Учебно-исследовательская работа “Видимая городская среда как экологический фактор”

Факторы формирования городской среды – это все условия, процессы и объекты, способствующие приобретению городом его специфических особенностей. Среди этих факторов можно назвать природные, антропогенные, и техногенные, как важную составную часть антропогенных. Нередко переходы между ними оказываются условными.

Выступления с докладами

14:00-14:10 Антонюк В. Доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой «Экономическая теория, региональная экономика, государственное и муниципальное управление» ЮУрГУ, г. Челябинск
Теоретико-методологические подходы к исследованию агломерационных процессов (на примере Челябинской области)

14:15-14:25 Проскурякова И. , заместитель начальника Управления по стратегическому планированию, экономике и инвестициям Администрации города Челябинска, г. Челябинск
Стратегия города Челябинска до 2035 г. Социальные ориентиры развития

14:30-14:40 Лучшиковский А. профессор
Ревитализация европейский городов и формирование дружественной городской среды (на примере г. Лодзь, Польша)

14:45-14:55 Артемова О. , Доктор экономических наук, профессор, директор Челябинского филиала ИЭ УрО РАН, г. Челябинск
Смена урбанистической парадигмы: «от города-завода» к «городу для человека»

15:00-15:10 Логачева Н. , Доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Челябинского филиала ИЭ УрО РАН, г. Челябинск

Перспективы развития городов-миллионников в РФ

ЗАБОРОВА Елена Николаевна Доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой прикладной социологии

Развитие человеческого капитала обусловлено большим количеством факторов, среди которых существенная роль принадлежит городской среде. В статье дается общая оценка городской среды и оценка отдельных средовых компонентов (экологического, материально-вещного, социокультурного, антропоцентрического). Констатируется противоречивый характер влияния крупного города на человеческий капитал. Городская среда – это среда, в которой возникают и из которой распространяются инновации, проходящие в своем развитии ряд циклов. В момент возникновения инновация фильтруется ближайшим окружением (единомышленников, коллег, начальства, семьи). На втором этапе инновация выходит на уровень принятия или отторжения более крупными социальными силами. В качестве основных игроков на этом этапе выступают представители власти, экономические субъекты, трудовые коллективы, население. Важную роль играет образование, в целом уровень информационно-культурного развития населения. Результаты социологических исследований показывают, что население в основной массе предпочитает два вида информации – развлекательную и политическую. Делается вывод, что город как фактор влияния на человеческий капитал занимает четвертое ранговое место.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ, ГОРОДСКАЯ СРЕДА, ЭЛЕМЕНТЫ СРЕДЫ, ИНФОРМАЦИЯ

Минстрой опубликовал результаты Индекса качества городской среды (ИКГС) за 2020 год. Общее количество городов с благоприятной городской средой достигло 375 из 1 116 исследуемых (33,6%), что на 18 городов больше, чем предусмотрено плановыми показателями нацпроекта «Жилье и городская среда».

Учебно-исследовательская работа "Видимая городская среда как экологический фактор"

Таким образом, среднее значение ИКГС по РФ за 2020 год составило 177 баллов (+4 к 2019 году) при плановом значении 176 баллов, уточнили в пресс-службе главного строительного ведомства страны.

Как ранее неоднократно информировал портал ЕРЗ. РФ, ИКГС был разработан Минстроем России совместно с ДОМ. РФ и КБ «Стрелка» в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда».

Учебно-исследовательская работа "Видимая городская среда как экологический фактор"

Индекс нацелен на периодический мониторинг разных типов окружающей среды в российских городах (от квартиры до общественно-деловых пространств) и принятие необходимых управленческих решений на основе итоговых данных таких типовых исследований.

Учебно-исследовательская работа "Видимая городская среда как экологический фактор"

Фото предоставлено компанией Брусника

ИКГС рассчитывается по 36 индикаторам, каждый из которых оценивается по шкале от 1 до 10 баллов. Их значения суммируются и составляют итоговый индекс. Если итоговая оценка превысит 180 баллов, городская среда считается благоприятной.

Для корректного сравнения все города распределены на 10 групп по размеру и климатическим условиям.

Учебно-исследовательская работа "Видимая городская среда как экологический фактор"

Напомним, что по итогам:

• 2018 года число российских городов с благоприятной средой составило 262 из 1 114 (23,5%), а среднее значение ИКГС — 163 балла;

• в 2019 году — соответственно 299 городов из 1 115 (26,8%) и 169 баллов.

Рост ИКГС до 177 баллов по итогам 2020 года свидетельствует об ускорении положительной динамики состояния городской среды.

К 2024 году в соответствии с плановыми показателями нацпроекта Индекс должен достигнуть отметки в 212 баллов.

Учебно-исследовательская работа "Видимая городская среда как экологический фактор"

«Повышение значения Индекса — это показатель системной работы региональных и городских команд по развитию комфортной среды своих городов», — отметил курирующий строительство вице-премьер Марат Хуснуллин (на фото).

Он напомнил, что сегодня перед Правительством стоит поставленная Президентом России важная цель по улучшению комфортности городской среды в 1,5 раза к 2030 году.

«Мы должны обеспечить не только количество, но и качество застройки», — подчеркнул Хуснуллин, пояснив, что ИКГС в этом смысле поможет эффективно контролировать ситуацию в отрасли.

Учебно-исследовательская работа "Видимая городская среда как экологический фактор"

Замминистра строительства и ЖКХ Максим Егоров (на фото) выразил надежду, что в последующие годы ИКГС продолжит расти, в том числе благодаря запуску общероссийской платформы по голосованию за благоустройство, которая, по его словам, «значительно упрощает участие граждан в решении вопросов формирования комфортной городской среды».

Учебно-исследовательская работа "Видимая городская среда как экологический фактор"

Заместитель генерального директора госкорпорации ДОМ. РФ, директор Фонда ДОМ. РФ Денис Филиппов (на фото) заметил, что уже реализованные проекты благоустройства, в том числе разработанные при участии ДОМ. РФ, существенно улучшили систему мониторинга окружающей среды во многих городах России.

«Это позитивные тренды, которые стоит в дальнейшем поддерживать», — подчеркнул Филиппов.

Другие публикации по теме:

Минстрой и ДОМ. РФ разработали руководство по повышению Индекса качества городской среды

Доля российских городов с благоприятной для жизни средой достигла почти 27%

Размер субсидий регионам будет зависеть от показателей индекса качества городской среды

Утверждена методика определения индекса качества городской среды, разработанная Минстроем

Индекс качества городской среды разработают до марта 2019 года

В Минстрое разработали систему критериев для финансирования городов

ДОМ. РФ и другие институты консолидируют усилия по развитию городов

Шевелева А. 1

Годовых А. 1

Степанов Б. 11 Национальный Исследовательский Томский политехнический университет1. Радаев «Некоторые закономерности повышения безопасности жизнедеятельности в процессе социально-экономического развития», Безопасность жизнедеятельности, №8, 20082. Маслоу, Мотивация и личность – Спб: Евразия, 19994. Мехова, А. Чернов «Комплексный подход к безопасности (на примере программы «Здоровый город»)», Безопасность жизнедеятельности, №5, 20115. Ефимова, «Основы психологической безопасности», М: ИД «ФОРУМ» – ИНФРА-М, 2010,188 с. Newman, Human security and constructivism, International studies perspectives, Vol. 2, 2001.

Таким образом, понятие безопасной городской среды отождествляется с понятием комфортной городской среды.

– индивидуальные (медицинские или санитарно-гигиенические): направлены на ограничение влияний на человека;

– психологические: отражают уровень неприятия обществом рисков разной степени;

– нравственные и правовые: отражают уровень нравственных ценностей, связанных с пониманием необходимости долгосрочного существования человечества;

– социальные: ограничивают действия опасных факторов на общество;

– политико-информационные: отражают информированность и участие населения в процессе принятия решений по потенциально опасным технологиям;

– экономические: призваны обеспечивать устойчивое экономическое развитие;

– технические: предотвращают возможность возникновения аварий и катастроф;

– генетические: сохраняют генофонд и ограничивают возникновение генетических болезней;

– биологические: направлены на сохранение многообразия видов;

– экологические: ограничивают воздействия на экологические процессы.

Исходя из вышесказанного, существует необходимость создания модели по оценке уровня комфортности городской среды для населения. Данная модель должна учитывать не только степень защищенности города от угроз разного характера, но и выполнять оценку уровня комфорта проживания в данной среде.

Несмотря на субъективность понятия комфортность для каждого человека, данное понятие характеризует восприятие населением существующей окружающей обстановки. Таким образом, модель по оценке комфортности городской среды призвана содействовать органам государственного управления в области определения потребностей людей и, следовательно, в выработке стратегии социальной политики по удовлетворению данных потребностей. В современном мире город является местом проживания основной части населения, поэтому важнейшей задачей управленческих структур является создание условий для реализации потенциала населения, сделать городскую среду как безопасной, так и комфортной.

Библиографическая ссылка

Учебно-исследовательская работа "Видимая городская среда как экологический фактор"

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

В 2022 году при реализации регионального проекта «Формирование комфортной городской среды Санкт‑Петербург продолжит учитывать фактор  доступности при создании общественных пространств и объектов для маломобильных групп горожан. В частности, в этом году планируется третий этап благоустройства Бестужевского сада, преображение набережной реки Оккервиль и Муринской дороги (Новоохтинский парк).

В рамках проекта «Формирование комфортной городской среды» в нашем городе  уже не первый год общественные пространства создаются таким образом, чтобы в них могли комфортно отдыхать все горожане, в том числе люди с ограниченными возможностями здоровья, родители с маленькими детьми, пожилые петербуржцы. Чтобы спроектировать и построить современные качественные и удобные для маломобильных горожан объекты, ведется комплексная работа по взаимодействию со специалистами различных учреждений и научных центров.

В 2019 году преобразилась территория школы-интерната № 1 имени К. Грота на пр. Шаумяна. На ее территории под открытым небом появился «Сад ощущений». Объект был включен в Федеральный реестр лучших практик (проектов) по благоустройству, реализованных в субъектах Российской Федерации, а также стал победителем X Российской национальной премии по ландшафтной архитектуре. В том же году была благоустроена территории школы № 4 в Василеостровском районе Санкт‑Петербурга – специального образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В 2020 году выполнен первый этап благоустройства Бестужевского сада, который находится рядом с Федеральным научным центром реабилитации инвалидов им. Альбрехта. При взаимодействии архитекторов и специалистов научного центра здесь построена уникальная городская инклюзивная площадка, не имеющая пока аналогов в России. Проект был также признан лучшим в номинации «Лучший реализованный объект ландшафтной архитектуры социального назначения» по итогам XI Российской национальной премии по ландшафтной архитектуре – 2020. В 2021 году был реализован второй этап благоустройства Бестужевского сада – также с учетом доступности для маломобильных групп граждан.

Кроме того, в прошлом году преобразилась территория Центра социальной реабилитации инвалидов и детей инвалидов Красногвардейского района на Заневском проспекте. Этот центр посещают дети-инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата. При реабилитации таких детей особое место занимает адаптивный спорт. Поэтому при благоустройстве были созданы условия для занятий физической культурой, которые помогают человеку с ограниченными возможностями успешно интегрироваться в общество.

Разработка плана оборудования территории Центра выполнялась при взаимодействии с методистами, врачами и социальными работниками, чтобы максимально эффективно и комфортно расположить все элементы благоустройства. В частности, здесь появилась универсальная площадка для подвижных игр с мячом и площадки с тренажерами.

В данном проекте реализовался весь накопленный опыт благоустройства социальных учреждений, а за счет плотного сотрудничества с методистами и врачами уникальное пространство теперь позволяет детям-инвалидам не только пройти курс реабилитации, но и повысить свои навыки в спорте, а главное – с комфортом учиться каждый день чему-то новому.

Примером доступности для маломобильных горожан также может служить обновленная территория вдоль рек Охты и Оккервиль. В 2021 году здесь были оборудованы площадки различного назначения, созданы велодорожки, установлены малые архитектурные формы и детское игровое оборудование; посажены деревья, кустарники и многолетние цветы; восстановлен и устроен газон, организованы видовые площадки.

Потребности особенных детей также учтены в «Зима-лето» парке в Металлострое: на игровых площадках установлено оборудование, которое подходит и малышам с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В прошлом году «Зима-лето» парк превратился в единое досуговое пространство для горожан всех категорий с площадками различного назначения, зоной отдыха, пешеходными коммуникациями и зелёными насаждениями.

В 2021 году благоустроена территория, прилегающая к Федоровскому городку в Пушкинском районе Санкт‑Петербурга. При создании объекта учтены необходимые критерии беспрепятственного передвижения маломобильных групп населения.

В рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» в Санкт‑Петербурге за последние три года появилось более 100 общественных пространств. В прошлом году в городе созданы 43 городские локации. Например, в Василеостровском районе открылись сквер «Осенний марафон», обновленная Новосмоленская набережная и кинологическая площадка. В Петроградском районе преобразился сквер у «Ленполиграфмаша», скейтпарк под мостом Бетанкура стал одним из крупнейших на Северо-Западе комплексом для экстремальных видов спорта. Новый облик получили Фермский парк в Пушкине и сквер на Шуваловском проспекте вдоль реки Глухарки.

На 2022 год запланировано благоустройство также более 40 объектов. Наиболее значимыми из них станут вторая очередь парка Героев-Пожарных, парк Авиаторов, сад Смольного собора, Любашинский сад и набережная реки Смоленки.

Региональный проект «Формирование комфортной городской среды» является частью национального проекта «Жилье и городская среда», утвержденного президентом России Владимиром Путиным. Региональный проект «Формирование комфортной городской среды» реализуется при активной поддержке губернатора Санкт‑Петербурга Александра Беглова.

Что такое городское пространство?

На сегодняшний день существует немало определений, что такое городское пространство. Все они разнообразны и предполагают множество нюансов, как и само городское пространство. Если попытаться обобщить все имеющие сегодня представления, городское пространство – это единство городских объектов и их социальных функций. На его формирование влияют разные факторы.

Факторы, влияющие на формирование городского пространства

Итак, какие же факторы формируют городское пространство? Давайте рассуждать логически.

Природно-географические факторы – это рельеф, погода, климат. Рельеф местности во многом предопределяет застройку и возможность либо невозможность использовать тот или иной транспорт, например, метро. Погода и климат определяют превалирующие типы построек. Например, в северных регионах России все «хрущевки» имеют верхний технический этаж или чердак, а на Юге потолок 5-го этажа – это и есть крыша дома.

Кроме того, погода и климат определяют необходимую для города коммунальную инфраструктуру. Так, в России и прочих странах, расположенных в «высоких широтах», обязательно нужно отопление и все необходимое для его организации: котельные, ТЭЦ, трубопроводы и прочее. В южных странах централизованное отопление отсутствует как таковое, а в прохладные дни жители просто включают кондиционер на обогрев.

Социально-экономические и административно-политические факторы – это статус и основная «специализация» города. Так, столичный статус предполагает наличие административных зданий для многочисленных управляющих структур: от парламента до различных министерств и ведомств, что во многом предопределяет пространство центральной части города.

Наличие промышленных объектов требует организации подъездных путей для вывода продукции и подвоза сырья; транспортные хабы требуют складских помещений, контейнерных площадок и стоянок для грузового транспорта. И все это непосредственным образом влияет на облик города, потому что находится в его пределах.

Культурно-исторические традиции – чем старше город, тем больше многообразие его застройки и исторической части, потому что каждая эпоха оставляет свой след в виде памятников и старинных зданий. Здания в странах Востока оформлены иначе, чем в странах Западной Европы, и это тоже следствие влияния культурных традиций народа.

Выше мы уже сказали о том, что городское пространство – это единство городских объектов и их социальных функций. Город как таковой представляет собой структуру, имеющую физический и социальный аспект. К примеру, здание театра – не просто здание, а место, где люди приобщаются к театральному искусству.

Бизнес-центр – не просто очередная многоэтажка, а место размещения офисов множества компаний со своей специфической офисной культурой. И, конечно, есть просто многоэтажки, где живут люди. В этом контексте принято разделять городское пространство на частное, общественное и смешанное.

Виды городского пространства

Тут все просто. В основе подразделения пространства на частное, общественное или смешанное лежит право пользования пространством, которое может принадлежать либо конкретному лицу (физическому, юридическому), либо группе лиц, либо всем желающим:

  • Частное пространство – это квартиры, офисы компаний, предприятия различных форм собственности, куда имеют доступ только собственники, арендаторы, сотрудники либо люди, приглашенные в гости или по делу собственниками, арендаторами или сотрудниками.
  • Общественное пространство – это улицы, площади, проспекты, театры, музеи, магазины, торговые центры, больницы, поликлиники и прочие места, куда может прийти любой человек, если у него появилось такое желание либо необходимость.
  • Смешанное пространство – территории и объекты ТОС, ТСЖ и кондоминиумов, предназначенные для совместного использования жильцами. Так, детские и спортивные площадки формально являются общественным пространством, однако если они находятся на огороженной охраняемой территории ТОС, ТСЖ и кондоминиумов, доступ туда имеют только жильцы со своими детьми.

К слову, пространство можно не просто обустроить, а создать, что называется, «с нуля», причем не только на городской земле. Например, в городе Брюгге (Бельгия) соорудили «Плавучий остров» с разными зонами отдыха на любой вкус:

Учебно-исследовательская работа "Видимая городская среда как экологический фактор"

Так или иначе, любое пространство – частное, смешанное или общественное – несет некую функцию.

Функции городского пространства

Понятие «функция» достаточно широкое. Оно поддается как обобщению, так и конкретизации по самым разным характеристикам. Мы остановимся на самых главных функциях городского пространства.

Коммуникативная функция – в пределах любого пространства мы коммуницируем с кем-либо. Дома мы общаемся с семьей, на работе – с коллегами, а общественные пространства позволяют осуществлять коммуникации с людьми, с которыми мы никак не связаны семейными или рабочими узами, однако потенциально имеем общие интересы.

На детских площадках общаются мамы и бабушки малышей, живущих в разных домах неподалеку. На спортплощадки и в фитнес-центры приходят люди, увлеченные спортом и/или следящие за своим здоровьем. Театры становятся центром притяжения для театралов, концертные залы – для фанатов той или иной музыки в зависимости от концерта.

Такие «центры притяжения» становятся центрами общения для самых разных людей. Так, просьба к сидящим в очереди в поликлинике «не обмениваться симптомами, потому что это затрудняет диагностику», уже давно перекочевала в разряд анекдотов.

Транзитная функция – этой функцией обладает любое открытое пространство, будь то дорога, тротуар, парк, сквер. Разница в том, что дороги предусмотрены для транспорта, тротуары, парки и скверы – для пешеходов, велодорожки – для велосипедов и прочего микромобильного транспорта.

Чем лучше дороги, тем лучше справляется город с транзитом транспорта. Чем лучше обустроены тротуары, парки и скверы, тем в большей степени городскую среду можно считать комфортной для всех жителей. Чем больше пандусов, съездов и подъемников для инвалидных колясок, тем комфортнее город для передвижения людей с ограниченными физическими возможностями.

Функция осуществления деятельности – на заводах и в офисах люди работают, в больницах лечатся, в школах учатся, в парке отдыхают, катаются на велосипеде, читают книгу на лавочке, фотографируются на фоне цветущей клумбы и т. На последнем примере четко видно, что одно и то же пространство может выполнять множество функций.

Так, полянку в скверике могут облюбовать и хозяева домашних животных для выгула питомцев, и группа любителей йоги для занятий на свежем воздухе, и даже бомжи, чтобы просто полежать на солнышке. Для торговцев мороженным парк будет не местом отдыха, а местом работы, равно как и для наряда патрульной полиции или сотрудников дежурного медпункта.

Функция удовлетворения потребностей – в ресторан мы ходим, чтобы отметить торжественное событие или просто пообедать, в магазин – за покупками, в кинотеатр – посмотреть фильм. И при этом ресторан для поваров и официантов является местом работы, а не удовлетворения потребностей, как и магазин для продавцов, кассиров в кассе кинотеатра и т.

Эстетическая функция – города бывают красивые и обычные. К примеру, красота Парижа стала именем нарицательным: «увидеть Париж и умереть»:

Учебно-исследовательская работа "Видимая городская среда как экологический фактор"

А есть тысячи городов, больших и малых, которые даже не отличишь друг от друга. Не говоря о том, что об их существовании часто знают лишь жители самого города и его окрестностей.

Репрезентативная функция – это то, что называется «на других посмотреть и себя показать». Женщины традиционно «выгуливают» вечерние наряды в театры и рестораны, молодежь со скейтами тусуется в парках или на специальных площадках-скейтодромах. А на День города в центр «подтягивается» действительно почти весь город, а еще приезжают туристы. Во всяком случае, когда нет ограничений по эпидемиологической ситуации.

Что подразумевается под нарративной функцией? На основании той деятельности, что ведется человеком в том или другом пространстве, и исходя из существующих негласных убеждений, пространство обретает некий нарратив или повествование, которое формирует идентичность человека в данный момент или же в целом.

Так, если человек попадает в больницу в качестве пациента, формируется его образ как нездорового и нуждающегося в постоянной помощи медиков, а не просто в приеме лекарств или диетическом питании. Если человек постоянно ходит на футбольные матчи, формируется его образ как футбольного фаната, если на концерты любимой рок-группы, его начинают воспринимать, как заядлого рокера.

Столь же интересна для более глубокого изучения темпоральная или временная функция города. В уроке №3 мы рассказывали о нормах времени на дорогу на работу и с работы для городов разной численности населения в Российской Федерации. Чем лучше организовано городское пространство, тем меньше у горожан непродуктивных расходов времени на пробки, поиск места для парковки, очереди к эскалатору в метро и т.

Именно для этого синхронизируются светофоры, чтобы сгенерировать «зеленую волну» для потока автомобилей и уменьшить количество заторов. Именно для этого в часы пик выпускают на линию дополнительные единицы подвижного состава, чтобы быстрее увезти всех желающих. Именно для этого в новых торговых центрах делают подземные паркинги.

С другой стороны, есть города, где в исторической части время будто остановилось и не хочется никуда спешить. И это не только столицы европейских государств, Москва или Санкт-Петербург. Это, например, город Кропивницкий (Украина), имеющий статус областного центра. До 2016 года это был Кировоград, до 1939 года – Кирово, до 1934 – Зиновьевск, до 1924 – Елисаветград. Здесь можно найти здания в стиле модерн, дворцы в стиле барокко, примеры сочетания готики, рококо и ренессанса в архитектуре, мавританские дворцы:

Учебно-исследовательская работа "Видимая городская среда как экологический фактор"

Учебно-исследовательская работа "Видимая городская среда как экологический фактор"

Примерно такие же ощущения, что время остановилось, возникают, когда посещаешь достопримечательности, построенные в прошлых столетиях: замки, дворцы, усадьбы. Так или иначе, количество и качество наполнения времени – это две тесно связанные характеристики.

Создание гуманной городской среды выгодно для девелоперов

В рамках форума PROEstate интервью корреспонденту “РБК-Недвижимости” дала Карима Нигматулина, и. директора ГУП “НИ и ПИ Генплана Москвы”. По словам московского эксперта, инвестиции в создание комфортной и гуманной городской среды сторицей окупятся из-за капитализации новых девелоперских проектов.

Учебно-исследовательская работа "Видимая городская среда как экологический фактор"

– Главный вывод, который можно сделать, – инвесторы на рынке недвижимости наконец-то начинают ориентироваться на интересы конечного потребителя, на человека, который будет жить в построенных ими квартирах и в городе в целом. До недавних пор большинство девелоперов строили свои объекты исключительно с прицелом на спрос, который во многом генерировался инвестиционным фактором и в первую очередь выражался объемом застройки, а не качеством городской среды. Как известно, на рынке было очень много инвестиционных квартир, и задача стояла построить максимум квадратных метров, выгодных для вложений. Сейчас парадигма меняется.

– Какую роль при этом играет фактор комфорта?

– Комфортность города, как сказал один из участников дискуссии, – это как обувь, которая нигде не натирает. Все элементы комплексно увязаны друг с другом, нет гипертрофированных акцентов и перекосов, правильно определен функционал тех или иных городских территорий и отдельных зданий, минимизированы разрывы в городской ткани. Сейчас бывает так, что объект имеет хорошие видовые аспекты, но нет безопасности. Может быть хорошая экология, но при этом очень неудачные планировки квартир. И задача градостроителей – грамотно сбалансировать все критерии городской среды. Если такого баланса удается достичь, то комфортность приобретает совершенно иное значение. Она начинает работать на экономику проектов. Такие элементы, как развитая социальная инфраструктура, хорошая транспортная доступность, зеленые зоны, рекреационные пространства, продуманная планировка кварталов и квартир, в правильных пропорциях и сочетании существенно увеличивают добавочную стоимость недвижимости.

Хорошим примером в данном случае может служить развитие территорий, прилегающих к Москве-реке. По указанию столичного мэра Сергея Собянина, градостроительный комплекс Москвы проводит международный конкурс на разработку соответствующей концепции. При его подготовке наш институт провел анализ и пришел к выводу, что правильно спланированная территория набережных, оптимизация характера застройки соседних участков могут повысить капитализацию расположенных на них жилых объектов в среднем на 10%, а иногда даже достигать 20%. Таким образом, создание гуманной среды становится для девелопера наиболее эффективным и прибыльным вариантом.

– Как это донести до бизнеса, до большего числа землепользователей?

– Есть Генплан Москвы, есть программы комплексного развития городских территорий. Несмотря на то, что в разных местах будут локализованы разнообразные решения, все присутствующие на круглом столе эксперты согласились, что каждый индивидуальный случай должен быть привязан к общей концепции развития города в целом. В этом случае можно будет говорить о создании синергетического эффекта, который поможет еще эффективнее использовать имеющиеся площадки. В рамках той же программы развития прибрежных территорий Москвы-реки, например, будут рассмотрены первоочередные локальные мероприятия и проекты, а также представлено комплексное видение на долгосрочную перспективу. В одних случаях инвесторов станут привлекать под конкретный функционал территорий, закрепленный в граддокументах. В других, когда на участках уже есть землепользователи, желающие активно реализовывать проекты, с ними будет вестись работа, дабы они делали то, что укладывается в общее видение. Это позволит сбалансировать все интересы, которые присутствуют в городе.

Карима Нигматулина
НИиПИ генплана Москвы

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

Природные факторы

На особенности городской среды непосредственное влияние оказывают как зональные, так и азональные природные факторы.

Наиболее заметным из них является климат. Хотя он испытывает некоторое антропогенное воздействие, причем именно в городах оно наиболее значимо, тем не менее, в общем балансе климатообразующих факторов города пока преобладают природные.

Существенную роль играют также особенности подстилающей поверхности – рельеф, геологическое строение (особенно если они могут выступать факторами риска различных природных катастроф), наличие или отсутствие в городской черте водоемов, особенности их гидрологического режима и т.

Биота города, оказывающая существенный вклад в формирование городской среды, обычно в основном складывается из видов, обитающих в окрестностях города, видовое многообразие специфических городских элементов флоры и фауны сравнительно невелико (хотя численность может быть большой, вплоть до их доминирования в экосистеме).

Антропогенные факторы

Основным из антропогенных факторов является постоянное присутствие самого человека. Оно само по себе служит неким фильтром, допускающим в город только те организмы, для которых характерен высокий уровень антропотолерантности.

Поскольку люди постоянно питаются, существует интенсивный и стабильный приток пищи в города, а также процесс ее хранения, перераспределения, утери и т. , что служит источником существования для группы синантропных организмов. Жители города-миллионера потребляют в течение года около 1 млн. тонн пищевых продуктов (учитывая и образование отходов при их обработке).

Кроме того, существует и факт целенаправленного воздействия человека на флору и фауну городов – покровительство одним видам и борьба против других.

Все это сказывается как на структуре городских экосистем, так и на формировании городской среды в целом.

С человеком непосредственно связаны отходы его жизнедеятельности, которые порождают в современных городах такое явление, как канализационную систему, включающую значительные территории для очистки и переработки отходов, в том числе биологической. Такие территории обладают уникальной для природных экосистем биотой и оказывают существенное воздействие на экологическую среду всего города.

Техногенные факторы

Хотя они и являются составной частью антропогенной группы факторов, однако техносфера в настоящее время представляет собой совершенно особую среду, враждебную как для биоты в целом, так и для самого человека, создавшего ее.

В городах техносферное влияние особенно ощутимо, поскольку именно здесь сосредоточена практически вся промышленность (кроме горнодобывающей и некоторых других отраслей). Поэтому город испытывает наиболее существенное воздействие разнообразных промышленных отходов.

Города также являются транспортными центрами, где транспортные средства оказываются в приоритете перед самим человеком. Они являются источником постоянной опасности, фактором травмирования и гибели значительного числа людей, порождают у выживших постоянное нервное напряжение, состояние повышенной агрессивности, являются источником шума и вибраций. Общеизвестна роль транспорта как поставщика различных опасных для здоровья и жизни веществ.

Поскольку вся современная экономика связана с усилением техногенеза, снижение концентрации техногенных объектов будет служить ее исчезновению в привычном для нас виде. Поэтому массовое сознание подвергается целенаправленной переориентации с техносферных опасностей на биосферные (паника по поводу птичьего гриппа, клещей и т. ), панацеей от которых объявляются еще большие технизация и преобразование городской среды.

Урок 4. Городское пространство

За предыдущие три урока мы с вами разобрались, какие бывают города, как могут быть организованы застройка, расположение домов, улиц и дорог, каковы варианты транспортного сообщения внутри города и как должна выглядеть транспортная инфраструктура.

Таким образом, мы уже имеем базовое представление об основных элементах городского пространства. И уже поняли, что понятие городского пространства намного шире, чем жилые дома, рабочие места и транспортные коммуникации. В этом уроке мы более полно разберем, что же такое городского пространство.

Цель урока: разобраться, что представляет собой городское пространство, как происходит формирование комфортной городской среды, что такое «умный город» и какие составляющие для этого необходимы. Изучив урок, вы поймете, из чего складывается городское пространство и что нужно, чтобы городская среда стала комфортной.

  • Что такое городское пространство?
  • Городская среда и социология города
  • «Умный город»
  • Проверочный тест

Итак, перейдем к уроку, и для начала разберемся, что входит в понятие «городское пространство».

Городская среда и социология города

Итак, мы разобрались, что такое городское пространство. Тогда что же такое городская среда? В какой-то степени понятия «городское пространство» и «городская среда» пересекаются, но в то же время не являются тождественными. В самом общем виде, городская среда – это комплекс условий, созданных человеком и природой и предопределяющих уровень и качество жизни в городе.

Город за полярным кругом всегда не слишком комфортен примерно 7-8 месяцев в году из-за погоды, даже если там прекрасные здания и налаженная система городского транспорта. И даже если там, как в городе Рьюкан (Норвегия), установят большие зеркала, которые будут направлять лучики солнечного света («солнечных зайчиков») на центральную площадь погруженного в полярную ночь города:

А где-нибудь на Средиземном море чувствуешь себя комфортно почти всегда. Тем более что для самых жарких часов есть сиеста и кондиционер. Ученые различают несколько основных факторов формирования городской среды:

  • Антропогенные (созданные человеком).
  • Биотические (созданные живой природой).
  • Абиотические (созданные неживой природой).

Учебно-исследовательская работа "Видимая городская среда как экологический фактор"

В России такое понятие, как «городская среда обитания (проживания)» было разработано и введено в научный оборот «Российским союзом инженеров» и Министерством регионального развития и Федеральным агентством по строительству и ЖКХ. Это понятие ныне используется как базовое для оценки возможностей городской среды удовлетворить потребности горожан и оценки качества этой самой среды.

  • Доступность хорошего жилья.
  • Стоимость услуг ЖКХ относительно дохода.
  • Аварийность жилого фонда.
  • Качество водо- и энергоснабжения.
  • Пригодность улиц для прогулок.
  • Популярность пешеходной инфраструктуры.
  • Число камер видеонаблюдения.
  • Число уличных фонарей.
  • Уровень преступности.
  • Популярность ночной жизни.
  • Использование умных фонарей.
  • Использование технологии распознавания лиц.
  • Количество крупных фестивалей.
  • Разнообразие развлечений внутри города.

Конкретно в Москве реализуется собственная программа по созданию комфортной среды. Парки, дворы и скверы обновляются, а при возведении новых жилых комплексов принципы комфортной среды, в том числе для инвалидов, закладываются на уровне проекта. Как, например, в одном из ЖК, расположенных в бывшей промзоне:

Учебно-исследовательская работа "Видимая городская среда как экологический фактор"

В Европе традиции формирования комфортной городской среды намного более давние. Считается даже, что одним из величайших вкладов Европы в мир был ее особый способ понимания и восприятия городского общественного пространства и комфортной среды.

На протяжении тысячелетий Старый континент создавал города в человеческом масштабе, долгоживущие, но всегда динамичные, стремящиеся к культурному разнообразию и гражданскому сознанию своих жителей. Город – это физическая форма, наполненная нематериальными ценностями и мощным социальным, экономическим и историческим значением.

Учитывая проблемы, с которыми в настоящее время сталкивается все более урбанизированный мир, защита европейской модели города актуальна более чем когда-либо. Когда разрастание городов увеличивается с беспрецедентной скоростью, когда изменение климата в значительной степени является продуктом городской мобильности, а социальное расслоение в городах нарастает, общественное пространство обретает особую значимость.

  • Тротуары и дорожки в парках не должны раскаляться под воздействием жары, поэтому их делают из натурального камня, бетона, а в специально обустроенных зонах даже из дерева.
  • Деревья могут и должны защищать от солнца, ветра и дождя, поэтому высадка деревьев должна быть тщательно спланирована так, чтобы они «смыкались» кронами над пешеходными зонами.
  • Корни зеленых насаждений нужно защищать гравием либо оградой от стекающих с дорог и тротуаров химикатов, которыми дороги и тротуары обрабатывают зимой.
  • Массовые активности не должны нарушать покой жителей соседних домов. Для чего нужно предусматривать шумоизоляцию, в том числе с помощью зеленых насаждений.
  • Пространство должно быть универсальным и удобным для офисных служащих, родителей с детьми, студентов, пенсионеров, туристов, инвалидов. На улицах и в парках должны быть пандусы, а на городских пляжах – деревянные настилы для движения инвалидных колясок.
  • Для туристов и приезжих должны быть установлены указатели минимум на двух языках, государственном и английском, для удобства ориентирования.
  • Уличные фонари должны быть исправны и работать в течение темного времени суток.
  • Пространство должно быть приспособлено для различных активностей до самого позднего вечера, что автоматически уменьшает преступность и концентрацию асоциальных личностей в общественных местах (бомжей, алкоголиков).
  • Пространство должно быть удобно для работников, которые производят ремонт, уборку и поддерживают инфраструктуру в надлежащем состоянии. Поэтому нужно использовать материалы, которые легко отмываются от загрязнений.
  • В хорошем городе общественные пространства не похожи одно на другое.
  • При реконструкции нужно искать способы, как сохранить лучшее, что было у того или иного пространства, и как интегрировать традиции и современные технологии.

Разумеется, в рамках одного пространства реализовать сразу все вышеприведенные характеристики невозможно, да и незачем. По-настоящему комфортный город может предложить самые разные по виду и оформлению места общественного назначения. Тем не менее есть универсальные моменты. Например, использование экологичных материалов, которые не нагреваются слишком сильно под солнцем и легко отмываются от загрязнений.

Принципы комфортной среды:

  • Доступность.
  • Многофункциональность.
  • Безопасность.
  • Понятность и разборчивость.
  • Устойчивость (отсутствие ущерба экологии).
  • Идентичность.
  • Гибкость.
  • Адаптивность.
  • Интерактивность.

Под адаптивностью следует понимать способность быстро реагировать на меняющиеся потребности горожан, а гибкость – это способность возвращаться в исходное состояние после проведения какой-либо разовой активности (ярмарка, народное гуляние, концерт и прочее).

Интерактивность подразумевает вовлеченность горожан в общественную жизнь города. Другими словами, для них должны быть интересные события, у них должна быть возможность свободно туда попасть.

Разумеется, реализовать эту концепцию в уже состоявшихся городах с большой историей можно разве что в пределах отдельных районов. Однако существуют и города, построенные в полном соответствии с концепцией нового урбанизма «с нуля». Это, к примеру, Селебрейшн и Сисайд во Флориде (США):

Учебно-исследовательская работа "Видимая городская среда как экологический фактор"

В России примером нового урбанизма «с нуля» могут служить Город набережных, Опалиха-2 и Опалиха-3 в Подмосковье и Горки город в Сочи:

Учебно-исследовательская работа "Видимая городская среда как экологический фактор"

О чем еще стоит упомянуть, говоря о комфортной среде и социологии города? Это, конечно же, широко известная «теория разбитых окон». Суть в том, что, если социум терпимо относится к мелким правонарушениям и ничего не делает, чтобы быстро застеклить разбитое хулиганами окно, очень скоро в домах и общественных зданиях не останется целых стекол. А правонарушители, видя безнаказанность, как бы «получат добро» на более серьезные преступления, из-за чего городская среда станет совсем некомфортной.

Авторами теории разбитых окон являются американские социологи Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг, впервые представившие ее в 1982 году. А в 1994 году эту теорию взял за основу своей деятельности мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани, начав беспощадную борьбу с мелкими нарушениями и незамедлительно устраняя последствия этих нарушений в виде разбитых окон и прочего. Нью-Йорк действительно стал комфортным и безопасным городом, хотя многие и сомневаются, что решающую роль сыграло именно применение этой теории, а не весь комплекс мер по благоустройству и борьбе с преступностью.

Однако, конечно, только полиция или только власть не сможет поддерживать порядок, если горожане будут равнодушны к тому, что их окружает. А чтобы вовлечь граждан в жизнь города, нужны удобное городское пространство, комфортная городская среда, которую захочется беречь всем и каждому, и научный учет потребностей горожан в рамках социологии города. Как видим, все процессы взаимосвязаны и взаимозависимы.

Но будем оптимистами, потому что сегодня все больше городов, где власть заботится об удобстве горожан, а «умный город» уже стал реальностью. Что это такое? Давайте посмотрим!

«Умный город»

Сегодня практически каждому знакомо словосочетание «умный дом». Это возможность управлять всей техникой и коммуникациями в доме дистанционно, установив специальное приложение на смартфон. Так, вы можете со смартфона отключить от электропитания розетку в комнате, если вдруг засомневались, что точно выключили утюг. Вы можете за час до прихода домой включить зимой отопление на полную мощность, чтобы вас встретило тепло домашнего уюта, но не в ущерб семейному бюджету, потому что система регулировки позволяет в свое отсутствие установить обогрев помещений на минимальную температуру в 14℃.

Как это все применимо в масштабах города? «Умный город» или smart city –
это тоже продукт интеграции информационных технологий и Интернета вещей. Первыми «ласточками» прогресса стали системы видеонаблюдения и распознания лиц, которые позволяют оперативно выявлять правонарушения, совершенные в городе.

Далее появилась автоматизация возможности обращения граждан через единый колл-центр, информирование о ходе ремонтных работ на объектах в режиме онлайн, функция обратной связи на официальных порталах городов, множество специальных приложений, позволяющих коммунальным службам контролировать и регулировать степень освещенности улиц города и многое другое.

Сегодня во многих больших городах не проблема в режиме онлайн выбрать подходящий по расположению детский садик для ребенка, узнать, к какой школе «приписан» ваш адрес и куда вести ребенка в первый класс. Для полноты понимания можно пояснить концепцию «умного города» примером Интернета вещей.

Конечно, пока сложно говорить о том, как скоро можно будет управлять через единое мобильное приложение всей инфраструктурой города по образу и подобию того, как можно управлять «умным домом». Однако множество интерактивных проектов в рамках идеи «умного города» тоже имеют свои плюсы, поскольку позволяют гражданам, заинтересованным в решении какой-то одной проблемы, сориентироваться быстрее, чем если бы пришлось разбираться со сложной структурой приложения, охватывающего все сферы жизни города.

И, разумеется, все это имеет смысл, когда реализованы принципы формирования комфортной городской среды, создание комфортных общественных пространств, когда социология города учитывает потребности горожан.

В интерактивном режиме контролируется заполняемость мусорных баков. Жителей стимулируют к раздельному выбрасыванию пластикового мусора собственной «валютой», точнее, «монетками», которыми можно реально рассчитаться в некоторых кафе. Из этого мусора потом по 3D-технологиям изготавливают скамейки и другие предметы городского экстерьера.

Учебно-исследовательская работа "Видимая городская среда как экологический фактор"

Топ-7 «умных городов» будущого:

  • Чэнду Великий город (Китай) – 80-тысячный город разместится всего на 1,3 квадратных километров, будет полностью пешеходным и снабжаться возобновляемыми источниками энергии.
  • Масдар-Сити (ОАЭ) – тоже на основе возобновляемых источников энергии, от пыльных пустынных бурь будут защищать специальные стены, а от зноя специальные «зонты»-накопители солнечной энергии.
  • Плавучий город-государство (Французская Полинезия) – проект свободной экономической зоны, не привязанной к территории и имеющей свою криптовалюту.
  • Умка (Россия) – город-электростанция в Северном Ледовитом океане с полностью самообеспечивающей инфраструктурой.
  • Хазарские острова (Азербайджан) – система из 41 острова в Каспийском море, где, помимо обычной инфраструктуры, будут трасса для «Формулы-1», аэропорт и бульвар на 150 километров.
  • Аэквория (Бразилия) – город, полностью сделанный на 3D-принтере. Строения посреди океана планируется стилизовать под медуз.
  • Океанская Спираль (Япония) – подводный город, безопасный во время цунами и землетрясений.

Разумеется, управлять всем этим великолепием будут при помощи цифровых технологий. Больше о концепции «умного города» можно узнать из интервью урбаниста Алексея Новикова:

Главные признаки «умного города»:

  • Человекоцентричность.
  • Управляемость по современным технологиям.
  • Доступность и открытость для людей и идей.
  • Прозрачность для желающих узнать нюансы городских решений.
  • Гарантия защиты персональных данных.
  • Основа на интегрированных службах и инфраструктуре.
  • Проактивность в обучении и развитии горожан.

Тест на усвоение материала урока

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

В следующем уроке речь пойдет о городском дизайне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *