Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Владимирские урбанисты предлагают ввести для советских мозаик на жилых домах новый статус — ценный объект городской среды. Это позволит тратить на их ремонт бюджетные средства и при этом не вмешиваться в содержание общедомового имущества собственников. На втором «Урбанфесте», организованном движением «Владимир будущего», обсудили этапы реализации программы по сохранению мозаик.

За год общественники создали широкий общественный резонанс. Да такой, что на «Урбанфесте» присутствовали даже представители администрации Владимирской области и Владимира, союзов архитекторов и художников и инспекции по охране объектов культурного наследия. Все поддерживают идею общественников — не допустить разрушения мозаичных панно на фасадах.

Более 20 творческих коллективов из Республики Беларусь, Донецкой народной республики, Краснодарского края, Республики Адыгея, Ростовской и Воронежской областей, Тамбова, Курска, Липецка, Орла и Орловской области в этом году присоединились к V Международному фестивалю «Орловская мозаика».

Все они после красочного и шумного шествия от памятника им. Лескова прибыли на площадь Ленина для торжественного открытия. В церемонии приняли участие губернатор Орловской области Андрей Клычков и депутат Государственной Думы РФ, Почётный гражданин Орла Геннадий Зюганов.

Затем все коллективы объединились в большой хоровод и дали возможность для выступления «хозяевам» праздника – ансамблю «Славица».

Эстетика Е—ней
29 июня 2018 17:05

К эстетике оформления стен важных построек мозаикой прибегали еще в античности — это не только величественно и монументально, но и долговечно. Вот и граждане Советской империи тоже стремились придать своим повседневным постройкам побольше красок. Получилось удачно: многие экземпляры до сих пор с нами, и обнаруживаются порой в самых необычных местах
Вам может быть интересно:
Мозаика из эпохи развитого социализма
Граффити мозаикой

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Локомотивное депо имени Ильича, Москва

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Улица Железнодорожная, Ейск

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Остановка под Юровкой в Краснодарском крае

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Здание газеты «Советская Сибирь», улица Сибиряков-Гвардейцев, Новосибирск

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

улица Революции 1905 года, Улан-Удэ

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Балашов, Саратовская область

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Днепропетровск, Южный вокзал

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Кириллов, Вологодская область

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Ростовская область, Красносулинский район

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Дзержинск, Нижегородская область.

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Ну и, напоследок, современный вариант из Екатеринбурга. Один из корпусов института Уральского Федерального Университета.

АНТИФИШКИВсё о политике в мире

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Всё лето Москву копали, к осени вместо асфальта на многих центральных улицах появилась плитка, и это очередное крупное событие в истории московских мостовых. Когда-то также появилась булыжная мостовая вместо дерева, потом брусчатка вместо булыжной, а потом и асфальт. Когда, где и как? Мы решили подробно разобраться и проследить историю появления разных типов мощения с момента основания Москвы.

Все виды мощения в Москве с самых ранних и до наших дней —>

Первые мостовые были деревянными и появились в 12 веке, вскоре после строительства первой крепости в Москве. Устроены они были, конечно же, внутри крепости, поскольку за её пределами ещё и города-то не было. За пределами Кремля первые улицы покрыли деревянной мостовой в 14 веке. Причём, наличие мостовой отражалось и в названиях: Большая Тверская мостовая улица, Большая Никитская мостовая улица.

Деревянная мостовая 16-17 веков, раскрытая в ходе реконструкции Тверской улицы в 2016 году. Фото отсюда

Брёвна укладывались поперёк улиц, сверху обшивались досками, настилаемыми по направлению движения транспорта. Либо верхние части брёвен стёсывались, образовывая плоскую поверхность. С жителей города Земским приказом собирались «мостовые деньги» – налог на усовершенствование улиц.

Деревянная мостовая 17 века, найденная в ходе раскопок в Историческом проезде, 1988 год.

Со временем деревянные мостовые загрязнялись, зарастали землёй и следующие устраивались уже поверх слоя грунта. Судя по данным археологических раскопок, подобные прослойки достигали 50 сантиметров.

План «Кремленград» 1602 года. Сложно себе представить, но ещё в 16-17 веках Красная площадь ещё было без покрытия. Деревянные настилы вели только с улиц – Никольской, Ильинки к Никольским и Спасским воротам Кремля, соответственно.

Фрагмент Сигизмундова плана 1618 года. Показана мощёная деревом Чертольская улица – нынешние Волхонка и Пречистенка.

Москва 17 века. Башни Белого города. Реконструкция реставратора Сухова. Примерно так могли выглядеть улицы, мощёные деревом.

Одна из кремлёвских улиц на реконструкции Апполинария Васнецова. Здесь художник изобразил тип деревянной мостовой с продольными досками, которыми сверху обшивались брёвна.

Фрагмент гравюры голландского мастера Питера Пикарта, 1707. На том берегу видна деревянная мостовая, ведущая из Москворецких ворот Китай-города на «живой» наплавной мост через реку Москву.

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Авторы выставки, художники из Италии, Греции, Польши, России, Японии, с помощью трудоемкой техники мозаики попытались раскрыть тайну метафизики среды нашего обитания.

Работы мозаичистов, с которыми можно познакомиться на выставке, представляют собой как формальное, так и абстрактное отображение всего многообразия мира окружающего современного человека. Лучшие образцы мозаики сложились еще во времена Византии в рамках храмовой архитектуры, что дает право утверждать, что союз города, архитектуры и мозаики благословлен свыше. Зрители смогут увидеть, как органично сочетаются натуральные материалы с новейшими техниками, как заново переосмысливается и возрождается само мозаичное искусство, являющееся одним из самых древних.

Самые масштабные, интересные и зрелищные работы выполнены органично сложившимися творческими парами: российские архитекторы с зарубежными мозаичистами. Некоторые экспонаты создавались так, что их можно рассматривать в качестве модели более крупного сооружения. Среди подобных арт-объектов – саркофаги, музеи, колумбарии, депозитарии, мавзолеи, кенотафы и многое другое.

Зрители смогут восхититься великолепной мозаичной текстурой в ярких трехмерных образах, взаимодействиями света и мозаичных тессер, интуитивными взаимоотношениями художников с природой, познакомиться с художественными экспериментами и творческим поиском в работе с новыми технологиями мозаики на основе вековых традиций.

Богатство выразительных средств и свойства материалов позволили мастерам создать уникальные произведения искусства, захватывающие воображение своей красотой и многогранностью. Изобразительные возможности были воплощены посредством таких материалов, как смальта, стекло, природный и искусственный камень.

Большинство произведений выставки «Мозаика городской среды» являются лучшими образцами основного фонда Musivum Gallery. Культурное и интерактивное пространство с таким именем, как «Галерея «Беляево», стало идеальным местом для демонстрации великолепных мозаичных панно и инсталляций.

Специально для любителей роскошных книг по искусству будет предоставлена возможность приобрести редкие каталоги художников (Марко Бравура, Марко Де Лука, Ольга Солдатова), чьи произведения приняли участие в выставке, а также уникальный в своем роде журнал Solo Mosaico – единственный в мире ежегодный альманах, посвященный искусству мозаики во всем его многообразии.

Читайте про другие события

Мозаика — одно из самых ярких направлений советского монументального искусства эпохи модернизма. Она применялась в оформлении фасадов и интерьеров зданий, малых архитектурных форм. Отчасти использовалась в идеологических целях, как и все официальное искусство той эпохи, но главное ее назначение — компенсировать декоративную скупость современной архитектуры. Мозаики нередко получали градостроительную функцию, становились важной доминантой городской среды, придавали локальную уникальность типовому жилью.

В Самаре несколько десятков мозаик, созданных художниками и архитекторами в 1955-1995 годах. Они имеют разное художественное качество, но каждая обладает культурной ценностью, нуждается в сохранении, уходе, популяризации. Некоторым монументальным произведениям уже больше пятидесяти лет, но они до сих пор остаются для многих всего лишь пережитком советской эпохи. Панно скрывают за фальшфасадами, разрушают, меняют на новоделы из дешевого во всех смыслах материала, искажая первоначальный художественный замысел авторов.

«Мозаика модернизма» — продолжение проекта «Лица модернизма» самарского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Его цель — инвентаризировать все позднесоветские (и частично постсоветские) мозаики Куйбышева — Самары, создать первый полный электронный и печатный каталог.

За последние десятилетия мы многое узнали об архитекторах и художниках, создававших облик города в начале ХХ века, и в то же время очень мало знаем о мастерах 1950-1980-х. Забыты или мало кому известны авторы монументальных произведений, выполненных совсем недавно — 30, 40, 50 лет назад. Между тем, их создавали известные московские и куйбышевские художники и архитекторы: Клавдия Тутеволь, Андрей Кузнецов, Владимир Замков, Вячеслав Герасимов, Бронислав Кураго, Анатолий Завьялов, Галина Суздальцева, Рудольф Баранов, Борис Иевлев, Альфред Хахалин, Владимир Алексушин и многие другие.

В рамках проекта «Мозаика модернизма» планируется провести инвентаризацию всех позднесоветских мозаик на территории города. Будут выполнены фотофиксация объектов, сбор материалов об авторах и годах создания монументальных произведений. Информация о каждой атрибутированной мозаике или группе мозаик появится на сайте проекта «Лица модернизма» в отдельном разделе «Мозаики».

Таким образом, впервые будет создан полный каталог советских мозаик крупнейшего города Самарской области. Его планируется опубликовать как в электронном виде, так и в формате иллюстрированного альбома-каталога, который будет направлен в образовательные учреждения и библиотеки, профильные управления, департаменты и районные администрации Самары.

На основе собранных материалов ВООПИиК подаст не менее пяти заявок в областное управление государственной охраны объектов культурного наследия для выявления мозаичных произведений и их дальнейшей постановки на госохрану.

Нина Казчкова, председатель совета

Самарского регионального отделения ВООПИиК,

руководитель проекта «Мозаика модернизма».

Армен Арутюнов, член совета

Самарского областного отделения ВООПИиК,

автор и редактор проекта.

Урбанисты заручились поддержкой властей, художников и архитекторов Владимирской области в вопросе сохранения советских мозаик на жилых домах

мозаика на Центральном рынке

Инициатива движения «Владимир будущего» услышана в государственных структурах. Урбанисты считают, что мозаичные панно — непризнанное, но ценное наследие истории, которое важно охранять и реставрировать. Мозаики — полноценные элементы советской архитектуры. Это именно те детали облика города, которые формируют его среду наряду с резными наличниками деревянных домиков прошлых столетий и куполами белокаменных храмов древней Руси. Советские мозаики нуждаются в реставрации и защите.

мозаика на улице Юбилейной

Вопрос о сохранении мозаик подняли на форуме Урбанфест, который прошёл во Владимире 25-26 сентября. Движения «Владимир будущего» пригласило к обсуждению проблемы мозаик представителей департамента архитектуры и строительства Владимирской области, региональных отделений Союза художников и Союза архитекторов России. Выступить со своими предложениями могли также все желающие, а их оказалось немало.

мозаика на улице Ноябрьской

Одна из важнейших инициатив — ввести в региональном или муниципальном законодательстве такое понятие как «ценный объект городской среды», чтобы защитить, но в то же время не помешать процессу реставрации. Такой статус может быть присвоен не только мозаикам, но и другим артефактам — наличникам, лепнине, историческим вывескам, дверям, окна и так далее.

мозаика на улице Балакирева

Читайте также:  Госуслуги в Видном

К примеру, внести мозаику в реестр объектов культурного наследия отдельно от панельного дома, на котором она помещена, по действующему законодательству нельзя. Более того, сам такой статус значительно усложняет реставрацию: требует неоправданно дорогих проектов и долгих согласований с госорганами. Потому ценный элемент экстерьера здания оказывается без защиты, разрушается, а нередко и становится жертвой собственников – жители панелек закрывают мозаики утеплителем.

мозаика на улице Мира

Инициативу урбанистов поддержал главный архитектор Владимирской области Евгений Миронов. По его мнению, в городе необходимо сохранить и восстановить все мозаики, но также важно не забыть и об интересах горожан. Жителям домов с мозаиками он предложил вводить инъекции или утеплять швы не в ущерб панно, а законодателям — рассмотреть идею законопроекта об особом статусе ценного объекта городской среды:

«Квартиры принадлежат жителям, но фасады зданий, по моему мнению, принадлежат городу. На них смотрят тысячи людей. Что касается тех мозаик, которые у нас на Владимирском госуниверситете, на кирпичном заводе — я думаю, что про это можно говорить и с руководством муниципалитета, и с областной администрацией. Это не такие большие деньги. Возможно, администрация нас услышит, и этим можно будет заниматься в ближайшее время. Красоту нам забывать нельзя».

Евгений Миронов, фото Артёма Арутюнова

Председатель регионального отделения Союза архитекторов России Наталья Богатырёва предложила разработать паспорта на каждый объект, в которых прописать, в каком он состоянии, в чём его ценность, как его следует сохранять и реставрировать. Такие паспорта выдают управляющим компаниям или ТСЖ. Она считает, что для реставрации мозаик следует определить очередность и обратиться за финансами к властям, но также стоит и привлечь инвесторов.

Наталья Богатырёва, фото Артёма Арутюнова

Региональное отделение Союза художников России также высказалось в защиту мозаик. Его председатель Дмитрий Холин предложил привлечь к восстановлению мозаик студентов ВлГУ и специалистов «Владимирреставрации».

Дмитрий Холин, фото Артёма Арутюнова

По итогам обсуждений движение «Владимир будущего» собирается сформировать обращение к властям Владимирской области и города Владимира.

«Это то, что мы можем сделать, как общественники. Гарантий, что на наше обращение отреагируют, нет. Но чем громче будет наш голос, чем больше человек нас поддержат, тем выше вероятность благоприятного исхода.

Мы будем продолжать борьбу, и если у нас получится, то это может быть прецедентом в масштабах всей страны,» – заявил сооснователь движения «Владимир будущего» Артём Черней.

Артём Черней, фото Артёма Арутюнова

У горожан настроения в отношении сохранения мозаик самые разные. Речь одного из владимирцев о том, что по таким вопросам «с государством лучше не связываться», озадачила директора департамента архитектуры. Другие горожане заявили, что без участия властей будет сложно соблюсти все тонкости реставрации и юридические вопросы.

Резюмируя дискуссию, главный архитектор Владимирской области Евгений Миронов заверил, что после тщательной проработки вопроса властями разных уровней проблем с реставрацией объектов и её финансированием быть не должно:

«Очень много вопросов, которые нужно свести на одну колею и потом уже, так сказать, на этом поезде в светлое будущее поехать».

Самые яркие события дня — в
инстаграме Зебра ТВ.

Начальная школа, соединяющая в себе глубокие знания, личностный рост и раскрытие творческого потенциала

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Мозаика Campus – новая ступень детского сада Мозаика republic. Наша задача дать детям качественные академические знания, используя разные инструменты, методы, технологии, через проектную и практическую деятельность. В арсенал наших действий входит: практическое применение знаний, индивидуальный подход к каждому ребенку, психологическое сопровождение, еженедельные тренинги, выполнение домашнего задания как отработка пройденного материала вместе с тьютором. Мы воспитываем любознательных разносторонних и эмпатичных детей.

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

территорияс выходом в лес

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

комфортный класс достойное окружение мотивация к обучению реализация талантов поддержка-педагогов наставников

спокойствие за ребенка надежного партнера в воспитании ребенка свободное время от кружков уютные вечера без домашних заданийобратная связь о результатах ребенка

Принципы нашей программы

Систему обучения школы Мозаика Сampus можно условно разделить на 3 блока:

Конечно, главной задачей школы является дать ребенку понимание этого мира и знания о нем. Получая информацию о внешнем мире ребенок чувствует себя уверенно, мир для него безопасен и знаком, а значит можно себя смело реализовывать. Знания ребенок получает на занятиях по ФГОС. Мы подобрали наиболее эффективные пособия по школьным предметам утвержденных стандартом, и скомбинировали в единый годовой план. Важная составляющая программы – иностранный язык. Нужно время и для изучения английского языка и его практики, мы выделили для этого 5 часов в неделю. За основу берутся зарубежные пособия (Oxford, Cambridge, Pearson), которые охватывают все навыки владения языком: speaking, writing, reading, listening.

В рамках школы Мозаика Сampus мы создаем среду для самовыражения детьми своих интересов и возможностей через разные виды деятельности. Знания полученные на математике дети могут реализовать в пространстве и на занятиях по моделированию. Музыкальная литература и хор – позволит ребенку заложить любовь к прекрасному и развивать мышление, ведь практически все ученые деятели были музыкантами. Курс искусства познакомит детей с разным изображением мира в разные эпохи и научит смотреть на мир нестандартно. В Рамках творческого блока мы планируем создавать с детьми настоящие спектакли-мюзиклы, чтобы каждый мог попробовать себя на сцене и поверить в себя.

Школа место где мы образовываем новое поколение, место где формируется личность будущего взрослого. В школьном возрасте у детей выходит на первый план запрос на социализацию, возникает много социальных вопросов, на которые юному пытливому уму просто необходимо найти ответы. Для этого нужны надежные проводники – гиды и педагоги, которые выслушают и поддержат ребенка в момент, когда ему это необходимо. На классных часах мы можем обсуждать истории класса и разбираться в произошедшем все вместе. Кроме педагогов и гидов с детьми работает психолог по двум направлениям: нейрокоррекция для поддержания образовательного процесса и тренинги для моделирования социальных ситуаций у детей, снятия напряжения внутри класса, раскрепощения детей. Образовательный процесс так же требует сопровождения в виду выполнения домашней работы в формате продленного часа, где им помогут выполнить задания, разобраться в материале, который не совсем понятен и ответят на сопутствующие вопросы.

8:30 начинаются уроки по ФГОС. Мы используем пособия и учебники по программе школы 21 века. ФГОС преподает учитель начальных классов. Углубленное изучение английского языка 5 дней в неделю по зарубежным пособиям (математика, ИЗО, русский язык, технология, лит. чтение, физкультура, окр. мир, англ. язык, музыка, тат. язык)

Вторая половина дня направлена на выполнение домашних заданий и проработку полученного материала. Эти занятия направлены на объединение знаний, полученных на уроках в единую картину мира. Это занятия, на которых дети пользуются тем, чему научились (хор, театр, технология, йога/цигун, тренинг, моделирование, проектная продленка)

Твердые знания по гос. стандарту

Возможность попробовать себя в разных направлениях творчества

Практическое применение знаний в реальных проектах

Комфортная среда и сплоченный коллектив детей

Наша школа находится на Игенче, 10 рядом с метро Дубравная в живописном месте с выходом в лес, что позволяет проводить уроки экологического воспитания в естественной среде, превращать прогулки в процесс изучения окружающей среды и дать возможность ребенку учиться в окружении чистого воздуха и природы, не выезжая из города. Наша школа рассчитана на 4 класса и располагается в отдельном здании где мы оборудуем специальные зоны для каждого вида деятельности. Art класс – класс творчества идеален для проведения ИЗО, моделирования, технологии. Большие окна пускают в помещение много дневного света. Free класс – свободный класс рассчитан на проведение музыки, тренингов. Помещение звукоизолировано и находится в удалении от основных классов. Fitness класс – спортивный класс оборудован раздевалками и снаряжением. Высокие потолки позволят свободно двигаться и использовать оборудование. А еще собственный кухонный цех и детское кафе, огороженная территория, граничащая с лесом. Большие окна и высокие потолки, дают ощущения свободы и творчества в любом процессе. Все это позволит ребенку развиваться и выражать себя без ограничений в нашей школе.

Наша задача дать детям качественные академические знания, используя разные инструменты, методы, технологии, через проектную и практическую деятельность. В наш арсенал входит: практическое применение знаний, индивидуальный подход к каждому ребенку, психологическое сопровождение, еженедельные тренинги, выполнение домашнего задания как отработка пройденного материала вместе с гидом. Мы собрали профессионалов, которые знают свое дело и следуют той же цели

завуч по учебно-методической части

педагог прикладного искусства

гид, педагог английского языка

учитель, завуч по воспитательной части

21 500 ₽

пол дня+ 30 000 ₽ вступительный взнос

29 000 ₽

целый день+ 30 000 ₽ вступительный взнос

Запишитесь на презентацию

Если оплатить сразу пол года обучения, то вместо 30 тыс вступительного взноса нужно будет заплатить только 7 тыс канцелярский взнос. Не упустите возможность!

Прежде чем ребенок найдет новых друзей и свежие увлечения, необходимо заключить договор и подготовиться к выходу. Обучение начинается 15 августа, чтобы успеть познакомиться и настроиться на продуктивную учебу. Вот, что нужно будет взять

С собой в школу: – канцелярские принадлежности – спортивная форма – вторая обувь – носовой платок, расческа

Для заключения договора:

– свидетельство о рождении – паспорт (+страница с пропиской) – СНИЛС – Форма № 026/у-2000

Альтернатива утеплителю

Вся история с мозаиками началась в прошлом году, когда жители угловой квартиры на улице Юбилейной, 2, во Владимире перекрыли розовым утеплителем часть фасада, закрыв мозаичное панно. Такой варварский способ теплосбережения наделал много шума. Пострадавший фасад дома хорошо был виден с дороги из автомобилей и общественного транспорта.

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Варианты сохранения мозаик обсуждали урбанисты, чиновники, архитекторы. Фото Артема Арутюнова

На проблему сохранения советской мозаики на домах обратили внимание Любовь Сметанина, Сергей Егоров и Артем Черней. За год их команда проделала огромную работу. Власти, депутаты, реставраторы и специалисты надзорных ведомств в конце концов прислушались к мнению общественников.

— Мы дважды направляли обращение в инспекцию по охране объектов культурного наследия признать мозаики охранными объектами. Но получили отказ. Понятно почему. Тогда бы охранные обязательства распространились и на весь жилой дом. А это недопустимо. Жителям слишком затратны будут заботы о доме. Поэтому и нужен новый статус, — считает Любовь Сметанина.

Читайте также:  Благоустройство в ярославле

Задача урбанистов — защитить мозаики от утеплителя.

Чтобы уберечь мозаики от утеплителя, надо придать им какой-то защитный статус, который сначала заставит собственников или управляющую компанию получить согласование на работы, а потом уже переходить к ремонту. На это может уйти много времени. Поэтому, считают эксперты, нужно продвигать альтернативные варианты утепления, более энергоэффективные и эстетичные.

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Квартиры можно утеплять разными способами

— Можно утеплять только швы между панелями или вводить инъекции. Мы все должны понимать, что медлить с мерами сохранения мозаик уже нельзя. Все нужно сохранять. И этим нужно заниматься в ближайшее время, — заявил на «Урбанфесте» главный архитектор Владимирской области Евгений Миронов.

Паспорт для мозаики

На карте, которую создали урбанисты из «Владимира будущего», уже нанесены 52 адреса зданий, где есть мозаика. Сооснователь движения Артем Черней предложил разделить их на особо ценные и типовые. Идею охотно поддержали архитекторы.

— Нужно сделать паспорта на каждый объект. Указать авторов, определить их ценность. Нужно узаконить эти паспорта. Для этого обратиться в горсовет. Ввести колерный паспорт, определить порядок действий, к кому обращаться при ремонте дома. Выдать эти паспорта ТСЖ и управляющим компаниям. Надо определить очередность их ремонта. Наши реставраторы смогут сделать оценку. Нам с вами это по силам, — считает и председатель Владимирского регионального отделения «Союза архитекторов России» Наталья Богатырева.

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Мозаика на улице Балакирева может стать особо ценным объектом. Фото «Владимира будущего»

Памяти художников

Любовь Сметанина рассказывает, что у каждой мозаики имеется своя история и свой именитый автор. Просто не обо всех еще удалось узнать.

— Панно на здании ВлГУ выполнял Геннадий Борщёв, выпускник «строгановки». Это была его дипломная работа под руководством известного монументалиста Александра Волошина. За качество выполнения работы и быстрые сроки Геннадий Борщёв получил благодарность от исполкома, — рассказывает Любовь Сметанина.

Панно — вид монументального искусства, произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких-либо участков стены или потолка; барельеф, резная, лепная или керамическая композиция, служащая для той же цели. Панно, выполненные на внешних стенах здания из цветных плиток или в технике фрески, называют иногда муралями (муралами).

— Николай Модоров, Виктор Дынников, Геннадий Борщёв, Владимир Пластинин — уважаемые художники. Все они делали мозаику во Владимире. Мы можем отследить по их работам развитие градостроительной архитектуры. Конечно, эти работы нужно сохранять. Надо обсудить варианты консервации и последующей реконструкции, — заявил председатель Владимирского областного отделения «Союза художников России» Дмитрий Холин.

Итогом «Урбанфеста» станет составление обращения в Совет народных депутатов города Владимира и Законодательное Собрание Владимирской области для официального признания мозаики как ценного объекта городской среды.

Известный тюменский архитектор, краевед по зову души, Нина Загребина уверена, что старина не противоречит модернизации и развитию. Наоборот, подчеркивает.

Когда в Тюмени хотят подчеркнуть масштаб происходящих изменений городской среды, предлагают вспомнить, какой «столица деревень» была в 1960 — 1980-х, то есть какой она еще сохраняется в памяти старожилов. Тихие, непрямые зеленые улочки, серебристые от времени домики, деревянная застройка. То, что наполнено частной жизнью, воспоминаниями, что любят местные художники. Большой контраст с мощными кварталами многоэтажек, стирающими географическую принадлежность. Их, кстати, практически никто не рисует.

Масштаб изменений в Тюмени за последние десятилетия действительно впечатляет. В Патрушева удалось построить Медицинский город, который поначалу, если помните, называли «городком». В районе ДСК-500 за объездной дорогой планируется создать масштабный промышленный технопарк, преобразить территорию, создав там современные площадки для производства, инжиниринга, науки, образования. Работа по отбору проектов уже начата. Многое изменила в городе сама объездная, которую в новейшей истории Тюмени мощным усилием замкнули-таки в кольцо. А сейчас идет живейшее обсуждение будущего межвузовского кампуса, который планируют разместить на левом берегу Туры в историческом центре города.

Можно сказать, Тюмень быстрыми темпами идет на взлетную площадку, откуда устремится прямиком в будущее. Какой она станет? Узнаем ли мы ее? Что дает специализация, своеобразная профориентация городских территорий — учебная, медицинская, промышленная, рекреационная?

Известный тюменский архитектор, краевед по зову души Нина Загребина, очень любящая старую Тюмень с ее крапивинским духом, уверена, что старина не противоречит модернизации и развитию. Мало того, как раз

старина и подчеркивает развитие, обозначает весь пройденный Тюменью путь.

«Я за то, чтобы одно другому не мешало, — категорично заявляет она. — К примеру, в центре Тюмени есть сформированный образ города. Его не надо менять, только поддерживать и сохранять. Я вот даже думаю, что когда-нибудь у нас воссоздадут старый деревянный мост через Туру. Один из самых красивых мостов в мире! Вот настоящая Тюмень. Причем, образ города поддерживают не только отдельные дома и старые деревья, но и сеть старинных улиц. А когда на их месте ставят современный жилищный комплекс, улицы погибают. К тому же мы интуитивно понимаем, что даже если комплекс очень красивый, он все же немножко не тюменский».

Однако архитектор подчеркнула, что не является сторонницей буквального воссоздания старины. «Так в любом случае не получится. Все равно прогресс идет дальше, — заметила Нина Загребина. — Но мы можем в виде каких-то локальных фрагментов поддержать стиль той же Бухарской слободы, которая размещалась когда-то в заречной части города, представить, какой она была, отдать дань уважения истории этого места».

На том, что проект студенческого кампуса возможен только «как средство реновации старинного и крайне запущенного района в центре города — Зареки», настаивает историк, краевед, писатель, журналист Александр Петрушин.

О том, как можно сохранить образ места, если предстоит его глобальная перестройка, архитектор Нина Загребина говорит просто: «Допустим, на той же фанерной фабрике, территория которой может быть использована для размещения будущего студенческого кампуса, стоит здание. Его можно привести в порядок и оставить как раритет, как арт-объект. Разместить там кафе, мастерские, что угодно. Этого достаточно. При этом рядом могут быть модерновые стеклянные корпуса, создать пространство, которое отвечает запросам самых разных категорий тюменцев, и тех, кто не хочет потерять старину, и тех, кому хочется прогресса и обновления. История не потеряется. Это проверенный архитектурный прием. Ведь жизнь многогранна, и архитектура должна быть такая же. Поэтому надо подходить с тонкостью и умом».

В целом на то, как развивается сейчас наш город, архитектор смотрит с интересом. Она соглашается, что тенденции выделять территории под медицинский, промышленный кластеры, а теперь под образовательный — похожи на то, как видели развитие городов модернисты в прошлом веке. Много похожих конструктивистских примеров в Екатеринбурге. Однако, к примеру, комплексная жилая застройка с квартирами без кухонь не прижилась.

«Считалось, что вскоре женщины не будут готовить дома. Квартиры по 20 квадратов — только чтобы выспаться. Вся жизнь — где-то еще, — говорит Нина Загребина. — Но кухни по-прежнему нужны, и в таких домах теперь никто не хочет жить. Поэтому в будущее смотреть надо, но не должны быть попраны нормальные человеческие нужды. Но вообще мне кажется, что в Тюмени это не откат в прошлое, а какое-то новое течение. Например, Медицинский город, куда человек приезжает и находится там, пока не решит свою проблему. Это, прежде всего, удобство. Все необходимое — в одном месте. Более понятный пример — строительные магазины, которых раньше было множество по всему городу. Теперь есть торговые центры, где можно найти все в одном месте. Поэтому такое движение — это дело будущего».

Фактически, Тюмень издавна демонстрировала специализацию территорий. У нас на слуху знаменитые тюменские районы прошлого — кирпичные сараи, торговые ряды, Тычковка, и так далее. Теперь не надо объяснять, где искать Медгород или Студгородок, оставшийся из-за непоследовательного развития города во второй половине XX века, пожалуй, только в названиях остановки и пруда, но все же тюменцы знают, что там строился ряд общежитий для студентов и планировалась инфраструктура. Мало того, все знают район нефтегазового университета, благодаря перестройке скорее напоминающего остров Сан-Мишель, возвышающийся над бурным течением магистрали 50 лет Октября. Тоже фактически студгородок. Или самодостаточный кампус аграрного университета на Рощинском кольце. Таких примеров только из студенческой жизни можно привести множество.

Какие еще центробежные силы действуют в городе? По мнению архитектора Загребиной, уж если размышлять об этом, то в Тюмени просится территория, предназначенная для художников, мастеров и ремесленников.

«Художники, собранные и занимающиеся творчеством в одном месте, — это магнитная туристическая точка, — уверена она. — Подходящее место можно найти в той же Зареке, в районе химфармзавода. Место абсолютно роскошное! И так же оставить здания, чтобы место не теряло связь с историей, а в бывших цехах разместить арт-пространства, кафе, галереи и даже жилье для мастеров. Это было бы здорово для Тюмени. Уверена, у нас только свистни, придут кожевники, резчики по дереву, керамисты и заселят это пространство. Но это фантастика, потому что у таких людей денег на масштабное обновление нет».

Что еще такого может быть в Тюмени? Например, в городе действительно очень много любителей животных, подчеркивает Нина Загребина, у которой живут собаки и птицы. «Почему в одном месте не развивать пространство с зоосадом, кластером магазинов, специализирующихся на товарах и услугах для животных, и так далее? Таких инициатив много, но можно как-то их локализовать».

Еще, по ее мнению, просится в черте города локация для любителей спорта. Например, в окрестностях того же аквапарка в Заречных микрорайонах, где у территории огромный потенциал.

Больше о тюменском межвузовском кампусе можно узнать здесь.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Яндекс-Дзен.

Первые эксперименты с камнем

Первая каменная мостовая Москвы появилась в Кремле, в 1643 году. Мастер Михаил Ермолин выложил камнем территорию Патриаршего двора, за что получил хорошие по тем временам деньги – 4 рубля.

Улицы мостить камнем начали только при Петре I. Начали с 1690-х годов, в 1700 году власти повелели «собирать мостовые деньги со всех московских дворов в Стрелецкий приказ». В 1705 году вышел указ собирать деньги со всех городов страны. Крестьяне были обязаны добывать и привозить в Москву дикий камень, и чтобы каждый был не меньше гусиного яйца.

В 1718 году было издано несколько указов, регламентирующих мощение улиц. Содержание мостовых возлагалось на московских домовладельцев:
«Каждому жителю против своего двора посыпать песком и камнем, мостить гладко, как будет указано от мастеров, и чтобы стоки были вдоль улиц, к дворам ближе, а по концам улиц стоки делать к рекам и прудам, чтобы были твердо утверждены, дабы весною и в дожди не заносило».

В центральных районах предписывалось сплошное мощение улиц и переулков камнем: «в Кремле и Китае всякому перед своим домом мостить каменные мосты».

Тем не менее, ещё в середине 18 века большинство московских улиц было выложено деревом, многие из этих мостовых сохранились до пожара 1812 года.

Булыжная мостовая в Кривоколенном переулке на картине Карла Бодри, 1843 г.

Читайте также:  Благоустройство Ленинградской области — на контроле

Вплоть до введения муниципального управления в 1860-е годы следить за мостовыми и обновлять их должны были домовладельцы. Далеко не у всех хозяев были на это деньги, поэтому в 1823 году учредили капитал, из которого предоставлялись ссуды малоимущим домовладельцам. Можно представить себе, как обязанность содержания мостовых обывателями сказывалась на их качестве. Один обновил, а его сосед отложил это дело. Один сделал качественно, другой – тяп-ляп. Покрытие улиц становилось всё более неровным, дыры и ухабы стали обычным делом.

Ещё одна беда до середины 19 века – несовершенная технология укладки камня. В большинстве случаев булыжник мостили без подложки, прямо на землю. В результате приходилось менять покрытие несколько раз в год. Только в некоторых местах делали подушку: сначала клали брёвна и доски, сверху посыпали щебёнкой, мусором, углём и золой, потом добавляли прослойку земли, и только после этого сверху клали камень. Но и это далеко не всегда спасало.

Картина художника Петра Верещагина, 1879 г. На проезжей части булыжная мостовая, а тротуар вдоль края набережной сложен из каменных плит, скорее всего, из песчаника.

Деньги из городского бюджета на мостовые начали выделять в 1860-е годы, окончательно на содержание города дороги перешли только в 1874 году. Но это касалось только проезжих частей улиц, тротуары по-прежнему должны были укладывать и чинить хозяева владений.

Мостовая из песчаника в Кремле на Соборной площади.

Тротуар из песчаника в Кремле, 1900-е годы.

1890-е годы. Подсосенский переулок. Проезжая часть из булыжника и тротуары из плит песчаника. Бордюра как такогого нет.

Пресненская застава, 1910-е годы. Площадь целиком замощена булыжником.

В 19 веке уже в конце октября Москву засыпало снегом, и телеги меняли на сани. До советского времени каждую зиму действовало предписание не счищать снег с момента его выпадения и до 22 марта. За зиму накапливалось до 50 см уплотнённого снега на проезжей части. Лишний снег счищали на обочины в сугробы. Во време оттепелей снег из этих сугробов разбрасывали по оголённой мостовой. Тротуары чистили, и они оказывались гораздо ниже проезжей части. Так что на санях можно было свалиться на тротуар, если подъехать слишком близко к краю дороги.

1900-е. Петровка зимой.

До середины 20 века большая часть московских улиц всё ещё сохраняла булыжное покрытие. В журнале «За рулём» в 1928 году была опубликована подробная статья о состоянии мостовые в то время:

«Действительно, к концу мая этого года площадь городских проездов Москвы, так или иначе замощенных, была равна 11½ миллионам кв. метров, из которых булыжных мостовых — 10. 998. 383 кв. метров или 95,7%. Если припомним известную истину, что метр представляет собою одну десятимиллионную долю четверти парижского меридиана, то можем легко сообразить, что если из московского булыжника замостить полосу в метр шириною, то по ней можно пройти более, чем по четверти земного шара. Это уже грандиозно и, кажется, это единственное достоинство московской булыжной мостовой

«Автобусное движение способствует появлению пучин на булыжной мостовой (Бутырский Камер-Коллежский вал). » (Журнал «За рулём», 1928 год).

1971 год. Булыжная мостовая в Большом Ватином переулке. Кадр из фильма «12 Стульев» Л. Гайдая.

К 2016 году единственное место в Москве, где сохраняется булыжная мостовая — Крутицкое подворье.

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

Когда в Москве впервые появился асфальт?

В 1870-е годы стало понятно, что на одном булыжнике далеко не уедешь, он казался уже сильно устаревшим типом покрытия, особенно для главных улиц. Всё больше и больше популярности в крупных городах мира набирало невиданное ранее новшество – асфальт.

Первое асфальтовое покрытие в Москве появилось в 1873 году на Никольской улице. Однако руку к этому приложил не город, это была частная инициатива. Богатый и прогрессивный купец Александр Пороховщиков, построивший ресторан «Славянский базар», решил продемонстрировать диковинную новинку и закатал улицу вдоль своего владения в асфальт.

Асфальт на Никольской улице, 1910-е годы.

Город тоже руки не опускал. Смышлённых инженеров отправили перенимать опыт за границу, в Европу – лицезреть технологию укладки современных мостовых и в Баку – изучить добычу и производство асфальта. Помимо подробного отчёта инженер Петунников привёз в Москву заявление, что: «Москва раз навсегда должна отказаться от булыжника, признав его камнем негодным для мощения». Взамен он предложил асфальт и каменную брусчатку.

Городская дума выделила в 1876 году 50000 рублей на эксперименты с новыми видами покрытия. В том же году на Тверской улице появились 5 пробных участков разной мостовой.

Первый участок – прессованные асфальтовые кирпичи, второй – прессованные асфальтовые шестигранные шашки, третий – литой Сызранский асфальт, четвёртый – прессованный Сессельский асфальт и пятый – деревянная торцовая мостовая по системе Никольсона. Лучше всего себя зарекомендовал литой Сызранский асфальт и, что неожиданно – деревянная торцовая мостовая.

Асфальт на Тверской улице, 1876 год. В Малом Гнездниковском переулке ещё оставалась булыжная мостовая.

К 1896 году площадь асфальтовых мостовых в Москве достигает 5505 квадратных саженей (2,5 гектара). Но по большей части это небольшие участки вдоль частных владений, уложенных на средства богатых предпринимателей. Причем, некоторые домовладельцы укладывали вдоль своих домов асфальт, чтобы заглушить шум от железных колёс и лошадиных подков.

1900-е годы. Биржевая площадь. Проезжая часть Ильинки выложена булыжником, а слева пешеходный переход, закатанный в асфальт.

В начале 20 века асфальт получал всё большее распространение. В 1912-1914 годах 57% площади новых мостовых уложили из гранитной брусчатки, 18% — асфальтом и 22% — булыжником. К этому же времени Петровка от Театральной площади до Столешникова переулка уже была закатана в асфальт, как и сам Столешников переулок.

Проезжая часть и тротуар из асфальта. Петровка, 1915 год.

Бордюрный камень всё ещё оставался редкостью, края тротуаров выкладывали булыжником. Тротуары на центральных улицах были заасфальтированы, у некоторых владений ещё оставались из крупных плит песчаника.

Тверская. 1900-е годы. Проезжая часть из булыжника, асфальт на этом участке улицы пока что только на тротуарах.

1927 год. Укладка асфальта в начале Тверской.

Удивительно, но в 1928 году ещё можно было проехать по дереву:

«В незначительном количестве в Москве можно встретить деревянную мостовую. Деревянные торцы последнего времени очень плохи и не удовлетворяют пред’являемым техническим требованиям (крупнослойность, суковатость, загнивание); поэтому и срок службы торцовой мостовой сократился по сравнению с довоенным года на два. » (Журнал «За рулём»)

Сейчас сложно поверить, но в конце 1920-х и представить не могли асфальт всюду:

«Предлагали всю Москву залить асфальтом; конечно, это было бы опрятно и изящно. Но попробуйте по этому асфальту взобраться в гололедицу на один из семи пресловутых московских холмов и вы откажетесь от своего проекта. Да и строить асфальтовую одежду на крутом подъеме трудновато

Не прошло и полвека, как всю Москву, действительно, залили в асфальт.

Когда в Москве появилась брусчатка?

Брусчатка появляется в 1870-е годы, как один из типов экспериментальных мостовых, наряду с асфальтом.

1913 год. Вся 1-я Тверская улица, от Триумфальной площади до Тверской заставы была вымощена брусчаткой.

1925 год, Тверская улица на участке от Бульварного кольца до Садового. Экспериментальная мелкая брусчатка — «кляйн-фластырь», квадратная шашка на основе бетонном основании.

Из журнала «За рулём», 1928 год:

«Для значительного движения весьма хороша брусчатка. В Москве она применяется трех типов: 1) нормальная брусчатка высотой 15—16 сантиметров, устраиваемая на песчаном основании; в путях трамвая применяется облегченная брусчатка, высотой 12—14 см. ; 2) брюккенштейн или пониженная брусчатка, укладываемая на слое бетона; 3) клейнпфлястер или мозаика с кубиками высотою 8—10 см. (например на Тверской, в форме круговых дуг), на бетонном основании с песчаной прослойкой между бетоном и мозаикой

1971 год, брусчатка на улице Воронцово поле. Кадр из фильма «12 Стульев» Л. Гайдая.

К настоящему времени в Москве осталось несколько улиц с мостовыми из брусчатки, уложенной в конце 19 или в начале 20 века.

Брусчатка на Кузнецком мосту, сохранившаяся до сих пор. Фотография 1980-х годов.

Брусчатка на Баррикадной улице, фотография А. Слюсарева, 1981 г.

Брусчатка на Баррикадной улице, 2010-е годы.

Брусчатка 1927 года на Комиссариатском мосту неподалеку от Новокузнецкой

Когда появилась брусчатка на Красной площади?

Красная площадь, 1910-е. Дорожка из асфальта посреди булыжника.

1925 год. Мостовая Красной площади всё ещё булыжная.

До 1920-х годов Красная площадь оставалась замощена булыжником, и только к открытию каменного мавзолея Ленина в 1930 году булыжную мостовую заменили брусчаткой из диабаза. Камень добывали на берегах Онежского озера и резали на бруски весом по 8-10 кг.

1930 год. Укладка брусчатки на Красной площади.

Новая брусчатка вдоль Средних торговых рядов, 1930 год.

В 1974 году брусчатку полностью обновили и уложили на бетонное основание. Эта брусчатка сделана из сверхпрочной магматической горной породы габбро.

1974 год, реконструкция Красной площади.

Клинкерные мостовые

В качестве экспериментов в первой трети 20 века некоторые улицы и площади Москвы решено было замостить клинкерным кирпичом. Это голландское изобретение: сверхпрочный кирпич из специального вида глины, обжигающейся до полного запекания при температуре 1200 градусов. Мостовые из клинкерного кирпича укладываются ёлочкой.

В 1910-е годы клинкером выложили часть Театральной площади, но серьёзно вопрос был поставлен в 1928 году. Из журнала «За рулём»:
«В частности, комиссия полагала, что клинкер может явиться подходящим материалом для мощения окраин и вообще улиц с незначительным проездом. Необходимо сейчас же приступить к изучению пригодности для клинкера подмосковных глин, и в случае положительного решения поставить вопрос о постройке под Москвой клинкерных заводов».

Защитников советской мозаики поддержали архитекторы и художники

В 2015 году при реконструкции Пушечной улицы раскрыто полностью сохранившееся покрытие из клинкерного кирпича.

Этой мостовой грозило полное уничтожение.

Но к счастью, фрагмент проезжей части переложили на тротуар, теперь это местная достопримечательность.

Так что в нынешней Москве помимо плитки-«собянинки» и вездесущего асфальта можно пройтись по булыжной мостовой, брусчатке и клинкеру. Только вот деревянные мостовые нынче найти уже гораздо сложнее.

Публикация подготовлена Александром Ивановым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *