Влияние природно-климатических и природно-ландшафтных условий на формирование городской среды крупных городов Западной Сибири

28 июля, четверг

6 июня, понедельник

7 мая, суббота

6 мая, пятница

15 апреля, пятница

14 апреля, четверг

1 апреля, пятница

9 февраля, среда

11 января, вторник

19 декабря 2021, воскресенье

30 сентября 2021, четверг

26 августа 2021, четверг

27 января 2021, среда

20 декабря 2020, воскресенье

2 сентября 2020, среда

24 июля 2020, пятница

29 мая 2020, пятница

21 марта 2020, суббота

Начало обсуждения

В основной день КЭФ состоялась экспертная дискуссия «Сибирь через 30 лет: вызовы, возможности, системные инициативы», участники которой обсудили новые подходы к пространственному развитию сибирских территорий, повышение привлекательности округа для жизни, изменение городской среды и множество других прикладных вопросов.

В начале дискуссии перед собравшимися выступил генеральный консул Монголии в Иркутской области Жигмэд Энхжаргал, в консульский округ которого входит также и Красноярский край. Жигмэд Энхжаргал отметил важность отношений с РФ, и в частности — с регионами Сибири для развития Монголии, которой нелегко пришлось во время пандемии коронавируса.

«Из-за глобальной эпидемии на правительство Монголии возложена большая ответственность за преодоление финансового кризиса. Была разработана политика возрождения страны, в рамках которой между нашими странами возникает больше возможностей для торговли и развития туризма. Между Монголией и Красноярским краем есть давнее сотрудничество. И хотя мир всё больше погружается в деглобализацию, где каждая страна стремится к самообеспечению — необходимо развивать наши взаимные отношения», — сказал генеральный консул Монголии в Иркутской области Жигмэд Энхжаргал.

Минстрой России назвал город с наиболее качественной материальной городской средой в Новосибирской области (НСО).

По данным индекса качества городской среды за 2020 год, «лучшим» городом области оказался город Обь (181 балл). Новосибирск (166 баллов) занял третье место в регионе. Серебро — у Бердска (171 балл).

Отметим, что за 2020 год среднее значение индекса качества благоустройства в НСО выросло до 152 баллов, что на 4 больше, чем в 2019 году. Благоприятной городская среда считается, когда индекс города находится в диапазоне от 181 до 360 баллов.

«По ряду городов Новосибирской области также наблюдается прирост значений индекса качества городской среды: город Чулым (+17 баллов), город Тогучин (+10 баллов), город Болотное и город Каргат (+7 баллов)», — сообщили в пресс-службе областного правительства.

Индекс качества городской среды — инструмент для оценки качества материальной городской среды и условий ее формирования. Оцениваются безопасность города, экологичность городского пространства и его влияние на здоровье, современность и инклюзивность среды, комфорт, идентичность и разнообразие архитектуры, эффективность управления городом. Полученные результаты можно использовать, чтобы давать рекомендации по улучшению среды.

Индекс формируется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Результаты формирования Индекса используются в реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 21. 2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и национального проекта «Жилье и городская среда».

Ранее полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе (СФО) Сергей Меняйло подверг критике темпы уборки снега в Новосибирской области. Он заявил, что это «вызывает негативную реакцию населения».

Влияние природно-климатических и природно-ландшафтных условий на формирование городской среды крупных городов Западной Сибири

Фото Михаила Перикова

В Новосибирской области развернулись работы по благоустройству общественных пространств и придомовых территорий в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». Об этом сообщили в правительстве региона 16 мая.

Работы по благоустройству проходят на 52 объектах — 28 общественных пространствах и 24 придомовых территориях многоквартирных жилых домов, рассказали в областном правительстве.

Как сообщил министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области Денис Архипов в ходе оперативного совещания в правительстве региона в понедельник, общее количество объектов благоустройства федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» в 2022 году составит 187 – 116 дворовых территорий и 71 общественное пространство.

По словам Дениса Архипова, в голосовании за объекты благоустройства в 2023 году к 16 мая приняли участие 31,2 тысячи жителей региона. Наибольшую активность проявляют жители Сузуна, Краснообска, Куйбышева, Тогучина, Татарска и Карасука.

Всероссийское голосование по выбору объектов благоустройства в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» нацпроекта «Жильё и городская среда» проходит с 15 апреля по 31 мая. В Новосибирской области для голосования предложено 29 общественных пространств в 14 населённых пунктах. Принять участие в опросе на единой платформе может любой гражданин России старше 14 лет, авторизовавшись через сайт Госуслуг или по номеру телефона. Объекты, набравшие наибольшее число голосов, будут благоустроены в 2023 году за счёт федеральных и областных средств.

Ранее сообщалось о том, что в районах Новосибирской области благодаря господдержке появятся новые объекты благоустройства.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Главная »
Новости »
ФКГС – формирование комфортной городской среды

Сегодня мы отвечаем на самые популярные вопросы от волонтеров в рамках проекта по «ФКГС – формирование комфортной городской среды».

Как стать волонтером проекта «Формирование комфортной городской среды»?

Ответ- Вы можете подать заявку на сайте Добро.

А как я узнаю какие проекты участвуют в голосовании?

Ответ – Со всеми волонтерами будет проводиться обучение, на котором вы получите точную информацию какие объекты планируются к благоустройству в 2022 году и как проводить голосование

Когда будет проходить голосование?

Ответ – Голосование пройдет с 26 апреля по 30 мая

Где будут работать волонтеры?

Ответ – Волонтеры будут работать в общественных пространствах во всех муниципальных районах и городских округах Республики Башкортостан (МФЦ, поликлиники, торговые дома, парки, скверы), а также на масштабных праздничных программах. В каждом муниципалитете составлен график точек присутствия волонтеров.

До какого числа я могу подать заявку в качестве волонтера?

Что будут делать волонтеры?

Ответ – Задачей волонтеров будет информирование граждан о тех проектах, которые выносятся на обсуждение, а также, если потребуется, помощь в регистрации на платформе и голосовании.

Что такое «Формирование комфортной городской среды»?

Ответ – Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» направлен на благоустройство общественных территорий. Основная цель — сделать города более комфортными для жителей, повысить индекс качества городской среды. Вдвое сократить количество городов и сел с неблагоприятной средой. Вовлечь граждан в процесс благоустройства городов и сел.

Как отдать свой голос за благоустройство территории в селе Толбазы Аургазинского района?

Ответ – Вы можете проголосовать через сайт Госуслуги или в местах присутствия волонтеров с 26 апреля по 30 мая 2021 года по адресам: ул. Ленина, д. 78 (Торговый дом «Аургазы») и ул. Ленина, 113 (МФЦ).

Проект благоустройства уютного двора возле парка Каменка потребовал особого участия новосибирских городских депутатов.

Помогать с благоустройством дворов там, где жители и сами уже многое сделали для того, чтобы превратить придомовое пространство в уютное место отдыха, — это важный принцип муниципальной программы «Формирование современной городской среды». Однако в проекте для дома № 15 по улице Адриена Лежена дополнительным фактором, определившим участие депутатов Совета депутатов города Новосибирска и партийного проекта «Единой России» «Городская среда», стали дополнительные вводные, в том числе необходимость переноса детской площадки: она мешала строительству нового городского общественного пространства — парка Каменка.

Этот двор, пожалуй, уже сейчас один самых уютных в Дзержинском районе: беседки, скамейки – и все это в зелени и цветах. Есть даже свой фонтан, купленный на средства гранта. Сейчас благоустройство ведется по муниципальной программе при поддержке партийного проекта «Единой России» «Городская среда»: возводится новая детская площадка, будет сделано освещение, построят водоотводной лоток. Кроме того, отремонтируют дворовые проезды, установят урны, оборудуют пешеходные дорожки. Работы по благоустройству пройдут в два этапа – в 2022 и 2023 годах. Общая стоимость работ – 8,7 миллионов рублей.

Возникает резонный вопрос: не слишком ли много для одного двора? У нас в городе есть придомовые территории, которым и до такого благоустройства еще далеко. Именно так, по словам депутата Ирины Беспечной, представляющей интересы жильцов дома в горсовете, аргументировали отказы различные комиссии, которые изучали заявку жителей дома на благоустройство с 2015 года.

«Им, конечно, было обидно, — говорит депутат Совета депутатов Новосибирска  Ирина Беспечная (объединение «Единая Россия»). – Они сюда душу вкладывают – все создали своими руками. Конечно, розы можно и без чьей-то помощи посадить, но монументальные дорогостоящие объекты им не осилить. Теперь это станет возможным».

Во дворе идет выездное совещание. Узкие вопросы благоустройства обсуждают депутаты Ирина Беспечная и Игорь Титаренко, представители мэрии и подрядчика. Такие встречи здесь проходят регулярно. Председатель ТСЖ «Союз» Лолита Шагинян отмечает: «Мы часто встречаемся, какие-то вопросы решаем, периодически просим помощи и получаем ее».

Для благоустройства двора есть объективная причина. Он примыкает к строящемуся парку Каменка. Старая дворовая детская площадка из-за особенностей земельного участка, занятого домом, находилась на муниципальной земле. Это многие годы устраивало всех – ровно до тех пор, пока место под ней не понадобилось для дорожки к новому парку. Детскую площадку пришлось снести. Но 15-этажный жилой дом без места для детских игр – это нормативный нонсенс, и жителям предложили новую — больше и лучше прежней. С детским игровым комплексом, качалкой-балансиром, качелями, каруселью. На сегодняшний день она готова на 70 процентов.

Соседство с Каменкой – но уже не с парком, а с городской речкой, давшей ему имя, — обусловило необходимость еще одного сооружения – водоотводного лотка. «Граница двора – это граница поймы Каменки. Дом находится в низине, весной после таяния снега и летом после ливней здесь все подтапливается», — объясняет его необходимость депутат Ирина Беспечная.

Поддержка благоустройства дворов – идея муниципальная. Однако партийный проект помогает участвовать в обсуждении деталей благоустройства непосредственно жителям. Депутат Совета депутатов Новосибирска (объединение «Единая Россия»), член регионального общественного совета «Городской среды» Игорь Титаренко подчеркивает: «Жители могут ознакомиться с действующими нормативами, принять участие в формировании перечня тех элементов, которые будут установлены на детской или спортивной площадке, в мониторинге хода благоустройства и приемке выполненной работы. Я убежден, что проект должен продолжаться. Он позволяет комплексно благоустраивать территории дворов, создавая комфортные условия. Ведь тот объем работ, который будет выполнен здесь, жильцы за свой счет просто не смогли бы выполнить. Здесь видно, что и они участвуют, и подрядчики хорошие собрались».

Поскольку во дворе ведут работы сразу четыре организации, их координация требует особого контроля. И его достаточно – на постоянной связи управление технического надзора мэрии, депутаты, сами жители. Так что можно надеяться, что все здесь будет сделано качественно и в срок.

Алексей МАКСИМОВ, «Новая Сибирь»

Фото со страницы Игоря Титаренко на vk. com.

Ранее в «Новой Сибири»:

В Новосибирске ради строительства парка снесут детскую площадку

По состоянию на 20 сентября в регионах Сибирского федерального округа в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» средняя готовность дорожных объектов составляет 65% от плана на 2021 год. Главная цель проекта – создание комфортной и безопасной среды для жизни граждан. К 2024 году доля дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, которая соответствует нормативным требованиям, должна находиться на уровне не менее 85%.

В
этом году в рамках нацпроекта в регионах Сибири предусмотрены работы на 681
дорожном объекте – участках автодорог регионального значения и улично-дорожной
сети агломераций общей протяжённостью 2 тысячи километров. На середину сентября
в нормативное состояние приведено более 450 километров автомобильных дорог. Наиболее
активными темпами работы проводятся в Красноярском крае и Кемеровской области, где
выполнено более 80% от плана. В Республике Тыва, Алтайском крае, Новосибирской,
Омской и Томской областях показатель готовности дорожных объектов варьируется в
пределах от 60% до 75%. Наиболее сложная ситуация сохраняется в Республике
Хакасия, где на сегодняшний день выполнено 40% дорожных работ.

В
Республике Алтай в нормативное состояние приведён участок республиканской
трассы Чоя-Сёйка-Ынырга, общая протяжённость которого составляет 20 километров. Автомобильная дорога соединяет три сельских поселения и ведёт в
административный центр Чойского района, где расположены социально значимые
учреждения. Вместо гравийного покрытия на трассе был уложен асфальтобетон. При выполнении
ремонтных работ применялись технологии, которые позволяют продлить срок
эксплуатации дорожного покрытия.

В Республике
Тыва проводятся работы по реконструкции улицы Бай-Хаакская, которая расположена
в Кызылской городской агломерации и является важной транспортной артерией региона. В республике в рамках нацпроекта также предусмотрен ремонт автомобильных дорог
регионального значения: реконструкция подъездных путей к городам Кызыл и
Шагаан-Арыг, к сёлам Хову-Аксы, Бай-Хаак и Чаа-Холь, а также дорожного участка
Чадаан-Суг-Аксы.

Одним из ключевых
объектов в Красноярском крае, на котором ведутся работы в рамках нацпроекта,
является участок автодороги Епишино-Северо-Енисейский протяжённостью 11,2 километра. Транспортный поток на магистрали в основном составляет грузовой транспорт
промышленных предприятий, что привело к фактическому разрушению её отдельных
участков и потребовало восстановления. В г. Красноярске автомобильная
дорога на улице Академика Павлова (от ул. Мичурина до ул. 60 лет
Октября) будет расширена до четырёх полос. В настоящее время выполнена укладка
нижнего слоя асфальта, установлены технические тротуары и опоры освещения, в
дальнейшем обустроят 13 остановочных пунктов общественного транспорта. Оба
объекта находятся в высокой степени готовности и будут введены в эксплуатацию в
ближайшее время.

К числу значимых
объектов в Омской области относится автомобильная дорога Омск-Тара
протяжённостью 305 километров. В 2021 году ремонтируются 11 участков дороги
протяжённостью 53 километра в трёх районах области. На данный момент завершены
работы на двух объектах протяжённостью более 10 километров, остальные имеют
высокую степень готовности. При реконструкции используются технологии,
направленные на снижение колейности. Большой объём работ также проводится на
автодороге Бакбасар-Азово-Шербакуль-Полтавка протяжённостью 109,5 километра. В
рамках нацпроекта приведено в нормативное состояние более 60 километров дороги.

Приоритетное
внимание при реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные
дороги» уделяется комиссионному обследованию реконструированных объектов. В
частности, проводится диагностика покрытия автодороги, результаты которой
показывают, соответствует ли он установленным нормативным требованиям. В случае
обнаружения дефектов приёмка работ и их финансирование откладываются до устранения
выявленных недостатков.

В Сибирском федеральном округе продолжается реализация федерального
проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё
и городская среда». В этом году в рамках федерального проекта «Формирование
комфортной городской среды» нацпроекта «Жильё и городская среда» в субъектах
Федерации округа планируется благоустроить 1570 территорий, в том числе 627
общественных и 943 дворовых пространств. Самые высокие показатели отмечены в
Кемеровской области, где завершено благоустройство 93% дворов и 83%
общественных пространств. В остальных регионах в эксплуатацию сдано от 42% до
80% объектов.

Ход
реализации в регионах Сибири мероприятий национальных проектов находится на
контроле социально-экономического блока аппарата полномочного представителя
Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе. Региональным
органам исполнительной власти рекомендовано принять дополнительные меры по
обеспечению своевременного выполнения работ в рамках нацпроекта «Безопасные и
качественные автомобильные дороги».

Дата публикации : 23/07/2020 13:56

Влияние природно-климатических и природно-ландшафтных условий на формирование городской среды крупных городов Западной Сибири

В Минусинске продолжается реализация проекта «Формирование комфортной городской среды» по благоустройству дворов и общественных пространств. Для того, чтобы конкретный двор преобразился в следующем 2021 году, необходимо активное участие его жителей и управляющей  компании. Напомним: в программу могут быть включены дома не позднее 2006 года сдачи в эксплуатацию, имеющие уровень сбора оплаты за жилищно-коммунальные услуги не менее 70%, и не получавшие бюджетные средства на цели благоустройства в течение последних пяти лет. Благоустройство части двора многоквартирного дома не допускается. Приветствуется комплексное благоустройство территории нескольких многоквартирных домов, объединенных одним двором: для этого нужно согласие собственников всех этих домов, единый дизайн-проект и согласованные действия управляющих компаний.

Работы по благоустройству могут быть реализованы по минимальному и дополнительному перечню. В минимальный перечень включены ремонт тротуара, дворового проезда, ремонт дороги ­– проезда к территории, прилегающей к многоквартирному дому; ремонт освещения двора, установка скамеек и урн. Такой перечень предполагает софинансирование за счет средств собственников в размере не менее 2% от сметной стоимости работ.

В дополнительный перечень включены обустройство детской или спортивной площадки, устройство пешеходных дорожек. Дополнительный перечень предполагает софинансирование за счет средств собственников в размере не менее 20% от сметной стоимости работ.

  • Провести собрание собственников о включении дворовой территории в программу (в соответствии с утвержденным Администрацией города Минусинска Порядком представления, рассмотрения и оценки предложений по включению дворовой территории в муниципальную программу «Формирование современной городской среды»)
  • Выбрать перечень необходимых работ
  • Составить локально-сметный расчет и дизайн-проект
  • Определить форму соучастия собственников (% софинансирования и трудовое участие)
  • Выбрать официального представителя (представителей) от МКД
  • В период с 1 августа по 22 августа 2020 года подать заявку, подписанную уполномоченным собственниками лицом, с пакетом документов в МКУ «Управление городского хозяйства» по адресу: г. Минусинск, ул. Мартьянова, д.16, кабинет № 4 с 9.30 до 17.30 часов, обед с 13.00 до 14.00 часов.

К заявке прикладываются следующие документы:

а) копия протокола общего собрания собственников помещений многоквартирных домов, отражающего решение вопросов указанных в п. настоящего Порядка, проведенного в соответствии со статей 44 – 48  Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) пояснительная записка, отражающая:

– общие сведения о дворовой территории;

– количество квартир, находящихся в домах, прилегающих к дворовой территории;

– состав элементов благоустройства, с описанием планируемых работ по благоустройству, включая информацию о техническом состоянии подъездов к дворовой территории;

в) фотоматериалы, отражающие фактическое состояние дворовой территории (в электронном виде);

г) информация об общественной деятельности собственников по благоустройству дворовой территории (проведение субботников, участие в конкурсах на лучший двор, разбивка клумб и др. ) за последние 5 (пять) лет;

д) информация организации, управляющей многоквартирным домом об уровне оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги по состоянию на 1 января текущего года по многоквартирным домам, в отношении которых планируется благоустройство дворовой территории, согласованная с ресурсоснабжающими организациями;

е) о наличии выбранного и реализованного в многоквартирных домах, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Красноярского края, способа управления в соответствии со статьей 161 ЖК РФ управление управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

ж) дизайн-проект благоустройства дворовой территории, в который включается текстовое и визуальное описание предлагаемого проекта, в том числе его концепция и перечень (в том числе визуализированный) элементов благоустройства, предлагаемых к размещению, согласованный с лицом, уполномоченным общим собранием собственников помещений многоквартирного дома (далее – уполномоченное лицо);

з) сметный расчет стоимости благоустройства дворовой территории по минимальному (дополнительному) перечню работ, согласованный с уполномоченным лицом;

и) копия кадастрового паспорта на земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

В границы земельного участка в обязательном порядке должна быть включена территория, подлежащая благоустройству в рамках программы.

к) копия договора управления многоквартирного дома, подтверждающая наличие в составе общего имущества многоквартирного дома земельного участка под дворовой территорией, планируемой к благоустройству в рамках программы;

л) иные документы, необходимые для рассмотрения вопросао включении дворовой территории в муниципальную программу.

м) копия паспорта благоустройства дворовой территории, составленная по итогам инвентаризации дворовой территории, проведенной в порядке, установленным постановлением Правительства Красноярского края от 18. 2017 № 415-п.

Ответственность за предоставление сведений, указанных в пункте 3. 4, несет уполномоченное собственниками лицо.

Условия включения в программу по благоустройству дворовых территорий, сроки подачи заявок, а также критерии отбора представлены в приложении.

Научный руководитель — В. Тимонов, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А. Крячкова

Markevich, MA student

Scientific advisor V. Timonov, Associate Professor

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

Влияние природно-климатических и природно-ландшафтных условий на формирование городской среды крупных городов

Influence of natural-climatic and landscape conditions on the formation of the urban environment of large cities in Western Siberia

В эссе представлен анализ влияния природно-климатических факторов и природно-ландшафтных условий на формирование пространственно-планировочной организации городской среды крупных городов Западной Сибири. Рассмотрено комплексное влияние пофакторных групп на возможность использования данных в методах градостроительного проектирования.

Ключевые слова: городская среда, пространственно-планировочная организация, природно-климатические факторы, природно-ландшафтные условия, Западная Сибирь

This essay presents an analysis of the influence of natural-climatic factors and natural-landscape conditions on the formation of spatial planning organization of the urban environment of large cities in Western Siberia. The complex influence of factor groups on the possibility of using data in urban planning methods is considered.

Keywords: urban environment, spatial planning organization, natural and climatic factors, natural and landscape conditions, Western Siberia

В настоящее время большинство городов России имеют проблемы с качеством городской среды. Многие города можно территориально разделить на группы по схожим показателям с точки зрения градостроительного проектирования: например, нахождение в условиях определённого климата или расположение рядом с крупной водной артерией. Несмотря на их общие черты, они обладают целым рядом различий, которые проявляются при анализе климатических условий (температуры, влажности, осадков, скорости ветра и пр. Значительно отличаются как природные зоны, в которых находится тот или иной город, так и общий исторический возраст городов, их площадь, численность и плотность населения. Всё это в совокупности, отражается на их планировочной организации и состоянии городской среды.

Для анализа взяты крупные и крупнейшие города, сопоставимые по численности населения. Цель работы — выяснить, какие факторы оказывают наи-

большее воздействие на планировочную структуру крупных городов Западной Сибири и учитываются ли эти факторы при создании городской среды.

Перед нами стояло три задачи: 1) определить, какие группы факторов влияют на планировочную структуру города; 2) определить, какое влияние оказывают эти факторы на планировочную структуру города; 3) как можно использовать эти результаты для создания комфортной городской среды.

Необходимо также отделить факторы, которые в процессе формирования города стали традиционными, но не могут быть использованы в дальнейшем в силу того, что они либо утратили свою актуальность, либо изначально оказывали неблагоприятное воздействие на городскую среду. Примером может служить формирование таких планировочных структур, как микрорайон. На данный момент эта структура обладает наибольшим количеством проблем, связанных с формирование городской среды.

Исходя из актуальности для анализа был определен следующий пояс городов: Тюмень — Омск — Новосибирск — Томск — Кемерово — Барнаул.

Для достижения цели в работе были рассмотрены следующие категории факторов:

Климатические характеристики. Знание о климатических особенностях поможет при регулировании ширины проезжей и пешеходной частей. Также с учётом этих факторов можно определить необходимое количество озеленения (газоны, кустарники, деревья) в различных частях города, которое будет служить дополнительной ветро- и шумозащитой.

Природные характеристики. При проектировании различных объектов, следует учитывать уже сложившуюся градостроительную ситуацию. Это позволит заранее сохранить максимальное количество зелёных насаждений и гармонично вписать их в городскую среду. В настоящее время сложилась ущербная практика вырубки деревьев под планируемую застройку и уничтожения плодородных почв. Следует учитывать, что молодые насаждения смогут полноценно выполнять свои функции минимум через 10 лет. Это не выгодно ни экономически, ни эстетически, и вредит экологии города.

Общегородские характеристики (год основания, плотность населения, численность населения). Следует обращать большее внимание на историческую застройку городов, которая создавалась исходя их потребностей горожан и защищена федеральным законом «Об охране объектов историко-культурного наследия». Современная практика показывает, что реализация данного закона далека от совершенства, а сами памятники историко-культурного наследия во многих городах не являются примером качественной застройки и историческим лицом города.

Планировочные характеристики. Тенденции последних лет показали значительное уменьшение площади промышленных зон и постепенное увеличение зелёных и жилых зон, в т. и за счёт реновации территорий, занятых садоводческими и огородническими товариществами. Следует отметить активное развитие крупных торговых сетей и сопутствующую им инфраструктуру: парковки автотранспорта с привязанной к ним УДС.

Ниже приведены таблицы, включающие критерии, достаточные для достижения основной цели.

Таблица 1. Климатические характеристики1

Количество осадков в разное время года, мм 485 400 425 505 435 433

Среднегодовая температура, °С +3,8 +2,1 +0,2 -2,5 + 1,75 +2,6

Средняя скорость ветра, м/с 2,3 2,1 2,3 1,9 1,2 2,0

Влажность воздуха, % 70 71 75 72 74 71

Как мы можем увидеть по данным из таблицы, некоторые показатели не сильно отличаются друг от друга (скорость ветра, влажность воздуха). Однако есть различия в количестве осадков и среднегодовой температуре, что может сильно сказаться на внутреннем климате города, если не учитывать эти данные при проектировании. Например, количество осадков в Омске имеет самый низкий показатель — 400 мм, а самый высокий — 505 — в Кемерове. Вдобавок, данные показатели являются самыми важными в климатическом аспекте вопроса. Это связано с тем, что в Западной Сибири выпадает большое количество снега, который создаёт проблемы в системе пешеходно-транспортных связей.

Таблица 2. Природные характеристики

Природная зона Широколиственные леса Лесостепь Лесостепь Лесостепь Широколиственные леса Степь типичная

Ландшафт Преимущественно равнинная плоскость Преимущественно равнинная плоскость Преимущественно равнинная плоскость Выраженный рельеф у реки Местность с частыми перепадами высот Преимущественно равнинная плоскость

Наличие крупной водной артерии р. Тура р. Иртыш р. Обь р. Томь р. Томь р. Обь

Расположение относительно реки Правый и левый берег Правый и левый берег Правый и левый берег Правый и левый берег Правый берег Левый берег

Данные второй таблицы позволяют нам оценить основные аспекты, касающиеся природно-ландшафтных характеристик. Любой город в своём основании имеет крупную водную артерию, которая тесно связана с формированием транспортной структуры городов. Ландшафт и природные зоны таких территорий имеют особое значение при формировании рекреационных городских зон.

Таблица 3. Общегородские характеристики1

Плотность населения, чел/км2 1129,89 2054,71 3200,11 1895,05 1952,99 1964,92

Численность населения, чел. 807 400 1 164 815 1 618 039 558 662 597 819 632 723

Общегородские характеристики дают нам понять, что чем старше город, тем более сбалансированная и сомасштабная человеку среда спроектирована в исторической его части. По данным хорошо видно, что Новосибирск можно считать примером высокоплотной застройки (3 200,11 чел/км2), Томск на его фоне кажется малозаселённым (1 952,99 чел/км2). На деле Новосибирск обладает большими территориями, которые выполняют либо узкие функции, либо не выполняют полноценно свои функции. Например, в огромных дворах микрорайонов от 10 этажей приоритет отдан автомобилям. Сами же дворы не представляют собой место для всеобщего препровождения. В противовес ему можно поставить Томск, плотность которого не так высока, а в планировке отдано преимущество квартальной застройке с небольшим количеством этажей. Такой подход является исторически сложившимся, за счёт чего наиболее преемственен, а если учитывать природно-климатические и природно-ландшафтные условия, то обладает преимуществом для создания комфортной городской среды.

Таблица 4. Планировочные характеристики

Площадь города, км2 698 566,9 502,7 294,8 294,6 322,01

Протяжённость УДС, км 19 184,2 (по области) 1 257,2 3 298,283 _ 11 077 (по области) 16 691 (по области)

1 В таблице использованы данные официальных, погодных и других источников о городах:

Основой планировки большинства городов является система улично-дорожного транспорта. Поэтому необходимо проектировать эту систему так, чтобы она функционировала в любых погодных и природных условиях. Для этого нужно просто создавать высокую связность между различными точками города. В этом отношении хорошим примером можно назвать Омск. Его исторический центр реконструирован и продолжается реконструкция исторического и архитектурного наследия. Есть и ошибки в его реализации, но в данном контексте важен сам факт бережного отношения к истории города.

На основе анализа климатических, природных, общегородских и планировочных характеристик, которыми обладают крупные города Западной Сибири, выявлены факторы, оказывающие влияние на формирование их пространственно-планировочной организации городской среды. Наиболее существенными факторами являются:

1) сезонное количество атмосферных осадков;

5) историческая застройка.

Занимаясь планировкой городов, градостроители зачастую руководствуются нормативными клише, распространёнными на всей территории России. Все уникальные составляющие отходят на второй план. В результате этого российские города утрачивают свою уникальность, все они в той или иной мере становятся похожи друг на друга. Потеря самоидентичности является большой проблемой: исчезает исторический контекст, утрачивается интерес со стороны жителей к своей малой родине. Поэтому так важно закладывать в основу формирования пространственно-планировочной организации городской среды вышеупомянутые факторы.

Целесообразно более пристальное внимание уделять вышеуказанным факторам на стадии разработки генеральных планов и проектов планировки. Учитывая, что генеральный план не пластичен, а город постоянно меняется и развивается как за счёт свободных территорий, так и путём реновации, его уникальность прежде всего должна обеспечиваться сохранением и развитием зон исторической застройки. Необходимо внедрение пофакторного влияния на отдельные территории городской застройки в рамках правил землепользования и застройки. Современные технологии позволяют разрабатывать и внедрять в дополнения к проектам территориального планирования документы в форме брэндбука, описывающие ограничения по внешнему виду отдельных объектов и градостроительных структур (цвет, фактура, материал, освещённость, озеленение, инфографика и т. Этими средствами возможно поддержание уникальности места. Вся документация, влияющая на планировку города, детально прописана и законодательно предусмотрены несколько

этапов их публичного обсуждения. Но при этом целесообразно от существующей документации переходить к формату мастер-плана, который учитывает рассмотренные факторы и более наглядно иллюстрирует их применение, как в существующей, так и проектируемой городской застройке.

Рассматриваемые факторы в значительной мере могли бы оказать серьёзное влияние на формирование внутреннего микроклимата городской среды. Они позволяют гармонизировать целый ряд основных показателей: плотность улично-дорожной сети, плотность жилой застройки, предельные габариты открытых пространств, равномерность и площадь озеленённых территорий и пр. Степень влияния факторов безусловно может значительно отличаться в различных городах даже одного сибирского региона. Динамично меняющееся соотношение в территориальном балансе в пользу селитебных территорий и зелёных зон приведёт к постепенной гармонизации городских пространств, создавая более комфортную и безопасную среду.

Тимонов Виктор Александрович, канд. технических наук, доцент кафедры градостроительства и ландшафтной архитектуры НГУАДИ

Лицензия CC BY-NC 4. 0 Материал поступил в редакцию 23. 2020

Подписка

  • Ежедневная
  • Еженедельная

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

Что требуется от власти?

Министр экономики и регионального развития Красноярского края Анна Гарнец отметила, что для обеспечения роста сибирской экономики перед регионом стоит задача поддерживать существующие компании и создавать условия для появления новых перерабатывающих производств.

«Мы всегда понимали роль Сибири в экономике страны, но сейчас ее роль становится и вовсе стратегической. Переориентация экономики на азиатские рынки невозможна без существенного вклада Сибирских регионов. Это и выход к Северному морскому пути, и уже сложившиеся связи с Китаем. В последние годы был заметный рост инвестиций в Сибирские регионы. У нас уже сейчас запланированы инвестиционные проекты в Красноярском крае с общим объемом инвестиций в триллионы рублей. Теперь сложившаяся ситуация заставляет нас оценивать ситуацию не только с позиции налоговых поступлений в бюджет, но и социальной роли каждого инвестированного рубля», — сказала Анна Гарнец.

Она также отметила, что если раньше в крае значительная доля предприятий занималась производством сырья, то теперь на первый план выходит роль перерабатывающих производств. Однако экономически это будет очень сложно, поскольку приоритета создания таких предприятий раньше не было — хотя их проекты и существуют. Сложившаяся внешнеполитическая ситуация заставляет действовать быстро, реализуя эти проекты.

Крупный бизнес и его проекты

Поскольку значительную часть экономики края составляют добывающие отрасли, именно проекты крупных компаний в этой сфере окажут очень большое влияние на Сибирь. В частности, большую роль играет так называемая ESG-повестка. Аббревиатура ESG расшифровывается как Environmental, Social, and Corporate Governance («экология, социальная политика и корпоративное управление»). ESG-проекты подразумевают вовлеченность компаний в решение экологических, социальных и управленческих проблем. Компании, работающие в Сибири, уже давно следуют принципам устойчивого развития — впрочем, и во всей России он становится все более актуальным.

«Мы хотим видеть Сибирь чистой, ухоженной, зеленой, экономически успешной. Только взаимодействие бизнеса, власти и общественности поможет этого добиться», — отметил Андрей Грачев, вице-президент по федеральным и региональным программам «Норникеля».

У металлургического гиганта уже есть стратегия развития на 30 лет вперед — в ней учитываются все направления развития Сибири. В так называемый «серный проект» вложено более 300 млрд рублей — и к 2025 году выбросы диоксида серы в Норильске сократятся на 90 % по сравнению с 2015 годом.

Кроме того, «Норникель» является генеральным партнером федеральной программы «Чистая Арктика», а также реализует проект «Чистый Норильск», и вкладывает огромные деньги в развитие города: реновацию жилого фонда, создание новых «точек притяжения» для жителей и гостей города (включая Арктический музей современного искусства, который должен попасть в список ключевых музеев мира), развитие полярного туризма. Андрей Грачев отметил, что развитие туризма приобретает особую роль в свете последних событий — ведь с выездом за границу будут возникать проблемы из-за санкций.

Генеральный директор РУСАЛ Евгений Никитин отметил, что у компании более 20 проектов на территории Сибирского федерального округа — причем в самых разных областях, включая строительство жилья и городское благоустройство.

«Говоря о развитии Сибири, мы всегда подразумеваем не только экономику: это и качественная городская среда, и хорошее жилье, и экология. Это обеспечивает приток населения, включая молодых специалистов. Строя предприятия, не развивая инфраструктуру, мы не получим привлекательных для жизни городов. Когда-то у нас строили промышленные города в тайге, без инфраструктуры — но со временем они пришли в упадок, и оказались заброшенными», — рассказал Евгений Никитин.

В качестве примера правильного развития он привел БЭМО — первый государственно-частный проект комплексного развития, реализованный совместно РУСАЛом и «РусГидро», и не имеющий аналогов в мире в плане масштабах. В БЭМО входят Богучанский алюминиевый завод мощностью почти 600 тыс. тонн первичного алюминия в год (совокупная мощность 1 и 2 серии предприятия) и Богучанская гидроэлектростанция мощностью 3000 МВт — а рядом с ними создан современный жилой микрорайон с необходимой инфраструктурой: школой, поликлиникой, двумя детсадами. На очереди у РУСАЛа строительство парка отдыха и спортивных сооружений.

Участники дискуссии отметили, что лишь совместные усилия бизнеса, граждан и власти могут обеспечить развитие Сибири быстрыми темпами. Поэтому успешному развитию помогло бы, например, расширение полномочий региональной власти в сфере предоставления налоговых льгот бизнесу и введения регуляторных мер для развития майнинга в Сибири. Также большую роль будет играть модернизация транспортной инфраструктуры, поддержка инновационной деятельности в регионе, развитие туристического потенциала.

ГОРОДСКАЯ СРЕДА И ЖКХ

Формирование комфортной городской среды — это обо всём, что окружает нас. Дворы и подъезды, лифты, водопровод, газ и электричество. Чистая вода и водоёмы, зелёные парки и безопасные детские площадки. Красивые и удобные пространства: набережные, скверы, дворы. IT-инфраструктура, дистанционные услуги. Всё это меняется для нас!

Влияние природно-климатических и природно-ландшафтных условий на формирование городской среды крупных городов Западной Сибири

Нацпроект «Цифровая экономика»

Проект направлен на повышение конкурентоспособности российских городов, формирование эффективной системы управления городским хозяйством, создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан.

Основная цель — сделать города более комфортными для жителей, повысить индекс качества городской среды. Вдвое сократить количество городов с неблагоприятной средой. Вовлечь граждан в процесс благоустройства городов, чтобы доля активного населения составляла не менее 30%.

Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда

Этот федеральный проект отвечает за создание и применение механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда по всей стране.

Нацпроект «Жильё и городская среда»

Ключевая задача — повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения и водоподготовки с использованием перспективных технологий, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса.

Цель федерального проекта — сокращение сброса неочищенных сточных вод, расчистка участков и экологическая реабилитация водных объектов в 16 регионах, входящих в бассейн реки Волга, включая Москву и Московскую область. Всего до 2024 года будут построены или модернизированы 229 объектов очистных сооружений централизованных систем водоотведения.

Развитие городов

Уровень комфорта от проживания в городе зависит не только от наличия парков и скверов. Удобным в городе должно быть всё — от дворов и набережных до системы управления городским хозяйством. Вот инструменты и программы, которые работают на рост и развитие городов России.

Мы используем файлы Cookie, чтобы пользоваться сайтом было удобно

К ним относятся жилые, общественные и промышленные здания, улицы, магистрали, площади, подземные переходы, стадионы, телебашни и другие сооружения. Антропогенные объекты делятся на градостроительные, производственные и объекты городских инфраструктур: транспортной, инженерной и социальной

Что такое «Формирование комфортной городской среды»? Ответ – Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» направлен на благоустройство общественных территорий. Основная цель — сделать города более комфортными для жителей, повысить индекс качества городской среды

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.