29-30 сентября ЭкоСистема. Комплексный подход к вопросам экологии

Что такое образовательная урбанистика и кто такой педагог-исследователь городской среды

Новое направление в педагогике позволяет даже рутинный путь от дома до школы сделать полезным. В чём другие его преимущества — узнали у эксперта.

29-30 сентября ЭкоСистема. Комплексный подход к вопросам экологии

За какие профессии в образовании хорошо платят?

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать про курс

29-30 сентября ЭкоСистема. Комплексный подход к вопросам экологии

Обучение: Профессия Методист с нуля до PRO

Учет санитарно-гигиениче­ских
требований при реконструкции

Читать в полной версии

«Умный» город или автономные поселения, модульные капсулы или дома-коммуны? О том, какие инновационные технологии будут определять жизнь людей в ближайшие годы, рассказывает городской стратег Анастасия Железнова

В 2050 году около 75% населения земли будут жить в гигаполисах — эта цифра не раз звучала в докладах ООН, выступлениях городских исследователей и футурологов до начала пандемии. Один из самых масштабных примеров — Золотой треугольник Янцзы, в который входят Шанхай, Нанкин, Ханчжоу и еще несколько десятков китайских городов, население которых в общей сложности составляет более 100 млн человек. Менее крупные, но знаковые — агломерации Токио (больше 37 млн человек), Лондона (почти 14,2 млн человек), Москвы (свыше 20 млн человек), Мехико (20,9 млн человек) и Сеула (21,7 млн человек).

С началом мирового локдауна и закрытием городской инфраструктуры немалая часть людей стремится из городов уехать, потому что загородная жизнь безопаснее, дает больше свободы и не обременена цифровой слежкой. Один из самых известных философов современности Нассим Талеб предсказывает «новый локализм» и массовую миграцию в сельскую местность, потому что обеспеченным горожанам не нужно будет ездить на работу, все можно сделать онлайн. Но, несмотря на стремительную цифровизацию всех процессов (от образования и работы до досуга и отношений), рост зон доставки и простоту удаленных процессов, есть несколько факторов, которые создают преимущества жизни в городе, но уже не в таком, каким мы привыкли его видеть.

Главные изменения, которые нас ждут, — массовый поворот к модели 3P (Planet, People, Profit), вектор на создание компактного и здорового, а не только умного города и гибкость всех процессов.

  • Дефицит водоснабжения
    и загрязнения вод.
  • Промышленные и
    бытовые отходы.
  • Шумовое,
    электромагнитное и видеозагрязнение.
  • Образование
    городских почв (урбоземов) – ухудшение
    структуры, химических свойств и снижение
    биологически активных элементов.
  • Уплотнение и
    оседание грунтов, подтопление.
  • Состояние природного
    комплекса (зеленые насаждения, живой
    мир).
  • Озеленение как
    способ оздоровления городской среды.
  • Создание системы
    особо охраняемых природных территорий
    (заповедники, природные парки, ботанические
    сады, оздоровительные местности и
    курорты)
  • Использование
    отходов для экономии энергии (сжигание
    с получением пара и электроэнергии,
    пиролиз, биогаз), удобрения, зола и др.
  • Экологизация и
    гуманизация городской среды (освоение
    подземных территорий, озеленение
    балконов, пригородная зона, строительство
    очистных сооружений, озеленение дворов,
    парковые зоны и пр.)

Социально-экологические
условия жизни города:

  • Уровень социального
    благополучия (прожиточный минимум,
    жилье, образование детей, здоровье,
    качество медицинского обслуживания и
    социального обеспечения).
  • Обеспечение
    стандартными городскими удобствами
    (вода, газ, электричество, отопление,
    канализация).
  • Степень экологической
    безопасности (выявление источников
    риска, пожарная безопасность, безопасность
    дорожного движения, безопасность
    трубопроводов, безопасность от
    терроризма).
  • Занятость и
    удовлетворенность работой.
  • Наличие условия
    для полноценного отдыха и восстановления
    сил.
  • Степень полноты
    информации и существования условий
    для преемственности культуры.

29-30 сентября ЭкоСистема. Комплексный подход к вопросам экологии

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

г Лекция 16 Реконструкция. doc

129. 54 Кб

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ
И САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
РЕКОНСТРУКЦИИ

Разделение промыш­ленных и жилых зон

Учет санитарно-гигиениче­ских
требований при реконструкции существующего
жилого фонда

Снижение концен­трации вредных
выбросов и шума от автотранспорта

Обеспечение инсоляции жилых
помещений

Регулирование ветрового режима

Одним из важнейших направ­лений
преобразования крупнейших и крупных
городов являются улучше­ние гигиенических
качеств историчес­ки сложившихся
районов жилой заст­ройки, создание в
них здоровой среды проживания. Эта
проблема получает эффективное разрешение
в процессе комплексной реконструкции
города на основе согласованного по
этапам реализации решения всей
совокупности задач, связанных с
обеспечением ком­фортных условий
труда, быта, отдыха населения и
совершенствованием ар­хитектурно-планировочной
структуры старых районов в свете
современных социальных, градостроительных
и эко­логических требований.

Реконструкция городов в современ­ном
градостроительстве приобретает все
большее значение. Деятельность, связанную
с реконструкцией городов, было бы
неправильно сводить лишь к ликвидации
качественно устаревших зданий и
сооружений и замене их но­выми. Реконструкция — это более сложное и
комплексное понятие. Глав­ная задача
реконструкции — устранить несоответствие
между ранее сложив­шейся планировочной
структурой и но­выми требованиями
развития общества. Реконструкция
предусматривает после­довательное
преобразование всей жиз­ненной
городской среды с целью по­вышения
ее качества.

Мнения,

10 сен 2014, 12:03

Карима Нигматулина

Создание гуманной городской среды выгодно для девелоперов

В рамках форума PROEstate интервью корреспонденту “РБК-Недвижимости” дала Карима Нигматулина, и. директора ГУП “НИ и ПИ Генплана Москвы”. По словам московского эксперта, инвестиции в создание комфортной и гуманной городской среды сторицей окупятся из-за капитализации новых девелоперских проектов.

– Главный вывод, который можно сделать, – инвесторы на рынке недвижимости наконец-то начинают ориентироваться на интересы конечного потребителя, на человека, который будет жить в построенных ими квартирах и в городе в целом. До недавних пор большинство девелоперов строили свои объекты исключительно с прицелом на спрос, который во многом генерировался инвестиционным фактором и в первую очередь выражался объемом застройки, а не качеством городской среды. Как известно, на рынке было очень много инвестиционных квартир, и задача стояла построить максимум квадратных метров, выгодных для вложений. Сейчас парадигма меняется.

– Какую роль при этом играет фактор комфорта?

– Комфортность города, как сказал один из участников дискуссии, – это как обувь, которая нигде не натирает. Все элементы комплексно увязаны друг с другом, нет гипертрофированных акцентов и перекосов, правильно определен функционал тех или иных городских территорий и отдельных зданий, минимизированы разрывы в городской ткани. Сейчас бывает так, что объект имеет хорошие видовые аспекты, но нет безопасности. Может быть хорошая экология, но при этом очень неудачные планировки квартир. И задача градостроителей – грамотно сбалансировать все критерии городской среды. Если такого баланса удается достичь, то комфортность приобретает совершенно иное значение. Она начинает работать на экономику проектов. Такие элементы, как развитая социальная инфраструктура, хорошая транспортная доступность, зеленые зоны, рекреационные пространства, продуманная планировка кварталов и квартир, в правильных пропорциях и сочетании существенно увеличивают добавочную стоимость недвижимости.

Хорошим примером в данном случае может служить развитие территорий, прилегающих к Москве-реке. По указанию столичного мэра Сергея Собянина, градостроительный комплекс Москвы проводит международный конкурс на разработку соответствующей концепции. При его подготовке наш институт провел анализ и пришел к выводу, что правильно спланированная территория набережных, оптимизация характера застройки соседних участков могут повысить капитализацию расположенных на них жилых объектов в среднем на 10%, а иногда даже достигать 20%. Таким образом, создание гуманной среды становится для девелопера наиболее эффективным и прибыльным вариантом.

– Как это донести до бизнеса, до большего числа землепользователей?

– Есть Генплан Москвы, есть программы комплексного развития городских территорий. Несмотря на то, что в разных местах будут локализованы разнообразные решения, все присутствующие на круглом столе эксперты согласились, что каждый индивидуальный случай должен быть привязан к общей концепции развития города в целом. В этом случае можно будет говорить о создании синергетического эффекта, который поможет еще эффективнее использовать имеющиеся площадки. В рамках той же программы развития прибрежных территорий Москвы-реки, например, будут рассмотрены первоочередные локальные мероприятия и проекты, а также представлено комплексное видение на долгосрочную перспективу. В одних случаях инвесторов станут привлекать под конкретный функционал территорий, закрепленный в граддокументах. В других, когда на участках уже есть землепользователи, желающие активно реализовывать проекты, с ними будет вестись работа, дабы они делали то, что укладывается в общее видение. Это позволит сбалансировать все интересы, которые присутствуют в городе.

Карима Нигматулина
НИиПИ генплана Москвы

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

Мелиев Б.

Магистрант специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» Джизакский политехнический институт (Джизак, Узбекистан)

ОПТИМИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА В СИСТЕМЕ ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА

Аннотация: в настоящее время систему городского транспорта можно охарактеризовать развитием городских дорог и ростом дорожного трафика, которые приводят к росту пробок. Для решения этой проблемы было использовано имитационное моделирование для анализа и оптимизации времени поездки для участников дорожного движения в городской среде.

Ключевые слова: городская транспортная система, пробки, моделирование, транспортный поток, автомобильный транспорт.

Транспортная инфраструктура играет важную роль в развитии любого города. Эффективное функционирование транспортных систем оказывает положительное влияние на жизнь населения в наиболее густонаселенных районах города. Десятилетиями использовалась модель анализа, которая опиралась на понятие «мобильности», т. увеличение скорости движущихся транспортных средств и соответственно сэкономленного времени поездки. Хотя на интуитивном уровне такой подход кажется целесообразным, в настоящее время он оказывается проблематичным.

При анализе системы городского транспорта необходимо принять во внимание множество факторов: улицы, автомагистрали, велосипедные дорожки, маршруты общественного транспорта и т. Способность реалистично предсказать спрос на перевозки имеет решающее значение для планирования

дорожной инфраструктуры. В связи с этим в последние десятилетия активно используются агент-ориентированные модели развития города. В литературе можно найти множество агент-ориентированных моделей планирования системы городского транспорта в различных географических масштабах и с разной степенью детализации поведения агентов. Эти модели доказали свою эффективность при моделировании всего многообразия городской среды.

Постановка проблемы: как оптимизировать транспортные потоки в указанной части города Джизака, чтобы уменьшить время в пути автоколонны с учетом возможных пробок (рис.

Чтобы решить задачу оптимизации, была построена имитационная модель с помощью программного обеспечения AnyLogic University Researcher v. Построение модели происходило в соответствии со следующими этапами.

Этап 1. Создание дорожной сети.

Сначала была создана новая имитационная модель с названием “Transportation_Sibiu city”. Затем в AnyLogic был добавлен спутниковый снимок из Google Maps, относящийся к интересующему нас району города Сибиу. Для реалистичных результатов снимок должен был быть промасштабирован в соответствии с масштабом в AnyLogic (масштаб 20 метров).

Этап 2. Логика траспортных потоков.

После первого этапа была построена блок-схема с учетом направления движения по полосам. Блок-схема содержит следующие элементы: carSource, carMoveTo, carDispose, selectOutput. Элемент selectOutput может иметь 2 или 5 выходных порта. Если у автомобиля есть возможность повернуть налево, направо или ехать прямо, то следует использовать selectOutput5. На рис. 1 сегменты дороги связаны с элементами.

Рис. Блок-схема городской транспортной сети

Этап 3. Установка светофоров.

После создания блок-схемы модель была запущена для выявления неадекватного функционирования. Для дорожных развязок необходимо установить светофоры. Без них AnyLogic выведет предупреждение.

Этап 4. Оптимизация работы светофоров.

Сначала было найдено среднее время движения – 63,345 сек. (рис. 2) при времени моделирования около 10 мин. (600 сек

Рис. Результат моделирования.

Затем система транспортных потоков была оптимизирована путем уменьшения времени каждой фазы работы светофоров. Время работы каждой

фазы было параметризовано. Использовалось 4 параметра со значением по умолчанию 30 сек. : p1 и p2 для trafficLights; p3 и p4 для trafficLights 1.

В настоящее время решение задачи оптимизации транспортных потоков в густонаселенных районах города играет важную роль. Городская транспортная система может быть смоделирована и проанализирована с помощью программного обеспечения AnyLogic. В данной статье были приведены результаты оптимизации транспортного потока для города Джизак. Путем изменения работы различных фаз светофора было достигнуто уменьшение времени поездки с 63,345 сек. до 50,514 сек. Для уточнения результатов, данного агент-ориентированного моделирования нужно дополнительно исследовать влияние поведения пешеходов, различных видов транспорта, велосипедистов и т.

Амбарцумян В. Проблемы повышения БДД в современных экономических условиях // Грузовик &. 1999. – № 9. – С. 39-41.

Амбарцумян В. , Бабанин В. , Гуджоян О. , Петридис А. Безопасность дорожного движения: Учебное пособие. — М. : Машиностроение, 1998. – 304 с.

Бабков В. Дорожные условия и безопасность движения: Учебник для вузов. – М. : Трансп. , 1993. – 271 с.

Безопасность дорожного движения: Учебник пособие для подготовки и повышения квалификации кадров автомобильного транспорта. Амбарцумян В. , Бабавнин В. , Гуджоян О. , Педритис A. ; Под редакцией В. Луканина. : Машиностроение, 1998. – 304 с. Эрназаров, А. (2019). Необходимость применения систем автоматизированного проектирования при обучении студентов инженерных специальностей высших учебных заведений. Вестник науки, 1(11), 20-26.

Meliev B.

Master’s student of the specialty Automobiles and Automotive Industry Jizzakh Polytechnic Institute (Jizzak, Uzbekistan)

OPTIMIZATION OF TRANSPORT FLOW IN THE URBAN TRANSPORT SYSTEM

Keywords: urban transport system, traffic jams, modeling, traffic flow, road transport.

Отходы. Понятие, классификация и природа их происхождения.

Отходы —
вещества (или смеси веществ), признанные
непригодными для дальнейшего использования
в рамках имеющихся технологий, или после
бытового использования продукции.

а)
по происхождению: бытовые, другие
городские, с/х, промышленные,
горнометаллические, специальные;

б)
по физическому (агрегатному) состоянию:
газовые, жидкие, твердые, смешанные
(пастовидные), пылеобразные;

в)
по активности влияния на живую природу:
инертные, вредные, опасные, токсичные
(ядовитые);

г)
по усвояемости природной средой:
усвояемые, неусвояемые.

Биологическая
– весь жизненный цикл биосферы производит
метаболиты (трупы, фекалии, мертвые
растения и др.

Химическая
– при химическом взаимодействии двух
веществ (А и В) получается продукт (П) и
отходы (О) в силу сохранения материи. (А+В=П+О)

Технологическая
– при любом технологическом процессе
возникают отходы (обрезки, стружки,
шлаки, газы, мусор. упаковки).

Экономическая
– долговечность вещей, приборов, машин
и любой продукции имеет предел.

Экологическая
– деятельность по очистке воды. Воздуха,
почвы, стоков переработка отходов
генерирует новые отходы.

Аварийная
– нарушение системы производства и
потребления.

Градостроительные и санитарно-гигиенические предпосылки реконструкции

На основе комплексной оценки сос­тояния
окружающей городской среды и общей
концепции перестройки плани­ровочной
структуры города выявляются основные
требования по оптимизации городской
среды. Эти требования диф­ференцируются
в соответствии с уров­нями проектирования:
генеральный план города, проект детальной
плани­ровки района и проект застройки
кварта­лов — жилых комплексов с
выделением определенного круга задач
на каждом уровне (табл.

Градостроительные мероприятия по
оздоровлению реконструируемых районов

Уровень территории

Учет основных
факторов окружающей среды

Градостроительные
мероприятия по оздоровлению
реконструируемых районов

1

2

3

Город

Комплексная
оценка, включающая: оценку загрязненности
воздушного и водного бассейнов и
шумового режима города, обусловленного
влиянием промышленных зон, от-

дельных промышленных
предприятий, ТЭЦ, аэропортов, плотностью
улично-дорожной сети, характером
движения и др. Совершенствование
планировочной структуры городских
образований на основе четкого
функционального зонирования —
определение перспективного назначения
района (жилой, смешанный, нежилой)

Определение
фоновых микроклиматических различий,
обусловленных относительно крупными
формами рельефа, крупными водоемами,
характером массивов застройки и т. Создание
комплексных промышленных узлов и
районов, обеспечивающих рациональное
использование городской территории,
а также наиболее экономически
эффективную утилизацию и комплексную
переработку производственных
отходов

Ландшафтно-экологический
анализ территории с учетом имеющихся
крупных зеленых массивов, элементов
рельефа, водоемов и т. Совершенствование
систем внутригородского и внешнего
транспорта, направленное на снижение
его негативного воздействия на шумовой
режим и загрязненность воздушного
бассейна города. Формирование единой
системы озелененных территорий города
и прилегающих к нему пригородных
территорий на основе выявления
оптимальных соотношений застроенных
и озелененных пространств

Жилой
район

Определение
показателей состояния окружающей
среды (загрязненность атмосферного
воздуха, микроклиматические условия,
акустический режим и др. ) на основе
данных комплексной оценки состояния
окружающей среды города и его отдельных
районов (зонирование территории города
по «проблемным ситуациям»)

Организация
санитарно-защитной зоны между жилым
районом и промышленными предприятиями
(при ее наличии — совершенствование
планировочной организации, озеленение
и благоустройство). Вынос из жилого
района мелких предприятий, складов,
баз в городские промышленные районы
и коммунально-складские зоны. Упорядочение
сети магистралей (трассировки
скоростных и грузовых дорог в обход
жилых районов, минимальное число
пересечений жилых районов магистральными
улицами непрерывного и регулируемого
движения и др. Формирование развитой
системы озелененных территорий,
связывающих общественную и жилую
застройку, жилые районы с зонами
отдыха и др. 1

2

3

Группа
кварталов
(жилой
комплекс)

Детальный анализ
распространения вредных автотранспортных
выбросов и шума от прилегающих
автомобильных улиц и магистралей. Детальный анализ ветрового и
температурного режима жилой территории,
обусловленного приемами и элементами
планировки, застройки и озеленения. Определение инсоляционного режима
жилой территории и помещений
обусловленного ориентацией зданий и
их внутренней планировкой, а также
размещением элементов озеленения и
благоустройства. Обновление
планировки и застройки кварталов
(упорядочение сети улиц и пешеходных
связей, системы застроенных и
озелененных территорий, приемов
архитектурно-пространственной
организации застройки). Модернизация
жилого фонда (перепланировка квартир,
изменение назначения
зданий,
снос малоценного в гигиеническом и
архитектурном отношении жилого фонда
и др

Пустить корни в городе

Как растения приспосабливаются к жизни в мегаполисах и что влияет на их состояние

Иллюстрация: Анна Сазанова

Города продолжают разрастаться. Уже через 30 лет в них будет проживать почти 70% мирового населения. Стремительная урбанизация ведет к загрязнению почвы, воды и воздуха, сокращению площади природных территорий, утрате биоразнообразия, причем не только в городах, но и за их пределами. Озеленение территорий считается одним из самых эффективных способов снизить влияние городских агломераций на окружающую среду. Растения выполняют множество разных функций, начиная от декоративной и заканчивая санитарно-гигиенической. При этом они подвержены негативному воздействию городов и вынуждены адаптироваться к жизни в условиях постоянного стресса. Как урбанизация влияет на растения
Городская среда оказывает заметное влияние на физиологические, биохимические и морфологические характеристики растений. Об этом говорят исследователи из Удмуртского государственного университета (УдГУ), которые изучали видовой состав, эколого-биологическое состояние и семенное размножение насаждений в Ижевске и малых городах Липецкой области. Так, под воздействием аэротехногенных выбросов (загрязнение воздуха промышленными объектами. — Прим. Plus-one. ru) у растений начинает снижаться фотосинтетическая функция. Это становится причиной ухудшения их морфометрических параметров (признаки, отражающие адаптацию организмов к среде обитания, большинство из которых связаны с процессами роста, например: фитомасса листьев, площадь одного листа, высота растения, число соцветий. — Прим. Plus-one. ru). В частности, у лиственных пород уменьшается количество и размер листьев, а у хвойных — снижается масса хвоинок. Из-за высоких температур и дополнительного освещения меняется сезонное развитие растений: деревья цветут в течение менее продолжительного времени, раньше начинают сбрасывать листья, у них увеличиваются сроки вегетации. Инфографика: Юлия Дорофеева

Исследователи выяснили, что к жизни в городе растения приспосабливаются по-разному, часть видов оказываются более устойчивыми к антропогенному влиянию. Адаптация к воздействию окружающей среды зависит в том числе от накопления в клетках деревьев, кустарников и трав веществ, замедляющих окислительные процессы. К ним относится, например, аскорбиновая кислота, участвующая в фотосинтезе. Так, в загрязненных почвах в клетках таких травянистых растений, как гравилат городской, купырь лесной, будра плющевидная, одуванчик лекарственный, ежа сборная, тысячелистник обыкновенный, аскорбиновая кислота накапливается. Это повышает эффективность антиоксидантной системы защиты и способствует повышению устойчивости этих растений к воздействию загрязнителей. «Ответ» растений городу
Городская среда меняет репродуктивную систему некоторых растений. Примером тому может служить скерда вида Crepis sancta — сорняк, который можно встретить у дорог или вокруг деревьев. К такому выводу пришли ученые из Национального центра научных исследований Франции (Centre National de la Recherche Scientifique, CNRS), которые проанализировали особенности размножения популяции сорняка в городе Монпелье на юге Франции. Скерда размножается с помощью двух видов семян: более мелких и легких (похожи на парашютики), которые распространяются по воздуху, и более крупных и тяжелых — они падают на землю неподалеку. Когда легкие семена разлетаются на большие расстояния в городе, они часто оказываются на бетонном или асфальтовом покрытии. Крупные же семена попадают в трещины тротуаров, благодаря чему увеличиваются их шансы на прорастание. Ученые выяснили, что со временем растения, растущие в городе, начинают производить больше крупных семян по сравнению со своими сородичами из сельской местности. Таким образом, борясь за выживание в агрессивной среде, сорняки постепенно эволюционируют, причем для этого им требуется совсем немного времени — от 5 до 12 лет. Исследователи из Университета Торонто Миссиссауга напоминают, как адаптировался к жизни в городской среде клевер: растение имеет здесь большие размеры и производит меньше синильной кислоты (HCN). Это ядовитое вещество с резким запахом, с помощью которого растения защищаются от насекомых и мелких млекопитающих. Ученые предполагают, что в условиях плотной застройки растения реже страдают от животных, поэтому у них нет необходимости синтезировать синильную кислоту в больших объемах. Кроме того, на урбанизированных территориях обычно устанавливаются более высокие температуры, что приводит к быстрому таянию снега. При отсутствии снега растения больше подвержены негативному воздействию низких температур, в результате чего и снижается выработка HCN. Специалисты добавляют, что трансформации в организме городских растений влияют на всех участников пищевой цепи, поэтому их необходимо постоянно отслеживать. Сотрудник Калифорнийского университета в Беркли Макс Ламберт объясняет, что у растений есть четыре основные стратегии выживания в городе. Некоторые виды могут быстро приспосабливаться к новой среде и чувствовать себя там не хуже, чем в естественных условиях. Другие, чтобы «вписаться в городской пейзаж», начинают менять привычную модель поведения. Третьи, например скерда, могут начать эволюционировать и становиться более приспособленными к городу из поколения в поколение. Некоторые растения совсем не приживаются и либо покидают город, либо вымирают. Эксперт уверен, что заниматься сохранением видов нужно не только на особо охраняемых природных территориях, но и в городе — уникальном пространстве, в котором вынуждены сосуществовать совершенно разные представители флоры и фауны. Тот же тезис развивают и ученые из УдГУ, по словам которых для городов характерен «стихийный процесс заноса не свойственных данной местности видов растений». Зачем городам нужны зеленые насаждения
Зеленые насаждения органично вписываются в городскую инфраструктуру и формируют ландшафты жилых районов. Они способствуют снижению уровня шума, улучшают микроклимат и создают более комфортные условия для проживания. «Насаждения обладают повышенной отражательной способностью листьев по сравнению с грунтовыми и асфальтовыми покрытиями, что способствует понижению температуры воздуха в районе древесных насаждений и созданию комфортной среды для человека», — признают удмуртские исследователи. Деревья и кустарники также помогают снизить концентрацию транспортных и промышленных выбросов, в том числе благодаря своей способности накапливать вредные вещества в органах и тканях. Так, хорошими газо- и пылепоглощающими свойствами обладают распространенные на территории Москвы липы и клены, на долю которых приходится больше половины от общего количества зеленых насаждений в городе. Среди других распространенных в столице деревьев — тополь, ясень, береза, вяз, лиственница. Самыми часто встречающимися плодово-ягодными деревьями считаются рябина, яблоня и вишня. Все эти деревья быстро адаптируются к условиям городской среды и обладают высокой жизнеспособностью, подчеркивается в докладе о состоянии окружающей среды в столице в 2019 году. Инфографика: Юлия Дорофеева

Скрытая опасность
Однако сотрудники Национального исследовательского совета Италии (Consiglio Nazionale delle Ricerche, CNR, государственная научно-исследовательская организация) Сильвия Финески и Франческо Лорето подчеркивают, что зеленые насаждения могут вредить людям. Так, для защиты от вредителей и взаимодействия друг с другом некоторые растения выделяют летучие органические соединения (Volatile Organic Compounds, VOCs). Например, изопрен (ненасыщенный углеводород, бесцветная жидкость с характерным запахом. — Прим. Plus-one. ru) активно вырабатывают такие лиственные деревья, как дуб, ива, осина, тополь, а терпены (производные изопрена) в больших количествах содержатся в хвойных породах. Эти вещества вступают в реакцию с соединениями, источником которых служит деятельность человека, — например, с оксидами азота и озоном, что может негативно влиять на качество воздуха. Не стоит забывать и о том, что некоторые люди имеют аллергию на пыльцу и другие выделяемые растениями вещества. Это вызывает раздражение глаз и кожи, а иногда и тяжелые астматические реакции. Кроме того, кое-где высокие деревья не пропускают достаточное количество солнечного света в здания или закрывают кронами дорожные знаки, увеличивая тем самым вероятность дорожно-транспортных происшествий. Большое количество листьев иногда становится причиной засорения дренажных труб, а большие сухие ветки могут упасть на землю и повредить имущество или кого-то травмировать. К тому же парки и скверы часто становятся убежищем для бездомных людей, а также диких и полудиких животных: крыс, летучих мышей, собак. Для решения проблем, связанных с озеленением городских территорий, ученые из УдГУ призывают использовать данные исследований о жизни растений на урбанизированных территориях. На основе этой информации они предлагают оптимизировать систему городских зеленых насаждений за счет правильного подбора видов, учитывая их декоративные качества, устойчивость к условиям окружающей среды и способность на нее воздействовать. «Интенсивный рост городов, развитие транспортных сетей, повышающийся с каждым годом тонус городской жизни актуализируют проблемы сохранения и оздоровления урбанизированной среды, формирования условий, благотворно влияющих на психофизиологическое состояние человека. С помощью зеленых растений можно в значительной мере регулировать эти параметры, чтобы приблизить их к оптимальным», — напоминают авторы исследования.

Поиск компромисса между высокой плотностью и расползанием инфраструктуры

Уровень дохода определяет уровень архитектуры, это правило капиталистического мира. Хороший дом в пригороде могут позволить себе только обеспеченные люди — коммуникации и энергия по-прежнему дороги. 2020 год будет охарактеризован рецессией, локальными экономическими кризисами и падением доходов. Необходимость экономить, возможно, подтолкнет развитие альтернативных источников энергии и способов ее экономить, но не отразится на стоимости жилья (ни городского, ни загородного) — она по-прежнему будет высокой для большей части населения планеты. Жилье останется самым большим и надежным классом инвестиций.

Доступность и разнообразие инфраструктуры и возможность социализации — это второй и не менее важный критерий в пользу города.

Карантины в разных странах показали, что даже в мире победившей доставки, виртуальных экскурсий по главным музеям планеты и онлайн-свиданий люди все еще ценят город за его среду, возможность случайных пересечений и плотность культурной и социальной жизни.

Сейчас самый экологичный вариант расселения — компактный и плотный город, где соблюдена высокая транспортная связность, оптимальная высота застройки и есть необходимая горожанину инфраструктура. Эта модель позволяет избегать поляризации и социального разрыва, которые являются частью порочного круга бедности.

Будущий город — это операционная среда

Города будут развиваться как стартапы с сильными горизонтальными связями, а не вертикальной властью. Каждое изменение в городской среде должно быть построено, как цикл обратной связи в цифровых продуктах, — сначала появляется гипотеза (или запрос горожан), на основании этого строится минимально рабочий продукт (чаще виртуальная модель, а не физический прототип), по его результатам производится оценка показателей и только потом имплементируются изменения в необходимом масштабе.

Тестируй перед тем, как инвестировать — новая заповедь мэров городов. Проектировать эффекты (на здоровье, среду, бизнес), а не просто здания или городские пространства и проверять их соответствие первоначальным KPI помогут цифровые двойники. Уже сейчас у таких городов, как Сингапур, Бостон, Стокгольм и Роттердам, есть виртуальные модели, которые позволяют имитировать процессы и изменения, снижать количество градостроительных ошибок и предвидеть результаты нововведений, а значит экономить ресурсы, время, деньги. Примеры того, как строятся пешеходные потоки, цепи поставок, автомобильное и железнодорожное движение и управление неопределенностью, можно найти в Anylogic — открытой библиотеке российского софта для имитационного моделирования.

Экологичный и экономичный город случится быстрее, чем экодеревня

Главное, чему научатся в ближайшее время горожане, — это базовая экономия и оптимизация. Возможность повторного использования дождевой воды, строительных материалов, тепла, энергии и пластика станет массовым трендом. Как и создание экосистем внутри дома, квартала и города с тем, чтобы снизить потребление ресурсов из внешней среды и свои расходы. Такие кварталы уже существуют во Франции, Швеции, Голландии, Дании и Германии. Коронавирус не отменит шеринговую экономику, а наоборот, ускорит формирование локальных сообществ.

Переход к циркулярной экономике заставит нас пересмотреть все виды отходов, в частности строительные. Теперь перед началом проектирования архитекторы будут обязаны оценивать не только то, из чего строить, но и как демонтировать и перерабатывать здания. Возможно, произойдет отказ от остекленных небоскребов как от неэкологичных зданий. Главные претензии экспертов по устойчивому развитию — короткий срок службы стекла (всего около 40 лет), высокие расходы на кондиционирование (и, следовательно, большой углеродный след) и отсутствие на данный момент возможности переработки такого стекла. Плюс производство цемента и стали — высокоэнергоемкие процессы, сопровождающиеся тоннами выбросов CO₂.

Есть шанс, что кросс-ламинированная древесина (CLT) — высокоэластичная форма инженерной древесины — может стать для нашего столетия тем материалом, которым бетон, сталь и пластик были для ХХ века. В Скандинавии уже есть опыт строительства деревянных башен. По проекту CF Møller Architects в шведском городе Вестерос возвели 8,5-этажный дом Kajstaden. Общий расчет сокращения выбросов CO₂ при использовании дерева, а не бетона составит за годы существования дома 550 тонн.

В Норвегии бюро Voll Arkitekter спроектировало 85,4-метровую башню Mjøstårnet — самую высокую на данный момент деревянную постройку в мире. Само здание и даже шахты лифтов сделаны из кросс-ламинированной древесины.

Городское здоровье и изменение климата как главные критерии качества изменений

Все больше мегаполисов уходят от понятия «комфортная городская среда», теперь главный ориентир — здоровье в городе (urban health). Этот вектор стал актуальным еще до пандемии, сегодняшний кризис его только усилил. Градостроительные меры, направленные на борьбу с изменением климата, здоровье и благополучие горожан, уже работают в Сингапуре, Лондоне и Нью-Йорке. Так, в азиатском городе-государстве удалось снизить температуру на улицах на 2 °C за счет озеленения автобусных остановок и вертикальных садов. В городах Европы, США и Азии широко применяются сельскохозяйственные технологии — аквапоника, зеленые крыши и общественные огороды, чтобы закрывать потребности не только в чистом воздухе, но и в продовольствии.

Ментальное здоровье наравне с физическим будет критерием для работы с городской средой — как человеком воспринимается то, что его окружает, и как влияет на его эмоциональное состояние высокий уровень шума, света и информационный поток.

Аргументацией для городских изменений в мире страховой медицины будут не цифры высаженных деревьев и площадь уложенной плитки, а суммы, сэкономленные системой здравоохранения. То, какой эффект приносит набережная или парк в деньгах (не заболевшие астмой дети, активные и со здоровым сердцем взрослые, миллениалы без тревожных расстройств), важнее субъективного «красиво» или «нужно». Пока же убытки экономик от депрессий ежегодно оценивают в £100 млрд в Британии, более $200 млрд в Штатах. Всего, по данным ВОЗ, в мире от психических расстройств страдают около 7% людей.

Трансформируемая архитектура, гибкость сценария жизни и мобильность нового уровня

Мобильность останется базовым правом горожан, но относиться к своему времени мы начнем по-другому. Город 15-минутной доступности — вероятное будущее, которое можно описать словосочетанием «цифровая деревня». Из пространства, организованного вокруг работы, мегаполисы начнут превращаться в пространства для сервисной экономики и реализации разных сценариев жизни, а не маятниковых миграций к рабочему месту и обратно.

Кризисы будут случаться постоянно, поэтому запрос на трансформацию архитектуры, который мы уже наблюдаем в период пандемии (стадионы и аэропорты становятся госпиталями, квартиры совмещают в себе место для жизни, офис и детский сад), будет новой нормой. Запрос на проектирование зданий «с открытым кодом», которые при необходимости могут быть адаптированы под разные задачи, растет в последние несколько лет.

Проблема нехватки массового жилья и затратности его производства будет решена за счет сокращения разрыва между диджитал-дизайном и физическим производством.

  • Во-первых, низкий порог входа в архитектуру за счет доступного программного обеспечения позволит жителям самим решать, как должен выглядеть их дом. Пример такой самоорганизации — берлинский коливинг R50 (Ritterstrasse 50), построенный без участия девелоперов.
  • Во-вторых, софт и материалы для 3D-печати зданий уже позволяют создавать полноценные постройки для жизни в короткие сроки, с учетом ресурсных ограничений и для разных климатических зон.

Как известно, инновации начинают работать тогда, когда достаточное число людей готовы ими пользоваться на регулярной основе. За время карантинов прошел массовый процесс повышения диджитал-грамотности и переоценки приоритетов, поэтому новые городские стратегии не заставят себя долго ждать.

Проект конгрессной программы Форума

Конференция «Вопросы подготовки планов адаптации субъектов Российской Федерации к климатическим изменениям, включая планы по декарбонизации отраслей хозяйства» Онлайн/Офлайн

  • задачи и сроки разработки Планов адаптации,
  • сбор информации, подготовка планов к утверждению,
  • возникающие проблемы и пути их решения.

Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга

Конференция «Экология и природопользование в цифре» Онлайн/Офлайн

  • Стратегия цифровой трансформации на федеральном уровне;
  • Стратегии цифровой трансформации субъектов РФ;
  • Методологическая поддержка внедрения цифровой трансформации;
  • Передовой опыт и лучшие результаты цифровизации.

Круглый стол «Адаптация к климатическим изменениям. Проблемы и пути решения»

  • Механизмы реализации климатических проектов
  • Меры поддержки хозяйствующих субъектов при реализации мероприятий по адаптации к климатическим изменениям
  • Взаимодействие органов власти бизнеса по вопросам адаптации к климатическим изменениям
  • Роль НКО в реализации климатических проектов

Российское экологическое общество

АНО «Национальный центр компетенций экологических реформ»

Круглый стол «Развитие системы приема опасных отходов от населения Санкт-Петербурга»

  • Пути развития системы приема опасных отходов
  • от населения с учетом действующего законодательства.
  • Разработка Концепции приема опасных отходов
  • от населения, включая обоснованность количества точек приема опасных отходов, мест их размещения и номенклатуры собираемых отходов.
  • Вопросы, связанные с технологиями утилизации опасных отходов.
  • Влияние системы приема опасных отходов
  • на состояние окружающей среды и здоровье населения Санкт-Петербурга.
  • Вопросы необходимости стимулирования жителей за сданные опасные отходы на примере международного опыта.
  • Вопросы вовлеченности населения в сбор опасных отходов в разрезе экологического просвещения

Конференция «Изменения в организации и осуществлении регионального государственного экологического надзоре в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности»

  • Нововведения законодательства Российской Федерации в сфере контрольно-надзорной деятельности
  • Изменения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.
  • Влияние реформы обращения с отходами на реализацию природоохранной деятельности предприятий.

Семинар «Актуальные проблемы охраны водных объектов и управления водохозяйственным комплексом в городах и населенных пунктах»

  • Использование водных объектов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Проблемы получения необходимой разрешительной документации и нормирования с учетом изменений законодательства и в переходной период. Переход на наилучшие доступные технологии (НДТ). Требования надзорных органов.
  • Водоканалы и их абоненты. Основные аспекты взаимодействия.
  • Правовые пробелы законодательства о водоснабжении и водоотведении, водного законодательства. Основные направления совершенствования законодательства, в том числе
  • с учетом правоприменительной практики.
  • Основные вопросы, возникающие у субъектов хозяйственной и иной деятельности при использовании водных объектов.
  • Вопросы надлежащей очистки и учета объемов отводимых сточных вод. Проблемы поверхностного водоотведения.
  • Актуальные проблемы очистки коммунальных стоков городов и малых населенных пунктов.
  • Современное экологическое состояние водных объектов с учетом существующих вызовов природного и антропогенного характера.
  • Основные направления государственной политики в сфере рационального использования и охраны водных объектов, в том числе в рамках национального проекта «Экология», и перспективы развития водохозяйственного комплекса.
  • Мероприятия по охране водных объектов. Предотвращение негативного воздействия вод. Берегозащита.
  • Водные объекты как элемент городской среды. Взаимосвязь программ по охране водных объектов с другими государственными программами, в том числе, в рамках создания комфортной городской среды.
  • Обеспечение экологической безопасности водных объектов в условиях городской среды. Предупреждение и ликвидация разливов нефтепродуктов на акватории. Планы ЛАРН. Организация приема с судов хозфекальных и  льяльных вод.
  • Качество воды в родниках и реках бассейна Финского залива: проблемы и решения

Международная TED-сессия «Роль экологического воспитания и образования в обществе». Онлайн/Офлайн

  • Региональный и международный опыт экологического воспитания. Результаты и возможности;
  • Какую роль экологическое просвещение имеет в процессе обучения. Кто и какие тренды задает обществу;
  • Лучшие практики экологического просвещения среди населения;
  • Итоги международного проекта LALAPETE;
  • Экологизация мероприятий и оптимизация ресурсов при проведении мероприятий на местном и городском уровнях;
  • Что важнее инфраструктура или просвещение?
  • Экосознательность – опыт и лучшие практики от крупных бизнес корпораций;
  • Как развитие добровольческой деятельности влияет на экологическую грамотность?
  • Кто является проводником экологического воспитания общества: СМИ, школа, власть?
  • Чем и как измеряется экологическая культура? Как увидеть результат?

Научно-практический семинар «Современное состояние и перспективы развития мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды» Онлайн/Офлайн

Открытый семинар «Актуальные вопросы перехода на новую систему обращения с ТКО»

  • Обсуждение целей и задач перехода на новую систему обращения с ТКО.
  • Обсуждение практических аспектов перехода на новую систему обращения с ТКО

Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга;

АО «Невский экологический оператор»

Круглый стол «Реформирование системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области»

  • Обсуждение целей и задач перехода на новую систему обращения с ТКО.
  • Перспективы развития сферы обращения с ТКО в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
  • Обсуждение первых результатов перехода на новую систему обращения с ТКО в двух субъектах.

Комитет по обращению с отходами Ленинградской области;

АО «Невский экологический оператор»;

АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области»

Конференция «Лучшие практики в развитии познавательного туризма и волонтёрства на особо охраняемых природных территориях федерального и регионального значения»

Подведомственное Комитету по природопользованию, охране окружающей среды

и обеспечению экологической безопасности Государственное казенное учреждение

«Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга» (ГКУ «Дирекция ООПТ

Семинар-вебинар «Экологические проекты Программы приграничного сотрудничества «Россия – Финляндия» 2014-2020». Онлайн/Офлайн

Планы работ по проектам, результаты, полученные в ходе исследований, разработок, проектных решений. Координация совместных мероприятий и работ по проектам

Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности  Санкт-Петербурга, Ассоциация экологического партнерства (НП «АсЭП»)

Межрегиональная конференция «Животные в городской среде: проблемы и решения»

  • Выявление и обобщение существующей проблематики биоценоза в городах
  • Ознакомление с действующими федеральными и региональными нормативно правовыми документами
  • Содействие созданию инфраструктуры, способствующей оптимизации городской инфраструктуры с учетом потребностей, социальных требований, рисков, связанных с животными и биоценозом
  • Меры профилактики и информационная поддержка по мотивированию граждан в вопросах ветеринарной и санитарной безопасности окружающей городской среды и жилых помещений

Управление ветеринарии Санкт-Петербурга

Основные темы в рамках Специального проекта «Городская среда: Экология. Комфорт. Трансформация»

  • Развитие общественных пространств;
  • Развитие дворовых территорий;
  • Экология городской среды. Лучшие практики;
  • Сады и парки (исторические сады и парки, городские сады и парки);
  • Вопросы доступной и безопасной городской среды.

Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга;

Национальная ассоциация «Возрождение исторических садов и парков»

Продолжается формирование Конгрессной программы форума.

По вопросам проведения мероприятий и участия с презентациями контактное лицо:

Внимание! В программе возможны изменения.

29-30 сентября ЭкоСистема. Комплексный подход к вопросам экологии

  • При поддержке
  • Партнеры
  • Партнеры мероприятий
  • Информационные партнеры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *