Зачем мегаполису навигация в век онлайн-карт

В рамках реализации регионального проекта «Формирование комфортной городской среды на территории Свердловской области», входящего в состав национального проекта «Жилье и городская среда», в 2022 году продолжено вовлечение граждан в решение вопросов благоустройства. По итогам первого полугодия текущего года проведено порядка 230 мероприятий с участием более 900 тысяч человек.

В студии разработан совершенно новый способ ориентирования на улице. Прозрачный информационный щит одновременно является и навигационным.

На верхнем пластиковом элементе закрепляется светодиодная лента

Корпус изготавливается из полого стального профиля, покрытого порошковой краской

Фронтальная панель содержит привязку к местности

Навигационные стенды точно ориентируют горожан среди окружающих объектов. Требуется всего лишь найти на панели подсказку, посмотреть на цилиндр под правильным углом и нужный объект будет найден.

Внутри панели из особо прочного стекла закреплены цилиндры, направленные на разные объекты, попадающие в поле зрения прохожего в месте установки стенда, — будь то достопримечательность, вход в метро или общественный туалет.

Дата выпуска: 16. 2012

Все русские тексты продублированы на английском

В районах с более поздней застройкой используется однопилонный стенд с экранами большого размера — он проще в изготовлении и выполнен в другом, уместном для современной среды, стиле.

Как навигация Москвы стала единой системой

Когда телефон садится, а онлайн-карты глючат, на помощь приходит городская навигация беспроводная и безотказная. Сегодня в Москве без труда ориентируются даже те, кто здесь впервые. Корреспондент РИА Недвижимость побывала на установке юбилейного городского указателя и узнала, как навигационная система превращает город в инфо-пространство.

МОСКВА, 4 дек — РИА Недвижимость. Когда телефон садится, а онлайн-карты глючат, на помощь приходит городская навигация беспроводная и безотказная. Сегодня в Москве без труда ориентируются даже те, кто здесь впервые. Корреспондент РИА Недвижимость побывала на установке юбилейного городского указателя и узнала, как навигационная система превращает город в инфо-пространство.

Городской навигационный указатель на оживленном участке Ленинского проспекта напротив дома 88 на первый взгляд ничем не отличается от своих навигационных собратьев. Металлическая опора высотой 3,5 метра, с сине-белым информационным кубом, установленная на железобетонном фундаменте, имеет направленные по четырем сторонам информационные поля с надписями на русском и английском языках, — сегодня такие конструкции встречаются чуть ли не на каждом московском углу.

Хотя особенный статус навигационного указателя на Ленинском никак не выдает себя внешне, для города эта конструкция особенная. Городской навигационный указатель стал 11-тысячным, установленным в Москве за последние пять лет.

“В соответствии с постановлением правительства Москвы были организованы работы по созданию единой системы навигации города Москвы. Начиная с 2014 года до конца года будет установлено более 83 тысяч домовых указателей с наименованием улицы и номером дома и более 11 тысяч городских указателей с информацией о месторасположении объектов городской инфраструктуры”, — рассказал корреспонденту РИА Недвижимость руководитель департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы Гасан Гасангаджиев.

Стоя на стремянке, один из техников учреждения ловко прикручивает последние информационные поля с указанием местоположения ближайшей школы, библиотеки и больницы. К таким объектам социального значения ориентиры устанавливаются в первую очередь. Затем на очереди — спортивные, исторические и культурные объекты.

По словам заместителя руководителя ГБУ “Московский аналитический центр в сфере городского хозяйства” (“МАЦ”) Наталии Ремезовой, только за 2018 год в рамках программы появилось более 2,3 тысяч городских указателей.

“Наша пятилетняя программа разделена на пять этапов, каждый этап — определенные административные округа. В этом году, например, основные работы велись в Южном и Юго-Западном административных округах Москвы”, — отмечает замруководителя ГБУ “МАЦ”.

Ранее в октябре, вспоминает Ремезова, на пересечении Ленинского проспекта и проспекта 60-летия Октября техники предприятия установили 80-тысячный домовый знак с названием улицы и номером многоквартирного дома. По общим подсчетам, с 2014 года и до конца этого года именными навигационными информационными полями обзаведутся свыше 52 тысяч зданий, строений, сооружений.

В последний раз проверив надежность креплений указателя, рабочие ГБУ “МАЦ” дружески похлопывают основание указателя и оставляют его наедине с городом. Навигационная конструкция выглядит так, будто стояла на пятачке Ленинского всегда — во многом благодаря лаконичному оформлению.

Наталия Ремезова указывает на английский перевод напечатанных на указателе объектов — нововведение, доказавшее свою эффективность во время проведения Чемпионата мира по футболу этим летом.

“Специально к Чемпионату мы разрабатывали дополнительную навигацию: башни, панель-кронштейн с маршрутами до стадионов и других спортивных объектов города. Благодаря единому стилю и английскому переводу, и жители, и иностранные туристы легко добирались до нужных им мест”, — говорит собеседница агентства.

По ее словам, сейчас городские власти обсуждают перспективу продолжения успешной программы по созданию единой системы навигации. Во-первых, в ГБУ “МАЦ” регулярно обращаются жители Москвы с просьбами монтировать дополнительные указатели в своем районе. Во-вторых, в постоянно растущем городе каждый год появляются новые общественно и социально значимые объекты.

“Москва быстро развивается, какие-то здания сносят, строят новые объекты, а значит и указатели нужны в большем объеме. Так что предела нашему совершенству нет”, — уверена Ремезова.

Сейчас обновленная навигационная система охватывает все московские округа, кроме ТиНАО. Если в черте города открывается новая школа, больница или культурный центр, ответственный за объект орган исполнительной власти Москвы обращается в Департамент ЖКХ города Москвы, с заявкой об актуализации конкретного указателя. По результатам рассмотрения заявки в навигацию в обязательном порядке вносятся необходимые коррективы.

“Кстати, москвичи тоже регулярно дают нам обратную связь, и мы благодарны им за активную позицию. Например, если меняется наименование школы, активисты первыми сообщают нам об этом. После перепроверки информации мы берем ее на вооружение и меняем информационное поле “, — отмечает Ремезова.

Создание дизайн концепции навигационной системы общественного пространства фудмаркета “=ДЕПО”

Навигация для нового фудмаркета «=ДЕПО»

Зачем мегаполису навигация в век онлайн-карт

15 февраля на гастрономической карте Москвы появилась новая точка — в бывшем помещении Миусского депо открылось новое пространство «=ДЕПО». Мы приняли участие в разработке внутренней навигации для этого проекта.

Минимализм и брутальность — два основных принципа, на которых выстраивается вся дизайн-концепция навигационной системы. Параллельные линии, которые можно увидеть в логотипе «=ДЕПО», нашли отражение в конструктивных и графических элементах навигации.

+7 495 690 45 73

107045, Москва,
Даев переулок, 19

Где брать данные для своего проекта по анализу городской среды

На Хабре время от времени появляются статьи про различные веб-сервисы и приложения, так или иначе анализирующие городскую среду. Такие сервисы, по задумке авторов, должны помогать жителям принимать какие-то решения – куда пойти, где купить жилье, где комфортнее жить и гулять. Из последних примеров:

  • Карта гулябельности – анализ комфортности территории для пешеходов
  • ХоумХаб – анализ инфраструктуры и городской среды для выбора места жизни
  • Мои собственные разработки по прокладке интересных и комфортных пешеходных маршрутов

Типичная идея таких сервисов – “а давайте возьмем городские данные, засунем в какой-нибудь ML алгоритм, что-то подсчитаем и красиво нарисуем на карте”.

Зачем мегаполису навигация в век онлайн-карт

Часто все выглядит именно так – берем OpenStreetMap и пытаемся что-то с ним делать

Однако результат часто оказывается “пальцем в небо”. В комментариях же пользователи начинают просить добавить все новые и новые фичи и факторы, влияющие на качество среды. Как правило упоминают общественный транспорт, экологию, освещение улиц, плотность коммерческих объектов, загруженность социальной инфраструктуры. На что авторам приходится растерянно разводить руками и отвечать, что “ну если вы нам данные дадите, то мы их прикрутим”. А данных-то и нет. И самый лучший алгоритм тут не поможет, если ему не дать качественные данные для работы.

Лицензии и доступность данных

Сразу стоит понять, для каких целей вы делаете свой сервис. Как правило, их делают либо с научно-просветительской целью, либо с коммерческой.

В первом случае вы решаете какую-то интересную задачку на анализ данных, и просто делитесь результатами с сообществом, бесплатно и открыто. Во втором случае вы планируете в будущем как-либо монетизировать свой сервис.

Многие корпорации, владеющие полезной для вас информацией, запрещают ее использование в коммерческих целях. При этом на научные публикации и исследования как-то закрывают глаза, но вот мимо коммерческого проекта, который делает деньги на их информации, они вряд ли пройдут.

Вот пример из соглашения на использование API TripAdvisor. В нем сказано, что вы не должны никак кешировать и сохранять данные от их API для создания своей собственной базы данных коммерческих организаций:

Зачем мегаполису навигация в век онлайн-карт

То есть, например, вы не имеете права скачивать из TA информацию о кафе и ресторанах, чтобы затем встроить ее в свой алгоритм подсчета притягательности территории для туристов. Информация вся есть, вот она, гигабайты ее. Но использовать ее нельзя по сути ни для чего, кроме как для простого отображения меток на карте.

Аналогичные ограничения есть практически у всех крупных сайтов, посвященных коммерческим объектам.

Поэтому внимательно изучайте лицензионные соглашения тех сервисов, данные с которых вы хотите использовать, иначе можете нарваться на неприятности.

В итоге по доступности информацию можно условно разделить на:

Ниже я приведу список того, с чем сталкивался и работал лично в своих различных проектах в Институте дизайна и урбанистики ИТМО. Список не исчерпывающий, возможно в комментариях кто-то сможет дополнить, особенно в разделе про закрытые данные.

Общедоступные открытые данные

Для любой ГИС обычно нужна какая-то карта. Как в смысле картографической подложки, поверх которой можно рисовать какие-то свои данные, так и в смысле источника этих данных – координат и геометрии дорог, домов, рек, озер, лесов и прочих объектов.

Выбор подложек велик – тут и Яндекс, и Гугл, и OSM, и Here Maps, и MapBox и куча всего еще. Выбирают обычно чисто из эстетических соображений + полноты данных в том регионе, что вам нужен. Но есть некоторые подводные камни:

  • Выбор подложки зачастую привязывает вас к экосистеме этого провайдера, так как у многих провайдеров (Яндекс, Гугл, Here) есть ограничения на другие виды данных, что отображать их можно только на их же подложке. То есть если вы хотите использовать геокодер Яндекса – вы без вариантов должны использовать и картографическую подложку Яндекса.
  • У того же Яндекса есть ограничения на бесплатное использование – только для открытых проектов. Если в вашем проекте сложная закрытая регистрация или платный функционал – вы обязаны купить у них лицензию, бесплатно их сервисами пользоваться нельзя. Возможно что-то аналогичное есть и у других, надо изучать.

OpenStreetMap

Великий и ужасный OpenStreetMap – Википедия в мире карт, проект наполняемый самими участниками – по сути является единственным открытым источником картографических данных (а не только растровых изображений). Если вам нужны не картинки, а сами координаты домов, улиц и прочих объектов – вам сюда.

Главный плюс OSM – там есть данные, которых больше нет нигде, и достаточно открытая лицензия.

Зачем мегаполису навигация в век онлайн-карт

Главный минус – детализация очень сильно плавает от города к городу. Где-то (где видимо нашелся маппер-энтузиаст) качество OSM бьет всех конкурентов, там будет размечено вообще все, вплоть до мусорных урн и отдельных деревьев. А где-то не будет ничего кроме пары главных улиц, кое-как перерисованных со спутника.

Есть еще ряд подводных камней, с которыми вы столкнетесь работая с OSM, и которые надо иметь в виду:

  • Ограничения на доступ и нагрузку. OSM – бесплатный проект от сообщества, поддерживаемый на пожертвования и живущий на энтузиазме. И они очень плохо относятся к тем, кто злоупотребляет халявой и создает излишнюю нагрузку на их API. Попытка выкачивать большие регионы или запрашивать очень много тайлов легко может привести к бану. На все претензии ответ будет один – “поднимайте свой инстанс и делайте с ним что хотите, а общественный бесплатный не насилуйте”.Сюда же идут сложности с оффлайн-использованием. Если вы захотите сделать приложение с возможностью качать карты в оффлайн, вам придется скорее всего поднимать свой сервер. Так как выкачать все тайлы для всех уровней зума даже для небольшой территории – это очень много запросов.
  • Плохой геокодер. Честно, Nominatim – полная фигня. Отчасти это связано с плохой наполненностью базы адресами (впрочем опять же, зависит от города), но он и сам по себе просто тупой. После Яндекса пользоваться им невозможно, тупит и не угадывает, срабатывает только если идеально точно прописать адрес. Плюс еще и не больше одного запроса в секунду, иначе банит.
  • Вы никогда заранее не будете знать, насколько хороши данные OSM в нужном вам регионе (если только сами там не живете и не можете глазами сравнить карту и реальность). Пользователи будут постоянно вас ругать за то, что ваш сервис не учитывает вот этот дом и вот этот парк, а их на карте просто не разметили.
  • Многообразие способов описания одного и того же. Например, зеленая область на карте может быть отмечена и как лужайка, и как парк, и как лес (да, не удивляйтесь если у вас будет лес в центре города) и как огород и как черт знает что еще. Вы будете постоянно сталкиваться с тем, что ваши выбранные теги не включают в себя какие-то важные частные случаи, и вам придется их дополнять.На этом участке карты есть четыре разных вида разметки зелени
  • Нет вообще никаких общих конвенций по маппингу. Зачастую в одном регионе местным сообществом принято одно, а в соседнем такие же объекты будут маппиться совсем иначе. Например, где-то встречал срач, что в Питере есть какие-то мапперы, которые принципиально рисуют все проспекты двумя отдельными односторонними линиями, и откатывают правки тех, кто с ними не согласен (рисует улицу одной двухсторонней линией). И фиг с ними что сделаешь.
  • Фундаментальная проблема любых карт (не только OSM), недавно поднятая, например, в комментариях к этому посту. Люди жалуются, что Яндекс их ведет по каким-то разбитым дорогам, вместо хороших новых улиц.Проблема в том, что в картах довольно ограниченное количество вариантов отображения объектов. И для тех же дорог есть дай бог штук 10 различных вариантов (в OSM это всякие теги primary-secondary-service-residential и еще ряд других), которые просто никак не могут покрыть все разнообразие всех возможных видов покрытия и состояния проезжей части. Более того, типы обычно назначаются согласно юридическому статусу дороги, а не ее физическому состояниюВот пример двух улиц, обе имеют тег highway=residential, то есть местная улица в жилой застройке. Первая – асфальт, освещение, четыре полосы, карманы для автобусов. Вторая – какая-то разбитая грунтовка на задворках.Ну и как ваш бедный A* в навигаторе должен отличить одно от другого и понять, по какой из них вас надо вести? Да, иногда какие-то выводы можно сделать по дополнительным тегам (числу полос, покрытию, наличию освещенности), но они есть далеко не всегда и не везде. Можно придумывать всякие эвристики, типа “если на дороге есть маршрут ОТ – эта дорога предпочтительнее”, но любые эвристики могут ошибиться.И попробуйте потом все эти сложности объяснить разозленным пользователям, у которых на проложенном вами маршруте колесо в яме оторвало.

Несмотря на все свои недостатки, OSM – потрясающий проект, не имеющий аналогов, и как правило служит базой для всех урбанистически-картографических исследований.

Важный бонус – работая с OSM вы получаете сразу огромный набор готовых инструментов по хранению, обработке данных, навигации, отображению и т. Например, для Java есть Graphopper – готовый набор из сервера и библиотеки для поиска путей, который из коробки умеет читать OSM-ные дампы и строить по ним быструю навигацию.

Вы всегда сможете ответить на все претензии пользователей в духе: “хотите что-то добавить – нарисуйте в OSM, заодно поможете всем другим проектам и навигаторам, которые его используют”.

Рельеф

Данные о рельефе вам могут понадобиться для указания высот на маршруте, или для моделирования распространения каких-нибудь радиосигналов, или зон видимости.

Если вы просто хотите отображать подложку с рельефом – вам подойдет OpenTopoMap

Зачем мегаполису навигация в век онлайн-карт

Гора Бештау под Пятигорском выглядит в OpenTopoMap вот так

Используется модель, построенная по данным дистанционного зондирования, с шагом сетки в несколько десятков метров. Вроде у автора есть более точная модель, но она уже платная.

Важный факт – спутник считает расстояние до ближайшего твердого объекта, а не до поверхности земли, поэтому в городе высота вполне может оказаться высотой крыши ближайшего здания.

Геокодирование

Прямое и обратное геокодирование – это связь между адресом и координатами. Во многих проектах требуется либо одно (получить координаты по адресу, например чтобы проложить маршрут), либо другое (получить адрес по координатам, чтобы отобразить пользователю в интерфейсе).

Каждый исследователь, которому понадобится такой функционал, столкнется с проблемой: какой из доступных сервисов выбрать?

  • Сервисы от гигантов рынка – Яндекс, Гугл, Here Maps и пр. Работают хорошо, умеют “додумывать за пользователя”, угадывают неточно введенные адреса.Главных минусов для исследователя три:Платность – хотят денег, иногда имеют бесплатный план, но с ограничениями, часто бесплатного плана просто нетПривязка к карте. Требуют чтобы их результаты отображались только на их же карте. Нельзя, например, результаты геокодера Яндекса показать поверх OSM подложки.Нельзя сохранять данные. Иногда делается исключение для возможности кеширования, но сохранить данные, чтобы потом по ним прогнать какой-то алгоритм, формально все равно нельзя.Из условий использования API Яндекс-карт, у остальных компаний правила схожие
  • Платность – хотят денег, иногда имеют бесплатный план, но с ограничениями, часто бесплатного плана просто нет
  • Привязка к карте. Требуют чтобы их результаты отображались только на их же карте. Нельзя, например, результаты геокодера Яндекса показать поверх OSM подложки.
  • Нельзя сохранять данные. Иногда делается исключение для возможности кеширования, но сохранить данные, чтобы потом по ним прогнать какой-то алгоритм, формально все равно нельзя.Из условий использования API Яндекс-карт, у остальных компаний правила схожие
  • Геокодер OSM – Nominatim. Бесплатно и сердито. Выше уже написал минусы, повторюсь:Не умеет искать неточные совпадения (а фиг вам пользователи будут правильно всегда вводить).Плохая база адресов (зависит от местности).Жесткие лимиты на 1 запрос в секунду с последующим быстрым баном при нарушении.
  • Не умеет искать неточные совпадения (а фиг вам пользователи будут правильно всегда вводить).
  • Плохая база адресов (зависит от местности).
  • Жесткие лимиты на 1 запрос в секунду с последующим быстрым баном при нарушении.

Данные о ДТП

Их вполне официально отдает ГИБДД, но в неудобном формате. В удобном формате можно получить через замечательный проект Карта ДТП

Зачем мегаполису навигация в век онлайн-карт

Такие данные можно использовать для определения безопасности улиц, правда и тут не без подводных камней, перечеркивающих многие идеи для исследований. Например, некоторые категории редко проставляются в протоколах. Мы пробовали сделать исследование безопасности трамвайных остановок, сравнить количество наездов на пешеходов возле остановок с платформами и без (где пешеходы высаживаются сразу под колеса машин). Но, к сожалению, хоть такая причина ДТП (наезд на пассажира трамвая) там и есть, но встречается она очень редко. Большинство ДТП пишутся под общими категориями типа “наезд на пешехода”, и попробуй отличи.

Также есть проблемы с координатами, подробнее в статье от авторов по ссылке выше.

Открытые данные местной администрации

У СПб есть РГИС, в котором есть много чего полезного:

Зачем мегаполису навигация в век онлайн-карт

Аналоги для других регионов ищутся по запросу “ИСОГД %регионнейм%”. Вообще сейчас идет мощный тренд на цифровизацию, в ближайшие годы все регионы заставят (кто еще не успел) создать такие системы и полностью перейти на цифровые документы территориального планирования.

Также можно походить по сайтам городских комитетов/департаментов/как еще они там будут называться в вашем регионе, и поискать разделы “открытые данные”. Мы, например, используем данные от Комитета по градостроительству и архитектуре, чтобы оповещать градозащитников и экспертов о возможной будущей застройке. В КГА недавно создали реестр открытых данных, и сейчас расширяют его и дополняют новыми документами.

Про стандартизацию всего этого дела – есть, например, 10 приказ Минэкономразвития, там перечислены требования к геослоям генеральных планов, чтобы одни и те же объекты единообразно обозначались и отображались (вот тут я писал, как в джаве научиться рисовать объекты на карте согласно этому приказу). Это шаг в правильном направлении, но все равно остается куча видов градостроительных документов, где каждый регион будет изобретать свой велосипед в обозначениях и форматах.

Условно-доступные данные

Это, повторюсь, либо данные, скачиваемые через всякие хаки и торчащие наружу непубличные API с непонятным правовым статусом, либо данные, на которые явно наложены лицензионные ограничения. Используйте на свой страх и риск.

Данные о населении

Одним из краеугольных камней любых расчетов обеспеченности инфраструктурой являются данные о населении. Без них вы не сможете только лишь по карте понять, достаточно ли школ/поликлиник/детских садов или нет. Ну или сможете сделать только грубые прикидки по радиусам доступности, которые в наших реалиях (перенаселенные окраины городов с одной школой на 30 тысяч населения) вам мало что скажут.

К сожалению, из публично доступных данных такого рода мне попадалась только методика подсчета через данные ЦИК. Там на сайте можно найти перечень квартир во всех домах, в которых зарегистрированы избиратели. Начните вводить адрес и подсмотрите в веб-отладчике запросы к АПИ, которые он шлет, там иерархическая структура, от субъектов РФ и вплоть до отдельного дома и квартир в нем. Сами запросы тут приводить не буду, они время от времени меняются, так как это не публичное апи. Но отреверсить его и написать простой скрипт для скачивания всей структуры проблем быть не должно.

В итоге можно получить количество квартир в данном районе, после чего умножить на среднее количество жителей в квартире (где его взять – отдельный вопрос, я встречал цифры от 1. 5 до 2-3) и получить какую-то грубую оценку численности населения.

Для некоторых регионов можно найти какую-то информацию на сайтах местных статистических ведомств. Вот, например, данные от Петростата за 2021 год – население с точностью до муниципалитета в СПб. Более точных данных по Питеру похоже ни у кого нет, во всяком случае публично.

Коммерческие заведения

Могут быть важны как с точки зрения инфраструктуры (чтобы рядом магазины были), так и с точки зрения оценки популярности каких-то точек в городе (больше кафе на крупных популярных улицах).

Какую-то информацию можно выцепить из:

  • OSM – как выше упоминалось, очень плохо с актуальностью, лучше не использовать
  • TripAdvisor – есть API, но формально нельзя обрабатывать и хранить
  • Google Places API – можно получать информацию о заведениях, отображаемых на карте гугла. Ограничения те же самые, что и у прочих сервисов – нельзя сохранять результаты, рисовать можно только на картах самого гугла.
  • Аналог от Яндекса, с аналогичными же ограничениями (не сохранять, только карта Яндекса), плюс еще лимит в 500 запросов в день, видимо чтобы не пытались вытянуть у них всю базу

Кадастровые участки

Росреестр ведет публичную кадастровую карту, но уже много лет сопротивляется всем попыткам сделать ее по-настоящему открытой и дать возможность пользователям получать координаты участков. Сейчас по факту можно только получить растровые картинки. Раньше был лайфхак: так как у них там ArcGIS используется, можно было подхимичить с параметрами запроса и получить участки в векторном SVG. Потом эту лазейку прикрыли, получить можно только PNG/JPG.

Зачем мегаполису навигация в век онлайн-карт

Кусочек кадастровой карты

Сейчас можно вытащить оттуда растры по номеру участка, и путем нескольких преобразований (перевести в нужную систему координат, обвести границу полигоном) получить приблизительную (с погрешностью на растеризацию) форму участка.

Кажется, недавно видел про это статью на хабре про это, но сейчас не могу ее найти. На гитхабе есть вроде такой репозиторий, но я не знаю, жив ли он. Впрочем, Росреестр уже несколько раз менял апи кадастровой карты за последние пару лет, так что все готовые решения быстро устаревают и ломаются. Но написать с нуля свое – вопрос пары дней.

Плюс через API можно вытащить разрешенные виды использования участка, что важно для различных проверок и рекомендаций в области градостроительства.

Общественный транспорт

Тут тоже все так себе, кто в лес, кто по дрова. Данные об ОТ можно брать из:

В целом единообразного способа получения информации об ОТ даже в масштабах России не существует.

Парсинг соцсетей

Из постов в социальных сетях можно извлекать различную информацию, привязанную к местоположению. Из того, о чем я слышал:

  • Поиск туристических локаций – где больше фоточек люди делают, там наверное больше интересных объектов.
  • Сбор мнений и мониторинг настроений – можно пытаться искать какие-то конфликтные точки на карте города по негативным пользовательским комментариям.
  • Поиск отзывов на какие-то заведения или локации.

При этом есть ряд подводных камней:

  • Данные сильно зашумлены, надо уметь их разделять. Например, много фоточек люди делают и постят в аэропортах на прощание перед вылетом, но это не значит, что аэропорт это хорошая туристическая достопримечательность.
  • Смешаны данные от разных категорий людей – местных жителей, приезжих, туристов, просто проезжавших мимо. В итоге вы можете набрать лишних данных, нерелевантных для вашей ЦА.
  • Ну и как правило все это так или иначе нарушает правила пользования и лицензионные соглашения соцсетейВыдержка из пользовательского соглашения ВК, из раздела запретов

Закрытые данные

Это те данные, которые вы вряд ли сможете получить самостоятельно, либо они стоят слишком дорого для хобби-проекта. Но они тоже есть и могут использоваться для исследований и проектов крупными компаниями.

У нас в ИТМО довольно много связей с чиновниками различных регионов, благодаря чему мы иногда получаем доступ к такой информации. Хотя, надо понимать, это тоже не панацея, часто “секретные” государственные данные, на основании которых принимаются важные градостроительные решения – такое же черт знает как собранное и давно устаревшее фуфло, не выдерживающее пристального внимания и проверки.

Но в целом, конечно, доступ к такой информации позволяет заниматься чуть более интересным анализом, чем это доступно человеку с улицы.

Видов закрытых платных данных много, опишу только то, с чем сталкивался сам.

Социальная инфраструктура и население

Зачем мегаполису навигация в век онлайн-карт

Вот такие пироги в моем районе, данные неполные (нет кучи домов), но видно что заполненность школы 180% от расчетной

Население по данным переписи (хотя бы с точностью до числа жителей в отдельном доме) вроде можно получить, но то что есть у нас – очень устаревшее (из нулевых годов).

Доступ к видеонаблюдению

В Питере есть программа “Безопасный город” – город методично обвешивают камерами, видео с них можно официально запросить в случае какой-нибудь неприятности.

Для исследователей же иногда есть возможность получить доступ к отдельным камерам и изучать что-то по видеопотоку. Мы один раз использовали это для анализа стихийной тропы на Марсовом поле (считали по видео пешеходов, шедших по газону).

Зачем мегаполису навигация в век онлайн-карт

Вид с камеры на столбе

Коллеги-транспортники из другой лаборатории вроде бы используют видео для анализа автомобильного траффика на ключевых перекрестках и настройки своей транспортной модели.

Данные мобильных операторов

С этим напрямую не работал, но знаю что такие обезличенные данные вполне официально можно купить. Цены там немаленькие, для отдельного исследователя или небольшого проекта неподъемные. Зато можно получить реальные маршруты жителей в городе. Очень важно для любых задач транспортной корреспонденции.

Коммерческие предприятия от 2gis

Если у вас серьезное исследование или проект, требующий детальной информации о коммерческих компаниях, вам придется эти данные купить. Но стоят они немало.

Вот пример расчета с сайта 2gis (многие говорят, что у них база наиболее актуальная) по Санкт-Петербургу. Это причем еще без контактов, с ними будет еще в два раза дороже.

Зачем мегаполису навигация в век онлайн-карт

Чего найти не удалось

Эти данные были бы полезны во многих исследованиях и проектах, и они часто всплывают тут на Хабре в комментариях и обсуждениях. Но в открытом доступе их нет, во всяком случае для РФ. Ну или мне не удалось найти, если в комментариях поправят – буду рад.

  • Данные о чистоте воздуха. Все что есть – либо крупномасштабное (пара цифр на город), либо это какая-то модель-надстройка над OSM (в духе “вдоль шумных улиц и фабрик плохая зона, вдоль парков хорошая”), со всеми его недостатками в виде проблем с покрытием или погрешностями в тегировании улиц.
  • Данные о городской растительности. В том же OSM кое-где прям отдельные деревья размечены, но в большинстве городов такого нет.
  • Данные о доступности для маломобильных граждан, велосипедистов и прочих колесных. В итоге почти все велосипедные навигаторы показывают фигню, заводя туда, где через каждые пять метров по поребрику.Есть исследования, где по панорамам Google Street View эту самую доступность распознают методами компьютерного зрения, но готовых к использованию данных я не находил.
  • Данные о пешеходной инфраструктуре. В OSM за пределами Питера и Москвы банально тротуары и пешеходные переходы мало где размечены. В государственных ГИС тоже зачастую не хватает всяких дорожек-тротуаров.В итоге качество именно пешеходной навигации сильно страдает, а исследования на эту тему (наподобие моего анализа “пешеходных кривулей”, мест где слишком велико расстояние между пешеходными переходами) оказываются очень неточными.
  • Спутниковые снимки. Если вам нужна бесплатная открытая карта – есть OSM. А вот если вы захотите добавить спутниковую подложку в свой коммерческий проект – то фиг вам. Яндекс вот даже за деньги не дает доступ к своим спутниковым снимкам из-за каких-то лицензионных сложностей.Есть какие-то публичные архивы, но там качество снимков очень плохое и они старые обычно. Использовать их для актуального картографического приложения не получится.Ситуация понятная – если карту волонтеры могут нарисовать в качестве хобби и бесплатно, со спутниковыми снимками (особенно высокого качестве, пригодными для картографической подложки) так не выйдет, это всегда коммерческий продукт. Но обидно.

Монетизация

После того, как вы создали какое-то приложение с картой и какими-то данными на ней, может возникнуть желание на нем заработать.

Очевидным методом монетизации для приложения с картой может показаться путь Гугла/Яндекса – отображение маркеров коммерческих заведений с комиссией за клик.

Однако оказывается, что просто не существует (опять же, поправьте если я ошибаюсь) никаких рекламных сетей, предоставляющих такую функциональность. Чтобы можно было по API получить у них список объектов на карте в заданной области, и потом получить комиссию за клик пользователя. Вообще, как мне кажется, интересная идея для стартапа в этой области – рекламная сеть для отображения объектов на карте.

Существующие API для получения коммерческих объектов, перечисленные в разделе про открытые данные выше, не дают вам лично никакого профита. Все деньги за клики по ним получит их хозяин (гугл или TA).

У TripAdvisor есть партнерская программа, но там все сложно – вы получите деньги, если человек перейдет по вашей ссылке на TA, а там забронирует отель или еще что-то (не обязательно то, на что вела ваша ссылка).

Вообще похоже, что вся туристическая интернет-отрасль монетизируется исключительно бронированием билетов (партнерки у всех крупных сайтов типа aviasales или tutu), туров (тут самый популярный это travelpayouts, это вообще крупный агрегатор партнерок в сфере туризма) и отелей (всем известный букинг и аналоги). Если ваш проект никак с этими сферами не связан, то и заработать нативным образом на вашей карте вы не сможете. Придется использовать обычные методы монетизации (платные фичи, рекламные баннеры), не специфичные конкретно для картографических и навигационных приложений и не использующие их возможности.

Заключение

Надеюсь, эта статья поможет как будущим авторам ГИС и урбанистических веб-сервисов – не лезть туда, где все равно ничего не выйдет из-за недостатка данных, так и пользователям – понять, почему все работает не идеально, а сделать лучше в текущей ситуации не получится.

Вкратце просуммирую основные проблемы, которые вы должны понять и проверить, прежде чем начать разработку своей идеи:

  • Самый лучший алгоритм не сработает, если нет достаточно точных данных. Подход “ай ладно, ща запилим алгоритм, а данные потом поищем” не работает, без данных ценность вашего алгоритма для пользователей равна нулю, или даже отрицательна (если он дает ошибочные рекомендации).
  • OSM это здорово, но есть проблемы с качеством и полнотой, некоторые категории данных (коммерческие заведения, транспорт, озеленение) там формально есть, но в большинстве случаев непригодны для серьезного использования.
  • Некоторые вроде бы очевидные и нужные данные взять просто неоткуда.
  • Очень много данных закрыто лицензионными ограничениями, пользоваться ими можно только по методу Неуловимого Джо – надеяться, что вас не заметят и не засудят.
  • Если поискать – можно найти много интересных данных от чиновников и местных администраций, но нет общих стандартов, везде все по-разному, в итоге очень сложно или вообще нереально сделать решение, работающее для всей территории РФ.

Если у вас есть опыт работы с этими или любыми другими открытыми данными, пригодными для анализа городских территорий – пишите в комментариях. Тема нынче востребованная и наверняка эта информация многим окажется полезной.

Вопросы и ответы

Нажмите на кнопку «Подписка» в правом нижнем углу страницы курса лекций или коллекции.

Когда вы перейдёте по ссылке из письма, мы запомним вас на этом устройстве и вы сможете смотреть курс лекций с его страницы.

На странице лекций во вкладке «У вас» можно увидеть, на какие курсов лекций вы подписаны. Рядом с каждым курсом лекций, на который вы подписаны, отображается зелёная галочка.

Если вы подписались сами, после первого года деньги начнут списываться ежегодно по сниженному тарифу, пока вы не отмените подписку. Тот или та, кому вы подарили подписку, после первого года сможет привязать свою карту и продлевать подписку ежегодно по сниженному тарифу.

Условие подписки — сохранённые в платёжном сервисе данные вашей банковской карты в течение оплаченного срока.

Что делать, если лекции не открываются?

После оформления подписки вы получили письмо со ссылкой для доступа к лекциям. Когда вы перейдёте по ссылке из письма, мы запомним вас на этом устройстве и вы сможете смотреть лекции.

Но если наш сайт вас забывает, скорее всего, у вас не сохраняются куки. Это возможно в одном из двух случаев:

  • Вы открываете ссылку в режиме частного доступа, в котором браузер не сохраняет историю. Это легко определить по цвету адресной строки браузера — если она чёрная, значит, браузер в приватном режиме и этот режим нужно отключить. После этого, когда вы откроете ссылку в браузере, наш сайт вас запомнит.
  • Вы открываете ссылку из почтового клиента на планшете или телефоне. Почтовые клиенты часто открывают ссылки во встроенном браузере, который тоже не помнит историю. Если это так, попробуйте скопировать ссылку в письме и вставить её в адресную строку полноценного приложения браузера.

Что такое Бюросфера?

Зачем мегаполису навигация в век онлайн-карт

Зачем мегаполису навигация в век онлайн-карт

Зачем мегаполису навигация в век онлайн-карт

Зачем мегаполису навигация в век онлайн-карт

Преподаватель курса — Илья Бирман

бюро, соавтор «Советов», финалист конкурса схем московского метро.

По традиции все участники получают по альбому плакатов формата A3. Каждый уникальный, информационно насыщенный лист посвящён отдельной важной теме или примеру. Материал используется как объект обсуждения на лекции и источник
дополнительной информации. После завершения курса любой лист можно повесить на стену рядом с рабочим местом.

Условия

Самостоятельный участник59 000 Р
Сотрудник компании или предприниматель79 000 Р

Курс в компании

Мы готовы провести курс в вашей компании.

Автобусные остановки

Тема поделилась на три проекта между тремя командами по принципу бутерброда. Каждая команда пользовалась результатами работы другой.

Команда Анны Килгановой, Александра Кима, Андрея Козинского и Алексея Щербакова занималась компоновкой самой остановки.

Отзывы участников практического курса

Участники курсов делились своими впечатлениями о практическом курсе, а мы оставили из их отзывов только то, что касалось теории — такую же даём в лекциях.

Главная мысль: навигация — это услуга. Ей пользуются не «пассажиры», а «клиенты». Представляя, что результат нужно продать в конкурентной среде, смотришь на стрелочки иначе.

Илья — хороший лектор. Рассказ легко воспринимать и конспектировать. Каждая мысль сопровождается примерами. Кстати, только на третий день я осознал объём проделанной для курса работы, сколько всего собрано и систематизировано.

Предполагаю, что неподготовленным слушателям будет сложно взять максимум от курса, он скорее для «повышающих квалификацию».

Сергей Чикин,графический дизайнер

Главное — это структура. В голове всегда валяются знания о многих вещах, в том числе и о навигации, но без структуры они бессмысленны. Именно в этом главный кайф.

Самым важным для меня было осознание того, что начинать надо со сценариев поведения людей. Не «как бы тут сделать табличку „Выход“», а «в какой момент человеку понадобится узнать, где выход», и вообще, что человек тут делает, зачем пришёл, что ищет.

Очень советую курс всем работникам Мостранса, Лентранса и прочих трансов. Отдельно можно посоветовать курс графдизайнерам (работа с табличками, иконками, теория близости, принципы вёрстки и общее вправление мозга).

Алексей Радченко,руководитель отдела навигации Департамента транспорта Москвы

Моменты, которые смутили или что, возможно, стоит развивать:

Если же попробовать подвести общий итог, то подобные курсы — знаковое событие для России, и мне было очень приятно увидеть, что эта отрасль развивается в нашей стране. С другой стороны, я смог увидеть насколько длинный и тернистый пусть предстоит этой самой отрасли на пути к лидерству :‑)

Курс классный. Весь материал новый и интересный.

После интерфейсного курса многие вещи сразу понятны и логичны. Скучно не было ни разу. Трудно сказать, что бы я добавил. Может, больше литературы для самостоятельного изучения.

Да, ещё я почти никогда не работал с навигацией и поехал на курс как на интерфейсы lvl 2. Я хотел узнать, как люди ориентируются, как принимают решения, что влияет на выбор, очевидность решения и тому подобное. Всё узнал, мне понравилось. Рекомендовать буду любой курс бюро, они все отличные.

Евгений Решетнёв,дизайнер и иллюстратор

Запомнил, что нужно сопротивляться введению кодирования до последнего, помнить про вертикальные и трёхмерные схемы, а не только про вид сверху, и ещё много чего полезного.

Лирическое отступление. Это уже мой третий бюрошный курс. Всегда советую коллегам, но все как один офигевают от цены. Трудно объяснить, что получаемый объём информации огромен и подан удобно. Столько информации, именно касательно дизайна, не получаешь даже за год в каком‑нибудь вузе, типа моего (ПБГХПАБ им. Штиглица), хотя год там стоит в разы дороже.

Столько информации не получаешь за год в вузе, хотя год там стоит в разы дороже

Зачем мегаполису навигация в век онлайн-карт

Кирилл Беляев, дизайнер

«Главная мысль: навигация — это услуга. Ей пользуются не „пассажиры“, а „клиенты“. Представляя, что результат нужно продать в конкурентной среде, смотришь на стрелочки иначе.

Предполагаю, что неподготовленным слушателям будет сложно взять максимум от курса, он скорее для „повышающих квалификацию“

Зачем мегаполису навигация в век онлайн-карт

Алексей Радченко, руководитель отдела навигации Департамента транспорта Москвы

  • Качественные раздаточные материалы оставили очень хорошее впечатление и по самому исполнению бумага, дизайн), и по смыслу. Их действительно можно вешать на стену как иллюстрации, они правильного формата и содержат кучу информации. Такая мини-брошюра.
  • Много примеров из жизни — курс получился очень практический. Видно, что накоплен огромный опыт и в качестве самостоятельных работ и проектов и, конечно, наблюдений. Разные страны, разные ситуации, разный контекст. Очень здорово.
  • Не хватило более полной вводной части по курсу: рассказа про расписание, структуру, вопроса об ожиданиях слушателей от курса, ответов на вопросы о курсе, списка тем на стене или первым слайдом — стандартной части, которая обычно бывает в первый день и звучит как „страхи и надежды“.
  • Чуть больше интерактива и примеров со стороны слушателей — довольно сложный момент, но мне показалось, что на определённых материалах люди выпадали из подачи материала, не сопоставляли его с собственным опытом. Возможно, небольшие простые вопросы в зал.
  • Качество фотографий иногда было недостаточно для иллюстрации, было или слишком низкое разрешение или слишком тёмные. Материала очень много, но, возможно, его частично можно улучшить, поправив контрастность и цветность. Или переснять.
  • Небольшая разношёрстность слушателей, которая сыграла против курса. Вместо обмена знаниями по тем направлениям, где участник чувствовал себя сильнее, произошла сегрегация — эти темы для одной части аудитории, а эти — для другой.

Если же попробовать подвести общий итог, то подобные курсы — знаковое событие для России и мне было очень приятно увидеть, что эта отрасль начинает развиваться в нашей стране. С другой стороны, я смог увидеть насколько длинный и тернистый пусть предстоит этой самой отрасли на пути к лидерству :-)»

Зачем мегаполису навигация в век онлайн-карт

Сергей Чикин, графический дизайнер

«Я долго ждал этот курс и очень рад, что не пропустил его.

Главное — это структура. В голове всегда валяются знания о многих вещах, в том числе и о навигации, но без структуры они бессмысленны. Именно в этом главный кайф курса.

Самым важным для меня было осознание того, что начинать надо со сценариев поведения людей. Не „как бы тут сделать табличку «Выход»“, а „в какой момент человеку понадобится узнать, где выход“, и вообще, что человек тут делает, зачем пришёл, что ищет.

Я бы добавил больше примеров и ходов по ненасильственному управлению поведением (как зигзагообразная разметка в Лондоне, заставляющая снизить скорость).

Очень советую курс всем работникам Мостранса, Лентранса и прочих трансов. Отдельно можно посоветовать курс графдизайнерам (работа с табличками, иконками, теория близости, принципы вёрстки и общее вправление мозга)

Зачем мегаполису навигация в век онлайн-карт

Александр Айвазян, дизайнер полиграфии

«Благодарю за курс. Мне понравился системный подход к вопросу, — это главное. Я узнал много нового о потоках людей, голосовой навигации, невидимой навигации, о схеме работы над проектом. Но главное, что понравилось, — это разбор домашки. Такие обсуждения просто бесценны! Буду отслеживать дни советов.

Что касается общих вопросов, то я бы снизил стоимость курса хотя бы два раза. Давайте популяризировать это направление!»

Зачем мегаполису навигация в век онлайн-карт

Евгений Решетнёв, дизайнер и иллюстратор

«Спасибо за курс! Было здорово.

Скучно было лишь в одном моменте, когда ты долго (как мне показалось) рассказывал про улучшения в городах, в частности, в Лондоне (о переносе забора, пешеходной инфраструктуре, лавочках). Не знаю, почему. Есть предположение: я работаю с „Городскими проектами“, и в моей голове очень много подобной информации 🙂 Но я отметил для себя, что всё это непосредственно относится и к навигации.

Очень понравилась домашка. Реальные исследования на месте, реальные проблемы реального „заказчика“ — это круто. И, как я считаю, с этой домашкой я справился лучше, чем на курсе по интерфейсам (я был и на нём). Уже не сильно разделяю эти темы, интерфейсы и навигацию. Всё об одном — дизайн услуги.

Рассказ об этапах работы над проектом для МГИМО был очень полезен. Не помню, чтобы что-то подобное было на курсе по интерфейсам. В общем, даже если оно там было, то для меня оказалось не так полезно, как здесь.

Очень круто, что длилось всё это пять дней — более глубокое погружение в тему. Интенсив так интенсив!

Лирическое отступление. Это уже мой третий бюрошный курс. Всегда советую коллегам, но все как один офигевают от цены. Трудно объяснить, что получаемый объём информации огромен и подан удобно. Столько информации, именно касательно дизайна, не получаешь даже за год в каком-нибудь вузе, типа моего (ПБГХПА им. Штиглица), хотя год там стоит в разы дороже.

И работать в Коворкафе тоже очень приятно. Оригинальное место для проведения курсов, обычно бывают какие-нибудь тухлые серые бизнес-центры, а тут уютно

Зачем мегаполису навигация в век онлайн-карт

«Курс классный. Весь материал новый и интересный. Очень понравился подробный разбор МГИМО и историй из реальных работ.

После интерфейсного курса многие вещи сразу понятны и логичны. Наверное, мне было легче, чем коллегам. Скучно не было ни разу. Правда, кто-то иногда спал 🙂 Трудно сказать, что бы я добавил. Может, больше литературы для самостоятельного изучения.

У меня действительно появились несколько неприятных ощущений — но тут дело не в курсе, а в участниках. Очень здорово, что пришли ребята из бюро — подкованные в дизайне, специалисты профессии. На интерфейсном курсе было много участников и получалось „креативное болото“ из мнений, знаний, впечатлений и разговоров. Много интересного я узнал в разговорах с коллегами интерфейсного курса — это ведь тоже способ обучения. Мне показалось, что здесь этот ресурс пострадал — бюрошники обсуждали свои дела, участников было мало и контакты налаживались медленно.

Да, ещё я почти никогда не работал с навигацией и поехал на курс как на интерфейсы lvl 2. Я хотел узнать, как люди ориентируются, как принимают решения, что влияет на выбор, очевидность решения и тому подобное. Всё узнал, мне понравилось. Рекомендовать буду любой курс бюро, они все отличные.

Спасибо тебе за отличный курс. Уверен, это было непросто

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.