Пресс-центр

По статистике более 70% населения России – городские жители. Желание переехать в город из сельской местности или сменить областной центр на столицу посещает многих. Резоны могут отличаться, но чаще всего можно услышать: «там больше возможностей», «лучше образование», «можно найти хорошую работу и достойный заработок», «комфортнее жить». Последний аргумент непосредственно связан с особенностями городской среды.

Основные элементы

Пресс-центр

Структура окружающего пространства, как правило, обусловлена потребностями жителей. Среди первоочередных: безопасность, физиологические параметры (воздух, шум, свет), социальные (коммуникативные). Таким образом, городская среда – это ряд ключевых компонентов:

  • ресурсы (земля, вода, воздух, климат);
  • объекты недвижимости;
  • инфраструктура;
  • разнообразие ландшафта;
  • криминогенная обстановка;
  • потребительский рынок;
  • социальные услуги.

Баланс этих элементов определяет, насколько населенный пункт будет востребован и конкурентоспособен.

О роли государства в развитии городской среды в России, противоречивости и неоднозначности современной градостроительной политики, с какой целью разрабатывается федеральный стандарт благоустройства и зачем он нужен, рассказал для сайта политических комментариев «Политком. RU» сотрудник ВШУ Городничев Антон.

Пресс-центр

Волна массового жилищного строительства в крупных городах России, последовавшая за восстановлением экономики в начале 2000-х, актуализирует вопрос управленческого подхода в данной сфере. Итоги прошедшего в мае заседания Госсовета по вопросам совершенствования градостроительной отрасли с участием президента и поручения разработать т. федеральный стандарт благоустройства позволяют сделать определенные выводы о перспективах отечественного градостроения.

Выступления с докладами

14:00-14:10 Антонюк В. Доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой «Экономическая теория, региональная экономика, государственное и муниципальное управление» ЮУрГУ, г. Челябинск
Теоретико-методологические подходы к исследованию агломерационных процессов (на примере Челябинской области)

14:15-14:25 Проскурякова И. , заместитель начальника Управления по стратегическому планированию, экономике и инвестициям Администрации города Челябинска, г. Челябинск
Стратегия города Челябинска до 2035 г. Социальные ориентиры развития

14:30-14:40 Лучшиковский А. профессор
Ревитализация европейский городов и формирование дружественной городской среды (на примере г. Лодзь, Польша)

14:45-14:55 Артемова О. , Доктор экономических наук, профессор, директор Челябинского филиала ИЭ УрО РАН, г. Челябинск
Смена урбанистической парадигмы: «от города-завода» к «городу для человека»

15:00-15:10 Логачева Н. , Доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Челябинского филиала ИЭ УрО РАН, г. Челябинск

Перспективы развития городов-миллионников в РФ

Конференция по обеспечению комфортной городской среды «Арктика – территория развития» состоится в Якутске 23-25 мая в рамках плана основных мероприятий председательства Российской Федерации в Арктическом совете в 2021-2023 гг. , оператором которых выступает Фонд Росконгресс.

Один из приоритетов российского председательства – развитие человеческого капитала в Арктике. Улучшение благосостояния и повышение качества жизни населения является главной целью государственной политики России в Арктической зоне. Ключевым фактором, который влияет на качество жизни и инвестиционную привлекательность территории, является комфортная городская среда.

В конференции примут участие представители Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, крупнейших компаний, а также главы регионов Арктической зоны России и ведущие эксперты.

Участники обсудят темы:

Онлайн-трансляция конференции будет доступна на официальном сайте российского председательства:

Пресс-центр

Москва стала лидером среди городов России по индексу качества городской среды за 2021 год, сообщается на портале мэра и правительства столицы.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ присвоило городу 293 балла из 360 возможных, что на 5 баллов больше, чем в 2020 году.

Как заявил заместитель мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков, городские программы помогли повысить безопасность столицы, обеспечить комфортные места для отдыха и сбалансировать пешеходное и автомобильное движение.

“Первостепенное внимание уделяется вопросам обеспечения москвичей необходимыми ресурсами — теплом, электричеством, водой и газом. За прошедшие 10 лет нам удалось совершить инженерную революцию и создать уникальную мощную систему бесперебойного ресурсоснабжения жителей и инфраструктуры”, – добавил представитель мэрии.

Бирюков добавил, что в Москве реализуется самая масштабная в стране программа капитального ремонта жилых домов. Обновляется как внешний облик строений, так и внутренние инженерные коммуникации.

Глава департамента экономической политики и развития города Кирилл Пуртов заявил, что одной из главных задач городского развития является создание благоприятной среды.

“Ключевую роль здесь играют городские программы, реализация которых способствует улучшению показателей индекса качества городской среды. Принятые правительством Москвы антикризисные меры предусматривают сохранение планов по выполнению всех программ развития, что позволит столице поддержать экономику и стабилизировать ситуацию как на собственном рынке труда, так и в российских регионах, за счет сохранения и создания новых рабочих мест”, – заявил представитель мэрии.

Помимо Москвы, в топ-5 индекса по качеству городской среды также вошли Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород и Ростов-на-Дону. При подготовке рейтинга учитываются такие факторы, как жилье, социально-досуговая инфраструктура, общегородское пространство и дорожная сеть.

Ранее сообщалось, что Москва заняла первое место в рейтинге регионов России по принятию антикризисных мер Агентства политических и экономических коммуникаций. В частности, отмечается системный план действий, разработанный городскими властями.

  • Обладатель звезды “Мишлен” назвал лучшее место для жизни в Москве
  • Названы районы Москвы с самой низкой стоимостью квартир

Следите за новостями в официальной группе Москвы 24 в “Одноклассниках”.

Основные проблемы градоустройства и пространственного развития городов в России

Положение строительной, жилищной или градостроительной отраслей мало изменилось за последние годы. Рынок зарождающейся урбанистики зависит как от экономики, так и качества государственных институтов, а большинство изменений происходит рутинно и эволюционным путем через адаптацию импортированных современных технологий участниками рынка и государственными органами. Эти изменения рассматриваются как данность и часть обычной деятельности: застройщики и архитектурные бюро ориентируются на спрос и предложение покупателей своей продукции, ведомства модернизируют системы управления и принятия решений, совмещая их с «рентоориентированным поведением». Накопленные проблемы российского градоустройства как связанного комплекса строительной, жилищной и градостроительной отраслей требуют институциональных реформ на федеральном уровне.

Основная проблема развития градоустройства в России – это неполноценный статус правовых основ градостроительной деятельности. Градостроительный кодекс рассматривается как инструмент упорядочения законодательства в строительстве, хотя первоначальная идеология градостроительного кодекса в другом – в подчинении строительного комплекса интересам развития территорий. Внесение поправок в кодекс в последние годы говорит о превалировании строительного комплекса над градостроительством/градоустройством. Значение институтов территориального планирования нивелировано, передача полномочий местных властей в части градостроительства на региональный уровень только усугубляет ситуацию.

Также стоит отметить непонимание роли института генерального плана (в стенограмме Совета – «генеральный план застройки»), схемы территориального планирования и правил землепользования и застройки (ПЗЗ). Они рассматриваются как инструменты повышения эффективности деятельности строительного комплекса. На федеральном уровне почему-то считают, что не менее 50% административных барьеров лежит в плоскости утверждения генеральных планов городов и правил землепользования и застройки. Неэффективность последних признается, а в будущем ожидается, что будет проводиться политика по повышению их статуса и эффективности. Также и в части территориального планирования федеральный центр видит необходимость синхронизации документов территориального планирования и схем тепло- и водоснабжения, водоотведения муниципальных образований и в разработке связанных с ними инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций. Данные меры направлены на облегчение планирования нового строительства как на застроенных территориях, так и на свободных землях.

Новым и актуальным направлением для российского градостроительства стали недавние поправки в Градостроительный кодекс, касающиеся разработки документации по планировке территорий и редевелопменту неэффективно используемых промышленных зон. Данные изменения касаются в первую очередь Москвы с ее огромными браунфилдами, расположенными между спальной периферией и третьим транспортным кольцом. Но эти поправки также позволяют реконструировать промышленные территории других городов России, тем самым они смогут ограничить неэффективное расползание городских окраин. Другим направлением является стимулирование развития индивидуальной малоэтажной застройки, которое, наоборот, способствует расползанию и неэффективному использованию земель. В целом, жилищная политика будет характеризоваться повышением роли государства: через развитие ипотечного кредитования, рынка арендного жилья и рынка апартаментов с помощью Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК).

До 2014 года вопросы территориального планирования относились к полномочиям Министерства регионального развития, но после ликвидации ведомства его полномочия были разделены между Минэкономразвития и созданным в 2013 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Социальное и экономическое планирование муниципальных образований было отнесено к министерству Алексея Улюкаева, а регулирование градостроительного зонирования – министерству Михаила Меня, тем самым вопросы взаимосвязи и документов планирования и самого процесса планирования и реализации мероприятий развития были разнесены, что должно отрицательно сказываться на качестве управления территориями.

Основной интерес Минстроя – это мягкая реорганизация строительной отрасли через разработку стандартов, нормативов, внедрения реестров и т. , то есть упорядочивание существующих институтов. Цель, если за нее принять реорганизацию, достигается с помощью инструмента государственного регулирования и контроля. Институты, которые должны структурировать строительную отрасль, создавать ограничения и определять правила для застройщиков, формируются бюрократическим путем. Предполагается, что такой подход позволит «навести порядок», однако эффективность федерального вмешательства в вопросы регионального и в первую очередь местного значения не очевидна.

Кому послужит городская среда

Трансформация городской среды ставит перед экспертами ряд вопросов – для кого мы развиваем наши города, и в каком направлении нам необходимо двигаться? Вызовы столичного развития обсудили эксперты в рамках конференции «Городское развитие в современных условиях: общество, власть, профессионалы», которая прошла в стенах НИУ ВШЭ

На конференции, организованной Высшей школой урбанистики НИУ ВШЭ, отдельная сессия, «Социальные вызовы городского и регионального планирования», почти полностью оказалась посвящена проблемам Москвы. Дискуссия отразила междисциплинарность поднятого вопроса: результатами своих исследований делились, с одной стороны, эконом-географы, с другой – социологи. У эконом-географов взгляд на проблему отличался широтой подхода. Социологи же представили результаты конкретных исследований, проведенных в Москве. Анализ одного и того же процесса в разных масштабах показал необходимость адаптации международного опыта к российским реалиям, обмена знаниями между специалистами разных сфер и комплексного подхода.

Свободное время в городской среде

Проблему свободного городского времени в контексте международного опыта поставил Алексей Новиков – руководитель московского подразделенияThomson Reuters. По его мнению, изменение взаимодействия человека с городской средой на настоящем этапе развития связано с резким увеличением свободного времени. В европейских городах активно формируется когорта людей одновременно с достаточно высоким доходом и достаточно большим количеством свободного времени. Их поведение все больше отклоняется от популярной модели Т. Хагерстранда, которая иллюстрирует поведение участника маятниковой миграции как дом–работа–объекты сферы услуг – дом. Новая группа горожан порождает спрос на новые пространства в городе (после дома и работы на третье место вышли коворкинги) и предъявляет более высокие требования к городской среде. Задача планировщиков – научиться идентифицировать новые запросы, понимать их объем и менять подходы проектирования.

Читайте также:  Во всем виноват Tik-Tok или реальное недовольство? В Уфе заработал клуб «Голос Башкирии»

С этим связан еще один вызов – вызов незнания происходящего. Как выявить потребности и предпочтения новой когорты? А. Новиков считает, что для ответа на этот вопрос необходим анализ социальных сетей и интернета на предмет коммуникаций по поводу городских проблем. И такие проекты уже запускаются, в том числе и в России. Так, в рамках своей деятельности компания Thomson Reuters проводит семантический анализ социальных сетей и новостных потоков.

Фокусируя свое внимание на России, А. Новиков выделил еще несколько вызовов. Во-первых, рыхлость крупных городов, пространство которых необходимо насыщать объектами различного назначения – офисного, торгового, рекреационного. В сумме с развитием пешеходной культуры, это должно повысить трафик, проходящий через территорию, что продуктивно скажется на среде.

Во-вторых, отсутствие эффективного механизма контроля со стороны населения за деятельностью представителей власти. Это должно подтолкнуть население к формированию самонастраивающихся сообществ, опирающихся на современные технологии. В качестве примера, А. Новиков приводит портал Яндекс. Пробки, который сделал больше для функционирования транспортной системы города, чем соответствующий департамент, инструментарий которого устарел. В заключении своего выступления А. Новиков указал на наиболее существенный вызов – отсутствие межмуниципальной кооперации, что является, своего рода, лакмусом цивилизованности самоуправления и развития.

Пульсирующие поселения

Выступление профессора географического факультета МГУАндрея Трейвиша было посвящено необходимости исследования и учета при планировании развития реальных процессов на территории, которые не выявляются статистически.

В качестве примера докладчик приводит сезонную миграцию. Население Москвы, по приведенным данным, в летний выходной день сокращается на 5 млн чел. по сравнению с зимним рабочим (9 и 14 млн чел. соответственно). Это поток москвичей создает «пульсирующие» населенные пункты – живые летом и замирающие зимой, что особенно важно понимать в контексте высказываний о вымирании деревень в нечерноземной зоне страны. Так ли это оправдано? Оказывается, что эта территория также является востребованной, хотя и с особенностями интенсивности использования.

Вызов состоит в том, что большинство региональных программ направленны на крупные и средние города, а указанные поселения выпадают из поля рассмотрения и планирования, и воспринимаются как заброшенные. Другая важная проблема для территориального развития – налоговые доходы территорий, в частности поступление НДФЛ, которое производится по месту работы, а не проживания. Градиент уровня зарплат вызывает маятниковую миграцию и отходничество, но еще более крутой градиент стоимости недвижимости вынуждает семьи оставаться на прежнем месте проживания, что нарушает баланс численности жителей и налогоплательщиков.

Кто он – пользователь городской среды?

Ответом социологов на данный вопрос стали доклады Павла Степанова – старшего научного сотрудника Центра социальных исследований РАНХиГС и Лилии Овчаровой – директора Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ. Оба доклада содержали результаты исследований, проведенных в Москве, и конкретизировали рассматриваемые вызовы. Основным выводом доклада П. Степанова стал тезис о том, что важнейшим фактором поведения человека в городской среде является уровень межличностного и общественного доверия и наличие крепких социальных связей, а не уровень развития инфраструктуры. По количеству музеев, театров и других объектов культуры Москва не уступает таким комфортным для жизни городам, как Лондон, Нью-Йорк, Токио. Но по интенсивности их использования отставание катастрофическое. 65% населения столицы предпочитает проводить свое свободное время дома. Это связано с восприятием среды города, как небезопасной и с крайне низким уровнем доверия в столице, даже на фоне других городов России.

Докладчик выделяет две формы доверия: межличностное (к знакомым людям) и обобщенное (к незнакомым). Межличностное доверие определяется отношениями в двух группах. Первая группа формируется сильными социальными связями. Это те люди, на которых человек может положиться или попросить о помощи. Как правило, группа включает 6-10 человек. Вторая группа – многочисленна, это – коллеги и знакомые. Интенсивность взаимодействия человека с городской средой определяется числом сильных социальных связей, тогда как слабые связи играют второстепенную роль. Чем выше число сильных социальных связей у человека, тем более активным пользователем социального пространства он является.

Вызовы, обозначенные в докладе Л. Овчаровой, опирались на анализ положений домохозяйств различных категорий. Важно понимать, что половина домохозяйств Москвы включает либо людей пенсионного возраста, либо несовершеннолетних детей. Данные категории предъявляют особые требования к окружающей среде. Анализируя положение пенсионеров, автор приходит к выводу, что наиболее существенным фактором, удерживающим данное население в Москве, является медицинское обслуживание, хотя в целом городская среда недружественна по отношению к пожилым людям.

Эксперт видит два возможных пути решения проблемы – переселение пенсионеров в пригородную зону с лучшей экологией и с созданием полноценных условий там, либо создание более комфортных условий для проживания в самом городе. Второй вариант является более реалистичным и подразумевает формирование доступной среды, инфраструктуры по уходу и параллельно особых правовых механизмов, например, для продажи жилья и переезда.

В отношении другой категорий – домохозяйств с детьми, Л. Овчарова особенно подчеркивает проблему вынужденной незанятости одного из трудоспособных взрослых при наличии ребенка. Автор говорит о негибкости системы организации работы ДДУ, которые должны отвечать новым требованиям. По мнению докладчика, необходимо уходить от системы больших детских садов, создавать детские сады внутри жилых домов, что удешевит их возникновение.

Подвел итоги конференции модератор дискуссии Александр Пузанов – генеральный директор «Института экономики города». Свободное время не детерминирует поведение человека в городской среде, уверенного понимания пирамиды потребностей по потреблению среды пока не сформировано, считает он. Тяготение молодежи к проведению свободного времени в центре города, а пенсионеров – по месту проживания кажется очевидным. Но необходимость анализа данных факторов в каждом конкретном случае и необходимость взаимодействия проектировщиков и социальных групп, действующих на территории, может быть и осознаны частью экспертного сообщества, но в российской практике не применяются.

25 июля, 2013 г.

Какое определение верно?

На сегодняшний день их несколько, от бытовых до научных. Что не удивительно, ведь городская среда – это целый комплекс элементов. И в отличие от природных систем, она имеет ряд специфических особенностей. Городская среда – это все то, что создает образ населенного пункта и принципиально влияет на стиль жизни его обитателей. Именно от нее во многом зависит, насколько человеку понравится жить конкретно здесь.

Если взять научное определение, то под городской средой понимается сочетание в границах конкретного населенного пункта соответствующих условий, созданных природой и человеком и оказывающих влияние на качество жизнедеятельности его жителей. Можно также сказать, что это совокупность экономических, природных, техногенных, информационных, социальных условий, сложившихся на территории города.

Комфортная среда обитания

Далеко не каждый город удобен для проживания. Многие моменты индивидуальны, кому-то в первую очередь важно наличие зелени и деревьев, другим – хорошие дороги. Но в целом, правила, по которым происходит формирование комфортной городской среды, схожи:

  • достойный уровень бытового обслуживания (водоснабжение, отопление, электрификация, вывоз мусора);
  • сбалансированная инфраструктура (сочетание различных видов наземного и подземного транспорта, адекватный уровень трафика, наличие крупных пересадочных узлов, удовлетворение нужд как автомобилистов, так и пешеходов, хорошее состояние автомобильных дорог, наличие тротуаров и велодорожек);
  • возможности для беспрепятственного перемещения различных категорий граждан, в том числе маломобильных групп;
  • грамотное районирование (такое, которое избегать ежедневной «маятниковой миграции» пассажиров, предусматривающее продуманную организацию жизненного пространства, не слишком высокий уровень плотности заселения);
  • адекватный уровень шумового и информационного «загрязнения»;
  • возможность удовлетворения социальных, культурных, образовательных, рекреационных потребностей горожан (достаточное количество парков, зон отдыха, объектов архитектуры и искусства, учебных заведений, торговых заведений и т. д.).

Пресс-центр

Специфика окружающего пространства

«Лицо» населенного пункта может быть как типовым, так и носить признаки индивидуальности. Поэтому значимым направлением развития современной городской среды является грамотная модификация ландшафта. Точкой отсчета при этом выступает сформированный территориальный облик. Можно, к примеру, выделить следующие типы городов:

  • со сложившимся историческим центром;
  • базирующиеся на градостроительных комплексах советского времени;
  • состоящие преимущественно из типовых застроек;
  • целенаправленно формирующие и развивающие центр города и жилые районы.

Пресс-центр

Несмотря на имеющийся богатый опыт западных урбанистов, процесс модернизации российских городов далеко не всегда проходит гладко. В большинстве населенных пунктов сохраняются: жесткое зонирование (жилые, деловые районы), типовое квартальное проектирование, несоблюдение современных стандартов строительства жилья и прилежащих территорий, разрастание «вширь» за счет спальных районов на окраинах.

Город и экология

В ходе формирования городской среды насущной проблемой остается поддержание необходимого экологического баланса. Непродуманные модели развития приводят к угрозам для здоровья жителей. К сожалению, более 15% российских городов относятся к территориям с неблагоприятной экологической обстановкой. Поэтому сегодня процесс развития городской среды должен базироваться на:

  • контроле над использованием природных ресурсов;
  • применении современных промышленных технологий и систем очистки;
  • запрете размещения токсичных отходов рядом с населенными пунктами, лесопарковыми зонами;
  • рациональном и функциональном зонировании;
  • налаженной системе вывоза, складирования, утилизации или переработки бытовых и коммунальных отходов;
  • создании дополнительных зеленых насаждений, в том числе, с ограниченным режимом использования;
  • экологическом воспитании и просвещении населения.

Пресс-центр

Негативное воздействие на окружающую среду давно перестало восприниматься как неизбежный спутник развития цивилизации. Современный уровень развития технологий позволяет эффективно сочетать фундаментальное городское строительство и производство с минимальным влиянием на экологическую обстановку.

Нематериальная среда

Образ места проживания формируется не только из архитектурных ансамблей или транспортных веток. Городская среда – это еще и эмоциональное восприятие жителей. По мнению специалистов, окружающая обстановка оказывает заметное влияние на психологическое состояние человека. Неграмотное проектирование городской среды приводит к стрессам, апатии, снижению эмоционального тонуса. В последние десятилетия даже появилась специальная дисциплина, изучающая данные явления, – психогеография. Чтобы быть психологически комфортной, городская среда должна отвечать нескольким требованиям:

  • эстетичность;
  • внешнее разнообразие;
  • сочетание новизны и традиций;
  • наличие знаковых ориентиров;
  • сбалансированность свето-шумового фона;
  • безопасность;
  • предсказуемость;
  • гармоничность архитектурных масштабов.

Пресс-центр

Услуги и досуг

Сохранение и увеличение численности населения конкретного города во многом зависит от тех продуктов и возможностей, которые он может предложить своим жителям. Предоставление качественного и широкого спектра услуг и вариантов досуга способствует формированию высокого рейтинга населенного пункта. Сюда относятся:

  • информационная инфраструктура;
  • торговые площади;
  • культурные объекты;
  • гостиничные комплексы;
  • заведения общественного питания;
  • учреждения, предоставляющие социальные услуги;
  • рекреационные зоны;
  • развлекательные объекты.

Пресс-центр

Программы формирования городской среды

Для успешности процессов урбанизации необходим системно-целевой подход. Поэтому программам формирования современной городской среды сейчас уделяется особое внимание. На сегодняшний день запущен ряд проектов.

В самом конце 2016 года началась реализация федеральной программы «Формирование комфортной городской среды». Ее основная задача – благоустройство населенных пунктов с учетом мнения жителей. К 2020 году планируется осуществить 400 масштабных проектов по повышению комфорта городской среды, обучить не менее 2 тысяч специалистов. Программа предусматривает:

  • привлечение общественности к обсуждению основных мероприятий;
  • принятие новых правил благоустройства;
  • оптимизацию системы озеленения, освещения, уборки;
  • оборудование спортивных и детских площадок;
  • благоустройство общественных пространств и объектов (по результатам опросов жителей);
  • формирование реестра лучших практик.
Читайте также:  Экология городской среды

Пресс-центр

Недавно был запущен проект «Умный город», направленный на оптимизацию управления инфраструктурой путем внедрения современных цифровых технологий. Среди приоритетных целей – поддержка устойчивого развития городской среды и повышение качества жизни с помощью цифровой трансформации хозяйственной отрасли (smart-технологии в учете коммунальных ресурсов).

Урок 4. Городское пространство

За предыдущие три урока мы с вами разобрались, какие бывают города, как могут быть организованы застройка, расположение домов, улиц и дорог, каковы варианты транспортного сообщения внутри города и как должна выглядеть транспортная инфраструктура.

Таким образом, мы уже имеем базовое представление об основных элементах городского пространства. И уже поняли, что понятие городского пространства намного шире, чем жилые дома, рабочие места и транспортные коммуникации. В этом уроке мы более полно разберем, что же такое городского пространство.

Цель урока: разобраться, что представляет собой городское пространство, как происходит формирование комфортной городской среды, что такое «умный город» и какие составляющие для этого необходимы. Изучив урок, вы поймете, из чего складывается городское пространство и что нужно, чтобы городская среда стала комфортной.

  • Что такое городское пространство?
  • Городская среда и социология города
  • «Умный город»
  • Проверочный тест

Итак, перейдем к уроку, и для начала разберемся, что входит в понятие «городское пространство».

Городская среда и социология города

Итак, мы разобрались, что такое городское пространство. Тогда что же такое городская среда? В какой-то степени понятия «городское пространство» и «городская среда» пересекаются, но в то же время не являются тождественными. В самом общем виде, городская среда – это комплекс условий, созданных человеком и природой и предопределяющих уровень и качество жизни в городе.

Город за полярным кругом всегда не слишком комфортен примерно 7-8 месяцев в году из-за погоды, даже если там прекрасные здания и налаженная система городского транспорта. И даже если там, как в городе Рьюкан (Норвегия), установят большие зеркала, которые будут направлять лучики солнечного света («солнечных зайчиков») на центральную площадь погруженного в полярную ночь города:

А где-нибудь на Средиземном море чувствуешь себя комфортно почти всегда. Тем более что для самых жарких часов есть сиеста и кондиционер. Ученые различают несколько основных факторов формирования городской среды:

  • Антропогенные (созданные человеком).
  • Биотические (созданные живой природой).
  • Абиотические (созданные неживой природой).

Пресс-центр

В России такое понятие, как «городская среда обитания (проживания)» было разработано и введено в научный оборот «Российским союзом инженеров» и Министерством регионального развития и Федеральным агентством по строительству и ЖКХ. Это понятие ныне используется как базовое для оценки возможностей городской среды удовлетворить потребности горожан и оценки качества этой самой среды.

  • Доступность хорошего жилья.
  • Стоимость услуг ЖКХ относительно дохода.
  • Аварийность жилого фонда.
  • Качество водо- и энергоснабжения.
  • Пригодность улиц для прогулок.
  • Популярность пешеходной инфраструктуры.
  • Число камер видеонаблюдения.
  • Число уличных фонарей.
  • Уровень преступности.
  • Популярность ночной жизни.
  • Использование умных фонарей.
  • Использование технологии распознавания лиц.
  • Количество крупных фестивалей.
  • Разнообразие развлечений внутри города.

Конкретно в Москве реализуется собственная программа по созданию комфортной среды. Парки, дворы и скверы обновляются, а при возведении новых жилых комплексов принципы комфортной среды, в том числе для инвалидов, закладываются на уровне проекта. Как, например, в одном из ЖК, расположенных в бывшей промзоне:

Пресс-центр

В Европе традиции формирования комфортной городской среды намного более давние. Считается даже, что одним из величайших вкладов Европы в мир был ее особый способ понимания и восприятия городского общественного пространства и комфортной среды.

На протяжении тысячелетий Старый континент создавал города в человеческом масштабе, долгоживущие, но всегда динамичные, стремящиеся к культурному разнообразию и гражданскому сознанию своих жителей. Город – это физическая форма, наполненная нематериальными ценностями и мощным социальным, экономическим и историческим значением.

Учитывая проблемы, с которыми в настоящее время сталкивается все более урбанизированный мир, защита европейской модели города актуальна более чем когда-либо. Когда разрастание городов увеличивается с беспрецедентной скоростью, когда изменение климата в значительной степени является продуктом городской мобильности, а социальное расслоение в городах нарастает, общественное пространство обретает особую значимость.

  • Тротуары и дорожки в парках не должны раскаляться под воздействием жары, поэтому их делают из натурального камня, бетона, а в специально обустроенных зонах даже из дерева.
  • Деревья могут и должны защищать от солнца, ветра и дождя, поэтому высадка деревьев должна быть тщательно спланирована так, чтобы они «смыкались» кронами над пешеходными зонами.
  • Корни зеленых насаждений нужно защищать гравием либо оградой от стекающих с дорог и тротуаров химикатов, которыми дороги и тротуары обрабатывают зимой.
  • Массовые активности не должны нарушать покой жителей соседних домов. Для чего нужно предусматривать шумоизоляцию, в том числе с помощью зеленых насаждений.
  • Пространство должно быть универсальным и удобным для офисных служащих, родителей с детьми, студентов, пенсионеров, туристов, инвалидов. На улицах и в парках должны быть пандусы, а на городских пляжах – деревянные настилы для движения инвалидных колясок.
  • Для туристов и приезжих должны быть установлены указатели минимум на двух языках, государственном и английском, для удобства ориентирования.
  • Уличные фонари должны быть исправны и работать в течение темного времени суток.
  • Пространство должно быть приспособлено для различных активностей до самого позднего вечера, что автоматически уменьшает преступность и концентрацию асоциальных личностей в общественных местах (бомжей, алкоголиков).
  • Пространство должно быть удобно для работников, которые производят ремонт, уборку и поддерживают инфраструктуру в надлежащем состоянии. Поэтому нужно использовать материалы, которые легко отмываются от загрязнений.
  • В хорошем городе общественные пространства не похожи одно на другое.
  • При реконструкции нужно искать способы, как сохранить лучшее, что было у того или иного пространства, и как интегрировать традиции и современные технологии.

Разумеется, в рамках одного пространства реализовать сразу все вышеприведенные характеристики невозможно, да и незачем. По-настоящему комфортный город может предложить самые разные по виду и оформлению места общественного назначения. Тем не менее есть универсальные моменты. Например, использование экологичных материалов, которые не нагреваются слишком сильно под солнцем и легко отмываются от загрязнений.

Принципы комфортной среды:

  • Доступность.
  • Многофункциональность.
  • Безопасность.
  • Понятность и разборчивость.
  • Устойчивость (отсутствие ущерба экологии).
  • Идентичность.
  • Гибкость.
  • Адаптивность.
  • Интерактивность.

Под адаптивностью следует понимать способность быстро реагировать на меняющиеся потребности горожан, а гибкость – это способность возвращаться в исходное состояние после проведения какой-либо разовой активности (ярмарка, народное гуляние, концерт и прочее).

Интерактивность подразумевает вовлеченность горожан в общественную жизнь города. Другими словами, для них должны быть интересные события, у них должна быть возможность свободно туда попасть.

Разумеется, реализовать эту концепцию в уже состоявшихся городах с большой историей можно разве что в пределах отдельных районов. Однако существуют и города, построенные в полном соответствии с концепцией нового урбанизма «с нуля». Это, к примеру, Селебрейшн и Сисайд во Флориде (США):

Пресс-центр

В России примером нового урбанизма «с нуля» могут служить Город набережных, Опалиха-2 и Опалиха-3 в Подмосковье и Горки город в Сочи:

Пресс-центр

О чем еще стоит упомянуть, говоря о комфортной среде и социологии города? Это, конечно же, широко известная «теория разбитых окон». Суть в том, что, если социум терпимо относится к мелким правонарушениям и ничего не делает, чтобы быстро застеклить разбитое хулиганами окно, очень скоро в домах и общественных зданиях не останется целых стекол. А правонарушители, видя безнаказанность, как бы «получат добро» на более серьезные преступления, из-за чего городская среда станет совсем некомфортной.

Авторами теории разбитых окон являются американские социологи Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг, впервые представившие ее в 1982 году. А в 1994 году эту теорию взял за основу своей деятельности мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани, начав беспощадную борьбу с мелкими нарушениями и незамедлительно устраняя последствия этих нарушений в виде разбитых окон и прочего. Нью-Йорк действительно стал комфортным и безопасным городом, хотя многие и сомневаются, что решающую роль сыграло именно применение этой теории, а не весь комплекс мер по благоустройству и борьбе с преступностью.

Однако, конечно, только полиция или только власть не сможет поддерживать порядок, если горожане будут равнодушны к тому, что их окружает. А чтобы вовлечь граждан в жизнь города, нужны удобное городское пространство, комфортная городская среда, которую захочется беречь всем и каждому, и научный учет потребностей горожан в рамках социологии города. Как видим, все процессы взаимосвязаны и взаимозависимы.

Но будем оптимистами, потому что сегодня все больше городов, где власть заботится об удобстве горожан, а «умный город» уже стал реальностью. Что это такое? Давайте посмотрим!

«Умный город»

Сегодня практически каждому знакомо словосочетание «умный дом». Это возможность управлять всей техникой и коммуникациями в доме дистанционно, установив специальное приложение на смартфон. Так, вы можете со смартфона отключить от электропитания розетку в комнате, если вдруг засомневались, что точно выключили утюг. Вы можете за час до прихода домой включить зимой отопление на полную мощность, чтобы вас встретило тепло домашнего уюта, но не в ущерб семейному бюджету, потому что система регулировки позволяет в свое отсутствие установить обогрев помещений на минимальную температуру в 14℃.

Как это все применимо в масштабах города? «Умный город» или smart city –
это тоже продукт интеграции информационных технологий и Интернета вещей. Первыми «ласточками» прогресса стали системы видеонаблюдения и распознания лиц, которые позволяют оперативно выявлять правонарушения, совершенные в городе.

Далее появилась автоматизация возможности обращения граждан через единый колл-центр, информирование о ходе ремонтных работ на объектах в режиме онлайн, функция обратной связи на официальных порталах городов, множество специальных приложений, позволяющих коммунальным службам контролировать и регулировать степень освещенности улиц города и многое другое.

Сегодня во многих больших городах не проблема в режиме онлайн выбрать подходящий по расположению детский садик для ребенка, узнать, к какой школе «приписан» ваш адрес и куда вести ребенка в первый класс. Для полноты понимания можно пояснить концепцию «умного города» примером Интернета вещей.

Конечно, пока сложно говорить о том, как скоро можно будет управлять через единое мобильное приложение всей инфраструктурой города по образу и подобию того, как можно управлять «умным домом». Однако множество интерактивных проектов в рамках идеи «умного города» тоже имеют свои плюсы, поскольку позволяют гражданам, заинтересованным в решении какой-то одной проблемы, сориентироваться быстрее, чем если бы пришлось разбираться со сложной структурой приложения, охватывающего все сферы жизни города.

Читайте также:  В Омске обсудили дизайн-проект благоустройства сквера им. Казанника

И, разумеется, все это имеет смысл, когда реализованы принципы формирования комфортной городской среды, создание комфортных общественных пространств, когда социология города учитывает потребности горожан.

В интерактивном режиме контролируется заполняемость мусорных баков. Жителей стимулируют к раздельному выбрасыванию пластикового мусора собственной «валютой», точнее, «монетками», которыми можно реально рассчитаться в некоторых кафе. Из этого мусора потом по 3D-технологиям изготавливают скамейки и другие предметы городского экстерьера.

Пресс-центр

Топ-7 «умных городов» будущого:

  • Чэнду Великий город (Китай) – 80-тысячный город разместится всего на 1,3 квадратных километров, будет полностью пешеходным и снабжаться возобновляемыми источниками энергии.
  • Масдар-Сити (ОАЭ) – тоже на основе возобновляемых источников энергии, от пыльных пустынных бурь будут защищать специальные стены, а от зноя специальные «зонты»-накопители солнечной энергии.
  • Плавучий город-государство (Французская Полинезия) – проект свободной экономической зоны, не привязанной к территории и имеющей свою криптовалюту.
  • Умка (Россия) – город-электростанция в Северном Ледовитом океане с полностью самообеспечивающей инфраструктурой.
  • Хазарские острова (Азербайджан) – система из 41 острова в Каспийском море, где, помимо обычной инфраструктуры, будут трасса для «Формулы-1», аэропорт и бульвар на 150 километров.
  • Аэквория (Бразилия) – город, полностью сделанный на 3D-принтере. Строения посреди океана планируется стилизовать под медуз.
  • Океанская Спираль (Япония) – подводный город, безопасный во время цунами и землетрясений.

Разумеется, управлять всем этим великолепием будут при помощи цифровых технологий. Больше о концепции «умного города» можно узнать из интервью урбаниста Алексея Новикова:

Главные признаки «умного города»:

  • Человекоцентричность.
  • Управляемость по современным технологиям.
  • Доступность и открытость для людей и идей.
  • Прозрачность для желающих узнать нюансы городских решений.
  • Гарантия защиты персональных данных.
  • Основа на интегрированных службах и инфраструктуре.
  • Проактивность в обучении и развитии горожан.

Тест на усвоение материала урока

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

В следующем уроке речь пойдет о городском дизайне.

Комфортная городская среда

В проекте Минстроя «ЖКХ и комфортная городская среда» можно выделить два аспекта. Первый – касающийся благоустройства и внешнего облика городов. И второй – затрагивающий принципы планировки и застройки городских кварталов. Предполагается, что идеи, заложенные в проекте, станут обязательными для исполнения местными властями. На первом этапе планируется разработать подробные стандарты, а потом на их основе внести соответствующие изменения в законодательство. Логично было бы поступить наоборот – в законодательстве рамочно определить новые требования к городской среде, благоустройству и планировке, а на этой основе разработать стандарты, в противном случае часть стандартов будет разработана впустую.

Новый подход к благоустройству, по замыслу Минстроя, будет включать в себя дизайн-код городов различного типа, методические рекомендации по реализации мероприятий благоустройства, отдельные рекомендации для каждого региона страны. По мнению премьер-министра Д. Медведева, необходимо привлекать жителей муниципальных образований к обсуждению проектов благоустройства, однако эффективность вовлечения горожан в процесс принятия решений в условиях профанации проведения публичных слушаний и отмены выборов глав муниципальных образований в некоторых регионах под вопросом. К примеру, в Московской области более не избираются главы городских округов и муниципальных районов. В той же Московской области полномочия по разработке местных нормативов по благоустройству переданы на региональный уровень. Несогласованность государственной политики проявляется в том, что еще упраздненным Министерством регионального развития были разработаны методические рекомендации по благоустройству для муниципалитетов, на основе которых должны были быть разработаны уже местные нормативы. Таким образом, наличие федерального стандарта не гарантирует его исполнение, особенно в условиях экономического кризиса. В Московской области за разработку колористических паспортов и выбор типов ограждений вокруг газонов уже отвечают региональные ведомства.

В то же время можно приветствовать идею включить в стандарты требования по созданию и развитию доступной среды для инвалидов и маломобильных групп. Это именно то направление, которое должно курироваться на федеральном уровне.

Еще одно и важное изменение, которое привнесет федеральный стандарт – это разработка новых требований к планировке кварталов, как уже существующих (здесь ожидается преобразование застроенных территорий), так и планируемых. Преобразование застроенных территорий включает два варианта. Первый – «обычное» благоустройство по новым стандартам – условные косметические изменения, которые включают в себя требования к вывескам, рекламе, дворам, детским площадкам и т. Второй – комплексное развитие территорий, которое предполагает реконструкцию застроенных территорий, то есть внесение новых планировочных решений в сложившуюся застройку. Нужно понимать, что новые планировочные решения включают в себя снос капитальных сооружений, хотя такие изменения могут болезненно восприниматься горожанами, они необходимы, так как способны ограничить неэффективное использование земель и разрастание. Это миф, что в России много земель и потому их необходимо застраивать – издержки на строительство и содержание растянутых коммунальных и инженерных коммуникаций будут включаться в стоимость нового жилья и в расходные статьи скудных муниципальных бюджетов.

Еще одним невнятным пунктом стандартов является неопределенность относительно того, какие изменения коснутся градостроительного зонирования и проектов планировок. Стоит напомнить, что с помощью зонирования в городах формируются зоны, для которых устанавливаются регламенты использования и функционирования земельных участков и соответственно зданий, расположенных внутри этих зон. Роль зонирования (в российской практике – правил землепользования и застройки) в развитии городов ключевая, правовой статус зонирования выше, чем у генерального плана, хотя о последнем говорят намного больше и чаще.

К примеру, генеральным планом города установлено, что на какой-то городской территории планируется жилищное строительство – новый микрорайон. В генеральном плане определяются границы нового микрорайона, сетка дорог, параметры будущей застройки (ИЖС или многоэтажное строительство, плотность застройки), примерное расположение социальных объектов и т. На следующем этапе в правилах землепользования и застройки устанавливается правовой режим использования земельных участков, которые, может быть, на данный момент еще и не сформированы. Всё будущее строительство с этого момента должно подчиняться установленному зонированию. На заключительном этапе, если принято решение о развитии территории, разрабатывается проект планировки с проектом межевания, в которых формируются земельные участки, определяются красные линии, разграничивающие территории общего пользования – те же дороги, детально указываются регламенты использования уже конкретных земельных участков, определяются места для объектов социального значения. Нормативы по расположению, пространственной конфигурации, количеству объектов социального значения устанавливается местными нормативами градостроительного проектирования. Проект планировки должен соответствовать данным нормативам.

Адаптивный город

Можно выделить ключевые проблемы российского градостроительства, которые новый стандарт или не в состоянии решить, или не должен решать. Во-первых, качество городской среды, если ее (для простоты понимания) свести к обеспеченности социальными объектами или транспортной доступности, является ответственностью местных властей – это они должны планировать развитие города и осознавать свои возможности по реализации своих полномочий. В противном случае, если нет ресурсов на выполнение своих социальных обязательств, городским администрациям не нужно выдавать разрешение на строительство новых кварталов, Качественная городская среда – это реализация горожанами своего права на город, то есть достижение цели создания такой среды – политическое явление и зависит от развития гражданского самоуправления. Одними административными мерами поставленной цели достичь нельзя.

Во-вторых, сообщается, что в стандарт будут включены рекомендации по площади и планировке квартир, что является признаком возрастающего государственного регулирования жилищного строительства. Хотя в данный момент конкретное содержание стандартов и требований к планировке территорий неизвестны, скорее всего, кардинальных изменений по сравнению в текущей ситуацией не будет – советский подход к планированию и застройке, воспроизводившийся несколько десятилетий, пересматриваться и отменяться не будет. Необходим рамочный подход, который определял бы основные требования к застройке и планировке, давал свободу застройщикам и девелоперам при планировании территорий – формат проектов должен ориентироваться на рыночные механизмы спроса со стороны покупателей жилья или собственников, если речь об уже застроенных территориях. Современная государственная градостроительная политика должна быть ориентирована на развитие гибких инструментов и механизмов планирования и управления.

Последствием развития информационных технологий становится накопление больших объемов данных и создание сервисов по аккумулированию этих данных: порталы открытых данных постепенное улучшение качества сбора статистических сведений, появление специализированных отраслевых сайтов и информационных систем. Их роль будет постоянно повышаться. В перспективе данные электронных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (в Москве уже функционирует, в Московской области создана единая система для региона вместо разрозненных муниципальных) позволят качественно изменить систему планирования.

Таким образом, основой государственной политики в области градоустройства должен стать подход «адаптивного города», который рассматривает город как производителя услуг для горожан. При таком подходе управление городом не может быть зажато бюрократическими ограничениями, иначе город не сможет адекватно и быстро реагировать на вызовы, возникающие перед ним. Если город – это «сервис», то, как любой сервис, он оценивается с помощью специализированной системы показателей на основе реакции потребителей, которая включает в себя, естественно, и право на самоуправление. Нужно смотреть на городскую среду как на товар, имеющий рыночную цену, а не как на элемент патерналистской системы распределения благ, в очередной раз воспроизводимой в России.

Основные выводы

Проблема развития территорий, в том числе городов, на федеральном уровне подменяется регулированием строительной сферы, в подчинении интересам которой находится градостроительство. Город, городская среда и качество жизни при таком подходе не являются приоритетными направлениями для государственной политики. Федеральная политика характеризуется противоречивостью, но в данный момент можно сказать, в каком направлении будет двигаться отрасль (отрасль в широком значении – строительный комплекс и градостроительство) и как федеральный центр видит свое место в градостроительной сфере. Основной тренд – это усиление государственного регулирования при сохранении советского подхода в градостроительстве с небольшими косметическими корректировками.

Предлагаемый стандарт не использует современные тренды в урбанистике и воспроизводит старые методы организации городской среды. В ближайшие годы потенциал изменений будет постепенно накапливаться, так что ожидаемо, что государственная политика изменится, приспособившись к требованиям и логике рынка и мировых урбанистических тенденций. Можно предположить, что стандарт улучшит городскую среду, однако в перспективе придется разрабатывать еще один стандарт для адаптации технологических решений, реализация которых была упущена на предыдущем этапе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *