Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Факторы формирования городской среды – это все условия, процессы и объекты, способствующие приобретению городом его специфических особенностей. Среди этих факторов можно назвать природные, антропогенные, и техногенные, как важную составную часть антропогенных. Нередко переходы между ними оказываются условными.

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Весь мир должен знать о загрязнении и принимать меры по его снижению, поскольку негативные последствия загрязнения являются серьезными и потенциально фатальными.

Все виды загрязнения наносят ущерб здоровью человека и дикой природы и способствуют изменению климата, которое подвергает опасности всю планету.

Загрязнение воздуха, почвы и воды способствует изменению климата и оказывает негативное воздействие на здоровье человека. Загрязнители также подвергают опасности многие виды растений и животных.

Влияние на окружающую среду, вызванное производством электрической энергии

Потребление энергии присуще почти всем видам хозяйственной деятельности человека, а именно – отоплению домов, приготовлению пищи, движению транспортных средств, промышленности, сельскохозяйственному производству и т. Освоение различных видов энергии в мировом масштабе привело к беспрецедентному росту уровня жизни. Сегодняшние люди очень зависимы от энергии. Мы не задумываемся о, том, откуда берется энергия, пока у нас не отключают свет или отопление. Если же это случается, мы не можем полноценно жить или работать.

Основные источники энергии, доступные сейчас человеку, можно классифицировать следующим образом:

  • ископаемое топливо (уголь и горючие сланцы, нефть, природный газ);
  • ядерная и термоядерная энергия;
  • возобновляемые энергетические ресурсы (энергия воды, ветра, солнца, термальных вод, древесины, торфа и т.д.).

Производство энергии существенно влияет на состояние окружающей среды. Сжигание ископаемого твердого и жидкого топлива сопровождается выделением сернистого, углекислого и угарного газов, а также оксидов азота, пыли, сажи и других загрязняющих веществ.

Добыча угля открытым способом и торфоразработки ведут к изменению природных ландшафтов, а иногда – и к их разрушению. Разливы нефти и нефтепродуктов при добыче и транспортировке способны уничтожить все живое на огромных территориях (акваториях).

Очень плохо сказывается на ландшафтах, растительном и животном мире создание инфраструктуры, необходимой для угле-, нефте- и газодобычи.

Строительство и эксплуатация крупных гидроэлектростанций приводит к: отселению людей из зоны затопления, уничтожению ценных видов рыб, для которых плотины становятся непреодолимыми препятствиями на пути к нерестилищу, потере лесов и высокоплодородных земель, увеличению риска возникновения разрушительных землетрясений в предгорных и горных районах, повышению риска катастрофических наводнений в местностях, находящихся ниже по течению, изменению ландшафтов и их разрушению.

Атомная энергетика является потенциально опасной из-за возможных аварии на энергоустановках, сопровождающиеся выбросом в окружающую среду радиоактивных материалов. Кроме того, возникают проблемы переработки ядерных отходов и их захоронения, что обходится очень дорого и не имеет надежного инженерного решения. Ядерные отходы остаются опасными в течение сотен и тысяч лет. Особенно актуальна эта тема для Украины, которая пострадала от последствий взрыва на Чернобыльской АЭС.

Несмотря на очевидные преимущества, возобновляемые источники энергии также могут негативно влиять на окружающую среду. Эксплуатация станций, производящих энергию с помощью возобновляемых энергетических источников, связанна с изъятием из обращения значительных земельных участков и, вероятно, в будущем будет сопровождаться теми или иными негативными последствиями для окружающей среды: изменениями ландшафтов (ветряки, солнечные батареи), повышенный уровень шума (ветряки), загрязнение почв (геотермальные энергоустановки и установки, работающие на биомассе), губительными воздействиями на другие природные ресурсы (приливно-отливные электростанции).

В последние годы мировые политики и население выражают опасения из-за обострения глобальных экологических проблем – таких, как кислотные осадки и изменение климата, а также из-за последствий воздействия этих процессов на окружающую среду.

Учитывая вышеописанную ситуацию, рациональным решением можно считать энергосбережения. Именно оно должно стать приоритетным в стратегии развития любой страны, ведь запасы традиционных источников энергии ограничены.

Ниже иллюстрируем Вам структуру баланса электрической энергии, которая была куплена ГП «Энергорынок» у производителей электрической энергии и продана энергопоставщикам в 2017 году.

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Влиянию окружающей среды и, в частности, изучению влияния городских инфраструктур на здоровье населения в настоящее время уделяется особое внимание. Это понятие включает анализ  застройки, транспортных коммуникаций, дизайн улиц, общественные пространства, а также доступ к таким ресурсам инфраструктуры, как здоровое питание, зоны для отдыха и места для занятий физической активностью.

В России формирование  здоровьесберегающей среды входит в задачи многих программ и проектов, разрабатываемых государственными структурами на основе межсекторального сотрудничества: «Здоровые города, районы и поселки», «Формирование комфортной городской среды», «Доступная среда» и пр.

При анализе инфраструктуры проживания применяются как   объективные многоуровневые технологии, в частности геоинформационные технологии  (GIS-технологий), позволяющие создавать карты местности с учетом факторов, влияющих на здоровье, так и субъективные, например, анкетирование населения, непосредственно проживающего на изучаемой территории, а также опрос экспертов по разработанным шаблонам вопросов.

Специалистами НМИЦ ТПМ разрабатываются методологические подходы, позволяющие проводить комплексный анализ; их выбор базируется на целях и задачах исследований, направленных на оценку влияния городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения.

В настоящее время к печати подготовлена статья «Обзор методических подходов к изучению влияния городских инфраструктур на здоровье проживающего населения» (авт. Попович, Е. Усова, В. Зиновьева, М. Лопатина, А. Концевая,  А. Маньшина, О. Драпкина), где рассматривается международный опыт в области технологий  изучения пищевого статуса, ожирения, физической активности населения, а  также влияния доступности алкоголя,  табачной продукции и степени озеленения на физическое и психическое здоровье людей, проживающих в городах.

Изучаемые методы могут стать дополнительным ресурсом для разработки инструмента комплексной  системы оценки инфраструктуры  муниципальных образований, влияющей на здоровье населения, что  позволит использовать фактические данные для принятия обоснованных решений с целью  создания и внедрения программ укрепления общественного здоровья и их оперативного управления на региональном/муниципальном уровне.

Нурмагомаева З. , Магомедова З. , Нурмагомаев М.

В большой степени загрязнение атмосферы сказывается на здоровье городского населения. Об этом свидетельствуют, в частности, существенные различия в заболеваемости населения в отдельных районах одного и того же города. В одном районе большое количество промышленных предприятий находится вблизи детских садов, в другом детские учреждения отдалены от основных магистральных путей и источников загрязнения воздуха вредными веществами. Анализ заболеваемости показал, что общая острая заболеваемость в первом районе была в 1,5 раза выше, чем во втором. Заболеваемость органов дыхания детей возрастных групп (от года до 6 лет) в первом районе была также в 1,5 раза выше, чем во втором районе, а нервной системы и органов чувств – в 2-2,5 раза чаще.

Изменение здоровья горожан является не только показателем экологического состояния города, но и важнейшим социально-экономическим его следствием, которое должно определять ведущие направления по улучшений качества окружающей среды. В связи с этим весьма важно подчеркнуть, что само здоровье горожан в пределах биологической нормы является функцией от экономических, социальных (включая психологические) и экологических условий.

В целом на здоровье горожан влияют многие факторы, в особенности характерные черты городского образа жизни – гиподинамия, повышенные нервные нагрузки, транспортная усталость и ряд других, но более всего – загрязнение окружающей среды. Об этом свидетельствуют существенные различия в заболеваемости населения в разных районах одного и того же города.

Наиболее заметные отрицательные последствия загрязнения окружающей среды в крупном городе проявляются в ухудшении здоровья горожан по сравнению с жителями сельской местности.

Необходимость сохранения крепкого здоровья и высокой работоспособности горожан усиливает требования к качеству окружающей, среды. Во-первых, увеличивается количество отрицательно действующих факторов (например, вредных веществ в атмосфере и в водоемах). Необходимость соблюдения и учета их совместного воздействия на человека ведет к снижению предельно допустимых величин каждого из них. Во-вторых, предельно допустимые величины (ПДВ) многих отрицательно-действующих факторов в окружающей среде (вредных веществ, ионизирующих излучений), являясь функцией нашего знания: периодически пересматриваются в сторону ужесточения.

Наряду с загрязнением воздушного бассейна на здоровье человека отрицательно сказываются многие другие факторы окружающей среды городов.

Шумовое загрязнение в городах практически всегда имеет локальный характер и преимущественно вызывается средствами транспорта – городского, железнодорожного и авиационного. Уже сейчас на главных магистралях крупных городов уровни шумов превышают 90 дБ и имеют тенденцию к усилению ежегодно на 0,5 дБ, что является наибольшей опасностью для окружающей среды в районах оживленных транспортных магистралей. Как показывают исследования медиков, повышенные уровни шумов способствуют развитию нервно-психических заболеваний и гипертонии. Борьба с шумом в центральных районах городов затрудняется плотностью сложившейся застройки, из-за которой невозможно строительство шумозащитных экранов, расширение магистралей и высадка деревьев, снижающих на дорогах уровни шумов. Таким образом, наиболее перспективными решениями этой проблемы являются снижение шумов собственных транспортных средств.

Работа представлена на научную международную конференцию «Фундаментальные и прикладные исследования в медицине», Китай (Пекин), 26 ноября – 4 декабря 2008 г. Поступила в редакцию 22. 2008.

Библиографическая ссылка

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Всероссийская программа «5 шагов для городов», которая направлена на качественные изменения городской среды, запущена 11 апреля. Ее разработали ВЭБ. РФ и КБ «Стрелка». Задача программы – это быстрые и позитивные преобразования в городах, которые почувствует каждая семья в России. Подать заявку на участие можно до 30 апреля на сайте. Все желающие смогут предложить и в дальнейшем реализовать свои проекты по развитию городских территорий. АСИ станет партнером проекта.

«Мы хотим, чтобы в стране началось позитивное соревнование – кто быстрее создаст вокруг себя совершенно измененную среду. Будем здесь опираться на активные группы молодежи, общественные группы в городах. Мы постараемся на базе Московской школы управления «Сколково» запустить в ближайшие месяцы новый образовательный проект. Мы хотим сделать его интересным, чтобы он давал больше «жизни», но опирался в первую очередь на знания и опыт тех, кто живет в городах. Впереди большая задача – организовать партнерство преподавателей, профессоров, специалистов и тех, кто создает проекты на местах», – заявил председатель ВЭБ. РФ Игорь Шувалов.

В АСИ готовы поддержать проект, рассказала руководитель программы развития сети коллективных пространств «Точка кипения» Алина Яшина.

«Программа полностью перекликается с нашей ключевой задачей – это повышение качества жизни человека. Мы рады, что есть возможность объединять ресурсы государства и негосударственного сектора, использовать лучшие решения в интересах человека. Готовы предоставлять «Точки кипения», чтобы все желающие, в том числе молодые ребята, собирались там, думали, как изменять города и использовали наши возможности взаимодействия с государством, бизнесом, общественными организациями. Команды «Точек кипения», которых у нас уже 144, будут рады помогать менять среду вокруг себя», – заявила Алина Яшина.

Пять направлений программы предусматривают комплексное воздействие на городскую среду: начиная от капитального ремонта подъездов и заканчивая организацией городских мероприятий и событий, интересных для горожан. Каждый шаг программы содержит шесть направлений проектов, три из них являются приоритетными. Командам городов предстоит реализовать три проекта внутри одного шага: два приоритетных и любой другой – на выбор. Также они смогут предложить свои собственные креативные проекты.

Структура программы «5 шагов для городов»:

  • «Город рядом» (Город в шаговой доступности): приоритетные направления проектов – «Подъезды жилых домов», «Площадки для выгула собак», «Карманные парки»; остальные направления – «Витрины продуктовых магазинов», «Остановочные павильоны», «Почтовые отделения»
  • «Сохрани планету» (Устойчивый город): приоритетные направления проектов – «Пункты раздельного сбора отходов», «Посадка и уход за деревьями», «Фандоматы»; остальные направления – «Экологические уголки в школах, вузах», «Экологические тропы», «Очистка берегов рек и водоемов»
  • «Вдохни жизнь» (Гибкий город): приоритетные направления проектов – «Паблик-арт с вовлечением жителей», «Временное благоустройство парковок», «Районные молодежные центры»; остальные направления – «Тестовое благоустройство заброшенных территорий», «Городские артефакты», «Временные пешеходные пространства»
  • «Добавь энергии» (Здоровый город): приоритетные направления проектов – «Велоинфраструктура», «Фермерские рынки, ярмарки и общественные огороды», «Инклюзивные игровые и спортивные площадки»; остальные направления – «Сервисные пункты в парках», «Площадки для экстремальных видов спорта», «Объекты для зимних видов спорта»
  • «Собери своих» (Интересный город): приоритетные направления проектов – «Кинопоказы», «Экологические лекции и мастер-классы», «Экологические прогулки»; остальные направления – «Практические городские лаборатории», «Городские экскурсии», «Фестивали здорового питания»

Целевая аудитория программы – более 31 млн молодых людей в возрасте от 12 до 35 лет: подростки, студенты, специалисты. При составлении программы учитывалось мнение молодежи, проживающей в российских городах: эксперты изучили порядка 1,5 млн текстов в социальных сетях, цифровое анкетирование охватило больше 1 тыс. студентов ВШЭ, РАНХиГС, ВГУ, ТГУ и УГАТУ, также состоялись 34 фокус-группы в 13 вузах из 12 регионов России. Результаты исследования представил партнер КБ «Стрелка» Алексей Муратов.

«Я бы выделил три важных момента: первое – молодежи остро не хватает своих мест в городе, где можно собраться с друзьями, заняться делами по душе без навязчивого контроля и надзора. Второе – все больше внимания уделяется качеству среды рядом с домом: возрастают требования к подъездам, к виду из окна, к степени благоустройства и ухоженности улиц и дворов. Третье – запрос на интересную и разнообразную жизнь, на праздники в каждом районе города», – сообщил Муратов.

Транспорт, работающий на ископаемом топливе, наносит огромный вред не только природе, но и здоровью людей. Вредные выбросы, которые он производит, усугубляют проблему глобального потепления, а у людей приводят к различным болезням, в том числе органов дыхания и нервной системы. Plus-one. ru рассказывает, какой ущерб наносит транспорт окружающей среде и можно ли его уменьшить.

Транспорт — один из крупнейших на планете источников выбросов парниковых газов — около 16%. Большая их часть приходится на автомобили (11,9%), самолеты и корабли генерируют по 1,9% и 1,7% соответственно, поезда — 0,4%. Сокращение выбросов на транспорте играет решающую роль в борьбе с изменением климата.

Воздействие транспорта на окружающую среду значительно. Оно ведет к усилению парникового эффекта, загрязнению воздуха и водоемов, шумовому загрязнению, эрозии почв.

В крупных городах, таких как Москва, автомобили ответственны за 90% всех выбросов. Они усугубляют глобальное потепление, а шум, вибрация и электромагнитное воздействие негативно влияют на здоровье человека.

Побочный продукт от сжигания топлива в двигателе машины — CO2. Это один из основных парниковых газов, влияющих на изменение климата. Со временем двигатель изнашивается и уже не может полностью сжигать топливо. Это приводит к выбросу токсичных веществ: опасного «коктейля» из оксидов углерода и азота, соединений, вызывающих заболевания органов дыхания.

Влияние транспорта на атмосферу можно уменьшить, если повысить экологичность машин. Наиболее опасными загрязнителями воздуха ВОЗ признала твердые взвешенные частицы. Автомобили выбрасывают их при сжигании топлива, трении шин об асфальт, разрушении дорожного покрытия. Ученые выделяют частицы диаметрами меньше 0,01 миллиметра (PM10) и меньше 0,0025 миллиметра (PM2,5), что в 40 раз тоньше человеческого волоса. PM2,5 переносятся на большие расстояния, проникают в легкие, вызывают респираторные заболевания и аллергию.

Поезда из-за сжигания угля или мазута тоже являются источниками выбросов парниковых газов и токсичных веществ: углекислого газа, метана, монооксида углерода, оксида и закиси азота, диоксида серы и твердых частиц.

Грузовые и высокоскоростные поезда, городские электрички — главные источники шума и вибрации, которые негативно сказываются на здоровье человека — повышают тревожность и уровень стресса, уменьшают численность насекомых и птиц, обитающих вблизи железных дорог.

Мало кто знает, но около 90% всех продаваемых в мире товаров перевозится по воде. Корабли загрязняют Мировой океан — в случае разливов нефти и химикатов, отходов во время перевалки грузов или демонтажа судов тоже оказываются в воде.

Аварии на судне, перевозящем опасные вещества или сырую нефть, могут привести к выбросам углекислого газа, оксида азота, двуокиси серы. Последняя легко растворяется в воде, вызывая закисление океана, из-за которого погибают коралловые рифы. Корабли переносят чужеродные виды флоры и фауны по всему миру, что угрожает местному биоразнообразию.

Половина мировых авиационных выбросов углекислого газа приходится всего на 1% пассажиров. Самый большой углеродный след у американцев — больше, чем у жителей Великобритании, Японии, Германии и Австралии вместе взятых. В начале 2021 года ЕС запустил план Destination 2050 по достижению углеродной нейтральности в авиации к 2050 году. Подсчитать свой личный углеродный след от перелета можно с помощью калькулятора.

Еще один фактор негативного влияния самолетов — это шум. От него страдают не только пассажиры, но и люди, живущие рядом с аэропортами. Гул авиадвигателей ухудшает слух, концентрацию внимания, усиливает стресс. Кроме этого, авиационное топливо и противогололедные реагенты часто попадают в ручьи, которые несут химикаты в водоемы, загрязняя их.

Сократить влияние транспорта на окружающую среду может переход на альтернативное топливо — сжиженный газ, биотопливо, водород — и вывод из эксплуатации самолетов, кораблей, машин и поездов, работающих на бензине, дизеле или угле.

Сократить выбросы от авиации помогут массовый переход на авиационное биотопливо и водород, введение квот и механизмов компенсации выбросов, переход на систему управления воздушным движением с большим количеством прямых рейсов.

Экологизировать автотранспорт позволит переход на электрокары. Впрочем, мы только начинаем осознавать, какой ущерб окружающей среде наносит добыча лития, из которого сделаны аккумуляторы. Вопрос, можно ли считать электромобили на 100% «зелеными», пока открыт. Правда, электродвигатель гораздо экологичнее двигателя внутреннего сгорания. Например, замена одного дизельного автобуса электробусом сокращает выбросы более чем на 60 тонн CO2 в год.

Типология элементов городской среды экополиса Чистый

Задача. Предложить архитектурные решения для строящегося города.

Чистый — экополис в Сахалинской области, который планируется построить к 2030 году. Городское пространство и схема дорожного движения в Чистом будут постепенно меняться в течение ближайших пятидесяти лет. Сейчас в приоритете развитие автономного общественного транспорта, изменение пешеходных зон и дополнительное озеленение городских пространств.

Активно используются автономные электромобили. Выделенные полосы для общественного транспорта и парковочные карманы имеют проницаемое зеленое покрытие. Общественный транспорт полностью автоматизирован. Используются биодренажные канавы, которые помогают фильтровать и очищать сточные воды.

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Общественный и личный транспорт полностью автоматизирован, снижается интенсивность движения. Зеленых участков становится больше. Проезжая часть формируется из панелей, сделанных из переработанного пластика. Сформированы экологичные улицы, по которым передвигается только автоматизированный общественный транспорт. Уровень комфорта для пешеходов и велосипедистов значительно повышается.

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Система городского освещения строится на принципах использования альтернативной энергии. Ее источники доступны в природе (энергия воды и ветра) или связаны с человеком (кинетическая энергия; энергия, получаемая в процессе утилизации, и т.

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Cвет включается только при обнаружении датчиками участников дорожного движения.

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Встроенная в фонарный столб турбина, раскручиваясь, преобразует энергию ветра в электрическую.

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Фонарь аккумулирует и преобразует кинетическую энергию от спортивного оборудования.

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Светодиодные лампы, питающиеся энергией разряженных батарейСовмещают в себе утилизационную и осветительную функции.

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Светодиодный наземный светильник для пешеходов синхронизируется с дорожным
светофором. Устройство работает на энергии, получаемой кинетическим покрытием зебры при проезде автомобилей и движении пешеходов.

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Типология систем озеленения выстроена с учетом природно-климатических и ландшафтно-экологических особенностей региона. Зеленые насаждения зонируют пространство и создают комфортные условия для социального взаимодействия, задерживают сильные потоки ветра и защищают от шума.

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Аллеи и рядовые посадки для защиты от ветра

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Трельяжи для ветро- и шумозащиты

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Высокие живые изгороди для зонирования и ветрозащиты

Мобильное озеленение вдоль заборов в неприглядных зонах

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Мобильное озеленение в кадках у летних террас и в местах, где озеленение с помощью иных методов невозможно

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Акцентные посадки для создания дополнительных мест отдыха

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Газоны для пикников и активного отдыха

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Рядовая посадка между зонами различного назначения

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Живые изгороди для разграничения проезжей части и пешеходных зон

Городские объекты изготавливаются преимущественно из натуральных материалов и встраиваются в ландшафт местности. Используются решения для альтернативного сбора отходов, которые призваны минимизировать негативное воздействие человека на окружающую среду.

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Состоят из деревянных модулей, которые, соединяясь между собой, образуют парковочные места для велосипедов, а также навес и скамейку. Модули служат опорой для вьющихся растений.

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Места отдыха в городской средеОзелененные парклеты с перголами и велостоянками.

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Точки отдыха, расположенные на склонахСостоят из платформы со ступенчатыми сиденьями, смотровой площадки и различных зон отдыха.

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Умные подземные мусорные контейнерыРаботают от солнечных батарей, снабжены функцией прессования и датчиками, следящими за загрузкой.

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Использует компост в качестве источника энергии.

Экорешения, связанные с водой и воздухом, помогают решать актуальные проблемы региона. Среди них: штормовые нагоны, затопление прибрежными водами, загрязнение воды и атмосферы.

Экорешения воды и воздуха

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

У береговой линии формируется активный рельеф дна для смягчения приливной энергии.

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Создаются плавучие фермы для выращивания водорослей и получения йода.

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Контейнеры для перехвата мусора устанавливаются в каналах и имеют специальную конструкцию для быстрой и удобной замены и отчистки.

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

В конструкциях остановки общественного транспорта и информационного стенда размещаются боксы с водой, которая очищает воздух, проходящий через нее.

При устройстве рекреационных площадок для удобства их расположения на сложном рельефе применяются модули. Модульность позволяет удобно взаимодействовать с водной средой, а также использовать альтернативные источники энергии для автономной работы систем освещения.

Модульная конструкция площадки позволяет разместить ее в любой местности. На площадке установлены тренажеры, которые вырабатывают энергию для освещения окружающего пространства.

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Рекреационная экотропа на рельефе предназначена для отдыха взрослых.

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Детская площадка оборудована водными кинетическими снарядами, а также горкой-маяком и разделена на несколько игровых зон.

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Дата выпуска: 24. 2021
Сделано за 43 дня

Экополис Чистый — проект нового «города-макрорайона», строительство которого развернется рядом с городом Корсаковым в 2023 году. Придуманное название отлично отражает суть будущего экополиса: это единственный в стране город, который отказался от бытового пластика и неперерабатываемых отходов.

  • Более 55% населения мира проживает на городских территориях; к 2050 г. этот показатель увеличится до 68%.
  • Почти 40% городских жителей не имеют возможности пользоваться системами санитарии, организованными с соблюдением требований безопасности, а во многих случаях не имеют доступа к питьевой воде надлежащего качества.
  • Согласно оценкам, 91% жителей городских районов дышат загрязненным воздухом.
  • Ненадлежащее проектирование транспортных систем в городах создает целый ряд угроз, в том числе риски дорожно-транспортных происшествий, атмосферного и шумового загрязнения, а также препятствия для безопасной физической активности; все эти факторы повышают показатели неинфекционных заболеваний и травм.
  • Ожидается, что в результате неуклонной урбанизации города станут эпицентрами передачи заболеваний, в том числе трансмиссивных болезней.

Общая информацияКлючевыми проблемами общественного здравоохранения в городах являются растущее бремя неинфекционных заболеваний, постоянная угроза вспышек инфекционных болезней и повышенный риск насилия и травм. Эти три опасных фактора вызывают, в частности, указанные
ниже последствия. Неинфекционные заболевания, такие как заболевания сердечно-сосудистой системы, астма, рак и диабет, усугубляются неблагоприятными для здоровья условиями жизни и работы, недостатком озелененных зон, загрязнением окружающей среды, в том
числе шумом, загрязнением воды и почв, наличием «тепловых островов» над городскими районами и недостатком пространства для пешего и велосипедного передвижения и активного досуга. Заболеваемость диабетом обусловлена, в частности, дефицитом
физической активности в городах, не имеющих развитой инфраструктуры общественного транспорта и пешеходного и велосипедного движения. Существует связь между урбанизацией и повышением показателей депрессии, тревожных расстройств и нарушений психического
здоровья. Травматизм (в том числе в результате ДТП) и межличностное насилие, обусловленные неблагоприятными условиями для жизни и работы и ограниченной доступностью безопасного транспорта и инфраструктуры, угрожают в первую очередь
детям, молодежи, пожилым и наиболее маргинализованным группам населения. Инфекционные болезни – в частности COVID-19, туберкулез, денге и диарея – легко распространяются в бедных и перенаселенных районах и во многом являются следствием нездоровых жилищных условий и неудовлетворительного состояния
систем санитарии и утилизации отходов. Ненадлежащая утилизация городских отходов повышает риск передачи болезней, в частности вызванных вирусами Зика и Эбола. Неравенство в области охраны здоровья в городских районахУрбанизация может благоприятно сказываться на здоровье населения и экономике, однако быстрая и хаотичная урбанизация может порождать множество негативных факторов для здоровья общества и окружающей среды, которые тяжелее всего сказываются на положении
самых бедных и уязвимых людей. В городах, пожалуй, наиболее заметно неравенство в доступе к услугам здравоохранения; иногда оно наблюдается даже между различными улицами одного района. Мигранты и другие социально неблагополучные группы населения,
как правило, сосредоточены в самых бедных и экологически опасных районах, где больше всего ограничены возможности для мобильности, работы и получения образования, наименее доступна медицинская помощь, а показатели здоровья населения находятся на уровне
ниже среднего. Здоровье в городах и изменение климатаГорода потребляют более двух третей мирового объема производимой энергии и являются источником более 60% выбросов парниковых газов. Жители городов входят в число наиболее незащищенных от изменения климата категорий населения: температура в удаленных от
моря городах может на 3–5ºC превышать температуру в окружающей сельской местности в результате эффекта так называемого «теплового острова», вызванного наличием масштабной бетонной застройки и недостатком растительного покрова. Здоровье в городах и COVID-19Пандемия COVID-19 продемонстрировала, что города могут в первую очередь страдать от чрезвычайных ситуаций. Многие городские жители часто сталкиваются с источниками вируса в условиях ограниченного пространства и отсутствия индивидуальных средств защиты. Скученность и отсутствие надлежащих санитарных систем повышают риск заражения, ограничивают возможности горожан для соблюдения медико-санитарных мер и повышают вероятность межличностного насилия. Во всеми мире наблюдалось быстрое распространение COVID-19
в районах, где уже существовало неравенство в доступе к услугам здравоохранения, в частности наблюдались несправедливые и предотвратимые различия в состоянии здоровья и благополучии людей и их доступе к качественной медицинской помощи. Заболеваемость
COVID-19 и смертность от коронавируса в бедных районах вдвое превышает показатели в более благополучных районах. Деятельность ВОЗЗдоровье в городах является все более приоритетной сферой деятельности ВОЗ, в которой с учетом масштаба угроз здоровью городских жителей требуются стратегически выверенные, многосекторальные и скоординированные действия. ВОЗ вырабатывает ряд комплексных
решений по укреплению здоровья в городах, уделяя пристальное внимание таким вопросам, как повышение качества воздуха, совершенствование систем водоснабжения и санитарии и воздействие на другие экологические детерминанты; учет интересов здоровья при
планировании городских территорий; создание более благоприятных для здоровья и свободных от табачного дыма условий; безопасная и здоровая мобильность; предупреждение насилия и травм; здоровые продовольственные системы и питание; борьба с трансмиссивными
болезнями за счет воздействия на объекты окружающей среды; подготовка к чрезвычайным ситуациям и реагирование на них в условиях городов. Еще одним приоритетом является устранение рисков, которым подвергаются конкретные группы населения, в частности
дети, пожилые люди и мигранты, а также удовлетворение потребностей этих категорий населения. Поскольку различные проблемы здоровья в городах имеют взаимосвязанный характер, действия в одном секторе могут иметь положительные последствия для многих
других секторов. Для помощи государствам-членам в решении вышеуказанных приоритетных задач ВОЗ содействует укреплению базы фактических данных, позволяющих директивным органам принимать взвешенные решения по противодействию рискам для здоровья. Она предоставляет эффективно
работающие инструменты и рекомендации и помогает осуществлять мониторинг основных связанных со здоровьем показателей. ВОЗ является инициатором и участником различных партнерских механизмов по активизации обмена между городами и поддерживает разработку
институциональных и политических принципов надлежащего городского управления в интересах здоровья и благополучия.

Последствия загрязнения воздуха

Парниковые газы, такие как ископаемое топливо, выделяемое транспортными средствами и заводами, и метан, выделяемый домашним скотом, способствуют загрязнению воздуха и усугубляют изменение климата, повышая температуру Земли. В этом случае изменение климата приводит к усугублению определенного типа загрязнения воздуха.

Реакция между выбросами от сжигания ископаемого топлива и солнечного света приводит к образованию смога. Изменение климата также создает загрязнители воздуха, такие как плесень, вызванная влажностью, и пыльца, вызванная более длительным пыльцевым сезоном и повышенным производством пыльцы.

Загрязнение воздуха может иметь серьезные последствия для здоровья человека. Если вы подвергаетесь воздействию очень высоких уровней загрязнения воздуха, вы можете испытывать раздражение глаз, носа и горла, хрипы, кашель и проблемы с дыханием, а также больший риск сердечных приступов.

Загрязнение воздуха также может усугубить существующие заболевания легких и сердца, такие как астма. Смог может раздражать глаза и горло, а также повреждать легкие. Дети, пожилые люди и люди, которые работают или занимаются спортом на улице, подвергаются большему риску. Наибольшему риску подвержены люди, страдающие астмой или аллергией, поскольку загрязняющие вещества могут ухудшить их симптомы и спровоцировать приступы астмы.

Во всем мире изменение климата приводит к увеличению засух, тепловых волн, штормов, потеплению океанов и повышению уровня моря, которые воздействуют на виды животных, разрушая их естественную среду обитания.

Последствия загрязнения почвы

Загрязнители в почве из промышленных источников, вырубка лесов и ненадлежащее удаление отходов, подвергают опасности животных и растения. Загрязненная химическими веществами почва в конечном итоге становится бесплодной и не способной поддерживать сельскохозяйственные культуры и другую растительную жизнь. Это препятствует производству продуктов питания и может привести к голоду. Если загрязнители почвы загрязняют пищу, то любой, кто ее употребляет, может заболеть. Токсичная почва может также вызывать заболевания при контакте с кожей или вдыхании.

Последствия загрязнения воды

Загрязнители в воде, образующиеся в результате вывоза мусора, разливов нефти, сточных вод и стоков с сельскохозяйственных полей, строительных площадок и заводов, воздействуют на местные виды растений и животных. При отравлении воды многие животные умирают.

Животные также часто получают травмы или погибают от выбрасываемых в воду твердых отходов. Загрязнение питьевой воды, вызванное разливом сточных вод, может вызывать заболевания и проблемы с пищеварением у людей. Загрязнители, такие как ртуть в рыбе и морепродуктах, может привести к серьезным проблемам со здоровьем, особенно у детей и беременных женщин.

Стресс в большом городе. Что влияет на психологический дискомфорт жителей мегаполиса

Испытывают стресс чаще те жители города, которые включились в «его игру»

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Евгений Разумный / Ведомости

Жизнь в мегаполисах полна и насыщенна, но одновременно шумна и интенсивна. Высокий темп может стимулировать стресс и тревоги, особенно у тех, кто в силу своих индивидуальных особенностей предпочитает более спокойную жизнь.

Транспорт, шум, свет

В большом городе перемещение между местами, которые посещает человек, чаще всего оказывается источником эмоциональных переживаний. Руководитель Центра городской антропологии КБ «Стрелка» Михаил Алексеевский выяснил, какие факторы вызывают у жителей российских городов наиболее сильные отрицательные эмоции. Главная проблема – транспортная. Особенно остро ее воспринимают автомобилисты. В городах, где часто возникают пробки или есть сложности с парковками, каждая поездка может оказаться нервной: водителю постоянно приходится принимать решения, как и куда проехать. «Пассажирам общественного транспорта немного проще, в дороге они могут попытаться расслабиться – что-то читать или смотреть социальные сети», – говорит Алексеевский.

Однако, по мнению преподавателя когнитивных наук МГИМО, основателя стартапа по разработке программ психотерапии iCognito Ольги Троицкой, в общественном транспорте горожане испытывают не меньший стресс. Двухчасовое перемещение на работу утомительно само по себе, отнимает время отдыха и восстановления. Основным фактором стресса в мегаполисе Троицкая называет плотность населения на квадратный метр и отдаленность жилых районов от мест работы. ‎Чем больше людей пользуется общественными пространствами, инфраструктурой и транспортом, тем выше уровень дискомфорта.

Вызвать стресс может и так называемое шумовое загрязнение. Data-аналитик КБ «Стрелка» Анастасия Долгорукова предлагает рассматривать его как угрозу для физического и ментального здоровья жителей мегаполисов. Европейская комиссия определила шумовое загрязнение окружающей среды одной из главных городских экологических проблем. По данным исследования ВОЗ, продолжительное и регулярное воздействие шума может приводить даже к летальным исходам. С таким мнением согласны исследователи из Высшей школы урбанистики им. Высоковского. Они считают, что общий список «пороков большого города» остается стабильным: шум, загрязнение, большие скопления людей. В отдельных местах к списку добавляются недостаточная обустроенность и некомфортность городской среды.

В звуковой среде Москвы сами горожане наиболее часто отмечают шум машин, в особенности крупного спецтранспорта. Сенсорные исследования городских пространств Высшей школы урбанистики выявили, что внимание жителей мегаполиса акцентируется еще и на неприятных запахах в окрестностях коммунальных предприятий, автомагистралей и строительных объектов.

Среди серьезных факторов стресса стоит отметить длительное электрическое освещение, которое нарушает естественные циркадные ритмы сна. Световые рецепторы в глазах реагируют на уровень освещения, запуская определенные гормональные реакции в организме. Наступление сумерек и темноты заставляет человеческий организм вырабатывать гормон мелатонин, способствующий засыпанию. При длительном искусственном освещении замедляется выработка мелатонина, что препятствует переходу в качественный сон.

Влияние городской инфраструктуры на здоровье проживающего населения — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Максим Стулов / Ведомости

Разные типы городских сред

Центр городской антропологии КБ «Стрелка» исследовал, как влияет на стресс образ жизни в разных типах городских сред: историческая застройка, советские микрорайоны, постсоветские жилые комплексы, коттеджная застройка, ИЖС. Ожидалось, что самыми довольными будут жители коттеджей. Однако и у них немало стрессовых ситуаций: регулярные проблемы с инженерными коммуникациями, нехватка бытовой и социальной инфраструктуры, транспортные проблемы.

Лучше себя чувствуют жители исторических кварталов в центре города, где востребованные места находятся в шаговой доступности. Но они испытывали проблемы с экологией, аварийным состоянием зданий и коммуникаций и другие сложности. Периодически впадают в стресс обитатели новостроек в жилых комплексах, где распространены проблемы с транспортной доступностью и инфраструктурой. Да и сам тип плотной многоэтажной застройки может провоцировать депрессию и суициды, о чем говорит психолог Пол Кидуэлл в книге «Психология города. Как быть счастливым в мегаполисе».

Психолог-консультант Любовь Репина ссылается на американские, британские и датские исследования, которые показывают, что сам по себе факт жизни в городе оказывает неоднозначное влияние на психическое здоровье. Повышается риск развития психоза, шизофрении, депрессивных и тревожных расстройств, различных зависимостей, а также ощущение несчастья из-за более заметного социального неравенства. При этом во всем мире в сельских районах, как правило, выше уровень деменции, особенно болезни Альцгеймера, и примерно в 2 раза выше уровень самоубийств по сравнению с городами. Тут стоит отметить, что горожане имеют тенденцию следить за своим психическим и физическим здоровьем. Поэтому более высокие показатели психических заболеваний, зарегистрированные в городах, могут частично отражать более качественную отчетность медицинских учреждений.

«Уровень городского стресса зависит от повседневных сценариев деятельности человека», – добавляет Алексеевский. В большом городе жизнь пенсионера-домоседа в целом более спокойная, чем жизнь многодетной матери. «Чем интенсивнее жизнь горожанина, тем вероятнее развитие стрессовых и тревожных расстройств», – уточняет Троицкая. Горожане часто решают много задач одновременно, не успевая передохнуть между делами. Такая «многоканальность» чрезвычайно энергозатратна для организма.

Мозг не успевает обработать информацию, стереть краткосрочные ненужные воспоминания и перевести нужную информацию в долгосрочную память. Возникает эффект перегруженного сознания, когда в голове непрерывно сменяют друг друга обрывки мыслей, сознание мечется от одной задачи к другой и человек не может отключиться от процесса мышления, даже когда идет спать.

Как считает директор программы MРS Московской школы управления «Сколково» Екатерина Вебер, стресс испытывают те горожане, которые включились «в его игру». Их психика всегда будет в состоянии натянутой тетивы, которая вот-вот лопнет. Это и есть перманентный стресс жителя большого города, который проявляется в нарушении сна и аппетита, постоянных скачках настроения и эпизодических приступах апатии и немощности. Читается во фразах «ничего меня не радует», «я хочу большего» (чего именно, обычно не уточняется). В дальнейшем стресс дает о себе знать уже в виде хронических заболеваний.

Природные факторы

На особенности городской среды непосредственное влияние оказывают как зональные, так и азональные природные факторы.

Наиболее заметным из них является климат. Хотя он испытывает некоторое антропогенное воздействие, причем именно в городах оно наиболее значимо, тем не менее, в общем балансе климатообразующих факторов города пока преобладают природные.

Существенную роль играют также особенности подстилающей поверхности – рельеф, геологическое строение (особенно если они могут выступать факторами риска различных природных катастроф), наличие или отсутствие в городской черте водоемов, особенности их гидрологического режима и т.

Биота города, оказывающая существенный вклад в формирование городской среды, обычно в основном складывается из видов, обитающих в окрестностях города, видовое многообразие специфических городских элементов флоры и фауны сравнительно невелико (хотя численность может быть большой, вплоть до их доминирования в экосистеме).

Антропогенные факторы

Основным из антропогенных факторов является постоянное присутствие самого человека. Оно само по себе служит неким фильтром, допускающим в город только те организмы, для которых характерен высокий уровень антропотолерантности.

Поскольку люди постоянно питаются, существует интенсивный и стабильный приток пищи в города, а также процесс ее хранения, перераспределения, утери и т. , что служит источником существования для группы синантропных организмов. Жители города-миллионера потребляют в течение года около 1 млн. тонн пищевых продуктов (учитывая и образование отходов при их обработке).

Кроме того, существует и факт целенаправленного воздействия человека на флору и фауну городов – покровительство одним видам и борьба против других.

Все это сказывается как на структуре городских экосистем, так и на формировании городской среды в целом.

С человеком непосредственно связаны отходы его жизнедеятельности, которые порождают в современных городах такое явление, как канализационную систему, включающую значительные территории для очистки и переработки отходов, в том числе биологической. Такие территории обладают уникальной для природных экосистем биотой и оказывают существенное воздействие на экологическую среду всего города.

Техногенные факторы

Хотя они и являются составной частью антропогенной группы факторов, однако техносфера в настоящее время представляет собой совершенно особую среду, враждебную как для биоты в целом, так и для самого человека, создавшего ее.

В городах техносферное влияние особенно ощутимо, поскольку именно здесь сосредоточена практически вся промышленность (кроме горнодобывающей и некоторых других отраслей). Поэтому город испытывает наиболее существенное воздействие разнообразных промышленных отходов.

Города также являются транспортными центрами, где транспортные средства оказываются в приоритете перед самим человеком. Они являются источником постоянной опасности, фактором травмирования и гибели значительного числа людей, порождают у выживших постоянное нервное напряжение, состояние повышенной агрессивности, являются источником шума и вибраций. Общеизвестна роль транспорта как поставщика различных опасных для здоровья и жизни веществ.

Поскольку вся современная экономика связана с усилением техногенеза, снижение концентрации техногенных объектов будет служить ее исчезновению в привычном для нас виде. Поэтому массовое сознание подвергается целенаправленной переориентации с техносферных опасностей на биосферные (паника по поводу птичьего гриппа, клещей и т. ), панацеей от которых объявляются еще большие технизация и преобразование городской среды.

Решение проблемы

Алексеевский считает, что многие городские проблемы, в том числе плохое самочувствие горожан, могут быть следствием градостроительных ошибок, а работа по гуманизации городской среды – общая задача всех, кто имеет дело с развитием городов: урбанистов, девелоперов, городских властей. Например, КБ «Стрелка» разработало собственную технологию, позволяющую собирать данные о городском шуме с помощью чат-бота в Telegram. На основе анализа и визуализации данных можно оперативно выявить наиболее шумные зоны в городе.

Вебер снижает влияние негативных факторов, прокачивая силу воли или выносливость, которые помогают дольше работать на пределе: «Физическая выносливость напрямую коррелирует с интеллектуальной и психологической. Все три типа про тренировку способности сдаться на секунду позже остальных в гонке, чтении или ссоре и умения быстро и надолго сконцентрироваться. Это особенно актуально сегодня, когда неотвеченное сообщение или звук входящего письма вызывают нервное желание моментально отвлечься».

Чтение может снизить уровень стресса до 68%, утверждают исследователи Университета Сассекса в Соединенном Королевстве. Всего 6 минут чтения замедляют сердечный ритм и снижают мышечное напряжение. Вебер советует уменьшать число негативных факторов: одни исключать совсем, другие перекрашивать из негативных в позитивные через рефлексию собственных действий.

Троицкая помимо общих рекомендаций (больше бывать на свежем воздухе, поддерживать физическую активность) предлагает создавать условия для качественного сна, регулируя освещение, шум, качество воздуха в квартире. Важно вырабатывать навыки стрессоустойчивости. Например, уметь относиться к проблемам как к задачам, не превращать их в катастрофы, планировать время для последовательного, а не параллельного решения задач. Также важно научиться расслабляться через простые практики дыхания или сканирования тела, избегать конфликтов в отношениях с людьми, клиентами.

Если вы подвергаетесь воздействию очень высоких уровней загрязнения воздуха, вы можете испытывать раздражение глаз, носа и горла, хрипы, кашель и проблемы с дыханием, а также больший риск сердечных приступов. Загрязнение воздуха также может усугубить существующие заболевания легких и сердца, такие как астма

ископаемое топливо (уголь и горючие сланцы, нефть, природный газ), ядерная и термоядерная энергия, возобновляемые энергетические ресурсы (энергия воды, ветра, солнца, термальных вод, древесины, торфа и т

Негативное влияние транспорта на окружающую среду Сокращение выбросов на транспорте играет решающую роль в борьбе с изменением климата. Воздействие транспорта на окружающую среду значительно. Оно ведет к усилению парникового эффекта, загрязнению воздуха и водоемов, шумовому загрязнению, эрозии почв

Признаки и последствия действий загрязнителей воздуха на организм человека проявляются большей частью в ухудшении общего состояния здоровья : появляются головные боли, тошнота, чувство слабости, снижается или теряется трудоспособность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *