ГОРОДСКАЯ СРЕДА КАК КОМПЛЕКСНОЕ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Городская среда обитания

Качество городской среды обитания (проживания) — способность городской среды удовлетворять объективные потребности и запросы жителей города в соответствии с общепринятыми в данный момент времени нормами и стандартами жизнедеятельности. Качество городской среды обитания определяет аттрактивность города по спектру социально-экономических параметров, а также отношение людей к городу и исполнительной власти.

Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом. С точки зрения научно-учебного.

Рейтинг качества городской среды — метод расчета и сравнения качества городской среды обитания (проживания), который основан на сборе, описании и оценке количественных и качественных показателей. Количественными показателями являются ежегодные статистические данных по городам Российской Федерации, а качественными характеристиками — собственные характеристики субъекта оценки. Цель составления рейтинга — проведение комплексного, коллективного, публичного анализа городской среды обитания, сопоставление.

Инновацио́нный прое́кт — проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности.

Устойчивость окружающей среды — способность окружающей среды выдерживать воздействие человека. В экологии термин обозначает способность биологических систем к сохранению и развитию биоразнообразия.

Инновационная деятельность — комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами.

Экологическая ситуация — это пространственно-временное сочетание различных, в том числе позитивных и негативных с точки зрения проживания и состояния человека, условий и факторов, создающих определённую экологическую обстановку на территории разной степени благополучия или неблагополучия.

Уплотнительная (точечная) застройка — строительство новых зданий или сооружений в исторически сложившемся жилом микрорайоне, обычно на месте зелёных зон. В качестве российского аналога международного понятия «нимбиизм» приобрёл популярность в начале 2000-х годов, хотя специалисты переводят термин нейтральным понятием англ. infill development. Понятие не является юридическим, так как не определено ни в Градостроительном кодексе РФ, ни в Градостроительном кодексе города Москвы.

Зелёное строительство (также Экологическое строительство, Экостроительство, Экодевелопмент) — это вид строительства и эксплуатации зданий, воздействие которых на окружающую среду минимально. Его целью является снижение уровня потребления энергетических и материальных ресурсов на протяжении всего жизненного цикла здания: от выбора участка по проектированию, строительству, эксплуатации, ремонту и сносу.

Стейкхо́лдер (англ. stákeholder), заинтересованная сторона, причастная сторона — физическое лицо или организация, имеющая права, долю, требования или интересы относительно системы или её свойств, удовлетворяющих их потребностям и ожиданиям (ISO/IEC 15288:2008,:4 ISO/IEC 29148:2011:6).

Доступность (англ. accessibility) — создание продуктов, устройств, сервисов или окружающей среды для людей с ограниченными возможностями. Концепция доступного дизайна и практика разработки доступных объектов призваны обеспечить как «прямой доступ» (то есть без сторонней помощи), так и «непрямой доступ», означающий совместимость с вспомогательными технологиями, используемыми человеком (например, скринридерами).

Научно-техническая деятельность (НТД) — техническая деятельность, находящаяся на стыке научной и инженерной деятельности. Научно-техническая деятельность относится к области технических научных дисциплин, а научные исследования носят прикладной характер.

Инвестиционный проект — экономический или социальный проект, основывающийся на инвестициях; обоснование экономической целесообразности, объёма и сроков осуществления прямых инвестиций в определённый объект, включающее проектно-сметную документацию, разработанную в соответствии с действующими стандартами.

«Умный город» — концепция интеграции нескольких информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и Интернета вещей (IoT решения) для управления городским имуществом; активы города включают, в частности, местные отделы информационных систем, школы, библиотеки, транспорт, больницы, электростанции, системы водоснабжения и управления отходами, правоохранительные органы и другие общественные службы. Целью создания «умного города» является улучшение качества жизни с помощью технологии городской информатики.

Кластерная политика — система государственных и общественных мер и механизмов поддержки кластеров и кластерных инициатив, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов, предприятий, входящих в кластер, развитие институтов, стимулирующих формирование кластеров, а также обеспечивающих внедрение инноваций.

Экономика города (англ. urban economics) — наука об экономических исследованиях городских территорий, исследующая городские проблемы. Экономика города — раздел микроэкономики, который изучает городскую пространственную структуру и размещение домашних хозяйств и фирм. Экономика города исследует распределение ресурсов в городской черте, ориентирована на решения о размещении фирм и на сами города как центры экономической активности. Экономика города сосредоточена на изучении пространственных отношений.

Кластерная инициатива — деятельность (совместный проект или портфель проектов или программа действий) различных стейкхолдеров (физических лиц, инициативных групп и организаций) по созданию или развитию кластера, функционирующего в рамках отраслевой или межотраслевой цепочки ценностей. Кластерная инициатива может быть инициирована как в рамках кластерной политики региона или страны, так и исходя из фактической деятельности её стейкхолдеров, формирующих стратегические приоритеты по созданию или развитию.

«Электронная Россия» — федеральная целевая программа, действовавшая в Российской Федерации в 2002—2010 годах и направленная на внедрение технологий «электронного правительства».

Градостроительное проектирование (городское проектирование) изучает пространственную конфигурацию, внешний облик и функциональность элементов города или иного населенного пункта. Особое внимание уделяется разработке конфигурации мест общего пользования, в которых осуществляется повседневная деятельность горожан (улицы, площади, парки, общественная инфраструктура). Градостроительное проектирование является дисциплиной, находящейся на стыке и синтезирующей подходы городского (урбанистического) планирования.

Индустриальное наследие (англ. Industrial heritage) — культурное наследие, отражающее развитие массового индустриального производства, которое относится к периоду с конца XVIII века до середины XX века.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — 1) благоприятное, нормальное состояние окружающей человека среды, условий труда и учёбы, питания и отдыха, при которых снижена возможность возникновения опасных факторов, угрожающих его здоровью, жизни, имуществу, законным интересам; 2) наука о безопасном взаимодействии человека с окружающей средой; 3) учебная дисциплина в системе среднего профессионального и высшего образования, формирующая знания, умения и навыки обеспечения собственной безопасности, действий.

Рабо́чее ме́сто — это неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения одной или нескольких производственных или обслуживающих операций, оснащённое соответствующим оборудованием и технологической оснасткой. В более широком смысле — это элементарная структурная часть производственного пространства, в которой субъект труда взаимосвязан с размещенными средствами и предметом.

Социальная инфраструктура — совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения. Сюда относятся: жилье, его строительство, объекты социально-культурного назначения, вся сфера жилищно-коммунального хозяйства, предприятия и организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания; предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом; розничная торговля, общественное питание, сфера услуг, спортивно-оздоровительные учреждения; пассажирский.

Экологическая проблема — изменение природной среды, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы. Может быть как антропогенным, так и результатом стихийных бедствий.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС, EIA, (англ. Environmental Impact Assessment) — термин Международной ассоциации по оценке воздействия на окружающую среду (IAIA, International Association for Impact Assessment). Предназначена для выявления характера, интенсивности и степени опасности влияния любого вида планируемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения.

Управление изменениями — это структурный подход к переводу индивидов, команд и организаций из текущего состояния в желаемое будущее состояние. Целью этого организационного процесса является расширение прав и возможностей сотрудников принять и поддержать изменения в их текущем бизнес-окружении. В управлении проектами, управление изменениями рассматривается как процесс управления проектом, в котором формально представлены и одобрены изменения проекта.

Многофункциональное проектирование — практика градостроительства, предполагающая возможность различного использования зданий или строительных комплексов, комбинирование и совмещение жилого, коммерческого, производственного, административного землепользования.

Госуда́рственная услу́га — деятельность, предоставляемая Правительством России, государственным внебюджетным фондом, исполнительным органом субъекта Российской Федерации, при осуществлении государственных функций, определенных Конституцией России, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.

Экологическая информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, имеющих значение для охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, охраны здоровья граждан и так далее, независимо от формы их предоставления, освещение экологической ситуации в населенном пункте.

Инноватика — это область знаний о сущности инновационной деятельности, её организации и управлении инновационными процессами, обеспечивающими трансформацию новых знаний в востребованные обществом новшества как на коммерческой основе (коммерциализация результатов научно-технической и творческой деятельности), так и некоммерческой базе (например, инновации в социальной сфере).

Бурное развитие экологического образования и просвещения во второй половине XX, начале XXI вв. стало реакцией мировой общественности и специалистов на ухудшение экологической обстановки в мире, быстрое истощение природных ресурсов. Экологический кризис побудил человечество к поиску решения проблем загрязнения окружающей среды. По словам выдающегося учёного В. Вернадского важнейшая задача каждого жителя Земли состоит в том, чтобы научиться «управлять собой в отношениях с природой». Экологическое.

Подробнее: Дни защиты от экологической опасности

Кла́стер (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

Социальный процесс (англ. Social process) — серия явлений или взаимодействий, происходящих в организации, структуре групп и меняющих отношения между людьми или между составными элементами сообщества. Социальные процессы находятся во всех обществах и выступают как упорядоченная форма социального взаимодействия. Важнейшими чертами социальных процессов является их всеобщность и связь с субъектом, который осуществляет процесс. Ничто не может происходить в обществе вне социальных процессов. Функционирование.

Жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) — услуги по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов коммунального назначения.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями.

Стандарты социальной отчётности — документы, руководства и сборники правил, формулирующие требования к отчётам частных компаний по итогам их деятельности в рамках корпоративной социальной ответственности. Служат в качестве основных принципов социального учёта, аудита и отчётности. Используются многими транснациональными корпорациями и крупными компаниями как ориентиры при написании ежегодных отчётов о КСО наряду с МСФО – международными стандартами финансовой отчётности.

Экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Экспе́ртное оце́нивание — процедура получения оценки проблемы на основе мнения специалистов (экспертов) с целью последующего принятия решения (выбора).

Коммуникация в целях развития (Communication for Development, C4D) — это многозначный термин, используемый для обозначения различных видов связи в развитом демократическом обществе.

Усто́йчивое разви́тие (англ. sustainable development), также гармоничное развитие, сбалансированное развитие — это процесс экономических и социальных изменений, при котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.

Таллуарская декларация устойчивого развития, созданная ректорами ВУЗов для высших учебных заведений всего мира. Джон Майер, ректор Университета Тафтс (Массачусетс, США) в 1990 году созвал конференцию, в которой принимали участие 22 университета с разных точек земного шара в г. Таллуар, Франция. Этот документ декларирует мировое лидерство учреждений высшего образования в развитии, создании, поддержке и защите устойчивого развития. Регистратором Таллуарской декларации является организация, основанная.

Экологическая политика — это система мероприятий, связанных с влиянием общества на природу.

Данная статья посвящена экогородам. По теме экопоселений имеется отдельная статья.

География транспорта — научная дисциплина, раздел экономической географии, изучающий транспортно-географические процессы, структуру транспорта, особенности его размещения, уровень транспортной обеспеченности. Объектами географии транспорта являются территориальные и региональные транспортные системы, транспортные потоки, распространение отдельных видов транспорта, влияние транспортных процессов на развитие народного хозяйства в территориальном аспекте. Предметом изучения географии транспорта является.

Рекреационные ресурсы — это совокупность природно-технических, природных, социально-экономических комплексов и их элементов, способствующих восстановлению и развитию духовных и физических сил человека, его трудоспособности. При современной и перспективной структуре рекреационных потребностей и технико-экономических возможностях используются для прямого и опосредованного потребления и предоставления курортных и туристических услуг.

Медиаисследование — это исследование средств массовой информации и их аудитории.

Прикладные исследования — научные исследования, направленные на практическое решение технических и социальных проблем.

Экологический менеджмент — часть общей системы корпоративного управления, которая обладает четкой организационной структурой и ставит целью достижение положений, указанных в экологической политике посредством реализации программ по охране окружающей среды.

В / ВИДЕОЗАГРЯЗНЕНИЕ

ВИДЕОЗАГРЯЗНЕНИЕ — насыщение городской архитектуры элементами строений, которые служат причиной появления у человека раздражительности и даже агрессивности. Это явление было специально исследовано В. Филиным (1990), который разработал особый раздел городской экологии — видеоэкологию. Причина В. — увеличение доли гомогенных агрессивных полей (голые стены, монолитное стекло, глухие заборы, асфальтовые покрытия, гладкие крыши домов, одинаковые и равномерно размещенные на поверхности элементы — окна на стене дома, плитки на тротуаре или стене, гофрированные поверхности и проч. Исторически у человека сформировалась потребность в разнообразии зрительных восприятий в естественной среде. На голой стене глазу не за что «зацепиться», и это отрицательно сказывается на работе центральной нервной системы и в конечном итоге на общем самочувствии человека. Таким образом, так называемые «архитектурные излишества» могут служить положительным фактором, повышающим разнообразие городской среды.

Наша идея

Мы учли перечисленные недостатки и решили реализовать собственный подход к расчётам. Наша основная идея в том, чтобы:

  • автоматизировать расчёты показателя качества городской среды
  • моделировать пространство как непрерывное
  • производить расчеты на крупном масштабе (улицы, кварталы)
  • использовать открытые данные

За основу мы взяли разделение критериев качества городской среды по Яну Гейлу, но на текущий момент ограничились только некоторым показателями комфортности.

ГОРОДСКАЯ СРЕДА КАК КОМПЛЕКСНОЕ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

12 критериев качества городской среды  (Ян Гейл. Города для людей)

Из наиболее значимых критериев мы выбрали:

Центральной фигурой расчётов стало положение наблюдателя и его область видимости (двумерной), а также объекты городской среды, которые попадают в поле зрения наблюдателя – растительность и здания. При оценке  уровня шума мы учитывали только влияние транспорта.

Чтобы покрыть весь город необходимым значением индекса, нужно задать множество положений наблюдателя (набор регулярных точек-положений) и на их основе рассчитать полигоны области видимости. Объекты городской среды, попадающие в эти области, должны быть использованы для расчета количественных показателей качества.

Данные

Все необходимые векторные объекты (растительность, здания, дороги, водные объекты, мосты, районы города) мы взяли из открытых данных OSM с помощью ​​утилиты фильтрации данных overpass turbo.

Растительность

В слой растительности мы включили несколько типов объектов, в которых зачастую имеются древесные насаждения:

Каждому типу назначили высоту, необходимую для расчетов областей видимости. Так как найти данные для этой задачи довольно сложно, мы ее взяли среднюю на наш взгляд:

ГОРОДСКАЯ СРЕДА КАК КОМПЛЕКСНОЕ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Здания

В слое зданий мы столкнулись с проблемой дефицита информации об их высоте.

ГОРОДСКАЯ СРЕДА КАК КОМПЛЕКСНОЕ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Поэтому мы взяли необходимые данные из Росреестра при помощи  утилиты, которая также используется в проекте карты возраста домов, и, проведя геокодирование, дополнили слой зданий сведениями об этажности. Чтобы привести высоту к одной метрике с растительностью, мы приняли фиксированную высоту этажа в три метра (округление типовой высоты этажей в жилых зданиях по СНиП 31-01-2003).

ГОРОДСКАЯ СРЕДА КАК КОМПЛЕКСНОЕ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Методика

Для создания областей видимости есть готовый ГИС-инструментарий. В QGIS это плагин Visibility analysis, принимающий на вход цифровую модель местности (ЦММ) – рельеф плюс любые объекты на поверхности, и возвращающий для каждой точки растр видимости.

В Grass GIS это  r. viewshed. Мы остановились на нем из-за сложностей, возникших при попытке создания цепочки алгоритмов в QGIS (промежуточные результаты не закрывались утилитой GDAL, в связи с чем превышалось количество допустимых соединений). В r. viewshed также можно настроить дополнительные параметры, которые есть у всех подобных инструментов: максимальный радиус видимости, который мы эмпирически выставили на 110 метров, высота наблюдателя (используем 1. 6 метров = средний рост человека минус 10 см до уровня глаз) и пр.

Влияние атмосферной рефракции и поправки на кривизну Земли мы не рассматривали из-за небольшого радиуса видимости и относительно ровного рельефа территории, на которой находится Санкт-Петербург. Равнинный характер местности также служит причиной того, что мы не будем использовать рельеф, а ограничимся высотами зданий и растительности при построении ЦММ.

После выбора основного инструмента надо определиться с генерацией данных, которые он требует на входе:

Для начала создаем сетку регулярных точек:

  • генерируем гексагональную сетку со стороной полигона в 50 м, а затем строим точки – центроиды каждой ячейки;
  • исключаем точки, которые попадают на крыши зданий, так как нас интересует только outdoor.

ГОРОДСКАЯ СРЕДА КАК КОМПЛЕКСНОЕ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Сетка регулярных точек

Далее строим ЦММ. Для этого нужно:

  • растеризовать полигоны зданий и растительности (используя библиотеку GDAL), присвоив каждой ячейке растра значение их высоты;
  • суммировать значение ячеек растровым калькулятором, чтобы получить итоговую модель.
  • нужно, чтобы слои растительности и зданий не пересекались, иначе их высоты будут складываться;
  • при попадании регулярных точек в полигоны растительности наблюдатель окажется на деревьях, что недопустимо. Поэтому мы создаём буферы вокруг этих точек размером со среднее расстояние между деревьями в парках (7 м), а затем вырезаем эти буферы из объектов растительности.

ГОРОДСКАЯ СРЕДА КАК КОМПЛЕКСНОЕ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Пример построенной ЦММ (сетки из точек это вырезанные буферы)

Следующий этап – скрипт на Python, который будет считает области видимости. Размещаем все необходимые для расчетов векторные слои в базе данных PostgreSQL с установленным расширением PostGIS. Далее:

  • итерационно проходим по координатам созданных регулярных точек;
  • применяем алгоритм r.viewshed для создания растра видимости;
  • векторизуем растр инструментом Grass r.to.vect для быстрого экспорта данных;
  • используем утилиту командной строки библиотеки GDAL ogr2ogr, чтобы извлечь только геометрии полигонов видимости, которые скрипт будет заносить в итоговую таблицу PostGIS вместе с геометрией регулярных точек.

ГОРОДСКАЯ СРЕДА КАК КОМПЛЕКСНОЕ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Векторизованная область видимости

Построение ЦММ и генерация сетки регулярных точек на каждый район автоматизируется за счёт:

  • функций PostGIS (прежде всего, ST_HexagonGrid);
  • алгоритмов GRASS (предобработка слоев) и утилит командной строки GDAL (растрирование и наложение слоев).

В итоге достаточно запустить скрипт и передать ему идентификатор района/ов, а остальную работу он выполнит  сам.

Количественные характеристики критериев комфортности

Как говорилось выше, мы берём в расчет визуальные критерии (плотность застройки, высотность окружающих объектов, озеленение), а также шумовое загрязнение для расчета комфортности городской среды. Необходимо определить количественные характеристики для этих критериев.

Визуальные критерии

Для плотности застройки используем площадь области видимости. Соответственно, чем меньше площадь, тем выше плотность и тем более комфортно человеку (конечно, до разумных пределов).

Для высотности используем медианная высоту растительности и зданий. Чем выше окружающая среда, тем человек чувствует себя более маленьким на их фоне (эффект масштаба), поэтому и снижается комфортность.

Для вычислений количественных характеристик можно написать SQL функции, которые будут итерационно определять отношение областей видимости к объектам городской среды.

Уровень шума

Чтобы оценить влияние шума, мы использовали алгоритм noisemap (спасибо Urbica за это). Программа на основе данных OSM строит три зоны: 45 дБ, 55 дБ и 65 дБ вокруг каждого объекта, а затем объединяет их по значению в крупные полигоны. В проекте уже содержатся сведения об уровнях шумового загрязнения для множества объектов.

Для решения поставленной задачи мы дополнили эти сведения приблизительными значениями для проездов (highway=service), и соединений дорог (highway=*_link). Также пришлось модифицировать программу под решаемую нами задачу. Мы добавили:

  • возможность использования входных данных, полученных из QuickOSM;
  • настраиваемый параметр учета высоты источников шума;
  • параметр, позволяющий рассчитывать полигоны с любым уровнем шума и в любом количестве;
  • нарезку полигонов шума по плотной квадратной сетке для оптимизации дальнейших вычислений (до этого на выходе получались полигоны размером с город);
  • оверлей difference, чтобы итоговые полигоны не пересекались друг с другом.

После генерации данных полигонов остается написать еще одну SQL функцию, которая будет проверять, полигон с каким значением шума содержит заданную точку, и записывать это значение в атрибуты.

Расчет комфортности

Перед тем, как вычислить интегральный показатель комфортности, мы отобразили в Mapbox Studio все визуальные критерии. Полученная карта подходит для визуальной оценки трех критериев, но при увеличении их количества использовать её нельзя.

ГОРОДСКАЯ СРЕДА КАК КОМПЛЕКСНОЕ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Карта комфортности Васильевского острова на основе визуальных критериев. Здесь столбец – положение наблюдателя, радиус столбца отражает площадь области видимости, высота – медианную высоту окружающих объектов, а цвет – близость к растительности. Плоская красная часть слева это западная окраина Васильевского острова где почти нет зданий и  деревьев. Итого, самые комфортные места – это узкие низкие зеленые столбики, а самые некомфортные – толстые высокие красные.

Обобщенный показатель

Мы пошли по простому пути и использовали одинаковые веса для всех частных показателей комфортности.

ГОРОДСКАЯ СРЕДА КАК КОМПЛЕКСНОЕ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Обобщенный показатель комфортности в точках наблюдения

Последний штрих

Чтобы обеспечить непрерывное покрытие, проводим линейную интерполяцию полученного показателя между рассчитанными точками и получаем непрерывную сетку (растр). Далее сетку можно реклассифицировать (инструментом r. reclass) и векторизовать (r. vect). В результате формируется векторный слой с полигонами, каждый из которых содержит значение индекса комфортности.

ГОРОДСКАЯ СРЕДА КАК КОМПЛЕКСНОЕ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Публикация в вебе

  • здания;
  • уровень шума;
  • растительность.

ГОРОДСКАЯ СРЕДА КАК КОМПЛЕКСНОЕ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

ГОРОДСКАЯ СРЕДА КАК КОМПЛЕКСНОЕ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

ГОРОДСКАЯ СРЕДА КАК КОМПЛЕКСНОЕ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Контуры растительности. По карте можно увидеть, что на комфортность влияет только видимая растительность.

Known issues

Мы осознаем, что в описанной методике мы основывались на ряде допущений, некоторые факторы мы не учитываем в принципе, открытые данные также зачастую неполные, и необходимо привлекать дополнительные источники.

Барьеры

Мы не учитываем заборы, которые способны радикально изменить размеры и форму областей видимости, а также снизить влияние объектов интереса на восприятие наблюдателя. Всё дело в том, что ширина непрозрачных заграждений зачастую доходит до 10-20 см (а то и меньше) и поэтому необходимо использовать ЦММ высокого пространственного разрешения. Вычисления займут огромное количество времени, да и высота таких заграждений также имеет большое значение, а найти эти данные на текущий момент затруднительно.

Экраны

Не учтены шумоподавляющие экраны возле дорог. Причина примерно такая же, что и с заборами. Кроме того, данных о наличии экранов довольно мало. Для расчета же полигонов шума достаточно сложно учесть влияние экранов, но об этом можно подумать в будущем.

Низкая растительность

Мы также не учли влияние травы и низкорослых кустарников на восприятие наблюдателя. Хоть оно и небольшое по сравнению с влиянием остальных объектов растительности, но эффект всё же имеется.

Мы использовали только автомобильные и железные дороги при построении полигонов шума. Естественно, существует еще много объектов, которые следовало бы учесть здесь. К примеру, заводы, строительные площадки, станции метро и т. Присваивание каждому типу объектов один и тот же уровень шума снизит объективность результатов.

Высота источника шума

На текущий момент учет высоты источников шума происходит косвенно (на основании данных о последовательности отображения дорог), однако реальных данных об этой высоте практически нет. Из-за этого есть довольно сильные искажения в районе ЗСД.

Что дальше

Чтобы сделать сервис еще лучше нам важно собрать ваши мнения о том, соответствует ли рассчитанный индекс восприятию комфортности. Для этого, пожалуйста, пройдите короткий опрос.

Если вам понравился проект – следите за обновлениями в соцсетях: инстаграм, телеграм.

BIM

BIM (Building Information Modeling) — это «информационное моделирование зданий», способ проектирования, который учитывает и само строение, и систему коммуникаций, и инженерные сети, и многое другое. С помощью программ и базы данных создается многомерная виртуальная модель здания.

Понятие BIM появилось в конце 80-х, когда в проектировании начали использовать цифровые методы. Лидеры в создании софта для BIM — Autodesk, Bentley Systems и Graphisoft. Они разрабатывают программы для визуализации, документации, лазерного сканирования — чтобы создавать виртуальные модели зданий, которые уже существуют.

В отличие от обычных двухмерных чертежей, BIM учитывает не только геометрию, но и пространственные параметры. Например, освещение, особенности материалов и срок их службы, изменение здания во времени, его контакт с окружающей средой. Это позволяет собирать данные от разных специалистов, передавать их от проектировщиков подрядчикам, а потом — тем, кто будет эксплуатировать здание.

  • — точная визуализация
  • — полная информация о здании
  • — более производительный процесс строительства
  • — экономичность строительства
  • — устойчивость и экологичность

С помощью BIM построен, например, Музей искусства и науки в Сингапуре. Здание стоит на воде и состоит из 10 «лепестков». Инструменты BIM помогли построить этот музей без вреда для акватории, а еще расположить галереи так, чтобы они хорошо захватывали дневной свет.

В Китае благодаря BIM появилась 128-этажная Шанхайская башня. У нее асимметричная форма и закругленные углы — это снижает ветровую нагрузку. Фасад пропускает естественный свет и сделан из двухслойного изоляционного стекла, чтобы уменьшить потребность охлаждать воздух в помещении.

ГОРОДСКАЯ СРЕДА КАК КОМПЛЕКСНОЕ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Губчатый город

«Губчатый город» (Sponge City) — это дренажная технология, которая обеспечивает круговорот водных ресурсов в условиях города. По сути, она копирует процессы, которые существуют в природе. Эта технология помогает бороться с наводнениями и пожарами, высокими температурами, укрепляет дренажные системы и улучшает экологическую обстановку.

Система «губчатого города» состоит из «губчатых тел»:

Зеленые зоны. Парки и скверы восстанавливают естественную флору и фауну — в идеале они должны связываться и выстраиваться в «зеленый каркас» города. Хорошо работает каскадное озеленение — это естественный фильтр очистки воды и система, по которой дождевая вода спускается в водоемы.

Городские водоемы. Озера, пруды, болота, каналы и ручьи оздоравливают климат в городе, помогают накапливать воду и использовать ее эффективнее. Водоемы фильтруют ливневую воду, грунтовые воды становятся чище, и затраты на доставку воды в город снижаются.

Дренажные системы и ливневые канализации. Системы сбора воды объединяют с городскими водоемами. Это снижает затраты на инфраструктуру очистки.

Водопроницаемые поверхности. Плитка и дорожные покрытия пропускают воду в канализационные системы.

Зеленые крыши. Они накапливают дождевую воду, которая испаряется в жару и охлаждает город. А еще это дополнительная рекреационная зона для жителей дома.

На принципы «губчатого города» первым обратил внимание Китай: в местных мегаполисах, где люди живут очень тесно, вода — дорогой ресурс. С 2014 года в стране работает программа Sponge City Initiative: по проекту, в 16 городах анализируют экосистему и ее проблемы — и составляют план оздоровления.

ГОРОДСКАЯ СРЕДА КАК КОМПЛЕКСНОЕ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Дизайн-код

Дизайн-код — это набор рекомендаций по визуальному оформлению разных объектов: от буклетов и упаковки до приложений и дорожных знаков. В айдентике и графическом дизайне это понятие не новое, но недавно оно вошло и в урбанистику.

Сейчас термин «дизайн-код» все чаще применяется к городской среде. Так называют и документ с рекомендациями, который может касаться отдельных пространств (например, навигации в ЖК) или распространяться на город и даже регион.

Такой гайдлайн нужен, чтобы упорядочить внешний вид пространства и сформировать его идентичность. Универсального набора элементов, которые составляют дизайн-код, не существует: все зависит от цели, задач и запросов жителей и администрации.

Из чего может состоять дизайн-код городского пространства:

  • — навигация: таблички с адресами, указатели, транспорт
  • — фасады зданий, балконы
  • — дорога: знаки, перекрестки, переходы
  • — благоустройство: лавочки, урны и фонари
  • — освещение: расположение источников света, цвет и яркость
  • — декоративные элементы: цветы, козырьки, входные группы
  • — элементы идентичности города

В британском Национальном гиде по дизайну (National Design Guide) указаны признаки хорошего дизайна территории:

ГОРОДСКАЯ СРЕДА КАК КОМПЛЕКСНОЕ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

В Великобритании национальный дизайн-код (National Model Design Code) существует уже давно, правительство даже публикует гайды, как ему следовать. Сейчас в приоритете экологичный подход, энергоэффективность, интеграция с природной средой и снижение выбросов углерода к 2050 году. Этот документ устанавливает стандарты для местных органов власти:

  • — макеты новой застройки, схемы улиц
  • — правила озеленения улиц
  • — стандарты качества фасадов зданий
  • — экологические характеристики
  • — рекомендуется учитывать местный язык и наследие, архитектуру и материалы

В штате Западная Австралия с 1985 года принят дизайн-код жилых домов, раз в несколько лет в него вносят изменения. Обязательными считаются объединенная жилая зона на открытом воздухе (балкон, терраса или патио), выделенная зона для посадки деревьев, минимум одно дерево у каждого дома. Прописана ширина гаражей (они не должны доминировать над домами), размеры ограждений, внешний вид табличек с адресами — это создает гармоничный внешний вид улицы.

Аэротрополис

Как объясняет Кембриджский словарь, аэротрополис — это город, который строится и развивается вокруг аэропорта. Это красивое слово придумал нью-йоркский художник Николас де Сантис: в 1939 году он опубликовал футуристические иллюстрации, где аэропорт расположен на крыше небоскреба.

ГОРОДСКАЯ СРЕДА КАК КОМПЛЕКСНОЕ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

В реальную урбанистику термин ввел экономист и социолог Джон Казарда в 2000 году. Он сформулировал идею так: «Раньше города создавали себе аэропорты — теперь аэропорт создает себе город». Сейчас в мире несколько десятков аэротрополисов: среди них Сеул, Гонконг, Дубай, Йоханнесбург и американский Мемфис.

Есть и критики идеи аэротрополисов. Аэропорты всегда требуют вложений от государства — это ограничивает независимые компании и делает территорию слишком зарегулированной. Экодвижение тоже протестует: самолеты создают больше половины мировых выбросов СО2.

Пандемия спровоцировала кризис в авиаиндустрии, а с ним — и в развитии аэротрополисов. Но территории, которые развиваются благодаря аэропортам, уже существуют — и это вряд ли можно изменить.

ГОРОДСКАЯ СРЕДА КАК КОМПЛЕКСНОЕ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Самый известный (и успешный) аэротрополис — аэропорт Синьчжэн в городской агломерации Чжэнчжоу. С 1997 года он стал триггером развития города: в Чжэнчжоу привлекаются инвестиции, через него перевозятся международные грузы крупных компаний, местный бизнес интегрируется в авиаиндустрию.

Дурбанский аэротрополис (ЮАР) построен в центре международного аэропорта имени Короля Чаки (KSIA) в 35 км от Дурбана. В 2017–2020 годах сюда привлекали инвестиции, теперь большую часть KSIA занимает логистически ориентированный комплекс Dube TradePort. Вокруг комплекса огромная территория, которую планируют освоить: в 2019 году в Дурбанском аэротрополисе запланировали 42 млн кв. м коммерческой застройки и более 130 тыс. жилых единиц.

Тактический урбанизм

Тактический урбанизм — это практики, которые помогают менять городскую среду быстро. Для города это способ улучшить территорию без больших бюджетов и долгосрочных проектов, а для жителей — инструмент участия в городских изменениях. По сути, это «теория малых дел» в сфере городского развития.

Тактический урбанизм политически заряжен. К нему причисляют активистские инициативы по защите памятников, способы провести изменение или не дать муниципалитету сделать среду неудобной — например, организовать парковку на месте единственного в районе парка.

Методов, которыми пользуются активисты тактического урбанизма, много. Вот самые популярные:

Перекрытие. Чтобы создать пешеходную зону, палисадник или велодорожку, можно просто огородить нужную территорию, получив разрешение муниципальной власти.

«Бомбинг стульями». Новые общественные пространства образуются там, где ставят дополнительную мебель — паллеты, парклеты, разложенные на пляже шезлонги, пуфы, лавки.

Рипейвинг (repaving). В узком смысле это замена асфальта и бетона на зеленую зону — газон, клумбу или сквер.

Эдбастинг (Ad busting). Это тактика протеста против рекламного загрязнения. В контексте урбанизма под ней подразумевается очищение поверхностей и конструкций от афиш и билбордов, срезание баннеров и создание из них новых вещей.

Кемпинг. Временная оккупация публичных пространств — гаражные распродажи, праздники, ярмарки и фестивали.

Субурбия

В переводе с английского suburbia — это просто «пригород». С распространением городских агломераций (когда жители пригородов стали составлять особую социальную страту) слово «субурбия» стало звучать чаще. Теперь термин обозначает и территорию вокруг мегаполиса, и образ жизни людей, которые на ней живут.

Как правило, зона субурбии состоит из частных домов — коттеджей или таунхаусов — с небольшими участками. Жители этих районов ездят работать и развлекаться в город, поэтому в классическом понимании субурбия — это однотипный район с малоразвитой инфраструктурой.

В США периферийные районы связаны с сетью автомобильных дорог, в Европе — с общественным транспортом. Поэтому субурбия — часть маятниковой миграции в городах. Появился даже новый термин — «субурбанизация», переезд людей из города в окрестности. С 2020 года этот тренд усиливается: из-за пандемии люди стали чаще работать удаленно и начали охотнее переезжать за город (где больше пространства и экология получше).

Post Hospitality

Отельная и барная индустрия в постковидных условиях меняется. Санитайзеры, которые раньше были маркером больниц, стали частью повседневности — и, кажется, надолго.

Кроме того, пандемия сбила тренд на reusing — и вернула одноразовые предметы. По мнению экспертов, в связи с постковидными стандартами безопасности нас ждет еще много нового — в том числе и в архитектуре общественных пространств.

Что уже меняется:

Социальная дистанция. Возможность держать дистанцию 1,5 метра в коридорах или на ресепшенах раньше была скорее роскошью — а сегодня становится обязательным требованием для работы публичных пространств.

Non-touched bathrooms. Туалеты и ванные комнаты, где не нужно ни к чему прикасаться: краны, выключатели и двери реагируют на движение, руки можно сушить горячим воздухом — все это было и раньше, но сейчас стало the must.

Многоразовые защитные маски. Носить маски в общественных местах обязательно, поэтому они продаются на ресепшенах, часто становятся мерчем брендов или ивентов.

Эко-френдли клининг. Здесь встречаются тренд на экологичность (средства, которые не вредят природе) и повышенные требования к чистоте и стерильности (которые принесла пандемия). В отелях распространяется экоклининг, где используют только экологичную бытовую химию. Еще экоуборка предполагает использование пылесосов, парогенераторов и другой техники — чтобы понемногу отказываться от бытовой химии.

Урок 4. Городское пространство

За предыдущие три урока мы с вами разобрались, какие бывают города, как могут быть организованы застройка, расположение домов, улиц и дорог, каковы варианты транспортного сообщения внутри города и как должна выглядеть транспортная инфраструктура.

Таким образом, мы уже имеем базовое представление об основных элементах городского пространства. И уже поняли, что понятие городского пространства намного шире, чем жилые дома, рабочие места и транспортные коммуникации. В этом уроке мы более полно разберем, что же такое городского пространство.

Цель урока: разобраться, что представляет собой городское пространство, как происходит формирование комфортной городской среды, что такое «умный город» и какие составляющие для этого необходимы. Изучив урок, вы поймете, из чего складывается городское пространство и что нужно, чтобы городская среда стала комфортной.

  • Что такое городское пространство?
  • Городская среда и социология города
  • «Умный город»
  • Проверочный тест

Итак, перейдем к уроку, и для начала разберемся, что входит в понятие «городское пространство».

Городская среда и социология города

Итак, мы разобрались, что такое городское пространство. Тогда что же такое городская среда? В какой-то степени понятия «городское пространство» и «городская среда» пересекаются, но в то же время не являются тождественными. В самом общем виде, городская среда – это комплекс условий, созданных человеком и природой и предопределяющих уровень и качество жизни в городе.

Город за полярным кругом всегда не слишком комфортен примерно 7-8 месяцев в году из-за погоды, даже если там прекрасные здания и налаженная система городского транспорта. И даже если там, как в городе Рьюкан (Норвегия), установят большие зеркала, которые будут направлять лучики солнечного света («солнечных зайчиков») на центральную площадь погруженного в полярную ночь города:

А где-нибудь на Средиземном море чувствуешь себя комфортно почти всегда. Тем более что для самых жарких часов есть сиеста и кондиционер. Ученые различают несколько основных факторов формирования городской среды:

  • Антропогенные (созданные человеком).
  • Биотические (созданные живой природой).
  • Абиотические (созданные неживой природой).

ГОРОДСКАЯ СРЕДА КАК КОМПЛЕКСНОЕ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

В России такое понятие, как «городская среда обитания (проживания)» было разработано и введено в научный оборот «Российским союзом инженеров» и Министерством регионального развития и Федеральным агентством по строительству и ЖКХ. Это понятие ныне используется как базовое для оценки возможностей городской среды удовлетворить потребности горожан и оценки качества этой самой среды.

  • Доступность хорошего жилья.
  • Стоимость услуг ЖКХ относительно дохода.
  • Аварийность жилого фонда.
  • Качество водо- и энергоснабжения.
  • Пригодность улиц для прогулок.
  • Популярность пешеходной инфраструктуры.
  • Число камер видеонаблюдения.
  • Число уличных фонарей.
  • Уровень преступности.
  • Популярность ночной жизни.
  • Использование умных фонарей.
  • Использование технологии распознавания лиц.
  • Количество крупных фестивалей.
  • Разнообразие развлечений внутри города.

Конкретно в Москве реализуется собственная программа по созданию комфортной среды. Парки, дворы и скверы обновляются, а при возведении новых жилых комплексов принципы комфортной среды, в том числе для инвалидов, закладываются на уровне проекта. Как, например, в одном из ЖК, расположенных в бывшей промзоне:

ГОРОДСКАЯ СРЕДА КАК КОМПЛЕКСНОЕ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

В Европе традиции формирования комфортной городской среды намного более давние. Считается даже, что одним из величайших вкладов Европы в мир был ее особый способ понимания и восприятия городского общественного пространства и комфортной среды.

На протяжении тысячелетий Старый континент создавал города в человеческом масштабе, долгоживущие, но всегда динамичные, стремящиеся к культурному разнообразию и гражданскому сознанию своих жителей. Город – это физическая форма, наполненная нематериальными ценностями и мощным социальным, экономическим и историческим значением.

Учитывая проблемы, с которыми в настоящее время сталкивается все более урбанизированный мир, защита европейской модели города актуальна более чем когда-либо. Когда разрастание городов увеличивается с беспрецедентной скоростью, когда изменение климата в значительной степени является продуктом городской мобильности, а социальное расслоение в городах нарастает, общественное пространство обретает особую значимость.

  • Тротуары и дорожки в парках не должны раскаляться под воздействием жары, поэтому их делают из натурального камня, бетона, а в специально обустроенных зонах даже из дерева.
  • Деревья могут и должны защищать от солнца, ветра и дождя, поэтому высадка деревьев должна быть тщательно спланирована так, чтобы они «смыкались» кронами над пешеходными зонами.
  • Корни зеленых насаждений нужно защищать гравием либо оградой от стекающих с дорог и тротуаров химикатов, которыми дороги и тротуары обрабатывают зимой.
  • Массовые активности не должны нарушать покой жителей соседних домов. Для чего нужно предусматривать шумоизоляцию, в том числе с помощью зеленых насаждений.
  • Пространство должно быть универсальным и удобным для офисных служащих, родителей с детьми, студентов, пенсионеров, туристов, инвалидов. На улицах и в парках должны быть пандусы, а на городских пляжах – деревянные настилы для движения инвалидных колясок.
  • Для туристов и приезжих должны быть установлены указатели минимум на двух языках, государственном и английском, для удобства ориентирования.
  • Уличные фонари должны быть исправны и работать в течение темного времени суток.
  • Пространство должно быть приспособлено для различных активностей до самого позднего вечера, что автоматически уменьшает преступность и концентрацию асоциальных личностей в общественных местах (бомжей, алкоголиков).
  • Пространство должно быть удобно для работников, которые производят ремонт, уборку и поддерживают инфраструктуру в надлежащем состоянии. Поэтому нужно использовать материалы, которые легко отмываются от загрязнений.
  • В хорошем городе общественные пространства не похожи одно на другое.
  • При реконструкции нужно искать способы, как сохранить лучшее, что было у того или иного пространства, и как интегрировать традиции и современные технологии.

Разумеется, в рамках одного пространства реализовать сразу все вышеприведенные характеристики невозможно, да и незачем. По-настоящему комфортный город может предложить самые разные по виду и оформлению места общественного назначения. Тем не менее есть универсальные моменты. Например, использование экологичных материалов, которые не нагреваются слишком сильно под солнцем и легко отмываются от загрязнений.

Принципы комфортной среды:

  • Доступность.
  • Многофункциональность.
  • Безопасность.
  • Понятность и разборчивость.
  • Устойчивость (отсутствие ущерба экологии).
  • Идентичность.
  • Гибкость.
  • Адаптивность.
  • Интерактивность.

Под адаптивностью следует понимать способность быстро реагировать на меняющиеся потребности горожан, а гибкость – это способность возвращаться в исходное состояние после проведения какой-либо разовой активности (ярмарка, народное гуляние, концерт и прочее).

Интерактивность подразумевает вовлеченность горожан в общественную жизнь города. Другими словами, для них должны быть интересные события, у них должна быть возможность свободно туда попасть.

Разумеется, реализовать эту концепцию в уже состоявшихся городах с большой историей можно разве что в пределах отдельных районов. Однако существуют и города, построенные в полном соответствии с концепцией нового урбанизма «с нуля». Это, к примеру, Селебрейшн и Сисайд во Флориде (США):

ГОРОДСКАЯ СРЕДА КАК КОМПЛЕКСНОЕ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

В России примером нового урбанизма «с нуля» могут служить Город набережных, Опалиха-2 и Опалиха-3 в Подмосковье и Горки город в Сочи:

ГОРОДСКАЯ СРЕДА КАК КОМПЛЕКСНОЕ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

О чем еще стоит упомянуть, говоря о комфортной среде и социологии города? Это, конечно же, широко известная «теория разбитых окон». Суть в том, что, если социум терпимо относится к мелким правонарушениям и ничего не делает, чтобы быстро застеклить разбитое хулиганами окно, очень скоро в домах и общественных зданиях не останется целых стекол. А правонарушители, видя безнаказанность, как бы «получат добро» на более серьезные преступления, из-за чего городская среда станет совсем некомфортной.

Авторами теории разбитых окон являются американские социологи Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг, впервые представившие ее в 1982 году. А в 1994 году эту теорию взял за основу своей деятельности мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани, начав беспощадную борьбу с мелкими нарушениями и незамедлительно устраняя последствия этих нарушений в виде разбитых окон и прочего. Нью-Йорк действительно стал комфортным и безопасным городом, хотя многие и сомневаются, что решающую роль сыграло именно применение этой теории, а не весь комплекс мер по благоустройству и борьбе с преступностью.

Однако, конечно, только полиция или только власть не сможет поддерживать порядок, если горожане будут равнодушны к тому, что их окружает. А чтобы вовлечь граждан в жизнь города, нужны удобное городское пространство, комфортная городская среда, которую захочется беречь всем и каждому, и научный учет потребностей горожан в рамках социологии города. Как видим, все процессы взаимосвязаны и взаимозависимы.

Но будем оптимистами, потому что сегодня все больше городов, где власть заботится об удобстве горожан, а «умный город» уже стал реальностью. Что это такое? Давайте посмотрим!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *