«Стандарты для «умных городов» создают единые подходы к управлению»

Национальный проект «Жильё и городская среда»

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 февраля 2019 года; проверки требуют 43 правки.

РеализацияПравить

Руководитель нацпроекта «Жильё и городская среда» до 2020 года, экс-министр строительства и ЖКХ РФ В. Якушев

Руководитель нацпроекта «Жильё и городская среда» c 2020 года, министр строительства и ЖКХ РФ И. Файзуллин

Развитие городов пойдет по новым правилам

Минэкономразвития разработало стандарты комплексного развития городских территорий

«Стандарты для «умных городов» создают единые подходы к управлению»

Дома не выше девяти этажей – новый стандарт комплексной застройки / Евгений Разумный / Ведомости

Минэкономразвития (МЭР) разработало новый механизм комплексного развития территорий в российских городах. Существующие инструменты, по мнению ведомства, не востребованы муниципалитетами: зоны комплексной застройки предусмотрены в правилах землепользования всего в 154 городских поселениях, что составляет только 7,3% от их общего числа. Новый механизм, предлагаемый МЭР, призван расширить эту географию.

Он подразумевает, что жилищное строительство должно быть полностью обеспечено общественным транспортом, инфраструктурой и социальными объектами (действующий механизм лишь предусматривает такую возможность). При этом доля жилой застройки по новым правилам не должна превышать 80%, а этажность рядовых зданий – 9 этажей. То есть застройщик обязан будет позаботиться о наличии общественных и деловых пространств.

Разработкой планов застройки будут заниматься регионы: субъекты Федерации должны готовить документацию, определять собственников зданий и земельных участков, чьи интересы может затрагивать редевелопмент, составлять эскиз застройки. После оценки этих документов экспертами, в том числе МЭР и Дом. РФ, начнется разработка концепции реновации с проведением общественных слушаний, а затем и непосредственно реализация проекта.

Такой порядок, по мнению экспертов МЭР, позволит упростить взаимодействие между ведомствами, сократить сроки подготовки градостроительной документации и усовершенствовать механизм изъятия объектов и земельных участков для реновации. «Увеличивать объемы жилищного строительства можно разными способами, – отметил в комментариях «Ведомостям» управляющий директор Дом. РФ Анатолий Азизов. – Можно растягивать города, вовлекая новые территории. А можно использовать тот резерв, который в избытке есть в каждом российском городе. Это так называемые ржавые пояса, кварталы с огромными гаражными массивами, стихийно организованными парковками, морально устаревший жилой фонд, заброшенные промышленно-складские территории».

Редевелопмент городских центров, по его словам, позволит обеспечить новые рабочие места, дополнительные поступления налогов в бюджет, даст новые возможности для развития малого бизнеса в жилых районах. «Внедрение этого механизма, по нашему мнению, повысит интерес частных инвесторов к реализации проектов развития территорий, – считает Азизов. – Он делает понятным диалог инвестора с населением и властью. Сейчас отсутствие понятных критериев означает затянутые сроки реализации проекта, а сроки для инвестора – это деньги».

Президент ассоциации «Национальное объединение строителей» Антон Глушков отметил, что в настоящее время различные механизмы застройки – в частности, развития застроенных территорий и комплексного развития территорий – зачастую взаимно исключают друг друга. «Реальная городская застройка, как правило, является смешанной, что не позволяет в чистом виде использовать тот или иной режим развития, – объяснил Глушков. – Это, в свою очередь, вынуждает дробить территорию на несколько частей, что снижает инвестиционную привлекательность таких проектов».

Планируется, что пилотным городом для отработки нового механизма комплексного развития территорий станет Краснодар. «В результате городские власти получат действенный инструмент редевелопмента городских центров, включая планирование социальной и инженерной инфраструктуры, а также возможность привлекать инвесторов на разных стадиях проекта», – отметил министр экономического развития Максим Решетников в ходе визита в этот город.

В ближайшие дни в Краснодаре должен быть утвержден новый генплан развития города, включающий новые технологии проектирования и строительства. «Мы, как и все крупные города, пережили болезненный период роста, когда объем жилищного строительства резко вырос и социалка стала отставать от количества жилья, – рассказал директор департамента архитектуры в Краснодаре Юрий Рысин. – Сейчас основная задача – компенсировать недостаток социальных объектов и инфраструктуры».

По его словам, в ближайшие годы жители Краснодара смогут наблюдать преобразование города, в особенности транспортной сферы. «Появятся объездные дороги, новые трассы, которые связывают север и юг, а также запад и восток города, – перечислил Рысин. – Изменится использование железнодорожных путей, которые на сегодняшний день являются помехой в жизни города, будет развиваться трамвайная сеть. Предусмотрены две площадки комплексного развития – реновация исторической части города и развитие новой территории на северо-востоке (около 1500 га). В состав новой территории мы интегрировали фактически новый медицинский район – там будет пять крупных инновационных медучреждений (57,8 га). Одно из них – современный онкологический центр – уже проектируется».

Стандарт комплексного развития территорий

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 марта 2021 года; проверки требуют 8 правок.

Предпосылки и разработкаПравить

  • О стандарте комплексного развития территорий.
  • Часть 1. Принципы и целевые модели стандарта.
  • Часть 2. Малоэтажная модель.
  • Часть 3. Среднеэтажная модель.
  • Часть 4. Центральная модель.
  • Часть 5. Конструктор целевых моделей стандарта.
  • Часть 6. Основные элементы комфортного жилья.
  • Часть 7. Применение целевых моделей стандарта.
  • Приложение. Методика расчёта отдельных параметров целевых моделей стандарта.
Читайте также:  Индекс Междуреченска и почтовый индекс 652870

Государство стремится привлечь частные инвестиции в проекты по созданию комфортной среды в российских городах

Окупаются ли затраты на благоустроство городской среды и создание необходимого для горожан комфорта

«Стандарты для «умных городов» создают единые подходы к управлению»

После редевелопмента промзона недалеко от Тульского кремля превратилась в модный креативный кластер «Истра» / Елена Никитина / Ведомости

В конце лета Дом. РФ совместно с КБ «Стрелка» и мэрией Суздаля обнародовали новую стратегию развития этой жемчужины Золотого кольца. Одна из ключевых задач – сделать так, чтобы приезжающие в город туристы, а таковых ежегодно 1–1,3 млн человек, оставались в нем как минимум на пару дней. И активно тратили деньги не только в музеях, но и в гостиницах, кафе, принося в местную казну средства, необходимые для качественного развития города.

Урбанисты из «Стрелки» полагают, что обновление городской инфраструктуры и благоустройство общественных пространств создадут необходимые условия для социокультурного и экономического подъема. Сейчас, по выражению партнера КБ «Стрелка» Григория Ревзина, главным недостатком города является несоответствие высочайшего уровня музейного кластера городской среде небогатого провинциального райцентра.

Но действительно ли урбанистика в силах помочь экономике? И как скоро окупятся затраты на облагораживание городской среды и создание необходимого для горожан комфорта?

Денис Филиппов, заместитель гендиректора Дом. РФ, генеральный директор Фонда Дом. РФ, убежден, что «стратегии развития городов и агломераций дают стимул к развитию всех сфер жизни. Города сейчас должны становиться комфортными и многофункциональными». Для подобного развития, по его мнению, нужна «синергия государственных и частных инвестиций»: «Недостаточно просто поддержки властей, нужно активное участие бизнеса и самих жителей». Синергия здесь – ключевое слово. Несмотря на то что развитие комфортной среды объявлено одним из приоритетов жилищной политики России, без вклада бизнеса государству не обойтись.

По подсчетам «Стрелки», на реализацию стратегии пространственного развития Суздаля и повышение индекса качества городской среды потребуется 23,3 млрд руб. , из которых 16,6 млрд руб. ожидается из бюджета, а 6,7 млрд руб. планируется привлечь со стороны частных компаний. В результате доходы Суздаля от туризма должны достичь примерно 100 млн руб. в год. Именно столько, по словам мэра города Сергея Сахарова, составляют на текущий момент общие ежегодные доходы местного бюджета.

Инвестиции в городскую среду позволяют не только получить качественные пространства, но и вовлечь горожан и бизнес в их активное использование. Мы видим это на примере проектов в Калининграде, Белгороде, Грозном и других городах. Ранее неэффективно используемые территории получают новую жизнь, становятся точками притяжения жителей и туристов.

заместитель генерального директора Дом. РФ, генеральный директор Фонда Дом

Качественная жилая среда – согласно описанию Дом. РФ – подразумевает, что каждый российский город должен обладать большим выбором жилья, быть безопасным, экологичным и функционально компактным. Сейчас, по данным Минстроя РФ, доля городов с благоприятной средой в России – не более 30%, к 2024 г. по плану таковых станет вдвое больше. Среднее значение индекса качества городской среды обязано ежегодно повышаться: к концу 2020 г. – на 5% от базового значения, а к концу 2024 г. – уже на 30% (показатели нацпроекта «Жилье и городская среда»).

«Сейчас есть спрос на комфортную городскую среду как на федеральном уровне в виде национальных проектов, так и среди населения, на гражданском уровне. И нам кажется, что мы видим необходимость в выработке национальной политики городского развития», – говорила в эфире «Ведомостей» «Девелопмент без масок» Кристина Ишханова, заместитель генерального директора Фонда Дом. К сожалению, благие намерения по формированию комфортной среды нередко или остаются на бумаге, или, к примеру, выливаются в проекты по «облагораживанию» придомовых территорий. Но «пара клумбочек во дворе, где природой не пахнет» не заменит зеленый каркас с настоящими природоохранными зонами, где люди могут гулять, заниматься спортом, и т. , отмечает Тимур Башкаев, руководитель Архитектурного бюро Тимура Башкаева: «Важны не дворы, а природный каркас в пешей доступности от дома. При проектировании города будущего, я уверен, ставка будет делаться именно на это». Николай Переслегин, сооснователь архитектурного бюро Kleinewelt Architekten, добавляет к этому еще «качественную организацию пространства» и в доме, и на улице.

«Российское нормативное регулирование до сих пор не выделяет градостроительное право как отдельный вид права, а пространственное развитие определяется техническими документами без стратегического целеполагания», – говорит Ишханова. В результате ведомствам приходится регулярно пересматривать правила и стандарты развития городских территорий. Недавно, к примеру, Минэкономразвития России (как ранее писали «Ведомости») предложило ввести новый механизм комплексного развития территорий. Он подразумевает, что жилищное строительство в обязательном порядке должно быть полностью обеспечено общественным транспортом, инфраструктурой и социальными объектами. Доля жилья в общей застройке по новым правилам не должна превышать 80%, девелопер обязан позаботиться о том, чтобы это жилье было обеспечено общественными и деловыми пространствами. Разработкой планов застройки будут заниматься регионы, затем эти планы будут проанализированы Минэком и Дом. После чего концепции пройдут общественные слушания и начнут воплощаться в жизнь. Пилотным полигоном обкатки новых стандартов городского развития станет Краснодар.

Читайте также:  Электронная очередь на древесину иркутская область г черемхово

Столица Кубани уже была площадкой для прогрессивных программ комплексного развития. В 2008 г. , например, активно обсуждалось, как придать «Краснодару – столичный облик» и как превратить «Азов-сити» в «русский Лас-Вегас», одну из крупнейших игорных зон. Согласно программе «Краснодару – столичный облик», к 2018 г. казачья станица должна была стать, по выражению тогдашнего директора местного департамента архитектуры и градостроительства, абсолютно новым современным городом, в основном застроенным высотными домами, а его центр – лишиться стихийного частного сектора. В реальности в 2018 г. – для борьбы с расплодившейся стихийной застройкой, износом коммунальной и недостатком социальной инфраструктуры – началась разработка нового цифрового генерального плана, который призван обеспечить гармоничное развитие городских структур. А в 2020 г. Краснодар выбран площадкой для отработки новых стандартов для российских городов, что, по мнению министра экономического развития Максима Решетникова, позволит наконец городским властям получить действенный механизм редевелопмента центра и возможности привлекать инвесторов.

Практика привлечения бизнеса к созданию общественных пространств пока не является массовой, признают в неофициальных беседах сами чиновники. Примеров успешной синергии – желания властей облагородить город и возможностей бизнеса в это вложиться – немного. Например, в Ростове-на-Дону концессионеры помогли обустроить местный парк культуры и отдыха «Плевен», где были открыты дельфинарий, ледовая арена, разбит фонтан, размещены аттракционы и детские игровые площадки, установлены фонари. Сумма инвестиций по договору концессии, который заключен на 49 лет, составила 498,8 млн руб. Туристско-рекреационная зона на набережной реки Дон была обустроена по аналогичному принципу. Договор заключен на 32 года, а сумма инвестиций на благоустройство составила 330 млн руб. На набережной – от гостиницы «Якорь» до Газетного переулка – появились павильоны для кафе, светомузыкальный фонтан, места отдыха, подсветка, газоны и небольшие скульптуры.

Безусловной удачей профильная пресса называла проект реновации и редевелопмента исторического центра Тулы. В 2015 г. местные бизнесмены на торгах купили за 40 млн руб. заброшенную промзону недалеко от Тульского кремля. Чтобы превратить ее в модный креативный кластер «Искра», потребовалось три года и 150 млн руб. , вспоминает Вячеслав Шингалеев, управляющий партнер кластера. Он говорит, что без поддержки местных властей, как «информационной», так и «инфраструктурной», проект вряд ли бы состоялся в нынешнем виде: «Нам помогли с коммуникациями, освободили тупиковый проезд от самостроя расположенной рядом воинской части, связали наш земельный участок с проезжей частью и тротуаром». В 2017 г. по инициативе и за деньги тульской администрации начались и заняли два года работы по редевелопменту Кремлевской (Казанской) набережной и близлежащих территорий – до них от «Искры» пешком можно дойти за несколько минут. В архитектурном бюро Wowhaus, разработавшем концепцию обновления исторического центра, этот проект называют ревитализацией: так заброшенные территории действительно были возвращены к жизни. На торжественном открытии объекта даже старожилы удивлялись, что у них в городе рядом с Кремлем есть река.

«Развивающийся город сам должен выбирать, что для него важнее, что более эффективно», – считает Башкаев. Жители Суздаля, к примеру, категорически не приняли предложение «Стрелки» по установке деревянного амфитеатра на 500 мест на излучине реки Каменки недалеко от торговых рядов. Но у урбанистов есть еще много идей. Запланированное на 2021 г. финансирование федерального проекта «Комфортная городская среда» сохранят практически в полном объеме, несмотря на сокращение бюджета, сообщил в конце сентября на совещании с президентом России Владимиром Путиным глава Минстроя Владимир Якушев.

Стандарт комплексного развития территорий размещен на сайте ФАУ «ФЦС»

Стандарт комплексного развития территорий был разработан Минстроем России и ДОМ. РФ вместе с КБ Стрелка по поручению Председателя Правительства РФ.

По информации ДОМ. РФ данный документ — это методическое руководство по развитию застроенных территорий и освоению новых. Рекомендации по формированию облика города и сохранению его исторической застройки при экономически выгодном использовании в современной жизни.

Методика станет инструментом повышения качества среды и перехода российских городов к современным моделям развития. Поможет градостроителям повысить качество и эффективность процессов благоустройства, восстановления и застройки территорий и ляжет в основу усовершенствования нормативно-правовой базы в области градостроительного регулирования и архитектурного проектирования.

В разработку Стандарта были вовлечены более двухсот экспертов из 14 стран, из российских и международных исследовательских университетов, технологических и инжиниринговых компаний, проектных бюро и архитектурных студий.

Читайте также:  Летом в Тарко-Сале реконструируют площадь на улице Тарасова

Направления применения Стандарта:

  • Освоение свободных территорий под жилищное строительство.
  • Развитие территорий жилой и многофункциональной застройки.
  • Благоустройство открытых общественных пространств.

Стандарт состоит из 6 книг и 4 каталогов, которые образуют комплексную базу инструментов по формированию и преобразованию территорий жилой и многофункциональной застройки.

Книга 1. Свод принципов комплексного развития городских территорий – Определяет ключевые направления и меры по формированию качественной жилой и многофункциональной застройки в городах России. В книге — основные приоритеты и принципы Стандарта, а также целевые модели городской среды.

Книга 2. Стандарт развития застроенных территорий – Определяет направления по развитию территорий сложившейся жилой и многофункциональной застройки.

Книга 3. Стандарт освоения свободных территорий – Содержит рекомендации по формированию новой жилой и многофункциональной застройки на свободных городских территориях.

Книга 4. Стандарт формирования облика города – Содержит рекомендации по благоустройству открытых городских пространств в соответствии с установленной Стандартом типологией.

Книга 5. Руководство по разработке проектов – Определяет порядок подготовки документации по развитию территорий.

Книга 6. Руководство по реализации проектов

Каталог 1. Элементы и узлы открытых пространств – Содержит конструктивные и функциональные составляющие открытых городских пространств, определяющие их вид и характер использования.

Каталог 2. Принципиальные архитектурно-планировочные решения (жилые дома) – Содержит типы жилых домов, описание составных элементов многоквартирного дома и помещений квартиры. Для каждого элемента и помещения приведены решения, которые позволят сделать дома и квартиры наиболее комфортными для жизни.

Каталог 3. Принципиальные архитектурно-планировочные решения (благоустройство) – Содержит рекомендации по благоустройству открытых городских пространств: из предлагаемого перечня типовых решений предлагается выбрать те, которые наиболее соответствуют функциональному назначению пространства и оптимально подходят для применения в конкретных ситуациях.

Каталог 4. Принципиальные архитектурно-планировочные решения (застройка кварталов) – Содержит варианты взаимного расположения в квартале различных типов жилых домов и нежилых зданий разного функционального назначения, предприятий торговли и услуг, детских садов и школ, автостоянок и озеленения.

Более подробно с рекомендациями Стандарта комплексного развития территорий можно ознакомиться по ссылке или на сайте ДОМ.

29 января 2021

Минстрой РФ утвердил стандарт умного города

18 мая 2022 года Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ сообщило об утверждении стандарта умного города. В него вошли 18 тематических блоков – помимо уже существующих разделов по цифровизации городских услуг, появились блоки, связанные с инновациями в социальной сфере, в том числе в образовании и здравоохранении.

Как пояснили в Минстрое, стандарт определяет реализацию мероприятий по цифровой трансформации городского хозяйства и системы управления. В ведомстве добавили, что наиболее эффективно мероприятия по внедрению современных технологических решений были реализованы в крупнейших городах с населением от 1 млн человек и в малых городах с населением до 100 тыс. человек. Именно эти населенные пункты продемонстрировали наибольший рост IQ за последние три года, подчеркнули в министерстве.

«Стандарты для «умных городов» создают единые подходы к управлению»

«Стандарты для «умных городов» создают единые подходы к управлению»

Минстрой РФ утвердил стандарт умного города

В рамках дальнейшей работы по проекту для нас крайне важно обеспечить привлечение и рассмотрение лучших региональных практик реализации высокотехнологичных проектов в области технологий «Умного города» в целях возможного участия в проекте, дальнейшей адаптации и пилотного внедрения, – отметила руководитель проектной дирекции Минстроя России Дина Сафиуллина.

Ведомственный проект цифровизации городского хозяйства «Умный город» реализуется в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». В проекте к маю 2022 года участвуют 213 городов, численность жителей которых превышает 100 тысяч человек. Уже подписаны соглашения с 87 городами-пилотами из 47 регионов, взявшими на себя повышенные обязательства по реализации мероприятий стандарта умного города.

Минцифры и Минтранс занялись разработкой стандартов для умных дорог

В начале июня 2021 года российские Министерства транспорта и цифрового развития, связи и массовых коммуникаций договорились о совместной разработке стандартов для строительства так называемых умных дорог — тех, которые адаптированы под использование цифровых технологий.

«Стандарты для «умных городов» создают единые подходы к управлению»

Максут Шадаев: Минцифры и Минтранс разработают стандарт для умных дорог в России

Он также отметил, что «денег на строительство новых дорог больше не будет», однако у Министерства транспорта есть все необходимые рычаги, чтобы «строить более эффективно умные дороги без какого-то серьёзного увеличения бюджета».

По словам Шадаева, беспилотники – это «главная классная штука», которая может перевернуть транспортную отрасль. Однако перед массовым внедрением автономных автомобилей стоит решить проблемы с цифровизацией. Речь идет, в первую очередь, о полном отказе от бумажных накладных, а также расширить использование биометрии – это поможет упростить и оплату проезда, и транспортного контроля. Ещё одна задача заключается в создании инфраструктуры для беспилотных автомобилей, добавил министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Сроки введения стандартов умных дорог в России к 3 июня 2021 года в Минцифры и Минтрансе не называют.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *