Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

Разработано
:
Веб студия Prime

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

Настоящий сайт является средством массовой информации (СМИ) — Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 73650, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель СМИ — Администрация Асиновского городского поселения (636840, Томская область, Асиновский район, город Асино, ул. Ленина, 40). Главный редактор — Костенков Андрей Григорьевич.

В этой статье:

  • Представление о городской среде
  • Цели и задачи проектирования городской среды
  • Особенности архитектурного проектирования городской среды
  • Основные принципы проектирования городской среды
  • Сложности проектирования городской среды

Проектирование городской среды представляет собой сложный научный процесс, в котором принимают участие профильные институты, архитекторы, социологи, органы власти. Их общие усилия направлены на решение текущих проблем, создание комфортного городского пространства, единого архитектурного дизайна.

В этом процессе есть свои сложности, например, трудность определения критериев разработки, однако все они решаемы, если перед специалистами ставятся конкретные задачи и цели. О том, что собой представляет проектирование городской среды, каковы основные принципы и особенности этой деятельности, вы узнаете из данного материала.

Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и
городская среда» концептуально является продолжением приоритетного проекта «Формирование
комфортной городской среды», который реализовывался в период 2017–2018 годов. Наработанный за
два года опыт лег в основу федерального проекта, который стартовал в 2019 году.

Основная задача проекта — дать новый импульс развитию муниципалитетов на всей территории нашей
страны.

Мероприятия по реализации федерального проекта позволят улучшить качество городской среды к 2030
году в полтора раза. В рамках федерального проекта благоустраиваются общественные территории, парки,
набережные, а также реализуются проекты Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной
городской среды.

Качественное благоустройство возможно только при участии граждан, поэтому еще одна задача проекта —
сделать так, чтобы у каждого жителя страны старше 14 лет была возможность влиять на развитие
городской среды. Эта платформа призвана сделать процесс участия в благоустройстве максимально
простым и доступным.

В рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» (далее – Проект) с 1 января 2021 года все органы местного самоуправления Челябинской области, участвующие в реализации Проекта, обязаны обеспечить возможность проведения голосования по отбору общественных территорий, подлежащих благоустройству в рамах реализации муниципальных программ (далее – голосование), в электронной форме в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В целях проведения голосования в 2021 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с АНО «Диалог Регионы» была создана единая федеральная платформа для онлайн голосования граждан по выбору общественных территорий, планируемых к благоустройству в следующем после голосования году (далее – Платформа).

Голосование на Платформе должны провести все муниципальные образования в срок с 15. 2022 по 30. 2022. Итоги голосования будут учтены при расчете показателя Проекта «Доля граждан, принявших участие в решении вопросов развития городской среды, от общего количества граждан в возрасте от 14 лет, проживающих в муниципальных образованиях, на территории которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды, %».

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

Дворовая территория между домами 2 и 4 по улице Ушинского получит новый облик в 2022 году. Благоустройство будет выполнено в продолжение концепции преображения этого квартала. В прошлом году около детского технопарка «Кванториум» на ул. Ушинского, д. 6 появилось современное пространство для коммуникации, творчества и реализации идей учащихся, наставников и гостей. Это произошло благодаря региональному проекту «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда».

В настоящее время город переходит от локального проектирования к комплексным ландшафтно-градостроительным решениям и синхронизации работ по благоустройству с региональным проектом «Формирование комфортной городской среды». Для этого необходима связанность действий исполнительных органов государственной власти города и муниципальных образований. Чтобы местные власти могли подключиться к комплексному городскому благоустройству, осенью 2021 года был разработан механизм предоставления и распределения субсидий. Для участия в конкурсе на софинансирование расходов подали заявки 33 внутригородских муниципальных образования. МО Прометей создаст новый облик двора на улице Ушинского как раз с применением этого механизма.

Здесь появятся детские площадки и пешеходные дорожки с новым покрытием. Для отдыха горожан создадут специально оборудованные зоны. Для тех, кто любит активно провести время, будут установлены площадки со спортивным оборудованием, в том числе для воркаута. На территорию будет обеспечен беспрепятственный доступ маломобильных горожан.

В 2022 году в Петербурге по региональному проекту «Формирование комфортной городской среды» планируется благоустроить более 40 объектов. Наиболее значимыми из них станут вторая очередь парка Героев-Пожарных, парк Авиаторов, сад Смольного собора, Любашинский сад и набережная реки Смоленки. Всего в городе за последние три года появилось более 100 общественных пространств.

Цели и задачи проектирования городской среды

Главная цель разработки городской среды — это преобразование общественного урбанистического пространства таким образом, чтобы оно отвечало требованиям комфорта, безопасности и эстетики.

Это целостный процесс, который можно разбить на отдельные составляющие: проектирование логистических систем, жилых зданий, общественных локаций и благоустройства.

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

Развитие и грамотное формирование городской среды напрямую влияет на привлекательность полиса для новых жителей и туристов. Это, в свою очередь, не может не отразиться на его экономическом, социальном, культурном и экологическом благополучии.

Проектирование дизайна объектов городской среды направлено на работу с самыми разными элементами: улицами, скверами, парками, общественными местами. Ошибочно думать, что оно должно затрагивать только центр полиса, туристические локации и офисные кварталы.

Преобразование городской среды включает в себя благоустройство абсолютно всех объектов в черте населенного пункта: от пешеходных переходов и скверов в его центре до автобусных остановок и промышленных зон на окраине.

К архитектурно-дизайнерскому проектированию городской среды причастны специалисты самых разных направлений и различные представители общества и бизнеса:

  • архитекторы;
  • инженеры;
  • планировщики;
  • ландшафтные дизайнеры;
  • местные и центральные государственные органы;
  • инвесторы;
  • общественность.

Каждый из них по-своему смотрит на проблему городского дизайна и оценивает результаты работы.

Чтобы создать комфортную и безопасную среду, невозможно обойтись без проектирования пространства. В ней учитываются все аспекты общественной жизни: финансовые, экономические, экологические, образовательные и транспортные.

Значение проектирования комфортной городской среды заключается в том, что она:

  • значительно влияет на качество жизни;
  • положительно сказывается на экономическом росте и развитии;
  • помогает заботиться об экологии;
  • позволяет делать города безопасными;
  • совершенствует инфраструктуру;
  • делает доступными образовательные и медицинские учреждения;
  • оптимизирует систему общественного транспорта;
  • решает проблему утилизации отходов.

По прогнозам специалистов ООН, к 2050 году во всем мире ожидается увеличение городского населения более чем на 3 миллиарда человек. Такая динамичная урбанизация требует нового подхода к проектированию этой среды.

Как проголосовать за благоустройство общественной территории в Якутске?

Сделать свой выбор могут все граждане, достигшие 14 лет. Каждый участник голосует лично за себя и может выбрать только одну территорию.

В этом году в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городско среды» в отборе участвуют 5 общественных территорий:

– Благоустройство набережной озера Сайсары и сквера матери;

– Благоустройство набережной имени Романа Дмитриева;

– Благоустройство сквера строителей;

– Благоустройство набережной по мотивам произведения Тимофея Сметанина «Лоокут уонна Ньургуhун» (якутский вариант «Ромео и Джульетта»);

– Благоустройство сквера имени Федора Попова.

В целях повышения информирования населения с 15 апреля организована федеральная горячая линия по работе портала проекта «Формирование комфортной городской среды».

Горячая линия работает по номеру телефона: 8 (800) 222-40-56. Заинтересованные жители, организации и волонтеры могут звонить по на горячую линию и задавать вопросы по работе портала и платформы на территории муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

Выберите в выпадающем списке ваш регион относительно адреса проживания (верхний левый угол экрана);

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

Нажмите на кнопку “Принять участие”;

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

После регистрации на Госуслугах вы вернетесь на портал для голосования. После успешной авторизации голос будет принят системой.

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

Чтобы отдать голос, выполните следующие шаги:

Зарегистрируйтесь и/или авторизуйтесь на портале по инструкции выше;

Убедитесь в правильности выбранного региона (верхний левый угол экрана), при необходимости поменяйте на ваш регион;

Нажмите на кнопку “Голосование” (правый верхний угол экрана) и на открывшейся странице выберите муниципальное образование или район;

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

Из предложенного списка выберите понравившуюся территорию или дизайн-проект;

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

Подтвердите свой выбор.

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

Голос “против” не предусмотрен.

Если вы указывали электронную почту во время голосования, но уведомления на нее не приходят, следуйте инструкции:

Авторизуйтесь на Едином портале госуслуг (www. gosuslugi. ru);

Убедитесь, что в настройках профиля указан корректный адрес электронной почты.

Выберите из списка общественную территорию, которая, по вашему мнению, должна быть благоустроена в первую очередь.

Сделаем город комфортнее! Участвуйте в развитии своего города!

Пресс-служба Окружной администрации г. Якутска

2022
Протокол заседания общественной комиссии для организации общественных обсуждений проектов муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда» и проведения оценки предложений

2022
№43АОб участии муниципального образования «Барышское городское поселение» во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды

Схема теплоснабжения г. Барыш МО «Барышское городское поселение до 2028 года (актуализация)

Муниципальная программа «Формирование комфортной городской среды на территории муниципального образования «Барышское городское поселение» на 2019-2024 годы

АДРЕСНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
дворовых территорий многоквартирных домов, включенных в муниципальную программу «Формирование комфортной городской среды на территории муниципального образования «Барышское городское поселение» на 2018-2022 годы»

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАРЫШСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ» НА 2018 – 2022 ГОДЫ»

Начался сбор предложений от населения о мероприятиях благоустройства

заседание общественной комиссии муниципального образования «Барышское городское поселение» по подведению итогов сбора предложений от населения по выбору общественных территорий, для участия во Всероссийском конкурсе на право получения поддержки

Конкурс малых городов и исторических поселений

Визуальный перечень образцов элементов благоустройства к муниципальной программе “Формирование комфортной городской среды”

Фотографии хода реализации программы «Формирование комфортной городской среды».

Ответственные за реализацию ФКГС

Состав муниципальной комиссии

муниципальной общественной комиссии о результатах опроса (рейтингового голосования) по проектам общественных территорий муниципального образования «Барышский район», подлежащих в первоочередном порядке благоустройству в соответствии с муниципальной программой (подпрограммой) формирования современной городской среды на 2018 – 2022 годы

Уважаемые жители! С 2017 года город Барыш принимает участие в проекте «Формирование комфортной городской среды».

График проведения общественных обсуждений дизайн-проектов с 01. 2018г. по 16. 2018г.

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ

Лучшие проекты благоустройства общественных территорий в 2018 году определит народное рейтинговое голосование
18 марта жители Барыша выберут общественные пространства, которые должны быть благоустроены в первую очередь в рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» в 2018 и 2019 годах.

План культурных, спортивных и иных мероприятий, которые будут проведены на общественных территориях, обустроенных в 2017 году в рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».

СООБЩЕНИЕ о проведении отбора общественных и дворовых территорий
Администрация муниципального образования «Барышское городское поселение» сообщает всем заинтересованным лицам – гражданам и организациям о сроках начала и окончания подачи предложений по отбору общественных и дворовых территорий для включения в муниципальную программу «Формирование комфортной городской среды на территории муниципального образования «Барышское городское поселение» на 2018-202

Основные принципы проектирования городской среды

Разработка проекта функциональной городской среды — многоуровневый процесс. Проектирование включает несколько этапов, каждый из которых должен быть ограничен по времени и срокам и подчинен оптимальному достижению цели.

Например, разработка городской среды включает в себя не только создание нового, но, прежде, выявление и анализ существующих проблем, которые нужно устранить благодаря реализации проекта. Любое проектирование опирается на современные методики и технические инновации.

Особенно это касается сложных многоуровневых проектов по созданию городской среды.

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

Последовательность действий при реорганизации городской среды можно представить следующим образом:

  • планирование и детализация стабильного развития городских систем;
  • разбор актуальных проблем состояния городских систем;
  • определение проблем в формировании комфортной городской среды;
  • поиск путей решения обозначенных проблем в рамках выбранной стратегии и с помощью доступных ресурсов;
  • многосторонняя технико-экономическая и социальная оценка предположительных результатов реализации каждого из предложенных проектов;
  • выбор наиболее оптимального варианта проекта по развитию городской среды, его полное оформление, включая технико-экономическое обоснование и другую документацию;
  • работа над формой реализации проекта со всех точек зрения: материально-технической, финансовой, организационно-правовой и социальной.

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

Современный город требует принципиально иного подхода к проектированию среды. Урбанизация привела к росту жителей полисов, соответственно, изменились требования к жилью, дорогам, социальным объектам и т.

Не только количественно, но и качественно новых решений ждут сегодня от разработчиков городского пространства. Они должны обладать нестандартным мышлением и широким видением ситуации. Им уже недостаточно владеть знаниями инженерных наук и навыками их применения в обычных ситуациях.

Постоянно обновляющиеся технологические решения, применяемые при создании городских систем, не только расширяют возможности реализации самых смелых идей, но и увеличивают риски при их воплощении.

Сегодня в России предложение отвечает на спрос, и рынок компаний, предоставляющих услуги по проектированию городской среды, достаточно развит. Каждая из них составляет штат узкопрофильных специалистов, делящихся на две большие группы: специалистов по разработке инженерных систем и дизайнеров, отвечающих за визуальную и эстетическую составляющую. К ним относятся представители следующих профессий: архитектор (чаще всего руководитель проекта), инженер-экономист, географ, геолог, климатолог, гидролог, эколог и т.

Кроме того, разработка и реализация проекта современной городской среды невозможна без участия социологов, городских планировщиков, инвесторов, застройщиков, специалистов по инженерному обеспечению (транспорт, водоснабжение и канализация, энергоснабжение, озеленение, подготовка территории), представителей природоохранных и историко-культурных ведомств и общественных организаций.

Такие обширные рабочие группы решают следующие ключевые вопросы:

  • анализ актуального состояния и рассмотрение перспектив развития полиса (по показателям демографии и градообразующего потенциала);
  • разработка проекта (расчет объемов жилищного и культурно-бытового строительства, анализ и выбор вариантов территориального формирования и развития планировочной структуры);
  • расчет капиталовложений.

Каждый специалист рассматривает эти вопросы и их проблематику со своей узко профессиональной точки зрения.

Планировочная структура города

Пространственное рассредоточение объектов градообразующей и градообслуживающей сфер, социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры осуществляется в рамках формирования планировочной структуры города. Планировочная структура города зависит от морфологических особенностей местности, где он расположен, особенностей его эволюции, плотности населения и ряда других факторов. К основным планировочным элементам города можно отнести жилые и промышленные зоны, объекты социального и коммунального обслуживания (административно-общественные, культурно-просветительные, рекреационнопарковые, лечебно-оздоровительные, спортивные, торгово-бытовые и пр. ) и соединяющую их сеть улиц и площадей.

Планировочная структура оказывает влияние на динамику городских изменений, траекторию расширения города, характер его взаимодействия с находящимися за его границами поселениями. На социодинамику городских изменений влияет общая морфология города, в содержание которой входят способ градообразования, возраст города, а также демографические характеристики составляющего его населения. Способ градообразования необходимо учитывать при анализе городской недвижимости, схемы транспортных и миграционных потоков. А расположение функциональных зон города в сочетании с типом городской планировки не только определяет способность города противостоять имеющимся здесь экологическим проблемам, но и обусловливает его историческое, культурное и географическое своеобразие.

Рассмотрим типовые способы градообразования. Речь может идти о четырех способах градообразования, четырех типах планировок:

  • 1) радиально-концентрический;
  • 2) линейный;
  • 3) решетчато-сетевой:
  • 4) лучевой (веерный).

Радиально-концентрический тип городской планировки представляет собой проект городской застройки с ярко выраженным историческим и культурным центром, расходящимися от него лучами городских улиц и магистралей. Классической разновидностью этого типа является Москва, структура которой приведена на рис. Данный тип типичен для городов с глубокими историческими корнями, как правило, не имеющих прямого промышленного назначения. При соответствующей планировке концентрические кольца вокруг исторического центра становятся более выраженными и подчеркиваются кольцеобразными улицами (бульварами), выступающими естественными разграничителями городских микрорайонов.

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

Рис. Радиально-концентрический тип градообразования

Линейный тип представляет собой разделение городских зон на прямоугольные или квадратные блоки, ограниченные вертикальным и горизон- тальным расположением улиц с несколько смещенным городским центром, расположенным в одном из блоков городского пространства (рис. Этот тип городской застройки главным образом присущ местности с равнинным рельефом. Поэтому и планировка такого города осуществляется скорее с учетом геометрических, чем географических соображений. Этот тип можно также трактовать как секторальный проект, предполагающий возведение жилых секторов, накладываемых на радиальную структуру. Линейные структуры менее компактны и уплотняются по отношению к формирующей их главной транспортной магистрали. Примерами этого типа являются «пальцеобразный план» Большого Копенгагена, развитие вдоль ведущих направлений цепочек городов-спутников, как это намечалось в «Плане 2000 г. » Большого Вашингтона, первоначальная схема планировки Большого Гамбурга.

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

Рис. Линейный тип градообразования

Решетчато-сетевой тип отражает относительно равномерное освоение территории, представляющее собой распределение городских участков на сектора, связанные между собой привязанными к центру осями. Структура образует комбинацию радиальной и линейной структур (рис.

Лучевой (веерный) способ задается характерной для данного рельефа местности географической достопримечательностью (рекой, аркой, возвышенностью, озером и т. ), служащей центром притяжения расходящихся на периферию улиц и определяющей перспективное направление пространственного расширения города (рис. В Париже такой точкой является Триумфальная арка, в Санкт-Петербурге — здание Адмиралтейства. В соответствии с особенностями географического расположения города и точкой притяжения проектируются транспортные пути и пояса застройки города. Центр города при такой планировке имеет слабую концентрацию и представляет собой преимущественно участок одной из улиц, расположенный вблизи от сети автодорог и местных достопримечательностей.

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

Рис. Решетчато-сетевой тип градообразования

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

Рис. Лучевой (веерный) тип градообразования

Концепции развития планировочной структуры

Выбор того или иного способа градообразования осуществляется на основе соответствующей концепции развития планировочной структуры. Концепцией развития планировочной структуры выступает теоретическое обоснование выбора способа градообразования, основанного на учете пространственных, морфологических, ландшафтных и социокультурных свойств застраиваемой территории. Каждая такая концепция предполагает реализацию комплекса типовых градостроительных решений, обеспечивающих наполнение избранного проекта определенным планировочным содержанием. При проектировании одного и того же города может использоваться несколько концепций, которые к тому же могут варьироваться. Ниже приведены наиболее характерные концепции развития планировочной структуры.

  • 1. Концепция поясного зонирования, предполагающая создание вокруг города зеленого пояса, ограничивающего разрастание городской застройки, и возведение за пределами зеленого пояса кольца городов-спутников с собственной градообразующей базой. Эта концепция последовательно сформулирована в районной планировке Большого Лондона, а затем повторена в ряде крупных проектов, разработанных для Токио, Парижа и др.
  • 2. Концепция секторного развития, предусматривающая расширение города вдоль сходящихся к нему радиальных направлений, обеспечивающих концентрацию жилых секторов вокруг ведущих транспортных магистралей, тесно связанных с центральной частью города. Эта концепция в наибольшей степени была воплощена в проектах застройки Вашингтона, Копенгагена и др. Границами между соответствующими секторами, радиальными направлениями застройки могут служить зеленые клинья экологического каркаса.
  • 3. Концепция параллельного города, представляющая собой расположение рядом с большим городом его дополнительной части с целью воссоздания в параллельном городе таких же условий общественной среды, как и в основном. Концепция впервые была предложена в одном из проектов Парижской агломерации, в котором предлагалось создать «параллельный Париж» с населением 2 млн чел. В дальнейшем проект породил серию подражаний: появились проекты «параллельных» Лиона, Марселя, Токио и др.
  • 4. Концепция «осевого города», предполагающая направленное развитие городской застройки вдоль одной или нескольких специально избранных осей. Наиболее четко эта концепция сформулирована в упоминавшемся проекте развития Парижского района, в котором предусматривалось развитие Парижской агломерации вдоль «национальной оси» французской столицы, сконцентрированной вокруг реки Сены.
  • 3.5.2. Факторы планировочных решений

Объектом планировки выступает планировочная зона — участок территории, в отношении которого необходимо произвести оценку его пространственного положения и наметить перспективы его трансформации. Планировка города может в значительной степени повлиять на характер проблем городской жизни: случается, что неудачная проектировка городской среды вызывает обострение той или иной проблемы. При этом на характер планировочных действий, предпринимаемых проектировщиком, оказывает влияние ряд факторов. К ним следует отнести:

  • • экономический потенциал города (энергоресурсы, производственная база и т.д.);
  • • имущественный (классовый) и этнический состав города;
  • • рост населения;
  • • плотность населения;
  • • структуру занятости;
  • • жилищные условия и др.

Экономический потенциал города воплощается в выделении участков городской территории, обеспечивающих ее социально-экономическое развитие, занятость населения, производственные мощности. При планировании важно обеспечить доступ работников на предприятия, расположенные на этих участках, прокладку к действующим здесь объектам энергетических линий, коммунальных сетей, дорог и пр.

Неравномерность расселения по этническому и имущественному признакам также накладывает отпечаток на процессы проектирования районов. Реально эта практика проектировщиков воплощается в намерении противодействовать тенденциям этнической и имущественной сегрегации, угрожающей разрывом единого жилого пространства города и образованием в его границах замкнутых и неконтролируемых легальной властью районов, оказывающих негативное влияние, т. транслирующих нелегальные практики (преступность, употребление наркотиков, асоциальное поведение) на другие районы города.

Вызванный расширением экономического потенциала рост численности населения способствует увеличению плотности застройки и развитию сферы обслуживания, что неизбежно влечет за собой пересмотр пространственной концепции развития города, освоения новых участков территории, поиск нетрадиционных способов возведения жилых и нежилых секторов, прокладки коммуникационных сетей. Экономическое развитие города вызывает увеличение архитектурного разнообразия, проявляющееся в создании застраиваемых участков с разной стоимостью, качеством строительства и ценностью расположенной здесь недвижимости.

Представление о городской среде

Городская среда сегодня — это сложная система, включающая различные градостроительные и инфраструктурные объекты. В нее входят самые разные жилые, инженерные и транспортные сооружения: улицы, проспекты, площади, конструкты прикладного и монументального искусства, здания, различные точки благоустройства и т.

Все они должны быть связаны между собой и подчинены единому замыслу, рассчитанному на обеспечение комфортной жизни в условиях жилой среды.

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

С течением времени сложился образ современного города, в котором старинные тихие улочки и просторные благоустроенные парки с прудами и тенистыми дорожками соседствуют с шумными трассами и высотными кварталами. У каждого полиса свое лицо. Но все они развиваются так, чтобы части каждого гармонично сосуществовали и не мешали друг другу.

Поэтому, если раньше городские поселения формировались хаотично, просто как совокупность новых сооружений, то сегодня каждая постройка анализируется с точки зрения инфраструктуры, удобства и влияния на внешний облик общей среды.

Современные места жизни, работы и отдыха людей стремятся к тому, чтобы каждый элемент системы был продуман с точки зрения логистики, дизайна и взаимодействия с природой.

Особенности архитектурного проектирования городской среды

Если мы говорим не о реконструкции и модернизации, а о создании новой городской среды, то ее разработкой занимаются архитекторы и инженеры.

Это сложнейшая задача, при реализации которой важно учитывать комплекс различных факторов: логистика, оптимальное размещение жилых и нежилых объектов, их взаимодействие, коммуникации, безопасность, совместимость проекта с климатическими и ландшафтными особенностями местности и, конечно, удобство для жителей.

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

Чтобы реализовать все эти требования, разработчикам проектов этой среды необходимо учитывать множество деталей. Размещение каждого объекта должно быть оптимальным с самых разных точек зрения.

Например, детский сад не только должен быть расположен вблизи жилых домов, но и дорога к нему должна быть безопасной для движения с маленькими детьми и колясками; размещение школы надо соотносить с количеством жителей в каждом квартале, чтобы не создавать в одном месте концентрацию учебных заведений, а в других — их нехватку.

Или, например, промышленное предприятие недопустимо проектировать вблизи от кварталов, на обитателях которых может сказаться выброс загрязняющих атмосферу веществ, шум и т.

Каждый из этих примеров говорит о том, что планирование комфортной среды требует опыта и специальных знаний, чтобы предотвратить недочеты и проблемы, сказывающиеся на благополучии людей.

Город можно сравнить с огромным домом для тысяч и миллионов людей. Его районы, кварталы — как отдельные квартиры. Поэтому и проектирование городской среды в некотором смысле походит на разработку модели дома от дизайна до внутренней планировки и коммуникаций.

Если говорить о других масштабах, можно это сопоставить с планированием крупного жилого комплекса или фабрики.

Проектирование городской среды, конечно, имеет ряд своих особенностей, которых нет у других подобных задач. Так, план разработчика должен включать не только схему всех объектов, жилых и нежилых, архитектурных и декоративных, но и проведение всех коммуникаций, а также их бесперебойное и надежное функционирование.

Бюджет такого уровня проектирования, конечно, не соотносим с разработкой строительства нового дома. Здесь на сумму влияют множество факторов: от объема работ и их сложности, а также количества различного рода задач, до внешних условий, в которых предстоит воплотить задуманное.

Сложности проектирования городской среды

В настоящее время вопросы, связанные с решением проблем городской среды, выходят на первый план в политике органов власти различного уровня. Об этом говорят следующие факты:

  • Определены критерии оценки деятельности по благоустройству. Министерство регионального развития РФ 9.09.2013 г. приказом № 371 утвердило методику оценки качества городской среды проживания.
  • 04.02.2021 г. вступил в силу Указ Президента РФ об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно этому документу, эффективность деятельности этих учреждений будет оцениваться по результатам улучшения условий среды жизнедеятельности. Среди критериев оценки эффективности – качество городской среды и ряд других измеримых показателей.

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

Открытым остается вопрос о том, как повлиять на изменение некоторых из этих показателей в сторону положительной динамики.

Наиболее сложными для прямого влияния можно считать следующие составляющие социального и финансового развития городов: численность населения, темп роста реальной среднемесячной заработной платы и реального среднедушевого денежного дохода, динамика физического объема инвестиций в основной капитал, количество занятых в сфере малого и среднего предпринимательства.

Это связано с тем, что невозможно принудить людей к повышению уровня благосостояния, например, через создание бизнеса.

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

Если говорить о проекте по улучшению городской среды, отвечающем всем требованиям, то его создание было бы связано с рядом противоречий:

  • Он, по сути, неуправляем, так как невозможно влиять на инициативу интересантов (горожан, предпринимателей-инвесторов и пр.).
  • На стадии разработки практически невозможно определить критерии создания проекта, так как представляется крайне сложным узнать обо всех идеях и инициативах целевых групп населения и привлекаемых контрагентов.

По измеримым показателям оценки качества городской среды и эффективности деятельности органов власти можно судить лишь о текущем состоянии города как целостной эмерджентной социотерриториальной системы.

Если решать отдельные проблемы благоустройства городской среды без их взаимосвязи со всей системой, это не приведет к эффективному и долгосрочному результату. Подобно как в организме человека недостаточно лечить болячку как симптом, необходимо найти системное нарушение в работе всего организма, приводящее к сбою.

Кроме того, такой подход к изолированному решению отдельных проблем, может не только не помочь в перспективе, но и навредить. Об этом хорошо сказано в первом правиле системной инженерии: «Если оптимизировать компоненты, то, вероятнее всего, производительность системы будет испорчена».

В жизни этот принцип давно доказал свою правильность. Как пример, можно привести один из вариантов городского развития, когда привлекаются инвесторы для строительства крупного предприятия, от которого ожидается экономический рост территории.

На деле все происходит с точностью до наоборот. Новое производство стягивает на себя все ресурсы региона, не обеспечивая рабочих мест для местных, а привлекая дешевую силу приезжих. При этом о развитии инфраструктуры и социальной сферы речи не заходит.

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

Другой пример: развитие города через точечную застройку, без учета общего плана района и его благоустройства, а также других факторов: логистических, культурно-исторических, эстетических и т.

Таким образом, проектирование и развитие городской среды и пространства, измеримое, в частности, показателями оценки качества, может быть осуществлено лишь при постановке задачи на уровне целостной системы.

То есть любой вопрос развития города (от повышения уровня доходов жителей до положительного сальдо миграции) можно решить, только если менять всю систему с фундамента, включая все ее составляющие. Бесполезно закрашивать трещины на стене разрушающегося дома. Ее надо демонтировать и возводить заново, а, может, и всё строение с самого фундамента.

Городская среда

На II Всероссийское онлайн-голосование будут вынесены как объекты благоустройства: общественные пространства, скверы, набережные, улицы и парки, дворовые территории, так и дизайн-проекты для пространств, отобранных в регионе ранее.

С 15 апреля по 30 мая 2022 года россияне выберут приоритетные объекты для благоустройства городов

Второе Всероссийское онлайн-голосование по выбору приоритетных объектов для благоустройства пройдёт в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» нацпроекта «Жильё и городская среда». Организаторами выступают федеральные Минстрой и Минцифры.

C 15 апреля по 30 мая 2022 года пройдёт РЕЙТИНГОВОЕ ГОЛОСОВАНИЕ по отбору общественных территорий для благоустройства

Продолжается набор волонтеров для поддержки Всероссийского голосования за объекты благоустройства. Голосование проводится в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта “Жилье и городская среда”. Стартует кампания по выбору мест благоустройства 15 апреля, продлится она до 30 мая.

Министерство строительства Российской Федерации объявило о наборе волонтеров для поддержки Всероссийского голосования за объекты благоустройства

На сайте DOBRO. RU до 1 апреля открыта регистрация волонтеров для поддержки общественно значимого проекта — Всероссийского голосования за объекты благоустройства. Волонтеры будут информировать граждан о возможности принять участие в голосовании, а также о тех проектах, которые выносятся на обсуждение. Волонтерский штаб для помощи в проведении голосования создается в каждом регионе. Волонтером может стать любой желающий, независимо от его возраста.

Объявлены победители V Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах

Сегодня в рамках форума «Среда для жизни: город и вода» Председатель Правительства Михаил Мишустин подвел итоги всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды. Три калужских города в числе победителей: Киров, Юхнов, Мосальск.

Почти 83 тысячи жителей Калужской области отдали свои голоса за преображение общественных территорий

Завершилось первое общероссийское голосование по выбору территорий и дизайн-проектов благоустройства на следующий год. Официальные итоги, с указанием победивших территорий, будут опубликованы Минстроем России в период с 7 по 11 июня, когда завершится проверка всех поступивших голосов на достоверность и корректность заполненных данных. Участие, в столь важном для дальнейшего развития региона мероприятии, приняли 82,7 тысячи жителей области. Всего же по всей стране голоса за будущее своих городов отдали 9,7 млн россиян.

Калужская область – в числе первых регионов по уровню вовлеченности населения в онлайн-голосование по выбору территорий для благоустройства

Всероссийское голосование по проектам благоустройства на 2022 год в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» завершилось 30 мая 2021 года. По словам министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства региона Вячеслава Лежнина, данное голосование проводилось во всех 24-х муниципальных районах и 2-х городских округах области. Возможность сделать свой выбор была предоставлена всем жителям старше 14 лет.

Приглашаем принять участие в голосовании за дизайн-проекты двух территорий города Костромы в рамках проекта «Жилье и городская среда»

Ежегодно в городе Костроме в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда» появляются новые комфортные и современные общественные пространства (парк Берендеевка, парк Победы, парк на Чернигинской набережной, парк у Филармонии, продолжаются работы в парке Центральный). Все территории включаются в проект на основании мнения жителей.

Призываем Вас не быть равнодушными и принять участие в решениях по вопросам благоустройства в регионе! Выскажите свою точку зрения для удобства, практичности и повышения привлекательности локальной территории и города в целом.

По городу Костроме представлены дизайн-проекты двух территорий:

первого этапа благоустройства набережной реки Волга в районе Московской заставы и здания Костромского государственного университета;

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

территории по проспекту Мира, в районе здания государственного цирка.

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Шимко В.Т. 2006

Также имеется возможность проголосовать с помощью волонтеров (без использования кабинета на портале «Госуслуг») на Сусанинской площади и некоторых остановках общественного транспорта – при помощи волонтёров в специальной узнаваемой экипировке.

В голосовании может принять участие любой гражданин, достигший возраста 14 лет.

В этом году в Костроме голосование по проектам продлится до 30 мая 2022 года!

16 мая 2022 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.