Социально-психологические Аспекты Формирования Комфортной Городской Среды — Студопедия

Сообщить об ошибке
Ctrl + Enter

Социально-психологические Аспекты Формирования Комфортной Городской Среды — Студопедия

Для кого подходит курс

Курс предназначен тем, кто уже имеет опыт добровольчества, и тем, кто только собирается стать волонтером в области создания комфортной городской среды. Курс будет интересен и более широкой аудитории: всем, кто любит свой город и хотел бы сделать его лучше.

Формирование комфортной городской среды

Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды»

Проект «Формирование комфортной городской среды» реализуется с 2017 года по поручению Президента России Владимира Путина. С 2019 года является частью национального проекта «Жилье и городская среда».

За пять лет благодаря проекту в Томской области благоустроено 232 общественных пространства во всех 20 муниципальных районах и городах. Важно, что эти территории выбирали сами жители.

С 15 апреля по 30 мая пройдет всероссийское онлайн-голосование по выбору объектов благоустройства и дизайн-проектов на 2023 год. Принять участие в нем могут жители всех районов и городов региона старше 14 лет. Территории-участники будут опубликованы на федеральной платформе za. gorodsreda. ru в день старта голосования.

#городаменяютсядлянас #селаментсядлянас #томскаяобласть

Социально-психологические Аспекты Формирования Комфортной Городской Среды — Студопедия

Во время участия в мероприятиях граждане обязаны:

  • Соблюдать общественный порядок.
  • Не допускать действий, способных привести к возникновению экстремальных ситуаций и создающих опасность для окружающих.
  • Бережно относиться к сооружениям и оборудованию.
  • Вести себя уважительно по отношению к другим гражданам.
  • Выполнять законные требования сотрудников правоохранительных органов и иных лиц, ответственных за поддержание порядка и пожарной безопасности во время проведения мероприятия.

Участникам массовых мероприятий запрещается:

  • Проносить запрещённые к обороту предметы и вещества, огнестрельное и холодное оружие, колющие, режущие предметы, пиротехнические изделия, огне-опасные, ядовитые вещества.
  • Распивать спиртные напитки, в том числе пиво. Появляться в пьяном виде.
  • Совершать действия, оскорбляющие других граждан, нарушающие общественный порядок и угрожающие общественной безопасности.
  • Допускать выкрики или иные действия, оскорбляющие честь и достоинство других людей.
  • Приходить с животными.

Зрители и участники массовых мероприятий, не соблюдающие правила поведения, могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Национальный проект «Жилье и городская среда»

С 2017 года на территории Колпашевского городского поселения реализуется национальный проект «Жилье и городская среда» в соответствии с

постановлением Администрации Колпашевского городского поселения от 31 октября 2017 года № 765 «Об утверждении муниципальной программы «Формирование современной городской среды Колпашевского городского поселения на 2018 – 2024 г. » с учетом тр

ебований государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 30. 2017 № 1710. В рамках данной программы ведется благоустройство общественных территорий и дворов многоквартирных домов.

Ежегодно Администрацией Колпашевского городского поселения проводятся общественные обсуждения и рейтинговое голосование по общественным территориям муниципального образования «Колпашевское городское поселение» подлежащим благоустройству в первоочередном порядке в последующие годы. В них могут принять участие любой желающий в возрасте от 14 лет. Основными задачами проекта являются повышение уровня благоустройства муниципальных территорий общего пользования и дворовых территорий Колпашевского городского поселения.

Информация о реализации проекта:

Рейтинговое голосование на 2023 год

Рейтинговое голосование на 2022 год

  • Информация
  • Файлы для просмотра и скачивания

Учебный вопрос № 1. Жизнеспособность человека в городской среде.

На современном этапе развития перед человечеством остро встают проблемы больших городов. Город как искусственная среда обитания созданная человеком, позволяет человеку в меньшей степени, чем раньше, зависеть от экстремальных факторов природного характера. Город дает широкие возможности для повышения комфортности условий жизни, для развития духовной и творческой деятельности каждого человека.

Город привлекает людей разных национальностей, из различных географических районов. В городе каждый человек окружен людьми и в то же время является окружением (средой) для других людей. В доме, в транспорте, в магазинах, на улице, на производстве люди вступают в разнообразные сложные межличностные отношения. Общество стремится регулировать межличностные отношения, не только формируя традиции, нравственные устои, правила этикета, но и создания правила распорядка, поведения, законодательные акты, предусматривающие меру ответственности за нарушение тех или иных норм поведения человека в обществе.

Скопление людей является благоприятной почвой для возникновения межличностных и групповых конфликтов, ухудшения криминальной обстановки, нарушения экологического равновесия, увеличения опасности для жизни и здоровья человека. Число правонарушений, террористических актов, массовых беспорядков растет год от года. Так, в 1985 г. в России зарегистрировано 1 416 935 преступлений, в 1992 г. 2 760 659, в 1999 г. 3 001 748.

Рост числа ЧС социального характера во многом зависит от следующих факторов:

– нестабильности общественно-политической обстановки;

– углубления деструктивных процессов в экономике и снижения уровня жизни;

– деформации в общественном сознании определенной части населения;

– падения уровня общей культуры и духовного обнищания;

– снижения роли государства (прежде всего образования и СМИ) в воспитании подрастающего поколения.

Жизнеспособность человека в городской среде включает в себя не только умение защитить себя и своих близких, но и умение предвидеть и предотвратить опасные ситуации.

В обществе существуют общественные производство, обмен, распределение и потребление, а значит, и адекватные им отношения между людьми. деяния человека, посягающие на эти отношения независимо от их исторических форм, обозначенные в законе либо исторической науке, как раз и составляют тот фундамент, на котором складывается теоретико-правовая категория «опасное общественное поведении». В толковом словаре С. Ожегова слово «беспорядок» имеет два значения:

– отсутствие, нарушение порядка;

– народные волнения как выражение протеста против властей.

Любое нарушение порядка есть беспорядок, а если в этом участвует большое количество людей, то это массовый беспорядок. Массовые беспорядки связаны только с активными действиями, выражающимися в нарушении множеством лиц (толпой) установленного порядка в публичных местах.

ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Основа безопасности городской среды — это ее способность обеспечивать свойства, способствующие процессам жизнедеятельности (жизненной активности) населения. Устойчивость развития города характеризуется экологической безопасностью и социальной стабильностью, которые достигаются (или не достигаются) формированием городской среды с определенными качественными характеристиками.

Обеспечение безопасности населения крупных городов требует применения концептуального подхода, позволяющего реализовать следующие основные требования:

  • • полнота рассмотрения источников опасности для здоровья и жизни населения;
  • • единство критериев оценки воздействия на население разнородных факторов физической, химической, биологической и социальной природы.

Реализация указанных требований возможна в настоящее время лишь на основе концепции приемлемого риска. Известно, что абсолютная безопасность не может быть достигнута в принципе. Это связано с тем, что любой вид деятельности человека оказывает определенную степень вредного воздействия, результатом которого может быть заболевание, травма или смерть. Это в полной мере относится к крупным городам. Само существование таких городов связано с интенсивной производственной, строительной, транспортной, энергетической и другими видами деятельности. Любая полезная и необходимая, техногенная деятельность с неизбежностью обусловливает определенное увеличение неблагоприятных последствий для человека и окружающей среды.

Таким образом, с одной стороны, возникновение, существование и развитие крупных городов неразрывно связано с интенсивной техногенной деятельностью, а с другой, — техногенная деятельность неизбежно приводит к возникновению дополнительных источников опасности для здоровья и жизни населения.

Концепция приемлемого риска позволяет разрешить это противоречие. Для полной и объективной оценки опасности техногенного воздействия необходимо учитывать риск для общества в целом и его отдельных членов. Затраты на мероприятия по обеспечению безопасности зависят от приемлемости источников риска неблагоприятных последствий. В идеальном случае уровень приемлемого риска должен соответствовать условию равновесия между риском и пользой от этого вида деятельности. Проблема определения приемлемого риска имеет социальные, экономические и другие аспекты.

Экономические аспекты проблемы приемлемого риска можно выявить как при рассмотрении затрат, связанных со снижением риска до заданного уровня, так и при анализе потерь из-за недостаточно низкого уровня риска. Выражая эти затраты и потери в одинаковых единицах, что само по себе представляет сложную задачу, а затем суммируя их, можно оценить экономическую целесообразность защитных мер. Очевидно, при этом появляется возможность отыскания минимального значения суммы потерь и затрат, соответствующего оптимальным условиям реализации данных мер. Уровень риска, обеспечивающий минимум суммы потерь и затрат, можно условно назвать приемлемым.

В реальной жизни крупного города источники риска неблагоприятных последствий могут образовывать сложные сочетания. Например, практически всегда нужно учитывать взаимное влияние внутренней среды организма и других источников риска. Очевидны более тяжелые последствия различных аварий и катастроф, происходящих в крупных городах вследствие природных или техногенных причин, для больных и пожилых людей, а также для детей. Аналогичным образом можно оценить последствия несчастных случаев в быту, на транспорте и т. для этих категорий населения крупного города.

Каждый крупный город может быть охарактеризован определенным набором одиночных, двойных и тройных сочетаний источников риска неблагоприятных воздействий. С помощью этого набора можно попытаться определить качество жизненной среды крупного города и его отдельных районов. Например, в Москве по состоянию на начало XXI в. более 700 предприятий работали с источниками ионизирующих излучений, около 60 объектов были химически опасными, более 50 — взрыво- и пожароопасными.

ВОСПРИЯТИЕ ГОРОЖАНАМИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Рост численности городского населения сопровождается интенсивным строительством, которое ориентировано на сооружение многоэтажных зданий и в историческом центре, и на окраинах. Городское пространство не является нейтральным фоном для пребывающих в нем людей, оно не просто сопровождает или обрамляет социальную реальность, но активно включено в нее.

Планировка города, его застройка, архитектура оказывают значительное влияние на образ жизни горожан. Они составляют существенные элементы объективных, физических условий, определяющих пути передвижения населения, формирование наиболее многолюдных мест в городе, отдельные черты поведения горожан и т. Современная планировка городской среды зависит прежде всего от технологических и технических возможностей индустриального строительства. Первостепенными критериями проектных решений в области градостроительства до последнего времени были простота и дешевизна построек. Города в основном застраивались многоэтажными сооружениями из недорогих материалов, из унифицированных деталей, выпускаемых массовым строительным производством. Требования к архитектуре возводимых зданий чрезвычайно упростились, соответственно была предельно упрощена планировка городских кварталов. Ширина и геометрия улиц определялись прежде всего соображениями удобства для движения транспорта. Пространство между домами — санитарными нормами, установленными для высотности зданий. В результате люди нередко вынуждены были жить в среде, где ширина транспортной магистрали оказывается равной средней длине улицы старого города, а двор — его площадям. В результате возник ряд неблагоприятных социально-психологических ситуаций. За последние десятилетия лет благодаря достижениям в производстве строительных материалов, появлению новой строительной техники и в связи с ростом числа людей с высокими доходами обстановка в сфере гражданского строительства изменилась. Появились дома, кварталы и целые микрорайоны, построенные по индивидуальным проектам, удовлетворяющие высоким требованиям к комфортности проживания.

Расширение городских территорий, появление районов-новостроек приводит к вытеснению жилых кварталов из исторически сложившегося центра на периферию и переоборудование под учреждения жилых зданий. Однако исторические центры старых городов в нашей стране — это наиболее привлекательные районы для его жителей. Здесь сосредоточены культурные учреждения, наиболее удобные места для встреч и общения, традиционные места массовых гуляний и торжеств. Контраст между соразмерностью ощущениям человека, архитектурным разнообразием, оживленностью центра и подавляющими масштабами, монотонностью и однообразием периферийных районов настраивает многих горожан не в пользу новостроек. В центре города горожанам находиться удобнее и приятнее, но это не их дом. В этом противоречии также кроется источник психологических напряжений жителей большого города.

В больших городах постоянно возникает необходимость пересмотра соотношения между пешеходным пространством и проезжей частью. Такое положение порождает ряд факторов, оказывающих регулярное влияние на горожан и делающих проблемными некоторые аспекты их пространственного поведения. Горожане, как правило, вынуждены по несколько раз в сутки перемещаться из одной части города в другую на городском или индивидуальном транспорте. Затраты времени на дорогу оказываются довольно существенными: поездки из дома на работу, в гости, к друзьям, в культурные центры отнимают у человека время, предназначенное для отдыха. Деловые же поездки из одного учреждения в другое являются непроизводительной тратой рабочего времени.

Находясь на улицах города, люди и в качестве пешеходов, и в качестве водителей индивидуального и городского транспорта периодически вынуждены решать задачи организации своего поведения в условиях интенсивного уличного движения. Поездки в городском транспорте, особенно в часы пик, порождают биопсихические напряжения из-за тесноты, слишком близких физических контактов. Аналогичная ситуация складывается, когда человек находится в толпе. При этом он ощущает как бы угрозу своему психобиологическому полю, что сопровождается повышенным чувством беспокойства, раздраженности.

Городская среда — это совокупность множества природных, ар­хитектурно-планировочных, экологических, социально-культурных и других факторов, в которых обитает городской житель и которые оп­ределяют комфортность его проживания на этой территории.

Улучшение состояния городской среды затрагивает все подсис­темы города, поэтому пространственная организация территории го­рода должна рассматриваться как важнейший компонент муниципаль­ного управления. Здесь особо недопустимо принятие управленческих решений, ориентированных на краткосрочный результат. Должны учитываться все факторы: природные, исторические, социальные, экономические, экологические, культурные.

Основные факторы формирования городской среды: природный комплекс и созданная человеком планировка и застройка.

Территорию города характеризуют две основные составляющие: природный комплекс и созданная человеком планировка и застройка. Сочетание этих факторов формирует городскую среду.

Важнейшим элементом территории города является природный комплекс. Основу природного комплекса образует его физико-геогра­фическое положение. Оно определяется границами природных зон, климатическими условиями, количеством осадков, особенностями ландшафта, рельефом местности, ветровым и солнечным режимом территории, типом и строительными характеристиками грунтов, наличием водоемов (реки, озера), наличием памятников природы и т.

Подходы к организа­ции планировки и застройки территории города.

В научной литературе имеется несколько подходов к организации планировки и застройки территории городи и ее зонированию.

Концепция опорного экологического каркаса

В основе концепции лежит разделение территории на отдельные пространственные зоны: наивысшей хозяйственной активности, экологического равновесия и буферной зоны. Каждая из зон выполняет свою функцию. И если зона наивысшей хозяйственной активности включает в себя жилые массивы, участки производственных и торговых предприятий, кое-где разделенные зелеными насаждениями, то зона экологического равновесия предназначена для воспроизводства природных ресурсов, формирования зеленого пояса вокруг крупных урбанизированных территорий. Зона экологического равновесия может охватывать и пригородные районы. Буферные зоны образуются на стыке систем расселения и призваны снизить экологический дефицит территорий с насыщенной промышленной инфраструктурой.

Другой подход предполагает разделение территории города на ядро, центральный район, специализированный район и периферию.

Ядром города является исторический центр, включающий в cебя как правило, главные административные здания, культурные учреждения и торговые центры. Наличие ядра характерно для исторических городов, в некоторых в качестве такого ядра выступает кремль (Москва, Нижний Новгород, Великий Новгород, Псков, Казань и др.

Центральный район по сравнению с ядром является более открытым и ориентирован на обслуживание основных функций города обеспечивая реализацию преимущественно деловых и торговый функций города.

Специализированный район предполагает образование на территории города отдельных, достаточно обособленных жилых комплексов микрорайонов или даже целых городских районов. Строитель­ство таких «соцгородов» со своей развитой инфраструктурой было характерно для СССР периода индустриализации. Как правило, соцгорода возникали при крупных промышленных предприятиях, ихстроительство финансировалось по титулам соответствующий министерств и ведомств. В таких городах, как Тольятти, при строительстве АвтоВАЗа был создан, по сути, новый город, значительно переросший по своим масштабам старый центр.

Периферия — район внешней границы городской территории характеризующийся низкой степенью временной доступности (высо­кими средними временными затратами), недостаточным развитием социально-бытовой сферы. В этих частях города преобладает одно­этажная жилая застройка частного сектора. Но близость к рекреаци­онным участкам пригородной зоны делает этот сегмент городской территории коммерчески привлекательным. Перечисленные выше подходы формируют научную основу организации городского пространства.

Критерии зонирования территории города по трем основным факторам (критериям): функциональному, правовому и эко­номическому, или ценовому.

Критерии зонирования территории города. Правовую основу Зонирования территории города составляют нормы Земельного и Градостроительного кодексов. В указанных документах и в реальной практике муниципального управления используется зонирование территории города по трем основным факторам (критериям): функциональному, правовому и экономическому, или ценовому.

Функциональное зонирование территории предполагает исполь­зование разных участков (зон) городской территории для различных целей (функций). Перечень этих функциональных зон определен Зе­мельным кодексом.

Правовое зонирование устанавливает систему разрешений и ограничений по использованию отдельных участков территории юрода. Градостроительный кодекс характеризует правовое и жирование как деятельность органов местного самоуправления в Области разработки и реализации правил застройки территорий юродских и сельских поселений, других муниципальных образований.

Муниципальная власть имеет возможность правового регулирования и принятия управленческих решений по вопросам Определения:

– в интенсивности использования отдельных участков территории города (плотности застройки);

– территориальных границ зон с ограничениями по этажности застройки;

– территориальных границ зон различных видов собственности (государственной, муниципальной, частной);

– территориальных границ зон, в пределах которых предполагается отчуждение (принудительный выкуп) недвижимости;

– территориальных границ зон с различными условиями подключения к транспортным и инженерным коммуникациям

– территориальных границ зон с различными геологическими условиями, режимами инженерной защиты и благоустройства;

– границ земельных участков, обремененных публичным сервитутом, т. правом пользования чужим земельным участком в общественных целях.

Правовое регулирование использования территории города определяется специальным документом — правилами землепользовании и застройки, устанавливающим так называемые градостроительные регламенты.

Ценовое зонирование территории города осуществляется органами местного самоуправления на основании установленных земельным кадастром базовых цен на отдельные земельные участки. Органы местного самоуправления при установлении ставок земельном, налога, размеров арендной платы за земельные участки, нежилые помещения и другие объекты недвижимости на различных участка городской территории могут дифференцировать их с учетом транспортной доступности, инженерной обеспеченности и престижности. Такое зонирование позволяет через систему повышающих и понижающих коэффициентов экономически стимулировать освоение территорий, в которых заинтересован горя и взимать повышенную плату в бюджет города с престижных участков.

Материал опубликован в № 6 печатной версии газеты «Культура» от 24 июня 2021 года.

— Известно ли, как именно архитектура влияет на культурное сознание и самочувствие человека? Есть ли какие-то неспекулятивные исследования на этот счет?

— Архитектура действительно способна оказывать существенное воздействие на человеческое сознание и формировать соответствующий тип социального поведения, но убедительных и исчерпывающих исследований на эту тему я не встречал. То, что комфортная городская среда и в целом грамотная застройка — ее плотность и высотность, используемые отделочные материалы, качество озеленения и благоустройства общественных пространств — напрямую влияют на внутреннее состояние человека, вещи достаточно очевидные.

Но я сразу хотел бы обратить внимание на другую сторону вопроса — институциональную, которая кажется мне куда более важной. Потому что именно от того, как именно мы сумеем настроить огромную сферу строительного бизнеса, зависит, какую городскую среду мы в итоге получим. Архитектор в настоящее время — это в большей степени исполнитель. Он получает техническое задание на проектирование и на его основе решает, как оптимально реализовать проект. Иными словами, исходные данные, полученные от заказчика, — это та рамка, которая налагает на архитектора целый ряд ограничений, выйти за которые он практически не может.

— Почему так произошло?

— Существует несколько причин. Во-первых, массовое строительство и урбанизация, повлекшие за собой радикальные изменения в подходах к проектированию и строительству. Во-вторых, усиление коммерческой составляющей и связанных с этим требований к эффективности застройки.

Если искать, например, предпосылки в истории российской архитектуры и строительства, то здесь рубежом можно назвать 1950-е годы и постановление о борьбе с излишествами в строительстве от 4 ноября 1955 года, которое одномоментно завершило эпоху советского монументального классицизма — «сталинского ампира» — в проектировании и строительстве зданий и сооружений в СССР.

А в 90-е годы ситуация усугубилась приходом капитализма, который еще больше ограничил волю архитектора и вместо диктата плановой экономики ввел диктат свободного рынка, где ключевым критерием эффективности стала выгода, получаемая застройщиком с продажи квадратных метров.

Но вместе с тем существует и естественная смена тенденций в градостроительстве, которая тоже оказала свое влияние на облик наших городов. То, что несколько десятилетий назад считалось передовым подходом, сейчас вытесняется альтернативными решениями. И в итоге вместо продуманной застройки мы часто получаем хаос, скрещивание совершенно различных стилистических и градостроительных решений.

— Можете привести пример такого скрещивания?

— Если в 1960-х годах квартальная застройка считалось устаревшей, а свободно стоящая застройка микрорайонов воспринималась как новый мировой тренд, то сейчас мы видим обратную тенденцию. Отсутствие сформированных застройкой улиц и приватных дворов, хаотичное расположение зданий, появление заборов для формирования границ приватных зон — все это существенно снижает качество среды микрорайонной застройки. Так что сегодня мы можем наблюдать возвращение квартальной застройки как ответа на этот вызов.

— Наверное, лучшая иллюстрация такой хаотической застройки — это Москва.

— Москва — это изначально история про застройку в некоторой степени хаотичную и стихийную. Специфика города состоит в наслоении целого ряда недоосуществленных больших градостроительных проектов. Во-первых, нужно понимать, что вся история развития города шла от пожара к пожару. А во-вторых, за последние сто лет, после возвращения столичного статуса, после социоэкономических кризисов революции, войны и перестройки, в Москве произошел гиперскачок по расширению границ города в десятки раз.

Так, в советские годы была продумана и частично реализована целая серия проектов модернизации города — начиная от генплана Щусева 1935 года и заканчивая проектами Новой Москвы и реновацией. Весь ХХ век столица переживала ряд волн расширения и нового строительства в границах исторического города, таких как Новый Арбат 1960-х или Долина МГУ сегодня.

Пример Москвы — это действительно отличная иллюстрация к тому, о чем мы начали говорить. Градостроительство — комплексный и очень сложный процесс, на который влияет множество социальных и экономических факторов. В этой сфере постоянно идет очень трудный поиск баланса между экономической рентабельностью, оптимальной плотностью застройки и созданием комфортной среды для жизни человека.

В итоге мы видим, как за последние несколько столетий принципы проектирования городской среды радикально менялись. И следы всех этих трансформаций — со всей их подчас уродливой недоделанностью — легко различимы на московском городском ландшафте.

— Тем не менее если брать во внимание европейские примеры, то здесь, несмотря на то, что коммерческая застройка начала вторгаться в город намного раньше, чем в России, все же удалось сохранить баланс между, например, историческими районами и новыми.

— Да, в Европе действительно есть очень разветвленная система регламентов. Похожая, например, была в Санкт-Петербурге при Российской империи. Вместе с тем в Западной Европе существует достаточно сильная позиция власти на уровне муниципалитета. Часто здесь именно городские общины вырабатывают определенные правила регулирования застройки, которым вынуждены подчиняться даже самые амбициозные девелоперы.

При этом я бы не сказал, что в Европе все так уж хорошо с сохранением архитектурного наследия. Это отчасти наш миф, что на Западе отношение к историческому городскому пространству особенно внимательное. Скажем, пару лет назад в Бельгии был снесен мост XIII века, мешавший коммерческому судоходству. Тот же самый Лондон за последние десятилетия изменился до неузнаваемости. В этом смысле капитализм — что в Европе, что у нас — один и тот же. Просто на Западе он постепенно и естественным образом оброс локальными нормами регулирования, которые его несколько упорядочивают.

— Если говорить о масштабной плановой застройке, которая началась вместе с бумом городов, были ли попытки уже тогда преобразовать их таким образом, чтобы это отвечало чувству человеческого комфорта?

— Здесь важно понимать, что урбанистика, которая так расцвела в нашей стране за последние десять лет, в Европе появилась уже в 1970-е годы. Тогда как раз поняли, что можно, изменяя городскую среду, влиять и на характер социальных отношений. Именно тогда начались попытки преобразования гетто в более благополучные районы, чтобы снизить в них преступность, а вместе с тем увеличить экономическую вовлеченность проживающих в них людей.

Самый яркий пример — то, что сделал мэр Нью-Йорка, который именно за счет грамотной урбанистической политики сумел значительно снизить преступность в некоторых районах мегаполиса. С таким же успехом подобные методы работы с городской средой применялись в Гонконге и Сингапуре.

— Это, как я понимаю, про теорию «разбитых окон»?

— Да. Качественно изменяя среду, ты качественно изменяешь и людей, которые здесь проживают. Было доказано, что поведение людей сильно зависит от качества среды. В Европе, кстати, в этом смысле пошли дальше. Они не только работают с пространством, но и усиливают привлекательность районов или целых регионов за счет различных мероприятий, культурных и музыкальных фестивалей.

Тут, кстати, я бы добавил, что урбанистика — это не столько про работу с физической архитектурной оболочкой, сколько про работу с людьми, где преобразование городских пространств становится инструментом организации досуга, взаимодействия и занятости городских сообществ.

Например, московская программа «Моя улица» как раз направлена на изменение системы приоритетов — от машин в сторону пешеходов. Ведь идеология модернистского города ставила именно автомобиль на первое место. Сегодня же принципы нового урбанизма направлены на формирование города, комфортного для пешехода.

Из-за улучшения качества пешеходной инфраструктуры на первых этажах зданий появляется торговля, развивается сфера услуг и досуга. То есть происходит фундаментальное изменение всей экономики города, в том числе средствами архитектуры, благоустройства и работы с визуальным обликом города.

Лично у меня впервые ощущение того, как сильно изменился город, возникло, когда я несколько лет назад шел от Садового кольца к Кремлю по обновленным улицам. Был теплый летний вечер, и сразу несколько кафе на первых этажах были с настежь распахнутыми витринными окнами.

Этот, казалось бы, простой эффект раскрытых окон полностью поменял ощущение города — привычная граница фасада полностью растворилась, интерьер зданий стал продолжением общественного пространства пешеходного тротуара. Тот случай, когда, казалось бы, несущественные архитектурные детали выстраивают совершенно новые взаимоотношения между улицей и зданиями, между мной и городом.

Фотографии: www. new. archi. ru, www. archmoscow.

Понятие образа жизни. Образ жизни — общесоциологическая категория, применяемая для характеристики:

1) совокупности конкретных форм жизнедеятельности людей во всех сферах общественной жизни, складывающейся в качественно определённый, упорядоченный способ жизни;

2) совокупности социальных условий и способов реализации потребностей людей.

Выделение городского образа жизни в качестве особого понятия связано со спецификой городской среды обитания и позволяет зафиксировать социальные характеристики взаимодействия среднего теоретического уровня в смысле Р. Мертона. Данное понятие отражает идею детерминации поведения людей особенностями их среды обитания: от её географических – до ментальных характеристик.

Образ жизни можно анализировать с количественной и качественной сторон. Первая сторона описывается понятиями и характеристиками «уклад жизни» и «уровень жизни»; вторая – понятиями «качество жизни» и «стиль жизни».

Уклад жизни — социально-экономическая категория, используемая для характеристики основных черт труда, быта представителей определенной социальной группы, общества или этногеографической группы. Это понятие фиксирует, прежде всего, производственные характеристики жизнедеятельности. Городской образ жизни в этом плане характеризуется как промышленный.

Уровень жизни – совокупность количественно измеряемых параметров образа жизни. Анализируя уровень жизни, можно выделить два аспекта:

1) психофизиологический – темп, ритм, интенсивность и т

2) экономический – стандарт жизни, выражающий степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей в смысле обеспеченности потребительскими благами: размер оплаты труда, доход, объём потребления благ и услуг, уровень потребления товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения и др. Существуют различные показатели уровня жизни и методики их расчёта.

Качество жизни — это мера взаимодействия между средой и ее использованием, мера оценки степени удовлетворения материальных и духовных потребностей, не поддающихся прямому количественному измерению (содержательность труда, досуга, уровень рекреации, уровень социального комфорта, уровень личностной самореализации и др. Ряд авторов относят сюда и качество жилищ, качество функционирования социальных институтов, личную физическую безопасность, социальное обеспечение и т. , и т. Перечень огромен, вплоть до эстетики среды. Практически это перечисление всего, что нужно. Понятие используется для сравнительного анализа образов жизни.

Стиль жизни — социально-психологическая категория для характеристики повседневного поведения людей и социальных групп. Данное понятие фиксирует внимание на субъективной стороне повседневной жизни: специфике мотивации, способах и формах обоснования поступков, привычных для отдельных групп форм поведения, способах самореализации и самопрезентации. Стилевые особенности жизнедеятельности носят локальный и индивидуальный характер.

Сущностные характеристики городского образа жизни:

· высокий уровень социальной дифференциации: видов деятельности, территории и пространства;

· социокультурная гетерогенность;

· высокий уровень социокультурной мобильности;

· высокий уровень социокультурной динамики;

· высокий уровень вариативности и альтернативности сознания и поведения;

· интенсивность социопространственной мобильности – взаимодействие с большим числом различных социальных групп;

· широкие возможности выбора моделей поведения;

· высокий уровень инновационной активности;

· информационная насыщенность городской среды (территорий и пространства);

· личностная локализация городской жизни; личностный выбор оснований и стратегий поведения.

Первое системное описание городского образа жизни и его влияние на сознание и поведение горожанина предпринял Л. Вирт в работе «Урбанизм как образ жизни» (1938). Ряд его идей в настоящий момент подвергся существенной корректировке, однако его системная методология, широта обзора городских феноменов и сейчас поучительна. Основные его положения можно представить в виде схемы:

Характеристики городского образа жизни: Структурный уровеньХарактеристики состояния личности: Психологический уровеньХарактеристики поведения: Поведенческий уровень
1. Размеры территории и населения. Плотность населения. Гетерогенность населения. СтрессЛокализация жизнедеятельности
Структурная дифференциацияЛичностная дифференциацияРолевая динамика
Формальная интеграцияСегментарность (мозаичность) структуры личностиИзоляционизм
АнонимностьОтчуждениеДевиация

Концепция Л. Вирта нашла своё развитие в работах С. Милграма. Он полагал, что характерные черты городской жизни, которые выделял Вирт, а ещё ранее – Зиммель, не могут полностью объяснить поведение горожан. Большая численность, плотность, неоднородность и обилие контактов — не являются непосредственными факторами поведения. Эти количественные характеристики городской жизни преломляются индивидуальным сознанием и опытом. По отношению к индивиду это внешняя информация. Необходима идея, которая связывала бы индивидуальный опыт с характеристиками городской жизни. Один из способов такой связи, по мнению Милграма, дает понятие «перегрузки». Можно сказать, что наблюдаемое поведение горожанина в широком диапазоне ситуаций во многом определяется процессами адаптации к перегрузкам. Данное понятие он разворачивает в виде следующих суждений:

· Горожане склонны пренебрегать информацией, которая не является первоочередной.

· При определенных социальных операциях производится перераспределение обязанностей таким образом, чтобы перегруженная система могла переложить часть нагрузки на второго участника взаимодействия.

· Система информационной защиты горожан блокирует доступ информации уже на самом входе. Между индивидом и поступающей из внешней среды информации ставятся социальные средства защиты и отбора. Создаются специальные организации для приема входящей информации, которая иначе захлестнула бы индивида. Посредничество организаций между индивидом и социальным миром, которое характерно для всего современного общества и особенно ярко выражено в больших городах, имеет и свою отрицательную сторону. Оно лишает индивида ощущения непосредственного контакта и спонтанной интеграции с окружающей его жизнью. Оно одновременно защищает и отчуждает индивида от его социальной среды.

Перегрузки обычно деформируют повседневную жизнь на нескольких уровнях, затрагивая исполнение ролей, эволюцию социальных норм, когнитивное функционирование и характер социальной ответственности.

Различия в поведении жителей большого города и маленького городка – это:

· Различия ролевого порядка: тенденция обитателей мегаполиса вступать друг с другом в строго сегментированные, функциональные отношения.

· Эволюция городских норм, рознящихся с традиционным провинциальным укладом: равнодушие, обезличенность, отчужденность жителей мегаполиса.

· Адаптация познавательных способностей горожанина: его свойство не узнавать людей, с которыми он видится ежедневно; сортировка сенсорных побуждений; пресыщенность, склонность к извращениям и эксцентричности; избирательность в отклике на человеческие запросы.

· Ограниченность моральной и социальной вовлеченности индивидов в его жизнь. Ограничение такой вовлеченности принимает самые разнообразные формы, от отказа проявить участие к нуждам другого индивида (даже если этому человеку остро необходима помощь) до нежелания оказать услугу или отказа от проявлений простой вежливости (нежелание уступить место женщине или отсутствие извинений при столкновении прохожих). Предельным случаем адаптации к перегруженной социальной среде является полное пренебрежение к нуждам, интересам и требованиям тех людей, которых человек не считает непосредственно связанными с удовлетворением его личных потребностей.

· Дефицит социальной ответственности в условиях большого города. В городе потребность в оказании помощи возникает так часто, что неучастие становится нормой. Более низкий уровень готовности оказать помощь у жителей большого города, по-видимому, в какой-то степени объясняется осознанием опасностей, сопряженных с жизнью.

В больших городах не просто нарушаются традиционные правила учтивости, скорее, в них формируются новые нормы, предписывающие невмешательство, стремление остаться в стороне. Анонимность можно представить в виде континуума, на одном конце которого находится полная анонимность, а на другом конце — близкое знакомство, и вполне возможно, что количественное измерение точных степеней анонимности в больших и малых городах поможет объяснить важные различия между качеством жизни в них. Например, в условиях близкого знакомства появляется чувство защищенности, и формируются приятельские отношения, но эти условия также могут создавать гнетущую атмосферу, поскольку за человеком постоянно наблюдают люди, которые его знают. И наоборот, в условиях полной анонимности человек освобождается от формальных социальных уз, но у него могут также возникать чувства отчуждения и оторванности от людей.

Окончательный вывод Милграм делает следующий: «Я полагаю, что поведенческие различия обитателей больших и малых городов обусловлены скорее реакцией схожих людей на весьма несхожие условия жизни, а не какими-то специфическими личностными характеристиками жителей мегаполисов или провинциальных городков. Большой город — ситуация, к которой человек вынужден приспосабливаться».

Библиографическое описание

На сегодняшний день, когда развитие общества и государства во многом зависит от современных технологий, в условиях высокого влияния глобальных информационных систем на развитие подростков, с ростом угроз ежедневно сопровождающих каждого человека, возникает острая необходимость в формировании и развитии навыков и умений безопасного поведения в городской среде.

В связи с ростом политической напряженности в мире, наравне с пожарами, дорожно-транспортными происшествиями и неосторожным поведением в городской среде, особое внимание стоит уделить оценке угроз связанных с усилением криминогенной обстановки,

В том числе необходимо понимать, что чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера чаще всего возникают спонтанно от случайного стечения обстоятельств, а криминогенная обстановка обусловлена умышленными, целенаправленными, связанными с насилием, действиями людей.

В целях подготовки школьников к безопасному поведению, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, в общеобразовательных учебных заведениях реализуется учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности».

В массовой педагогической практике при подготовке подростков к безопасной жизнедеятельности преобладает знаниево ориентированный подход, используются в основном традиционные формы и методы обучения, не обеспечивающие формирование мотивов безопасного поведения, готовности к безопасной жизнедеятельности. Несоблюдение элементарных правил личной, пожарной и дорожной безопасности, необоснованно рискованное поведение, недостаточное развитие навыка безопасного поведения в обществе ежегодно приводит к подростковой гибели и травматизму.

Исходя из вышеизложенного становится ясно, что важность работы учителя предмета основы безопасности жизнедеятельности средней школы многократно возрастает.

Только четкое понимание задач, стоящих перед учителем предмета основы безопасности жизнедеятельности по развитию навыков и умений безопасного поведения в городской среде, может способствовать успешному обучению учеников средней школы.

Что же следует понимать под понятием «безопасность поведения»?

Процесс формирования умений и навыков безопасного поведения во многом зависит от личностных и возрастных особенностей учащихся. Особенно сложным представляется подростковый возраст.

В связи с этим учитель должен не только обладать высоким авторитетом, но и быть в тоже время тонким психологом, остро чувствующим изменения в подростковом коллективе. Главнейшей задачей в вопросах развития умений и навыков безопасного поведения становится сегодня мотивация подростка на сознательную безопасность в повседневной жизнедеятельности, т. к жизни в современном социуме, другими словами, формирование  культуры безопасности человека.

Изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлено  не только на освоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях, но и на развитие качеств личности, необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, на воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и т.

К уровню подготовки выпускников предъявляются требования, включающие конкретный перечень знаний и умений:

– знать/понимать основы здорового образа жизни, правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

– уметь вести себя в криминогенных ситуациях;

В практике процесса обучения совместные действия педагога и школьника-подростка приводят к различным изменениям деятельности и личностных особенностей  школьников-подростков, в том числе и к следующим результатам:

– формирование опыта неправильного, виктимного, деструктивного поведения, которое является причиной возникновения опасных ситуаций или потерь в опасных ситуациях;

– формирование опыта неуспешного поведения в опасных ситуациях;

Очевидно, что для обеспечения безопасности школьников главным является формирование умений и навыков безопасного поведения, являющихся опытом успешных действий. Развитие навыка – процесс формирования автоматизировано выполняемого действия, а умение является готовностью к сознательным и точным действиям, основанным на совершенстве отработанных навыков.

В практике обучения, исследуя процесс развития умений и навыков, Мошкин В. определяет примерное содержание функций управления развитием навыков и умений безопасного поведения (таблица № 1).

Функции
Содержание функций

диагностика
готовности школьников к вредным и опасным факторам жизнедеятельности;сформированности мотивации, знаний, умений, творчества, убеждений, самоконтроля безопасной жизнедеятельности. планирование
целей, содержания и средств совместной деятельности учителя и школьников по овладению навыками и умениями безопасного поведения. стимулирование
деятельности школьников по присвоению культуры безопасного поведения;самосовершенствования готовности к безопасной жизнедеятельности. организация
деятельности в информационных, игровых, дозированных и реальных опасных, экстремальных и критических ситуациях. коррекция
черт виктимности и деструктивности, мотивов, знаний, умений, способностей, привычек, личностных качеств, препятствующих безопасной жизнедеятельности.

Основными источниками получения школьниками-подростками информации о процессе обеспечения безопасности является курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Именно на уроках и внеклассных занятиях ученики должны  овладевать умениями и навыками безопасного поведения, создавать алгоритмы поведения в ЧС, решать ситуационные задачи.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие навыков и умений безопасного поведения в городской среде при изучении курса основ безопасности жизнедеятельности в средней школе необходимо осуществлять планомерно в ходе практических и внеклассных занятий, что позволит добиться поставленной цели, а именно:

– воспитание сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности;

– формирование у школьников потребности предвидеть возможные опасные жизненные ситуации дома, в общественных местах, на транспорте;

– формирование психологического стереотипа: городская среда – это система, живущая по определенным законам, и чтобы максимально комфортно в ней существовать, надо знать и понимать эти законы и использовать их в своих интересах.

ГОСТ Р 51898-02 «Аспекты безопасности», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 5 июня 2002 г. N 228-ст.

Газизулин Т. , Максиняева М. О методическом подходе формирования практических занятий для студентов направления подготовки 050100. 62 Педагогическое образование» (профиль Безопасность жизнедеятельности). Молодой ученый №18 (77. 1), 2014.

Киселева Э. Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ. Молодой ученый 2014 №12 (71). 277-280.

Лобанова А. Музыченко Л. Изучение факторов, обеспечивающих психологическую безопасность личности подростков// Журнал Известия Тульского государственного университета. Выпуск № 2/2012.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 09. 2004 г. №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

Сорокина Л. Педагогические условия формирования готовности подростков к безопасному поведению//Журнал Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Выпуск № 8/2010.

Основные термины (генерируются автоматически): безопасное поведение, безопасная жизнедеятельность, городская среда, развитие навыков, умение, ситуация, формирование опыта, криминогенная обстановка, личная безопасность, рискованное поведение.

Чему вы научитесь на курсе

— Узнаете, что такое волонтерство в области создания комфортной городской среды.

— Познакомитесь с крупнейшими добровольческими организациями в области создания комфортной городской среды.

— Узнаете, какие направления выделяются в области создания комфортной городской среды, и сможете выбрать подходящее именно вам.

— Узнаете о видах волонтерства в области создания комфортной городской среды.

— Разберетесь, как можно включиться в проекты в области создания комфортной городской среды в качестве волонтера.

Программа курса проработана

— Специалистами Ассоциации волонтерских центров — крупнейшей организации, развивающей добровольчество в России.

— Специалистами ФГБУ «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» (Роспатриотцентр).

— Специалистами проекта по созданию в обществе вектора позитивного будущего “Фабрика позитивных изменений”

Эксперты

Социально-психологические Аспекты Формирования Комфортной Городской Среды — Студопедия

Основатель Центра современной культуры «Рельсы» и урбанистического сообщества «МЫ ТУТ»

Социально-психологические Аспекты Формирования Комфортной Городской Среды — Студопедия

Директор “Фабрики позитивных изменений”

Социально-психологические Аспекты Формирования Комфортной Городской Среды — Студопедия

Руководитель Центра проектирования Фабрики позитивных изменений

Комфортная городская среда

В 2017 году по поручению Президента России Владимира Путина стартовал приоритетный проект “Формирование комфортной городской среды” по благоустройству городских дворов и общественных зон.

Сегодня у каждого жителя Самары существует реальная возможность участвовать в принятии принципиальных решений, связанных с городской средой. Приоритетный  президентский проект «Формирование комфортной городской среды» продлен до 2022 года, а это значит, что активная работа по приему заявок от населения о включении дворовых территорий продолжается.

Уважаемые жители! У нас с вами есть возможность сделать более комфортным наш город, район, двор:

  • Установить новые детские площадки и спортивные уличные тренажеры;
  • Озеленить дворы и обустроить скверы;
  • Реализовать другие интересные вам замыслы.

Социально-психологические Аспекты Формирования Комфортной Городской Среды — Студопедия

Социально-психологические Аспекты Формирования Комфортной Городской Среды — Студопедия

Социально-психологические Аспекты Формирования Комфортной Городской Среды — Студопедия

Социально-психологические Аспекты Формирования Комфортной Городской Среды — Студопедия

Социально-психологические Аспекты Формирования Комфортной Городской Среды — Студопедия

Социально-психологические Аспекты Формирования Комфортной Городской Среды — Студопедия

Федеральная пожарная служба
01 (101 с мобильного)

Полиция
02 (102 с мобильного)

Скорая медицинская помощь
03 (103 с мобильного)

Аварийная служба СамараГаз
04 (104 с мобильного)

Единая служба помощи
112

Оператор-диспетчер отдела по работе с внутригородскими районами ЕДДС
339-01-50

Одел полиции №9
373-73-51

Пожарная часть Железнодорожного района г. Самара
336-32-62

Городская газовая служба
268-04-04

Водоканал(СКС)
334-75-12

Электросети
260-13-31; 260-40-43*502

Социально-психологические Аспекты Формирования Комфортной Городской Среды — Студопедия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *