Визуальные коммуникации в городской среде

Визуальные коммуникации в городской среде.

Понятие визуальной коммуникации означает комплекс специальных указателей в виде вывесок, информационных стендов, рекламных щитов, которые помогают нам ориентироваться в пространстве благодаря той информации, которую они содержат. Составляющие визуальной коммуникации – это визуальный язык (изображения, знаки, образы) и визуальное восприятие (органы зрения, психология восприятия).

Визуальная коммуникация объединяет в себе цвета, речь, письменный язык, образы, чтобы создать сообщения, которые будут эстетически приятны взгляду зрителя, будут наполнены понятной и необходимой информацией.

Визуальных коммуникаций можно условно подразделить на следующие виды:

Визуальные коммуникации в городской среде;

Визуальные коммуникации в рекламе;

Визуальные коммуникации, отвечающие за безопасность;

Маркировка объектов. Здесь можно рассматривать цвет, как средство визуальной коммуникации, например, светофоры.

Разработка визуальной коммуникации берет за основу те же функции, что и другие виды коммуникаций:

• Информационные (передача информации);

• Экспрессивные (передача оценки информации);

• Прагматические (передача коммуникативной установки, которая оказывает воздействие на получателя).

Средства визуальной коммуникации можно разделить на группы:

• Печатные или полиграфические. Это яркие буклеты, пестрые плакаты, живописные листовки и брошюры и т.

• Теле-экранные. Сюда относятся телевизионные программы, анимационные, графические видео и т.

• Средства рекламы в интернете. Здесь можно выделить рекламные баннеры, flash-анимации и т.

Визуальные коммуникации должны не просто запоминаться зрителю и вызывать в его душе отклик, они должны взаимодействовать с ним на различных уровнях, проникать на глубину восприятия.

Дизайн визуальных коммуникаций должен быть продуман до мелочей. От того, зачем он нужен и как будет использоваться, зависит дальнейшая работа дизайнера. Например, глядя на знаки дорожного движения, мы определяем их отношение к определенной группе: предупреждающие, запрещающие, информативные. Для каждой группы есть определенный формат. Дизайн предупреждающих знаков вписан в красный треугольник, а вот запрещающих – в круг. Синие прямоугольники и круги содержат информативные и предписывающие знаки. При мгновенном взгляде мы уже имеем примерное представление о том, чего ждать на дороге. Даже человек, не знающий правил дорожного движения, сможет понять смысл изображения на знаке.

Визуальные коммуникации служат средством общения. Это сила, которая стимулирует продажи любого потребительского продукта. Профессиональные дизайнеры, графики, полиграфисты знают, что цвет или форма являются ключевым фактором в процессе торговли, поскольку играют важную роль при принятии решения о покупке. Визуальные коммуникации должны вызвать в покупателе интерес и эмоции.

Визуальные коммуникации в городской среде для пожилых и инвалидов

Общие требования к знакам коммуникации:

• знаки должны быть разборчивыми и легко воспринимаемыми;

• знаки должны представлять систему с общим характером рисунка и соблюдением иерархии;

• для лиц с плохим зрением могут быть использованы знаки с выпуклыми буквами, размещаемые на высоте 1,5 м над уровнем замощения, чтобы их можно было потрогать рукой (рис. 93).

• висящие знаки должны находится на высоте 2—2,1 м от поверхности земли для обеспечения безопасности;

• буквы должны быть простыми по начертанию, без усложняющих элементов; расстановка букв должна быть близкой к расположению их в печатных материалах;

• лучше всего читаются белые буквы и знаки на темно-синем или черном фоне, не дающем блеска;

• знаки для того, чтобы быть легко различимыми вечером, должны быть оборудованы светильниками

Современный язык визуальных коммуникаций

Наше зрительное восприятие мира – визуальные коммуникации. Понятие визуальной коммуникации означает комплекс специальных указателей в виде вывесок, информационных стендов, рекламных щитов, которые помогают человеку ориентироваться в пространстве благодаря той информации, которую они содержат. Составляющие визуальной коммуникации – это визуальный язык (изображения, знаки, образы) и визуальное восприятие (органы зрения, психология восприятия). Визуальная коммуникация объединяет в себе цвета, речь, письменный язык, образы, чтобы создать сообщения, которые будут эстетически приятны взгляду зрителя, будут наполнены понятной и необходимой информацией.

Объекты визуальных коммуникаций можно разделить на следующие виды:

-Визуальные коммуникации в городской среде;

-Визуальные коммуникации в рекламе;

-Визуальные коммуникации, отвечающие за безопасность граждан;

-Маркировка объектов. Светофоры.

Разработка визуальной коммуникации основывается на тех же функциях, что и другие виды коммуникаций:

-Информационные (передача информации);

-Экспрессивные (передача оценки информации);

-Прагматические (передача психологической установки, которая оказывает воздействие на потребителя).

-Печатные или полиграфические. Это яркие буклеты, пестрые плакаты, живописные листовки и брошюры и т.

-Электронные. Сюда относятся телевизионные программы, анимационные, графические видео и т.

-Средства рекламы в интернете. Здесь можно выделить рекламные баннеры, flash-анимации и т.

Средства визуальной коммуникации используют множество приемов из различных дисциплин: изобразительного искусства, дизайна, фотографии, современных компьютерных технологий и др. Используя достижения этих отраслей науки искусства, создается дизайн визуальных коммуникаций. От того, насколько грамотно оформлена информация, зависит ее восприятие. Поэтому дизайн напрямую связан с психологией визуальной коммуникации. Например, цвета темно-зеленый, стальной и золотой ассоциируются у большинства людей с деньгами и надежностью. Поэтому банку лучше взять за основу логотипа сочетание именно этих оттенков рис.

Визуальные коммуникации в городской среде

Рис. цвета темно-зеленый, стальной и золотой ассоциируются у большинства людей с деньгами и надежностью. Поэтому банку лучше взять за основу логотипа сочетание именно этих оттенков.

Дизайн визуальных коммуникаций должен быть продуман до мелочей. От того, зачем он нужен и как будет использоваться, зависит дальнейшая работа дизайнера. Например, глядя на знаки дорожного движения, мы определяем их отношение к определенной группе: предупреждающие, запрещающие, информативные. Для каждой группы есть определенный формат. Дизайн предупреждающих знаков вписан в красный треугольник, а вот запрещающих – в круг. Синие прямоугольники и круги содержат информативные и предписывающие знаки. При мгновенном взгляде мы уже имеем примерное представление о том, чего ждать на дороге. Даже человек, не знающий правил дорожного движения, сможет понять смысл изображения на знаке. Поэтому, дизайн визуальных коммуникаций должен соответствовать поставленной задаче рис.

Визуальные коммуникации в городской среде

Рис. Дизайн дорожных знаков

Модели визуальной коммуникации должны характеризоваться быстротой восприятия и реагирования потребителя на коммуникационные сигналы, подобно реакции водителя на знаки дорожного движения.

Визуальные коммуникации в городской среде

Рис. Визуальные коммуникации должны вызвать в покупателе интерес и эмоции.

Броская эмблема заставляет обратить на себя внимание благодаря кролику, Фрагменты фотографий, рисунков и даже скульптур сформировали образ, представляющий достижения человечества.

Визуальные коммуникации в городской среде совершенствуются и изменяются. Сегодня большие прописные буквы больше не в моде. Даже заглавные буквы логотипов заменились на строчные. Все чаще приходится наблюдать курсивное и наклонное начертание, которое символизирует динамичность и мобильность. Виды визуальных коммуникаций содержат светлые буквы, плавные и тонкие штрихи. Популярны открытые формы шрифтов, например, в промежутке между краями буквы «С». Легкость и изящество становятся основами визуальной коммуникации.

Современная коммуникация стремится включить в процессе восприятия зрителя. Она выступает в форме активной визуализация. В ее создании широко используются выразительные средства языка: метафора, аллегория, гипербола и т. приемы создания смыслов. Выход за рамки стандартных средств коммуникации реализуется через метафоры, аллегории, иронии, антифразисы, сарказм, парадокс, каламбур, сравнение, перифраза, гипербола и т.

Визуальные коммуникации в городской среде

Рис. Редизайн городского логотипа

Визуальные коммуникации в городской среде

Рис. Схема объекта носителя коммуникации

Визуальные коммуникации в городской среде

Рис. Основные части коммуникации

Процесс создания сообщения — выстраивание отношений между парами элементов
Каждая часть также представляет сложное образование, например:

Визуальные коммуникации в городской среде

Рис. Схема процесса сообщения

Визуальные коммуникации в городской среде

Рис. Схема создания части сообщения

Таблица 4 – Визуальный язык современной визуальной коммуникации

Оптические иллюзииИллюзии
Земное тяготение, свет вверху, лунные кратеры космосНаш мозг объединяет, объясняет не только визуальное но и словосочетания
Отношения, диапазон и контекстТепло после холода, вкус после голода, яркая форма дорожных рабочих, теплое-холодное. Красные яблоки на зеленых лотках, оранжевые апельсины — на синих, окружение на полках. Большое-маленькое, светлое-темное, статическое-динамическое. Стереотипы, Айстоппер, сокращает время восприятияРешение проблем. 3 цвета, на схеме московского метро под названиями станций по-русски есть латинская транскрипция
Яркие красные шапочки, реанимацияВизуальный текст и приемы его создания. Сравнение, Буквальная визуализация
Сравнение, Буквальная визуализацияМасштаб, метафора
ГиперболаИнверсия
МетафораСравнение, сюжет
АллегорияНоситель и текст Носитель: гипербола, носитель-обект
Носитель сравнение гиперболаНоситель: сравнение, интерактив
Носитель: материал, конструкция, интерактивНоситель: масштаб, носитель-объект
Схема Визуальное сообщение Отношения между элементами (шрифт и смысл), формирование сообщенияФормирование сообщения
Схемы Создание текстаВизуализация. Смысл плюс смысл равно идея

История возникновения визуальных коммуникаций. Визуальные коммуникации в городской среде и рекламе. Визуальные коммуникации, отвечающие за безопасность. Особенности использования шрифтов в рекламе. Использование шрифта в сочетании с иллюстрациями.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Слово «Бог» будет всегда писаться с заглавной буквы

Написание слова “Бог” в рамках предлагаемых новых правил русской орфографии предлагается закрепить с заглавной буквы. Об этом пишет ТАСС со ссылкой на главу Минпросвещения РФ Сергея Кравцова. “Напомню, что правила русской орфографии и пунктуации были приняты в 1956 году, и никак не регламентировали правила написания слов, относящихся к религиозной сфере. Новый проект правил русской орфографии предлагает следующее: слово “Бог” необходимо писать с заглавной буквы, так же, как и с заглавной буквы имена апостолов, пророков, святых”, – сказал Кравцов.

По его словам, новые правила были рассмотрены и одобрены на правительственной комиссии по русскому языку.

Журналисты “Глобуса” подготовили серию специальных репортажей “Брошенные зоны: как живут люди в поселках, откуда ушла тюрьма”. Читайте о том, как поселки, умирают вместе с колониями: тюрьму закрыли, а люди – остались. Проект реализован при поддержке крауд-платформы “Сила слова”.

31 марта, 2022

«Шрифтовая индустрия сейчас переживает настоящее возрождение». Интервью с Артемом Рулевым

Дизайнер, руководитель нового профиля «Шрифт. Книга. Типографика» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Артем Рулев отвечает на вопросы о востребованности шрифтовых дизайнеров, стоимости шрифтов, о книжном деле, портфолио будущих выпускников и об особенностях подготовки к поступлению.

Визуальные коммуникации в городской среде

Артем Рулев

Старший преподаватель НИУ ВШЭ, графический дизайнер, арт-директор БДТ. Выставлял свои работы в рамках МОДУЛОРа, в галерее Bulthaup, Малом Манеже, выставочном зале Мариинского Театра, Молодежном Центре Эрмитажа. Работал над айдентикой культурных институций: Кунсткамера, БДТ, ГМЗ Петергоф. Участник Typomania (Будапешт).

В этом году в питерской Школе дизайна открывается новый профиль «Шрифт. Книга. Типографика»? Расскажите о нем подробнее.

Профиль появился во многом благодаря инициативе студентов. На втором курсе они уже больше понимают различные специфики графического и коммуникационного дизайна, видят в типографике ценность инструмента для работы с различными медиа, с веб-сайтами, с брендингом, с айдентикой. Многим нравится ремесленная сторона коммуникационного дизайна. Здесь типографика и шрифт — наши главные инструменты.

На чем будут концентрироваться студенты профиля?

Типографика — это искусство работы с наборным шрифтом. Мы создаем наборные шрифты, новые гарнитуры, имеем дело с массивами наборного текста в многостраничных изданиях разного типа, работаем над связью иллюстрации с текстом. Типографика — обобщающее слово, она присутствует везде, где есть какое-то текстовое сообщение и работа дизайнера с ним.

Какова сегодня рыночная потребность в дизайнерах-шрифтовиках, в специалистах по типографике и книжному делу?

Шрифтовая индустрия сейчас переживает настоящее возрождение, даже революцию. Это сродни, как мне кажется, революции в музыке в 60-70-х. Такой же прорыв свободы и креатива, как тогда в музыкальной сфере, происходит сейчас в сфере шрифтовой. С одной стороны, дизайн становится все доступнее и вовсю процветает в социальных сетях: необязательно учиться, чтобы быть востребованным графическим контент-мейкером. С другой стороны, умение высказаться лишь через форму букв и их компоновку требует серьезных навыков и умений. Здесь во многом играет роль любовь к работе с буквами. Типографически ориентированный дизайн сейчас на волне популярности и в профессиональной среде. Возможно, многие устали от простых и работающих приемов в брендинге и понимают ценность подбора правильной гарнитуры или даже создания новой.

Сегодня наиболее частая сфера применения навыков коммуникационного дизайнера — работа с брендами, компаниями. Часто бренды хотят создавать собственный шрифт, чтобы не покупать гарнитуры с дорогими лицензиями и, конечно же, чтобы показать свой бренд как экосистему с собственными продуктами, сервисами и языком общения. Шрифт становится и айдентикой, и основой коммуникации, и удобным подспорьем. Компании Apple, Google и другие мировые бренды сейчас используют свои собственные шрифты, разработанные шрифтовыми дизайнерами.

Кстати шрифтовой дизайн — отличный источник пассивного дохода, а выставление собственного шрифта на продажу — способ самопродвижения дизайнера на глобальном уровне. Визуальная коммуникация — единственный язык, который понимают во всем мире, и шрифт здесь не исключение. Шрифты сегодня востребованы и популярны как никогда. Шрифтовой дизайнер не столько работает с образами, сколько создает инструменты, которыми будут пользоваться графические дизайнеры для создания будущих образов. Целевая аудитория здесь — компании и бренды, которым нужен шрифт, и графические дизайнеры, которые ищут новые шрифты, новое звучание.

Визуальные коммуникации в городской среде

Александра Лимбах. Славянский бестиарий

Визуальные коммуникации в городской среде

Алена Столетова. Анимационные логотипы в советской телерекламе

Визуальные коммуникации в городской среде

Мария Попова. Дневники фэшн-дизайнеров. Неизданное

Визуальные коммуникации в городской среде

Марьям Газизова. ЧАЩА / Шрифт

Насколько велика потребность делать что-то уникальное, когда существует множество бесплатных шрифтов?

Безусловно, есть очень качественные бесплатные шрифты, многие к ним и обращаются. Например, со студентами II курса мы работаем специально с так называемой «книгой с нулевым бюджетом», используя только бесплатные гарнитуры. Но надо понимать, что когда ты используешь бесплатный шрифт, то миллионы людей по всему миру тоже его используют. Сегодня же есть потребность в поиске нового, оригинального образа, поэтому обращаются к разработке кастомных шрифтов, либо кастомизируют существующие под определенный проект.

Сколько по времени разрабатывается шрифт?

Очень по-разному. Какую-нибудь бодрую акциденцию можно сделать и за один день. Сейчас многие дизайнеры в своих социальных сетях принимают такой челлендж — каждый день по кассе шрифта. (Касса — это полный набор знаков в шрифте, в быстрых проектах — это базовые буквы кириллицы, латиницы и основная пунктуация, цифры). А иногда разработка шрифта может длится годами.

А сколько может стоить шрифт?

Также по-разному. Гонорар за шрифт может доходить и до нескольких тысяч долларов. Очень важна легенда, история, качество и количество покрываемых этим шрифтом задач. Можно сделать таблицу типовых расценок шрифтов в зависимости от уровня дизайнера, который его создал и т. На мой взгляд, начиная с бесплатных, продолжая 10–15 евро за шрифты начинающих шрифтовиков, которые выставляются на ресурсах типа Creative Market. Побольше, если это курируемый проект с классным отбором авторов, типа Future Fonts — сервис, который позволяет молодым дизайнерам, фрешменам продавать шрифты на разном этапе готовности. Вам предлагают приобрести незаконченные версии и объявляют аукцион: сначала цена небольшая, потом шрифт дорабатывается и продается дороже. Стандартная цена колеблется от 40 до 60 евро за одно начертание, за один стиль.

Визуальные коммуникации в городской среде

Артем Рулев и Владимир Аносов. Шрифт GHIMLI

Визуальные коммуникации в городской среде

Визуальные коммуникации в городской среде

Какова доля плагиата в шрифтовой сфере?

Все, что сделано — уже сделано, повториться практически невозможно. Хоть это и прозвучит супербанально! Шрифтовая индустрия не так подвержена плагиату, здесь легко вводить какие-то минимальные фишки, которые будут отличать твой шрифт от другого. Графемы букв закреплены в нашем сознании уже кучу веков и они должны все-таки считываться. История культуры и история развития технологий — невероятно важные моменты типографики, подарившие нам так называемые стили и классы гарнитур, которые и сегодня обрастают новыми проектами. Иногда принимаемые за плагиат пластические особенности какого-нибудь современного шрифта могут заимствовать особенности исторического облика — новых и старых гротесков, венецианских антикв, «темной письменности» средневековой Европы и так далее. Другая сторона современной типографики — экспериментальный леттеринг про рефлексию на здесь и сейчас, про мечты о завтра или про фантазии. Сродни современному искусству, такой спекулятивный дизайн помимо привлечения внимания к автору как к художнику тоже часто встраивается в реальный мир, но уже под конкретную задачу, под конкретный фестиваль или бренд. В современной акциденции графемы жёстко нарушаются. В этой зоне экспериментальной типографики плагиат более распространен, по моим личным наблюдениям.

Какие проекты студенты профиля «Шрифт. Книга. Типографика» будут создавать на занятиях?

Студенты будут применять типографику, получать новые знания и тренировать новое отношение к тексту на любой поверхности, проведут собственные разработки шрифтов в различных медиа, как печатных, так и диджитал. Будем постепенно переходить «от листа к тетради»: от плакатов, интуитивно понятных начинающим студентам пространств, в которых что-то нужно расположить и все, к сериям плакатов / обложек, где задача уже посложнее, так как нужно думать о визуальной системе и сюжете. Книги, лендинги и прочее — это уже вещи с проектированием настоящего нарратива, сюжета (как в кинематографе) с вступлением, событиями, паузами и финалом. Надеемся, что студентам понравится это увлекательное путешествие!

Будем делать зины, затем перейдем к свободным типографическим формам с небольшим объемом, к полностью текстовым книгам, сложноструктурным книгам с иллюстрациями и текстом. К журналам, даже к газетам, как самому крупному и сложному формату в верстке. Шрифтовые спесимены в рамках гарнитур, которые ребята будут делать тоже предполагаются. Спесимен — это такая презентация шрифта, который зачастую принимает вид каталога, где в разных размерах подается шрифт, разрабатывается его звучание: каким голосом он говорит и о чем. Визуальных исследований тоже не избежим. Студент должен понимать, каким образом шрифт взаимодействует с иллюстрацией, с фотографией. Конечно, полученные навыки проверим и в диджитал: веб-сайтах, лендингах.

Визуальные коммуникации в городской среде

Марьям Газизова. «Башкирская национальная идентичность в городской среде Уфы»

Какие навыки и компетенции получат студенты, что научатся делать?

Прежде всего, они смогут по-новому посмотреть на бумаге или мониторе на такую знакомую вещь как текст. В основном, люди воспринимают текст интуитивно, не дают себе отчет в том, удобно ли тот или иной текст читать, или сообщает ли он дополнительный мессадж. К сожалению, многие современные дизайнеры, создающие реальные продукты сегодня, кажется, тоже об этом всем имеют скорее интуитивное понимание. Мы же предлагаем студентам открыть для себя текст и с пластической стороны, и с композиционной, и со стороны удобства чтения или восприятия той или иной информации. Короче говоря, ребята научатся понимать ценность типографики как структуры. Понимать, что хорошая шрифтовая гарнитура — это 33 знака ( в случае кириллицы). Что не просто каждая буковка красивая, но группа букв формирует что-то красивое. И прочие незримые вещи научатся понимать.

Смогут ли студенты зарабатывать своим делом уже во время учебы?

Да, конечно. Очень многие фриланс-заказы завязаны не только на ребрендинге, но и на разработке отдельных продуктов в рамках этого ребрендинга. Например, многостранички, каталогов, веб-сайтов и всего, что так или иначе относится к верстке.

Кем студенты смогут работать?

Графическими дизайнерами с упором в типографику, либо же еще лучше сказать «типографами». Работать шрифтовыми дизайнерами, консультировать графических дизайнеров, преподавать, а также работать в связке с командой над разработкой айдентики. Выпускники профиля смогут хорошо работать в связке с арт-директорами, да и сами становиться арт-директорами. В голову приходят сразу же просветительские проекты, офлайн и онлайн журналы, культурные институции, которые что-то помимо прочего издают (как, например, ГЭС2). Одна наша студентка с профиля «коммуникационный дизайн», которую зовут настя Петяхина, проявляя изначально большой интерес именно к типографике, стала в этом году арт-директором журнала «Собака».

На мой взгляд, сегодня мы имеем большой спрос и не очень большое количество профессионалов высокого уровня, работающих именно с текстом. Несмотря на то, что мы умеем делать всякие бодрые штуки и разрабатывать концепты, ремесленная сторона еще не пройдена. И мало какая школа дает эти знания на высоком языке. Соответственно, к таким профессионалам отнесутся очень хорошо, они смогут найти свое место. Когда я учился, ничего подобного не было.

Визуальные коммуникации в городской среде

Анна Басманова. «ПАТЕНТ АРТ: Cамые странные и безумные патенты на изобретения»

Визуальные коммуникации в городской среде

София Морозова. «Мода в эпоху технологий»

Визуальные коммуникации в городской среде

Степан Разорёнов. «Учебники языков Толкина»

Что будет входить в портфолио студента профиля «Шрифт. Книга. Типографика»?

Любой хороший разработанный шрифт превращается в комплексный проект. Это точно будет наборный шрифт и акцидентный шрифт. В его рамках можно создать целый бренд этого шрифта, который будет включать в себя, например, спесимен, о котором я уже упоминал. Для портфолио это то, что нужно! Также это различные многостраничные издания разных типов от полностью текстовых до цифровых, лендинги сайтов. Темы могут быть самые разнообразные, здесь мы не ограничиваем интересы студентов.

Кому подойдет новый профиль?

Я думаю, что на месте абитуриантов я бы следил за преподавателями и студентами таких культовых мировых вузов, специализирующихся на шрифтовом дизайне как, например, ECAL (University Of Art And Design Lausanne), и прочих университетов — крупных игроков, которые выпускают классных профессионалов. За ними можно следить в соцсетях, смотреть, что они делают, отмечать общее отношение к типографике в целом. Следить за профессионалами, работающими в отрасли editorial: дизайна многостраничных изданий, обращать внимание на проекты айдентики, построенной на типографике, смотреть в будущее: наблюдать за миром креативного кодинга, motion. Типографика на границе с технологиями сейчас рождает очень интересные штуки. Впрочем, так было всегда.

Что нужно знать и что показать на творческом конкурсе?

Студент может выбрать тему творческого проекта самостоятельно из предложенных. В работе над темой шрифт, леттеринг и типографика играют главную роль. Это может быть серия типографических постеров на тему, какое-то количество разворотов журнала, книги, газеты. Может быть какой-то типографически-ориентированный фирменный стиль или лендинг на заявленную тему, где они покажут свое умение. Можно предоставить разработку авторского акцидентного шрифта, включающего в себя прописные и строчные буквы русского и английский алфавитов, цифры, знаки препинания и специальные символы. Шрифт нужно показать в применении к носителям. А можно создать серию обложек — музыкальных, журнальных или книжных.

Шрифт. Книга. Типографика​​​​​​​Профиль бакалавриата Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Сегодня дизайнер-типограф должен быть способен решать комплексные задачи, связанные с изданиями любого типа: книгами, альбомами, рекламной полиграфией, создавать акцидентные и текстовые шрифты, быть арт-директором творческих команд, работающих над реализацией комплексных печатных и электронных масс-медиа, а также разрабатывать проекты в сфере брендинга и рекламы. Бакалаврский профиль Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург «Шрифт. Книга. Типографика» готовит именно таких специалистов, востребованных российской и мировой индустрией.

Школа дизайна — Санкт-Петербург

Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает уникальную для Санкт-Петербурга возможность получить актуальное дизайн-образование.

Обучение построено на проектном подходе и тесном взаимодействии с ведущими профессионалами индустрии. За время учёбы студенты осваивают язык дизайна, пробуют себя в реальной проектной работе и в результате формируют полноценное портфолио, позволяющее им быстро найти себя в профессиональной среде.

Гражданский шрифт до Петра IПравить

Начертания гражданского шрифта возникли ещё в допетровское время. Общеизвестная генетическая связь кириллицы с греческим письмом издавна приводила к тому, что в декоративных целях кириллические надписи иногда делались шрифтами, начертание которых повторяло прописные греческие буквы (с соответствующей стилизацией тех славянских букв, которым в греческом не было аналогов).

Алфавиты шрифтов изданий Ф. Скорины (1517—1519) и И. Копиевича (начало XVIII в

  • Амстердамская азбука // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890. — Т. Ia. — С. 674.
  • Гражданская азбука // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1893. — Т. IXa. — С. 501.
  • Гражданка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1893. — Т. IXa. — С. 501.
  • Юкечев, Евгений. О развитии кирилловских знаков и их графики. Журнал «Шрифт» (21 сентября 2020). Дата обращения: 24 июня 2022.Архивная копия от 21 ноября 2021 на Wayback Machine
  • Цапф, Герман. Философия дизайна Германа Цапфа = Hermann Zapf & his design philosophy / Перевод И. Форонова. — М.: Студия Артемия Лебедева, 2014. — 260 с.
  • Шамин С. М. Русскоязычные записи латиницей на книгах, иконах и других предметах (XVII — начало XVIII в.) //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2007. № 3 (29). С. 122—123.
  • Собственно румынская кириллица писалась всегда полууставом, гражданский шрифт использовался только в переходных алфавитах, представлявших собой смесь кириллицы и латиницы, см. статью «Румынская кириллица».
  • См., например, снимки в каталоге «Украинские книги кирилловской печати XVI—XVIII вв.». — М.: Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина, 1976. В частности, гравюра из «Служебника» 1604 года (типография Фёдора Балабана, Стрятин) содержит надпись с совершенно по-нынешнему выглядящими словами «МÁСΛО», «ПШЕΝИЦА», «ВИΝÒ»; в слове «ХΛѢ́БЪ» лишь последняя буква оформлена не так, как в привычных сегодня шрифтах (снимок 360 в указанном каталоге, с. 159).
  • Гражданскія буквы Архивная копия от 31 августа 2021 на Wayback Machine // Русский энциклопедический словарь / гл. ред. проф. С.-Петерб. ун-та И. Н. Березин. — СПб.: Тип. т-ва «Общественная польза», 1873—1879.
  • Всероссийский «словарь-толкователь» / под ред. В. В. Жукова. — СПб.: А. А. Каспари, 1893—1895. — Т. 1. — С. 445.

Зачем городам нужен брендинг

Одним из наиболее удачных примеров городского ребрендинга является ребрендинг столицы Нидерландов — Амстердама. Двухметровые буквы «I amsterdam», расположенные в разных уголках столицы, стали новой визитной карточкой города. Визуальная айдентика постепенно стала популярной и крепко утвердилась в головах местного населения и туристов, что положительно повлияло на репутацию одного из самых свободных городов Европы.

В прошлой версии городской айдентики использовалась геральдическая символика — три креста Святого Андрея Первозванного, которые были изображены как на официальном гербе столицы, так и на инфраструктурных городских объектах и использовались в городских коммуникациях.

Главная проблема предыдущей символики заключалась в том, что Амстердам с и без того сложной репутацией, связанной с легализацией легких наркотиков и проституции, из-за трех крестов стал ассоциироваться еще и с порноиндустрией. Подобная ситуация не устраивала местные власти, которые хотели минимизировать негативную репутацию.

В 2004 году начались исследования нового позиционирования Амстердама и целевых аудиторий в рамках государственно-частного партнерства AmsterdamPartners, задачей которого стало формирование нового положительного образа столицы. Работа была направлена на искоренение прошлых ассоциаций и на утверждение новых, связанных с инновационным развитием, творчеством, искусством и образованием. В 2005 году появился новый символ I amsterdam, разработанный голландским рекламным агентством KesselsKramer. Фраза I amsterdam базируется на игре слов: I am — «Я есть» и самого названия города Amsterdam. Решено было изобразить фразу в виде огромных букв в дополнение к графическому изображению. Результатом ребрендинга стала смена имиджа столицы и стремительный рост количества туристов, посещающих Амстердам.

В 2009 году появилась новая визуальная концепция Copenhagen, провозгласившая его городом, открытым для всего нового. Слово open изобразили в виде кнопки, а фон мог менять свой цвет в соответствии с разными ценностями.

В другой европейской столице — Хельсинки — ребрендинг проводило местное креативное агентство Werklig. Результатом их работы стало создание цельного визуального продукта, которое применяют сейчас повсеместно в интерьерах зданий и в городской среде.

За основу айдентики был взят городской герб, который долгое время был единственным символом города. На гербе изображалась золотая лодка, плывущая по волнам, — символ портового города и корона, украшенная драгоценными камнями — элемент финской истории.

Новая айдентика использовала волновую линию, позаимствованную с герба. Новый символ задействовал ряд цветов, уже знакомых местному населению и тем, кто был в Хельсинки, — цветовая гамма герба, цвет куполов местного собора, кирпича на центральном рынке, а также общественного транспорта — трамваев и метрополитена. Дизайнеры ориентировались на тех, кто посещает столицу в первый раз, а также на местных жителей, поэтому постарались соединить в новой айдентике традиции и современность.

Брендинг городов и регионов в России

В России также распространено брендирование городов, в том числе и маленьких, что несомненно работает на их туристическую и экономическую привлекательность. Один из таких — Краснокамск в Пермском крае, обеспечивающий бумагой всю страну. Опираясь на идею о местном бумажном производстве, дизайнерская студия Besapiens выдвинула предложение взять за основу айдентики Краснокамска оригами.

Иногда задачу по разработке городской айдентики дают агентству, а иногда устраивают открытый конкурс, в котором может участвовать любой, даже не дизайнер. Логотип Вологодской области выбрали с помощью проведения открытого интернет-конкурса. При запуске конкурса губернатор заявил, что символ должен сплотить «патриархальную Вологду, динамичный Череповец, города-музеи Тотьму, Белозерск, Кириллов, Великий Устюг». В итоге, большинство голосов было отдано за изображение красной «кружевной» птицы на белой фоне, авторства Ангелины Ракчеевой — заслуженной художницы России и вологжанки.

Логотип «Вологодская область — Душа Русского Севера» отражает единство культурно-исторического наследия области и призван объединить жителей северного региона. Символика поддерживает такие ценности, как приверженность семейным нравственным принципам и православным традициям, а образ птицы служит символом духа и души, как нечто божественное, характерное для высших состояний разума. Еще в древности птицы являлись популярными персонажами в славянском фольклоре и служили оберегами. Цветовая гамма построена на сочетании красного и белого — цветов, присутствующих на древних архитектурных памятниках, в ремесленном производстве Русского Севера, а также на тканях и вышивках.

В другом населенном пункте Пермского края, в Добрянке, по заказу местной администрации во главе с мэром Сергеем Окуловым прошел проект по разработке территориального знака при участии московского агентства CityBranding. В результате город получил фирменную визуальную айдентику, слоган и первого собственного бренд-менеджера. Презентация проекта «Добрянка — столица доброты» получила широкую поддержку со стороны власти и местных жителей. При работе по созданию визуального символа было проведено исследование идентичности места, продлившееся несколько месяцев, в котором учитывалось мнение добрянцев. Разработка фирменного символа проходила в четыре этапа, в каждом из которых могло участвовать местное население и был обеспечен открытый доступ к информации о ходе работы. В цветовой гамме символики присутствуют цвета официального герба — голубой и желтый, а также производный от них зеленый, который по задумке создателей знака отражает идею доброты.

Другой российский город, Самара, славится своим развитым авиастроением, ракетно-техническим центром, сильной промышленностью и известной футбольной командой «Крылья Советов». Также Самара богата студенческими и театральными традициями, а главным памятником является Монумент Славы, «человек с крыльями» — созданный в честь рабочих-самарцев, совершивших вклад в создание авиационной промышленности страны. Поэтому фирменный знак Самары символизирует ее многогранность. Цвета знака ассоциируются с небом, рекой Волгой и набережной.

Кроме точечного брендинга городов и областей в России, существуют и реализуются и более масштабные проекты. Основной из них — проект разработки Туристического бренда России. На первом этапе Ассоциация Брендинговых Компаний России (АБКР) совместно с Ростуризмом запустили уникальный проект по генерации гипотез для Туристического бренда России. Его участниками стали свыше 40 ведущих специалистов в брендинговой отрасли: креативные директора, стратеги, юристы, защищающие интеллектуальный вклад и другие. Задача заключалась в том, чтобы проанализировать, может ли у такой обширной, разнообразной и многонациональной страны быть один общий символ, понятный как для граждан России, так и для иностранцев.

В итоге, была выбрана концепция «Россия — здесь целый мир», которая отразилась в супрематической карте страны, созданной командой профессионалов: Владимиром Лифановым (Suprematika), Егором Мызником (Plenum), Ильей Лазученковым (Plenum), Денисом Шлесбергем (Артоника), Эркеном Кагаровым (Студия Артемия Лебедева) и шрифтовым дизайнером Сергеем Рассказовым.

Россия — страна контрастов, поэтому при разработке концепции было выбрано авангардистское направление в искусстве супрематизм. Необходимо было передать идею о том, что Россия — современная и стремительно развивающаяся страна, путешествовать по которой становится всё комфортнее и интереснее. Россия — обладающий огромным потенциалом туристический продукт, нуждающейся в мощном бренде. Поэтому так важно способствовать появлению новых визуальных символов, которые смогут вписаться в актуальную картину мира.

Проект был попыткой охватить всю Россию географически и изобразить знак, отражающий страну как большую и разветвленную динамическую систему. Супрематический символ представляет из себя геометрические фигуры, складывающиеся в карту страны, при этом их наполнение может быть абсолютно любым. Тем не менее, символ сохраняет узнаваемость.

На этапе реализации агентствами Plenum, Suprematika и шрифтовым дизайнером Сергеем Рассказовым была разработана стратегия и айдентика для Туристического Бренда России. При выборе шрифта было решено сохранить историческую традиционную допетровскую кириллицу и одновременно с тем внедрить ее в современный визуальный образ.

Также в рамках проекта при было разработано позиционирование и архитектура бренда, был скорректирован копирайт, доработан логотип и цветовая гамма. Туристический Бренд России обзавелся современными носителями для оффлайна и диджитала, также были оформлены туристические центры, разработаны выставочные стенды и малые архитектурные формы.

Виды рекламных букв с подсветкой

Световые объемные буквы — универсальный рекламный и информационный носитель. Используется как в наружной рекламе, так и при оформлении интерьера

Применение объемных световых букв:

Такие конструкции являются каркасными и изготавливаются из светопрозрачных или светонепроницаемых материалов. Они имеют следующее применение:

  • Носитель информации. Как информационные носители чаще используются не сами буквы, а значки, указатели, стрелки.
  • Оформление интерьера. Применяются и как рекламные конструкции, и как элемент дизайна.
  • Световые буквы используют, чтобы составлять названия организаций или брендов, рекламные объявления и т.п.

Поскольку световые буквы изготавливаются из водонепроницаемых материалов, устойчивых к перепадам температур и воздействиям солнечных лучей, устанавливать их можно как внутри здания, так и на открытом воздухе. Особое преимущество таких рекламных элементов – безопасность эксплуатации. Изделия со светодиодной подсветкой не содержат стекла и не нагреваются, что исключает риск случайных повреждений или возгорания.

Выделяют следующие виды подсветки букв:

  • Со светящейся лицевой частью. Поскольку боковые стороны конструкций остаются «несветовыми», для их изготовления рекомендуется использовать материалы, не пропускающие свет – например, ПВХ или другие разновидности пластика. Дополнительно поверхность может быть оклеена цветной пленкой.
  • Буквы с контражурной подсветкой. «Традиционный» способ оформления, освещающий только контуры букв. Свет направлен не вперед, а на место установки носителя – например, на стену или подложку. Таким образом создается интересный эффект «обрамления» — кажется, что изделия не прикреплены к поверхности, а «парят» в воздухе сами по себе.
  • С боковой подсветкой – в этом случае лицевая сторона не пропускает свет. Такие буквы производятся из пластика.
  • С световым лицом и бортом – со световым бортом красиво смотрятся на фасадах зданий и в интерьере. Световой борт увеличивает эффект объема букв. Рекламные световые вывески применяют в торговых комплексах. Яркий свет не раздражает глаз и позволяет увидеть вывеску на минимальном расстоянии.

Объёмные буквы со световым лицом

Визуальные коммуникации в городской среде

Наиболее популярной и эффективной является засветка «лица». Такие буквы стоят дешево. Светящееся «лицо» буквы изготавливается из молочного акрилового стекла. Цвет придается с помощью разноцветных пленок ПВХ. Боковая часть не является световой и для ее изготовления используется пластик, которой оклеивается пленкой различных цветов. Буквы большого размера (3 и более метров) изготавливаются по технологиям световых коробов из ALS-профиля. Для засветки применяются светодиоды, светодиодные кластеры.

Материалы при изготовление букв со световым лицом:

  • Изготовление лицевой поверхности из акрилового стекла толщиной 3-4 мм.;
  • Борта склеены из ПВХ 2-4мм. или выполняются с использованием ALS-профиля в зависимости от размеров;
  • Тыльная сторона ПВХ 6 мм.;
  • Выклейка пленкой Oracal серии 8500 и 641;
  • Внутренняя подсветка — светодиодные кластеры.

Цены на объёмные буквы со световым лицом:

Вид шрифтаСтоимость ₽ буквы
10 см. 20 см30 см. 40 см. 50 см. 60 см. 70 см. 80 см. 90 см. 100 см. Прямой шрифт950 ₽1900 ₽2850 ₽3800 ₽4750 ₽5400 ₽6300 ₽7225 ₽8100 ₽9000 ₽
 Прописной шрифт1000 ₽2000 ₽3000 ₽4000 ₽5000 ₽5700 ₽6650 ₽7600 ₽8550 ₽9500 ₽
 Шрифт с засечками1200 ₽2400 ₽3600 ₽4800 ₽6000 ₽7200 ₽7700 ₽8800 ₽9900 ₽11000 ₽

* В случаях, когда ширина шрифта больше, чем его высота, расчет ведется по ширине. * При размере 1 метр или более изготовление проводится из оцинкованной стали.

Визуальные коммуникации в городской среде

Визуальные коммуникации в городской среде

Буквы с контражурной подсветкой

Визуальные коммуникации в городской среде

Контражур часто является единственным возможным вариантом подсветки букв там, где невозможно использовать открытую или выносную подсветку.

Материалы при изготовление букв с контражурной подсветкой:

  • Изготовление лицевой поверхности из ПВХ 5-8 мм., или цветной акрил;
  • Борта склеены молочного акрила 2-3мм., или молочный ПЭТ;
  • Тыльная сторона молочный аркил 3 мм.;
  • Выклейка пленкой Oracal;
  • Внутренняя подсветка — светодиодные кластеры.

Подсведка контражур на объёмных буквах — подсветка, расположенная по контуру конструкции. Мягкий свет рассеивается, создавая ореол вокруг букв. Такое расположение создаёт зрительный эффект “парящей” вывески.

Буквы с контражурной подсветкой используют на фасадах зданий: клубы, бары, рестораны, офисные здания, торговые центры. Источники света – светодиодные модули или сенту – располагаются в буквах, освещая стену. Черные буквы со светящимся ореолом выглядят необычно и завораживающе в темное время суток.

Стоимость букв с контражурной подсветкой:

Вид шрифтаСтоимость ₽ буквы
10 см. 20 см30 см. 40 см. 50 см. 60 см. 70 см. 80 см. 90 см. 100 см. Прямой шрифт1000 ₽2000 ₽3000 ₽4000 ₽5000 ₽5700 ₽6650 ₽7600 ₽8550 ₽9500 ₽
 Прописной шрифт1200 ₽2400 ₽3600 ₽4800 ₽6000 ₽6600 ₽7700 ₽8400 ₽9450 ₽10500 ₽
 Шрифт с засечками1400 ₽2800 ₽4200 ₽5600 ₽7000 ₽7800 ₽9100 ₽9600 ₽10800 ₽12000 ₽

Визуальные коммуникации в городской среде

Световые модификации с контражуром широко используются в оформлении офисов, салонов красоты, супермаркетов, торговых центров и спортивных комплексов.

Основные плюсы светящихся буквенных символов с контражурной подсветкой

  • Формирование положительного мнения о владельце;
  • Низкое энергопотребление;
  • Устойчивость к воздействиям атмосферных осадков и окружающей среды;
  • Простая замена и долговечность эксплуатации осветительных приборов

Плоские буквы с контражуром.

Если вывеска видна главным образом фронтально, то вариант плоских букв с контражурной подсветкой – это отличный выбор. Такие буквы в производстве дешевле объёмных, а при таком ракурсе выглядят почти точно также. Разница в цене особенно существенна, если буквы не большого размера.

Объёмные буквы с контражуром.

Если вывеска должна выглядеть эстетично со всех углов зрения, используются объёмные буквы с контражурной подсветкой. В этом случае светодиодная подсветка скрыта бортами букв и кажется, что буквы “парят” над поверхностью основы. Размер светового ореола можно варьировать в зависимости от требований заказчика за счет увеличения-уменьшения расстояния от буквы до подложки и от световых элементов до подложки.

Буквы с контражурной подсветкой и световым лицом

Визуальные коммуникации в городской среде

Данный вид букв представляет собой сочетание классических световых букв и букв с контражурной подсветкой. Это очень красивый способ подчеркнуть статус вашей компании. Такие вывески никого не оставят равнодушным и заставят не пройти мимо.

Материалы при изготовление букв с комбинированной подсветкой:

  • Изготовление лицевой поверхности молочный аркил 3 мм.;
  • Борта склеены молочного акрила 2-3мм., или молочный ПЭТ;
  • Тыльная сторона молочный аркил 3 мм.;
  • Выклейка пленкой Oracal;
  • Внутренняя подсветка — светодиодные кластеры.

Комбинированная подсветка в объемных буквах – это буквы, изготовленные с помощью совмещения различных материалов, способов производства и видов подсветки. Основной особенностью таких букв является эксклюзивный дизайн. Комбинированные буквы часто используют компании, главной целью которых является создание визуальных особенностей, заметно отличающих их от других конкурирующих брендов. Иногда таким способом достигаются нужные ассоциации с товаром, услугами или гармоничное сочетание рекламы с каким-либо нестандартным стилем общего оформления.

Визуальные коммуникации в городской среде

Самый дорогой вид букв с контражурной подсветкой. Это обусловлено двумя факторами: во-первых на такую букву нужно в два раза больше диодов, во-вторых сильно увеличивается трудоёмкость изготовления. В результате стоимость значительно возрастает. Именно поэтому такие вывески встречаются не часто.

Как правило, комбинированные объемные и плоские буквы изготавливаются без внутренней подсветки. Необходимость освещения определяется условиями размещения и дизайном.

Цены на объёмные буквы с комбинированной подсветкой:

Вид шрифтаСтоимость ₽ буквы
10 см. 20 см30 см. 40 см. 50 см. 60 см. 70 см. 80 см. 90 см. 100 см. Прямой шрифт1200 ₽2400 ₽3600 ₽4800 ₽6000 ₽6600 ₽7700 ₽8400 ₽9450 ₽10500 ₽
 Шрифт прописной и с засечками1400 ₽2800 ₽4200 ₽5600 ₽7000 ₽7800 ₽9100 ₽9600 ₽10800 ₽12000 ₽

  • При размере 1 метр или более изготовление проводится из оцинкованной стали.
  • В случаях, когда ширина шрифта больше, чем его высота, расчет ведется по ширине.

Визуальные коммуникации в городской среде

Достоинства: Эксклюзивные внешние данные. Необычное сочетание материалов и способов освещения создает неповторимую таинственную атмосферу, которая при гармоничном сочетании с общим оформлением и направленностью заведения, может оказывать довольно располагающее воздействие на клиентов.

Использование: Использование комбинированных букв лучше подходит, когда рекламное или художественное оформление заведения должно ассоциироваться с чем-то ультрамодным или нестандартным. Необходимость заданного производимого впечатления определяет используемые материалы и способ изготовления и монтажа букв. Здесь все зависит от креативности дизайнера и глубокого знания процесса изготовления и монтажа. Подобные конструкции используют чаще в декорировании. Такая популярность объясняется тем, что многие эффекты лучше видны с небольшого расстояния. Например, шлифовка стали или преломление лучей света внутри букв из оргстекла. Возможно, что оптимальный вариант такой наружной рекламы разрабатывается не сразу, но зато конечный результат оправдывает все усилия. Смотрятся комбинированные объемные буквы просто чудесно.

Объёмные буквы с подсветкой бортов

Визуальные коммуникации в городской среде

Рекламные объёмные буквы у которых лицевая часть не световая, а вот борта наоборот реализуются из молочного светопропускающего акрила благодаря чему буквы смотрятся интересно и ярко.

Материалы при изготовление букв со световыми бортами:

  • Изготовление лицевой поверхности из ПВХ 5-10 мм.;
  • Борта склеены из plexiglas акрила или молочного ПЭТа;
  • Тыльная сторона ПВХ 6 мм.;
  • Выклейка пленкой Oracal серии 8500 и 641;
  • Внутренняя подсветка — светодиодные кластеры.

Технически такие буквы реализованы из пластика, лицевая часть буквы не световая из ПВХ 3-5мм, оклейка плёнкой Oracal 641. Борта световые акрил 3-5мм, борта оклеиваются плёнкой Oracal 8500. Задняя стенка ПВХ 6-8мм. Подсветка внутренняя – светодиоды. На торце букв в месте примыкания лицевой поверхности к борту белый кант 1 – 1. 5 мм. Задняя стенка крепится к бортам на саморезы.

Цены на объёмные буквы с световыми бортами:

Визуальные коммуникации в городской среде

Рекламные буквы со световым лицом и бортом

Световой борт увеличивает эффект объема букв. Рекламные световые вывески применяют в торговых комплексах. Яркий свет не раздражает глаз и позволяет увидеть вывеску на минимальном расстоянии.

Технология такая же как у букв со световым лицом, разница лишь в материале борта. Борт в полностью светящихся буквах изготавливается из того же материала, что и лицевая панель – органического стекла, таким образом обеспечивается свечение всей конструкции, а не только лицевой панели.

  • Изготовление лицевой поверхности из акрилового стекла толщиной 3-4 мм.;
  • Борта склеены молочного акрила 2-3мм., или молочный ПЭТ;
  • Тыльная сторона ПВХ 6 мм.;
  • Внутренняя подсветка — светодиодные кластеры.

Стоимость на объёмные буквы со световым лицом:

Вид шрифтаСтоимость ₽ буквы
10 см. 20 см30 см. 40 см. 50 см. 60 см. 70 см. 80 см. 90 см. 100 см. Прямой шрифт1200 ₽2400 ₽3600 ₽4800 ₽6000 ₽6600 ₽7700 ₽8400 ₽9450 ₽10500 ₽
 Прописной шрифт1400 ₽2800 ₽4200 ₽5600 ₽7000 ₽7800 ₽9100 ₽9600 ₽10800 ₽12000 ₽

Визуальные коммуникации в городской среде

Фото примеров букв с световым лицом и бортом:

Визуальные коммуникации в городской среде

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *