Как создать комфортную городскую среду в регионах? Опыт основателей проекта Urban Policy Institute — Трибуна на vc.ru

Екатерина Черкес-заде и Евгения Муринец рассказывают о том, как с помощью архитектуры и урбанистики создавать качественные общественные пространства, развивать креативную индустрию, перезапускать российские города и сохранять человеческий капитал в регионах.

Площадка “Амфитеатр” в г. Сатка, Челябинская обл.

Как создать комфортную городскую среду в регионах? Опыт основателей проекта Urban Policy Institute — Трибуна на vc.ru

Близится к завершению Всероссийское онлайн-голосование в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды».

Жители сами выбирают ту территорию, которую, по их мнению, нужно преобразить в его городе или поселке в первую очередь. Объекты, набравшие наибольшее число голосов, попадут в адресный перечень на благоустройство в следующем году.

Онлайн-голосование проходит во всех регионах страны с 15 апреля по 30 мая. Принять участие в голосовании может каждый житель России старше 14 лет.

Фурмановцам можно сделать свой выбор, зарегистрировавшись на сайте 37. GORODSREDA. Также можно авторизоваться на сайте через «Госуслуги». Помощь гражданам оказывают и волонтеры. Каждый житель области может проголосовать только за одну территорию.

Напомним, в этом году в Фурманове для голосования определены два проекта:

— благоустройство зоны отдыха вдоль реки Шача (от ул. Октябрьская до Революционного проезда) На данной территории планируется: зоны отдыха, новые пешеходные тропы, освещение, озеленение;

— благоустройство общественной территории в границах улиц Советская и Социалистическая путем выполнения работ по озеленению и укреплению откосов оврага.

Нужно отметить, что здесь уже близятся к завершению  масштабные работы по созданию пешеходной зоны, которая пролегает от Ярмарочной площади через все рекреационные зоны до амфитеатра. Доступ в овраг обеспечен маломобильным группам населения и родителям с колясками. Именно за этот проект фурмановцы проголосовали в прошлом году. Теперь предполагается продолжить преобразование этого уголка нашего города. И, судя по предварительным результатам голосования, многие отдают предпочтение именно этому проекту.

Более шести с половиной тысяч наших земляков отдали свои голоса за один из представленных дизайн-проектов. К 16 мая 4353 человека проголосовали за благоустройство зоны оврага, 2194 — за преображение территории у реки Шача.

Территория, которая наберет наибольшее число голосов, будет благоустроена в 2023 году.

Уважаемые фурмановцы, выбор проектов, которые будут реализованы, — за вами!

Поделитесь в соцсетях

Главная »
Новости »
ФКГС – формирование комфортной городской среды

Сегодня мы отвечаем на самые популярные вопросы от волонтеров в рамках проекта по «ФКГС – формирование комфортной городской среды».

Как стать волонтером проекта «Формирование комфортной городской среды»?

Ответ- Вы можете подать заявку на сайте Добро.

А как я узнаю какие проекты участвуют в голосовании?

Ответ – Со всеми волонтерами будет проводиться обучение, на котором вы получите точную информацию какие объекты планируются к благоустройству в 2022 году и как проводить голосование

Когда будет проходить голосование?

Ответ – Голосование пройдет с 26 апреля по 30 мая

Где будут работать волонтеры?

Ответ – Волонтеры будут работать в общественных пространствах во всех муниципальных районах и городских округах Республики Башкортостан (МФЦ, поликлиники, торговые дома, парки, скверы), а также на масштабных праздничных программах. В каждом муниципалитете составлен график точек присутствия волонтеров.

До какого числа я могу подать заявку в качестве волонтера?

Что будут делать волонтеры?

Ответ – Задачей волонтеров будет информирование граждан о тех проектах, которые выносятся на обсуждение, а также, если потребуется, помощь в регистрации на платформе и голосовании.

Что такое «Формирование комфортной городской среды»?

Ответ – Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» направлен на благоустройство общественных территорий. Основная цель — сделать города более комфортными для жителей, повысить индекс качества городской среды. Вдвое сократить количество городов и сел с неблагоприятной средой. Вовлечь граждан в процесс благоустройства городов и сел.

Как отдать свой голос за благоустройство территории в селе Толбазы Аургазинского района?

Ответ – Вы можете проголосовать через сайт Госуслуги или в местах присутствия волонтеров с 26 апреля по 30 мая 2021 года по адресам: ул. Ленина, д. 78 (Торговый дом «Аургазы») и ул. Ленина, 113 (МФЦ).

11 мая, 11:00

В голосовании за объекты благоустройства в Перми приняли участие уже более 36 тысяч жителей

Как создать комфортную городскую среду в регионах? Опыт основателей проекта Urban Policy Institute — Трибуна на vc.ru

Голосование продлится до 30 мая. Благодаря активному участию жителей Пермь сможет получить значительное федеральное финансирование, которое будет направлено на благоустройство города.

В рамках подготовки к 300-летию Перми городские власти занимаются преображением общественных пространств – ведётся ремонт уже существующих объектов, а также строительство новых парков и скверов. Сейчас город Пермь борется за значительное федеральное финансирование, которое будет направлено на благоустройство.

Всероссийское онлайн-голосование по выбору приоритетных объектов для благоустройства стартовало 15 апреля. Инициатива реализуется в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» нацпроекта «Жильё и городская среда», инициированного президентом России Владимиром Путиным. На сегодняшний день в голосовании приняли участие уже более 36,2 тысяч пермяков. Горожане могут выбрать один объект из предложенных на Едином общероссийском портале za. gorodsreda. ru до 30 мая.

Напомним, жители Перми могут проголосовать за один из трёх объектов. Это бульвар по улице Крупской от улицы Макаренко до улицы Ушинского, квартал в Черняевском лесу от ДКЖ до улицы Подлесной или бульвар по улице Металлистов от улицы Уральской до улицы Лебедева. Проект, который наберёт наибольшее число голосов, попадёт в адресный перечень территорий для благоустройства на следующий год. Проголосовать за них сможет каждый россиянин старше 14 лет.

Ранее Глава Перми Алексей Дёмкин отметил, что независимо от предложенного перечня объектов, в первую очередь жители голосуют за Пермь и привлечение в город федерального финансирования. Это позволит перераспределить средства городского бюджета на ремонт дополнительных объектов. Таким образом, ещё большее количество парков и скверов станут подарком горожанам к юбилею Перми.

Проголосовать можно на странице с использованием платформы обратной связи «Госуслуги. Решаем вместе». Для этого необходимо перейти на сайт za. gorodsreda. ru, выбрать Пермь в разделе «Муниципальное образование или район», а затем отдать голос за один из объектов.

Губернатор Пермского края Дмитрий Махонин ранее подчеркнул, что участие в проекте – хорошая возможность улучшить качество жизни в территориях.

Дополнительная информация для СМИ:
Ульяна Фефелова –
217-33-21.

Финалисты Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях были объявлены на форуме “Среда для жизни: город и вода” в Нижнем Новгороде. Победителями стали 160 проектов из 65 регионов России.

На конкурс поступило 307 заявок из 73 регионов. Одним из основных условий отбора победителей было сохранение объектов природного и культурно-исторического наследия, включая средовую застройку и уникальность ландшафтов, рассказал вице-премьер Марат Хуснуллин. Эксперты учитывали качество архитектурных и планировочных решений, востребованность проектов, сочетание их с другими объектами и степень их разнообразия, а также прогнозируемые экономические и социальные эффекты.

Лидерами по количеству проектов-победителей в этом году стали Башкортостан и Нижегородская область. Финалистам выделят средства на реализацию проектов. 16 победителей категории “Исторические поселения” получат по 56,25 млн рублей. 26 городов-победителей с населением в 50-100 тысяч человек получат по 80 млн рублей, 56 городов с 20-50 тысячами жителей – по 70 млн рублей. 62 городам-финалистам с населением до 20 тысяч человек выделят по 50 млн рублей.

Деньги пойдут на создание и благоустройство рекреационных пространств, включая организацию пешеходных зон в исторических центрах, реконструкцию культурных объектов, обустройство площадей и скверов, ремонт и строительство набережных.

“С каждым годом правительство уделяет все больше внимания развитию малых населенных пунктов и обеспечивает регионам соответствующую финансовую поддержку. Сегодня председатель правительства дал поручение проработать вопрос увеличения объемов финансирования конкурса уже со следующего года. Благодаря этому еще больше малых городов получат обустроенные территории, которые без конкурса в таких городах могли и не появиться”, – сказал Хуснуллин.

Конкурс лучших проектов благоустройства будет продолжаться как минимум в ближайшие три года, сказал министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин. “Мы отработаем по поручению председателя правительства возможности финансирования дополнительные и будем убеждать, что эта программа действительно нужна”, – сообщил он. По мнению министра, конкурс помогает решению целого ряда задач – как образовательных, так и тех, что возникают при использовании инфраструктурного меню, комплексного развития территорий, модернизации инфраструктуры. При подготовке к конкурсу специалисты нарабатывают новые компетенции, которые используют затем при решении других задач.

Задачи комплексного развития территорий требуют взаимодействия целого ряда ведомства – Минприроды, Минкультуры, МЧС, Роспотребнадзора и др. Минстрой сейчас работает над тем, чтобы это было единое взаимно согласованное действие, чтобы процедуры, которые необходимы для принятия решений, ускорялись. “Я думаю, что соответствующие изменения в нормативную базу до конца года произведем”, – сказал министр. Чтобы упрощенные процедуры можно было применять уже с 2022 года. О том, что правительство продолжит работу над ускорением темпов строительства и сокращением обязательных требований в отрасли, сказал в выступлении на форуме премьер-министр Михаил Мишустин.

Жители Пермского края могут выбрать объект благоустройства на 2023 год. В этом году участие в нем принимают 11 территорий региона. 15 апреля стартовало Всероссийское онлайн-голосование по выбору приоритетных объектов для благоустройства. Оно доступно на платформе za. gorodsreda. Инициатива реализуется в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» нацпроекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом России Владимиром Путиным. В этом году на голосование будут вынесены как объекты благоустройства (скверы, набережные, улицы и парки), так и конкретные дизайн-проекты для пространств, которые были отобраны в регионе ранее. Проголосовать за них сможет каждый россиянин старше 14 лет. Заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин сообщил, что голосование проводится второй раз. По его словам, в прошлом году оно вызвало большой интерес жителей страны – приняли участие почти 10 млн человек. «Это говорит о том, что успешно запущен механизм прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, что является одной из ключевых целей нацпроекта «Жилье и городская среда». Реализация этого проекта доказывает, что сами горожане обретают новый статус в своей повседневной жизнедеятельности. Всероссийское голосование является также масштабной социальной акцией, возможность принять участие в которой имеет каждый россиянин», – подчеркнул он. Губернатор Пермского края Дмитрий Махонин ранее отмечал, что участие в проекте – хорошая возможность улучшить качество жизни в территориях. «Создание комфортной городской среды – одна из наших приоритетных задач. Хочу отметить и поблагодарить муниципалитеты, которые включились в проект. Жителей Пермского края призываю активно участвовать в голосовании. Именно ваше мнение определяет, какой из объектов будет реконструирован в первую очередь», – подчеркнул губернатор. Как пояснили в краевом МинЖКХ, проголосовать можно на странице – za. gorodsreda. ru с использованием платформы обратной связи «Госуслуги. Решаем вместе», а также на виджетах общественного голосования «Госуслуги. Решаем вместе» на сайте муниципалитета или через приложение волонтеров, которые будут сопровождать голосование в общественных местах всех муниципалитетов-участников. Напомним, что выбирать объекты, которые необходимо благоустроить, будут жители населенных пунктов из 11 территорий – в Перми, Кунгуре, Березниках, Чайковском, Кудымкаре, а также Добрянском, Соликамском, Лысьвенском, Чернушинском, Краснокамском и Осинском городских округах. Своими голосами местные жители определят из 29 общественных пространств те, которые необходимо благоустроить в первую очередь. Для того, чтобы помочь гражданам отдать свой голос за территорию или проект по благоустройству, в каждом регионе созданы волонтерские штабы. Основные задачи волонтеров – это рассказать о планируемых к благоустройству территориях, помочь жителям проголосовать и ответить на основные вопросы о голосовании. Регистрация волонтеров началась 1 марта, на сегодняшний день по всей стране зарегистрировалось уже более 40 тыс. При этом их набор будет продолжаться на протяжении всего периода голосования. Организаторами голосования выступают Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Отметим, среди целей нацпроекта «Жилье и городская среда» – рост доли городов с благоприятной средой от общего количества городов с 25% в 2019 году до 60% в 2024 году. Помимо этого, установлена национальная цель по улучшению городской среды в 1,5 раза к 2030 году. Сделать среду действительно комфортной возможно, только учитывая мнение самих горожан. Именно поэтому в 2021 году впервые было запущено Всероссийское онлайн-голосование за объекты благоустройства на платформе za. gorodsreda. На отбор было поставлено порядка 6 тыс. различных территорий и дизайн-проектов. Участие в голосовании приняло 9,7 млн человек старше 14 лет по всей России.

Читайте также:  Владивосток — лидер, Краснодар — аутсайдер

О креативных кластерах как драйвере развития креативной индустрии

Что побудило вас начать заниматься развитием креативных пространств в регионах?

Евгения: В настоящее время я занимаю должность Советника президента Союза архитекторов России. Ко мне периодически обращаются власти регионов, в том числе, с кейсовыми запросами, такими, как перепрограммирование той или иной территории. Обычно они сформулированы общими словами, например: «Что нам делать с этой набережной?». Или: «Как нам обыграть озеро в центре города и создать комфортное рекреационное пространство?». Или: «У нас будет крупное международное событие. Как нам благоустроить город по гостевым маршрутам?»

Одним из новых типов запроса стало формирование креативных кластеров. Такая задача требует компетенций не только в архитектуре и строительстве, но и в области креативного образования и контентного программирования. Ведь важно не только построить комплекс, но и насытить его интересной программой для целевой аудитории, обеспечить возврат инвестиций и решить конкретные задачи субъекта. Такого плана запросы привели нас с Екатериной к мысли запустить Urban Policy Institute. Екатерина является руководителем Университета креативных индустрий Universal University. Объединив наши компетенции, мы можем предлагать комплексное сопровождение как по строительным, так и по контентным задачам, и реализовывать проекты совместно с властями.

Что такое креативные кластеры, и какую роль они играют в регионах?

Екатерина: Для начала надо понять, что такое креативная индустрия. Это совокупность творческой профессиональной деятельности. Сюда входят архитектура, дизайн, фотография, музыка, современное искусство, кино, телевидение, digital media. Также сюда относятся специализации, близкие к IT: компьютерная графика, разработка игр, создание интерактивного контента, например, VR-фильмов и дизайнерских проектов. Наконец, в понятие креативной индустрии включаются маркетинг и коммуникации — то, что раньше называлось индустрией рекламы, а сейчас стало пониматься шире.

Креативная индустрия требует определенной среды. В первую очередь, речь идет о территории, где люди работают вместе. Это такое самоопыляющееся мультидисциплинарное пространство, где крутые проекты возникают просто за счет того, что творческие люди взаимодействуют друг с другом. Поэтому сегодня креативная индустрия живет кластерами. Это могут быть и отдельное здание, и целый район, а иногда и гигантская территория, как Силиконовая долина или Голливуд. В России, как и во всем мире, происходит подъем креативных индустрий. Поэтому нет ничего удивительного, что и у нас креативные кластеры постепенно захватывают городские территории, в первую очередь, промышленные зоны.

Почему промышленные зоны?

Екатерина: Исторически сложилось, что творческие люди селились в бедных рабочих кварталах. Можно вспомнить Сохо, Монмартр, Кройцберг. Сначала в этих районах дешево снимать жилье, держать мастерские и жить коммуной. В какой-то момент туда приходит бизнес — галереи, клубы, модные кафе. В результате недвижимость капитализируется, а художники мигрируют в место подешевле. Московские кластеры Artplay, «Флакон», «Фабрика», «Винзавод» прошли аналогичный путь. Они пришли на территорию бывшего завода. Промышленность оттуда уехала, пространство требовало переосмысления, недвижимость была недорогая. Туда заехали люди и начали развивать кластер, а вместе с ним и конкретный район города. Забавно, что сейчас при продаже квартир на «Курской» обязательно указывают, что дом находится в арт-квартале, и это заметно влияет на стоимость жилья.

Пространство Artplay, г. Москва

Какую пользу программирование креативных кластеров может принести жителям регионов — кроме того, чтобы повысить стоимость их недвижимости?

Екатерина: В виде креативного кластера люди получают среду для развития в креативной индустрии. Основная проблема российских регионов в том, что оттуда уезжают мозги, то есть креативный класс. В основном, едут в Москву или вовсе из страны. Причин много, но одна из них — отсутствие среды для самореализации. Есть такое понятие «третье место». Лет 10 назад в Москве таким местом считался «Старбакс». Параллельно появлялись креативные пространства, коворкинги. В последние 6-7 лет сформировалось понятие общественного пространства. Во многих российских городах-миллионниках такого «третьего места» до сих пор нет. Креативный класс работает дома или в кофейнях.

Почему региональные власти могут быть заинтересованы в развитии креативных кластеров?

Екатерина: Международные исследования показывают, что глобальный рост креативных индустрий достигает 14% в год. Во многих странах значительная статья ВВП — это экспорт продукции креативной индустрии. Например, в Великобритании это треть всей внешней торговли. Российские регионы напрямую заинтересованы в том, чтобы собрать среду, которая позволит молодым людям развиваться и реализовывать себя в собственном городе.

Программируя креативное пространство, местные власти способствуют перепрограммированию экономики региона и развитию креативной индустрии, которая на сегодня является одной из самых динамично развивающихся в мире.

По-вашему, наличие креативных пространств влияет на уровень эмиграции из регионов?

Евгения: Конечно. Люди уезжают из мест с плохим качеством жизни, а оно напрямую связано с качеством среды. Современные российские города — это на две трети советская застройка. Когда эти огромные массивы строились, не стояло задачи создать комфортную среду. Нужно было срочно придумать жилищные программы, чтобы расселить огромное количество людей на волне повышения рождаемости после войны. По всему Союзу были построены тысячи домостроительных комбинатов, которые за небольшое количество лет обеспечили всех советских людей своим жильем. Города, которые застраивались в 1950-1970-х годах, решали первичную проблему — дать человеку четыре стены, воду, свет, чтобы он мог в безопасности жить со своей семьей. Но сейчас мы эту эпоху уже прошли. Мы хотим красивой комфортной среды, где можно быть креативными, модными, где будет удобно жить и работать и откуда не захочется уезжать. Креативные пространства — неотъемлемая часть такой среды. Они способствуют тому, чтобы сохранять и преумножать человеческий капитал в конкретном городе. Эта задача есть абсолютно у всех городов, а у нас их в стране 1117. Поэтому встает вопрос привлечения программных специалистов в области креативных индустрий, архитекторов, ландшафтных архитекторов, градостроителей.

Правительство понимает, что качественная городская среда способствует росту человеческого капитала. Сегодня это понятие включено в качестве приоритета в национальный проект «Жилье и городская среда», нацеленный на то, чтобы появлялось больше комфортных пространств для жизни, чтобы люди оставались жить в своих городах, были довольны окружающей их средой и развивали экономику своего региона.

Как можно преодолеть разрыв между Москвой и другими городами и регионами России?

Екатерина: Я считаю, что нужны программные инициативы, системная агрегация всех участников развития территорий для создания качественных пространств. Urban Policy Institute как раз про это. В Москву едут за средой и возможностями. У людей, занятых в креативных индустриях, другой образ жизни, а значит, и другие требования к среде. Например, в США есть Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Нью-Йорк и еще несколько городов-драйверов креативной экономики. При этом в каждом из них свой образ жизни. В России же всё сосредоточено в Москве. Ну, может, немного в Санкт-Петербурге и в Казани. И это проблема. Развитие территорий под креативные индустрии в регионах — это автоматически развитие человеческого капитала, создание новых рабочих мест и среды, где хочется развиваться. Под это будут подтягиваться инвесторы.

Каких общественных пространств сегодня не хватает в Москве и в регионах?

Екатерина: Мне кажется, неправильно отталкиваться от пространств. Наоборот, это пространства должны подстраиваться под людей и их деятельность. Креативный кластер может случиться и спонтанно, без какого-либо специального развития территории — просто неожиданно вокруг места начинает что-то происходить. Помните, еще 10 лет назад жители Москвы передвигались только на машинах? А в 2011 году открыли Парк Горького. Люди вышли на улицу, начали гулять, ходить в «Гараж», зимой кататься на коньках. Всего одно общественное пространство, а как оно перезапустило город! Этот пример показывает, что через развитие территории можно сделать жизнь людей в городе лучше и дать им больше возможностей для взаимодействия друг с другом. Таких пространств всегда будет не хватать. В этом смысле креативные кластеры не панацея. Может быть, через 5-10 лет нужны будут другие пространства.

Парк культуры и отдыха им. Горького, г. Москва

Евгения: Я бы тоже ставила вопрос шире. Для городского жителя важен не только находящийся где-то в соседнем районе креативный кластер, но и свой двор, своя улица, свой район с безопасной комфортной средой и всей необходимой инфраструктурой.

Надо думать не о создании некоторого количества пространств, а о перепрограммировании всего архитектурного ландшафта городов под современные запросы людей.

По каким критериям можно определить степень удовлетворенности жителей своим городом, регионом, конкретной территорией?

Евгения: Индекса качества жизни в России нет. Его ведет международная Организация экономического сотрудничества и развития, это экономический «двойник» НАТО. На их сайте можно посмотреть, в каких городах мира качество жизни выше. Каждый город представлен в виде цветка, и его лепестки — это та или иная сфера жизни горожан. Российских городов там нет, так как мы не являемся членами этой организации. У нас нет формата сбора статистики по индикаторам, которые там учитываются. Но сейчас у Минстроя России разработан Индекс качества городской среды. Там порядка 30 индикаторов, по которым можно судить об уровне благоустройства и развития общественных пространств. На них можно будет ориентироваться в работах по развитию и благоустройству территорий.

О направлениях комплексного развития территорий

На какой экспертизе строится работа проекта Urban Policy Institute?

Евгения: В свое время я участвовала в архитектурном преобразовании Москвы. В 2012 году место главного архитектора города занял Сергей Кузнецов, архитектор по образованию, с опытом управления архитектурной компанией со штатом в 200 человек. Он привел с собой в Правительство команду из своей же компании. Я была членом этой команды, чем невероятно горжусь. К этому времени у Сергея Кузнецова и его бывшего партнера Сергея Чобана, наиболее известного в стране и за рубежом российско-германского архитектора, я получила бесценный опыт работы над проектированием и строительством лучших объектов Москвы и страны. (С 2012 по 2016 годы Евгения занимала должность начальника управления архитектурного совета в Комитете по архитектуре и градостроительству Москвы — прим. ред.

Я понимаю, как можно аккумулировать всех участников градостроительного процесса и с помощью небольших вложений перезапустить весь город. В период работы в правительстве Москвы нам удалось решить много системных задач, в том числе таких глобальных, как реорганизация всей домостроительной отрасли, работающей на город. Они включают в себя работу не только со всеми уровнями власти, но и со всеми застройщиками и предприятиями субъекта, а также подготовку нормативно-правовых актов и сопровождение строек. Нам удалось отладить системное проведение конкурсов на проекты знаковых зданий города, сформировать новый дизайн-код общественных пространств — иными словами, поучаствовать во всех процессах стройкомплекса. Это помогло понять проблемы, сложившиеся внутри профессии, в том числе законодательного характера. Последующая работа в ДОМ. РФ позволила оценить масштаб задач по стране в целом и поучаствовать в ряде нормативных документов и программ федерального уровня. (С 2016 до 2017 года Евгения Муринец работала заместителем генерального директора ДОМ. РФ, бывшего «Агентства ипотечного жилищного кредитования» — прим. ред.

Екатерина: Со стороны Universal University, мы опираемся на опыт всех наших школ, агрегирующих образование по всем креативным индустриям страны, но прежде всего, конечно, на экспертизу нашей архитектурной школы МАРШ. Она уже 7 лет существует на рынке и развивает программу бакалавриата и магистратуры совместно с британским университетом London Metropolitan University. Это первая достойная альтернатива МАРХИ и государственному архитектурному образованию в России. Чуть позже при школе МАРШ была создана практическая лаборатория МАРШ лаб, которая стала разрабатывать архитектурные концепции для регионов и развивать принцип соучаствующего проектирования. Специалисты МАРШ лаб выезжают на конкретную территорию, которую жители просят благоустроить, делают исследования, опрашивают жителей, что они хотят видеть на этом месте. На основе этого создается концепция развития территории. Это может быть и креативный кластер, и рынок, и даже сквер в тундре. У нас на счету уже 45 проектов. Постепенно к МАРШ лаб стали присоединяться профессионалы из других индустрий, потому что, например, чтобы спроектировать сквер в тундре, нужен не только архитектор, но и геодезист, и специалист по почвам. Сначала к нам приходили поговорить про маленькие территории площадью 1-2 гектара. Затем стали приходить с вопросами вроде: мы построили завод в 30 км от города, а туда никто не едет — что нам делать? В конце концов мы приняли решение создать отдельную институцию, которая будет заниматься не только архитектурным проектированием, но более широким спектром задач. Так появился Urban Policy Institute.

Читайте также:  Город 74 ru челябинск вход

Евгения Муринец, Екатерина Черкес-заде и мэр Москвы Сергей Собянин на дне рождения школы МАРШ

В каких направлениях будет работать институт?

Евгения: Сейчас мы выделяем четыре больших направления: развитие территорий в регионах, развитие строительной промышленности, продвижение российской архитектурной экспертизы за рубежом и образовательная деятельность.

Давайте обо всем по порядку. Что понимается под развитием территорий?

Екатерина: Это очень комплексное понятие. Оно тесно связано с экономическим и социальным развитием региона. Сейчас в России развитием территорий занимается много компаний и отдельных специалистов, но комплексного подхода нет. Наша основная экспертиза в данном направлении — это формирование команд с теми компетенциями, которые нужны конкретному региону для конкретной задачи. Приведу пример. У МАРШ лаб был проект в Татарстане. Наталия Фишман (помощник президента Республики Татарстан — прим. ред. ) обратилась к нам с просьбой переосмыслить дома детского творчества и дома культуры, куда раньше ходили только дети и бабушки на кружки. Обычно градоначальники воспринимают развитие территорий через строительство: сначала надо что-то построить, а потом уже думать, чем это заполнять. Сейчас ситуация меняется, и культурное программирование территорий, наконец-то, становится важной составляющей проекта. Поэтому мы начинаем развитие территории исходя из функций, которые жители хотели бы ей присвоить. Нам стало понятно, что для того, чтобы сделать по-настоящему качественный и современный культурно-образовательный центр, нужно, как минимум, обратиться к специалистам из сферы детского образования, социальной работы, креативных индустрий.

Программирование территорий должно жить в поле не только архитектурно-строительных, но более широких компетенций.

Приведу другой пример, про Якутию, которая является одним из наших партнеров. Этот регион — главный алмазодобытчик в мире. При этом вся дополнительная добавочная стоимость делается не в России: алмазы ограняются в Индии, ювелирные украшения производятся в Европе. Огромный процент мировой ювелирной продукции — это наши алмазы, но Якутия на них практически не зарабатывает. Так почему бы не перепрограммировать экономику региона с добычи алмазов на полный цикл производства, в том числе включить туда современный ювелирный дизайн? Для этого нужно начинать с развития новых компетенций в регионе — учить местных ювелиров новейшим тенденциям в ювелирном дизайне, переориентировать местные компании на внешние рынки. Так, 4 июня мы запускаем первую в Якутске образовательную программу по ювелирному дизайну от кураторов Британской высшей школы дизайна. Выхлоп от такого проекта может быть очень большой — и создание креативного кластера с мастерскими, и создание бизнес-инкубатора для стартапов, и в итоге развитие экономики региона. Но такая деятельность выходит за рамки архитектуры и урбанистики. Сюда добавляется и развитие всей инфраструктуры, и экономические программы для развития конкретных областей бизнеса. Потому мы и говорим, что в рамках Urban Policy Institute мы хотим заниматься именно комплексным развитием территорий, а не просто строительством. Наша мультидисциплинарная платформа идеальна для этой задачи.

Евгения Муринец в жюри конкурса на городской парк в центре Якутска

Хорошо. Расскажите о втором направлении — развитии строительной промышленности. Как оно связано с архитектурой и урбанистикой?

Евгения: Имеется в виду модернизация российской строительной отрасли в рамках импортозамещения. Сегодня в России производится очень мало качественных строительных материалов и техники. А то, что производится, плохо продвигается. Даже на государственных тендерах наши компании по разным причинам проигрывают зарубежным коллегам. В рамках Urban Policy Institute наша задача — помочь российским производителям найти своего клиента и повысить качество их продукта до уровня зарубежных аналогов.

Одним из наших партнеров является Челябинская область. Правительство региона обратилось к нам с просьбой посодействовать внутреннему экспорту их продукции. Все мы знаем, что Южный Урал — это богатое месторождение полезных ископаемых, центр металлургии и тяжелой промышленности. Но помимо этого, Южный Урал производит хорошую строительную технику. Сейчас мы работаем с компанией, которая поставляла краны для строительства стадионов к Чемпионату мира по футболу. У них четыре больших комбината, часть которых является градообразующими предприятиями в моногородах, то есть это нескольких тысяч рабочих мест. Тем не менее, в этом году их продукция на рынке оказалась менее востребованной, чем зарубежные аналоги. Проблема в том, что в России для победы в тендерах недостаточно быть просто хорошим производителем. Нужно также разбираться в процедуре принятия решений в отрасли.

Мы хотим помогать российским предприятиям, потому что они определяют качество жизни в регионах, тем более, в моногородах. Кейс с Челябинской областью станет первым в этом направлении работы. Мы уже обратились за помощью к нашему стратегическому партнеру, Московскому экспортному центру, который как раз занимается вопросами экспорта отечественной продукции.

Как именно вы можете помочь промышленным предприятиям?

Евгения: Через развитие территории и инфраструктуры региона и через создание спроса. Предприятия готовы сами проводить модернизацию, если поймут, что на их продукцию есть спрос. Я это знаю по опыту работы в Московском правительстве, когда мы занимались модернизацией домостроительных комбинатов. Московское правительство не выделяло на это специальных денег, поскольку это частные компании. Но оно создало комфортные условия, чтобы они модернизировались самостоятельно. Во-первых, у всех компаний спросили, сколько они готовы потратить на модернизацию, смогут ли они осилить новые требования к качеству жилья. Комбинаты ответили «да», но назвали длинные сроки, порядка двух лет. И это было учтено. В результате без каких-либо вложений со стороны государства произошла модернизация 11 крупных предприятий, что позволило создать продукт нового качества и новые рабочие места.

В рамках работы института в данном направлении будут ли это отдельные кейсы с конкретными производителями или полноценная всероссийская программа?

Евгения: Сейчас мы планируем создать дорожную карту модернизации нескольких направлений строительной промышленности в регионах. Это достаточно амбициозная задача. Посмотрим, что из этого выйдет.

Екатерина: При этом мы остаемся равноудаленным от всех институтом и не являемся представителями ни государства, ни отдельных производителей. Это дает нам большую свободу. Мы можем под конкретную задачу привлекать специалистов, которые необходимы для ее решения, и вся индустрия автоматически может с нами сотрудничать.

Давайте поговорим о продвижение российской архитектурной экспертизы за рубежом. Как обстоят дела и что можно сделать?

Екатерина: Идея в том, чтобы организовать экспорт нашей креативной индустрии, чтобы российские регионы могли зарабатывать на ее продвижении. Все знают, что в России дешево девелопить любой продукт, начиная от IT и заканчивая киносъемками. У меня есть коллеги, которые уезжали запускать проекты в Европе, но в итоге открывали офис для разработчиков в Казани или студии анимации в Воронеже, потому что это дешевле. Вот, например, кино в Россию не приезжают снимать. В кинопроизводстве существует так называемая система рибейтов. Допустим, если вы снимаете сцену в Париже, то Париж зарабатывает на том, что съемки проходят на его территории. В Москве до недавнего времени снимать кино было практически невозможно, надо было постоянно договариваться, чей это тротуар, напротив какого здания он находится и так далее. Москва на этом никак не зарабатывала. Два года назад мы с коллегами поднимали эту тему на Московском культурном форуме вместе с Москино. Недавно наш город, наконец, озаботился данным вопросом, и снимать кино в Москве официально стало легче. То же самое сейчас пытаются сделать в Калининградской области и других регионах. Совсем необязательно, что это должно быть именно российское кино. Может и зарубежная команда приехать, потому что в Калининграде снимать будет дешевле, чем в соседней Прибалтике.

Екатерина Черкес-заде на выпускном Московской школы кино

Евгения: Конкретно же в рамках Urban Policy Institute мы хотим способствовать продвижению российской архитектурной экспертизы. Однажды я была в составе жюри международного архитектурного конкурса, который проходил в Италии. Кроме меня, там были представители Южной Африки, Латинской Америки, Европы, Китая. Я поняла, что они очень плохо ориентируется в нашей архитектуре. Председатель жюри за чашкой кофе как-то сказал мне, что российская архитектура для Европы — серая зона. На конкурсе было всего две заявки от России из нескольких сотен. Две заявки — ну что это такое! В России столько прекрасных архитекторов, но на международном рынке они не представлены. Их редко приглашают разрабатывать международные проекты. Мы хотим это исправить.

А как вы можете это исправить?

Евгения: У нас есть два международных проекта в этом направлении. Во-первых, в следующем году исполняется 100 лет Высшим художественно-техническим мастерским. ВХУТЕМАС — это наша национальная гордость, первый этап в российском архитектурном образовании, которое задало новый стиль по всему миру. В архитектуре это был конструктивизм, в искусстве — авангард. Эти течения зародились в Москве параллельно с немецким Bauhaus в 1919-1920 гг. Мы хотим брендировать достижения ВХУТЕМАС с помощью международной выставки, конференций и ряда других мероприятий. Сейчас мы обсуждаем их содержание с нашим контентным консультантом архитектором Анной Боковой. Среди наших партнеров уже есть МАРХИ, который бережно поддерживает традиции ВХУТЕМАС, и Международная академия архитектуры. Некоторые экспонаты придется восстанавливать по чертежам. Мы планируем активно заняться этим проектом уже в ближайшее время.

Во-вторых, мы хотим провести свой международный конкурс реализованных архитектурных проектов совместно с европейскими коллегами и пригласить к участию архитекторов из стран Европы и Азии. Здесь мы себя видим в роли коммуникационной площадки, которая позволит нашим архитекторам посоревноваться с зарубежными коллегами. Финалисты и победители получат возможность продвижения своей деятельности на международном уровне.

Евгения Муринец и Сергей Георгиевский, генеральный директор Агентства стратегического развития “ЦЕНТР” на фестивале “Дом на Брестской приглашает

Екатерина: В этом смысле мы очень быстро нашли общий язык с Российским и Московским экспортным центром. Они лоббируют интересы российского рынка за рубежом, организовывая бизнес-миссии и профессиональные выставки. То, что делаем мы, органично вписывается в их задачи. Вместе мы сможем выходить на крупные международные площадки и презентовать достижения и возможности российской креативной индустрии.

Хорошо. Еще одно направление — образовательная деятельность. Как его можно реализовать?

Екатерина: Предположим, в регион приехали несколько архитекторов из Москвы, за пару недель собрали несколько концепций развития территории под креативный кластер, и уехали. Даже если решение о реализации проекта будет принято, без развития компетенций на местах и авторского надзора ничего хорошего не получится. Нужно работать с местными управленцами, архитекторами и строителями. Это удобнее всего делать в формате воркшопов. Здесь у нас с Евгенией очень комплементарные компетенции. С одной стороны, есть опыт нашего проекта МАРШ лаб и всего Universal University, который аккумулировал более 1000 преподавателей-практиков креативной индустрии. С другой стороны, есть опыт Евгении, которая курировала невероятный объем архитектурных проектов от лица органов власти и которая ведет курс в РАНХиГС на программе «Стратегическое управление городом».

Евгения: Сегодня достаточно большой запрос от региональных властей на образовательные мероприятия. Так, этой зимой я была в Махачкале. Там сформировалась новая команда управленцев, и был двухдневный интенсив, в том числе по вопросам градостроительной политики. Я рассказывала, какие должны быть первые шаги в развитии города со стороны власти, какие цели надо ставить, какие есть инструменты в законодательстве по их достижению, как проводить исследования общественного мнения, как прописывать требования по профессиональным компетенциям, какие нужны нормативные документы и регламенты на уровне города.

Читайте также:  «Территория г. Севастополя и административно-территориальные единицы в пределах города федерального значения Севастополь»

Проблема развития городской среды не столько в отсутствии хороших архитекторов в стране, сколько в структуре управления, которая сложилась в этой сфере в регионах.

Как человек, который работал на госслужбе, я знаю, что чтобы системно что-то сделать, для начала нужно сформировать правильный документ, который будет опираться на запрос индустрии и профессионального сообщества. В свое время мы сделали несколько таких документов для Москвы, и по ряду позиций в столице действительно стало хорошо. Например, мы прописали на уровне постановления Правительства Москвы дизайн-код для рекламных вывесок. Сейчас мы консультируем регионы по вопросу обновления структуры принятия решений в отрасли. К нам обратились муниципалитеты Ленинградской, Калужской, Псковской, Челябинской области с запросами в этом направлении.

Евгения Муринец, советник президента Союза архитекторов России

Самый популярный запрос от регионов, который получаем — на специалистов, которые способны реализовывать архитектурные проекты на должном уровне. Такие задачи решаются в формате консалтингового сопровождения и кураторства. В качестве примера можно назвать нашу работу с Правительством Калужской области. В прошлом году губернатор Анатолий Дмитриевич Артамонов обратился с запросом о формировании центра компетенций, который мог бы координировать все работы по городской среде в субъекте, благоустроить общественные пространства и подготовить город к празднованию 650-летия. Поскольку у меня широкий профессиональный круг общения, мы быстро собрали команду из московских и местных специалистов и выстроили систему работ внутри субъекта. К концу года центр официально начал свою работу. Его возглавил архитектор из Москвы Александр Томашенко, на тот момент партнер в собственном архитектурном бюро ai-architechts. Основой успеха стало то, что и губернатор, и команда правительства области оказались активными и готовыми к переменам. В этом году Калуга вошла в тройку регионов по динамике развития городской среды во всероссийском рейтинге Минстроя России. Недавно в Москве состоялась 24-я Международная выставка «АРХ Москва», где Калужская область выступила почетным гостем. В прошлом году таким гостем был Татарстан.

О сложностях и факторах роста

Когда можно ждать результатов и изменений в территориальном облике российских регионов?

Евгения: Цикл изменений, связанных со строительством и урбанистикой, в России составляет примерно 4-5 лет, если считать от первого эскиза до ввода объекта в эксплуатацию. Чуть поменьше сроки по благоустройству. Например, реализация проекта Тульской набережной Олега Шапиро (сооснователь архитектурного бюро Wowhaus, которое проектировало «Стрелку» и электротеатр «Станиславский» в Москве — прим. ред. ) заняла порядка трех лет. Столько же делались набережные озер Кабан в Татарстане, совместный проект русских и китайских архитекторов. Думаю, что результаты проектов, по которым идет работа сейчас, можно будет увидеть начиная с 2021-2022 гг.

Какие у вас планы на ближайший год?

Евгения: Сейчас мы подписываем соглашение с Челябинской областью. Также у нас готовится соглашение с МГТУ им. Баумана – у университета есть исследовательская лаборатория по композитным материалам. Для архитектурно-строительной отрасли стройматериалы — это важнейшая качественная характеристика. Легкость, прочность и эстетичность конструкции напрямую влияет на ее стоимость. Поэтому в этом направлении постоянно что-то развивается.

Если говорить о планах по международным событиям, то это глобальные проекты, которые потребуют привлечения мировой экспертизы и серьезного финансирования. Начало работ у нас запланировано на лето 2019, а пик экспертной и финансовой активности — на начало следующего года.

Екатерина: Еще один проект — это программа по развитию моногородов. Сейчас есть запрос на объединение экспертизы для развития таких территорий — со стороны и самих градообразующий предприятий, и Школы Сколково, которая развивает компетенции местных управленцев, и нашей экспертизы в области архитектуры, урбанистики и креативных индустрий.

Какие есть проблемы на пути программирования территорий в России и вообще вашей деятельности?

Екатерина: В России я вижу основную проблему в недооцененности креативных индустрий и людей, которые в ней работают. Эти люди очень самостоятельные. Например, 25% выпускников Universal University имеют собственный бизнес, ещe 50% — это фрилансеры: режиссёры, продюсеры, дизайнеры. Это мобильная аудитория, они не хотят сидеть в офисах, они часто меняют сферу жизни, у них активная жизненная позиция. Эти люди не считают, что в 25 лет они уже должны «устаканить» свою жизнь. Вот для таких людей среды в регионах просто нет.

Между тем, 35% ВВП Великобритании — это креативные индустрии. ВВП одной только Калифорнии превышает ВВП всей России. У нас каждый восьмой ребенок ходит в музыкальную школу. Где наша российская музыка — ну, кроме классической? На каких лейблах она представлена в мире? Нигде. А Великобритания зарабатывает огромные деньги на музыке. Если просто создать среду, помочь людям реализовать собственный талант, сделать ставку на креатив, я уверена, что многое изменится.

Екатерина Черкес-заде, директор Universal University

Какие факторы, наоборот, способствуют развитию и росту современных пространств?

Евгения: Ключевой фактор — это диалог с властью. Если госслужащие понимают, что креативные индустрии — это драйвер экономики их субъекта, то сразу намного легче что-либо развивать. Поэтому коммуникация с госорганами — это важный момент нашей деятельности. Мы хорошо общаемся с нашими коллегами из Минстроя России и его подведов. Это молодая организация, созданная только в 2013 году. Экс-министр Михаил Александрович Мень структурировал работу регулятора огромной отрасли. Перед новой командой министра Владимира Владимировича Якушева встали новые вызовы, в том числе связанные с архитектурной политикой. Когда-то мы смогли поднять вопрос развития архитектуры в Москве на высокий уровень. Поскольку на столицу все оглядываются, это работает как кейс. Например, ряд регионов стали строить новые серии домов и новую социалку. Практика проведения конкурсов на застройку, которую мы когда-то ввели в Москве, активно используется регионами уже четвертый год. Сейчас местная власть меняется, новые управленцы готовы впитывать новые идеи.

ГОРОДСКАЯ СРЕДА И ЖКХ

Формирование комфортной городской среды — это обо всём, что окружает нас. Дворы и подъезды, лифты, водопровод, газ и электричество. Чистая вода и водоёмы, зелёные парки и безопасные детские площадки. Красивые и удобные пространства: набережные, скверы, дворы. IT-инфраструктура, дистанционные услуги. Всё это меняется для нас!

Как создать комфортную городскую среду в регионах? Опыт основателей проекта Urban Policy Institute — Трибуна на vc.ru

Нацпроект «Цифровая экономика»

Проект направлен на повышение конкурентоспособности российских городов, формирование эффективной системы управления городским хозяйством, создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан.

Основная цель — сделать города более комфортными для жителей, повысить индекс качества городской среды. Вдвое сократить количество городов с неблагоприятной средой. Вовлечь граждан в процесс благоустройства городов, чтобы доля активного населения составляла не менее 30%.

Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда

Этот федеральный проект отвечает за создание и применение механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда по всей стране.

Нацпроект «Жильё и городская среда»

Ключевая задача — повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения и водоподготовки с использованием перспективных технологий, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса.

Цель федерального проекта — сокращение сброса неочищенных сточных вод, расчистка участков и экологическая реабилитация водных объектов в 16 регионах, входящих в бассейн реки Волга, включая Москву и Московскую область. Всего до 2024 года будут построены или модернизированы 229 объектов очистных сооружений централизованных систем водоотведения.

Развитие городов

Уровень комфорта от проживания в городе зависит не только от наличия парков и скверов. Удобным в городе должно быть всё — от дворов и набережных до системы управления городским хозяйством. Вот инструменты и программы, которые работают на рост и развитие городов России.

Мы используем файлы Cookie, чтобы пользоваться сайтом было удобно

Создание гуманной городской среды выгодно для девелоперов

В рамках форума PROEstate интервью корреспонденту “РБК-Недвижимости” дала Карима Нигматулина, и. директора ГУП “НИ и ПИ Генплана Москвы”. По словам московского эксперта, инвестиции в создание комфортной и гуманной городской среды сторицей окупятся из-за капитализации новых девелоперских проектов.

Как создать комфортную городскую среду в регионах? Опыт основателей проекта Urban Policy Institute — Трибуна на vc.ru

– Главный вывод, который можно сделать, – инвесторы на рынке недвижимости наконец-то начинают ориентироваться на интересы конечного потребителя, на человека, который будет жить в построенных ими квартирах и в городе в целом. До недавних пор большинство девелоперов строили свои объекты исключительно с прицелом на спрос, который во многом генерировался инвестиционным фактором и в первую очередь выражался объемом застройки, а не качеством городской среды. Как известно, на рынке было очень много инвестиционных квартир, и задача стояла построить максимум квадратных метров, выгодных для вложений. Сейчас парадигма меняется.

– Какую роль при этом играет фактор комфорта?

– Комфортность города, как сказал один из участников дискуссии, – это как обувь, которая нигде не натирает. Все элементы комплексно увязаны друг с другом, нет гипертрофированных акцентов и перекосов, правильно определен функционал тех или иных городских территорий и отдельных зданий, минимизированы разрывы в городской ткани. Сейчас бывает так, что объект имеет хорошие видовые аспекты, но нет безопасности. Может быть хорошая экология, но при этом очень неудачные планировки квартир. И задача градостроителей – грамотно сбалансировать все критерии городской среды. Если такого баланса удается достичь, то комфортность приобретает совершенно иное значение. Она начинает работать на экономику проектов. Такие элементы, как развитая социальная инфраструктура, хорошая транспортная доступность, зеленые зоны, рекреационные пространства, продуманная планировка кварталов и квартир, в правильных пропорциях и сочетании существенно увеличивают добавочную стоимость недвижимости.

Хорошим примером в данном случае может служить развитие территорий, прилегающих к Москве-реке. По указанию столичного мэра Сергея Собянина, градостроительный комплекс Москвы проводит международный конкурс на разработку соответствующей концепции. При его подготовке наш институт провел анализ и пришел к выводу, что правильно спланированная территория набережных, оптимизация характера застройки соседних участков могут повысить капитализацию расположенных на них жилых объектов в среднем на 10%, а иногда даже достигать 20%. Таким образом, создание гуманной среды становится для девелопера наиболее эффективным и прибыльным вариантом.

– Как это донести до бизнеса, до большего числа землепользователей?

– Есть Генплан Москвы, есть программы комплексного развития городских территорий. Несмотря на то, что в разных местах будут локализованы разнообразные решения, все присутствующие на круглом столе эксперты согласились, что каждый индивидуальный случай должен быть привязан к общей концепции развития города в целом. В этом случае можно будет говорить о создании синергетического эффекта, который поможет еще эффективнее использовать имеющиеся площадки. В рамках той же программы развития прибрежных территорий Москвы-реки, например, будут рассмотрены первоочередные локальные мероприятия и проекты, а также представлено комплексное видение на долгосрочную перспективу. В одних случаях инвесторов станут привлекать под конкретный функционал территорий, закрепленный в граддокументах. В других, когда на участках уже есть землепользователи, желающие активно реализовывать проекты, с ними будет вестись работа, дабы они делали то, что укладывается в общее видение. Это позволит сбалансировать все интересы, которые присутствуют в городе.

Карима Нигматулина
НИиПИ генплана Москвы

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

К ним относятся жилые, общественные и промышленные здания, улицы, магистрали, площади, подземные переходы, стадионы, телебашни и другие сооружения. Антропогенные объекты делятся на градостроительные, производственные и объекты городских инфраструктур: транспортной, инженерной и социальной

Что такое «Формирование комфортной городской среды»? Ответ – Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» направлен на благоустройство общественных территорий. Основная цель — сделать города более комфортными для жителей, повысить индекс качества городской среды

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *