Наши собеседники – Елена Тихомирова, доктор биологических наук, завкафедрой экологии и техносферной безопасности Саратовского технического госуниверситета имени Ю.А. Гагарина, и Юрий Есипов, начальник отдела водных ресурсов по Ульяновской области Росводресурсов, замруководителя Нижне-Волжского бассейнового водного управления.
Многие проблемы Волги призваны решить федеральный проект “Чистая вода” нацпроекта “Жилье и городская среда” и федеральный проект “Оздоровление Волги” нацпроекта “Экология”.
Юрий Михайлович, Елена Ивановна, что удалось изменить за время их действия?
Юрий Есипов: Мы участвуем в обоих проектах. Большая работа ведется прежде всего по снижению выбросов. Обновляются и строятся очистные сооружения. Определены 24 места, где будет перехватываться львиная доля вредных сбросов. И надеемся дальше будем двигаться в этом направлении. Эффект уже есть.
Елена Тихомирова: У нас практически не было очистных сооружений в Хвалынске. За два года их построили. В очень плохом состоянии были они в Вольске, где достаточно большие средства вложены в их реконструкцию. Выделяли деньги в Саратове. Так что с этой стороны проблема Волги решается.
Но, согласитесь, мало провести реконструкцию или построить, нужно контролировать ситуацию. Получается?
Елена Тихомирова: В процессе. Современные технологии позволяют создать базу данных экологической системы, которая выявляет возможные риски. Их можно предотвращать или минимизировать. Такие информационно-аналитические платформы создаются для мониторинга за полигонами с отходами. Было бы очень здорово создать такой проект для всей Волги. Уже есть идея объединить вузы волжских регионов на единой информационно-аналитической платформе для решения этой задачи. Но пока она в стадии обсуждения.
Жители волжских городов используют бытовые фильтры для доочистки водопроводной воды. Волга виновата?
Елена Тихомирова: В систему городского водоснабжения поступает экологически безопасная вода. Но дальше попадает в очень изношенные трубы – старые, с трещинами.
При микробиологическом анализе воды, которая взята в домах в разных районах Саратова, мы обнаруживаем то, чего нет в той воде, которая поступает в систему водоснабжения на водозаборе. Понятно, что проблемы городских водопроводных сетей к программе “Оздоровления Волги” отношения не имеют. Но ими можно заниматься и решать в рамках другой федеральной программы “Чистая вода” нацпроекта “Жилье и городская среда”.
Но сразу все трубы не заменишь.
Елена Тихомирова: Мы предложили в новых коттеджных поселках, в многоквартирных домах устанавливать на входе сменные фильтры, которые достаточно дешевы и эффективны.
Мы опирались на те разработки, которыми Саратовский технический университет вместе с научно-промышленным предприятием “Лискон” занимается уже более 10 лет, как раз в рамках программы “Чистая вода”. Сейчас по разработанной нами технологии в регионе работает уже более трехсот станций по очистке воды.
Что ж, воду мы после обработки пьем. А купаться бывает не очень приятно – появляется зелень, гибнет рыба.
Юрий Есипов: К сожалению, сине-зеленые водоросли беспокоят не только нас. Это беда всех водоемов с медленным течением или с его отсутствием.
Большой форум на эту тему был в Канаде. У нас прошло заседание бассейнового совета, были специалисты от Татарстана до Калмыкии и Астрахани, включая Оренбург. В прошлом году форум был в Казани на уровне ЮНЕСКО. Но эффективных способов решения проблемы пока никто не предложил.
Елена Тихомирова: Подкормкой для таких водорослей являются содержащиеся в сточных водах фосфаты, сульфаты, поверхностно-активные веществ, которые попадают туда вместе с моющими средствами.
Как раз когда мы проводим хорошую очистку стоков, то лишаем сине-зеленые водоросли этой подкормки, замедляем их размножение. Думаю, надо действовать в этом направлении.
Самарская область принимает активное участие в реализации региональной составляющего федерального проекта “Оздоровление Волги” национального проекта “Экология” и успешно выполняет взятые на себя обязательства. По итогам прошлого года Самарская область показала одни из лучших результатов. В регионе было зафиксировано значительное снижение по сбросу вредных веществ до контрольных значений, которые были определены в национальных проектах.
Основной задачей проекта “Оздоровление Волги” в Самарской области является снижение к 2024 году в три раза объема отводимых в реку загрязненных сточных вод – с 0,30 куб. км до 0,105 куб. км в год. Для этого всего до 2024 года период планируется построить или реконструировать 28 объектов водоотведения в десяти городах региона: Самаре, Тольятти, Жигулевске, Отрадном, Октябрьске, Нефтегорске, Кинеле, Похвистнево, Новокуйбышевске и Сызрани и в четырех муниципальных районах Самарской области: Елховском, Приволжском, Нефтегорском, Безенчукском. Из этих объектов 20 реализуются полностью за счет бюджетных средств, один – за счет бюджетных средств с привлечением средств внебюджетных источников, в рамках концессионного соглашения, и семь – полностью за счет внебюджетных средств.
На реализацию проекта с 2019 по 2024 годы по федеральному проекту “Оздоровление Волги” Самарской области предполагается выделить более 17,12 млрд рублей, из этой суммы на сегодня уже освоено более 7,576 млрд рублей.
И есть видимый результат этой масштабной работы. В эксплуатацию уже ввели пять очистных сооружений в Сызрани, Жигулевске, Октябрьске, также построена станция УФ-обеззараживания на Городских очистных канализационных сооружениях (ГОКС) в Самаре в рамках первого этапа реконструкции этого объекта. Это позволило снизить объем стоков на 52,42 млн куб. м. в год, что составляет 26,9% от планового снижения к 2024 году.
В этом году на реализацию 11 мероприятий в Самарской области по федеральному проекту “Оздоровление Волги” из бюджетов всех уровней предусмотрены субсидии. Их общий объем составляет более 3,546 млрд рублей, свыше3,05 млрд – средства федерального бюджета, которые освоены в полном объеме. Самарская область в рамках соглашения с Минстроем России взяла на себя обязательства по обеспечению 100% кассового исполнения до 1 декабря этого года по федеральному проекту, и все они выполнены.
По плану на следующий год в Самарской области планируется возвести семь объектов водоотведения. Общий объем финансирования за счет средств федерального бюджета составит более 2,633 млрд рублей. Из этой суммы более 2,063 млрд рублей предусмотрено для пяти переходящих объектов 2022 года – в Елховском районе, Самаре, Жигулевске и двух в Нефтегорске. Их ввод в эксплуатацию намечен на следующий год. Эти объекты позволят в совокупности снизить отводимые стоки в Волгу на 247,8 млн куб. м ежегодно.
Кроме того, 569 млн рублей пойдет на два новых объекта в селе Приволжье и в поселке городского типа Безенчук. Ввод в эксплуатацию этих объектов намечен на 2024 год. Они позволят в совокупности снизить отводимые стоки в Волгу на 2,87 млн куб. м ежегодно.
Тем временем, на 2024-2025 годы уже распределены средства федерального бюджета – всего более 4,44 млрд рублей. Они пойдут на строительство новых объектов в Тольятти. Чапаевске и Самаре, которые сейчас находятся в стадии проектирования.
В Самарской области софинансирование всех мероприятий федерального проекта “Оздоровление Волги” за счет средств областного и местных бюджетов муцниципалитетов обеспечено в полном объеме
Отметим, что на федеральном уровне сегодня обсуждают вопросы, касающиеся продления действия данного федерального проекта “Оздоровление Волги” после 2024 года в составе нового объединенного федерального проекта по оздоровлению водных объектов, а также вопросы создания единого информационного ресурса о питьевых источниках водоснабжения.
Паспорт федерального проекта «Оздоровление Волги»
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 августа 2019 г. № 478/пр «Об утверждении официальной статистической методологии расчета показателя «Прирост мощности очистных сооружений, обеспечивающих сокращение отведения в реку Волгу загрязненных сточных вод» федерального проекта «Оздоровление Волги»
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 июля 2021 г. № 489/пр «О внесении изменений в официальную статистическую методологию расчета показателя «Прирост мощности очистных сооружений, обеспечивающих сокращение отведения в реку Волгу загрязненных сточных вод» федерального проекта «Оздоровление Волги», утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 августа 2019 г. № 478/пр
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 июля 2021 г. № 490/пр «О внесении изменений в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. № 254/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке региональных программ по строительству и реконструкции (модернизации) очистных сооружений централизованных систем водоотведения»
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 июля 2021 г. № 511/пр «О внесении изменений в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 августа 2019 г. № 478/пр «Об утверждении официальной статистической методологии расчета показателя «Прирост мощности очистных сооружений, обеспечивающих сокращение отведения в реку Волгу загрязненных сточных вод» федерального проекта «Оздоровление Волги»
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 августа 2021 г. № 576/пр «О внесении изменений в официальную статистическую методологию расчета показателя «Прирост мощности очистных сооружений, обеспечивающих нормативную очистку сточных вод» федерального проекта «Оздоровление Волги», утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 августа 2019 г. № 478/пр
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 719/пр «О внесении изменений в официальную статистическую методологию расчета показателя «Прирост мощности очистных сооружений, обеспечивающих сокращение отведения в реку Волгу загрязненных сточных вод» федерального проекта «Оздоровление Волги», утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 августа 2019 г. № 478/пр
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11 октября 2021 г. № 737/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению субъектами Российской Федерации оценки состояния систем очистки сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, на соответствие нормативам»
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 сентября 2019 г. № 579/пр «О порядке контроля за реализацией региональных программ по строительству и реконструкции (модернизации) очистных сооружений централизованных систем водоотведения»
Приложение № 15(2) к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения
Россия занимает второе место в мире по запасам пресной воды после Бразилии. Согласно данным Росводресурсов, в стране находится пять миллионов рек и озер. Вода необходима и для сельского хозяйства, и для энергетики, судоходства, промышленности и, конечно же, для комфортной жизни людей. В рамках нацпроекта “Экология” поставлена цель – до 2024 года улучшить условия проживания вблизи водных объектов для 76 тысяч человек. Для этого запущены три федпроекта: “Оздоровление Волги”, “Сохранение озера Байкал” и “Сохранение уникальных водных объектов”, благодаря которым были восстановлены сотни километров мелиоративных каналов и каналов-рыбоходов, очищены тысячи гектаров водной глади.
Сейчас более 30 процентов загрязненных сточных вод сбрасывается в бассейн Волги, Каму и Оку, от 10 до 30 процентов приходится на Балтийский бассейн, бассейн Иртыша и Урала, бассейн Дона и Кубани. В новый расширенный проект как раз войдет весь бассейн Волги, а также Дон, Амур, Урал, Иртыш, Терек и малые реки.
Как рассказала заместитель председателя правительства Виктория Абрамченко, на берегах Волги и ее основных притоков проживает около 60 миллионов человек – более трети населения страны. “В бассейне реки сосредоточено 45 процентов промышленных и 50 процентов сельскохозяйственных предприятий России. В рамках национального проекта введено в эксплуатацию 93 очистных сооружения на территории 15 волжских регионов. Проведенные мероприятия позволили снизить объем сброса неочищенных стоков на 30 процентов”, – отметила вице-премьер.
Несмотря на это, в прошлом году Росприроднадзор нашел в воде Волги 14 загрязняющих веществ, среди которых нефтепродукты, цинк, железо, медь, фенолы и т.д.
По словам председателя Общественного совета при Минприроды России Александра Закондырина, строительство очистных сооружений существенно не повлияло на качество воды в реке, так как у нее есть множество притоков.
“Участниками проекта “Оздоровление Волги” сейчас являются 16 регионов, но если посмотреть все притоки Волги, то это 24 региона. И это более масштабная задача. Для того чтобы обеспечить комплексность при реализации проекта, наверное, нужно исследовать водоемы более системно с точки зрения сбора данных по всем рекам, где может быть существенное антропогенное воздействие”, – рассказал “РГ” Александр Закондырин.
Сейчас в рамках подготовки федерального проекта проходят большие научные исследование и экспертно-аналитические работы, уже представлены материалы по Каме, водоемам Урала, Амуру и Дону, отметил он.
“В частности, Институт водных проблем РАН делает большое исследование по целому ряду рек. Это будет системный подход при подготовке федерального проекта с точки зрения научного обоснования. И это, я считаю, правильней, чем писать паспорт проекта с целевыми показателями, не основываясь на серьезных исследованиях. В этом федеральном проекте будет большая научная база”, – добавил он.
Руководитель Центра региональной политики ИПЭИ РАНХиГС Владимир Климанов считает, что расширение федеральной программы не отразится на качестве исполнения, ведь сейчас в стране реализуются еще более крупные и дорогие федпроекты. Главная задача таких документов – привлечь внимание к проблеме, получить дополнительную поддержку для регионального бюджета, а также организация комплексной и системной работы региональных и федеральных властей.
“Задача федерального проекта – построить общую систему, которая позволит улучшить экологическую ситуацию водных объектов. Систематизация позволяет проводить не отдельные действия разных органов власти, а именно решать конкретные проблемы проекта”, – рассказал “РГ” Владимир Климанов.
В работе над единым водным федеральным проектом примут участие все регионы страны
Виктория Абрамченко отмечала, что новый единый федеральный проект по очистке водных объектов будет сделан по аналогии с проектом “Генеральная уборка”, поэтому будет проведена инвентаризация загрязнений и выявлены ключевые проблемы водных объектов, чтобы заняться их экологическим оздоровлением в первую очередь. В минприроды же отметили, что в работе над единым водным проектом примут участие все регионы страны, а строительство и модернизация очистных сооружений, расчистка русел и очистка берегов от мусора продолжится. Объем финансирования будет понятен после проведения проектных работ.
Уже действующий федпроект “Сохранение озера Байкал” предусматривает реконструкцию и строительство очистных сооружений около озера, ликвидацию свалок, а также выпуск мальков байкальского омуля и осетра. С реализацией двух последних пунктов все проходит неплохо: в прошлом году в озеро было выпущено 246,9 миллиона мальков, всего до 2024 года планируется выпустить 753 миллиона осетров и омулей. Также в прошлом году было ликвидировано восемь свалок. Хотя, как рассказали “РГ” в Минприроды России, в пределах Байкальской природной территории в этом году нашли 872 свалки, из них 597 могут быть ликвидированы с участием федерального бюджета. Еще сложнее идет реконструкция и строительство очистных сооружений, как отмечает Александр Закондырин, это самая существенная часть федпроекта, особенно для Улан-Удэ, поскольку основной водообразователь Байкала – это река Селенга.
“В Улан-Удэ нет очистных сооружений по нормативам той документации, которая была изначально подготовлена в рамках федпроекта. Для создания которых нужно 13 миллиардов рублей, таких денег у Республики Бурятия нет”, – отметил председатель Общественного совета.
При этом Информационно-аналитический центр развития водохозяйственного комплекса сообщает, что в прошлом году был заключен контракт на реконструкцию правобережных очистных сооружений в Улан-Удэ.
Еще одна важная проблемная река – это Дон, который войдет в единый водный федпроект. Как отметил Александр Закондырин, Дон сегодня мелеет, это связано с построенными гидротехническими сооружениями.
“Для исправления ситуации нужно провести мероприятия в разных субъектах РФ. Одному региону это сделать сложно”, – отметил он.
Росприроднадзор ранее сообщал, что по итогам проверок в 2022 году в воде Дона было обнаружено 10 загрязняющих веществ.
Другой вопрос, как следить за успехами водных федпроектов (как действующих, так и планируемых). Недавно Виктория Абрамченко поручила минпромторгу до 1 июня проработать возможность производства или поставки датчиков для контроля сброса в реки загрязняющих веществ. Также вице-премьер поручила Росводресурсам, Росприроднадзору, Роспотребнадзору и Росгидромету к 1 июня проработать вопрос совершенствования системы мониторинга экологического состояния водных объектов, а также контроля за их изменением в связи с негативным воздействием и представить предложения в правительство РФ.
Александр Закондырин отмечает, что в России точно производят свои аналоги для мониторинга состояния воды, но, возможно, они не позволяют следить за качеством круглосуточно.
“Система наблюдения должна быть непрерывной, потому что это дает возможность за большой промежуток времени собрать много статистической информации и следить за динамикой. Российские аналоги есть, но они сильно уступают европейским или американским. Но что-то можно импортозаместить, что-то можно приобретать у дружественных стран”, – добавил он.
Председатель Общественного совета также отметил, что единый водный федеральный проект будет очень затратным для государства, так как реабилитация водных объектов – это дорогая история, поэтому есть риск, что часть работ затянется. Но главное, по мнению эксперта, что цели будут обозначены и результаты достигнуты.
Клева не будет
Сергей Шипулин, заместитель руководителя волжско-каспийского филиала Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии:
– К сожалению, управляемый человеком водный режим Волги остается далеким от естественного режима, необходимого для размножения рыб и пополнения их запасов.
В некоторые годы мы наблюдаем настолько экстремальное маловодье, что оно вызывает катастрофические последствия для запасов рыб. Кроме мероприятий по улучшению условий обитания и естественного воспроизводства рыб, другим направлением является их искусственное воспроизводство. Но до сих пор оно очень слабо представлено в нацпроекте “Экология”. Говоря о восстановлении рыбных запасов, мы имеем в виду не столько узкие интересы рыбохозяйственной отрасли, но прежде всего интересы большого количества наших соотечественников – рыболовов-любителей. Миллионы их ежегодно посещают Волго-Ахтубинскую пойму и дельту Волги.
Необходимо усиливать включение в нацпроект “Экология” мероприятий, связанных с искусственным воспроизводством водных биоресурсов, а это прежде всего модернизация существующих и строительство новых рыбоводных предприятий. Надо увеличить выпуск молоди искусственного воспроизводства для пополнения запасов рыб в естественных водоемах и водотоках. А при регулировании водного режима интересы обеспечения естественного воспроизводства рыб должны находиться на первом месте.
Одновременно необходимо обращать внимание и на примыкающие участки суши – водосборные бассейны рек, в том числе пойменных лесов, нерестовых полос. В последние годы обращает на себя внимание загрязнение воды пестицидами, используемыми в сельском хозяйстве, случаи загрязнения вод нефтепродуктами.
Продолжает оставаться крайне сложной водохозяйственная обстановка, определяемая управлением режимами работы водохранилищ. По-прежнему процветает ННН-промысел – браконьерство, добивая сохранившиеся рыбные запасы. Чтобы со всем этим справиться, необходимо наладить систему мониторинга ситуации и пресечения нарушений, возможно, на новых цифровых платформах. Хочу напомнить: на пике развития Волго-Каспий обеспечивал улов до полумиллиона тонн различных видов рыб, в том числе особо ценных осетровых и сиговых.
А вобла-то где?
Сергей Викторович, этим летом рыбаки жаловались, что не смогли наловить воблы. Она может совсем исчезнуть?
Сергей Шипулин: Действительно, уровень нерестового запаса воблы подходит к критическому значению. И его дальнейшее падение может привести к исчезновению вида, который потеряет способность к самовосстановлению путем естественного воспроизводства.
Остановить процесс можно. В основном для этого следует обеспечить пропуск производителей воблы к нерестилищам. То есть бороться с браконьерством и другими видами незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла. А также создавать условия на нерестилищах. В первую очередь, естественный водный режим – согласованность термических и уровенных условий, должный объем поступающего в апреле-июле речного стока, достаточная продолжительность половодья и другие.
Под угрозой исчезновения находятся вобла и щука, только за счет искусственного воспроизводства держатся белуга и белорыбица
Какие еще виды рыб потеряет Волга, если ничего не делать?
Сергей Шипулин: Под угрозой находятся все промысловые и краснокнижные виды, которые обладают высокой потребительской ценностью, с одной стороны, и которые сильно зависят от человеческой деятельности – с другой. Кроме воблы, в зоне риска щука, дающая высоко ценимый продукт – икру. На минимальном уровне, в “красной зоне”, только за счет искусственного воспроизводства поддерживается численность популяций белуги и белорыбицы.
Подготовила Наталья Коротченко