Первые признаки острых сердечно-сосудистых заболеваний

Среда обитания

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 мая 2021 года; проверки требуют 5 правок.

Из среды организмы получают всё необходимое для жизни и в неё же выделяют продукты обмена веществ. Термин часто считается синонимом окружающей среды. Среда каждого организма слагается из множества элементов неорганической и органической природы и элементов, привносимых человеком и его производственной деятельностью. При этом одни элементы могут быть частично или полностью безразличны организму, другие необходимы, а третьи оказывают отрицательное воздействие.

Первые признаки острых сердечно-сосудистых заболеваний

Нетронутая человеком среда обитания многих растений и животных

Различают естественную и искусственную (созданную человеком) среду обитания. Естественные среды обитания в основном делятся на наземно-воздушную, почвенную, водную и внутриорганизменную. Отдельные свойства и элементы среды, воздействующие на организмы, называют экологическими факторами. Все экологические факторы можно разделить на три большие группы:

Возможно также выделить следующие компоненты среды обитания: естественные тела среды обитания, гидросреду, воздушное пространство среды, антропогенные тела, поле излучений и тяготения среды.

Издательство Казанского университета, 1990. — 189 с. , ил. — ISBN 5-7464-0379-2

Монография посвящена актуальной теме — композиции города, Введены понятия «композиционный каркас» и «поверхность», изложены основы композиционного анализа. Рассмотрен процесс развития крупных исторически сформированных городов, выявлены закономерности изменения их планировочной композиции. Определены признаки и сформулированы принципы обеспечения целостности композиции города.

Для архитекторов и градостроителей.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемая читателю книга представляет собой один из новых подходов к композиционному анализу города. При разработке понятийного аппарата исследования автором проведены обобщение и систематизация теоретических работ по данной проблеме. При этом выделены первичные элементы описания, которые стали основой предлагаемой модели описания композиции города.

Выявление закономерностей влияния территориального роста города на развитие его планировочной композиции проводилось на большом фактическом материале графоаналитическим методом. Методика исследования композиционного каркаса включала две процедуры. Первая — основана на предполагаемом допущении адекватности функциональной и композиционной структур и связана с выделением функционального каркаса, определением на этой основе композиционного каркаса города. Для этого использован метод, примененный для выделения ареалов концентрации объектов высшей ступени обслуживания. Вторая — предполагает непосредственное выделение элементов каркаса методом экспертной (авторской) оценки плана, основывающимся на обследовании, изучении литературных источников и проектных предложений. Сопоставляя результаты первой и второй процедур, с достаточной достоверностью можно определить композиционный каркас города.

Композиционный каркас выделяется в основном для трех этапов роста, что позволило исследовать планировочную композицию городов в статическом и динамическом аспектах. Сопоставление общих параметров территории города и характеристик планировочной композиции способствует установлению свойств композиции в зависимости от общих параметров его территории, анализ изменения их во времени, закономерности развития планировочной композиции в зависимости от характера и темпов территориального роста.

В ходе исследования процесса развития крупных исторических городов с точки зрения целостности их планировочной композиции выделены признаки целостности и конкретные показатели, характеризующие каждый признак. В процессе изучения литературных данных по географии городов, организации движения транспорта установлена возможность применения формализованных описаний формы городского плана в зависимости от его геометрических характеристик для оценки целостности планировочной композиции города.

Для проверки работоспособности предлагаемых показателей был проведен анализ результатов оценки планировочной композиции городов, различающихся по своей величине, структуре, а также рассмотрены варианты развития одного из них. Полученные показатели и их сопоставление с результатами, основанными на иных методах, подтвердили практическую пригодность и результативность методики оценки.

Исследование планировочной композиции, проектных предложений по конкретным городам позволило сформулировать принципы обеспечения целостности планировочной композиции города, для реализации которых методика порогового анализа Б. Малиша была конкретизирована применительно к развитию планировочной композиции города.

На основе обобщения результатов проведенного исследования предложена ситуационная концепция моделирования градостроительных объектов, реализующая управленческий аспект градостроительной композиции, суть которого состоит в том, что композиция выступает в качестве средства распознавания и выбора градостроительных ситуаций. В совокупности результаты работы направлены на совершенствование градостроительного моделирования и проектирования.

Заслуженный деятель науки ТССР,

доктор географических наук,

профессор А. Трофимов

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития советского общества характеризуется революционным обновлением во всех областях жизни. Общеизвестно, что фундамент перестройки и решающий фактор достижения ее целей — это глубокие преобразования в экономической и социальной сферах. С этой целью необходимо повернуть экономику к человеку, создать достойные нашего времени условия труда и жизни советских людей. Продовольствие и жилье, охрана здоровья и защита природы, подъем образования, науки и культуры — вот далеко не полный перечень вопросов, которые сама жизнь поставила перед нами и требует их разрешения.

Исходя из этого, в области градостроительства, наряду с рациональной пространственной организацией городов, важно обеспечить высокий уровень градостроительных решений и в эстетическом аспекте. В связи с этим исследование объективных предпосылок формирования композиции города является актуальной задачей теории и практики градостроительства, значение которой возрастает в условиях быстрого развития городов.

Теоретической базой исследования проблем композиции города являются фундаментальные работы в области градостроительства. Это труды Л. Авдотьина, А. Бунина, В. Бабурова, Н. Баранова, М. Бархина, Ю. Бочарова, А. Гутнова, А. Иконникова, М. Кругловой, В. Лаврова, И. Лежавы, A. Рябушина, Т. Саваренской, И. Смоляра, Л. Тверского, В. Шкварикова, О. Швидковского, 3. Яргиной, К. Вейхерта, И. Грузы, Э. Грушки, Л. Тонева и др.

Если вопросы композиции отдельных частей города, в частности общегородского центра, рассматриваются в работах Н. Баранова, А. Беккера, Н. Гуляницкого, Л. Кулаги, В. Лаврова, Е. Пронина, Л. Соколова, а селитебных территорий — в работах И. Конторович, Е. Крашенинникова, Н. Трубниковой, то промышленных территорий — в работах B. Блохина, А. Илгунаса, Н. Кима, Б. Кохно, И. Николаева.

Закономерности зрительного восприятия исследуются Е. Беляевой, В. Тальковским, средства и принципы композиции — Н. Барановым, Г. Зосимовым, Л. Кирилловой, Г. Лашук, взаимосвязь архитектурно-планировочной композиции и природной среды — А. Базилевичем, В. Павличенковым, В. Стерлиговым, план города как основа его художественного образа Н. Кострикиным, смысловые значения форм города Л. Гуревичем, И. Страутманисом, Ф. Шоэ, Р. Бартом, К. Линчем, формирование города с учетом его взаимосвязей с агломерацией — В. Антоновым, Т. Булевым, Е. Извариным.

Отдельные вопросы композиции города находят отражение в научной литературе по другим разделам градостроительства: теории архитектуры, ландшафтной архитектуре, транспорту. Однако, несмотря на значительное число публикаций, многие вопросы композиции города еще не исследованы, в частности, недостаточно изучена зависимость композиции города от изменения его функциональной организации.

Рост населения и концентрация его в городах вызывают их территориальный рост. Как отмечает Б. Хорев, это явление указывает на актуальность проблемы пространственной организации городов1.

1 См. : Хорев Б. Проблемы городов. , 1975.

Проблемы, связанные с территориальным ростом городов, решались многими крупными учеными-градостроителями — Ю. Бочаровым, Н. Улласом, М. Бархиным, В. Лавровым, Л. Авдотьиным, И. Смоляром и др. Они нашли отражение в реальных и конкурсных проектах, в работах научно-исследовательских и проектных институтов градостроительного профиля. При этом основное внимание исследователей сосредоточивается на решении задач регулирования и управления данным явлением, в частности на проблеме ограничения роста, т. преимущественно на функциональных его аспектах. Авторы многих работ связывают отрицательную оценку эстетического качества городской среды с территориальным ростом, последствия которого проявляются и отмечаются как в утрате индивидуального облика и монотонности застройки, так и утрате целостности композиции города.

Представляется возможным рассматривать территориальный рост города как особый фактор, оказывающий существенное влияние на композиционное его формирование. Прежде всего необходимо выяснить, каким образом территориальный рост города оказывает влияние на композиционную целостность, которая относится к одному из важнейших критериев качества2.

2 Об этом более подробно см. : Баранов Н. Главный архитектор города (творческая и организационная деятельность). , 1973; Бархин М. Архитектура и город. , 1979; Бунин А. , Круглова М. Архитектурная композиция города. М, 1940; Волкова Е. Произведение искусства — предмет эстетического анализа. , 1976; Кудрявцев А. Рациональное использование территорий при планировке и застройке городов СССР. М, 1971; Лавров В. Развитие планировочной структуры исторически сложившихся городов. , 1976; Рябушин А. Предметная среда и интерьер жилища // Архитектурное творчество СССР. , 1979. Вып. 6, и др.

Даже задуманные как крупные градостроительные ансамбли, — пишут А. Гутнов и И. Лежава, — общественные центры оказываются несоразмерными территориям, на которые они должны распространить свое влияние, утрачивают, как правило, неразрывную связь с остальным городом и по существу подчеркивают его распад на отдельные плохо связанные «куски»3.

3 Гутнов А. , Лежава И. Будущее города. , 1977.

Процесс развития городов привел к необходимости коренного пересмотра их структуры в целом4.

4 См. : Реконструкция крупных городов. М, 1972.

Характерной особенностью настоящего этапа развития теории и практики градостроительства является переход от «эмпирических» (интуитивных) методов организации городского пространства к системному проектированию целостной пространственной среды5. В отношении города эта особенность определяется:

  • значительными территориальными размерами крупных городов, не охватываемых в процессе единовременного восприятия, возрастанием значения восприятия городской среды в движении;
  • необходимостью осмысления новых объектов градостроительного проектирования — района расселения, агломерации, города6: объективизации оценок градостроительных решений и повышения степени их надежности;
  • необходимостью анализа огромного опыта проектирования и строительства городов в нашей стране, причем именно исторически сложившихся и развивающихся, которые предоставляют большой фактический материал, показывающий изменение композиции во времени и в зависимости от территориального роста, изучение которого позволяет привлечь и применять накопленный опыт и в отношении иных градостроительных систем (агломераций, групповых систем или малых, а также новых городов).

5 Проблема целостности предметно-пространственной среды на всех уровнях рассматривается в трудах А. Рябушина. : Рябушин А. Забытый период (размышления после дискуссии) // Архитектура СССР. 1977. № 6; Рябушин А. , Дворжак К. Прогностика в архитектуре и градостроительстве. , 1983.

6 См. : Яргина 3. Планировка и застройка центра малого города: Автореф. дис. канд. арх. , 1961; ее же: Некоторые социальные аспекты перспективного расселения. , 1975; ее же: Градостроительный анализ. , 1984.

Читайте также:  Все коды регионов России — с изменениями 2023 года

Таким образом, актуальность темы исследования определяется возросшими требованиями к эстетическому качеству создаваемой городской среды в современных условиях решения значительных по масштабам задач по преобразованию городов и недостаточной изученностью вопросов влияния функциональной организации города на его композицию. Ввиду того, что изменения функциональной организации прежде всего отражаются в плане, являющемся общей основой композиции, определило то, что в качестве объекта исследования нами выделена планировочная композиция крупного исторически сформировавшегося и развивающегося города, а предметом исследования — зависимость изменений планировочной композиции города от его территориального роста. В качестве рабочей гипотезы принято предположение о том, что территориальный рост вызывает вполне определенные изменения планировочной композиции.

С целью определения общей взаимосвязи функциональной организации города и его композиции необходимо:

— на основе изучения теоретических работ сконструировать понятийный аппарат исследования;

— на основе анализа процесса развития крупных исторических городов выявить закономерности влияния территориального роста на планировочную композицию;

— определить признаки целостности планировочной композиции и предложить конкретные показатели ее оценки;

— выявить условия и пути обеспечения целостности планировочной композиции в процессе территориального роста города.

Исследование построено7 на широком градостроительном материале (теоретические работы, результаты специальных исследований и проектные предложения) по крупным исторически сформировавшимся городам СССР.

7 Нами проанализированы материалы ЦНИИПИГрадостроительства, Гипрогора, Ленгипрогора, МАрхИ и других проектных, научно-исследовательских и учебных институтов страны.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Понятийный аппарат исследования композиции крупного исторически развивающегося города

Взаимосвязь функциональной и композиционной структур

Форма организации пространственной системы «город»

Соотношение функциональной и композиционной структур. Определение соответствия элементов

Методические подходы к анализу композиции города

Модель описания планировочной композиции города

Анализ описаний композиций, содержащихся в работах, посвященных проблемам композиции города

Понятие «целостность» в архитектурной теории

Целостность функциональной и композиционной структур города (сопоставление моделей)

Понятие «целостность» применительно к функциональной и композиционной организации города

Условия целостности функциональной и композиционной структур

Использование элементов теории порогов применительно к развитию композиции города

Глава 2. Развитие планировочной композиции города в процессе его территориального роста

Методика анализа композиционного каркаса

Зависимость планировочной композиции города от общих параметров его территории

Зависимость композиционного каркаса от общих параметров территории города

Влияние территориального роста города на его планировочную композицию

Зависимость планировочной композиции города от характера его территориального роста

Зависимость планировочной композиции города от темпов его территориального роста

Глава 3. Обеспечение целостности планировочной композиции города при его территориальном росте. 118

Примеры страниц

Первые признаки острых сердечно-сосудистых заболеваний

Первые признаки острых сердечно-сосудистых заболеваний

Урок 4. Городское пространство

За предыдущие три урока мы с вами разобрались, какие бывают города, как могут быть организованы застройка, расположение домов, улиц и дорог, каковы варианты транспортного сообщения внутри города и как должна выглядеть транспортная инфраструктура.

Таким образом, мы уже имеем базовое представление об основных элементах городского пространства. И уже поняли, что понятие городского пространства намного шире, чем жилые дома, рабочие места и транспортные коммуникации. В этом уроке мы более полно разберем, что же такое городского пространство.

Цель урока: разобраться, что представляет собой городское пространство, как происходит формирование комфортной городской среды, что такое «умный город» и какие составляющие для этого необходимы. Изучив урок, вы поймете, из чего складывается городское пространство и что нужно, чтобы городская среда стала комфортной.

  • Что такое городское пространство?
  • Городская среда и социология города
  • «Умный город»
  • Проверочный тест

Итак, перейдем к уроку, и для начала разберемся, что входит в понятие «городское пространство».

Городская среда и социология города

Итак, мы разобрались, что такое городское пространство. Тогда что же такое городская среда? В какой-то степени понятия «городское пространство» и «городская среда» пересекаются, но в то же время не являются тождественными. В самом общем виде, городская среда – это комплекс условий, созданных человеком и природой и предопределяющих уровень и качество жизни в городе.

Город за полярным кругом всегда не слишком комфортен примерно 7-8 месяцев в году из-за погоды, даже если там прекрасные здания и налаженная система городского транспорта. И даже если там, как в городе Рьюкан (Норвегия), установят большие зеркала, которые будут направлять лучики солнечного света («солнечных зайчиков») на центральную площадь погруженного в полярную ночь города:

А где-нибудь на Средиземном море чувствуешь себя комфортно почти всегда. Тем более что для самых жарких часов есть сиеста и кондиционер. Ученые различают несколько основных факторов формирования городской среды:

  • Антропогенные (созданные человеком).
  • Биотические (созданные живой природой).
  • Абиотические (созданные неживой природой).

Первые признаки острых сердечно-сосудистых заболеваний

В России такое понятие, как «городская среда обитания (проживания)» было разработано и введено в научный оборот «Российским союзом инженеров» и Министерством регионального развития и Федеральным агентством по строительству и ЖКХ. Это понятие ныне используется как базовое для оценки возможностей городской среды удовлетворить потребности горожан и оценки качества этой самой среды.

  • Доступность хорошего жилья.
  • Стоимость услуг ЖКХ относительно дохода.
  • Аварийность жилого фонда.
  • Качество водо- и энергоснабжения.
  • Пригодность улиц для прогулок.
  • Популярность пешеходной инфраструктуры.
  • Число камер видеонаблюдения.
  • Число уличных фонарей.
  • Уровень преступности.
  • Популярность ночной жизни.
  • Использование умных фонарей.
  • Использование технологии распознавания лиц.
  • Количество крупных фестивалей.
  • Разнообразие развлечений внутри города.

Конкретно в Москве реализуется собственная программа по созданию комфортной среды. Парки, дворы и скверы обновляются, а при возведении новых жилых комплексов принципы комфортной среды, в том числе для инвалидов, закладываются на уровне проекта. Как, например, в одном из ЖК, расположенных в бывшей промзоне:

Первые признаки острых сердечно-сосудистых заболеваний

В Европе традиции формирования комфортной городской среды намного более давние. Считается даже, что одним из величайших вкладов Европы в мир был ее особый способ понимания и восприятия городского общественного пространства и комфортной среды.

На протяжении тысячелетий Старый континент создавал города в человеческом масштабе, долгоживущие, но всегда динамичные, стремящиеся к культурному разнообразию и гражданскому сознанию своих жителей. Город – это физическая форма, наполненная нематериальными ценностями и мощным социальным, экономическим и историческим значением.

Учитывая проблемы, с которыми в настоящее время сталкивается все более урбанизированный мир, защита европейской модели города актуальна более чем когда-либо. Когда разрастание городов увеличивается с беспрецедентной скоростью, когда изменение климата в значительной степени является продуктом городской мобильности, а социальное расслоение в городах нарастает, общественное пространство обретает особую значимость.

  • Тротуары и дорожки в парках не должны раскаляться под воздействием жары, поэтому их делают из натурального камня, бетона, а в специально обустроенных зонах даже из дерева.
  • Деревья могут и должны защищать от солнца, ветра и дождя, поэтому высадка деревьев должна быть тщательно спланирована так, чтобы они «смыкались» кронами над пешеходными зонами.
  • Корни зеленых насаждений нужно защищать гравием либо оградой от стекающих с дорог и тротуаров химикатов, которыми дороги и тротуары обрабатывают зимой.
  • Массовые активности не должны нарушать покой жителей соседних домов. Для чего нужно предусматривать шумоизоляцию, в том числе с помощью зеленых насаждений.
  • Пространство должно быть универсальным и удобным для офисных служащих, родителей с детьми, студентов, пенсионеров, туристов, инвалидов. На улицах и в парках должны быть пандусы, а на городских пляжах – деревянные настилы для движения инвалидных колясок.
  • Для туристов и приезжих должны быть установлены указатели минимум на двух языках, государственном и английском, для удобства ориентирования.
  • Уличные фонари должны быть исправны и работать в течение темного времени суток.
  • Пространство должно быть приспособлено для различных активностей до самого позднего вечера, что автоматически уменьшает преступность и концентрацию асоциальных личностей в общественных местах (бомжей, алкоголиков).
  • Пространство должно быть удобно для работников, которые производят ремонт, уборку и поддерживают инфраструктуру в надлежащем состоянии. Поэтому нужно использовать материалы, которые легко отмываются от загрязнений.
  • В хорошем городе общественные пространства не похожи одно на другое.
  • При реконструкции нужно искать способы, как сохранить лучшее, что было у того или иного пространства, и как интегрировать традиции и современные технологии.

Разумеется, в рамках одного пространства реализовать сразу все вышеприведенные характеристики невозможно, да и незачем. По-настоящему комфортный город может предложить самые разные по виду и оформлению места общественного назначения. Тем не менее есть универсальные моменты. Например, использование экологичных материалов, которые не нагреваются слишком сильно под солнцем и легко отмываются от загрязнений.

Принципы комфортной среды:

  • Доступность.
  • Многофункциональность.
  • Безопасность.
  • Понятность и разборчивость.
  • Устойчивость (отсутствие ущерба экологии).
  • Идентичность.
  • Гибкость.
  • Адаптивность.
  • Интерактивность.

Под адаптивностью следует понимать способность быстро реагировать на меняющиеся потребности горожан, а гибкость – это способность возвращаться в исходное состояние после проведения какой-либо разовой активности (ярмарка, народное гуляние, концерт и прочее).

Интерактивность подразумевает вовлеченность горожан в общественную жизнь города. Другими словами, для них должны быть интересные события, у них должна быть возможность свободно туда попасть.

Разумеется, реализовать эту концепцию в уже состоявшихся городах с большой историей можно разве что в пределах отдельных районов. Однако существуют и города, построенные в полном соответствии с концепцией нового урбанизма «с нуля». Это, к примеру, Селебрейшн и Сисайд во Флориде (США):

Первые признаки острых сердечно-сосудистых заболеваний

В России примером нового урбанизма «с нуля» могут служить Город набережных, Опалиха-2 и Опалиха-3 в Подмосковье и Горки город в Сочи:

Первые признаки острых сердечно-сосудистых заболеваний

О чем еще стоит упомянуть, говоря о комфортной среде и социологии города? Это, конечно же, широко известная «теория разбитых окон». Суть в том, что, если социум терпимо относится к мелким правонарушениям и ничего не делает, чтобы быстро застеклить разбитое хулиганами окно, очень скоро в домах и общественных зданиях не останется целых стекол. А правонарушители, видя безнаказанность, как бы «получат добро» на более серьезные преступления, из-за чего городская среда станет совсем некомфортной.

Авторами теории разбитых окон являются американские социологи Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг, впервые представившие ее в 1982 году. А в 1994 году эту теорию взял за основу своей деятельности мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани, начав беспощадную борьбу с мелкими нарушениями и незамедлительно устраняя последствия этих нарушений в виде разбитых окон и прочего. Нью-Йорк действительно стал комфортным и безопасным городом, хотя многие и сомневаются, что решающую роль сыграло именно применение этой теории, а не весь комплекс мер по благоустройству и борьбе с преступностью.

Читайте также:  Городские ландшафты

Однако, конечно, только полиция или только власть не сможет поддерживать порядок, если горожане будут равнодушны к тому, что их окружает. А чтобы вовлечь граждан в жизнь города, нужны удобное городское пространство, комфортная городская среда, которую захочется беречь всем и каждому, и научный учет потребностей горожан в рамках социологии города. Как видим, все процессы взаимосвязаны и взаимозависимы.

Но будем оптимистами, потому что сегодня все больше городов, где власть заботится об удобстве горожан, а «умный город» уже стал реальностью. Что это такое? Давайте посмотрим!

«Умный город»

Сегодня практически каждому знакомо словосочетание «умный дом». Это возможность управлять всей техникой и коммуникациями в доме дистанционно, установив специальное приложение на смартфон. Так, вы можете со смартфона отключить от электропитания розетку в комнате, если вдруг засомневались, что точно выключили утюг. Вы можете за час до прихода домой включить зимой отопление на полную мощность, чтобы вас встретило тепло домашнего уюта, но не в ущерб семейному бюджету, потому что система регулировки позволяет в свое отсутствие установить обогрев помещений на минимальную температуру в 14℃.

Как это все применимо в масштабах города? «Умный город» или smart city –
это тоже продукт интеграции информационных технологий и Интернета вещей. Первыми «ласточками» прогресса стали системы видеонаблюдения и распознания лиц, которые позволяют оперативно выявлять правонарушения, совершенные в городе.

Далее появилась автоматизация возможности обращения граждан через единый колл-центр, информирование о ходе ремонтных работ на объектах в режиме онлайн, функция обратной связи на официальных порталах городов, множество специальных приложений, позволяющих коммунальным службам контролировать и регулировать степень освещенности улиц города и многое другое.

Сегодня во многих больших городах не проблема в режиме онлайн выбрать подходящий по расположению детский садик для ребенка, узнать, к какой школе «приписан» ваш адрес и куда вести ребенка в первый класс. Для полноты понимания можно пояснить концепцию «умного города» примером Интернета вещей.

Конечно, пока сложно говорить о том, как скоро можно будет управлять через единое мобильное приложение всей инфраструктурой города по образу и подобию того, как можно управлять «умным домом». Однако множество интерактивных проектов в рамках идеи «умного города» тоже имеют свои плюсы, поскольку позволяют гражданам, заинтересованным в решении какой-то одной проблемы, сориентироваться быстрее, чем если бы пришлось разбираться со сложной структурой приложения, охватывающего все сферы жизни города.

И, разумеется, все это имеет смысл, когда реализованы принципы формирования комфортной городской среды, создание комфортных общественных пространств, когда социология города учитывает потребности горожан.

В интерактивном режиме контролируется заполняемость мусорных баков. Жителей стимулируют к раздельному выбрасыванию пластикового мусора собственной «валютой», точнее, «монетками», которыми можно реально рассчитаться в некоторых кафе. Из этого мусора потом по 3D-технологиям изготавливают скамейки и другие предметы городского экстерьера.

Первые признаки острых сердечно-сосудистых заболеваний

Топ-7 «умных городов» будущого:

  • Чэнду Великий город (Китай) – 80-тысячный город разместится всего на 1,3 квадратных километров, будет полностью пешеходным и снабжаться возобновляемыми источниками энергии.
  • Масдар-Сити (ОАЭ) – тоже на основе возобновляемых источников энергии, от пыльных пустынных бурь будут защищать специальные стены, а от зноя специальные «зонты»-накопители солнечной энергии.
  • Плавучий город-государство (Французская Полинезия) – проект свободной экономической зоны, не привязанной к территории и имеющей свою криптовалюту.
  • Умка (Россия) – город-электростанция в Северном Ледовитом океане с полностью самообеспечивающей инфраструктурой.
  • Хазарские острова (Азербайджан) – система из 41 острова в Каспийском море, где, помимо обычной инфраструктуры, будут трасса для «Формулы-1», аэропорт и бульвар на 150 километров.
  • Аэквория (Бразилия) – город, полностью сделанный на 3D-принтере. Строения посреди океана планируется стилизовать под медуз.
  • Океанская Спираль (Япония) – подводный город, безопасный во время цунами и землетрясений.

Разумеется, управлять всем этим великолепием будут при помощи цифровых технологий. Больше о концепции «умного города» можно узнать из интервью урбаниста Алексея Новикова:

Главные признаки «умного города»:

  • Человекоцентричность.
  • Управляемость по современным технологиям.
  • Доступность и открытость для людей и идей.
  • Прозрачность для желающих узнать нюансы городских решений.
  • Гарантия защиты персональных данных.
  • Основа на интегрированных службах и инфраструктуре.
  • Проактивность в обучении и развитии горожан.

Тест на усвоение материала урока

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

В следующем уроке речь пойдет о городском дизайне.

Апатитские ученые изучили проблемы создания комфортной городской среды в Российской Арктике

Исследования ученых из России и Германии показали, что любые стратегии, «путешествуя» из центра к периферии, мутируют и приспосабливаются к различным географическим, социально-экономическим и институциональным условиям конкретного региона или города. Однако при этом возможность полностью децентрализованного развития городов сомнительна. В исследованных случаях не наблюдалось продуктивной мобилизации для решения конкретных специфических местных задач. Планирование и реализация оказались ограничены узким перечнем субсидируемых мер, а также доверием к «лучшим практикам» Москвы.

Последние десятилетия характеризуются бурным ростом городов и улучшением условий жизни в них. Важнейшим механизмом сохранения городов и привлечения новых горожан стало повышение качества городской среды. Ученые все чаще интерпретируют комфортизацию городов как следствие политики неолиберализма в городском управлении и повышения активности предпринимателей.

В отличие от классического либерализма, неолиберализм допускает государственное регулирование экономики, но лишь для установления принципов свободного рынка. Неограниченная конкуренция рассматривается в рамках неолиберализма как основная движущая сила прогресса и социальной справедливости. Политические, социальные и экономические преобразования, происходящие в российских городах с начала XXI века, зачастую относят к так называемой «восточной ветви» глобальной неолиберализации.

Ученые из Института географии РАН, Веймарского университета, Высшей школы экономики и Института экономических проблем Кольского научного центра постарались выяснить, насколько такой взгляд применим к городам Российской Арктики. Результаты исследования были опубликованы в международном высокорейтинговом междисциплинарном журнале Environment and Planning C: Politics and Space.

Первые признаки острых сердечно-сосудистых заболеваний

Ученые описали эволюцию политики комфортного города в постсоциалистической России и обсудили ее локальную реализацию на примере Воркуты (Республика Коми) и Апатитов (Мурманская область). В исследовании были использованы официальные документы, результаты глубинных интервью с представителями местных органов власти, предпринимателями и активистами и данные наблюдений.

Развитие городов в России в последние десятилетия идет крайне неравномерно. Население «стягивается к центру»: жители сел и поселков переезжают в небольшие города, оттуда – в более крупные. Мелкие населенные пункты разрушаются, более крупные провинциальные города стагнируют, при этом продолжается бурный рост небольшого числа мегаполисов.

Большинство городов испытывают депопуляцию и как следствие — экономический упадок. Для решения этой проблемы еще в середине 2000-х годов несколько российских городов начали внедрение политики, направленной на комфортизацию среды проживания людей. Во второй половине 2010-х годов федеральные власти придали задаче комфортизации городов статус национального приоритета.

В советский период Российская Арктика активно осваивалась. Развитие этой территории было тесно связано с добычей природных ресурсов, для чего необходимо было привлечь строителей и работников для добывающих предприятий. В сталинские времена эта потребность удовлетворялась во многом использованием труда заключенных, позже мигрантов начали привлекать за счет «северных» льгот и улучшения жилищных условий.

Первые признаки острых сердечно-сосудистых заболеваний

Эта задача способствовала появлению специфических, комплексных и соответствующих местному контексту, подходов к созданию и поддержанию комфортной среды проживания на Крайнем Севере даже тогда, когда власть не уделяла большого внимания вопросам городского комфорта на остальной территории страны. Но после распада Советского Союза арктические города утратили свое привилегированное положение с точки зрения государственного снабжения и финансирования и особенно пострадали от сокращения населения, недостаточного инвестирования и деградации зданий и инфраструктуры. В 2019 году население Воркуты составляло 54 тысячи человек, Апатитов – 55 тысяч человек. С 1989 по 2019 год оба города потеряли более 30 процентов жителей. Проблема серьезная, решать ее нужно комплексно.

В начале 2000-х годов изменения в формировании городской среды происходили «снизу» и были основаны, главным образом, на местной инициативе. В следующем десятилетии ответственность за обеспечение комфортной городской среды была перераспределена с местного на федеральный уровень. Национальный проект «Формирование комфортной городской среды», утвержденный в 2017 году, стал в какой-то мере попыткой возродить на новой основе советские методы привлечения людей в периферийные районы.

Его методы во многом основаны на подходах к комфортизации, применяемых для повышения качества городской среды в Москве, и используются на региональном уровне. В рамках реализации проекта, например, нынешний губернатор Мурманской области Андрей Чибис несколько лет назад запустил стратегический план «На Севере – жить!», направленный на сдерживание оттока населения. Меры по обновлению городской среды занимают в плане одно из главных мест и являются одним из важных инструментов повышения качества жизни в городах региона.

Исследования, проведенные учеными, показали, что любые стратегии, «путешествуя» из центра к периферии, мутируют и приспосабливаются к различным географическим, социально-экономическим и институциональным условиям конкретного региона или города. Однако при этом возможность полностью децентрализованного развития городов сомнительна. В исследованных случаях не наблюдалось продуктивной мобилизации для решения конкретных специфических местных задач. Планирование и реализация ограничены узким перечнем субсидируемых мер, а также доверием к «лучшим практикам» Москвы.

Несмотря на то, что юридически ответственность за городское планирование по-прежнему находится в руках муниципалитетов, зависимость от федеральных проектов затрудняет реализацию альтернативных программ развития, отвечающих местной специфике, или продвижение инноваций, не декларируемых центром. Интервью и изучение документов продемонстрировали, что реализация нынешней политики комфортной городской среды отстает от более комплексных и контекстуальных советских планировочных и архитектурных решений для северных и арктических городов.

Читайте также:  Область браузера, размеры окон и положение прокрутки в JavaScript

Новые проекты сегодня зачастую можно назвать просто «яркой картинкой», которая вызывает позитивные эмоции у горожан и легко «продается» при выделении на нее средств, но не решает действительно серьезные проблемы комфортного градостроительства в Арктике. Во многом это вызвано недостатком средств: в 2017 году на модернизацию в Москве было потрачено 245 миллиардов рублей, а федеральные ассигнования на нацпроект «Формирование комфортной городской среды» в 2018 году составили всего 50 миллиардов на всю страну.

Поэтому в регионах приоритетом пользуются малоинвестиционные и высокоэффективные проекты модернизации общественных пространств за счет эстетически привлекательных выборочных краткосрочных решений. Это напоминает типичные характеристики неолиберальной политики комфортного города и проигрывает в комплексности и соответствии местному контексту – чертам советского подхода в развитии арктических городов. Ученые не предлагают готовых решений создавшейся проблемы, но указывают на конкретные «болевые точки», работа над которыми позволит действительно изменить ситуацию.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.

Первые признаки острых сердечно-сосудистых заболеваний

Кольский научный центр Российской академии наук (бывший Кольский филиал Академии наук СССР) имени С. Кирова, объединение научных учреждений РАН на Кольском полуострове.

Прямая речьРазвитие исторических городов. Проблемы идентификации городской среды

Автор колонки – кандидат архитектуры Фёдор Перов, заведующий кафедрой архитектурного проектирования

Мы, жители Санкт-Петербурга, живём в историческом городе и хотим сохранить его для себя и для будущих поколений. При этом наша жизнь и потребности постоянно меняются, и это отражается на городской среде, в которой мы живём. Город должен развиваться, меняться, значит, возникает много противоречий между задачей сохранения городской среды и её модернизацией.

Санкт-Петербург – уникальный город, и он всем нравится, большинству людей. Он нравится самим горожанам, он нравится тем, кто сюда приезжает, и мы понимаем, что это какой-то идеальный для нас город. Но почему он для нас идеальный, и что значит «идеал»? Почему исторические города кажутся такими совершенными? Мало кто задумывается, что современный город радикально отличается от того, что было здесь сто или двести лет назад.

Если взять, к примеру, Санкт-Петербург XVIII века и переселить туда людей нашего времени, то большинство из них там жить просто бы не смогли. Слишком разные условия жизни и качество городской среды. Современные исторические города – это города, которые прошли определённую историческую эволюцию, их планировочная структура и архитектура зданий подверглись селекции. В них много что происходило. Строили, меняли, разрушали, добавляли, а что-то оставалось. Ясно, что эта селекция была неслучайной. Жизнь есть жизнь, и она оставляет только то, что является принципиально важным для города, характерным для него, и именно оно требует охраны.

Происходящие в городе перемены всегда воспринимались горожанами настороженно, а иногда враждебно.

Нужно понять, что городская среда, в которой мы живём, в любом случае становится для нас привычной, пусть даже это будут какие-то новостройки. Для любого человека удобно, когда он находится в знакомой среде, легко в ней ориентируется, а если в эту среду вносят изменения, это всегда выводит человека из равновесия, он сразу начинает настораживаться и не очень чётко понимать, хорошо или плохо что-то менять.

Возможно, это происходит на биологическом уровне. Если вносятся какие-то изменения в городскую среду, то сразу психологически возникает чувство нестабильности, неудобства.

Поэтому люди принимают любую модернизацию как вынужденный процесс. Как при ремонте квартиры – вы сомневаетесь в принятом решении, начинаете вносить только те изменения, которые вам необходимы, никогда не начинаете что-то реконструировать или менять просто так, а только когда назрели новые потребности, которые требуют изменений. Это разумно: всё, что хорошо и удобно – оставить, а менять то, что уже непригодно. Поэтому исторические города прошли селекцию, в них что-то менялось по необходимости. Объективные причины заставляли это делать. И в конце концов мы получили то, что всем нравится. А что, собственно, всем нравится?

✔ Этот вопрос упирается в понятие «идентификационные признаки городской среды». И в то, что это за признаки, зачем эти признаки вообще нужны.

Понятие идентификации городской среды – понятие значительно более широкое, чем просто человек и город. Любой человек всегда идентифицирует себя с какой-то культурой. Он идентифицирует себя с местом рождения и проживания. Он идентифицирует себя с каким-то народом. Он идентифицирует себя со своей семьёй, и так далее, и так далее. Без собственной идентификации люди жить не могут.

Вот произошёл развал Советского Союза, образовались новые государства – чем они занялись? Они начали срочно создавать новую идентификацию. Потому что страна как общность, как народ без идентификационных признаков жить не может. Это справедливо на любом уровне. И человек, живущий в том или ином городе, стремится сохранять исторический центр города, потому что тот уже прошёл селекцию, обладает характерными особенностями, обеспечивает идентификационные связи «человек – город». Человек чувствует свою принадлежность к среде конкретного родного города.

Таким образом, архитектура является той вехой, которая позволяет людям сохранять свою личную, групповую или национальную идентификацию. Это понятие идентификации важно для человека, но сильно влияет на то, что происходит в городе.

Проблемы идентификации часто бывают очень острыми. В Петербурге происходило много реконструктивных мероприятий, вызвавших споры, например, башня «Газпрома», которую хотели построить на Охте, или проект новой сцены Мариинского театра. Сами проекты были новыми и неплохо сделанными. Но эти новые здания меняли идентификационные характеристики конкретных мест города, что вызывало общественный резонанс.

Консерватизм людей по отношению к изменениям городской среды носит двоякий характер. С одной стороны, хорошо, когда люди консервативны, то есть не позволяют легко менять городскую среду. Если вносятся какие-то изменения, то консерватизм людей тормозит этот процесс, требуется селекция и выбор решений, которые эту среду улучшат, а не ухудшат.

Поэтому на любом этапе развития города любые разрушения и изменения всегда встречали отрицательную реакцию определённой группы людей, которые делали этот процесс более сложным.

Относительно внесения изменений в сложившуюся городскую среду люди делятся на несколько групп, которые по-разному относятся к процессам изменения города.

Первая группа – это взрослые жители, прожившие в городе много лет. Самая консервативная часть. Они привыкли к городской среде и, в общем-то, не любят, когда что-то меняется.

Вторая группа – молодёжь. Они прожили в городе меньше времени, у них идентификационные оценки качества среды не укоренились, соответственно, молодёжь более свободно относится к изменениям. Для молодежи важно получить новые объекты идентификации, отражающие её время и мировоззрение. В противном случае город может стать архаичным, отстать от динамики времени.

Особая категория – бизнесмены: это люди рационально мыслящие, для них эстетика может играть второстепенную роль. Их больше заботит эффективность использования недвижимости, девелоперские проекты и т.

Есть ещё туристы, для которых историческая среда является той целью, ради которой они приезжают, поэтому любые изменения в исторической части города, меняющие качество городской среды, наносят вред развитию туризма. В то же время удовлетворение потребностей туристов может превратить части исторического города в театральные декорации (как, например, реконструкция Летнего сада).

Поэтому принятие решений о внесении изменений в среду исторического города – вопрос комплексный и должен учитывать все обстоятельства, интересы всех групп, но вопрос осмысления идентификации города является основным, приоритетным.

Идентификационные характеристики городу абсолютно нужны, потому что это наша прямая потребность: людям необходима самоидентификация в том обществе, в той среде, где они живут, и архитектура служит ключевым инструментом этой идентификации. С другой стороны, город будет меняться, и нам никуда от этого не деться, потому что меняется жизнь, и, соответственно, будут меняться какие-то элементы этой идентификации, появляться новые городские символы. Они будут естественными для новых поколений горожан. Но этот процесс должен быть постепенным, учитывать интересы всех вышеупомянутых групп. При реконструкциях необходимо минимизировать противоречия с сохранением исторического облика города, а в тех случаях, когда нарушения исторической среды оправданны, целью изменений должно быть то, без чего обойтись уже невозможно. Селекция оптимальных решений развития города должна продолжаться.

Понятие среды обитания.

Среда обитания человека подразделяется на производственную и непроизводственную (бытовую).

Основным элементом производственной среды является труд, который в свою очередь состоит из взаимосвязанных и взаимосвязывающих элементов (рис. 2), составляющих структуру труда: С – субъектов труда, М – “машины ” – средств и предметов труда; ПТ – процессов труда, состоящих из действий как субъектов, так и машин, ПрТ – продуктов труда как целевых, так и побочных в виде образующихся вредных и опасных примесей в воздушной среде и т. , ПО производственных отношений (организационных, экономи-ческих, социально-психологических, правовых по труду: отношений, связанных с культурой труда, профессиональной культурой, эстетической и т. Элементы непроизводст-венной среды: природная среда в виде географо-ландшафтных (Г-Л), геофизических (Г), климатических (К) элементов, стихийных бедствий (СБ), в том числе пожаров от молний и др. природных источников, природных процессов (ПП) в виде газовыделений из горных пород и т. может проявляться как в непроизводственной форме (сфере), так и произ-водственной, особенно в таких отраслях народного хозяйства как строительство, горной промышленности, геологии, геодезии и других.

Человек находится в теснейшей связи со всеми элементами среды обитания в процессе своей деятельности.

Интерес к среде своего обитания был свойственен человеку всегда. И это понятно, так как от качества этой среды зависело не только благополучие семьи, рода, племени, но и само его существование.

В средние века господство схоластики и богословия ослабило интерес к изучению природы. Однако в эпоху Возрождения, Ренессанса великие географические открытия снова возродили биологические исследования натуралистов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *