КОЛОРИСТИКА ГОРОДОВ-ПРИЕМНИКОВ СССР НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ДНЕПР

Книга представляет оригинальный методически выстроенный авторский труд, дающий исчерпывающее представление о цветовом феномене как явлении мировой художественной культуры. Авторами рассматривается многогранная роль цвета в создании комфортной, художественно выразительной архитектурной среды города. Опыт колористической реконструкции городов мира в конце 20-го века позволил сформулировать концепцию функционально обоснованной, информативной, эстетически полноценной колористической среды города и предложить методологию ее проектирования. Представлены содержание и последовательность проектных стадий формирования колористики города, проведен анализ цветовых решений конкретных фрагментов архитектурной среды. Предложено понятие “колористической культуры” в связи с зарождением науки о цвете, позволяющей развивать методы цветовой гармонизации и колористического формообразования в пластических искусствах и архитектурном творчестве. На примере мировых художественных течений 20 – начала 21-го века прослеживается движение к художественной абстракции в живописи и затем в скульптуре, ставшей основой архитектурного формообразования. Впервые раскрывается влияние последовательности мировых художественных течений на появление, развитие и трансформацию различных стилевых направлений архитектуры. Монография адресована архитекторам, дизайнерам, специалистам в области градостроительства, а также художникам и искусствоведам. Книга полезна также студентам архитектурных, дизайнерских и художественных вузов. Издание содержит обширный иллюстративный материал.

Что такое «городской дизайн»?

Так, словосочетание «дизайн интерьера» давно вошло в обиход, и мы все примерно представляем себе, что подразумевается в данном случае. Это не только красивое оформление, но еще и удобство пользования всем, что есть в квартире, начиная от письменного стола и заканчивая микроволновкой. Для этого все предметы интерьера должны быть расположены так, чтобы обеспечить легкую доступность всего, чем пользуешься наиболее часто, и при этом элементы интерьера должны сочетаться между собой.

Примерно по такому же принципу должен быть организован городской дизайн. Наиболее востребованные здания и сооружения должны быть в транспортной либо пешеходной доступности для всех жителей города. При этом жилые и промышленные зоны должны быть «разбавлены» парками и скверами, чтобы обеспечить нормальное качество воздуха.

Сами парки и скверы должны быть приспособлены для разных форматов массового отдыха так, чтобы тинейджеры на роликах не мешали пенсионерам, сидящим на лавочке, а катающиеся на электросамокатах не представляли опасности для родителей с детьми, направляющихся в сторону детской площадки.

В идеале, в каждой такой зоне отдыха должно найтись место для выгула и дрессировки собак, а также все необходимое для быстрой уборки продуктов жизнедеятельности домашних питомцев. В цивилизованных странах обязанность хозяина убрать за своим питомцем сама собой разумеется, а ящики с пакетами для экскрементов органично «вписаны» в городской ландшафт.

КОЛОРИСТИКА ГОРОДОВ-ПРИЕМНИКОВ СССР НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ДНЕПР

Таким образом, городской дизайн – это комплексное формирование предметно-пространственной среды города с тем, чтобы обеспечить комфортное, удобное и эстетически приятное пользование всей городской инфраструктурой и объектами. Теперь разберем подробнее основные элементы городского дизайна.

Аннотация

Cамая важная особенность современных исследований городской колористики заключается в особом векторе взгляда: не «сверху», а «изнутри», «с близкого расстояния», с позиции горожанина. Этот принцип полностью меняет привычную исследовательскую практику и требует специальных инструментов, способных зафиксировать, как на самом деле видят цвета города его обитатели, что они при этом чувствуют, как запоминают и используют особенности цветовой среды.

Библиографические ссылки

Falikman, M. , & Cole, M. (2014). “Cultural revolution” in cognitive science: from neuroplasticity to genetic mechanisms of acculturation. Cultural-historical psychology, 10(3), 4–18. Fridell Anter, K. (2000). What colour is the red house? Perceived colour of painted facades. Stockholm: Royal Institute of Technology.

Как цитировать

refereed articles – рецензируемые статьи

Ключевые слова

цвет, городская среда, колористика, архитектура, градостроительство, дизайн

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

В настоящий момент большая часть населения Земли сконцентрирована в городах на протяжении всей своей жизни. Городская среда все чаще угнетает человека, влияя физиологически и психоэмоционально на организм. Серые монотонные здания, небоскребы, автотранспорт, присутствие угловатости, линейности, все это способствует ухудшению самочувствия, внутреннему дискомфорту. Зрение человека играет основную роль в познании внешнего мира.

Цель данной работы заключается в рассмотрении влияния визуальной среды на организм человека.

Содержание большого разнообразия элементов (цветовой гаммы, кривизны линий, сгущения, разряжения, удаленности) в окружающем пространстве благоприятно влияет на зрительный механизм. Лес, горы, моря, реки и вся естественная среда относится к благоприятным.

Многие исследования показали, что на психоэмоциональную окраску влияет восприятие цвета. Взаимосвязь эмоций и цвета закономерна, объясняется это психофизическими характеристиками цвета и психофизиологической организацией человека к этим выводам пришли многие ученые. К примеру, зеленый цвет успокаивает, снимает напряжение, красный – возбуждает, активирует все функции организма, желтый – тонизирует, бодрит, а синий оказывает успокаивающее действие. Большинство цветопсихологических исследований показали, что предпочтения цвета зависят от возрастного и эмоционального состояния.

На сегодня многие зарубежные архитекторы при проектировании общественных зданий обращаются за помощью к психологам, которые помогаю им избежать проектных ошибок и в осуществлении более тонкой «настройки» здания в соответствии с его функциональностью и потребностями конечных пользователей.

Изучение данной темы в научном мире важно, так как определяет жизнеобеспечение человека. В основном в городской среде, где естественной природной среды нахватает. Для комфортной среды в городе необходимо снижение роста этажей зданий, озеленение, цветовое насыщение, правильное освещение, натуральная отделка фасадов зданий, насыщение скульптурами. Влияние человека на визуальную среду сказывается на нем самом.

Филин. Цветовая среда города как экологический фактор / В. Филин // Колористика города: мат-лы Междунар. Семинара. : 1990. -Т 1. 57-60.

Воробьев, Г. , Иванова, Е. Колористика и экология / Г. Воробьев, Е. Иванова // Колористика города: мат-лы Междунар. Семинара. , 1990. -Т II.

Колористика города

Колористика города понимается нами как целостная система множественности цвета архитектурных и природных объектов, технических сооружений, объектов городского дизайна, произве­дений искусств и других составляющих, образующая подвижное цветопространственное поле. Колористика города фиксируется тремя данными: структурой — связями и конструкцией цветовых масс, хроматическим содержа­нием — цветовой палитрой, динами­кой — мерой подвижности структуры и ее хроматического содержания в прост­ранстве и времени. Колористика города выполняет утилитарную и художествен­но-эстетическую функции. Ее формиро­вание обусловлено комплексом факто­ров и происходит в результате сочетания ее самостановления и профессионально­го управления. Связи и конструкция цветовых масс города зависят от функционально-пространственной структуры города, взаимного расположения центра, общественных, жилых и промышленных зон, от формы и функциональной наполненности улиц и площадей, характера застройки. Различается макроструктура (на уровне зон города), мезоструктура (на уровне отдельных массивов застройки, улиц и площадей) и микроструктура (на уровне зданий и сооружений) колори-стики города. Цветовая палитра колористики города зависит от природных и искусственных цветов, цвета строительных материалов, цветовой культуры жителей. Эта палитра, как правило, содержащая множество цветовых совокупностей, имеет доминирующие цвета, которые создают общий колорит цветовой среды, а также акцентные цвета, которые служат для выделения каких-либо объектов. Подвижность колористики города связана с подвижностью природной полихромии, изменениями городской среды, развитием цветовой культуры, особенностями восприятия. Колористика, как правило, гораздо динамичнее, чем объемно-пространственная выраженность несущей формы. Динамика колористики характеризуется цикличностью. Время одного цикла зависит от величины и функции цветового бассейна: существенное изменение колорита города становится заметным за несколько десятков лет, полихромия одного здания меняется один раз в несколько лет. Параллельно существуют сезонные и суточные естественные циклы временной динамики колористики. Кроме временной имеет место пространственная динамика, предполагающая изменение полихромии при восприятии в движении. Два вида динамики полихромии сосуществуют нераздельно. Утилитарная функция колористики обеспечивает указание, сигнализацию, ориентацию в пространстве города, создает оптимальные условия зрительного восприятия, позволяющие в течение длительного времени поддерживать высокую работоспособность глаза, вызывать психологические реакции, лежащие в основе устойчивых положительных эмоций. Художественно-эстетическая функция колористики состоит в том, чтобы вызвать у жителей города эстетические переживания, на основе которых возникают запоминающиеся художественные образы городской среды. Такие возможности возникают как результат наследования колористикой основ природного и традиций архитектурного многоцветия, а также обогащения новыми хроматическими ценностями. Они возникают в результате соответствия цветовой интерпретации городской среды существу социально-пространственных процессов, происходящих в городе, и художественно-эстетических тенденций в обществе. Колористика города обусловливается четырьмя факторами: природно-климатическими условиями, структурой города, исторической архитектурной полихромией и цветовой культурой общества. Целесообразно рассматривать совокупность факторов как целостность, вызывающую колористику определенного звучания и динамичности. Значение каждого фактора для формирования колористики конкретного города определяет степень его влияния. Именно это обстоятельство гарантирует появление в каждом городе неповторимой колористики. Географические условия каждого определенного места, как и основные биопсихологические свойства человека, практически стабильны, что позволяет установить с достаточной степенью достоверности параметры цветового комфорта. При этом мы стремимся сохранить ценное исторически сложившееся наследие и как его часть колористическое наследие. На фоне этой стабильности социально-культурные факторы постоянно претерпевают изменения. Воздействие различных по своей изменяемости факторов сказывается на динамике колористики. Цветовая среда города также воздействует на окружение: снижает или повышает ценность природной полихромии, нейтрализует или активизирует социально-культурные процессы, зрительно затушевывает или выявляет материально-пространственную основу города, тормозит процесс художественного освоения городского пространства или способствует ему. Колористика города имеет свои специфические черты. Пестрота или монотонность раздражают человека как полярные состояния цветовой среды. Экономность цветовых средств — достижение высшего эффекта колорита меньшим числом цветов. Автономность колористики элемента и целого состоит в реализации ее функций в пространственно-временной непрерывности цветового бассейна города от районов и кварталов вплоть до интерьера жилой группы. Как отмечалось, колористика более подвижна, чем структура несущей формы. Это вызвано динамикой социально-культурных процессов, выражающихся в цвете. Поэтому колористика в известной степени способна побудить градостроительную форму к преобразованию в желательном направлении, «построить» цветом будущие объемно-пространственные композиции.

Предмет изучения: цветовые решения засторойки городов СССР

Цель: изучение колористики городов СССР в формировании комфортной и эстетически полноценной среды

Задача: изучить влияние цвета на создание единого всесоюзного ансамбля городов СССР, выявить недостатки и достоинства колористических приѐмов советских архитекторов в сегодняшних реалиях.

Так как архитектура призвана создавать пространство вокруг нас, она так же влияет и на психику людей своей формой и цветом. « Советские» натуральные цвета были неким психологическим влиянием на граждан, создающие иллюзию стабильности и нерушимости Советского союза. Яркие «живые» цвета впоследствии имели лишь дореволюционные постройки.

Советские архитекторы создали свой уникальный вариант архиетктурно-стилистической вариации классического стиля. Полихромия выполняет художественно-экономическую миссию, объединяя города в составе страны в единое целое. В печати часто звучит мнение ведущих зодчих о том, что одним из существенных элементов оформления города является плановая окраска в определенных тонах, которые отражают энтузиазм и пафос социалистического строительства. Стилевая направленность строительства способствовала возврещению полихромии к регулярности , но в то же время , она увеличила количество серо-охристых оттенков в городах союза. Цветовой язык классицизма, проецируемый на новую советскую эпоху , не мог отразить социальные перемены бушующие в обществе того времени. Неужели яркие цвета не могли бы это все отобразить? Но высшее руководство рассудило по своему.

Некоторая активизация полихромии началась во времена массового жилого строительства в конце 50-х. Рождается несколько приемов цветовых решений построек: цветные торцы, попанельная раскраска в различном порядке, подчеркивание различных частей фасадов здания. Но и это не могло помочь создать единый цветовой образ города, поскольку данные цветы быстро выгорали на солнце , « линяли» и теряли свою привлекательность , тем самым создавая раздражение в среде народных масс.

В эволюции архитектурной полихромии мы обнаруживаем три этапа:

Первый этап. Пассивная полихромия. Цвет в архитектуре выступает как свойство материала, непреднамеренный результат строительства.

Второй этап. Зарождение активной полихромии. Задуманная архитектором постройка реализуется в основном с помощью локальных и легкодоступных естественных материалов.

Третий этап. Активная полихромия. Увеличение объемов строительства и недостаток естественных материалов приводят к доминированию материалов искусственных, требующей различной цветовой обратотки. Полихромия имитирует природный естественный материал, а затем порывает с ним, приобретает композиционную состоятельность и становится средством формирования архитектурно-пространственной среды.

Невероятно важны факторы, под воздействием которых, формировалось «цветовое лицо» города:

В общей сумме эти факторы « сыграли на руку» естественным природным цветам , так как полихромия природы СНГ является достаточно насыщенной и яркие цвета , примененные в обилии, могли бы вызвать депрессию и различные психологические заболевания, так как глаза человека практически не отдыхали в такой цветовой среде. Используя блеклые спокойные тона, власти СССР пытались создать максимально приемлемые условия для проживания и нормального ведения жизни различных слоев населения. Но в то же время, быстрое выгорание блеклых цветов в грязно-серые создавал в городах гнетущую атмосферу , что особенно тяжело было переносить в зимний период.

Так же важным фактором описания полихромии города является его влияние на психо-эмоциональное состояние человека. Многочисленные психологические и социологические исследования на эту тему дают в целом единообразную картину. С одной стороны, эмоциональное воздействие цветов обусловлено свойствами универсальных объектов (голубое небо, красная кровь, желтое солнце, зеленая трава и др. ), с другой стороны — влиянием культуры, и неважно, осознаем мы ее влияние или нет. Кроме того, что цвет имеет определенное значение в психологии, он наделен еще некоторыми способностями:

создает холодную или теплую среду;

вызывает психологическую реакцию;

подчеркивает настроение, качество, чувство;

отражает времена года;

обладает физиологическими последствиями в виде отрицательных или положительных оптических раздражителей;

взывает к чувствам: придает объемность предметам и среде;

прикасается к ощущениям, например через приятный внешний вид, приносит визуальное удовлетворение или отталкивает.

Таким образом , полихромия СССР была призвана создавать определѐнный психологический настрой жителям отечественных городов.

Отсутствие должной материальной базы, вызванное последствиями революции, разрушениями после войны , Постановлением № 1871 ЦК КПСССМ СССРот 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» минимизировало затраты на возведение различных архитектурных ансамблей. Таким образом, архитекторы использовали в своих произведениях большей частью натуральные краски кирпича, метала, бетона. Обилие «советского» светло-бежевого оттенка, который мы наблюдаем повсеместно в Днепре, все так же использовался с целью экономии. С начального курса физики всем известно, что чем светлее оттенок краски, наносимой на фасад здания, тем меньше она выгорает на солнце, то есть, это прямая экономия, которая связана с меньшим расходом материалов на строительство и последующую реконструкцию города.

Ярким примером может служить реконструкция проспекта Яворницкого в Днепре, где фасады зданий повторно окрасили в оттенки от светло-желтого до бежевого. Стоит ли говорить что смысл этой затеи теряется из-за пыли которая оседает на фасады и превращает светлые и легкие дома в серые и унылые.

Таким образом, советские зодчие нашли максимально выгодный для государства вариант типового окрашивания в натуральные цвета, которые одновременно были экономичными и создавали определенный психологический настрой.

На сегодняшний день архитектура развивается как отдельный живой организм, который подпитывается ежедневными научными открытиями в виде новых строительных материалов и покрытий. Должны ли мы слепо следовать традиции советских архитекторов и покрывать фасады построек все тем же дедовским светло-бежевым, либо вносить в города яркие цветовые акценты, которые создают вместе с новыми архитектурными конструкциями «лицо» города, превращая его из избитого советского прошлого в отдельный яркий и запоминающийся город?

Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года №1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве»

В данной работе раскрывается понятие цветовой гармонии города, определяются проблемы, связанные с цветовым оформлением зданий в центре Днепропетровска, изучается эволюция цвета в различные исторические периоды города и предлагаются рекомендации по улучшению колористической гармонии центральной части города Днепропетровска

Ключевые слова: колористическая гармония, цвет, городская среда, интегрирование, цветовосприятие.

В данной работе раскрывается понятие цветовой гармонии города, определяются проблемы, связанные с цветовым оформлением зданий в центре Днепропетровска, изучается эволюция цвета в различные исторические периоды города и предлагаются рекомендации по улучшению колористической гармонии центральной части города.

Цель: раскрыть понятие цветовой гармонии города и определить актуальность данного вопроса. Рассмотреть роль и функции цвета в городском пространстве. Проанализировать архитектуру центра города Днепропетровска с точки зрения колористики и сформулировать проблемы, связанные с применением цвета в городской среде.

Объект исследования: визуальная колористическая среда города.

Предмет исследования: архитектура центра города Днепропетровска.

Актуальность. 21 век – век инноваций и прогресса, но, не смотря на это, урбанизация оказывает и негативное влияние: появляются объекты градостроительства, которые не всегда гармоничны, сомасштабны друг другу и колористически не увязаны с элементами окружающей среды, вследствие чего цветовой образ города формируется беспорядочно. При этом разрушается целостность его восприятия, появляется определенная дробность в архитектонике городской среды. В настоящее время отсутствует комплексный взгляд на проблемы, связанные с колористической гармонией городской среды. Именно вопросу колористики здания следует уделять первостепенное значение при решении оформления его внешнего вида, ведь именно методы и средства колористики способствуют четкому и скоординированному проектированию городской среды. ( рис

Колористическая проблематика центра города Днепропетровска

На сегодняшний день та искусственная среда обитания, которую создал человек, не всегда является для него комфортной в плане колористических решений. В процессе исследования визуальной колористической среды центра Днепропетровска были выявлены следующие проблемы:

  • несоответствие исторической преемственности: исчезновение первоначальных колоритов, которые были утеряны в течении времени; Мы забыли, что уникальность каждого города неразрывно связано с его историей.
  • отсутствие цветовых контактов с природным окружением;
  • фасады зданий постепенно утрачивают цветовую палитру, тем самым разрушая уже существующий городской пейзаж.
  • доминирующая колористика рекламы и вывесок, и хаотичное ее размещение, что часто мешает ее объективному восприятию.

Все эти проблемы негативно сказываются на общем цветовом облике города и отражаются на психоэмоциональном состоянии его жителей, а также могут создать неправильное восприятие цветового единства в архитектуре. Чтобы избежать цветового нагромождения, эстетического беспорядка, выбор цвета должен основываться на принципах колористической гармонии, которая включает в себя раздел знаний о цветовой культуре и цветовых предпочтениях.

Колористика – это наука о цвете, которая включает в себя раздел знаний о цветовой культуре, цветовой гармонии, цветовых предпочтениях людей. Целостную систему, которая представляет собой определенное сочетание цветов с учетом всех их основных характеристик, образуя при этом органичное целое, называют колористической гармонией города. (рис

Колористика города, его роль и функции

Ранее уже предпринимались попытки разрешить проблему колористики в городском пространстве. Например, большой вклад в теорию и практику колористики города внес архитектор А. Ефимов, в его труде «Колористика города» излагается концепция формирования цвета в городе. Архитектор Н. Соловьев в своих трудах

рассматривает возможные приемы его применения.

Сегодня цвет является обязательным атрибутом предметно-пространственной среды, одиним из элементов архитектурно-градостроительной формы. Его рассматривают как основу для формирования окружающего пейзажа пространства и повышения качества жизни горожан.

С помощью цвета можно придать городскому пространству определенную стилевую направленность, объединить разностилевые постройки, создать цветовые акценты, организовать целостный образ городской среды. Поэтому вопрос цвета становится одним из определяющих в современном городе.

Функции цвета в современной архитектуре подразделяются на 3 основные: ориентации в пространстве и времени, обеспечение психофизиологического комфорта и создание единого колористического образа.

Определение колористической идеи города

Известный французский архитектор-колорист Мишель Клер отметил: « Цвет должен являться частью политики градостроительства ». В градостроительстве существует определенный порядок действий при выбора цвета здания, которые необходимо соблюдать для его лучшей интеграции в городскую среду. (рис

На первом этапе необходимо внимательно изучить морфологию города, определить конуры пространств, которые образовывают город, их структуру. Также изучить исторически ценную архитектурную застройку города. Результатом этого этапа явяется создание хроматической карты города.

Подробная разработка генерального плана города. На этом этапе необходимо детально рассмотреть кварталы, выработать колористические схемы города и определить главную колористическую идею каждого конкретного района.

Определение хроматических гармоний архитектуры.

Определение колористического решения архитектуры центральной части города и жилых кварталов. Разработка цветовых палитр для фасадов общественных зданий и частных домов.

Чтобы правильно осуществлять работу с этими четырьмя этапами, в первую очередь необходимо тщательно проанализировать историческую полихромию города и цветовые предпочтения жителей. Каждый город, каждый регион имеет свой цвет, определяющий его уникальность и неповторимость. Каждая историческая эпоха представляет собой определенную палитру цветов. Конечно, Днепропетровск имеет свою хроматическую эволюцию и свои собственные цветовые особенности. В начале XX-ого века использовалась палитра пастельных оттенков, где охра была доминантой. Ахроматические цвета становится отличительной чертой этой эпохи. В течение последующих 20-30 лет, конструктивисты не только использовали серые оттенки, но и пытались выработать единую хроматическую палитру. Советская архитектура возобновляет эстетику охровой палитры. Массовое строительство 60-80 годов недооценивает цвет, (но, несмотря на это, профессиональные подходы по созданию единой хроматической городской среды все же появляются на рубеже XX- XXI веков. ) Таким образом палитра пастельных оттенков, включающая в себя такие цвета, как желтый, зеленый, коричневый, розовый, серый и бордовый становится официальной, архитекторы предполагают, что хроматическая гамма позволит создать стилистическое единство в строительстве. После войны, палитра немного изменятеся, становясь более сдержанной, но все так же с использованием серого и охры. Новые строения не вносят новых цветов в колористическую палитру города. (рис

Следует также отметить, что цвета влияют на психоэмоциональное состояние людей. Каждый имеет личное виденье и восприятие того или иного цвета, и соответственно по-разному на него реагирует, то есть выбор цвета остается субъективным и зависят от вкуса индивида. Многочисленные исследования подтверждают влияние цвета на наше настроение и поведение. Наша среда может быть различной по настроению и цвета принимают в этом непосредственное участие. Использованные цвета могут усилить возбуждение, или же напротив способствовать успокоению. Благодаря цвету существует также возможность изменять пропорции здания. Светлые оттенки зачастую воспринимаются ближе, чем темные. Светлые элементы на темном фасаде кажутся шире, чем такие же темные на светлом фасаде. Необходимо принимать во внимание все эти знания при планировании и организации пространства города. (рис

Заключительным этапом моей работы является разработка рекомендаций по улучшению цветового палитры центра города Днепропетровска. Исходя из проведенного анализа, можно сделать следующие предложения:

  • необходимо считаться с законами цветовой гармонии;
  • составляя генеральный план города необходимо анализировать градострительное месторасположение того или иного объекта и следовать единым , выработанным раннее, принципам колористической гармонии.
  • при создании колористической карты использовать принцип «от общего к частному»;
  • создать единый стиль для малых архитектурных форм;
  • использовать опыт прошлого, сохраняя культурное богатство Днепропетровска;
  • применять местные материалы, отдавая предпочтение оттенкам, которые гармоничны с окружающей средой;
  • учитывать пожелания и предпочтения жителей;
  • необходимо уменьшить количество рекламы в историческом центре города;
  • подумать о введении новых колоритов, чтобы освежить городской пейзаж.

На сегодняшний день существует проблема гармонизации и упорядочения колористического решения культурного центра города Днепропетровска. Необходимо создать благоприятную, гармоничную обстановку в городе для улучшения качества жизни горожан. Цвета зданий должны вызвать положительные эмоции и образовывать единое цветовое равновесие.

Урок 5. Городской дизайн

За предыдущие четыре урока вы узнали достаточно много о застройке городов и планировании городского пространства, транспортных коммуникациях и городской среде, разобрались, что такое «умный город» и новый урбанизм.

И уже наверняка поняли, что все это должно быть как-то оформлено, чтобы подчеркнуть функциональное значение и обеспечить комфорт использования. Вот это самое оформление как раз и есть городской дизайн. В сегодняшнем уроке мы разберем, что входит в это понятие.

Цель урока: разобраться, что такое городской дизайн, понять, из чего он складывается и каковы его основные элементы. Пройдя данный урок, вы получите представление о том, как решаются задачи городского дизайна, наружной рекламы, освещения и озеленения в разных городах и странах, и, возможно, найдете способ позаимствовать что-либо для своего города, в котором вы живете.

  • Что такое «городской дизайн»?
  • Городское освещение
  • Фасады зданий и колористика городов
  • Озеленение города
  • Проверочный тест

Итак, перейдем к уроку, и для начала разберемся, что входит в понятие «городской дизайн».

Городское освещение

Чтобы оценить всю красоту городского пространства, его нужно увидеть. А чтобы точно увидеть и внимательно рассмотреть дома, здания, мосты, торговые центры, парки, скверы и прочее, это все должно быть хорошо освещено.

При разработке правил и стандартов учитывается все вплоть до яркости неба и угла солнца над горизонтом, отражающей способности дорожного полотна, а также контрастности объекта и загруженности той или иной зоны. Так, для освещения магистральных дорог общегородского значения применяются классы освещения от А1 до А4, для дорог районного значения – классы Б1 и Б2, для улиц местного значения – классы В1-В3.

Пешеходные зоны, площадки перед входом в торговые центры и другие объекты массового посещения, аллеи, парки, скверы, внутриквартальные проезды распределены по классам от П1 до П6 в зависимости от расположения и загруженности объекта.

Регламентирующие документы содержат множество формул, по которым производится расчет с учетом всех параметров, влияющих на освещенность. Основная суть в том, что объекты должны быть достаточно хорошо различимы в любое время суток.

Для Российской Федерации, где заметная часть территории находится за полярным кругом, да и в средней полосе зимой в 16 часов уже абсолютно темно, наружное освещение городов является актуальной темой. При этом важно соблюсти баланс.

Так, на улицах не должно быть темно, однако при этом освещение не должно быть настолько избыточным, чтобы «слепить» людей и машины на улицах, «бить» в окна вторых этажей так, чтобы не спасали даже плотные шторы, и, в принципе, доставлять какой-либо дискомфорт жителям и гостям города.

Будучи элементом городского дизайна, уличное освещение должно отвечать определенным эстетическим и функциональным требованиям, таким как высота опор, мощность излучения, способ подвода электроэнергии, тип лампы, форма и цвет светового прибора.

Кроме того, светильники должны иметь определенный класс защиты от влаги, пыли, мелких твердых частиц. Для улиц нужен класс защиты не ниже IP44, для осветительных приборов, находящихся возле фонтанов и прочих водоемов, – не ниже IP54. А в городах с очень влажным и дождливым климатом используются световые приборы с классом защиты IP65.

А вот в Объединенных Арабских Эмиратах на уличном освещении не экономят совсем. Там можно увидеть потрясающее разнообразие используемых световых приборов и подсветок домов, зданий, отелей, мечетей. Наилучший способ оценить все это великолепие – увидеть ночной Дубай из иллюминатора самолета:

КОЛОРИСТИКА ГОРОДОВ-ПРИЕМНИКОВ СССР НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ДНЕПР

В России «видовое разнообразие» уличного освещения тоже достаточно велико, хотя до такой роскоши пока не дотягивает даже в столице. Под каждый вид предусмотрены свои разновидности световых приборов.

Виды уличного освещения:

  • Ландшафтное – сады, парки, скверы, придомовые территории.
  • Фасадное – подсветка входа и наиболее значимых элементов декора на фасаде.
  • Архитектурное – для светового оформления памятников, скульптур и скульптурных групп, объектов исторического значения.
  • Дорожное и тротуарное – освещение проезжей части, остановок транспорта, пешеходной зоны, стоянок, парковок.
  • Специальное – освещение охраняемых объектов по периметру, подсветка запасных и аварийных выходов, пунктов пропуска на объект.

Для каждого вида уличного освещения применяют определенные разновидности светильников. Например, стандартные торшерные, настенные, подвесные, встраиваемые в асфальтное покрытие, в виде невысоких столбиков и т. При определенной доле креатива наружное освещение может стать элементом рекламы бренда, как это сделали в McDonald’s:

КОЛОРИСТИКА ГОРОДОВ-ПРИЕМНИКОВ СССР НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ДНЕПР

и в агентстве Law & Order:

КОЛОРИСТИКА ГОРОДОВ-ПРИЕМНИКОВ СССР НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ДНЕПР

Уличная реклама

  • Щиты.
  • Стенды.
  • Электронные табло.
  • Перетяжки.
  • Строительные сетки.
  • Проекционное оборудование.
  • Стены и крыши зданий.
  • Остановки общественного транспорта.
  • Воздушные шары.
  • Аэростаты.

КОЛОРИСТИКА ГОРОДОВ-ПРИЕМНИКОВ СССР НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ДНЕПР

Разумеется, рекламная индустрия не стоит на месте, и в мире можно найти намного более сложные рекламные конструкции, которые было бы сложно «вписать» в приведенный выше перечень. Например, огромная 3D-кошка, ставшая достопримечательностью Токио:

Сама по себе кошка ничего не рекламирует, однако рекламодатели активно пользуются самим фактом «захвата» внимания и размещают свою рекламу на этом же билборде, чередуя изображение кошки и показ рекламы.

Рекламодатели могут превратить уличную рекламу в самое настоящее шоу с участием зрителей, как это сделали производители питьевой воды в Марселе (Франция). Там световое шоу с мужским стриптизом транслируется на стену одного из исторических зданий, а электроэнергию для световой проекции вырабатывают сами зрители с помощью велотренажеров, из которых сделали велогенераторы электроэнергии:

По окончании сеанса мужского стриптиза восторженным зрительницам сообщают, что они сожгли 2 тысячи калорий, просто крутя педали велогенератора во время светового шоу.

КОЛОРИСТИКА ГОРОДОВ-ПРИЕМНИКОВ СССР НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ДНЕПР

Впрочем, оригинальную наружную рекламу можно создать и с меньшими затратами, по-новому переосмыслив традиционные рекламоносители, как это сделали производители краски натуральных оттенков:

КОЛОРИСТИКА ГОРОДОВ-ПРИЕМНИКОВ СССР НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ДНЕПР

и клейкой ленты:

КОЛОРИСТИКА ГОРОДОВ-ПРИЕМНИКОВ СССР НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ДНЕПР

Можно еще и сэкономить на материалах, вырезав из рекламного щита «лишнее» по примеру производителей краски для волос:

КОЛОРИСТИКА ГОРОДОВ-ПРИЕМНИКОВ СССР НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ДНЕПР

и автомобильной сигнализации:

КОЛОРИСТИКА ГОРОДОВ-ПРИЕМНИКОВ СССР НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ДНЕПР

Можно пойти и другим путем, слегка дополнив традиционную рекламную конструкцию буквально одним элементом, как это сделали дилеры лекарства от диареи:

КОЛОРИСТИКА ГОРОДОВ-ПРИЕМНИКОВ СССР НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ДНЕПР

и строительного инструмента:

КОЛОРИСТИКА ГОРОДОВ-ПРИЕМНИКОВ СССР НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ДНЕПР

а также стирального порошка:

КОЛОРИСТИКА ГОРОДОВ-ПРИЕМНИКОВ СССР НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ДНЕПР

А еще можно превратить в рекламу обычный жилой дом, раскрасив балконы разными цветами, как это сделала IKEA:

КОЛОРИСТИКА ГОРОДОВ-ПРИЕМНИКОВ СССР НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ДНЕПР

Как вариант, можно сделать рекламу в виде граффити там, где это не нарушает эстетику городского пространства:

КОЛОРИСТИКА ГОРОДОВ-ПРИЕМНИКОВ СССР НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ДНЕПР

Заметим, что цветовое оформление зданий и сооружений тоже является элементом городского дизайна. И поговорим об этом подробнее.

Фасады зданий и колористика городов

Чтобы дома и прочие строения органично «вписались» в городское пространство, они должны сочетаться по цвету и стилю. В Российской Федерации балансодержатели зданий должны иметь так называемый «колористический паспорт здания» или «Паспорт колористического решения».

Наличие колористического паспорта подтверждает, что наружный цвет фасада соответствует нормативным документам, утвержденным местной властью. Ввиду того, что российские города весьма разнообразны по возрасту, специализации, оформлению и расположению, единые рекомендации для всех городов от Сочи до Воркуты разработать попросту невозможно. Поэтому колористика городов – это прерогатива местной власти.

Практика регламентации цвета фасада в странах постсоветского пространства зародилась в 90-е годы прошлого столетия после развала СССР. В Советском Союзе жители наблюдали «50 оттенков серого российских городов», а всевозможные СНиПы и СанПиНы регламентировали лишь внутреннее окрашивание помещений в зданиях общественного назначения.

Так, можно встретить рекомендацию по окраске стен и потолка в школьных спортзалах такой краской, которая не будет сохранять следы от попадания мяча. Что же касается наружного цветового оформления, в те годы ограничивались нанесением штукатурки, которая, в зависимости от марки, качества и способа разведения, могла приобретать какой-либо оттенок серого.

Исключение составляли разве что школы и детские сады, где в штукатурку добавляли краситель, обычно тот, который был на складе. Уточним, что в СССР были плановая экономика и централизованное снабжение бюджетных учреждений всем необходимым из числа доступного. Для зданий детских садиков концентрация красителя была выше, а цвет ярче, школьные строения выполнялись в более сдержанной цветовой гамме.

В целом, мировая практика регулирования цветового оформления фасадов берет начало в 17-18 веках, когда города начали активно расширяться и разрастаться. Тогда на повестку дня встал вопрос, как обеспечить разнообразие и при этом гармонизировать разнообразное цветовое оформление жилых домов, лавок, магазинок, пабов, мастерских и прочих построек.

В основном, регламентирующие документы ориентировались на уже сложившиеся традиции. Так, в жарких южных странах часто окрашивали дома в белый, синий или голубой цвет. Эти цвета лучше отражают солнечные лучи, поэтому такое здание меньше нагревается. Кроме того, белила отпугивают насекомых и являются профилактикой того, что в доме заведутся москиты, скорпионы и прочая нечисть.

В странах Средиземноморья есть целые города, где дома окрашены в синий, белый или бело-голубой цвет. Это, например, Бодрум в Турции:

КОЛОРИСТИКА ГОРОДОВ-ПРИЕМНИКОВ СССР НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ДНЕПР

«бело-голубой город» Сиди-бу-Саид в Тунисе:

КОЛОРИСТИКА ГОРОДОВ-ПРИЕМНИКОВ СССР НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ДНЕПР

а еще Хускар в Испании:

КОЛОРИСТИКА ГОРОДОВ-ПРИЕМНИКОВ СССР НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ДНЕПР

и Санторини в Греции:

КОЛОРИСТИКА ГОРОДОВ-ПРИЕМНИКОВ СССР НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ДНЕПР

Хотя, можно встретить и другие объяснения подобных цветовых решений. Например, будто бы в Шавене в Мрокко стали красить дома в небесно-синий цвет для того, чтобы быть «ближе к небу», а следовательно, и ближе к Богу:

КОЛОРИСТИКА ГОРОДОВ-ПРИЕМНИКОВ СССР НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ДНЕПР

В северных странах с большим количеством пасмурных дней в году традиционно отдавали предпочтения ярким цветам фасадов. Примером могут служить яркие дома Хельсинки:

КОЛОРИСТИКА ГОРОДОВ-ПРИЕМНИКОВ СССР НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ДНЕПР

КОЛОРИСТИКА ГОРОДОВ-ПРИЕМНИКОВ СССР НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ДНЕПР

КОЛОРИСТИКА ГОРОДОВ-ПРИЕМНИКОВ СССР НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ДНЕПР

или кирпично-желтые улицы Эдинбурга:

КОЛОРИСТИКА ГОРОДОВ-ПРИЕМНИКОВ СССР НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ДНЕПР

А вот что поможет защитить памятники архитектуры и город в целом от вредного воздействия окружающей среды, так это зеленые насаждения.

Озеленение города

Здесь содержатся общие предписания наподобие «сохранять естественное озеленение или создавать озелененные поверхности, приближенные к естественным, на дворовых территориях, вблизи фасадов домов». А также запреты высадки, к примеру, «женских экземпляров тополей и шелковиц, засоряющих территорию и воздух во время плодоношения».

Ввиду природно-климатического разнообразия территории России, единых для всех рекомендаций чего и сколько сажать не может быть в принципе. Правила озеленения и благоустройства принимаются на местном уровне, а минимально допустимой нормой озеленения считается 5 квадратных метров зеленых насаждений так называемого «общего пользования» на человека.

КОЛОРИСТИКА ГОРОДОВ-ПРИЕМНИКОВ СССР НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ДНЕПР

Впрочем, примеры успешного озеленения городов-миллионников существуют. Так, город Куритиба (Бразилия) с населением почти 2 миллиона человек претендует на статус самого зеленого и экологически благополучного в мире.

Сэкономить место для высадки многочисленных парков и скверов удалось, «пересадив» почти 80% населения с личных авто на общественный транспорт. Причем в Куритибе это, в основном, электротранспорт. Таким образом, потребность в гаражах, парковках и стоянках заметно снизилась, и освободившиеся площади засадили деревьями и кустарниками. А практически полное отсутствие автотранспорта избавляет город от выхлопных газов и загрязнения, что делает его экологически благополучным.

Кроме того, город освободил значительную часть площадей, избавившись от мусорных свалок, коих в 70-е годы прошлого столетия было превеликое множество. Граждан мотивировали к раздельному сбору мусора и биологических отходов выдачей бесплатных билетов на общественный транспорт и пластиковых карточек, которые можно обменять на наборы овощей и фруктов.

Завершая тему городского дизайна, обратим ваше внимание, что тема озеленения городов всегда обсуждается в контексте благоустройства, которое невозможно без личной заинтересованности и участия горожан. И в целом городской дизайн в понимании комфортной и функциональной предметно-пространственной среды теряет смысл, если всюду будут горы мусора и разбитые дороги.

Яму на дороге можно было купить за 50 евро, а в обмен горожане получили возможность «увековечиться» в истории Нидерциммерна. Для всех были изготовлены именные таблички участников акции с тем, чтобы в ходе ремонта «вмонтировать» их в дорожное полотно:

КОЛОРИСТИКА ГОРОДОВ-ПРИЕМНИКОВ СССР НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ДНЕПР

Итак, времена меняются, меняются традиции и наполнение понятия «городской дизайн». Сегодня недостаточно просто построить дом и посадить дерево. Нужно еще получить землеотвод, согласовать проект и другие документы на дом, в том числе колористический паспорт, и получить разрешение на высадку конкретного вида дерева в конкретном месте.

Хорошо это или плохо? В любом случае, при нынешних темпах роста городского населения в мире определенное внешнее регулирование необходимо. Поэтому важно понимать, что такое городской дизайн, из чего он складывается и каковы его основные элементы. А чтобы убедиться, что вы разобрались в теме, рекомендуем пройти проверочный тест.

Тест на усвоение материала урока

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Далее обсудим типы жилых домов и специфику управления жилым фондом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *