2021_Уникальный объект

Агломерации (от
лат. agglomerare – присоединять, накоплять) — компактно
расположенное быстро развивающееся скопление поселений, состоящие из нескольких
десятков или даже сотен населенных пунктов, обладающих развитыми производственными,
культурными, рекреационными связями. Термин относится преимущественным образом
к поселениям городского типа.

Антропогеография –
школа в социальной географии (Германия), объектом изучения
которой являются связи и взаимодействия человека с окружающей средой. Основателем школы считается Ф. Ратцель. Находилась на позициях географического
детерминизма, объясняя развитие общества законами природы.

База
градообразующая – совокупность объектов, определяющих
экономический профиль города, его величину и место в экономической
структуре района.

Геоурбанистика (от итал. urbanistica – наука
планировки города) — раздел географии, изучающий городские
поселения и их территориальные группы (системы, сети). Термин «геоурбанистика»
более широкое понятие нежели «география городов». География городов изучает
отдельные города, а геоурбанистика занимается исследованием, как городов, так и
городских сетей

систем, процессов урбанизации,
городских агломераций и урбанизированных зон надагломерационного уровня. понятие
геоурбанистика включает в себя понятие «география городов» и дополняет его.

Город – критерии отнесения поселения к городу очень
разнообразны и варьируются от страны к стране. К ним могут относиться:
численность населения поселения, выполнение поселением определенных функций
(например, административных), расстояние между домами, плотность населения и
т. В России к городам относятся центры с населением не менее 12 тыс. жителей,
85% и более населения которых составляют рабочие и служащие (вместе с членами
их семей).

Городская
(урбанизированная) система – это пространственная
форма расселения любого таксономического ранга, сложившаяся вокруг
урбанистического ядра (т. автономный город, городская агломерация,
урбанизированный район, урбанизированная зона, мегалополис). Главной
особенностью городской системы является ее большая инерционность, обусловленная
длительностью эксплуатации зданий и сооружений, а также разновременностью
возникновения различных элементов планировочной структуры на основном каркасе. Каркас (основа) самого города или агломерации изменяется, таким образом, очень
медленно.

Городская среда – интегральное и
многокомпонентное явление. Материальная составляющая городской среды –
это, с одной стороны, природа, видоизмененная городом, а также окружающая его. А с другой – здания и сооружения разного назначения, распределенные в нем в
соответствии с планировочной структурой и архитектурной композицией.

Градостроительство
(градостроительная деятельность) — деятельность
государственных органов, органов местного самоуправления, физических и
юридических лиц в области градостроительного планирования развития территорий и
поселений, определения видов использования земельных участков, проектирования,
строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом интересов граждан,
общественных и государственных интересов, а также национальных,
историко-культурных, экологических, природных особенностей указанных территорий
и поселений.

Групповые
системы населенных мест –
рационально управляемые системы тесно взаимосвязанных
городских и сельских поселений различной величины и народнохозяйственного
профиля, объединенные развитыми

территориально-производственными
связями, общей инженерной инфраструктурой, единой сетью общественных центров
социально-культурного обслуживания и мест отдыха.

Густота
поселений – число поселений, приходящееся на единицу
площади страны или района. Сел – на 1000 км. , густота городских
поселений – на 10000 км.

Зонирование – деление
территории на зоны при градостроительном планировании развития
территорий и поселений с определением видов градостроительного использования
установленных зон и ограничений на их использование.

Инженерная,
транспортная и социальная инфраструктуры — комплекс
сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования, а
также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения,
обеспечивающий устойчивое развитие и функционирование поселений и межселенных
территорий.

Ложная урбанизация – термин,
характеризующий взрывной процесс роста населения городов в
развивающихся странах, происходящий в условиях недостатка рабочих мест и жилья,
с образованием трущобных районов. Отличие от истинной урбанизации состоит в
том, что не происходит развития городских функций, характеризующих мировой
процесс урбанизации. Сельские мигранты долго сохраняют прежний уклад и не
перенимают городской образ жизни вследствии крайней бедности.

Мегалополис – высокоурбанизированная
зона, возникающая путем срастания близко расположенных крупнейших
городских агломераций. Основные черты М. : линейный характер застройки,
вытянутой в основном вдоль транспортных магистралей; общая полицентрическая
(многоядерная) структура, обусловленная взаимодействием относительно близко
расположенных друг к другу крупных городов. Впервые термин был применен для
обозначения сплошной городской застройки (протяжённостью свыше 1000 км и
шириной местами до 200 км) вдоль Атлантического побережья США – связанных между
собой агломераций Бостона, Нью-Йорка, Филадельфии, Балтимора, Вашингтона (с
населением более 40 млн. человек).

Миграция валовая (миграционный
оборот, объем миграции)
– сумма прибывших и выбывших мигрантов.

Миграция маятниковая
– миграция в виде регулярных поездок к местам работы,
учебы, находящимся в другой местности.

Наукограды – особый тип городских
поселений, градообразующими предприятиями которых являются
научные, научно-производственные и другие организации, связанные с
научно-техническим развитием. Можно выделить 7 основных направлений
специализаций наукоградов (авиаракетостроение и космические исследования;
автоматизация, машино и приборостроение; ядерный комплекс; химия, химфизика и
новые материалы; энергетика; биология и биотехнология; электроника и
радиотехника).

Опорный каркас
расселения – сочетание главных фокусов (узлов, центров)
хозяйственной, социальной и культурной жизни страны (т. городов),

также соединяющих их
социально-экономических линий (транспортных магистралей и путей сообщения).

Плотность населения – степень населенности
конкретной территории, численность постоянного населения, приходящаяся
на единицу площади (обычно 1 км кв. – физическая плотность населения. Городская концентрация – плотность населения городов.

Поселок городского типа – категория
городского поселения, введенного в

РФ
в 1920-х гг. , выполняющего обычно промышленные, транспортные, курортные,
административные и др. функции.

Пригородные зоны –
территории, окружающие крупный город и находящиеся с ним в
тесной функциональной и др. взаимосвязи. Пригородные зоны являются частью
городских агломераций.

Проектно-изыскательские работы — комплекс
работ по проведению инженерных изысканий, разработке
технико-экономических обоснований строительства, подготовке проектов, рабочей
документации, составлению сметной документации для осуществления строительства
объектов, зданий, сооружений.

Рурбанизация –
внедрение некоторых городских условий и норм жизни в сельские
поселения. Рурбанизация может сопровождаться миграцией городского населения в
сельские поселения, переносом в сельскую местность форм хозяйственной
деятельности, характерных для городов.

Сальдо миграции (нетто-миграция,
чистая миграция, механический прирост населения) – разность
между числом прибывших на какую-либо территорию и числом выбывших из нее за
определенный срок.

Сельские поселения –
все населенные места, которые не соответствуют принятому в
данной стране пониманию городских поселений; все поселения, расположенные в сельской
местности.

Сеть поселений – совокупность
всех населенных пунктов, расположенных на какой-либо территории
обитания людей.

Система расселения –
территориально целостная и функционально взаимосвязанная
совокупность поселений; характеризуется как параметрами

входящих в нее поселении, так и составом и интенсивностью
социально-экономических связей между ними. Система расселения – исходное
понятие при исследовании расселения населения методами системного анализа. Различаются системы расселения разного иерархического уровня – локальные,
региональные системы расселения, система расселения страны.

Субурбанизация
— процесс роста и развития пригородных зон крупных
городов. Субурбанизированные зоны характеризуются обычно более высокими
темпами роста населения по сравнению с городами — центрами агломераций.

Урбанизация —
многогранный глобальный (т. охвативший весь мир) социально-экономический
процесс, связанный с развитием и концентрацией производительных сил и форм
социального общения, с распространением городского образа жизни на всю сеть
населенных мест.

Урбанизированное расселение – распределение
населения по территории

высокой плотностью городского и
сельского населения, характеризующейся широким набором функций
(производственных, культурных, транспортных, обслуживания, рекреации и т. ), а
также сходным образом и условиями жизни населения.

Урбанизированный район – сравнительно
обширный ареал расселения с высокой плотностью населения и высоким
уровнем развития городских поселений, который образует систему взаимосвязанных
и взаимодополняющих друг друга агломераций и многофункциональных центров
разного ранга.

Урбанизированная
зона – сложная и обширная структура мегалополисного
типа, особенно важная для перспективной пространственной организации расселения
страны. Урбанизированная зона включает обычно несколько урбанизированных
районов и характерна только для регионов с высоким уровнем урбанизации.

Урбанистическая
структура – соотношение городских поселений различной
величины (людности) в общем их числе, суммарной численности населения.

Урбанизированность
региона – доля городского или урбанизированного населения.

Устойчивое развитие
поселений и межселенных территорий – развитие
территорий и поселений при осуществлении градостроительной деятельности в
целях обеспечения градостроительными средствами благоприятных условий
проживания населения, в том числе ограничение вредного воздействия
хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и ее рациональное
использование в интересах настоящего и будущего поколений.

Экологический
каркас – это рациональная в экологическом отношении территориальная
структура. По отношению к опорному экономическому каркасу экологический каркас
выступает в качестве антипода, “антикаркаса”.

Экономико-географическое положение – это
отношение какого-либо места, района или города к вне его лежащим
данностям, имеющим то или иное экономическое значение, все равно, будут ли эти
данности природного порядка или созданные в процессе истории.

Может ли российская Арктика стать такой же благоустроенной, как норвежская или финская?

Жители холодного и труднодоступного региона, как и все, хотят иметь красивые и развитые города, с комфортной инфраструктурой. Некоторым уже выпал счастливый случай, но для большинства это пока мечты.

2 марта в Торгово-промышленной палате в рамках VII Международной конференции «Арктика: устойчивое развитие» («Арктика-2022») прошел круглый стол: «Комфортная городская среда в условиях Крайнего Севера и Заполярья». Модератором мероприятия выступил Координатор НОСТРОЙ по ДФО Айхал Габышев, который напомнил об Арктике как огромнейшем потенциале экономического роста России.

Так, утвержденная Стратегия развития Арктической зоны до 2035 г. позволит повысить качество жизни населения, ускорить экономическое развитие территорий, защитить национальные интересы и традиционный образ жизни малочисленных народов, повысить охрану окружающей среды и осуществить взаимовыгодное международное сотрудничество на территории мировой Арктики. Для этого сегодня исполняется утвержденный Правительством РФ Единый план реализации основ государственной политики и Стратегии развития Арктической зоны РФ на период до 2035 г. И основной акцент Единого плана сделан на повышении качества жизни людей в Арктике. Причем, по мнению Айхала Габышева, один из ключевых факторов, как и инвестиционной привлекательности арктических территорий, – это формирование комфортной городской среды.

Население Арктической зоны России на 1 января 2021 г. достигло 2,6 млн человек, причем в российской Арктике проживает около половины жителей мировой Арктики. И у нас она самая урбанизированная, где сконцентрировано 78,9% населения. Так, в пяти городах и на окружающих их территориях проживает 38% населения Арктики или более 2 млн человек – это Архангельск с 600 тыс. жителей, Мурманск – 458 тыс. , Анкоридж – 369 тыс. , Оулу – 358 тыс. и Рейкьявик – 268 тыс. А Архангельск вместе с Северодвинском и Новодвинском образует крупнейшую в мировой Арктике городскую агломерацию. И только в России есть уникальный опыт строительства городов в абсолютно неблагоприятных природных условиях для жизни населения.

Шанс на благоустройство

Тем не менее, в соответствии с Индексом качества городской среды в 2020 г. благоприятными были признаны почти половина арктических городов – 20 из 44. И максимальную оценку в 228 баллов получил  г. Полярный Мурманской области. А самыми неблагоприятными оказались Верхоянск и Среднеколымск Республики Саха (Якутия), набравшие 116 и 118 баллов соответственно.

Вместе с тем, по данным рейтингового агентства РИА Рейтинг, среди регионов с территориями, относящимися к Арктической зоне, наиболее высокую позицию – 15-е место среди 85 субъектов занимает Ямало-Ненецкий АО. Лишь на 38 месте расположилась Мурманская область, на 44-м – Красноярский край. Остальные арктические регионы: Чукотский АО, Республики Коми, Саха (Якутия), Карелия, Архангельская область и Ненецкий АО заняли соответственно 59, 65, 70, 71, 72 и 73 места.

В целом, как рассказала Главный архитектор Саха (Якутия) Ирина Алексеева, благодаря Всероссийскому конкурсу лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях в Республику за 4 года удалось привлечь 305 млн руб. И для малых городов это значительная сумма.

Так, в центре Олекминска был реализован проект по синхронизации становления объектов культурного наследия. Оказалось, что можно делать интересные общественные пространства в самых отдаленных регионах Республики. Второй проект – по благоустройству городского парка в г. Нюрба с населением меньше 10 тыс. чел. И сегодня это одна из лучших практик в Республике, где применены все принципы проектирования и строительства на Севере. В зимнее время при -50 град. невозможно проводить время в парках, но этот проект показывает, что общественное пространство может быть круглогодичным даже в самых сложных климатических условиях.

Третий проект – благоустройство набережной в г. Покровск. Построены 2 павильона, в результате впервые в городе появились современные кафе, где люди ежедневно проводят время. Причем многие годы недооценивалось, что город стоит на реке, но теперь жители стали любить свой город еще больше.

Следующий проект – Арктика. Да, 6 городов региона находятся на самой низкой планке по индексу качества городской среды. Но, благодаря проведенной в рамках проекта работе, индекс качества городов Верхоянск и Среднеколымск по итогам 2021 г. должен выйти на новый уровень. Так, в Верхоянске проживает всего 1095 человек, и победа в конкурсе позволила привлечь 45 млн руб. , благодаря чему был построен парк «YhYЙЭЭН». Пятый проект – в г. Среднеколымск, который получил 50 млн руб. на благоустройство комплекса «Колымское подворье». Благодаря работе молодых архитекторов, люди хотят оставаться в своих городах, к ним приезжают туристы – сегодня самый холодный город стал точкой развития туризма.

Самое главное во всех проектах – экономическая эффективность. Не секрет, что на Севере огромные проблемы, удорожание, сложная логистика, недостаточно квалифицированных специалистов и подрядных организаций, муниципальных работников, которые понимают суть работы общественных пространств. И сегодня понятно, что в ближайшее время удорожание материалов возрастет в разы, и придется ориентироваться только на российских производителей.

Чтобы легче было реализовывать такие проекты, Ирина Алексеева советует создавать муниципальные автономные учреждения. Однако для реализации проектов по 44-ФЗ не всегда приходят добросовестные подрядчики, и это остро ощущается именно в таких отдаленных регионах, особенно при дальнейшей эксплуатации. На этих территориях важно понимать, как будет работать пространство, а не просто создать интересный проект. Также должна быть самобытность и уникальность проектов, чтобы города преобразовывались с сохранением исторических основ.

Изначально вопросам комфортной городской среды в регионе уделялось мало внимания, и в конце 2018 г. было создано Управление архитектуры и градостроительства при Главе Республики, а в начале 2019 г. – Центр компетенций по вопросам городской среды Республики – LETO YAKUTIA. И название связано с тем, что комфорт у всех жителей ассоциируется именно с жарким летом. Самая главная задача Центра – обучить всех участников, как создавать комфортную городскую среду, для чего в том числе активно перенимаются практики и из других регионов. Например, в течение трех лет молодые архитекторы Якутии участвовали в образовательной программе «Архитекторы РФ», а также принимали участие в фестивалях градостроительства и архитектуры, стараясь привнести в жизнь Республики новые тренды, подходы и принципы проектирования.

Как сдержать отток народа?

То, что многие арктические города менее благоприятны, чем другие российские города, подтверждает и продолжающийся отток населения с этой территории. Причем ему способствуют действующие программы переселения из аварийного жилья. Из-за высокой себестоимости строительства жилья в арктических территориях становится популярным расселение методом выплат возмещения за изымаемое жилое помещение. Так, по данным Фонда содействия реформированию ЖКХ, из общего количества заключенных контрактов доля контрактов с выплатой возмещения в Среднеколымском районе Якутии составила 97,3%, в Абыйском и Аллаиховском районах Якутии – 85,3% и 86,1% соответственно, в Лоухском районе Республики Карелия – 50%.

В таких районах и регионах доля строительства нового жилья по программам переселения отсутствует или крайне минимальна, есть районы, где реализация программ вообще не начата. И только в Ненецком и Чукотском АО расселяемым гражданам предоставляется жилье в новых построенных и строящихся домах, а выплаты возмещения за изымаемое жилье отсутствуют.

Кроме того, во всех районах Республики Саха (Якутия) предельная стоимость строительства 1 кв. м каменного жилья намного превышает значения в Якутске. А в некоторых арктических районах изменение предельной стоимости строительства за 2019-2021 гг. носит отрицательное значение, не имея реального основания для этого. К примеру, в с. Батагай-Алыта утверждение необоснованных нормативов предельной стоимости строительства привело к тому, что застройщики не принимают участия в госконтрактах.

В результате сегодня в рамках Единого плана разработан Дизайн-код арктических поселений, запущена онлайн-платформа «Библиотека практик развития и благоустройства среды арктических поселений», а Минвостокразвития России проводит конкурс лучших практик развития и цифровизации городской среды, благоустройства общественных и дворовых пространств в Арктической зоне.

Об основных пилотных проектах развития опорных населенных пунктов на территории Арктической зоны рассказала руководитель отдела проектов регионального развития Информационно-аналитического центра Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Ольга Ивлиева. Речь идет о комплексном развитии города Норильска, по которому на 120 млрд руб. заключено четырехстороннее соглашение. Другой проект затрагивает ЗАТО в Мурманской области, основными задачами которого было развитие социальной инфраструктуры в пос. Никель Печенгского района и улучшение жилищных условий военных и их семей.

Кроме того, Центр сейчас ведет разработку Стандарта развития городской среды и благоустройства общественных и дворовых пространств арктических поселений. Ожидается, что он будет готов к концу года, а сейчас уже можно пользоваться Дизайн-кодом арктических поселений – комплексом документов, регулирующих внешний облик городской среды, и «Арктической библиотекой» – онлайн-платформой, которая содержит российские и зарубежные подходы, опыт работы с городской и поселенческой средой арктических и северных территорий.

Чтобы находить и поддерживать выдающиеся практики, Центр организует конкурсы лучших проектов. Так, в прошлом году впервые прошел Федеральный конкурс лучших практик развития и цифровизации городской среды, который теперь станет ежегодным. Победителей выбирали в двух номинациях – «Лучшие общественные пространства» и «Лучшие практики в сфере цифровизации транспорта». И через несколько дней будут подведены итоги.

Другое мероприятие – Открытый конкурс на архитектурно-планировочную концепцию площадки накопления отходов на придомовой территории в арктических регионах. Было важно продумать площадку, которая будет функционировать в условиях Арктики, ведь зачастую бывает просто сложно вынести мусор или его увезти.

Все проекты организуются с упором на аналитику и научные обоснования, потому что в Арктике наиболее продуктивный – это комплексный подход. Для этого была проведена работа по разработке Перечня опорных населенных пунктов Арктики как новых субъектов управления и нового подхода к пространственному развитию. Для того чтобы понять, зачем вообще нужны арктические города, был предложен перечень опорности населенных пунктов по разным категориям, на основе которого в дальнейшем продолжится работа по разработке мер поддержки каждой группы этих населенных пунктов. Так, было проанализировано 275 городов арктической зоны по 57 показателям, в результате выявлены не только их климатические особенности, но и сложная транспортная доступность, узкий рынок сбыта продукции и сфера их деятельности по отраслям. И это подкашивает экономическое существование арктических городов, а изучение городской среды, особенно связанной с федеральным финансированием, сталкивается с большими проблемами.

Было бы из чего строить

Конечно, говоря о строительстве и создании комфортной городской среды в арктических регионах, сразу встает вопрос – из чего же строить в условиях крайне низких температур и сильных ветровых нагрузок?

Так, директор ООО «Проектное бюро Аргос» ГК «Эвриал» Георгий Коршунов рассказал о технологии «Гибкий сэндвич», позволяющей вводить здания со снижением стоимости. Этот недавно запатентованный материал – аналог металлического сэндвича, в котором 2 слоя металла были заменены на ткань ПВХ. В результате у материала появились преимущества в высокой скорости монтажа. Кроме того, гибкий сэндвич на 20% дешевле, чем металлический, а для зданий не требуется прогонная система и фундамент глубокого залегания, что дает экономию в 25% на строительную часть здания. Технология разработана для применения в условиях низких температур, а здания могут быть адаптированы под использование солнечных батарей, что особенно актуально в условиях Крайнего Севера.

О преимуществах стального строительства в северных регионах в своем выступлении рассказал председатель Совета директоров ООО «LSC Baltic Group» Дионис Смирнов. Речь идет о конструкциях из теплой стали, для которой не требуется тяжелая техника – подойдут и мини-краны. На объект железнодорожным транспортом в контейнерах поставляются полностью готовые конструкции. А введенные в эксплуатацию жилые дома обладают высокой теплоэффективностью даже при температурах до -70 град. Кроме того, они выдерживают высокие ветровые нагрузки до 65 м/с. Другой неоспоримый плюс – быстрая скорость возведения – жилые дома в 5-6 этажей и выше появляются за 5 мес. И аналогов такой технологии в России нет.

Сегодня строительная отрасль в Арктике возрождается. Однако реализуемых проектов недостаточно, чтобы переломить негативные тенденции. Конечно, строительная деятельность здесь требует больших усилий, времени, знаний, опыта и затрат. Поэтому Арктика остается не самой привлекательной территорией для ведения строительного бизнеса, для которого были бы не лишними механизмы поддержки.

А чтобы люди чаще делали выбор в пользу жизни в арктических городах, необходимо качественно улучшить имеющуюся там среду, в первую очередь – пространственную, т. городскую. В каждом населенном пункте должны быть разработаны принципы и направления их развития, основанные на необходимости нового строительства качественного жилья, социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры.

В завершении своего выступления Айхал Габышев озвучил ряд предложений, среди которых повышение нормативов стоимости строительства 1 кв. м общей площади жилья, используемых для реализации программ по обеспечению жильем отдельных категорий граждан на территории Арктической зоны. Также необходимо внедрение механизмов поддержки проектных и строительных организаций, реализующих проекты в Арктике. И, наконец, строительство новых школ по принципу «не ребенок за школой, а школа – за ребенком».

Вызов и ответ

Городская среда в район пересечения улиц Московской и Щорса после завершения проекта ЖК “Пять столиц” изменится.

Угловой участок, отведенный для Арт -объекта, будет находится на границе между урбанизированными кварталами (к юго – востоку) и существующей малоэтажной застройкой (к западу и северо-западу).

На севере расположена среднеэтажная застройка 2-й половины 20 в. , богатое озеленение которой роднит её с малоэтажной западной.

Таким образом, высотный квартал “5 столиц” внедряется в эту зеленую среду, охватывающую его с трех сторон.

Эту динамику мы хотим подчеркнуть в Арт- объекте, охватывающем угол жилого комплекса. Мы обратили внимание на то, что этот ровный угловой участок приподнят над уровнем перекрестка на высоту 2,4 – 2,5 м. Таким образом, зеленый откос с западной и северной стороны создаёт для “Арт-объекта” как бы “подиум”. Сам угловой участок выделится относительно городского окружения, благодаря тому, что автомобильное движение на перекрестке окажется ниже его уровня. Весь угловой участок станет как бы видовой террасой или широким “балконом”, обращенным к городу и его природной среде. В вечернее время эта терраса будет хорошо освещена солнцем, а свежий ветерок с юго-запада будет приносить на неё ароматы цветущих садов из малоэтажной застройки.

Здесь создается приятное место отдыха, общественных мероприятий, и “пространство событий”, а урбанизированная среда квартала остается за спиной. Мы хотим придать этому общественному Арт-Пространству соответствующее гуманистическое обрамление – устройством дугового 3х ступенчатого амфитеатра и посадкой 2х групп деревьев по его сторонам. Это озеленение и малые формы призваны отделить Арт-пространство от 2 высотных башен и связывающего их 3 этажного объема. ——————————————————————-

2021_Уникальный объект

С внешней  стороны угла располагается Арт Объект, – как акцент, естественно завершающий обрамление Арт – пространства (“пространства событий”), организованного на террасе.

Он состоит из 3х дуг свободной формы, из которых нижняя – обитаемая. Это приподнятый пешеходный “капитанский мостик”, пандус которого ведет к “видовой площадке”, а с неё открываются виды: – как на перекресток и город за ним, так и на террасу с Амфитеатром. Приподнятый на металлических стойках “капитанский мостик” может быть использован для выступлений артистов перед зрителями, расположившимися в Амфитеатре. Так Арт объект включается в разные программы, реализуемые в обрамляемом им пространстве. Возможна также установка временных экранов и осветительной аппаратуры, и включение в проект благоустройства пространства террасы водных затей (серия фонтанов).

Две верхние дуги как бы продолжают в небо движение пандуса

Кроме декоративной функции, поверхности 2х верхних дуг могут нести световую рекламу, надписи (бегущую строку) и т.

При восприятии извне, со стороны подъездов по ул. Шаумяна, Щорса, Московской, – эти цветные ленты позволяют (благодаря тому, что они окружают “пустое” Арт-пространство в середине),- небольшими средствами и малой массой затрат материала создать крупный градостроительный акцент, соразмерный с громадами 2х жилых башен, и своей свободной игривой формой контрастно дополняют их строгие лаконичные объемы.

При подъезде с юга по ул. Московской, и от станции метро “Чкаловская” по ул Щорса (при взгляде сбоку), “ленты” выражают динамику “вперед и выше”, ассоциирующуюся с темой движения к будущему, порыва к развитию.

2021_Уникальный объект

Описание необходимых для изготовления арт-объектов ресурсов и особенности монтажа элементов

Криволинейная форма размерами 15х30 м (общая длина верхней кривой – 48м), и высотой 12 м, изготовлена из металлокаркаса (труба облегченная сечением 14х14 мм)

Материалом для отделки сложной криволинейной формы выбран алюминиевые перфорированный лист, что позволяет значительно облегчить конструкцию.

Нагрузка от каркаса и оболочки равномерно распределяется на 4 опоры – две из них являются продолжением каркаса и крепятся к бетонному основанию. Две – отдельно стоящие V- образные опоры, на которые опирается каркасная конструкция по типу арки.

Монтируются детали объекта поэтапно:

1 этап – монтаж нижнего элемента – пандуса из сборного железобетона

длиной 19 м, поднимающимся на высоту 2 м.

2 этап – монтаж V-образных опор, каждая из которых  устанавливается на индивидуальное бетонное основание (фундамент).

Одновременно, в подготовленных и размеченных точках устанавливаются опорные (фундаментные) блоки для монтажа верхней конструкции

3 этап – монтаж предварительно собранной верхней конструкции

4 этап – установка «амфитеатра» для жителей и гостей территории жилого комплекса.

Амфитеатр представляет собой две объемные клумбы, емкость которых изготовлена из сборного железобетона, стенки снаружи отделаны деревянной доской. На верхнюю часть бетонного парапета также монтируется деревянный настил из доски.

Основание для клумб набирается из хорошо утрамбованного щебня.

2021_Уникальный объект

2021_Уникальный объект

2021_Уникальный объект

2021_Уникальный объект

Урбанизация и мониторинг.

Сущность урбанизации
составляют: рост числа городов и количества городских жителей, появление новых
форм расселения, образование городских агломераций и урбанизованных районов.

Городские формы
расселения оказывают влияние на все стороны экономического, социального и
культурного развития. Урбанизация, увеличивая площади городских поселений,
становится конкурентом сельского и лесного хозяйства. Это потому, что города
своими окраинами все дальше и дальше наступают на пахотные, лесные и иные
угодья и расширяют свои территории.

В пределах самих
городских территорий происходят резкие изменения исходных состояний природной
среды. Возникают новые категории ландшафтов: многоэтажной застройки,
промышленные, агроселитебные, водохозяйственные, социально-культурные и другие.

Города служат
поставщиками твердых, жидких и газовых отходов производства, в том числе и
загрязняющих веществ. Наиболее активными загрязнителями оказываются города, у
которых функционирует металлургическая, химическая и целлюлозно-бумажная
промышленность.

Из-за перераспределения
или миграции химических элементов, содержащихся в отходах производства, вокруг
города появляются ареалы нарушенных состояний ландшафта. Накопление в почвах,
растениях и водах

токсичных соединений
химических элементов приводит к резким ухудшениям экологических свойств
ландшафта.

Развитие городов
сопровождается резкими изменениями исходных состояний почв. Это приводит к
активному развитию процессов денудации и аккумуляции.

Создание и эксплуатация
сети наземных и подземных коммуникаций сопровождается изменением вещественного
состава, тепловых, водно- физических и химических свойств массы исходных
категорий почв.

В пределах ареалов открытых
почв скверов, парков и усадеб доминируют аккумулятивные процессы. Они
выражаются в обогащении почв соединениями азота, серы, свинца и иных химических элементов.

Совокупные действия
нарушающих процессов обусловливают преобразования природных профилей почв в
новые категории. Это урбанозѐмы элювиальные, урбанозѐмы трансэлювиальные и
урбанозѐмы аккумулятивные.

Обособления процессов
формирования многоликих урбанозѐмов выявлены в пределах городских территорий
Москвы, Нижнего Новгорода, Перми и др. городов.

Дискретностью свойств
массы урбанозѐмов создается контрастность экологических ситуаций в ландшафтах
городских территорий.

Из-за несомненной
реальности дальнейшего роста активности процессов урбанизации, очевидна
необходимость управления развитием их негативных последствий. Поэтому, наряду с
ускорением перехода отраслей производства на безотходные технологии, актуален и
мониторинг экологии ландшафтов города.

Системы мониторинга, как слежение, прогноза и принятия оперативных
решений по улучшению качества среды

Для этого необходимы:

•                              
развитие
единой государственной системы экологического мониторинга на всей территории
страны, включая мониторинг биотических и абиотических компонентов природной среды;

•                                
совершенствование
нормативной базы, регламентирующей взаимодействие федеральных органов
исполнительной власти, осуществляющих государственный экологический мониторинг,
включая формирование фонда информационных ресурсов;

•                         
совершенствование
системы показателей, создание методологии экологического мониторинга Российской
Федерации, а также техническое и материальное обеспечение деятельности системы
экологического мониторинга;

•                     
обеспечение
достоверности и сопоставимости данных экологического мониторинга по отдельным
отраслям экономики и регионам страны;

•                      
совершенствование
системы учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов;

•                   
проведение
работ по выявлению зон экологического бедствия;

•                    
выявление
и обозначение на местности всех территорий, подвергшихся радиоактивному и
химическому загрязнению в масштабах, представляющих опасность для окружающей
среды и населения;

•                       
инвентаризация
экологически опасных производств, сооружений и захоронений отходов; оценка
риска возникновения чрезвычайных экологических ситуаций и путей их предотвращения;

•формирование и ведение
кадастров экологически опасных объектов на федеральном, региональном и
муниципальном уровнях;

•инвентаризация
территории для выявления и специальной охраны земель, пригодных для
производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции, водных
объектов со стратегическими запасами питьевой воды, природных комплексов,
выполняющих особо важные средообразующие функции и обладающих особым
рекреационно- оздоровительным значением;

•формирование системы
государственных кадастров природных ресурсов, особо охраняемых природных
территорий и территорий традиционного природопользования;

•обеспечение открытости
информации о состоянии окружающей среды 
и возможных экологических угрозах; бесплатный доступ граждан к
информации в сфере экологии, жизненно важной для их безопасности;

•информационное
обеспечение учета результатов государственной экологической экспертизы всех
проектов, программ и объектов, подлежащих обязательной экологической
экспертизе.

Современные программные и технические средства
информационных технологий, особенности их использования при решении
экологических задач.

Важнейшим источником
информации для мониторинга природных сред являются спутниковые данные,
эффективное использование которых возможно только при условии применения
современных информационных технологий, обеспечивающих их автоматический прием,
обработку и архивацию. Система экологического мониторинга предусматривает оперативный
доступ к спутниковой информации удаленных пользователей и использование
экологической информации для устойчивого развития социальных структур без
деградации среды обитания. Особенно важно обеспечить развитие этого ключевого
направления для современного мегаполиса.

Исследования показали,
что аэрокосмические методы изучения природной среды находят широкое применение
в спутниковом экомониторинге мегаполисов. Метод тепловой космической съемки
мегаполисов основан на бесконтактном определении температуры объекта

земной поверхности или
среды по плотности потока излучения в инфракрасном диапазоне длин волн. Регистрируемое излучение (радиационная температура) является функцией
термодинамической температуры и спектрального коэффициента излучения, характеризующего
оптические свойства излучающей поверхности.

Основные перспективные
направления дальнейшего использования спутникового геоэкологического
мониторинга больших городов:

2021_Уникальный объект

Разработка методов теплового дистанционного зондирования
мегаполисов и выявления изменений в состоянии окружающей среды урбанизированных
территорий.

2021_Уникальный объект

Оперативное обнаружение тепловых аномалий и техногенных
выбросов, например, контроля тепловых выбросов ТЭЦ и промышленных объектов. Классификация участков космических снимков по радиационной температуре и
выявление аномальных источников излучений. Выделение дымовых шлейфов на основе
специальных алгоритмов и выделение границ неоднородных областей шлейфов. Задача
выявления тепловых дымовых шлейфов и зон задымления от локализованных источников.

Прогнозирование переноса загрязнений в городской атмосфере,
основанное на анализе структуры турбулентных полей и ветра. Известно, что
распространение загрязнений в городской атмосфере определяется структурой
турбулентных полей и ветра. В то время как средний ветер вызывает адвекцию
(снос) примесей, турбулентность приводит к диффузионному расплыванию облака
загрязнений. Характеристики крупномасштабной турбулентности определяют размеры
зон, охваченных загрязнениями воздуха. Показано, что в условиях плотной
городской застройки возникают благоприятные возможности возбуждения крупных
вихревых структур.

На основе комплексного экологического мониторинга региона
возможно эффективно оценивать влияние мощной техногенной системы на экологию
города.

Построение температурных карт городов и тематических методик
обработки спутниковых данных.

Выявление температурных аномалий и суммарных загрязнений
природной среды объектами промышленного и городского хозяйства с использованием
тематической дешифровки и компьютерной обработки данных ДЗЗ и ГИС-технологий.

Формирование единой упорядоченной информационной среды
региона. Создание информационного банка знаний по космическому
геоэкологическому мониторингу мегаполиса. Комплексная обработка экологической
информации о мегаполисе, начиная со сбора данных и кончая ее хранением,
обновлением и представлением городскому сообществу.

Построение динамических моделей техногенного воздействия по
данным тепловой космической съемки.

По мнению ученых,
включает в себя три составляющих:

природные элементы (сады, парки, скверы, реки, каналы,
водоемы, рельеф);

поведение людей и их предпочтения в процессе
жизнедеятельности.

Среда страдает из-за
колоссальных концентраций источников загрязнения, сосредоточенных в городах. Поэтому, улучшение среды с городов и должно начинаться. Необходимо создавать
экологический каркас территории, с разграниченностью зон – производства,
расселения, сельскохозяйственных территорий, сохраняемый природные ландшафты и
т.

Взаимодействие города и
природной среды носит в высшей степени комплексный характер, при этом
экологические аспекты тесно переплетаются с социальными и экономическими. Здесь
есть и «пороги», переступать которые с точки зрения экологии недопустимо. Во
многих случаях экологический фактор является не просто учитываемым, но и
определяющим в данное время и в перспективе.

При защите воздушного бассейна от загрязнений решающее
значение имеют технологические методы. К ним относятся:

Сооружение очистительных
устройств на предприятиях;

Снижение объема выброса
путем применения более качественного сырья и топлива;

Внедрение экологически чистых
технологий.

Но это трудно, так
стоимость очистных сооружений приблизится к стоимости основного производства. Обнаруживаются все новые вредные выбросы. Но науке известны далеко не все
вредные для здоровья человека вещества, загрязняющие атмосферу.

Поэтому необходимо, чтобы
технологические методы защиты были эффективно дополнены планировочными
методами. Сущность этих методов можно сформулировать как борьбу с загрязнениями
воздушного бассейна путем правильного взаимного размещения промышленных
предприятий и мест расселения.

Борьба с загрязнениями
водоемов – необходимо совершенство технологических процессов очистки. Но и в
этом случаи полная очистка невозможна, так как здесь также важна планировка –
запрет на строительство в верховьях рек, на уникальных водоемах (Байкал, Телецкое). Необходимо строительство системы дальних канализационных коллекторов для отвода
сточных вод (в специальные пруды).

Последние   годы-годы      крупных  
катастроф   (Чернобыль,  Башкирия,

«Челленджер», и др. аварии на атомных и химических предприятиях. ), показали, что технические средства
не могут предотвратить любую аварию.

Человек вызвал к жизни
такие грозные силы, сходные в экстремальных случаях со стихийно-разрушительными
процессами.

Необходимо разработать
планировочную стратегию организации пространства, исключающую катастрофические
загрязнения, учитывающие опасность новых технологий, непредвиденных сочетаний
опасных компонентов загрязнения, и просто человеческих ошибок.

Зеленые насаждения города

Зеленые насаждения
издавна считаются надежной и проверенной защитой   от 
 загрязнения 
 воздуха,   их   справедливо   называют   ―легкими города‖. Конечно, зеленые насаждения
украшают город, но прежде  всего  они играют важную роль в деле оздоровления
окружающей среды.

Леса, парки, сады,
бульвары и скверы воздействуют на состав атмосферного воздуха. Во время
вегетационного сезона их растительность обогащает воздух кислородом и поглощает
углекислый газ. С каждого гектара, занятого деревьями, выделяется в год до 30
кг полезных для человека эфирных масел. 1 га деревьев и кустарников только за
один час поглощает весь углекислый газ, выделяемый за это время 200 людьми. В
зеленых массивах каждое дерево поглощает в среднем за год 30-40 кг пыли и других
твердых частиц, а дерево с богатой лиственной кроной до 68 кг. Одно дерево
средней величины за сутки восстанавливает столько свободного кислорода, сколько
необходимо для дыхания трех  человек. Деревья очищают воздух от выхлопных газов. Каждое взрослое дерево ежегодно поглощает такой объем отработанных газов
автомобилей, который выделяется за 25 тысяч км пробега. Зеленые массивы хорошо
снижают шумовое загрязнение. При правильном размещении и подборе
соответствующих пород лиственных деревьев их крона поглощает до 1/3 звуковой
энергии. Шум на  застроенной  высокими 
домами  улице, лишенной зеленых
насаждений, в 5 раз больше, чем на такой же улице, на с рядами деревьев вдоль
тротуаров. Однако использование зеленых насаждений для борьбы с шумом на
особенно оживленных магистралях и улицах не просто. Для этого вдоль них должно
быть посажено несколько рядов деревьев и кустарников. В большинстве же случаев
вдоль улиц  тянется один ряд деревьев без
кустарников, что  не  дает 
шумопоглощающего эффекта.

Растительность
благотворна влияет на микроклимат. Особенно четко  это ощущается в пределах больших массивов
зелени. Температура воздуха среди насаждений в самую жаркую погоду на 10-12
градусов ниже, чем в районах городской застройки. Причем прохлада обеспечивается
не только тенью деревьев. В парках на 15-30 % выше влажность, что приводит к
снижению температуры воздуха, создает эффект 
физиологического комфорта для человека. Прохлада и влажность воздуха
парков в значительной степени обеспечиваются испарением влаги поверхностью
листьев деревьев. Парки летом – это островки территорий с относительно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.