“Умный город – 2030”. Это именно то, чем должна стать Москва через 10 лет. Концепция составлена, бюджеты подсчитываются, мир всеобщего счастья в России без человека уже не за горами. Почему в концепции нет ничего русского и куда вообще нас ведёт предприимчивый столичный градоначальник?
Совершенно очевидно, что человечество стремительно оцифровывается и процесс этот уже не остановить. Новый рывок сегодня – это цифровые технологии, дополненная реальность, интернет вещей, гаджеты и вживляемые в тело человека чипы. В своих материалах вместе со специалистами я много раз касался этой темы, и вывод неизбежно был только один: человечество стоит у опасной черты, за которой пропасть.
В стремлении оцифровать нашу аналоговую реальность авторы концепций будущего России стремятся вымарать, убить и уничтожить всё русское вместе с человеческим. Таковой, по мнению многих, является концепция “Умный город – 2030”, которая предполагает создание в Москве беспрецедентного цифрового концлагеря.
Что это за зверь такой
Но этого мало. Основной задачей “Умного города – 2030” объявлено создание комфортной городской среды для жителей мегаполиса. Звучит очень красиво. Предполагается тотальная оцифровка и роботизация всех сфер городской жизни, а также самих горожан. Тут вам и отказ от личного автомобиля в угоду беспилотного электрического транспорта совместного пользования, и цифровой бизнес. Городом должен начать управлять искусственный интеллект (ИИ). Ещё это “нейроинтерфейсы”, предполагающие вживление в людей устройств управления. Не верите? Кратко пройдёмся по двум самым интересным моментам. Концепция постулирует следующее.
— Объединение человеческих возможностей и технологий. Создатели “Умного города” обещают нам упрощение всех процессов жизни в мегаполисе “за счёт использования нейроинтерфейсов и цифровых ассистентов”. В качестве примера приведён “цифровой учитель” на основе ИИ вместо реального школьного учителя. Это ведь удобно – такому учителю никто не будет хамить, он будет работать с полной самоотдачей и почти бесплатно. Ему не нужен перерыв на обед. Но сможет ли он хоть как-то воспитать детей? Сомнительно.
— Технологии как часть тела человека. Власти Москвы заявляют, что ИИ должен заниматься диагностикой болезней и назначать лечение. Для достижения этой цели, как сказано в концепции, власти могут заниматься вживлением в граждан медицинских устройств и трансплантировать искусственные органы. Вот цитата из документа:
Принятие за основу принципов трансгуманизма – концепции использования достижений науки и технологии для улучшения умственных и физических возможностей человека с целью устранения аспектов человеческого существования, которые считаются нежелательными: страданий, болезней, старения.
Мне кажется, что тут уже многие должны “выпасть в осадок”. Можно понять цифровизацию, когда все сервисы мэра Москвы будут работать без багов. Можно понять цифровизацию, когда общественный транспорт будет ходить по расписанию. Но как понять цифровизацию, при которой господин Собянин намерен “отредактировать” москвичей при помощи имплантов, избавив нас с вами от нежелательных человеческих признаков? Это ведь не взято с потолка, так написано в концепции.
https://youtube.com/watch?v=5BrMpGauN3c
Конечно же, результатом таких преобразований и слияния человека с ИИ, компьютерами и гаджетами станет рывок в экономике города. Произойдёт полная автоматизация всех процессов, бизнес будет процветать, а VR-технологии заменят посетителям музеев и парков реальные экспонаты. Город станет экологичным, пробки исчезнут, за врачей диагнозы будет ставить ИИ, принимать властные решения – ИИ. Дивный новый мир Больших данных.
Идеология и технология Запада
Кто те люди, опираясь на мнение которых власти Москвы будут строить “Умный город”? Как сказано в концепции, это известные футурологи, которые по совместительству представляют крупнейшие западные корпорации. Это Рэй Курцвейл (Google), Ян Пирсон (British Telecom), Брайан Дэвид Джонсон (Intel), Дэйв Эванс (CISCO), Дэйв Коплин (Microsoft). Все они в своё время писали и говорили об “умных” домах, городах и цифровизации человека. И все они, вне всяких сомнений, лоббируют внедрение своих технических решений.
Власти Москвы уже показали, как они пользуются такими технологиями. Вы ведь помните, как “лежали” Госуслуги и сайт мэра в первый день пропускного режима? Или как проявил себя пресловутый “Социальный мониторинг”? Напомню, что для скорейшего запуска были привлечены зарубежные подрядчики – эстонский сервер распознавания лиц и немецкий хостинг. У нас есть и свои решения такого уровня, однако “прикручивать” приложение к ним было слишком долго. Создатели даже не удосужились организовать передачу по безопасному протоколу https, то есть данные мог перехватить вообще кто угодно. Само приложение зависало, отказывалось нормально работать, изобиловало багами, высылало огромное количество необоснованных штрафов и превратилось в издевательство над людьми.
“Социальный мониторинг” пользуется данными американской GPS на смартфонах под управлением Android от Google. Причём использование западных технологий у нас уже фактически узаконено. 29 апреля глава Департамента информационных технологий Москвы Эдуард Лысенко подписал распоряжение о порядке использования “Социального мониторинга”.
Там прямо прописана обязанность москвичей на карантине пользоваться Google Play или AppStore (пункт 2.1.1 в приложении) для скачивания программы. До сих пор мне не приходилось видеть официальных документов, принуждающих граждан к чему-то подобному.
Главная операционная система у нас – Windows, смартфоны – на Android. Нет, оборонка пользуется своим Linux, который изолирован от влияния извне. Но с “Умным городом” и “Социальным мониторингом” это не так. Внедрить в Москве “умный город” за 10 лет можно только в том случае, если взять готовые западные решения. И их возьмут.
А судьи кто?
Из концепции “Умного города” мы теперь знаем, что власти Москвы, разинув рот, смотрят на Запад и копируют то, что есть там. Мэрия Москвы ещё в 2017 году хвасталась, что столица вошла в топ-7 самых “умных” городов планеты. Рейтинг таких мегаполисов составляет Форум интеллектуального сообщества (Intelligent Community Forum). В Москву тогда приехал соучредитель этой организации Роберт Белл, который строго оценивал развитие информационных технологий в столице. Господин Белл, что неудивительно, посетил Высшую школу экономики (ВШЭ) и провёл там круглый стол.
Внедрять “Умный город” будет ДИТ Москвы, который делал и “Социальный мониторинг”. Его глава Эдуард Лысенко – интересная личность. Карьера чиновника начиналась в Ярославле с работы в небольших IT-компаниях, пока в 2012 году он не был назначен на должность IT-директора Ярославской области. В 2015 году Лысенко даже стал замгубернатора.
https://youtube.com/watch?v=OSuEyHN_oq0
Интересно, что до этого, ещё в 2007 году, Лысенко работал в российском представительстве американской IT-компании Avaya. Он занимал там должность директора по продажам, то есть продвигал в России американские IT-решения и технологии. Работа руководителем в компании из США и на США – это связи и “заточенность” под использование знакомых западных технологий.
Именно поэтому мы вовсе не видим в концепции “Умного города” ни одного слова о цифровой безопасности данных. Там нет ничего ни про российские серверы, ни вообще про поставщиков технологий (хотя мы догадываемся). Такого человека Собянин взял и назначил в 2016 году сначала замглавы ДИТ, а затем и руководителем департамента. За годы после отъезда из Ярославля, согласно декларации Лысенко, его доход увеличился с 2,7 млн рублей до 5 млн рублей. Не густо, но и не пусто.
Отдельно отметим, что концепция “умного города” – это составная часть процесса урбанизации и глобализации. Того самого, который так сильно поддерживают наши либералы. Возможно, именно поэтому господин Лысенко почти все свои последние интервью даёт “Эху Москвы”, где он говорил и о плюсах откровенно издевательского “Социального мониторинга”, и о многом другом.
Возможно, необходимо переубедить прозападную либеральную аудиторию, которая внезапно оказалась возмущена нарушением прав человека со стороны мэрии Москвы. Либералы должны понять, как хорошо, когда их город – “умный” и работает на американских технологиях, чтобы сделать их “людьми мира”.
Делаем выводы
Пара слов о том, почему концепция “Умного города” вообще набирает обороты. Коронавирус дал властям Москвы и других городов России возможность опробовать в деле цифровые технологии слежения. В самой Москве уже установлено порядка 160 тыс. видеокамер с системой распознавания лиц. Они притаились во дворах, у подъездов жилых домов, у различных учреждений и предприятий.
Но особенно власти Москвы гордятся мировым признанием. Оценщиками тут выступают опять же западные законодатели мод – компания PricewaterhouseCoopers включила Москву в топ-5 мегаполисов, наиболее подготовленных к инновациям, а ещё у Москвы есть премия Всемирной организации электронных правительств городов мира WeGO. В 2018 году в рейтинге ООН по индексу оказания электронных услуг Москва заняла первое место.
Президент России Владимир Путин ещё в 2019 году утвердил национальную стратегию по развитию искусственного интеллекта до 2030 года. На развитие ИИ и нейротехнологий до 2025 года выделено 400 млрд рублей. Именно на пятилетний срок с 2020 года рассчитан и эксперимент по созданию условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в Москве. Стартует этот эксперимент 1 июля 2020 года. За это время город должен будет определить сферы, где ИИ востребован больше всего.
На мой взгляд, эксперимент должен показать не только это, но и необходимость остановить цифровизацию по-американски. Страшно даже представить себе, что может произойти, если система управления “умной” Москвой будет взломана ЦРУ, АНБ или же изначально будет находиться под их контролем. Комфортная среда, но для кого? При декларируемой зависимости Москвы от технологий и имплантов это вопрос риторический, но в то же время вопрос суверенитета и национальной безопасности.
Вместо того, чтобы загружать “Социальный мониторинг” на Google Play, власти Москвы запросто могли бы дать ссылку на скачивание с сервера сайта мэра. Всё равно мы все туда ходили оформлять цифровые пропуска. Но нет, нам были почему-то необходимы Google и Apple.
Учитывая как мировые, так и российские утечки данных (последний крупный пример – Сбербанк), а также примеры взлома “умных домов” в США, весь идеальный комфортный город может в одночасье превратиться в место техногенной катастрофы. Все такси не найдут дорогу, откажет медицина, системы ЖКХ, образования, полиции. Сейчас ещё есть время, чтобы что-то изменить.
Мегаполис без пробок и безопасная среда. Зачем развивать концепцию “Умного” города
За “умными” городами в сознании многих людей закрепилась репутация мегаполисов будущего, напичканных техническими новинками, – здесь и доставка дронами, и системы распознавания лиц, и магазины без продавцов и кассиров. На деле “умным” можно назвать тот город, в котором благодаря использованию цифровых технологий жизнь более комфортная, безопасная, а ресурсы расходуются разумнее и экономнее. Подробно о том, что из себя представляет концепция и как ее реализуют в России и других странах – в материале ТАСС.
Как строится жизнь в “умном” городе
Существует много определений понятия “умный” город. В целом это масштабная интеллектуальная система, объединяющая в себе различные информационно-коммуникационные технологии и аналитические сервисы на основе больших данных для эффективного управления городской инфраструктурой. Основной смысл “умного” города в том, чтобы повысить уровень комфорта и качества жизни людей: улучшить сервис, сократить потребление ресурсов и снизить расходы – словом, оптимизировать процессы в самых разных областях с помощью современных технологий и повсеместной цифровизации.
Многие атрибуты “умного” города нам хорошо знакомы. Это системы видеонаблюдения и видеоаналитики, сортировка и переработка отходов, цифровые сервисы вроде Госуслуг, датчики контроля качества воздуха и даже смс-сообщения с оповещениями от МЧС, которые нам приходят в преддверии погодных аномалий. Другие составляющие скрыты от наших глаз. Мы не задумываемся, как устроен мониторинг состояния подземных инженерных систем, как города обеспечивают себя энергией и водой, как настраивается работа светофоров.
Легенды среди “умных” городов
В общем и целом, определенные “” аспекты внедряют практически все города. Но есть примеры, ставшие легендарными.
В 2006 году в ОАЭ стартовал проект создания эко-города Масдар. Планировалось, что он будет полностью обеспечивать себя энергией за счет альтернативных источников и станет городом с нулевым уровнем выбросов углекислого газа, исключительно беспилотным электрическим транспортом и обширными кварталами, спроектированными таким образом, чтобы даже при +50 сохранять прохладу. Но планы эти реализовать пока не удалось. Масдар напоминает город-призрак: здесь живет несколько сотен человек, построена лишь часть зданий, а от идеи исключительно автономного транспорта отказались из-за дороговизны.
Более успешный проект реализуют с 2017 года в китайской провинции Хэбэй в 100 километрах от Пекина. Город Сюнъань задумали как площадку для внедрения передовых градостроительных практик с повсеместной интернетизацией, зелеными технологиями, роботизированными кассирами и заправщиками для электрических автомобилей. По данным информационного агентства Синьхуа, сейчас из 177 проектов в городе реализованы 60. Здесь уже можно увидеть “умные” фонари, футуристичные эргономичные здания, роботов.
Сингапур является одним из флагманов в вопросах внедрения технологий “умного” города. Здесь функционирует единая система Virtual Singapore, которая содержит все данные о мегаполисе – от расхода воды и электричества до основных строительных материалов и размера квартир. Дома оснащены “умными” сенсорами, помогающими экономить ресурсы, а такие же сенсоры на автомобилях позволяют отслеживать движение общественного транспорта. Кроме того, в Сингапуре хорошо налажена система видеоаналитики, которая позволяет молниеносно реагировать на преступления, а транспортная система является одной из самых эффективных в мире.
Как принципы “Умного города” внедряют в России
В России существует ведомственный проект Минстроя “Умный город”, его развивают в рамках “Цифровой экономики”. Областей для внедрения технологий пять:
- городская среда (сюда входит развитие городских пространств, транспорта и “Умного ЖКХ”);
- безопасный город (к этому относятся общественная, транспортная и экологическая безопасность, реагирование на чрезвычайные ситуации и безопасные коммунальные хозяйства);
- цифровое городское управление (различные ведомства координируют действия между собой, граждане получают государственные услуги высокого уровня, работа правительства прозрачна, ее эффективность можно отследить);
- благосостояние людей (здесь продвигают здоровый образ жизни и уделяют внимание социальной сфере, культуре, образованию и туризму);
- инвестиционный климат (устойчивая экономическая система и инновации).
Для того, чтобы отследить прогресс во внедрении “умных” технологий, Минстрой совместно с МГУ разработал индекс “IQ городов”. С его помощью оценивают эффективность городского управления, технологичность и удобство в сфере ЖКХ и транспорта, безопасность, экологичность, привлекательность для туризма – всего 47 показателей. Причем ошибочно полагать, что концепцию “Умных городов” реализуют исключительно в мегаполисах.
Методика расчета индекса IQ городов предполагает деление на четыре группы по численности населения: крупнейшие города (от 1 миллиона жителей), крупные (250 тысяч – 1 миллион), большие (100-250 тысяч), административные центры регионов и города-пилоты, участвующие в проекте “Умный город” (менее 100 тысяч человек). По итогам 2021 года в рейтинг входило 203 города. В первой категории лидировали Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, во второй – Тюмень, Рязань, Сургут, в третьей – Ханты-Мансийск, Реутов, Королев, в четвертой – Саров, Железноводск, Наро-Фоминск.
В Сарове единая платформа “Умный город” запущена 2018 году. С ее помощью можно, например, записаться к врачу, оплатить школьные обеды и забронировать место на катке – всего доступно несколько десятков услуг. Здесь же можно посмотреть расписание общественного транспорта и даже выстроить маршрут для людей с ограниченными возможностями. Словом, в Сарове доступно то, что мы привыкли ассоциировать с жизнью в городах-миллионниках.
Как концепцию “Умный город” применяют в Москве
Лидером в реализации концепции “Умный город” в России остается Москва. До 2030 года город поставил цель внедрить умные технологии почти во все сферы – от транспортной до медицинской. Здесь появится беспилотный транспорт, оцифруют все важные с исторической и культурной точки зрения документы, повсеместно создадут безбарьерную среду, будут применять различные гаджеты для постоянного мониторинга здоровья людей и расширят количество услуг, которые можно получить онлайн.
Многие составляющие “умного” города в Москве уже активно используются. Например, проект “Умный транспорт” объединяет светофоры, видеокамеры и детекторы мониторинга движения. Все данные попадают в Центр организации дорожного движения, который анализирует информацию в режиме реального времени и управляет ситуацией на дорогах. Во многом именно благодаря “Умному транспорту” в столице удается сдерживать пробки, несмотря на рост количества автомобилей.
Еще одна сфера реализации концепции – ЖКХ. Жители города могут отправлять показатели счетчиков учета воды дистанционно, наговаривая их голосовому роботу, и затем оплачивать квитанции онлайн, а на геоинформационном портале “Наш город” оставлять жалобы на работу коммунальщиков, дорожные службы. Сейчас на портале зарегистрировано уже почти 2 миллиона человек, а за 11 лет было решено почти 6,3 миллиона проблем. “Умный город” также дает возможность дистанционно записаться к врачу, посмотреть свою электронную медицинскую карту (ЭМК) или сделать свои предложения об улучшении жизни. Такой подход к планированию повышает безопасность в мегаполисе. Сейчас в Москве записи с камер используют при расследовании 70% правонарушений. Причем получить доступ к видео могут не только полицейские, но и сами граждане – в случае любого ЧП можно зарезервировать архивную информацию. Эти же камеры помогают контролировать работу коммунальщиков.
“Умные” города и эффективное планирование
Одно из главных преимуществ внедрения концепции “Умный город” – возможность составлять прогнозы по развитию на ближайшие годы. Например, выяснить, как, куда и в какое время движутся транспортные потоки, заранее предусмотреть строительство новых дорог и развязок, вовремя построить нужное количество детских садов. Есть подобные технологии и в России. Такие возможности предоставляет сервис “Аналитика городской среды” от компании МегаФон. На основе Big Data и искусственного интеллекта он позволяет анализировать состояние транспортного сектора и городской инфраструктуры. Также он поможет выяснить объем перемещений людей в регионе, их автономность и взаимосвязи: откуда и куда ездят жители, какие маршруты самые нагруженные, сколько новых автобусов имеет смысл выпустить на линию в тот или иной час.
Агрегированные данные о ежедневных перемещениях жителей позволяют понять, какой процент из них ездит на работу за пределы постоянного места обитания. С помощью этой аналитики можно обосновать необходимость строительства предприятий для увеличения количества рабочих мест, убедить инвесторов в привлекательности территории.
Также решение позволяет изучить посетителей какой-то конкретной локации, например, городского парка: кто в нем гуляет, на каком транспорте люди добираются, сколько времени в нем проводят, где именно отдыхают. Эта информация помогает рассчитывать нужное количество скамеек, добавлять новые дорожки и детские площадки, планировать строительство кафе и парковок. Плюс выяснить основные “точки притяжения” можно как в конкретном парке, так и в городе в целом, и получить данные в разрезе дня недели, времени суток или сезона года.
Кто выигрывает от внедрения принципов “умных” городов
Не только местные жители. “Умный” подход к городскому планированию позволяет значительно увеличить туристическую привлекательность городов, что стимулирует приток инвестиций, развитие инфраструктуры, более пристальную заботу об объектах культуры, участие в международных событиях – фестивалях, выставках, конкурсах. Изучить уже существующие точки притяжения гостей города, чтобы повысить удобство инфраструктуры вокруг них, также позволяют аналитические сервисы на основе больших данных. Но, помимо этого, сервис “Цифровой туризм” от МегаФона дает возможность понять, из каких стран и регионов в город приезжают туристы, как долго остаются, как они проводят время, и помогает в составлении стратегии развития территории.
Недавно по заказу Министерства туризма компания провела оценку уровня влияния внутрирегионального туризма на посещение 10 основных туристических городов с целью определить главные места концентрации туристов в ночное время суток. В результате были представлены аналитические срезы по посетителям, создана тепловая карта мест ночевок туристов. Выяснилось, что основной поток внутрирегиональных туристов приезжает на один-два дня в выходные. Соответственно, были сформированы специальные предложения для туристов по программе “Тур выходного дня” для увеличения объемов турпотока. Актуальные данные по местам концентрации туристов в ночное время позволили принять решение об улучшении условий размещения в наиболее популярных гостиницах.
Соединить интересы бизнеса и жителей
От внедрения технологий “Умного города” выигрывают все, поскольку сервисы, которые позволяют бизнесу находить целевую аудиторию, полезны и жителям. Благодаря им они получают необходимые услуги в нужном месте. Решение Footprint позволяет понять, где лучше всего размещать точки продаж, супермаркеты или рестораны, исходя из потребностей жителей района.
Footprint на основе всего массива информации о потенциальных клиентах дает рекомендацию о самом эффективном месте для размещения магазина, кафе, ресторана. Кроме того, будет сделан прогноз по среднему чеку, товарной выручке и перспективах развития. То есть Footprint сможет предсказать с большой долей вероятности, имеет ли смысл вкладываться в открытие магазина или ресторана в той или иной локации, или же заведение не привлечет новых посетителей, а только обеспечит переток в него уже действующих клиентов компании.
В результате горожанин получит нужную ему инфраструктуру рядом с домом, работой или по дороге на дачу. Не придется тратить время, чтобы добраться до супермаркета, детского магазина и любимой кофейни – все будет располагаться в пяти-десяти минутах ходьбы.
Что будет, если подключить город к интернету – как работает комплексный проект “умного города” в Татарстане
В России запустили первый проект в сфере “умного города” на базе нового мобильного стандарта для интернета вещей NB-IoT. Теперь жители города Арск могут еще по пути с работы домой найти место на парковке, проверить показатели счетчиков онлайн и узнать о концентрации вредных веществ в воздухе. Цифровые решения, которые делают такое возможным, внедрила МТС, проект планируют масштабировать по всей стране, в том числе в рамках госпрограммы “Цифровая экономика”. Эксперты компании объясняют, как уже сейчас работает “умный город” и как в дальнейшем с помощью интернета вещей будут “умнеть” другие российские города.
1/6
Традиционная составляющая любого умного дома – умные счетчики, которые избавляют жителей от необходимости самостоятельно снимать показания и делают наглядными расходы всех ресурсов. В таких домах установлена полностью автоматизированная современная система дистанционного сбора показаний счетчиков электроэнергии и воды. Пользователь может следить за ними в специальном интерфейсе, что делает начисление счетов за жилищно-коммунальные услуги полностью прозрачным. Управляющие компании могут получать данные и в целом по дому, и отдельно по квартирам, чтобы сразу знать, сколько они потребляют, и избегать кражи ресурсов.
Такая система подключенных к интернету умных счетчиков снижает коммерческие потери, увеличивает собираемость платежей, сокращает штат контролеров и устраняет человеческий фактор при съеме показаний.
Еще одно решение для умного города – система видеомониторинга на парковке. Интернет-камеры передают данные о наличии свободных мест возле дома, а система их анализирует.
В результате жители могут по пути домой узнать в специальном приложении, где есть свободное место для автомобиля, и не ездить кругами в его поисках. Такая умная парковка позволяет эффективно использовать пространство для автомобилей, чтобы всем жителям хватало мест. Она же может быть использована на открытых парковках у торговых центров, муниципальных зданий.
Умная система видеонаблюдения, которая внедрена в Арске и будет применяться в других городах России в рамках подобных проектов, является частью безопасного города и основана на интеллектуальной обработке видеопотока. Технология распознает изображения людей с видеокамер у входа в подъезды и передает данные на защищенные серверы.
Специальная программа в режиме реального времени анализирует данные и соотносит их с базами правоохранительных органов. Если нарушитель, который находится в розыске, попадет в поле зрения умных камер, она отправит сигнал в соответствующие службы. Когда появляется возможность такой оперативной реакции, многие правонарушения можно предотвратить, и в целом уровень безопасности жителей повышается. Такие же интеллектуальные системы видеонаблюдения МТС внедряет в других городах на объектах массового скопления людей – на стадионах, в школах, больницах, торговых центрах.
Видеокамеры, установленные на площадках для мусорных контейнеров, ведут за ними круглосуточный надзор. Если какой-то контейнер близок к заполнению, камера с помощью IoT-технологий передает сигнал в соответствующие службы, которые своевременно вывозят мусор. Это в корне меняет подход ко всей системе: управляющие компании могут более рационально использовать транспорт для вывоза мусора и практически полностью исключить вероятность жалоб со стороны жителей.
Важная составляющая решения – экологический мониторинг. Подключенные к сети приборы собирают данные о температуре, влажности, атмосферном давлении, количестве углекислого газа и оксида азота, а также измеряют уровень шума. По сути жители домов получают собственную метеостанцию. Они могут вовремя узнавать о вредных для здоровья факторах и своевременно на них реагировать. Системы экологического мониторинга в подъездах, подвале, на крыше и за окном все чаще применяются в городах, где есть крупные промышленные производства. Компании устанавливают датчики на самом заводе и в жилых микрорайонах, чтобы снять беспокойство жителей по поводу качества экологии.
Появление комплексного решения для умного города – это событие федерального масштаба: впервые в России умный город построен на основе нового стандарта связи NB-IoT. Он отличается от других стандартов повышенной степенью защиты от кибератак и огромной энергоемкостью: в новой сети датчики могут работать автономно до 10 лет без подзарядки от одной батарейки. С появлением подобных технологий рынок интернета вещей выйдет на новый технический уровень, а IoT-решения станут доступнее для бизнеса и государства. Мы планируем тиражировать опыт Арска, для этого у нас есть все необходимое: запущена первая в России федеральная сеть NB-IoT, продукты на ее основе, позволяющие безопасно внедрять умные устройства и управлять ими удаленно.
2022 год стал испытанием на прочность для российского рынка информационных технологий и одновременно «окном возможностей» для разработчиков отечественных цифровых продуктов и сервисов. Одна из важнейших сфер, где инновационные решения находят широкое применение, — «умные города». Органы власти активно занимаются внедрением автоматизированных систем для более эффективного управления городским хозяйством, прогнозирования его развития, удобного и прозрачного взаимодействия с гражданами, а также увеличения индекса цифровизации города.
Повышение уровня урбанизации и рост количества мегаполисов — глобальный тренд. По различным оценкам, в мире уже насчитывается более 40 городов с числом жителей свыше 10 млн человек. К ним относится и Москва. ООН прогнозирует, что к 2050 году мировой уровень урбанизации приблизится к 70%. В России же, по данным Росстата, этот показатель гораздо выше среднего и с каждым годом растет: сегодня в городах проживает 74–75% населения страны.
При этом не только в мегаполисах, но и в крупных и даже в небольших городах активно развивается инфраструктура: строятся новые здания и дороги, модернизируются системы общественного транспорта, реализуются проекты в сферах образования и здравоохранения. Все это сопровождается и увеличением негативных факторов, таких как рост числа ДТП или появление несанкционированных мусорных свалок.
Эффективно управлять расширяющимся и все более сложным городским хозяйством помогают современные технологии. К 2025 году, по оценке Grand View Research, объем мирового рынка решений в сегменте Smart City составит около $2,5 трлн. При этом наибольшую роль в процессах цифровизации играют такие технологии, как Big Data (для реализации методологий управления на основе данных), искусственный интеллект (для автоматизации процессов, аналитики и прогнозирования), облака (как база для размещения сервисов), IoT и IP-видеонаблюдение (как источники данных).
Пока основными потребителями решений для «умных городов» все еще являются страны Северной Америки и Европы, но с каждым годом тренд смещается в сторону Азии. Высокие темпы роста городских агломераций азиатского континента уже в ближайшие годы могут привести к появлению 43 мегагородов: в их числе окажутся Токио, Шанхай, Каир, Пекин, Мумбаи и Нью-Дели.
Цифровая трансформация городов — тренд, актуальный и для России. Создание безопасной и комфортной среды, внедрение автоматизированных сервисов, оптимизация управления ЖКХ, транспортом и другими ресурсами, BIM-технологии (Building Information Modelling, современный способ проектирования зданий) в строительстве, энергоэффективность — это лишь некоторые из направлений развития «умных городов», в той или иной мере нашедших применение во всех регионах страны.
«Умные» датчики светофоров, видеоаналитика, системы мониторинга состояния зданий, электронное взаимодействие с собственниками помещений — различные высокотехнологичные решения реализуются или находятся в стадии тестирования в самых разнообразных сценариях. Полным ходом идет развитие государственных информационных систем, автоматизация госуправления и госуслуг. Кроме того, российские города включились в соревнование по уровню цифровизации. Индекс цифровизации городского хозяйства — это престижный рейтинг Минстроя, первые места в котором занимают наиболее продвинутые в этой области населенные пункты. Определяется индекс по ряду показателей в соответствии с государственным стандартом «умного города».
В ближайшие годы драйверами роста российского ИКТ-рынка станут импортозамещение и развитие региональных систем обеспечения безопасности, считают в компании «МегаФон». Среди наиболее востребованных проектов уходящего года — внедрение региональных информационных систем и интеллектуальных транспортных решений. Общая сумма подписанных контрактов в области информационно-коммуникационных услуг и сервисов (комплексные проекты для госструктур и крупных производств) выросла в компании в 2022 году в 3 раза — до 11 млрд руб.
Цифровизация для комфорта и безопасности
«Умный Железноводск» — так называется программно-аппаратный комплекс (разработчик — «Русатом Инфраструктурные решения»), в котором на единой платформе сосредоточены различные сервисы для органов власти, жителей и гостей города.
В частности, в городе действует система интеллектуального учета потребления коммунальных ресурсов, а мусорные баки оборудованы датчиками учета загрузки. Остановки общественного транспорта оснащены электронным расписанием и сенсорной панелью, отслеживающей перемещение транспорта в режиме реального времени. С помощью специального мобильного приложения жители города могут видеть график уборки территорий, узнавать расписание транспорта, сообщать о проблемной ситуации и следить за ее решением.
Особый интерес представляет единый цифровой туристический сервис Железноводска: мобильное приложение, портал и городские информационные панели с интерактивным помощником. С их помощью гости города могут познакомиться с местными достопримечательностями, афишей мероприятий, выбрать оптимальный маршрут и спланировать программу.
В Анапе заработала «умная» система видеоаналитики
Еще одним местом, где реализовано новое решение для «умных городов» (разработчик — «МегаФон»), стала Анапа. В 2022 году здесь заработала система видеоаналитики на базе искусственного интеллекта: она способна не только мгновенно выявлять инциденты — например, возгорания или дорожные аварии, — но и предупреждать их. Сеть IP-видеокамер, состоящая примерно из 500 устройств с высоким разрешением, охватила весь центр города и места скопления людей в курортной зоне. Информация с камер по выделенной линии в зашифрованном виде на скорости до 10 Гбит/с передается на хранение и обработку и в ЦОД, и в Городской ситуационно-аналитический центр.
В целом же инновационная система объединяет видеокамеры, защищенную инфраструктуру связи и два программных решения: софт с базовыми элементами аналитики и поисковый алгоритм на основе нейросетей. «Умная» система видеоаналитики мгновенно распознает людей и животных, транспортные средства и автомобильные регистрационные номера. Она способна выявить аномальную ситуацию или ДТП и автоматически оповестить об этом диспетчера.
Экстренные службы могут быстрее и эффективнее устранять последствия аварий, предотвращать опасные ситуации, спасать жизни. Наиболее важная миссия решения — поиск пропавших и помощь в расследовании преступлений.
«В Анапе мы впервые представили единый продукт, совместив и аппаратную часть, и инфраструктуру связи с максимальной защитой, и самые продвинутые на сегодня алгоритмы для анализа и прогнозирования ситуации, — говорит Александр Калошин, директор по развитию прикладных проектов «МегаФона». — Продукт значительно упростит решение вопросов общественной безопасности и комфортной жизни горожан и гостей курорта».
Транспортная система Москвы
Один из важнейших компонентов столицы — интеллектуальная транспортная система (ИТС). Ее формируют более 2800 светофоров, 3700 детекторов мониторинга дорожного трафика, 2700 камер видеонаблюдения и 48 метеостанций. Данные с этих устройств поступают в ситуационный центр ЦОДД, где анализируются в режиме реального времени.
Благодаря этому операторы центра имеют возможность управлять ситуацией на дорогах, оперативно реагировать на инциденты и прогнозировать дорожную обстановку. Кроме того, в помощь водителям основные московские трассы оснащены электронными табло, которые сообщают о погоде, расчетном времени в пути, загруженности дорог, а также об ограничении движения. Обслуживанием ИТС Москвы занимается холдинг «Швабе», входящий в структуру Ростеха.
Прототип «умного города»
Иннополис, который уже несколько лет является, по сути, полигоном для тестирования всевозможных цифровых технологий Smart City, давно установил «умные» счетчики, «умные» домофоны и «умные» парковки. В городе действует пилотная зона 5G. Более того, в Иннополисе аж с 2018 года можно пользоваться беспилотным такси. Этот инновационный вид транспорта уже стал для жителей города привычным. Хорошо им знаком и беспилотный робот-доставщик от «Яндекса».
В Калининградской области заработала комплексная система безопасности
В апреле 2022 года в Калининградской области была запущена система «Безопасный город» на основе решения «МегаФона». На единой цифровой платформе собираются и анализируются данные из разных систем мониторинга: службы 112, Единой дежурной диспетчерской службы, системы лесопожарного мониторинга и централизованного оповещения населения. Все это позволяет получить общую картину всех происходящих в регионе событий, а при возникновении инцидентов и чрезвычайных ситуаций — быстрее и эффективнее на них реагировать. Благодаря решениям на базе искусственного интеллекта также формируются прогнозные модели развития чрезвычайных ситуаций.
Собранные в автоматическом режиме ключевые микро- и макроэкономические показатели региона становятся базой для создания аналитических моделей: визуализация позволяет оценить естественный прирост численности населения, уровень доступности жилья, качество окружающей среды, понимать, какие темы обсуждаются в СМИ и блогосфере. На основании полученной информации власти могут быстро принимать взвешенные управленческие решения.
Расширяя границы возможного
В России, несмотря на все новые вызовы и риски, инициативы, направленные на цифровую трансформацию экономики, продолжают продвигаться на высшем уровне. В первую очередь это федеральные проекты в составе нацпроекта «Цифровая экономика». Кроме того, необходимость внедрения цифровых решений предусматривают и другие инициативы — например, национальный проект «Жилье и городская среда».
Соответственно, государство остается крупнейшим заказчиком и потребителем ИТ-решений на российском рынке. Импортозамещение является одним из ключевых вопросов экономической повестки страны. И, несмотря на непредсказуемость геополитических событий, 2022 год завершается для отечественных ИТ-компаний достаточно позитивно. «Для цифровизации и развития ИТ-отрасли России то, что случилось, как бы ужасно ни звучало, — скорее благо, — уверены в одном из крупнейших отечественных ИT-холдингов. — Произошло отрезвление и понимание степени собственной импортозависимости, недостаточного уровня развития технологий. Единственный путь — все, что можно, нужно делать самим».
По предварительным прогнозам IDC, российский рынок ИТ в 2022 году, по сравнению с 2021 годом, сократится на 39% — до $19,1 млрд. Одна из главных причин — уход с рынка весной этого года крупнейших глобальных вендоров. У российских заказчиков возникли сложности с реализацией проектов, для которых нужно было, например, приобрести серверные мощности или продлить лицензии на ПО. Некоторые компании остановили инвестиционные проекты, опасаясь внезапных изменений, и вкладывались только в обеспечение устойчивости и работоспособности текущего бизнеса.
«В то же время рынок вынужден отвечать на новые вызовы, особенно в части систем физической и информационной безопасности. И мы к этим вызовам готовы», — добавляет Александр Калошин. Факты подтверждают это: за неполный год вынужденной «перестройки» отечественная ИТ-отрасль сделала огромный шаг вперед. В частности, появились два эффективных отечественных магазина приложений, разработаны и успешно внедрены собственные платежные инструменты и QR-коды, которыми можно оплачивать покупки. Сегмент российского софта прирастает за счет роста облачных решений, интеллектуальных систем видеоменеджмента и других высокотехнологичных решений. Это позволяет игрокам рынка оценивать свое положение с изрядной долей оптимизма.
Драйверами роста в ближайшие годы на рынке ИТ по-прежнему будут импортозамещение и развитие региональных систем безопасности, считают в «МегаФоне».
При этом системы безопасности будут обрастать функционалом, дополнительными модулями и интеграциями. Например, они будут работать в связке с интеллектуальными транспортными системами (ИТС), видеоаналитическими решениями, инструментами управления отдельными процессами, например, дорожным трафиком, определением номеров на парковках, распознаванием лиц и т. д.
Многие цифровые продукты уже доказали высокую востребованность на рынке и возможность масштабирования. Например, кейс «МегаФона» в Калининграде убедительно продемонстрировал, что интеллектуальная платформа может эффективно работать на уровне целого региона в синергии с информационными системами органов власти. В то же время такие решения, как цифровые системы сбора, управления и анализа метаданных, характеризуются универсальностью и, помимо «умных городов», могут быть применены в разных сценариях для нужд транспортной, машиностроительной и других отраслей.