Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

Рис. Средневековый город. Физическое ограничение и контраст с пейзажем помогают осознать его целостность

Статья Андрея Владимировича Иконникова посвящена композиции города. Иконников поднимает проблему эстетического значения структуры города, его пространственной организации как целого.

Контраст по насыщенности – это одна из разновидностей цветового контраста, которая основана на сочетании цветов различной насыщенности. Суть контраста – противопоставление ярких и блеклых или затемненных цветов.

Контраст  в чистом виде можно наблюдать в однотонных композициях с разной степенью насыщенности, иначе будут присоединиться другие контрасты. Так в изобразительном искусстве, например, блеклый красный цвет подмешивают к яркому красному и они контрастируют, а блеклый синий к яркому синему. Но нельзя ставить вместе яркий красный с блеклым синим или яркий зеленый с блеклым красным, так как в этих случаях чистый контраст по насыщенности будет заглушаться другими видами цветовых контрастов.

Контрасты в городах мира

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

Современность стремительно наступает на города, которые были построены за несколько столетий до появления высоток. А контраст иногда выглядит очень необычно. Что же происходит с обликом, когда переплетаются история и современность?Начнем с Москвы. Это Гуанчжоу, Китай.

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

Снова Россия, но теперь Иркутск.

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

Израильская Хайфа – необычно, но красиво.

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

Лондон – столица Великобритании.

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

А тут немецкий Франкфурт.

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

И Баку не обошли перемены.

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

Вновь Москва. Она не перестает удивлять.

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

Джорджтаун в Малайзии.

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

Бухарест, Румыния. Немного странно, но очень мило.

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

А это Флорида. Тогда и сейчас.

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

Алматы. Зеленый современно-исторический город.

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

Хореографический ансамбль танца «Контраст»

Хореографический ансамбль танца «Контраст» полностью оправдывает свое название: ребята из этого коллектива танцуют всё. Веселые и зажигательные народные танцы, лиричные и душевные хороводы, и современная хореография, с ноткой грусти — все это подвластно ногам ребят «Контраста».

Хоть ансамбль еще совсем молодой (основан в 2014 году), он уже успел собрать высшие награды городских, краевых, всероссийских и даже международных конкурсов. Но главное, «Контраст» с самого своего рождения (а это случилось после «Прошу слова») — активный участник разных событий Сибирского федерального университета и частый гость мероприятий Политехнического института и Военно-учебного центра.

Кстати, ребята в коллективе тоже все на «контрасте». У всех свой институт, своя специальность, своё настроение, но танец объединил всех.

«Контраст» всегда рад ярким ребятам, которые готовы танцевать все, что душе угодно. Присоединяйся!

Руководитель

Дарья Александровна Новохович

Контакты

  • Диплом I степени Краевого конкурса современного хореографического искусства «DANCE ART» в номинации эстрадный танец (молодёжная возрастная группа)
  • Лауреат III степени – Студенческий фестиваль «Новая Весна – 2020» в номинации народный танец (ансамбли)
  • Лауреат I степени – Региональный этап Всероссийского фестиваля студенческого творчества «Студенческая весна»
  • Лауреат I степени — Международный фестиваль хореографического искусства «GRAND FESTIVAL» в номинации народный танец (ансамбли);
  • Лауреат II степени — Международный фестиваль хореографического искусства «GRAND FESTIVAL» в номинации народный танец (ансамбли);
  • Лауреат III степени — Студенческий фестиваль «Новая Весна – 2019» в номинации современная хореография (ансамбли);
  • Лауреат I степени — VII Международный онлайн – конкурс «Vdoxnovenie» в номинации народный танец;
  • Лауреат II степени — IX Международный онлайн – конкурс хореографического искусства «Vdoxnovenie» в номинации народный танец (танцы народов мира, стилизация);
  • Лауреат I степени — Всероссийский конкурс – фестиваль «Результат» в номинации Хореография. Народный танец;
  • Лауреат I степени — Всероссийский конкурс -фестиваль «Результат» в номинации Хореография. Стилизованный танец;
  • Лауреат II степени — Фестиваль студенческого творчества СФУ «Новая весна — 2018» Народный танец. Ансамбли
  • Лауреат I степени — Фестиваль студенческого творчества СФУ «Новая весна — 2018» Институтская программа
  • Лауреат II степени — Региональный этап Всероссийского фестиваля студенческого творчества «Студенческая весна 2018» (совместно с ансамблем «Раздолье»)
  • ГРАН-ПРИ на III Международном конкурсе творчества и искусства «Alegria de la musica», народный танец (ансамбли)
  • Лауреат I степени на III Международном конкурсе творчества и искусства «Alegria de la musica» степени – народно-стилизованный танец (ансамбли)
  • Лауреат I степени — VII международный онлайн-конкурс «Vdoxnovenie», народный танец
  • Лауреат I степени — Всероссийский конкурс «Результат 2018», стилизацованный танец;
  • Лауреат II степени — Всероссийский конкурс «Результат 2018», народный танец
  • Лауреат II степени — Фестиваль студенческого творчества СФУ «Новая весна — 2017» Народный танец. Малые формы
  • Лауреат II степени — Фестиваль студенческого творчества СФУ «Новая весна — 2017» Народный танец. Ансамбли
  • Диплом II степени — Фестиваль студенческого творчества СФУ «Новая весна — 2017» Современная хореография. Ансамбли
  • Лауреат III степени — Всероссийский конкурс фестиваль «PROMOTION», народный танец
  • Лауреат III степени — Всероссийский конкурс- фестиваль «Результат», стилизованный танец
  • Лауреат II и III степени — Фестиваль студенческого творчества СФУ «Новая весна — 2016» Народные танец Малые формы
  • Лауреат II степени — Фестиваль студенческого творчества СФУ «Новая весна — 2016» Народный танец. Ансамбли;
  • Лауреат I степени — Всероссийский конкурс-фестиваль «Результат — 2016», народный танец

Почувствуйте себя как дома как в городе, так и в деревне

Что может быть общего у города и деревни? Как минимум два пункта – оба этих места прекрасно смотрятся на холсте и оба они представлены в нашем курсе «Пейзажи. Городской и деревенский».

На курсе вы освоите работу с городским пейзажем в разное время суток и с разной наполненностью улиц – от яркого людного дня до практически «безпешеходной» улицы с плотным автомобильным движением через вечер, в котором фигуры людей практически сливаются с пейзажем. Вы научитесь писать контрастные объекты, свет от автомобильных фар и подсветку зданий, строить здания в перспективе, прописывать окна, балкончики, декоративные украшения и многое другое! А также, само собой, мы не обойдем вниманием написание людей и прописку других объектов, встречающихся в городской среде. Все это мы разберем в части курса «Городской пейзаж».

В части же, посвященной деревенским пейзажам, вы освоите написание деревенского домика, речек, научитесь писать мостик, писать пруд и отражения в нем, а также поработаете с интересной перспективой и различными видами контрастов и колоритов.

Основываясь на полученных знаниях, вы сможете писать свои работы по мотивам уже созданных – как яркий городской день и насыщенную ночь, так и спокойные деревенские пейзажи.

Курс доступен для просмотра сразу после приобретения.

Курс “Городской пейзаж”

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

Яркий день

Солнечный день в городе. Первая работа курса – яркие цвета и оттенки, высокий контраст, множество фигур людей.

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

Вечер

Вечерний город. Пониженный контраст, светящиеся фары машин и работающая подсветка зданий.

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

Ночь

Ночной город – ярко светящиеся объекты, ночной колорит и атмосфера.

Первый день курса.

– Пишем солнечный день– Разбираем, как писать яркий солнечный свет на улице, домах и людях– Пишем людей– Осваиваем построение архитектуры– Теплохолодность. Понимаем разницу и специфику работы с теплыми и холодными оттенками ближнего и дальнего плана.

По мотивам работы Kim English

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

Второе занятие курса.

Темы занятия:– Вечерний город– Пишем работу в спокойных оттенках– Разбираем работу с перспективой в закрытой композиции. – Закатные отсветы на домах

– Светящиеся объекты: фары автомобилей и фонари домов– Работа с тоном в вечернем пейзаже

По мотивам работы Jennifer McChristian

Третье занятие курса.

Темы занятия:– Особенности работы с ночными пейзажами– Работа с тоном– Работа пятнами и массами– Свет фонарей и фар ночью– Работа с контрастами– Построения в архитектуре– Работа с противоположными цветами

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

Курс “Деревенский пейзаж”

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

Мостик

Деревенский пейзаж с мостиком через речку. Яркий контраст света и тени, осенние деревья на заднем плане.

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

Пруд

Пейзаж с прудиком. Прописка травы и воды, написание холмика, неба и отражений в воде.

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

Проселочная дорога

Пейзаж с фигурами людей и дорогой. Работа с архитектурой, построение деревянных зданий, яркие пятна солнца и интересная перспектива.

– Начало осени в деревне– Передаем перспективу в деревенском пейзаже: строим мостик, реку и объекты дальнего плана – Разбираем работу с ярко освещенными и теневыми объектами в рамках одной композиции при сохранении ее целостности– Пишем воду и отражения в ней– Разбираем работу с цветами деревенского пейзажа – оттенки травы, освещенные деревья, деревянные объекты

По мотивам работы Титова Д.

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

Темы занятия:– Земля, трава и песок – прописка и работа с колоритом– Написание пруда. Работа с отражениями– Трава и деревья на дальнем плане – работа с объемами– Небо и облака. Работа с небом, его цветом и отражением в пруду

По мотивам работы Peder Mork Mnsted

Темы занятия:– Особенности работы с архитектурой в живописи– Фигуры людей– Сложная перспектива – объекты, повернутые, стоящие прямо и находящиеся на холме и на ровной поверхности. – Работа с колоритом картины

По мотивам работы Николаева К.

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

Варианты участия в курсе

3 урока. Записи. Доступ на 1 год.

  • 3 готовые картины
  • Доступ к записям 1 год
  • 3 готовые картины​
  • Доступ к записям 1 год

Город + Деревня

6 уроков. Записи. Доступ на 1 год.

  • 6 видео мастер-классов
  • 6 готовых картин
  • Доступ к записям 1 год

Изобразительные контрасты

Изобразительные — это визуальная составляющая картины. На схеме ниже показаны основные из них:

Это первая публикация из серии, в которой мы подробно рассмотрим тоновый и цветовой контрасты. Во второй статье мы расскажем об остальных типах и о том, как не потерять внимание зрителя.

Тоновый (тональный) контраст

Тон определяет, насколько предмет тёмный или светлый в определённых условиях. Глядя на мир, мы отличаем один предмет от другого благодаря тону.

Чёрный и белый – два противоположных цвета, самый контрастный способ обозначения света и тени. Между ними – бесконечная градация серого.

Чем сильнее разница между светом и тенью, тем сильнее контраст. Возьмём для примера 8 тонов, где 1 – это чёрный, а 8 – белый.

Сравним несколько из них:

Мы видим, что чем дальше тона расположены друг от друга на шкале, тем больше они контрастируют друг с другом. Обратите внимание на тон №6: рядом с более темным тоном №3 он смотрится насыщеннее, чем с более светлым тоном №4.

Как это выглядит на эскизах:

Степени контраста из книги «Искусство иллюстрации» Эндрю Лумиса

По мере того, как тени становятся темнее, свет кажется ярче, хотя на самом деле его тон одинаков на всех рисунках.

Чтобы не перегружать рисунок и обеспечить хорошую читаемость, Эндрю Лумис в книге «Искусство иллюстрации» предлагает использовать одну из четырёх тоновых схем. В них чередуются три основных тона:

  • серые и чёрные тона на белом;
  • чёрный, белый и тёмно-серый на светло-сером;
  • чёрный, белый и светло-серый на тёмно-сером;
  • серые и белые тона на чёрном.

Четыре тональных схемы Лумиса

И для каждой из них приводит пример:

  • Темные фигуры на снежной равнине: первая схема;
  • Фигуры на песчаном пляже, освещённом солнцем: первая или вторая схема;
  • Небольшая лодка в открытом море: вторая или третья схема;
  • Человек с фонарём: четвертая схема.

С помощью нескольких вариаций можно пойти дальше, за пределы чётко определённых четырёх схем. Можно взять в качестве фона два тона вместо одного и обыграть на этом фоне остальные тона. А можно взять один или два тона и чередовать на более обширных частях композиции.

Степень контраста зависит от задачи, которую вы перед собой ставите. Если у вашего рисунка, например, мрачное или меланхоличное настроение, для него вполне может подойти слабый или средний тональный контраст.

Небольшие зарисовки в двух-трёх тонах — хороший способ попрактиковать тональный контраст, прежде чем рисовать чистовой вариант:

Упражнения на использование тональных схем из книги «Искусство иллюстрации» Эндрю Лумиса

Как только художник определился с акцентами и контрастами, он может приступать к работе с цветом. Разобравшись с тоном, автор может позволить себе использовать практически любой цвет, лишь бы тот не нарушал общий тон.

На картине Леонардо да Винчи мы снизили контраст между силуэтом Моны Лизы и фоном и осветлили тени на коже. Несмотря на то, что цветовой контраст остался, фон потерял свою плановость, а Джоконда стала «сливаться» с пейзажем:

Как бы выглядела «Мона Лиза» Леонардо да Винчи без тонального контраста

Яркий пример тонального контраста – работы Рембрандта:

«Саския в аркадском костюме» и автопортрет в 63 года, Рембрандт Харменс ван Рейн

А некоторые импрессионисты намеренно избегали тонального контраста, чтобы получилось нечёткое, будто вибрирующее изображение:

«Возле Монте-Карло», Клод Моне

Читайте также:  Амурская область это башкортостан и Благовещенск (Башкирия)

Цветовой контраст

Иоханнес Иттен в книге «Искусство цвета» выделил семь типов контрастов:

1) по цвету

Он называет этот тип контраста самым простым – достаточно противопоставить удалённые друг от друга по спектру цвета.

Для примера возьмём чистые первичные цвета – красный, жёлтый, синий – так как между ними самый сильный цветовой контраст. И поставим их рядом:

Этот контраст создаёт впечатление пестроты, силы, решительности

Чем ниже насыщенность или чем дальше цвета от основных трёх, тем слабее контраст:

Подбирая разные цвета и регулируя их насыщенность, можно найти много интересных сочетаний

Если добавить в палитру белый цвет, он ослабит соседние с ним цвета и сделает их более темными. А чёрный, наоборот, усилит и сделает их более светлыми. Поэтому чёрный и белый являются важными элементами цветовых композиций, считает Иттен.

Он предлагает выбрать один главный цвет, а остальные использовать в небольших количествах, чтобы подчеркнуть качества главного цвета. По его словам, это усилит общую выразительность работы.

Стефан Лохнер, Фра Анджелико и Сандро Боттичелли использовали принцип контраста по цвету:

Художники пользовались этим типом контраста, чтобы подчеркнуть величие момента и яркие эмоции

2) светлого и тёмного

Простой способ создать этот тип контраста – пользоваться монохромной палитрой:

Сделать контраст светлого и тёмного разноцветной палитрой уже сложнее, так как чистые цвета – неодинаковые по яркости. Иттен разбил цвета на 13 тонов согласно градации серого (первый столбец) и показал, что чистый жёлтый – самый яркий цвет, а чистый фиолетовый – самый тёмный.

Для наглядности справа выделены чистые цвета

Если мы начнём осветлять жёлтый, он почти сразу превратится в белый. Чтобы сравнять с ним по тону остальные цвета, их придётся осветлять – какой-то меньше, какой-то – больше. Контраст при этом будет снижаться.

Обращайте внимание на окружение цвета, поскольку соседние цвета влияют друг на друга.

По сути, тональный контраст и контраст светлого и тёмного — это одно и то же. Только Эндрю Лумис объяснял его на примере чёрно-белой палитры, а Иоханнес Иттен раскрыл этот контраст именно с позиции цвета. Иттен утверждает, что каждый цвет имеет свою яркость и влияет на соседние цвета. Это важно учитывать, когда работаешь с контрастом тёмного и светлого не в монохромной палитре.

3) холодного и тёплого (по температуре)

Определяя температуру цвета, художник ориентируется на собственный чувственный опыт. Иттен считает «красно-оранжевый» и «сине-зеленый» двумя полюсами контраста холода и тепла. Температура остальных цветов определяется окружением:

Один и тот же фиолетовый кажется холодным рядом с красным и тёплым – рядом с синим

Контраст температуры – классический приём в изобразительном искусстве. Холодный и тёплый цвет, расположенные рядом, усиливают свойства друг друга.

Иттен пишет, что характер холодных и тёплых цветов можно представить в таких сопоставлениях:

  • холодный – тёплый;
  • теневой – солнечный;
  • прозрачный – непрозрачный;
  • успокаивающий – возбуждающий;
  • жидкий – густой;
  • воздушный – земной;
  • далёкий – близкий;
  • лёгкий – тяжёлый;
  • влажный – сухой.

Художник может добиться нужного эффекта, играя на ассоциациях и восприятии температуры цвета. Посмотрите на работу художника WenXu Xu:

Если перевести арт в ч/б, фон будет однотонно серым:

Но в цветном варианте мы понимаем, где небо, а где песок, за счёт контраста теплохолодного.

Этот тип контраста часто используют, когда рисуют тёплый свет и холодную тень:

А иногда — используют обратную цветовую перспективу:

Сочетание теплых и холодных цветов добавляет работе приятный контраст и делает ее визуально насыщенной и интересной:

4) дополнительных цветов

Противоположные по цветовому кругу цвета называют дополнительными или комплементарными:

Три основных пары дополнительных цветов по Иттену

На постере фильма «Амели» видно контраст пары «красный-зелёный»:

Этот контраст создаёт чувство баланса, где оба цвета остаются насыщенными и (простите за каламбур) дополняют друг друга. При этом у каждой пары есть свои особенности: «жёлтый-фиолетовый» — ещё и контраст светлого и тёмного, «красный-зелёный» и «синий-оранжевый» — контраст холодного и тёплого.

Ещё пример контраста дополнительных цветов – картины Ван Гога:

Художник использовал синий с жёлтым и оранжевым, оранжевый — с жёлтым, зелёным и голубым

Если в традиционной живописи смешать дополнительные цвета, получится «цветной серый»:

Старые мастера использовали этот приём, чтобы получить цветные, а не чисто серые тени, и выровнять произведения по тону:

«Мадонна канцлера Ролена», Ян ван Эйк

5) симультанный контраст

Мы уже упоминали, что окружение влияет на наше восприятие цвета. Симультанный (одновременный) контраст – это то, какими мы видим цвета в разной среде:

Источник. Один и тот же зелёный круг кажется насыщеннее слева и бледнее справа

Что будет, если мы увеличим насыщенность правого круга?

Источник. Визуально они стали одинаковыми, но на самом деле это уже два разных оттенка

Это как оптическая иллюзия 2013 года, где верхняя часть кажется нам темнее нижней:

Потому что мы «обрабатываем» картинку, опираясь на среднюю часть объекта, а не сравниваем код цветов с помощью пипетки

Cимультанный контраст влияет не только на насыщенность и яркость цветов, но и на их оттенок. Рассмотрим на примере белого:

Сам по себе белый — нейтральный, но в соседстве с другими цветами он обретает голос. Каких-то соседей он смягчает и ослабляет, каких-то – делает ярче, интенсивнее. При этом он может перенимать оттенок комплементарного цвета соседа. Чтобы убедиться в этом, попробуйте 5-10 секунд смотреть в центр красного круга, а потом резко перевести взгляд на центр белого:

И, скорее всего, вместо белого вы увидели голубой:

В нашем случае это голубой, потому что в аддитивной модели (на мониторах и экранах цифровых устройств) оттенки в цветовом круге немного смещены

Чтобы проверить комплементарную пару цвета, можно инвертировать изображение в Photoshop с помощью горячих клавиш Ctrl+I.

Иттен показывает, как можно управлять таким контрастом:

В первый серый квадрат добавили немного синего цвета, чтобы серый казался чисто серым. Второй квадрат оставили просто серым – и поэтому многим кажется, что серый немного оранжевого оттенка. А в третий добавили оранжевый, чем усилили этот эффект.

Иттен пишет, что иногда симультанного контраста стоит избегать:

Несколько лет тому назад мой посетитель – директор одной ткацкой фабрики, выпускающей текстиль для галстуков, – в отчаянии обратил моё внимание на несколько сот метров дорогого галстучного шелка, которые не продавались потому, что чёрная полоса на красном фоне казалась не чёрной, а зелёной, и это вызвало беспокойство.

Как этот тип контраста выглядит на картинах:

«Сатана и саранча» в Апокалипсисе из Сен Севера

Симультанный контраст тесно связан с другими видами контраста. Его особенность в том, что тут мы делаем упор на наше субъективное восприятие цвета.

6) по насыщенности

В этом типе насыщенные цвета контрастируют с блёклыми:

Пример монохромных палитр

Снизить насыщенность цвета можно, добавляя к нему белый, чёрный или серый:

В живописи ещё можно воспользоваться свойством дополнительных цветов, смешав, например, красный с зелёным

Пример контраста насыщенности – картина «Новорождённый» Жоржа де Латура:

«Новорождённый», Жорж де Латур

7) по площади цветовых пятен.

Чтобы создать этот контраст, нужно выбрать несколько главных цветов и разбить их по объёму, который они будут занимать в композиции:

Если цвета выбраны в одинаковых пропорциях, контраст по площади цветовых пятен сводится к нулю. А если в палитре доминирует какой-то один цвет – в композиции появляется яркий акцент.

При этом количество того или иного цвета зависит от палитры в целом:

Если жёлтое пятно должно выделяться среди светлых тонов, то оно должно занимать значительно большую площадь, чем в том случае, когда это же пятно находится в окружении темных тонов. Здесь достаточно небольшого жёлтого пятна, поскольку его светлота усиливается самим окружением.

На картине «Падение Икара» мы сразу обращаем внимание на пахаря, потому что его красная одежда выделяется на коричнево-зелёном фоне:

«Падение Икара», Питер Брейгель

А на рисунке ниже персонажи выделяются за счёт тёмно-фиолетового на синем фоне:

И ещё один пример, в котором смешались контрасты по площади цветовых пятен и по насыщенности:

Несколько шпаргалок по работе с цветовым контрастом:

  • самый сильный контраст – между чёрным и белым и первичными цветами;
  • тёмные-светлые и тёплые-холодные цвета делают друг друга сильнее;
  • дополнительные цвета рядом друг с другом не теряют насыщенности;
  • цвета влияют друг на друга – это стоит учитывать, когда подбираешь палитры для рисунка.

Текст написала Вероника Меликова, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

Иоханнес Иттен

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

Оглавление

Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними четко выраженные различия. Когда эти различия достигают своего предела, мы говорим о диаметральном или полярном контрасте. Так, противопоставления большой — маленький, белый — черный, холодный — теплый в своих крайних проявлениях представляют собой полярные контрасты. Наши органы чувств функционируют только посредством сравнений. Глаз воспринимает линию как длинную только в том случае, если для сравнения перед ним имеется более короткая, но та же линия воспринимается короткой при сравнении с более длинной. Подобным же образом впечатления от цвета могут быть усилены или ослаблены с помощью других контрастных цветов.

Изучая характерные способы воздействия цвета, мы можем констатировать наличие семи видов контрастных проявлений. Они настолько различны по своим основам, что каждый из них должен быть изучен отдельно. Каждый из контрастов по своему особому характеру и художественной значимости, зрительному, экспрессивному и конструктивному действию столь своеобразен и единствен в своем роде, что благодаря им мы можем открыть для себя все основные художественные возможности цвета.

Гёте, Бецольд, Шеврель и Хельцель указывали на смысловое значение различных цветовых контрастов. Шеврель посвятил огромный труд «симультанным контрастам». Однако наглядного и снабженного соответствующими упражнениями практического введения в изучение своеобразного проявления цветовых контрастов до настоящего времени не существует. Предпринятое в данной книге исследование цветовых контрастов является существенной частью моего труда о цвете.

Начнем с перечисления семи типов цветовых контрастов:

  • Контраст по цвету
  • Контраст светлого и темного
  • Контраст холодного и теплого
  • Контраст дополнительных цветов
  • Симультанный контраст
  • Контраст по насыщенности
  • Контраст по площади цветовых пятен.

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

Характеристики контраста по насыщенности

Контраст по насыщенности характеризуется тихой и спокойной выразительностью. При составлении подобной композиций стараются пользоваться следующим приемом: различные цвета, например, красный и оранжевый располагают так, что бы они контрастировали не на прямую, а только через ахроматические цвета. Так красные цвета контрастируют только с менее насыщенными красными, а оранжевые – с оранжевыми. Благодаря особенностям восприятия цветов блеклые и серые тона в подобных композициях кажутся живыми, если они окружены яркими цветами.

Очень важно различать контраст по насыщенности и контраст по светлоте. Их часто путают, однако, не обязательно контраст светлого и темного в пределах одного тона являются контрастном по насыщенности.

В одежде контраст по насыщенности позволяет создавать мягкую, красивую цветовую гамму и достаточно часто используется. В парикмахерском искусстве создание данного цветового сочетания достаточно осложнено из-за ограниченности палитры, однако его можно добиться смешивая цвета между собой.

Примеры контраста

Теория социалистического градостроительства рассматривает город как систему, существующую в неразрывном единстве с окружающей средой, и как элемент системы более высокого порядка — системы расселения. Это и определяет существенные свойства города как целого — его функциональный профиль, величину, темпы развития, взаимоотношения искусственной и естественной природной среды. Систему города, подобно живому организму, нельзя рассматривать как простую совокупность элементов и отношений между ними. Структурные отношения системы отражаются на внутренних свойствах составляющих ее частей — планировочных и жилых районов, микрорайонов, общественных центров или сетей культурно-бытового обслуживания.

Эстетические, как и любые другие, качества города находятся в прямой зависимости от организации его системы. Основа визуальной характеристики города и его эстетических свойств начинает закладываться уже на стадии районной планировки и определяется с достаточной жесткостью в принципиальной схеме генерального плана. Очевидно, что и художественно-композиционный замысел должен возникать и постепенно конкретизироваться, начиная с самых общих градостроительных идей, наряду с научным анализом потребностей развития территориально-производственного комплекса и социальных функций.

Читайте также:  Почему шум современного города — это новая экологическая проблема?

Идея города как произведения искусства, выдвинутая мастерами архитектуры барокко, получала ощутимое воплощение — даже самые крупные западноевропейские города XVII в. — Рим, Париж, Лондон — имели обозримые пределы. Четкость физического ограничения плотного массива застройки в кольце укреплений и его контраст с окружающим пейзажем помогали осознавать город как целое (рис. Гораздо сложнее выявить зависимость эстетических качеств от структурного построения композиции современного города не только потому, что современные города распространились на значительно большие территории, но и потому, что их многообразные связи с окружением определяют нечеткость, расплывчатость их границ.

Изучение современной практики градостроительства и исторически сложившихся городов позволяет наметить три связанных между собой конкретных аспекта в эстетическом значении структуры города.

Первый аспект определяется самой структурой, ее свойствами, синтезом целесообразности и творчества по законам красоты в ней самой. Непосредственному зрительному восприятию структура современного города доступна лишь в исключительных случаях. Иногда структура, которую нельзя целиком охватить глазом с какой-то одной точки, раскрывает главные закономерности своего построения в определенных узлах кульминации. К такому результату были направлены градостроительные концепции барокко (реконструкция Рима в XVII в. , Версаль, Карлсруэ). Это было свойственно Петербургу первой половины прошлого столетия — с четко выраженным господством водных просторов в его пространственной организации и «трезубцем» главных улиц, который композиционно связывался с Невой через Адмиралтейство.

Как правило, структура города познается в постепенном ознакомлении. Ее восприятие складывается во времени, связано с передвижением. Общая картина конструируется сознанием на основе частных впечатлений. У непрофессионалов, а они-то и составляют подавляющую часть человечества, эта картина не превращается в законченную и четкую модель целого, но воспринятые качества структуры образуют как бы общий фон восприятия эстетических свойств пространственных систем частного порядка по отношению к городу в целом. Гармоническая согласованность и целесообразность взаимодействия частей получают при этом и эмоциональную оценку.

Чем более ясно пространственное выражение структурных связей и качественное различие элементов — центров культурно-бытового обслуживания, жилых образований, производственных зон, тем более определенны эмоциональные оценки, тем яснее та обобщенная мысленная модель, которую можно назвать «образом города». Четкость структуры как исходное свойство композиции характеризует г. Бразилиа. Функциональные зоны, подчиненные двум пересекающимся композиционным осям, имеют не только ясно организованную пространственную форму, но и качественные различия в застройке. Индивидуализированной композиции столичного центра с ее острыми контрастами пространств и объемов противостоит нейтральность облика жилых комплексов с их унифицированной этажностью и стандартностью зданий. Обнаженность контрастов не способствует развитию многогранного эмоционального образа, но задача создать легко воспринимаемую композицию — эмблему — достигнута в полной мере. Структурная схема здесь — первооснова художественного замысла.

Второй аспект эстетической значимости структуры города состоит в установлении пространственно-временной связи между ансамблями, находящимися в пределах, доступных для непосредственного восприятия человеком.

Сопоставление сменяющихся зрительных ощущений и их анализ на основе предшествующего опыта лежит в основе восприятия любой трехмерной пространственной формы. Значение времени и движения при восприятии такого гигантского объекта, как город, особенно очевидно. Постепенность формирования представления на основе зрительных ощущений позволяет связать в единую цепь впечатления от того, что нельзя увидеть и воспринять единовременно. Цельное представление рождается из отдельных «видов» так же естественно, как движущиеся образы кинематографа складываются в чередовании кадров.

Благодаря этому характерные узлы пространственной среды города, даже не находящиеся в непосредственном соседстве, могут быть восприняты как части единой композиции, а структура города, определяя их последовательность, диктует характер художественного взаимодействия. Простейший тип системы, воспринимаемой в последовательном чередовании, в движении и времени, — линейный, развивающийся вдоль оси коммуникаций.

Композиция Бразилиа основывается на двух таких осях — слегка изогнутой магистрали, вдоль которой повторяются заключенные в одинаковые внешние габариты жилые комплексы, и монументализированной эспланаде правительственного центра (рис. Их перспектива широко раскрыта, ритмы элементарны.

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

Рис. Город Бразилиа. Схема плана столичного центра

Протяженная линейная система городских ансамблей — главная магистраль Парижа, его диаметр «восток—запад». Этот диаметр и сейчас служит одной из основных функциональных осей города. Узлы коммуникаций и топография диктуют естественные членения диаметра. Чередование вдоль него разнообразных ансамблей определяется построением всего городского организма в целом, отражая его сложность (рис. Существование в структуре Парижа столь определенно выявленного элемента, дающего как бы его сквозное сечение, значительно облегчает ориентацию и формирование представления о городе в целом. Богатство структурных форм города определяет разнообразие ритма и пространств диаметра (особенно очевидное в сравнении с лаконичной композицией магистралей Бразилиа).

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

Рис. Диаметр Парижа «восток — запад». Схема плана

Третий аспект эстетической значимости структуры города связан с ее влиянием на структурные свойства элементов города. Структура целого определяет положение, функциональную роль и взаимосвязь частей, а вместе с тем условия восприятия городских ансамблей. Так, лучевая система улиц старого Петербурга определяла концентрацию городской жизни по мере приближения к их фокусной точке. Ею утверждалось и особое значение системы ансамблей центра. Композиционная роль их объемной доминанты — башни Адмиралтейства — распространялась на территорию в несколько квадратных километров благодаря перспективам, раскрывающимся через лучевые улицы. Пространственная структура служит здесь утверждению господства центра, напряженность композиции спадает к периферии, растворяясь в нейтральной сетке улиц старых окраин.

Если мы подходим к городу как к единой системе, очевидно, что комплекс его свойств должен охватываться уже первым, самым общим замыслом. Определение структуры города на чисто утилитарной основе может закрыть пути к созданию гармоничной и художественно выразительной среды. Социальные потребности общества и конкретные условия природной среды образуют объективную основу формирования города. Но в комплексе потребностей, принимаемых во внимание, с самого начала должны быть заложены и эстетические требования.

Примером органичного сочетания рациональных принципов развития городского организма и ясной художественно-композиционной идеи нам представляется генеральный план развития Ленинграда, утвержденный в 1966 г. (руководители авторского коллектива В. Каменский и А. Наумов). Проект предусматривает выход территории города широким фронтом к берегам Финского залива (рис. Новые комплексы создаются в удобной связи с основным массивом города и главными зонами расположения мест приложения труда. В то же время основной принцип пространственной композиции, специфичный для города, — контраст застроенных массивов с широко раскрытыми водными пространствами — получает дальнейшее развитие в создании 25-километровой панорамы, центральным звеном которой будет застройка западной части Васильевского острова. Принцип пространственного контраста, реализованный в системе исторически сложившегося центра Ленинграда, может получить, таким образом, творческое продолжение.

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

Рис. Выход центра Ленинграда на побережье Финского залива. Макет

Крупные членения структуры современного города определяются принципом организации в пространстве основных групп функций, связанных с трудом, бытом, отдыхом, общением между людьми. Внутри этих членений организация селитебных территорий основывается на системе общественного обслуживания населения. В теории советского градостроительства установился принцип ступенчатых систем, в котором иерархия структурных элементов селитебной зоны связывается с периодичностью пользования разными видами обслуживания. В подобной системе функциональные связи элементов развиваются от целого к частному, от главного к подчиненному, т. по вертикали: связи «горизонтальные» — между элементами, занимающими равное положение в иерархии, не предусматриваются. На каждой ступени системы ее элементы — жилая группа, микрорайон, район — образуют замкнутые подсистемы, части которых не имеют организованных прямых связей — связи организуются только через целое. Сцепление, взаимное проникновение элементов, появление частей, принадлежащих как тому, так и другому элементу, казалось бы, противоречат логике построения системы (рис.

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

Рис. Схема ступенчатой системы организации города

Подкупающая логичность «ступенчатой системы» в ее идеальной схеме, однако, не отражает реальной картины социальных связей, устанавливающихся в наших городах. Жизнь социалистического общества строится на основе широкой демократии, исключающей «атомизацию» на замкнутые группы и соседские общины. За пределы жилых комплексов выходят связи людей, определяемые совместным участием в производстве; разнообразны и сферы общения людей в свободное время, определяемые общностью интересов и склонностей, участием в общественной жизни, учебой. Нежизнеспособен принцип территориального ограничения функций, связанных с культурными потребностями населения, развлечениями и т. Близость расстояний здесь — фактор второстепенный, качественный выбор — решающий (репертуар кино и театров, содержание выставок и т. Более четко локализуются в пространстве функции, связанные с воспитанием детей (дошкольные учреждения и школы), охраной здоровья, бытовым обслуживанием. Это относится также к торговле и общественному питанию, но здесь качественные факторы неизбежно вносят свои поправки. Конкретные формы организации каждой из функций общественного обслуживания имеют свои особенности. Определяемые ими связи захватывают различные пространства, форма которых не всегда подчиняется границам, создаваемым транспортными коммуникациями.

Реальные связи системы города неизмеримо сложнее, чем логическая модель ступенчатой системы. Модель эта должна рассматриваться лишь как условная схема, раскрывающая направленность основных функциональных связей, но не как эталон формирования пространственной структуры. Искусственное замыкание функций и связей между людьми в границах, определяемых пределами микрорайона или городскими магистралями, не может быть самоцелью. Территориальная организация их должна быть достаточно гибкой. Только при этом условии возможно создание композиций, которые будут полноценны и функционально и эстетически.

Не случайно ступенчатая система, детально разработанная в теоретических исследованиях и проектах, не получает последовательной реализации в наших городах. Реально ощутимые функциональные связи, объединяющие микрорайон, формируются детскими учреждениями и школами, размещаемыми обычно во внутренней части его территории, в удалении от транспортных путей. Но учреждения культурно-бытового обслуживания чаще всего выносятся к магистралям. Рассредоточенные вдоль улицы, они обслуживают население домов, расположенных на обеих ее сторонах. Реальная сфера притяжения таких торговых центров не совпадает с территорией микрорайона или района. Возникают связи, пространственным стержнем которых служит улица. Система обслуживания, где пересечение путей пешехода и транспорта исключалось бы, не складывается. Примерами подобного рода могут служить Новоизмайловский проспект и проспект Смирнова в Ленинграде (рис.

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

Рис. Новоизмайловский проспект в Ленинграде. Схема плана

Одна из причин устойчивости подобного приема — прочность представлений о «главной улице» с обязательным фронтом витрин. Но есть факторы и более значительные.

Сама система социальных функций в условиях социализма не дает оснований для развития жилых комплексов в виде столь же замкнутых организмов, как микрорайоны городов Англии и Швеции в 50-е годы. Рождается стремление развить композиционные связи между микрорайоном и магистралью — объединяющим элементом структуры города; оно стихийно проявляется в градостроительной практике. Роль общественного транспорта в городах социалистических стран более значительна, чем в капиталистических странах, что определяет и большее влияние его остановок и направленных к ним пешеходных трасс на функциональную и пространственную организацию жилых комплексов.

Система обслуживания населения сама по себе усложняется и дифференцируется. Небольшие магазины, обслуживающие повседневные потребности населения, как и детские учреждения, связываются с жилыми группами. Комплекс учреждений периодического обслуживания разрастается — возникает потребность в создании крупных центров, обслуживающих такую единицу селитебной территории, как жилой район с населением 30—60 тыс. человек. Значение микрорайона постепенно снижается, так как он оказывается слишком крупной единицей для формирования одних видов обслуживания и слишком малой для других.

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

Рис. Система фокусирования. Схема

Интересная идея была выдвинута несколько лет назад группой московских архитекторов (А. Павловский, А. Палкус, И. Бирюков). Они предложили сосредоточить элементы системы обслуживания на магистрали в едином комплексе с остановками общественного транспорта и пешеходными переходами (рис. Стихийно возникшая форма центра, обслуживающего обе стороны магистрали, приводится к закономерной форме, где исключено пересечение потоков транспорта и пешеходов (возможен центр, весь расположенный на платформе над дорогой и служащий звеном связи, или центр, части которого, разделенные дорогой, связываются мостиками на уровне второго этажа). Жилая застройка располагается в зоне влияния общественно-торгового центра, определяемой пешеходной доступностью. Вне этих зон концентрации размещаются объекты, не тяготеющие к общественному транспорту: школы, спортивные комплексы. Изоляция одного массива жилой застройки от другого нарушается общим элементом — центром обслуживания. Возникает и организованная связь между селитьбой и магистралью. Организация системы обслуживания обогащается новыми пространственными и функциональными связями, открывается перспектива создания более сложных и богатых, а вместе с тем и более целостных композиций (рис.

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

Рис. «Центр-мост» над магистралью. Рисунок

Подобная возможность учтена в завершенном недавно генеральном плане Москвы. Центры жилых районов (с населением 30—70 тыс. человек) здесь в некоторых случаях предложено вынести к магистралям. Районы при этом блокируются по два или по три, а укрупненный центр становится узлом связи между районами. Разнообразные и гибкие формы структурного членения территории, отвечающие сложности реальных связей огромного города, отличают этот генеральный план. Здесь уже совершился переход от канонической трактовки ступенчатой системы обслуживания к формам более сложным и гибким.

Читайте также:  Пресс-центр

Восприятие композиции города в движении делает весьма значительной роль системы коммуникаций в формировании его эстетических свойств. Организация движения и системы коммуникаций определяют, таким образом, порядок и характер восприятия композиции города. Формируя пространственно-временную связь между частями структуры, которые человек не может воспринять единовременно, система движения определяет организованную последовательность восприятия во времени. Части города, разделенные пространством, воспринимаются нами как разделенные временем, необходимым на передвижение между ними.

Гармоничное чередование разнообразных пространственных впечатлений составляет основу эмоционального эффекта, который производит Невский проспект в Ленинграде. По мере движения вдоль проспекта ритмическое повторение раскрытий в глубину застройки и система кулис, расчленяющая главную перспективу вдоль его оси, образуют основу связной цепи картин. Их разнообразие подчинено дисциплинирующему влиянию главного направления. Застройка сторон проспекта не имеет сквозных поперечных осей, которые могли бы внести статичные акценты, разрывая главное течение пространственно-временной композиции (рис.

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

Рис. Невский проспект в Ленинграде. План

Восприятие архитектуры в движении и времени подчиняется определенным психофизиологическим закономерностям. Существует оптимальный временной интервал между качественно новыми пространственными впечатлениями, возникающими при движении через среду города. Этот интервал может широко варьироваться, но существуют «качественные пороги», за пределами которых будут возникать отрицательные эмоции. Чрезмерное сокращение интервала создает утомительную перенасыщенность, перестает восприниматься расчлененность композиции, восприятие будет дезорганизовано. Растянутость интервала порождает ощущение монотонности. Поскольку интервал определяется в единицах времени, соответствующая ему пространственная величина разрыва между кульминационными узлами композиции зависит от скорости движения наблюдателя.

Скорость движения, таким образом, определяет масштабность пространственных композиций в градостроительстве. Масштаб и приемы формирования комплексов, расположенных вдоль путей пешеходного движения, должны быть иными, чем тех, которые воспринимаются со скоростных автомагистралей. Разделение трасс пешеходов и транспорта — требование, все более настойчиво выдвигаемое развитием практических функций города. Его последовательная реализация будет иметь принципиальное значение для организации восприятия городских пространств.

Развитие городского транспорта внесло новый масштаб в саму планировочную систему городов, позволив решительно расширить их территории. Новые скорости определяют и новое пространственное выражение оптимальных временных интервалов в чередовании новых впечатлений. Городские комплексы, воспринимаемые со скоростных дорог, должны получить широкий пространственный размах, крупные, четко артикулированные формы, редко расположенные, но сильные, лаконичные акценты.

Решение композиций в простом крупном ритме, рассчитанном на восприятие картин, стремительно наплывающих в ветровом стекле автомобиля, прошло уже через ряд осуществленных экспериментов. В их числе застройки Новоизмайловского проспекта в Ленинграде (1962—1964 гг. , руководитель коллектива С. Сперанский) и застройка проспекта Калинина в Москве (1963—1968 гг. , руководитель коллектива М. Посохин). Противоречивость результатов, достигнутых в этих композициях, не случайна (рис. 10). В том и другом случае в одном пространстве были совмещены функции транспортной магистрали и общественно-торгового центра. Эти функции связаны с разными скоростями движения и различным характером восприятия. Эффектно воспринимаемые при проезде крупные формы и простой ритм композиции проспекта Калинина не имеют элементов, организующих переход к масштабу, соразмерному человеку, крупны и редки для восприятия пешехода.

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

Рис. Проспект Калинина в Москвеа — схема плана; б — общий вид

Отделение пешеходных путей от проездов позволяет решать связанные с ними композиции в «человеческом» масштабе, в то время как магистраль будет иметь характерный для нее крупный масштаб. Если различные скорости и различные типы восприятия будут разделены в пространстве, появится возможность наилучшим образом удовлетворить требования как утилитарного, так и эстетического характера.

Несомненно, что улица-коридор стала неприемлемой формой в условиях современной интенсивности движения транспорта. Формообразование пространства главных городских магистралей не может следовать традиционным образцам. Но именно эти магистрали связывают части города в единую систему и позволяют отчетливо воспринимать эту систему. Функциональное тяготение к ним неизбежно и естественно, а их композиционное значение нельзя игнорировать. Очевидно, что разрушение замкнутости уличных пространств, уничтожение улицы-коридора должно сопровождаться и поиском новых приемов связи между трассами движения и застройкой и созданием единой системы пешеходных дорог, образующей реальные связи между смежными частями городского организма.

Проблема не так проста, как может показаться на первый взгляд. Полная независимость пешеходных трасс от автомобильных дорог порождает и свои неудобства. Лишается, например, основного смысла таксомоторный транспорт. «Психологический барьер» между дорогой и застройкой становится чрезмерно жестким, а упрощение композиционных приемов, которое обеспечивается изоляцией архитектурных форм различного масштаба, может открыть путь к элементарным, примитивным решениям. Система композиции города должна развиваться без догматизма, гибко сочетая различные типы решений.

Сложность и обширность композиции города заставляет с особой серьезностью отнестись к проблеме ориентации в его пространстве. Дать возможность правильно определить положение в пространстве, путь к цели — существенная задача планировочной структуры. От решения этой задачи во многом зависит и возможность восприятия закономерностей композиции, как необходимое условие эстетической оценки ее свойств. В то же время возможность или невозможность ориентации в пространстве влияет на эмоциональную настроенность человека и через нее — на эстетическое восприятие композиций локального значения.

Понимание закономерностей построения пространственной структуры — лишь одно из условий эстетического ощущения. Но оно приобретает особое значение, когда речь идет о материальной среде в размере целого города, воспринимаемой в последовательном наслоении впечатлений.

Практика градостроительства выдвинула две принципиальные системы ориентации в пространстве — линейно-осевую и основанную на объемных ориентирах.

В старых русских городах с их сравнительно редкой «пунктирной» жилой застройкой в один-два этажа ориентация была основана на системе объемных доминант — видимых отовсюду башен Кремля, колоколен, массивных объемов церковных зданий. Они складывались в опорную систему точек ориентации, связанную с социальной структурой города, его главными и второстепенными общественными центрами (рис. 11). Кремль доминировал над всем городом, местные центры доминировали над его частями, все они ясно воспринимались в общей панораме и служили реальными ориентирами. По мере того, как города все более интенсивно застраивались, далекие перспективы стали открываться лишь вдоль улиц, пространства которых формировались периметральной застройкой кварталов. Сетка улиц стала основой ориентации, совершился переход к ее линейно-осевой системе. Улица-коридор, действительно помогающая ориентировке, стала восприниматься и как эстетически необходимый элемент городского ансамбля.

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

Рис. Система ориентации в пространстве, основанная на объемной доминанте (древнерусский город и современный жилой комплекс)

Направляющая роль улиц особенно подчеркивалась в градостроительстве барокко. Реконструкция Рима в XVII в. основывалась на прокладке системы прямых улиц, соединявшей наиболее ценные архитектурные ансамбли и здания. Направления и узлы пересечения улиц акцентировались архитектоническими вехами (обелиски, фонтаны и т. ), дающими зрительные ориентиры. Осевые замыкания, возникающие как средство ориентации для людей, незнакомых с городом, получили и эстетическое значение. Прием этот стал способом концентрации внимания на объекте особой художественной выразительности, средством расширения эстетического воздействия такого объекта в пространстве и во времени.

Прием лучевой системы римских улиц неоднократно служил образцом для градостроительных композиций классицизма. Он получил дальнейшее развитие и самостоятельную разработку в «трезубце» улиц центра Петербурга и неоднократно использовался при «урегулировании» других русских городов конца XVIII — начала XIX столетия (Тверь, Ярославль, Пермь, Богородицк, Солигалич и др.

Значение объемных ориентиров было устранено при реконструкции Парижа, осуществленной под руководством префекта Османа в 60—70-х гг. XIX в. Улицы, протянувшиеся на огромные расстояния, кажутся здесь бесконечными, замыкание их перспектив потеряло в связи с этим значение. Улица-коридор с ее однообразными боковыми стенами, уходящими вдаль, стала доминировать в ландшафте города. Линейная система ориентации получила последовательное воплощение со всеми ее достоинствами и недостатками (рис. 12).

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

Рис. Линейная система ориентации

Градостроительство последних десятилетий, отвергая вместе с улицей-коридором и периметральной обстройкой кварталов традиционные приемы линейно-осевой ориентации, не выдвинуло пока взамен столь же ясных приемов организации пространства. Изоляция магистралей от жилой застройки новых районов Стокгольма и городов-спутников Лондона привела к сложности ориентировки в их среде и была одной из причин распада этих городских структур в пространственном восприятии на композиционно несвязанные «островки».

Закономерно поэтому возвращение к линейным ориентирам в творчестве Ле Корбюзье (пешеходные аллеи и магистрали Чандигарха), а также в работах коллектива, возглавляемого французским архитектором Кандилисом (проект Тулуз-ле-Мирай). Наиболее последовательное воплощение система линейно-осевых ориентиров получила в композиции г. Бразилиа с его четким пересечением основных магистралей. Вместе с тем ось столичного центра закреплена здесь и высотным ориентиром — вертикальным парным объемом правительственного здания (арх. Нимейер).

Возврат к жестким системам линейных ориентиров, не связанных с объемными, несовместим с приемами открытой организации пространства. Отказ от сплошной периметральной застройки возвращает былое значение объемным ориентирам. Линейные системы ориентации могут играть существенную роль в организации городского организма, но они должны сочетаться с системой объемных ориентиров, в первую очередь связанных с сетью общественного обслуживания населения. Концентрируя вокруг себя функциональные процессы селитебных образований соответствующего масштаба, объемные ориентиры должны стать «ядрами кристаллизации» пространственной среды. Однако здесь нет простых решений. В классической архитектуре объект, обладающий особой социальной значимостью, обычно доминировал объемно, выделяясь массой, высотой, сложностью силуэта. Общественные здания современного города, которые по своей социальной функции должны служить фокусными точками композиции, объединяя «нейтральную ткань» селитьбы, как правило, невелики по объему. Их высота и масса меньше, чем у жилых построек даже средней этажности. Проблема зрительного выявления общественных центров городских образований, превращения их в опорные точки системы ориентации требует вследствие этого особых приемов.

Один из них — включение в систему центра микрорайона или района жилых зданий «точечного» типа, повышенная этажность которых резко выделяется среди окружающей застройки. Центр может быть выявлен и группой высотных зданий, охватывающих его или непосредственно соседствующих с ним. Так, ожерельем 15-этажных точечных домов окружен центр западного периферийного района Стокгольма — Веллингбю; компактные группы высотных зданий создают высотные ориентиры у центра южного района Стокгольма — Фарста (рис. 13).

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

Особенности формирования городской среды • Architectural Idea

Рис. Выявление общественного центра ориентирами, расположенными вне его пределов. Дома-башни, окружающие центр Фарста, Стокгольм

а — план; б — башенные дома по периметру зоны центра

Контраст с вертикальными объемами подчеркивает выразительность распластанных зданий общественных центров. Эти здания воспринимаются как главное благодаря индивидуальности своей формы и крупному масштабу членений, определяемому их внутренней пространственной структурой.

Равномерное рассеивание высотных объемов по территории жилых комплексов, характерное для градостроительства последних лет, к сожалению, снижает их значение как объемных ориентиров, нивелирует организацию пространства.

Другой прием, не нашедший еще воплощения в градостроительстве, но теоретически возможный, — соединение группы общественных зданий и больших открытых озелененных пространств, противопоставленных компактным массивам застройки. Центр при этом акцентируется не объемной доминантой, а новым пространственным впечатлением.

Создание визуально выявленной системы центров должно поддерживаться элементами линейно-осевой ориентации, также участвующими в организации пространства. Сочетание объемных и линейных ориентиров может иметь наиболее интересные результаты, оно открывает богатейшие возможности для формирования композиции города.

Проблема города как пространственной системы должна быть разработана всесторонне, в том числе и в ее композиционно-эстетическом значении. Мы поставили здесь лишь некоторые вопросы, которые представляются нам наиболее актуальными, назревшими в практике градостроительства. Проблему эту надо решать широко, комплексно, с учетом перспектив развития современных городских образований.

Контраст по насыщенности – это одна из разновидностей цветового контраста , которая основана на сочетании цветов различной насыщенности. Суть контраста – противопоставление ярких и блеклых или затемненных цветов

Виды контраста (противопоставлений) в литературе : Противопоставление ( контраст ) характеров. Чаще всего в произведении крупной формы друг другу противопоставляются характеры. Например протагонисту противопоставлен антагонист: Шерлоку Холмсу – профессор Мориарти, Гарри Поттеру – Волан-де-Морт, Маугли – тигр Шер-Хан

Контраст — значимая или заметная разница, не обязательно измеряемая количественно (например, « контраст впечатлений»). Контраст — в сенситометрии и фотометрии — разница в характеристиках различных участков изображения, а также способность фотографического материала или оптической системы воспроизводить эту разницу

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *