Город или поселок? Точка в вечном споре

Город Тайшет, порождённый Транссибирской магистралью, встречает всех, кто въезжает с запада в Иркутскую область. Крупный и важный железнодорожный узел, и городок с населением 33 тысячи жителей. Моё знакомство с Иркутской областью началось солнечным летним утром именно с этого места.

Город или поселок? Точка в вечном споре

2. А знакомство с самим Тайшетом началось, разумеется, с железнодорожного вокзала. Ранним утром на станцию Тайшет меня привёз поезд Красноярск – Северобайкальск. Что интересно, приезжал я сюда не по Транссибирской магистрали, а по Южсибу, а точнее линии Абакан – Тайшет, примыкающей к Транссибу с юго-запада.

Город или поселок? Точка в вечном споре

В общем-то, Тайшет для меня был пунктом пересадки с одного поезда на другой, и стыковка между ними составляла два часа. Поэтому осмотреть город удалось лишь беглым взглядом. Уже в девять часов мне предстояло уезжать в Иркутск поездом Москва – Владивосток.

3. Вокзал (кадр, к сожалению, солнце засветило). Построен он после войны, а купол сверху пристроили уже в наше время, — получилась стилизация под дореволюционную архитектуру. А вообще это типовой проект, — почти такой же вокзал, например, на станции Коноша в Архангельской области. Раньше рядом ещё был старый деревянный вокзал, но его, к сожалению, снесли.

Город или поселок? Точка в вечном споре

4. Так вокзал выглядит со стороны города:

Город или поселок? Точка в вечном споре

Название Тайшет дано станции и городу по одноимённой речке (сейчас она называется Тайшетка), которая поблизости от города впадает в Бирюсу (бассейн Ангары). Топоним происходит из языка коттов — давно вымершего коренного малочисленного народа, и буквально обозначает “Холодная вода”. Из того же языка в этих местах происходят и другие похожие названия с окончанием “-шет” или “-чет”: Саранчет, Акульшет, Туманшет, и так далее.

5. Интерьер вокзала. Он в хорошем состоянии. Планировка такая же, как в Коноше (жаль, оттуда нет фото с такого ракурса).

Город или поселок? Точка в вечном споре

6. У вокзала сохранилась дореволюционная водонапорная башня времён постройки Транссиба. Проект интересный, — башня “двойная”. Вроде, такая же на станции Иланская в Красноярском крае.

Город или поселок? Точка в вечном споре

Станция Тайшет возникла при строительстве Транссиба в 1897 году. На тот момент эти места входили не в Иркутскую губернию, а в Енисейскую, — в состав Канского уезда. В 1904 году здесь было открыто паровозное депо. При станции рос посёлок, ставший в 1906 году волостным центром. В 1938 году Тайшет получил статус города. И тогда же здесь образовался железнодорожный узел, когда Тайшет стал отправной точкой Байкало-Амурской магистрали: первый её участок, от Тайшета до Братска и до Усть-Кута, появился ещё задолго до ударной комсомольской стройки, и возводился силами заключённых. Завершён он был уже после войны — в 1951 году, когда прошёл первый поезд от Тайшета до станции Лена (город Усть-Кут). А в 1959-65 годах была построена Трасса Мужества — магистраль Абакан – Тайшет, по которой я сюда и приехал. И тогда Тайшетский узел обрёл существующую форму.

7. Паровоз-памятник на фоне здания путевой машинной станции (ПМС-67 Восточно-Сибирской ЖД). Также в Тайшете действует локомотивное депо (ТЧЭ-1), а станция является сортировочной.

Город или поселок? Точка в вечном споре

Кроме того, неочевидный факт: Тайшет — это пуп земли Российских железных дорог. Речь идёт о том, что при путешествии через всю Россию в широтном направлении можно использовать разные пути, но Тайшет миновать невозможно (к примеру, если между Алтайским краем и Иркутской областью вы вместо Транссиба поедете по Южсибу, а дальше на восток вместо Транссиба по БАМу, то вы всё равно проедете через Тайшет). В общем-то, Тайшет является единственной такого рода станцией, хотя, строго говоря, обход участков Транссиба в Западной Сибири предполагает вариации маршрута с короткими заездами в Казахстан (впрочем, всё равно по участкам, принадлежащим РЖД, да и выезд с территории России будет незначительным). Однако восточнее Новосибирска Тайшет в любом случае неминуем.

8. Бюст Ленина рядом с вокзалом. Справа видно здание управления Тайшетского региона ВСЖД.

Город или поселок? Точка в вечном споре

9. Рядом стоит скромный памятник в честь 40-летия начала и 30-летия окончания строительства БАМа (2014 год), который, как уже сказано, начинается в Тайшете, отходя на восток от Транссиба. Впрочем, как это тоже уже говорилось, в Тайшетский регион попадает лишь участок до станции Лена (Усть-Кут), построенный в 1938-51 годах. А магистраль, построенная комсомольцами в 1974-84, которой, собственно, и посвящён памятник, начинается уже там, в Усть-Куте. Однако и отмеченное на этой карте ответвление на Усть-Илимск было построено тогда же.

Город или поселок? Точка в вечном споре

10. На привокзальной площади стоит небольшой мемориал Великой Отечественной войне:

Город или поселок? Точка в вечном споре

11. Иду гулять по городу. Было солнечное утро, и город уже проснулся. Улицы оживлённые, люди спешат на работу.

Город или поселок? Точка в вечном споре

12. Погода хорошая. С утра прохладно, но для восточно-сибирского климата суточные перепады вообще характерны. Судя по лужам, ночью или вчера хороший такой дождь прошёл.

Город или поселок? Точка в вечном споре

Тайшет, как уже сказано, является порождением железной дороги, которую здесь можно считать градообразующим предприятием. Хотя раньше здесь действовали и другие заводы (например, завод по ремонту дорожных машин), которые не выжили после распада СССР, из-за чего население города сократилось с 43 тысяч в 1991 году до 33 в наше время. В 2007 году здесь началось строительство Тайшетского алюминиевого завода, которое затем было заморожено, хотя планы по возобновлению стройки существуют. Постсоветский упадок в Тайшете заметен: город выглядит бедно. Вместе с тем, однако, наблюдается оживление на железной дороге: из-за строительства вторых путей на Южсибе и БАМе в Тайшете активно расширяют станцию.

Город или поселок? Точка в вечном споре

14. В окрестностях вокзала — микрорайон позднесоветских пятиэтажек улучшенной планировки, иногда с рисунками на торцах. Причём порой очень оригинальными. Вот, например: л5е0т Тайшету. Неплохо.

Город или поселок? Точка в вечном споре

Дом, стало быть, построен в 1988 году, поскольку тогда отмечалось л5е0тие присвоения Тайшету статуса города.

15. А тут — “Россия”. Наверное, уже в начале 90-х дом построен.

Город или поселок? Точка в вечном споре

16. А ещё в городе сохранились интересные деревянные двухэтажки. Построены они в 1940-е годы (хотя сначала я подумал на 1920-е), и явно для железнодорожников.

Город или поселок? Точка в вечном споре

17. Домики очень интересные, но обветшалые. И скоро их не будет: на фасадах висят типовые таблички “Ваш дом будет расселён”.

Город или поселок? Точка в вечном споре

18. Зелени в городе достаточно много.

Город или поселок? Точка в вечном споре

19. Ещё один старый дом. Балконы особенно интересные.

Город или поселок? Точка в вечном споре

20. Улица Гагарина. Её в Тайшете можно считать главной.

Город или поселок? Точка в вечном споре

21. Подальше от вокзала — более старый район. Застроен хрущёвками.

Город или поселок? Точка в вечном споре

Город или поселок? Точка в вечном споре

23. Небольшая благоустроенная площадь с фонтаном:

Город или поселок? Точка в вечном споре

Город или поселок? Точка в вечном споре

25. Юбилейная площадь и сквер. Наверное, любимое место прогулок горожан. Левее кадра находится администрация Тайшетского района Иркутской области.

Город или поселок? Точка в вечном споре

26. Здесь же стоит танк Т-34 (установлен в 1980 году, к 35-летию Победы). А дальше, в центре площади — стела

50-летия революции, в честь которого она и названа Юбилейной.

Город или поселок? Точка в вечном споре

27. К вокзалу я возвращался другими улицами, которые застроены частным сектором. Его в Тайшете тоже много. Особенно в залинейной части (где я не был).

Город или поселок? Точка в вечном споре

28. Много явно старых и хороших домов. Четырёхскатная крыша — явление, характерное для Сибири.

Город или поселок? Точка в вечном споре

29. А здесь — патриотично оформленные ворота:

Город или поселок? Точка в вечном споре

Город или поселок? Точка в вечном споре

Город или поселок? Точка в вечном споре

Потом я вернулся на вокзал, где перекусил в буфете и пошёл на свой поезд №100 Москва – Владивосток. Хоть и идёт он от начала до конца семь дней, но мне предстояло ехать лишь 12 часов в плацкартном вагоне до Иркутска. В Сибири расстояния большие: 12 часов на поезде, и всё по одной области. А ведь ехать по Иркутской области можно и гораздо дольше. Тайшет я, как видно, осмотрел бегло. Но, возможно, я ещё окажусь там и посещу также соседний Бирюсинск (это почти город-спутник).

32. В окно поезда я заснял пути локомотивного депо Тайшет. Видел также и начало БАМа, но его не запечатлел.

Город или поселок? Точка в вечном споре

И напоследок — ещё несколько кадров из дороги в Иркутск.

33. Поезд идёт по Транссибу, который после Тайшета поворачивает строго на юго-восток, плавно огибая с северной стороны Восточный Саян: на самом деле, по пейзажам из окна поезда об этом вряд ли догадаешься, но от Транссиба до гор всего 80-100 километров на запад. На фото — одна из многочисленных станций, где-то в районе Нижнеудинска.

Город или поселок? Точка в вечном споре

34. Станция Зима с долгой стоянкой и сменой локомотивной бригады. Слева виден мой вагон. Вот такая она — летняя Зима.

Город или поселок? Точка в вечном споре

35. Сосновый бор где-то в районе Черемхово:

Город или поселок? Точка в вечном споре

А потом был Иркутск, где я провёл пять дней. Дальше я в нескольких частях расскажу об этом замечательном городе.

«Такой тайги нет больше нигде» Как живет самый западный город БАМа

«Сноб» совместно с РЖД продолжает проект «Путь на Восток» о городах и поселках Байкало-Амурской магистрали. Первый репортаж — из Тайшета, маленького города в Иркутской области, история которого тесно связана с железной дорогой.

Железная дорога как градообразующее предприятие

Тайшетцы переделывают железнодорожные вагоны в гаражи и сочетают в названиях кириллицу и латиницу: салон красоты «Bestия», магазин мебели «Айсberg». В продуктовом можно поболтать с продавщицей как со старой знакомой. Она подсчитает сумму покупок на деревянных счетах.

Читайте также:  Административно-территориальное деление Московской области

Городок в долине реки Тайшетка появился благодаря Транссибирской железной дороге: поезда нужно было где-то заправлять водой и углем. Через полвека Тайшет выбрали местом впадения БАМа в Транссибирскую магистраль.

«Это самое удобное место с инженерно-изыскательской точки зрения», — объясняет тайшетский историк и краевед Евгений Селезнев.

Он с энтузиазмом участвует в краеведческих баталиях. С какой улицы началось строительство города? В каком году он был основан? Официальная дата — 1897 год. Но Евгений Сергеевич уверен, что на самом деле город был основан на три года раньше: он предлагает отсчитывать не с даты, когда пришел первый поезд, тем более что торжественного въезда в город не было, а с даты, когда заложили рельсы. Есть ли у него собеседники, с которыми можно вести краеведческие споры?

«Тех, к кому я апеллирую, уже нет», — вздыхает историк. С датой основания Тайшета определились в 1950-х.

Кроме БАМа и Транссиба Тайшет известен тем, что в его окрестностях базировался Озерлаг — особый лагерь для политических заключенных, осужденных по статье 58, «враг народа».

«В положении по особым лагерям было указано, что осужденных нужно содержать в суровых климатических условиях, задействовать их на тяжелых физических работах и ограничить им контакты с внешним миром. Однако Озерный лагерь не совсем удовлетворял этим требованиям: он находился в центре нашей сибирской провинции, а работа заключенных Озерлага не отличалась такой уж жестокостью — мирное население работало в этих же условиях».

Заключенные строили железную дорогу, жилье и заводы, заготавливали строительные материалы, занимались сельским хозяйством. В Тайшете Озерлаг построил стадион и парк, они существуют и сейчас. Нередко бывший заключенный и надзиратель жили на одной лестничной площадке и дружили. «А почему бы и нет? Люди же не виноваты, что работали надзирателями».

Город или поселок? Точка в вечном споре

Город или поселок? Точка в вечном споре

В Озерлаге сидел Сергей Войцеховский, русский офицер, чехословацкий военачальник и один из руководителей Белого движения в Сибири. «Википедия» не знает, где именно похоронен Войцеховский. А Селезнев знает: возле больницы лагерного пункта на станции Топорок близ Тайшета.

На могиле Войцеховского чехи поставили памятник. Иностранцы вообще часто интересуются могилами своих соотечественников, упокоенных в тайшетских лагерях. Японцы, например, приезжают к захоронениям своих военнопленных, которые после Второй мировой войны строили БАМ.

Если какого-то результата и достигали, то только за счет численности и на тяжелых физических работах

«Это было совершенно неэффективно, — говорит Селезнев. — Подневольный труд никогда не эффективен, со времен Римской империи. Если какого-то результата и достигали, то только за счет численности и на тяжелых физических работах».

Третьим китом экономики города в советское время были заводы. Теперь от них остались только декорации для постапокалиптических фильмов да небольшая группа активистов, лоббирующая под предводительством Селезнева установку стелы в память о самом большом заводе — по ремонту дорожно-строительных машин.

Главная достопримечательность на продажу

На Восточно-Сибирской железной дороге 36 старинных водоналивных башен. Только три сдвоенные. Одна из них в Тайшете.

Несколько лет назад башню выкупил тайшетский Водоканал. Зачем?

«А интересно было! Почему бы и не выкупить такой объект?» — объясняет директор Водоканала Виктор Лозицкий.

В башне две огромные емкости для воды, невероятное количество голубиного помета и дореволюционные винтовые лестницы. Окна заколочены фанерой и досками, сквозь щели пробивается солнечный свет. С тех пор как башню использовали для подачи воды в поезда, внутри ничего не изменилось.

За воротами, обильно украшенными коваными вензелями, несколько небольших цехов мастерской «Ажурная ковка». В них делают кованые мангалы, скамейки и даже букеты, варят арки и заборы, вырезают деревянные украшения. Потолок офиса подпирает металлическое дерево с двумя тысячами листочков, раскрашенных вручную. Бизнес этот, как ни странно, начинался с грузоперевозок.

«Я знаю толк в красивых вещах, я люблю красивые вещи», — говорит хозяин мастерской Дмитрий. Ковать? Нет, он не умеет. Он придумывает. Например, мангал в виде парусной яхты.

«Для себя делать не шибко интересно. А для других — да». Так и началась мастерская. Для города небольшое предприятие Дмитрия сделало металлический фонтан в виде цветка, а площадь вокруг него обставило скамейками, фонарями и урнами.

Дмитрий — радушный хозяин. Показывает свои владения, наливает чай, везет в дом, который строит на заказ, там тоже наливает чай, отправляет поплавать по речке Бирюсинке на надувной лодке, знакомит с пастухом, чтобы тот дал прокатиться на своей лошади, и снова наливает чай.

Остановившись на железнодорожном переезде, он ложится щекой на руль. У него ясные голубые глаза. Он рассказывает, что любит уехать в тайгу и что такой тайги, как в Тайшете, нет больше нигде. В тайге нужно слиться с природой и слушать тишину, пока на руку не сядет бабочка. Однажды рядом с ним приземлился сокол. Бывало, мимо проходил медведь. Охотится ли он?

«Не могу. Когда увидишь эти глаза, разве можно убить? Вот рыбалку люблю».

Он построил дом себе, а сейчас строит по два-три коттеджа в год своим клиентам. Каждый под ключ. Каждый по индивидуальному проекту. Он и автор идей, и архитектор, и дизайнер интерьеров.

Его компания по-прежнему зарабатывает грузоперевозками и сварочной работой, но Дмитрий не любит рассказывать об этом. «Это просто работа, только из-за денег».

Он часто приговаривает: «Я знаю толк в красивых вещах».

Утром в летний выходной в школе-интернате РЖД нет никого, кроме сторожа, директора и девятиклассницы. Директор, Наталья Шелехова, проводит дополнительное занятие: через два дня ее ученице сдавать экзамен по физике.

«Если ребенок попросил, как не прийти? Наша школа профильная, специализируется как раз на физике и математике. В Тайшете трудно найти учителей, а я по образованию преподаватель физики. Так что приходится совмещать приятное с очень приятным», — смеется Шелехова.

По линии Восточно-Сибирской железной дороги много отдаленных деревень, в которых нет школ. Дети железнодорожников, живущих в этих деревнях, учатся в интернатах, учрежденных РЖД, таких как тайшетская школа-интернат номер 24. В интернате они живут с первого класса, а домой ездят на выходные. Дальше всего добираются ученики из села Чуна — 130 километров в одну сторону.

Шелехова руководит интернатом 10 лет. «После того как пришла сюда, скучать не приходится. Много командировок для повышения квалификации. Перенимала опыт и в Швеции, и в Финляндии, и в Москве, и в Петербурге».

Город или поселок? Точка в вечном споре

Она может долго перечислять конкурсы, которые выиграли ее подчиненные. Например, конкурс на лучший костюм на городском параде наук. «Конкурс объявили летом, под конец августа. “Наталья Олеговна, давайте участвовать”. Я сначала не хотела: если участвовать, надо побеждать. А времени на подготовку мало. Да и вообще — последняя неделя отпуска. На следующий день прихожу в школу отговаривать своих учительниц, а они уже академические шапочки клеят и деньги на ткань для мантий собирают. Ну что поделаешь! Стала клеить вместе с ними».

Больше половины учеников интерната отличники и ударники. Ударник — значит учится без троек.

«По ЕГЭ у нас лучшие показатели в Иркутской области. В прошлом году двое наших поступили в МГУ на бюджет. Хотя, конечно, мы хотим, чтобы они шли в железнодорожные институты. Железной дороге нужны кадры».

Ученики ходят на спецкурс «Азбука железнодорожника» в младших классах и в кружок «Юный железнодорожник» в средних. Старшеклассников отправляют на сессии в Иркутский государственный университет путей сообщения.

«Если бы университету дали волю, самых способных сразу там и оставляли бы. Но дети сдают ЕГЭ, получают высокие баллы и у них глаза загораются: и в Новосибирск, и в Москву, и в Петербург. Для родителей-железнодорожников мы делаем большое дело».

Детям хочется вырваться в мегаполис. А директору?

«Когда я переехала в Тайшет из Красноярска, в первый год мне чего-то не хватало. А сейчас, когда приезжаю в город, мне эта суета уже не нужна. Лучше иметь возможность куда-нибудь съездить на выходных или в отпуск».

Она любит пословицу «везде хорошо, где нас нет». Она сама устроила два искусственных пруда с цветниками у входа в школу и сама за ними ухаживает. В ее шкафу рядом с туфлями на выход лежат садовые перчатки.

«Меня все устраивает. Как бы ни была трудна работа педагога и руководителя, утром я всегда с удовольствием иду в школу. Была бы еще одна жизнь, я бы все так же сделала».

Удобнее всего ночным поездом из Красноярска или Иркутска. Билет в купе стоит около двух тысяч рублей

Тайшет — удобная точка для того, чтобы отдохнуть с дороги и пересесть с Транссиба на БАМ. Заодно увидите редкую водоналивную башню: она сразу у вокзала.

«Квинтэссенция всего хорошего, что было в СССР»

Монологи строителей БАМа

Тайшет: как живет самый западный город БАМа

«Соленое озеро и прыжки в Лену в Усть-Куте»

Как живет старейший город БАМа

Читайте также:  Как создать комфортную городскую среду в регионах? Опыт основателей проекта Urban Policy Institute — Трибуна на vc.ru

«Молодежь уезжает в большие города, но возвращается обратно»

Нетипичный малый город Северобайкальск

«Железнодорожники, золотари и бюджетники»

Чем живет бамовский поселок Таксимо

«Ледник и пустыня за один день»

Что посмотреть в Новой Чаре

«Ты к нам приехал — значит, друг»

Путешествие в Нерюнгри, угольный край

«Мерзлотка, пожарные поезда и вокзал-птица»

Главные слова Тынды, столицы БАМа

«Амур — анклав осколков азиатских цивилизаций»

Как живет Комсомольск-на-Амуре, крупнейший город БАМа

«Крабов ловят руками, а креветок — сачком»

Как живет Советская Гавань, последний город БАМа

«Тайшет – это не город, а поселение», — такие утверждения зачастую можно услышать от вполне респектабельных людей, довольно уверенно ориентирующихся в жизненном пространстве. «Статус города у нас давным-давно забрали!», — вторят им безымянные интернет-писатели и настаивают на том, что мы не имеем никакого морального права праздновать День города, потому что города Тайшета якобы в природе не существует.

И та же «Википедия», которую многие ошибочно считают авторитетным источником, настаивает, что Тайшет с 2015 года носит статус поселка городского типа.

Итак, заявления типа «не город, а поселение» по сути своей столь же некорректны, как утверждения, что на дворе не зима, а вечер. Термины «город»-«поселение», которыми уверенно оперируют тайшетоненавистники, не входят в один синонимический ряд, а значит никакому сопоставлению не подлежат.

Но как, когда и почему мы стали путаться? Ответ на поверхности: это произошло в 2005 году, когда вся страна начинала жить по новому федеральному закону о местном самоуправлении.

ТРЁХГЛАВЫЙ ТАЙШЕТ

Давайте разбираться. До 2005 года на карте Иркутской области существовали десятки равноценных муниципальных образований. В их числе – «Город Тайшет» и «Тайшетский район». Это были самостоятельные административные единицы, они не входили в состав друг друга и друг другу не подчинялись. И жили как добрые соседи – в точности так же, как сейчас живёт Тайшетский район, например, с Нижнеудинским или Нижнеингашским (хоть последний и входит в состав другого региона).

Правда, в глазах рядовых обывателей мы – горожане и жители сельской местности — были не соседями, а буквально одной семьёй.

Ну, во-первых, потому, что администрация Тайшетского района банально находилась на территории города. Это действительно несколько странно, и разместиться местной власти было бы куда логичнее на своей земле (например, в Старом Акульшете), а не в соседнем муниципалитете.

Как разместить новость на Тайшет24

А кроме всего, целый ряд структур работал на два соседних муниципалитета одновременно. Например, больница, милиция, противопожарная и налоговая службы, пенсионный фонд и так далее. Примерно так же, как сегодня Тайшетский Почтамт, военкомат, ФСБ и другие ведомства работают на Тайшетский и Чунский район одновременно.

В состав муниципального образования «Город Тайшет» входили сам Тайшет, а также Бирюсинск и Юрты. У муниципалитета был свой мэр. С постсоветских времён и вплоть до 1998 года эту должность занимал Анатолий Стрелков. Ему на смену пришёл Николай Шрайнер, правивший до 31 декабря 2005 года.

Свои мэры/главы администраций (в разные годы они назывались по-разному) были в Бирюсинске и Юртах. Их назначал (и увольнял тоже) мэр Тайшета. При этом самого мэра избирали жители всех трёх входящих в его состав населённых пунктов.

Структура, хоть и несколько запутанная (а возможно, и нелогичная), но достаточно понятная.

В то же время в состав муниципального образования «Тайшетский район» входили несколько десятков сельских населённых пунктов. Все их жители избирали мэра района, а тот назначал (ну и в час досуга увольнял) глав местных администраций.

В 2005 году началась реформа местного самоуправления. Вкратце напомним, как это происходило у нас. В целом и в общем процедура была безболезненной. Во всяком случае, для населения. А вот у чиновников был повод тревожиться.

И вот почему.

В 2002 году жители города Тайшета (включая бирюсинцев и юртинцев) избрали мэром на второй срок Николая Шрайнера. Его полномочия должны были истекать в 2006-м.

В 2004 году жители Тайшетского района выбрали мэром (тоже на второй срок) Анатолия Зелезинского, срок полномочий которого заканчивался в 2008-м.

Реформа спутала все карты, поскольку отщипывала и у Шрайнера, и у Зелезинского немалые сроки – уже 31 декабря 2005-го оба должны были оставить свои кресла. И начать жить по новому закону мы должны были с новым начальством.

БОЛЬШОЙ РАЙОН И МАЛЕНЬКИЙ ГОРОД

Вместе с этим менялась и структура управления. Оба муниципальных образования – «Город Тайшет» и «Тайшетский район» — с того же дня прекращали своё существование в привычном виде. На их месте появлялся один большой Тайшетский район, в состав которого, помимо традиционных сельских населённых пунктов, вливались и те, что раньше входили в состав города Тайшета. То есть сам Тайшет, а прицепом с ним – Бирюсинск и Юрты. Но не святой троицей, а по отдельности.

Перед всеми нами стояла непростая задача: избрать нового мэра объединившего под собой всех и вся Тайшетского района, а также глав администраций нижестоящих муниципалитетов – Тайшета, Бирюсинска, Юрт, Старого Акульшета, Тамтачета, Берёзовки и всех остальных. И несколько сотен депутатов – членов Думы района и каждого муниципалитета в отдельности.

Как же так получилось, что большой по местным меркам город Тайшет уравняли, поставили на одну ступень с Шиткино, Борисово и другими куда меньшими территориями района? Неужели нельзя было сделать как-то по-другому?

Можно. Существовала альтернативная возможность комплектации новых муниципалитетов. Например, закон вполне предусматривал вероятность создания на базе двух существовавших в тот момент равнозначных муниципалитетов двух других – тоже равнозначных. Например, Тайшетский район мог бы запросто сохраниться в первозданном виде и объединить в себе традиционные сельские населённые пункты.

По новому закону о местном самоуправлении существовала и возможность создания полноценного городского округа, который мог бы включать в себя либо один Тайшет, либо Тайшет и ещё несколько населённых пунктов (те же Юрты и Бирюсинск). Но реализовать именно такой механизм мешало одно обстоятельство – отсутствие общей границы между Тайшетом и Юртами (её наличие было обязательным требованием вступавшего в силу закона).

Городские власти предпринимали попытку урегулировать этот момент и сохранить всё в прежнем формате. Поэтому они обратились в районную администрацию с просьбой отдать городу полоску принадлежавшей району земли, которая как раз и отделяла Юрты от Тайшета и создавала пограничную разрозненность. Но договориться не удалось.

Поэтому реализовать схему «Тайшет+Бирюсинск+Юрты» не получилось.

Вариант «Тайшет+Бирюсинск» тоже отпал как-то сам по себе.

— Нам при таких раскладах представлялось логичным создать полноценный городской округ – с Бирюсинском или без него, и в тех условиях это можно было сделать без малейших проблем. Стоило лишь обозначить перед областными властями своё желание. Но под неким давлением сверху решились на формирование единого района: мол, пусть будет два в одном, — вспоминает тогдашний заместитель мэра г. Тайшета по экономике Алексей Грешилов.

Обусловлен такой решительный шаг был и сугубо политическими мотивами. Мэр Тайшета Шрайнер охотно отдал город району и согласился на его включение в состав нового муниципалитета по той причине, что питал надежду выиграть предреформенные выборы и возглавить весь район.

Выборы эти прошли в октябре 2005 года. В результате ожесточённой борьбы уверенную победу на них завоевал Анатолий Зелезинский, который, разумеется, считал, что район в любом его виде должен возглавить именно он и никто иной.

Город или поселок? Точка в вечном споре

ПРЕСЛОВУТЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ И ДРУГОЙ ВИНЕГРЕТ

Кто и зачем придумал новый механизм местного самоуправления? Главная задача реформы – максимально приблизить власть к людям; сделать так, чтобы слуги народа оказались в шаговой доступности к избирателям. Эту цель можно считать достигнутой. Ну хотя бы потому, что даже на самую небольшую деревню приходится по семь-десять депутатов. Да и всенародно избранный глава администрации тоже всегда где-то рядом.

Другое дело, что практической пользы от расплодившихся чиновников куда меньше, чем ожидалось. И вовсе не потому, что «слуги народа» по природе своей глупые и бездеятельные, а по причине традиционного безденежья. Особого эффекта от власти, у которой нет за душой ни рубля, ждать не приходится. Но это тема для совсем уж отдельного разговора.

Породил новый закон и серьёзную путаницу. Обычный гражданин, слабо разбирающийся в хитросплетениях власти и никак не могущий уразуметь, чем, например, полиция отличается от прокуратуры, вовек не разберётся, к кому из множества чиновников с какими вопросами идти.

С точки зрения здравого смысла житель Тайшета, который всё никак не может пристроить ребёнка в детский сад, должен направляться с этой проблемой в городскую администрацию. Но там ему говорят:

«Это не наши полномочия! Идите в администрацию района!»

Человек недоумевает: а на кой нам нужна городская администрация, если она не может решить пустячный вопрос?

Или другой пример. На встрече с мэром района жители, например, Венгерки жалуются на ужасные дороги в селе. Тот парирует:

Читайте также:  Дзержинский указатель Нижегородской области и почтовый индекс пр-кт. Ленина, Дзержинск, Нижегородская область
«Не мои полномочия! Задавайте вопросы вашему главе администрации!»

Люди снова в тихом шоке: ну какой же это мэр, если он не может решить даже вопрос о том, чтобы присыпать ямку в деревне?

Слово «полномочия», которое до сих пор генерирует в человеческих умах искреннее непонимание предназначения власти, уже давно стало чуть ли не ругательным. И многие люди полагают, что пресловутые «полномочия» чиновники придумали сами и сугубо для того, чтобы ничего не делать.

Эта каша в человеческих головах живёт уже 15 лет, лишь множа мнение о бесполезности власти! В остальном для обычных людей реформа не изменила ровным счётом ничего.

ЧТО ТАКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ

Но в отдельно взятом тайшетском случае она породила непрекращающиеся дискуссии о нашем статусе.

Поэтому вернёмся к теме о том, что есть «город Тайшет», являющийся городским поселением.

— Город – это понятие географическое. И с этой точки зрения – Тайшет – именно город, — настаивает Алексей Грешилов. – Статус города мы получили в 1938 году, и никто его у нас не отбирал! Подобных решений не принималось и указ Верховного Совета СССР 82-летней давности не отменялся!

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» всё-таки вмешался и внёс свою сумятицу, утверждает собеседник.

— Этот закон определяет несколько иной статус – статус муниципального образования. Словосочетание «городское поселение» — сугубо юридический термин, определяющий модель управления конкретной территорией. Он существует не для простых людей, а главным образом для чиновников. Здесь налицо пересечение с географическим термином, но они из совершенно разных областей. И заявить о том, что Тайшет – это не город, а городское поселение, так же странно, как сказать, к примеру, что улица не длинная, а красивая. Сказать «я живу в городском поселении» в какой-то мере равносильно заявлению «я живу в субъекте Российской Федерации», — продолжает Грешилов.

Эту же мысль подчёркивает и кандидат юридических наук, заместитель руководителя аппарата Законодательного Собрания Иркутской области Алексей Петров:

— Тайшет – это город с точки зрения вида населённого пункта. То есть как административно-территориальная единица – это город. Но если говорить об его муниципальном правовом статусе, то это городское поселение. Статус Тайшета как муниципального образования со статусом городского поселения означает, что это муниципальное образование входит в состав другого муниципального образования. В нашем случае – Тайшетского района.

Город или поселок? Точка в вечном споре

МЭР — ПРОСТО МЭР

Существует и другое, не менее серьёзное, обывательское заблуждение. Широкая общественность полагает, что мэр Тайшетского района имеет функции чуть ли не первоначальствующего звена всего и вся. Само собой, это далеко не так. И не только собаки стаями носятся по нашим улицам, не заручившись разрешением мэра, но и очень многие другие процессы проистекают без его малейшего участия. Утверждение, что он по природе своей здесь самый главный, потому что «он же мэр всего Тайшетского района», согласно закону, в корне неверно.

Например, это не соответствует действительности в части мнения о том, что главы администраций муниципалитетов по умолчанию подчиняются мэру и шагу без него ступить не могут.

Не подчиняются! И вправе делать всё, что им заблагорассудится – естественно, в рамках своих полномочий, сурового бюджетного кодекса и действующего законодательства в целом.

— Вот в «Википедии» написано, что с 2015 года город Тайшет является посёлком городского типа, — недоумевает Алексей Грешилов. — Это абсолютный бред. И при чём тут 2015 год — вообще непонятно. В этой же статье говорится, что с 2005 года Тайшет стал городским поселением и переведён под юрисдикцию района. Никто ни под какую юрисдикцию не переходил! Мы — самостоятельное муниципальное образование. Есть первый уровень власти (городские и сельские поселения), есть второй (районный). У каждого свои полномочия, и ни о какой подчинённости речи не идёт. Тайшет – совершенно самостоятельная единица, и глава города ни в коем случае не является подчинённым мэра района, как это происходило бы при Советской власти. И мэр района не имеет права давать прямые указания. Город в своей повседневной жизнедеятельности отталкивается от бюджета, а бюджет у нас свой и формируем его мы согласно закреплённым источникам доходов. И ни мэр, ни губернатор, ни президент не могут вмешаться и сказать: «Вы сделайте это или вот это, а вот того не делайте!»

О том же, но другими словами, говорит Алексей Петров:

— Факт вхождения города в состав района не означает подчинения в какой-либо форме. Ни муниципалитеты друг другу не подчиняются, ни тем более их руководители. И это касается всех муниципальных образований, входящих в состав района. Они самостоятельны. О подчинении в данном случае не идёт речь по той простой причине, что у муниципального района своя компетенция, свои вопросы местного значения; они в основном носят межпоселенческий характер, они более затратные, более сложные с точки зрения путей их решения и затрагивают большую территорию. У Тайшетского городского поселения как у самостоятельного муниципального образования другие вопросы местного значения и другая компетенция. И уже по этой причине подчинения не может быть: компетенции у них несовпадающие. Другое дело, что муниципальный район в принципе должен заниматься координацией деятельности поселений, которые входят в его состав.

Важным моментом, о котором необходимо сказать, кандидат юридических наук считает то, что законодательство не предусматривает механизмов ответственности органов местного самоуправления поселений перед районами. Существует ответственность перед населением, но внутри системы «район-поселение» её нет.

— Я здесь имею в виду юридическую ответственность, возможность применять какие-то санкции за нарушение законодательства, за неисполнение полномочий, — поясняет Петров. — Ответственность перед государством известна. Есть такое правило: высшее должностное лицо субъекта Федерации (губернатор) может в связи с утратой доверия отстранить от должности главу муниципального образования (сельского, городского, районного) по определённым основаниям. Есть процедура роспуска представительного органа (местной думы) муниципального образования на основании закона области. Но это — ответственность перед государством, её в равной мере несут все муниципалитеты – районные, сельские, городские.

ТАК ПОЧЕМУ ЖЕ ТАЙШЕТ ДОЛЖЕН СТАТЬ ГОРОДСКИМ ОКРУГОМ?

В 2019 году администрация Тайшетского городского поселения инициировала создание полноценного городского округа на базе Тайшета, Старого Акульшета и Березовки. В своем письме на имя губернатора области наши чиновники отметили, что в своем нынешнем виде муниципальное образование зажато в своих границах без перспектив развития. То есть у нас объективно нет земли не только под строительство школ и детских садов, но даже для сооружения полноценного полигона твердых бытовых отходов.

Акцентировалось внимание также на том, что на территории города размещено семь детских садов и шесть школ, однако они подведомственны администрации района. Авторы документа уделили внимание и тому аспекту, что жители Старого Акульшета и Берёзовки в полной мере пользуются инфраструктурой города: посещают школы и детские сады, работают на предприятиях, расположенных на территории города, и даже отчасти пользуются теплом, водой и электричеством от ресурсоснабжающих организаций, размещённых в городе.

Особо городские чиновники напирают на весьма несправедливый аспект: промышленная площадка Тайшетского алюминиевого завода и анодной фабрики находится на территории соседнего Староакульшетского муниципального образования. Оно входит в состав района и при этом получает предусмотренные законодательством налоговые отчисления в свой бюджет.

Однако абсолютное большинство людей, занятых на этом производстве, проживает на территории Тайшета. Следовательно, они в полном объёме пользуются инфраструктурой города и тем самым создают дополнительную нагрузку на бюджет. С этой точки зрения было бы куда логичнее «переместить» алюминщиков в город, что возможно реализовать только путём присоединения Старого Акульшета к Тайшету.

Были перечислены и другие плюсы предлагаемого преобразования.

Город при таком раскладе получит возможность развиваться территориально; напрямую работать с вышестоящими органами власти, минуя промежуточное звено (администрацию района); появится возможность комплексно заниматься развитием учреждений образования и культуры; вырастет доходная база города. Ну и главное – статус Тайшета как крупного города будет соответствовать аналогичным городам области – Тулуну, Черемхово, Зиме, Саянску, Усолью-Сибирскому и другим.

Эта инициатива не нашла особого восторга у областных властей. Впрочем, и отторжения тоже не встретила.

В своём ответе региональные чиновники, ссылаясь на законодательство, заявили о том, что для решения вопроса о создании городского округа необходим целый пакет документов. В частности, ряд решений на этот счёт тех дум муниципалитетов, чьи интересы напрямую затрагивает инициатива.

В целом управление губернатора области выразило готовность оказать местным органам власти необходимую консультативную помощь.

Но и здесь нашла коса на камень. Категорически отказались присоединяться к городу сначала суверенная Берёзовка, а затем и независимый Старый Акульшет.

Поэтому, судя по всему, вернуться к теме создания полноценного городского округа мы сможем не так скоро, как хотелось бы.

Но хотим мы того или нет, а вопрос действительно назрел.

Андрей ЛАХОВСКИЙ, Бирюсинская новь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *