Что такое образовательная урбанистика и кто такой педагог-исследователь городской среды
Новое направление в педагогике позволяет даже рутинный путь от дома до школы сделать полезным. В чём другие его преимущества — узнали у эксперта.
Учись бесплатно: вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать про курс
Обучение: Профессия Методист с нуля до PRO
Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и
городская среда» концептуально является продолжением приоритетного проекта «Формирование
комфортной городской среды», который реализовывался в период 2017–2018 годов. Наработанный за
два года опыт лег в основу федерального проекта, который стартовал в 2019 году.
Основная задача проекта — дать новый импульс развитию муниципалитетов на всей территории нашей
страны.
Мероприятия по реализации федерального проекта позволят улучшить качество городской среды к 2030
году в полтора раза. В рамках федерального проекта благоустраиваются общественные территории, парки,
набережные, а также реализуются проекты Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной
городской среды.
Качественное благоустройство возможно только при участии граждан, поэтому еще одна задача проекта —
сделать так, чтобы у каждого жителя страны старше 14 лет была возможность влиять на развитие
городской среды. Эта платформа призвана сделать процесс участия в благоустройстве максимально
простым и доступным.
Всероссийская программа «5 шагов для городов», которая направлена на качественные изменения городской среды, запущена 11 апреля. Ее разработали ВЭБ. РФ и КБ «Стрелка». Задача программы – это быстрые и позитивные преобразования в городах, которые почувствует каждая семья в России. Подать заявку на участие можно до 30 апреля на сайте. Все желающие смогут предложить и в дальнейшем реализовать свои проекты по развитию городских территорий. АСИ станет партнером проекта.
«Мы хотим, чтобы в стране началось позитивное соревнование – кто быстрее создаст вокруг себя совершенно измененную среду. Будем здесь опираться на активные группы молодежи, общественные группы в городах. Мы постараемся на базе Московской школы управления «Сколково» запустить в ближайшие месяцы новый образовательный проект. Мы хотим сделать его интересным, чтобы он давал больше «жизни», но опирался в первую очередь на знания и опыт тех, кто живет в городах. Впереди большая задача – организовать партнерство преподавателей, профессоров, специалистов и тех, кто создает проекты на местах», – заявил председатель ВЭБ. РФ Игорь Шувалов.
В АСИ готовы поддержать проект, рассказала руководитель программы развития сети коллективных пространств «Точка кипения» Алина Яшина.
«Программа полностью перекликается с нашей ключевой задачей – это повышение качества жизни человека. Мы рады, что есть возможность объединять ресурсы государства и негосударственного сектора, использовать лучшие решения в интересах человека. Готовы предоставлять «Точки кипения», чтобы все желающие, в том числе молодые ребята, собирались там, думали, как изменять города и использовали наши возможности взаимодействия с государством, бизнесом, общественными организациями. Команды «Точек кипения», которых у нас уже 144, будут рады помогать менять среду вокруг себя», – заявила Алина Яшина.
Пять направлений программы предусматривают комплексное воздействие на городскую среду: начиная от капитального ремонта подъездов и заканчивая организацией городских мероприятий и событий, интересных для горожан. Каждый шаг программы содержит шесть направлений проектов, три из них являются приоритетными. Командам городов предстоит реализовать три проекта внутри одного шага: два приоритетных и любой другой – на выбор. Также они смогут предложить свои собственные креативные проекты.
Структура программы «5 шагов для городов»:
- «Город рядом» (Город в шаговой доступности): приоритетные направления проектов – «Подъезды жилых домов», «Площадки для выгула собак», «Карманные парки»; остальные направления – «Витрины продуктовых магазинов», «Остановочные павильоны», «Почтовые отделения»
- «Сохрани планету» (Устойчивый город): приоритетные направления проектов – «Пункты раздельного сбора отходов», «Посадка и уход за деревьями», «Фандоматы»; остальные направления – «Экологические уголки в школах, вузах», «Экологические тропы», «Очистка берегов рек и водоемов»
- «Вдохни жизнь» (Гибкий город): приоритетные направления проектов – «Паблик-арт с вовлечением жителей», «Временное благоустройство парковок», «Районные молодежные центры»; остальные направления – «Тестовое благоустройство заброшенных территорий», «Городские артефакты», «Временные пешеходные пространства»
- «Добавь энергии» (Здоровый город): приоритетные направления проектов – «Велоинфраструктура», «Фермерские рынки, ярмарки и общественные огороды», «Инклюзивные игровые и спортивные площадки»; остальные направления – «Сервисные пункты в парках», «Площадки для экстремальных видов спорта», «Объекты для зимних видов спорта»
- «Собери своих» (Интересный город): приоритетные направления проектов – «Кинопоказы», «Экологические лекции и мастер-классы», «Экологические прогулки»; остальные направления – «Практические городские лаборатории», «Городские экскурсии», «Фестивали здорового питания»
Целевая аудитория программы – более 31 млн молодых людей в возрасте от 12 до 35 лет: подростки, студенты, специалисты. При составлении программы учитывалось мнение молодежи, проживающей в российских городах: эксперты изучили порядка 1,5 млн текстов в социальных сетях, цифровое анкетирование охватило больше 1 тыс. студентов ВШЭ, РАНХиГС, ВГУ, ТГУ и УГАТУ, также состоялись 34 фокус-группы в 13 вузах из 12 регионов России. Результаты исследования представил партнер КБ «Стрелка» Алексей Муратов.
«Я бы выделил три важных момента: первое – молодежи остро не хватает своих мест в городе, где можно собраться с друзьями, заняться делами по душе без навязчивого контроля и надзора. Второе – все больше внимания уделяется качеству среды рядом с домом: возрастают требования к подъездам, к виду из окна, к степени благоустройства и ухоженности улиц и дворов. Третье – запрос на интересную и разнообразную жизнь, на праздники в каждом районе города», – сообщил Муратов.
Что такое городское пространство?
На сегодняшний день существует немало определений, что такое городское пространство. Все они разнообразны и предполагают множество нюансов, как и само городское пространство. Если попытаться обобщить все имеющие сегодня представления, городское пространство – это единство городских объектов и их социальных функций. На его формирование влияют разные факторы.
Факторы, влияющие на формирование городского пространства
Итак, какие же факторы формируют городское пространство? Давайте рассуждать логически.
Природно-географические факторы – это рельеф, погода, климат. Рельеф местности во многом предопределяет застройку и возможность либо невозможность использовать тот или иной транспорт, например, метро. Погода и климат определяют превалирующие типы построек. Например, в северных регионах России все «хрущевки» имеют верхний технический этаж или чердак, а на Юге потолок 5-го этажа – это и есть крыша дома.
Кроме того, погода и климат определяют необходимую для города коммунальную инфраструктуру. Так, в России и прочих странах, расположенных в «высоких широтах», обязательно нужно отопление и все необходимое для его организации: котельные, ТЭЦ, трубопроводы и прочее. В южных странах централизованное отопление отсутствует как таковое, а в прохладные дни жители просто включают кондиционер на обогрев.
Социально-экономические и административно-политические факторы – это статус и основная «специализация» города. Так, столичный статус предполагает наличие административных зданий для многочисленных управляющих структур: от парламента до различных министерств и ведомств, что во многом предопределяет пространство центральной части города.
Наличие промышленных объектов требует организации подъездных путей для вывода продукции и подвоза сырья; транспортные хабы требуют складских помещений, контейнерных площадок и стоянок для грузового транспорта. И все это непосредственным образом влияет на облик города, потому что находится в его пределах.
Культурно-исторические традиции – чем старше город, тем больше многообразие его застройки и исторической части, потому что каждая эпоха оставляет свой след в виде памятников и старинных зданий. Здания в странах Востока оформлены иначе, чем в странах Западной Европы, и это тоже следствие влияния культурных традиций народа.
Выше мы уже сказали о том, что городское пространство – это единство городских объектов и их социальных функций. Город как таковой представляет собой структуру, имеющую физический и социальный аспект. К примеру, здание театра – не просто здание, а место, где люди приобщаются к театральному искусству.
Бизнес-центр – не просто очередная многоэтажка, а место размещения офисов множества компаний со своей специфической офисной культурой. И, конечно, есть просто многоэтажки, где живут люди. В этом контексте принято разделять городское пространство на частное, общественное и смешанное.
Виды городского пространства
Тут все просто. В основе подразделения пространства на частное, общественное или смешанное лежит право пользования пространством, которое может принадлежать либо конкретному лицу (физическому, юридическому), либо группе лиц, либо всем желающим:
- Частное пространство – это квартиры, офисы компаний, предприятия различных форм собственности, куда имеют доступ только собственники, арендаторы, сотрудники либо люди, приглашенные в гости или по делу собственниками, арендаторами или сотрудниками.
- Общественное пространство – это улицы, площади, проспекты, театры, музеи, магазины, торговые центры, больницы, поликлиники и прочие места, куда может прийти любой человек, если у него появилось такое желание либо необходимость.
- Смешанное пространство – территории и объекты ТОС, ТСЖ и кондоминиумов, предназначенные для совместного использования жильцами. Так, детские и спортивные площадки формально являются общественным пространством, однако если они находятся на огороженной охраняемой территории ТОС, ТСЖ и кондоминиумов, доступ туда имеют только жильцы со своими детьми.
К слову, пространство можно не просто обустроить, а создать, что называется, «с нуля», причем не только на городской земле. Например, в городе Брюгге (Бельгия) соорудили «Плавучий остров» с разными зонами отдыха на любой вкус:
Так или иначе, любое пространство – частное, смешанное или общественное – несет некую функцию.
Функции городского пространства
Понятие «функция» достаточно широкое. Оно поддается как обобщению, так и конкретизации по самым разным характеристикам. Мы остановимся на самых главных функциях городского пространства.
Коммуникативная функция – в пределах любого пространства мы коммуницируем с кем-либо. Дома мы общаемся с семьей, на работе – с коллегами, а общественные пространства позволяют осуществлять коммуникации с людьми, с которыми мы никак не связаны семейными или рабочими узами, однако потенциально имеем общие интересы.
На детских площадках общаются мамы и бабушки малышей, живущих в разных домах неподалеку. На спортплощадки и в фитнес-центры приходят люди, увлеченные спортом и/или следящие за своим здоровьем. Театры становятся центром притяжения для театралов, концертные залы – для фанатов той или иной музыки в зависимости от концерта.
Такие «центры притяжения» становятся центрами общения для самых разных людей. Так, просьба к сидящим в очереди в поликлинике «не обмениваться симптомами, потому что это затрудняет диагностику», уже давно перекочевала в разряд анекдотов.
Транзитная функция – этой функцией обладает любое открытое пространство, будь то дорога, тротуар, парк, сквер. Разница в том, что дороги предусмотрены для транспорта, тротуары, парки и скверы – для пешеходов, велодорожки – для велосипедов и прочего микромобильного транспорта.
Чем лучше дороги, тем лучше справляется город с транзитом транспорта. Чем лучше обустроены тротуары, парки и скверы, тем в большей степени городскую среду можно считать комфортной для всех жителей. Чем больше пандусов, съездов и подъемников для инвалидных колясок, тем комфортнее город для передвижения людей с ограниченными физическими возможностями.
Функция осуществления деятельности – на заводах и в офисах люди работают, в больницах лечатся, в школах учатся, в парке отдыхают, катаются на велосипеде, читают книгу на лавочке, фотографируются на фоне цветущей клумбы и т. На последнем примере четко видно, что одно и то же пространство может выполнять множество функций.
Так, полянку в скверике могут облюбовать и хозяева домашних животных для выгула питомцев, и группа любителей йоги для занятий на свежем воздухе, и даже бомжи, чтобы просто полежать на солнышке. Для торговцев мороженным парк будет не местом отдыха, а местом работы, равно как и для наряда патрульной полиции или сотрудников дежурного медпункта.
Функция удовлетворения потребностей – в ресторан мы ходим, чтобы отметить торжественное событие или просто пообедать, в магазин – за покупками, в кинотеатр – посмотреть фильм. И при этом ресторан для поваров и официантов является местом работы, а не удовлетворения потребностей, как и магазин для продавцов, кассиров в кассе кинотеатра и т.
Эстетическая функция – города бывают красивые и обычные. К примеру, красота Парижа стала именем нарицательным: «увидеть Париж и умереть»:
А есть тысячи городов, больших и малых, которые даже не отличишь друг от друга. Не говоря о том, что об их существовании часто знают лишь жители самого города и его окрестностей.
Репрезентативная функция – это то, что называется «на других посмотреть и себя показать». Женщины традиционно «выгуливают» вечерние наряды в театры и рестораны, молодежь со скейтами тусуется в парках или на специальных площадках-скейтодромах. А на День города в центр «подтягивается» действительно почти весь город, а еще приезжают туристы. Во всяком случае, когда нет ограничений по эпидемиологической ситуации.
Что подразумевается под нарративной функцией? На основании той деятельности, что ведется человеком в том или другом пространстве, и исходя из существующих негласных убеждений, пространство обретает некий нарратив или повествование, которое формирует идентичность человека в данный момент или же в целом.
Так, если человек попадает в больницу в качестве пациента, формируется его образ как нездорового и нуждающегося в постоянной помощи медиков, а не просто в приеме лекарств или диетическом питании. Если человек постоянно ходит на футбольные матчи, формируется его образ как футбольного фаната, если на концерты любимой рок-группы, его начинают воспринимать, как заядлого рокера.
Столь же интересна для более глубокого изучения темпоральная или временная функция города. В уроке №3 мы рассказывали о нормах времени на дорогу на работу и с работы для городов разной численности населения в Российской Федерации. Чем лучше организовано городское пространство, тем меньше у горожан непродуктивных расходов времени на пробки, поиск места для парковки, очереди к эскалатору в метро и т.
Именно для этого синхронизируются светофоры, чтобы сгенерировать «зеленую волну» для потока автомобилей и уменьшить количество заторов. Именно для этого в часы пик выпускают на линию дополнительные единицы подвижного состава, чтобы быстрее увезти всех желающих. Именно для этого в новых торговых центрах делают подземные паркинги.
С другой стороны, есть города, где в исторической части время будто остановилось и не хочется никуда спешить. И это не только столицы европейских государств, Москва или Санкт-Петербург. Это, например, город Кропивницкий (Украина), имеющий статус областного центра. До 2016 года это был Кировоград, до 1939 года – Кирово, до 1934 – Зиновьевск, до 1924 – Елисаветград. Здесь можно найти здания в стиле модерн, дворцы в стиле барокко, примеры сочетания готики, рококо и ренессанса в архитектуре, мавританские дворцы:
Примерно такие же ощущения, что время остановилось, возникают, когда посещаешь достопримечательности, построенные в прошлых столетиях: замки, дворцы, усадьбы. Так или иначе, количество и качество наполнения времени – это две тесно связанные характеристики.
Эксперты: к созданию доступной среды в городе важно привлекать жителей
Эксперты: к созданию доступной среды в городе важно привлекать жителей – РИА Новости, 25. 2021
В рамках круглого стола на тему “Развитие доступной городской среды”, прошедшего в пресс-центре МИА “Россия сегодня”, эксперты обсудили роль общественных. РИА Новости, 25. 2021
всероссийское общество инвалидов
МОСКВА, 25 авг — РИА Новости. В рамках круглого стола на тему “Развитие доступной городской среды”, прошедшего в пресс-центре МИА “Россия сегодня”, эксперты обсудили роль общественных организаций в создании комфортной инфраструктуры. Они сошлись во мнении, что участие жителей необходимо на всех этапах строительства. Директор фонда городского развития “Фонд Твери” Юлия Саранова отметила, что при создании доступной среды в городе важен диалог с местными жителями. Она считает, что роль сообщества высока, так как внешняя команда специалистов не будет знать все нюансы, с которыми сталкиваются сами горожане. По ее словам, жителей Твери приглашают на приемки в эксплуатацию дорог и тротуаров, которые ремонтируются в городе, и даже на этап проектирования медицинских учреждений. Депутат думы Томска Владимир Самокиш также отметил важность городских проектов, в которые вовлечены жители. По его мнению, такие обсуждения объединяют соседей, уровень общения и взаимной поддержки между ними сильно вырастает. “Общественная вовлеченность выводит за пределы своих квартир, что очень важно, и делает города родными для людей – жители начинают по-другому относиться к своему городу, налаживается коммуникация между ними, ментальность общества меняется”, – отметил депутат. В свою очередь руководитель Всероссийских студенческих отрядов Михаил Киселев рассказал про доступность городской среды для людей с ограниченными возможностями. По его словам, в последнее время Россия серьезно продвинулась в принципах доступности, и действительно многие социальные, культурные и спортивные объекты стали удобнее для маломобильных групп населения. Однако эксперт отметил, что, несмотря на законодательство, не всегда общественные организации инвалидов привлекаются к экспертизе и приемке объектов доступной среды. Он предложил не только активно вовлекать такие группы населения, но также подчеркнул необходимость наличия соответствующей сертификации у таких граждан. Также он напомнил об акциях общественников, когда инвалиды проходили по улицам и в приложении с картами отмечали доступность городских объектов. По его словам, наличие таких карт позволяет маломобильным группам населения выстраивать свои маршруты гораздо удобнее и безопаснее. Кроме того, эксперт предложил проводить рейды общественников и представителей прокуратуры по городам и селам для выявления недоступности, а также формировать комиссии, по решениям которых выдавать инвалидам коляски-вездеходы в тех случаях, когда невозможно адаптировать их жилье под потребности. “Такие уже делают в Новосибирске и Калининграде. Это необходимо, чтобы люди могли выйти за пределы своих квартир. И если говорить о трудоустройстве, то создавать его не только дистанционно, но и с выходом на улицу и созданием доступной городской среды”, – добавил Михаил Киселев. При этом эксперты подчеркнули, что доступная городская среда нацелена не только на заботу о людях с ограниченными возможностями. Ежедневно инфраструктурой пользуются мамы с колясками, слабовидящие и пожилые. Спортсмен-паралимпиец Сергей Бурлаков согласился, что создавать комфортное пространство необходимо для всех вне зависимости от состояния здоровья человека. По его мнению, важно, чтобы общественники принимали активное участие в развитии своего города и сами хотели его менять и делать удобнее для жизни. В свою очередь профессор высшей школы урбанистики им. Высоковского НИУ ВШЭ Дмитрий Наринский отметил, что благодаря федеральному проекту по формированию комфортной городской среды за последние два года появилось большое количество архитектурных и дизайнерских проектов по развитию общественных пространств. Также в его рамках были созданы и механизмы контроля и мониторинга, к которым могут подключаться общественные организации. Он подчеркнул, что на федеральном уровне созданы максимально благоприятные возможности для реализации этих задач. По его мнению, в регионах теперь все зависит от интереса местных органов власти. Кроме того, Наринский отметил важность привлечения бизнеса для развития общественных территорий. При этом, по его мнению, местные власти должны предоставить бизнесу такие возможности и условия. “Нужно понимать, что чем больше будет привлечено людей, тем будет больше окупаемость вложенных средств. И в этом смысле доступность среды является одним из ключевых, как ни парадоксально, экономических факторов”, – сказал профессор. Так, эксперт по развитию городов и агломераций Илья Заливухин поделился опытом реализации таких проектов в Обнинске и Наро-Фоминске. Он подчеркнул, что вокруг удобных городских пространств развивается экономика. И, по его словам, такая система работает, так как это выгодно бизнесу и нужно людям. При этом он отметил, что необходимо комплексно развивать городскую среду. То есть иметь общее видение – как пространственное, так и социально-экономическое – на уровне страны, регионов и городов. Также на примере успешно созданных общественных пространств он подчеркнул важность участия в них четырех основных компонентов: власти, заинтересованной в развитии города, бизнеса, который нужно интегрировать, представителей общественности (жителей) и разносторонних специалистов (социологов, экологов, инженеров, транспортников, архитекторов, экономистов и других). “Когда эти четыре составляющих соединяются и разрабатывается комплексная стратегия развития социума и бизнеса, тогда и возникают такие пространства – не бумажные, а реальные. Если бы был бюджет, то было бы еще лучше”, – сказал Илья Заливухин.
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
общество, россия, тверь, наро-фоминск, обнинск, томск, всероссийское общество инвалидов
“Таким образом повышается уровень компетенции людей, у них формируется другое отношение ко всему, что они видят вокруг себя”, – отметила Юлия Саранова.
“Поверьте мне, быть на коляске не значит знать, как создать условия для людей с ограниченными возможностями здоровья. Такие люди должны быть сертифицированы, и такой сертификационный центр есть у Всероссийского общества инвалидов”, – рассказал Михаил Киселев.
“Сама идея участия широких слоев населения в принятии решений очень-очень важна. И тут опять-таки в принятии таких решений о специфических акцентах доступности городской среды, безусловно, важно мнение тех, кто может квалифицированно это оценить. Рамочные условия есть, ими надо воспользоваться, это надо продвигать”, – сказал эксперт.
ГОРОДСКАЯ СРЕДА И ВАЖНОСТЬ ЕЁ РАЗВИТИЯ
По запросу «урбанизация» в Интернете Вы, скорее всего, увидите, что под ней подразумевается переселение населения из деревень в города. И, с одной стороны, это определение является корректным, но, с другой стороны, оно является довольно устаревшим, потому что города уже отстроены и плотно заселены (по данным последней переписи населения в городах проживает около ¾ от всего населения страны), а оставшиеся деревни потихоньку гибнут и практически не могут составлять конкуренцию городам. На этом фоне на замену слову «урбанизация» стали приходить более специализированные термины, например, «урбанизм», под которым подразумеваются нормы и правила поведения, свойственные для жителей конкретно городской среды.
Почему развитие городов — это важно?
Еще в 20 веке было замечено, что городская среда влияет на стиль жизни тех, кто в нем проживает, а также изменяет правила коммуникации между людьми и их идентичности. Городская среда влияет и на наше эмоционально-психологическое состояние и здоровье. Влияет буквально все — уровень шума, строение домов и улиц, запахи, инфраструктура и т. Поэтому жители городов, испытав некоторые негативные последствия жизни в городской среде, начали задумываться о том, как обустроить в нем более экологичную, комфортную и здоровую среду проживания.
Наукой о том, как правильно проектировать и развивать различные городские системы и инфраструктуру, их взаимодействие между собой, а также взаимодействие с жителями является урбанистика. Именно урбанисты ввели понятие городской среды, которая является основным предметом их изучения. Именно от развитости городской среды зависит качество и комфорт жизни горожан.
Способы улучшения городской среды
Современные тенденции развития городов
Во многих городах есть центры, а также окраины, последние, к сожалению, очень часто являются запущенными жилыми и заводскими зонами, плохо обустроенными для жизни и мрачными, особенно в моногородах.
На этом фоне возникло явление джентрификации (с англ. gentrification — реконструкция), под которой подразумевается благоустройство заброшенных жилых зон, а также привлечение в них более состоятельных жильцов, которые повышают благосостояние района в целом.
Чаще всего к джентрификации прибегают в США и Европе, Российские же города чаще всего являются строго центрированными (то есть имеют благоустроенный центр и заброшенные окраины) и редко отходят от этой модели. Хотя все более популярными становятся специальные программы по децентрализации — равномерному развитию городской среды.
Наша страна имеет богатую и длинную историю, которая во многом отражается в архитектуре зданий, часть из которых является памятниками зодчества. В наших городах старые здания часто начинают соседствовать рядом с современными стеклянными многоэтажками или домами, «украшенными» разноцветным сайдингом. Такая картина очень редко радует горожан. Но есть и примеры того, когда историческое наследие аккуратно и красиво вписывают в городскую среду.
Так как городская среда (особенно неблагоустроенная) во многом отделяет нас от живой природы, современным трендом является развитие экологии города. Под развитием экологии города подразумевается создание таких условий существования города, которые не будут вредить окружающей его природе, а также тем биогеоценозам, которые находятся внутри самого города. Результатом работы урбоэкологов и граждан, которые их поддерживают, становится развитие экопоселений и экогородов, среда в которых многими считается более здоровой, комфортной и качественной за счет увеличения числа зеленых зон, сокращения разных вредных выбросов, более внимательном отношении к продуктам питания и т.
Еще одно направление развития городов прямо связано с усилением влияния технологий на нашу жизнь. В последние 10 лет очень быстро начала расти сфера интернета вещей (Internet of Things), искусственного интеллекта, больших данных. Концепция «Умного города» предполагает использование всех технологических достижений для того, чтобы обустроить наиболее удобную городскую среду. Например, общественный и даже личный транспорт может перейти в управление ИИ, который, при помощи просчетов, создаст безопасную ситуацию на дорогах, а также решит проблему пробок. Еще одним примером может послужить развитие использования альтернативных источников энергии, например, солнечных батарей.
Как правило, современные концепции развития городов включают в себя элементы и экологичности, и использования технологий. Но есть элемент, который объединяет практически все концепции — развивающимся городам необходимо развитие местного самоуправления и гражданской активности их жителей. Именно за счет образования сообществ жители разных районов города смогут активно решать проблемы городской среды, а также планировать наиболее приемлемое для них развитие общественных пространств.
Несмотря на то, что первые города, как правило, формировались стихийно, для современной комфортной жизни необходимо планирование развитие городов. И именно для того, чтобы это было возможно, свои исследования проводят урбанисты, использование достижений которых является залогом развития успешной и здоровой городской среды.
Урок 4. Городское пространство
За предыдущие три урока мы с вами разобрались, какие бывают города, как могут быть организованы застройка, расположение домов, улиц и дорог, каковы варианты транспортного сообщения внутри города и как должна выглядеть транспортная инфраструктура.
Таким образом, мы уже имеем базовое представление об основных элементах городского пространства. И уже поняли, что понятие городского пространства намного шире, чем жилые дома, рабочие места и транспортные коммуникации. В этом уроке мы более полно разберем, что же такое городского пространство.
Цель урока: разобраться, что представляет собой городское пространство, как происходит формирование комфортной городской среды, что такое «умный город» и какие составляющие для этого необходимы. Изучив урок, вы поймете, из чего складывается городское пространство и что нужно, чтобы городская среда стала комфортной.
- Что такое городское пространство?
- Городская среда и социология города
- «Умный город»
- Проверочный тест
Итак, перейдем к уроку, и для начала разберемся, что входит в понятие «городское пространство».
Городская среда и социология города
Итак, мы разобрались, что такое городское пространство. Тогда что же такое городская среда? В какой-то степени понятия «городское пространство» и «городская среда» пересекаются, но в то же время не являются тождественными. В самом общем виде, городская среда – это комплекс условий, созданных человеком и природой и предопределяющих уровень и качество жизни в городе.
Город за полярным кругом всегда не слишком комфортен примерно 7-8 месяцев в году из-за погоды, даже если там прекрасные здания и налаженная система городского транспорта. И даже если там, как в городе Рьюкан (Норвегия), установят большие зеркала, которые будут направлять лучики солнечного света («солнечных зайчиков») на центральную площадь погруженного в полярную ночь города:
А где-нибудь на Средиземном море чувствуешь себя комфортно почти всегда. Тем более что для самых жарких часов есть сиеста и кондиционер. Ученые различают несколько основных факторов формирования городской среды:
- Антропогенные (созданные человеком).
- Биотические (созданные живой природой).
- Абиотические (созданные неживой природой).
В России такое понятие, как «городская среда обитания (проживания)» было разработано и введено в научный оборот «Российским союзом инженеров» и Министерством регионального развития и Федеральным агентством по строительству и ЖКХ. Это понятие ныне используется как базовое для оценки возможностей городской среды удовлетворить потребности горожан и оценки качества этой самой среды.
- Доступность хорошего жилья.
- Стоимость услуг ЖКХ относительно дохода.
- Аварийность жилого фонда.
- Качество водо- и энергоснабжения.
- Пригодность улиц для прогулок.
- Популярность пешеходной инфраструктуры.
- Число камер видеонаблюдения.
- Число уличных фонарей.
- Уровень преступности.
- Популярность ночной жизни.
- Использование умных фонарей.
- Использование технологии распознавания лиц.
- Количество крупных фестивалей.
- Разнообразие развлечений внутри города.
Конкретно в Москве реализуется собственная программа по созданию комфортной среды. Парки, дворы и скверы обновляются, а при возведении новых жилых комплексов принципы комфортной среды, в том числе для инвалидов, закладываются на уровне проекта. Как, например, в одном из ЖК, расположенных в бывшей промзоне:
В Европе традиции формирования комфортной городской среды намного более давние. Считается даже, что одним из величайших вкладов Европы в мир был ее особый способ понимания и восприятия городского общественного пространства и комфортной среды.
На протяжении тысячелетий Старый континент создавал города в человеческом масштабе, долгоживущие, но всегда динамичные, стремящиеся к культурному разнообразию и гражданскому сознанию своих жителей. Город – это физическая форма, наполненная нематериальными ценностями и мощным социальным, экономическим и историческим значением.
Учитывая проблемы, с которыми в настоящее время сталкивается все более урбанизированный мир, защита европейской модели города актуальна более чем когда-либо. Когда разрастание городов увеличивается с беспрецедентной скоростью, когда изменение климата в значительной степени является продуктом городской мобильности, а социальное расслоение в городах нарастает, общественное пространство обретает особую значимость.
- Тротуары и дорожки в парках не должны раскаляться под воздействием жары, поэтому их делают из натурального камня, бетона, а в специально обустроенных зонах даже из дерева.
- Деревья могут и должны защищать от солнца, ветра и дождя, поэтому высадка деревьев должна быть тщательно спланирована так, чтобы они «смыкались» кронами над пешеходными зонами.
- Корни зеленых насаждений нужно защищать гравием либо оградой от стекающих с дорог и тротуаров химикатов, которыми дороги и тротуары обрабатывают зимой.
- Массовые активности не должны нарушать покой жителей соседних домов. Для чего нужно предусматривать шумоизоляцию, в том числе с помощью зеленых насаждений.
- Пространство должно быть универсальным и удобным для офисных служащих, родителей с детьми, студентов, пенсионеров, туристов, инвалидов. На улицах и в парках должны быть пандусы, а на городских пляжах – деревянные настилы для движения инвалидных колясок.
- Для туристов и приезжих должны быть установлены указатели минимум на двух языках, государственном и английском, для удобства ориентирования.
- Уличные фонари должны быть исправны и работать в течение темного времени суток.
- Пространство должно быть приспособлено для различных активностей до самого позднего вечера, что автоматически уменьшает преступность и концентрацию асоциальных личностей в общественных местах (бомжей, алкоголиков).
- Пространство должно быть удобно для работников, которые производят ремонт, уборку и поддерживают инфраструктуру в надлежащем состоянии. Поэтому нужно использовать материалы, которые легко отмываются от загрязнений.
- В хорошем городе общественные пространства не похожи одно на другое.
- При реконструкции нужно искать способы, как сохранить лучшее, что было у того или иного пространства, и как интегрировать традиции и современные технологии.
Разумеется, в рамках одного пространства реализовать сразу все вышеприведенные характеристики невозможно, да и незачем. По-настоящему комфортный город может предложить самые разные по виду и оформлению места общественного назначения. Тем не менее есть универсальные моменты. Например, использование экологичных материалов, которые не нагреваются слишком сильно под солнцем и легко отмываются от загрязнений.
Принципы комфортной среды:
- Доступность.
- Многофункциональность.
- Безопасность.
- Понятность и разборчивость.
- Устойчивость (отсутствие ущерба экологии).
- Идентичность.
- Гибкость.
- Адаптивность.
- Интерактивность.
Под адаптивностью следует понимать способность быстро реагировать на меняющиеся потребности горожан, а гибкость – это способность возвращаться в исходное состояние после проведения какой-либо разовой активности (ярмарка, народное гуляние, концерт и прочее).
Интерактивность подразумевает вовлеченность горожан в общественную жизнь города. Другими словами, для них должны быть интересные события, у них должна быть возможность свободно туда попасть.
Разумеется, реализовать эту концепцию в уже состоявшихся городах с большой историей можно разве что в пределах отдельных районов. Однако существуют и города, построенные в полном соответствии с концепцией нового урбанизма «с нуля». Это, к примеру, Селебрейшн и Сисайд во Флориде (США):
В России примером нового урбанизма «с нуля» могут служить Город набережных, Опалиха-2 и Опалиха-3 в Подмосковье и Горки город в Сочи:
О чем еще стоит упомянуть, говоря о комфортной среде и социологии города? Это, конечно же, широко известная «теория разбитых окон». Суть в том, что, если социум терпимо относится к мелким правонарушениям и ничего не делает, чтобы быстро застеклить разбитое хулиганами окно, очень скоро в домах и общественных зданиях не останется целых стекол. А правонарушители, видя безнаказанность, как бы «получат добро» на более серьезные преступления, из-за чего городская среда станет совсем некомфортной.
Авторами теории разбитых окон являются американские социологи Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг, впервые представившие ее в 1982 году. А в 1994 году эту теорию взял за основу своей деятельности мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани, начав беспощадную борьбу с мелкими нарушениями и незамедлительно устраняя последствия этих нарушений в виде разбитых окон и прочего. Нью-Йорк действительно стал комфортным и безопасным городом, хотя многие и сомневаются, что решающую роль сыграло именно применение этой теории, а не весь комплекс мер по благоустройству и борьбе с преступностью.
Однако, конечно, только полиция или только власть не сможет поддерживать порядок, если горожане будут равнодушны к тому, что их окружает. А чтобы вовлечь граждан в жизнь города, нужны удобное городское пространство, комфортная городская среда, которую захочется беречь всем и каждому, и научный учет потребностей горожан в рамках социологии города. Как видим, все процессы взаимосвязаны и взаимозависимы.
Но будем оптимистами, потому что сегодня все больше городов, где власть заботится об удобстве горожан, а «умный город» уже стал реальностью. Что это такое? Давайте посмотрим!
«Умный город»
Сегодня практически каждому знакомо словосочетание «умный дом». Это возможность управлять всей техникой и коммуникациями в доме дистанционно, установив специальное приложение на смартфон. Так, вы можете со смартфона отключить от электропитания розетку в комнате, если вдруг засомневались, что точно выключили утюг. Вы можете за час до прихода домой включить зимой отопление на полную мощность, чтобы вас встретило тепло домашнего уюта, но не в ущерб семейному бюджету, потому что система регулировки позволяет в свое отсутствие установить обогрев помещений на минимальную температуру в 14℃.
Как это все применимо в масштабах города? «Умный город» или smart city –
это тоже продукт интеграции информационных технологий и Интернета вещей. Первыми «ласточками» прогресса стали системы видеонаблюдения и распознания лиц, которые позволяют оперативно выявлять правонарушения, совершенные в городе.
Далее появилась автоматизация возможности обращения граждан через единый колл-центр, информирование о ходе ремонтных работ на объектах в режиме онлайн, функция обратной связи на официальных порталах городов, множество специальных приложений, позволяющих коммунальным службам контролировать и регулировать степень освещенности улиц города и многое другое.
Сегодня во многих больших городах не проблема в режиме онлайн выбрать подходящий по расположению детский садик для ребенка, узнать, к какой школе «приписан» ваш адрес и куда вести ребенка в первый класс. Для полноты понимания можно пояснить концепцию «умного города» примером Интернета вещей.
Конечно, пока сложно говорить о том, как скоро можно будет управлять через единое мобильное приложение всей инфраструктурой города по образу и подобию того, как можно управлять «умным домом». Однако множество интерактивных проектов в рамках идеи «умного города» тоже имеют свои плюсы, поскольку позволяют гражданам, заинтересованным в решении какой-то одной проблемы, сориентироваться быстрее, чем если бы пришлось разбираться со сложной структурой приложения, охватывающего все сферы жизни города.
И, разумеется, все это имеет смысл, когда реализованы принципы формирования комфортной городской среды, создание комфортных общественных пространств, когда социология города учитывает потребности горожан.
В интерактивном режиме контролируется заполняемость мусорных баков. Жителей стимулируют к раздельному выбрасыванию пластикового мусора собственной «валютой», точнее, «монетками», которыми можно реально рассчитаться в некоторых кафе. Из этого мусора потом по 3D-технологиям изготавливают скамейки и другие предметы городского экстерьера.
Топ-7 «умных городов» будущого:
- Чэнду Великий город (Китай) – 80-тысячный город разместится всего на 1,3 квадратных километров, будет полностью пешеходным и снабжаться возобновляемыми источниками энергии.
- Масдар-Сити (ОАЭ) – тоже на основе возобновляемых источников энергии, от пыльных пустынных бурь будут защищать специальные стены, а от зноя специальные «зонты»-накопители солнечной энергии.
- Плавучий город-государство (Французская Полинезия) – проект свободной экономической зоны, не привязанной к территории и имеющей свою криптовалюту.
- Умка (Россия) – город-электростанция в Северном Ледовитом океане с полностью самообеспечивающей инфраструктурой.
- Хазарские острова (Азербайджан) – система из 41 острова в Каспийском море, где, помимо обычной инфраструктуры, будут трасса для «Формулы-1», аэропорт и бульвар на 150 километров.
- Аэквория (Бразилия) – город, полностью сделанный на 3D-принтере. Строения посреди океана планируется стилизовать под медуз.
- Океанская Спираль (Япония) – подводный город, безопасный во время цунами и землетрясений.
Разумеется, управлять всем этим великолепием будут при помощи цифровых технологий. Больше о концепции «умного города» можно узнать из интервью урбаниста Алексея Новикова:
Главные признаки «умного города»:
- Человекоцентричность.
- Управляемость по современным технологиям.
- Доступность и открытость для людей и идей.
- Прозрачность для желающих узнать нюансы городских решений.
- Гарантия защиты персональных данных.
- Основа на интегрированных службах и инфраструктуре.
- Проактивность в обучении и развитии горожан.
Тест на усвоение материала урока
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
В следующем уроке речь пойдет о городском дизайне.
Подписка
- Ежедневная
- Еженедельная
На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.
Большие возможности. Присоединяйтесь
Около 100 тыс. общественных пространств уже получили новый облик благодаря федеральной программе «Формирование комфортной городской среды» нацпроекта «Жилье и городская среда»: набережные, парки, скверы, площади, междворовые и дворовые территорий по всей России.
Свыше 10,5 млн человек сделали свой выбор по благоустройству через онлайн-платформы голосования в этом году, что на миллион больше прошлогоднего результата.
Но благоустройство — это больше чем архитектурно-пространственные решения. Это тысячи возможностей для каждого из нас.
В проекте «инициатиВЫ!» — истории жителей страны по взаимодействию «человек — пространство», рекомендации по участию в программе благоустройства, опыт архитекторов, волонтеров, урбанистов.
Лонгриды, подкасты, видео — каждый найдет формат, с которым ему комфортно погружаться в истории городских преобразований.
Проект «инициатиВЫ!». Присоединяйтесь и вдохновляйтесь!