Основная статья: Умные города в Казахстане
Основная статья: Умный город: развитие в России
Помимо светодиодных ламп, на дороге используется специальная разметка, которая выполнена с помощью флуоресцентной краски. Это позволяет ей «заряжаться» от дневного света и светиться на протяжении всей ночи. На обочинах разработчики нарисовали специальные снежинки, которые начинают светиться при низкой температуре, что позволяет проинформировать водителей о гололеде.
11 декабря 2018 года компания Software AG объявила об завершении широкомасштабного проекта «Умный город», который выполнялся совместно с партнером — компанией Technology Strategies Middle East (TSME). Местом реализации проекта стал город Абу-Даби — столица Объединенных Арабских Эмиратов, а в качестве базовой IoT-платформы была выбрана платформа Cumulocity IoT. Подробнее здесь.
К декабрю 2019 года в Китае появилось около 250 млн автомобилей, однако количество парковочных мест далеко не соответствует реальным потребностям городских жителей. В среднем на каждую машину в Китае приходится менее 0,8 парковочных мест, причем дефицит особенно остро ощущается в городах первого и второго уровня. Поэтому Китай решает проблемы парковки с помощью искусственного интеллекта и других технологий. Подробнее здесь.
Так, уже запущенный в столице Азербайджана проект «Общественный Wi-Fi» послужил началом для внедрения «Умного города». Роль, которую преследует компания Huawei, заключается в том, чтобы помочь Минсвязи республики в становлении проекта. «В последующие этапы будут реализованы такие компоненты как «Умный транспорт», «Умный порт», «Умная торговля» и т.д., по каждому из которых имеются конкретные решения, которые будут внедряться поэтапно», – сказал Марко Ху.
Что такое умный город?
Британский институт стандартов (British Standard Institution, BSI) описывает умный город, как «эффективную интеграцию физических, цифровых и человеческих систем в искусственно созданной среде с целью обеспечить устойчивое, благополучное и всестороннее будущее для граждан».
ИКТ используются для повышения качества, производительности и интерактивности городских служб, снижения расходов и потребления ресурсов, улучшения связи между городскими жителями и государством.
2 марта 2017 года компания Orange Business Services сообщила о многомиллионном контракте, который она заключила с компанией MEEZA на создание «умных сервисов» и приложений для района Мшейреб (Msheireb) в Дохе. В районе Мшейреб реализуется проект «умного города». Предполагается, что в результате реконструкции района там будет работать более 500 тыс. датчиков, подключенных и управляемых набором приложений. Подробнее о проекте смотрите – Meeza начала проект создания «умного города».
Батуми станет одним из первых «умных городов» в мире, в котором с помощью системы мониторинга климатического состояния можно будет планировать архитектурное развитие города, прогнозировать риск природных катаклизмов, улучшать туристическую инфраструктуру города, информировать водителей об изменении дорожной обстановки из-за погодных условий, а также развивать агропромышленный сектор.
Семь синоптических автоматических центров управления уже установлены в Батуми и его окрестностях. Именно они будут аккумулировать весь спектр погодных данных и формировать различные прогнозы, а также через специально разработанную систему предупреждений для служб и районных администраций информировать о приближающейся метеорологической опасности.
Власти города осуществляют этот проект совместно с некоммерческой организацией Your Forest.
Основная статья: Суйта_(умный_город)
Super Smart Society 5
По данным на 2017 год, в Японии реализуется масштабная долгосрочная стратегия реформирования общества Super Smart Society, или Society 5.0 («Общество 5.0»), разработанная правительством страны в ответ на актуальные вызовы ее развитию, например, старение населения.
«Общество 5.0» предполагает активное использование передовых технологических достижений, в том числе индустриального интернета вещей, роботизации и искусственного интеллекта, в повседневной жизни человека, производстве, здравоохранении и других областях.
По состоянию на октябрь 2017 года, одним из важнейших инструментов построения комфортного и безопасного общества в рамках реализации стратегии «Общество 5.0» в Японии является разработка и внедрение инновационных технологий в сфере автономного вождения.
Показателен опыт внедрения решений Smarter Cities в Рио-де-Жанейро. Решение о необходимости организации в городе Rio Operations Center возникло после очередного схода селя с холма, на котором располагались часть городских районов. В связи с сильными ливнями сели сходили довольно часто, но один из них оказался особенно разрушительным, погибло много людей, оказались уничтожены дома. По договоренности с IBM городская администрация приняла решение организовать центр, в который стекалась бы информация о погоде, состоянии почв, ситуации на дорогах и т.д. – всего в центр поставлялись данные более 30-ти ведомств и, соответственно, появилась возможность обеспечить обратную связь, связав между собой все эти ведомства.
Теперь при получении информации о приближающемся сильном ливне городские службы точно знают, на какой участок нужно послать максимальное количество спасателей, где нужно быстро организовать эвакуацию людей, какие пути лучше использовать и т.д.
В Тель-Авиве решили в 2016 году построить дорогу, которая будет способна заряжать электромобили прямо по ходу движения. Как известно, самым большим недостатком таких авто является постоянная необходимость в подзарядке. По задумке израильских ученых, энергия будет вырабатываться с помощью специального дорожного полотна. Для этого при прокладке дорог предполагается использовать специальную машину, которая будет рыть небольшие траншеи глубиной около 8 см для индукционных катушек. Далее траншея будет заливаться асфальтом, поле чего установленные в ней катушки начнут взаимодействовать с проезжающими автомобилями, передавая им электроэнергию. Предполагается, что излучение от катушек не будет превышать 25 см — этого будет достаточно, чтобы «достать» до автомобиля, и, в то же время, мало, чтобы навредить здоровью водителя.
Компания Electroad уже провела комплексное тестирование решения в своих лабораториях. На первом этапе «энергетическую» полосу планируется создать для общественного транспорта. Далее будут модифицированы другие участки дорог. По убеждению специалистов Electroad, разработанная технология имеет ряд преимуществ, чтобы стать основой для построения дорожно-транспортной инфраструктуры ближайшего будущего. Так, вес батареи электрического автобуса может составлять до 5 тонн, а стоимость — несколько сот тысяч долларов. При этом дальность поездки такого автобуса все равно будет ограничена емкостью батареи. Решение Electroad позволяет сделать электрические автобусы легче и повысить максимальную дальность поездок.
Sitronics Group поможет разработать концепцию «умного города» Ош в Киргизии
Sitronics Group 24 июня 2022 года сообщила о подписании меморандума о сотрудничестве с мэрией города Ош Кыргызской Республики. Сторонами обсуждались вопросы реализации в городе Ош проекта «Умный город». Подробнее здесь.
Камеры видеонаблюдения установят по всему Кыргызстану
Закон «О наружном видеонаблюдении» действует на территориях Бишкека и Оша с 2015 года. МВД Кыргызстана предложило другой вариант редакции, который обяжет установить камеры по всей стране. Об этом стало известно 27 ноября 2020 года.
Согласно обновлениям, юридические и физические лица должны будут оснастить видеооборудованием прилегающие территории зданий, которые находятся в их собственности или в аренде. Исключением станут здания и другие объекты, находящиеся в государственной собственности. Списки объектов подготовят местные власти.
Правительство Киргизии и Huawei договорились о реализации проекта «Умный город»
В начале 2018 года Правительство Киргизии и китайская корпорация Huawei подписали соглашение о реализации проекта «Умный город». Об этом пишет «Интерфакс». Соответствующие системы установят в городах Бишкек и Ош, а также на трех автомобильных трассах на территории страны.
Помимо прочего соглашение предполагает установку систем обзорного наблюдения «Антитеррор» и комплексов автоматической фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Реализация проекта займет примерно полтора года. В частности, системы фиксации нарушений ПДД установят на 70 перекрестках.
Инвестиции Huawei составят 60 млн долл. Возместить корпорации затраты планируется примерно за пять лет в том числе за счет оплаты штрафов. «Предварительный анализ показал, что мы отобьем раньше этого срока, но мы перестраховались», — отметил премьер-министр Киргизии Сапар Исаков (цитата по ИА «Кабар»).
Проект «умного города» Google в Торонто отменен
Компания Sidewalk Labs — «дочка» американского IT-гиганта Alphabet, специализирующаяся на инновационном развитии городов, — отказалась от строительства в Торонто «умного» района Quayside. Об этом говорится в сообщении мая 2020 года ее генерального директора Даниэля Доктороффа.
Причиной отмены проекта стала «беспрецедентная неопределенность, охватившая мировую экономику и рынок недвижимости Торонто». Так, по данным Toronto Regional Real Estate Board, в апреле продажи жилья в крупнейшем городе Канады по сравнению с тем же месяцем 2019 года упали на 67%.
Решение властей Торонто в 15 раз сократить площадь «умного города» Alphabet
Как стало известно 7 ноября 2019 года, муниципальные чиновники, отвечающие за развитие прибрежных территорий Торонто, приняли решение значительно сократить площадь «умного города» Sidewalk Labs. Изначально «дочка» американского ИТ-гиганта Alphabet планировала освоить около 77 га на берегу озера Онтарио, однако получила разрешение лишь на 5 га, пишет The New York Times. Подробнее здесь.
Alphabet выиграл конкурс на «инновационное благоустройство» территории у озера Онтарио
Холдинг Alphabet Inc, которому принадлежит поисковая система Google, выиграл в 2017 году конкурс на «инновационное благоустройство» территории на берегу озера Онтарио в канадском Торонто. Об этом пишет ТАСС Информационное агентство России со ссылкой на Financial Times. Проект обойдется компании в 1 млрд долл. Еще 1,25 млрд выделят власти Торонто.
Пилотный проект «инновационного обустройства» будет реализован на участке в 5 га с перспективой расширения до 323 га (3,2 кв. км). Здесь, в частности, появится беспилотный общественный транспорт, адаптивные светофоры, роботы-курьеры и энергоэффективные, но доступные по стоимости модульные дома.
«Это тестовая площадка для новых технологий, которая поможет нам строить более чистые, умные, экологичные города», — прокомментировал создание «умного района» в Торонто премьер-министр Канады Джастин Трюдо. «Для нас это не просто случайный проект. Это результат почти десятилетия размышлений о том, как технологии могут изменить человеческие жизни», — отметил в свою очередь председатель совета директоров Alphabet Эрик Шмидт
Точные сроки реализации проекта пока неизвестны. Их определят на начальном этапе планирования и тестирования технологий. Затраты на эти цели составят 50 млн долл.
Подробнее смотрите Alphabet: Строительство высокотехнологичного района
The Line (город будущего в Саудовской Аравии)
Основная статья: The Line (город будущего в Саудовской Аравии)
В середине января 2021 года Саудовская Аравия приступила к реализации амбициозного плана и начала строительство «линейного города» с нулевым выбросом углерода протяженностью 170 км. Строительство футуристического мегаполиса без автомобилей и дорог должно обойтись стране в $500 млрд.
Неом (NEOM) – супергород
Основная статья: Неом (NEOM)
Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) станет одним из соинвесторов строительства «мегаполиса будущего» Neom в Саудовской Аравии. Об этом заявил гендиректор фонда Кирилл Дмитриев, пишет ТАСС Информационное агентство России. «РФПИ вместе с партнерами готовы инвестировать в этот проект несколько миллиардов долларов», — пояснил Дмитриев.
Конкретные объекты вложений фонд видит в солнечной энергетике, здравоохранении, возведении портовой инфраструктуры и в сфере искусственного интеллекта. Отдельно Дмитриев выделил высокоскоростной транспорт, в частности, проект Hyperloop. Напомним сопредседателем совета директоров ведущей инновационной компании по строительству таких трасс Hyperloop One стал российский миллиардер Зиявудин Магомедов. Также фонд намерен привлекать к реализации проекта ведущие отечественные компании, работающие в сфере высоких технологий, добавил Дмитриев. О каких именно компаниях идет речь, пока не ясно.
Новый город Neom предлагается построить на участке земли площадью 25 тысяч квадратных километров (площадь, скажем, Нью-Йорка — 1200 квадратных километров) на берегу Красного моря у границ Саудовской Аравии, Иордании и Египта. В описании проекта говорится, что город расположится на территории всех трех стран, хотя пока ни Каир, ни Амман эти планы не комментировали.
Город будет получать электричество за счет солнечных батарей и других возобновляемых источников энергии. Ученые нового города разработают новые способы хранения природных ресурсов и энергии — как на основе существующих технологий, так и с помощью тех, о которых мир пока не слышал.
В Neom будет полностью экологичный транспорт, а сам город станет связующим звеном между Африкой и Азией. Город будет обеспечивать себя едой за счет новых технологий, а также ферм с использованием морской воды. Научные лаборатории Neom сфокусируются на разработке биотехнологий и инновационных способов производства. Предполагается, что город привлечет таланты из всех сфер, включая искусство.
В презентации отмечают, что участок земли, предполагаемый под строительство города, удачен с точки зрения климата, поскольку средняя температура тут на 10 градусов ниже, чем на остальной территории стран Персидского залива. Прохладный ветер с Красного моря делает климат приятным, это «идеалистическая и мирная пустыня».
Предполагается, что Neom будет своего рода государством в государстве, или даже независимым образованием с собственными законами и налоговыми правилами и «электронным правительством»; основной целью проекта названо создание «идеалистического общества».
Как это все будет реализовываться, нет ни малейшего представления. Neom прямо сейчас — это список обещаний, оформленных в красивые слайды, без пояснений, как эти обещания выполнить. Не очень ясна ситуация и с инвесторами; пока об участии в проекте заявил Российский фонд прямых инвестиций — но на каких условиях, не сообщается.
Совместная разработка Visiology и «Геоинтеллект» помогла реализовать концепцию Smart City в Ташкенте
1 февраля 2022 года Центр пространственных исследований и компания Visiology сообщили о запуске комплексной геоаналитической платформы «ГРАФИТ» в Департаменте Цифрового Развития Ташкента. Подробнее здесь.
Завершение первой стадии внедрения
8 июля 2021 года стало известно о том, что в Кыргызстане завершилась первая стадия внедрения АПК «Безопасный город». Проект снизил количество нарушений правил дорожного движения и аварий на дорогах. На июль 2021 года запустилась реализация второй фазы. Подробнее здесь.
«Швабе» примет участие в проекте создания «умного города» в административном центре Ташкентской области
5 апреля 2021 года Холдинг «Швабе» Госкорпорации Ростех сообщил об участии в проекте создания «умного города» в административном центре Ташкентской области – городе Нурафшан. Подробнее здесь.
К 2023 году все населенные пункты Узбекистана будут безопасными
Дальнейшим развитие программного комплекса займется Центр информационной безопасности и содействия в обеспечении общественного порядка. Также будет создана должность замминистра по развитию ИКТ, ответственного за реализацию проектов «Безопасный город».
Первый этап проекта будет реализован в 2017–2019 годах. За это время планируется создать системы видеоаналитики, установить видеонаблюдение и автоматизировать прием сообщений о происшествиях в Ташкенте. В 2019–2021 годах «Безопасный город» будет внедрен во всех областных центрах, а в 2021–2023 годах – охватит всю страну.
Комплекс будет интегрирован с информационными системами госорганов, системами видеонаблюдения, датчиков аналитики, центрами обработки данных. Будет создана Единая диспетчерская служба для МВД, МЧС, скорой помощи, пожарной безопасности, которая будет принимать звонки по номеру 112 и сигналы SOS-кнопок, и решать, кого вызвать на место происшествия. Установка SOS-кнопок продолжится до 1 сентября 2019 года в Ташкенте, и до 2021 – во всех областях. Все происшествия, зафиксированные датчиками и видеокамерами, будут отражаться в ситуационном центре. Затем на интерактивной карте в онлайн-режиме можно будет анализировать состояние безопасности в столице.
До конца этого года в Ташкенте будет внедрена аналитическая система видеонаблюдения в общественном транспорте, а в 2018–2019 годах будут созданы парковки с онлайн-оплатой и системой распознавания номеров автомобилей.
IBM партнер правительства Узбекистана по внедрению «умных городов»
Помощь по развертыванию программы «умных городов» в Узбекистане окажет республике компания IBM Восточная Европа/Азия. Об этом сообщается летом 2017 года на официальном сайте Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Узбекистана.
Во время переговоров по налаживанию сотрудничества стороны определили в качестве основных направлений взаимодействия такие, как развитие технологии «умных городов», подготовка высококвалифицированных ИТ-специалистов, разработка программных продуктов, «облачные» технологии и поддержка и финансирование стартапов. Ожидается, что в скором времени будет подписано соответствующее соглашение между IBM Восточная Европа/Азия и Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций республики.
Столицу Узбекистана превратят в «безопасный город»
В обращении к главе МВД президент подчеркнул: «Вы создадите одну систему, которая будет выполнять концепцию “Ташкент — безопасный город”. Один заместитель министра и его команда будут заниматься исключительно этим делом. В Ташкенте с 1 сентября 2017 года по 2019 год будет проводиться эксперимент. В Пекине создали такую отличную систему, они близки к нашему менталитету».
По словам главы государства, апробация центра управления будет проходить в течение двух лет, а затем систему планируется внедрить во всех городах страны. Ташкентский университет информационных технологий и Университет Инха в столице Узбекистана будут готовить специалистов соответствующей квалификации для работы в этой структуре.
Мадрид входит в пятерку наиболее густо населенных муниципалитетов Европы. Для справки, город производит порядка 1 млн тонн бытовых отходов в год, а его жители потребляют около 15 млн кубометров воды за 12 месяцев. Кроме того, город занимается управлением множественными имущественными активами, например, собственным парком из 1,7 млн транспортных единиц, более чем 250 тыс. осветительных приборов, а также следит за состоянием 287 тыс. деревьев.
В июле 2014 г. стало известно о том, что Мадрид будет использовать технологии IBM Smarter Cities для улучшения работы сервисов, предоставляемых гражданам городской администрацией, а также работы инструментов коммуникации и взаимодействия с жителями. Подразделение IBM, INSA, утверждает, что данный проект является крупнейшим в области создания сервисной экосистемы в Испании, главная его цель состоит “в улучшении городской жизни для всего трехмиллионного населения Мадрида”.
Стоимость проекта – 14,7 млн евро, основу внедряемых решений составят технологии для анализа и управления большими данными. С их помощью городская администрация будет управлять работой с каждым сервис-провайдером и соответствующим образом оплачивать ее в зависимости от уровня услуг. Речь идет о подрядчиках администрации, которые следят за состоянием улиц, освещением, ирригацией, зелеными насаждениями, осуществляют уборку территории и вывоз, а также переработку мусора.
В городе реализуется более 80 «умных» инициатив от прикладного портала до схем поощрения краткосрочного пользования свободными городскими землями. В Барселоне информация со всех городских датчиков, а их насчитывается более 600, собирается специальной интегрированной платформой Sentilo.
Эти данные – открытые, а на их основе городские власти планируют застройку городской черты, прокладку автотрасс и инженерных коммуникаций.
Система сбора мусора в этом мегаполисе также отличается интеллектом. Ультразвуковые сенсоры, вмонтированные в мусорные контейнеры, оповестят коммунальные службы, что пора приступать к вывозу отходов. Система самостоятельно рассчитывает график передвижения коммунального спецтранспорта, чтобы сэкономить топливо, человеческие ресурсы и своевременно вывозить отходы.
За последнее время благодаря усовершенствованию систем видеонаблюдения улучшилась безопасность жителей города. По официальным данным, в городе отмечен спад криминальной активности, при этом доля краж, на которые в 2014 г. приходилось более половины всех преступлений, за год упала на 30,2%.
В России существуют три более или менее проработанных проекта так называемых умных городов, а именно Москвы, Казани и Сколково. Какие проблемы решают подобные проекты? В Высшей школе экономики прошло экспертное обсуждение этой темы на круглом столе «Умные города: потенциал и перспективы развития в регионах России», организованном Институтом региональных исследований и городского планирования ВШЭ.
«Существует множество определений умного города, в зависимости профессиональной принадлежности автора, — сказал в своем докладе на круглом столе в ВШЭ 11 апреля председатель правления АНО «Центр компетенции по электронному правительству» Владимир Дрожжинов. — IT-специалисты, архитекторы, экологи, другие специалисты видят концепцию умного города по-разному. Я предлагаю рассматривать его с общечеловеческой точки зрения — как место, где люди будут счастливы».
Среди ключевых российских проблем, которые можно разрешить путем строительства умных городов, стоит отметить демографическую проблему сельских поселений (хотя в США и Белоруссии успешно функционируют современные агрогорода) и проблему моногородов
Город может считаться умным, если в нем инвестиции в традиционную (транспортную) и современную (ИКТ) инфраструктуры, инвестиции в человеческий капитал обеспечивают устойчивое экономическое развитие при вовлечении граждан в управление городом. По состоянию на 2012 год в мире насчитывалось 143 проекта умных городов различной степени завершенности, при этом все проекты можно разделить на две категории: трансформация существующих, традиционных городов и построение новых. В России существуют три более или менее проработанных проекта умных городов, а именно Москвы, Казани и Сколково.
Среди ключевых российских проблем, которые можно разрешить путем строительства умных городов, стоит отметить демографическую проблему сельских поселений (хотя в США и Белоруссии успешно функционируют современные агрогорода) и проблему моногородов, то есть городов, где экономическая деятельность большей части населения тесно связана с единственным предприятием или объединением предприятий.
«Умный город — это «система систем». Вспомните высказывание Чехова о том, что в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Так и в по-настоящему умном городе должны быть высокоразвитыми все системы: от информационных до водоснабжения», — уверен Дрожжинов.
О конкретном проекте улучшения городской инфраструктуры и инфраструктуры региона на территории Северокавказского федерального округа (СКФО) рассказал вице-президент ОАО «Энергострой-М.Н.» Виктор Румянцев. «Смартизация» в сфере энергоснабжения включает в себя три этапа: модернизация энергоснабжения на конкретных объектах, создание энергоэффективных городов и, наконец, формирование умного региона. На региональном уровне важно учитывать специфику городов, скажем, не может быть одинаковой структуры в курортном Кисловодске, промышленном Гудермесе, приморском Каспийске и столице Республики Ингушетия Магасе. Впрочем, со временем, считает Виктор Румянцев, будут вырабатываться некие шаблоны инфраструктур, которые можно будет применять и для других городов.
Рассмотрев в своем докладе весь процесс реализации проектов по «смартизации» городов, конкретные технологические решения и их стоимость, Виктор Румянцев уделил особое внимание вопросам финансирования проектов за счет предоставления преференций, бюджетных средств, банков и фондов, а также на основе государственно-частного партнерства.
И наукограды, и умные города предполагают достаточно большую долю жителей высокого интеллектуального уровня, однако если наукоград был городом, ориентированным на производство инноваций, то умный город — на их потребление
В несколько ином виде концепция умных городов существовала и раньше, это были так называемые наукограды. О соотношении данных понятий рассказал профессор Московского архитектурного института Сергей Ткаченко. В СССР исторически формировались города, в которых градообразующую роль играл научно-производственный комплекс — наукограды. Изначально созданием и развитием наукоградов занимались органы государственной власти, сейчас этим занимаются органы местного самоуправления и бизнес. И наукограды, и умные города предполагают достаточно большую долю жителей высокого интеллектуального уровня, однако если наукоград был городом, ориентированным на производство инноваций, то умный город — на их потребление.
Качество городской среды оценивается современными учеными по 13 различным показателям. Среди них динамика численности населения, а также индексы благосостояния граждан, социальной инфраструктуры, экономики, демографических характеристик и ряда других. При этом система компонентов городской среды определяется исходя из представления об иерархии потребностей городского жителя (по аналогии со знаменитой пирамидой Маслоу). Современная российская городская среда наиболее комфортна для инвесторов, высококвалифицированных специалистов и творческих людей и в меньшей степени — для туристов и работников без специальных навыков. Иными словами, российские города больше приспособлены для работы, чем для свободного времяпрепровождения.
По мнению Сергея Ткаченко, качество городской среды должно планомерно совершенствоваться по семи критериям: демография, социальная инфраструктура, экономическая и инновационная активность, экология, транспортно-инженерная структура, доступность жилья и кадровый потенциал. России необходимо обновить стратегию развития и решение должно находиться на стыке мнений экспертов и населения.
О потенциале «смартизации» российских регионов и барьерах для преобразования российских городов в умные рассказала младший научный сотрудник Института региональных исследований и городского планирования ВШЭ Евгения Рыбина. Создание умного города — это сложный, многоуровневый процесс преобразований городской среды в интересах «человека новой формации, производящего и потребляющего блага инновационной среды». Евгения Рыбина представила результаты анализа потенциала 164 городов России с численностью населения свыше 100 тысяч человек по различным критериям: экономическому, инновационному, кадровому и прочим. Исследование показало, что наибольший потенциал для преобразования в умные имеют города Подмосковья, такие как Подольск и Балашиха. Это объясняется тем, что в них еще не накопилось большое количество структурных проблем, кроме того, именно в подмосковные новостройки наблюдается отток перспективной молодежи из Москвы, здесь же обосновываются люди, прибывающие в столицу из регионов.
Сильное влияние естественных монополий мешает либерализации отношений (особенно в ЖКХ и энергетике) и не способствует снижению тарифов и цен
Среди административных барьеров, препятствующих преобразованию городов в умные, по мнению Рыбиной, — низкая квалификация государственных и муниципальных служащих и отраслевых специалистов, принятие решений властью без учета стратегии развития городов, пассивность местных органов власти и обслуживающих компаний. Сильное влияние естественных монополий мешает либерализации отношений (особенно в ЖКХ и энергетике) и не способствует снижению тарифов и цен. Наконец, свою роль играет и качество населения города — при низком образовательном уровне и высокой преступности системы и элементы умного города могут прийти в негодность из-за ненадлежащего использования и вандализма. Словом, требуются новые, более гибкие и восприимчивые к инновациям формы управления.
Формирование умных городов — сложная междисциплинарная проблема, его нельзя сводить к созданию развитой инженерной инфраструктуры, и круг связанных с этим вопросов слишком широк для одного обсуждения, решили участники круглого стола, поэтому в ближайшем будущем в ВШЭ планируется провести ряд семинаров по отдельным аспектам «смартизации» российских городов.
Мария Глазырина, студентка третьего курса факультета права, стажер новостной службы портала ВШЭ
Фото Никиты Бензорука
Большие данные для государства
Смотрите статью Большие данные (Big Data).Евгений Чаркин на TAdviser SummIT – о новой стратегии цифровой трансформации РЖД
Компоненты и функциональные области проектов “Умный город”
Как пояснил весной 2018 года вице-президент по стратегическим инициативам «Ростелекома» Глазков Борис , к сквозным технологиям, влияющим на развитие «Умных городов» относятся те технологии, которые одновременно охватывают несколько трендов или отраслей, в данном конкретном случае с точки зрения управления городами. Следовательно, от них зависит появление и развитие кросс-функциональных и межотраслевых решений. Именно от соприкосновения и взаимообогащения разных областей знаний появляются новые эффективные технологии и прикладные решения, определяющие перспективы развития «Умных городов». Грамотное использование сквозных технологий в конечном итоге будет стимулировать повышение качества жизни, комфортности городской среды, управления различными отраслями городского хозяйства при сокращении потребления ресурсов.
«За каждой сквозной технологией со сложным названием стоят конкретные решения для повышения качества жизни. Например, геоинформационные технологии и сверхточная навигация вместе с 5G являются основой для появления беспилотного общественного транспорта. Цифровые технологии поддержки принятия решений и обработки неструктурированных данных, машинное обучение необходимы для создания умных систем управления дорожно-транспортной инфраструктурой, включающей прогнозирование трафика, умные светофоры и даже контроль усталости водителей автобусов. Именно поэтому сквозные технологии должны быть в фокусе внимания при разработке и реализации концепций «Умных городов», – отметил Борис Глазков.
По оценкам ООН, к 2050 году 67% населения Земли будут проживать в городах. Уже сейчас некоторые мегаполисы мира перенаселены. Муниципалитеты не всегда справляются с уборкой мусора, поставка коммунальных ресурсов и электроэнергии от района к району неоднородна и т.д. Чтобы предоставлять населению качественные городские услуги, администрации все чаще внедряют различные информационные системы.
Этот термин, наряду с термином «умный город», предлагают использовать аналитики PwC. Однако и тут существует проблема: нет единого стандарта или эталона, по которому можно было бы однозначно определить, насколько город хорошо или плохо управляется данными. Эксперты объясняют это тем, что технологический ландшафт мегаполисов постоянно меняется, разнородной информации, которая становится базой для реализации концепции DDC, становится все больше.
Сингапур. Smart Nation
В октябре 2017 года Игорь Шувалов заместитель премьер-министра отметил, что опыт Сингапура важен для России прежде всего в области создания безопасной и комфортной городской среды, повышения качества городских услуг и жизни горожан. Российские города активно перенимают стандарты по образованию и здравоохранению, принятые в уникальном городе-государстве.
«Так случилось, что начиная с 1998 года я регулярно посещаю Сингапур и не могу не отметить, что сегодня взаимодействие России и Сингапура вышло на новый уровень. Мы достигаем взаимного обогащения. При этом есть сферы, в частности, налоговая, в которых Россия выходит на ведущие позиции, устанавливая высокие стандарты», – отметил первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.
В 2014 году правительство Сингапура начало реализацию проекта Smart Nation, объединяющего чиновников, предпринимателей и ученых. Проект должен стимулировать внедрение инноваций в правительственный сектор, улучшать качество государственных услуг и налаживать связь с гражданами. Один из авторов проекта «Умная нация», генеральный директор GovTech – правительственного технологического агентства Сингапура – Жаклин По в ходе панельной дискуссии рассказала, как программа Smart Nation позволяет «умным» идеям служить нации.
По словам госпожи По, «Умная нация» предполагает, что все – экономика, правительство и общество – должно стать цифровым. В электронную форму переводятся все документы и платежи. На единой платформе оказываются услуги в области здравоохранения, образования и других сферах. «Сегодня мы вступаем в четвертую промышленную революцию, движущей силой которой является искусственный интеллект», – отметила Жаклин По.
Стандарты ISO 37120
При государственной поддержке модернизации инфраструктуры компании получают возможность инвестировать в коммерчески выгодные проекты. Проекты в рамках концепции умного города могут стать примером эффективной реализации государственно-частного партнерства. В 2014-2015 гг. разработаны ISO-стандарты, в которых отмечено, что существует три уровня проектов: инфраструктурный уровень, уровень объектов и уровень городских услуг.
В стандартах определен перечень целевых показателей, измерение и контроль которых позволяет городам оценивать их развитие. ISO 37120:2014 «Устойчивое развитие сообщества. Показатели городских услуг и качества жизни» регламентирует 46 обязательных и 56 вспомогательных показателей по 17 направлениям.
Стандарт ISO 37151:2015 «Интеллектуальные инфраструктуры коммунального хозяйства. Принципы и требования к системе рабочих показателей» содержит методику оценки производительности коммунальной инфраструктуры умных городов по 14 категориям основных потребностей сообщества (с точки зрения жителей, руководителей и окружающей среды).
Сбор данных от городов и их анализ осуществляет международная организация Всемирного совета по городским данным World Council on City Data (WCCD), выполняющая функции сертификации городов по соответствию ISO-стандартам.
Использование стандартов помогает количественно измерить состояние различных направлений в городах и определить проблемные области. Используя принятие решений, основанное на данных, города улучшают ключевые показатели и укрепляют позиции в международном реестре WCCD.
Метрики ISO-стандартов отражают работу на разных направлениях: повышение качества услуг, эффективности инфраструктуры и отдельных объектов. Это предполагает оптимизацию систем энергоснабжения, водоснабжения, общественного транспорта, освещения и т.д., что требует комплексного использования аналитики.