Когда сами стены учат

Как складываются наши впечатления о пространствах? Какими способами люди могут формировать среду для различных целей? Научно-учебная лаборатория исследований мультисенсорного опыта пользователя городской среды UME Lab ФГРР и Высшая школа урбанистики имени А. Высоковского запускают лекторий «Городские среды», посвященный восприятию и развитию городского пространства.

Когда сами стены учат

Городская среда — будь то небольшие поселения, промышленные центры или мегаполисы — является постоянным фоном деятельности горожан, важным актором в их жизни и вечной спутницей в дороге. Различные пространства привлекают или отталкивают людей и формируют их впечатления о месте, ощущения и ход мыслей.

Каждую среду с 10 ноября до 22 декабря исследователи, архитекторы и дизайнеры будут рассказывать о различных аспектах городских сред и отвечать на вопросы аудитории. Лекторы рассмотрят вопросы восприятия городов, подходы к изучению и конструированию городской среды разного масштаба, а также возможные пути развития.

Начало всех лекций в 19:00. Лекции будут транслироваться на YouTube-канале ВШУ, вопросы лекторам можно отправить заранее с помощью формы регистрации.

Когда сами стены учат

Свой выбор общественных территорий для будущего благоустройства в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» сделали студенты Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. Накануне при содействии волонтеров более 200 студентов, а также педагогический состав университета, отдали свои голоса за благоустройство территорий.

Студенты надеются, что совсем скоро преобразится участок на Космическом проспекте, так как многие из них проживают в новом микрорайоне, где и планируются благоустроительные работы в 2023 году в рамках национального проекта «Жилье и городская среда». В случае победы данной территории жители активно развивающегося микрорайона «Космический» получат комфортное общественное пространство с прогулочной зоной, детскими и игровыми площадками. А также современным местом для гармоничного отдыха.

«Мы с друзьями проживаем в новом микрорайоне «Космический» и качественные изменения данной территории позволят любому из нас чувствовать себя более комфортно и безопасно, заставят выйти из квартиры и больше времени заниматься интересным досугом или спортом на свежем воздухе», — отметил студент СибГУФКа Илья Носов.

Напомним, что проголосовать за благоустройство понравившегося общественного пространства каждый омич старше 14 лет может до 30 мая 2022 года на платформе 55. gorodsreda

Когда сами стены учат

Студенты направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» присоединились к Всероссийскому онлайн-голосованию по выбору приоритетных объектов для благоустройства в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» нацпроекта «Жилье и городская среда».

В Амурской области голосование проходит за общественные территории в 11 муниципальных образованиях: Благовещенске, Белогорске, Свободном, Райчихинске, Тынде, Шимановске, Завитинске, Зее, Сковородине, Циолковском и пгт. Прогрессе. Набравшие большинство голосов объекты будут благоустроены в 2023 году.

«Я отдала свой голос за сквер на железнодорожном вокзале в Белогорске потому, что он находится рядом с жилыми домами, в нем часто играют дети, отдыхают взрослые и молодежь. Будет здорово, если он станет еще уютнее и комфортнее для местных жителей и гостей города», — поделилась студентка 2 курса экономического факультета Вера Пылыпив.

Принять участие в голосовании могут граждане старше 14 лет. Для голосования необходимо зайти на платформу 28. gorodsreda. ru, нажать кнопку «Проголосовать», выбрать свой город, территорию, которая по вашему мнению должна быть благоустроена в 2023 году, ознакомиться с описанием текущего состояния объекта и планами по его трансформации, а затем проголосовать за понравившийся проект.

«В городе Благовещенске голосую за благоустройство сквера имени Валерия Приемыхова у здания ДК «Профсоюзов», он располагается в центре города, люди приезжающие в город видят текущее состояние территории, что негативно отражается на их впечатлении о городе в целом. Особенно в летний период времени сквер пользуется популярностью у жителей. Хотелось бы, чтобы он стал ухоженным, чистым и современным уголком моего родного города» — прокомментировала свой выбор студентка Анна Сакрава.

ЛаЛаЛань выделила несколько ориентиров, на которые полагаются при разработке «умного» кампуса.

Чуть выше мы уже отметили, что «умный» кампус предполагает не только технически оснащенное пространство, но и комфортное, компенсирующее вред природе и позволяющее снизить уровень стресса, сопряженный с жизнью в мегаполисе.

Таким решением становится создание парков, озелененных площадок или встраивание кампуса в естественную природную среду с ее рельефом, лесным массивом и водными поверхностями.

Важный тренд в современном «умном» строительстве — использование экологичных материалов и энергосберегающих технологий. Начиная от использования энергоэффективных светодиодных и люминесцентных ламп в учебных аудиториях, сенсорных смесителей в уборных и заканчивая использованием более экономичных материалов при косметическом ремонте.

Подразумевается, что такая карта может совмещать в себе функции пропуска, удостоверения личности, электронного читательского билета и банковской карты для оплаты услуг и товаров из магазинов внутри кампуса. При реализации подобной идеи может быть введена даже внутренняя валюта, позволяющая кампусу жить закрытым циклом (впрочем, вопрос о внедрении таких технологий весьма дискуссионный).

Во многих университетах России эта идея уже не является новаторской: электронные пропуска, фиксирующие посещаемость, стали частью нашей жизни. Для «умного» кампуса это уже обязательный, неотъемлемый элемент комфортной среды для всех участников образовательного процесса.

Единая цифровая система, в которой можно было бы узнать свое расписание, оплатить проживание в общежитии, увидеть маршрут движения автобуса по городку, задать вопрос ректору — вот, к чему стремятся создатели кампусов нового формата.

Когда сами стены учат

Студенты и выпускники вузов смогут пройти стажировку в мэрии Москвы по семи направлениям, включая новое – “ИТ-город”, сообщила заммэра Наталья Сергунина.

“Так, начинающие специалисты в области информационных технологий в течение полугода будут участвовать в создании новых цифровых продуктов и развитии действующих городских проектов, среди которых “Активный гражданин”, “Наш город”, “Госуслуги Москвы” и другие”, – приводятся слова Сергуниной на портале мэра и правительства Москвы.

Она отметила, что студенты и выпускники, которые продемонстрируют лучшие результаты, смогут получить работу.

“Все, кто подаст заявки, пройдут предварительное тестирование. По его итогам отберут тысячу претендентов. Их ждет двухнедельное обучение в “Карьерной школе”. После этого 125 сильнейших кандидатов пригласят на стажировку”, – пояснила Сергунина.

В материале говорится, что на стажировку по направлению “ИТ-город” приглашают студентов старших курсов бакалавриата, магистратуры или выпускников вузов. У них должен быть опыт работы или проектной и волонтерской деятельности. Претенденты должны интересоваться такими сферами, как администрирование проектов, аналитика данных, тестирование и техподдержка.

Также стажировка пройдет по следующим направлениям: “Городская экономика”, “Медийный город”, “Правовое пространство”, “Социальный город”, “HR-город” и “Комфортная городская среда”.

Ранее глава Минобрнауки России Валерий Фальков сообщил, что вузы РФ дополнительно получат 30 тысяч бюджетных мест, 73% из которых будет распределено в 77 субъектов РФ. По словам министра, на бесплатную магистратуру в этом году изначально было распределено 124 518 мест.

Представители столичных вузов рассказали о приемной кампании текущего года

  • Ответственность за неуспеваемость для целевиков повысит качество обучения – Минобрнауки РФ
  • Абитуриентам разрешили не подавать оригиналы документов, размещенных на госуслугах
Читайте также:  Госуслуги тверской области личный кабинет войти

В начале недели состоялись  защиты студенческих проектов в рамках «Проектной среды ТГТУ». Первый день  был посвящен развитию городской среды.

Данные проекты направлены на решение задач благоустройства дворовых территорий, общественных пространств, обустройства парковочных мест, разработки новых строительных материалов и т. Были представлены как заказные проекты, инициатором которых выступил комитет архитектуры и градостроительства администрации города Тамбова, так и инициативные, тематику которых определяли сами студенты.

Для комплексной оценки инфраструктурных городских проектов были приглашены эксперты из всех сфер, заинтересованных в развитии городской среды.

Все члены жюри согласились с высоким профессиональным уровнем проработки проектов, качеством подготовки специалистов и ведущей ролью ТГТУ в регионе в этой сфере и определили победителей и призеров в этом треке: лучшим был признан проект «Благоустройство дворовых территорий», выполненной командой «Green Square» студентов кафедры «Архитектура и строительство зданий» под руководством преподавателя Таисии Старковой. 2 место разделили два проекта студентов кафедры «Архитектура и строительство зданий» – Благоустройство набережной р. Студенец (команда ARCHID) и студентов кафедры «Городское строительство и автомобильные дороги» Проектирование схемы веломаршрутов в г. Тамбове (команда Dream team). Третье место также разделили два проекта студентов кафедры «Конструкции зданий и сооружений» – Wood гипс (команда «уСтроим») и «Оптимизация проектных решений здания ТГТУ по ул. Мичуринская, 112 корпус Д» (команда «А ну-ка, девушки!»).

– На протяжении многих лет студенты и сотрудники Тамбовского государственного технического университета являются активными участниками обсуждения всех градостроительных решений, которые принимаются в нашем городе. Сегодняшние проекты, которые представлены, важны для города, для пространственного развития Тамбова, чтобы оно было гармоничным, комплексным, в этом сейчас есть потребность, – отметил глава администрации города Тамбова Максим Косенков.

Фото с сайта ТГТУ

Урбанисты по-разному решают дилемму между концепциями «академической деревни» и «городского университета». Forbes изучил опыт ведущих мировых вузов

Университет в городе всегда больше чем здание или квартал. Он часть истории города, часто предмет его особой гордости, место работы великих ученых и рождения идей и концепций. В Европе возникавшие при монастырях средневековые университеты были составной частью городов с их ремесленными гильдиями, клерикальными и общественными пространствами. В XVIII веке в кампусах американских университетов воплотилось идеальное представление об «академической деревне», где, в соответствии с концепцией одного из авторов американской конституции Томаса Джефферсона, в отдалении от городской суеты можно было посвятить себя науке. Тогда же появилось слово «кампус» — впервые так был назван городок Принстонского университета. Кстати, Джефферсон считал спроектированный им Университет Виргинии одним из главных своих достижений.

Академическая замкнутость всегда делала университет соблазнительным объектом для урбанистических экспериментов.

Неизменной оставалась дилемма между концепциями «академической деревни» и «городского университета». Надо ли изолировать университеты или же, наоборот, максимально интегрировать их в городскую среду?

В отличие от Европы и Америки российские университеты формировались вне религиозной идеологии, поэтому их архитектурный облик всегда носил светский характер. Его прообразом стал не монастырь, а скорее дворец. Сами же университеты были плотно интегрированы в городскую среду — взять хотя бы «образовательную ось» от здания Московского университета на Моховой до Новодевичьего монастыря, на которой находились гимназии, библиотеки, университетские музеи и клиники. А «академические деревни» появились уже в советское время в модернистском облике академгородков.

Переосмысление идеологии и задач образования в последнее десятилетие вылилось в бум строительства университетских кампусов в чистом поле, с нуля. Бизнес-школа и университет в Сколково, Дальневосточный федеральный университет на острове Русский, кампусы МИСиС, университетов в Петербурге и Казани представляют образ современного университета. В этом видении мы оказываемся ближе к своим соседям из развивающихся стран, которые строят утопичные «академические деревни» с привлечением звездных архитекторов. Тем временем западные университеты, наоборот, решают проблему развития в плотной городской среде, жители которой с осторожностью относятся к новым девелоперским проектам.

Благодаря сотрудничеству университетов с действующими компаниями и участию в проектах самых разных уровней — от местных до федеральных — у учащихся вузов появляется возможность реализовывать свои идеи и применять знания еще во время получения образования.

Один из таких примеров — разработка студентов Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ) и «Студии «Кремль», созданная при участии Центра компетенций Ленобласти. Дизайн-проект, который одержал победу в V Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды, будет реализован в городе Коммунар Ленинградской области. Там появится современное общественное пространство на берегу реки Ижора. Закончить его создание планируется уже в 2022 году.

Проект, разработанный авторским коллективом для жителей города, будет носить имя реки, на берегу которой расположится. Для жителей Коммунара обустроят детские и спортивные площадки, прогулочный и веломаршруты, точки общепита и проката спортинвентаря. Для молодежи в пространстве для спорта и отдыха «Ижора»  организуют городскую лабораторию для проведения мастер-классов, лекций и встреч.

По словам одной из авторов, студентки пятого курса бакалавриата СПбГАСУ Дарьи Баркеевой, проект создавался в тесном сотрудничестве с жителями Коммунара.

«Пока в городе нет такого современного общественного пространства, в котором интересно будет проводить время людям разных поколений. Именно поэтому и наша команда авторов, и жители подошли к его обсуждению тщательно. Мы встречались с жителями, они вносили в проект свои корректировки и пожелания, также проводили творческие встречи с детьми и подростками, так как одна часть концепции этого пространства — создание общественной городской лаборатории. У активной молодой части жителей города есть потребность именно в таком месте, они нам рассказывали, что хотят там видеть», — рассказывает Дарья Баркеева.

Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды проводится по поручению Президента России с 2018 года. Он включен в федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда».

В конкурсе участвуют проекты по благоустройству населенных пунктов, где проживает до ста тысяч человек, а также исторических поселений федерального и регионального значения. Работы оцениваются по множеству критериев, таких как, к примеру, обоснованность выбора места, востребованность, синхронизация с национальными проектами и иными государственными и муниципальными программами, качество планировочных и архитектурных решений.

Призовой фонд конкурса составляет 10 миллиардов рублей, которые распределяются ежегодно среди 160 победителей.

План мероприятий образовательных организаций в рамках проекта «Студенческая среда» 2021-2022 учебный год

№ п/пНаименование мероприятияПериод проведенияОрганизаторы
1. Конкурс эссе «Мой Пушкин»
Ноябрь 2021 – апрель 2022ГАПОУ МО «Мурманский технологический колледж сервиса»
2. Форум «МАГУ! Добро!»8-10 декабря 202ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет»
3. Квест-игра17 декабря 2021ГАПОУ МО «Мурманский колледж экономики и информационных технологий»
4. Игра «Улётный полёт»Январь 2022Мурманский морской рыбопромышленный колледж имени И. Месяцева ФГБОУ ВО «МГТУ»
5. Мастер-класс «Бытовой травматизм или помогу себе в быту»28 января 2022ГАПОУ МО «Мурманский медицинский колледж»
6. Квест «Антитеррор»Февраль 2022Мурманский филиал ПОУ «Уральский региональный колледж»
7. Турнир по игре «Морской бой»21 февраля 2022ГАПОУ МО «Мурманский строительный колледж им. Момота»
8. Фестиваль «Блинные вечёрки»28 февраля 2022 – 02 марта 2022ГАПОУ МО «Мурманский педагогический колледж»
9. Ролевая игра «Рога и копыта»24 марта 2022ПОЧУ «Мурманский кооперативный техникум»
10. Областной фестиваль творчества «INВерсия 2×2»Март – апрель 2022ФГБОУ ВО «Мурманский государственный технический университет»
11. Научно-теоретическая конференция «В преддверии науки» для студентов 2-4 курсовТретья декада апреля 2022Северо-Западный институт (филиал) АНО ВО «Московский гуманитарно-экономический университет»
12. Станционная игра «Заводной ананас»29 апреля 2022ГАПОУ МО «Мурманский индустриальный колледж»
13. Открытый городской исследовательский и творческий конкурс «Спасибо тебе, Солдат!»21 марта 2022 – 28 апреля 2022ГОБПОУ «Мурманский колледж искусств»
                                                                                                                  Критерии оценки
Для образовательной организации – организатора:- практическая польза для целевой группы;- перспективность;- проработанность механизмов реализации. Максимальная оценка – 10 баллов
Для остальных образовательных организаций:
– участие представителей из числа студентов образовательной организации – 1 балл;
– наличие победителей из числа студентов образовательной организации – 2 балла.

Читайте также:  На какие парки и скверы Иркутска точно хватит денег в 2022-м

Когда сами стены учат

9 ноября 2021 года в 15. 00 в онлайн формате состоится открытие городского проекта «Студенческая среда».

Организаторы проекта: Комитет по социальной поддержке, взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи администрации города Мурманска, МАУ МП «Объединение молодёжных центров».

Проект «Студенческая среда» проводится в Мурманске с 2015 года, в этом году в нем примут участие все 13 образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, расположенные на территории города Мурманска.

Главная цель проекта – активизация потенциала студенческой молодежи города Мурманска, путем формирования системного подхода к вовлечению студентов в социально полезную деятельность и организации их культурного досуга.

МАУ МП «Объединение молодежных центров» в течение года планирует к проведению мероприятия различной направленности: спортивные состязания, интеллектуальные квизы, смотр талантов и т. , каждое из которых должны посещать участники проекта, и тем самым зарабатывать баллы. Помимо этого, каждое учебное заведение должно разработать и провести свое уникальное мероприятие, которое также посетят все участники проекта. Единым

лейтмотивом Проекта для всех мероприятий будет являться развитие личностного роста и способностей молодежи.

По итогу проекта будет объявлен победитель, который набрал наибольшее количество балов – самый активный студенческий совет города.

Церемония открытия пройдёт через платформу Zoom, основным местом для съёмки станет площадка МАУ МП «Объединение молодежных центров» (ул. Марата 21). В рамках открытия каждое учебное заведение представит своё мероприятие, которое планирует к проведению в рамках проекта.

План мероприятий Проекта

История становления психологии окружающей среды. Феноменология восприятия человеком города. Понятие топофилизма как совокупности факторов, оказывающих влияние на отношение индивида к окружающей среде. Исследование восприятия студентами Великого Новгорода.

РубрикаПсихология
Виддипломная работа
Языкрусский
Дата добавления11. 2013
Размер файла392,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Институт непрерывного педагогического образования

Выполнение в обществе определенных функций, объективность существования, однозначная детерминированность поведения членов групп, определенная целостность и самостоятельность по отношению к другим социальным группам, специфические социально-психологические черты и системы ценностей. (17, с. 91)

  • Психология взаимодействия человека с окружающей средой. Понятия городской среды, архитектурного пространства и архитектурной среды. Подходы к изучению образа города. Исследование предпочитаемых мест жителей Великого Новгорода разных возрастных групп.
  • Проблема изучения восприятия в отечественной и зарубежной литературе. Характеристика понятия “восприятие” как когнитивного процесса, его виды и свойства. Эмпирическое исследование особенностей восприятия в подростковом возрасте, этапы его проведения.
  • Содержание межличностного восприятия. Роль установки при восприятии человека человеком. Формирование первого впечатления о другом человеке. Межличностная аттракция. Процесс восприятия одним человеком (наблюдателем) другого (наблюдаемого).
  • Понятие времени. Биологическое и “психологическое” время. Разное отношение ко времени в разные исторические эпохи. Основные свойства восприятия, основные факторы, влияющие на его содержание. Особенности восприятия времени человеком, анализаторы.
  • Влияние индивидуально-типологических особенностей на восприятие студентами образовательной среды педагогического ВУЗа. Состояние тревоги как фактор социально-психологической адаптации студентов первого курса. Студенческое кураторство как решение проблемы.
  • Понятие межличностной перцепции. Четыре основных функции межличностного восприятия. Физические и социальные характеристики субъекта восприятия. Теория каузальной атрибуции Г. Келли. Ошибки межличностного восприятия. Механизмы межличностной перцепции.

Когда сами стены учат

  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам
  • Рубрики
  • По алфавиту
  • Закачать файл
  • Заказать работу
  • Вебмастеру
  • Продать

Студенты КУПК знают, как сделать город комфортнее

Когда сами стены учат

Высокая активность жителей, огромное желание изменить облик Каменска – благодаря этому за пять лет  благоустроено  10 общественных пространств и 33 дворовых территории. Более 770 миллионов рублей, в том числе собственников многоэтажек, инвестировано  в формирование комфортной городской среды. В этом  секрет позитивных изменений.

Встреча  с  заместителем  главы Каменска-Уральского Николаем Орловым  в стенах политехнического колледжа еще раз убедила, что от гражданской позиции многое зависит.

– Задача федерального проекта «Жилье и городская среда» – сделать так, чтобы у каждого жителя страны старше 14 лет была возможность влиять на развитие городской среды, – сообщил Николай Орлов. – В этом году на голосование вынесено 8 проектов-претендентов для комплексного благоустройства в следующем году.

Напомним,  приоритетную территорию каменцы выбирают среди  Байновского сада (2 этап), территории  у ДК «Металлург» (2 этап), сквера у школы №5 и аллеи по улице Строителей, бульвара Славского, Набережной (3 этап), парков Северный и Силикатный и театрального скверика.

Важно, чтобы формирование комфортной среды  там, где оно уже идет, продолжалось. На Набережной, в Байновском саду и у ДК «Металлург», подчеркнул зам главы города Николай Орлов.

Студенты  КУПК в рейтинговом голосовании не новички. Сразу в ходе встречи более сотни человек проверили удобство голосования. Те, у кого еще нет учетной записи на сайте Госуслуг, воспользовались  приложением волонтеров, где для аутентификации достаточно  указать свой номер телефона. К слову, большинство проголосовавших студентов  отдали предпочтение за третий этап благоустройства Набережной. Нам нравится это место отдыха, хотим продолжения, говорят молодые каменцы.

К слову, на утро 11 мая за приоритетные объекты благоустройства 2023 года проголосовало 15 624 каменца. В тройке лидеров – 3 этап Набережной (6 275 голосов), 2 этап Байновского сада (3735) и 2 этап у ДК «Металлург» (2367).

Читайте также:  Любимое городское общественное объединение городской агломерации решило принять муниципальный закон

#КомфортнаяГородскаяСреда #ЯМеняюГород #ГорСредавПриоритете

Когда сами стены учат

Кембридж, Великобритания

Один из старейших европейских университетов, основанный в 1209 году Кембридж и сегодня входит в число самых престижных высших учебных заведений мира (5-е место в Шанхайском рейтинге ARWU за 2014 год) и считается очень привлекательным местом для жизни и ведения бизнеса. Будучи по структуре типичным средневековым университетом, Кембридж разрастался вместе с одноименным городом, опутывая его улицы сетью колледжей и кафедр. Сегодня студенты составляют около 20% 120-тысячного населения города.

С 2003 года университет работает над девелоперским проектом стоимостью £1 млрд, который предусматривает строительство на северо-западе Кембриджа новых исследовательских лабораторий, жилья для профессоров и аспирантов, образовательной и социальной инфраструктуры. Еще £1 млрд субсидирует правительство Великобритании на строительство новой железнодорожной станции, дорог и жилья. Казначейство ожидает вернуть эти инвестиции в девятикратном объеме. Как заявил в начале 2014-го премьер-министр Дэвид Кэмерон, новый Кембридж — один из ключевых проектов в британской экономике после кризиса.

Этот уникальный даже по британским меркам девелоперский проект стал возможен благодаря тому, что Кембридж — самый богатый университет не только Великобритании, но и всей Европы. Эндаумент университета в 2013 году составил около £4,9 млрд (для сравнения: эндаумент Оксфорда, вечного конкурента Кембриджа, меньше на £1 млрд), а операционный бюджет — £1,44 млрд.

В основе финансового успеха университета не только исключительный предпринимательский дух Кембриджа: с момента создания первых колледжей бежавшими из Оксфорда монахами здесь были созданы десятки предприятий, среди которых и первое университетское издательство (Cambridge University Press). С 1960-х годов здесь сложилась настолько уникальная среда для развития венчурного бизнеса, что она получила название «кембриджский феномен».

Именно в университете Кембриджа впервые поняли, как важно помогать ученым в коммерциализации их идей и развивать инфраструктуру венчурного предпринимательства.

Благодаря этому сегодня вокруг университета сформировался кластер, в который входят около 1000 технологических и биологических компаний и 1400 сервисных организаций, создающих более 40 000 рабочих мест. Неудивительно, что фармацевтический гигант Astra Zeneca готов инвестировать £330 млн, чтобы построить в Кембридже глобальный исследовательский центр.

Однако главная опасность экстенсивного развития — сохранение атмосферы небольшого университетского городка, столь ценного для постоянного общения студентов, преподавателей, инноваторов, бизнес-ангелов. Уже сейчас в Кембридж ежегодно приезжают более 4 млн туристов. Отношения между университетом и местными жителями никогда не были гладкими и стали исправляться только в последние десятилетия, когда университет стал вкладываться в городскую инфраструктуру.

Колумбийский университет, США

Как показывает опыт подобных проектов в Европе и Америке, именно страхи и протесты местных жителей становятся камнем преткновения в их реализации. Проект развития Колумбийского университета в Нью-Йорке с момента его анонсирования в 2004 году стал предметом широкой публичной дискуссии. Колумбийский университет расположен в центре густонаселенного Манхэттена, поэтому на студента здесь приходится в два раза меньше площади, чем в Гарварде. Однако проект расширения университета на северо-запад острова, в неблагополучные районы Гарлема, поднял вопрос, является ли общественным благом такая реконструкция и не пострадают ли местные сообщества от экспансии университета.

Утвержденный городскими властями мастер-план Manhattanville (по названию района Манхэттена, подлежащего реновации) предусматривает строительство на территории 6,8 га 15 новых зданий, включая бизнес-школу, школу искусств, институт международных отношений, большой арт-центр и центр конференций, исследовательские институты, коммерческую недвижимость. Важная часть проекта — благоустройство прилегающих улиц, которые соединят Западный Гарлем с набережной реки Гудзон.

Стоимость кампуса мечты для Колумбийского университета была оценена в $6,8 млрд.

К созданию Manhattanville были привлечены лучшие архитекторы: планировочные решения разрабатывались бюро SOM и Ренцо Пиано, он же работал над зданием Института нейробиологии и поведения им. Мортимера Б. Цукермана (The Mortimer B. Zuckerman Mind Brain Behavior Institute), а медицинский институт и бизнес-школу спроектировала мастерская Diller Scofifio + Renfro (победители конкурса на проект парка Зарядье в Москве). Возможно, именно футуристические архитектурные образы строящихся зданий вызывают настороженность у жителей Нью-Йорка. Многочисленные общественные обсуждения, обещанные университетом инвестиции в социальную инфраструктуру, десятки миллионов долларов, направленные на программы поддержки местных сообществ, образцово-показательная (особенно по российским меркам) политика выкупа земли и собственности у бывших владельцев по рыночной цене, признание проекта одним из самых экологичных в стране — ничто не могло предотвратить критику в прессе и блогах, многочисленные судебные иски и протесты, к которым, как ни абсурдно, зачастую присоединяются и студенты.

Однако проект не останавливается. Ежемесячно на сайте проекта публикуется открытый отчет о расходовании средств и ходе строительства. Первое здание нового кампуса — Институт нейробиологии и поведения — планируется открыть в 2016 году.

Сингапурский университет технологий и дизайна

Не связанные историческими и социальными ограничениями, развивающиеся страны выбирают стратегию создания университетов, устремленных в будущее — по своей концепции, архитектуре, технологиям. Университет должен стать и центром фундаментальных знаний, и фабрикой инноваций.

Пример — Сингапурский университет технологий и дизайна (The Singapore University of Technology and Design, SUDT). Четвертый университет, основанный в Сингапуре в 2009 году, быстро стал первым по значимости и престижу и в 2012 году принял на обучение первых студентов.

Создание университета финансируется правительством, которое регулярно перечисляет гранты в специально созданный эндаумент — нечастая практика в Азии. Программа университета разработана в сотрудничестве с Массачусетским технологическим институтом (MIT) и Чжэцзянским университетом науки и технологий. Четыре направления обучения, по мнению разработчиков, должны стать драйверами инноваций и экономического развития: архитектура и экодизайн, разработка продуктов, инженерные системы и проектирование, технологии и проектирование информационных систем.

В 2015 году университет планирует открыть двери нового кампуса, расположенного между международным аэропортом Чанги и крупнейшим в Сингапуре бизнес-парком. Центральную часть кампуса спроектировало известное голландское архитектурное бюро UNStudiо (архитекторы Бен ван Беркель и Катрин Боос) совместно с сингапурской компанией DP Architects и инженерами компании Arup.

В основе проекта кампуса — идея открытого пространства для постоянных междисциплинарных коммуникаций, одинаково удобного для преподавателей и студентов.

Все пространства университета соединены по горизонтали, вертикали и диагонали — переходами, лифтами, эскалаторами.

Размещенный на территории 76 846 кв. м университет воплощает открытую идеологию проекта: абсолютная связанность всех зданий, трансформируемость образовательных пространств, пространственное соединение публичной и академической программ, максимальное использование естественного освещения и вентиляции, вертикальное озеленение, доступность академического городка.

Проекты, подобные Сингапурскому университету технологий и дизайна или Институту науки и технологий Маасдар, построенному в Абу-Даби по проекту Нормана Фостера в сотрудничестве с тем же MIT, очевидно, вдохновляли идеологов иннограда Сколково. Но, как это часто бывает, российская реальность жестко ограничивает футуристические мечты. Возможно, решение проблем интеграции классических университетов, таких как МГУ или ВШЭ, в городские пространства может оказаться не менее интересным, чем создание утопичной «академической деревни».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *