Социализация подростков средствами культурно-бытовой среды города в условиях проживания в социальной квартире

Понятие социализации

В современных условиях социальной жизни актуальной является проблема включения каждого человека в структуру общества и единую социальную целостность. Основным понятием этого процесса является социализация личности, позволяющая человеку стать полноценным членом социума.

В результате процесса социализации усваиваются нормы жизнедеятельности групп и проявляется их уникальность, а человек усваивает ценности, образцы поведения, социальные нормы. Это необходимо для успешного существования в любом обществе.

Личность социализируется на протяжении всей жизни, так как окружающая действительность находится в постоянном движении и трансформации. Человеческая жизнь – это непрерывный процесс адаптации, который требует постоянных обновлений и изменений.

Человек – это социальное существо. Процесс его интеграции в социум достаточно сложен и длителен, так как включает в себя определение ролей, усвоение норм и ценностей социальной жизни.

Процесс социализации личности предполагает привыкание человека и его внедрение в общественную среду. Различают два вида социальной адаптации:

  • Биофизиологическая адаптация личности – это привыкание личности к природным факторам и условиям ее функционирования. Человек постепенно привыкает к температурным условиям обитания и их смене, влажностью воздуха, атмосферным осадкам, смене времен года. Кроме того, такая адаптация связана с возможностью принятием человеком изменений в своем организме, его постепенном развитии. Личность адаптируется путем использования дополнительных материальных средств, а также активизации психических процессов, их регулированию.
  • Психологическая адаптация – это процесс привыкания личности, ее внутреннего мира, качеств, приспособление своей индивидуальности к социальной среде, ее условиям, нормам и требованиям. Каждый индивид выполняет в социуме определенные роли. В процессе этой адаптации личность приобретает определенный социальный статус, который определяет ее положение в социальной сфере, функциональную роль, правовые возможности.

Этапы социализации личности

Процесс социализации человеческой личности в своем развитии проходит три главные фазы:

  • освоение социальных норм и ценностей и норм;
  • стремление личности к персонализации и самоактуализации, а также к определенному воздействию на других членов общества;
  • интеграция человека в определенную социальную группу, в которой он может раскрыть свои свойства и возможности.

Только последовательное протекание процесса социализации может привести к благополучному его завершению. Процесс социализации включает определенные этапы социализации личности.

Основными считаются следующие этапы:

  • Первичная социализация, которая протекает с рождения до полного становления личности;
  • Вторичная социализация, подразумевающая перестройку зрелой личности в период пребывания в социуме.
  • Этап интеграции . Он связан с развитием стремления и потребности стать частью общество, благополучно вписаться в него. Этот этап может пройти успешно при принятии социумом свойств личности, ее индивидуальности. Если же, социум не способен принять личность со всеми ее особенностями, то имеются такие вариации развития событий:
    Сохранение своей индивидуальности, несмотря на общественное мнение и проявление агрессии к обществу, либо уверенность в себе и своих силах и внедрение в общественную среду, несмотря ни на что;Адаптация к требованиям общества, желание стать таким же его членом, как другие, координально изменив себя;Конформизм. В этом случае происходит лишь внешнее согласие индивида с общественными нормами и привыкание к ним. Однако, внутренне индивид не согласен с ними и не желает быть таким, как все.
  • Сохранение своей индивидуальности, несмотря на общественное мнение и проявление агрессии к обществу, либо уверенность в себе и своих силах и внедрение в общественную среду, несмотря ни на что;
  • Адаптация к требованиям общества, желание стать таким же его членом, как другие, координально изменив себя;
  • Конформизм. В этом случае происходит лишь внешнее согласие индивида с общественными нормами и привыкание к ним. Однако, внутренне индивид не согласен с ними и не желает быть таким, как все.
  • Трудовой этап. Процесс социализации личности начинается в раннем возрасте, а именно с начала совершения человеком элементарной трудовой деятельности и протекает в течение всей его трудовой деятельности. предполагается, что личность не просто усваивает общественные нормы и требования, но и совершает действия на благо обществу, работая в его среде.
  • Пенсионный этап. Человек уже не принимает участие в трудовой деятельности, но все равно проходит процесс социализации, поскольку передает свой социальный опыт новому поколению.

Процесс социализации логично рассматривать в зависимости от возраста человека.

Детство. Социализация человека начинается с самой ранней стадии его развития. В детском возрасте почти на 70% формируется личность человека. В случае запаздывания этого процесса наблюдаются необратимые последствия. До семи лет понимание собственного «Я» проходит наиболее естественно, чем в старшем возрасте.

Подростковый возраст. Этот социальный этап в общем жизненном цикле каждого отдельного индивида очень важен. Именно на этом этапе происходят основные физиологические изменения и становление личности. С тринадцатилетнего возраста дети начинают брать на себя значительно больше обязанностей.

Период молодости. Возраст шестнадцати лет наиболее напряженный и опасный. Это связано с тем, что с этого возраста индивид сознательно и самостоятельно решает, какой социум для дальнейшей жизни ему выбрать.

Период от 18 до 30 лет. В этом возрасте базовые инстинкты и становление социализации переориентируются на работу и личные отношения. Неправильное освоение или восприятие этих сфер может привести к необратимым серьезным последствиям, в результате которых человек бессознательно будет жить до кризиса, наступающего в возрасте тридцати лет.

Период зрелости. На данной стадии, которая длиться примерно до 60 лет, особо воспринимается воздействие со стороны других людей, подтверждение своей нужности. В этот период человек вкладывает свои ресурсы в труд, заботу о детях, удовлетворение своих и общественных потребностей.

Период старости. Для него характерно завершение создания формы эгоидентичности, человек переосмысливает свою жизнь, пытается осознать свое «Я» в процессе духовных раздумий о прожитых годах.

Факторы, влияющие на социализацию

На каждом из этапов социализации на индивида оказывают влияние определенные факторы, соотношение которых различно на разных этапах.

Выделяют четыре группы факторов социализации:

  • Микрофакторы. К ним относятся социальные параметры, которые определяют жизненное устройство личности, ее местоположение, качество жизни, социально-экономическое устройство общества. Сюда входят малые социальные общности: семья, учреждения образования и воспитания, различные религиозные заведения.
  • Мезофакторы. К ним относятся параметры общественного устройства, а именно того микросоциума, в котором обитает индивид. Сюда входит: местопребывания, тип поселения, его коммуникации, национальная принадлежность, традиции и обычаи этого общества.
  • Макрофакторы. Это параметры социализации личности, как к социальной, так и к природной среде обитания, которые связаны с тем, что индивид проживает в составе большой социальной общности. К ним относится государство, в котором проживает личность, его политический строй, культурные ценности.
  • Индивидуальные факторы. Сюда входят показатели развития личности на определенном возрастном этапе. От них зависит восприятие личности общественной среды, ее возможности и способности к прохождению процесса адаптации.

Аннотация

Социализация является важной задачей высшей школы, решение которой позволяет сформировать успешного
профессионала с высоким потенциалом его включения в процесс профессиональной деятельности. Успешный вариант
профессиональной социализации позволяет передавать от поколения к поколению ценностные ориентации и
профессиональные установки. Успешная социализация должна осуществляться через включение личности в
различные виды профессиональной и, что важно при рассмотрении профессиональной социализации студенчества,
социальной деятельности. В статье показано, что такая деятельность может быть спроектирована и осуществлена при изучении
гуманитарных дисциплин на младших курсах технического вуза. Для этого могут использоваться студенческие
научные конференции с подготовкой и публикацией статей, метапредметные олимпиады, предполагающие
коммуникационную, поисковую и микроисследовательскую деятельность участников, ролевые и деловые игры и
тренинги. Организация и руководство такой деятельностью студентов на протяжении ряда лет дало возможность
сформулировать в статье условия, при которых выполнение заданий может способствовать профессиональной
социализации младшекурсников. Показано, что опыт разработки мероприятий и их использования в течение ряда лет может быть использован при
проектировании шагов, способствующих полной профессиональной социализации студентов.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Федотова Л. 1, *, Абраменко Е. 2, Ситникова О

1, 2, 3 Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Россия

Социализация является важной задачей высшей школы, решение которой позволяет сформировать успешного профессионала с высоким потенциалом его включения в процесс профессиональной деятельности. Успешный вариант профессиональной социализации позволяет передавать от поколения к поколению ценностные ориентации и профессиональные установки. Успешная социализация должна осуществляться через включение личности в различные виды профессиональной и, что важно при рассмотрении профессиональной социализации студенчества, социальной деятельности.

В статье показано, что такая деятельность может быть спроектирована и осуществлена при изучении гуманитарных дисциплин на младших курсах технического вуза. Для этого могут использоваться студенческие научные конференции с подготовкой и публикацией статей, метапредметные олимпиады, предполагающие коммуникационную, поисковую и микроисследовательскую деятельность участников, ролевые и деловые игры и тренинги.

Организация и руководство такой деятельностью студентов на протяжении ряда лет дало возможность сформулировать в статье условия, при которых выполнение заданий может способствовать профессиональной социализации младшекурсников.

Показано, что опыт разработки мероприятий и их использования в течение ряда лет может быть использован при проектировании шагов, способствующих полной профессиональной социализации студентов.

Ключевые слова: профессиональная социализация студентов, гуманитарные дисциплины, коллективные творческие дела, исследовательская деятельность.

PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF STUDENTS IN THE STUDY OF HUMANITIES
AT AN ENGINEERING UNIVERSITY

Fedotova L. 1, *, Abramenko E. 2, Sitnikova O

1, 2, 3 Volgograd State Technical University, Volgograd, Russia

Socialization is an important task of higher education, the solution of which makes it possible to form a successful professional with a high potential for their inclusion in the process of professional activity. A successful version of professional socialization allows for transferring value orientations and professional attitudes from generation to generation. Successful socialization should be carried out through the inclusion of the individual in various types of professional and social activities, which is especially important when considering the professional socialization of students.

The article shows that such activities can be designed and implemented in the study of humanities in the junior courses of an engineering university. For this purpose, various student scientific conferences with the preparation and publication of articles, meta-subject Olympiads involving communication, search and micro-research activities of participants, role-playing and business games and trainings can be used.

Over several years, the organization and management of such activities of students has made it possible to formulate in the article the conditions under which the performance of tasks can contribute to the professional socialization of undergraduates.

It is shown that the experience of developing activities and using them for a number of years can be used in designing steps that contribute to the full professional socialization of students.

Keywords: professional socialization of students, humanities, collective creative affairs, research activity.

Значимость профессиональной социализации молодого человека для общества определяет интерес к этой теме ученых различных направлений, в том числе педагогов, психологов, культурологов. Усилия ученых позволяют исследовать различные аспекты этого явления и разработать стратегию и тактику успешной профессиональной социализации индивида на различных этапах жизненного пути.

Целью профессиональной социализации на всех ее этапах является развитие интегративных адаптационных характеристик, с помощью которых и происходит эффективное включение человека в профессиональную деятельность, формируется высокая социальная и профессиональная мобильность на всем жизненном пути. Сформированные характеристики позволяют успешно исполнять социальные роли индивида и широкий круг профессиональных функций.

Клименко, создавая теоретическую модель профессиональной социализации студентов, одним из ее составных процессов выделяет социальное становление личности, состоящее в усвоении системы социальных норм и ролей, системы ценностных ориентаций и ценностей культуры. Среди объективных (внешних) факторов профессиональной социализации на мезоуровне автор видит основные компоненты учебно-воспитательного процесса вуза, и, в целом, образовательную среду вуза. Формированию таких факторов и успешному протеканию названных процессов может способствовать, в том числе, изучение гуманитарных дисциплин на младших курсах технического вуза.

Планируя учебную работу со студентами вуза (аудиторную и оргСРС) и проектируя работу воспитательную, необходимо понимать, что преподаватель решает не только задачи формирования универсальных компетенций, но и включается в процесс профессиональной социализации студентов.

Сегодняшние первокурсники технического вуза изучают целый ряд дисциплин гуманитарного и социального характера: философию, историю, деловое общение и коммуникации, психологию, социологию и т. Изучение этих предметов в техническом вузе (непрофильном для названных дисциплин) может стать одним из факторов профессиональной социализации. Этому могут способствовать:

  • студенческие научные конференции разного уровня, предполагающие представление студентами результатов исследований, выполненных под руководством преподавателей;
  • публикация результатов исследований в сборниках студенческих работ;
  • командные творческие задания;

Такие игры могут стать фактором профессиональной социализации, если в них будут принимать участие люди с реальным опытом профессиональной деятельности. Так при изучении темы, связанной с приемом на работу в курсе «Коммуникации в профессиональной деятельности» проводилась игра, имитирующая собеседование с работодателем. Работодателем при этом выступали студенты старших курсов и магистранты очно-заочной формы обучения, достигшие определенного уровня в карьере и имеющие опыт проведения собеседований.

Задача «работодателей» состояла в проведении собеседования и наблюдении за поведением участников, а также в выявлении личностных качеств «работника», в том числе насколько он склонен к самостоятельности, обладает организаторскими качествами и т. Задача студентов состояла, используя знания курсов «Деловое общение», «Психология профессиональной деятельности», убедить «работодателя» в своей полезности для компании, заинтересованности работать на выбранной вакансии. Далее каждый студент получал рекомендации по корректировке своего поведения на собеседовании, оформлению резюме, психологическому настрою при разговоре с потенциальным руководителем. Процесс профессиональной адаптации запускался у обеих сторон процесса собеседования. При этом «работодатели», корректируя поведение студентов на собеседовании, реализовывали компетентности, сформированные при изучении курсов «Основы педагогики и психологии», «Педагогика и психология высшей школы». Итоговое обсуждение результатов игры производилось всеми участниками совместно с преподавателем, ведущим курс.

Еще одним шагом, который может быть реализован при изучении гуманитарных дисциплин на младших курсах технического вуза могут стать командные творческие задания, предлагаемые студентам как в рамках изучения отдельных дисциплин, так и «на стыке» различных предметов и предполагающие постоянную коммуникацию участников.

Организация и руководство такой деятельностью студентов на протяжении ряда лет дало возможность сформулировать условия, при которых выполнение заданий может способствовать профессиональной социализации младшекурсников.

Такие задания лучше предлагать группам (командам) студентов по три-четыре человека, что упрощает групповые коммуникации.

Выполнение заданий должно быть невозможным без постоянного непосредственного взаимодействия членов группы на различных этапах.

Группа на отдельных этапах работы должна покидать пространство вуза, оказываясь вне привычных даже для первокурсников условий.

Названные условия могут выполняться в заданиях, которые могут состоять из двух этапов.

Первый шаг связан с прохождением предварительно разработанных городских краеведческих маршрутов с использованием современных общедоступных средств навигации и выполнением небольших исследовательских заданий по ходу движения.

Полученное студентами задание и условия его выполнения способствуют расширению социальных ролей студентов, поскольку предполагают распределение ролей в команде и могут являться моделью будущей профессиональной деятельности студентов. Если в студенческой группе, из которой формируются команды, есть иностранные студенты, их стоит распределять по разным командам. Опыт совместного выполнения заданий представителями разных культур позволяет студентам легче, быстрее и непринужденнее налаживать межкультурное взаимодействие, для которого в привычных условиях аудиторной работы часто не достает времени и условий (по отзывам студентов). Обязательным условием выполнения задания является присутствие на маршруте всех членов группы.

После прохождения маршрута участники делают коллективный отчет с контрольными фотографиями группы на каждой точке маршрута и ответами на вопросы. Кроме того, в отчет включается результат выполнения заданий, предложенных преподавателем соответствующей гуманитарной дисциплины, в рамках которой предлагалось задание.

Вторая часть задания – творческая. Здесь группе необходимо выбрать для решения задачу, предполагающую: разработку собственного маршрута (связанного с краеведением, архитектурой города или городской символикой), дополнение существующих маршрутов точками, связанными с темой путешествия, а также создание маршрутов, прохождение которых предполагает исследование городской среды, поиск отдельных ее элементов, использование элементов дополненной реальности при прохождении маршрутов.

Результаты выполнения творческих заданий использовались студентами при написании семестровых/контрольных работ по отдельным предметам. Так, в курсах «Коммуникации в профессиональной деятельности» и «Деловое общение» студентам необходимо было исследовать различные аспекты коммуникаций, возникших при выполнении задания (исследование конфликтов между участниками и способов поведения в них, проявление различных сторон общения) и проиллюстрировать их описанием ситуаций, возникавших при выполнении задания.

Кроме того, результаты выполнения второго этапа пополняли базу данных маршрутов для первого этапа, представлялись на студенческих конференциях различных уровней (от факультетских до всероссийских), публиковались в виде статей в сборниках конференций. Уверены, что публичные выступления перед незнакомой аудиторией, совместная работа по подготовке к публикации статей с несколькими авторами являются существенными факторами профессиональной социализации студентов.

Рассмотренные выше мероприятия, являясь частью образовательной среды вуза, участвуют в социальном становлении личности студента и являются частью процесса профессиональной социализации. Опыт их разработки и использования в течение ряда лет может быть использован при проектировании шагов, способствующих полной профессиональной социализации студентов.

Конфликт интересов

Не указан. Conflict of Interest

None declared.

Список литературы / References

  • Клименко, В. А. Профессиональная социализация студентов: структурно-функциональная модель / А. В. Клименко // Социологический альманах. 2012.№3. С. 92-102.
  • Макарова, С. Н. Профессиональная социализация: исследование форм / С. Н. Макарова // Альманах современной науки и образования 2008.№10-1. С. 105-109.
  • Землянский, В. В. Профессиональная социализация как основа становления компетентного специалиста / В. В. Землянский // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2009. Т. 15.№3. С. 347-349.
  • Менаева, З. С. Профессиональная социализация современной молодежи / З. С. Мемаева // Ученые записки крымского инженерно-педагогического университета. Серия: педагогика. Психология. 2016.№2 (4). С. 148-152.
  • Разуваев, С. Г. О соподчиненности понятий “профессиональная социализация” и “профессионализация” / С. Г. Разуваев // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013.№7 (11). С. 145-149.
  • Козлова, Н.М. Ролевые игры как инновацинный метод обучения студентов / Н.М. Козлова, Л.П. Ковалева, М.Ю. Кузьмин // Сибирский медицинский журнал (г. Иркутск). – 2010. – Т. 98, № 7, С. 31-33.
  • Ситникова, О.И.Социально-гуманитарная олимпиада в техническом вузе: особенности и проблемы /О.И. Ситникова, Л.А. Федотова // PRIMOASPECTU. – 2019. – № 3 (39) Сентябрь. – C. 110-114.
  • Федотова, Л.А.Активные методы при изучении гуманитарных дисциплин в техническом вузе: личностные аспекты: учеб. пособие / Л.А. Федотова; ВолгГТУ. – Волгоград, 2016. – 88 с.
  • Федотова, Л.А. Геоинформационные технологии как средство разработки форм самостоятельной работы студентов технического вуза / Л. А. Федотова // В мире научных открытий. 2013.№3.1 (39). С. 281-293.
  • Федотова, Л.А.Ускорить адаптацию первокурсников: коллективные творческие задания / Л.А. Федотова // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 50, ч.. 8. – C. 11-13.

Список литературы на английском языке / References in English

Макрофакторы социализации

Макрофакторы социализации оказывают влияние на социализацию всего человечества или очень больших групп людей, проживающих в определенных странах.

К макрофакторам относятся:

  • Вселенная, или Космос.
  • Планета Земля.
  • Все человеческое сообщество.
  • Страна – территория, имеющая границы, выделяемая из остальных территорий по природным условиям и географическому положению.
  • Общество – совокупность социальных отношений, сложившихся между людьми в стране, включающая в свою структуру семью, государство, возрастные, социальные, профессиональные и другие группы.
  • Государство – часть политической системы социума, обладающая властными функциями.
  • Природная среда, или географический фактор.

В современном мире имеется множество проблем, отражающихся на условиях жизни индивида, оказывающих косвенное или прямое влияние на социализацию личности:

  • Экологические проблемы – загрязнение окружающей среды.
  • Демографические проблемы – рост или сокращение численности населения отдельных стран.
  • Экономические проблемы – экономические кризисы, увеличение разрыва уровня экономического развития отдельных стран и континентов.
  • Военно-политические проблемы – распространение ядерного оружия, рост числа региональных конфликтов, политическая нестабильность.

На социализацию личности оказывают влияние характеристики полоролевой структуры общества, предопределяющие представления о статусном положении пола, полоролевые ожидания, самоопределение.

Государство выступает как:

  • фактор социально контролируемой социализации: участие в создании воспитательных и образовательных учреждений (детские сады, школы, колледжи, институты, учреждения для детей с ослабленным здоровьем и т.д.);
  • фактор относительно направляемой социализации: определение обязательного минимума образования, срок службы в армии, возраст вступления в брак и т.д.);
  • фактор стихийной социализации: идеология, политика, социальная и экономическая практика, характерные для данного государства формируют определенные условия для жизни его граждан.

Мезофакторы социализации

Мезофакторы социализации – это определенные условия социализации групп людей, объединенных:

  • национальным признаком;
  • типом и местом поселения (поселок, село, город, регион);
  • принадлежностью к аудитории того или иного средства массовой коммуникации (компьютеры, телевидение, радио, кино и т.д.).

Этнические особенности, влияющие на способ социализации делят на:

  • витальные, или жизненно важные (охрана здоровья, характер питания, способы физического развития);
  • ментальные, или духовные.

Особенности социализации, определенные типом и местом социализации:

  • Значительный социальный контроль за поведением индивида, открытость в общении в поселках и селах.
  • Широкий выбор системы ценностей, групп общения, стиля жизни, значительные возможности для самореализации в городе.
  • Основные функции средств массовой коммуникации:
  • Социально-психологическая функция: потребность в связях с другими людьми, удовлетворение в получении информации, поддерживающей его идеи, ценности, взгляды.
  • Распространение знаний в области науки и культуры.
  • Социальное управление и регулирование, поддержание общественных отношений.

Микрофакторы социализации

Микрофакторы социализации – это различные социальные группы, непосредственно влияющие на человека и участвующие в процессах его воспитания: семья, рабочий коллектив, группы сверстников и т.

Социализация личности происходит через различные институты социализации, позволяющие не отставать от уровня и темпов развития общества. К ним относятся:

  • семья,
  • общепринятые нормы и ценности,
  • государственные и общественные учреждения и т.д.

Основными факторами социализации являются семья и образовательные учреждения.

Социализация — процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе

Процесс социализации принято разделять на четыре фазы ( этапа ), соответствующие жизненным циклам: первичная социализация – этап социализации младенческого возраста, вторичная социализация – этап, совпадающий с получением формального образования, социализация зрелости – этап превращения индивида в самостоятельного

Основными факторами — механизмами социализации человека являются: наследственность, семья, школа, улица, телевидение и Интернет, книги, общественные организации (армия, спортивная команда, партия, тюрьма и т. ), тип общественного строя, тип цивилизации. Соотношение их в истории человечества и индивида различно

Процесс социализации включает определенные этапы социализации личности. Основными считаются следующие этапы: Первичная социализация , которая протекает с рождения до полного становления личности , Вторичная социализация , подразумевающая перестройку зрелой личности в период пребывания в социуме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *