Город Тайшет, порождённый Транссибирской магистралью, встречает всех, кто въезжает с запада в Иркутскую область. Крупный и важный железнодорожный узел, и городок с населением 33 тысячи жителей. Моё знакомство с Иркутской областью началось солнечным летним утром именно с этого места.
2. А знакомство с самим Тайшетом началось, разумеется, с железнодорожного вокзала. Ранним утром на станцию Тайшет меня привёз поезд Красноярск – Северобайкальск. Что интересно, приезжал я сюда не по Транссибирской магистрали, а по Южсибу, а точнее линии Абакан – Тайшет, примыкающей к Транссибу с юго-запада.
В общем-то, Тайшет для меня был пунктом пересадки с одного поезда на другой, и стыковка между ними составляла два часа. Поэтому осмотреть город удалось лишь беглым взглядом. Уже в девять часов мне предстояло уезжать в Иркутск поездом Москва – Владивосток.
3. Вокзал (кадр, к сожалению, солнце засветило). Построен он после войны, а купол сверху пристроили уже в наше время, — получилась стилизация под дореволюционную архитектуру. А вообще это типовой проект, — почти такой же вокзал, например, на станции Коноша в Архангельской области. Раньше рядом ещё был старый деревянный вокзал, но его, к сожалению, снесли.
4. Так вокзал выглядит со стороны города:
Название Тайшет дано станции и городу по одноимённой речке (сейчас она называется Тайшетка), которая поблизости от города впадает в Бирюсу (бассейн Ангары). Топоним происходит из языка коттов — давно вымершего коренного малочисленного народа, и буквально обозначает “Холодная вода”. Из того же языка в этих местах происходят и другие похожие названия с окончанием “-шет” или “-чет”: Саранчет, Акульшет, Туманшет, и так далее.
5. Интерьер вокзала. Он в хорошем состоянии. Планировка такая же, как в Коноше (жаль, оттуда нет фото с такого ракурса).
6. У вокзала сохранилась дореволюционная водонапорная башня времён постройки Транссиба. Проект интересный, — башня “двойная”. Вроде, такая же на станции Иланская в Красноярском крае.
Станция Тайшет возникла при строительстве Транссиба в 1897 году. На тот момент эти места входили не в Иркутскую губернию, а в Енисейскую, — в состав Канского уезда. В 1904 году здесь было открыто паровозное депо. При станции рос посёлок, ставший в 1906 году волостным центром. В 1938 году Тайшет получил статус города. И тогда же здесь образовался железнодорожный узел, когда Тайшет стал отправной точкой Байкало-Амурской магистрали: первый её участок, от Тайшета до Братска и до Усть-Кута, появился ещё задолго до ударной комсомольской стройки, и возводился силами заключённых. Завершён он был уже после войны — в 1951 году, когда прошёл первый поезд от Тайшета до станции Лена (город Усть-Кут). А в 1959-65 годах была построена Трасса Мужества — магистраль Абакан – Тайшет, по которой я сюда и приехал. И тогда Тайшетский узел обрёл существующую форму.
7. Паровоз-памятник на фоне здания путевой машинной станции (ПМС-67 Восточно-Сибирской ЖД). Также в Тайшете действует локомотивное депо (ТЧЭ-1), а станция является сортировочной.
Кроме того, неочевидный факт: Тайшет — это пуп земли Российских железных дорог. Речь идёт о том, что при путешествии через всю Россию в широтном направлении можно использовать разные пути, но Тайшет миновать невозможно (к примеру, если между Алтайским краем и Иркутской областью вы вместо Транссиба поедете по Южсибу, а дальше на восток вместо Транссиба по БАМу, то вы всё равно проедете через Тайшет). В общем-то, Тайшет является единственной такого рода станцией, хотя, строго говоря, обход участков Транссиба в Западной Сибири предполагает вариации маршрута с короткими заездами в Казахстан (впрочем, всё равно по участкам, принадлежащим РЖД, да и выезд с территории России будет незначительным). Однако восточнее Новосибирска Тайшет в любом случае неминуем.
8. Бюст Ленина рядом с вокзалом. Справа видно здание управления Тайшетского региона ВСЖД.
9. Рядом стоит скромный памятник в честь 40-летия начала и 30-летия окончания строительства БАМа (2014 год), который, как уже сказано, начинается в Тайшете, отходя на восток от Транссиба. Впрочем, как это тоже уже говорилось, в Тайшетский регион попадает лишь участок до станции Лена (Усть-Кут), построенный в 1938-51 годах. А магистраль, построенная комсомольцами в 1974-84, которой, собственно, и посвящён памятник, начинается уже там, в Усть-Куте. Однако и отмеченное на этой карте ответвление на Усть-Илимск было построено тогда же.
10. На привокзальной площади стоит небольшой мемориал Великой Отечественной войне:
11. Иду гулять по городу. Было солнечное утро, и город уже проснулся. Улицы оживлённые, люди спешат на работу.
12. Погода хорошая. С утра прохладно, но для восточно-сибирского климата суточные перепады вообще характерны. Судя по лужам, ночью или вчера хороший такой дождь прошёл.
Тайшет, как уже сказано, является порождением железной дороги, которую здесь можно считать градообразующим предприятием. Хотя раньше здесь действовали и другие заводы (например, завод по ремонту дорожных машин), которые не выжили после распада СССР, из-за чего население города сократилось с 43 тысяч в 1991 году до 33 в наше время. В 2007 году здесь началось строительство Тайшетского алюминиевого завода, которое затем было заморожено, хотя планы по возобновлению стройки существуют. Постсоветский упадок в Тайшете заметен: город выглядит бедно. Вместе с тем, однако, наблюдается оживление на железной дороге: из-за строительства вторых путей на Южсибе и БАМе в Тайшете активно расширяют станцию.
14. В окрестностях вокзала — микрорайон позднесоветских пятиэтажек улучшенной планировки, иногда с рисунками на торцах. Причём порой очень оригинальными. Вот, например: л5е0т Тайшету. Неплохо.
Дом, стало быть, построен в 1988 году, поскольку тогда отмечалось л5е0тие присвоения Тайшету статуса города.
15. А тут — “Россия”. Наверное, уже в начале 90-х дом построен.
16. А ещё в городе сохранились интересные деревянные двухэтажки. Построены они в 1940-е годы (хотя сначала я подумал на 1920-е), и явно для железнодорожников.
17. Домики очень интересные, но обветшалые. И скоро их не будет: на фасадах висят типовые таблички “Ваш дом будет расселён”.
18. Зелени в городе достаточно много.
19. Ещё один старый дом. Балконы особенно интересные.
20. Улица Гагарина. Её в Тайшете можно считать главной.
21. Подальше от вокзала — более старый район. Застроен хрущёвками.
23. Небольшая благоустроенная площадь с фонтаном:
25. Юбилейная площадь и сквер. Наверное, любимое место прогулок горожан. Левее кадра находится администрация Тайшетского района Иркутской области.
26. Здесь же стоит танк Т-34 (установлен в 1980 году, к 35-летию Победы). А дальше, в центре площади — стела
50-летия революции, в честь которого она и названа Юбилейной.
27. К вокзалу я возвращался другими улицами, которые застроены частным сектором. Его в Тайшете тоже много. Особенно в залинейной части (где я не был).
28. Много явно старых и хороших домов. Четырёхскатная крыша — явление, характерное для Сибири.
29. А здесь — патриотично оформленные ворота:
Потом я вернулся на вокзал, где перекусил в буфете и пошёл на свой поезд №100 Москва – Владивосток. Хоть и идёт он от начала до конца семь дней, но мне предстояло ехать лишь 12 часов в плацкартном вагоне до Иркутска. В Сибири расстояния большие: 12 часов на поезде, и всё по одной области. А ведь ехать по Иркутской области можно и гораздо дольше. Тайшет я, как видно, осмотрел бегло. Но, возможно, я ещё окажусь там и посещу также соседний Бирюсинск (это почти город-спутник).
32. В окно поезда я заснял пути локомотивного депо Тайшет. Видел также и начало БАМа, но его не запечатлел.
И напоследок — ещё несколько кадров из дороги в Иркутск.
33. Поезд идёт по Транссибу, который после Тайшета поворачивает строго на юго-восток, плавно огибая с северной стороны Восточный Саян: на самом деле, по пейзажам из окна поезда об этом вряд ли догадаешься, но от Транссиба до гор всего 80-100 километров на запад. На фото — одна из многочисленных станций, где-то в районе Нижнеудинска.
34. Станция Зима с долгой стоянкой и сменой локомотивной бригады. Слева виден мой вагон. Вот такая она — летняя Зима.
35. Сосновый бор где-то в районе Черемхово:
А потом был Иркутск, где я провёл пять дней. Дальше я в нескольких частях расскажу об этом замечательном городе.
«Такой тайги нет больше нигде» Как живет самый западный город БАМа
«Сноб» совместно с РЖД продолжает проект «Путь на Восток» о городах и поселках Байкало-Амурской магистрали. Первый репортаж — из Тайшета, маленького города в Иркутской области, история которого тесно связана с железной дорогой.
Железная дорога как градообразующее предприятие
Тайшетцы переделывают железнодорожные вагоны в гаражи и сочетают в названиях кириллицу и латиницу: салон красоты «Bestия», магазин мебели «Айсberg». В продуктовом можно поболтать с продавщицей как со старой знакомой. Она подсчитает сумму покупок на деревянных счетах.
Городок в долине реки Тайшетка появился благодаря Транссибирской железной дороге: поезда нужно было где-то заправлять водой и углем. Через полвека Тайшет выбрали местом впадения БАМа в Транссибирскую магистраль.
«Это самое удобное место с инженерно-изыскательской точки зрения», — объясняет тайшетский историк и краевед Евгений Селезнев.
Он с энтузиазмом участвует в краеведческих баталиях. С какой улицы началось строительство города? В каком году он был основан? Официальная дата — 1897 год. Но Евгений Сергеевич уверен, что на самом деле город был основан на три года раньше: он предлагает отсчитывать не с даты, когда пришел первый поезд, тем более что торжественного въезда в город не было, а с даты, когда заложили рельсы. Есть ли у него собеседники, с которыми можно вести краеведческие споры?
«Тех, к кому я апеллирую, уже нет», — вздыхает историк. С датой основания Тайшета определились в 1950-х.
Кроме БАМа и Транссиба Тайшет известен тем, что в его окрестностях базировался Озерлаг — особый лагерь для политических заключенных, осужденных по статье 58, «враг народа».
«В положении по особым лагерям было указано, что осужденных нужно содержать в суровых климатических условиях, задействовать их на тяжелых физических работах и ограничить им контакты с внешним миром. Однако Озерный лагерь не совсем удовлетворял этим требованиям: он находился в центре нашей сибирской провинции, а работа заключенных Озерлага не отличалась такой уж жестокостью — мирное население работало в этих же условиях».
Заключенные строили железную дорогу, жилье и заводы, заготавливали строительные материалы, занимались сельским хозяйством. В Тайшете Озерлаг построил стадион и парк, они существуют и сейчас. Нередко бывший заключенный и надзиратель жили на одной лестничной площадке и дружили. «А почему бы и нет? Люди же не виноваты, что работали надзирателями».
В Озерлаге сидел Сергей Войцеховский, русский офицер, чехословацкий военачальник и один из руководителей Белого движения в Сибири. «Википедия» не знает, где именно похоронен Войцеховский. А Селезнев знает: возле больницы лагерного пункта на станции Топорок близ Тайшета.
На могиле Войцеховского чехи поставили памятник. Иностранцы вообще часто интересуются могилами своих соотечественников, упокоенных в тайшетских лагерях. Японцы, например, приезжают к захоронениям своих военнопленных, которые после Второй мировой войны строили БАМ.
Если какого-то результата и достигали, то только за счет численности и на тяжелых физических работах
«Это было совершенно неэффективно, — говорит Селезнев. — Подневольный труд никогда не эффективен, со времен Римской империи. Если какого-то результата и достигали, то только за счет численности и на тяжелых физических работах».
Третьим китом экономики города в советское время были заводы. Теперь от них остались только декорации для постапокалиптических фильмов да небольшая группа активистов, лоббирующая под предводительством Селезнева установку стелы в память о самом большом заводе — по ремонту дорожно-строительных машин.
Главная достопримечательность на продажу
На Восточно-Сибирской железной дороге 36 старинных водоналивных башен. Только три сдвоенные. Одна из них в Тайшете.
Несколько лет назад башню выкупил тайшетский Водоканал. Зачем?
«А интересно было! Почему бы и не выкупить такой объект?» — объясняет директор Водоканала Виктор Лозицкий.
В башне две огромные емкости для воды, невероятное количество голубиного помета и дореволюционные винтовые лестницы. Окна заколочены фанерой и досками, сквозь щели пробивается солнечный свет. С тех пор как башню использовали для подачи воды в поезда, внутри ничего не изменилось.
За воротами, обильно украшенными коваными вензелями, несколько небольших цехов мастерской «Ажурная ковка». В них делают кованые мангалы, скамейки и даже букеты, варят арки и заборы, вырезают деревянные украшения. Потолок офиса подпирает металлическое дерево с двумя тысячами листочков, раскрашенных вручную. Бизнес этот, как ни странно, начинался с грузоперевозок.
«Я знаю толк в красивых вещах, я люблю красивые вещи», — говорит хозяин мастерской Дмитрий. Ковать? Нет, он не умеет. Он придумывает. Например, мангал в виде парусной яхты.
«Для себя делать не шибко интересно. А для других — да». Так и началась мастерская. Для города небольшое предприятие Дмитрия сделало металлический фонтан в виде цветка, а площадь вокруг него обставило скамейками, фонарями и урнами.
Дмитрий — радушный хозяин. Показывает свои владения, наливает чай, везет в дом, который строит на заказ, там тоже наливает чай, отправляет поплавать по речке Бирюсинке на надувной лодке, знакомит с пастухом, чтобы тот дал прокатиться на своей лошади, и снова наливает чай.
Остановившись на железнодорожном переезде, он ложится щекой на руль. У него ясные голубые глаза. Он рассказывает, что любит уехать в тайгу и что такой тайги, как в Тайшете, нет больше нигде. В тайге нужно слиться с природой и слушать тишину, пока на руку не сядет бабочка. Однажды рядом с ним приземлился сокол. Бывало, мимо проходил медведь. Охотится ли он?
«Не могу. Когда увидишь эти глаза, разве можно убить? Вот рыбалку люблю».
Он построил дом себе, а сейчас строит по два-три коттеджа в год своим клиентам. Каждый под ключ. Каждый по индивидуальному проекту. Он и автор идей, и архитектор, и дизайнер интерьеров.
Его компания по-прежнему зарабатывает грузоперевозками и сварочной работой, но Дмитрий не любит рассказывать об этом. «Это просто работа, только из-за денег».
Он часто приговаривает: «Я знаю толк в красивых вещах».
Утром в летний выходной в школе-интернате РЖД нет никого, кроме сторожа, директора и девятиклассницы. Директор, Наталья Шелехова, проводит дополнительное занятие: через два дня ее ученице сдавать экзамен по физике.
«Если ребенок попросил, как не прийти? Наша школа профильная, специализируется как раз на физике и математике. В Тайшете трудно найти учителей, а я по образованию преподаватель физики. Так что приходится совмещать приятное с очень приятным», — смеется Шелехова.
По линии Восточно-Сибирской железной дороги много отдаленных деревень, в которых нет школ. Дети железнодорожников, живущих в этих деревнях, учатся в интернатах, учрежденных РЖД, таких как тайшетская школа-интернат номер 24. В интернате они живут с первого класса, а домой ездят на выходные. Дальше всего добираются ученики из села Чуна — 130 километров в одну сторону.
Шелехова руководит интернатом 10 лет. «После того как пришла сюда, скучать не приходится. Много командировок для повышения квалификации. Перенимала опыт и в Швеции, и в Финляндии, и в Москве, и в Петербурге».
Она может долго перечислять конкурсы, которые выиграли ее подчиненные. Например, конкурс на лучший костюм на городском параде наук. «Конкурс объявили летом, под конец августа. “Наталья Олеговна, давайте участвовать”. Я сначала не хотела: если участвовать, надо побеждать. А времени на подготовку мало. Да и вообще — последняя неделя отпуска. На следующий день прихожу в школу отговаривать своих учительниц, а они уже академические шапочки клеят и деньги на ткань для мантий собирают. Ну что поделаешь! Стала клеить вместе с ними».
Больше половины учеников интерната отличники и ударники. Ударник — значит учится без троек.
«По ЕГЭ у нас лучшие показатели в Иркутской области. В прошлом году двое наших поступили в МГУ на бюджет. Хотя, конечно, мы хотим, чтобы они шли в железнодорожные институты. Железной дороге нужны кадры».
Ученики ходят на спецкурс «Азбука железнодорожника» в младших классах и в кружок «Юный железнодорожник» в средних. Старшеклассников отправляют на сессии в Иркутский государственный университет путей сообщения.
«Если бы университету дали волю, самых способных сразу там и оставляли бы. Но дети сдают ЕГЭ, получают высокие баллы и у них глаза загораются: и в Новосибирск, и в Москву, и в Петербург. Для родителей-железнодорожников мы делаем большое дело».
Детям хочется вырваться в мегаполис. А директору?
«Когда я переехала в Тайшет из Красноярска, в первый год мне чего-то не хватало. А сейчас, когда приезжаю в город, мне эта суета уже не нужна. Лучше иметь возможность куда-нибудь съездить на выходных или в отпуск».
Она любит пословицу «везде хорошо, где нас нет». Она сама устроила два искусственных пруда с цветниками у входа в школу и сама за ними ухаживает. В ее шкафу рядом с туфлями на выход лежат садовые перчатки.
«Меня все устраивает. Как бы ни была трудна работа педагога и руководителя, утром я всегда с удовольствием иду в школу. Была бы еще одна жизнь, я бы все так же сделала».
Удобнее всего ночным поездом из Красноярска или Иркутска. Билет в купе стоит около двух тысяч рублей
Тайшет — удобная точка для того, чтобы отдохнуть с дороги и пересесть с Транссиба на БАМ. Заодно увидите редкую водоналивную башню: она сразу у вокзала.
«Квинтэссенция всего хорошего, что было в СССР»
Монологи строителей БАМа
Тайшет: как живет самый западный город БАМа
«Соленое озеро и прыжки в Лену в Усть-Куте»
Как живет старейший город БАМа
«Молодежь уезжает в большие города, но возвращается обратно»
Нетипичный малый город Северобайкальск
«Железнодорожники, золотари и бюджетники»
Чем живет бамовский поселок Таксимо
«Ледник и пустыня за один день»
Что посмотреть в Новой Чаре
«Ты к нам приехал — значит, друг»
Путешествие в Нерюнгри, угольный край
«Мерзлотка, пожарные поезда и вокзал-птица»
Главные слова Тынды, столицы БАМа
«Амур — анклав осколков азиатских цивилизаций»
Как живет Комсомольск-на-Амуре, крупнейший город БАМа
«Крабов ловят руками, а креветок — сачком»
Как живет Советская Гавань, последний город БАМа
«Тайшет – это не город, а поселение», — такие утверждения зачастую можно услышать от вполне респектабельных людей, довольно уверенно ориентирующихся в жизненном пространстве. «Статус города у нас давным-давно забрали!», — вторят им безымянные интернет-писатели и настаивают на том, что мы не имеем никакого морального права праздновать День города, потому что города Тайшета якобы в природе не существует.
И та же «Википедия», которую многие ошибочно считают авторитетным источником, настаивает, что Тайшет с 2015 года носит статус поселка городского типа.
Итак, заявления типа «не город, а поселение» по сути своей столь же некорректны, как утверждения, что на дворе не зима, а вечер. Термины «город»-«поселение», которыми уверенно оперируют тайшетоненавистники, не входят в один синонимический ряд, а значит никакому сопоставлению не подлежат.
Но как, когда и почему мы стали путаться? Ответ на поверхности: это произошло в 2005 году, когда вся страна начинала жить по новому федеральному закону о местном самоуправлении.
ТРЁХГЛАВЫЙ ТАЙШЕТ
Давайте разбираться. До 2005 года на карте Иркутской области существовали десятки равноценных муниципальных образований. В их числе – «Город Тайшет» и «Тайшетский район». Это были самостоятельные административные единицы, они не входили в состав друг друга и друг другу не подчинялись. И жили как добрые соседи – в точности так же, как сейчас живёт Тайшетский район, например, с Нижнеудинским или Нижнеингашским (хоть последний и входит в состав другого региона).
Правда, в глазах рядовых обывателей мы – горожане и жители сельской местности — были не соседями, а буквально одной семьёй.
Ну, во-первых, потому, что администрация Тайшетского района банально находилась на территории города. Это действительно несколько странно, и разместиться местной власти было бы куда логичнее на своей земле (например, в Старом Акульшете), а не в соседнем муниципалитете.
Как разместить новость на Тайшет24
А кроме всего, целый ряд структур работал на два соседних муниципалитета одновременно. Например, больница, милиция, противопожарная и налоговая службы, пенсионный фонд и так далее. Примерно так же, как сегодня Тайшетский Почтамт, военкомат, ФСБ и другие ведомства работают на Тайшетский и Чунский район одновременно.
В состав муниципального образования «Город Тайшет» входили сам Тайшет, а также Бирюсинск и Юрты. У муниципалитета был свой мэр. С постсоветских времён и вплоть до 1998 года эту должность занимал Анатолий Стрелков. Ему на смену пришёл Николай Шрайнер, правивший до 31 декабря 2005 года.
Свои мэры/главы администраций (в разные годы они назывались по-разному) были в Бирюсинске и Юртах. Их назначал (и увольнял тоже) мэр Тайшета. При этом самого мэра избирали жители всех трёх входящих в его состав населённых пунктов.
Структура, хоть и несколько запутанная (а возможно, и нелогичная), но достаточно понятная.
В то же время в состав муниципального образования «Тайшетский район» входили несколько десятков сельских населённых пунктов. Все их жители избирали мэра района, а тот назначал (ну и в час досуга увольнял) глав местных администраций.
В 2005 году началась реформа местного самоуправления. Вкратце напомним, как это происходило у нас. В целом и в общем процедура была безболезненной. Во всяком случае, для населения. А вот у чиновников был повод тревожиться.
И вот почему.
В 2002 году жители города Тайшета (включая бирюсинцев и юртинцев) избрали мэром на второй срок Николая Шрайнера. Его полномочия должны были истекать в 2006-м.
В 2004 году жители Тайшетского района выбрали мэром (тоже на второй срок) Анатолия Зелезинского, срок полномочий которого заканчивался в 2008-м.
Реформа спутала все карты, поскольку отщипывала и у Шрайнера, и у Зелезинского немалые сроки – уже 31 декабря 2005-го оба должны были оставить свои кресла. И начать жить по новому закону мы должны были с новым начальством.
БОЛЬШОЙ РАЙОН И МАЛЕНЬКИЙ ГОРОД
Вместе с этим менялась и структура управления. Оба муниципальных образования – «Город Тайшет» и «Тайшетский район» — с того же дня прекращали своё существование в привычном виде. На их месте появлялся один большой Тайшетский район, в состав которого, помимо традиционных сельских населённых пунктов, вливались и те, что раньше входили в состав города Тайшета. То есть сам Тайшет, а прицепом с ним – Бирюсинск и Юрты. Но не святой троицей, а по отдельности.
Перед всеми нами стояла непростая задача: избрать нового мэра объединившего под собой всех и вся Тайшетского района, а также глав администраций нижестоящих муниципалитетов – Тайшета, Бирюсинска, Юрт, Старого Акульшета, Тамтачета, Берёзовки и всех остальных. И несколько сотен депутатов – членов Думы района и каждого муниципалитета в отдельности.
Как же так получилось, что большой по местным меркам город Тайшет уравняли, поставили на одну ступень с Шиткино, Борисово и другими куда меньшими территориями района? Неужели нельзя было сделать как-то по-другому?
Можно. Существовала альтернативная возможность комплектации новых муниципалитетов. Например, закон вполне предусматривал вероятность создания на базе двух существовавших в тот момент равнозначных муниципалитетов двух других – тоже равнозначных. Например, Тайшетский район мог бы запросто сохраниться в первозданном виде и объединить в себе традиционные сельские населённые пункты.
По новому закону о местном самоуправлении существовала и возможность создания полноценного городского округа, который мог бы включать в себя либо один Тайшет, либо Тайшет и ещё несколько населённых пунктов (те же Юрты и Бирюсинск). Но реализовать именно такой механизм мешало одно обстоятельство – отсутствие общей границы между Тайшетом и Юртами (её наличие было обязательным требованием вступавшего в силу закона).
Городские власти предпринимали попытку урегулировать этот момент и сохранить всё в прежнем формате. Поэтому они обратились в районную администрацию с просьбой отдать городу полоску принадлежавшей району земли, которая как раз и отделяла Юрты от Тайшета и создавала пограничную разрозненность. Но договориться не удалось.
Поэтому реализовать схему «Тайшет+Бирюсинск+Юрты» не получилось.
Вариант «Тайшет+Бирюсинск» тоже отпал как-то сам по себе.
— Нам при таких раскладах представлялось логичным создать полноценный городской округ – с Бирюсинском или без него, и в тех условиях это можно было сделать без малейших проблем. Стоило лишь обозначить перед областными властями своё желание. Но под неким давлением сверху решились на формирование единого района: мол, пусть будет два в одном, — вспоминает тогдашний заместитель мэра г. Тайшета по экономике Алексей Грешилов.
Обусловлен такой решительный шаг был и сугубо политическими мотивами. Мэр Тайшета Шрайнер охотно отдал город району и согласился на его включение в состав нового муниципалитета по той причине, что питал надежду выиграть предреформенные выборы и возглавить весь район.
Выборы эти прошли в октябре 2005 года. В результате ожесточённой борьбы уверенную победу на них завоевал Анатолий Зелезинский, который, разумеется, считал, что район в любом его виде должен возглавить именно он и никто иной.
ПРЕСЛОВУТЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ И ДРУГОЙ ВИНЕГРЕТ
Кто и зачем придумал новый механизм местного самоуправления? Главная задача реформы – максимально приблизить власть к людям; сделать так, чтобы слуги народа оказались в шаговой доступности к избирателям. Эту цель можно считать достигнутой. Ну хотя бы потому, что даже на самую небольшую деревню приходится по семь-десять депутатов. Да и всенародно избранный глава администрации тоже всегда где-то рядом.
Другое дело, что практической пользы от расплодившихся чиновников куда меньше, чем ожидалось. И вовсе не потому, что «слуги народа» по природе своей глупые и бездеятельные, а по причине традиционного безденежья. Особого эффекта от власти, у которой нет за душой ни рубля, ждать не приходится. Но это тема для совсем уж отдельного разговора.
Породил новый закон и серьёзную путаницу. Обычный гражданин, слабо разбирающийся в хитросплетениях власти и никак не могущий уразуметь, чем, например, полиция отличается от прокуратуры, вовек не разберётся, к кому из множества чиновников с какими вопросами идти.
С точки зрения здравого смысла житель Тайшета, который всё никак не может пристроить ребёнка в детский сад, должен направляться с этой проблемой в городскую администрацию. Но там ему говорят:
«Это не наши полномочия! Идите в администрацию района!»
Человек недоумевает: а на кой нам нужна городская администрация, если она не может решить пустячный вопрос?
Или другой пример. На встрече с мэром района жители, например, Венгерки жалуются на ужасные дороги в селе. Тот парирует:
«Не мои полномочия! Задавайте вопросы вашему главе администрации!»
Люди снова в тихом шоке: ну какой же это мэр, если он не может решить даже вопрос о том, чтобы присыпать ямку в деревне?
Слово «полномочия», которое до сих пор генерирует в человеческих умах искреннее непонимание предназначения власти, уже давно стало чуть ли не ругательным. И многие люди полагают, что пресловутые «полномочия» чиновники придумали сами и сугубо для того, чтобы ничего не делать.
Эта каша в человеческих головах живёт уже 15 лет, лишь множа мнение о бесполезности власти! В остальном для обычных людей реформа не изменила ровным счётом ничего.
ЧТО ТАКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ
Но в отдельно взятом тайшетском случае она породила непрекращающиеся дискуссии о нашем статусе.
Поэтому вернёмся к теме о том, что есть «город Тайшет», являющийся городским поселением.
— Город – это понятие географическое. И с этой точки зрения – Тайшет – именно город, — настаивает Алексей Грешилов. – Статус города мы получили в 1938 году, и никто его у нас не отбирал! Подобных решений не принималось и указ Верховного Совета СССР 82-летней давности не отменялся!
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» всё-таки вмешался и внёс свою сумятицу, утверждает собеседник.
— Этот закон определяет несколько иной статус – статус муниципального образования. Словосочетание «городское поселение» — сугубо юридический термин, определяющий модель управления конкретной территорией. Он существует не для простых людей, а главным образом для чиновников. Здесь налицо пересечение с географическим термином, но они из совершенно разных областей. И заявить о том, что Тайшет – это не город, а городское поселение, так же странно, как сказать, к примеру, что улица не длинная, а красивая. Сказать «я живу в городском поселении» в какой-то мере равносильно заявлению «я живу в субъекте Российской Федерации», — продолжает Грешилов.
Эту же мысль подчёркивает и кандидат юридических наук, заместитель руководителя аппарата Законодательного Собрания Иркутской области Алексей Петров:
— Тайшет – это город с точки зрения вида населённого пункта. То есть как административно-территориальная единица – это город. Но если говорить об его муниципальном правовом статусе, то это городское поселение. Статус Тайшета как муниципального образования со статусом городского поселения означает, что это муниципальное образование входит в состав другого муниципального образования. В нашем случае – Тайшетского района.
МЭР — ПРОСТО МЭР
Существует и другое, не менее серьёзное, обывательское заблуждение. Широкая общественность полагает, что мэр Тайшетского района имеет функции чуть ли не первоначальствующего звена всего и вся. Само собой, это далеко не так. И не только собаки стаями носятся по нашим улицам, не заручившись разрешением мэра, но и очень многие другие процессы проистекают без его малейшего участия. Утверждение, что он по природе своей здесь самый главный, потому что «он же мэр всего Тайшетского района», согласно закону, в корне неверно.
Например, это не соответствует действительности в части мнения о том, что главы администраций муниципалитетов по умолчанию подчиняются мэру и шагу без него ступить не могут.
Не подчиняются! И вправе делать всё, что им заблагорассудится – естественно, в рамках своих полномочий, сурового бюджетного кодекса и действующего законодательства в целом.
— Вот в «Википедии» написано, что с 2015 года город Тайшет является посёлком городского типа, — недоумевает Алексей Грешилов. — Это абсолютный бред. И при чём тут 2015 год — вообще непонятно. В этой же статье говорится, что с 2005 года Тайшет стал городским поселением и переведён под юрисдикцию района. Никто ни под какую юрисдикцию не переходил! Мы — самостоятельное муниципальное образование. Есть первый уровень власти (городские и сельские поселения), есть второй (районный). У каждого свои полномочия, и ни о какой подчинённости речи не идёт. Тайшет – совершенно самостоятельная единица, и глава города ни в коем случае не является подчинённым мэра района, как это происходило бы при Советской власти. И мэр района не имеет права давать прямые указания. Город в своей повседневной жизнедеятельности отталкивается от бюджета, а бюджет у нас свой и формируем его мы согласно закреплённым источникам доходов. И ни мэр, ни губернатор, ни президент не могут вмешаться и сказать: «Вы сделайте это или вот это, а вот того не делайте!»
О том же, но другими словами, говорит Алексей Петров:
— Факт вхождения города в состав района не означает подчинения в какой-либо форме. Ни муниципалитеты друг другу не подчиняются, ни тем более их руководители. И это касается всех муниципальных образований, входящих в состав района. Они самостоятельны. О подчинении в данном случае не идёт речь по той простой причине, что у муниципального района своя компетенция, свои вопросы местного значения; они в основном носят межпоселенческий характер, они более затратные, более сложные с точки зрения путей их решения и затрагивают большую территорию. У Тайшетского городского поселения как у самостоятельного муниципального образования другие вопросы местного значения и другая компетенция. И уже по этой причине подчинения не может быть: компетенции у них несовпадающие. Другое дело, что муниципальный район в принципе должен заниматься координацией деятельности поселений, которые входят в его состав.
Важным моментом, о котором необходимо сказать, кандидат юридических наук считает то, что законодательство не предусматривает механизмов ответственности органов местного самоуправления поселений перед районами. Существует ответственность перед населением, но внутри системы «район-поселение» её нет.
— Я здесь имею в виду юридическую ответственность, возможность применять какие-то санкции за нарушение законодательства, за неисполнение полномочий, — поясняет Петров. — Ответственность перед государством известна. Есть такое правило: высшее должностное лицо субъекта Федерации (губернатор) может в связи с утратой доверия отстранить от должности главу муниципального образования (сельского, городского, районного) по определённым основаниям. Есть процедура роспуска представительного органа (местной думы) муниципального образования на основании закона области. Но это — ответственность перед государством, её в равной мере несут все муниципалитеты – районные, сельские, городские.
ТАК ПОЧЕМУ ЖЕ ТАЙШЕТ ДОЛЖЕН СТАТЬ ГОРОДСКИМ ОКРУГОМ?
В 2019 году администрация Тайшетского городского поселения инициировала создание полноценного городского округа на базе Тайшета, Старого Акульшета и Березовки. В своем письме на имя губернатора области наши чиновники отметили, что в своем нынешнем виде муниципальное образование зажато в своих границах без перспектив развития. То есть у нас объективно нет земли не только под строительство школ и детских садов, но даже для сооружения полноценного полигона твердых бытовых отходов.
Акцентировалось внимание также на том, что на территории города размещено семь детских садов и шесть школ, однако они подведомственны администрации района. Авторы документа уделили внимание и тому аспекту, что жители Старого Акульшета и Берёзовки в полной мере пользуются инфраструктурой города: посещают школы и детские сады, работают на предприятиях, расположенных на территории города, и даже отчасти пользуются теплом, водой и электричеством от ресурсоснабжающих организаций, размещённых в городе.
Особо городские чиновники напирают на весьма несправедливый аспект: промышленная площадка Тайшетского алюминиевого завода и анодной фабрики находится на территории соседнего Староакульшетского муниципального образования. Оно входит в состав района и при этом получает предусмотренные законодательством налоговые отчисления в свой бюджет.
Однако абсолютное большинство людей, занятых на этом производстве, проживает на территории Тайшета. Следовательно, они в полном объёме пользуются инфраструктурой города и тем самым создают дополнительную нагрузку на бюджет. С этой точки зрения было бы куда логичнее «переместить» алюминщиков в город, что возможно реализовать только путём присоединения Старого Акульшета к Тайшету.
Были перечислены и другие плюсы предлагаемого преобразования.
Город при таком раскладе получит возможность развиваться территориально; напрямую работать с вышестоящими органами власти, минуя промежуточное звено (администрацию района); появится возможность комплексно заниматься развитием учреждений образования и культуры; вырастет доходная база города. Ну и главное – статус Тайшета как крупного города будет соответствовать аналогичным городам области – Тулуну, Черемхово, Зиме, Саянску, Усолью-Сибирскому и другим.
Эта инициатива не нашла особого восторга у областных властей. Впрочем, и отторжения тоже не встретила.
В своём ответе региональные чиновники, ссылаясь на законодательство, заявили о том, что для решения вопроса о создании городского округа необходим целый пакет документов. В частности, ряд решений на этот счёт тех дум муниципалитетов, чьи интересы напрямую затрагивает инициатива.
В целом управление губернатора области выразило готовность оказать местным органам власти необходимую консультативную помощь.
Но и здесь нашла коса на камень. Категорически отказались присоединяться к городу сначала суверенная Берёзовка, а затем и независимый Старый Акульшет.
Поэтому, судя по всему, вернуться к теме создания полноценного городского округа мы сможем не так скоро, как хотелось бы.
Но хотим мы того или нет, а вопрос действительно назрел.
Андрей ЛАХОВСКИЙ, Бирюсинская новь