Стрит-арт против ЖКХ. Граффити в Воронеже

Многострадальный граффити-портрет Даниила Хармса в центре Петербурга после долгих споров и разбирательств все-таки закрасили фасадной краской. Почему в Петербурге так не любят творчество уличных художников, и как провести границу между шедевром и порчей городского имущества – разбирался «АиФ-Петербург».

Талантливые, необычные, порой весьма реалистичные
шедевры уличного искусства радуют горожан и гостей Воронежа. Однако общего
восторга от фасадной живописи зачастую не разделяют коммунальные службы. С
валиками и унылой краской они вступают в бой с мастерами настенных рисунков,
которые, в свою очередь, идут на принцип, отстаивая право самовыражаться на
полюбившейся поверхности. Как влияет стрит-арт на развитие городской среды и можно
ли легализовать граффити – разбирался журналист РИА «Воронеж».

Стрит-арт против ЖКХ. Граффити в Воронеже

Утром среды, 25 мая, на улице Ленина оказались разбитыми стеклянные стены двух автобусных остановок. От рук неизвестных, или неизвестного(ой), пострадали остановки «Детский сад «Жемчужинка» и «Микрорайон Восточный».

Стекла на этих остановках уже разбивали в 2022 году. А остановка «Детский сад «Жемчужинка» страдает от рук вандалов уже шестой раз. По поводу произошедшего в своем telegram-канале высказался глава Серовского городского округа Василий Сизиков:
«С начала 2022 года стекол на остановках повреждено более десяти. Разбитые вчера уже убрали, скоро поставят новые. Однако проблему это не снимает. Поскольку в бюджете не предусмотрены средства на бесконечное исправление очередных «подвигов» вандалов, направленные на ремонтные работы деньги могли пойти на установку новых комплексов».

Глава также напомнил, что за вандализм предусмотрена уголовная ответственность. «Напоминаю, что за вандализм положена уголовная ответственность. УГЗ ежегодно устанавливает новые видео-камеры работающие по системе “Безопасный город”. Ну а по последнему инциденту виновные были найдены при помощи бдительных прохожих», – пишет Сизиков. Как пояснила пресс-секретарь главы Дарья Мохова, под “последним инцидентом” Василий Витальевич имел в ввиду случай, когда стекло на остановке “Детский сад “Жемчужинка” разбили ученики начальных классов.

Двух ранее не судимых мужчин – 2002 и 2003 годов рождения – будут судить по статье Уголовного кодекса РФ, карающей за вандализм, совершенный группой лиц (ч. 1, 2 ст. 214 УК РФ). Намедни Серовская городская прокуратура утвердила обвинительное заключение по уголовному делу.

Как сообщает пресс-служба прокуратуры, по версии следствия, ночью 20 марта пьяные обвиняемые, находясь в общественном месте – остановочном комплексе «Лесозавод», являющимся частью улично-дорожной сети – беспричинно, выражая неуважение к обществу, общепринятым нормам морали и нравственности, совместно и согласованно произвели несколько выстрелов из пневматического пистолета по стеклу остановочного комплекса, отчего оно разбилось. С места преступления мужчины скрылись. Аналогичное преступление мужчины совершили 31 марта, когда, будучи в состоянии алкогольного опьянения, прогуливаясь по улицам города, поочередно «расстреляли» из пневматического пистолета еще два стеклянных остановочных комплекса. Управлению капитального строительства, на чьем балансе находятся остановочные комплексы, был причинен ущерб в сумме около 50 тысяч рублей. Представитель потерпевшей стороны заявил гражданский иск о взыскании ущерба.

Уголовное дело будет рассматривать мировой судья судебного участка №4 Серовского судебного района. Напомним, 25 мая мы писали, что в Серове в очередной раз повредили антивандальные остановки. От рук неизвестных, или неизвестного(ой), пострадали остановки «Детский сад «Жемчужинка» и «Микрорайон Восточный», расположенные по улице Ленина. – За вандализм положена уголовная ответственность, – отметил тогда мэр Серова Василий Сизиков.

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

Стрит-арт против ЖКХ. Граффити в Воронеже

Прошедшей ночью в Рассказове вандалы вырвали два дорожных знака и выбросили их в кусты. Инцидент произошёл на пересечении улиц Комитетской и Белинского, сообщили в администрации города.

Помимо материального ущерба для города, отсутствие дорожных знаков повышает риск дорожно-транспортных происшествий. Мотивы вандалов неизвестны. В настоящее время правоохранительные органы проводят оперативные мероприятия по установлению личности хулиганов.

Нарушителям грозит ответственность по ст. 33 КОАП РФ в виде штрафа от 5 до 10 тысяч рублей. Жителей города, располагающих информацией о происшествии и лицах, совершивших правонарушение, просьба обратиться к заместителю председателя комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения администрации города Дмитрию Сомову тел. 8(47531)22-504. Алина Макеева

корреспондент

Ещё новости о событии

Администрация города Белинского информирует о том, что сорок пятая сессия городского Собрания представителей города Белинского Белинского района Пензенской области состоится 3 августа 2022 года. 17:28 26. 2022 Белинский район – Белинский

Так, в УМВД России по городу Тамбову поступило заявление от 43-летней местной жительницы о том, что неизвестные путем обмана и злоупотреблением доверия похитили ее денежные средства. УМВД Тамбовской области

В Рассказово пляж “Чибизовка” подвергся вандализму. Этот факт был обнаружен матросом-спасателем. 4 августа в УМВД России по городу Тамбову поступило заявление от 48-летней жительницы Тамбова о том, что неизвестные путем обмана и злоупотреблением доверия похитили ее денежные средства. УМВД Тамбовской области

Круглую дату отмечает начальник управления здравоохранения Тамбовской области Марина Вячеславовна Лапочкина. Малярия поражает от 300 до 500 млн. людей и убивает более 1 млн. детей ежегодно. Городская больница №2

По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации число заболевших коронавирусом в РФ за сутки резко выросло с 9,5 тысяч до 14,6 тысячи.

Фольклорные мероприятия способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа С целью развития  у детей интереса к национальной культуре одежды, к обычаям старины,

В списoк самых необычных музеев России вошёл тaмбовский музей грeха (12+). ИА Тамбовский Репортер

Накануне в Мичуринске дали старт региональной эстафете «Миссия выполнима», посвященной 85-летию образования Тамбовской области и направленной на популяризацию и сохранение культурного наследия нашего региона. Администрация г. Мичуринска

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Аннотация. В данной статье представлена попытка рассмотреть современное направление уличного искусства. Появление в профессиональной терминологии дизайнеров такого художественного направления, как «стрит-арт», требует осмысления.

Ключевые слова: Стрит-арт, визуальное восприятие, визуальная культура, уличное искусство.

Актуальность: тема стрит-арта стала актуальной для критиков, рецензентов, специалистов по оформлению культурной среды города с самого начала своего существования (1960 – 1970-е годы). Актуальна она и по сей день. Но самое большое распространение пришлось на начало 2000-х. появилась определенная свобода по многим направлениям жизни, в том числе и стрит-арт завоевал свою нишу в городской среде.

Особенность этого вида «городского декора» в том, что человеку не нужно идти в галерею или на выставку. Стрит-арт украшает внешний вид старых городских стен, строительных заборов, заброшенных строений и даже целых заводских корпусов. Другое дело, какую идею, смысл и энергетику несут эти художественные композиции. Практика показывает, что подчас стены являются не «подиумом» для интересных цветовых и композиционных решений, а просто тренировкой (можно сказать и больше: нервным выплеском эмоций) для дилетантов и просто любителей порисовать.

Каждый человек способен оценить творения художников, и такой вид искусства не оставляет равнодушным никого. Стрит-арт вызывает бурные эмоции как у людей с техническим образованием, так и у людей с художественным образованием – ценителей искусства.

Что такое стрит-арт? Это ярко выраженный урбанистический стиль. Стрит-арт переводится с английского языка как «уличное искусство». Самой распространенным видом стрит-арта является «граффити», или, как его еще называют, «спрей-арт».

Сегодня уже стало очевидно, что уличное искусство «стрит-арт», кроме «граффити», за эти годы освоило и другие формы «украшения» городской среды, сформировало свой набор способов и техник украшения улиц и площадей, скверов и парков. Например, цветовое разнообразие вносят постеры, различные скульптурные инсталляции, расклейка стикеров и плакатов, грандиозные настенные росписи (мурали), окутывание зданий и сооружений в материю или ткани, проецирование видео на строение или пустыри, городская герилья, флеш-мобы, инсталляции под открытым небом.

Как правило, в каждой своей работе серьезный уличный художник оставляет свой «уникальный знак» или логотип, дабы быть узнаваемым. Главная цель стрит-арта не присвоить территорию, а донести смысл до человека, показать сюжетную линию. В изображениях важна каждая деталь, линия, пятно, цвет.

Обзор учебной и специальной литературы

Тезис 2. Выносить свои творения на обозрение миллионам большой риск. Это понесет за собой либо признание, либо провал. Как известно, в первое время мало кто понимал, какую идею несет в себе уличное искусство, что это? Протест или способ самовыражения художника?

Такое бунтарство нередко используется в целях личного карьерного продвижения. Некоторые уличные художники обращаются к стрит-арту ради рекламной раскрутки, ради того, чтобы познакомить потенциальных спонсоров с особенностями своей манеры и тем самым привлечь их для реализации будущих коммерчески прибыльных проектов уже вне уличного пространства. Стрит-арт внутренне противоречив и полемичен. Всегда ли он относится к территории искусства, пусть и распространенной на неблагополучные участки городского ландшафта? Может, зачастую он является просто способом волеизъявления экстремальных молодежных субкультур, подчас ультраправого или профашистского толка?»

Существует немало примеров стрит-арта в качестве рекламы. Также известны случаи, когда стрит-арт переступает границу искусства и переходит в яркий пример вандализма. Тем не менее, не следует однозначно утверждать, что этому направлению не место в нашем мире. Существует много оригинальных работ, которые благожелательно воспринимаются жителями города или села.

Журналист и блоггер из Нью-Йорка Каролина А. Миранда написала статью о стрит-арте в известный американский журнал о современном искусстве «ARTnews». Журнал издается с 1902 года в 120 странах и является влиятельным медиа в мире искусства. Издание впервые за долгое время опубликовало подробный материал об уличном искусстве, что, безусловно, говорит о возрастающем интересе мирового арт-сообщества к этой теме. Каролина А. Миранда пишет: «Размышляя о стрит-арте, люди сразу представляют мультяшных героев или конструктивистские узоры, или бесконечное число символов различных стрит-художников, незаконно красующихся во всем мире. Но тенденции меняются. Сейчас молодые художники переходят от бесконечного неосмысленного теггинга к более концептуальным и насыщенным смыслом, абстрактным и объёмным работам. Уличное искусство больше, чем «детище граффити»: оно содержит культурно- историческую ценность».

Читайте также:  Окру ру армавир и омру

Месседж (или послание) в художественной версии граффити никогда не написано прямым текстом. За всеми работами стоит скрытый смысл. Возможно, не все его могут прочитать, но стрит-арт начинает обращать на себя внимание коммуникативным потенциалом.

Каждый, кто видел разрисованные художником объекты, не мог не заметить, что выполнены они достаточно просто. И так как днем выполнять эти работы опасно, ибо многие сочтут это за вандализм, то большинство даже самых известных современных представителей стрит-арта творят в ночное время, когда никто им не мешает.

Сами же художники убеждены, что уличным искусством может заниматься каждый. Нередко встречаются профессионалы этого направления без специального художественного образования. Практика показывает, что многие удачные композиции стрит-арта выполнили самодеятельные художники.

Можно с уверенностью сказать, что «Стрит-арт» уже имеет собственную историю развития, различные формы и способы выполнения. Необходимо преподавать дизайнерам, как самостоятельную дисциплину, хотя бы для того, чтобы уточнить цели, смыслы и мифы о ночных художниках. Стрит-арт сегодня необходимо изучать, как оригинальный творческий и коммуницирующий в городской среде фрактал в мире искусства.

Вывод. Неважно, где и каким образом размещены те или иные объекты стрит-арта. Их задача – донести некий посыл до зрителя, чтобы ему захотелось рассказать об увиденном «художественном послании» каждому. Данное направление искусства развивается на сегодняшний день и приветствуется с большим энтузиазмом.

Идейно-ценностный потенциал художественного произведения может быть оценен как посыл для зрителя. Существует мнение, что в большинстве объектов стрит-арта основная идея – противостояние закону. Такой тренд действительно наблюдался в первой волне «граффити». Потом художественный компонент стал все больше увлекать как исполнителей, так и массового зрителя, к галереям уличного искусства пришли грамотные дизайнеры, понимающие роль контура и цветовых сочетаний, значение конфигураций и пластики букв, единство стиля графической композиции, семантики знака, логотипа. Сегодня многие работы уже украшают наши улицы и старые здания. И нам это нравится.

  • Ткалич. С.К. Курс лекций и практикум по предмету «Основы исследовательской деятельности» Осенний семинар 2014. Кафедра дизайна. МГГУ имени М. А. Шолохова.
  • Ткалич С.К. Роль цвета в формировании визуальной культуры современного мегаполиса. Статья. //Консалтинг в образовании и управлении: коллективная монография. Т.1. М.: ИИТ МГУС, 2007. С.140-144. ISBN 978-5-94857-037-2.
  • Фазылзянова Г.И. Художественный текст как объект понимания // Человек в мире культуры: исследования, прогнозы. – М.: ВИНИТИ, 2007. – С. 314-318.
  • Фазылзянова Г.И. Смысл как продукт коммуникативной ситуации понимания. Статья. // Вестник МГУКИ.– 2009. – № 2, 2009. – С. 8-13.

Неоцененные
подарки

В начале июня 2021 года коммунальщики схлестнулись с
уличными художниками в битве за трансформаторную будку на улице Ворошилова. Сотрудники комбината благоустройства Советского района закрасили стрит-арты Graffiti и «Новости», которые месяцем ранее создали сооснователь галереи
«Дай пять» Миша Гудвин, Михаил Добровольский и екатеринбуржец Владимир Абих в
рамках сотрудничества воронежских уличных художников с коллегами из других
городов. Спустя два дня после уничтожения рисунков художники ответили чиновничьей
машине новым граффити – на сей раз на будке появилось уже не красочное
изображение, а нарочито неаккуратно выведенные надписи, посвященные сотрудникам
комбината. Как признались художники, они сделали это специально, чтобы
коммунальщики закрасили стену более тщательно, а не тяп-ляп как в первый
раз.

Еще одна нашумевшая история случилась в Воронеже
весной этого года. Тогда против стрит-арта «Маятник Фуко», нарисованного
художником Яном Посадским на стене дома на улице Орджоникидзе, 8, выступил
собственник здания.

Стрит-арт против ЖКХ. Граффити в Воронеже

Несмотря на общественную поддержку, которую неравнодушные
горожане выразили в опросе, проведенном мэрией в соцсетях, сохранить работу не
удалось. Менее чем через две недели после презентации Посадский собственноручно
«казнил» свое детище. Спустя несколько дней он сделал копию граффити на подпорной
стене рядом с Покровской церковью на спуске ко Дворцу творчества детей и
молодежи. Там восстановленный «Маятник Фуко» красуется по сей день и вроде
никому не мешает.

Стрит-арт против ЖКХ. Граффити в Воронеже

– Закрашивать работу было не обидно. Это ж стрит-арт: он появляется и разрушается, уничтожается, закрашивается, как и любая другая интервенция в городе. Конечно, я бы хотел, чтобы мои работы жили хотя бы месяц-два, чтобы они были сделаны не зря, чтобы зритель офлайн мог познакомиться с ними. В любом случае история получилась забавной. Когда работа подверглась уничтожению и все об этом узнали, это придало ей большей ценности. Никто ж не знал, что «Маятник Фуко» потом будет воссоздан. Я сам нашел ему новое место – никому не нужную, ничейную, маргинальную, «затэганную» стену. Ничейных стен у нас в городе в принципе много, но мало среди них красивых и живописных, с которыми можно поработать. Недавно администрация Советского района предложила мне расписать какой-то оставшийся от стройки забор за домом. Чиновники решили, что, если раскрасить этот забор, он станет «покрасившее». Но я считаю, что легитимизировать таким способом заборы – ужасное дело. Тем самым вы констатируете, что это нормально, что этот забор будет с нами еще долго, вместо того, чтобы поставить жильцам красивый забор с прутьями. Это вроде оправдания, что у префектуры нет денег на новый современный забор, поэтому любуйтесь, жители, на раскрашенный старый. Вдобавок мне не понравилась предложенная тематика изображения – они хотели видеть на заборе летчиков-героев Великой Отечественной войны, какие-то бомбежки и самолеты. Это тиражируемая типовая история, которая делается во всех городах и поддерживается государством. Такие граффити создают искаженное представление о паблик-арте. Я делал проект с азбукой Морзе – это как раз альтернатива тому, как можно говорить о войне современным языком.

По
закону

Вообще, официальных правил согласования и нанесения
граффити в России нет. Их в правительстве и мэрии каждого города разрабатывают
сами. Например, в Москве и Санкт-Петербурге художникам нужно пройти «семь
кругов» ада, чтобы получить от властей добро на граффити. Если действовать
официально, то нужно подать заявление в Департамент жилищно-коммунального
хозяйства, предоставить паспорт, согласие собственников нежилого здания или
половины собственников помещений жилого дома, получить техническое заключение о
состоянии стены, где должно появиться граффити. К письму требуется приложить дизайн-проект
будущего стрит-арта, пояснительную записку с адресом, параметрами будущего
рисунка и способом его нанесения. Будущее граффити еще должно вписываться в
перечень тем, утвержденных властями: наука, история, спорт, искусство и
выдающиеся деятели. Заявку в течение 30 дней будут рассматривать профильные
департаменты, отвечающие за городское имущество, культуру и культурное
наследие, архитектуру, а также сотрудники мэрии и префектуры округа.

Стрит-арт против ЖКХ. Граффити в Воронеже

Понятное дело, что мало кто из художников желает
проходить столь сложные процедуры регистрации своего творчества. Поэтому расписывают
стены домов нелегально, несмотря на предусмотренную законом административную ответственность. Нелегальное граффити можно квалифицировать и как порчу чужого имущества, и как
мелкое хулиганство, а то и как вандализм и экстремизм. За последние два, к
слову, предусмотрено уголовное наказание.

В Воронеже судебных практик с уличными художниками еще
не было. Как и региональных правил, которые могли бы официально регулировать
деятельность граффитчиков.

Глас
народа

После истории со злополучной будкой на Ворошилова в
горадминистрации рекомендовали художникам сообщать в мэрию о появившемся в том
или ином месте стрит-арте, который заслуживает сохранения. А решать, сохранить
или убрать рисунок, предложили рядовым горожанам путем голосования в соцсетях.

– Никакая муниципальная служба специально не устраняет работы уличных художников. Сотрудники комбинатов благоустройства целенаправленно закрашивают только надписи определенного рода. Все остальные рисунки, появляющиеся на стенах и заборах в зоне их ответственности, убираются планово. У нас уже был опыт применения рабочего механизма по таким ситуациям. Яну Посадскому было предложено такое решение: если работа незаконно нанесена на объект – художник может сообщить в администрацию города. Если объект муниципальный, работу поставят на голосование в социальной сети «ВКонтакте». Если подписчики, которых больше 13 тыс. , проголосуют за сохранение, то можно обсудить с комбинатом благоустройства возможность сохранения работы. Как только она износится или обветшает, станет некрасивой, облезет, попросим авторов самостоятельно либо обновить, либо вернуть стену к первоначальному виду. Если проголосуют против, то справедливо будет, если автор самостоятельно ее уберет, чтобы не расходовать средства муниципального бюджета, – объяснили корреспонденту РИА «Воронеж» в мэрии.

Ян Посадский раскритиковал эту идею.

– Голосование – это абсолютный бред, – считает
художник. Выносить вердикт работе должны специалисты департамента культуры или
архитектуры, где есть эксперты конкретно по уличному искусству. Они также могут
стимулировать появление паблик-арта в городе, инициировать фестивали уличного
искусства. У меня есть амбиции и планы провести фестиваль паблик-арта в Воронеже
в следующем году и показать, как это можно делать на примере того же Нижнего
Новгорода или Екатеринбурга, где подобные мероприятия практикуются уже
десятилетия. А у нас было пару фестивалей в 2013 и 2014 годах, и все заглохло. Воронежским чиновникам лень заниматься стрит-артом, у них в приоритете другие
задачи. У меня, например, есть идея расписать арку у остановки «Кольцовский
сквер», даже эскиз готов. Работа посвящена известной байке о приземлении инопланетян
в воронежском парке «Южный» в 1989 году. Арка удачно выходит на заведение с надписью
«Млечный путь», его вывеску я собираюсь обыграть в работе – сделать флуоресцентной
краской некое космическое пространство с небосводом. Эскиз есть, описание есть,
а движений никаких. Префектура Центрального района поддержала проект, в мэрии
тоже вроде как одобрили. Пообещали мне провести встречу с жильцами дома, чтобы
получить от них согласие на роспись. Но собрание никто в итоге так и не организовал. Наверное, чиновники считают, что это я должен напечатать листовки, расклеить, собрать
жильцов, всех убедить.

Читайте также:  Новости по проектам городской среды и ЖКХ

Замороженные
проекты

В июле 2020 года Ян Посадский встречался с мэром
Воронежа Вадимом Кстениным. Художник представил градоначальнику три проекта,
которые в будущем могли быть реализованы в городе: Achtung minen!, «Улыбка» и
«Река Воронеж». Самый простой в реализации проект – это Achtung minen!
(«Осторожно, мины!»), надпись азбукой Морзе, которую Ян предлагал разместить на
здании Дома связи. Существует легенда, что такая надпись в годы войны была
над лестницей в подвал этого здания, где располагались телеграфные аппараты и
аккумуляторные батареи. Она испугала немцев и, возможно, спасла оборудование. Проект
«Река Воронеж» предполагал нанесение геометрической абстракции, символизирующей
силуэт исторического русла реки Воронеж, на одно из зданий ТЭЦ-1. Оно по своим
габаритам схоже с Петровским яхт-клубом («Цейхгаусом»), который находился
напротив объекта – на Петровском острове. Проект работы «Улыбка» Посадский
думал реализовать на проспекте Революции напротив площади Победы, где ранее
располагалось незаконное кафе. В нем художник предлагал объединить воспоминания
горожан о кафе «Улыбка», которое появилось в середине прошлого века у
Помяловского спуска и имело интересную вывеску, а также знаменитую на весь мир
улыбку первого космонавта Юрия Гагарина, корабль которого на орбиту выводили
двигатели, в том числе воронежского производства.

Спустя год ни один из трех проектов Яна Посадского так
и не был осуществлен.

– С «Рекой» возникла проблема из-за линии высоковольтных
проводов, которые во время росписи потребовалось бы на несколько часов
отключить. Проект Achtung minen! зарубил на корню «Ростелеком», офис которого
располагается в этом здании. А проект «Улыбка», надеюсь, будет все же
реализован в рамках второй очереди благоустройства проспекта Революции – во
всяком случае в мэрии мне пообещали.

Между уличными художниками и властями должно быть
доверие и взаимовыгодное сотрудничество. Мы, как эксперты в паблик-арте, можем
предложить интересные проекты, а чиновники должны помочь нам в легализации
площадки под роспись, продвигать и использовать стрит-арт как бренд города. А по
сути, уличным искусством мы практически забесплатно делаем благоустройство
города и привлекаем в него туристов.

Правила
игры

Мэр Воронежа Вадим Кстенин:

Стрит-арт против ЖКХ. Граффити в Воронеже

– К уличному искусству я отношусь положительно, как, собственно говоря, и к установке различных памятников. Но все эти вещи нужно делать системно. Нельзя пропагандировать ту культуру, которую большинство людей не поддержит. Я не говорю о том, что надо согласовывать, потому что художники – они так видят. Но какие-то рамки все-таки должны быть. Должны быть места, четко понятные нам, чтобы потом не приходилось с кисточкой приходить и закрашивать. Поэтому лучше, когда есть диалог с представителями той или иной культуры. Пожалуйста, реализовывайтесь! Рассказывать человеку, как и что делать, мы уж точно не будем. Но, по крайней мере, мы должны понимать тематику и что он хочет этим сказать, что он хочет донести этим. Если это не популяризирует наш город, а наоборот, у людей вызывает чувство неприязни к нему, думаю, это неправильно. Мне очень не понравилась история с опорами на мостах, потому что это из разряда «бомбить Воронеж». У нас все-таки гораздо больше приятных вещей.

Андрей Еренков, руководитель департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области:

Стрит-арт против ЖКХ. Граффити в Воронеже

– Глубоко поддерживаю стрит-арт. Это такое направление современного искусства, которое создает городские приметы и влияет на локальную идентичность. Особенно это касается больших городов, миллионников в частности. Поэтому стрит-арту надо помогать развиваться. А начать надо с того, чтобы представители уличного современного искусства и представители коммунальных структур организовали некую рабочую встречу, сели за стол переговоров и нашли компромисс. Коммунальщик не обязан быть специалистом в современном искусстве. Если он видит на стене какое-то несогласованное изображение, он его закрашивает. Он не думает, красиво это или не красиво, какой смысл рисунок в себе несет. Всегда есть риск, что граффити на стене может оскорбить чьи-то чувства, а сейчас этим вообще принято манипулировать. На месте коммунальщика я бы так поступал: увидел на стене будки изображение непонятного содержания – вместо того, чтобы спешить его закрашивать, я бы сигнализировал в департамент культуры, чтобы специалисты дали оценку – нет ли в изображении ничего оскорбительного. Но вообще я за то, чтобы граффити сохраняли. Очевидно, что нужно выработать правила игры на уровне городской администрации и самых заметных представителей современного искусства. Это не снимет проблему, когда стены просто бомбят тэгами – это уже вандализм. Но когда люди, вроде Яна Посадского, делают осознанное художественное высказывание, это надо поддерживать. Можно провести ревизию свободных городских поверхностей, которые могли бы стать «холстами» для стрит-арта.

Александр Кукин, заместитель руководителя департамента предпринимательства и торговли – начальник отдела развития туризма Воронежской области:

Стрит-арт против ЖКХ. Граффити в Воронеже

– Стрит-арт может стать одной из фишек города. Хорошее, правильно организованное уличное искусство позволяет наглядно рассказать жителям города какие-то уникальные моменты из истории, познакомить гостей Воронежа с местными легендами. История с уличным искусством мне настолько нравится, что мы даже подумываем организовать конкурс стрит-арта. Эта идея мне кажется интересной и перспективной.

Граффити-художник Денис Копытов – автор рисунков с
персонажами мультфильма «Котенок с улицы Лизюкова – 2» студии Wizart Animation на
стене детской площадки в Никитинском сквере, граффити с изображениями мамонта
из Костенок, видовых мест Воронежа и картин, посвященных Великой Отечественной
войне на заборе напротив Железнодорожной поликлиники на улице Фридриха
Энгельса, портрета летчика Романа Филипова на трансформаторной будке напротив
дома №33 на улице Студенческой, мурала с медиком из красной зоны с младенцем
на руках на стене Воронежской областной детской больницы №1 на улице
Ломоносова, 114, и автор эскиза стрит-арта трудовых будней врачей, борющихся с
COVID-19, на стене 2-го корпуса областной клинической больницы №1 (Московский
проспект, 151). Полгода назад Денис переехал жить в Европу.

Стрит-арт против ЖКХ. Граффити в Воронеже

– Идея мэрии Воронежа с голосованием за
работы в соцсетях мне кажется неудачной. В группе состоит всего 13 тыс. человек, а в городе
проживают больше миллиона! Так что это нечестное голосование, мнение
большинства в нем не будет учтено. Я считаю, художнику проще самому
договориться с собственником здания, на котором он хочет разместить граффити,
можно даже заключить договор на выполнение работ. Последние девять лет, что жил в
Воронеже, я рисовал легально и никаких конфликтов с заказчиками у меня не
возникало. Не помню случаев, чтобы мои работы закрашивали коммунальщики. Вандалы
портили, было дело. Кто-то баллончиками нанес странные фразы на мое граффити с
мамонтами. Было неприятно. На этой поверхности я работал больше двух недель и днем,
и ночью. Закончил очередной этап работы в четыре часа утра. А в восемь мне уже
сообщили, что часть моего изображения испорчена. Пришлось переделывать.

Граффити-художник Denis Gramm – автор нашумевшего
любовного стрит-арта «Хорошая девочка Лида» на улице Хользунова, портрета
летчика, Героя Советского Союза Александра Авдеева на стене теплоузла в Новой
Усмани, портрета вокалиста группы The Prodigy Кита Флинта на стене клуба «12»
(улица Космонавта Комарова, 1а). Денис считает, что важен диалог между
художниками и представителями власти.

– Надо встретиться художникам с представителями мэрии
и конструктивно поговорить. Если мэрия выделяет средства на серую краску
коммунальщикам, можно дать эти деньги художникам, чтобы они купили и рисовали
цветной краской. Уличное искусство, бесспорно, украшает город, любая картинка
на фасаде здания интереснее и порой красивее рекламы. В Воронеже мало хороших
дизайнеров, способных сделать город привлекательнее, поэтому нужно развивать
стрит-арт. Думаю, муралы и пейзажи всем бы понравились, какие-то замысловатые,
нестандартные, может, даже абстрактные граффити тоже привлекательны. Конечно,
эскизы нужно согласовывать с жильцами дома, им же на эти «художества» каждый
день смотреть придется.

Стрит-арт против ЖКХ. Граффити в Воронеже

Виктория Тимошкина, директор клуба «12»:

Стрит-арт против ЖКХ. Граффити в Воронеже

Михаил Меркулов, ресторатор, учредитель party bar & jigger house «Хлам»

Стрит-арт против ЖКХ. Граффити в Воронеже

– Бару скоро восемь лет, граффити внутри заведения и на входной группе придумали почти с момента основания – их делает наш постоянный художник Евгений Igba. Так как мы позиционируем себя как коктейльную и рок-н-ролльную Мекку, все изображения у нас выполнены на эти темы. Изначально гостей встречал на входе огромный портрет Сергея Шнурова. Но после того, как он спел с рэпером Фейсом, мы посчитали, что он предал русский рок и во время очередной вечеринки просто взяли краску и зарисовали его. А на следующий день на этом месте нанесли портрет Юрия Хоя. Потом мы реабилитировали Шнура и нарисовали его с другой стороны барной стойки. В зале у нас много самых разных граффити – от репродукций картин Васи Ложкина, который у нас выступал, до портрета знаменитой актрисы фильмов для взрослых Саши Грей. Время от времени на старые рисунки наносим новые. Бывает, от стен кусочки штукатурки откалываются, и мы маскируем дыры граффити. Три года назад нам пришла идея оформить рисунками одну стену арки. Решили изобразить там в черно-белой гамме великих рок-музыкантов, которых уже нет с нами. Так появилась «Аллея славы рок-н-ролла» с портретами Курта Кобейна, Юрия Хоя, Джона Леннона, Честера Беннингтона, Егора Летова, Виктора Цоя, Михаила Горшенева. Арка стала в своем роде туристической достопримечательностью – ежедневно огромное количество людей фотографируются на фоне этого граффити. Планируем задействовать и вторую стену под портреты культовых рокеров – к сожалению, есть кого изобразить. У нас никогда не было конфликтов с чиновниками из-за граффити – бар находится во внутреннем дворике и рисунки не видно с центральной улицы. Так что нам в этом плане повезло. Думаю, если бы вход размещался со стороны улицы, вряд ли бы нам позволили так разрисовать фасад. Хотя я считаю, что граффити украшают заведения. У нас большое количество серых заборов и вообще серости и грязи. Например, из окна моей квартиры видно здание Мехзавода. Каждый раз я смотрю на него и думаю: как же было хорошо, если бы его серые стены перекрасили в яркие цвета. Мне хочется добавить краску в жизнь. Когда все яркое, желтое, красное, оранжевое – настроение улучшается. Местные ребята рисуют крутые рисунки, многие граффити становятся культурной достопримечательностью. Мне очень нравится работа с Романом Филиповым – это отличная идея изобразить героя, чтобы люди знали и помнили о его подвиге. На улице 9 Января круто преобразили муралом с Искателем серую пятиэтажку. Мне понравилось предложение мэрии привести к единому стилю вывески заведений на проспекте Революции, это будет красиво. Граффити тоже должны вписывать в концепцию здания, улицы, чтобы изображения не выглядело аляповатыми. Поэтому, считаю, художники должны согласовывать свои работы с властями и собственниками зданий. Но это очень сложная процедура, по крайней мере сегодня.

Читайте также:  Основные понятия. Глава 12. Городская среда и здоровье человека — Студопедия

Стрит-арт против ЖКХ. Граффити в Воронеже

Бились шесть лет и проиграли

Портрет Хармса появился на улице Маяковского почти шесть лет назад, в 2016 году. Авторами работы стали художники Паша Кас и Павел Мокич, которые приурочили ее к 74-летию со дня смерти писателя. В доме № 11 поэт прожил последние 15 лет до ареста.

Буквально через месяц администрация Центрального района направила в ТСЖ «Маяковского, 11» письмо с требованием удалить несанкционированный рисунок с фасада. Но граффити тогда так и не закрасили. Арт-объект полюбили местные жители, а для туристов он стал местом притяжения. Однако 26 октября 2021 года Дзержинский районный суд обязал коммунальщиков закрасить портрет Хармса, удовлетворив требования представителей районной администрации.

Тогда чиновники заявляли, что вынуждены были пойти на этот шаг, так как получили жалобы от местных жителей. При этом со стороны администрации в адрес ЖКУ неоднократно поступали предложения легализовать арт-объект, однако ответственная за состояние дома компания ничего для этого не сделала.

Жители дома № 11 (на недовольство которых ссылались районные власти) публично выступили против закрашивания портрета. Горожан поддержали многие общественные и культурные деятели, в том числе гендиректор Эрмитажа Михаил Пиотровский и экс-губернатор города Георгий Полтавченко. Председатель Законодательного собрания Петербурга Александр Бельский предложил регламентировать процесс нанесения граффити, признав городской достопримечательностью арт-объект на улице Маяковского.

Чтобы защитить арт-объект от валиков и кистей коммунальщиков, небезразличные петербуржцы запустили онлайн-петицию с требованием не допустить уничтожения портрета. Однако в феврале 2022-го появилась информация, что сохранить граффити не удастся, а вместо него появится световая проекция, посвященная писателю.

Но удалить с первого раза изображение Хармса коммунальщикам, судя по всему, не удалось. Какое-то время на месте арт-объекта можно было увидеть безобразное цементное серое пятно, за которым проглядывали очертания поэта. Петербуржцы были возмущены. В сети они назвали действия коммунальных служб вандализмом.

Стрит-арт против ЖКХ. Граффити в Воронеже

И кто тут вандал?

Печально закончившаяся эпопея с граффити-портретом Хармса не уникальна для Северной столицы. Коммунальные службы города не раз «спасали» городские стены от арт-объектов, несмотря на протесты местных жителей. Напомним читателям лишь о самых громких случаях за последнее время.

Так, к 200-летию Федора Достоевского на стене в Кузнечном переулке появилось граффити с изображением писателя. Объект почти сразу полюбили туристы, однако городские службы оперативно закрасили несогласованный рисунок. Активисты тогда решили восстановить портрет Федора Михайловича, аккуратно отмыв граффити от фасадной краски. Но долго арт-объект не просуществовал. Представители жилищного комитета объяснили это тем, что в Петербурге достаточно культурных объектов, увековечивающих память писателя, и напомнили горожанам про световую проекцию Достоевского в Кузнечном переулке, д. 2/5. Чиновники не преминули отметить, что «самовольное и хаотичное размещение граффити оказывает негативное влияние на архитектурный облик Санкт-Петербурга, снижает эстетические качества городской среды, является актом вандализма в отношении архитектурных объектов».

Похожая история произошла напротив квартиры Иосифа Бродского в доме Мурузи. Уличный художник Олег Лукьянов создал граффити-портрет поэта на стене на улице Пестеля в день его 80-летия. Однако инициативная завхоз школы № 189 распорядилась закрасить арт-объект, который оказался на территории учебного заведения.

Но, наверное, самой громкой и продолжительной оказалась «битва» во дворе дома № 6 на улице Полозова. В 2011 году уличный художник Нельсон Искандарян создал там настоящее арт-пространство – он расписал стены дома, а брошенные велосипеды, автомобили и игрушки превратил в инсталляции. Незамеченным такое преображение не осталось – двор стал городской достопримечательностью.

Стрит-арт против ЖКХ. Граффити в Воронеже

Гости и жители Петербурга, вероятно, и дальше бы любовались необычным местом, если бы в 2017 году между жильцами дома не разгорелся конфликт – часть из них устали от толп туристов и настаивали на том, чтобы стены здания вернули в их изначальное состояние.

После долгих споров от необычной достопримечательности в Петроградском районе все же решили избавиться. Коммунальщики закрасили яркие изображения, созданные Нельсоном. Однако уже в 2021 году художник решил вернуть двору утерянную индивидуальность. На этот раз в создании арт-пространства ему помогали петербуржцы, подарив банки с красками.

«Фикция и популизм»

Ежегодно в Северной столице под кистями коммунальных работников оказываются десятки, если не сотни, арт-объектов. Корреспондент «АиФ-Петербург» пообщался с художником и граффити-артистом Михаилом Голодяевским, известным под псевдонимом Wakos, и попытался разобраться, в чем заключается ценность стрит-арта и нуждается ли он в защите.

«Если говорить об уничтожении портрета Даниила Хармса в центре Петербурга, то произошло совершенно обычное дело. Когда коммунальщики планируют что-то закрасить, они это закрашивают, как только стихнет общественная дискуссия. Оценивать уровень закрашенной работы не буду, но она за эти годы успела стать частью городского пространства. Все к ней привыкли, и эстетически рисунок был куда приятней, чем та проекция, которой его заменили. Но это вопрос вкуса, которым муниципальные службы никогда не обладали», – считает Михаил Голодяевский.

Он отметил, что сегодня коммунальщики имеют полное право закрашивать несанкционированные рисунки на стенах городских зданий. И то, что так происходит не всегда, объясняется необходимостью согласовывать свои действия.

«В любом случае в Северной столице ситуация со стрит-артом обстоит в разы лучше, чем в Москве. Там закрашивают все и сразу. У нас же это происходит только после проверок и четкой команды сверху», – рассуждает граффити-артист.

Стрит-арт против ЖКХ. Граффити в Воронеже

Михаил также напомнил, что от чиновников нередко можно услышать обещания о создании так называемых легальных спотов для уличных художников. Однако делаются такие заявления, как правило, перед выборами или назначениями новых управленцев. Организация же легальных мест для рисования не столь эффективна – такие пространства превращаются в хаотичную кашу из недолговечных, перекрываемых самими же художниками работ.

«Практика показала, что попытка наладить диалог с художниками – фикция и популизм. А граффити или живой стрит-арт успешно существуют и вне легального поля. Более того, постоянное уничтожение рисунков коммунальными службами является привычным и принятым художниками правилом игры. Легализация стрит-арта, на мой взгляд, бессмысленна. Полная легализация невозможна в принципе, частичная – предполагает создание каких-то комиссий, оценивающих ценность конкретной работы, что уже абсурдно. Существует вполне легальное и коммерчески успешное направление мурализм (роспись фасадов зданий), однако оно к стрит-арту относится опосредованно.

Каждый день уничтожаются десятки, если не сотни рисунков. И то, что обыватель замечает и осуждает пропажу только комфортных для него и понятных ему работ, вроде закрашенного Цоя или еще кого-нибудь, сути не меняет. Людям, далеким от искусства, как правило, важна исключительно декоративная составляющая работы. Художнику же – культурная. Иногда они все-таки сочетаются», – заключил Михаил Голодяевский.

Стрит-арт против ЖКХ. Граффити в Воронеже

Как договариваться?

Частично согласен с такой позицией музыкант, поэт и предприниматель Денис Быстров, развивающий сегодня свой коммерческий проект, связанный с городскими трансформациями. По его мнению, когда уличные художники создают что-то несогласованное с властями, они понимают, что рано или поздно работу закрасят. История с портретом Хармса длилась около шести лет – это большой срок для нелегального арт-объекта.

По мнению собеседника издания, в таких вопросах в первую очередь важно мнение горожан. В идеале абсолютно всех жителей должна устраивать та или иная работа.

«Допустим, художник захотел нарисовать чей-то портрет на доме. Он должен в первую очередь донести ценность своей идеи до остальных. А если я не хочу, например, Хармса у себя на доме? Я хорошо отношусь к нему, но конкретно на своем доме его изображение видеть не хочу. И я знаю, что десяток или даже сотня жителей моего комплекса тоже этого не хотят. Почему тогда он должен появиться?

То есть в городской среде всегда возникает конфликт. Конфликт может быть разрешен только через совместное творчество. Вот у вас в доме, условно, тысяча человек, вам всем необходимо договориться. Причем надо не выяснять мнение большинства, а добиваться консенсуса, когда абсолютно все жильцы скажут: «Да, это нас устраивает», – объяснил Денис Быстров.

Эксперт поспешил добавить, что искать консенсус необходимо и на уровне города, однако сегодня не существует таких платформ, на которых смогут прийти к общему решения миллионы жителей Северной столицы. Именно поэтому, как правило, все и за всех в вопросах городской среды решают чиновники. По мнению Дениса Быстрова, сегодня уличным художникам, конечно же, нужны площадки для самовыражения. Но защищать свои интересы представители стрит-арт-культуры должны сами. Объединение художников могло бы представлять интересы сообщества и коллективно их отстаивать.

Стрит-арт против ЖКХ. Граффити в Воронеже

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *