Вы точно человек?

Мы точно знаем, как влияют на наше самочувствие количество сна, обстановка в квартире, рабочее расписание, и вполне естественным кажется желание корректировать их так, чтобы сделать свою жизнь комфортнее. То, что в одних городах среда более приятная для жизни, чем в других, ни для кого не секрет. Попытаемся разобраться, какие слагаемые городской среды важны для комфорта женщин и что можно взять под свой контроль.

Современная дискуссия о комфортном городе для женщин началась в 1996 году. Власти города Вены заинтересовались, почему в городских парках намного больше мальчиков, чем девочек. С этого момента и принято начинать большой разговор о городе, комфортном для обоих полов. Исследование выявило интересный момент: количество девятилетних мальчиков и девочек в парках было одинаково, но чем старше становились девочки, тем реже их там можно было встретить.

Логично предположить, что дело было в безопасности, но все оказалось немного сложнее. После того как в парках устроили площадки для волейбола и бадминтона, девочки туда вернулись. Так получилось потому, что у мальчиков и девочек разные представления о комфортном пространстве для игры: девочкам не нравится играть в футбольных «коробках» — им спокойнее, если площадка хотя бы с одной стороны открыта и они могут покинуть ее в любой момент. Кроме того, девочки больше любят играть в маленьких группах — в классики, прыгать через скакалку и так далее. Когда все играют вместе на одной площадке, то мальчики занимают центр, а девочкам совсем не остается места — и поэтому в парке для них обустроили специальные площадки.

На этом дело не закончилось: в 1999 году венское правительство выяснило, что женщины и мужчины в принципе пользуются городской средой по-разному. Тогда жителей девятого района спросили, как часто они ездят на общественном транспорте. И оказалось, что мужчины передвигаются на нем от силы дважды в день: на работу и домой. А женщины используют более сложную схему маршрутов, опирающихся на разный публичный транспорт: отвозят детей к доктору, потом отправляются на работу, покупают лекарства маме и отвозят детей домой.

Вы точно человек?

Кроме того, оказалось, что женщины, в отличие от мужчин, больше ходят пешком и чаще предпочитают городской транспорт личному. Около 60% мужчин передвигались на собственном авто, тогда как тот же процент женщин использовали общественный транспорт или ходили пешком.

Так власти решили, что хорошо бы сделать транспортную инфраструктуру более удобной именно для женщин: добавили на темных маршрутах освещенности, чтобы было не страшно возвращаться домой, спроектировали удобные перила под женский рост и так далее.

Интересно, что мужчины в том исследовании не смогли ничего придумать, чтобы сделать город удобнее, в то время как у женщин было множество предложений. Так возникли жилые комплексы, расположенные вблизи маршрутов публичного транспорта, с дворами, аптеками и детскими садами — знаменитый пилотный проект района, удобного для жизни обоих полов.

Еще одно важное исследование провели в Братиславе, оно касалось района Петржалка. В конце 1970-х его начали застраивать массовым жильем, но никаких культурных и общественных пространств в нем не планировали. И если мужчины каждый день отправлялись на работу, то женщинам просто некуда было пойти: они проводили время дома, с детьми. В результате уровень самоубийств женщин в скором времени возрос.

Вы точно человек?

Что представляет собой город для женщин

Так как же выглядит город, комфортный для женщин? Конечно, есть самые очевидные его признаки — это прежде всего количество женщин на улицах ночью и днем. Грустно, но даже в развитых странах женщины продолжают волноваться из-за того, находятся ли они на улице в безопасности.

Лондонский опрос 2012 года показал, что 43% молодых девушек подвергаются уличным приставаниям, во Франции в 2013 году каждая четвертая девушка хотя бы однажды испугалась, пока гуляла по городу, а в 2014-м каждую пятую оскорбили (по данным исследования Creating Safe Spaces in Cities for Women: A Resolution for International Women’s Day 2014). Возможно, кому-то такие оскорбления могут показаться не слишком опасными, но они вполне могут привести к тому, что, выбирая между активной социальной жизнью и перспективой остаться дома, женщина выберет второе, особенно в темное время суток. А в северных странах темнота наступает, как мы хорошо знаем, уже после четырех часов вечера.

В данный момент нет никакого рейтинга, который мог бы качественно и количественно оценить, насколько комфортен тот или иной город для женщин. Есть, конечно, рейтинг городов, безопасных для жизни женщин, где в 2017 году, по версии Thomson Reuters Foundation, Москва находится на 16-м месте. Рейтинг Thomson Reuters Foundation считает и уровень насилия, и доступность медицинских услуг, и доступ к образованию. Но этот рейтинг нельзя назвать абсолютно полным: есть, например, сугубо американский рейтинг безопасности городов в США для женщин ValuePinguin, который просчитывает процент больных раком у обоих полов, количество женщин на управляющих должностях (в том числе среди мэров и в полиции), уровень дохода и многие другие факторы. Но даже этот рейтинг не учитывает более тонкие нюансы, с которыми сталкивается в своей жизни женщина. К примеру, насколько гибким может быть рабочее расписание? Если офисная работа начинается, как правило, в девять часов, то насколько удобно отводить ребенка в школу?

Манифест городов, которые были бы комфортны для женщин, требует по крайней мере следующих шагов. На первом месте — безопасность. Лондонское исследование показало, что для того, чтобы женщины чувствовали себя в безопасности, им нужно прежде всего хорошее освещение, уход за публичными пространствами и четкий приоритет в нем пешеходов. Кроме того, женщины чувствовали себя комфортнее в хорошо просматриваемых открытых местах, где проводит время много разных людей.

Вы точно человек?

Женщинам больше нравится кататься на велосипедах, если дорожки четко отделены от проезжей полосы, что касается остального транспорта — крайне важно продумать дизайн остановок и прилегающих к ним территорий: они должны быть хорошо освещены, точно так же, как и территория вокруг них, особенно ночью. Проектируя транспорт для женщин, следует понимать, что женщина может пользоваться им вместе со своим ребенком, который с определенной вероятностью будет находиться в коляске. Насколько удобно будет подниматься с коляской в поезд, есть ли у велосипеда, который можно арендовать в городе, детское сиденье — этими вопросами рекомендует задаваться Association of Pedestrian and Bicycle Professionals.

Комфорт матерей в городе — отдельный вопрос. Где женщина может покормить своего ребенка или поменять ему пеленки? Детские комнаты в общественных пространствах — также вопрос пригодности города для проживания в нем женщин. Сколько времени нужно женщине с коляской, чтобы перейти дорогу? Рассчитан ли светофор на это время? Сколько в городе парковок, где будет удобно поставить машину так, чтобы можно было достать из нее ребенка в переносном детском кресле? Если женщина не сможет сама спустить детскую коляску по лестнице подъезда, она будет «гулять» с ребенком на балконе.

Два года назад на неформальной конференции городских инициатив «ДелайСаммит» художники, писатели и психотерапевты обсуждали тему «Как вернуться с дискотеки живой и другие секреты выживания» и сформулировали главные проблемы, с которыми сталкивается женщина в Москве: в темное время суток гулять по городу небезопасно, а с появлением детей легко оказаться в изоляции от общества.

Вы точно человек?

Что можно сделать?

Чтобы решать все эти вопросы, нужно понимать потребности женщин, для этого среди чиновников и проектировщиков городских пространств, транспорта, домов и социальных центров должно быть больше женщин. И даже если вы не стремитесь сделать карьеру в этой области, вы можете попробовать улучшить пространство вокруг себя.

Вы точно человек?

О специально оборудованных учебных кабинетах/объектах для проведения практических занятий, приспособленных объектах для проведения практических занятий

АдресНаименование специально оборудованных учебных кабинетов/объектов для проведения практических занятий, приспособленных объектах для проведения практических занятийОснащенность специально оборудованных учебных кабинетах/объектов для проведения практических занятий, приспособленных объектах для проведения практических занятийПриспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
1234
Российская Федерация, г. Севастополь, Нахимовский р-н, ул. Героев Севастополя, зд. 7Библиотека – кабинет № 109акустические системы для персональных компьютеров, персональные компьютеры и ноутбуки с доступом в интернет, имеется доступ к электронным библиотечным системам ЭБС «Лань» и образовательной платформе «Юрайт» с версиями для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих), имеется выход на Портал дистанционной поддержки образовательного процесса Филиала МГУ г. Севастополе (на базе Moodle), предназначенный для слабовидящих. находится на 1 этаже, имеются расширенные дверные проемы
Российская Федерация, г. Севастополь, Нахимовский р-н, ул. Героев Севастополя, зд. 7кабинет № 128Проектор, экран, акустические системы для персональных компьютеров, персональные компьютеры и ноутбуки с доступом в интернет, имеется доступ к электронным библиотечным системам ЭБС «Лань» и образовательной платформе «Юрайт» с версиями для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих), имеется выход на Портал дистанционной поддержки образовательного процесса Филиала МГУ г. Севастополе (на базе Moodle), предназначенный для слабовидящих. находится на 1 этаже
Российская Федерация, г. Севастополь, Нахимовский р-н, ул. Героев Севастополя, зд. 7, стр. 1аудитория для проведения учебных занятий №124акустические системы для персональных компьютеров, персональные компьютеры и ноутбуки с доступом в интернет, имеется доступ к электронным библиотечным системам ЭБС «Лань» и образовательной платформе «Юрайт» с версиями для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих), имеется выход на Портал дистанционной поддержки образовательного процесса Филиала МГУ г. Севастополе (на базе Moodle), предназначенный для слабовидящих. находится на 1 этаже, имеются расширенные дверные проемы
Российская Федерация, г. Севастополь, Нахимовский р-н, ул. Героев Севастополя, зд. 7, стр. 3Универсальный спортивный залпомещения адаптированы для обучения лиц с ОВЗ, имеющих нарушения опорно-двигательного аппаратаимеется вход на уровне земли, универсальный спортивный зал располагается на 1 этаже

О наличии приспособленных библиотек, специальных объектов спорта, условиях питания и охраны здоровья обучающихся

Наименование объектаАдрес места нахожденияПлощадь, кв. Количество местПриспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
12345
Аудитории для проведения учебных занятий №106Российская Федерация, г. Севастополь, Нахимовский р-н, ул. Героев Севастополя, зд. 781,10 кв. м42помещения адаптированы для обучения лиц с ОВЗ, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: имеется пандус, расширенные дверные проемы, вход на уровне земли, аудитории для проведения учебных занятий находятся на 1 этаже
Аудитории для проведения учебных занятий №127Российская Федерация, г. Севастополь, Нахимовский р-н, ул. Героев Севастополя, зд. 767,88 кв. м30помещения адаптированы для обучения лиц с ОВЗ, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: имеется пандус, расширенные дверные проемы, вход на уровне земли, аудитории для проведения учебных занятий находятся на 1 этаже
Аудитории для проведения учебных занятий №128Российская Федерация, г. Севастополь, Нахимовский р-н, ул. Героев Севастополя, зд. 7120,22 кв. м45помещения адаптированы для обучения лиц с ОВЗ, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: имеется пандус, расширенные дверные проемы, вход на уровне земли, аудитории для проведения учебных занятий находятся на 1 этаже
Библиотека – кабинет № 109Российская Федерация, г. Севастополь, Нахимовский р-н, ул. Героев Севастополя, зд. 7121,36 кв. м (библиотека),
68,51 кв. м (читальный зал)26помещения адаптированы для обучения лиц с ОВЗ, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: имеется пандус, располагается на 1 этаже, имеются расширенные дверные проемы
Аудитория для проведения учебных занятий №124Российская Федерация, г. Севастополь, Нахимовский р-н, ул. Героев Севастополя, зд. 7, стр. 170,79 кв. м10помещения адаптированы для обучения лиц с ОВЗ, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: имеется пандус, расширенные дверные проемы, вход на уровне земли, аудиториярасполагается на первом этаже
Универсальный спортивный залРоссийская Федерация, г. Севастополь, Нахимовский р-н, ул. Героев Севастополя, зд. 7, стр. 3640 кв. м–помещения адаптированы для обучения лиц с ОВЗ, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: имеется вход на уровне земли, универсальный спортивный зал располагается на 1 этаже. ОбщежитиеРоссийская Федерация, г. Севастополь, Нахимовский р-н, ул. Героев Севастополя, зд. 7, стр. 24595 кв. м202одна комната (2 места) на 1 этаже приспособлены для проживания инвалидов и лиц с ОВЗ: в общежитии имеется кнопка вызова для инвалидов, помещение оборудовано отдельным санузлом

В филиале МГУ в г. Севастополе созданы условия для получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

На территории Филиала имеется возможность беспрепятственного доступа специализированного автомобильного транспорта непосредственно к входу в учебно-административный и научно-лабораторный корпуса. Определены и обозначены разметкой парковочные места для инвалидов. Входы в здания учебных корпусов оборудованы широкими пандусами и расширенными дверными проемами для лиц с ОВЗ, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. На первом этаже учебного корпуса имеются широкие коридоры, безбарьерная среда и доступ в аудитории, которые могут быть использованы для проведения занятий для обучения лиц с ОВЗ, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Широкие холл и коридоры, библиотека, студенческое кафе, специально оборудованные туалетные комнаты находятся на первом этаже главного учебного корпуса и образуют доступную среду.

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В учебных классах и библиотеке Филиала, расположенных на первом этаже главного учебного корпуса, оборудовано автоматизированные рабочие места, имеющие акустические системы для персональных компьютеров, персональные компьютеры и ноутбуки с доступом в интернет, обеспечивающие доступ к электронному каталогу библиотеки Филиала, научным базам данных удаленного доступа, ресурсам Интернет.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется адаптированная версия официального сайта для слабовидящих, специальные версии электронных библиотечных систем, портала дистанционной поддержки образовательного процесса.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ

Имеется доступ к электронным библиотечным системам ЭБС «Лань» и образовательной платформе «Юрайт» с версиями для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих), имеется выход на Портал дистанционной поддержки образовательного процесса Филиала МГУ г. Севастополе (на базе Moodle), предназначенный для слабовидящих.

Технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования

Большинство электронных ресурсов Московского университета и филиала МГУ в г. Севастополе доступно для лиц с ограниченными возможностями при условии использования современных инструментальных средств увеличения, озвучивания и оптимизации просмотра и взаимодействия, предустановленных во всех современных компьютерных операционных системах. Ряд из них имеют специальные «версии для слабовидящих». При обучении инвалидов и лиц с ОВЗ используются автоматизированные рабочие места, имеющие акустические системы для персональных компьютеров, персональные компьютеры и ноутбуки с доступом в интернет, проекторы и экраны, интерактивные доски.

Условия для беспрепятственного доступа в общежитие и жилые помещения в общежитии, предназначенные для инвалидов и лиц с ОВЗ

В общежитии оборудована комната (2 места) на 1 этаже, приспособленная для проживания инвалидов и лиц с ОВЗ: в общежитии имеется кнопка вызова для инвалидов, помещение оборудовано отдельным санузлом.

В столовой Филиала имеется возможность заказать готовый обед с доставкой в главный учебный корпус и получить его здесь же на первом этаже в студенческом кафе. В столовой установлены кофейные автоматы и микроволновые печи для подогрева еды. На первом этаже учебного корпуса есть кофейный автомат и вендинг.

В целях развития инклюзивного образования в вузе между филиалом МГУ в г. Севастополе и ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. Вернадского» заключено соглашение о сотрудничестве.

Совместно с ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ КФУ разработана и подписана «дорожная карта» реализации мероприятий в рамках соглашения. В рамках сотрудничества с РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ преподаватели филиала МГУ в г. Севастополе ежегодно проходят обучение по программе «Организационные и психолого-педагогические основы инклюзивного высшего образования». Также студенты и преподаватели филиала принимают участие в программе подготовки волонтеров «Инклюзивное волонтерство в университете».

Ежегодно в филиале проводится мониторинг доступности системы инклюзивного высшего образования.

Обеспечение условий доступности информации в вузе для инвалидов и лиц с ОВЗ

Показатель№ строкиЗначениеЕдиница измерения
Соответствие официального сайта вуза требованиям представления информации на интернет-ресурсах для инвалидов и лиц с ОВЗ01дада/нет
При отсутствии обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ в вузе соблюдены требования доступности информации:02дада/нет
в том числе:
наличие и понятность навигации внутри организации (средства навигации с информацией о путях следования к помещениям (таблички, стенды и пр. )03дада/нет
дублирование звуковой и зрительной информации04дада/нет
в частности:
дублирование надписей, знаков и иной текстовой и графической информации о назначении помещений знаками, выполненными на контрастном фоне рельефно-графическим и рельефно-точечным шрифтом Брайля05нетда/нет
наличие специальных технических средств и систем, обеспечивающих восприятие информации людьми с нарушениями слуха06дада/нет
наличие альтернативной версии сайта вуза для инвалидов по зрению07дада/нет
При наличии в вузе обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ в здании/зданиях, предназначенных для реализации образовательных программ, соблюдены требования доступности информации
в том числе:
для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата08дада/нет
в частности:
наличие на официальном сайте информации о доступности организации для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и специальных условиях обучения09дада/нет
наличие и понятность навигации внутри организации (средства навигации с информацией о путях следования к учебным аудиториям и помещениям (таблички, стенды и пр. )10дада/нет
для инвалидов с нарушениями зрения:11дада/нет
в частности:
наличие на официальном сайте информации о доступности организации для инвалидов с нарушениями зрения и специальных условиях обучения12дада/нет
наличие информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях, находящихся в здании13нетда/нет
наличие систем радиоинформирования и ориентирования14дада/нет
наличие альтернативной версии сайта вуза для инвалидов по зрению15дада/нет
для инвалидов с нарушениями слуха:16нетда/нет
в частности:
наличие информационных терминалов/киосков, информационных табло типа «бегущая строка», иных устройств с текстовым выходом17дада/нет
наличие на официальном сайте информации о доступности организации для инвалидов с нарушениями слуха и специальных условиях обучения18нетда/нет
наличие световой сигнализации об эвакуации в случае чрезвычайных ситуаций19дада/нет
Размещение локальных актов вуза, регламентирующих работу с обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ, на официальном сайте20дада/нет
Размещение утвержденных паспортов доступности зданий на официальном сайте вуза21нетда/нет
Размещение утвержденного плана мероприятий (дорожной карты) по развитию инклюзивного образования на официальном сайте вуза22дада/нет
Наличие «горячей линии» по вопросам приема и обучения инвалидов и лиц с ОВЗ23дада/нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.