WALKIE-TALKIE

Перед вами первый номер специального ежемесячного издания по технической эстетике. Мы надеемся, что этот бюллетень станет трибуной, с которой инженеры и художники-конструкторы, технологи производства, сотрудники научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций — все, кто заинтересован в выпуске продукции отличного качества и широком внедрении красоты в труд, смогут обсуждать актуальные проблемы технической эстетики и обмениваться опытом художественного конструирования.

Сейчас редакция ищет наиболее верное направление в своей работе. Шлите нам ваши пожелания, рекомендации, предложения. Сообщите, на какие вопросы вы хотели бы получить ответы, какие статьи сами напишете и о чем хотели бы прочитать в бюллетене.

Мы ждем ваших писем, дорогие читатели.

От вас, от вашего сотрудничества в значительной мере зависит качество бюллетеня.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

СОЛОВЬЕВ, директор ВНИИТЭ

О технической эстетике впервые начали серьезно говорить немногим более тридцати лет назад. Ее влияние и возможности оказались столь значительными, что во многих странах для ее развития созданы специальные организации. Так, например, в 1944 году был образован Совет по технической эстетике в Англии, в 1954 году — Совет по технической эстетике в Венгрии, а в 1959 году — Совет по технической эстетике при председателе Совета Министров Польской Народной Республики. В разное время созданы аналогичные организации в Австралии, Канаде, ФРГ, Голландии, Пакистане. В Бельгии, Франции, Японии, Австрии и многих других странах работают специальные институты технической эстетики.

Развитие технической эстетики шло главным образом в практическом плане. Как наука она еще очень молода. Сегодня даже нет четких определений самого термина «техническая эстетика». Однако, приступая к изданию бюллетеня «Техническая эстетика», представляется необходимым объяснить тот смысл, который вкладывается в это понятие. Естественно, что это первое определение не претендует на исчерпывающую полноту.

Техническая эстетика — это наука о законах художественного творчества в области техники, которые она раскрывает, изучая взаимосвязь между человеком и созданными им предметами материальной культуры в условиях среды, где эта взаимосвязь осуществляется. Поэтому техническая эстетика формулирует требования не только к разным изделиям, которые создаются человеком для человека, но и к среде, в которой эти изделия используются.

Развитие технической эстетики в значительной мере связано с прогрессом техники, индустриализацией производства, массовым выпуском изделий.

Можно предполагать, что неосознанные попытки решать проблемы технической эстетики предпринимались еще в те далекие времена, когда первый человек начал пользоваться первыми орудиями труда. Но только в наши дни мир вещей настолько усложнился и расширился, что появилась настоятельная необходимость решать проблемы технической эстетики на строго научной основе. Не менее важно, что для техники сегодня уже не представляет труда инженерное решение той или другой проблемы. В наше время человек настолько овладел техникой, что при выпуске серийной продукции может решать эстетические задачи не за счет поверхностного «украшения» этой продукции, а за счет органического сочетания ее функционального назначения с совершенной формой. И, наконец, художественное начало может и должно в наши дни одухотворить труд, украсить быт и облагородить человека.

Читайте также:  33городсреда ру

Как большинство новых наук XX века, подобных, например, биохимии или астронавтике, техническая эстетика развивается на стыке нескольких наук. Опираясь на их достижения, а также на достижения техники и искусства, и анализируя многочисленные социологические, экономические, технические, психологические, физиологические, гигиенические и эстетические факторы, техническая эстетика разрабатывает комплексные проблемы и открывает законы, на основании которых формулирует свои требования к среде и предметному миру.

Требования технической эстетики к среде охватывают следующие факторы, особенно важные для человека в производственной обстановке: цвет (гармоничная и функциональная окраска помещения и оборудования); свет (уровень и характер освещенности рабочего места и помещения в целом); звук (музыка и допустимый уровень шумов в помещении); вентиляция (ее качественные показатели и места размещения); рабочее место (его рациональная организация) и характер бытового обслуживания.

Мы часто не отдаем себе отчета, какие большие резервы повышения производительности труда могут быть выявлены при улучшении психологической, физиологической и эстетической обстановки, которая окружает человека на производстве. (Среди перечисленных выше факторов нет более или менее важных. Только их совокупность дает лучший результат

Требования, предъявляемые технической эстетикой к изделиям, реализуются в процессе художественного конструирования.

Художественное конструирование — один из первых и весьма важных этапов в процессе рационального проектирования каждого нового изделия, создаваемого для человека. На этом этапе технически и экономически обоснованная идея облекается в зримую, художественно полноценную форму, которая должна органически сочетаться с содержанием, с функциональным назначением изделия и учитывать ту среду, где это изделие будет использовано.

В отличие от установившихся понятий этот термин должен подчеркнуть, что на этом этапе делается все возможное, чтобы будущее изделие наиболее полно служило человеку (а не человек служил машине, как это нередко было в прошлом) и отвечало его самым высоким эстетическим запросам.

Читайте также:  С 15 апреля по 30 мая в Баймаке проходит Всероссийское онлайн-голосование по благоустройству территорий

Использование методов художественного конструирования позволяет выпускать при минимальных затратах промышленную продукцию, которая выгодно отличается рядом важных признаков: удобством в эксплуатации, меньшим весом и габаритом, бесшумностью работы и красивым внешним видом.

В целом техническая эстетика как бы представляет на производстве интересы человека — потребителя. Методы художественного конструирования реализуют художники-конструкторы, то есть художники, хорошо знающие современное производство, специально подготовленные для этой цели. Характер их образования напоминает образование, которое получают архитекторы. Их роль в современной промышленности аналогична роли архитектора в строительстве. В наше время уже признано, что так же, как невозможно проектировать современное здание силами одних архитекторов, без участия инженеров и конструкторов, так и современную промышленную продукцию невозможно создавать без творческого участия художников-конструкторов.

Однако, когда речь идет о товарах народного потребления, социалистическая техническая эстетика должна не только формулировать требования к изделиям, но и определять номенклатуру этих изделий. Поэтому ее первая задача — определить номенклатуру действительно необходимых для человека изделий, которые должны быть в его распоряжении, например дома. Затем разработать к каждому из них требования, имея в виду, что все они, являясь частью единого комплекса, должны дополнять друг друга и ни в коем случае не дублировать. Возможность комплексного решения различных предметов — одно из преимуществ социалистической системы хозяйства. Бессмысленно иметь дома, например, телевизор, радиоприемник, магнитофон и радиограммофон в виде отдельных предметов. Очевидно, правильней, чтобы к одному из перечисленных видов изделий (например, телевизору) выпускались соответствующие приставки, выполненные в одном классе и едином стиле. В нашей квартире для механизации трудоемких процессов не должен быть десяток приборов каждый со своим электрическим двигателем, как это имеет место на Западе. Наоборот, у нас и потребитель и производство заинтересованы в том, чтобы все эти приборы были унифицированы и приводились в действие от минимально возможного количества электродвигателей.

Иными словами, мы должны стремиться к сокращению количества типов изделий с тем, однако, чтобы комплекс выпускаемых промышленностью изделий обеспечивал максимальные удобства для человека и позволял создавать разнообразные, эстетически полноценные интерьеры. Такой подход к проблеме, когда стремятся к максимальному сокращению дублирующих друг друга изделий с целью более удобного и экономичного для потребителя решения вопроса возможен только в социалистических странах, где никто не заинтересован, чтобы потребитель покупал изделия, отдача которых не соответствует тем затратам, которые сделаны на их приобретение и производство.

Читайте также:  Городская среда вкратце и городская среда

Следует признать, что мы пока еще слабо используем возможности, которыми располагаем. Номенклатура выпускаемых изделий случайна. Спрос на них не изучается и не анализируется.

В настоящее время промышленность, например, выпускает 37 моделей стиральных машин, 47 моделей радиоприемников и радиол, 35 моделей бытовых электрических утюгов. Не надо никакой науки для доказательства, что выпуск такого количества практически однотипных вещей — бессмысленное расточительство средств. Но ответить на вопрос, сколько же типов изделий одного назначения необходимо выпускать для всестороннего удовлетворения потребностей советского человека, может только техническая эстетика. Очень важно, что она может не только предсказать на несколько лет вперед, какие изделия следует осваивать к выпуску, но и показать будущие изделия в рисунках и моделях. Последнее обстоятельство представляет значительный интерес для утверждающих инстанций.

Таким образом, чтобы избежать выпуска ненужной продукции, создания громадных сверхнормативных запасов, нашим планирующим организациям необходимо взять на вооружение техническую эстетику. На базе широкого изучения спроса, анализа полученных результатов и проведения серьезной исследовательской работы она сможет определить на несколько лет вперед номенклатуру изделий широкого потребления, которые к тому времени следует выпускать, а также те требования, которым они должны удовлетворять, чтобы пользоваться спросом на внутреннем и внешнем рынках.

Придавая большое значение развитию технической эстетики, Совет Министров Союза ССР специальным постановлением обязал министерства и ведомства широко использовать методы художественного конструирования, позволяющие создавать удобные в эксплуатации, недорогие и красивые изделия. Этим постановлением была создана стройная общегосударственная система развития и использования технической эстетики.

Создан Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики и специальные художественно-конструкторские бюро в семи крупных совнархозах: Московском городском, Ленинградском, Киевском, Средне-Уральском и в совнархозах Латвийской, Азербайджанской и Грузинской ССР.

На Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики возложена разработка и внедрение методов художественного конструирования, разработка требований технической эстетики к различным изделиям машиностроения и культурно-бытового назначения, координация научно-исследовательских работ в области художественного конструирования и методическое руководство работой специальных художественно-конструкторских бюро.

Эти бюро реализуют требования технической эстетики, разрабатывая совместно с научно-исследовательскими и конструкторскими организациями проекты рациональных и красивых изделий.

Первые итоги работы этих организаций говорят о правильности принятого решения и убедительно иллюстрируют большие возможности, которые раскрывает техническая эстетика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *