Как не провалить проект “Умного города”. Чек-листы для муниципалитетов — Marina S на vc.ru

Санкт-Петербург

Главная особенность современного этапа стратегического развития Санкт-Петербурга – в признании особой роли человека в социально-экономическом развитии города, ценности поддержания, развития и преумножения человеческого капитала.

Фото:Max Bonda/pexels

На первый план выходит максимальная экономия и повышение эффективности использования имеющихся в наличии у города ресурсов, улучшение качественных результатов функционирования хозяйственного комплекса.

Переосмысление функций общественных пространств Санкт-Петербурга и механизмов их обустройства на основании тенденций увеличения потребности населения в качественных и разнообразных общественных пространствах, повышения потребности в личном общении людей на фоне развития средств телекоммуникаций, создание новых общественных пространств, способствующих гармоничному развитию всего городского сообщества, привлечению креативного класса населения. Включение в Генеральный план, Правила землепользования и застройки, проекты планировки темы развития общественных пространств.

Фото:cottonbro/pexels

Восстановление роли города как научного и образовательного центра в сфере градостроительного и транспортного планирования, разработка и внедрение технологий «умного города», в том числе:

  • внедрение новых информационных технологий в сфере управления городским движением, транспортным планированием, использованием городского пространства для передвижений, коммуникаций, хранения и обслуживания транспортных средств;
  • создание кластера научного, образовательного, практического применения новых методов градостроительного и транспортного планирования. Разработка новых моделей развития города. Включение профессионального сообщества градопланировщиков в управление будущим Санкт-Петербурга. Разработка Генерального плана нового поколения на основе социо-экологического подхода.

Москва

Сценарий развития Москвы направлен на рациональное использование основных ресурсов города и создание новых источников роста.

Город может обеспечить жителям равенство возможностей и свободу выбора по образу жизни, по доступу к основным общественным благам – образованию и месту проживания, отдыху и здоровью, мобильности и информации.

Фото: Владимир Николаевич/ pexels

Территориально-пространственное улучшение качества городской среды в рамках сценария развития Москвы включает следующие направления:

1. Развитие агломерации Москвы как столичного региона:

– Формирование единой схемы расселения на территории Московской агломерации.

– Развитие транспортных инфраструктур в масштабе Московской агломерации.

– Формирование единого информационного пространства в масштабе Московской агломерации.

2. Развитие Москвы как Smart-City / Реконструкция городской среды:

– Радикальное повышение качества городской среды на всей территории Московской агломерации, что включает в себя проекты: «Энергоэффективный город», «Зеленый город», «Уютный город», «Креативный город», «Безопасный город».

– Реконструкция и формирование нового архитектурно-художественного облика городского исторического центра.

Фото: Владимир Николаевич/ pexels

3. Новые территории как пространство для отработки новой модели освоения и управления. Модернизация систем территориального управления, с повышением роли местного самоуправления и участия местных сообществ.

На сегодняшний день в Москве уже завершены две программы: «Электронная Москва» и «Информационный город». Их результатом стали бесплатная городская сеть Wi-Fi в метро и наземном транспорте, сеть камер видеонаблюдения по всему городу, постепенное внедрение «умных» счетчиков учета расхода воды и электричества в домах москвичей. Автоматизация коснулась также медицины и государственных услуг.

Существующие государственные IT решения

Сегодня во многих регионах уже работают сервисы вовлечения граждан в решение вопросов городского развития. Такие порталы давно работают в крупных городах, например «Активный гражданин» в Москве, в Санкт-Петербурге «Наш Петербург», «Мой Новосибирск» в Новосибирске, «Вопрос. Белрегион» в Белгородской области. Через порталы умных городов будет организован доступ к базам данных госорганов, ТЭК и ЖКХ.

Обзор государственных платформенных решений для города

  • Платформа «Умный город — экспертиза лояльности»

Предназначена для объективной оценки удовлетворенности и обеспеченности горожан условиями жизни в городе, качеством городской среды и активностями по ее преобразованию, в том числе, механизмами “умного города”.

Сопутствующие сервисы:

-“Программный комплекс для развития региона” на основе технологий искусственного интеллекта;

-“Цифровая машина времени” – приложение, реализующее интерактивную среду изучения исторических процессов урбанизации и природных трансформаций территории;

-YourMars, веб-сервис для обработки и агрегации геоданных из карт и геоинформационных систем;

-Сервис для оценки обеспеченности жилых домов инфраструктурой;

-Сервис для автоматического планирования рекреационных зон.

  • Единая цифровая платформа для строителей

На портале mos.ru можно найти 23 сервиса для градостроителей. Благодаря сервисам в режиме онлайн возможно получить разрешения на строительство и государственную экспертизу проектной документации и инженерных изысканий и др. документацию. Выросла скорость взаимодействия с органами власти.

Создание Единой цифровой платформы для строителей:

Платформа обеспечивает взаимодействие властей и бизнеса в сфере строительства, а также помогает развивать существующие городские системы столицы. Платформа включает:

автоматизированную информационную систему (АИС) «Регулирование перемещения отходов строительства, сноса и грунтов в городе Москве»;АИС «Контроль за прохождением экспертизы проектно-сметной документации»; АИС «Контроль инвестиционной деятельности в строительстве»; единую информационную систему «Мосгорзаказ»; интегрированную АИС «Разрешения и нарушения»; информационно-аналитическую систему управления градостроительной деятельностью;

отраслевую автоматизированную систему информатизации Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы.

Сервис «Помощь при переезде»:

Создан для участников программы реновации, а также сформировать московский территориальный строительный каталог и цифровые паспорта объектов капитального строительства.

  • РИР платформа «Умный город»

«Программный комплекс «Интеграционная платформа» и «Платформа «Умный город». Программа задает единый стандарт интеграции информационных систем и является основным инструментом реализации системного подхода к цифровой трансформации.

О том, как возможно провести цифровую трансформацию бизнеса можете узнать на https://dt-team.ru/cases

Целевые показатели

Модернизация жилищно-коммунального хозяйства, комфортная городская среда, привлечение инвестиций в развитие городов – вот важные направления работы Правительства Российской Федерации и Минстроя России в частности. В соответствии с паспортами национальных проектов у проектов Минстроя заявлены конкретные целевые показатели, достижение которых запланировано на 2024 г.:

  • повышение индекса качества городской среды на 30%;
  • повышение индекса IQ городов (цифровой трансформации городского хозяйства) на 30%;
  • снижение количества городов с неблагоприятной городской средой на 50%;
  • доля граждан, вовлеченных в процесс управления, должна составить не менее 30%. 

Дорожная карта реализации концепции “Умный город”

Ведомственный проект Минстроя России по цифровизации городского хозяйства “Умный город” создан как основной инструмент поддержки развития умных городов в России. Он представляет собой постоянно действующую экспертно-методическую площадку для работы с субъектами РФ, муниципалитетами и иными заинтересованными лицами, в том числе на международном уровне.

Ключевые направления ведомственного проекта “Умный город” – это:

  1. Контроль реализации мероприятий (стандарт “Умный город”, индекс IQ городов, фиксация базового уровня, оценка динамики изменений, поиск точек роста).
  2. Поддержка участников проекта (проведение конкурсов, методологические основы, акселерационные программы, развитие ГЧП).
  3. Создание единого информационного поля (портала “Умный город”, привлечение всех заинтересованных участников, функционирование в субъектах РФ центров компетенций).
  4. Синхронизация мероприятий (национальные проекты, региональные и муниципальные программы, налаживание взаимодействия между ведомствами).
  5. Образовательные мероприятия (повышение квалификации, работа с образовательными площадками, проведение форумов и обмен опытом).
  6. Совершенствование законодательства (анализ достаточности и качества правового регулирования, разработка и принятие нормативных правовых актов, создание условий для привлечения инвестиций). 

Стандарт развития умных городов

Стандарт умного города представляет собой набор базовых и дополнительных мероприятий, которые предстоит выполнять всем городам – участникам ведомственного проекта цифровизации городского хозяйства “Умный город” в срок до 2024 г. Мероприятия стандарта реализовываются в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, имеющих статус города с численностью свыше 100 тыс. человек, административных центрах регионов России и пилотных городах проекта “Умный город”.

Срок внедрения мероприятий, предусмотренных стандартом, за исключением внедрения цифровой платформы вовлечения граждан в решение вопросов городского развития, определяется в паспорте регионального проекта и государственной программе субъекта Российской Федерации на основании проведенного анализа ключевых проблем городского хозяйства, решение которых возможно путем реализации указанных мероприятий.

Стандарт “Умного города”

Индекс оценки и цифровой трансформации IQ городов

Для оценки эффективности мероприятий, реализуемых в рамках проекта и всего проекта целиком, совместно с МГУ был разработан интегральный индекс оценки хода и эффективности цифровой трансформации городского хозяйства – IQ городов.

Основной показатель эффективности цифровизации городского хозяйства – динамика изменения IQ. Города сравнивают себя с похожими городами: почему при более или менее одинаковом старте кому-то удается достичь больших результатов, а кому-то нет. Это возможность для анализа, поиска и внедрения уже доказавших эффективность решений. Индекс IQ городов также может указать на эффективность работы местных властей – обратить внимание глав субъектов на еще не проработанные направления и найти точки роста.

В марте 2020 г. Минстрой России представил первый индекс IQ городов за 2018 г., который отразил результаты цифровизации городского хозяйства 191 города (города свыше 100 тыс., административные центры, города-пилоты по желанию).

В декабре 2020 г. Минстрой России озвучил данные второго индекса IQ городов за 2019 г., при этом количество участников расчета увеличилось до 203 городов.

Среднее значение индекса уже превысило 40 баллов из 120 возможных при положительной динамике более чем в 18% (из 30%, необходимых к 2024 г.). Это соответствует первой фазе реализации проекта “Умный город” – структурирование, появление центров компетенций, начало выполнения дорожных карт региональных и муниципальных проектов.

умный город-2-1

Лучшая муниципальная практика

В 2020 г. была введена номинация “Модернизация городского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений (“Умный город”)”.

В числе требований, которые предъявляются к конкурсным проектам, – соответствие одному из направлений Базовых и дополнительных требований к умным городам, утвержденных Минстроем России. Поданная на конкурс практика должна:

  • соотноситься с национальными проектами и стратегией развития муниципального образования;
  • способствовать решению конкретных острых проблем горожан;
  • быть масштабируемой, иметь высокую технологическую готовность решения;
  • интегрироваться с другими информационно-коммуникационными системами.

Было подано 59 заявок с описанием практик по цифровизации городского хозяйства, 42 города разыгрывали призовой фонд в 150 млн рублей, семь сельских поселений – призовой фонд в 50 млн рублей.

По итогам заседания федеральной конкурсной комиссии в 2020 г. по номинации были определены шесть победителей:

  • I категория (городские округа и гор поселения).

Первое место – городской округ город-курорт Железноводск Ставропольского края. За пять месяцев здесь была запущена система умного города с 35 модулями, единый ситуационный центр главы города, сервисы для туристов. Началась масштабная цифровизация городской инфраструктуры, которая позволит сократить потребление энергоресурсов. Муниципалитет получил дотацию в размере 75 млн рублей.

Второе место – городской округ город Саров Нижегородской области.

Третье место – Гусевский городской округ Калининградской области.

  • II категория (сельские поселения).

Первое место – Кременкульское сельское поселение Сосновского муниципального района Челябинской области. Запущена модернизация системы освещения с использованием механизма энергосервисного контракта. В будущем это позволит экономить до 84% на оплате электроэнергии. Призовой фонд составил 25 млн рублей.

Второе место – муниципальное образование Центральное Веневского района Тульской области.

Третье место – Верхнерусский сельсовет Шпаковского муниципального района Ставропольского края.

Онлайн-платформа для голосования за благоустройство

Минстрой России и АНО “Диалог Регионы” заключили соглашение о сотрудничестве для проведения голосования по отбору общественных территорий, подлежащих благоустройству в рамках реализации муниципальных программ. В результате была создана единая федеральная платформа для онлайн-голосования граждан по выбору общественных территорий, планируемых для благоустройства в 2022 г., — za.gorodsreda.ru. Проект находится на стыке двух программ — “Умного города” и федерального проекта “Формирование комфортной городской среды” нацпроекта “Жилье и городская среда”. За пять недель голосования в отборе территорий приняли участие 9,7 млн россиян. Они определили, какие территории будут благоустраиваться и какие дизайн-проекты реализовываться именно в их городе. Платформа показала свою эффективность, помогла принять участие в жизни городов большому числу граждан, поэтому будет использоваться и развиваться и в дальнейшем.

Банк решений

В рамках проекта “Умный город” с целью централизованного анализа технических решений, консолидации и обмена лучшими практиками был создан банк решений умного города. Это информационное пространство, участники которого – власть, научное сообщество и бизнес. В банк попадают лучшие проекты, которые предварительно проходят отбор и оцениваются профильными экспертами.

Количество проектов в банке решений “Умного города”

От разработки до исполнения

Еще в 2018 году Минстрой стал разрабатывать проект «Умный город». Он создавался как «основной инструмент поддержки развития умных городов», говорят в министерстве. Там отметили, что сегодня в рамках проекта совместно с МГУ создан индекс IQ городов. Этот индекс позволяет измерять глубину цифровизации городского хозяйства отдельно взятого муниципалитета. Еще создан «Банк решений умного города» — реестр, в который включают лучшие практики по цифровой трансформации городов, а также внедрен стандарт «умного города» с набором приоритетных базовых и дополнительных мероприятий по внедрению цифровых технологий в муниципалитетах. Например, «умного» освещения или порталов обратной связи для горожан. Однако на деле проект так и не заработал, как обещали его инициаторы, поскольку он изначально был мертворожденным, говорят эксперты.

«”Умный город” остался ведомственным проектом без определения нормативной базы и источников комплексного финансирования,— говорит генеральный конструктор АПК “Безопасный город” Оксана Якимюк.— Концепция, насколько я помню, была разработана, но не понятно, что с ней стало, кем она утверждена и какое нормативное значение имеет». По ее словам, широкой общественности не понятны ключевые определения проекта: что такое «умный город», и какие системы в него входят.

По большому счету все инициативы муниципалитетов, которые внедрялись под эгидой «Умного города», не систематизированы, не преследуют единую цель и не встроены в единую платформу, добавляет она. Два собеседника “Ъ” в правительстве указывают, что «Умный город» курировал тогдашний замглавы Минстроя Андрей Чибис. Как только господин Чибис весной 2019 года покинул свой пост (впоследствии он стал губернатором Мурманской области), проект заглох, говорит собеседник “Ъ”, близкий к Минстрою.

В октябре 2019 года «Умный город» решили превратить в «Цифровой регион». Тогда же зампред Совета федерации Андрей Турчак во время форума «Взгляд в цифровое будущее» рассказал о рекомендации Совета по цифровой экономике правительству разработать новый федеральный проект.

В апреле 2020 года была создана рабочая группа по проекту при АНО «Цифровая экономика», а в июле стало известно, что стоимость его реализации оценивается в 137 млрд руб., основным источников средств рассматривался нацпроект «Цифровая экономика». Однако Минцифры заморозило проект, ссылаясь на то, что в нацпроекте недостаточно средств для него.

Сначала утверждение «Цифрового региона» перенесли на апрель 2021 года, а затем и вовсе на осень 2021-го. Инициатива до сих пор не утверждена. Одной из проблем, связанных с крупными государственными проектами по цифровизации городского хозяйства, является неоднородность систем, которые регионы уже успели запустить, говорят эксперты.

«В регионах системы “умного города” развиты неравномерно. В разных субъектах страны запущены разные элементы проекта, которые отличаются и по форматам передачи данных, и с точки зрения используемого оборудования. “Умное” освещение в одном городе может работать по одной логике, а в другом — по совершено иной. Поэтому решение задачи объединения всех систем в единую, которую можно масштабировать на разные регионы, потребует средств и времени»,— объясняет директор по продуктовой стратегии Группы Т1 Сергей Иванов.

Сегодня существует несколько сценариев развития этих проектов. Собеседник “Ъ”, знакомый с ходом разработки государственных программ по цифровизации городского хозяйства, рассказал, что сейчас обсуждается вариант развития событий, при котором все наработки Минстроя по «Умному городу» будут встроены в «Безопасный город» — крупный проект МЧС и вице-премьера Юрия Борисова по созданию единой цифровой платформы для контроля систем безопасности в муниципалитетах. Вторым вариантом может стать отказ от создания единой федеральной программы городской цифровизации. Глава Минцифры Максут Шадаев 10 сентября в интервью TAdviser в ответ на вопрос о перспективах проекта «Цифровой регион» сообщил, что большая часть проектов по цифровизации городского хозяйства уже так или иначе включена в нацпроект «Цифровая экономика».

«Сейчас мы с регионами обсуждаем региональные стратегии цифровой трансформации. Если в рамках этих обсуждений мы увидим, что регионы сгенерируют какие-то уникальные проекты, которые будут требовать с нашей стороны финансовой поддержки, тогда будем делать такое мероприятие или, может быть, федеральный проект» — заявил министр.

Все же это выгодно

Впрочем, несмотря на проблемы государственных проектов по цифровизации городской среды, крупные и средние IT-компании считают проекты по внедрению систем «умных» домов и «умного» ЖКХ потенциально прибыльными. Интерес к сфере большой, и его проявляют компании из самых разных отраслей. Так, «МегаФон» создал цифровую управляющую компанию, а «Ростелеком» устанавливает «умные» опоры и реализует проекты «умного» освещения, перечисляет директор по стратегии и операционной эффективности в секторе электроэнергетики PwC в России Дмитрий Стапран.

«Основная бизнес-модель крупных компаний, которые выходят на этот рынок,— модель надежного партнера, который берет на себя риски и управление проектом. На этом рынке очень широкое предложение, сложно конкурировать с зарубежными производителями, да и маржа будет минимальной. А вот стать интегратором различных устройств и решений, предоставить удобный интерфейс, взять на себя проблемы с финансированием и замкнуть на себя таким образом клиента, предложив попутно дополнительные услуги по ремонту, обслуживанию,— гораздо более маржинальный сегмент. Ведь клиент все больше привыкает к комплексному сервису и экосистемам»,— объясняет он.

Сегмент «Умного города» интересует и крупные госкорпорации. Как сообщал “Ъ”, еще в августе прошлого года на закрытой встрече с вице-премьером Дмитрием Чернышенко представители «Росатома» просили его обеспечить федеральное финансирование регионов в части создания систем «Умного города». Интерес госкорпорации к проекту понятен: «Росатом» уже запустил собственное платформенное решение в Сарове и Железноводске. По сути, это IT-конструктор различных систем.

«Изначально мы были ориентированы исключительно на города присутствия нашей госкорпорации. Однако сейчас мы ориентируемся на любые малые и средние города независимо от принадлежности к атомной отрасли. Наиболее развернутые решения “Умного города” у нас в Сарове и Железноводске, где платформа насчитывает около 50 модулей для муниципалитета и горожан»,— рассказал директор по работе с регионами «Русатом Инфраструктурные решения» Сергей Кучин. Он добавил, что отдельные решения уже реализованы почти в 30 городах, в том числе в 17 городах присутствия госкорпорации. Новыми городами в этом году стали Волгодонск, Кызыл и другие. Впрочем, опрошенные “Ъ” эксперты видят идею компаний инвестировать в проекты по типу «Умный город» рискованной с точки зрения окупаемости.

Цифровизация городского хозяйства, безусловно, интересный финансовый проект для муниципалитетов. Ведь при должном уровне автоматизации можно добиться 20–30% экономии на ресурсах ЖКХ, указывает Сергей Иванов. «Однако с точки зрения вендоров, заработать на городской автоматизации сложно»,— отмечает он.

По словам эксперта, маржинальность может быть повышена только за счет поставок не отдельных элементов, а внедрения системы целиком через платформенное решение. Он добавляет, что у платформенной модели цифровизации городов есть будущее, однако в первую очередь эти технологические стеки будут запускать в небольших муниципалитетах с населением до 100 тыс. человек. «Чтобы обеспечить внедрение такой платформы в городе с населением 1 млн человек, потребуется пересборка с нуля уже существующих цифровых систем, для чего, в свою очередь, необходимо выделение дополнительных средств»,— резюмирует господин Иванов.

Сегодня несколько отраслей экономики уже прошли стадию цифровой трансформации, большинство находятся в процессе, а есть отрасли, которые находятся в самом начале этого пути, и ЖКХ находится в этом числе, указывает вице-президент по программным продуктам и решениям Sitronics Group Павел Дрейгер. «Все необходимые технологии на рынке уже имеются, но прорыва до сих пор не произошло. Поскольку эта ниша находится на стадии развития, бизнесу может быть интересна перспектива реализации проектов на этом рынке»,— резюмирует топ-менеджер.

Запрос горожан

Несмотря на рискованность инвестирования в такие проекты, рынок будет расти, и это глобальный тренд. По данным январского исследования J`son & Partners Consulting, к 2025 году объем рынка Smart City может превысить $2,5 трлн. Ключевыми направлениями для России станут «умная энергетика», «умный транспорт» и «умное ЖКХ».

«Темпы роста рынка цифровых городских сервисов в мире в ближайшем будущем составят до 20% в год. По нашим ощущениям, темп цифровизации городского хозяйства в России будет еще выше. На сегодняшний день в нашей стране 75% населения живут в городской черте, хотя в среднем по миру этот показатель составляет 55%. И при таких высоких показателях существующая городская инфраструктура представляет очень широкие возможности для модернизации и улучшения»,— прогнозирует генеральный директор VEB Ventures Олег Теплов. По его словам, цифровизация городской среды сейчас сконцентрирована в Москве и Санкт-Петербурге. Актуальный тренд рынка — масштабирование примеров столичных городов на регионы.

Опрошенные “Ъ” эксперты выделяют несколько основных драйверов рынка, одним из которых могут стать различные госпрограммы по внедрению технологий сбережения в ЖКХ: регионы являются заказчиками «умного города» в рамках госпрограмм развития комфортной городской среды и снижения потребления энергоресурсов. «Бизнес тоже играет значительную роль. Застройщики, например, являются заказчиками систем “умного” дома для повышения привлекательности жилья. Средний бизнес становится все более чувствителен к стоимости ресурсов ЖКХ и генерит спрос на “умные” системы автономного энергоснабжения, а также системы мониторинга и управления потреблением»,— рассуждает Дмитрий Стапран.

Самый главный драйвер отрасли — это потребительский спрос, считают в VEB Ventures. «Горожане не только испытывают потребность в цифровых сервисах, но и осознают ее. Если ты входишь в автобус, ты уже рефлекторно включаешь WI-FI на телефоне, чтобы подключиться к сети. Современному поколению кажется странным передавать показания счетчиков по телефону. Понятная история сегодняшнего дня — передать их по интернету. А лучше, если счетчик будет достаточно “умным”, чтобы передать эти показания без участия человека»,— указывает господин Теплов. Однако он добавляет, что сдерживающим фактором роста рынка может стать отсутствие быстрой окупаемости таких проектов. «Мне кажется, что оптимальным решением в этой сфере являются государственно-частные партнерства, в том числе проекты концессионных соглашений»,— подытоживает топ-менеджер.

Какие технологии получат развитие в умных городах?

Мир быстро урбанизируется. По мере роста населения и развития технологий, концентрирующихся преимущественно в густонаселенных городах все больше людей, становятся городскими жителями. Только в одном Китае в течение следующих пяти лет будет примерно 221 город с населением более миллиона человек.

С ростом значения городов стоит задуматься о том, как перенаселенность, автоматизация предприятий и цифровая трансформация повлияют на развитие современного феномена, обычно называемого «умным городом». Так же актуальным становится вопрос поиска перспективных технологий и направлений, которые выйдут на первый план и повлияют на будущее.

Как не провалить проект "Умного города". Чек-листы для муниципалитетов — Marina S на vc.ru

Что такое умный город?

Умный город — это структура, состоящая преимущественно из взаимоинтегрированных информационных и коммуникационных технологий, используемых для эффективного управления инфраструктурой, а также разработкой, внедрением и продвижением методов устойчивого развития для решения растущих проблем урбанизации.

Граждане взаимодействуют с системами умного города различными способами, используя смартфоны, устройства интернета вещей (IoT) и умные дома. Сопряжение устройств и данных с физической инфраструктурой и услугами города может сократить расходы и повысить его устойчивость.

Почему умные города – в основном столицы?

Исторически сложилось так, что города долгое время служили центрами, откуда происходило большинство человеческих достижений. Римская республика завоевала древний мир из единого городского центра. Москва, первоначально столица Московского княжества, в конечном итоге консолидировала вокруг себя огромные территории.

Города играли (и играют) важную роль на протяжении всей человеческой истории, так как они часто служили для концентрации политической и промышленной силы. Греческие полисы были первопроходцами в науке и философии, которые формировали облик будущего. Таким образом совокупная сила человеческих умов и коллективный труд стимулировали открытия и развитие технологий. Поскольку большинство столиц – старые и крупные города неудивительно, что именно они первыми стали «умными». Что же ждет их дальше?

В современную эпоху с огромным скачком технологий концепция «умного города» видится все более размытой. Тем не менее, есть несколько направлений, двигаясь в которых «умные города» смогут построить лучшее будущее человечества.

Фудтех – перспективное направление для умных городов

В то время как концепция «умного города» обычно подразумевает футуристичный городской пейзаж с летающими автомобилями и множеством солнечных батарей, фактически «умный» город в воображении большинства людей выглядит как фантастические архитектурные формы.

Наряду с блестящими, передовыми технологиями, «умные» города будущего должны стремиться к целостному, устойчивому подходу, учитывающему все аспекты жизни, включая продукты питания.

Традиционно продукты питания производятся в сельских районах. Еду собирают и доставляют в города, чтобы прокормить городское население, которое в первую очередь ориентировано на промышленность. Хотя в прошлом это работало, вряд ли это была идеальная система, поскольку для транспортировки и продажи продуктов питания требуется бесчисленное количество ресурсов и человеческой силы. Кроме того, это естественным образом создает чрезмерную зависимость городов от спутников.

Умные города будущего должны стремиться преодолеть это препятствие, увеличивая собственное производство продуктов питания. На помощь приходят технологии foodtech начиная технологиями вертикального выращивания растений, заканчивая производством искусственного мяса и автоматизацией доставки и обслуживания.

Городское сельское хозяйство – древний, но не устаревший подход, уже широко практикуется многими людьми и может включать в себя различные подходы:

  • Садоводство на крышах.

  • Озеленение окон и балконов.

  • Зеленые стены и вертикальное озеленение.

Несмотря на то, что городское сельское хозяйство, несомненно, разнообразно и может быть достаточно эффективным, в настоящее время большая часть существующих городских садов состоит из небольших любительских участков, созданных отдельными людьми или небольшими сообществами.

Учитывая этот неиспользованный потенциал, власти умных городов должны научиться использовать силу городского сельского хозяйства и масштабировать его для повышения устойчивости целых городских центров.

Эта концепция выращивания «умной пищи» прямо в сердце «умных городов» также может быть экстраполирована на всю экосистему городского центра. Охраняя зеленые насаждения, поддерживая парки, а также оказывая правовую и финансовую поддержку городскому сельскому хозяйству, «умные» города будущего могут успешно создавать то, что, по сути, приравнивается к здоровым, самоподдерживающимся биомам.

Как не провалить проект "Умного города". Чек-листы для муниципалитетов — Marina S на vc.ru

Зеленый транспорт

Несколько лет назад соглашение о сокращении выбросов углекислого газа, известное как Парижская конференция COP21, поставило города на путь к достижению экологически безопасных целей. В качестве KPI (ключевых показателей эффективности) в их усилиях по улучшению в ближайшем будущем особое внимание было уделено изменению климата, устойчивости и развитию.

Подобные инициативы имеют четкую и очевидную цель в транспортной отрасли. Транспортные средства, работающие на ископаемом топливе, с момента своего появления являются угрозой для окружающей среды в целом. Однако в городах концентрация бензиновых автомобилей, грузовиков, самолетов, поездов, кораблей и т.д. оказывает разрушительное воздействие как на местную, так и на глобальную окружающую среду.

К счастью, развитие таких технологий, как электромобили, эффективный общественный транспорт и даже услуги по совместному пользованию автотранспортом уже помогли резко сократить число транспортных средств, используемых для регулярных поездок на работу и обратно.

В будущем «умные» города, вероятно, смогут воспользоваться этой тенденцией — в сочетании с самоуправляемыми автомобилями — для того, чтобы направить свои мегаполисы в сторону эффективных транспортных решений, требующих минимального или нулевого владения транспортными средствами и минимальных выбросов за счет сверхэффективного использования.

Революция в области энергоэффективности

Умные города уже почти стали синонимом эффективности. На самом деле, уже существует множество передовых методов энергосбережения, например:

  • Использование энергосберегающих приборов.

  • Стирка одежды в холодной воде и отказ от активной сушки.

  • Установка интеллектуальных термостатов.

  • Принятие более холодного, более короткого душа.

  • Снижение температуры на водонагревателях.

  • Установка датчиков, контролирующих расход энергии.

Один из способов, с помощью которого города в будущем, скорее всего, выведут концепцию энергоэффективности на новый уровень, — применение тепловизоров, установленных на дронах. По мере того, как стоимость оборудования, необходимого для его использования, снижается, тепловидение становится все более доступным для небольших предприятий и даже для домовладельцев.

Эта удивительно простая, но эффективная практика использует термографическую камеру для сканирования здания и поиска именно тех мест, где теряется наибольшая часть энергии. Растущее использование этой технологии позволит «умным» городам в будущем продолжать повышать энергоэффективность и, следовательно, как свою устойчивость, так и свою экологичность.

Сознательный капитализм

Городское сельское хозяйство и устойчивый транспорт — это довольно специфические способы, с помощью которых «умные» города могут развиваться в будущем. Однако одним из менее осязаемых, но, возможно, более важных событий, предвещающих умный город будущего, является концепция сознательного капитализма.

Современные тенденции в бизнесе, такие как корпоративная социальная ответственность, в последние годы способствовали осознанию многих безответственных и вредных видов деятельности. Однако сознательный капитализм выводит эту концепцию бизнеса «за рамки итоговых показателей» на шаг дальше.

В то время как они могут и должны ценить прибыльность — в конце концов, именно поэтому они занимаются бизнесом — компании, которые практикуют сознательный капитализм, принимают ценности и этику, которые отражают прогресс и потребности человечества в целом. Сознательные капиталисты учитывают молчаливых партнеров, таких как окружающая среда, которые не могут говорить за себя, и работают на основе четырех руководящих принципов:

  1. Имеют цели, выходящее за рамки простого получения прибыли.

  2. Учитывают свое влияние на все элементы бизнеса, а не просто соблюдают интересы инвесторов и владельцев.

  3. Ведут себя с менталитетом «мы».

  4. Целенаправленно культивируют культуру доверия, заботы и сотрудничества.

Какое отношение вся эта философия имеет к будущему умных городов? В городских центрах доминируют бизнесы, многие из которых исторически мало внимания уделяли своему окружению. Однако, поскольку все больше компаний видят как краткосрочную, так и долгосрочную ценность принятия сознательного капиталистического мышления, они, скорее всего, станут более открытыми для активного улучшения городов, в которых они сосуществуют.

Это может привести к тому, что большее внимание будет уделяться развитию, благотворительной деятельности и инвестициям в устойчивые методы, такие как справедливая торговля, которые могут иметь решающее значение для дальнейшего развития «умных» городов во всем мире.

Как не провалить проект "Умного города". Чек-листы для муниципалитетов — Marina S на vc.ru

Умные города, которые вы (возможно) сможете посетить, когда привьетесь от COVID-19

Сингапур

Сингапур хочет быть лидером в инициативах умного города, желая стать первой в мире умной нацией. Они прилагают самые большие усилия в мире для сбора данных о повседневной жизни.

Они доводят его до крайности с помощью таких инициатив, как:

  • Развертывание систем, которые могут определить, когда люди курят в запрещенных местах.

  • Системы, которые могут определить, когда люди мусорят из высотных зданий

  • Датчики, которые могут отслеживать плотность скопления людей и движение зарегистрированных автомобилей.

Программа Singapores Smart Nation Program была запущена в 2014 году. Все собранные данные поступают на информационную панель «Виртуальный Сингапур», платформу, которая дает правительству доступ к информации о том, как город функционирует в реальном времени. Но на этой платформе они также могут моделировать ситуации, которые вообще не происходят, но могут произойти в будущем.

Дубай

Еще одним лидером инициатив умного города является Дубай. Они развернули 50 интеллектуальных услуг от 220 государственных организаций в рамках правительственной инициативы Smart Dubai.

Дубай упрощает жизнь своим гражданам, выпустив приложение, которое предоставляет множество услуг, например:

  • Оплата счетов за коммунальные услуги.

  • Возможность сообщить о нарушении.

  • Отслеживание статуса визы.

Барселона

Барселона экономит миллиарды долларов в год, устанавливая интеллектуальные энергетические системы, такие как:

  • Умные уличные фонари, освещение, которыми адаптируется к активности на улице.

  • Датчики парковки предоставляют в приложении информацию в режиме реального времени, где можно найти свободные парковочные места.

  • Датчики мусора и автоматизированный сбор мусора.

По оценкам, к 2021 году умные города сэкономили примерно 19 миллиардов долларов. С другой стороны, необходимо вкладывать значительные средства в инициативы умных городов. Предполагается, что в 2021 году спрос умных городов только на программное обеспечение составит примерно 15 миллиардов долларов. Вот почему такие компании, как Microsoft и Cisco, стремятся получить свою долю от пирога.

Какими будут умные города будущего?

Невозможно точно предсказать, как будет развиваться будущее, особенно в деталях. Однако наблюдение за такими современными тенденциями, как озеленение, энергосберегающие технологии и устойчивый транспорт, может помочь спроецировать приблизительное представление о том, что может быть в будущем.

Кроме того, принимая во внимание растущую тенденцию сознательного капитализма, трудно не сделать вывод о том, что в ближайшие годы в городах, в частности, произойдет беспрецедентный прорыв в области устойчивого развития и эффективности.

Концентрация лидеров бизнеса и дальновидных умов, которая происходит в городских центрах, приводит к естественной конвергенции прогрессивных мыслителей. Это создает эффект синергии, который создает передовые модели развития, что в свою очередь приведет к созданию сложных, эффективных, экологически чистых городов уже в недалеком будущем.

Время умнеть

Цифровые технологии активно меняют не только коммерческий, но и государственный сектор. Один из примеров этих изменений – ведомственный проект цифровизации городского хозяйства «Умный город», инициированный в 2018 году Министерством строительства и ЖКХ РФ. Разработанный стандарт «Умного города» обозначает контуры систем, которые муниципалитеты внедряют своими силами с разным успехом.

В помощь муниципалитетам дан ресурс «Банк решений умного города», где можно найти уже существующие системы, чтобы провести их анализ и выбрать что внедрять у себя.

Сам проект «Умный город» предполагает государственно-частные партнерства и концессии с коммерческими разработчиками и интеграторами решений для «Умных городов».

В таких условиях при сотрудничестве Администрации Кемеровской области, АНО «Цифровая экономика Кузбасса» и нашей компании «Софт-Инжиниринг», появилась цифровая платформа «Кузбасс Онлайн».

Сейчас ЦП покрывает всю Кемеровскую область (34 муниципалитета, более 1200 населенных пунктов). На момент публикации статьи в системе зарегистрировано 152 тыс.пользователей с регулярным приростом аудитории.

Как разработчики и интеграторы, расскажем как все началось, что и для чего мы создали и поделимся своим чек-листом первых шагов при внедрении «Умного города».

С 2016 года мы – региональная ИТ-компания «Софт-Инжиниринг» из города Кемерово, разрабатываем и внедряем сервисы «Цифрового города» – от умных парковок, оплаты и контроля ЖКХ-услуг, видеонаблюдения за своим двором до систем диалога власти и общества.

Мы также учитываем то, что наш регион – Кемеровская область, ближе к многим другим регионам, чем образцовые Москва, Казань или Московская область — как по уровню проникновения ИТ-технологий в обществе, так и по доступным ресурсам и компетенциям.

Что важно помнить об «Умном городе»?

1 – Система интегрируется в городскую среду. Она не существует отдельно, она учитывает специфику города – его географии, населения, ресурсов, управления, экономики, но главное – потребности его граждан.

2 – Чтобы что? Не ради отчета Минстрою. Не ради одного лишь рейтинга мэра. Цель – улучшения качества жизни населения. В этой цели – залог и правильной отчетности и хорошего рейтинга, и, собственно, вся суть муниципального управления.

3 – Как именно?

Во-первых, удовлетворением запросов граждан. Т.е. не «мы знаем, как вам будет лучше», а нужно собирать реальные запросы горожан. Когда они удовлетворяются, проблемы граждан решаются, их качество жизни перестает страдать. Цель достигнута. Во-вторых, оптимальным управлением ресурсами. Это и про энергоэффективность, и про загруженность дорог и про уборку снега. Это та сторона медали, которая в конечном счете обеспечивает эффект экономии, а значит, вклад в бюджет.

Итак, цели внедрения «Умного города»:

  • повышение качества жизни населения через решение их запросов к городской среде.

  • оптимизация городских ресурсов («делаем нужное, не делаем лишнего»)
  • развитие новой городской экономики.

Качество жизни горожан во многом определяется спецификой города. В одном городе главная проблема – старение населения, в другом – транспортные коллапсы из-за неэффективной планировки мест работы, жилья, инфраструктурных объектов, в третьих – экология.

Понимая свои главные проблемы и воздействуя на них, город максимально эффективно начинает повышать качество жизни своего населения.

Критерии успеха внедрения – вытекают из цели и путей решения. Пример:70% граждан, заявивших о своих проблемах, связанных с городской средой, подтвердили их решение в течение 3 месяцев с момента заявления о проблеме. Процент и сроки могут быть другими.

Три подхода к созданию «Умных городов»

1. Сначала создать точечные «умные» сервисы, потом думать как их объединить в системы с едиными данными и статистикой. Например, в городе N уже есть сервис онлайн-бронирования и оплаты парковок, аренда самокатов и камеры контроля ПДД на ключевых перекрестках.

Достаточно ли этого, чтобы городу называться «Умным»? В целом нет, хотя по отдельным показателям «плюсы» есть. Если изучить запросы жителей, может оказаться, что ключевая проблема — труднодоступность общественного транспорта, и тогда существующие сервисы можно вписать в общую систему решения проблемы. Пункты аренды велосипедов расположить в том числе в черте проблемных, «последних миль», создав там удобные велодорожки, организовать каршеринг или внутригородской «блаблакар», привязав его к сервису парковок, возможно сделав единую систему авторизации пользователей, что позволит на уровне данных понимать маршруты жителей и статистику по ним. Ну и сосредоточиться все же на решении проблем общественного транспорта. Иногда даже точечные разрозненные сервисы могут стать хорошей базой для эффективного «Умного города». Но чаще они так и остаются разрозненными звеньями без общей системы.

2. Скопировать внешнее работающее решение.

Например, в стандарте и в требованиях к системе «Умный город» есть пункт о создании базы данных государственных органов. По сути, формально реализованная «в лоб» такая база будет ненужным никому справочником — у жителей есть 2ГИС, у госслужащих — свои источники информации.

Можно создать видимость работ и цифровизации на нефункциональный сервис. Но стоит подумать и спросить у жителей — какой информации им не хватает о таких организациях, как они сейчас ее добывают, каким образом используют, в каких жизненных ситуациях, и можно обнаружить пласт тех самых реальных запросов.

Если от МФЦ горожане ждут электронных уведомлений о статусе рассмотрения своего вопроса, то от образовательных организаций — приема документов онлайн, единого чек-листа требований для поступления, уведомлений о зачислении и т.п., а от организаций здравоохранения — как минимум удобной записи. Реализация этих требований конечно сложнее чем формальное соответствие непонятным требованиям, но именно оно повышает качество жителей и создает новые сервисы для жителей (новую экономику) и может давать качественные данные.

3. Создать единую платформу для подключения разных сервисов, с учетом реальных проблем города и граждан. Начинаем с определения реальных запросов граждан с помощью технологий социальной модерации — выявляем злободневные проблемы, проектируем самые необходимые сейчас решения, предусматриваем механизмы подключения других сервисов, сводим в систему, реализуем.

Мы выбрали третий путь. Именно этот вариант приводит к цифровой трансформации территории — то есть меняет и оптимизирует внутренние процессы муниципального управления, создает новые отношения с бизнесом и жителями, условия для новой экономики. А какой подход в вашем регионе или городе?

Оставим здесь наши рабочие инструменты:

1. Список шагов подготовки к проектам цифровой трансформации: формирование команды и ключевых ролей.

Реализация проектов «Умных городов» открывает историю трансформации. Но начальная отстройка всех необходимых процессов делает дальнейшее взаимодействие с жителями и муниципальными командами внедрения более предсказуемым.

Будем рады узнать о вашем опыте, дополнениях, об альтернативном взгляде, основанном на историях успеха, или наоборот, провала подобных начинаний.

Эффективное управление развитием

Как не провалить проект "Умного города". Чек-листы для муниципалитетов — Marina S на vc.ru

В нашем первом материале на ГТ мы решили рассказать об «умных городах» по всему миру: о том, что они из себя представляют, как развиваются и каково их будущее

Последние два десятилетия термин «умный город» применяется к семейству технологий, способных ускорить развитие города и повысить качество жизни в нем, – это подразумевает, например, отсутствие пробок и грамотное распределение электроэнергии и правительственных ресурсов.

Такие инновации, несомненно, полезны – они как бы смазывают шестерни огромной городской машины, заставляя их вращаться с новой силой. Нет никаких сомнений, что постоянно растущие объемы данных и увеличивающееся количество коммуникаций вскоре изменят привычное для городского жителя положение вещей.

Но все-таки, что значит «умный город»? Этот термин имеет множество определений, но чаще всего используется в значении высокотехнологичного города, в основе которого лежат следующие элементы:

Эффективное управление – специальная городская телеметрическая сеть дает управленцам доступ к единой базе знаний, обновляющейся в режиме реального времени и содержащей актуальную информацию о действиях городских служб, состоянии инфраструктуры и распределении потоков электроэнергии. Благодаря этим знаниям можно контролировать, оптимизировать и улучшать способы использования ресурсов. Интеллектуальное программное обеспечение на основании полученных данных также предсказывает появление возможных проблем.

Экономическое развитие – местные компании, имея за плечами продвинутую городскую инфраструктуру, становятся лидерами в сфере передовых технологий и делятся опытом со всеми городами мира.

Престиж – политические лидеры хотят, чтобы их город попал в список лучших – «умные города» становятся привлекательным местом для ведения бизнеса.

Однако некоторые проекты «умных городов» ушли не в том направлении: их создатели акцентируют внимание только на дорогостоящем аппаратном обеспечении, забывая о возможности использовать доступные Интернет-ресурсы. Очень часто в таком случае демонстрируются интересные технологии, которые не имеют ничего общего с реальными нуждами жителей города, или высказываются пустые обещания безо всяких доказательств и подтверждений.

Известны несколько неудачных попыток создания настоящего «умного города». Например, эко-город Масдар в Абу-Даби благодаря передовым технологиям должен был минимизировать выбросы углекислого газа в атмосферу. Еще есть город Сонгдо (Южная Корея) с огромным количеством сенсоров, призванных упростить управление инфраструктурой, и долина PlanIT в Португалии, имеющая собственную «городскую операционную систему». В ходе этих проектов планировалось построить новый город с нуля, однако ни один из них не пошел по плану.

Как не провалить проект "Умного города". Чек-листы для муниципалитетов — Marina S на vc.ru

Сонгдо, Южная Корея. Строительство началось в 2000 году, а его стоимость оценивается в $33 млрд
Фото с сайта: www.metro.co.uk

Инициативы о создании подобных городов часто исходят от IT-компаний, которые много знают о продвинутых сетевых технологиях и анализе данных, но мало о том, как устроены города, – именно по этой причине их целью часто становится создание нового «мира», а не борьба с реальными проблемами уже существующих городов.

Вот почему сейчас концепции «умных городов» разворачиваются в несколько ином направлении. Они объединяют в себе лучшие современные технологии, использующие данные, чтобы выявлять городские проблемы, анализировать их и решать совместно с жителями. Как и во многих других областях, технологические инновации объединяются с социальными инновациями – вместе они способны достичь намного большего.

Технологии на службе эффективности

Успешно развивающиеся «умные города» будущего будут объединять в себе все аспекты технологической инфраструктуры и использовать возможности «общественных технологий». Новый набор методов, использующий смартфоны, растущую популярность онлайн-транзакций, низкую стоимость оборудования и P2P-технологии, дает муниципальным органам возможность работать совместно с горожанами, чтобы наилучшим образом использовать ресурсы, собирать данные и принимать эффективные решения.

Эффективность – это сердце всех «умных городов». Чтобы ее повысить, можно установить огромное количество сенсоров по всему городу и мониторить инфраструктуру, например, следить за состоянием труб водоснабжения для уменьшения количества протечек или за положением дел на дороге, чтобы не возникало заторов.

Например, в Барселоне сейчас тестируется пилотный проект по оснащению городских урн и мусорных баков сенсорами, отслеживающими уровень мусора. Благодаря этой информации, мусоровозы в режиме реального времени оптимизируют свои маршруты, посещая только те районы, в которых есть наполненные урны.

Другой пример энергоэффективности – пилотный проект в Глазго, где уличные фонари снабжают сенсорами, реагирующими на движение, благодаря чему фонари загораются, только когда на улице появляются люди. В Лондоне задумались над еще более масштабными проектами по сбережению электроэнергии – акселератор Cognicity Challenge, специализирующийся на технологиях для «умных городов», тестирует проект Demand Logic, целью которого является помощь компаниям в сокращении расходов на электричество за счет всестороннего мониторинга расходования энергии.

Как не провалить проект "Умного города". Чек-листы для муниципалитетов — Marina S на vc.ru

«Умные» мусорные баки в Барселоне фиксируют уровень мусора и оптимизируют маршруты мусоровозов
Фото с сайта: bloomberg.com

Что касается России, то у нас также существуют центры, в которых разрабатываются и тестируются технологии для «умных городов». Интересный пример – инновационный кластер «Технополис GS», «умный город для умных городов», который создается усилиями холдинга GS Group в г. Гусеве Калининградской области. Одна из его задач – создание технологий, которые могут быть использованы в российских «умных городах», в том числе и в самом кластере. При этом «умный город» «Технополис GS» развивается на базе малого города России, население которого – 28,5 тыс. человек. Таким образом, этот центр не имеет целью создание города с нуля, а является попыткой решить реальные проблемы жителей существующего населенного пункта.

«Технополис GS» – успешная модель инновационного развития города за счет создания современных производств, которая может быть использована и в других регионах нашей страны. В подобных «умных городах» будут успешно работать высокотехнологичные производства, проектироваться и строиться удобная и инфраструктура, а также формироваться благоприятная среда для непрерывного развития профессионалов технических областей и людей творческих профессий.

Еще одним примером «умного города для умных городов» является Иннополис – новый город в России, расположенный в Республике Татарстан. Экономика города основана на высокотехнологичных индустриях. В Иннополисе создана уникальная городская среда с современной жилой инфраструктурой, экологией, безопасной средой, широкими возможностями для образования и профессионального развития.

Коллективный разум

Для сбора данных городские власти могут использовать мобильные приложения, чтобы напрямую взаимодействовать с жителями, работать с компаниями, уже собирающими данные, исследовать социальные сети или привлекать разработчиков распределенных сенсорных систем. Такие методы сбора данных являются относительно дешевыми и эффективными.

Какими бы ни были инновации, основанные на привлечении горожан к решению проблем, в их основе неизменно лежат технологии: сенсоры, датчики или, как минимум, те разработки, которые уже используются в современных цифровых устройствах, таких как смартфоны или планшеты.

В Бостоне проводился эксперимент по сбору данных с помощью приложения Boston Street Bump, разработанного New Urban Mechanics совместно с исследователями из Бостонского университета. Созданное ими программное обеспечение использует акселерометр мобильного телефона и фиксирует момент, когда водитель транспортного средства наезжает на кочку на дороге, а затем отправляет полученные данные органам местного управления.

Приложение было разработано для обнаружения неровностей дорожного покрытия, однако полученные данные показали, что чаще всего этими неровностями оказывались «утопленные» крышки люков. Это помогло городу исправить 1250 самых серьезных случаев.

Как не провалить проект "Умного города". Чек-листы для муниципалитетов — Marina S на vc.ru

Создатели приложения Boston Street Bump: Найджел Джейкоб (Nigel Jacob), слева, и Крис Осгуд (Chris Osgood)
Фото с сайта: govtech.com

Чтобы принимать умные решения, правительству нужно привлечь коллективный разум. Цифровые технологии дают муниципальным органам власти возможность грамотно распределять городские ресурсы, собирать данные и принимать решения, а жителям –сообщать о существующих проблемах. Например, с помощью сенсорных систем горожане могут оценивать состояние жилых районов и просить правительство принять необходимые меры. Важно то, что и власти, и обычные люди готовы вкладывать свои собственные силы и средства в осуществление значимых для города проектов.

Таким образом, для создания «умного города» необходимы следующие составляющие:

1. Необходима городская инновационная лаборатория, исследующая цифровые технологии, которые помогли бы координировать действия правительства с жителями города. Одной из основных целей этой лаборатории должен стать сбор информации о том, какие из общественных технологий наиболее эффективны. Пока что этим мало кто занимается.

2. Проекты «умных городов» должны быть открытыми, необходимо задействовать общественный разум всех жителей города и маленьких компаний.

3. Не стоит недооценивать поведение людей. Видение «умного города» часто неверно трактует роль культуры и поведения людей в его функционировании. Новые технологии и потоки данных окажутся выгодными только в том случае, если будут сопровождаться изменениями в культуре.

4. Необходимо инвестировать не только в «умные» технологии, но и в умных людей. Власти города должны инвестировать в обучение, чтобы дать всему персоналу правительственных учреждений понимание того, как работать с новыми данными, а также нанимать профильных специалистов.

5. Тем не менее, «умные» технологии также необходимы: без них невозможно развитие «умного города». Это могут быть проекты, направленные как на улучшение качества жизни конкретных людей (технологии «умного дома», охранные системы), так и на общественно значимые инициативы («умные» технологии в энергетике, ЖКХ).

6. Необходимо донести возможности общественных технологий до всех частей общества. Чтобы общественные технологии работали, общество должно быть виртуально объединено, но сегодня не все имеют смартфоны, доступ в Интернет или время для общения с правительством.

Технологии способны сделать города «умнее» и улучшить жизнь в них. Однако на данный момент многие из описанных примеров находятся на ранних этапах развития и используются на небольших территориях, находясь на периферии. Чтобы помочь городам решать свои проблемы, необходима дальнейшая поддержка и инвестиции: нужно изучить, какие технологии работают и какие из них наиболее эффективны.

Нужно делиться находками с другими городами – от этого все только выиграют. И в этом процессе не обойтись без содействия крупных компаний с развитой технологической базой – только они могут предоставить необходимое оборудование и разработки в масштабе целого города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.