КОНЦЕПЦИЯ 15-МИНУТНОГО ГОРОДА КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МЕГАПОЛИСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РИСКОВ

Нормативные акты Правительства РФ Методики и рекомендации Документы конкурса Лучшие муниципальные практики Документы Всероссийского конкурса «Индекс качества городской среды»

Как складываются наши впечатления о пространствах? Какими способами люди могут формировать среду для различных целей? Научно-учебная лаборатория исследований мультисенсорного опыта пользователя городской среды UME Lab ФГРР и Высшая школа урбанистики имени А. Высоковского запускают лекторий «Городские среды», посвященный восприятию и развитию городского пространства.

КОНЦЕПЦИЯ 15-МИНУТНОГО ГОРОДА КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МЕГАПОЛИСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РИСКОВ

Городская среда — будь то небольшие поселения, промышленные центры или мегаполисы — является постоянным фоном деятельности горожан, важным актором в их жизни и вечной спутницей в дороге. Различные пространства привлекают или отталкивают людей и формируют их впечатления о месте, ощущения и ход мыслей.

Каждую среду с 10 ноября до 22 декабря исследователи, архитекторы и дизайнеры будут рассказывать о различных аспектах городских сред и отвечать на вопросы аудитории. Лекторы рассмотрят вопросы восприятия городов, подходы к изучению и конструированию городской среды разного масштаба, а также возможные пути развития.

Начало всех лекций в 19:00. Лекции будут транслироваться на YouTube-канале ВШУ, вопросы лекторам можно отправить заранее с помощью формы регистрации.

КОНЦЕПЦИЯ 15-МИНУТНОГО ГОРОДА КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МЕГАПОЛИСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РИСКОВ

Астрахань вошла во всероссийскую программу по развитию городской среды

Астрахань стала участником масштабной программы ВЭБ. РФ «5 шагов для городов». В ее рамках предполагается реализация проектов, направленных на качественные и быстрые изменения городской среды.

«Пять шагов для городов» включает в себя:

Шаг 1. «Город рядом» – создание комфортной среды и функциональное разнообразие рядом с домом. (Например, обновление подъездов жилых домов, чистые витрины магазинов, «карманные парки», остановочные павильоны, площадки для выгула собак).

Шаг 2. «Сохрани планету» – повышение устойчивости к процессам, связанным с изменением климата. (Например, пункты раздельного сбора отходов, установка фандоматов в школах, очистка берегов рек и водоемов, создание эко-троп).

Шаг 3. «Вдохни жизнь» – расширение возможностей использования городских пространств. (Например, обустройство пустырей во дворе, тактический урбанизм – сад на парковке, уличные библиотеки, создание районных молодежных центров)

Шаг 4. «Добавь энергии» – создание условий для формирования здорового образа жизни. (Например, организация фермерских рынков, инклюзивные площадки, велосипедная инфраструктура, сервисные станции в парках, инклюзивные спортивные площадки);

Шаг 5. «Собери своих» – город, открывающий возможности для творчества и наполненный яркими событиями. (Например, городские экскурсии, квесты, привлечение молодежи к городским мероприятиям, фестивалям, соревнованиям).

Отметим, что у каждого города будет индивидуальный целевой показатель по количеству проектов на всех этапах, который нужно будет достичь.

КОНЦЕПЦИЯ 15-МИНУТНОГО ГОРОДА КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МЕГАПОЛИСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РИСКОВ

Госкорпорация ВЭБ. РФ разработала масштабную программу, направленную на качественные изменения городской среды, «Пять шагов для городов». Она нацелена на позитивные и быстрые преобразования в городах, которые почувствует на себе каждая семья. Участниками проекта могут стать все города страны. Заявки принимаются до 30 апреля 2022 года.

ВЭБ. РФ — национальный институт развития, содействующий реализации государственной социально-экономической политики, повышению конкурентоспособности национальной экономики и ее модернизации.

«Минстрой России всегда поддерживает реализацию программ, направленных на качественное преобразование городов, повышение их комфортности и безопасности. Мероприятия программы ВЭБ. РФ помогут получить реальные результаты по благоустройству, заметные для жителей. При этом Программа может быть синхронизирована и с федеральным проектом «Формирование комфортной городской среды». Синхронизация принесет значительный эффект развития городов и поможет повысить индекс качества городской среды», – сказал Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин.

Базируясь на выводах проделанной работы, было выявлено, что главные запросы молодежи сконцентрированы на проблемах не просто комфортной городской среды и экологии, а на конкретных бытовых повседневных вещах.

Таким образом, «Пять шагов для городов» включает в себя:

Шаг 3. «Вдохни жизнь» – расширение возможностей использования городских пространств. (Например, обустройство пустырей во дворе, тактический урбанизм –сад на парковке, уличные библиотеки, создание районных молодежных центров)

Стоит отметить, что раннее подобная программа был реализована во всех моногородах страны. В рамках «5 шагов благоустройства» в моногородах появилось порядка 1200 проектов – 50 из них попали в сборник ТОП-лучших.

Вернуться в раздел

Изменение облика и общественной атмосферы российских городов – это федеральный проект, конечная цель которого – существенно улучшить качество социальной и культурной жизни больших и малых поселений. Еще в 2016 году была принята приоритетная программа “Формирование комфортной городской среды”, в 2017 году правительство утвердило правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета регионам на реализацию этой программы.

Улучшение качества городской среды стало одним из ключевых составляющих майского 2018 года Указа Президента России “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”. В феврале 2019 года утверждены объемы финансирования национальных проектов: на “Жилье и городскую среду” выделено более триллиона рублей.

Федеральный бюджет покроет только часть расходов – остальные средства должны найти в региональных бюджетах. Две трети выделенного на модернизацию городской среды направят на благоустройство дворовых территорий и только треть будет израсходована на модернизацию общественных пространств: парков, скверов и т. Двор из скучного места со скамейками для бабушек и песочницей с качелями для малышей должен стать интересным пространством, которое объединит в себе и зоны для релакса, спорта и активного досуга, и интересные игровые площадки для детей разных возрастов и потребностей. Кроме того, каждый двор станет доступным для маломобильных групп граждан.

Решать, как будет выглядеть обновленный двор или сквер, смогут сами граждане в тандеме с местными властями и экспертной комиссией. Такой порядок закреплен в документах. Это позволит избежать однотипности проектов реконструкции, сделать общественное пространство комфортным, и при этом учитывающим особенности и пожелания местных жителей, которые в конечном итоге и будут пользоваться этой средой. Ведь цель программы – не сделать из каждого города типовой мегаполис из стекла и бетона, а помочь регионам, сохранив свой колорит, неповторимую архитектуру, создать атмосферу комфорта и безопасности, в которой одинаково приятно жить, работать, проводить время с детьми, заниматься спортом или хобби как людям старшего возраста, так и молодежи.

“В рамках проекта по созданию комфортной городской среды сделан акцент на то, чтобы малые города России развивались, опираясь на свое культурное наследие, – поясняет генеральный директор Ассоциации организаций и специалистов в сфере развития жилищно-коммунального хозяйства и городского развития “ЖКХ и городская среда” Алексей Макрушин. – Ведь в малых городах сохранилась та частичка нашей национальной идентичности, которую уже не встретишь в большом городе. Поэтому эта культурная часть программы выходит, на мой взгляд, за рамки создания комфортной среды, а несет более широкий культурный контекст”.

Развитие комфортной городской среды – это не только благоустройство дворов, парков и скверов. В каждом городе всегда можно найти проблемное общественное пространство, например, заброшенный завод в центре города или разрушенный и давно не эксплуатирующийся порт на центральной набережной. Таких “болевых точек” много, все они разные и требуют особого подхода в “лечении”. А есть еще и трудности, связанные с природно-климатическими особенностями того или иного региона, которые время от времени дают о себе знать, осложняя жизнь города.

“Я был недавно на юге России, и там очень остро стоит вопрос расчистки русел рек, потому что весьма вероятны наводнения со значительным ущербом, – рассказывает Алексей Макрушин. – Подобные проблемы сильно отличаются в разных регионах. На Крайнем Севере или на юге – это совершенно разные сюжеты, которые как раз должны дать возможность местным властям проявить свою квалификацию и с учетом местных особенностей правильно выстроить программу развития городской среды”.

Было бы странно создавать современные общественные пространства без использования новых материалов и технологий. Они способны обеспечить не только актуальную эстетику и комфорт; их применение оказывается рационально с экономической точки зрения. Светодиодное освещение радикально экономичнее по потреблению электроэнергии. Мачты освещения, ограждения, мосты и переходы, мелкие архитектурные формы из композитных материалов легче устанавливать, они более безопасны, долговечны, их не надо красить, дешевле обслуживать.

Высокотехнологичные материалы позволяют воплощать проекты, которые раньше технически были бы нереализуемы. Например, применение пеностекольного щебня компании ICM Glass в парке Зарядье позволило без огромного количества бетона создать заглубленное в землю пространство сложной формы и сформировать над ним многометровый ландшафт со взрослыми деревьями.

В банке данных “Умных городов” Минстроя содержится более 100 рекомендуемых для внедрения технологий, среди которых есть самые инновационные. Например, такие компании РОСНАНО, как “ЭЛВИС-НеоТек”, предлагающая системы видеонаблюдения с автоматическим распознаванием людей, транспорта, потенциально опасных ситуаций, или компания “Хевел”, предлагающая солнечные панели на крыши зданий для экономии электроэнергии от сети.

Читайте также:  Пресс-центр

Первые шаги в реализации приоритетной программы “Формирование комфортной городской среды” уже сделаны. Так, за 2017 год приведено в порядок более 19 тысяч дворов, 2700 парков, из которых 220 парков – в малых городах. По словам главы Минстроя РФ Владимира Якушева, в 2018 году в рамках программы благоустроено 22 тысячи объектов. В программе участвовало более 3000 муниципалитетов, где проживает около 107 млн человек.

Рейтинг регионов по реализации приоритетного проекта “Формирование комфортной городской среды”

Калужская область2. Красноярский край3. Чеченская Республика4. Калининградская область5. Томская область6. Белгородская область7. Оренбургская область8. Рязанская область9. Курганская область10. Мурманская область

Общественные пространства нового формата помогут не просто украсить города, а сформируют новый культурный и социальный уровень жизни местных жителей, откроют новые экономические возможности и помогут горожанам еще больше полюбить свой родной город.

Стремительная урбанизация принесла горожанам не только пробки на дорогах, но и загрязнение воздуха, воды и почв. Преодолеть трудности, связанные с высокой нагрузкой на окружающую среду, поможет планирование и учет рисков. Plus-one. ru перечисляет главные проблемы городской среды и рассказывает, как их преодолеть.

Сегодня в городах живет чуть больше половины населения планеты. К 2050 году, по прогнозам ООН, там будут жить уже две трети землян. При этом все города мира занимают менее 2% поверхности планеты. Горожане потребляют гораздо больше продовольствия, бытовых товаров и природных ресурсов, чем сельские жители. Таким образом, мегаполисы вносят огромный вклад в загрязнение воздуха, воды и почв, усугубляют проблему отходов. Кроме того, разрастание городских территорий сокращает площадь сельскохозяйственных угодий и вредит биоразнообразию, приводит к изменению природных зон.

Эксперты ООН называют деятельность человека основной причиной глобального потепления. «Город, являясь точкой высокой концентрации людей, нарушает сложившиеся в природе процессы. Учитывая текущие тенденции урбанизации, воздействие человека будет только расти», — признает городской планировщик и урбанист Григорий Соломин.

Густонаселенные жилые кварталы, промышленные предприятия, сети дорог создают огромную нагрузку на окружающую среду, ухудшая городские экологические проблемы. Города, по данным ООН, потребляют 78% мировой энергии и являются источниками более 60% выбросов всех парниковых газов.

Современные города — это острова тепла, где температура воздуха выше, чем на близлежащих территориях. Феномен объясняется тем, что крупные населенные пункты плотно застроены, в них большое скопление транспортных средств, асфальтированные и гидроизолированные поверхности, такие как дороги, парковки, темные крыши, могут поглощать солнечное излучение, выделяя затем большое количество тепла. Кроме того, высокие строения блокируют воздушные потоки, что мешает городу охлаждаться. Из-за нехватки места для строительства новых зданий в мегаполисах часто сокращают площади, занятые зелеными насаждениями и водоемами, хотя именно растительность и вода охлаждают воздух.

В 2019 году американские и китайские ученые пришли к выводу, что к середине XXI века во многих мегаполисах мира остров тепла усилит эффект от изменения климата. Так, повышение температуры воздуха на 2°С означает для города потепление на 3-4°С.

Грязный воздух — главная угроза здоровью человека, сообщает Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). По подсчетам ученых, 80% жителей мегаполисов дышат загрязненным воздухом, ежегодно из-за этого умирают 7 млн человек.

Согласно рейтингу городов по качеству воздуха IQAir, самым грязным городом в мире в 2020 году был китайский Хотан. За ним следуют 13 индийских городов, в том числе Дели. В РФ самый грязный воздух — в Каменск-Шахтинском Ростовской области, Красноярске, Магнитогорске, Тольятти и Москве. В рейтинге стран с самым загрязненным воздухом Россия в 2020 году заняла 86-е место (лидируют Бангладеш, Пакистан и Индия).

Бурный рост городского населения требует строительства жилья и инфраструктуры, ускоряет развитие промышленности. По подсчетам экспертов, потребность городов в воде за последние 100 лет увеличилась в 10 раз, а в крупных мегаполисах типа Парижа, Рима, Москвы, Берлина, Нью-Йорка — более чем в 100 раз. Для нужд городов течение рек и ручьев меняют при помощи коллекторов, плотин, искусственных водохранилищ. Это нарушает режим наземного и подземного водообмена и может стать причиной обмеления или исчезновения водоемов. Кроме того, их загрязнению и исчезновению способствуют сброс неочищенных сточных вод и утилизация отходов.

По подсчетам гидрологов, в России наибольшую нагрузку испытывает Волга: в ее бассейн ежегодно сбрасывается свыше 35% от всех неочищенных стоков страны. Нарушения в управлении водоснабжением и пренебрежение санитарными нормами создают риски для здоровья людей. По данным ВОЗ, загрязненная вода может быть источником таких заболеваний, как дизентерия, брюшной тиф, гепатит А, диарея, холера и полиомиелит. Каждый год только от диареи, вызванной употреблением неочищенной питьевой воды, во всем мире умирает 485 тыс. человек.

Еще одна экологическая проблема городов — деградация почв. Земли урбанизированных территорий захламляются отходами, загрязняются химическими и радиоактивными веществами. Кроме того, бетонные и асфальтовые покрытия не пропускают воду и воздух, что негативно сказывается на качестве почв.

В Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) выяснили, что большая часть загрязняющих веществ попадает в городские почвы из-за накопления отходов и работы транспорта. Эксперты предупреждают, что такие вещества, как свинец, хром, кадмий, мышьяк или хлорорганические пестициды, представляют угрозу для здоровья человека. В Европейском агентстве по окружающей среде уверены, что отходы — как муниципальные, так и промышленные — являются причиной более трети загрязнений почв. По прогнозам Всемирного банка, из-за роста населения и урбанизации к 2050 году количество отходов на планете увеличится на 70%.

Ухудшение качества воды, воздуха и почв, сокращение зеленых насаждений, шумовое загрязнение, повышение температуры и прочие факторы приводят к деградации среды обитания многих видов растений и животных. Некоторые из них не способны адаптироваться к жизни в городе. Расширение территории урбанизированных районов на 10% может обернуться потерей 80% местных видов. Ученые предупреждают, что наибольший ущерб урбанизация принесет в регионы, где обитает множество эндемичных пресноводных рыб.

Урбанист Григорий Соломин считает, что мегаполисы могут справиться с экологическими проблемами с помощью планировочных, административных и цифровых решений.

— минимизация эффекта острова тепла: посадка деревьев, проектирование «зеленых» крыш, уменьшение площади бетонных и открытых поверхностей;

— повышение энергоэффективности и энергосбережения в зданиях и инфраструктурных объектах;

— рациональное использование городских территорий, сокращение строительства на участках, отведенных под коммуникации и инфраструктуру.

— организация раздельного сбора и сортировки мусора;

— вовлечение в оборот вторсырья;

— использование альтернативных источников энергии.

— технологии «умного города», включающие датчики, регулирующие подачу тепла, воды и электроэнергии в жилых домах, управляющие городским освещением, сигнализирующие о необходимости уборки мусора.

«Уже понятно, что человек оказывает значительное влияние на окружающую среду, поэтому говорить, что урбанизация может быть экологичной, довольно наивно. Вызывает тревогу и скорость всех изменений. Однако осведомленность может позволить нам снизить это влияние. Например, применяя планировочные, административные и цифровые решения, более тщательно оценивая воздействие на экологию любых проектов городского развития, повышая ответственность, вовлекая бизнес», — заключает эксперт.

КОНЦЕПЦИЯ 15-МИНУТНОГО ГОРОДА КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МЕГАПОЛИСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РИСКОВ

Два года назад в карельском Медвежьегорске открылся сквер по программе “Комфортная городская среда”. Местные жители встретили объект в штыки. На презентациях им показывали современный сквер с арт-объектами, детскими площадками, профессиональным озеленением. Арт-объекты оказались деревянными фигурами сомнительного вида, многие местные жители полагали, что их сделали из пней, выкорчеванных при благоустройстве. Вместо модного полимерного покрытия площадку засыпали щебнем, бордюров не поставили. В итоге многие медвежьегорцы назвали площадку халтурной.

Жители Сортавалы несколько лет назад получили небольшой сквер на набережной, также в рамках программы по комфортной среде. Предполагалось, что в сквере поставят современные беседки, а вдоль набережной пройдет тропинка. Все хорошо, но только тропинку построили по принципу дамбы и в межсезонье территорию набережной перед дамбой топит. Красивые на проектах беседки оказались не востребованы местными жителями.

Очень часто в проектах благоустройства малых городов фигурирует малый бизнес. Самые популярные идеи – открывать сувенирные лавки на набережных и кафе с открытыми террасами на пешеходных улочках. Правда, даже в туристичес-ких Выборге или Изборске домики с сувенирной продукцией работают только по выходным. Но сувенирные лавки в визуализациях присутствуют в Кеми или, например, в Великих Луках, которые, честно говоря, особого наплыва туристов и не испытывают. Опрошенные “РГ” эксперты сходятся во мнении, что многие идеи, которые предлагаются в дизайн-проектах, для малых городов просто не подходят.

Дмитрий Матвеев, руководитель крупного великолукского агрохолдинга, проблему видит в том, что генераторами идей становятся пришлые архитекторы.

– Откуда может знать архитектор или дизайнер в условном Ярославле, каковы потребности жителей Великих Лук? – недоумевает Матвеев.

Бизнесмен констатирует: в Великие Луки, где расположены мощности компании, мало кто хочет ехать, наоборот, местные жители активно мигрируют в Псков, и среда становится одним из факторов, которая делает территорию депрессивной. Бизнесмен планирует создать для жителей конкурс базовых идей по улучшению городской среды. И уже потом эти идеи Матвеев считает нужным передавать профессионалам для проработки деталей.

Елена Крылова, декан факультета дизайна и рекламы университета “Синергия”, подтверждает, что проблема отрыва дизайн-проектов от реальной жизни существует. Например, нередко для территорий, где большинство жителей – пенсионеры и люди не ездят на велосипедах, предлагают создать сеть велодорожек. Но узнавать запросы местных жителей Крылова предлагает не через конкурсы проектов среди горожан, а методом профессиональных опросов. Эта технология существует, но применяется редко, ведь главная проблема малых городов и поселков – в деньгах, которых всегда не хватает. И опросы – лишь один из пунктов, на которых чаще всего экономят.

Читайте также:  В Сулейман-Стальском районе представили проект Плана по проведению Года образования в Дагестане

– Нужно запускать программу территориального брендинга, это долгосрочные и затратные проекты, инвесторов надо привлекать на уровне местной, региональной и федеральной властей. Часто все ограничивается замкнутым кругом: герб, логотип, рынок местных мастеров, краеведческий музей, сувениры, кафешки, – отмечает Крылова и подчеркивает: уникального территориального продукта крайне мало, использование штампов в дизайне привело к тому, что для постороннего малые города становятся неотличимы друг от друга.

Использование штампов в дизайне привело к тому, что все малые города становятся неотличимы друг от друга

Есть еще одна сложность – завышенные ожидания. Программы по визуализации способны творить чудеса: депрессивный поселок после нескольких кликов по клавишам превращается в уютный населенный пункт с ровными дорогами, где везде положен асфальт, со свыжевымытыми фасадами и газонами, растущими травинка к травинке. Опытные архитекторы и дизайнеры знают, что в жизни все будет не так, но когда местные жители на общественных слушаниях видят этот проект, им кажется, что в истории поселка с ремонтом главной улицы начнется новый этап. Опрошенные “РГ” эксперты говорят, что нередко завышенные ожидания проявляют и бизнесмены, и местные чиновники. С последними сложнее всего, ведь именно они выделяют финансирование на проект. Антон Кривов, генеральный директор ландшафтно-строительной компании, говорит, что регулярно сталкивается с тем, что средств выделяется недостаточно, а сроки выполнения работ оказываются очень короткими, например, не учитываются многие факторы: погода, качество привезенных на объект растений, наличие стройматериалов. Все хотят как можно быстрее получить среду, как на картинке.

Доцент кафедры дизайна архитектурной среды СПбГАСУ Александр Демин уверен, что здесь все зависит от опыта и компетенций работников муниципалитетов.

– Опытные специалисты понимают, что не стоит испытывать какие-то амбиции при преобразовании небольшой площади. Да, она может притянуть местных жителей, возможно, территорией заинтересуется бизнес, но если в малом городе нет рабочих мест и перспектив, то какой бы красивой ни была пешеходная улица, люди будут уезжать, – констатирует Демин.

Заместитель генерального директора Фонда ДОМ. РФ Кристина Ишханова обращает внимание на то, что у дизайн-проектов в принципе нет функций по решению системных проблем малых городов, это локальные документы. Для решения глобальных вопросов существуют верхнеуровневые стратегические документы, именно на их основе впоследствии и создаются градостроительные и архитектурные проекты.

При создании комфортной среды муниципалитеты рассчитывают в первую очередь на ежегодный конкурс Минстроя, позволяющий получить гранты на финансирование проекта, а также на региональные программы. Бизнес-среда воспринимается в основном с позиции малых предпринимателей, открывающих сувенирную лавку на главной площади. Как говорит Ольга Лаврова, менеджер инвестиционно-промышленного холдинга, в нормативах не прописано участие крупных инвесторов. У холдинга есть опыт создания инновационного кластера в городе Гусеве Калининградской области. Лаврова отмечает, что при реализации проекта было налажено четкое взаимодействие с муниципальными и региональными властями, но это единичный проект. Чтобы крупные компании заинтересовались в создании комфортной среды в малых городах, по словам эксперта, важно разработать нормативную базу и предусмотреть льготы для инвесторов.

Ну а что же делать сейчас, пока нормативная база все та же, а текущая экономическая ситуация вгоняет бизнес в тоску? Архитектор Оксана Знова утверждает, что малым городам не имеет смысла ориентироваться на мегаполисы и задавать такую же планку. Обеспечить такую же среду, как в Петербурге, в поселке очень сложно. Но есть вещи, которые можно и нужно внедрять, например, современные пешеходные дорожки могут прижиться практически везде. И зачастую комфорт не требует супернавороченных идей, более того, иногда комфортную среду могут формировать и сами жители, например, благоустраивая придомовую территорию.

Эксперты говорят, что комфортную среду мало создать, за ней нужно еще и следить. Даже самый прогрессивный арт-квартал придет в упадок за три года без должного ухода. Это должны понимать как власти, так и местные жители, тем более что содержание объектов муниципального благоустройства финансируется из местного бюджета.

Тема комфортной среды для российских муниципалитетов относительно новая, не все подводные камни известны. Эксперты сходятся во мнении, что комфортная среда в малых городах необходима, но чтобы результат не разочаровывал, в этом вопросе важно в первую очередь руководствоваться здравым смыслом.

Библиографическое описание

В настоящее время особое значение для развития города приобретает формирование комфортной городской среды. Необходимость модернизации и благоустройства городского пространства обусловлена множеством причин. Сегодня комфортная городская среда предопределяет темп развития региона. Однако, существует ряд факторов, которые встают на пути формирования комфортного пространства в регионах России. В статье представлены причины, стимулирующие к формированию комфортной городской среды и факторы, препятствующие этому процессу в регионах России.

Ключевые слова: социология города, комфортная городская среда, городское пространство, урбанизация, благоустройство, общественное пространство.

Решение проблемы формирования комфортной городской среды было и остается важнейшей и наиболее приоритетной целью развития общества. Особенно актуальной эта проблема стала с ростом урбанизации. Еще не так давно оптимизация городского пространства заключалась в ослаблении их всестороннего роста, то сегодня приоритет отдается решению проблем социального и экономического характера. Исходя из этого, возрастает необходимость в исследованиях городского пространства. Особенно интересным направлением для изучения является комфортность городской среды, это обусловлено тем, что природные, экономические и социальные особенности города целесообразно изучать на масштабном примере.

Настоящие реалии экономического развития и условия рынка подразумевают конкурентные отношения во всех сферах экономики и общества. Конкуренция возникает и между городами. Сегодня можно наблюдать борьбу городов за инвестиции и туристов, однако, как отмечают эксперты, в ближайшее время объектом соперничества станут жители города. В высокоразвитом городе концентрируются профессиональные кадры, внебюджетные инвестиции, поставщики, ресурсы, информация, развивается туризм, все это положительно сказывается на экономике.

Состояние города и степень его развития зависят от жителей. Творческие, образованные, профессиональные, высококвалифицированные, талантливые люди стремятся жить в благоустроенном пространстве, поэтому важнейшим критерием привлекательности и престижности города является комфортная городская среда. Разработка программ улучшения комфорта городского пространства и их реализация дают возможность выработать наиболее подходящие потребностям населения городской ландшафт и среду, что соответствует главным тенденциям, согласно которым проводится поиск направлений оптимизации среды и хозяйственной деятельности.

Вышеперечисленные факторы препятствуют формированию комфортной городской среды в регионах России и оказывают значительное влияние на ее состояние.

Правительство РФ разработало комплексные меры, нацеленные на осуществление проекта:

  • Обязательным условием является коммуникация с гражданами. Привлечение населения к обсуждению, воплощению и контролю выполнения программ;
  • Пересмотр существующих и принятие новых стандартов улучшения городских территорий;
  • Создание системы оценки качества городского пространства;
  • Подготовка и обучение кадров по направлению «формирование комфортной городской среды» во всех регионах РФ;

Помимо приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» в РФ существует проект «Индекс качества городской среды». Проводится конкурс «Лучшая муниципальная практика» (с 2017 года), «Всероссийский конкурс по отбору лучших проектов в сфере создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях» (прошел в 2018 году), а также реализованы программы по комплексной реконструкции и благоустройству ряда крупных городов, таких как Екатеринбург, Йошкар-Ола.

Таким образом, в настоящее время тема комфортной городской среды приобретает все большую актуальность под влиянием процессов урбанизации и глобализации. Комфортное городское пространство привлекает туристов, инвестиции, высококвалифицированные кадры. Существует мнение, что качество городской среды отражает качество жизни.

Однако, во многих городах РФ возникают трудности с организацией комфортного городского пространства. Причинами этих трудностей можно считать ограниченность региональных бюджетов, отсутствие диалога между населением и властью, исторические и культурные особенности. Для выхода из сложившейся ситуации в РФ создан приоритетный федеральный проект «Формирование комфортной городской среды», направленный на обеспечение комплексного развития современной городской инфраструктуры на основе коммуникаций с горожанами, совершенствовании норм и стандартов, подготовки квалифицированных кадров, оценки качества и распространении успешного опыта.

  • Ганченко Д. Н. Комфортная городская среда: инновация или трансформация термина / Д. Н. Ганченко Ю. А. Тарзанова // Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами. — 2019. — С. 81–84.
  • Алешина Е. И. Анализ особенностей использования урбанизированной территории Рязани в целях оптимизации характеристик комфортности среды. Дис. канд. геогр. наук. / Алешина Елена Ивановна. — Рязань, 1999. — 155 с.
  • Разомасова Е. А. Комфорт как условие аттрактивности городской среды / Е. А. Разомасова // Идеи и идеалы. — 2018. — № 2 (36). — С. 16–27.
  • Лагодина Е. В. Комфортная городская средп глазами простого горожанина / Е. В. Лагодина // Северо-кавказский психологический вестник. — 2013. — № 2. — С. 9–12.
  • Петрина О. А. Комфортная городская среда: тенденции и проблемы организации / О. А. Петрина, Стадолин М. Е. //Вестник университета. — 2018. — № 6. — С. 34–38.
  • Солдатова Е. С., Созданиекомфортной городской среды — основа будущих городов / Е. С. Солдатова // Форум молодых ученых. — 2018. — № 5. — С. 279–283.
  • Ежегодное послание президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию от 01.12.2016 г. // Российская газета. − Столичный выпуск № 7 142 (274).
Читайте также:  Госуслуги костромская область официальный сайт

Основные термины (генерируются автоматически): комфортная городская среда, городское пространство, городская среда, исторический центр, регион России, РФ, Формирование, комфортное городское пространство, неэффективное использование, общественное пространство.

ГОРОДСКАЯ СРЕДА И ЖКХ

Формирование комфортной городской среды — это обо всём, что окружает нас. Дворы и подъезды, лифты, водопровод, газ и электричество. Чистая вода и водоёмы, зелёные парки и безопасные детские площадки. Красивые и удобные пространства: набережные, скверы, дворы. IT-инфраструктура, дистанционные услуги. Всё это меняется для нас!

КОНЦЕПЦИЯ 15-МИНУТНОГО ГОРОДА КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МЕГАПОЛИСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РИСКОВ

Нацпроект «Цифровая экономика»

Проект направлен на повышение конкурентоспособности российских городов, формирование эффективной системы управления городским хозяйством, создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан.

Основная цель — сделать города более комфортными для жителей, повысить индекс качества городской среды. Вдвое сократить количество городов с неблагоприятной средой. Вовлечь граждан в процесс благоустройства городов, чтобы доля активного населения составляла не менее 30%.

Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда

Этот федеральный проект отвечает за создание и применение механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда по всей стране.

Нацпроект «Жильё и городская среда»

Ключевая задача — повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения и водоподготовки с использованием перспективных технологий, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса.

Цель федерального проекта — сокращение сброса неочищенных сточных вод, расчистка участков и экологическая реабилитация водных объектов в 16 регионах, входящих в бассейн реки Волга, включая Москву и Московскую область. Всего до 2024 года будут построены или модернизированы 229 объектов очистных сооружений централизованных систем водоотведения.

Развитие городов

Уровень комфорта от проживания в городе зависит не только от наличия парков и скверов. Удобным в городе должно быть всё — от дворов и набережных до системы управления городским хозяйством. Вот инструменты и программы, которые работают на рост и развитие городов России.

Мы используем файлы Cookie, чтобы пользоваться сайтом было удобно

Минстрой ищет дополнительные средства на развитие «Умных городов»

Функциональных требований к проекту ведомство пока не представило, отмечают эксперты

КОНЦЕПЦИЯ 15-МИНУТНОГО ГОРОДА КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МЕГАПОЛИСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РИСКОВ

Минстрой ищет дополнительные средства на развитие проекта «Умный город» / Евгений Разумный / Ведомости

Согласно действующему паспорту проекта на сайте Минстроя, с 2018 до 2024 г. на него запланировано выделить 13 млрд руб. с ежегодным финансированием более чем 2 млрд руб. Стандарт «Умного города» – это рамочный документ, который определяет реализацию мероприятий, направленных на цифровую трансформацию городского хозяйства и системы управления. Первая версия данного стандарта появилась еще в 2018 г. и включала всего восемь направлений. В новом стандарте количество направлений было расширено.

«В мае мы пересмотрели стандарт «Умного города». Восемь категорий, в которых в основном была концентрация на ЖКХ, городской среде и проч. , мы увеличили до 18 разделов, в том числе добавили спорт, культуру – расширили линейку областей», – отметил руководитель департамента Минстроя по цифровому развитию Николай Парфентьев, выступая на одной из сессий форума по развитию технологий ЦИПР («Цифровая индустрия промышленной России»).

Он подчеркнул, что источники финансирования проекта всегда были ограничены, а сейчас «стали еще более ограничены». Поэтому министерство и рассматривает различные варианты привлечения средств, добавил Парфентьев. В частности, Минстрой ведет работу по федеральной программе «Комфортная городская среда», чтобы часть источников ее финансирования могла быть направлена на решение задач «Умного города», добавил он. Но пока договориться об этом не удалось, уточнил Парфентьев.

В пресс-службе Минстроя не ответили на запрос «Ведомостей».

Утвержденный в мае стандарт актуализирован «с учетом современных технологических и цифровых решений», обращает внимание президент Sitronics Group Николай Пожидаев. Новые показатели напрямую влияют на комфорт городской среды и появление нескольких уровней оценки ее качества – муниципального и регионального, говорит он. «Документ насчитывает несколько десятков тематических блоков по различным отраслям городского хозяйства – от городской среды до образования и здравоохранения. Также он затрагивает и некоторые аспекты, связанные с транспортом», – отметил Пожидаев. С учетом расширения перечня показателей цифровизации городского хозяйства в рамках стандарта очевидно, что необходимо предусмотреть увеличение финансирования, заключает эксперт.

Новый стандарт собран из целевых показателей федеральных проектов, реализуемых по всем регионам, отмечает собеседник «Ведомостей» в одной из компаний, разрабатывающих решения для умного города. Иными словами, индекс или стандарт «Умного города» – интегрированный показатель или совокупность показателей различных федеральных проектов, которые Минстрой посчитал возможным включить, добавляет он.

Стандарта, описывающего сам по себе «Умный город» и утвержденного на федеральном уровне нормативным актом, а также каких-либо функциональных и технических требований, перечня систем и подсистем пока нет, рассуждает генеральный конструктор АПК «Безопасный город» Оксана Якимюк. Из-за этого возникает путаница, отмечает эксперт: например, систем «Безопасного города» в стандарте «Умного города» нет, но в требованиях к системам «Безопасного города» учтены все интеллектуальные системы, ориентированные на управление городским хозяйством (транспорт, ЖКХ, экология). По «Безопасному городу» уже сейчас создана нормативная база, разрабатывается федеральный закон, а по «Умному городу» похожих нормативных документов пока нет, заключает Якимюк.

Подписка

  • Ежедневная
  • Еженедельная

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

Методические рекомендации

Приказ Минстроя России от 02 ноября 2021 г. №804/пр “Об утверждении методических рекомендаций по созданию условий для привлечения молодежи и добровольцев к участию в реализации мероприятий федерального проекта «ФКГС»” Лучшие практики деятельности добровольческих и молодежных объединений в сфере развития территорий 2020 Изменения в методические рекомендации по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры от 28. 2021 МАКЕТ НП Жилье и Городская среда расселение 19851-ME от 26. 2020 Разъяснения по цифровизации Итоги аудита документов на соответствие оборудования требованиям безопасности для детских игровых и спортивных площадок Руководство по использованию фирменного стиля «Жилье и городская среда» Руководство по использованию фирменного стиля «Цифровая экономика» Руководство по использованию фирменного стиля «Умный город» Исходные материалы к руководству по использованию фирменного стиля «Умный город» Руководство по использованию фирменного стиля ФП «Жилье» Стандарт вовлечения граждан в решение вопросов развития городской среды Исходные материалы к руководству по использованию фирменного стиля ФКГС Руководство по использованию фирменного стиля ФКГС Техническое задание для фото и видео-съемки обустраиваемой территории Форматы и сервисы по онлайн вовлечению жителей Сборник проектов победителей Всероссийского конкурса малых городов и исторических поселений 2018 года Лучшие практики участия добровольцев в развитии территорий Методические рекомендации по привлечению добровольцев (волонтеров) в формирование комфортной городской среды Памятка по безопасному использованию газа на коммунально-бытовые нужды для управляющих организаций Памятка по безопасному использованию газа на коммунально-бытовые нужды для государственных жилищных инспекций Положительные примеры государственно-частного партнерства в благоустройстве Справочник перспективных технологий водоподготовки и очистки воды с использованием технологий, разработанных организациями оборонно-промышленного комплекса и учетом оценки риска здоровью населения Рекомендации по организации рейтингового голосования в ходе реализации проекта «Формирование комфортной городской среды» Методика оценки конкурсных заявок участников Всероссийского конкурса малых городов и исторических поселений Концессии в ЖКХ. Лучшие практики Опросная форма-анкета для определения возможного варианта благоустройства дворовой территории. Практика Калининградской области Проект Постановления о назначении голосования по проектам благоустройства общественных территорий муниципального образования Методические рекомендации по приемке работ по капремонту Рекомендации по инвентаризации территории поселений, городских округов Основные принципы благоустройства дворовых территорий Рекомендации по организации общественного участия в реализации проектов комплексного благоустройства городской среды

КОНЦЕПЦИЯ 15-МИНУТНОГО ГОРОДА КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МЕГАПОЛИСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РИСКОВ

КОНЦЕПЦИЯ 15-МИНУТНОГО ГОРОДА КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МЕГАПОЛИСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РИСКОВ

КОНЦЕПЦИЯ 15-МИНУТНОГО ГОРОДА КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МЕГАПОЛИСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РИСКОВ

КОНЦЕПЦИЯ 15-МИНУТНОГО ГОРОДА КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МЕГАПОЛИСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РИСКОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *