планировочной композиции, проектных предложений по конкретным городам позволило сформулировать принципы обеспечения целостности планировочной композиции города, для реализации которых методика порогового анализа Б. Малиша была конкретизирована применительно к развитию планировочной композиции города.

На основе обобщения результатов проведенного исследования предложена ситуационная концепция моделирования градостроительных объектов, реализующая управленческий аспект градостроительной композиции, суть которого состоит в том, что композиция выступает в качестве средства распознавания и выбора градостроительных ситуаций. В совокупности результаты работы направлены на совершенствование градостроительного моделирования и проектирования.

Заслуженный деятель науки ТССР,

доктор географических наук,

профессор А. Трофимов

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития советского общества характеризуется революционным обновлением во всех областях жизни. Общеизвестно, что фундамент перестройки и решающий фактор достижения ее целей — это глубокие преобразования в экономической и социальной сферах. С этой целью необходимо повернуть экономику к человеку, создать достойные нашего времени условия труда и жизни советских людей. Продовольствие и жилье, охрана здоровья и защита природы, подъем образования, науки и культуры — вот далеко не полный перечень вопросов, которые сама жизнь поставила перед нами и требует их разрешения.

Исходя из этого, в области градостроительства, наряду с рациональной пространственной организацией городов, важно обеспечить высокий уровень градостроительных решений и в эстетическом аспекте. В связи с этим исследование объективных предпосылок формирования композиции города является актуальной задачей теории и практики градостроительства, значение которой возрастает в условиях быстрого развития городов.

Теоретической базой исследования проблем композиции города являются фундаментальные работы в области градостроительства. Это труды Л. Авдотьина, А. Бунина, В. Бабурова, Н. Баранова, М. Бархина, Ю. Бочарова, А. Гутнова, А. Иконникова, М. Кругловой, В. Лаврова, И. Лежавы, A. Рябушина, Т. Саваренской, И. Смоляра, Л. Тверского, В. Шкварикова, О. Швидковского, 3. Яргиной, К. Вейхерта, И. Грузы, Э. Грушки, Л. Тонева и др.

Если вопросы композиции отдельных частей города, в частности общегородского центра, рассматриваются в работах Н. Баранова, А. Беккера, Н. Гуляницкого, Л. Кулаги, В. Лаврова, Е. Пронина, Л. Соколова, а селитебных территорий — в работах И. Конторович, Е. Крашенинникова, Н. Трубниковой, то промышленных территорий — в работах B. Блохина, А. Илгунаса, Н. Кима, Б. Кохно, И. Николаева.

Закономерности зрительного восприятия исследуются Е. Беляевой, В. Тальковским, средства и принципы композиции — Н. Барановым, Г. Зосимовым, Л. Кирилловой, Г. Лашук, взаимосвязь архитектурно-планировочной композиции и природной среды — А. Базилевичем, В. Павличенковым, В. Стерлиговым, план города как основа его художественного образа Н. Кострикиным, смысловые значения форм города Л. Гуревичем, И. Страутманисом, Ф. Шоэ, Р. Бартом, К. Линчем, формирование города с учетом его взаимосвязей с агломерацией — В. Антоновым, Т. Булевым, Е. Извариным.

Отдельные вопросы композиции города находят отражение в научной литературе по другим разделам градостроительства: теории архитектуры, ландшафтной архитектуре, транспорту. Однако, несмотря на значительное число публикаций, многие вопросы композиции города еще не исследованы, в частности, недостаточно изучена зависимость композиции города от изменения его функциональной организации.

Рост населения и концентрация его в городах вызывают их территориальный рост. Как отмечает Б. Хорев, это явление указывает на актуальность проблемы пространственной организации городов1.

1 См. : Хорев Б. Проблемы городов. , 1975.

Проблемы, связанные с территориальным ростом городов, решались многими крупными учеными-градостроителями — Ю. Бочаровым, Н. Улласом, М. Бархиным, В. Лавровым, Л. Авдотьиным, И. Смоляром и др. Они нашли отражение в реальных и конкурсных проектах, в работах научно-исследовательских и проектных институтов градостроительного профиля. При этом основное внимание исследователей сосредоточивается на решении задач регулирования и управления данным явлением, в частности на проблеме ограничения роста, т. преимущественно на функциональных его аспектах. Авторы многих работ связывают отрицательную оценку эстетического качества городской среды с территориальным ростом, последствия которого проявляются и отмечаются как в утрате индивидуального облика и монотонности застройки, так и утрате целостности композиции города.

Читайте также:  Передать показания счетчиков можно с помощью портала mos.ru

Представляется возможным рассматривать территориальный рост города как особый фактор, оказывающий существенное влияние на композиционное его формирование. Прежде всего необходимо выяснить, каким образом территориальный рост города оказывает влияние на композиционную целостность, которая относится к одному из важнейших критериев качества2.

2 Об этом более подробно см. : Баранов Н. Главный архитектор города (творческая и организационная деятельность). , 1973; Бархин М. Архитектура и город. , 1979; Бунин А. , Круглова М. Архитектурная композиция города. М, 1940; Волкова Е. Произведение искусства — предмет эстетического анализа. , 1976; Кудрявцев А. Рациональное использование территорий при планировке и застройке городов СССР. М, 1971; Лавров В. Развитие планировочной структуры исторически сложившихся городов. , 1976; Рябушин А. Предметная среда и интерьер жилища // Архитектурное творчество СССР. , 1979. Вып. 6, и др.

Даже задуманные как крупные градостроительные ансамбли, — пишут А. Гутнов и И. Лежава, — общественные центры оказываются несоразмерными территориям, на которые они должны распространить свое влияние, утрачивают, как правило, неразрывную связь с остальным городом и по существу подчеркивают его распад на отдельные плохо связанные «куски»3.

3 Гутнов А. , Лежава И. Будущее города. , 1977.

Процесс развития городов привел к необходимости коренного пересмотра их структуры в целом4.

4 См. : Реконструкция крупных городов. М, 1972.

Характерной особенностью настоящего этапа развития теории и практики градостроительства является переход от «эмпирических» (интуитивных) методов организации городского пространства к системному проектированию целостной пространственной среды5. В отношении города эта особенность определяется:

  • значительными территориальными размерами крупных городов, не охватываемых в процессе единовременного восприятия, возрастанием значения восприятия городской среды в движении;
  • необходимостью осмысления новых объектов градостроительного проектирования — района расселения, агломерации, города6: объективизации оценок градостроительных решений и повышения степени их надежности;
  • необходимостью анализа огромного опыта проектирования и строительства городов в нашей стране, причем именно исторически сложившихся и развивающихся, которые предоставляют большой фактический материал, показывающий изменение композиции во времени и в зависимости от территориального роста, изучение которого позволяет привлечь и применять накопленный опыт и в отношении иных градостроительных систем (агломераций, групповых систем или малых, а также новых городов).

5 Проблема целостности предметно-пространственной среды на всех уровнях рассматривается в трудах А. Рябушина. : Рябушин А. Забытый период (размышления после дискуссии) // Архитектура СССР. 1977. № 6; Рябушин А. , Дворжак К. Прогностика в архитектуре и градостроительстве. , 1983.

6 См. : Яргина 3. Планировка и застройка центра малого города: Автореф. дис. канд. арх. , 1961; ее же: Некоторые социальные аспекты перспективного расселения. , 1975; ее же: Градостроительный анализ. , 1984.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется возросшими требованиями к эстетическому качеству создаваемой городской среды в современных условиях решения значительных по масштабам задач по преобразованию городов и недостаточной изученностью вопросов влияния функциональной организации города на его композицию. Ввиду того, что изменения функциональной организации прежде всего отражаются в плане, являющемся общей основой композиции, определило то, что в качестве объекта исследования нами выделена планировочная композиция крупного исторически сформировавшегося и развивающегося города, а предметом исследования — зависимость изменений планировочной композиции города от его территориального роста. В качестве рабочей гипотезы принято предположение о том, что территориальный рост вызывает вполне определенные изменения планировочной композиции.

С целью определения общей взаимосвязи функциональной организации города и его композиции необходимо:

— на основе изучения теоретических работ сконструировать понятийный аппарат исследования;

— на основе анализа процесса развития крупных исторических городов выявить закономерности влияния территориального роста на планировочную композицию;

— определить признаки целостности планировочной композиции и предложить конкретные показатели ее оценки;

— выявить условия и пути обеспечения целостности планировочной композиции в процессе территориального роста города.

Исследование построено7 на широком градостроительном материале (теоретические работы, результаты специальных исследований и проектные предложения) по крупным исторически сформировавшимся городам СССР.

7 Нами проанализированы материалы ЦНИИПИГрадостроительства, Гипрогора, Ленгипрогора, МАрхИ и других проектных, научно-исследовательских и учебных институтов страны.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Понятийный аппарат исследования композиции крупного исторически развивающегося города

Взаимосвязь функциональной и композиционной структур

Форма организации пространственной системы «город»

Соотношение функциональной и композиционной структур. Определение соответствия элементов

Методические подходы к анализу композиции города

Модель описания планировочной композиции города

Анализ описаний композиций, содержащихся в работах, посвященных проблемам композиции города

Понятие «целостность» в архитектурной теории

Целостность функциональной и композиционной структур города (сопоставление моделей)

Понятие «целостность» применительно к функциональной и композиционной организации города

Условия целостности функциональной и композиционной структур

Использование элементов теории порогов применительно к развитию композиции города

Глава 2. Развитие планировочной композиции города в процессе его территориального роста

Методика анализа композиционного каркаса

Зависимость планировочной композиции города от общих параметров его территории

Зависимость композиционного каркаса от общих параметров территории города

Влияние территориального роста города на его планировочную композицию

Зависимость планировочной композиции города от характера его территориального роста

Зависимость планировочной композиции города от темпов его территориального роста

Глава 3. Обеспечение целостности планировочной композиции города при его территориальном росте. 118

Примеры страниц

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

Городская среда обитания

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 января 2020 года; проверки требуют 3 правки.

Городская среда обитания (проживания) — совокупность конкретных основополагающих условий, созданных человеком и природой в границах населенного пункта, которые оказывают влияние на уровень и качество жизнедеятельности человека. Городская среда обитания формирует отношение человека к городу и системе управления.

Среда обитания создается благодаря действию следующих факторов: антропогенного, абиотического и биотического. Антропогенные факторы — сформированы человеком, биотические — живой природой, абиотические — неживой природой.

Городская среда обитания подлежит тщательному описанию, изучению и оценке со стороны ученых урбанистов с целью создания комплексных программ развития территорий, направленных на удовлетворение потребностей населения и создания благоприятной среды.

Определение понятияПравить

Определение понятия «городская среда обитания (проживания)» было разработано и введено в научный оборот Общероссийской общественной организацией «Российский союз инженеров», Министерством регионального развития РФ и Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству РФ в ходе выполнения подпункта г) пункта 1 Поручений Президента РФ № Пр-534 от 29 февраля 2012, выданного по итогам совещания «О мерах по реализации жилищной политики» от 14 февраля 2012 г.

Понятие “городская среда обитания (проживания) является базовым для двух других:

Практическое значениеПравить

Городская среда обитания изучается и оценивается с помощью количественных и качественных показателей с целью проведения комплексной оценки результатов городского строительства и управления. Оценки деятельности руководителей городов, распределения инвестиций, принятия управленческих и кадровых решений.

Теоретическое значениеПравить

Изучение и оценка городской среды обитания (проживания) имеет большое значение для оценки качества жизни в городах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *