Зачем российским городам нужен паблик-арт

Как паблик-арт коммуницирует с городским пространством, удается ли трансформировать его? Если да, каким образом?

Никита Харисов: Городская среда состоит не только из констант: архитектуры, благоустройства и городского дизайн-кода или его отсутствия. Осознавать пространство города можно благодаря людям, событиям или социокультурным явлениям. К этому относится и паблик-арт, который, как явление, появляющееся на фоне основных констант, не может не коммуницировать с городской средой, а, следовательно, трансформирует город и его восприятие. Другое дело, что паблик-арт проявляет себя по-разному: он может продолжать историю, которую среда и контекст рассказывают; а может ей противостоять и выступать на контрасте – тогда сам город начинает восприниматься по-другому. Например, арт-объект «медведь Гриша» Андрея Бартенева, по моему мнению, визуально продолжает архитектуру Ельцин Центра. «Эль Небоскреб» Романа Ермакова, наоборот, выделяется на общем фоне, создавая противоречивые впечатления. Серия работ Андрея Люблинского «ХПО» рассказывает нам свою историю, создает особое восприятие пространства за счет локаций: картинка города собирается, как пазл.

«Медведь Гриша», Андрей Бартенев

«Эль Небоскреб», Роман Ермаков

«ХПО», Андрей Люблинский

Андрей Люблинский: Паблик-арт коммуницирует с окружающей средой в основном точечно. Это связано, в первую очередь, с размерами самих объектов. На размер, кроме художественного замысла, влияет и бюджет. Соответственно, чем больше объект – тем сильнее он меняет пространство вокруг себя, нередко становясь доминантой, своеобразной точкой притяжения. Яркий тому пример – многочисленные инсталляции Флорентина Хоффмана, голландского художника. Все помнят его гигантского надувного жёлтого утёнка и другие не менее эффектные работы.

Зачем российским городам нужен паблик-арт

Инсталляция Флорентина Хоффмана

Андрей Люблинский: Кстати, Хоффман тоже был приглашён участвовать в фестивале ЧӦ (куратором которого я являюсь), но, к сожалению, он не смог принять приглашение, сославшись на жёсткий график. Надеюсь, его удастся привезти в следующий раз.

Константин Рахманов: В России очень маленький опыт создания паблик-арт проектов. Но, тем не менее, я думаю, паблик-арт должен и может быть разным:

  • функциональным (создавать для жителей города комфорт и уют);
  • декоративным (быть акцентом в городской среде и просто быть);
  • красивым (украшать то место, где он расположен);
  • говорящим (поднимать острые вопросы здесь и сейчас).

Зачем российским городам нужен паблик-арт

Зачем российским городам нужен паблик-арт

Паблик-арт, Роман Ермаков

Константин Рахманов: Работа художника должна быть уместной в пространстве, рассказывать историю места или создавать для него новую ценность. В качестве примера можно привести большую железную «Тёрку», которую мы поставили в центре Екатеринбурга в 2013 году по инициативе телеканала ЕТВ. Она стала местом встреч, где люди «перетирают» (обсуждают) вопросы, и городским ориентиром. На вопрос «где встретимся?» часто можно услышать «а давай у Тёрки». Так, объект трансформировал пространство.

Зачем российским городам нужен паблик-арт

«Тёрка» в центре Екатеринбурга

Роман Ермаков: В рамках фестиваля ЧӦ таких задач не стояло. Художникам была дана только тема «Крепко стоять на ногах», для которой я подобрал скульптуру из своего проекта «Танцующая ось пятого измерения». Работа с контекстом требует совершенно других временных рамок, начальных установок и бюджетов.

Зачем российским городам нужен паблик-арт

«Эль Небоскреб» из серии «Танцующая ось пятого измерения», Роман Ермаков

Роман Ермаков: Такой опыт у меня тоже есть. Это так называемое соучастное проектирование, когда жители приглашаются для совместной работы над дизайн-проектом городской среды. Для этого необходима команда специалистов, а также инициативная группа местных жителей, поддержка городских структур и достаточное количество времени для изучения всех вопросов. Как пример, проект сквера с детской и спортивной площадками в Выксе, реализованный в рамках фестиваля «Арт-Овраг» в 2018 году совместно с архитектурным бюро «Дружба» и специалистами из команд «Город Друг» и «Кони на балконе». Меня пригласили придумать центральный интерактивный арт-объект, который бы задал дизайн-код для всего проекта. Мы плотно работали с детьми и учитывали их пожелания. Работа над проектом от знакомства с жителями до реализации заняла два года.

Зачем российским городам нужен паблик-арт

Сквер в Выксе

Повлиял ли паблик-арт на подъем уличной культуры в России? В целом, что означает подъем уличной культуры для граждан, городов, страны? Преимущества, перспективы.

Никита Харисов: Уличная культура – это культура, исходящая от человека. Культура, которая сама диктует правила и говорит о том, о чем хотят говорить люди. Мы знаем, что многие культурные явления берут свое начало с улиц. Возможно, не паблик-арт повлиял на подъем уличной культуры, а наоборот. Люди нашли еще один канал и способ выражения своих мыслей – и это дало толчок развитию паблик-арта. Но чем больше паблик-арт развивается, тем больше в нем, как и в любом другом культурном явлении, канонов, правил, рамок, «уровней». Это делает его оторванным от истоков. Важно не потерять связь. Важно, чтобы паблик-арт работал с городским контекстом в плане истории и архитектуры и оставался актуальным.

Зачем российским городам нужен паблик-арт

Андрей Люблинский: Безусловно, такое влияние прослеживается. Мне кажется, что уличное искусство сейчас в целом на подъёме. Всё больше людей обращают внимание на это явление. Оно скорее вызывает интерес, чем полное отторжение, как это было совсем недавно. Многочисленные фестивали постепенно меняют имидж стрит-арта с негативного на приемлемый. Если говорить непосредственно о паблик-арте, он привлекает тем, что это временные инсталляции, которые устанавливаются, как правило, на непродолжительный срок, что гораздо меньше «нервирует» публику, в отличие, например, от большого количества откровенно неудачных памятников, поставленных в постсоветское время. Есть и обратная сторона медали – города захватывает откровенный вандализм в виде бесконечных тэгов и скучных рисунков на стенах. Я живу в Петербурге и мне неприятно видеть изрисованный гранит набережных и испорченные рисунками только что отреставрированные исторические здания. Идея увеличения штрафов за несанкционированное рисование на стенах мне кажется очень привлекательной, благодаря этому отсеется большое количество «левых» людей, останутся только отчаянные адепты уличного искусства, готовые дорого заплатить за своё увлечение.

Константин Рахманов: Сейчас в России очень популярен жанр художественной росписи фасадов (мурализм). Такие проекты создают культурный диалог между художниками, жителями города, чиновниками и бизнесом. И это замечательно. За последний год я увидел запрос не только на яркие рисунки на фасадах зданий, но и на новые формы, которые отражаются в инсталляциях и скульптурах. Это мы и называем паблик-артом. Как раз про это фестиваль ЧӦ. Люди в городах начинают изучать искусство в общественных пространствах и экспериментировать. Думаю, что в ближайшие несколько лет эксперименты породят новых авторов, интересные проекты, ошибки и дискуссии. Все это поднимает уровень насмотренности и знаний.

Роман Ермаков: В России уличная культура начала развиваться и обращать на себя внимание благодаря молодому поколению граффити-художников и муралистов, которым легче работать в регионах, чем в Москве. Казалось бы, столица со своей эклектичной культурой может и должна позволять городской среде развиваться созвучно общемировым тенденциям по включению искусства в общественные пространства. Но, к сожалению, например, в рамках программы «Моя улица» в городе не появилось больше современных скульптур или муралов. А законы, регулирующие такие инициативы, только усложнились. Поэтому говорить о подъеме паблик-арта в России еще рано. Мы в самом начале пути, когда появляется первый интерес к этому направлению. Если городскими властями этот интерес будет поддержан, то можно говорить о перспективах. Но прежде городским активистам вместе со специалистами необходимо позаботиться о решении многих актуальных и повседневных проблем городской среды, чтобы потом не требовать этого от художников, у которых все-таки другие задачи.

Паблик-арт, Андрей Люблинский

Cовременное искусство на улицах города

Мурал — разновидность монументального искусства, которое украшает жилые здания, промышленные предприятия и другие архитектурные сооружения. Эффектные изображения ярко и необычно смотрятся на фоне городской застройки, привлекая внимание местных жителей и туристов.

Зачем российским городам нужен паблик-арт

Городская скульптура является важной частью общегородских художественных программ в мегаполисах мира. Она формирует среду, взаимодействует с ландшафтом, социально-историческим и архитектурным контекстами, трансформирует привычные пространства и маршруты, расширяя ежедневный опыт горожан и туристов. Этот вид искусства ориентирован на максимально широкую публику.

Произведения медиаискусства создаются и демонстрируются при помощи современных технологий. В своей работе медиахудожники используют множество форматов и технологических решений: компьютерную графику, работу со светом, интерактивные системы, видеоигры, кинетическую скульптуру, робототехнику, виртуальную, а также дополненную реальность и другие.

В 2021 году проект впервые вышел из выставочного пространства на улицы и в парки, демонстрируя актуальные произведения московских художников в городской среде. Арт-объекты, монументальная живопись и медиаискусство с 1 сентября по 31 октября 2021 года были представлены на многих площадках города в различных районах Москвы. В рамках каждого направления было показано по пять работ известных современных художников.

Работы, впервые продемонстрированные москвичам осенью 2021 года, по-прежнему можно увидеть в городе и виртуальном пространстве – ряд арт-объектов поменяли локации, монументальная живопись останется в городе до 2024 года, а работы направления медиаискусство можно найти в

инстаграм-аккаунте Музея Москвы.

современное искусствона улицах города

«ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС» — ежегодный смотр современного искусства Москвы

Зачем российским городам нужен паблик-арт

Зачем российским городам нужен паблик-арт

Зачем российским городам нужен паблик-арт

Зачем российским городам нужен паблик-арт

Зачем российским городам нужен паблик-арт

Больше десяти лет Роман Ермаков создает паблик-арт-объекты и кинетические костюмы. Мировую известность художнику принесла авангардная коллекция «Живые скульптуры», увидевшая свет в 2009 году. Первая персональная выставка «Танцующая ось пятого измерения» открылась в галерее «Здесь на Таганке» в 2019 году и была посвящена городской скульптуре. В 2020 году вместе с группой студентов Ермаков разработал шестиметровую инсталляцию «Юла» для арт-парка «Таврида», а в 2021 году его «Стабильная композиция» стала частью выставки паблик-арта «Красный сад» на Красной площади.

Читайте также:  Голос27 ру голосовать

Работа из серии «Танцующая ось пятого измерения»

Объекты Романа Ермакова часто контрастируют с окружающей средой благодаря яркой расцветке и экспрессивной форме. В своих работах автор пытается зафиксировать энергию разных пластичных форм, создать иллюзию движения и внутреннего напряжения композиции. Скульптура, представленная во дворе Музея Москвы, изображает фантазийное существо из другого измерения. Попадая в наш трёхмерный мир, под влиянием законов физики оно превращается в замысловатый арт-объект. Зрителю предлагается поверить в существование неизвестного мира и самостоятельно интерпретировать работу художника.

Зачем российским городам нужен паблик-арт

Скульптор, художник, важная фигура русского нонконформизма, издатель выходившего во Франции с 1979 по 1986 год легендарного журнала «А-Я», в который о советском андеграунде писали Борис Гройс, Лев Рубинштейн, Дмитрий Пригов и другие. Как художник Шелковский прошёл долгий путь от реставрации фресок и икон в Новгороде и Московском Кремле в 1960-х до международного художественного признания. В 2017-2018 годах ретроспектива его работ была показана в Государ- ственной Третьяковской галерее, а ранее — в Мультимедиа Арт Музее. В 2020 году получил Московскую Арт Премию за скульптурную серию «Люди», над которой он работает с начала 2000-х. Работы Шелковского находятся в коллекциях Центра Жоржа Помпиду в Париже, Музея Фонда Людвига в Вене, Третьяковской галереи, Русского музея.

Стиль Игоря Шелковского сформировался в 1970-е годы, когда он начал создавать деревянные скульптуры и трёхмерные композиции, напоминающие о конструктивистских экспериментах. В сравнении с ними «Ваза с цветами» более лаконична и выразительна. Этот тонкий, линейный образ — схематичное изображение цветов, выполненное из стали. Яркая и контрастная композиция Шелковского заставляет вспомнить об архитектонах Казимира Малевича — объёмных супрематических моделях, которые также строились из простейших геометрических элементов. При этом художник вдохновлялся природными формами, позволяющими придать изображению лёгкость и гармоничность. Такого рода «букеты» — визитная карточка Шелковского. Его произведения стали первыми паблик-арт-экспонатами в собрании Третьяковской галереи. В 2020 году за скульптурную серию «Люди» Игорь Шелковский получил награду первой Московской Арт Премии.

ГАУК г. Москвы «Парк «Зарядье»

Зачем российским городам нужен паблик-арт

Сергей Шеховцов называет себя «абсолютно классическим художником», но, в отличие от великих скульпторов прошлого, в своих работах использует лёгкие и недолговечные современные материалы: поролон, пенопласт, пластик. В 2004 году Шеховцов представлял Россию на биеннале в Сан-Паулу, в 2009 стал одним из экспонентов Русского павильона на Венецианской биеннале, персональные выставки художника прошли в Пермском музее современного искусства PERMM (2011) и в Третьяковской галерее (2014).

ГБУК г. Москвы «Музей-усадьба «Кусково» (вход в музей-усадьбу платный)

Зачем российским городам нужен паблик-арт

Российский художник и график. С 1967 по 1972 год входил в состав группы «Движение». Григорьев известен как автор абстрактных живописных полотен и пространственных кинетических объектов, кроме этого, он занимается театральной пластикой, а также экспериментирует с фотографическими техниками. В 2017 году его объект из оргстекла «Взаимопроникновение» был представлен на выставке «Увлечения. Личная коллекция Владимира Спивакова» в Музее русского импрессионизма. В 2018 году Григорьев принял участие в проекте «Трансатлантическая альтернатива. Кинетическое искусство и оп-арт в Восточной Европе и Латинской Америке в 1950—1970-е» Музея современного искусства «Гараж». В 2020 году произведение художника «Квадрат в кубе» было показано на выставке «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России» в санкт-петербургском выставочном зале «Манеж»

«Размышление куба о круге»

Известный российский художник Александр Григорьев более сорока лет работает в области геометрической абстракции, создает кинетические объекты и занимается театральной пластикой. Объект «Размышление куба о круге» представляет собой конструктивный куб с вписанными в него шестью окружностями и сложной паутиной шнуров-нитей. Проект выполнен в духе масштабных кинетических работ художника прошлых лет. Он выявляет пространственные особенности исторической застройки, позволяя по-новому ощутить ландшафт Хитровской площади.

Зачем российским городам нужен паблик-арт

Российская художница, участница основного проекта 53-й Венецианской биеннале (2009), номинант и лауреат Государственной премии в области современного искусства «Инновация». Сегодня Анна Жёлудь работает как в прославившем её жанре инсталляции, так и в графике. Художницу также интересует организация пространства, изменение среды вокруг него или его влияние на среду. Работы Жёлудь находятся в собраниях Московского музея современного искусства, Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи и других музеев.

Аня Жёлудь «избавляет предметы от обманчивых поверхностей». Основной материал, с которым она работает, — каркасные металлические конструкции, позволяющие добиться эффекта графической линии. Созданные художницей объекты воспроизводят различные бытовые ситуации, повторяя силуэты предметов мебели и быта. Так, рояль, сведённый к металлическому контуру, выглядит как рисунок в трёхмерном пространстве. Минималистичность этой скульптуры заставляет задуматься о сути вещей, которые нас окружают.

Зачем российским городам нужен паблик-арт

Художник и архитектор Алексей Лука с 2006 года занимается паблик-артом. Он создает масштабные уличные работы, беспредметные коллажи, ассамбляжи из дерева и найденных объектов. Его произведения отличает узнаваемая цветовая гамма в тёплых тонах и характерные формы. Работы Луки экспонировались на выставках в России, Голландии, Франции, Испании и США.

Узнаваемая геометрическая композиция Алексея Луки на административных зданиях Музея Москвы дополняется элементами городской архитектуры и декора — это слои старой плитки, окна, двери, ограды парков. Вдохновением для цветовой палитры, от бледно-серого до тёмно-коричневого, стала расцветка московских зданий разных стилей и эпох. Слои городской культуры и истории гармонично сочетаются с динамичной графикой художника и создают органичный и созвучный окружающим постройкам паттерн.

ГБУК г. Москвы «Музейное объединение «Музей Москвы»

Зачем российским городам нужен паблик-арт

С 2002 года художник Кирилл Ашастин занимается стрит-артом. Он разработал собственный узнаваемый стиль — шрифтовые композиции «золотой» кириллицей, дополненные визуальными образами «цифровой ностальгии». Затем художник перешёл к созданию абстрактных композиций как на полотнах, так и на стенах. Сейчас Кирилл Ашастин экспериментирует, интегрируя в своё творчество различные стили и образы. Его визуальный язык сложился под влиянием цифровой культуры, технологий, субкультур и эстетики уличного искусства.

Кирилл Ашастин начинал свой творческий путь с граффити. Опыт уличных практик художника проявляется в абстрактных работах, которые Ашастин создает с помощью аэрозольных красок и других традиционных граффити-инструментов. Бескрайний и безжизненный космический ландшафт его новой работы, словно придуманный для ретрофутуристической компьютерной игры, напоминает зрителю об уязвимости и неповторимости живой природы, а также отсылает к реальным пейзажам, которые были переосмыслены автором в категориях цифровой эстетики.

ГБУК г. Москвы «Культурный центр «Салют»

Зачем российским городам нужен паблик-арт

Муралист, графический дизайнер и куратор из Москвы. С 2006 по 2015 год был участником арт-группы ZUKCLUB. Сегодня Артём Стефанов — автор большого количества монументальных уличных работ, в которых присутствуют геометрические мотивы и оптические эффекты. Он всегда учитывает контекст и ландшафт среды, для которой создается мурал. Произведения художника можно встретить в городах России, а также в Армении, Грузии, Эстонии, Австрии, Швейцарии, Марокко и Индии.

Полихромная динамическая композиция Артёма Стефанова работает на контрасте с монохромом стен московской школы. С одной стороны, калейдоскопический паттерн напоминает преломление света в гранях драгоценных камней, метафорически отражая образ школы как места огранки юных умов, а с другой — множество оттенков цвета и форм говорят о неповторимой индивидуальности каждого ученика.

Школа в Капотне, Капотня, 3-й квартал, дом 24

Зачем российским городам нужен паблик-арт

Художник и коллажист из подмосковного города Протвино. В 2007 году начал свой творческий путь с классического граффити и параллельного увлечения плёночной фотографией. Для своих коллажей Иван Найнти обычно выбирает сдержанные оттенки. Произведения художника находятся в частных коллекциях России, Польши, Чехии, Германии, Англии, Израиля, Бразилии и Австралии.

В своей новой работе художник Иван Найнти создаёт собирательный образ советской Москвы. В правой части изображения — переработанный кадр советского фотографа и журналиста Семёна Фридлянда «Тверская после дождя». Велосипедист, автомобиль, прохожие и их отражения в лужах на асфальте смешиваются с лоскутками бумаги и узорами советских ковров. В левой части мурала — абстрактная композиция из фрагментов коллажей автора.

Зачем российским городам нужен паблик-арт

Московский художник-график и иллюстратор. Дебютировав в конце 1990-х, сегодня Вова Нутк является одним из самых узнаваемых художников «уличной волны». В его творчестве иллюстрация сочетается с эстетикой мультипликации. Отличительная черта его работ — забавные персонажи. Художник не только рисует на зданиях и холстах, но и сотрудничает с известными брендами. В разное время Нутк участвовал в биеннале и выставках современного искусства в России, Англии, Германии и Испании.

В новой работе московского художника-графика Вовы Нутка можно увидеть процесс создания ткани. На рубеже XIX-XX веков именно Москва была текстильной столицей России, а Товарищество Даниловской мануфактуры — одним из самых известных городских производств. Из восьми катушек в левой части тянутся нити, которые превращаются в ткань с авторским узором. Абстрактный мурал одновременно отсылает к истории текстильной фабрики, а также подчеркивает её трансформацию в современный лофт-квартал.

Даниловская Мануфактура, Варшавское шоссе 9 с 1

Зачем российским городам нужен паблик-арт

«Сила света» — международная студия интерактивных медиа. С 2007 года команда студии создаёт инсталляции и мультимедийные шоу для главных мировых событий аудиовизуального искусства. Среди проектов «Силы света»: показ «Лебединого озера» на фасаде Большого театра, анимированный оммаж Малевичу на стенах Третьяковской галереи, визуальное оформление сцены для североамериканского турне Дрейка,25-минутное мультимедийное шоу на открытии парка развлечений Trans studio Cibubur в Джакарте, инсталляции на фестивалях Coachella, Signal, Outline, Luma и многое другое.

Читайте также:  Реестр наименований улиц, мостов, садов и парков Санкт-Петербурга

Студия «Сила света» «Летающий город / точка зрения»

Проект реализован на основе дипломного проекта Г. Крутикова «Город будущего» (эволюция архитектурных принципов в планировке городов и организации жилища. Развитый жилой комплекс «Трудовая коммуна», 1928 г. ) из фондов Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. Щусева».

Зачем российским городам нужен паблик-арт

Зачем российским городам нужен паблик-арт

Аристарх Чернышев одним из первых в России начал работать с медиаискусством. В начале 1990-х выступил сокуратором художественного проекта «Искусство принадлежит народу» на городских рекламных щитах. С 1994 по 2004 год работал совместно с Владиславом Ефимовым, создавая мультимедийные и интерактивные инсталляции. В 2005 году вместе с Алексеем Шульгиным открыл галерею-воркшоп «Электробутик», а в 2014 — «Электромузей». Аристарх Чернышев создает медиаскульптуры, видео, интерактивные объекты, объекты в смешанной технике, совмещающие в себе3D-печать и другие новые технологии. В своих проектах он анализирует информационные потоки и переосмысляет зависимость человека от них, создает концепции гаджетов и новых сервисов, связанных с развитием соцсетей, генной инженерии и других технологий.

Аристарх Чернышев «Жук-электропряд»

Аристарх Чернышев — пионер мультимедийного искусства в России. Большую часть времени он посвящает творческому переосмыслению чрезмерного потребления, зависимости человека от цифровых технологий и проблемам экологии. В новой работе Чернышев заглядывает в будущее и создаёт жука-электропряда — замысловатый синтетический организм, главная функция которого заключается в получении «зелёной» энергии без сжигания ископаемого топлива и других природных ресурсов. Электричество внутри него вырабатывается из отходов сельскохозяйственного производства и аккумулируется в специальном хранилище, откуда потом поступает конечному потребителю.

ГАУК г. Москвы «Московский зоопарк» (вход в зоопарк платный)

Зачем российским городам нужен паблик-арт

Московская студия Stain создаёт аудиовизуальные проекты, пространственные и световые инсталляции в эстетике абстрактного с 2009 года. Авторы студии — Александра Гаврилова и Сергей Титов исследуют свойства медиа и человеческого восприятия, используя алгоритмические и интерактивные методы. В 2010 году для фестиваля электронной музыки и медиаискусства MIGZ (Москва) художники разработали архитектурную проекцию на стены внутреннего двора фабрики «Красный октябрь». Через четыре года проект Gradient занял первое место в конкурсе видеомэппинга фестиваля «Круг света» (Москва). В 2018 году работа студии «Дискретизация» в формате короткого фильма стала частью программы международного фестиваля Punto y Raya, а также была включена в экспозицию выставки «Инновация как художественный приём» в Эрмитаже. Три работы Stain были представлены на выставке «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России» в 2020 в санкт-петербургском выставочном зале «Манеж», а в 2021 году в Третьяковской галерее.

Cтудия Stain «Интеграл ветра»

«Интеграл ветра» — фантазийный объект, который выводит изучение свойств природы на новый уровень, неподвластный логике современной науки. Идея понять и просчитать ветер с помощью этого необычного устройства стала для его создателей аллегорией бесконечности человеческого познания. «Интеграл ветра» со множеством подвижных частей создан не только для высчитывания известных характеристик ветра, но и для изучения необнаруженных и несвойственных ему параметров, например: гиперсвязности, полиформности, сверхрезистентности или имманентности. Предположение о возможном существовании этих свойств расширяет наши представления о ветре как о сложной сущности, а также даёт возможность увидеть ранее незамеченные в природе взаимосвязи.

ГАУК г. Москвы ЦПКиО им. Горького, Нескучный Сад

Зачем российским городам нужен паблик-арт

Основанная в 2011 году студия цифрового искусства специализируется на создании иммерсивных интерактивных пространств. Первым клиентом Kuflex стала компания Microsoft — для презентации Windows 8 в России было разработано интерактивное шоу. В 2017 году в «Галерее света Абрау» в Абрау-Дюрсо открылась постоянная выставка студии. В 2018 году четыре проекта Kuflex попали в сборник лучших работ цифрового искусства New Media Installation, который был издан в Гонконге. Работы студии экспонировались в России, США, Китае, Европе, на Филиппинах и в других странах.

Студия Kuflex «Квантовый овощ»

Современный мир — мир генной инженерии, где учёные могут преобразовывать живые организмы: убирать лишнее и добавлять новое. Вероятно, через несколько десятилетий в парках и лесах будут расти усовершенствованные деревья и цветы — растения, способные светиться в темноте или менять окрас в реальном времени. Российская студия интерактивного цифрового искусства Kuflex решила не ждать, а своими силами визуализировать флору будущего. Созданный ими «Квантовый овощ», временно пустивший виртуальные корни в саду «Эрмитаж», способен в реальном времени менять цветовую палитру, а также преобразовывать внешние шумы и человеческий голос. Каждая встреча с этим растением будет уникальной.

ГАУК г. Москвы Московский городской сад «Эрмитаж»

Зачем российским городам нужен паблик-арт

«Мастерская 15» основана в 2018 году медиахудожницей Натальей Алфутовой и разработчиком игр Ярославом Кравцовым. Принцип работы студии основан на коллаборации современного искусства и видеоигр. С помощью виртуальной реальности, дополненной реальности, создания цифровых двойников, нейросетей и техношаманизма «Мастерская 15» создает медиа-арт-проекты. Работы Натальи Алфутовой и Ярослава Кравцова в разное время были представлены на ключевых арт-площадках Москвы, Нью-Йорка, Венеции, Парижа, Гааги, Линца, Кракова и в других городах по всему миру.

Студия «Мастерская 15» «Облачный узел»

Для «Мастерской 15» территория Музея космонавтики — повод вступить в диалог с пространством, напрямую связанным с освоением космоса. В официальной космической программе главной фигурой советской мифологии был Юрий Гагарин. В мультимедийной работе на первом месте персонажи вымышленные — виртуальные деревья-облака, которые в огромном количестве разрослись вокруг монумента «Покорителям космоса». Их существование превращает территорию музея в поднебесье — пересадочный узел, где от ракет отделяются ступени и формируются облака. В любую минуту деревья могут оторваться от поверхности и воспарить ввысь.

ГБУК г. Москвы «Мемориальный музей космонавтики»

Зачем российским городам нужен паблик-арт

Работа из серии «Танцующая ось пятого измерения»Объекты Романа Ермакова часто контрастируют с окружающей средой благодаря яркой расцветке и экспрессивной форме. В своих работах автор пытается зафиксировать энергию разных пластичных форм, создать иллюзию движения и внутреннего напряжения композиции. Скульптура, представленная на Манежной площади, изображает фантазийное существо из другого измерения. Попадая в наш трёхмерный мир, под влиянием законов физики оно превращается в замысловатый арт-объект. Зрителю предлагается поверить в существование неизвестного мира и самостоятельно интерпретировать работу художника.

Место размещения: Манежная площадь

Зачем российским городам нужен паблик-арт

«Любовь и голуби»Сергей Шеховцов называет себя «абсолютно классическим художником», но, в отличие от великих скульпторов прошлого, в своих работах использует лёгкие и недолговечные современные материалы: поролон, пенопласт, пластик. В 2004 году Шеховцов представлял Россию на биеннале в Сан-Паулу, в 2009 стал одним из экспонентов Русского павильона на Венецианской биеннале, персональные выставки художника прошли в Пермском музее современного искусства PERMM (2011) и в Третьяковской галерее (2014).

Место размещения: ГБУК г. Москвы «Музей-усадьба «Кусково» (вход платный)

«Размышление куба о круге»Известный российский художник Александр Григорьев более сорока лет работает в области геометрической абстракции, создает кинетические объекты и занимается театральной пластикой. Объект «Размышление куба о круге» представляет собой конструктивный куб с вписанными в него шестью окружностями и сложной паутиной шнуров-нитей. Проект выполнен в духе масштабных кинетических работ художника прошлых лет. Он выявляет пространственные особенности исторической застройки, позволяя по-новому ощутить ландшафт Хитровской площади.

Место размещения: Хитровская площадь

Российский художник и график. С 1967 по 1972 год входил в состав группы «Движение». Григорьев известен как автор абстрактных живописных полотен и пространственных кинетических объектов, кроме этого, он занимается театральной пластикой, а также экспериментирует с фотографическими техниками. В 2017 году его объект из оргстекла «Взаимопроникновение» был представлен на выставке «Увлечения. Личная коллекция Владимира Спивакова» в Музее русского импрессионизма. В 2018 году Григорьев принял участие в проекте «Трансатлантическая альтернатива. Кинетическое искусство и оп-арт в Восточной Европе и Латинской Америке в 1950—1970-е» Музея современного искусства «Гараж». В 2020 году произведение художника «Квадрат в кубе» было показано на выставке «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России» в санкт-петербургском выставочном зале «Манеж».

Стиль Игоря Шелковского сформировался в 1970-е годы, когда он начал создавать деревянные скульптуры и трёхмерные композиции, напоминающие о конструктивистских экспериментах. В сравнении с ними «Ваза с цветами» более лаконична и выразительна. Этот тонкий, линейный образ — схематичное изображение цветов, выполненное из стали. Яркая и контрастная композиция Шелковского заставляет вспомнить об архитектонах Казимира Малевича — объёмных супрематических моделях, которые также строились из простейших геометрических элементов. При этом художник вдохновлялся природными формами, позволяющими придать изображению лёгкость и гармоничность. Такого рода «букеты» — визитная карточка Шелковского. Его произведения стали первыми паблик-арт-экспонатами в собрании Третьяковской галереи. В 2020 году за скульптурную серию «Люди» Игорь Шелковский получил награду первой Московской Арт Премии.

Скульптор, художник, важная фигура русского нонконформизма, издатель выходившего во Франции с 1979 по 1986 год легендарного журнала «А-Я», в который о советском андеграунде писали Борис Гройс, Лев Рубинштейн, Дмитрий Пригов и другие. Как художник Шелковский прошёл долгий путь от реставрации фресок и икон в Новгороде и Московском Кремле в 1960-х до международного художественного признания. В 2017-2018 годах ретроспектива его работ была показана в Государственной Третьяковской галерее, а ранее — в Мультимедиа Арт Музее. В 2020 году получил Московскую Арт Премию за скульптурную серию «Люди», над которой он работает с начала 2000-х. Работы Шелковского находятся в коллекциях Центра Жоржа Помпиду в Париже, Музея Фонда Людвига в Вене, Третьяковской галереи, Русского музея.

Место размещения: ГАУК г. Москвы «Парк «Зарядье»

Российская художница, участница основного проекта 53-й Венецианской биеннале (2009), номинант и лауреат Государственной премии в области современного искусства «Инновация». Сегодня Анна Жёлудь работает как в прославившем её жанре инсталляции, так и в графике. Художницу также интересует организация пространства, изменение среды вокруг него или его влияние на среду. Работы Жёлудь находятся в собраниях Московского музея современного искусства, Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи и других музеев.

Читайте также:  Пошаговые инструкции к своему личному кабинету Калуга. По порядку для новичков и незарегистрированных пользователей

«Рояль»Аня Жёлудь «избавляет предметы от обманчивых поверхностей». Основной материал, с которым она работает, — каркасные металлические конструкции, позволяющие добиться эффекта графической линии. Созданные художницей объекты воспроизводят различные бытовые ситуации, повторяя силуэты предметов мебели и быта. Так, рояль, сведённый к металлическому контуру, выглядит как рисунок в трёхмерном пространстве. Минималистичность этой скульптуры заставляет задуматься о сути вещей, которые нас окружают.

Место размещения: Музей-заповедник «Коломенское»

Место размещения: ГБУК г. Москвы «Музейное объединение «Музей Москвы»

С 2002 года художник Кирилл Ашастин занимается стрит-артом. Он разработал собственный узнаваемый стиль — шрифтовые композиции «золотой» кириллицей, дополненные визуальными образами «цифровой ностальгии». Затем художник перешёл к созданию абстрактных композиций как на полотнах, так и на стенах. Сейчас Кирилл Ашастин экспериментирует, интегрируя в своё творчество различные стили и образы. Его визуальный язык сложился под влиянием цифровой культуры, технологий, субкультур и эстетики уличного искусства.

Место размещения: ГБУК г. Москвы «Культурный центр «Салют»

Зачем российским городам нужен паблик-арт

«Сила света» — международная студия интерактивных медиа. С 2007 года команда студии создаёт инсталляции и мультимедийные шоу для главных мировых событий аудиовизуального искусства. Среди проектов «Силы света»: показ «Лебединого озера» на фасаде Большого театра, анимированный оммаж Малевичу на стенах Третьяковской галереи, визуальное оформление сцены для североамериканского турне Дрейка, 25-минутное мультимедийное шоу на открытии парка развлечений Trans studio Cibubur в Джакарте, инсталляции на фестивалях Coachella, Signal, Outline, Luma и многое другое.

Московская студия Stain создаёт аудиовизуальные проекты, пространственные и световые инсталляции в эстетике абстрактного с 2009 года. Авторы студии — Александра Гаврилова и Сергей Титов исследуют свойства медиа и человеческого восприятия, используя алгоритмические и интерактивные методы. В 2010 году для фестиваля электронной музыки и медиаискусства MIGZ (Москва) художники разработали архитектурную проекцию на стены внутреннего двора фабрики «Красный октябрь». Через четыре года проект Gradient занял первое место в конкурсе видеомэппинга фестиваля «Круг света» (Москва). В 2018 году работа студии «Дискретизация» в формате короткого фильма стала частью программы международного фестиваля Punto y Raya, а также была включена в экспозицию выставки «Инновация как художественный приём» в Эрмитаже. Три работы Stain («Дискретизация» и два светозвуковых объекта — Timeline и Pattern) были представлены на выставке «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России», которая в 2020 году прошла в санкт-петербургском выставочном зале «Манеж», а в 2021 году в Третьяковской галерее.

Cтудия Stain (www. stain. ws) «Интеграл ветра»«Интеграл ветра» — фантазийный объект, который выводит изучение свойств природы на новый уровень, неподвластный логике современной науки. Идея понять и просчитать ветер с помощью этого необычного устройства стала для его создателей аллегорией бесконечности человеческого познания. «Интеграл ветра» со множеством подвижных частей создан не только для высчитывания известных характеристик ветра, но и для изучения необнаруженных и несвойственных ему параметров, например: гиперсвязности, полиформности, сверхрезистентности или имманентности. Предположение о возможном существовании этих свойств расширяет наши представления о ветре как о сложной сущности, а также даёт возможность увидеть ранее незамеченные в природе взаимосвязи.

Место размещения: ГАУК г. Москвы ЦПКиО им. Горького, Нескучный Сад

Основанная в 2011 году студия цифрового искусства специализируется на создании иммерсивных интерактивных пространств. Первым клиентом Kuflex стала компания Microsoft — для презентации Windows 8 в России было разработано интерактивное шоу. В 2017 году в «Галерее света Абрау» в Абрау-Дюрсо открылась постоянная выставка студии. В 2018 году четыре проекта Kuflex попали в сборник лучших работ цифрового искусства New Media Installation, который был издан в Гонконге. Работы студии экспонировались в России, США, Китае, Европе, на Филиппинах и в других странах.

Photos by Daniel Kellenberger

Cтудия Kuflex (www. kuflex. com) «Квантовый овощ»Современный мир — мир генной инженерии, где учёные могут преобразовывать живые организмы: убирать лишнее и добавлять новое. Вероятно, через несколько десятилетий в парках и лесах будут расти усовершенствованные деревья и цветы — растения, способные светиться в темноте или менять окрас в реальном времени. Российская студия интерактивного цифрового искусства Kuflex решила не ждать, а своими силами визуализировать флору будущего. Созданный ими «Квантовый овощ», временно пустивший виртуальные корни в саду «Эрмитаж», способен в реальном времени менять цветовую палитру, а также преобразовывать внешние шумы и человеческий голос. Каждая встреча с этим растением будет уникальной.

Место размещения: ГАУК г. Москвы Московский городской сад «Эрмитаж»

«Мастерская 15» основана в 2018 году медиахудожницей Натальей Алфутовой и разработчиком игр Ярославом Кравцовым. Принцип работы студии основан на коллаборации современного искусства и видеоигр. С помощью виртуальной реальности, дополненной реальности, создания цифровых двойников, нейросетей и техношаманизма «Мастерская 15» создает медиа-арт-проекты. Работы Натальи Алфутовой и Ярослава Кравцова в разное время были представлены на ключевых арт-площадках Москвы, Нью-Йорка, Венеции, Парижа, Гааги, Линца, Кракова и в других городах по всему миру.

Cтудия «Мастерская 15» (www. natalialfutova. com) «Облачный узел»Для «Мастерской 15» территория Музея космонавтики — повод вступить в диалог с пространством, напрямую связанным с освоением космоса. В официальной космической программе главной фигурой советской мифологии был Юрий Гагарин. В мультимедийной работе на первом месте персонажи вымышленные — виртуальные деревья-облака, которые в огромном количестве разрослись вокруг монумента «Покорителям космоса». Их существование превращает территорию музея в поднебесье — пересадочный узел, где от ракет отделяются ступени и формируются облака. В любую минуту деревья могут оторваться от поверхности и воспарить ввысь.

Место размещения: ГБУК г. Москвы «Мемориальный музей космонавтики»

Аристарх Чернышев одним из первых в России начал работать с медиаискусством. В начале 1990-х выступил сокуратором художественного проекта «Искусство принадлежит народу» на городских рекламных щитах. С 1994 по 2004 год работал совместно с Владиславом Ефимовым, создавая мультимедийные и интерактивные инсталляции. В 2005 году вместе с Алексеем Шульгиным открыл галерею-воркшоп «Электробутик», а в 2014 — «Электромузей». Аристарх Чернышев создает медиаскульптуры, видео, интерактивные объекты, объекты в смешанной технике, совмещающие в себе3D-печать и другие новые технологии. В своих проектах он анализирует информационные потоки и переосмысляет зависимость человека от них, создает концепции гаджетов и новых сервисов, связанных с развитием соцсетей, генной инженерии и других технологий.

Аристарх Чернышев (www. shining-tv. com) «Жук-электропряд»Аристарх Чернышев — пионер мультимедийного искусства в России. Большую часть времени он посвящает творческому переосмыслению чрезмерного потребления, зависимости человека от цифровых технологий и проблемам экологии. В новой работе Чернышев заглядывает в будущее и создаёт жука-электропряда — замысловатый синтетический организм, главная функция которого заключается в получении «зелёной» энергии без сжигания ископаемого топлива и других природных ресурсов. Электричество внутри него вырабатывается из отходов сельскохозяйственного производства и аккумулируется в специальном хранилище, откуда потом поступает конечному потребителю.

Место размещения: ГАУК г. Москвы «Московский зоопарк» (вход в зоопарк платный)

ГАУК г. Москвы «Московский зоопарк» (вход платный)

Зачем российским городам нужен паблик-арт

Музей Вадима Сидура и Московский музей современного искусства представляют художественно-исследовательский проект «Люди и полимеры» в рамках общегородского смотра уличного современного искусства «Здесь и сейчас». Проект посвящён истории Кусковского химического завода — одного из старейших предприятий в России, до 2012 года располагавшегося на территории современного ЖК «Большое Кусково» в районе Новогиреево в Москве. Название «Люди и полимеры» отсылает к книге директора завода Мартына Варданяна, вышедшей в связи со столетием предприятия. Сегодня, когда заводские постройки перестали быть частью районного ландшафта, архивные материалы и воспоминания его бывших сотрудников, собранные по принципу так называемой газеты-«многотиражки», помогают сохранить и реактуализировать историю этого места. Заводская газета — обычное явление советской жизни, так же как и практика размещения бумажных газет на уличных стендах. Подобные информационные конструкции способны менять статус окружающего пространства, делать его публичным, вызывать обсуждения прямо на месте. Художественным редактором газеты «Люди и полимеры» стал Кирилл Глущенко — основатель и единственный сотрудник издательства «Глущенкоиздат», деятельность которого посвящена изучению и переосмыслению наследия советского полиграфического дизайна.

Куратор проекта: Надя Дегтярёва

Зачем российским городам нужен паблик-арт

Кусковский химический завод. 1960—1970 гг. Фото из архива Ирины Процько

Зачем российским городам нужен паблик-арт

◆ вовлечение жителей города в изучение истории, а также в культурную жизнь районов посредством образовательных программ: экскурсий, лекций, мастер-классов, встреч с художниками

◆ демонстрация органичного взаимодействия искусства с городским пространством и популяризация современного искусства как неотъемлемой части городского ландшафта

◆ децентрализация и активация культурной карты районов Москвы, создание новых знаковых городских достопримечательностей

◆ поддержка московских и российских художников от 25 до 85 лет

Зачем российским городам нужен паблик-арт

Зачем российским городам нужен паблик-арт

Зачем российским городам нужен паблик-арт

Зачем российским городам нужен паблик-арт

Зачем российским городам нужен паблик-арт

Куратор направления ПАБЛИК-АРТ-ОБЪЕКТЫ

Куратор направления МЕДИАИСКУССТВО

Куратор направления МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ

Российский куратор, продюсер, арт-директор Центра современного искусства «Винзавод» (2005—2007), член совета фонда «Винзавод» (с 2007), куратор факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» бизнес-школы RMA, официальный представитель крупнейшей международной художественной ярмарки ART BASEL в России.

Продюсер, куратор. Занимался организацией и продвижением ключевых городских культурных событий: «Ночи в музее» и «Ночи искусств» (2013—2018), первой выставки проекта «Здесь и сейчас» (2018), курировал проект партисипаторного искусства «Выставка Клавдии Семёновны» в парке «Зарядье» (2019), продюсировал выставку фотографа Сергея Пономарёва «Великая пустота» в Музее Москвы (2020), в качестве продюсера и куратора принял участие в создании ряда произведений паблик-арта в Москве.

Продюсер и куратор междисциплинарных проектов на стыке искусства, науки и технологий, куратор образовательной программы о современных мультимедиа и световых технологиях Московского международного фестиваля «Круг света» (2013—2021), куратор рос-сийской программы выставочного проекта «Лаборатория Земля» (2016) центра Ars Electronica (Австрия) и Политехнического музея (Россия), основатель культурного центра MIGZ и одноимённого фестиваля о медиаискусстве и современной музыке.

Издатель, куратор, галерист. Основатель галереи и издательства «Формат Один», организатор крупнейшего в России фестиваля тиражной графики «Вкус бумаги». С 2014 года продюсирует культурные и образовательные инициативы, связанные с совре-менной городской культурой и тиражной графикой. Курировал создание ряда муралов в Москве.

Зачем российским городам нужен паблик-арт

Зачем российским городам нужен паблик-арт

Зачем российским городам нужен паблик-арт

ИНИЦИАТОР:Департамент культуры города Москвы

Музей МосквыОбъединение «Выставочные залы Москвы»

АНО «Агентство по организациии проведению мероприятий в сфере культуры «Артпроект»

Зачем российским городам нужен паблик-арт

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *