Агентство социальной информации

Фото РООИ “Перспектива”

Финал второго этапа программы «Действуй без барьеров!»15. 2021, 15:00 – 19:00·Москва

Круглый стол «От доступной среды к универсальному дизайну»

УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ

Добро пожаловать на сайт Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «ДОСТУПНАЯ СРЕДА»

Государственная программа «Доступная среда» берет свое начало в 2011 году, после присоединения России к Конвенции ООН «О правах инвалидов».

Главная цель госпрограммы «Доступная среда» – обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к социальным, инфраструктурным и иным объектам и услугам, наравне с другими гражданами. На основании разработанной системы комплексной реабилитации и абилитации, включая качественные технические средства реабилитации и их обновление, госпрограмма позволяет гражданам с инвалидностью получать образование, иметь оборудованные рабочие места, организовывать свою социальную и культурную жизнь.

Подробно о целях, приоритетах и задачах госпрограммы можно посмотреть здесь>>>

С целью выполнения госпрограммы были внесены изменения в различные нормативные акты. Ознакомиться с принятыми документами можно здесь:

Конвенция ООН по правам инвалидов

Нормативные правовые акты РФ

Региональные нормативные правовые акты

Итоги выполнения государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»

В ходе выполнения госпрограммы совершенствуется законодательство, меняется инфраструктура городов и сел, социальная среда предоставляет новые возможности для граждан с инвалидностью. Например, увеличилось число адаптированных учреждений:

В 2018 былов 2021 стало
Детские сады66007400
Школы20009800
Учреждений физкультуры и спорта1587
Оборудованные Автобусы4,4%19,9%
Оборудованные Троллейбусы9,6%26,0%

Подробнее с итогами исполнения госпрограммы можно ознакомится по ссылкам ниже

Итоги выполнения госпрограммы «Доступная среда» Российской Федерации

Итоги выполнения госпрограммы «Доступная среда» в субъектах РФ

СОЦИАЛЬНЫЙ НАВИГАТОР ПО ВОПРОСАМ ИНВАЛИДНОСТИ

В этом разделе Вы найдете актуальные ответы на сложные вопросы

Полный перечень ответов Навигатора смотреть здесь>>>

Санкции, по прогнозам экспертов, тяжело отразятся на экономике страны. Однако они не должны помешать реализации нацпроектов. Так, в Московской области уверены, что программа «Жилье и городская среда» будет выполнена.

Национальный проект «Жилье и городская среда» был запущен в 2018 году. Среди его целей — обеспечить жильем семьи со средним достатком в течение шести лет, сократить аварийный фонд, а также повысить комфортность городской среды и создать механизм прямого участия граждан в ее формировании. Благодаря этому нацпроекту за ближайшие восемь лет доля российских городов с благоприятной городской средой должна повыситься до 80%, а индекс качества городской среды — вырасти в полтора раза.

«В пространстве сложившегося города даже минимальные благоустроительные мероприятия способны существенно повысить качество среды, перевести каждый существующий пространственный морфотип на новую ступень градостроительной эволюции», — считает директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Ирина Ильина. По ее мнению, люди часто забывают о том, что благоустройство создает пространства, где можно встречаться и общаться друг с другом, — от дворов до различных скверов и парков. «Как говорил датский архитектор Ян Гейл: «Не спрашивайте меня, сколько людей живет в этом городе — спросите, сколько получают от этого удовольствие, — отмечает Ильина. — До недавнего времени городские парки рассматривались только как зеленые территории. Сейчас стало важнее, сколько людей их посещают, сколько здесь проводится мероприятий. Зеленые территории стали важнейшей составляющей современной жизни».

Для оценки качества материальной городской среды и условий ее формирования был разработан индекс качества городской среды. Рассчитанный более чем для 1,1 тыс. городов, индекс не является рейтингом, это инструмент мониторинга состояния города, подсказывающий, какими территориями и проблемами следует заниматься.

И, как отмечают в фонде «Институт экономики города», за несколько лет уже появились видимые результаты: почти 90% российских городов в той или иной степени улучшили состояние качества городской среды. И в первую очередь произошли изменения в малых городах.

Какие существуют проблемы обеспечения доступной среды и возможности для их преодоления.

«Создавая тактильную модель, мы задействовали осязание — используя разные материалы, а также органы слуха — включив в модель национальные музыкальные инструменты. Затем пошли дальше и подключили вкусовые ощущения — начали варить в нашей юрте национальный бурятский чай. При таком подходе и погружении в историю любому человеку становится по-настоящему интересно», — говорит спикер.

Агентство социальной информации

«Мы уверены, что нужно сделать ставку не на инклюзивность, а на универсальность — короче говоря, создать проект, который будет интересен всем. А что касается среды — выгодней и проще сделать один просторный универсальный туалет с поручнями, который также будет удобен всем без исключения», — подчеркивает эксперт.

Не доступная среда, а обыкновенная свободаДля человека с инвалидностью доступные культура и творчество крайне важны, потому что в творчестве стираются границы между людьми с нарушениями и без, подчеркивает учитель и реабилитолог луганского отделения Республиканского центра социальной реабилитации инвалидов «Возрождение» Елена Рожкова. «Когда ты понимаешь что можешь сам заехать на сцену, а тебя не поднимают туда на руках — это очень много значит. Когда ты идешь по городу и уверен, что попадешь в нужный тебе магазин, — это обыкновенная свобода, которая должна быть у каждого», — уверена Рожкова. Все спикеры сошлись во мнении, что порой совместить законодательную базу и пожелания жителей, чтобы сделать город комфортным для всех, — непростая задача. Однако почти всегда можно найти варианты решений, например, там, где невозможно обеспечить «архитектурную» доступность и установить постоянный пандус, можно воспользоваться мобильным пандусом. Оптимальное решение проще найти, если привлекать активистов к обсуждению проектов благоустройства, а также соблюдать баланс между сохранением исторической справедливости и современными требованиями, учитывая потребности людей с ограниченными возможностями здоровья.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Фонд «Искусство, наука и спорт» обучает СО НКО в четырех регионах России, проводит конкурс грантов на участие в профильных конференциях и кратких стажировках для сотрудников НКО и конкурс проектов, направленных на развитие связей с местным сообществом и горизонтальных внутрисекторных связей, поддерживает любительский спорт, спортивную и культурную интеграцию людей с инвалидностью.

В 2022 году при реализации регионального проекта «Формирование комфортной городской среды Санкт‑Петербург продолжит учитывать фактор  доступности при создании общественных пространств и объектов для маломобильных групп горожан. В частности, в этом году планируется третий этап благоустройства Бестужевского сада, преображение набережной реки Оккервиль и Муринской дороги (Новоохтинский парк).

В рамках проекта «Формирование комфортной городской среды» в нашем городе  уже не первый год общественные пространства создаются таким образом, чтобы в них могли комфортно отдыхать все горожане, в том числе люди с ограниченными возможностями здоровья, родители с маленькими детьми, пожилые петербуржцы. Чтобы спроектировать и построить современные качественные и удобные для маломобильных горожан объекты, ведется комплексная работа по взаимодействию со специалистами различных учреждений и научных центров.

В 2019 году преобразилась территория школы-интерната № 1 имени К. Грота на пр. Шаумяна. На ее территории под открытым небом появился «Сад ощущений». Объект был включен в Федеральный реестр лучших практик (проектов) по благоустройству, реализованных в субъектах Российской Федерации, а также стал победителем X Российской национальной премии по ландшафтной архитектуре. В том же году была благоустроена территории школы № 4 в Василеостровском районе Санкт‑Петербурга – специального образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В 2020 году выполнен первый этап благоустройства Бестужевского сада, который находится рядом с Федеральным научным центром реабилитации инвалидов им. Альбрехта. При взаимодействии архитекторов и специалистов научного центра здесь построена уникальная городская инклюзивная площадка, не имеющая пока аналогов в России. Проект был также признан лучшим в номинации «Лучший реализованный объект ландшафтной архитектуры социального назначения» по итогам XI Российской национальной премии по ландшафтной архитектуре – 2020. В 2021 году был реализован второй этап благоустройства Бестужевского сада – также с учетом доступности для маломобильных групп граждан.

Кроме того, в прошлом году преобразилась территория Центра социальной реабилитации инвалидов и детей инвалидов Красногвардейского района на Заневском проспекте. Этот центр посещают дети-инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата. При реабилитации таких детей особое место занимает адаптивный спорт. Поэтому при благоустройстве были созданы условия для занятий физической культурой, которые помогают человеку с ограниченными возможностями успешно интегрироваться в общество.

Разработка плана оборудования территории Центра выполнялась при взаимодействии с методистами, врачами и социальными работниками, чтобы максимально эффективно и комфортно расположить все элементы благоустройства. В частности, здесь появилась универсальная площадка для подвижных игр с мячом и площадки с тренажерами.

В данном проекте реализовался весь накопленный опыт благоустройства социальных учреждений, а за счет плотного сотрудничества с методистами и врачами уникальное пространство теперь позволяет детям-инвалидам не только пройти курс реабилитации, но и повысить свои навыки в спорте, а главное – с комфортом учиться каждый день чему-то новому.

Примером доступности для маломобильных горожан также может служить обновленная территория вдоль рек Охты и Оккервиль. В 2021 году здесь были оборудованы площадки различного назначения, созданы велодорожки, установлены малые архитектурные формы и детское игровое оборудование; посажены деревья, кустарники и многолетние цветы; восстановлен и устроен газон, организованы видовые площадки.

Потребности особенных детей также учтены в «Зима-лето» парке в Металлострое: на игровых площадках установлено оборудование, которое подходит и малышам с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В прошлом году «Зима-лето» парк превратился в единое досуговое пространство для горожан всех категорий с площадками различного назначения, зоной отдыха, пешеходными коммуникациями и зелёными насаждениями.

В 2021 году благоустроена территория, прилегающая к Федоровскому городку в Пушкинском районе Санкт‑Петербурга. При создании объекта учтены необходимые критерии беспрепятственного передвижения маломобильных групп населения.

В рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» в Санкт‑Петербурге за последние три года появилось более 100 общественных пространств. В прошлом году в городе созданы 43 городские локации. Например, в Василеостровском районе открылись сквер «Осенний марафон», обновленная Новосмоленская набережная и кинологическая площадка. В Петроградском районе преобразился сквер у «Ленполиграфмаша», скейтпарк под мостом Бетанкура стал одним из крупнейших на Северо-Западе комплексом для экстремальных видов спорта. Новый облик получили Фермский парк в Пушкине и сквер на Шуваловском проспекте вдоль реки Глухарки.

На 2022 год запланировано благоустройство также более 40 объектов. Наиболее значимыми из них станут вторая очередь парка Героев-Пожарных, парк Авиаторов, сад Смольного собора, Любашинский сад и набережная реки Смоленки.

Региональный проект «Формирование комфортной городской среды» является частью национального проекта «Жилье и городская среда», утвержденного президентом России Владимиром Путиным. Региональный проект «Формирование комфортной городской среды» реализуется при активной поддержке губернатора Санкт‑Петербурга Александра Беглова.

Городская среда и человек

Агентство социальной информации

Сегодня городская среда во многом агрессивна по
отношению к человеку. Помимо очевидного вредного влияния на наше
здоровье загрязненного воздуха и питьевой воды горожанин оказывается еще
и в зоне воздействия целого ряда факторов, влияющих на наши органы
чувств и нервную систему, а через них (а зачастую – и непосредственно) –
на общее состояние организма.

Очень существенным фактором является шум. Один из основных его источников в городе – автомобильный транспорт. На
магистральных улицах уровень шума достигает 95 дБ (по шкале А шумомера). В выходящих окнами на проезжую часть квартирах домов при открытых окнах
уровень шума только на 10–15 дБ ниже. Не меньшее негативное воздействие
на наш организм оказывает шум, производимый трамваями, поездами метро.

Шум отвлекает нас, мешает сосредоточиться, вызывает
изменения функционального состояния центральной нервной и
сердечно-сосудистой систем. Ишемическая болезнь сердца, гипертоническая
болезнь, повышение содержания холестерина в крови встречаются чаще у
людей, проживающих в шумных районах. Под воздействием шума нарушается
сон, после пробуждения люди чувствуют усталость, головную боль. Со
временем это приводит к переутомлению, снижению работоспособности,
болезням.

Снижению шума способствовало бы строительство
автодорог в туннелях или экранирование их спецнадстройками. При
проектировании застройки жилых районов надо обращать внимание на
расположение домов относительно автомобильных и железных дорог,
создавать санитарно-защитные зоны. Окна по возможности не должны
выходить на проезжую часть улицы – хотя это и не спасает от шума, но
наличие экранирующих объектов или зеленых насаждений уменьшает его
интенсивность. Полезно использовать звукоизолирующие оконные конструкции
– хорошие образцы имеют коэффициент звукоизоляции свыше 50 дБ.

В автомобилях звукопоглощающими материалами покрывают
стенки, днище, багажник и место расположения двигателя. При этом шум
уменьшается не только в салоне, но и снаружи.

Помимо звуковых волн, воспринимаемых нами как шум,
существует еще и инфразвук – неслышимые человеческих ухом
низкочастотные колебания. Есть природные источники инфразвука – морские
волны, ветер, грозовые разряды, но есть и антропогенные – взрывы,
орудийные выстрелы, многие работающие механизмы, трансформаторы и пр. Предполагается, что колебания частотой 6 Гц совпадают с альфа-ритмом
головного мозга – под их воздействием возникает ощущение морской
болезни, усталости, они могут привести к потере зрения и даже к смерти. Инфразвук с частотой 7 Гц еще более опасен для человека – он может
привести к остановке сердца.

На психику человека подавляюще воздействуют и
ритмические сигналы, поступающие от равномерно работающих
механизмов – конвейерных линий фабрик и заводов, эскалаторов и
транспортеров, станков и т. Не в меньшей степени утомляет зрение и
нервную систему и вид равномерно перемещающейся ленты транспортера или
множества сходных движущихся объектов, например машин или пешеходов.

Агрессивность визуальной городской среды проявляется
также в ее однообразии. Утомляют одинаковые современные
многоэтажные здания, интерьеры помещений, станций метро, ряды
гаражей-ракушек.

Замечено, что в городских условиях близорукость
встречается в 1,5–2 раза чаще, чем в сельской местности. Вынужденный
постоянно рассматривать однообразные близкие объекты, горожанин
перенапрягает зрение. Возможно, однообразие пейзажей некоторых районов
страны, например тундры, где большую часть года лежит снег, влияет на
то, что и в северных районах частота близорукости достигает 32,5%, в то
время как в южных районах – 3,7–5,3%.

Воздушная среда городов насыщена агрессивными
запахами. Это запахи различных масел, бензина,
выхлопных газов автомобилей, красок и лаков, свежего асфальта и новой
мебели из ДСП, запах гари и резины. Это и более приятные, но не менее
опасные для здоровья запахи дезодорантов, одеколонов, духов, косметики,
стиральных порошков, способные вызвать мгновенную аллергическую реакцию. А запахи доминирующих в городе или районе производств?! Почти каждый
город имеет свой специфический запах. По запаху легко можно узнать
города-металлурги, города-химики, города-текстильщики, города с
рыбоконсервной промышленностью, шахтерские города и т. Во многих
случаях выбрасываемые в воздух вещества не только оказывают раздражающее
влияние на наше обоняние и нервную систему, но и, попадая в организм,
наносят прямой вред здоровью.

Еще одна сторона жизни современных крупных городов –
образование и накапливание огромного количества твердых, жидких и
газообразных отходов как промышленного, так и бытового
происхождения. Жидкие отходы просачиваются в грунт и загрязняют
источники питьевой воды и грунтовые воды, газообразные – вызывают смог,
отравляя все живое своими ядовитыми парами.

Огромную проблему создают твердые отходы. На
сегодняшний день в городах и поселках страны накопилось 55 млн т бытовых
отходов – и то только на зарегистрированных свалках. В
Москве ежегодно образуется около 2,5 млн т твердых бытовых отходов и
около 6 млн т промышленных. Из них только 10% бытовых и около 50%
промышленных отходов подвергается переработке.

Основную массу твердых отходов (до 74%) составляют
бумага и пищевые отходы, но немало и долго не разрушающихся пластмасс и
синтетических материалов. Сжигать их нельзя, так как при этом выделяются
многочисленные токсичные вещества (диоксин, фтористые соединения и др.

В черте Москвы находится 108 свалок, в Подмосковье –
более 210. Каждая свалка занимает от 6 до 50 га земельных угодий – в
целом по стране это более 20 тыс. А ведь это площади, которые можно
использовать для застройки или сельского хозяйства.

Часть бывших свалок, оказавшихся в черте городов,
застраивается жилыми кварталами. Однако продолжающий выделяться там
биогаз – результат разложения органических веществ – создает взрыво- и
пожароопасную ситуацию.

На свалках в больших количествах размножаются
грызуны, являющиеся переносчиками различных инфекционных заболеваний.

Свалки бытовых отходов загрязняют окружающую
природную среду, создавая эпидемиологическую и токсикологическую
опасность: страдают атмосферный воздух (от выделяющихся метана,
сернистого газа, растворителей и пр. Почвы и грунтовые воды (от
тяжелых металлов, растворителей, полихлорбифенилов-диоксинов,
инсектицидов и др. ) – почвы и растительность загрязняются на расстоянии
до 1,5 км от свалок.

Систематическое использование загрязненной воды
приводит к резкому снижению иммунитета и развитию
лейкозоподобных заболеваний у человека и домашних животных. Наиболее
опасным является фильтрат – результат просачивания дождевой и талой воды
через слой твердых отходов. Сроки его выхода могут составлять от 1 года
(для песков) до 25 лет (для глин) после захоронения отходов.

А надо было бы складировать отходы на специальных
полигонах в котлованы на противофильтрационный экран, защищающий от
загрязнений грунтовые воды. Таким экраном могут быть мощные глинистые
толщи. При достижении свалкой определенной высоты над поверхностью все
засыпается полуметровым слоем земли, покрывается дерном и засаживается
растениями!

Вблизи городских свалок в почве и грунтовых водах
обнаружены соединения мышьяка, кадмия, хрома, свинца, ртути, никеля. Каждый выброшенный свинцовый аккумулятор для автомобилей содержит до 9,5
кг свинца. Рост потребности в люминесцентных и дугоразрядных лампах
увеличивает опасность заражения окружающей среды ртутью. В Московской
области ежегодно выбрасывается до 5 млн, в Москве – до 10 млн ламп. В
целом по стране их количество составляет около 200 млн штук. А ведь в
каждой лампе содержится от 80 до 120 мг ртути! Опасность представляют и
ртутьсодержащие электрические батарейки. Жители Москвы и Подмосковья в
год выбрасывают более 50 млн батареек, на свалки попадают десятки тонн
ртути.

В США подсчитали, что металлы, извлеченные из твердых
бытовых отходов, могут обеспечить потребность страны в железе на 7%, в
алюминии – на 8%, в олове – на 19%. В ряде стран рациональный отбор и
сортировка разного рода отходов облегчает их дальнейшую переработку. Например, в Нидерландах из вторсырья изготавливают 62% стеклянных
бутылок, в Великобритании – 16%. В Японии степень утилизации отходов
макулатуры и стекла составляет около 50%.

Ориентировочное количество твердых бытовых отходов от
различных объектов и учреждений

Фото М. Кабанова

КАРТА ДОСТУПНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

В этом разделе Вы можете найти учреждение, которое хотите посетить, посмотреть, приспособлено ли оно для ваших особенностей, изучить его транспортную доступность, найти сайт, телефон и другую полезную информацию, также можете оценить готовность этого учреждения принимать граждан с инвалидностью.

Уважаемые посетители сайта! Для поиска нужного учреждения или организации:

Заполните поля слева (достаточно выбрать Ваш регион);

Нажмите кнопку Поиск;

Расширяя карту, выберите интересующий объект (группу объектов) и кликните по нему мышкой.

Высветится информация о транспортной доступности, адресе, времени работы, сайте, руководстве учреждения и многое другое.

Также Вы можете оценить доступность объекта по пятибалльной шкале.

Остались вопросы – звоните в Информационно-справочный центр 8(499)550-09-91.

Агентство социальной информации

ПО ВОПРОСАМ
ИНВАЛИДНОСТИ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ЗВОНИТЕ и задайте свой вопрос: 8(499)550-09-91

НАПИШИТЕ СВОЙ ВОПРОС ЗДЕСЬ И МЫ ОТВЕТИМ:

ЗАДАЙТЕ СВОЙ ВОПРОС НАШЕМУ ОПЕРАТОРУ В ЧАТЕ ОН-ЛАЙН

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС В НАШЕМ КАНАЛЕ ТЕЛЕГРАММ

Плохая городская среда заставляет скучать

Учёный, автор книги «Среда обитания» Колин Эллард рассматривает городскую среду как источник развлечения или, напротив, скуки. Учёный провёл опыт, прогулявшись с людьми по оживлённой улице и улице с длинной глухой стеной. Во время прогулки Эллард задавал участникам вопросы об их эмоциональном состоянии и попросил некоторых надеть браслеты, измеряющие уровень возбуждения. Улица с разной застройкой, разными фасадами, непохожими друг на друга витринами, барами, кафе, с сидящими на верандах людьми — в общем, где есть жизнь — дарит положительные эмоции. А улица, куда выходит, например, стена большого торгового центра, заставляет нас скучать и чувствовать себя менее счастливыми. Нам не за что зацепиться взглядом, не о чем начать small-talk, мы ощущаем неловкость. Ещё датский архитектор Ян Гейл отмечал, что мимо скучных и невыразительных фасадов люди идут быстрее, чем мимо разнообразных, которые вызывают желание притормозить, рассмотреть.

От себя могу добавить, что я каждый раз удивляюсь, насколько быстро и хорошо мне идётся по Невскому проспекту (а это три километра): я не успеваю заскучать, время летит. Но всего километр пути мимо одинаковых новостроек на окраине Петербурга тянется очень долго.

Прямая речь Для формирования комфортной городской среды Санкт-Петербургу необходим полицентризм

Автор колонки – кандидат архитектуры Фёдор Перов,заведующий кафедрой архитектурного проектирования

Актуальный аспект развития современного города – полицентризм. Мы живём в Санкт-Петербурге, любим его, ценим. Но в нашем городе исторически сложился один крупный городской центр. Пока город был компактным, проблем не возникало – город незначительно выходил за границы исторического центра. Но город растёт стремительными темпами, мы всё вводим и вводим десятки миллионов квадратных метров жилья на новых участках, и это только в границах самого города. Но мы пошли ещё дальше: за пределами КАД, уже на территории Ленинградской области, растут гигантские кварталы двадцатиэтажных домов. Территория нашего мегаполиса всё разрастается и разрастается. И это гигантское строительство, эти миллионы квадратных метров жилья, которые мы строим, фактически создаёт новые спальные районы. Люди, которые там живут, каждый день ездят в центр и возвращаются обратно, то есть вынуждены использовать инфраструктуру центральной части города, существенно перегружая её.

Проблема разрастания города не нова для Санкт-Петербурга, это происходило ещё в советское и даже довоенное время, когда шла индустриализация и коллективизация, когда много людей из сельской местности переезжало в город. Тогда, в двадцатых-тридцатых годах, когда сформировалось большое количество коммунальных квартир. Во времена Хрущёва были предприняты попытки расселить людей путём запуска индустриального домостроения, и появились новые гигантские районы и кварталы. В семидесятые, восьмидесятые годы тенденция продолжалась, что по-прежнему было связано с миграцией населения в город, хотя в те времена у нас было такое явление, как прописка, переезд был затруднён. В настоящее время этот процесс продолжается, причём уже нет никаких ограничений для желающих переехать в Санкт-Петербург. Многие граждане России, живущие в других городах, пытаются купить жильё в Петербурге, это создаёт всё большую потребность в жилье, приводя к дальнейшему росту города. То же самое происходит в Москве и других крупных городах России.

Предпроектные предложения по формированию полицентров в Санкт-Петербурге, разработанные архитектурным бюро М. Земцова и Ю. Кондиайна

Проблема заключается в том, что, создавая такой супермегаполис, мы не можем жить по моноцентричной системе. Путь один – так называемый полицентризм, то есть создание дополнительных узлов социальной активности, которые смогут предоставить людям сервис, услуги, удовлетворить их потребности эквивалентно центру Санкт-Петербурга.

Создание полицентров необходимо заложить в стратегию городского развития. Во-первых, полицентры должны консолидировать население, которое к ним тяготеет, в части логистики: людям должно быть удобно туда добираться. Во-вторых, сегодня невозможно командовать людьми и просто сказать им: вы принадлежите к такому-то полицентру, и пользуйтесь его услугами: центры должны быть такого качества, чтобы люди сами стремились в них, а не в центр города, должны быть ориентированы на группу людей, которая к ним теоретически может тяготеть.

Кроме того, желательно создавать локальные центры с полным набором градообразующих функций, чтобы, помимо сервисов, люди имели возможность решать вопросы трудоустройства во избежание маятниковой миграции. Над компенсацией маятниковой миграции задумывались ещё в СССР, когда предлагали размещать места приложения труда таким образом, чтобы часть людей с периферийных территорий города ехала на работу в центр, а люди из центральных частей могли бы для приложения своего труда ехать куда-то на периферию, и встречный поток компенсировал бы избыточную концентрацию людей в центре. Но вопросы маятниковой миграции остались нерешёнными: люди теряют время в переездах, тратятся на транспорт, город расходует средства на транспортную инфраструктуру, маятниковая миграция, порождающая большие транспортные потоки, ухудшает состояние окружающей среды.

Поэтому необходимо создавать рабочие места в различных районах города, в непосредственной близости от жилья. Именно это должно стать стратегией развития города, а пока мы, создавая миллионы квадратных метров спальных районов, порождаем проблемы. Нам нужно изменить структуру нашего расселения, что позволит обеспечить людям более комфортные условия для жизни.

Кстати, в Петербурге есть интересная ниша для создания полицентров: исторические промышленные районы, известные как серый пояс. Сейчас эти территории активно реконструируются, но тоже под монофункцию – под размещение жилья. Тем самым мы просто опять дополнительно размещаем в структуре города дополнительных людей, создавая новые спальные районы. В то время как эти неиспользуемые промышленные объекты, которые могут быть трансформированы под различные варианты применения, при наличии здесь транспортной и инженерной инфраструктуры создают отличную возможность для создания полицентров.

Редактор рубрики: Глеб Барбашинов Иллюстрации предоставлены авторомФото автора: Сергей Клишис

Центры притяжения

Московская область, состоящая по большей части из малых городов, по итогам последних лет занимает третье место по индексу качества городской среды после Москвы и Санкт-Петербурга. В 2022 году, по словам министра благоустройства Московской области Михаила Хайкина, в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» благоустроят более 60 общественных территорий. Речь идет об общественных пространствах — существующих набережных и парках, скверах, аллеях и площадях, пешеходных зонах. Кроме того, будут созданы новые центры притяжения горожан. (Подробнее о планах по благоустройству на 2022 год — на с

Отдельная задача — обеспечить жителей региона рекреационной зоной в пешей доступности от дома. Новое направление запускается с нынешнего года, в котором планируется благоустроить 19 таких объектов, рассказал Михаил Хайкин.

«С этого года мы запускаем новое направление в нашей работе — благоустройство небольших зеленых территорий, скверов в шаговой доступности. Скверы ежедневно используются жителями близлежащих домов и служат удобной рекреационной зоной», — говорит Михаил Хайкин. Среди попавших в первую очередь городов — Белоозерский, Клин, Кубинка, Котельники, Сергиев Посад. В целях безопасности в скверах оборудуют современное уличное освещение, установят камеры видеонаблюдения.

Так, новый сквер будет создан в городе Белоозерский Воскресенского округа. «Уже в этом году у жителей Белоозерского появится новая зона отдыха на месте пустыря на улице Молодежная. Работы здесь будут проведены с минимальным вмешательством в пространство березовой рощи и сохранением природности места. Новый сквер, уверен, станет любимым местом отдыха жителей разных поколений», — говорит министр благоустройства Московской области. Территория сквера визуально делится на две части — березовая роща и поле. В лесной части появятся беседки, элементы детской игровой площадки, выполненные в экостиле, удобные скамьи. В активной секции обустроят workout-зону, появятся модульный амфитеатр, игровое поле, площадка с настольным теннисом и навесом, для проведения мероприятий оборудуют сцену с местами для зрителей. Внизу с юго-восточной стороны расположится зона для выгула собак. Также в сквере выполнят обустройство новой тропиночной сети на основе существующих грунтовых троп, а еще появится новая дорожка по периметру рощи с зоной для бега. Со стороны Российской улицы будут организованы два основных входа в сквер. На всей территории нового общественного пространства установят парковые светильники, камеры видеонаблюдения, а также проведут озеленение.

Еще один приоритет — уличное освещение, на территории региона с 2017 года реализуется проект «Светлый город». За это время энергоэффективное наружное освещение установили более чем на 3,4 тыс. объектах — 2379 улицах, 86 скверах, 807 дворовых территориях, кроме того, было создано 169 объектов архитектурно-художественной подсветки.

Парковые зоны

Особый акцент в благоустройстве подмосковных городов сделан на создании парковых зон. Это обязательный элемент современной городской среды. Еще восемь лет назад в Подмосковье было 25 парков культуры и отдыха, сегодня их 183. По данным министерства благоустройства региона, с 2017 года их общая площадь увеличилась вдвое — с 1800 до 3700 га, а посещаемость повысилась более чем в три раза — с 7 млн до 24 млн человек. Так, в этом году в 14 парках культуры и отдыха появятся функциональные зоны. В восьми из них создадут центры отдыха с детьми с большими игровыми комплексами на 3 тыс. м, теневыми навесами и площадками для мастер-классов. В других шести парках появятся экстрим-центры. В них будут скейт-парки, памп-треки, теневые навесы, площадки для мастер-классов и стритбол.

«Губернатор ставит перед нами задачу, чтобы в каждом городе появился красивый благоустроенный парк. Но важно не только благоустроить парк, но и насытить сервисами, чтобы жителям было интересно и хотелось возвращаться в него вновь и вновь», — говорит Михаил Хайкин. Подмосковные парки насыщены не только сервисами, но и предлагают различные событийные программы для посетителей разных возрастов и интересов.

С 2021 года в области запущена новая программа «Парки в лесу». За пять лет в регионе планируют сделать более комфортными и безопасными 50 лесных территорий. Среди первых девяти: «Липовая роща», Парк им. Лазутиной, парк «Виражи», Парк Малевича в Одинцово, Кузьминский лесопарк в Котельниках, Городской лес в Домодедово, парк «Можайская ривьера», Видновский лесопарк в Ленинском округе, Пестовский парк в Балашихе.

Был учтен и рост интереса жителей к занятиям спортом. Во многих парках можно покататься на велосипедах, лыжах, доступен прокат спортивного инвентаря, появляются специальные оборудованные спортивные площадки. Так, в лесной части Пестовского парка построили лыжероллерную трассу. Новая многофункциональная хоккейная площадка появилась в Кузьминском лесопарке в Котельниках.

За два ближайших года (2022–2023) благоустроят 19 лесных участков в парках.

Детские площадки и дворовые территории

Большая часть жилого фонда страны строилась в те времена, когда у людей практически не было личного транспорта и проблем с его парковкой, детские игровые площадки не входили в число приоритетов городских властей и граждан. Обычно жители обходились деревянной песочницей и металлической каруселью. «Сейчас люди при выборе жилья имеют требования и к качеству городской среды, и к месту проживания, — говорит директор Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО Сергей Митягин. — Сегодня повышаются запросы к обустройству дворовой территории, организации дворов без машин, созданию больших качественных игровых детских площадок. Важно, чтобы это было такое смешанное пространство».

Благоустройство дворов — это приоритетный вопрос, решением которого правительство региона по поручению губернатора занимается с 2015 года. За это время в Подмосковье было благоустроено 8870 дворов — более 60%. В рамках программы обновляются детские игровые площадки, наружное освещение, контейнерные площадки, информационные стенды, асфальтовое покрытие, скамейки и урны, проводится озеленение.

Уже сегодня детские площадки в Подмосковье — это большие комплексы площадью 300–450 кв. м с безопасными резиновыми покрытиями. Помимо игровых элементов здесь устанавливаются скамьи, урны, информационные стенды. По словам Михаила Хайкина, в 2022 году в регионе планируется установить 229 таких площадок в 56 городских округах. Места для новых площадок были определены органами местного самоуправления на основании решений муниципальных общественных комиссий по результатам интернет-голосования самих горожан. Голосование проходило на портале «Добродел» с 30 августа по 9 сентября 2021 года. Всего по программе губернатора с 2013 по 2021 год установлено более 1,2 тыс. современных игровых площадок.

Также необходимо обеспечить дворовые территории светом. «Важна организация дорожного освещения, которое равномерно заливает светом весь двор, где нет темных углов. Это воспринимается людьми как более безопасное пространство», — говорит Сергей Митягин.

Федеральные программы

Помимо региональных затрат на благоустройство существуют и другие источники финансирования. В частности, гранты Всероссийского конкурса Минстроя РФ для лучших проектов по созданию комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Одно из основных условий отбора победителей — сохранение объектов природного и культурно-исторического наследия, включая средовую застройку и уникальность ландшафтов.

В Подмосковье всего 53 малых города и 22 исторических поселения: два федерального (Зарайск и Коломна) и 20 областного значения. С момента проведения первого конкурса его победителями уже стали 27 проектов Подмосковья, полностью завершены 18.

В рамках этого проекта в этом году планируется благоустроить набережную реки Нара в Серпухове, создав первый в городе благоустроенный рекреационный маршрут. В Верее переходят ко второй очереди благоустройства города: сделают спуск по улице Кузнецкая Гора и набережной реки Протва. А также будет благоустроена набережная Оки в Кашире. «Наша основная задача — вернуть реку людям. Новая набережная, я уверен, станет точкой притяжения для всех жителей города», — отметил Михаил Хайкин. Преобразится и берег Стахановского озера в Электрогорске. По словам министра, этот проект глубоко проникся историей города и «транслирует артефакты, паттерны и смыслы на всех уровнях архитектурных решений». А доминантой территории станет смотровая вышка в виде труб ГРЭС.

Голосование пройдет с 15 апреля по 30 мая. На него будет вынесено 269 территорий в 56 городских округах. Набравшая наибольшее количество голосов территория в каждом муниципалитете будет включена в план по благоустройству на следующий год.

Прямая речьРазвитие исторических городов. Проблемы идентификации городской среды

Автор колонки – кандидат архитектуры Фёдор Перов, заведующий кафедрой архитектурного проектирования

Мы, жители Санкт-Петербурга, живём в историческом городе и хотим сохранить его для себя и для будущих поколений. При этом наша жизнь и потребности постоянно меняются, и это отражается на городской среде, в которой мы живём. Город должен развиваться, меняться, значит, возникает много противоречий между задачей сохранения городской среды и её модернизацией.

Санкт-Петербург – уникальный город, и он всем нравится, большинству людей. Он нравится самим горожанам, он нравится тем, кто сюда приезжает, и мы понимаем, что это какой-то идеальный для нас город. Но почему он для нас идеальный, и что значит «идеал»? Почему исторические города кажутся такими совершенными? Мало кто задумывается, что современный город радикально отличается от того, что было здесь сто или двести лет назад.

Если взять, к примеру, Санкт-Петербург XVIII века и переселить туда людей нашего времени, то большинство из них там жить просто бы не смогли. Слишком разные условия жизни и качество городской среды. Современные исторические города – это города, которые прошли определённую историческую эволюцию, их планировочная структура и архитектура зданий подверглись селекции. В них много что происходило. Строили, меняли, разрушали, добавляли, а что-то оставалось. Ясно, что эта селекция была неслучайной. Жизнь есть жизнь, и она оставляет только то, что является принципиально важным для города, характерным для него, и именно оно требует охраны.

Происходящие в городе перемены всегда воспринимались горожанами настороженно, а иногда враждебно.

Нужно понять, что городская среда, в которой мы живём, в любом случае становится для нас привычной, пусть даже это будут какие-то новостройки. Для любого человека удобно, когда он находится в знакомой среде, легко в ней ориентируется, а если в эту среду вносят изменения, это всегда выводит человека из равновесия, он сразу начинает настораживаться и не очень чётко понимать, хорошо или плохо что-то менять.

Возможно, это происходит на биологическом уровне. Если вносятся какие-то изменения в городскую среду, то сразу психологически возникает чувство нестабильности, неудобства.

Поэтому люди принимают любую модернизацию как вынужденный процесс. Как при ремонте квартиры – вы сомневаетесь в принятом решении, начинаете вносить только те изменения, которые вам необходимы, никогда не начинаете что-то реконструировать или менять просто так, а только когда назрели новые потребности, которые требуют изменений. Это разумно: всё, что хорошо и удобно – оставить, а менять то, что уже непригодно. Поэтому исторические города прошли селекцию, в них что-то менялось по необходимости. Объективные причины заставляли это делать. И в конце концов мы получили то, что всем нравится. А что, собственно, всем нравится?

✔ Этот вопрос упирается в понятие «идентификационные признаки городской среды». И в то, что это за признаки, зачем эти признаки вообще нужны.

Понятие идентификации городской среды – понятие значительно более широкое, чем просто человек и город. Любой человек всегда идентифицирует себя с какой-то культурой. Он идентифицирует себя с местом рождения и проживания. Он идентифицирует себя с каким-то народом. Он идентифицирует себя со своей семьёй, и так далее, и так далее. Без собственной идентификации люди жить не могут.

Вот произошёл развал Советского Союза, образовались новые государства – чем они занялись? Они начали срочно создавать новую идентификацию. Потому что страна как общность, как народ без идентификационных признаков жить не может. Это справедливо на любом уровне. И человек, живущий в том или ином городе, стремится сохранять исторический центр города, потому что тот уже прошёл селекцию, обладает характерными особенностями, обеспечивает идентификационные связи «человек – город». Человек чувствует свою принадлежность к среде конкретного родного города.

Таким образом, архитектура является той вехой, которая позволяет людям сохранять свою личную, групповую или национальную идентификацию. Это понятие идентификации важно для человека, но сильно влияет на то, что происходит в городе.

Проблемы идентификации часто бывают очень острыми. В Петербурге происходило много реконструктивных мероприятий, вызвавших споры, например, башня «Газпрома», которую хотели построить на Охте, или проект новой сцены Мариинского театра. Сами проекты были новыми и неплохо сделанными. Но эти новые здания меняли идентификационные характеристики конкретных мест города, что вызывало общественный резонанс.

Консерватизм людей по отношению к изменениям городской среды носит двоякий характер. С одной стороны, хорошо, когда люди консервативны, то есть не позволяют легко менять городскую среду. Если вносятся какие-то изменения, то консерватизм людей тормозит этот процесс, требуется селекция и выбор решений, которые эту среду улучшат, а не ухудшат.

Поэтому на любом этапе развития города любые разрушения и изменения всегда встречали отрицательную реакцию определённой группы людей, которые делали этот процесс более сложным.

Относительно внесения изменений в сложившуюся городскую среду люди делятся на несколько групп, которые по-разному относятся к процессам изменения города.

Первая группа – это взрослые жители, прожившие в городе много лет. Самая консервативная часть. Они привыкли к городской среде и, в общем-то, не любят, когда что-то меняется.

Вторая группа – молодёжь. Они прожили в городе меньше времени, у них идентификационные оценки качества среды не укоренились, соответственно, молодёжь более свободно относится к изменениям. Для молодежи важно получить новые объекты идентификации, отражающие её время и мировоззрение. В противном случае город может стать архаичным, отстать от динамики времени.

Особая категория – бизнесмены: это люди рационально мыслящие, для них эстетика может играть второстепенную роль. Их больше заботит эффективность использования недвижимости, девелоперские проекты и т.

Есть ещё туристы, для которых историческая среда является той целью, ради которой они приезжают, поэтому любые изменения в исторической части города, меняющие качество городской среды, наносят вред развитию туризма. В то же время удовлетворение потребностей туристов может превратить части исторического города в театральные декорации (как, например, реконструкция Летнего сада).

Поэтому принятие решений о внесении изменений в среду исторического города – вопрос комплексный и должен учитывать все обстоятельства, интересы всех групп, но вопрос осмысления идентификации города является основным, приоритетным.

Идентификационные характеристики городу абсолютно нужны, потому что это наша прямая потребность: людям необходима самоидентификация в том обществе, в той среде, где они живут, и архитектура служит ключевым инструментом этой идентификации. С другой стороны, город будет меняться, и нам никуда от этого не деться, потому что меняется жизнь, и, соответственно, будут меняться какие-то элементы этой идентификации, появляться новые городские символы. Они будут естественными для новых поколений горожан. Но этот процесс должен быть постепенным, учитывать интересы всех вышеупомянутых групп. При реконструкциях необходимо минимизировать противоречия с сохранением исторического облика города, а в тех случаях, когда нарушения исторической среды оправданны, целью изменений должно быть то, без чего обойтись уже невозможно. Селекция оптимальных решений развития города должна продолжаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *