2.2.3. Повышение качества городской среды

ЦелиПравить

В ноябре этого года Минстрой России, ДОМ.РФ и КБ «Стрелка» представили первый индекс качества городской среды, куда вошли данные о 1,114 российских городах. Пилотная часть этого масштабного проекта, куда были включены 90 городов, анонсировалась еще два года назад. «Ъ» разбирался, как индекс позволит улучшить городскую среду и станет ли он руководством к действию для местных властей.

Разработанный индекс — это своего рода барометр, который позволяет понять, какие есть у того или иного города преимущества, а какие проблемы необходимо срочно решать. Представляя в ноябре 2019 года индекс, вице-премьер РФ Виталий Мутко отметил, что он впервые рассчитывается в масштабах страны. «Это не рейтинг, — пояснил вице-премьер. — Это инструмент мониторинга состояния города, руководство к действию, которое четко подсвечивает, какими территориями и какими проблемами в городе необходимо заниматься».

Повышение качества городской среды

Мероприятия, направленные на повышение качества городской среды, должны быть рассчитаны на длительный срок и регулярное пристальное внимание со стороны местных властей. Поскольку городская среда – это очень сложный многоуровневый феномен, скорее, социально-психологического, чем материального характера. Понятия «город» и «городская среда» различаются тем, что город существует объективно, а городская среда возникает тогда, когда появляются субъекты, для которых она является средой, то есть жители, прежде всего, и гости города.

Вместе с этим, городскую среду формируют вполне конкретные элементы, от состояния (наличия) которых зависит уровень комфортности жизни и отдыха в городе. Соответственно, качественная городская среда – это пространство для максимально безопасной, комфортной и интересной жизни и отдыха.

Учитывая сложность регулируемого явления, целесообразно распределить необходимые для улучшения качества городской среды мероприятия на следующие группы:

  • институциональные мероприятия,
  • инвестиционные проекты,
  • идеологические мероприятия.

Основной задачей институциональных мероприятий в сфере повышения качества городской среды является выработка и устойчивая реализация системной градостроительной политики, направленной на развитие города комфортного и привлекательного для жизни и отдыха. Это, в свою очередь, предполагает переориентацию пространственного развития с функциональной, производственной парадигмы на градостроительное освоение и переосвоение городских территорий в названном направлении.

Важнейшим первоочередным мероприятием является корректировка и утверждение нового Генерального плана города, включая проект его реализации, а также систему норм и требований к проектам нового строительства, реконструкции, развитию общественных мест и т.п., предполагающих общественный контроль.

Еще одним мероприятием, которое должно носить регулярный характер, является внедрение эффективных технологий оперативного управления градостроительным развитием, что предполагает разработку и использование автоматизированной системы мониторинга и контроля градостроительной деятельности на основе ГИС-технологий. Это позволит создать единый центр учета земельных и градостроительных ресурсов, эффективно планировать и регулировать реализацию различных проектов с учетом приоритета повышения качества городской среды.

Почему все города похожи друг на друга

77% существующего жилого фонда создано в советское и постсоветское время, построено по нормативам, принятым в период другой экономики. Действующие нормы постоянно актуализируются в той или иной части, но этого недостаточно для серьезного изменения облика наших городов. В результате в российских городах создается застройка, не обеспечивающая комфортность и безопасность горожан, что не стимулирует развитие малого и среднего бизнеса. Более того, хаотичная застройка разрывает существующую ткань городов.

По сути это руководство по развитию застроенных территорий и освоению новых. Содержит каталог архитектурно-планировочных решений как самого жилья, так и благоустройства общественных пространств, прилегающих к жилой застройке.

Формирование комфортной городской среды сегодня – приоритетная задача, обозначенная на федеральном уровне. Результатом трехлетней работы Минстроя России, ДОМ.РФ и КБ «Стрелка» в этом направлении стал Стандарт комплексного развития территорий. Стандарт одобрен проектным комитетом по нацпроекту и готовится к утверждению на федеральном уровне.

Проектирование жилых территорий по принципам Стандарта призвано создать функционально разнообразные, компактные и безопасные города с сомасштабной человеку застройкой, комфортным жильем и высокой транспортной и пешеходной доступностью. Стандарт помогает адаптировать градостроительные решения под различные целевые модели среды, что особенно актуально для российских городов с зачастую смешанными типами застройки. Стандарт предусматривает комплекс инструментов развития городских территорий, который охватывает документы всех уровней: стратегия пространственного развития города, объемно-пространственный регламент, дизайн-код.

Пилотные проекты применения Стандарта уже разработаны для Владивостока, Саратова, Калининграда, Иваново, Сергиева Посада и Свободного, Южно-Сахалинска, в разработке находятся проекты для Магадана, Кисловодска, Великого Новгорода и Геленджика. Реализация вышеупомянутых пилотных проектов, разработанных на основе Стандарта, возможна уже сегодня. Например, в Саратове, Иваново и Калининграде утверждены разработанные для этих городов правила размещения вывесок и навигации (дизайн-коды). Во Владивостоке принято постановление администрации города о разработке документации по планировке территории на основе мастер-плана острова Русский.

Чтобы формируемая среда соответствовала стандарту, необходимо научиться строить новое жилье, которое будет отвечать спросу современного человека.

Кроме стратегических и регуляторных документов стандарт определяет правила разработки отдельных проектных решений для городских территорий, в том числе дизайн-проектов благоустройства общественных пространств. С 2017 года ДОМ.РФ совместно с КБ «Стрелка» при активном участии жителей и профессионального сообщества, а также с привлечением местных архитектурных бюро разработаны дизайн-проекты благоустройства территорий в 46 городах по всей России общей площадью более 1500 га.

Сегодняшнее поколение уже предъявляет другие требования к дому и среде, в которой оно живет. Оно более мобильно, оно предпочитает быстро получить все сервисы и услуги в шаговой доступности от дома или работы. Экономика совместного потребления формирует запрос на новые типы пространств и устойчивые планировочные решения.

2.2.3. Повышение качества городской среды

Вячеслав Правдзинский, советник главы Удмуртской Республики

Для формирования пула градостроителей новой формации КБ «Стрелка» запустила обучающий курс «Архитекторы.РФ». Стратегический партнер курса – ДОМ.РФ. Программу поддерживают правительство РФ и Минстрой России. Его участники изучают современные тренды в области архитектуры и урбанистики и стараются применять на практике актуальные инструменты улучшения городской среды.

Советник главы Удмуртской Республики Вячеслав Правдзинский — выпускник программы «Архитекторы.РФ». По его словам, образовательная программа помогает ему полученные навыки применять в повседневной жизни. «Кроме того, — продолжает он, — для нас важным подспорьем является индекс качества городской среды. Один из важных моментов — корреляция результатов мониторинга с такими ключевыми проблемами территориального развития как внутрирегиональная и межрегиональная миграция населения. Как правило, направления этой миграции совпадают с направлениями от менее комфортных к более комфортным для проживания городам, и индекс это наглядно показывает».

Более успешные и амбициозные жители малых городов Республики стремятся переехать с столицу региона — Ижевск, индекс качества городской среды которого выше, рассказывает Вячеслав Правдзинский: «Сам же Ижевск сегодня точно так же конкурирует за жителей, но уже с более крупными городами —Казанью, Пермью, Москвой и Санкт-Петербургом». Поэтому, продолжает он, для удмуртской столицы индекс качества городской среды важен как инструмент мониторинга.

Развитие городской среды, повышение ее качества — тема, которая актуальна сегодня для всех городов нашей страны именно в контексте наведения порядка и попытки найти баланс интересов. Город – это сложная система, балансирующая между запросами жителей на комфорт и безопасность среды, потребностями бизнеса в ресурсе для реализации своих проектов и стремлением власти иметь эффективные инструменты регулирования.

Григорий Ревзин, партнер КБ «Стрелка»:

«В 2019 году наш партнер ДОМ.РФ привлек КБ «Стрелка» как эксперта в анализе городских открытых данных, используемых для расчета Индекса качества городской среды. Это проверяемые данные, которые получаются одинаковым путем для всех населенных пунктов и которые ежегодно обновляются.

До сих пор никто не проводил эту работу в таком масштабе — по сути, это всероссийская диспансеризация городов. Это практически революция, потому что именно такие данные показывают и подсвечивают нюансы и огрехи статистики, над которыми необходимо работать на национальном уровне. Мы были рады дополнить ими статистические данные, собираемые Минстроем России и другими ведомствами.»

Читайте также:  Госуслуги личный кабинет вход по номеру телефона нижегородская область

Зачем это надо России

В нашей стране ситуация с неоднородной городской средой стала следствием массовой индустриальной застройки ХХ века. И даже сегодня новые районы, которые составляют 28% жилого фонда страны, до сих пор строятся по советским нормам и воспроизводят с незначительными изменениями советский типовой микрорайон, хотя потребности жителей страны уже давно и значительно изменились.

Назрел вопрос о комплексном подходе в решении проблем на территории всей страны, результатом которого стал проект «Жилье и городская среда», где одним из пунктов значится повышение качества последней на 30%. Но чтобы понять исходную точку, необходимо было определиться с системой координат, которая позволяла бы показать реальную ситуацию состояния среды во всех 1,117 городах России. Поэтому в 2017 году Минстрой России, ДОМ.РФ и КБ «Стрелка» приступили к реализации проекта по составлению индекса качества городской среды и презентовали пилотный проект. В первоначальной версии было 90 городов, на примере которых авторы индекса апробировали механизмы масштабного мониторинга.

СсылкиПравить

Один из индикаторов качества городской среды по Гейлу – желание людей проводить время на улице и в общественных пространствах. Если среда некомфортная – все сводится к обязательным действиям (путь от дома до работы/школы/магазина). Но хорошая окружающая обстановка стимулирует людей к активности и способствует улучшению коммуникации.

Удовольствие от жизни в городе

Обычные ситуации и места, в которых живут повседневной жизнью, должны стать центром внимания и усилий. Возможность легко перемещаться или находиться в городах и жилых районах, возможность получать удовольствие от мест, зданий и городской жизни, возможность встречаться и собираться с другими людьми – фундамент для хороших городов и проектов сейчас, как и в прошлом. Важность этих требований не может быть переоценена. Их цель – стремление к лучшей и более полезной структуре ежедневной деятельности.

Комплексные решения

Гейл отмечает: если предложить человеку выбрать между прогулкой на пустынной или на оживленной улице, большинство людей в большинстве ситуаций выберет оживленную улицу. Если выбор будет между сидением на частном заднем дворе или во дворе с видом на улицу, то люди будут чаще выбирать двор с видом на улицу. При этом если для жизни вне зданий создать благоприятные условия путем грамотного проектирования городов и жилых районов, то может отпасть необходимость в дорогостоящих и часто неестественных попытках сделать здания интереснее и богаче, используя сильные архитектурные эффекты. В долгосрочной перспективе жизнь среди зданий намного важнее и интереснее, чем разбросанные в шахматном порядке строения из цветного бетона.

Как рассчитывался индекс

При разработке методики оценки качества городской среды составители индекса руководствовались международным опытом, обращались к многочисленным исследования в области оценки городских территорий и попытках приведения систем к единой структуре.

При отборе индикаторов учитывались действующие общепризнанные международные документы в вопросах формирования комфортной городской среды, в том числе новая программа развития городов ООН-Хабитат 2030 (UN Habitat agenda 2030), Resilient City Policies, сформулированные специалистами ОЭСР.

Представленный в ноябре индекс качества городской среды — это мониторинг, в который были включены 36 индикаторов. «Каждый из них оценивался по десятибалльной шкале, — говорит глава Минстроя РФ Владимир Якушев. — Значения суммировались и составили итоговый индекс качества городской среды. Таким образом, города могли набрать максимум 360 баллов. Соответственно, в городах, набравших более 180 баллов, городская среда считается благоприятной».

О масштабности проделанной работы рассказывает заместитель генерального директора ДОМ.РФ, генеральный директор Фонда ДОМ.РФ Денис Филиппов: «При разработке методики оценки качества городской среды учитывался международный опыт мониторинга состояния городов. В частности, было проанализировано более 150 различных рейтингов, индексов и других систем оценки, рассмотренных в контексте актуальных проблем российских городов. Было выделено более 200 показателей, которые могут быть применимы в нашей стране и проанализированы на предмет возможности сбора данных. В работе с данными нам есть к чему стремиться, и следует перенимать опыт стран-членов ОЭСР, которые на регулярной основе выпускают статистический сборник, где представляется самая полная информация о странах и городах».

Матрица из 36 индикаторов сложилась из анализа шести разных типов городских пространств: жилья, уличной, общественно-деловой и социально-досуговой инфраструктуры, озелененных и водных пространств, а также общегородского пространства. Каждый из них оценивается по шести критериям: безопасность, комфорт, экологичность, идентичность и разнообразие, современность и актуальность среды, эффективность управления.

Для корректного составления шкал оценки индекса и их корректного сравнения все российские города разделены на десять климатических и размерных групп. Полученные значения индикаторов сравниваются только для городов, находящихся в одной группе. В каждой группе появляется свой лидер, показывающий лучшие значения для схожих с ним городов.

При отнесении города к соответствующей группе учитываются два показателя – географическое расположение города (неизменный фактор) и численность населения города (обновляется ежегодно по данным Росстата на 1 января года, предшествующего году проведения оценки).

По словам министра строительства и ЖКХ, к 2024 году количество городов с благоприятной средой должно стать не менее 676. А среднее значение самого индекса – составлять не менее 212 баллов. «Это та задача, которую мы должны совместно с регионами решить в ближайшие пять лет», — добавляет Владимир Якушев.

Адаптация решений

Развитие городов неотделимо от тенденций развития общества. Дважды, начиная со Средневековья, радикально менялись основы городского проектирования. Первое произошло во время Ренессанса. Специальная группа профессиональных проектировщиков принимала работу по строительству городов и развивала теории и идеи о том, какими города должны быть. Город больше не был просто инструментом, он стал произведением искусства, задуманным и выполненным как единое целое. Пространственные эффекты, здания и художники, которые сформировали их, взяли верх.

Второй важный шаг в развитии основ проектирования произошел примерно в 1930 г. – это функционализм. В течение этого периода физическо-функциональные аспекты городов и зданий были развиты как измерение проектирования, независимо от эстетики и в дополнение к ней.

Каждый из подходов имел как плюсы, так и минусы. С тех пор поменялись составы семей, внутригородская логистика и многое другое, и эти изменения необходимо учитывать. Сегодня важно соблюдать баланс и помнить о том, что города должны объединять людей, способствовать их развитию и комфорту.

Система оценкиПравить

В начале статьи необходимо отметить, что роль городов в жизни российского общества начала активно возрастать с XX века. С развитием производства и культуры, изменением демографической структуры, социально-политической ситуации в стране население всё чаще отдавало предпочтение городам как наиважнейшим элементам сосредоточения ресурсов и возможностей, процесс урбанизации продолжается и по сей день, создавая угрозу для исчезновения ряда сельских территорий.

Так, если на конец XIX века городское население Российской империи не превышало 14% от общей численности, то в период индустриализации СССР число городских жителей увеличилось до 33%.

Впоследствии ключевые исторические события лишь продолжали повышать необходимость переселения населения в города вплоть до 1992 года, в котором процесс урбанизации в России достиг своего пика.

Сегодня Россию можно отнести к странам, с высокой степенью урбанизации. Имея на своей территории немало городов,  РФ всё сильнее повышает их значение за счёт сосредоточения внутри них  производственных предприятий, высокотехнологичных центров предоставления услуг и т. д. Таким образом, люди получают выгодные условия от переезда в город – доступность необходимых им образовательных и медицинских услуг, рабочие места и развитые культурно-досуговые возможности.

Тем не менее, необходимо отметить, что проживание в городах имеет немало отрицательных факторов. Среди прочих можно выделить негативное влияние загрязненного выхлопными газами и производственными отходами городского воздуха на здоровье человека, а также высокую подверженность стрессовому состоянию вследствие офисной рутины и равнодушного отношения жителей друг к другу. Также не стоит забывать о том, что далеко не все регионы РФ газифицированы, следовательно, ряд городов большую часть года (осень, зима, весна) страдает от смога от угольных котельных.

Читайте также:  Пресс-центр

Эти и другие проблемы становятся основной причиной необходимости развития городов именно с точки зрения улучшения условий проживания человека. Также необходимо отметить, что в сельских муниципальных образованиях существует ряд иных проблем, уже, как правило, не экологических, а инфраструктурных. Поэтому развитие не только городских, но и сельских территорий может помочь притормозить процесс урбанизации. Далее мы также будем писать «городских», но следует помнить, что это относится ко всем видам муниципальных образований, в том числе и сельским.

Отсюда берёт своё начало идея постоянной разработки и актуализации органами государственного и муниципального управления ряда мероприятий, проектов и программ, главной целью которых является улучшение экологических, культурных и социальных условий городской среды. Таким образом, благоустройство и формирование комфортной городской среды являются неотъемлемой частью деятельности органов власти, направленной на снижение и устранения негативных факторов городской среды, улучшение качества жизни, в целом.

Для проведения мероприятий в области повышения качества городской среды в Российской Федерации применяется ряд федеральных проектов, которые разрабатываются в соответствии с национальными целями, определенными Указом Президента Российской Федерации № 474 от 21.07.2020 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Среди пяти основных целей развития к сфере формирования комфортной городской среды относятся три:

— Сохранение населения, здоровье и благополучие людей;

— Комфортная и безопасная среда для жизни;

— Цифровая трансформация.

Данные национальные цели направлены на достижение положительных результатов в показателях, которые с ними взаимосвязаны. К ним можно отнести улучшение качества городской среды, рост численности населения, снижение выбросов опасных химических элементов, развитие городской инфраструктуры и т. д.

Так, органами государственного и муниципального управления активно разрабатываются программы и проекты, необходимые для координации направлений развития российских городов. К числу таковых следует отнести, прежде всего, ключевой проект данной области – национальный проект «Жилье и городская среда», призванный обеспечить жильем семьи, располагающие средним доходом, создав возможности для его приобретения путем использования ипотечного кредита, а также призванный повысить комфортность городской среды, создать механизм непосредственного участия граждан в её формировании, обеспечить сокращение непригодного для проживания жилья.

Таким образом, проект включает в себя пять инициатив:

— Ипотека (снижение среднего уровня процентной ставки для повышения доступности жилья);

— Жилье (увеличение объемов жилищного строительства в России);

— Благоустройство (повышение комфорта городской среды);

— Расселение аварийных домов (постепенное переселение жителей из аварийных домов в новое жилье);

— Чистая вода (улучшение качества питьевой воды).

Поскольку в статье рассматривается состояние городской среды в российских городах, следует заострить внимание на инициативе «Благоустройство». Одна из главных задач инициативы состоит в повышении качества городской среды. Для этого был разработан специальный показатель – Индекс качества городской среды (далее – ИКГС). ИКГС служит инструментом оценки качества материальной составляющей городской среды, а также условий её формирования. Он составляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Его применение позволяет органам государственной власти распределять размеры субсидий из федерального бюджета по субъектам Российской Федерации на поддержку программ формирования комфортной городской среды, при этом учитываются два важных условия группировки городов – тип климатических условий и размер города (по численности населения). В результате города России подразделяются на:

— Крупнейшие (от 1 млн. человек);

— Крупные (250 тыс. – 1 млн. человек);

— Большие (100 тыс. – 250 тыс. человек);

— Средние (50 тыс. – 100 тыс. человек);

— Малые: 25-50 (25 тыс. – 50 тыс. человек);

ИКГС рассчитывается на основании 36 индикаторов, отражающих наиважнейшие аспекты состояния города и образующих таким образом максимальный балл, равный 360 баллам. Имея при себе инструмент расчета, ответственные органы могут более точно определять потребность в выделении на тот или иной город бюджетных средств на развитие. Такая стратегия позволит достичь главную цель инициативы – улучшение качества городской среды в 1,5 раза к 2030 году.

2.2.3. Повышение качества городской среды

Рисунок 1. Средний индекс качества городской среды по группам (баллы)

На рисунке 1 представлено сравнение средних значений ИКГС по группам городов за 2018 и 2021 года. Исходя из значений, представленных на рисунке, наблюдается заметное улучшение качества городской среды в целом по каждой из категорий городов, что затрагивает сразу несколько аспектов содержания городского хозяйства – экологию, внешнюю привлекательность, наличие социально-досуговой инфраструктуры, количество жилой застройки и др.

Если в 2018 году в основном только крупные города имели показатель ИКГС выше 180 баллов, что присваивает городу статус «город с благоприятной городской средой», то к 2021 году практически каждая категория получила оценку, превышающую позитивную отметку в 180 баллов. Такой положительный прирост гарантирует возможность реализовать запланированную в рамках национального проекта цель.

Для  того, чтобы обеспечить дальнейший рост указанного выше индекса, государство разрабатывает различные инновационные подходы к развитию каждого отдельного муниципального образования.

Сотрудничая с такими организациями, как «КБ стрелка», «ДОМ.РФ», «ВЭБ.РФ», органы государственной власти Российской Федерации вырабатывают новейшие проекты и программы, позволяющие приблизить показатели национального проекта к запланированному значению. Рассмотрим их ниже.

Программа «1000 дворов». В настоящее время органами власти дальневосточных регионов проводятся мероприятия по благоустройству дворов муниципальных образований Дальневосточного федерального округа. В рамках программы «1000 дворов» планируется благоустроить и реконструировать 232 двора в Приморском крае, 160 дворов в Хабаровском крае, 247 дворов в Республике Бурятия, 124 двора в Республике Саха (Якутия), 130 в Забайкальском крае,  105 дворов в Амурской области, 60 дворов в Сахалинской области, 20 дворов в Еврейской автономной области, 38 дворов в Камчатском крае, 17 дворов в Магаданской области, 6 дворов в Чукотской автономной области.

На реализацию программы из федерального бюджета было выделено 7 млрд. руб. для того, чтобы обновить инфраструктуру городов, создать пространства для развития и отдыха рядом с домами. В задания программы также включено создание площадок, оборудованных специальными элементами рекреации и устройствами для занятий спортом. Кроме того, мероприятия по благоустройству будут производиться с учетом региональных климатических особенностей, идентичности территорий регионов.

Программа «Пять шагов благоустройства повседневности». Данная программа была разработана государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» и консалтинговой компанией «КБ Стрелка» с целью развития городов в регионах России, повышения их привлекательности для молодежи.

Последний аспект особенно важен для ранее упомянутых дальневосточных городов, так как местная молодежь зачастую обладает повышенными миграционными устремлениями в сторону Запада страны. В то время как низкая плотность населения Дальнего Востока – это проблема, к тому же за молодежью будущее, поэтому важно, чтобы родные города для них оставались привлекательными.

В настоящий момент в городах России продолжают выполняться соответствующие мероприятия, изложенные в программе, что проходит в соответствии с запланированными этапами:

— Запуск программы и разработка проектов городами, которые принимают участие в её осуществлении;

— Непосредственная реализация проектов;

— Оценка результатов реализации и выбор лучших проектов.

Программа, как видно из названия, включает в себя пять шагов: «Город рядом», «Сохрани планету», «Вдохни жизнь», «Добавь энергии», «Собери своих». Рассмотрим каждый из них.

Шаг «Город рядом» предполагает повышение комфортности среды города посредством образования многофункционального разнообразия рядом с местом проживания горожанина. Это позволит заметно улучшить качество жизни за счет улучшения визуальной составляющей жилых местностей и обеспечения шаговой доступности к различным сервисам и территориям отдыха. В число проектов данного шага входят создание карманных парков, реконструкция подъездов жилых домов и витрин продуктовых магазинов, создание площадок для собак, остановочных павильонов, а также обновление почтовых отделений. Комплекс таких мероприятий позволит обновить районы российских городов в более благоприятной для проживания форме.

Читайте также:  Мэрии Сургута поставили ультиматум из-за опасной набережной

Шаг «Сохрани планету» предполагает обеспечение условий, при которых снизится вредное воздействие на природу, а также просвещение молодежи о важности сохранения окружающей среды.

Комплекс мероприятий по данному направлению позволит улучшить состояние экологической среды городов и повысить ответственность граждан к вопросам бережного отношения к природе. В число проектов данного шага входят создание пунктов раздельного сбора мусора, посадка и уход за деревьями, установка фандоматов (автомат по приему использованных бутылок, банок и т.п. в обмен на вознаграждение), создание зеленых троп, экологических уголков в школах и вузах, очистка берегов и водоемов. В совокупности мероприятия заложат долгосрочный фундамент бережного отношения к природе в виде знаний и практических навыков, а также позволят решить многие экологические проблемы городов.

Шаг «Вдохни жизнь» обусловлен преобразованием существующих на территории российских городов заброшенных территорий, пустырей, неиспользуемых промышленных объектов. Вовлечение жителей в трансформацию таких территорий и внедрение тестовых решений по благоустройству позволят быстро преобразить город, задействовав творческий потенциал граждан. В проекты шага входят временное благоустройство парковок, образование районных молодежных центров на базе «Точек кипения», тестовое благоустройство заброшенных территорий, образование временных пешеходных пространств, а также проведение паблик-артов с вовлечением жителей. Подобные решения позволят значительным образом разнообразить городскую среду без необходимости привлекать большие объемы ресурсов.

Шаг «Добавь энергии» предполагает популяризацию здорового образа жизни и повышение качества жизни горожан, сохранение их здоровья. Для этого в рамках данного направления предлагается создать все необходимые городским жителям условия для занятий спортом, повысить доступность правильного питания и сделать город более комфортным. В мероприятия шага включены проекты по созданию велоинфраструктуры, сервисных станций в парках, площадок для экстремальных видов спорта, объекты для зимних видов спорта, инклюзивных игровых площадок, формированию фермерских рынков, ярмарок. Данные мероприятия будут способствовать росту качества жизни населения, изменению образа жизни населения.

Шаг «Собери своих» является воплощением города с возможностями для творчества и с яркими событиями. Повышение разнообразия событийной программы, использование современных форматов и проведение интерактивных образовательных мероприятий для холодного времени года помогут сделать город привлекательнее и сделать жизнь в городе более интересной. Так, предполагается организовывать городские пикники, различные музыкальные события, дворовые соревнования, кинопоказы, экологические прогулки, городские экскурсии, фестивали здорового питания, мероприятия по развитию городской среды и т.д. Данные события предлагается организовывать  в пространствах, которые будут созданы в рамках предыдущих направлений программы.

Города России выполняют по три проекта в каждом из пяти шагов, причём два из них являются приоритетными для определенного города, а оставшийся органам местного самоуправления предлагается выбрать самостоятельно, исходя из потребностей.

Таким образом, после реализации всех проектов (в совокупности 15), представленных в программе, проводится оценка степени их реализации в том или ином городе, после чего выбираются лучшие проекты.

Как можно заметить, указанные выше программы затрагивают практически все аспекты, связанные с формированием комфортной городской среды, поэтому их применение может оказать явно положительный эффект на общее состояние российских городов. Итоги их реализации могли бы вызвать значительное увеличение показателей ИКГС, обеспечить увеличение темпов прироста муниципальных программ, повысить уровень ответственности граждан по отношению к своим городам. Главное, чтобы хватило финансирования продолжить все вышеуказанные, безусловно, очень важные для повышения уровня жизни горожан программы, и тогда в перспективе и вследствие этого тоже, возможны, положительные сдвиги в демографических показателях. Ведь именно общий уровень жизни, её комфортность во многом влияет на решение молодых пар о пополнении в семье.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что повышение качества городской среды, несомненно, занимает ключевую позицию в вопросе о развитии городов. Правильная постановка национальных целей, успешное выполнение проектов и программ, а также эффективная работа органов государственной власти и местного самоуправления способны образовать действенный подход к образованию благоприятных условий проживания граждан в муниципальных образованиях Российской Федерации.

Идеи для города

Датский урбанист Ян Гейл, известный своей исследовательской работой во многих городах мира, сформулировал ряд универсальных идей, используя которые можно добиться высоких результатов в области развития городской среды и повышения комфорта жизни в городе.

Пешеход важнее автомобиля

Сильная урбанизация городского пространства и большое количество высотных зданий имеют свои последствия. В таких городах каждый видит здания и автомобили и почти не видит людей, потому что пешеходное движение практически невозможно, а условия для пребывания в общественных местах около зданий крайне плохи. При наличии больших, но безличных пространств между зданиями существует не так много вариантов внешних видов деятельности. В таких условиях большинство жителей предпочитает проводить время дома перед телевизором. Но на первом месте должен быть пешеход – в таком случае развиваются пешие маршруты и общественные пространства, так как именно они становятся наиболее востребованными.

Этапы формирования индексаПравить

Побочным продуктом индустриализации стала монотонность городов, их однотипность, что привело к низкой частоте контактов между людьми. В городе человек или один, или в толпе, но не «вместе с другими» – а это один из важнейших факторов, которые стимулируют социальное взаимодействие, творческую активность и многое другое. Это важнейший показатель «живого» города, который необходимо поддерживать на высоком уровне.

Зачем улучшать городскую среду в мире

Еще 200 лет назад население Земли составляло около 1 млрд человек. Сегодня эта цифра в семь раз больше. Вместе с ростом экономики, промышленности и науки росли и развивались города. К настоящему моменту в мире более половины всего населения планеты проживает в городах, и, по прогнозам экспертов, к концу века доля будет более 90%.

Резкий рост населения привел к необходимости расширения городов и способствовал появлению новых. Климатические условия, миграции, хаотичная застройка – все эти факторы привели к неоднородной картине пространств и необходимости их упорядочивать. В мировой практике неоднократно предпринимались попытки систематизировать городскую среду, прийти к ее осмыслению, чтобы найти оптимальные векторы для развития. И если на рубеже XIX-XX веков создавались теории развития городских пространств, основанные на существующем опыте, собственных наработках архитекторов и городских властей и порой футуристическом подходе, то технологическая база дала возможность использовать принципиально новую систему, базирующуюся на огромном массиве информации, статистике, больших данных и математических расчетах.

В 1977 году на конференции в канадском Ванкувере Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о создании Комиссии по населенным пунктам. Ее главной задачей стало содействие развитию международного сотрудничества в области населенных пунктов, жилищно-гражданского строительства и строительных материалов. В октябре 1978 года образовался Секретариат и исполнительный орган Комиссии ООН по населенным пунктам (Центр ООН по населенным пунктам — Хабитат). В 1996 году появилась так называемая «Повестка дня Хабитат», которая обозначила всемирный план действий по устойчивому развитию.

Эксперты предупреждали, что при отсутствии надлежащего планирования рост городов может привести к усилению социально-экономического неравенства, а также крайне негативно повлиять на окружающую среду, а мегаполисы являются локомотивом экономического роста и поэтому могут сыграть лидирующую роль в достижении Целей устойчивого развития. В связи с этим в ООН призвали государства разрабатывать и внедрять современные и эффективные подходы к развитию городов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *