Ваш браузер не смог пройтипроверку

Как проходит внедрениеЕсли муниципалитет готов внедрить у себя «Умный город», то технические специалисты ООО «Русатом Инфраструктурные решения» начинают работу с ним с изучения ключевых проблем и потребностей города. При необходимости подключаются специалисты Производственной системы «Росатом» (ПСР): они анализируют городскую среду, выявляя, где процесс излишне сложен для руководства города и его жителей, какие именно сферы городского управления необходимо перевести на цифровой сервис. После этого переходят к развертыванию платформы.

Важная особенность «Умного города» Росатома, о которой нужно упомянуть, — это возможность использовать мощности и наработки других компаний, входящих в госкорпорацию. К примеру, Топливная компания «ТВЭЛ» в случае необходимости готова обеспечить внедрение систем учета экологического мониторинга. А концерн «Росэнергоатом» позволит развернуть решение на ЦОДе при Калининской АЭС, давая возможность городам на начальном этапе не тратиться на собственные системы хранения данных.

В вопросе защиты данных представители ООО «Русатом Инфраструктурные решения» полностью руководствуются соответствующим федеральным законом «Обработка и хранение персональных данных в РФ». Одна из ключевых ценностей Росатома — безопасность, в том числе данных, поэтому у госкорпорации накопилась внушительная техническая экспертиза в соответствующих вопросах. К тому же жители городов будут подключаться к системе исключительно добровольно, без их согласия никакие личные данные в сеть не попадут.

Точное время развертывания «Умного города» зависит от конкретной ситуации — чем больше город, тем больше данных нужно будет туда загрузить, чтобы получить приличную аналитику. В среднем на разворачивание системы уходит от двух недель до двух месяцев.

— Пока не существует универсального решения, которое подходило бы для каждой территории, — объясняет руководитель направления продаж ООО «Русатом Инфраструктурные решения» Павел Подорожный, — каждому городу в первую очередь требуется решить какие-то свои ключевые проблемы, поэтому работа по внедрению ведется индивидуально.

В любом случае технологические перемены должны влечь за собой изменения в работе городских властей и служб. Однако при цифровизации города порой приходится сталкиваться с косностью городских чиновников, особенно руководителей среднего уровня.

— Необходимо проделать определенную работу, чтобы помочь людям преодолеть старые привычки. Однако поняв, что цифровизация может облегчить их работу, чиновники начинают активно помогать, выискивать проблемы, мешающие эффективности работы, дублирующиеся процессы, — говорит А. Зубков. — Процесс цифровизации городов неизбежен, и те города, которые этого еще не поняли, проиграют борьбу за интеллектуальный потенциал жителей.

«Умный город» Росатома представляет собой комплекс современных технологий, созданный на базе цифровых платформенных решений и инструментов управления процессами и позволяющий настроить диалог между муниципальной властью, населением и бизнесом, подготовить муниципалитет к новым требованиям организации управления со стороны общества и бизнеса, повысить эффективность муниципальных служб, предоставить каждому жителю возможность влиять на вопросы городского развития.

Уникальность подхода Росатома заключается в использовании методологии «Бережливый умный город» – LEAN SMART CITY. Это технология непрерывных улучшений, созданная специально под потребности малых и средних городов с применением современных цифровых инструментов сбора и анализа достоверных данных, направленная на повышение эффективности управленческих процессов в муниципалитетах, сокращение потерь и времени протекания процессов, экономию ресурсов. Технология основана на подходах «Производственной системы Росатома» (ПСР) – культуры бережливого производства и системы непрерывного совершенствования процессов для обеспечения конкурентного преимущества. Взаимосвязь «Умного города» и ПСР позволяет создавать современную городскую среду, удобную и комфортную для жителей, бизнеса и муниципалитета.

«Бережливый умный город» разворачивается на основе базовой платформы «Умный город», разработанной ООО «Русатом Инфраструктурные решения». Это 100% российская разработка, выполненная с учетом требований к информационной безопасности и импортозамещения. Отличие платформы в том, что она использует уже имеющуюся цифровую инфраструктуру городов и на первоначальном этапе внедрения не требует дополнительной установки цифрового оборудования. В большинстве российских городов уже собирается большое количество разносторонних данных, связанных с метеонаблюдением, работой бытового хозяйства, электропитанием зданий, движением транспорта, режимом светофоров и пр. Вся эта информация аккумулируется на единой платформе, а обработка и анализ получаемых данных позволяет значительно повысить эффективность управления, принимать более точные и обоснованные решения по стратегии развития города.

Технология «Бережливый умный город» уже тиражируется в городах присутствия Госкорпорации «Росатом». Наиболее полно проект реализован в Сарове (Нижегородская обл. ), он входит в число лучших практик устойчивого развития, отобранных экспертами международной организации «ООН – Хабитат». По оценкам администрации города Сарова, внедрение технологии «Бережливого умного города» приносит не менее 7% экономии городского бюджета в год. Работа с обращениями граждан ведется с помощью сайта www. smartsarov. ru, на который заходят несколько тысяч уникальных пользователей в месяц. Жители города могут в режиме онлайн подать заявки о возникших проблемах и в режиме реального времени отслеживать их решение. Администрация города получила индивидуальный набор инструментов и обработанных данных для мониторинга, контроля и диспетчеризации работы городских служб и муниципальных подрядчиков, оптимизации и повышения эффективности внутренних процессов муниципалитета. Аналитическая информация о городских процессах визуализируется в режиме реального времени/

“Сервисы “Умного города” – важный инструмент, который позволяет обеспечить оперативную реакцию на запросы людей, вовлечь жителей в развитие городской среды, повысить эффективность управления городом и энергоэффективность. Мы начали разворачивать “Умный город” в атомных городах в апреле этого года на фоне жестких ограничений. И я рассчитываю, что наши сервисы и решения станут важным помощником муниципалитетов и жителей в преодолении последствий пандемии, дальнейшего развития и создание новых точек роста”, – приводятся в сообщении слова генерального директора “Русатом инфраструктурные решения” Ксении Сухотиной.

Ваш браузер не смог пройтипроверку

Промышленная эксплуатация цифровой платформы «Умный город» началась в 11 «атомных» городах в 6 регионах России: Железногорск, Зеленогорск (Красноярский край), Заречный (Пензенская область), Глазов (Удмуртская республика), Новоуральск, Лесной, Заречный (Свердловская область), Снежинск, Трехгорный, Озерск (Челябинская область), Полярные Зори (Мурманская область), сообщило АО «Русатом Инфраструктурные решения».

Базовый функционал системы позволяет администрациям отслеживать исполнение задач коммунальными службами, жителям – получать информацию о работе городских служб, образовательных и культурных учреждений, полицейских участков, а депутатам – контролировать качество выполнения работ на своих территориях. В дальнейшем система может развиваться за счет наращивания новых модулей, с учетом потребностей администраций и запросов жителей городов.

Решение о передаче и внедрении платформы «Умный город» в муниципалитетах атомных городов было принято в апреле этого года. По словам генерального директора Госкорпорации «Росатом» Алексея Лихачева, этот шаг продиктован необходимостью повысить эффективность управления городским хозяйством в условиях сложной эпидемиологической ситуации. Реализует проект компания «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР) – дивизион Росатома, разработчик цифровых решений для эффективного управления городским хозяйством и развития территорий.

«Сервисы «Умного города» – важный инструмент, который позволяет обеспечить оперативную реакцию на запросы людей, вовлечь жителей в развитие городской среды, повысить эффективность управления городом и энергоэффективность. Мы начали разворачивать «Умный город» в атомных городах в апреле этого года на фоне жестких ограничений. И я рассчитываю, что наши сервисы и решения станут важным помощником муниципалитетов и жителей в преодолении последствий пандемии, дальнейшего развития и создание новых точек роста», – отметила генеральный директор АО «Русатом Инфраструктурные решения» Ксения Сухотина.

Разработанная РИР платформа «Умный город» третий год действует в Сарове, она входит в число лучших практик, рекомендованных ООН-Хабитат – программой Организации объединенных наций по населенным пунктам. Сейчас платформа «Умный Саров» включает в себя более 40 цифровых сервисов, их состав все время обновляется. Время исполнения работ по обращениям граждан сократилось в четыре раза, работы по диспетчеризации общественного транспорта – с двух с половиной дней до полутора часов, а время оперативного реагирования на аварии и сбои в работе коммунальных служб снизилось с 30 до 3 минут.

Проект «Умные города Росатома» в первую очередь ориентирован на цифровую трансформацию муниципалитетов атомных городов. Его цели – сделать цифровые технологии частью городского управления, создать более комфортные условия для жителей и малого и среднего бизнеса, применять новые онлайн-каналы обратной связи и вовлечения горожан в вопросы городского развития. Однако в качестве партнеров проекта в нем могут участвовать и другие малые и средние города России.

Основой цифрового развития является платформа «Умный город» Росатома. Это единая информационная основа для внедрения цифровых городских сервисов. Она направлена на реализацию государственной политики в сфере развития цифровой экономики Российской Федерации и охватывает все направления рекомендованного набора элементов «умного» города, указанных в методических рекомендациях по подготовке регионального проекта «Умные города» Минстроя РФ. Это 100% российская разработка, учитывающая требования к информационной безопасности и импортозамещению.

С развитием проекта число его участников увеличивается, сегодня в проект входит уже 18 городов. Из них 17 – это «атомные» города: Саров (Нижегородская область), Железногорск, Зеленогорск (Красноярский край), Заречный (Пензенская область), Глазов (Удмуртская республика), Новоуральск, Лесной, Заречный (Свердловская область), Снежинск, Трехгорный, Озерск (Челябинская область), Полярные Зори (Мурманская область), Десногорск (Смоленская область), Балаково (Саратовская область), Курчатов (Курская область), Удомля (Тверская область), Нововоронеж (Воронежская область). В 12 атомградах уже идет промышленная эксплуатация платформы «Умный город», в остальных она работает пока в тестовом режиме. Также статус города – партнера проекта получило «неатомное» Усолье-Сибирское (Иркутская область).

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться

Ваш браузер не смог пройтипроверку

Администрация Ставропольского края и АО «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР, входит в Госкорпорацию «Росатом») развернули ключевые модули цифровой платформы «Умный город» во всех 33 муниципальных образованиях региона, сообщает компания.

В рамках проекта «Умное Ставрополье» городские округа получили доступ к пяти наиболее востребованным сервисам. Муниципалитеты уже приступили к наполнению модулей информацией и корректировке своих внутренних регламентов по работе с платформой, говорится в сообщении.

Цифровизация городской среды и муниципального управления в Ставропольском крае осуществляется по инициативе губернатора Владимира Владимирова при технологической поддержке Госкорпорации «Росатом». Городом-пилотом стал Железноводск, где в настоящее время действует более 50 различных сервисов для жителей, туристов и муниципалитета. В частности, «умные» технологии помогают контролировать работу городского хозяйства и обеспечивать обратную связь муниципалитета с гражданами.

В городе-курорте внедрена система отслеживания передвижения общественного транспорта, есть «умные» остановки и «умные» пешеходные переходы. Действует система интеллектуального учета потребления коммунальных ресурсов и накопления твердых бытовых отходов. В детских садах и школах установлены датчики, фиксирующие потребление воды, тепла, электроэнергии. Благодаря круглосуточному мониторингу удается экономить около 20% от ранее потребляемого объема ресурсов.

Цифровой туристический сервис Железноводска представлен тремя продуктами: мобильное приложение, портал и городские информационные панели. С их помощью гости города могут познакомиться с местными достопримечательностями, афишей мероприятий, выбрать оптимальный маршрут и спланировать свой отдых. В 2020 году «Умный Железноводск стал победителем федерального конкурса «Лучшая муниципальная практика» и получил грант из федерального бюджета на дальнейшую цифровизацию.

также: Состоялось награждение победителей конкурса IT-проектов форума «ПРОФ-IT. 2020» >>>

В других городах Ставрополья в настоящее время внедрены модули «Проблемы», «Голосование», «Учреждения», «Полиция», «Округа». В разделе «Проблемы» местный житель или гость города может оставить информацию о выявленных им дорожных проблемах, мусоре, поломках в системе ЖКХ, нарушении экологии, недостаточности уличного освещения, о бродячих и бездомных животных. Обратную связь по обращениям граждане получают в кратчайшие сроки. Раздел «Голосование» создан, чтобы вовлечь людей в благоустройство общественных территорий и реализацию других инициатив. Выбор территории или объекта происходит через кнопку «проголосовать», и окончательное решение принимается большинством голосов, отданных за понравившийся объект. Оба модуля синхронизированы с соответствующими сервисами на федеральном портале госуслуг. Еще три модуля носят информационно-справочных характер. В дальнейшем в муниципалитетах планируется развернуть другие сервисы «Умного города».

Читайте также:  Завершено голосование

«Цифровые платформы умных городов «заточены» на диалог с гражданами, на качественную обратную связь с органами местного самоуправления и органами исполнительной власти. Кроме того, новый «умный» формат задает высокую планку в отношениях граждан с государством. Все обращения, жалобы и предложения, поступающие от пользователей, быстро обрабатываются операторами и в максимально короткий срок передаются исполнителю. Цифровая платформа – это и удобная поисковая площадка для тех «юзеров», которым необходимо срочно найти адрес и способ связи с тем или иным государственным учреждением, а также для тех, кто ищет контакты своего участкового или депутата. Привычные услуги, но с инновационным подходом, – это и есть тот конструктор, из которого собирается умный и высокотехнологичный город, отвечающий самым высоким запросам жителей», – подчеркнул директор Регионального информационно-аналитического центра Ставропольского края Сергей Рудомёткин.

Напомним, ведомственный проект цифровизации городского хозяйства «Умный город» разработан Минстроем России в 2018 году, и в настоящее время реализуется в рамках двух национальных проектов: «Жилье и городская среда» и «Цифровая экономика Российской Федерации». «Умный город» – единая информационная система, построенная на основе цифровых технологий, объединяет различные функциональные модули и группы пользователей по таким направлениям, как безопасность, управление ресурсами и услугами, вовлечение горожан, управление и развитие человеческого капитала. Она позволяет эффективно управлять городской инфраструктурой, а также создает удобные и комфортные сервисы для жителей.

также: Эксперты обсудили проблемы «Умного города» в регионах: дело не только в деньгах >>>

АО «Русатом Инфраструктурные решения» – дивизион Госкорпорации «Росатом», разработчик цифровых решений и отраслевой интегратор по направлениям «Умный город», «Централизация систем ресурсоснабжения», «Чистая вода». Компания управляет неатомной генерацией в 6 городах присутствия Росатома, занимается проектами по цифровизации муниципального и регионального управления, проектами модернизации и повышения надежности ресурсоснабжения городов с применением современных цифровых решений, направленных на повышение качества жизни в малых и средних городах. В настоящее время внедряет цифровые решения различного уровня в работу муниципалитетов «атомных» городов, а также в городах Ставропольского края, Томской, Мурманской, Нижегородской, Сахалинской областей и других регионов.

также: Система «Умный город» развёрнута в столице Республики Тыва >>>

«Умными» должны быть не только города-миллионники — не стоит забывать о малых и средних городах, где проживают не более 50 и 100 тысяч человек соответственно. Их немало: почти тысяча малых городов и более двух сотен средних.

Но количество населения в них сокращается: жители, особенно молодежь, перебираются в более крупные города или в столицу, когда появляется такая возможность. И причина таких переездов — не в нехватке патриотизма или желании лёгких денег. У малых городов действительно есть видимые проблемы, из-за которых условия жизни проигрывают мегаполисам.

Проблема первая — финансовая. Не секрет, что в России сейчас по сути распределительная система, когда основные налоги уходят в федеральный центр, оттуда средства идут в регионы и уже в последнюю очередь возвращаются в муниципалитеты.

В результате страдает инфраструктура: зачастую не хватает денег на базовые потребности: ЖКХ, школы, детские сады. В такой ситуации цифровизация, помощь предпринимателям, инвестиции в местные компании и инициативы становятся не самыми приоритетными задачами.

Ещё одна преграда — даже если средства есть, законодательство крайне ограничивает направления трат муниципалитетов. Развиваться в таких условиях как малому бизнесу, так и частным гражданским инициативам непросто.

При этом конкуренция в малых городах практически такая же, как и в столице. И это проблема номер три. Предприниматель, работающий в небольшом городе, просто не в состоянии конкурировать с крупными федеральными сетевыми гигантами в ритейле, связи, сфере обслуживания.

Проблема номер четыре: исправить ситуацию, просто закидав малые города инфраструктурой и деньгами, не выйдет.

Ваш браузер не смог пройтипроверку

Дмитрий Гришин, директор проектного офиса компании «Русатом Инфраструктурные решения» («РИР», входит в Росатом)

Сама по себе инфраструктура не меняет вопроса. Здесь вступает в игру так называемая «формула счастья», которая объясняет, почему людей устраивает (или не устраивает) место, где они живут. Она гласит: для того, чтобы чувствовать себя счастливыми, людям нужен не просто доступ к городским удобствам. Необходимы механизмы самореализации, влияния на обстановку вокруг себя, ощущение собственной нужности, а также возможности видеть и оценивать результат собственных действий.

Как совместить все факторы, сформировать платформу для реализации формулы счастья — и сделать так, чтобы она работала на благо города? Чтобы ответить на этот вопрос, в «Русатом Инфраструктурные решения» провели исследование возможностей развития территории города с помощью цифровой среды и создали модель, которая позволит запустить механизмы локальной экономики.

В результате получилось создать принципиально новую локальную экосистему. С одной стороны, она позволяет реализовывать предпринимательские инициативы и привносить в город дополнительные деньги для развития, с другой – создает комфортные и удобные сервисы для людей.

Как работает такое решение?

В чем суть? Новая глобальная экосистема города – саморазвивающаяся система, которая дает территории новые возможности, при этом позволяет городу зарабатывать на росте стартапов, венчурном финансировании, сохранении оплаты транзакций за цифровые сервисы.

«Сама цифровая платформа  — это отдельное приложение, на котором городские сервисы и малые предприятия представлены в виде отдельных модулей, мини-приложений. Создать мини-апп для “умного города” — куда дешевле, чем разработать полноценное приложение для IOS и Android. Но по внешнему виду и функционалу оно не будет проигрывать конкурентам. Это само по себе отличное подспорье для развития бизнеса, как и доступ к городской аудитории», — говорит Дмитрий Гришин.

Жители получают через платформу информацию о городских событиях, о работе городских служб, о расписании транспорта. Можно также начинать собственные инициативы — например, местный клуб путешественников может создать сервис по составлению туристических маршрутов или организации пешеходных экскурсий, чаты и группы для тематических обсуждений и так далее.

Жители видят, что их инициативы приносят определенный результат, и знают, что их навыки могут быть применимы там, где они живут. А от этого — от возможности напрямую повлиять на собственную среду обитания — и зависит формула счастья.

Организационное управление экосистемой может быть возложено на созданное некоммерческое объединение (НКО). Оно сможет самостоятельно привлекать средства и затем распоряжаться ими, формируя местные акселераторы и другие программы развития. НКО объединяет местную администрацию, бизнес, инвесторов и жителей.

Все участники локальной среды объединяются на цифровой платформе «умный город» — и помогают создавать те сервисы, которые нужны именно здесь. При этом все данные остаются у города, и по ним можно понять эффективность городских проектов, инициатив и общественного мнения.

Похожая экосистема уже реализуется в финском городе Тампере, который после закрытия завода Nokia столкнулся с резким падением доходов бюджета, ростом безработицы и другими проблемами. Но благодаря объединению всех сообществ на одной платформе, условиям для запуска стартапов и развитию технологий «умного города» сегодня Тампере — один из наиболее быстро развивающихся городов страны.

Первые результаты

Тестирование цифровой платформы в городе Глазов: уже на первом этапе сообщества смогли предложить сразу пять интересных бизнес-проектов. Это, например, создание киберспортивных команд и клубов по нескольким кибердисциплинам.

Это и туристический проект с экскурсиями по местным маршрутам. Другие интересные инициативы — гильдия программистов, которая позволяет местным айтишникам находить заказчиков и наставников. И «ИнфоМама» — агрегатор новостей и рекомендаций местного родительского объединения.

Что дальше?

В «РИР» уверены, что платформа будет востребована, и планируют развернуть ее в других в малых и средних городах. Дополнительным подтверждением эффективности решения стала конференция с представителями муниципалитета десятков городов, состоявшаяся в конце ноября. Среди прочих вопросов обсуждалось и формирование подобных экосистем.

«В очередной раз мы убедились, что большинство малых и средних городов испытывают схожие проблемы. Они могут быть решены в том числе и с помощью нашей модели, — говорит Дмитрий Гришин. — Методика Lean Smart Citizens-Business и цифровые инструменты запускают единую комплексную модель взаимодействия городских сообществ, предпринимателей и муниципалитета для управления изменениями и развитием территории. Это происходит через регулярное выявление предпринимательских идей у населения с последующей реализацией на цифровой платформе “РИР” силами местных разработчиков».

Город получает важный инструмент для инкубации и акселерации деятельности сообществ, которые должны быть включены в бизнес-активность. Местный бизнес потянется на платформу, ведь создать и запустить свое приложение, например, для небольшой местной пиццерии — очень дорого.

Сделать же это на городском суперапе — в 4-5 раз дешевле. Таким образом, город становится инноватором: позволяет оставлять деньги на территории и поддерживать существующие там таланты.

Фото на обложке: Vladimir Mulder / Shutterstock

Ваш браузер не смог пройтипроверку

«Русатом Инфраструктурные решения» запустил в эксплуатацию платформу «Умный город» в 12 атомных городах. Гендиректор компании Ксения Сухотина объяснила, чем инструментарий для муниципалитетов отличается от решений для региональных администраций и где можно взять деньги на цифровизацию городской среды.

— В апреле гендиректор госкорпорации Алексей Лихачев объявил, что «Росатом» бесплатно передаст цифровую платформу 10 атомградам. Почему бесплатно?

Ваш браузер не смог пройтипроверку

— С «Умным городом» «Росатома» уже работают 13 атомных городов. Кроме 10, о которых мы говорили, это Саров, где платформа развернута давно и максимально широко, его можно считать R&D-центром в области цифровых технологий для города. Плюс Десногорск и Полярные Зори. Сейчас мы ведем переговоры с другими пристанционными городами, начали разворачивать систему в Усолье-Сибирском в Иркутской области.

— Что представляет собой процесс передачи технологии?

— Он довольно трудоемкий, просто установить платформу недостаточно. Нужно, чтобы она нормально встроилась в городскую среду, была востребована и отвечала потребностям города. Буквально за пару месяцев наши команды провели колоссальную работу: постоянно общались с представителями муниципалитетов, обучали сотрудников, решали юридические вопросы. Хочу поблагодарить глав городов и департамент по работе с регионами госкорпорации за помощь и активное участие во всех процессах.

Еще один важный момент — ​необходимо реорганизовать администрирование. Платформа будет бесполезной, если по-прежнему будут потери времени, забюрократизированность процессов, их дублирование, не будет отлажено взаимодействие участников. Автоматизация — ​не модная электронная игрушка, она обнаруживает ненужные звенья и дает старт внутренней трансформации процессов в городских администрациях.

— Вы с ЗАТО на каком этапе — реорганизации процессов или автоматизации?

Читайте также:  Городская администрация самара официальный сайт

— Мы еще в 2019 году подписали соглашения с 18 атомными городами по внедрению системы администрирования процессов Lean Smart City, большую подготовительную работу выполнили. Конечно, улучшение — ​это бесконечная работа, как и улучшения в ПСР, на которой основана Lean Smart City. Но даже после первого этапа наладки цепочек реагирования на запросы горожан установить цифровую платформу стало дешевле и проще. Передача самой платформы из-за пандемии стала логичным продолжением работы.

— Для чего нужна система Lean Smart City?

— Нельзя цифровизировать беспорядок, это не даст результата. Сначала надо организовать процессы по уму, тогда цифровизация станет не отвлеченной задачей, а инструментом повышения производительности. Сначала эксперты компании «Русатом Инфраструктурные решения» и работники муниципалитетов анализируют процессы, выстраивают их более эффективно, и только потом подключаются цифровые сервисы — ​те, которые больше всего нужны городу. Это позволяет муниципалитету не создавать лишнее, получить те сервисы, которые закрывают его потребности.

Кроме того, мы постоянно развиваем систему, наполняя ее новыми сервисами. В этом году реализован проект «Умный город» в Железноводске Ставропольского края. Сейчас мы начинаем его тиражировать в других городах региона. Несколько крупных проектов по цифровизации реализуются в Мурманской, Томской областях и других регионах.

На базе платформы «Умный город» мы сформировали новый продукт «Интеллектуальная транспортная система». Это комплексное решение, включающее в себя системы управления дорожным движением, парковочным пространством, пассажирским транспортом. Также в него входит возможность математического моделирования и прогнозирования дорожной ситуации и система весогабаритного контроля. Все системы объединены в сеть, что открывает перед городом абсолютно новые возможности. По нашим оценкам, внедрение такой системы на 25–30 % увеличит пропускную способность дорожной сети. Снизит смертность в результате ДТП на 15–20 % в год, в целом уменьшит среднее количество ДТП на 10–15 % в год. Уменьшит количество закупаемых автобусов и улучшит движение пассажирского транспорта. И это все без реконструкции или строительства новой дорожной инфраструктуры.

— А какой набор функций получили администрации в атомных городах?

— Каждый город получил одинаковый базовый набор функций. Он включает модуль для коммунальных служб, модуль городских служб, школ, детских садов, полицейских участков и модуль, где депутаты могут контролировать качество выполнения работ. Это набор функций, который автоматизирует и переводит процессы в онлайн, а потому облегчает взаимодействие жителей со школами, поликлиниками, муниципальными ведомствами.

— Смогут ли жители онлайн сообщить о какой-то проблеме в городском хозяйстве?

— Да, модуль решения проблем, как мы его называем, входит в базовый пакет. Система устроена так, чтобы горожане получали обратную связь.

— Систему долго налаживали?

— В июле — августе шла тестовая эксплуатация, все проверяли волонтеры. Надо, чтобы люди, которые распределяют задания между исполнителями, были полностью готовы к внедрению системы. Согласитесь, странно было бы представить цифровую платформу, которой толком не воспользоваться. Все получили бы негативный опыт. Наша задача — сделать работу качественно, чтобы горожане увидели улучшения в работе местных властей, больше доверяли им.

— Когда сдали систему в эксплуатацию?

— В начале сентября. Все вернулись из отпусков, с дач и могут в полной мере пользоваться сервисами.

— Что будет после того, как администрации атомных городов освоят первичный функционал?

— Развивать систему будем исходя из запросов администраций и жителей. В июне мы провели онлайн-хакатон. Постарались привлечь как можно больше жителей атомных городов, чтобы они могли сами для себя формировать комфортную среду. Многие решения, не только победителей, будем внедрять. Этот эксперимент с живыми лабораториями удался, будем его продолжать.

— Вы работаете не только с мэрами, но и с губернаторами. Как функционал «Умного города» можно адаптировать к их задачам? Ведь губернатор не разбирается с ямами на дорогах или неработающими фонарями.

— Наш опыт показывает, что административные процессы на уровне города и области не особо различаются. В одном из регионов, с которыми мы сейчас работаем, стоят те же самые вопросы по мониторингу коммунальной техники, контролю подрядчиков, которые занимаются строительством дорог. Даже прием и обработка сообщений на уровне региона те же, что и в городе. Конечно, отличия тоже есть. Город в большей степени занимается вопросами ЖКХ и муниципального транспорта. У губернатора к ним добавляются задачи по усилению инвестиционной привлекательности, стратегическому развитию региона, работе с человеческим капиталом — ​чтобы жители были довольны и не уезжали жить и работать в другие регионы. Как следствие, увеличивается объем информации, меняется структура внедрения.

— Каким образом?

— В регионах на первый план выходит необходимость интеграционной платформы. В администрации региона действует много информационных систем — ​гораздо больше, чем в городе. Часто это сквозные системы, которые обслуживают конкретную функцию. Они действуют в каждом городе региона и подключены к федеральным системам. Например, в регионе установлены системы, которые отслеживают жалобы пользователей в соцсетях, чтобы отрабатывать их как официальные запросы. Есть платформы обратной связи, такая система сейчас внедряется на уровне страны. Весь этот ИТ-ландшафт необходимо учитывать и объединять, в этом и есть предназначение интеграционной платформы. Когда она готова, к ней можно подключить отраслевые модули, например по транспорту, ЖКХ, здравоохранению. А верхний уровень — ​это дашборды: программы систематизируют все аккумулируемые данные и формируют сводные отчеты, которые используют губернатор и региональное правительство в своей работе. Если в городе обычно достаточно одного дашборда, то на уровне регионов их становится гораздо больше. Объема данных, метрик, по которым надо сводить информацию, и направлений деятельности, конечно, тоже больше.

— Если в городе житель может пожаловаться на неубранный снег и понимает, что его запрос получает напрямую мэр, то на региональном уровне как организовано взаимодействие?

— Мы разработали, на наш взгляд, универсальную модель: несколько ступеней, по которым проходит каждое сообщение, чтобы его корректно маршрутизировать. Эти данные вносятся в систему, строится алгоритм. И у исполнителя больше нет в голове хаоса из-за того, что он не понимает, куда надо направить сообщение о той или иной проблеме.

— Как формируется эта модель?

— При внедрении мы собираем все данные по муниципалитетам региона, структурируем их по категориям и подкатегориям, заводим данные в систему. Затем создается нормативный документ, позволяющий региональным администрациям увеличивать количество категорий, по которым жители могут обращаться. А житель, со своей стороны, в интерфейсе выбирает категорию, подкатегорию, отправляет сообщение, через два дня ему приходит уведомление о том, что оно принято в работу. Средний срок решения проблемы — ​10 дней.

— Систему устанавливают на серверные мощности администраций?

— Платформа и все данные 12 атомных городов, кроме Сарова, хранятся на мощностях Калининского ЦОДа. Это защищенный отраслевой объект информационной инфраструктуры, и мы понимаем, что с ним ничего не произойдет. И здесь еще и хороший пример междивизионального взаимодействия по развитию новых продуктов в отрасли.

— А данные «неатомных» клиентов где будут храниться?

— Большинство регионов хотят, чтобы система внедрялась и данные собирались на их серверах. В этом случае они покупают у нас лицензию, сейчас она бессрочная. Некоторым не нужна система, они хотят купить услугу. В этом случае информация хранится на наших серверах.

— Какого рода услуги имеются в виду?

— Например, в городе уже есть умные остановки, но муниципалитет хочет показывать на мониторах что-то интересное про маршрут или город. Тогда они покупают контентное сопровождение как услугу.

— Как строится работа с новыми клиентами?

— Участвуем в конкурсе, который объявляет муниципалитет или регион. Если выигрываем конкурс, собираем команду. На каждый проект выделяются аналитики, архитекторы, разработчики, дизайнеры и другие специалисты. Можем сами выйти на потенциальных заказчиков: демонстрируем возможности системы, обсуждаем, какую проблему им нужно решить, какие модули для этого нужны.

— Что просят?

— По-разному. Иногда очень конкретный сервис. Тогда мы отправляем опросные листы, по каждому сервису они различаются. Они нужны для детализации требований. С обеих сторон назначается руководитель проекта, затем приступаем к внедрению. Конфигурация может быть и специфическая, если есть конкретная проблема. Вот пример. Муниципалитет обратился к нам с просьбой решить системную проблему: после сильных снегопадов снег с улиц никто не убирал, хотя подрядчик клялся, что вся техника на линии. Мы проанализировали процесс и выявили пробел в отчетности. Ликвидировали мы его просто: установили датчики на технику, информация стала поступать в ситуационный центр в муниципалитете. Профильный департамент получил возможность видеть технику в реальном времени и быстро формировать отчеты. Верить на слово подрядчику уже не требовалось: система собирала объективные данные.

В случаях со сложным ИТ-ландшафтом, где работает много разных ИТ-систем, надо сначала собрать информацию по каждой: какие есть, в каком они состоянии, могут ли они интегрироваться, какие данные выдают. Еще один вариант — ​если клиенту нужны умные девайсы: остановки, информационные панели, датчики и т.

— Если в городской казне не хватает денег на «Умный город», где их можно найти? Что можно посоветовать главе города?

— Есть конкурсы на гранты, субсидии. Например, недавно в конкурс «Лучшая муниципальная практика» включили новую номинацию «Модернизация городского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений». Конкурс ежегодный, поэтому разные муниципалитеты получают шанс претендовать на призовое место. Объем финансирования — ​порядка 75 млн рублей, сумма существенная. Есть гранты от Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, которые распределяются по постановлениям № 550 и 555 через различных операторов. Кроме того, можно заключить концессионное соглашение.

— Как оно работает?

— Это формат государственно-частного партнерства. Он наиболее популярен в сфере ЖКХ. Суть такая: есть муниципальное предприятие, например «Водоканал», чье оборудование настолько изношено, что скоро совсем развалится. Тогда может прийти концессионер — ​частная компания. Она заключает соглашение с муниципалитетом, подписывает с ним инвестиционную программу, в соответствии с которой вкладывает свои и привлеченные деньги в этот «Водоканал» и эксплуатирует его в течение определенного времени. Возможность включать ЦОДы, информационные платформы в концессионные соглашения появилась только в 2018 году после внесения поправок в законодательство.

— Системы для умных городов сейчас разрабатывает много компаний, преимущественно из телекома. Почему «Росатом» вышел в этот сегмент?

— Мы занимаемся «Умным городом» потому, что предприятия «Росатома» присутствуют в 29 российских городах, где живет 2 млн человек. «Росатом» заботится о том, чтобы качество жизни в этих городах повышалось, человеческий капитал сохранялся и приумножался, люди могли получить тот же набор сервисов, столь же качественные услуги, что и в крупных городах.

Читайте также:  Новости и сообщения из официальной группы Вконтакте Интернет-портала Культурный регион

Кроме того, диверсификация, развитие новых, в том числе высокотехнологичных, продуктов — ​это одна из отраслевых стратегических целей. Конкретно для нас это означает рост выручки, устойчивость и долгосрочное развитие нашей компании. Благодаря новым бизнесам у нас будет больше средств на развитие основного бизнеса компании «Русатом Инфраструктурные решения» — ​теплоэлектростанций, снабжающих теплом, светом и горячей водой крупные предприятия «Рос­атома» и жителей атомградов.

В каких атомных городах стало лучше жить

Ваш браузер не смог пройтипроверку

Если в 2018 году индекс качества городской среды превышал 200 баллов в трех атомных городах, то в 2021-м — ​уже в 13. Таковы результаты масштабного исследования Минстроя, в котором ежегодно принимают участие все российские города.

Индекс качества городской среды Минстрой высчитывает с 2018 года. Согласно этой методике зона благоприятности начинается с 180 баллов. В первый год исследования городов с таким результатом было 23 %, в 2021 году стало почти 44 % (490 из 1117 — ​на 115 больше, чем в 2020‑м). Задача федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» — ​увеличить этот показатель к 2024 году до 60 %, к 2030‑му — ​до 80 %. А среднее значение самого индекса к 2024 году должно составлять не менее 212 баллов, это зона комфорта.

Большинство атомградов уже сейчас входят в зону благоприятности. Меньше 180 баллов у четырех из 26: Билибина, Краснокаменска, Певека и Усолья-­Сибирского, недавно присоединившегося к атомной семье. В 2018 году таких атомградов было девять.

Большая часть городов получила даже свыше 200 баллов. Лидирует Саров (222), следом идут Лесной и Заречный Пензенской области (по 220). Но и у атомных городов, которые не преодолели этот условный рубеж, результаты значительно улучшились по сравнению с 2018 годом. 14 атомградов обогнали свои областные центры.

Наибольшее количество баллов набрала Москва — 293. В тройке лидеров городов­-миллионников кроме столицы Санкт-Петербург (256) и Казань (210). Среди городов с населением от 250 тыс. до 1 млн на первом месте Тюмень (233), на втором — Краснодар (225), на третьем — Калининград (223).

Ваш браузер не смог пройтипроверку

Ваш браузер не смог пройтипроверку

Города разделены на 10 размерно-­климатических групп для корректного составления шкал оценки и сравнения. Индекс учитывает ключевые принципы развития городов: приоритет пешеходных пространств, временные затраты на дорогу до работы, разнообразие досуга, типов общественных пространств в городе, инфраструктуры и многое другое — ​всего 36 индикаторов. У каждого 10‑балльная шкала. Индекс качества городской среды — ​сумма этих оценок, то есть максимум 360 баллов.

Данные для 19 показателей берут из открытых источников: поисково-­информационных картографических служб, географической информационной системы, космических снимков территорий, социальных сетей. Для 17 показателей данные присылают субъекты и органы статистики, федеральные органы исполнительной власти.

Результаты опубликованы на сайте индекс-городов. Там есть баллы города в целом и по категориям, сравнение с другими городами региона и размерно-климатической группы.

Что обсуждали на Форуме городов в Москве

Ваш браузер не смог пройтипроверку

Малым
городам с высоким научным и технологическим потенциалом, где создаются основные
продукты и услуги корпораций страны, необходимы системные программы развития. К
такому мнению пришли участники Форума городов, проходившего 25–26 августа в
Москве. «Росатом» провел его в пятый раз, но впервые во встрече участвовали
представители других компаний: «Роскосмоса», «Норникеля», «Северстали», РЖД и
«Ростеха». Выяснилось, что порядка 500 городов разных корпораций испытывают
схожие проблемы, решить которые можно только в партнерстве друг с другом и с
государством.

Партнерство стало лейтмотивом как официальных,
так и кулуарных дискуссий форума. Все приглашенные компании вкладывают немало
сил и средств в развитие территорий присутствия, на форуме они поделились своим
опытом. К­огда-то все эти города создавались как точки прорывного развития,
отметил в приветственной речи первый заместитель руководителя Администрации
президента РФ Сергей Кириенко. Их главное конкурентное преимущество —
​интеллект и творческие способности живущих там людей. Но для полноценной
реализации этого потенциала необходима современная комфортная среда. «По
комфорту жизни мы должны конкурировать не только с соседними городами или
столицами регионов, но и с лучшими столицами мира. Для этого нужно использовать
ресурс и самих городов, и крупнейших российских компаний, и органов власти», —
​отметил Сергей Кириенко.

В России порядка 500 таких городов, в них
живет 12 % населения страны, то есть примерно каждый десятый россиянин. Там
производится более 50 % высокотехнологичной продукции. В контуре «Росатома» —
​26 малых городов с более чем 2 млн человек. Однако законодательная база не
позволяет госкорпорациям и бизнес-­структурам, в чьей зоне ответственности находятся
города, полноценно инвестировать в их развитие. Выступая на форуме, глава
«Росатома» Алексей Лихачев напомнил, что для госкорпорации улучшение качества
жизни в атомных городах входит в топ‑3 ключевых задач наряду с выполнением
гособоронзаказа и развитием гражданской продукции. Причем без решения первой
задачи невозможна работа по остальным двум. «В каждом нашем городе есть свои
точки роста, будь то уникальная среда для отдыха, театр, спорт или
предпринимательство. Задача форума — ​стать клубом лучших практик. Но также мы
должны заглянуть в будущее и понять, что нужно сделать сегодня, чтобы через 10
лет наши города стали на порядок лучше. Мы должны умножить лучшие практики,
которые уже существуют в городах, на лучшие технологии, которыми обладаем мы и
другие корпорации», — ​считает Алексей Лихачев.

Обмен
гостиными

В первый день на форуме работали гостиные пяти
приглашенных компаний: «Роскосмоса», «Норникеля», «Северстали», РЖД и
«Ростеха». Их представители презентовали свой опыт развития городов присутствия
по таким направлениям, как здоровье, инфраструктура, образование, культура и
местные сообщества. К примеру, мэр Норильска Дмитрий Карасев рассказал о
программе развития городской инфраструктуры до 2035 года, принятой совместно с
«Норникелем» и правительством Красноярского края. В гостиной «Роскосмоса»
знакомили с программой по подготовке кадров начиная с детского сада. И
заинтересовались проектом «Большой Саров», который ведет «Росатом».

«Не все решается деньгами. Можно построить
больницы, закупить современную технику, но, если не хватает врачей, проблема не
решится, — ​говорит глава Новоуральска Вячеслав Тюменцев. — ​У одной из
компаний, например, интересная практика дополнительных выплат медработникам как
вариант решения проблемы с кадрами».

Медицинские
проблемы

В Челябинской области расположены три ЗАТО
«Росатома»: Озерск, Снежинск, Трехгорный. Недавно там провели опрос о насущных
городских проблемах, медицина стоит на первом месте. Проблемы в здравоохранении
отметили 76 % жителей Озерска, 75,5 % — ​Снежинска, 83,8 % — ​Трехгорного. Для
сравнения, неудовлетворенность дорогами значительно ниже: 33, 35 и 44 %
соответственно. По ЖКХ — ​25, 30, 33 %.

Ваш браузер не смог пройтипроверку

Губернатор Калужской области Владислав Шапша, главврач «Коммунарки» Денис Проценко, вице-спикер Госдумы Ирина Яровая, первый замглавы «Росатома»
Кирилл Комаров, замначальника Управления президента РФ по внутренней политике Владимир Мазур, губернатор Челябинской области Алексей Текслер

«Как глава региона я не могу никакой помощи оказать учреждению ФМБА, хотя оно расположено на моей территории. Почему бы нам не делать дополнительные выплаты врачам? Но при действующем законодательстве это невозможно. Давайте работать над его гибкостью, — ​обратился к приглашенным на форум представителям правительства, действующим депутатам Госдумы и кандидатам в депутаты губернатор Челябинской области Алексей Текслер. — ​Нужно менять нормативно-­правовую базу. Я приветствую желание «Росатома» вой­ти в медицину, несмотря на то что это не профильный актив. Задачи, которые сегодня стоят по безопасности страны и технологическому лидерству, идут в триединстве с развитием городской среды. Вариантов нет, иначе разъедутся люди, если мы эти проблемы не будем решать».

Встреча с представителями правительства стала
итогом форума. На ней кураторы по всем пяти направлениям первого дня выступили
с докладами, в которых коротко изложили лучшие практики компаний, общие
проблемы городов и предложения для их решения. Кандидат в депутаты Госдумы,
главный врач больницы в Коммунарке Денис Проценко поблагодарил участников
форума и предложил включить эти инициативы в народную программу партии «Единая
Россия» и в повестку Госдумы нового созыва. «Я сейчас езжу по регионам, собираю
информацию о проблемах и лучших практиках по их решению. И могу сказать, что ни
КТ-аппараты, ни ремонты, ни даже строительство поликлиник ничего не даст, если
мы не поменяем ментальность врачей. Если не начнем заниматься
командообразованием в клиниках по тем же стандартам менеджмента, которые
госкорпорации внедряют на своих предприятиях, — ​отметил Денис Проценко. — ​Важна
пациентоориентированность: пациент должен быть в центре процесса. Важна
цифровизация — ​чтобы из Сарова в федеральную клинику не нужно было везти
чемодан с анализами. Цифровизация рушит барьер между властью, врачом и
пациентом, система становится прозрачной. Это реализовано в поликлиниках в
Москве, нужно делать то же самое в других городах».

Полезный
формат

Первый заместитель главы «Росатома», директор
блока по развитию и международному бизнесу Кирилл Комаров рассказал о
позитивных результатах решения распространить на атомные города формат
территорий опережающего социально-­экономического развития (ТОСЭР). Сегодня в
восьми городах «Росатома» созданы ТОСЭР, туда пришли 54 компании с
инвестициями, более 7 млрд руб­лей в сумме. Дополнительным стимулом развития,
добавил Кирилл Комаров, стало решение о консолидированной группе
налогоплательщиков. Введение этой нормы в российское законодательство позволяет
«Росатому» перераспределять свои налоговые платежи в пользу регионов
присутствия. «В 2020 году мы дополнительно выплатили благодаря этому механизму
46 млрд руб­лей в региональные бюджеты», — ​сказал Кирилл Комаров. Однако
механизм в рамках действующих законов перестанет работать уже в 2023 году. Первый замглавы «Росатома» призвал представителей законодательной власти
обратить внимание на данный вопрос и сохранить в законе механизмы поддержки
городов присутствия атомной отрасли.

«Развитие наших технологий, значительное
увеличение жизненного цикла наших объектов формулируют перед нами серьезную
задачу — ​обеспечить производство на весь период работы квалифицированными
сотрудниками и, что очень важно, обеспечить для них комфортные условия для
жизни и самореализации. Нам нужны люди, и мы всерьез задумались над тем, как
обеспечить на государственном уровне системное развитие наших городов, —
​сообщил директор департамента по взаимодействию с регионами «Росатома» Андрей Полосин. —
​Государственная модель развития атомных технологий демонстрирует свою
эффективность. Назрела необходимость формирования сходной государственной
модели, которая позволит нашим городам развиваться опережающими темпами,
создавая тем самым и условия для развития технологий. Необходимо изменить
понимание того, что мы делаем, увеличить горизонт планирования. Перейти от
тактики решения текущих задач к стратегическому планированию будущего».

По итогам форума был подписан меморандум о
сотрудничестве с депутатами Госдумы. А также принято решение сформировать
рабочую группу в нижней палате нового созыва, которая займется решением проблем
развития городов присутствия крупных высокотехнологичных компаний. В частности,
депутат Денис Кравченко обратился к коллегам с предложением создать
государственную программу, которая была бы направлена на стимулирование
развития территорий с научно-­техническим потенциалом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *