Москва вошла в топ-5 рейтинга лучших городов мира

Москва осталась на 4-м месте в рейтинге лучших городов мира для проживания и бизнеса

Москва второй год подряд заняла 4-е место в рейтинге лучших городов мира The World‘s 100 Best Cities, который составляет консалтинговая компания Resonance Consultancy на основе таких показателей, как туристическая привлекательность, удобство для жизни, работы и ведения бизнеса. Новое исследование было обнародовано в сентябре 2021 года.

Москва уступила лишь Лондону, Парижу и Нью-Йорку, которые в рейтинге заняли первую, вторую и третью строчку соответственно. Топ-5 замкнул Дубай.

При составлении рейтинга изучались статистические показатели в 24 областях, сгруппированных в шесть основных категорий: место, продукт, люди, экономическое процветание, досуг, продвижение. Эксперты оценивают возможности экономики, культурную среду и т. , а также анализируют, насколько сбалансированно развивается город.

Москва вошла в топ-5 рейтинга лучших городов мира

Москва вошла в топ-5 рейтинга лучших городов мира

Москва расположилась на 4-м месте в рейтинге лучших городов мира для проживания и бизнеса

В рейтинге 2021 года Москва значительно укрепила свои позиции в группе показателей «Экономическое процветание», продемонстрировав рост с 64-го до 25-го места. Оценка производилась на основе ряда экономических показателей, включая уровень безработицы и ВРП на душу населения.

Москва поднялась на 4-е место в рейтинге лучших городов мира для проживания и бизнеса

В октябре 2020 года консалтинговая компания Resonance Consultancy, которая специализируется на работе в области недвижимости и экономического развития, обнародовала новую редакцию рейтинга лучших городов мира для проживания, бизнеса и туризма The World‘s 100 Best Cities. Москва расположилась на четвёртом месте против пятой строчки годом ранее.

Авторы исследования отметили лидерство Москвы в категории «Продукт», вновь признав ее лучшей по таким параметрам, как инфраструктура (в частности, сеть аэропортов), культурные площадки и достопримечательности.

Кроме того, столица России вошла в тройку мегаполисов в категории «Место», где анализируется качество городской среды и безопасность. Город также улучшил свои позиции в категории «Люди», переместившись в ней со 143 на 12 строчку за год. Москва заняла второе место в мире по числу жителей с высшим образованием.

Москва вошла в топ-5 рейтинга лучших городов мира

Кроме того, российская столица наряду с другими городами оценивалась в категориях «Экономическое процветание» (занятость, бизнес-активность), «Времяпрепровождение» (культура, ресторанная сфера и шопинг) и «Популяризация» (упоминаемость в СМИ и социальных сетях).

Первую строчку рейтинга The World‘s 100 Best Cities в 2020 году занял Лондон, вторую — Нью-Йорк, третью — Париж. В рамках исследования места распределяются с учетом привлекательности городов для туризма, проживания и ведения бизнеса на основе статистических данных, отзывов бизнес-сообщества, отраслевых специалистов и туристов.

Весь топ-10 лучших городов в 2020 году выглядит следующим образом:

  • Лондон;
  • Нью-Йорк
  • Париж;
  • Москва;
  • Токио;
  • Мадрид;
  • Рим;
  • Дубай;
  • Сингапур;
  • Барселона.

Резюме

Инвестиционная привлекательность регионов выросла в 2020-м и продолжает демонстрировать положительную динамику в текущем году. Согласно данным агентства, медианный индекс прибавил 0,02 п. и составил 0,61 за 2020 год. Росту не помешала даже затянувшаяся пандемия, государственные меры поддержки оказались сильнее. Национальные проекты заработали с новой силой и показали заметные результаты в социальном и инфраструктурном направлениях развития. Инвестиции в основной капитал, показавшие в 2020-м снижение к 2019-му на 1,4 % в сопоставимых ценах, за 9 месяцев 2021 года восстановились и продемонстрировали рост на 7,6 %. Инвесторы, хотя и пересмотрели свои инвестиционные планы, не спешили свертывать реализации начатых проектов.

В среднесрочной перспективе драйверами роста инвестпривлекательности послужат принятые программы по выдаче инфраструктурных кредитов регионам из федерального центра, большая часть которых пойдет на развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. Социальная политика региональных бюджетов укладывается в мейнстримный тренд ESG-инвестиций, открывая возможности регионам привлекать новый класс денег. Стимулирование внедрения принципов ESG будет оказывать все большее влияние на принятие решения инвесторами. Конечно, новые волны пандемии и связанные с ними локдауны притормаживают восстановительные процессы. Тем не менее агентство ожидает сохранения тренда на рост инвестпривлекательности в следующем году, так как все основные принятые меры – долгосрочные.

Проведенная агентством оценка инвестиционной привлекательности основывалась на расчете 62 показателей, сгруппированных в пять блоков: инфраструктурные, экономические, социальные, финансовые ресурсы и состояние окружающей среды. Наибольший вес среди данных блоков имеют инфраструктурные и социальные ресурсы, так как для инвесторов наибольшую значимость имеет сочетание развитой инфраструктуры и наличие производительной и квалифицированной рабочей силы в регионах присутствия. Расчет каждого интегрального показателя был основан на применении сравнительного анализа. Для расчетов применялись последние годовые статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Центрального банка Российской Федерации, Федерального казначейства, Минфина России, МВД России. Кроме того, в расчетах использовалась динамика показателей за последний год и данные из чек-листов по информационной и географической доступности регионов, которые отражались в корректировке текущих значений показателей. По итогам интегральной оценки регионы были отнесены к трем группам инвестиционной привлекательности – А, В, С, характеризующим инвестпривлекательность регионов на высоком, среднем и низком уровнях соответственно. Группы А и В поделены на три подгруппы.

Инвестиционная привлекательность регионов неравномерна

Инвестиционная привлекательность в современных условиях является одной из важнейших характеристик деятельности органов власти субъектов РФ, поскольку она напрямую влияет на социально-экономическое развитие и определяет векторы движения региона, посредством формирования представления инвестора о целесообразности реализации проектов в том или ином субъекте. Это инструмент привлечения инвестиций, подсвечивания сильных сторон и направлений развития, увеличения туристического трафика, развития малого бизнеса и, как следствие, улучшения благосостояния населения.

Проведенная интегральная оценка инвестиционного потенциала показала, что привлекательность регионов во многом определяется их высоким внутренним спросом, развитой сырьевой базой или близостью к столице. Определена пятерка лидеров: Архангельская область, г. Москва, Краснодарский и Приморский края, Ямало-Ненецкий автономный округ – это регионы с наивысшим уровнем инвестиционной привлекательности. Еще 20 регионов находятся в группе с высоким уровнем. В среднюю группу вошли 45 регионов. Группа с низким уровнем инвестиционной привлекательности включает 15 регионов.

Таблица. Рэнкинг регионов по инвестиционной привлекательности*

ГруппаНаименование субъекта Российской Федерации
А-1Наивысший уровень инвестиционной привлекательности
Архангельская область
г. Москва
Краснодарский край
Приморский край
Ямало-Ненецкий автономный округ
А-2Очень высокий уровень инвестиционной привлекательности
Белгородская область
Воронежская область
г. Санкт-Петербург
Курганская область
Курская область
Магаданская область
Московская область
Орловская область
Псковская область
Республика Татарстан
А-3Высокий уровень инвестиционной привлекательности
Брянская область
Калининградская область
Липецкая область
Оренбургская область
Самарская область
Сахалинская область
Смоленская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Челябинская область
Чукотский автономный округ
В-1Средний уровень инвестиционной привлекательности
Амурская область
Астраханская область
Владимирская область
Волгоградская область
г. Севастополь
Калужская область
Костромская область
Ленинградская область
Мурманская область
Республика Алтай
Республика Башкортостан
Республика Карелия
Республика Саха (Якутия)
Свердловская область
Ярославская область
В-2Умеренный уровень инвестиционной привлекательности
Вологодская область
Кабардино-Балкарская Республика
Камчатский край
Красноярский край
Ненецкий автономный округ
Новгородская область
Республика Коми
Республика Крым
Республика Мордовия
Республика Северная Осетия – Алания
Республика Хакасия
Ростовская область
Тверская область
Тульская область
Тюменская область
В-3Умеренно низкий уровень инвестиционной привлекательности
Забайкальский край
Ивановская область
Иркутская область
Нижегородская область
Новосибирская область
Омская область
Пензенская область
Пермский край
Республика Адыгея
Республика Ингушетия
Республика Марий Эл
Рязанская область
Ставропольский край
Хабаровский край
Чувашская Республика
СНизкий уровень инвестиционной привлекательности
Алтайский край
Еврейская автономная область
Карачаево-Черкесская Республика
Кемеровская область
Кировская область
Республика Бурятия
Республика Дагестан
Республика Калмыкия
Республика Тыва
Саратовская область
Тамбовская область
Томская область
Удмуртская Республика
Ульяновская область
Чеченская Республика

* Внутри группы регионы располагаются в алфавитном порядке.

В группах с наивысшим и низким уровнем инвестиционной привлекательности медианные значения уменьшились, тогда как по остальным наблюдается рост, в т. и совокупно по регионам. Снижение в наивысшей группе связано с тем, что наибольший удар в кризисный период получили именно более развитые регионы, живущие преимущественно на свои доходы. Конечно, поддержка федерального бюджета смягчила последствия кризиса, бюджеты регионов просели не так сильно, как ожидалось, инвестиции в основной капитал в 2020 году, хотя и сократились (98,6 % в сопоставимых ценах к 2019 году), но массового отказа инвесторов от реализации проектов не последовало, были только единичные случаи. Ограничивающее влияние на снижение ряда социальных параметров также имела поддержка населению, хотя и была оказана в меньшем объеме, чем поддержка бюджетам регионов и бизнеса. Весь комплекс применяемых мер в кризисный период положительно отразился на росте медианного числа групп с высокой и средней инвестпривлекательностью и, как следствие, росте медианного значения итогового консолидированного значения.

Примечательно также, что в структуре инвестиционной привлекательности по итогам 2020 года наблюдается увеличение медианного числа по оценке инфраструктурных, экономических, финансовых ресурсов. Наибольший рост сложился в блоке инфраструктурных ресурсов, медианное значение выросло с 0,16 в 2019 году до 0,23 в 2020-м. И в этом основную положительную роль сыграли национальные проекты.

Также обращаем внимание, что информационная доступность и прозрачность, являются важным фактором с точки зрения снижения рисков при инвестировании и оказывают поддержку инвестпривлекательности регионов. Результаты по итогам проведенной оценки информационной доступности регионов для инвесторов получись неоднозначные. Большинство регионов данному вопросу уделяет очень мало внимания. Значимая информация либо вообще отсутствует, либо уже давно устарела. Кроме того, на региональных сайтах с трудом можно найти те или иные данные. К примеру, в более чем 60 регионах отсутствует информация о тарифах на электроэнергию, тепло-, водоснабжение и финансово-кредитных учреждениях, находящихся на территории региона. В половине регионов нет информации о социальной инфраструктуре, земельных участках и объектах недвижимого имущества, предлагаемых для использования в целях инвестиционной и предпринимательской деятельности. Проведенная экспертная оценка показала, что наименьшее количество данных можно найти в информационном поле Чеченской и Удмуртской республик, Республики Калмыкия. Лидерами по информационной открытости и доступности стали два региона – Республика Татарстан и Ямало-Ненецкий автономный округ.

Инфраструктурные ресурсы развиваются инициативами федерального центра

Развитая инфраструктура – социальная, производственная, технологическая – основополагающий столп в привлечении инвестиций на территорию региона. Среди лидеров – регионы с более развитыми сетями автомобильных и железных дорог, внутренних водных путей, торговых площадей, системой воздушного и городского пассажирского транспорта, информационно-коммуникационной, социальной инфраструктурой. Но разрыв между лидерами и отстающими регионами велик. Медианное значение интегрального индекса по инфраструктурным ресурсам – 9,3, тогда как у лидирующего региона значение индекса равно 14,8, а у региона-аутсайдера – 1,7. Наличие неравномерно распределенных инфраструктурных ресурсов связано с тем, что у большинства регионов нет возможностей для их развития. На федеральном уровне применяются меры, призванные улучшить состояние инфраструктуры в регионах. В этом году было принято решение о выдаче регионам инфраструктурных бюджетных кредитов на срок не менее 15 лет по ставке не более 3 % годовых. Уже одобрены заявки 81 субъекту почти на 484 млрд рублей на получение бюджетных кредитов для улучшения инфраструктуры, большая часть которых пойдет на развитие дорожно-транспортной сети. Кроме того, в текущем году заработал такой инструмент, как выпуск инфраструктурных облигаций, средства от размещения которых будут направляться на финансирование строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры. С 2018 года реализуются национальные проекты, направленные на улучшение инфраструктурной составляющей регионального развития, и первые результаты уже есть. Например, в 2020 году в 83 регионах благодаря нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» отремонтировано, реконструировано и построено более 15 тыс. километров дорог, открыто 160 общеобразовательных организаций более чем на 100 тыс. мест, введены в эксплуатацию более 140 Домов культуры, заработали передвижные медицинские комплексы (более 1 тыс. ), построено более 350 фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий и т. Все эти меры в долгосрочной перспективе дадут свой положительный эффект. А пока инфраструктура регионов в большинстве случаев находится в плачевном состоянии. Так, в пяти регионах: Сахалинской и Самарской областях, республиках Саха (Якутия) и Тыва, Чукотском автономном округе менее 50 % автомобильных дорог с асфальтовым покрытием. В Ненецком автономном округе и Архангельской области дороги общего пользования местного значения отвечают нормативным требованиям только на 5,1 и 4,9 % соответственно. В пяти регионах: республиках Алтай, Тыва, Дагестан, Ингушетия и Чеченской Республике менее 10 на 100 человек населения являются активными абонентами фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет.

Социальные ресурсы – фундамент инвестиционной привлекательности

Социальные ресурсы – одни из наиболее значимых элементов в инвестиционной привлекательности регионов, характеризующих качество и уровень жизни их населения. В десятку лидеров по качеству жизни вошли регионы с высоким уровнем доходов населения, в них развита сфера услуг, низкие безработица и преступность. Кроме того, результатом высокого уровня стала зафиксированная положительная динамика показателей. Аутсайдерами стали регионы с низким показателем социально-экономического развития, имеющие отставание по доходам населения, высокий уровень безработицы и преступности. Так, по уровню преступности на 1 тыс. человек населения высшие строчки рэнкинга занимают Республика Тыва (26 преступлений на 1 тыс. человек), Еврейская автономная область (23,5 преступления), Амурская область (23,4 преступления). Наиболее низкий уровень официальной преступности наблюдается в республиках Северного Кавказа – в Дагестане, Ингушетии и Чеченской Республике менее пяти преступлений на 1 тыс. человек. При этом в данных регионах самый большой уровень безработицы, зафиксированный Росстатом, – 15,7, 29,8 и 18,5 % соответственно. В отстающих регионах по итогам оценки социальных ресурсов наблюдается самая высокая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума – в республиках Тыва и Ингушетия доля составляет 33,9 и 29,7 % соответственно. Наименьшая доля сложилась в Ямало-Ненецком автономном округе – 5,0 %.

Экономические ресурсы регионов характеризуются неоднородностью и диспропорцией в их развитии

Лидирующие позиции заняли регионы, характеризующиеся высокими значениями показателей материального благосостояния и уровня экономической активности в регионе. Кроме того, данные регионы показали значительную положительную динамику за последний отчетный год. Регионы-аутсайдеры имеют незначительные размерные характеристики экономических ресурсов и в ряде случаев отрицательную динамику по показателям. Так, три региона, находящихся в самом низу рэнкинга (Томская область, Карачаево-Черкесская Республика, Еврейская автономная область), имеют отрицательный индекс из-за значительной негативной динамики по двум-трем следующим показателям: производству инновационных товаров, выпуску сельскохозяйственной продукции, объему отгруженных товаров и услуг, доли инвестиций в ВРП, численности занятых в индивидуальной предпринимательской деятельности. Примечательно, что по численности занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности в расчете на 1 тыс. человек населения невысокие показатели по всем республикам Северного Кавказа, в т. самые низкие значения по Республике Дагестан (16,1 человека) и Кабардино-Балкарской Республике (28,1 человека). В число фаворитов попали Республика Бурятия (80,5 человека) и Сахалинская область (78,1 человека). Оценка по доле вклада малого и среднего предпринимательства в ВРП показала, что наименьшие значения сложились по всем автономным округам: Чукотский АО (7,8 %), Ханты-Мансийский АО (6,0 %), Ямало-Ненецкий АО (2,5 %), Ненецкий АО (1,5 %). Лидером стала Ивановская область с долей 42,3 %. Самыми продвинутыми регионами по производству инновационных товаров, работ и услуг стали республики Мордовия и Татарстан, у которых доля объема инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме произведенных товаров, выполненных работ и услуг составила 23,8 и 18,1 % соответственно. На нулевом уровне находятся данные по Ненецкому автономному округу и Чеченской Республике. Доля в размере 0,1 % сложилась в республиках Крым и Тыва, 0,2 % – в Республике Хакасия, Калининградской области и Забайкальском крае.

Финансовые ресурсы пошатнулись, но выстояли от ударов коронокризиса

Ковидные потрясения отрицательно сказались на финансах регионов. Ситуация сложилась бы намного печальнее, если бы не своевременная финансовая помощь федерального центра. Наибольшую помощь получили слабые регионы, что сказалось на динамике финансовых показателей. Например, положительная динамика зафиксирована у таких регионов-лидеров по итогам интегральной оценки финансовых ресурсов, как Еврейская автономная область, республики Алтай и Ингушетия. Сильные регионы получили помощь в значительно меньшем объеме и существенно недополучили доходы от предприятий сырьевого сектора из-за нестабильности на углеводородном рынке. В результате чего у Кемеровской области, Ненецкого автономного округа сложилась отрицательная динамика почти по всем показателям. Значительно просели финансовые показатели и в Республике Башкортостан, Ульяновской и Тюменской областях, Пермском крае. По итогам 2020 года наибольшая доля просроченной кредиторской задолженности организаций (без субъектов малого предпринимательства) сложилась, как и годом ранее, в Чеченской Республике и Республике Ингушетия – 72,3 и 61,0 % соответственно. При этом стоит отметить положительные результаты по снижению доли на 3,4 и 12,5 п. соответственно. Наименьшая доля кредиторской задолженности организаций сложилась в Республике Марий Эл – 1,0 %. В рэнкинге регионов по доле убыточных предприятий и организаций удерживает свои позиции по наихудшему результату Ненецкий автономный округ – 60,9 %, минимальное значение у Республики Алтай – 16,9 %. По доле просроченной задолженности по кредитам, предоставленным юридическим лицам, у большинства регионов наблюдаются положительные результаты. Но, несмотря на это, при медианном значении 7,2 % в Ненецком автономном округе доля просроченных кредитов юрлицами составляет 91,2 %, тогда как в Чукотском автономном округе и Магаданской области всего 0,5 %.

Оценка состояния окружающей среды – новый важный аспект при принятии инвестиционного решения

Оценка данного блока в настоящее время на фоне развития ESG-повестки является очень важной и значимой. Экологические проблемы, возникающие как результат изменения климата, истощения природного капитала и загрязнения, угрожают конкурентоспособности регионов и создают риски для инвестиционной привлекательности. Только в 10 регионах страны доля нормативно очищенных сточных вод в общем объеме сточных вод составляет более 50 %. Наивысшие показатели среди данных регионов у Чеченской Республики (100 %) и Ненецкого автономного округа (93,2 %). Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих загрязняющих веществ от стационарных источников составляет свыше 50 % у чуть более половины регионов, наибольшее значение показателя у Санкт-Петербурга (99,2 %). Расходы на охрану окружающей среды в ВРП у регионов минимальны, более чем в половине регионов доля данных расходов к ВРП менее 1 %. Наибольшее значение данного показателя зафиксировано в Мурманской области (4,4 %). В связи с обострением внимания во всем мире к проблемам экологии расходы на охрану окружающей среды станут центром привлечения внимания, и регионы будут просто вынуждены со временем втянуться в эти новые реалии и увеличить затраты на охрану окружающей среды. Наибольшую долю в числе самых проблемных регионов по итогам оценки состояния окружающей среды составили регионы Сибирского и Дальневосточного федеральных округов (из 10 наихудших 6 из СФО и ДФО). По данным регионам наблюдаются невысокие значения показателей, а также отрицательная динамика. Среди лидеров – большинство регионов Приволжского федерального округа (6 из 10), характеризующихся высокими значениями показателей по сравнению с другими регионами и положительной динамикой, в их числе Ульяновская область, которой в 2021 году присвоен рейтинг ESG на уровне ESG-III, что означает высокий уровень соблюдения интересов в области устойчивого развития при принятии ключевых решений.

Прогноз перспектив развития инвестиционной привлекательности регионов благоприятный

В 2021 году регионы постепенно оправляются от пандемического шока. Экономика постепенно восстанавливается, рубль укрепился, сектора экономики показывают рост: индекс промышленного производства за январь – октябрь 2021 года составил 105,0 % к аналогичному периоду 2020-го; объем строительства – 105,3 %. Инвестиции в основной капитал также показывают стабильный рост – 107,6 % к 9 месяцам 2020 года. Уровень безработицы снизился и за август-октябрь 2021 года составил 4,4 %. Финансовые показатели подросли, так налоговые и неналоговые доходы региональных бюджетов за 10 месяцев текущего года выросли белее чем на 28 % к аналогичному периоду 2020 года. Активно идет реализация национальных проектов, выдача инфраструктурных кредитов. Конечно, новые волны пандемии и связанные с ними локдауны притормаживают восстановительные процессы, но все же агентство ожидает увеличения медианного числа оценки инвестиционной привлекательности регионов по итогам 2021 года. Кроме того, реализация национальных проектов на местах улучшит ситуацию по инфраструктурным и социальным ресурсам, конечно, при условии соблюдения установленных сроков и отсутствия проволочек. А использование инфраструктурных кредитов по целевому назначению и незамедлительное исполнение сроков реализации проектов даст в дальнейшем сильный мультипликативный эффект.

Более того, несмотря на пандемию, вопросы, касающиеся изменения климата, не потеряли своей актуальности и продолжают привлекать внимание всего сообщества. Климатические инициативы все больше влияют на экономику и инвестиции. На фоне этого внедряются стандарты ответственного инвестирования – ESG, также развивается сегмент зеленого и социального кредитования. В сегодняшних реалиях ESG-оценка является одним из важнейших факторов для привлечения инвесторов на территорию региона и дает дополнительную поддержку инвестпривлекательности. А растущие социальные расходы и расходы на охрану окружающей среды говорят о том, что настала пора регионам осваивать рынок ESG.

Москва вошла в топ-5 рейтинга лучших городов мира

Индекс инвестиционной привлекательности регионов

Итоговый индекс инвестиционной привлекательности регионов определяется по формуле:

IPj = 0,4xIj + 0,1xEj + 0,3xSj + 0,1xFj + 0,1xOj,

где:
IPj – интегральный показатель инвестиционной привлекательности j-го региона;
Ij – интегральный показатель оценки инфраструктурных ресурсов j-го региона;
Ej – интегральный показатель оценки экономических ресурсов j-го региона;
Sj – интегральный показатель оценки социальных ресурсов j-го региона;
Fj – интегральный показатель оценки финансовых ресурсов j-го региона;
Oj – интегральный показатель оценки состояния окружающей среды j-го региона.

Показатели, характеризующие уровень инвестиционных ресурсов

Оценка комплекса инфраструктурных факторов позволяет определить обеспеченность региона объектами социальной, производственной и технологической инфраструктур. Развитая инфраструктура региона – один из главных факторов инвестиционной привлекательности. Инвесторы, которые рассматривают ту или иную территорию, чтобы зайти, оценивают не только производственную и технологическую инфраструктуру, но и насколько комплексная в регионе социальная инфраструктура, для них это очень важно.

№ п/пПоказатель
1Объем оказанных населению услуг связи в расчете на 1 тыс. человек населения (расчетный показатель)
2Число подключенных абонентских устройств мобильной связи на 1 тыс. человек населения
3Численность активных абонентов фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет на 100 человек населения
4Доля автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, отвечающих нормативным требованиям
5Обеспеченность населения торговыми площадями современных форматов на 1 тыс. человек населения
6Энергоемкость ВРП
7Производство электроэнергии на 1 тыс. человек населения (расчетный показатель)
8Ввод в действие жилых домов на 1 тыс. человек населения
9Плотность железнодорожных путей общего пользования на 10 тыс. км территории
10Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования
11Доля автомобильных дорог общего пользования местного значения, отвечающих нормативным требованиям, на конец года
12Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, км дорог на 1 тыс. км территории
13Удельный вес автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования, %
14Протяженность внутренних водных путей
15Число автобусов общего пользования на 100 тыс. человек населения
16Число больничных коек на 10 тыс. человек населения
17Мощность амбулаторно-поликлинических организаций на 10 тыс. человек населения, посещений в смену
18Численность врачей всех специальностей на 10 тыс. человек населения
19Удельный вес обучающихся во вторую и третью смены в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования
20Валовой коэффициент охвата дошкольным образованием, в % от численности детей в возрасте от года до –шести лет
21Число зрителей театров на 1 тыс. человек населения
22Число посещений музеев на 1 тыс. человек населения
23Число спортивных сооружений на 10 тыс. человек

Показатели, характеризующие уровень экономических ресурсов

Уровень развития экономики региона имеет большое значение в инвестиционной привлекательности, он показывает способности региона вести производственно-хозяйственную деятельность результативно и эффективно.

№ п/пПоказатель
1ВРП на душу населения
2Доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте
3Инвестиции в основной капитал на душу населения
4Доля малого и среднего предпринимательства в ВРП
5Численность занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности в расчете на 1 тыс. человек населения (расчетный показатель)
6Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на душу населения (расчетный показатель)
7Объем продукции сельского хозяйства на душу населения (расчетный показатель)
8Объем инновационных товаров, работ, услуг в % от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг

Показатели, характеризующие уровень социальных ресурсов

Наличие социальных ресурсов определяет уровень и качество жизни населения, которые являются одними из самых значимых источников конкурентных преимуществ регионов. Чем выше качество жизни, тем притягательнее регион не только для жителей, мигрантов, студентов, туристов, но и инвесторов. Инвесторы, выбирая место для нового предприятия, обязательно учитывают, в каких условиях будут жить сотрудники предприятия. Кроме того, доступность трудовых ресурсов, в т. необходимой квалификации является важнейшим условием инвестиционной привлекательности региона.

№ п/пПоказатель
1Оборот розничной торговли в расчете на душу населения
2Оборот общественного питания в расчете на душу населения (расчетный показатель)
3Объем платных услуг на душу населения
4Объем бытовых услуг на душу населения
5 Число собственных легковых автомобилей на 1 тыс. человек населения
6Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя
7Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (расчетный показатель)
8Среднедушевые денежные доходы населения
9Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в целом по экономике
10Потребительские расходы в среднем на душу населения
11Продажа алкогольной продукции населению (тыс. декалитров на душу населения)
12Объем транспортных услуг на душу населения
13Смертность населения в трудоспособном возрасте (число умерших на 100 тыс. человек соответствующего возраста)
14Уровень участия в рабочей силе населения
15Уровень занятости населения
16Уровень безработицы населения
17Доля рабочей силы в возрасте 22 лет и старше, имеющей среднее профессиональное и высшее образование, в общей численности рабочей силы соответствующего возраста
18Уровень преступности (расчетный показатель на 1 тыс. человек населения)

Показатели, характеризующие уровень финансовых ресурсов

Достаточный объем финансовых ресурсов определяет финансовую самостоятельность региона, обеспечивает стабильность общественно-политической и национально-этнической ситуации, что является одним из необходимых факторов инвестиционной привлекательности региона.

№ п/пПоказатель
1ННД КБ субъекта РФ на душу населения (расчетный показатель)
2Степень сбалансированности консолидированного бюджета (отношение дефицита/профицита к ННД)
3Отношение государственного долга к ННД КБ
4Доля просроченной кредиторской задолженности организаций (без субъектов малого предпринимательства)
5Доля убыточных предприятий и организаций (без субъектов малого предпринимательства)
6Доля просроченной задолженности по кредитам, предоставленным юридическим лицам, – резидентам и индивидуальным предпринимателям в общем объеме задолженности (расчетный показатель)

Показатели, характеризующие уровень состояния окружающей среды

Регионы с менее благоприятной окружающей средой менее привлекательны для инвесторов.

№ п/пПоказатель
1Качество окружающей среды
2Доля городов с благоприятной городской средой
3Доля нормативно очищенных сточных вод в общем объеме сточных вод
4Объем расходов на охрану окружающей среды в % к ВРП (расчетный показатель)
5Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих загрязняющих веществ от стационарных источников
6Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты к ВРП (расчетный показатель)
7Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников + объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от автомобильного транспорта к ВРП (расчетный показатель)

Расчет каждого интегрального показателя основан на применении сравнительного анализа. На основании показателей развития регионов рассчитывается ряд аналитических показателей. По каждому показателю в разрезе регионов находится максимальное (или минимальное в зависимости от сути показателя) значение, и ему присваивается индекс, равный единице.

Кроме того, в расчетах использовалась динамика данных показателей за последний год. Итоговое значение текущих показателей корректировалось на -1, -0,5, 0, 0,5, 1 балл в зависимости от того, на сколько пунктов был рост/снижение значения показателя по сравнению с данными предыдущего года.

Также была осуществлена корректировка уже итогового интегрального показателя за информационную доступность и географические факторы. Корректировка осуществлялась на основании данных чек-листа, полученных экспертным путем. Расчет проводился с применением сравнительного анализа.

№ п/пПоказатель
1Наличие интернет-портала с информацией об инвестиционной деятельности
2Общие сведения о географическом положении, климатических условиях, памятниках культуры, рекреации
3Информация о ресурсном потенциале (полезные ископаемые, земельные ресурсы, водные ресурсы и т. )
4Информация о трудовых ресурсах
5Информация об инфраструктуре (ЖКХ, автомобильный транспорт, дороги, телекоммуникации и т. )
6Информация о социальной инфраструктуре
7Информация о земельных участках, предполагаемых для использования в целях инвестиционной и предпринимательской деятельности
8Информация об объектах недвижимого имущества, предлагаемых для использования в целях инвестиционной и предпринимательской деятельности
9Информация о поддержке МСП
10Информация о поддержке инвестиционной деятельности
11Информация о тарифах
12Информация о преференциях и налоговых льготах
13Информация о системообразующих предприятиях региона
14Информация о финансово-кредитных учреждениях, находящихся на территории региона
15Показатели социально-экономического развития, характеризующие уровень развития региона
16Наличие специализированной организации, работающей с инвесторами по привлечению инвестиций
17Хорошие климатические условия
18Расстояние до столицы менее 1 500 км
19Наличие крупного морского порта
20Приграничный регион

ГОРОДСКАЯ СРЕДА И ЖКХ

Формирование комфортной городской среды — это обо всём, что окружает нас. Дворы и подъезды, лифты, водопровод, газ и электричество. Чистая вода и водоёмы, зелёные парки и безопасные детские площадки. Красивые и удобные пространства: набережные, скверы, дворы. IT-инфраструктура, дистанционные услуги. Всё это меняется для нас!

Москва вошла в топ-5 рейтинга лучших городов мира

Нацпроект «Цифровая экономика»

Проект направлен на повышение конкурентоспособности российских городов, формирование эффективной системы управления городским хозяйством, создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан.

Основная цель — сделать города более комфортными для жителей, повысить индекс качества городской среды. Вдвое сократить количество городов с неблагоприятной средой. Вовлечь граждан в процесс благоустройства городов, чтобы доля активного населения составляла не менее 30%.

Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда

Этот федеральный проект отвечает за создание и применение механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда по всей стране.

Нацпроект «Жильё и городская среда»

Ключевая задача — повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения и водоподготовки с использованием перспективных технологий, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса.

Цель федерального проекта — сокращение сброса неочищенных сточных вод, расчистка участков и экологическая реабилитация водных объектов в 16 регионах, входящих в бассейн реки Волга, включая Москву и Московскую область. Всего до 2024 года будут построены или модернизированы 229 объектов очистных сооружений централизованных систем водоотведения.

Развитие городов

Уровень комфорта от проживания в городе зависит не только от наличия парков и скверов. Удобным в городе должно быть всё — от дворов и набережных до системы управления городским хозяйством. Вот инструменты и программы, которые работают на рост и развитие городов России.

Мы используем файлы Cookie, чтобы пользоваться сайтом было удобно

Индекс качества жизни

75% россиян живут в городах. Что влияет на качество их жизни и как
его повысить? Для ответа на эти вопросы госкорпорация ВЭБ. РФ
вместе с партнерами разработала информационно-аналитическую
систему городского развития — Индекс качества жизни в городах
России. В ее основе лежат лучшие международные практики.

Цель проекта: оценка качества жизни в городах России.

Задача проекта: развитие и повышение качества жизни россиян.

В 2021 году в Индекс включены
115 городов России. Чтобы посмотреть детальный профиль города, выберите его на карте

В рамках проекта сформирована база данных из более чем 200 показателей, по которым можно анализировать и сравнивать города. Для обеспечения сопоставимости городов России с международными городами в базу данных включены показатели ОЭСР.

Методология

Информационно-аналитическая система состоит из:

  • базы данных, содержащей значения более чем 200 показателей для 115
    городов России. С ее помощью можно анализировать и сравнивать
    города между собой, в том числе с зарубежными городами (по
    отдельным показателям);
  • профилей городов, в которых можно изучить детальный портрет
    каждого города и сравнить значения по тем или иным показателям со
    средними по России или по кластеру сопоставимых городов.

Оценка качества жизни осуществляется с применением соответствующего
международного опыта, прежде всего – опыта ОЭСР, включающего оценку
достижения городами Целей устойчивого развития и показателей индексов
лучшей жизни и регионального благополучия ОЭСР. Методология расчета показателей ОЭСР доступна по ссылке

Москва вошла в топ-5 рейтинга лучших городов мира

Основные принципы Индекса:

  • В центре системы оценки – человек и его потребности
  • Возможность сопоставления российских и международных городов
  • Применение лучшего международного опыта, прежде всего – опыта
    ОЭСР
  • Отражение национальных целей, сформированных Правительством РФ

Индекс сформирован с учетом 5 ключевых принципов

Москва вошла в топ-5 рейтинга лучших городов мира

Москва вошла в топ-5 рейтинга лучших городов мира

  • Сравнение городов РФ по отдельным направлениям и показателям
    для понимания сильных и слабых сторон
  • Возможность сопоставления с зарубежными городами по отдельным
    показателям

Москва вошла в топ-5 рейтинга лучших городов мира

Интеграция с другими индексами

  • Использование первичных и интегральных показателей других
    российских и международных индексов
  • Заимствование структуры индекса ОЭСР

Москва вошла в топ-5 рейтинга лучших городов мира

  • Использование Индекса в качестве основы для построения
    национальной системы оценки качества жизни в городах
  • Развитие национального статистического учета в целях
    обеспечения сопоставимости с международными стандартами оценки
    качества жизни

Москва вошла в топ-5 рейтинга лучших городов мира

  • Ежегодное обновление Индекса
  • Проведение ежегодных тематических исследований в рамках
    Индекса с фокусом на аспекты качества жизни и факторы, их
    определяющие

Для каждой целевой аудитории Индекс будет иметь конкретное
практическое применение

  • Приоритизация и локализация инвестиционных проектов, оценка
    эффектов
  • Построение центра компетенций городского развития: выявление,
    продвижение и внедрение лучших практик
  • Разработка востребованных продуктовых решений
  • Информационно-аналитическая поддержка региональных и
    муниципальных властей

Высшее руководство, ФОИВ

  • В контексте национальных проектов
  • В контексте глобальной повестки, включая достижение ЦУР
  • Международные сравнения

Местные и региональные администрации

  • Выявление конкурентных преимуществ и слабых мест, в том числе
    относительно зарубежных городов
  • Внедрение лучших практик городского развития

Население, бизнес, эксперты

Индекс качества жизни в городах России

Комплексная система оценки качества жизни в городах России позволит:

  • определить конкурентные преимущества и зоны развития для российских
    городов
  • вести мониторинг достижения целей устойчивого развития городами
  • оказывать поддержку там, где она больше всего нужна
  • выявлять и тиражировать лучшие практики городского развития
  • мотивировать городские и региональные власти принимать наилучшие
    решения в области городского развития

В рамках проекта сформирована база данных из более чем 200 показателей
(включая показатели ОЭСР), по которым можно анализировать и сравнивать
города между собой. Сопоставление городов России с международными
городами осуществляется на основе показателей ОЭСР.

В 2021 году База данных содержит систему оценки для 115 городов
России.

Общие принципы формирования Базы данных

Методология формирования Базы данных построена на оценке значений по
различным показателям. Формирование Базы данных будет происходить на
ежегодной основе, что позволит в динамике отслеживать изменения
показателей, эффективность внедрения мер, выбранных городскими и
региональными властями, и их влияние на те или иные показатели.

База данных включает объективные количественные и субъективные
показатели, характеризующие восприятие граждан тех или иных сфер
жизни. Это позволяет формировать многостороннюю оценку качества жизни
с учетом как объективных факторов, так и субъективного восприятия
жителей городов.

  • характеризуют объективные факторы качества жизни в городе
  • не зависят от восприятия жителей и основаны на фактических
    данных
  • для расчета используются статистические данные, результаты
    геоаналитики, данные веб-сайтов
  • в отдельных случаях оценка может быть проведена на основании
    опросов для получения отсутствующих данных (например, среднее
    время на дорогу от дома до работы)

Москва вошла в топ-5 рейтинга лучших городов мира

Москва вошла в топ-5 рейтинга лучших городов мира

Многосторонняя оценка качества жизни

Москва вошла в топ-5 рейтинга лучших городов мира

  • характеризуют восприятие жителей факторов качества жизни
  • для оценки показателя используются ответы жителей на вопросы,
    учитывающие оценочные суждения (например, «Оцените, насколько Вы
    удовлетворены выбором возможностей для занятий спортом в
    населённом пункте?»)

Москва вошла в топ-5 рейтинга лучших городов мира

Структура Базы данных

При формировании структуры Индекса были проанализированы цели, фокусы
и возможности как российских, так и международных индексов.

Москва вошла в топ-5 рейтинга лучших городов мира

В результате проведенного анализа было сформировано 12 направлений с
учетом лучших практик, прежде всего – ОЭСР

Пример формирования Индекса по направлению

Москва вошла в топ-5 рейтинга лучших городов мира

Москва вошла в топ-5 рейтинга лучших городов мира

Москва вошла в топ-5 рейтинга лучших городов мира

Интегральное значение Индекса формируется из нормированных значений
показателей. Итоговое значение Индекса для города — это средняя
величина баллов по каждому из 12 направлений

Москва вошла в топ-5 рейтинга лучших городов мира

итоговое значение по каждому из 12 направлении является средним
значением по всем показателям в рамках направления

Москва вошла в топ-5 рейтинга лучших городов мира

Первичные значения каждого показателя будут нормированы от 0 до 100:

Кластеризация городов

Москва вошла в топ-5 рейтинга лучших городов мира

Все города были разделены на кластеры для обеспечения возможности
сравнения между собой городов, схожих по вектору развития.

Москва вошла в топ-5 рейтинга лучших городов мира

Какие города стали лучшими по социальным аспектам

✓В результате, городами, которые люди не хотят покидать в поисках лучшей жизни стали: Махачкала, Грозный, Краснодар, Стерлитамак, Калуга, Владикавказ, Новороссийск, Тула, Чебоксары, Орёл, Владимир, Пенза, Нижний Новгород, Курск и Рязань.

✓Самый низкий уровень тревожности настроений населения имеется в следующих городах: Калуга, Тула, Йошкар-Ола, Курск, Томск, Симферополь, Киров, Волжский, Москва, Белгород, Нижний Новгород, Волгоград, Севастополь, Махачкала и Краснодар.

✓Создавать и вести бизнес комфортнее всего в городах Магнитогорск, Нижний Тагил, Грозный, Якутск, Набережные Челны, Волжский, Нижневартовск, Стерлитамак, Новороссийск, Чита, Тамбов, Череповец, Архангельск, Ульяновск и Курган.

✓Система ЖКХ по мнению населения лучше всего работает в городах Грозный, Иркутск, Нижневартовск, Махачкала, Екатеринбург, Якутск, Томск, Сургут, Новосибирск, Владикавказ, Ижевск, Тюмень, Казань, Магнитогорск и Белгород.

✓Меньше всего претензий к среднему и высшему образованию у жителей городов: Череповец, Вологда, Магнитогорск, Владимир, Набережные Челны, Челябинск, Мурманск, Нижний Новгород, Тольятти, Оренбург, Ставрополь, Красноярск, Нижний Тагил, Иваново и Екатеринбург.

✓Медицина лучше всего работает, по оценкам жителей, в городах: Сочи, Магнитогорск, Москва, Грозный, Липецк, Новороссийск, Владимир, Калининград, Мурманск, Новокузнецк, Новосибирск, Кострома, Челябинск, Краснодар и Санкт-Петербург.

✓Лучшие дороги и общественный транспорт есть в таких городах, как Магнитогорск, Белгород, Саранск, Грозный, Якутск, Екатеринбург, Волжский, Махачкала, Сургут, Курган, Оренбург, Набережные Челны, Нижний Тагил, Тольятти и Тула. Там, по мнению жителей, самая низкая вероятность попасть в пробку или ДТП.

✓Самым высоким уровнем потребления и материального благополучия отличаются Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Сочи, Екатеринбург, Ярославль, Белгород, Краснодар, Ростов-на-Дону, Челябинск, Калининград, Казань, Тула, Симферополь и Самара.

✓Самый высокий спрос на культурные ценности исследование показало в городах: Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Брянск, Иваново, Пермь, Калининград, Уфа, Нижний Новгород, Тверь, Владимир, Архангельск, Томск, Самара и Петрозаводск.

✓Города с наименьшей конфликтностью социальной среды – это Грозный, Набережные Челны, Магнитогорск, Севастополь, Череповец, Санкт-Петербург, Липецк, Тула, Москва, Калуга, Улан-Удэ, Иваново, Махачкала, Пенза и Владикавказ.

✓Деструктивное поведение (бытовое насилие и травматизм, опасное управление автомобилями и пр. ) в наименьшей степени распространено в таких городах, как Севастополь, Грозный, Архангельск, Набережные Челны, Владикавказ, Нижний Тагил, Пермь, Брянск, Томск, Череповец, Махачкала, Калининград, Петрозаводск, Симферополь и Кострома.

✓ Состояние экологической среды – качество воздуха и воды, проблемы вывоза и утилизации отходов лучше всего в следующих городах: Владикавказ, Грозный, Владимир, Пенза, Владивосток, Курган, Тольятти, Стерлитамак, Калининград, Самара, Калуга, Севастополь, Петрозаводск, Махачкала и Ставрополь.

Какие города стали лучшими по качеству жизни

Полученные в ходе опросов данные стали основанием для расчета единого Индекса качества жизни в городах.

Регионы – лидеры

Безоговорочным лидером, судя по результатам исследования, стала Москва. Ее итоговый балл качества жизни составил 79,5 единиц (максимальная оценка – 100 баллов).

Санкт-Петербург, который занял второе место в рейтинге, получил итоговый балл только 74,8 единиц. Замыкает тройку лидеров город Грозный, получивший в рейтинге 74,0 балла.

За ними следуют Магнитогорск (69,7 баллов), Владимир (69,6), Тула (69,1), Калуга (68,9) и Набережные Челны (68,6).

В топ-10 рейтинга входят также Белгород (68,5) и Нижний Новгород (68,0).

Аутсайдеры рейтинга

Последние места по качеству жизни среди 75 городов крупных городов России заняли Хабаровск и Астрахань. Их результат – 52,7 и 52,9 баллов соответственно. Среди отстающих Барнаул (53,4), Чита (53,8) и Волгоград (54,4).

Как строился рейтинг

Оценка качества жизни по городам страны основана на мнении россиян о различных сторонах их жизни.

Данные о настроениях и оценках условий жизни населения были собраны при помощи социологических исследований.

Использовались также данные Росстата, Банка России и сведения из различных открытых баз данных.

Индекс качества жизни в городах России 2022

Это исследование проводит Государственная корпорация развития ВЭБ. Всего в Индексе представлено 115 городов (не более двух из каждого субъекта РФ), кроме того, авторы исключили из рейтинга национальные мегаполисы — Москву и Санкт-Петербург. Конкурировать с ними по ряду аспектов другим городам страны пока не по силам.

При оценке используется около 200 показателей. По мнению авторов исследования, «Индекс качества жизни в городах России» позволяет оценить самые разные факторы – от доступности инфраструктуры и транспорта до размеров личного пространства и уровня доверия в обществе.

Зачем создан этот Индекс? Чтобы власти понимали узкие места и знали, над чем надо работать.

«Каждый губернатор получает комплексный механизм по улучшению качества жизни в субъектах России», – отметила генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева.

Какие города стали лидерам Индекса по качества жизни

Эксперты выбрали 12 направлений, которые наиболее явно влияют на качество жизни в городах.

Жилищные условия

Направление оценивает такие аспекты, как достаточность, качество и благоустроенность, доступность жилья. По этому показателю лидерами стали Красногорск, Новый Уренгой, Сургут, Тобольск и Ханты-Мансийск. Минимальные значения показателя у Кызыла, Грозного, Симферополя, Ялты и Горно-Алтайска.

Доход и работа

В лидерах по этому критерию стали Кострома, Мурманск, Калуга, Красногорск, Магадан. Среди городов, получивших минимальные оценки, большинство относится к регионам Северного Кавказа.

Здоровье

Лидирующие позиции в этой категории заняли Салехард, Ханты-Мансийск, Саранск, Новый Уренгой и Элиста.

Образование

Направление оценивает следующие аспекты образования в городах: дошкольное, школьное, среднее профессиональное, высшее и дополнительное образование. Лучшими признаны Казань, Нижний Новгород, Воронеж, Новосибирск и Брянск. Минимальные значения Индекса в данной категории у Грозного, Норильска, Кызыла, Новомосковска и Северска.

Мобильность

Этот критерий оценивает степень свободы и комфорта передвижения горожан и затраты времени на дорогу. Впереди оказались Томск, Тюмень, Екатеринбург, Новосибирск, Казань.

Благоустройство

Направление оценивает два основных аспекта развития городской территории: застройка и использование территорий, благоустройство общественных пространств. Лидирующими городами по направлению стали Ставрополь, Ханты-Мансийск и Чебоксары, а также Горно-Алтайск и Гатчина.

Москва вошла в топ-5 рейтинга лучших городов мира

Экология

Этот критерий оценивает не только состояние окружающей среды, энергетика, но и обращение с отходами, изменение климата, экологические программы и мероприятия. Лидерами оказались Петропавловск-Камчатский, Тобольск, Ульяновск, Петрозаводск, Магадан. Таганрог, Чита, Кызыл, Махачкала и Элиста получили наиболее низкие оценки по направлению.

Безопасность

Направление оценивает следующие аспекты безопасности в городах: среда как фактор безопасности, происшествия, преступления и нарушения порядка. Лидеры – Тобольск, Казань, Белгород, Чебоксары, Димитровград.

Общество

Направление оценивает следующие аспекты: культура, общественное питание, возможности для отдыха, потребление товаров. Впереди оказались Сочи, Ростов-на-Дону, Симферополь, Петрозаводск, Ханты-Мансийск.

Гражданские права

Направление характеризует следующие аспекты: политическая активность и участие жителей в городском управлении, равенство, социальная поддержка горожан, государственные услуги и сервисы. Лидирующие города – Тамбов, Тула, Майкоп, Новомосковск и Ханты-Мансийск.

Удовлетворенность

Это одно из главных направлений. Оно показывает, насколько жители удовлетворены своей жизнью в городе. Лидерами по направлению стали Грозный, Салехард, Тамбов, Стерлитамак и Сочи. Городами с минимальными оценками по направлению стали Комсомольск-на-Амуре, Чита, Хабаровск и Череповец.

Таблицы результатов лидеров Индекса

Ниже представлено положение городов-лидеров по направлениям и полученные ими баллы от 0 до 100.

Мнение эксперта

Для оценки качества жизни экономическая наука предлагает использовать ряд показателей и индикаторов, но ни один из них не является универсальным, считает ректор РАНХиГС при Президенте РФ Владимир Мау.

«Качество жизни принято измерять по динамике ВВП, но динамика этого показателя и рост благосостояния не всегда коррелируют. Важны те аспекты благополучия, на которые действительно ориентируются люди: это доступность образования и здравоохранения, реальные доходы семей, безопасность и качество городской среды», – говорит эксперт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *